Памятка для ученика по созданию
проекта/ учебно-исследовательской работы
Дорогой друг! Тебя окружает удивительный
мир. Знания о нём можно получать в готовом виде, но гораздо интереснее их
добывать самому! Ты можешь сам стать исследователем того, что тебя интересует,
создавать проекты и делиться своими открытиями с друзьями. Предлагаю памятку,
которая поможет в работе над проектом.
Разберёмся в значении некоторых слов:
Проект — это «продукт»,
созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения
проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований,
изложением выводов и рекомендаций, творческий продукт.
ВНИМАНИЕ!!!! Нельзя назвать все подряд
проектом!!!! Бывают учебно-исследовательские работы (исследование,
доказательство, гипотезы, эксперименты, анкетирование и опрос, интервью), а
также проекты (рассмотрение какой-либо интересующей темы, представление
результата- карта, творческое выступление, экскурсия, брошюра, стихотворение,
фото коллаж, кроссворд, видео фильм, видео клип идр.)
Алгоритм разработки проекта таков:
проблема – цель – результат. После того как выявлена проблема и намечена
цель, необходимо сделать следующее:
1. Установить наличие имеющихся ресурсов
и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей
работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию,
научиться делать.)
2. Поставить задачи. (Что необходимо
сделать, чтобы достичь цели проекта.)
3. Наметить этапы работы. (Разделить всю
работу на части)
4. Выбрать способы решения задач на
каждом этапе.
5. Определить сроки выполнения работы
(поэтапно и в целом).
Структура проекта такова:
1.Введение
2. Основная часть
3.Заключение.
Введение
– часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы
проверки.
Основная часть
– описание поэтапного решения задач.
Можно использовать фразы – клише:
Я начал свою работу с того, что …
Потом я приступил к …
Я завершил работу тем, что …
В ходе работы я столкнулся с такими
проблемами …
Я отклонился от плана (указать, когда был
нарушен план) …
План моей работы был нарушен, потому что …
Мне удалось достичь цели проекта, потому
что …
Заключение –
часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, а что
нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.
Проект может быть индивидуальным и
групповым.
Этапы работы над проектом
1. Выбор темы.
Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается,
исследуется, изображается. Возможно, на помощь придут следующие вопросы:
*Что мне интересно больше всего?
*Что из изученного в школе хотелось бы
узнать более глубоко?
2. Формулировка темы проекта.
Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими
были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.
3. Определение цели проекта.
Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить,
решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача
(то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много
разных задач.
Формулировка цели – это одно предложение,
являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект? Обычно формулировка
цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать»
(например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить»,
«нарисовать», «сочинить».
4. Постановка задач проекта.
Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как
достичь цели. В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку,
чтобы достичь цели. Обычно формулировка задач начинаться с таких слов:
«изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности»,
«подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать»,
«нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать
вывод».
5. Высказать одну или несколько гипотез.
Гипотеза (греч.) – это предположение,
догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.
Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим,
что…», «возможно, что…», «что, если …». Если гипотез несколько, то их надо
пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную — на второе
и т.д.
Варианты гипотез к проекту «Как возник
язык». 1. Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей
разговаривать.
2. Допустим, что люди нашли волшебный
говорящий камень.
3. Возможно, что в джунглях люди встретили
говорящего попугая.
4. Люди договорились друг с другом дать
названия разным предметам.
Образец Тема проекта: «Мир слов». Цель:
Выяснить, как толковый словарь помогает в жизни. Задачи: 1. Изучить строение
словаря.
2. Определить, когда и где можно
использовать словарь.
3. Придумать рекламу для толкового
словаря.
Гипотеза: В наше время невозможно обойтись
без толкового словаря.
6. Работа с информацией.
Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём — либо.
1) Сбор информации. Постараться
узнать как можно больше о предмете исследования. Может быть устная информация.
Например, вам кто – то о чём – то рассказал, сообщил (родители, одноклассники,
учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.). Но может быть и письменная
информация, или текстовая информация (статья в журнале или газете, рекламные
листы, книги и др.).
К информации относятся не только устные
сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки, графика. Это
визуальная информация.
2) Методы исследования. Зададим
себе вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем? Для этого
надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по
порядку.
Метод (греч.) – способ, приём познания
явлений окружающего мира; способ действия. Методов много. Для своего
исследования выбирайте только те, которые нужны. Методы исследования:
Эксперимент – это опыт, ставится для
изучения, исследования чего – либо.
Изучение источника исследования.
Опрос.
Интервью.
Поиск информации (в книгах, словарях,
энциклопедиях, интернете и т.д.). Анализ информации.
Наблюдение. Наблюдение может включать в
себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение
явлений между собой.
Мозговой штурм. Фонетический анализ
(размышление: какие звуки мы слышим, какова их характеристика), морфемный
анализ (анализ частей слова).
Анализ – всесторонний разбор,
рассмотрение явления. Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.
Сравнение.
Обобщение.
Дедукция – способ рассуждения, при
котором новое положение выводится чисто логическим путём, от общих положений к
частным выводам.
Этим методом пользовался Шерлок Холмс.
Из общей картины преступления он делал частные выводы о внешности преступника,
его поведении, привычках.
Индукция – способ рассуждения от
частных фактов, положений к общим выводам. Чтобы вам легче было запомнить слово
«индукция», воспользуемся образным сравнением: и один факт, и второй, и третий
помогают сделать общий вывод. При разработке проекта мы собираем много
информации, по которой нужно сделать вывод. Нам нужен индуктивный метод
исследования.
Аналогия — сходство между явлениями,
предметами, понятиями. Метод аналогия обозначает: выполни действие так же.
Анкетирование.
Тестирование.
3) Результаты исследования.
Все проекты предполагают создание информационного или творческого продукта. Творческий
продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено. Виды
творческого продукта: сказка, песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка,
алгоритм, презентация, синквейн.
Синквейн (франц.)
– пятистрочная форма, возникшая под влиянием японской поэзии. В этом
стихотворении пять строк.
1. Запишите тему стихотворения одним
словом.
2. Подберите два прилагательных, которые
характеризуют тему стихотворения.
3. Выберите три глагола, которые, на ваш
взгляд, характеризуют тему стихотворения.
4. Запишите предложение, которое выразит
ваше отношение к теме стихотворения (оно должно состоять из четырёх слов).
5. Одним словом выразите свою ассоциацию к
теме стихотворения.
Образец синквейна. Язык.
Могучий, безграничный.
Объясняет, поёт, торжествует.
Маяк безбрежного моря жизни.
Дар!
Учитель.
Добрый, знающий.
Учит, воспитывает, помогает.
Старый друг лучше новых двух!
Мастер.
Это необязательная форма, просто как
вариант творческого продукта!!!!
4) Вывод. Вывод
— это логический итог рассуждений, умозаключение.
7. Защита проекта.
Теперь проект нужно оформить и представить публично, то есть показать,
ознакомить с ним других. Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете,
представите собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех
убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные
. Вы будете защищать то, что сделали.
План
защиты проекта
1. Тема проекта.
2. Цель проекта.
3. Задачи.
4. Гипотезы.
5. Методы и средства исследования.
6. Актуальность проекта.
7. Этапы работы.
8. Полученные результаты.
9. Выводы.
10. Использованные ресурсы ( список
использованной литературы ( авто, издательство, год издания, авто, название),
электронные ресурсы (адреса использованных сайтов)
Текст выступления даю вам начало каждой
фразы, а вы, дополнив предложения, получите текст своего выступления.
Введение
Тема моего проекта …
Цель моей работы …
Задачи моего исследования: …
Я выдвинул гипотезу: …
Творческим продуктом будет …
Тема данной работы актуальна, потому что
…
Этапы работы (указать время выполнения –
количество недель (дней) – и перечислить все промежуточные этапы).
Подготовительный этап:
выбор темы и уточнение названия (1
неделя);
сбор информации ( _ недели).
Практический этап:
эксперимент и анализ материалов ( _
недели);
изготовление продукта ( _ недели).
Обобщающий этап:
подготовка выступления (1 неделя);
подготовка к презентации проекта (1
неделя);
защита проекта (1 неделя).
Основная часть:
Я / Мы начал(и) свою работу с того, что …
Потом я / мы приступил(и) к …
Я / Мы завершил(и) работу тем, что …
Заключение:
Закончив проект, я могу сказать: не всё из
того, что было задумано, получилось, например, …
Это произошло потому, что …
Я, что проблема проекта решена, так как …
Работа над проектом показала, что …
Я узнал, что , … .
Презентация творческого продукта
Выступление должно быть кратким и чётким,
а также наглядным. Выступление не должно быть затянутым (5-7), оно должно быть
построено строго по плану. Не следует рассказывать все подряд из вашей работы.
Заранее выберите самое интересное и ценное. Речь выступающего должна быть
сначала составлена письменно, а затем выучена наизусть. Свою речь следует
начинать с названия темы работы. (Тема моего проекта (учебно-исследовательской
работы)….
Конечно, необходимо подготовить и
презентацию! Презентация должна отражать тему вашей работы. Не стоит печатать
весь текст проекта на слайдах. Это просто невыносимо читать. Лучше хорошо
поработайте над содержанием вашего выступления… Больше воодушевленно и с
интересом расскажите и покажите, чем заставлять читать слушателей бесконечный
текст. Основные моменты, даты, графики, фото, схемы, результаты исследований,
статистические данные, цифры, цитаты, цели, задачи, гипотеза, методы
исследования, какие-то классификации – вот все то, что отображается на слайдах.
Помните, что при создании презентации
необходимо помнить о том, что ее будут читать и рассматривать. Выберите
комфортный для глаз фон, подходящий шрифт и цвет шрифта, а также интервал. Можно
использовать анимацию для разнообразия, каки- либо отрывки из видео, если это
уместно.
Успех презентации работы – это интересное
и незатянутое выступление, грамотная и воодушевляющая речь, ваш внешний вид
(торжественный), конечно же, виртуозное владение материалом, а также
наглядность (грамотная презентация- все по делу и НИЧЕГО ЛИШНЕГО)!!!
8. Самоанализ выступления. Самоанализ –
анализ, оценка своих собственных поступков и переживаний. Сделайте анализ
своего выступления после защиты проекта. Ответьте кратко на вопросы мини —
анкеты.
1. Довольны ли вы своим выступлением?
2. Что вам особенно понравилось и
запомнилось?
3. Что вам не понравилось?
4. Воспользовались ли вы советами,
полученными на занятиях?
5. Что вы посоветовали бы друзьям и
одноклассникам?
Обучающиеся или студенты часто задают научным руководителям вопрос Как делать индивидуальный проект? или Как сделать индивидуальный исследовательский проект грамотно и правильно его оформить. Для начала мы бы задались вопросом, что представляет собой структура индивидуального проекта и как составить его план.
Для ответа на эти вопросы необходимо рассмотреть структуру индивидуального проекта для студента или обучающегося школы и выяснить, что же такое учебный исследовательский проект, как правильно спланировать работу над ним и составить план индивидуального проекта совместно с руководителем.
Индивидуальный проект – это научно-исследовательская работа или просто исследовательская работа, поэтому в ней обязательно наличие объекта исследования и предмета исследования (указываются во введении).
Перед тем, как приступить к работе над проектом школьнику следует составить план индивидуального проекта и учесть, что в исследовательском проекте обязательно наличие исследования и его результатов, это не должен быть рассказ по теме или обычный реферат.
Также, необходимо помнить, что основным отличием предмета исследования от объекта исследования является то, что под предметом исследования понимаются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта.
План индивидуального проекта
Рассмотрим подробно план индивидуального учебного исследовательского проекта студента или обучающегося и определим его основные разделы и требования.
Введение
Во введении индивидуального исследовательского проекта указывается цель и задачи проекта, объект и предмет исследования, также может указываться гипотеза, теоретическая и практическая значимость исследования.
Раздел 1
Раздел 1 индивидуального проекта — это теоретический раздел, состоящий из двух параграфов.
Раздел 1 пишется в форме литературного обзора. Основные задачи литературного обзора – раскрыть степень научной разработанности различных проблем, связанных с темой исследования, сравнить альтернативные точки зрения, сформулировать собственную позицию.
Литературный обзор – это не переписывание литературных и прочих источников, а их анализ, сопоставление позиций различных авторов. Обязательна корректная расстановка ссылок, точное указание фамилий и инициалов ученых, использование как отечественных, так и зарубежных (переводных) источников. Теоретическая глава должна отражать все многообразие мнений по рассматриваемой проблеме.
Параграф 1.1 как правило посвящается уточнению понятия объекта, а параграф 1.2 посвящается предмету исследования.
Раздел 2
Раздел 2 индивидуального проекта — это методика и результаты исследования.
Параграф 2.1 Методика исследования.
Параграф 2.2 Результаты исследования в виде таблиц, графиков, диаграмм. Материал этого раздела базируется на тщательном и всестороннем изучении и глубоком анализе статистического и фактического материала по теме исследования, а также включает в себя предложения автора по цели исследования.
Работая над основной частью индивидуального проекта, студент должен знать, что общим правилом для любой научной работы является доказательность высказываемых утверждений.
Утверждения, приводимые в индивидуальной работе, необходимо обосновать, подкрепить цифрами, фактами или цитатами.
Заключение индивидуального проекта
Согласно структуре в заключении индивидуального исследовательского проекта учащегося или студента отражаются выводы по проведенному исследованию, а также анализируется, достигнута ли цель, выполнены ли поставленные задачи.
Также, можно указать в какой области могут быть применены результаты проведенного исследования, будет ли дополнен план индивидуального проекта, расширено или продлено исследование в рамках данного исследовательского проекта учащегося образовательного учреждения.
Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу «Структура индивидуального проекта студента«:
<a href=»http://obuchonok.ru/node/1774″ target=»_blank»>Структура индивидуального проекта</a>
Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/node/1774]Структура индивидуального проекта студента[/URL]
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Образовательный проект создается в том случае, когда у автора существует отличная идея по улучшению системы образования и есть вероятность получения финансирования. Важно знать принципы написания такого проекта.
Инструкция
1.Ознакомьтесь с содержанием требований к образовательным проектам.
Основные требования к образовательному проекту:
· Наличие социально значимой задачи – исследовательской, информационной, практической.
· Планирование действий по разрешению проблемы: определение вида продукта и формы презентации.
· Пооперационная разработка проекта: перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
· Исследовательская работа учащихся: поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
· Выход проекта: продукт.
· Представление продукта заказчику и (или) представителям общественности.
· Проект – это «пять П»:Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
· Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
· Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
2.Составьте список задач, которые необходимо решить перед отправкой проекта на рецензию. Отметьте в календаре крайний срок проверки. За это время четко распишите по дням, когда вы будете собирать данные, писать, редактировать и рецензировать работу.
3.Обозначьте проблему, решением которой должен стать ваш образовательный проект. Используйте данные исследований, а не мнения некомпетентных людей о характере и степени проблемы. Напишите то, как реализация учебного проекта улучшит условия образования, как решит его основные задачи.
Просмотр содержимого документа
«Методика разработки образовательного проекта»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«СЕВЕРОДВИНСКИЙ ТЕХНИКУМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»
(ГАПОУ АО «СТСИ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Северодвинск 2019
Составители:
Воробьева Наталья Викторовна, зав. учебной частью
Пичугина Мария Анатольевна, преподаватель
Методические рекомендации по написанию индивидуального проекта рассмотрены и рекомендованы к использованию на заседании методического совета государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»
Протокол заседания Методического совета № 3 от «16» апреля 2019 г.
Председатель Методического совета Виноградова Н.В.
Содержание
1 Основные требования к структуре и оформлению индивидуального проекта 4
1.1 Структура индивидуального проекта 4
1.2 Оформление текстовой части 5
1.3 Оформление заголовков и подзаголовков 5
1.4 Нумерация страниц 6
1.5 Оформление иллюстраций 6
1.6 Оформление таблиц 7
1.7 Основные правила оформления математических формул 8
1.8 Оформление списка литературы 9
1.9 Оформление приложений 10
2 Рекомендации к написанию некоторых разделов индивидуального проекта 12
2.1 Рекомендации к написанию введения 12
2.2 Клише для написания отдельных разделов проектной работы 14
2.3 Рекомендации к написанию заключения 16
Список использованной литературы 17
Приложение А Титульный лист для профессий СПО 18
Приложение Б Титульный лист для специальностей СПО 19
1 Основные требования к структуре и оформлению индивидуального проекта
1.1 Структура индивидуального проекта
Индивидуальный проект имеет следующую структуру:
- Титульный лист (Приложение А, Б);
- Содержание;
- Введение;
- Основная часть;
- Заключение;
- Список использованной литературы;
- Приложения.
Во введении (1-2 страницы) автор может обосновать выбор темы проекта, отразить его актуальность, показать научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы. Логичным заключением введения будет формулировка цели и задач исследования, указание методов, которые использовались при разработке проекта.
Основная часть состоит из 1-2 разделов (10-15 страниц). Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй — практический. Содержание основной части должно точно соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную обучающимся, характеристику методов решения проблемы, сравнение старых и предполагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость).
Заключение (1-2 страницы) содержит выводы, к которым автор пришел в процессе анализа собранного материала (при этом желательно подчеркнуть их самостоятельность, новизну, теоретическое и практическое значение результатов).
Список использованной литературы (не менее 3 источников) оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа.
В приложении помещаются дополнительные материалы, которые способствуют лучшему пониманию полученных автором результатов.
По объему индивидуальный проект должен быть не менее 10 листов печатного текста. Для приложений отведено не более 10 стандартных дополнительных страниц.
1.2 Оформление текстовой части
Работа оформляется в соответствии с ГОСТ 2.105 – 95 «Общие требования к текстовым документам».
Текст набирается с соблюдением следующих правил:
1. Работа выполняется на листах формата А4 (210 х 297 мм). Текст работы излагается на одной стороне листа;
2. Текст должен быть набран через полтора интервала;
3. Шрифт «Times New Roman», размер шрифта № 14;
4. Параметры полей страницы: левое поле – 3,0 см, правое поле – 1,0 см, верхнее поле– 2,0 см, нижнее поле – 2,0 см.;
5. Текст должен быть расположен по ширине страницы с учетом полей;
6. Абзацные отступы должны быть одинаковыми по всему тексту – 1,5 см;
7. Слова внутри абзаца разделяются только одним пробелом;
8. Перед знаком препинания пробелы не ставятся, после знака препинания — один пробел;
9. Между инициалами, между инициалами и фамилией, перед сокращениями и между ними ставится неразрывный пробел (Сtrl + Shift +пробел) Например: 1998 год, т. д., А. С. Пушкин);
10. Набор текста осуществляется без переносов;
11. Кавычки («»), скобки ([],()), маркеры и другие знаки должны быть сохранены аналогичными на протяжении всего материала;
12. В тексте работы при упоминании какого-либо автора указываются сначала его инициалы, затем фамилия (например, по мнению А. П. Гайдара; как подчеркивает К. П. Сидоров, и т. д.);
13. Опечатки, описки и графические неточности в тексте исправляются подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черной тушью (чернилами, пастой) рукописным способом. Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графика) не допускаются.
14. В изложении текста лучше использовать безличную форму глагола (применяется, определяется) и т.п.
1.3 Оформление заголовков и подзаголовков
Заголовки разделов следует располагать в середине строк и без точки в конце. Заголовок печатается с прописной буквы шрифтом № 14, без подчеркивания.
Если заголовок включает в себя несколько предложений, их разделяют точками. Точка в конце последнего предложения не ставится. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Расстояние между названием раздела и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние задерживается между заголовками раздела и подраздела.
Каждый раздел текстового документа следует начинать с нового листа. Также должна быть проведена нумерация разделов основной части работы. Нумерацию проводим согласно правилам:
- Текст работы делится на разделы и подразделы, которые должны иметь порядковые номера.
- Заголовки (разделы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части текста и обозначаться арабскими цифрами, например: 1; 2; … При этом точка между номером и названием раздела не ставится.
- Подзаголовки (параграфы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела и обозначаться арабскими цифрами без точки в конце, например: 1.1 , 2.2 , 3.3 и т.д.
- Если раздел (подраздел) состоит из одного пункта, он также нумеруется.
Пример
- Заголовок первого раздела
- Первый подраздел первого раздела
- Второй подраздел первого раздела
- Третий подраздел первого раздела
- Заголовок второго раздела
- Первый подраздел второго раздела
- Второй подраздел второго раздела
- Третий подраздел второго раздела
1.4 Нумерация страниц
Нумерация должна быть сквозной до окончания текстового документа. Первой страницей является титульный лист. Он включается в сквозную нумерацию документа, но номер страницы на нем не ставится. Вторым является содержание, номер страницы также не ставится. На последующих страницах номер проставляют вверху и посредине поля листа арабскими цифрами без знаков препинания шрифтом № 10.
1.5 Оформление иллюстраций
Иллюстрации (рисунки, графики, диаграммы и схемы) нумеруются в пределах раздела арабскими цифрами, например, «рисунок 3.1» (первый рисунок третьего раздела) или имеют сквозную нумерацию в пределах всего документа.
На все рисунки в работе должна быть ссылка в тексте. Два рисунка, следующие один за другим, должны быть разделены не менее чем двумя строчками текста.
Каждую иллюстрацию сопровождают подрисуночной подписью, которая включает в себя: порядковый номер, заголовок и, если требуется, экспликацию (истолкование, объяснение), которая строится следующим образом — элементы диаграммы, рисунка, графика обозначают цифрами или другими условными знаками, последние выносят за пределы иллюстрации и снабжают объясняющим текстом.
Рисунки располагают после первой ссылки на них в тексте. Ссылки приводят с указанием порядкового номера рисунка, например, «… на рисунок 3.1» или ссылка — (рисунок 3.1); в случае, когда рисунок не заверстан сразу после абзаца, — со ссылкой на него — (см. рисунок 3.1). При ссылке в тексте слово «рисунок» пишется со строчной буквы, в подрисуночной подписи — с прописной буквы. Название рисунка в подрисуночной подписи также пишется с прописной буквы.
1.6 Оформление таблиц
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Информация в таблице размещается по принципу: одна ячейка — одно сообщение.
Таблицы во всем проекте должны быть выполнены единообразно. Текст в ячейках набирается без абзацного отступа, межстрочный интервал — одинарный. Допускается уменьшение кегля текста шрифта.
Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
На все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица 2» или «см. таблицу 3.1» со строчной буквы. Нумерацию в виде «Таблица 1» располагают над таблицей слева. Наименование таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Располагают его над таблицей слева.
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» («Окончание») и указывают номер таблицы, например, «Продолжение таблицы 1» («Окончание таблицы 1»).
В случае переноса на следующую страницу, таблицу следует начинать со строки продолжения, т. е. со строки, содержащей только номера столбцов без названия столбцов. При этом в первой части перенесенной таблицы под строкой с названиями столбцов помещается строка продолжения (номера столбцов). Если вся таблица размещается на одной полосе, строка продолжения не делается.
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.
Заголовки граф (столбцов) и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Допускается полужирное прямое начертание шрифта заголовков граф и строк таблицы. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы.
При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф, но это снижает удобочитаемость текста.
Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим. В одной графе количество десятичных знаков должно быть одинаковым. Если данные отсутствуют, то в графах ставят знак «длинное тире». Если цифры, математические знаки повторяются, проставляют повторные их значения, заменять их кавычками или комбинацией кавычек и тире не допускается.
1.7 Основные правила оформления математических формул
В тексте проекта математические формулы следует набирать в специальных программах — формульных редакторах. В них уже заложены основные правила набора знаков. Кроме того, подобные программы позволяют корректно использовать сложные многоуровневые символы, обозначения матриц, векторов и пр.
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (×), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «×».
Группа формул с однотипной левой или правой частью выравнивается по знаку соотношения, при этом сначала набирается самая длинная формула и выключается в красную строку, остальные выравниваются по ней.
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле, если они не пояснены ранее в тексте. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.
Пример
Плотность каждого образца ρ, кг/м3, вычисляют по формуле
, (1)
где m – масса образца, кг;
V – объем образца, м3.
Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.
Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках (1).
Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например: (3.1).
Порядок изложения в отчете математических уравнений такой же, как и формул.
При наборе математического текста необходимо соблюдать следующие основные правила.
Набирать цифры в формулах прямым шрифтом: 2 ах, 3у. Сокращенные тригонометрические и математические термины, например, sin, cos, tg, ctg, arcsin, lg, lim и т. д., набирать шрифтом латинского алфавита прямого начертания.
Сокращенные знаки или слова в индексе набирать русским шрифтом прямого начертания на нижнюю линию. Сокращенные наименования физических, метрических и технических единиц измерения, обозначенные буквами русского алфавита, набирать в тексте прямым шрифтом без точек, например, 127 В, 20 кВт. Эти же наименования, обозначенные буквами латинского алфавита, набирать также прямым шрифтом без точек, например, 120 V, 20 kW, если нет в оригинале других указаний.
1.8 Оформление списка литературы
В конце текстового документа приводится список использованной литературы, в который включают все использованные источники, расположенные в алфавитном порядке согласно фамилиям авторов. Список должен содержать не менее 3-5 наименований литературных источников. Выполнение списка и ссылки на него в тексте — по ГОСТ 7.32.
Законодательные и нормативные источники размещают по алфавиту в начале списка; иностранные источники – после перечня всех источников, написанных на русском языке (или переводных). Сведения о книгах (учебниках, справочниках, методических руководствах и т.д.) должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц. Фамилию автора указывают в именительном падеже. Если книга написана двумя и более авторами, то их фамилии с инициалами указывают в той последовательности, в какой они напечатаны в книге. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них, а далее указывать и др.
Примеры записей источников в списке использованной литературы:
- книги одного, двух, трех и более авторов
- Киселев С.В., Куранов В.П. Оператор ЭВМ: Учебник / С.В.Киселев, В.П. Куранов. – М., 1999.
- Ларин М.В. Управление документацией и новые информационные технологии / М.В.Ларин. – М., 1998.
- Литвинов В.Г. Обучение навыкам работы на клавиатуре ПК: Учебное пособие для 10 – 11 кл/ В.Г. Литвинов, С.В. Киселев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176 с.
- Книги авторского коллектива «Под редакцией»
- Информатика: данные, технология, маркетинг / Под ред. А.И.Романова. – М.: Финансы и статистика. 2000. – 270 с.
- Статья в журнале или газете
- Кузнецова Т.В. Инструкция по делопроизводству, порядок составления // Секретарское дело. – 1999. — № 2. – с. 3.
Список использованной литературы необходимо включать в сквозную нумерацию индивидуального проекта.
1.9 Оформление приложений
Приложения располагаются после списка использованной литературы.
Приложения содержат вспомогательный материал, не включенный в основную часть проектной работы (таблицы, схемы, рисунки, инструкции, технологические карты и т.д.). Указанный материал включается в приложения в целях сокращения объема основной части работы, его страницы не входят в общий объем работы.
Связь приложения с текстом осуществляется с помощью ссылок, например, (см. Приложение А). Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают заглавными, буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.
Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О.
В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».
Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах других форматов по ГОСТ 2.301.
Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.
Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.
Все приложения должны быть перечислены в Содержании с указанием их номеров и заголовков.
2 Рекомендации к написанию некоторых разделов индивидуального проекта
2.1 Рекомендации к написанию введения
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются общая цель индивидуального проекта, его конкретные задачи и методы исследования.
Обосновать актуальность – значит, объяснить необходимость данной темы в контексте общего процесса научного познания. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т. п.
Обосновывая актуальность необходимо кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым.
Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы данной области исследования.
Например: «Актуальность ее определяется сложившейся неблагоприятной динамикой структуры фактического питания подростков, а также отмеченным в связи с этим ростом хронической патологии органов пищеварения» или «Амфибии до сих пор изучены не полностью, в их жизни остается много загадок. Необходимо разработать охранные меры для сохранения численности и видового разнообразия земноводных. Их изучение необходимо для того, чтобы не лишить Землю таких животных, как жабы, квакши, лягушки и др.»
«Статистические данные указывают на актуальность изучения состояния природной среды Севера и возможных последствий его химического загрязнения».
При определении целей и задач проекта необходимо их правильно формулировать. Формулировка по возможности должна быть краткой и четкой.
Например, «Установить взаимосвязь между циклическими колебаниями солнечной активности и жизнедеятельностью организмов».
Цель конкретизируется и развивается в задачах проекта.
В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе проекта. Задачи могут отражать определенную пошаговость достижения цели, последовательность действий
Пример формулировки задач:
Целью проводимого исследования является оценка состояния эпифитного лишайникового покрова деревьев в окрестностях села …:
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить видовой состав лишайников, обитающих в окрестностях села …;
2) проследить зависимость лишайникового покрова деревьев от удаленности источника загрязнения;
3) выяснить, как изменился лишайниковый покров на деревьях с 2000 по 2007 г.».
Наконец после формулирования цели и задач, необходимо коснуться методов и методик, которые использовались при разработке проекта. Успех работы во многом зависит от правильно подобранных и умело использованных методов, которые вытекают из поставленных задач, логики изучаемого процесса.
Методы, используемые при разработке проекта, делятся на три группы:
- Эмпирические методы (наблюдение, сравнение, анкетирование, беседы, интервью, измерения, эксперимент),
- Теоретические методы (абстрагирование, анализ и синтез, обобщение имеющегося опыта, индукция и дедукция и др.),
- Методы восхождения от абстрактного к конкретному.
Примеры:
«Исследования на водоемах производились еженедельно: наблюдения за периодичностью голосовой активности жерлянок, рост и развитие головастиков в природе, природные факторы. Длина тела взрослых жерлянок определялась путем измерения длины тела амфибий от ротового до центра клоакального отверстия. При наблюдении за головастиками определялось их количество в 1 кв. м».
«Методика работы: сопоставление статистических данных за 1996-2003 гг. по урожайности кормовых трав, удоям коров, яйценоскости кур-несушек и заболеваемости жителей поселка с колебаниями солнечной активности».
В тексте индивидуального проекта должны преобладать сложные союзные предложения с оборотами:
∙ благодаря тому, что…
∙ в силу того, что…
∙ после того как…
∙ в то время как…
В тексте работы полезно комментировать цель, задачи и ход самого проекта, пользуясь оборотами:
∙ как было показано выше…
∙ в рамках проекта считается целесообразным…
∙ в дальнейшем перед нами стоит задача…
∙ ключевым вопросом нашего исследования, которые необходимо рассмотреть в теоретическом разделе, является…
Не рекомендуется использовать повыше побыстрее суффиксы -айш, -ейш кое-что что-нибудь какой-то |
Рекомендуется использовать наиболее… наименее… нечто что-либо некий |
Приемами написания единого по стилю научного текста является использование клише.
2.2 Клише для написания отдельных разделов проектной работы
1. Описание темы:
∙ Настоящий индивидуальный проект посвящен (актуальному вопросу…, характеристике проблемы …, решению вопроса …, анализу литературных данных по проблеме … и т.п.).
∙ Темой индивидуального проекта является …
∙ В работе (рассматривается …, говорится о …, дается анализ и оценка …, обобщаются данные о …).
2. Обоснование актуальности темы (проблемы), описанию которой посвящена работа:
∙ Данная тема (проблема) (представляет собой особую актуальность, так как…, чрезвычайно актуальна в последние годы, так как …, привлекает внимание многих ученых, так как является актуальной для …).
∙ Актуальность изучения данной темы (проблемы) обусловлена тем, что …
∙ … Это и определило актуальность более глубокого рассмотрения темы (проблемы), посвященной …
∙ Актуальность изучения данной (темы) проблемы не вызывает сомнений, так как …
3. Характеристика первоисточников, используемых в работе:
∙ Материалом для исследования послужили …
∙ Для анализа литературных данных нами были использованы…
∙ В связи с изучением поставленной проблемы основой для анализа послужили…
4. Характеристика основных подходов к решению поставленной проблемы:
∙ Анализ приведенных литературных данных показывает, что в настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы, и можно выделить несколько подходов к ее решению…
∙ Существует несколько подходов к решению указанной проблемы. Первый, описанный в работах …, предполагает …..
Второй подход прослеживается в исследованиях … и заключается в ….
Третий, описанный в публикациях …., основан на ….
∙ В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения).
5. Изложение сущности различных точек зрения (подходов):
∙ Первая точка зрения заключается в том, что …
Вторая точка зрения, представленная в работах …, сводится к тому, что ….
Сущность третьего подхода раскрывается в работах … и состоит в том, что …
6. Выражение отношения к различным точкам зрения:
а) согласие:
∙ Мы разделяем точку зрения автора …
∙ Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что …
∙ Реализация (использование) такого подхода не вызывает сомнений, так как …
∙ Заслуживает внимания точка зрения автора …
б) несогласие, критика:
∙ Трудно (нельзя) согласиться с тем, что …
∙ Нельзя принять утверждения … о том, что …
∙ Спорной представляется точка зрения … на …., так как …
∙ Недостаточно аргументированным представляется суждение автора о том, что …
∙ Недостаточно четко сформулировано положение о …
∙ Автор упускает из виду …, не подтверждает выводы о …, необоснованно утверждает то, что …
7. Выбор той или иной точки зрения. Выводы:
∙ Анализ литературных данных позволил выявить (позволяет сделать вывод о том, что …) наиболее обоснованную точку зрения …
∙ Таким образом, есть все основания полагать, что ….
∙ Можно считать, что наиболее убедительной является точка зрения …
∙ Из всего сказанного следует, что наиболее доказанной (аргументированной, убедительной) является точка зрения …
∙ В итоге можно придти к выводу о том, что наиболее интересной (оригинальной, научно обоснованной) является идея ….
∙ На основании анализа литературных данных можно сделать заключение о том…
2.3 Рекомендации к написанию заключения
Заключение — это раздел работы, в котором подводятся ее итоги и кратко обсуждаются основные выводы, чтобы акцентировать на них внимание читателя.
Заключение к работе начинается словами: «На основании проделанной работы по ……… можно сделать следующие выводы». Далее следует перечень выводов под порядковыми номерами (1,2,3 и т. д.).
Практика показывает, что начинать выводы лучше всего с обозначения цели выполненной работы, например: «С целью выяснения взаимосвязи … с … осуществлен анализ литературных данных по …».
Далее в выводах нужно «чередовать глаголы» (глаголы «осуществлен», «исследовано», «изучено» и т.п. следует чередовать в выводах с глаголами «показано», «установлено», «обнаружено» и т.д.), подчеркивая тем самым логическую последовательность раскрытия темы работы, например:
∙ Показано, что …
∙ Исследовано…
∙ Впервые установлено, что …
∙ Изучено…
∙ Впервые обнаружено противоречие …
Завершать выводы принято сведениями о практической значимости полученных результатов и перспективах дальнейшей разработки вопроса. Такой вывод обычно делается в конце заключения и без порядкового номера, например: «Таким образом, сделанные в ходе проведенного исследования выводы, свидетельствуют о его научной и практической значимости, а также о перспективах дальнейшего изучения поставленной в работе актуальной научной проблемы».
Список использованной литературы
- Общие требования к текстовым документам. Межгосударственный стандарт [Текст]: ГОСТ 2.105-95. Изд. сент. 2005 с Поправкой (ИУС 12-2001). – Взамен ГОСТ 2.105-79, ГОСТ 2.906-71; введ. 1996-07-01.
- Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления [Текст]: ГОСТ 7.32-2001. –Изд. октябрь 2006 с Изм. 1 (ИУС 12-2005), Поправкой (ИУС 5-2002). Взамен ГОСТ 7.32-91; введ. 01.07.2002.
- Текстовые документы. Межгосударственный стандарт [Текст]. ГОСТ 2.106-96. – Изд. август 2007 с Изм. 1(ИУС 9-2006), Поправкой (ИУС 4-2007). – Взамен ГОСТ 2.106-68, ГОСТ 2.108-68, ГОСТ 2.112-70; введ. 1997-07-01;
- Кузнецов И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления / И.Н. Кузнецов — Мн.: Амалфея, 1998.
- Нифонтов В.И., Козымина Е.Ю. От реферата – к научно-исследовательской работе: Методическое руководство для учащихся и педагогов по подготовке и написанию реферативных и научно-исследовательских работ / В.И. Нифонтов, Е.Ю. Козымина. – Екатеринбург: ИД «Гриф», 2005.
- Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. 2-е изд. / А.М. Новиков — М., 1998.
- http://www.researcher.ru — Интернет-портал «Исследовательская деятельность…»
Приложение А Титульный лист для профессий СПО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Архангельской области
«Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»
(ГАПОУ АО «СТСИ»)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема. ______________________________________
Профессия СПО: _________________________
Группа: ___________
Обучающийся ______________________ Инициалы Фамилия
подпись, дата
Руководитель работы ______________________ Инициалы Фамилия
подпись, дата
Северодвинск 2019
Приложение Б Титульный лист для специальностей СПО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Архангельской области
«Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»
(ГАПОУ АО «СТСИ»)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема. ______________________________________
Специальность СПО: _________________________
Группа: ___________
Обучающийся ______________________ Инициалы Фамилия
подпись, дата
Руководитель работы ______________________ Инициалы Фамилия
подпись, дата
Северодвинск 2019
Индивидуальный проект
Рассказываем, что такое индивидуальный проект и этапы проекта. Показываем, как написать план проекта и решить проблему проекта.
Суть и типы индивидуального проекта
Индивидуальный проект. Признаки проекта
ФГОС ООО предполагает обязательное ведение проектной и исследовательской деятельности в основной школе.
Индивидуальный проект – учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Признаки проекта:
-
- Есть конкретная дата начала.
- Есть конкретная дата окончания или конечный результат.
- Результат проекта уникален. Уникальный не значит абсолютно новый для всех, он может быть уникальным для Вас.
- Ресурсы ограничены.
Типы учебных проектов (по Е.С. Полат)
По доминирующей деятельности различают следующие типы проектов:
- Информационный проект — направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением.
- Продукт проекта: буклет, книга и др.
- Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования.
- Продукт проекта: исследование, презентация к исследованию, научная статья и др.
- Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер.
- Продукт проекта: газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал и др.
- Творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей.
- Продукт проекта: рисунок, сочинение, карта, буклет, реклама, презентация с использованием информационных программ и др.
Как выполнить индивидуальный проект?
Этапы и план работы над индивидуальным проектом
Оформление индивидуального проекта
Структура индивидуального проекта
- Титульный лист (оформляется по стандартному образцу)
- Содержание (оформляется в соответствии со структурой проектной работы)
- Паспорт проекта.
- Отчеты по этапам. С обоснованием логики выделения этапов: подготовительный, практический, оценочный. (этапы могут быть и другие, название этапов должно быть обязательно).
- Краткое описание продукта.
- Источники информации.
- Приложение
Защита и критерии оценки индивидуального проекта
Защита индивидуального проекта
Защита предполагает устное представление индивидуального проекта.
- Время устного предъявления – 7 минут.
- Приветствуется интерактивный контакт с аудиторией.
- Количество слайдов в презентации не более 10.
Критерии оценки индивидуального проекта
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев:
- способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.