Создание
проблемы на уроках.
То,
что я хочу познать—это яблоня,
что
я познаю—это ветвь яблони,
то,
что я передам ученику—это яблоко,
то,
что он возьмѐт от меня—это семечко.
Но
из семечка может вырасти яблоня!
Цель современного образования — формирование функционально
грамотной личности. В научном понимании ФГЛ – это личность, которая способна
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и
навыки для решения максимально широкого круга жизненных задач в различных
сферах деятельности. Говоря простым языком, под функционально грамотной
личностью следует понимать человека, умеющего действовать, т.е. решать
возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком.
Для достижения этой цели используется технология
деятельностного подхода. Основная идея его состоит в том, что новые знания не
даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной
исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими
свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала
заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и
рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы
они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать
в новых условиях
. К основным понятиям проблемного обучения
относятся: «Учебная
проблема» (форма реализации), «проблемная ситуация»,
«проблемная
задача» (то, что подлежит разрешению).
Учебная проблема существует в двух формах:
1. Как тема урока.
2. Как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на
которое будет
новое знание.
Основными элементами учебной проблемы являются
«известное» и
«неизвестное». Следовательно, поставить учебную
проблему, значит помочь
ученикам самим сформулировать тему урока или поставить
вопрос для
исследования.
Проблемную ситуацию можно разделить на 2 типа:
1. «С удивлением».
2. «С затруднением».
Существуют разные типы противоречий, которые вызывают
чувство
удивления и затруднения, это противоречия: Между двумя
(или более)
положениями:
Между житейским представлением обучающихся и научным
фактом.
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание
учителя.
В их основу заложены разные приемы создания проблемных
ситуаций.
Приемы создания проблемных ситуаций.
Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации
I. Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением»
Между двумя (или
более) положениями.
Прием 1: Одновременно предъявить
противоречивые факты, теории или точки
зрения.
Прием 2: Столкнуть разные мнения учеников с
помощью вопроса или практического задания.
Между житейским
представлением
обучающихся и научным
фактом.
Прием 3:
Шаг 1. Обнажить житейское представление
обучающихся с помощью вопроса или
практического задания «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт посредством
сообщения, эксперимента или наглядности.
II. Проблемные ситуации, возникшие «с
затруднением»
Между необходимостью
и невозможностью
выполнить задание
учителя.
Прием 4: Дать практическое задание, не
выполнимое вообще.
Прием 5: Дать практическое задание, не сходное
с предыдущими.
Прием 6:
Шаг 1. Дать невыполнимое практическое
задание, сходное с предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не
выполнено.
Учебную проблему можно поставить тремя методами:
1 метод. Побуждающий от проблемной ситуации
диалог.
(Чтобы задать проблему, трудность, помочь сформулировать
учебную задачу через вопросы: «Что вас удивило?», «Что
интересного
увидели?», «В чем затруднение?», «Сколько в классе
мнений?»)
2 метод. Подводящий к теме диалог.
(Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий,
которые
шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока)
3 метод. Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Мотивирующие приемы это — «Яркое пятно».
(Суть приема в сообщении темы урока через интересный
интригующий
материл: притчи, сказки, легенды, отрывки из
художественной литературы
и т.д.)
«Актуальность» — обнаружение смысла, значимости
предлагаемой темы
урока для самих учащихся.
Учебная проблема поставлена и начинается поиск
решения к открытию
новых знаний через гипотезы. Этот путь включает
2 шага:
Шаг 1. Выдвижение гипотезы. Выдвинуть гипотезу значит
высказать
догадку, предположение. На шаге выдвижения гипотез
классу подается
реплика: «Какие есть предположения, догадки?»
Шаг 2. Проверка гипотезы. Здесь может быть проведен
устный диалог,
осуществляющийся репликой: «Согласны с
предположением?
Почему?» Общее побуждение подается в виде фразы: «Как
нам
проверить гипотезу? Что нужно сделать?». Подсказка
учителя
подводит учащихся к выработке конкретного плана
действий.
Одновременный вариант выдвижения гипотез можно
организовать
фронтально и в групповой работе.
Главная ценность создания проблемных ситуаций на
уроке в том, что
дети в очередной раз получают возможность сравнивать,
наблюдать, делать
выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть
готовый ответ, что
ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет
полное право
искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.
Задача учителя при этом не выуживать из массы
ответов подходящий, а
видеть в каждом мнении ребенка мысль. Изменения,
происходящие в детях,
указывают на то, что учебные проблемы создают
благоприятные условия для
общего развития каждого ребѐнка.
Проблематичность – характерная черта жизни
человека, и поэтому в
педагогическом процессе необходимо делать акцент
проблемного подхода не
только как на метод обучения, но и на
способность «выхода за пределы».
Постановка перед ребенком проблемных ситуаций
приводит к тому, что
он не боится проблем, а стремится их разрешить.
«И один человек
может привести табун лошадей к водопою, но и сто не
заставят их напиться».
Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с
удовольствием
получают знания, которые мы им даем.
Поставить учебную проблему – значит помочь учащимся самим
сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который
выведет на тему.
Существует 3 возможности постановки учебной
проблемы на уроке.
1.
Создание проблемной ситуации (самый сложный, но и
самый эффективный прием).
2.
Подводящий к теме диалог (серединка на половинку,
как по сложности, так и по развивающему результату).
3.
Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с
применением мотивирующего приема (самый простой и менее полезный для развития
интеллекта).
При постановке учебной задачи через проблемную ситуацию,
учитель может столкнуться с двумя препятствиями:
- когда ученики
справляются с заданием. Задача учителя остается прежней: развернуть
побуждающий диалог и помочь учащимся сформулировать тему. «Неужели решили?
А я и не ожидала! Ведь примеры-то были новыми! Чем эти примеры не похожи
на предыдущие?» - когда задание
давалось фронтально всему классу и несколько человек с ним справились.
«Чуть позже мы посмотрим, как вы это сделали. Но почему не решили
остальные? Чем этот пример отличается от остальных?»
В громкой речи фиксируется, где и почему возникло
затруднение. Завершается этап сообщением детьми темы и цели урока.
Способы создания проблемных ситуаций
На основании обобщения передового опыта можно указать несколько
основных способов создания проблемных ситуаций.
1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов,
внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую
деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.
2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при
выполнении учащимися практических заданий в школе, дома и т.д.
Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке
самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели.
Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.
3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или
поиск путей его практического применения. Примером может служить
любая исследовательская работа учащихся на уроках по гуманитарным
предметам.
4. Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности,
порождающему противоречия между житейскими представлениями и
научными понятиями об этих фактах.
5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их
опытная проверка.
6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений,
правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.
Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления,
содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и
сделать самостоятельное обобщение.
8. Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы
необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке
научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат
сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется
неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.
9. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.
Правила создания проблемных ситуаций
1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует
поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение
которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями;
здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе
деятельности или общих условиях реализации деятельности.
2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям
учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня
новизны материала преподавания и от степени его обобщения.
3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
4. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными
типами заданий.
5. Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем
указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического
задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.
Подготовленность ученика к проблемному учению определяется прежде
всего его умением увидеть выдвинутую учителем (или возникшую в ходе
урока) проблему, сформулировать ее, найти пути решения и решить
эффективными приемами.
На основе лингвистического определения: проблема – задача,
подлежащая разрешению, исследованию. Какова же природа проблемы,
возникающей в процессе обучения? Многие учителя понятие «проблема»
отождествляют с понятием «вопрос» и «задача», проблему в обучении
смешивают с проблемой в общеупотребительном ее значении.
Учебная проблема не тождественна задаче. И в жизни, и в школе
встречается много задач, решение которых требует лишь механической
деятельности, не только не способствующей развитию самостоятельности
мышления, но и тормозящей это развитие.
Учебная проблема – форма реализации принципа проблемности в
обучении. Учебная проблема – явление субъективное и существует в
сознании ученика в идеальной форме, в мысли так же, как любое суждение,
пока оно не станет логически завершенным. Задача – явление объективное,
для ученика она существует с самого начала в материальной форме, и
превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и
осознания.
Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и
«неизвестное» (нужно найти «связь», «отношение» между известным и
неизвестным). В условиях задачи обязательно содержатся такие элементы,
как «данное» и «требования».
Учебная проблема – форма проявления логико-психологического
противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного
поиска, пробуждающее интерес к исследованию (объяснению) сущности
неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа
действия.
К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований.
Если
хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.
1. Проблема должна быть доступной
пониманию учащихся. Если до
учащихся не дошел смысл задачи, дальнейшая работа над ней бесполезна.
Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных
учащимся терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство
учеников уяснили сущность поставленной проблемы и средства для ее
решения.
2. Вторым требованием является
посильность выдвигаемой проблемы. Если
выдвинутую проблему большинство учащихся не сможет решить,
придется затратить слишком много времени или решать ее самому
учителю; то и другое не даст должного эффекта.
3. Формулировка проблемы должна
заинтересовать учащихся. Конечно,
главным в создании интереса является математическая сторона дела, но
весьма существенно подобрать и надлежащее словесное оформление.
Развлекательность формы нередко способствует успеху решения
проблемы.
4. Немалую роль играет естественность
постановки проблемы. Если
учащихся специально предупредить, что будет решаться проблемная
задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит
переход к более трудному.
Знание учителем основных требований к учебной программе является
одним из важнейших условий успешной постановки проблемы и организации
самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Постановка учебной проблемы осуществляется в несколько этапов:
а) анализ проблемной ситуации;
б) осознание сущности затруднения – видение проблемы;
в) словесная формулировка проблемы.
Первый
путь создания проблемной ситуации.
Наиболее характерной является проблемная ситуация с «затруднением».
В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить
практическое задание учителя и невозможностью это сделать без
сегодняшнего нового материала.
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным,
поскольку требует последовательного осуществления четырѐх
педагогических
действий:
1) создания проблемной ситуации;
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждение к формулированию учебной проблемы;
4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение
с
которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или
затруднения решения.
Второй путь постановки учебной проблемы на уроке – подводящий
диалог.
В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные
задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные
(проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет
формулировка темы .
Третий путь постановки учебной проблемы
Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим пятном.
Есть два приема: «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается в
сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента
художественной литературы). Второй состоит в обнаружении смысла
значимости темы для самих учеников.
Решение учебной проблемы есть результат преодоления противоречий
учебного процесса вообще и основного противоречия познавательной
проблемы в частности, есть результат активного мыслительного процесса,
при котором отбрасываются неверные гипотезы и выбираются правильные,
обоснованные. Решение учащимися проблемы, пишет польский дидакт В.
Оконь, имеет огромное преимущество перед простым заучиванием готовой
информации. Преимущество заключается в том, что при решении проблемы
учащийся активно мыслит. А это приводит не только к прочности и глубине
знаний, приобретенных самостоятельно, но и к ценнейшему качеству ума –
умению ориентироваться в любой ситуации и самостоятельно находить пути
решения проблемы.
Создание проблемной
ситуации позволяет добиться активной
мыслительной работы учащихся, потому что помогает вызвать у них
потребность в знаниях. Потребность в знаниях возникает в тех случаях,
когда
на пути ученика появляются препятствия, затруднения, преодолеть которые
без необходимых для этого сведений он не может.
Какие бывают учебные проблемы
Учебная проблема — это специально организованное учителем состояние интеллектуального дискомфорта у учеников. Причиной этого дискомфорта может являться несоответствие результатов опыта ожиданиям, основанным на уже имеющихся у школьника сведениях, или, например, недоумение, вызванное различием мнений по изучаемому вопросу.
Обычно приемы создания проблемной ситуации делятся на две группы, в зависимости от того, какой материал необходимо обыграть. Иногда к ним присовокупляют еще две. Это такие приемы:
- проблема – «удивление»
- проблема – «затруднение»
и мотивирующие приемы, позволяющие придать ситуации черты проблемной:
- «яркое пятно»;
- «актуальность».
Выбор зависит от класса и материала.
Проблема – «удивление»
В этом случае школьникам предлагается неожиданный, иногда абсурдный, на первый взгляд, материал, может быть, даже парадокс.
Приемы, которые могут быть здесь использованы:
- ошибочное прогнозирование результатов опыта;
- вопрос, вызывающий недоумение;
- несоответствие новой информации имеющимся знаниям и так далее.
Например, на уроке русского языка учитель просит определить тип спряжения глагола «лететь». Дети, конечно, отвечают, что это слово относится к первому спряжению — и ошибаются.
На уроке физики учащимся показывают доску, разделенную вдоль на две полосы: на одну наклеена пленка, а на другую — ворсистый ковер. Доска устанавливается наклонно, на ее верх учитель помещает два одинаковых бруска и спрашивает, по какой полосе брусок съедет вниз быстрее.
Проблема – «затруднение»
Это, как правило, задание, которое ученики не могут выполнить исходя из имеющихся у них знаний: объяснить явление природы, решить задачу, проверить правописание слова и т.д.
Например, это могут быть такие вопросы:
- Почему на юге не бывает северного сияния?
- Почему не выходят из берегов моря, в которые впадает много рек?
- Почему человек не всегда заболевает, если в его организм попадают болезнетворные микроорганизмы?
«Яркое пятно»
это интересная история, легенда, оригинальная гипотеза или концепция, которые могут привлечь внимание учащихся.
Допустим, в начале изучения темы «Фосфор» учитель зачитывает отрывок из детектива Артура Конан Дойля «Собака Баскервилей». Затем школьникам предлагается угадать тему и прокомментировать отрывок.
«Актуальность»
Это прием, при котором учитель начинает разговор с вопроса о том, для чего может пригодиться новый материал. Например, как найти слово в словаре? Невозможно же пролистать его весь! Значит, слова следует располагать в некотором порядке, известном всем. Что это за порядок?
Как работать над уроком с проблемной ситуацией?
На этапе подготовки к уроку надо обдумать, какие темы проблемных ситуаций могут быть использованы. Что может вызвать разногласия, непонимание, споры? На какие аспекты могут быть разные взгляды? Что в новом материале действительно ново, требует особого рассмотрения и не может быть понято без специального разъяснения? Ответ на какой-нибудь из этих вопросов и может быть идеей для проблемной ситуации на уроке.
Если ничего такого в голову не приходит, а материал совершенно новый и опереться пока не на что, то надо выбрать что-нибудь из второй группы: подобрать интересную историю или загадку, задать вопрос, требующий рассуждения и, может быть, даже дискуссионный.
Работа на уроке
Итак, работа над созданием проблемной ситуации на уроке позади, концепция разработана, все необходимое (скажем, для опыта) подготовлено. Как вовлечь школьников в процесс? Как проводить урок с проблемной ситуацией?
Для разработки проблемы используется обычно один из двух приемов:
- побуждающий диалог;
- подводящий к теме диалог.
Если не подготовиться к одному (а то и к обоим — кто знает, как дети среагируют?) варианту, то вся работа может пойти насмарку: ученики могут растеряться и не разобраться в проблеме.
При побуждающем диалоге учитель опирается на мнения учеников, заметивших несоответствия, то есть осознавших суть проблемы.
Педагог может стимулировать их размышления и несколько их корректировать с помощью наводящих вопросов. Вопросы можно задавать такие:
- «Что необычного (странного, неожиданного) вы заметили?»
- «Мы какого результата ожидали? А что получилось?»
- «Почему же у нас получился такой результат?»
Затем учитель предлагает угадать, о чем пойдет речь на уроке, каких знаний не хватает для правильного предположения, ответа.
Подводящий к теме диалог используется в том случае, если класс слабый или только начинает работать с проблемами на уроках. Это гораздо проще, так что можно подвести к догадке даже тех учащихся, которые пока затрудняются самостоятельно работать с проблемными ситуациями.
В этом случае вопросы надо задавать, постепенно подводя ребят к осознанию темы. Скажем, на доске написаны слова «растение» и «рост».
- Найдите корень в этих словах и поставьте в них ударение.
- Может ли быть слово «рост» проверочным для слова «растение»? Почему?
- Почему в одном слове пишется А, а в другом О?
- Вы уже знаете случаи, когда проверять корни с помощью ударения нельзя?
- Как называется такой случай?
- Какое чередование вы уже знаете?
- А что, как вы думаете, мы будем проходить сегодня?
Таким образом учитель все же подводит ребят к формулировке темы урока.
Мы можем сделать вывод, что использовать технологию создания проблемной ситуации на уроке мы можем при любой теме, на любом материале. Этот метод помогает мотивировать школьников на получение новых знаний и развивает их интеллектуальные способности.
Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, стаж 19 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
МУМО (30.08.2018)
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.
Все мы знаем, что внедрение ФГОС НОО не возможно без ряда условий. А системно-деятельностный подход является основой введения Новых стандартов. Переход к обновленной системе начального образования требует от нас умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.
Немецкий педагог А. Дистервег ещё в 19 веке говорил: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся…»
Но тем не менее, долгие годы в наших школах было именно такое обучение. Лишь некоторые (Эльконин-Давыдов, Занков, Амонашвили) ведущую роль отводили проблемному обучению.
Структура проблемного урока такова:
- Постановка проблемы (Мотивация);
- Поиск решения (Исследование: работа в малых группах);
- выражение решения (Обмен информации, её классификация),
- Реализация решения (Применение),
- Подведение итогов рефлексия.
Существует несколько методов постановки проблемной ситуации:
• Проблемная ситуация «с удивлением»
• Проблемная ситуация «с затруднением»
• Побуждающий диалог
• Подводящий диалог
• Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно»
• Демонстрация непонятных явлений
• Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация»
Проблемная ситуация «с удивлением» или «с затруднением» — этот путь наиболее сложен, так как он в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Побуждающий диалог — это способ, который обнаруживает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для:
— побуждения к созданию противоречия;
— побуждения к формулированию учебной проблемы.
Подводящий диалог — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.
Положительный результат – это то, что на уроках дети не являются пассивными слушателями, а проявляют высокую активность в учебном процессе.
«Яркое пятно» — сообщение интригующего: сказки, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни.
Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность).
«Актуализация» — обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.
Сегодня мне хотелось остановиться на этапе мотивации и показать несколько способов создания проблемной ситуации на уроке.
Основные приемы создания проблемной ситуации.
Приемы создания проблемной ситуации |
Побуждение к осознанию противоречия |
Побуждение к формулированию проблемы |
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения. |
Что Вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? |
Выбрать подходящее: |
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. |
Вопрос (задание) был один? А сколько в классе мнений? Почему так получилось? |
|
3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. |
Вы сначала как думали? А как на самом деле? |
Какой возникает вопрос? |
4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. |
Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? |
|
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. |
Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? |
Какая будет тема урока? |
6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено. |
Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему так получилось? |
ПРИЁМ 1. Предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений.
Русский язык (3 класс:) Предъявление противоречивых мнений
Тема: Род имен существительных
Учитель:
За столом обедали 3 женщины: русская, немка и армянка. Внезапно со
стола упала суповая ложка.
Ага! – проговорила русская женщина, вспомнив старинную примету. —
Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!
Почему дама? – удивилась немка. – Ложка – ≪der Loffel≫ – мужского
рода. Должен прийти мужчина.
Русская возмутилась:
Ну, вот еще! Это если ножик упал, тогда пришел бы мужчина. Ножик
мужского рода.
Ха – ха – ха! – засмеялась немка. – Ножик – мужского? Нет, ≪das Messer≫
– род средний: если ножик упадет, это ничего не значит.
Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на ту, то на другую:
Простите, я ничего не понимаю. Как ложка может чем-то напоминать
мужчину или женщину? Она не может быть ни тем, ни другим.
Что скажете? Кто из них прав? (недоумение, проблемная ситуация).
Математика, 2 класс Предъявление двух противоречивых фактов
Тема:«Порядок действий» 2 класс.
Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.
Сравните равенства:
8 – 3 + 4 = 9
8 – 3 + 4 = 1
— Чем похожи?
-Чем отличаются? ( Выражения одинаковые, а результаты разные.)
-Почему разные результаты? Как получили?
— Как показать, что первым действием выполняли 3+4?
Учитель: Выполните вычисления по следующей программе:
1) Из числа 8 вычесть 3.
2) К полученной разности прибавить 4.
Итак, 8 – 3 + 4 = 9
Учитель: Выполни вычисления по следующей программе:
1) К числу 3 прибавить число 4.
2) Из числа 8 вычесть полученную сумму.
Итак, 8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов).
Учитель: Ребята, сравните выражения. Чего не хватает в выражении? (Побуждение к осознанию
противоречия).
ПРИЁМ 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.
Математика, 2 класс
Тема:«Смысл действия умножения» 2 класс.
Равенство 3*5 =15
Миша: 3+3+3+3+3
Маша 5+5+5
-Кто прав?
Математика, 4 класс
Цель: установить, как измеряют скорость и как она связана со временем и расстоянием.
Учитель: Представьте, что вам нужно рассудить спор двух друзей – Миши и
Игоря. Они учатся в разных школах и никак не могут разобраться, кто из них
быстрее бегает на лыжах. Миша на соревнованиях в своём классе прошёл 60
м за 20 с, а Игорь – 45 м за 15 с. Каждый из них считает себя лучшим
спортсменом: Игорь говорит, что затратил меньше времени, а Миша с ним не
соглашается – ведь он бежал большее расстояние. Запишите каждый на своём листке имя того, кто из ребят, по вашему мнению, пробежал быстрее
(столкновение мнений).
Учащиеся высказывают свои версии.
ПРИЁМ 3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку», предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.
«Окружающий мир» 4 класс
Природные зоны России.
Учитель: |
Ученики: |
— Послушайте и скажите: бывает ли так? «Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2-3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули». -Что здесь правда? Где такое может быть? Учитель предъявляет факты: фотографии, сообщения о тундре, видеоматериал. |
— Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды. — Еще не бывают грибы выше берез. — Ночью солнце не светит. Удивление (возникновение проблемной ситуации). |
ПРИЁМ 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Урок математики 2 класс.
Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение.
– Предлагаю ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых.
“В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?”
2+2+2+2=8 (ч)
-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? (Не выполняли такие вычисления)
“На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?” (Приём – невыполнимое практическое задание).
– Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?
– А почему, в чем затруднение?
– Получается слишком длинная запись.
– Значит, что нам надо сегодня открыть?
– Надо придумать новый короткий способ записи.
«Русский язык» 4 класс
Неопределенная форма глагола.
На доске слова : льют, мечтает, хотели, колет, рубить.
— Определите число и лицо глаголов.
Последнее слово вызывает недоумение учеников, так как задание невыполнимо.
(в рамках некоторых тем прием применить невозможно)
ПРИЁМ 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.
«Математика» 2 класс
Прибавление к двузначному числу двузначного с переходом через десяток.
Учитель: |
Ученики: |
Найдите значение данных выражений объясните, как вычисляли 24+32 61+26 73+16 73 + 19 |
73+19 – не смогли найти значение, т.к. еще не умеем решать такие примеры |
ПРИЁМ 6. Дать практическое задание, сходное с предыдущим, а потом доказать, что задание не выполнено.
«Русский язык» 3 класс
Непроизносимые согласные.
— Подберите проверочные слова: река, вода, ряды
гриб, нож, столб
— Каким способом вы проверяли написание этих слов? (Изменяли форму слова так, чтобы безударный стал ударным или в конце после согласного был гласный.)
— А теперь подберите проверочные слова: вестник, тростник, сердце. Каким способом вы их проверите?
(Таким же: вестники, сердца, тростники.)
— Какие буквы требовали проверки? Вы смогли проверить их данным способом? (Нет.)
— Смогли вы выполнить задание? Почему? (Не знаем способа проверки.)
— Попробуйте сформулировать тему урока.
«Русский язык» 2 класс
Непроверяемые орфограммы в корне.
(Подводящий диалог)
Вставьте пропущенные буквы в слова:
Р…чной дят…л
Сер…це рю…зак
Ду..ки во…зал
-В слова, какого столбика было легче вставлять слова?
-Почему?
«Плюсы» проблемного урока
- Проблемный урок характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность учеников, которая обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции, не вызывая при этом перегрузок. Для ребят это действительно “учение с увлечением”.
- Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить.
- Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить проблему и помочь своей группе».
- Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль, помочь каждому совершить многотрудный путь от абсолютного знания к «ученому незнанию» (термин С.Ю.Курганова).
«Минусы» проблемного урока
- Не со всеми дети можно использовать данную технологию
- Объём классной работы в тетрадях очень мал, т. к. много обсуждений
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»
Ш. А. Амоношвили
Результаты, которые демонстрируют мои ученики, убеждают меня в том, что я на правильном пути. Дети стали активнее, заинтересованнее. Они не боятся свободно высказывать свое мнение, даже если оно и неверное. Знания, добытые методом проб и ошибок, самостоятельно, наиболее прочные.
Я убедилась на своих учениках: то, что «открыто» самими детьми, требует меньших затрат времени на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием.
Технология ПДО инновационна, она внутренне меняет и взрослых, и детей. И тем и другим она дает возможность самореализоваться, раскрыть свои творческие способности, стать успешными, открытыми, уверенными в себе.
Надеюсь, эти примеры помогут учителям начальной школы, только начинающим работать по проблемно-диалогической технологии, разобраться в тонкостях ее применения на практике.
Слайд 1
Буклет
Здравствуйте! Меня зовут Королёва Надежда Тихоновна. Я учитель начальных классов Солнечной СОШ №1.
Слайд 2
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими». (Шалва Амонашвили)
Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.
Cлайд 3
Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Суть проблемного обучения: ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.
Главная цель: обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения, создать такие условия, чтобы ребенок хотел, любил и умел учиться.
Основное звено проблемного обучения: проблемная ситуация.
Слайд 4
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом.
Слайд 5
Наша сегодняшняя встреча пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!»
На столе лежат буклеты. Прошу воспользоваться ими в ходе нашего мастер-класса.
Слайд 6
Проблемная ситуация вызывает у детей удивление или затруднение. Поэтому по реакции проблемные ситуации делятся на 2 типа: с удивлением и с затруднением.
Тип противоречия |
Приемы создания проблемной ситуации |
I. Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением» |
|
Между двумя (или более) положениями |
Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания |
Между житейским представлением обучающихся и научным фактом |
Прием 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности |
II. Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением« |
|
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя |
Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. Прием 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено |
Слайд 7
Приложение
Проблемные ситуации “с удивлением”
Приём 1. Одновременное предъявление классу противоречивых фактов.
2 класс. Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.
Учитель: Выполните вычисления по следующей программе:
1) Из числа 8 вычесть 3.
2) К полученной разности прибавить 4.
Итак, 8 – 3 + 4 = 9
Учитель: Выполни вычисления по следующей программе:
1) К числу 3 прибавить число 4.
2) Из числа 8 вычесть полученную сумму.
Итак, 8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов).
Учитель: Ребята, сравните выражения (Побуждение к осознанию противоречия).
Ученики: Выражения одинаковые, а результаты разные.
Слайд 8
Приём 2. Столкновение мнений уч-ся.
Урок русского языка, 3 класс «Сложные слова».
Лесточек, мухолофка, сарока.
— Исправить ошибки в словах, обозначить орфограммы, выделить корень
1. Какое слово можно назвать «лишним», почему?
2. Разберите слово мухоловка по составу.
— Существуют ли слова с двумя корнями?
— Какой вопрос возникает? (Сколько корней в этом слове?)
— Докажите что в этом слове два корня (Подбирают однокоренные слова)
— Как можно назвать такие слова?
— Почему их назвали сложные?
После столкновения двух разных мнений учащихся идёт побуждающий диалог. Далее нужно сравнить по учебнику.
Слайд 9
Приём 3. «Окружающий мир». 3 класс.
Учитель: Ученики:
— Послушайте и скажите: бывает ли так?
«Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2-3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули».
Учитель предъявляет факты: фотографии, сообщения о тундре, видеоматериал.
— Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды.
— Еще не бывают грибы выше берез.
— Ночью солнце не светит.
Удивление (возникновение проблемной ситуации).
Слайд 10
Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением»
Прием №4 (невыполнимое задание)
Тема: Умножение.
Детям предлагаются задания на нахождение суммы одинаковых слагаемых. Затем предлагается решить задачу
На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 рубашек?
— Вы смогли записать выражение к задаче?
— Почему?
— Что будем сегодня делать? Какой вопрос исследовать? (будем искать другой способ решения)
Слайд 11
Тема: Умножение двузначного числа (Задание, не схожее с предыдущим)
3, 6, 12, 78, 8, 63, 9, 51
— Что это за числа?
— Выпишите в 1 столбик все однозначные числа и умножьте их на 7, во 2 столбик все двузначные и умножьте их тоже на 7.
— Вы смогли выполнить задание?
— Почему задание не получилось?
— Чем оно отличается от предыдущего?
— Какова тема сегодняшнего урока?
Здесь используется побуждающий диалог.
Решение:
Работа в группах.
Решите пример 12* 3 (Учитель помогает каждой группе)
— С чего нужно начать? (Побуждает к гипотезе)
— Из каких разрядных слагаемых состоит число 12?
Нельзя давать оценку ответов детей. Все ответы нужно принимать.
Слайд 12
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:
- побуждающий от проблемной ситуации диалог;
- подводящий к теме диалог;
- сообщение темы с мотивирующим приемом.
Давайте рассмотрим подробнее каждый метод.
Слайд 13
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
- создания проблемной ситуации;
- побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
- побуждения к формулированию учебной проблемы;
- принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Слайд 14
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации
представляет собой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие.
Существует несколько приёмов формулировки вопросов:
1. Добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?». Если же классу предъявлялись не факты, а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения)?».
2. Если возник разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же в нашем классе разных мнений?».
3. Развести различные представления учеников можно репликой:
«Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».
4. При осознание не решаемой ситуации стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?».
Или «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?».
Если проблема легко решается спрашиваете так: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?».
Побуждение к формулированию учебной проблемы
Поскольку учебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения», то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».
Принятие ученических формулировок учебной проблемы
Если строится проблемный урок, то тема заранее не известна. При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала — поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Вот это интересно! Кто может выразить мысль точнее?».
Демонстрация приемов с включением в деятельность педагогов
Давайте попробуем проследить этапы проблемного диалога на примерах.
Слайд 15
(Занятие по окр миру. Тема «Фрукты»)
Демонстрация 3 яблок 1-красное, 1 – зеленое, 1 – желтое.
В: Что это? Что у них общего? (предъявление первого факта) Где вы можете их видеть?
Д: Это яблоки. Они растут в саду. Это фрукты. Они растут на деревьях.
В: Какого они цвета? (предъявление 2-го факта)
Д: Красное, желтое, зеленое (возникновение проблемной ситуации)
В: Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)
Д: Все это яблоки, но цвет у них разный (осознание противоречия)
В: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)
Д: Почему они разные по цвету? (учебная проблема как вопрос).
Слайд 16
Занятие математике. Тема: «Масса»
Перед детьми математическая игра = 1 кг. и пуховая подушка весом = 1 кг.
У: Перед вами математическая гиря и пуховая подушка. Что тяжелее? (вопрос на ошибку)
Д: 1.Подушка больше она тяжелее 2. Гиря тяжелее, она металлическая.
У: Давайте поговорим: взвешивание на весах (предъявление факта)
Д: Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)
У: Что вы сказали сначала?
Д: Ответы детей.
У: А как оказалось на самом деле? Побуждение к осознанию противоречия
У: Какой же будет тема занятия? (побуждение к формулированию проблемы)
Д: Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия)
Слайд 17
Подводящий к теме диалог
Второй путь к учебной проблеме заключается … А хотите сами догадаться, в чем его суть? Тогда начнем с примера.
Урок русского языка в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках».
Учитель
Ученики__________________________
- Спишите из упражнения слова: «забег, поход, подкоп. (записывают слова)
- Поставьте ударение. (ставят ударение)
- Подчеркните безударные гласные. (подчеркивают безударные гласные )
- Найдите безударные гласные. Обозначьте их. (обозначают)
- Какое правило о безударных гласных мы уже знаем? (О безударной гласной в корне)
- В какой части слова находятся безударные гласные? (в приставке)
- Значит, какая сегодня тема урока? (Безударные гласные в приставках)
Слайд 18
Нетрудно заметить, что в приведенном примере учитель работал методом диалога. Вот только каким был диалог? Таким же, как в предыдущих случаях? Побуждающим? Нет. Мы встретились с иным типом диалога — подводящим. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.
В подводящем диалоге показывается логическая цепочка создания проблемной ситуации на методах сравнения, нахождения общего и различий.
В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычное), и мыслительные (проанализируй, сравни). Но последний вопрос учителя обязательно будет на обобщение, а ответом на него станет формулировка темы урока, ибо нет особого смысла подводить учеников к какому-то непонятному вопросу.
Таким образом, второй способ постановки учебной проблемы — подводящий к теме диалог. Как видите, он проще первого. Учителю не нужно создавать проблемную ситуацию: подводящий диалог, как правило, прекрасно выстраивается «от повторения». Педагогу не требуется следить за своей реакцией на реплики учеников: неожиданный ответ бывает лишь на плохо сформулированный вопрос.
Слайд 19
ПРИМЕНЯЕМ МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫ
Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда подведем к теме урока от пройденного материала. А если начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учителю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный традиционный урок.
Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.)
Например, при изучении темы «Алфавит» учитель просит одного ребёнка прочитать список учащихся из классного журнала. Затем задаёт вопрос: «Случаен ли порядок фамилий?» Дети убеждаются, что их фамилии записаны в алфавитном порядке. Учитель спрашивает: «Где ещё вам может понадобиться знание алфавита?» Ответив на этот вопрос, ученики осознают важность изучения этой темы. Эти приёмы могут переплетаться между собой.
При использовании данного метода развивающий эффект отсутствует, но тема становится интересной и значимой для детей.
Слайд 20
Я хочу предложить вам в качестве «яркого пятна» русскую народную сказку «Колобок».
Свяжите эту сказку с уроком математики и решите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды. А какая тема урока может быть?
Слайд 21
Свяжите эту сказку с уроком русского языка. Какую тему вы можете изучать?
(безударные гласные в корне слова, этимология слова КОЛОБОК. производное от колоб «круглый хлебец»)
Слайд 22
Свяжите сказку с уроком окружающего мира. Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Кто реально опасен для Колобка?
Слайд 23
Мы убедились, что учебную проблему можно поставить тремя методами.
Первый — побуждающий от проблемной ситуации диалог. Второй — подводящий к теме диалог. Третий — сообщение темы с мотивирующим приемом.
Практическая часть
— А сейчас мы попробуем в группах создать проблемную ситуацию. Возьмём одну известную тему и посмотрим сколько проблемных ситуаций можно создать к одной и той же теме. Выбираем тему общую для всех групп.
(В группах по 4 человека создают проблемную ситуацию)
Выступление групп.
Слайд 24
Рефлексия
— Выберите подходящую пословицу, которая на ваш взгляд подходит к сегодняшнему занятию.
- Смелость города берёт.
- Старая песня на новый лад.
- Через тернии к звёздам.
- О монах, ты идёшь трудной дорогой.
- Учиться обучая.
Слайд 25
А закончить свой мастер-класс я хочу следующими словами: «И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться». Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.
«То, что я хочу познать — это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!». Удачи вам!
В настоящее время от педагога требуется не только передача готовых знаний, но также и научить ученика понимать и разбираться в теме самостоятельно. Одна из технологий, позволяющих сделать это – создание проблемной ситуации на уроке. Состоит она в том, чтобы во время занятия создать проблемное положение с целью активизации самостоятельной деятельности ученика для их решения. В таком случае, наблюдается творческий подход к познанию материала или же какого-либо умения. При помощи создания проблемной ситуации на занятии, развиваются мыслительные способности.
Вместо технологий преподавания, которые использовались многие столетия, так называемая, традиционная методика, на смену приходят новые методики и технологии. Прежде всего, такие подходы направлены на то, чтобы дать обучающемуся проявить свою инициативу и самостоятельность. В итоге при такой методике обучения получается сильная и уверенная в себе личность, которая способна помочь развитию общества в будущем.
Для этого одних усвоенных знаний мало. Необходимы определённые качества характера, которые должны позволить ученику в будущем создавать нестандартные методы решения в той или иной затруднительной ситуации.
Такой подход на занятии даёт возможность ученику не просто записывать материал, а думать и больше говорить, вследствие этого у них более активно формируется как речь, так и мышление. При помощи такого способа ведения уроков, у воспитанников развиваются творческие способности, они пытаются отстояться своё собственное мнение и гораздо больше проявляют инициативу.
Они учатся думать, в настоящее время, очень малое количество преподавателей именно стараются научить мыслить ученика, а не просто вложить в него необходимые для контрольной или самостоятельной работы знания.
Существует некоторое преимущество использования данной технологии. Ведь проблемное обучение можно применять в любом классе и при преподавании совершенно любого предмета. Овладение знаниями, это, прежде всего, творческое занятие. Оно включает в себя 4 этапа.
- Установка проблемы, воспитанник должен понять, в чём суть проблемной ситуации.
- Воспитанник должен понять, как решить данный затруднительный случай.
- Далее обучающемуся необходимо изложить способ его решения.
- Завершающий этап – реализация своего плана.
Как подготовиться к проблемному уроку?
Чтобы замотивировать воспитанников и побудить их самостоятельно изучать материал и сформировывать метапредметные мыслительные операции – наиболее целесообразно будет создать проблемное положение в самом начале занятия. На первом этапе введения новой информации. Это один из приёмов мотивации познавательного вида. Её преимуществом является то, что она оказывается своё влияние практически на всю группу, как преуспевающих детей, так и отстающих. На протяжении этого этапа занятия у воспитанников формируются следующие УУД.
- Познавательные. Обучающиеся учатся сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать полученную информацию. Также воспитанники развивают свою речь, когда озвучивают свои мысли по этому поводу, пытаются самостоятельно вывести и сформулировать понятие.
- Коммуникативные. То, что воспитанники общаются между друг другом на уроке, развивает их коммуникативные способности. Они учатся говорить более развёрнуто и аргументировано, при этом учитывают разные мнения и пытаются объяснить своё суждение.
- Регулятивные. Преподаватель может заметить трудности, с которыми столкнулся каждый воспитанник в понимании и усвоения новых знаний индивидуально.
- Личностные. По многим педагогическим системам, этот параметр самый важный. Ведь при проблемной ситуации на занятии обучающийся приобретает способность к саморазвитию. Помимо этого, у воспитанника появляется стимул к познанию нового материала.
Преподавателями, с целью осознания проблемной ситуации на уроке обучающимися, может использоваться побуждающий диалог. Таким образом, воспитанники осознают возникшее затруднение на занятии. Педагог в таком случае должен представить отдельные вопросы или предложения, которые позволяет воспитанникам осознать противоречия, а также попытаться сформулировать тему занятия самостоятельно.
Такой подход к преподаванию на занятии очень часто интересен самим воспитанникам. Также это позволяет добиться их самостоятельной активности на уроке. Существуют разные способы, которые способствуют этому. К примеру, работа в парах, группах или же учебный диалог.
Как создать проблемную ситуацию на занятии?
Условно, проблемные ситуации на занятии можно разделить на два вида. Это проблемное положение с удивлением и проблемное положение с затруднением. Существуют различные приёмы создания проблемных ситуаций для каждого из этих видов.
Для создания проблемных положений на занятии с удивлением используются три приёма.
- Вместе предъявить две мысли, которые противоречат друг другу.
- При использовании вопросов или заданий столкнуть разные мысли и высказывания воспитанников.
- Данный приём, можно подразделить на две ступени. В первой ступени необходимо показать житейское представление у воспитанников при помощи практического задания с целью их ошибки или же вопроса. На второй ступени необходимо сообщить сам научный факт либо наглядно при помощи эксперимента, либо простым сообщением.
Для того чтобы возникли проблемные положения с затруднением, также можно использовать три приёма.
- Преподаватель может дать практическое задание, выполнить которое невозможно. Воспитанник в этом случае более активно включается процесс, особенно преуспевающие ученики.
- Педагог может заставить учеников выполнять практическое задание, которое имеет решение, но абсолютно не похоже не предыдущее задание.
- Также преподаватель может дать ученикам невыполнимое задание, но похожее на предыдущее, которое было успешно решено. После этого педагогу необходимо будет доказать, что ученики не смогли его выполнить.
Как поставить проблему на уроке?
Для этого используется несколько методов.
- При помощи вопросов и предложений, которые подтолкнут воспитанника к постановке проблемы. Наиболее целесообразно использовать данную методику для сильных учеников, при помощи этого развиваются творческие умения воспитанника.
- Существует, так называемый подводящий диалог, его суть заключается в том, что при помощи наводящих вопросов и высказываний ученик должен сам понять мысль. В этом случае ответ воспитанника, способный вас удивить, практически никогда не прозвучит. Педагог постепенно подводит ученика к нужной мысли. В составе такого диалога могут использоваться и прежние знания ученика, а также можно использовать приёмы анализа или сравнения. Данная методика особенно актуальна для воспитанников с плохой успеваемостью.
- Педагог может озвучить тему занятия, используя какой-либо мотивирующий приём. Например, применив приём «яркого пятна», загадка, забавная история, сказка, легенда и так далее. Можно также предложить воспитанникам решить кроссворд, где ключевое слово и будет основная тема урока. В данной методике имеет большую популярность и другой приём, который носит название «Актуальность». При помощи наводящих вопросов руководителя, воспитанники понимают роль изучаемой темы в своей жизни. При использовании приёма «Актуальность», ученики не получают никакого развития, но тема для них становиться несколько интереснее. При использовании сразу двух вышеперечисленных способов одновременно, педагог добивается как интереса учеников, так и их развития.
Примеры
Для создания проблемного положения на занятии при помощи удивления можно предоставить группе противоречивую информацию.
К примеру, для начальных классов на уроке математики можно использовать такой метод постановки проблемной ситуации.
Необходимо расставить скобки.
9 – 4 + 3 = 8
и
9 – 4 + 3 = 2
После этого стоит обратить внимание учеников на то, что выражения слева одинаковые, а ответы в конечном итоге получаются совершенно разные.
Помимо этого, вы можете столкнуть мнение некоторых учащихся. В итоге у них появляется возможность высказать своё мнение и оспорить высказывание своего одноклассника.
При прохождении такого материала, как сложные слова, можно поинтересоваться у воспитанников, существуют ли слова в русском языке, в которых может встречаться больше одного корня. Попросить назвать такое слово и подобрать корни к нему. В итоге при столкновении разных мнений возникнет диалог между обучающимися, который побудит их аргументировать свою точку зрения.
Ещё одним практическим примером методики, которая позволяет развить самостоятельность и коммуникабельность учеников – эта работа в группах. Учитель разбивает весь учебный класс на несколько групп и даёт им одно задание на всю группу. Далее необходимо наблюдать за работой каждой группы индивидуально. Необходимо побудить воспитанников к созданию гипотезы. При использовании данного примера никогда не давайте оценку итогов воспитанников. Любое решение задачи необходимо принять.
В заключение
Такие социально-культурные нормы личности обязывают, чтобы человек был самостоятельным, мог проявлять инициативу, а также личностный потенциал. В настоящее время, педагоги должны не только давать знания ребёнку, необходимые для успешной сдачи экзаменов. Преподаватели обязаны подготовить своих воспитанников к предупреждению жизненных проблем и самостоятельному их решению. Методика создания проблемных ситуаций на занятиях обладает рядом преимуществ.
Во-первых, создаются условия, чтобы воспитанники развивали свою наблюдательность, понимание, а также активизируется познавательная и умственная деятельность ученика. Во-вторых, это способствует развитию ответственности и самостоятельности, а также помогает проявлять инициативу и активизирует деятельность воспитанника.
Ко всему этому, поскольку обучающийся приобретает знания в ходе самостоятельной деятельности, он их гораздо лучше запоминает, и новая информация прочно закрепляется у него в голове. Также не стоит забывать, что данная методика нацелена, прежде всего, на то, чтобы сформировать нестандартное мышление учеников.
Благодаря вышеперечисленным преимуществам, методика создания проблемной ситуации на занятии является одной из самых оптимальных для развития и обучения воспитанников любого возраста. В последнее время педагоги её используют всё чаще и чаще, поэтому в будущем стоит ожидать детей, способных проявлять инициативу, мыслить нестандартно и отстаивать своё мнение. Не забывайте, что вы можете подвести ученика к знаниям, но стоит ли учиться – решать только ему.