Тема
работы: «Составление проектной задачи в начальной
школе»
Цель
работы: показать алгоритм составления проектной
задачи Актуальность работы над проектной задачей:
Актуальность работы над проектной задачей заключается в том,
что при оптимальном применении проектных задач на уроках в начальной школе учитель
формирует у обучающихся мотивацию к обучению, создает на занятиях ситуацию
успеха, условия для повышения информационной культуры обучающихся, умело
включает в деятельность, формирует УУД, что позволяет делать уроки более
интересными и отвечающими требованиям ФГОС.
Под проектной задачей понимается задача,
в которой через систему или наоборот заданий целенаправленно стимулируется
система детских действий, направленных на получение еще никогда не
существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), в ходе решения которой,
происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача
принципиально носит групповой характер. Отличие проектной задачи от проекта
заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все
необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и
требуемых для их выполнения.
Проектная задача — это набор заданий, стимулирующих
систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно
качественное самоизменение учащихся (Воронцов Алексей Борисович автор
технологии «Проектные задачи»).
Ирина Валентиновна Жакулина
дает похожее определение: «Проектная задача — это задача, которая в
квазиреальной (проблемной), квазимодельной ситуациях
использует те общие способы, средства действия, которые дети формулируют в
рамках учебных задач. То есть это перенос общих способов, средств действия в
модельную ситуацию, где мы можем увидеть, как дети действуют в малых группах в
нестандартной ситуации».
Я
остановлюсь подробнее на примере проектной задачи по теме «Помоги Маше полюбить
математику» 1 класс УМК «Школа России»
Проектная
задача. «Помоги Маше полюбить математику» 1 класс.
1.
Паспорт проектной задачи
Тип |
Межпредметная |
Место |
Проводится |
Дидактические |
1.Комплексное 2.Апрбация 3. 4. |
Предметные |
Предметные 1.Знание 2.Умение 3.Умение 4.Умение 5.Умение Метапредметные 1.Умение 2.Умение 3.Умение 4.Владение 5.умение 6.Умение 7.Умение 8.Умение |
Планируемый |
Умение Умение Умение |
Критерии |
Правильность Взаимодействие |
2.
Замысел проектной задачи.
Проектная задача состоит из шести заданий,
выполнять задания можно в любой последовательности, но лучше, если задания
будут выполнены по порядку.
Задание №1 предполагает определение имени
героини мультипликационного фильма, которая является героиней проектной задачи.
В этом задании дети должны будут выполнить звуко-буквенный анализ слова и
соотнести количество звуков и букв в слове. Результат – слово, в котором
совпадает количество звуков и букв, являющееся именем героини мультфильма.
Задание № 2 предполагает выявление
фактических ошибок в письме Маши к ребятам.
Результат – устранение фактических ошибок
Машиного письма.
Задание № 3. В этом задании ученики демонстрируют
знания о том, кого называют насекомыми, закрепляют представления о том, что
всё живое на Земле нужно беречь.
Результат. Закрепление знаний о том, кого
называют насекомыми. Принят посыл к выполнению следующего задания — переходу на
лесную полянку.
Задание №4 предполагает определение
порядка следования героев к лесной полянке и фиксирование этого порядка на
чертеже, а также знание порядкового счёта для расположения объектов в
пространстве при заданном направлении движения.
Результат – составлена схема, которая
учитывает порядок следования героев и заданное направление их движения.
Задание № 5. В этом задании детьми будут
продемонстрированы умения производить операции с числами в пределах сотни,
умение сравнивать числа в пределах сотни, а также первоклассникам встретятся
общепринятые сокращения метр. Учитель сам принимает решение о знакомстве
детей с терминами и сложении, вычитании чисел в пределах 100. Объяснение
производит сам учитель или обращается за помощью к ученикам, кому знакомы эти
величины и действия с круглыми числами в пределах 100.
Результат – найден самый короткий путь от
дома медведя до лесной полянки.
Задание № 6. В данном задании дети
продемонстрируют регулятивные умения: умение планировать, распределять
поручения, рационально решать задачи; а также умение договариваться, работать
в группе.
Результат – книга «Числа в загадках,
пословицах, поговорках».
Для выполнения проектной задачи
рекомендуется выделить до двух уроков учебного времени.
Итоговым продуктом является составление
книг «Числа в загадках, пословицах, поговорках».
В конце второго урока каждая группа
представляет свою книгу.
3.
Содержание проектной задачи.
На мою электронную почту пришло письмо от
героини известного мультфильма. Она просит вас, чтобы вы помогли ей полюбить
математику, так как эта героиня считает, что математика неинтересный и ненужный
в жизни предмет.
Задание 1.
Чтобы узнать, какая героиня мультфильма
просит вас о помощи, нужно выполнить задание, в каком имени девочки, количество
звуков и букв совпадает:
Юля Рая
Маша
Какие математические знания пригодились
при выполнении этого задания?
Итак, вы узнали героиню известного
мультфильма. Маша отправила письмо на электронную почту, в котором пишет, что
ей совершенно не интересна и не нужна математика. Прочитайте Машино письмо и
исправьте фактические «ошибки», которые она допустила.
Задание 2.
«Дорогие ребята! Я очень люблю веселиться,
играть, петь, танцевать. А ещё я очень люблю ходить в гости к моему другу
медведю. Миша добрый, терпеливый, гостеприимный. Он любит лес и говорит, что
природу нужно охранять и беречь всех, кто в лесу живёт. Я удивилась и сказала:
«Что и всяких там насекомых, например, пауков, тоже нужно беречь?»
Миша спросил: «А ты знаешь, кого называют
насекомыми?» «Да известно, кого, всех, кто летает, ползает, у кого есть
крылышки»,- ответила я. «А вот и нет»,- сказал Миша. И предложил определить
мне, где на картинке изображено насекомое, а где паук?
Задание 3.
Найдите отличия на картинке. Определите,
на какой картинке изображено насекомое, на какой паук?
1
2
Назовите основной признак насекомых.
Какие знания математики пригодились вам
для выполнения этого задания?
Задание 4.
Миша пригласил Машу на лесную полянку,
чтобы познакомить со своими друзьями. Вместе с Мишей и Машей на полянку решил
побежать и зайчик. Наши герои шли в таком порядке: Миша шёл впереди Маши, но
позади зайчика. Кто шёл первым, кто последним? Подпиши на чертеже, в каком
прядке шли герои?
Какие знания математики вам пригодились?
Задание 5.
Выбери самый короткий маршрут от дома
медведя до лесной полянки?
Какие знания математики вам пригодились
при выполнении этого задания?
На лесной полянке Маша встретила много
животных, среди них были и насекомые, и пауки. Зверушки приготовили для Маши
стихи, загадки, пословицы, поговорки про цифры. Звери очень хотели, чтобы Маша полюбила
математику.
Задание 6.
Пользуясь таблицей, создай свою книгу «
Числа в загадках, пословицах, поговорках». (Вариантов таблицы должно быть
несколько)
Звери |
Цифры |
Стихи, |
|
|
Вот один (С.Я. |
|
|
У Сережи |
|
|
А за (С.Я. |
|
|
То ли (Загадка) |
|
|
На пятак (Поговорка) |
|
|
Цифру Гольцевой А. |
|
|
Семь раз |
|
|
Два Гольцевой А. |
|
|
У |
|
|
Если ж слева, ( С.Я. |
Итоговое
задание. Заполните таблицу.
Вопрос |
Ответ |
Кто из |
|
Назовите |
|
В каком |
|
Какой |
|
Нужна ли |
|
На каких |
|
Оцените |
|
Определите |
Рефлексивная анкета (заполняется
каждым участником по окончании работы в микрогруппе).
Поставь галочку по оценочной шкале:
1. Оцени,
насколько интересной тебе показалась проектная задача «Помоги Маше полюбить
математику».
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2. Оцени,
насколько сложными тебе показались предложенные задания
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3. Оцени
свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей
группе при решении заданий).
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4. Оцени,
насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5. Хотел
бы ты работать ещё раз в этой же группе? (Обведи)
Да
Нет
Почему?___________________________________________
Вывод:
1.В ходе решения проектной задачи и у обучающихся формируются следующие
способности:
-рефлексировать
(видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не
получилось; видеть трудности, ошибки)
-целеполагать
(ставить и «удерживать» цели)
-планировать
(составлять план своей деятельности)
-моделировать
(представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и
главное)
-проявлять
инициативу при поиске способа (способов) решения задач
-вступать
в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию,
принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
2.Работа
с проектными задачами и мини проектами в начальной школе является основой для
подготовки к проектной деятельности в среднем и старшем звене.
Информационные
источники:
1. Автор-составитель:
В.В. Улитко, научный сотрудник НМЦ ИРО ГОУ «ПГИРО» Проектные
задачи в начальной школе: Методические материалы для учителя / Авт.-сост. в.в.
Улитко. — Тирасполь:ПГИРО, 2014. — 64 с.
2. http://zagadki.info/zag/2.html,
загадки-[электронный ресурс]
3. http://zagadki.info/zag/2.htm,
загадки-[электронный ресурс]
4. http://pro-poslovicy.ru/poslovicy-pro-cifry-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-100/,
пословицы -[электронный ресурс]
Проектные задачи в начальной школе
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Конфуций
На чём основана проектная деятельность учащихся, в общем, и проектные задачи в частности
Выделяя основные тенденции в современном образовании, в том числе начальном, можно отметить: «Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения»[1].
Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.
Педагоги должны помочь маленькому человеку ориентироваться в этом сложном мире, решать поставленные жизнью задачи и выходить победителем из сложных ситуаций, легко адаптироваться в современной социокультурной среде.
Среди важнейших ценностных ориентиров начального образования отмечаются следующие[2]:
- формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке).
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.
Как видно из вышесказанного, решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.
Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность (основателями считаются американский психолог, педагог и философ Джон Дьюи и его ученик Уильям Килпатрик), которая способствует:
- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
- развитию творческих способностей и активности учащихся;
- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты только через проектную деятельность школьников.
Однако проектная деятельность свое центральное (ведущее) место занимает в подростковой (основной) школе. В начальной школе могут возникнуть только ее прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В деятельностной педагогике задачный принцип построения учебного содержания является ключевым. В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В. В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам ведет класс к постановке и решению очередной учебной задачи. Цель педагога на уроке постановки учебной задачи — создать в классе такую ситуацию, в которой дети приняли бы именно эту запланированную задачу.
Учебная задача всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому с ходу она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска через определенное время дети смогут решить эту задачу. Как уже отмечалось, результатом решения подобного типа задач является общий способ для решения широкого класса частных конкретно-практических задач, в процессе поиска которого происходят изменения в самих младших школьниках.
Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.
Творческая (олимпиадная) задача — это такая задача, которая не имеет готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, в основном спонтанно пытается сам найти способ решения. Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решают немногие учащиеся (ученики, обладающие нестандартным мышлением).
Что не могут сделать в обучении перечисленные типы задач? Они не позволяют:
- научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи; как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем;
- стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знал бы до решения этой задачи;
- содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе; как правило, задачи, которые мы предлагаем решать детям на уроке, искусственно связываются с групповыми формами обучения, формами учебного сотрудничества;
- оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но (в отличие от творческой задачи) с использованием известных детям способов действий;
- задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.
А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы.
Для осуществления перечисленных образовательных условий мы предлагаем ввести еще один тип задач — проектные задачи.
Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» ее решения.
Через опыт решения серии подобных задач на протяжении пяти первых лет обучения в школе младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Система заданий, которая входит в ткань задачи, фактически задает «стратегию решения» этой задачи. В 4—5 классах целесообразно вместо упорядоченной системы заданий использовать их неупорядоченный набор; в этом случае дети сами строят свою «стратегию» решения задачи. В предельном случае некоторые задания вообще не выделяются явным образом изначально. Выявление их в общем контексте задачи возлагается на самих учащихся. Такая форма проектной задачи является наиболее приближенной к собственно проекту.
Итак, проектная задача — это система (для 4—5 классов — набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».
Фактически проектная задача задает общий способ /проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.
Почему задачи такого типа получили название «проектные»?
Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится, и того, что в результате получается. Производимый «продукт», по словам К.Н. Поливановой, не является самоцелью, его нужно рассматривать в более широком контексте. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.
Проектная задача:
- имеет общий сюжет, задается реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;
- состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;
- двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);
- задания могут иметь определенные «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;
- заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).
Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?
- Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.
- Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.
- Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).
Итак, применение проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся младшей школы. Рассмотрим теперь, каким же образом на практике удаётся осуществлять проектную деятельность учащихся на примере межпредметной разновозрастной проектной задачи «Доктор Айболит».
Планирование работы начальной школы при решении проектной задачи
Цель учтеля: оценивание сформированности основных ключевых компетентностей у младших школьников при работе в группе или в паре, перенос способов действий в нестандартную ситуацию.
1 день |
Формирование разновозрастных групп из учащихся 2–5 классов, определение места решения проектной задачи. Первый этап решения разновозрастной проектной задачи. |
2 день |
Парная работа внутри разновозрастных групп по самостоятельной коррекции учащимися своих знаний и умений для продолжения работы над проектной задачей. Второй этап решения разновозрастной проектной задачи. |
3 день |
Третий этап – оформление результатов решения проектной задачи, подготовка к публичной презентации. |
4 день |
Презентация результатов работы групп. Рефлексия, подведение итогов по классам. |
Описание
Проектная межпредметная задача «Доктор Айболит»
Предмет |
Окружающий мир, математика, русский язык, литература, ИЗО |
Класс |
2 – 5 |
Тип задачи |
Межпредметная разновозрастная, может использоваться в качестве составной части рефлексивной фазы учебного года |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) |
|
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача |
Окружающий мир:
Математика:
Литература:
ИЗО:
|
Общеучебные умения:
|
|
Планируемый педагогический результат |
Демонстрация учащимися:
|
Способ и формат оценивания результатов работы |
При подведении иогов работы оцениваются:
Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе. |
Замысел проектной задачи
В качестве сюжета задачи взята квазиреальная ситуация путешествия доктора Айболита и его друга писателя Корнея Чуковского в Африку для лечения заболевших животных. В рамках этого сюжета учащиеся должны выполнить ряд заданий по пяти учебным предметам; при этом конкретные указания на соотнесенность каждого задания с тем или иным предметом не даны.
Задания простроены таким образом, что в процессе их выполнения учащиеся должны обращаться к текстам и результатам других заданий и справочному материалу для получения необходимых данных.
Нужная для решения задачи информация, во-первых, не всегда привязана к тем местам, в которых она непосредственно должна быть использована, и, во-вторых, зашумлена избыточными сведениями, не относящимися к решаемой задаче. Это вызывает необходимость проведения тщательной работы с предлагаемым текстом.
Итоговое задание требует рефлексивного отношения к результатам всех предыдущих этапов работы и создания на их основе связного иллюстрированного текста, который и является «продуктом» решения проектной задачи.
Цель, которую должны достичь дети: по результатам выполнения отдельных заданий, составляющих проектную задачу, создать итоговый «продукт» — иллюстрированный рассказ о путешествии в Африку для лечения заболевших животных.
[1] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя/ Под ред. А. Г. Асмолова. – М.
[2] См.: там же.
МАОУ СОШ №1
Учитель начальных классов Удалова Т.А.
г.Лабытнанги
Проектные задачи в начальной школе:
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных учебных действий, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Но полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным особенностям младших школьников. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи. Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования, а это поможет в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность как ведущую в основной школе. В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного содержания начальной школы.
Проектные задачи являются важным звеном при инклюзивном подходе в обучении. Использование педагогами проектных задач на уроках, где есть дети с ОВЗ, помогает активно включать таких обучающихся в учебную деятельность, дети чувствует себя полноценными участниками образовательного процесса во всех видах деятельности, существенно снижается изолированность, если она имела место при образовательном процессе. Таким образом, проектные задачи не только помогают формировать у учащихся универсальные учебные действия, основные навыки, необходимые для успешного проведения исследовательских работ, но и помогают активно включать в образовательный процесс детей с ОВЗ, что на сегодняшний день остро необходимо для обеспечения образовательных потребностей всех детей.
Итак, тема моего мастер класса «Проектные задачи в начальной школе», и начать мне его хотелось бы со слов:
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Выготский
В современном образовании, в связи с введением ФГОС начального общего образования, актуальными становятся:
общие учебные действия;
самостоятельная творческая учебная деятельность;
деятельностно ориентированное обучение;
проектные формы организации обучения;
инклюзивное образование.
Достичь новых образовательных результатов
Решить современные педагогические задачи
Получить новые качества личности школьника
Можно через использование
Проектной деятельности
(система проектных задач)
Что мы понимаем под термином «Проектная задача»?
Это система или набор заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта», в ходе решения которой, происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
( далее по слайдам)
Предметная проектная задача:
Рассмотрим тип предметной проектной задачи по русскому языку во втором классе.
Для этого нам необходимо разделиться на три группы.
В каждой группе будет по одному эксперту, которые будут наблюдать за деятельностью участников.
Тема ПЗ: «Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм».
— Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 1 класса. Скоро малыши узнают о слабых позициях, а мы с вами уже умеем некоторые из них проверять. Поэтому я хочу предложить вам сделать иллюстрированное наглядное пособие для обучающихся 1 классов, на тему «Способы проверки орфограмм». Для того, чтобы это получилось красиво и грамотно, предлагаю вам выполнить ряд заданий.
Задание 1:
Распределите работу в группе и подпишите около стрелок имена исполнителей, которые будут ответственны за определённый вид работы.
(Раздать листки А4, на которых написаны способы действия во время решения ПЗ)
Комментарий:
Первое задание это распределение работы внутри группы. Интересно, каким образом ребята будут распределять работу между собой: предварительно ознакомившись со всеми заданиями и оценив возможности каждого ученика или стихийно, без существенных оснований.
Задание 2:
Вы получили материалы по одному из способов проверки орфограмм. Просмотрите эти материалы и определите этот способ.
( Раздать тексты, при помощи которых необходимо будет определить тип орфограммы).
— Какой тип орфограмм вы определили, прочитав текст?
Рассказ об одной ошибке- с помощью изменения слова – безударная гласная в корне слова;
Где искать секрет- способ проверки по словарю;
Чаща и чудовище- способ проверки по правилу.
Комментарий:
В этом задании ученики знакомятся с текстами, которые подсказывают им, о каком способе идёт речь.
Задание 3:
Составьте рассказ о своём способе проверки орфограмм.
Послушаем участников, какие рассказы у них получились.
Комментарий:
Здесь ученики на доступном им языке описывают свой способ проверки и принцип его работы. Это не что иное, как рефлексия полученных знаний по теме.
Задание 4:
Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ проверки.
Участники, поделитесь описанными вами способами проверки орфограмм.
Комментарий:
В этой части задания ребята приводят примеры к способу.
Задание 5:
Придумайте задание, при выполнении которого можно проверить у других детей, как они освоили данный способ.
Комментарий:
Это задание также рефлексивное, но имеет творческий характер. Интересно, какие задания и какого уровня придумают ребята. Скорее всего, ученику, ответственному за этот вид работы понадобится помощь.
Задание 6:
Укажите критерии, по которым можно определить, что ученик овладел этим способом.
Комментарий:
Вновь глубокая рефлексия. Для выполнения этого задания необходимо доскональное понимание действия способа проверки.
Ученику, выполнявшему это задание изначально, вероятно, потребуется помощь группы.
Задание 7:
Используя полученные материалы, составьте на отдельном листе ватмана общий иллюстративный текст на тему « Способы проверки орфограмм».
Комментарий:
Все группы объединяются для создания общего продукта, в который вложен труд каждого из второклассников. Это действие является кульминацией процесса создания справочника и на наш взгляд должно приносить моральное удовлетворение всем участникам.
Итоги решения проектной задачи:
Тип задачи с точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая.
Цели и задачи:
Обучению учащихся совместному решению задач.
Более глубокое усвоение детьми способов проверки орфограмм.
Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы.
Формирование коммуникативных компетентностей.
Второклассники в течение учебного года осваивали способы, с помощью которых можно проверять орфограммы:
А) с помощью орфографического словаря;
Б) с помощью изменения слова;
В) по правилу.
Планируемый педагогический результат в ходе решения ПЗ:
каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за год;
часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях;
учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания.
Следующая проектная задача предметная – литературное чтение, класс 2 или 3
Тема ПЗ: «Мир глазами животных».
Задание 1:
В издательство «Горизонт» поступил заказ на выпуск нового художественно- публицистического журнала «Мир глазами животных». Первый номер должен быть о собаках.
Работники издательства удивились странному названию журнала, но приступили к работе. Вот материалы, поступившие в редакционную коллегию для нового журнала.
Ознакомьтесь с материалами.
Редакционная коллегия тоже ознакомилась с материалами , но не допустила их к печати.(слайд)
Комментарий:
Данное задание позволяет поставить перед детьми авторскую задачу. Чтобы понять специфику данного журнала, необходимо прочитать его название – «Мир глазами животных», а также проанализировать тексты, которые не вошли в номер. Дети делают первый вывод: предложенные тексты не отражают мир глазами животных и выражают только точку зрения человека.
На основе сделанных замечаний дети формулируют авторскую задачу, которую им необходимо решить: создать ряд иллюстрированных текстов, объединённых общей темой, в которых рассказчик герой-собака.
Задание 2:
Дорогие ребята! Издательство «Горизонт просит вас помочь и принять участие в создании первого номера художественно- публицистического журнала «Мир глазами животных».
Объединитесь и придумайте название первому выпуску журнала, запишите его на ватмане.
Задание 3:
В журнале могут быть разные рубрики, какие рубрики будут в вашем журнале?
Названия рубрик можно придумать самим.
Задание 4:
Заполните рубрики своего журнала.
Комментарий:
Детям необходимо подобрать или придумать тексты самим, но помнить о важном – всё должно быть написано от лица рассказчика-героя – собаки.
Задание 5:
Оформите странички своего журнала фотографиями, рисунками.
Задание 6:
Наклейте листы на ватман, напишите имя главного редактора и авторский коллектив.
Итоги решения проектной задачи:
Тип задачи: предметная, рефлексивная, одновозрастная.
Цели: использование полученных знаний в квазиреальной ситуации, развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача:
владение понятием «точка зрения»;
умение преобразовывать тексты от лица героя;
умение удерживать и решать поставленную авторскую задачу.
Общеучебные умения:
работа в малой группе;
организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.
работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию.
Планируемый педагогический результат:
усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
умение, работая в малых группах, создавать конечный «продукт» .
Способ и формат оценивания результата:
оценка взаимодействия учащихся проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа.
Проектные задачи в начальной школе
Сегодня решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность.
На начальном этапе освоения этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которая подготовит ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
Участвуя в решении проектных задач, с одной стороны, учащиеся имеют возможность в (модельной) ситуации осуществлять пробы, поиски, испытания способов и средств действия, конструируемых в ходе решения системы проектных задач, в разных, специально созданных ситуациях. И, с другой стороны, учащиеся фактически осваивают способы проектирования как базу для будущей проектной деятельности в основной и старшей школе.
Слайд 2 ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.
А. Б. Воронцов под проектной задачей понимает задачу, в которой через систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Но все эти виды задач не позволяют: научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации; стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знает до решения; содержательно мотивировать поиск решения в малой группе, оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но с использованием известных способов действия способны задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов. А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы. Проектные задачи отвечают данным требованиям.
Слайд 3 Структура
Проектная задача, как прообраз «полноценного» проекта имеет свою структуру. Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом решения проблемных ситуаций и, как правило включает в качестве основных этапов анализ, моделирование и синтез.
Прежде всего, должна быть описана проблемная (модельная) ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Таким образом, формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации. Проблемная ситуации должна быть такой, чтобы путей ее преодоления, а, следовательно, и возможных вариантов конечного «продукта» было несколько.
На этапе моделирования исходной ситуации проводится анализ общей задачи, выделяются в ней отдельные предметные составляющие задачи, что диктует выбор соответствующих средств и способов работы с этими составляющими. На этапе синтеза полученные результаты, касающиеся отдельных сторон рассматриваемой ситуации, объединяются в единый (цельный) «продукт».
Слайд 4 ориентирование
Выполнение проектной задачи носит групповой характер и задает общий способ проектирования с целью получения нового, до этого неизвестного результата.
Основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно такие задачи, по мнению А. Б. Воронцова, дают возможность учителю наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников. Основной метод – встроенное наблюдение. К такой работе можно привлекать других учителей, родителей и старшеклассников. Эксперты на протяжении всех этапов наблюдают за процессом решения задачи, ни в коем случае не вмешиваясь в него, фиксируют свои наблюдения в экспертных листах. Таким образом, постоянный сбор и анализ данных позволяют учителю вести мониторинг формирования учебного сотрудничества.
Слайд5 Особенности
Слайд 6 типология
Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными , одновозрастными и разновозрастными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, — это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт».
Слайд7 Пед эффекты
Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?
1. Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.
2. Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.
3. Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную (модельную) ситуацию.
Слайд 8 1-3 классы
В 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Основной метод – встроенное наблюдение. У эксперта будет карта наблюдения, которая нужны для анализа. В роли экспертов можно привлекать учителей, родителей, старшеклассников. Обязательно должно присутствовать публичное выступление экспертов, в которых отмечаются как положительные, так и отрицательные примеры работ групп школьников над проектной задачей.
В четвертом классе ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.
Слайд 9 Требования к проектным задачам
Слайд 10 УУД
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у млад- ших школьников могут быть сформированы следующие способности: рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели); проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи; отстаивать свою позицию).
«Решение проектных задач
в начальной школе».
(из опыта работы)
Учитель МОУ «Новоигирменская СОШ №1»
Чернакова Ольга Викторовна.
В настоящее время начальное и среднее образование претерпевает большие изменения.
Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.
Поэтому сегодня необходимо использовать в обучении такие приемы и методы, которые формируют умение САМОСТОЯТЕЛЬНО
-
добывать новые знания
-
собирать необходимую информацию
-
умение выдвигать гипотезы
-
делать выводы и умозаключения
добиться всего этого возможно при использовании в практике работы проектной деятельности.
Однако проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе. По мнению психолога А.Б. Воронцова «… Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи…»
ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА – это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
А. Б. Воронцов
Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Отличие проекта от проектной задачи …
-
Проект — нет определённых заданий, материалов, действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств.
-
Проектная задача – проектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (системы) заданий.
Типы проектных задач
-
Предметные
-
Межпредметные
-
Разновозрастные
-
Одновозрастные
В 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Основной метод – встроенное наблюдение. У эксперта будет карта наблюдения, которая нужны для анализа. В роли экспертов можно привлекать учителей, родителей, старшеклассников. Обязательно должно присутствовать публичное выступление экспертов, в которых отмечаются как положительные, так и отрицательные примеры работ групп школьников над проектной задачей.
В 4 – 5 классах ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.
Проектная задача содержит набор (или систему) действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей.
Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания.
Школьники находятся в состоянии неопределённости относительно способа решения и тем более конечного результата.
Итог решения проектной задачи
Реальный «продукт»
(текст, схема, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, графиков и т.д.) созданный детьми
Нематериальный «продукт» — качественное изменение самого ребенка (группы детей)
Структура проектной задачи состоит из следующих этапов:
1. Описание проблемной ситуации.
Постановка задачи. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации (формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации).
2. Система заданий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена (создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить).
3. Итоговое задание. Место сборки «продукта», оформление итого-вого результата. Что значит «задача решена»? Это означает, что создан какой-то реальный продукт, который можно представить публично и оценить
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
— рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
— целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);
— моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
— проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
— вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).
Итак, применение проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся младшей школы.
Для облегчения труда учителя по применению технологии проектных задач на уроках в начальной школы выпускается литература, в которой описаны проектные задачи:
-
Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение. 2011.
-
Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 выпусках. Под редакцией А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение. 2011.
-
Суслов В.Н. Решаем проектные задачи. 4-5 класс. Исследование, творчество, сотрудничество. – Легион. 2012.
В 2012-2013 учебном году я попробовала провести уроки решения проектных задач в 4 классе, обучающемся по системе Л.В.Занкова. Я использовала некоторые проектные задачи, предложенные в книге Суслова «Решаем проектные задачи. 4-5 класс. Исследование, творчество, сотрудничество».
В конце учебного года я разработала и провела урок решения проектной задачи «Приезжайте к нам на Байкал!».
МОУ «Новоигирменская СОШ №1»
Урок решения проектной задачи
«Приезжайте к нам на Байкал!»
4 а класс
Подготовила учитель начальных классов
Чернакова Ольга Викторовна
2012 – 2013 учебный год
Тема урока Решение практической (проектной) задачи
Цель: Обучение младших школьников совместному решению задач.
Задачи:
-
Закрепить знания обучающихся по математике.
-
Учить применять приобретенные знания в нестандартной ситуации.
-
Развивать коммуникативную компетентность обучающихся.
Ход урока
-
Орг. Момент
— Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы с вами проводим необычный урок. На нем присутствуют гости – учителя нашей школы. Давайте поприветствуем их. Они будут сегодня не только смотреть на вашу работу, а тоже будут выполнять ваши задания.
Можно начинать наш урок.
1 этап: постановка практической (проектной) задачи и определение порядка работы над задачей
Через месяц мы заканчиваем учебный год. Наступит лето. Пора каникул у школьников и отпусков у ваших родителей. Многие летом отправляются в путешествия. В путешествиях можно увидеть своими глазами новые места, познакомиться с новыми людьми.
Мы живем в Сибири. Многие сибиряки любят отдыхать на теплом море. Но жители других российских городов и даже иностранцы часто едут отдыхать к нам в Сибирь.
— Как вы думаете, что привлекает их в нашей местности? (озеро Байкал)
Действительно, это удивительное по красоте озеро – море.
— Кто из вас уже побывал на Байкале? А кто хотел бы там побывать?
Наш урок мы посвятим нашей главной достопримечательности – озеру Байкал.
Вы решите несколько задач и узнаете некоторые интересные сведения об этом озере. Но самое главное задание, которое вам предстоит выполнить в конце урока – это составить небольшой рекламный текст, приглашающий отдыхающих посетить именно озеро Байкал, а не другие интересные места страны и планеты. Свои рекламные тексты вы представите нашим гостям.
Работу вы будете выполнять в группах. Постарайтесь так распределить работу, чтобы к концу урока успеть выполнить все задания, и чтобы участвовали все ребята из вашей группы. Затем вы должны выбрать одного участника вашей группы, который и представить всем нам ваш рекламный текст, приглашающий посетить Байкал.
2 этап: решение проектной задачи
Обучающиеся в группах решают задачи, предложенные им. По окончании решения каждой задачи подводится промежуточный итог – коллективно проверяется выполнение задания. Фиксируются трудности, выясняются причины неудачи.
Задание 1.
Перед вами макет озера Байкал, выложенный из геометрических фигур. (Приложение 1.). вычислите площадь данного макета, а затем пользуясь указанным масштабом, узнайте площадь водной поверхности озера.
Соотнесите площадь озера Байкал с площадью других указанных озер и сделайте вывод о размере площади Байкала.
Задание 2.
Пользуясь рисунком (Приложение 2.) определите максимальную глубину нескольких крупнейших озёр планеты. Сделайте вывод о глубине озера Байкал.
Задание 3.
Рассмотрите диаграммы (Приложение 3.). С помощью данных диаграмм определите какие из высказываний будут верны, а какие нет.
-
В озере Байкал сосредоточена половина запасов всех пресных вод в России. (диаграмма 3)
-
Большая часть (85/100) запасов всей пресной воды в мире содержится в ледниках планеты.(диаграмма 1)
-
Объём воды в озере Байкал составляет 1/5 часть всей пресной воды в мире.(диаграмма 2)
-
На планете Земля подземных пресных вод меньше, чем в реках и озёрах. (диаграмма 1)
Задание 4.
На Байкале чаще всего бывает солнечная погода. Солнечных дней здесь даже больше, чем на Чёрном море. А дней без солнца в году бывает всего около 50!
Рассмотрите таблицу среднемесячных температур воды в озере Байкал (Приложение 4).
Спланируйте, в каком месяце на Байкале можно не только позагорать, но и искупаться.
В каком месяце на Байкале можно совершить поездку на снегоходе или автомобиле по льду.
Задание 5.
На озере Байкал есть уникальные деревья. Рассмотрите фотографии необычных деревьев из разных уголков мира (Приложение 5).
Попробуйте определить, какие из них сделаны на Байкале. Выскажите предположение, как на Байкале появились такие необычные деревья.
Задание 6.
Пользуясь данными об озере Байкал, полученными вами из всех выполненных заданий, составьте небольшой рекламный текст, приглашающий туристов из разных городов России посетить озеро Байкал.
3 этап: презентация работы (защита проекта)
Итак, наша работа подошла к концу. Пришло время представить ваши приглашения всем присутствующим.
(Один участник команды зачитывает составленный текст)
— Есть ли у кого-то вопросы к выступающему?
4 этап: самоконтроль, взаимоконтроль учащихся по итогам решения проектной задачи
Поработайте еще одну минутку и оцените работу каждого участника вашей группы, в зависимости от того, как он помогал в работе вашей группы. Оценки запишите на листочке.
5 этап: подведение итогов
Пора заканчивать наш урок. Ребята, вам было интересно?
— Что понравилось больше всего?
— А что не понравилось?
— Я думаю, что составляя приглашение для других посетить озеро Байкал, вы и сами захотели побывать там. Дома можете постараться убедить своих родителей с помощью ваших рекламных текстов посетить озеро Байкал и увидеть эту красоту воочию.
— Спасибо всем за работу!
Приложения
Приложение 1.
№ в порядке возрастания |
Озеро (материк) |
Площадь водной поверхности |
Каспийское море (Евразия) |
371000 км 2 |
|
Верхнее (Сев.Америка) |
82414 км 2 |
|
Виктория (Африка) |
69485 км 2 |
|
Гурон (Сев. Америка) |
59600 км 2 |
|
Мичиган (Сев. Америка) |
58000 км 2 |
|
Танганьика (Африка) |
34000 км 2 |
|
Ньяса (Африка) |
30800 км 2 |
|
Большое Медвежье (Сев. Америка) |
30200 км 2 |
|
Байкал (Евразия) |
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Таблица 1. Средние месячные значения температуры воды озера Байкал на поверхности.
месяц |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
Температура воды |
0° |
0° |
0° |
+1° |
+3° |
+10° |
+14° |
+17° |
+ 12° |
+6° |
+2° |
+1° |
Приложение 5.
№1 №2
№3 №4
№5 №6
№7