Содержание
- Как выглядит приложение и для чего оно нужно?
- Что важно помнить про оформление
- Основные правила оформления приложений
- Особенности ГОСТ-2023
- Как оформить таблицу в Word?
- Оформление рисунка в Word
- Оформление схем и чертежей в Word
- Оформление ссылки на приложение
- Оформление приложений для диплома в Word
- Заключение
Оформление и государственные стандарты всегда головная боль и
студентов, и научных работников. Курсовая работа требует к себе много
внимания: дотошное составление оглавления, отдельное оформление рисунков и
схем, проверка на антиплагиат. Без соблюдения всех требований работу до сдачи
принять не смогут.
Оформление включает
в себя множество самых разных этапов. Для того, чтобы упростить задачу, мы
собрали самое важное.
Мы научим вас
оформлять приложение в Word за считанные секунды так,
что оно будет дополнением, иллюстрирующим вашу работу.
Как выглядит приложение и для чего оно нужно?
Курсовая работа не должна иметь в тексте пояснительные
материалы, занимающие 1/3 и более от страницы в Word. По этой
причине обойтись без приложения не удастся.
К
приложению относятся графики, схемы, рисунки. Т.е. приложение – это
иллюстрация к вашей работе. В зависимости от направления обучающегося, возможно
использование диаграмм, таблиц, фотографий.
Курсовая
работа не имеет ограничений по
количеству приложений. Но важно помнить, что в некоторых случаях подтверждения
расчетов необходимы.
Для
того, чтобы получить одобрение научного руководителя и комиссии, необходимо
подбирать только качественные иллюстрации.
Не
стоит добавлять приложение для того, чтобы увеличить количество страниц. В
общий объем курсовой оно не засчитывается. Более того, комиссия не одобрит
излишнюю загруженность работы бесполезной информацией.
Что важно помнить про оформление
Если курсовая
работа должна быть начата в ближайшее время, незамедлительно обратитесь к
методичке. В ней будут указаны локальные требования ВУЗа. Они редко когда
отходят от основного ГОСТа, однако, могут внести в работу некоторые
дополнения.
Это позволит в
дальнейшем не обращаться к раздраженному преподавателю при повторной проверке.
Важно выбирать
только качественные изображения. Заранее проверьте, что при печати нет заметных
дефектов.
Учитывайте, что все
приложения можно условно разделить на 3 типа:
- Таблицы – имеются
практически в каждой курсовой работе; - Рисунки: графики,
схемы, и т.д.; - Схемы и чертежи.
Основные правила оформления приложений
Не стоит обращаться
к работам одногруппников, чтобы не скопировать их ошибок. Для того, чтобы оформление
работы было правильным, достаточно придерживаться следующих правил:
- Приложение
всегда размещаются в конце работы. Курсовая работа не должна включать в
себя иные разделы после того, как вы оформили приложение; - На одно приложение
– один лист. Не старайтесь вместить больше, чтобы сэкономить при печати. В
дальнейшем это также упростит вам работу, если где-то обнаружатся ошибки; - Любое
приложение оформляется с помощью текстового редактора Word; - Если
использовались вспомогательные материалы, то на них в обязательном порядке
должна быть оставлена ссылка; - Приложение
располагаются в той очередности, что
и их упоминания в работе; - Не забывайте
использовать функцию «Разрыв страницы» после абсолютно каждого приложения. Оформление
при печати может сбиться, если игнорировать это требование; - В том случае,
если приложение на одном листе разместить не удается, подпишите, что на
следующей странице «Продолжение приложения»; - Под каждым
приложением необходимо подписать заголовок.
Особенности ГОСТ-2023
Курсовая работа в 2023 году имеет мало чем отличный внешний вид по
сравнению с прошлым годами. Основные требования остались аналогичными: отступы
по левому и правому краю (3 и 1 сантиметр), полуторный интервал текста, отступ
в 1,25 сантиметра.
ГОСТ 7.32-2023 утвердил
изменения:
- Больше не
допускается использовать для обозначения буквы Ё, Й, Ч, З, Ь, Ы; - Было утверждено,
что в качестве приложения могут выступать протоколы и метрологическая
экспертиза; - Нумеровать приложение
стало необходимо не только в заголовке, но и в самом низу страницы.
В соответствии с ГОСТ, приложение
оформляется по 6.17 пункту.
Как
оформить таблицу в Word?
В том, чтобы
оформить приложение-таблицу, нет ничего сложного. Для начала необходимо
открыть новую страницу. Требование к шрифту стандартные: Times New Roman,
привычный черный цвет.
Далее необходимо:
- Найти функцию
«Вставка» и выбрать «Таблицы»; - Выбрать
необходимое количество ячеек; - Заполнить
необходимые данные; - Пронумеровать
таблицу (если в работе более 1 таблицы).
Особенности описания таблицы в
курсовой работе:
- Таблица должна иметь
заголовок. Он размещается наверху; - Подпись вносится
с помощью функции «Вставить название». Для этого нажмите на таблицу правой
кнопкой мыши. В «Положение» выберите «Над выделенным объектом» для верного
размещения.
Важно! Если таблица не вмещается на лист А4,
необходимо на следующей странице прописать «Продолжение приложения», а после
продолжить заполнять данные.
Результат в Word должен получиться следующим:
Оформление рисунка в Word
Курсовая работа гуманитарных направлений часто
включает в себя иллюстрации. Сюда относятся отсканированные документы,
фотографии, картинки или карточки.
Важно помнить, что необходимо подобрать изображение
высокого качества. Если с документом это невозможно, то рекомендуется
перепечатать его.
Особенности оформления:
- Поверх рисунка
подпишите его название; - Под фотографией
размещается цифровое обозначение («Вставить название»). - При необходимости
комментарий указывается снизу.
Оформление
схем и чертежей в Word
Для
начала диаграмму или схему необходимо перенести в Word.
Вам необходимо открыть новую страницу, а после нажать на «Вставить» и выбрать
необходимый вариант.
Далее
оформление стандартное: вставьте вниз название (например, Рисунок 3 –
Зависимость частоты возникновения рака от курения).
Оформление
ссылки на приложение
Для того, чтобы оформить
ссылку на приложение в тексте, необходимо написать «См. приложение №(номер
приложения)».
Важно помнить,
что приложения должны располагаться строго в соответствии с их упоминаниями в
тексте.
Оформление приложений для
диплома в Word
При работе с
дипломом следует особо внимательно подойти к оформлению, чтобы не споткнуться
при сдаче работы.
Оформление диплома
осуществляется в соответствии с ГОСТ 7.32-2023. Следовательно, при
работе с дипломом следует опираться на статью выше. Важно особо обратить
внимание на:
-
Выделяют «информационные» и «обязательные» приложения. Эта информация указывается в скобках после номера приложения;
- При ссылке на приложение степень не указывается;
- В содержание необходимо вписать все приложения;
- При необходимости, ссылку на приложение возможно сделать подстрочной. Для этого необходимо использовать функцию в Word «Ссылка – вставить концевую сноску». Наиболее целесообразно использовать концевые сноски, когда вы ссылаетесь на законы или
иные документы.
Заключение
Оформление курсовой
работы требует внимательного отношения. Соблюдая наши правила, вы с легкостью
сможете получить «отлично» при сдаче диплома или курсовой работы.
Не забудьте прочесть
методичку вашего ВУЗа, чтобы уточнить особенности оформления. Рекомендуем
обратить внимание на:
- Требуемый шрифт;
- Особенности
отступов при составлении приложения.
Что такое нацпроекты. Объясняем простыми словами
Проще говоря, под национальными проектами понимаются комплексные программы, имеющие общенациональную значимость и требующие масштабных вливаний государственных средств.
Правительство России с 2019 года выполняет 13 национальных проектов по трём направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост». У каждой программы есть свой куратор в кабмине. Современные национальные проекты считаются преемниками провальных приоритетных нацпроектов второй половины нулевых и начала десятых (например, роста ежегодного объёма жилищного строительства в РФ до 80 млн кв. м в год удалось достичь только в 2014 году, а не в 2010-м, как предполагалось изначально).
С 2019 года российские нацпроекты разделены по стратегическим направлениям социально-экономического развития:
В обозримом будущем к этой группе добавится ещё одно направление, посвящённое туризму.
Пример употребления на «Секрете»
«Сами нацпроекты, конечно, — это очень масштабно. Мы раньше не работали с помощью таких инструментов, их не было — были госпрограммы, но это другое. Нацпроекты связаны с целями, для достижения целей введены конкретные ресурсы. Персональная ответственность за неисполнение введена и уже используется, но её можно усилить».
Цифры
На старте реализации федеральной программы воплощение в жизнь всех нацпроектов до 2024 года оценивалось в 25,7 трлн рублей. После корректировки национального плана из-за пандемии коронавируса только на 2021–2023 годы заложили 39 трлн рублей. В то же время достижение ряда показателей решили отложить до 2030-го.
Нюансы
Поддержку малого и среднего бизнеса в России реализуют в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы». Проект предполагает рост числа занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн человек к концу 2030 года, наращивание доли МСП в ВВП страны до 32% и доли экспорта субъектов МСП — до 10% от общего объёма к 2030-му.
Критика
Нацпроекты в России подвергались критике представителями самых разных эшелонов власти. Одними из самых распространённых проблем в их реализации указывались:
Источник
Как написать национальный проект
Опубликованы информационные материалы о национальных проектах по 12 направлениям стратегического развития, установленным Указом Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Материалы публикуются по состоянию на 7 февраля 2019 года.
Инфографика
Информационные материалы о национальных проектах по 12 направлениям стратегического развития
Документы
Национальные проекты направлены на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышения уровня жизни, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.
Опубликованные материалы в краткой наглядной форме представляют основные целевые показатели и ожидаемые результаты реализации 12 национальных проектов: «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жильё и городская среда», «Экология», «Наука», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт». Также в материалах содержатся ключевые сведения о структуре, целевых показателях и результатах реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (утверждён распоряжением Правительства от 30 сентября 2018 года №2101-р).
Материалы публикуются по состоянию на 7 февраля 2019 года.
Источник
Как написать национальный проект
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методические указания по разработке национальных проектов (программ) (утв. Правительством РФ 6 июня 2018 г.)
3. Национальный проект разрабатывается с учетом следующих подходов:
дополнение национального проекта в случае необходимости задачами, обеспечивающими достижение его целей и целевых показателей;
детализация задач до результатов национального проекта;
определение контрольных точек, подтверждающих получение результатов национального проекта;
планирование мероприятий, направленных на достижение контрольных точек и в совокупности обеспечивающих получение результатов национального проекта;
финансовое обеспечение реализации национальных проектов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом разграничения полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации, а также за счет внебюджетных источников;
определение персональной ответственности за достижение целей, целевых показателей, решение задач, достижение результатов и контрольных точек, выполнение мероприятий национальных и федеральных проектов.
4. Достижение целей, целевых и дополнительных показателей и решение задач национального проекта обеспечивается путем исполнения сводного плана мероприятий по реализации национального проекта, состоящего из планов мероприятий по реализации федеральных проектов.
5. Разработка федеральных проектов осуществляется с учетом следующих требований:
цели и показатели федеральных проектов должны быть направлены на достижение целей, целевых и дополнительных показателей национальных проектов;
в планы мероприятий по реализации федеральных проектов включаются в том числе мероприятия, учитывающие потребности инвалидов и социально незащищенных групп населения;
планы мероприятий по реализации федеральных проектов подлежат ежегодному уточнению с учетом утвержденных параметров финансового обеспечения реализации соответствующих национальных проектов.
6. Организация разработки и реализации национальных проектов в федеральных органах исполнительной власти осуществляется с учетом следующих требований:
определение в качестве руководителя национального проекта руководителя федерального органа исполнительной власти с возложением на него персональной ответственности за достижение целей, целевых показателей и решение задач национального проекта;
назначение заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, курирующего ведомственный проектный офис, ответственным за организацию проектной деятельности в этом федеральном органе исполнительной власти;
возложение функций администратора национального проекта на заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти. Функции ответственного за организацию проектной деятельности в федеральном органе исполнительной власти и администратора национального проекта могут совмещаться;
формирование ведомственных проектных офисов в федеральных органах исполнительной власти и при необходимости в подведомственных организациях в статусе самостоятельных подразделений с полной занятостью сотрудников и возложением на них задач по организации проектной деятельности;
разработка (корректировка) и утверждение в федеральном органе исполнительной власти с учетом настоящих методических указаний положений об организации проектной деятельности.
7. Организация разработки и реализации национальных проектов в субъектах Российской Федерации осуществляется с учетом следующих рекомендаций:
закрепление за высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации ответственности за достижение целей, целевых показателей и решение задач национальных проектов в части, касающейся соответствующего субъекта Российской Федерации;
закрепление за заместителями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации персональной ответственности за достижение целей и показателей федеральных проектов в части, касающейся соответствующего субъекта Российской Федерации;
определение из числа заместителей руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации ответственного за организацию проектной деятельности, в том числе в части, касающейся организации работы по реализации национальных и федеральных проектов в субъекте Российской Федерации;
формирование регионального проектного офиса в органе государственной власти, обладающем необходимыми полномочиями в части, касающейся организации проектной деятельности и межведомственного взаимодействия, с возложением на него функций по общей координации реализации национальных и федеральных проектов;
разработка (корректировка) и утверждение в субъекте Российской Федерации с учетом настоящих методических указаний положений об организации проектной деятельности;
формирование в субъекте Российской Федерации региональных проектов, направленных на реализацию национальных и федеральных проектов и достижение соответствующих целей и показателей;
закрепление в субъекте Российской Федерации персональной ответственности за выполнение мероприятий региональных проектов, в том числе в органах местного самоуправления (при необходимости).
Разъяснение по заполнению форм паспортов национальных и федеральных проектов осуществляется федеральным проектным офисом.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к протоколу заседания
президиума Совета при Президенте
Российской Федерации
по стратегическому развитию и
приоритетным проектам
от 20 г. №
Паспорт
национального проекта (программы) 1
(наименование национального проекта)
1. Основные положения
Краткое наименование национального проекта | Срок начала и окончания |
---|---|
Куратор национального проекта | |
Руководитель национального проекта | |
Администратор национального проекта |
2. Цели, целевые и дополнительные показатели национального проекта
3. Структура национального проекта
№ п/п | Наименование федерального проекта | Сроки реализации | Куратор федерального проекта | Руководитель федерального проекта |
---|---|---|---|---|
1. | ||||
2. | ||||
3. |
4. Задачи и результаты национального проекта
4.1. Федеральный проект (краткое наименование федерального проекта)
№ п/п | Наименование задачи, результата | Срок реализации | Ответственный исполнитель |
---|---|---|---|
1. | (указывается задача национального проекта, решение которой осуществляется в рамках соответствующего федерального проекта) | ||
1.1. | (указываются результаты, создаваемые в рамках решения задачи) | ||
1.2. | |||
1.3. |
4.2. Федеральный проект (краткое наименование федерального проекта)
(по каждому федеральному проекту, указанному в разделе 3 паспорта национального проекта, заполняется форма, приведенная в подразделе 4.1 настоящего раздела. Количество подразделов должно соответствовать количеству федеральных проектов)
5. Финансовое обеспечение реализации национального проекта
№ п/п | Наименование федерального проекта и источники финансирования | Объем финансового обеспечения по годам реализации (млн. рублей) | Всего (млн. рублей) | |||
---|---|---|---|---|---|---|
N 6 | N+1 | N+2 | N+3 | N+4 | N+5 | N+6 |
1. | Федеральный проект «. «, в том числе: | |||||
1.1. | федеральный бюджет | |||||
1.1.1. | из них межбюджетные трансферты бюджету(ам)(указывается наименование) 7 | |||||
1.2. | бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации | |||||
1.2.1. | из них межбюджетные трансферты бюджету(ам)(указывается наименование) 7 | |||||
1.3. | консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | |||||
1.3.1. | из них межбюджетные трансферты бюджету(ам)(указывается наименование) 7 | |||||
1.4. | внебюджетные источники | |||||
Всего по национальному проекту за счет всех источников, в том числе: | ||||||
федеральный бюджет | ||||||
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам)(указывается наименование) 7 | ||||||
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации | ||||||
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам)(указывается наименование) 7 | ||||||
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | ||||||
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам)(указывается наименование) 7 | ||||||
внебюджетные источники |
6. Дополнительная информация
(пояснения и комментарии в виде ссылок и сносок к отдельным положениям паспорта национального проекта, приводимые в целях их уточнения) |
---|
2 По целям, в формулировке которых отсутствует целевой показатель, приводятся дополнительные показатели, позволяющие определить ее достижение.
3 Год начала реализации национального проекта.
4 Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
5 Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
6 Год начала реализации федерального проекта.
7 Строка приводится в случае наличия межбюджетных трансфертов из соответствующего бюджета. При их наличии отдельными строками приводятся межбюджетные трансферты федеральному бюджету, бюджету соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации. При отсутствии указанных трансфертов строка в таблице не приводится.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
(не подлежат утверждению)
Дополнительные и обосновывающие материалы
национального проекта (программы) 1
(краткое наименование национального проекта)
1. Методика расчета целей, целевых и дополнительных показателей национального проекта
№ п/п | Методика расчета | Базовые показатели | Источник данных | Ответственный за сбор данных 2 | Уровень агрегирования информации | Срок и периодичность | Дополнительная информация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
(наименование цели, целевого и дополнительного показателя, единица измерения) | |||||||
1. | |||||||
2. | |||||||
3. |
2. Цели, целевые и дополнительные показатели национального проекта
№ п/п | Цель, целевой показатель, дополнительный показатель 3 | Базовое значение | Сценарий | Период, год | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Значение | Дата | N 4 | N+1 | N+2 | N+3 | N+4 | N+5 | N+6 | |||
1. | (цель) | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
1.1. | (дополнительный показатель) | с учетом нац.проекта | |||||||||
без учета нац.проекта | |||||||||||
1.2. | (дополнительный показатель) | с учетом нац.проекта | |||||||||
без учета нац.проекта | |||||||||||
2. | (целевой показатель) | с учетом нац.проекта | |||||||||
без учета нац.проекта |
3. Оценка обеспеченности целей и целевых показателей национального проекта
(рекомендуется подготавливать в формате A3)
№ п/п | Наименование федерального проекта | Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета (млн. рублей) | Влияние на достижение целей и целевых показателей (процентов) (приводятся наименования целей и целевых показателей национального проекта) | Сводный рейтинг (баллов) | |
---|---|---|---|---|---|
(цель, целевой показатель 1) | (цель, целевой показатель 2) | (цель, целевой показатель 3) | (цель, целевой показатель 4) | (цель, целевой показатель 5) | (цель, целевой показатель n) |
1. | (экспертная оценка вклада федерального проекта в достижение цели, целевого показателя национального проекта (в процентах) | (сумма баллов (один балл соответствует одному проценту вклада в достижение целей и целевых показателей) по результатам оценки вклад федерального проекта в достижение цели, целевого показателя национального проекта) | |||
2. | |||||
ИТОГО обеспеченность целей и целевых показателей национального проекта | — |
2 Федеральный орган исполнительной власти, иной орган или организация.
3 По целям, в формулировке которых отсутствует целевой показатель, приводятся дополнительные показатели, позволяющие определить ее достижение.
4 Год начала реализации национального проекта.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к протоколу заседания
проектного комитета по основному
направлению стратегического развития
Российской Федерации
от 20 г. №
Паспорт
федерального проекта
(наименование федерального проекта)
1. Основные положения
Наименование национального проекта | |
---|---|
Краткое наименование федерального проекта | Срок начала и окончания проекта |
Куратор федерального проекта | |
Старшее должностное лицо (СДЛ) | |
Руководитель федерального проекта | |
Администратор федерального проекта | |
Связь с государственными программами Российской Федерации |
2. Цель и показатели федерального проекта
(цель федерального проекта с указанием даты достижения 1-2 основных показателей на конец его реализации) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ п/п | Наименование показателя | Тип показателя | Базовое значение | Период, год | ||
N 1 | N + 1 | N + 2 | N + 3 | N + 4 | N + 5 | N + 6 |
Значение | Дата | |||||
1. | (основной, дополнительный) | |||||
2. | ||||||
3. |
3. Задачи и результаты федерального проекта
№ п/п | Наименование задачи, результата | Характеристика результата |
---|---|---|
1. | (указывается наименование задачи национального проекта) | |
1.1. | (указываются результаты, создаваемые в рамках решения задачи) | |
1.2. | ||
1.3. |
4. Финансовое обеспечение реализации федерального проекта
№ п/п | Наименование результата и источники финансирования | Объем финансового обеспечения по годам реализации (млн. рублей) | Всего (млн. рублей) | |||
---|---|---|---|---|---|---|
N 1 | N+1 | N+2 | N+3 | N+4 | N+5 | N+6 |
1. | (указывается наименование задачи национального проекта) | |||||
1.1. | (указывается наименование результата федерального проекта) 2 | |||||
1.1.1. | федеральный бюджет | |||||
1.1.1.1. | из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) 3 | |||||
1.1.2. | бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации | |||||
1.1.2.1. | из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) 3 | |||||
1.1.3. | консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | |||||
1.1.3.1. | из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) 3 | |||||
1.1.4. | внебюджетные источники | |||||
Всего по федеральному проекту, в том числе: | ||||||
федеральный бюджет | ||||||
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) 3 | ||||||
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации | ||||||
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) 3 | ||||||
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | ||||||
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) 3 | ||||||
внебюджетные источники |
5. Участники федерального проекта
№ п/п | Роль в проекте | Фамилия, инициалы | Должность | Непосредственный руководитель | Занятость в проекте (процентов) |
---|---|---|---|---|---|
1. | (руководитель федерального проекта) | ||||
2. | (администратор федерального проекта) | ||||
Общие организационные мероприятия по проекту | |||||
3. | |||||
(указывается результат федерального проекта) | |||||
4. | (ответственный за достижение результата федерального проекта) | ||||
5. | (участник федерального проекта) | ||||
6. |
6. Дополнительная информация
(пояснения и комментарии в виде ссылок и сносок к отдельным положениям паспорта федерального проекта, приводимые в целях их уточнения) |
---|
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к паспорту федерального проекта
(указывается краткое
наименование федерального
проекта)
План
мероприятий по реализации федерального проекта
№ п/п | Наименование результата, мероприятия, контрольной точки | Сроки реализации | Ответственный исполнитель | Вид документа и характеристика результата | Уровень контроля |
---|---|---|---|---|---|
Начало | Окончание | ||||
1. | (указывается результат федерального проекта) | (ПС 4 ) | |||
1.1.1. | (указываются мероприятия, реализация которых направлена на достижение результата федерального проекта) | (РНП 5 ) | |||
1.1.2. | |||||
1.1. | (указывается контрольная точка, являющаяся итогом выполнения ряда мероприятий федерального проекта) | (ПК 6 ) | |||
1.2.1. |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к паспорту федерального проекта
(указывается краткое
наименование федерального
проекта)
Показатели
федерального проекта по субъектам Российской Федерации
Субъект Российской Федерации | Базовое значение | Период реализации федерального проекта, год | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Значение | Дата | N 1 | N+1 | N+2 | N+3 | N+4 | N+5 | N+6 | |
(показатель федерального проекта) | |||||||||
(федеральный округ) | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
(субъект Российской Федерации) |
1 Год начала реализации федерального проекта.
2 Оценка расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников носит индикативный характер; распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации может быть уточнено в ходе исполнения указанных бюджетов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими вопросы их исполнения.
3 Строка приводится в случае наличия межбюджетных трансфертов из соответствующего бюджета. При их наличии отдельными строками приводятся межбюджетные трансферты федеральному бюджету, бюджету соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации. При отсутствии указанных трансфертов строка в таблице не приводится.
4 Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
5 Руководитель национального проекта.
6 Проектный комитет по основному направлению стратегического развития Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
(не подлежат утверждению)
Дополнительные и обосновывающие материалы федерального проекта
(краткое наименование федерального проекта)
1. Модель функционирования результатов и достижения показателей федерального проекта
(краткое описание модели (бизнес-модели) функционирования результатов федерального проекта после передачи их в эксплуатацию; обоснование работоспособности планируемых к получению результатов, а также их способности и достаточности для достижения цели и показателей федерального проекта) |
---|
2. Методика расчета показателей федерального проекта
№ п/п | Методика расчета | Базовые показатели | Источник данных | Ответственный за сбор данных 1 | Уровень агрегирования информации | Временные характеристики | Дополнительная информация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
(наименование показателя и единица измерения) | |||||||
1. | |||||||
2. | |||||||
3. |
3. Финансовое обеспечение реализации мероприятий федерального проекта
№ п/п | Наименование мероприятия и источники финансирования | Код бюджетной классификации | Объем финансового обеспечения по годам реализации (млн. рублей) | Всего, (млн. рублей) |
---|---|---|---|---|
N | N+1 | N+2 | ||
1. | (указывается результат федерального проекта) | |||
1.1. | (указывается мероприятие федерального проекта), в том числе: | |||
1.1.1. | федеральный бюджет | |||
1.1.1.1. | из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) 2 | |||
1.1.2. | бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации | |||
1.1.2.1. | из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) 2 | |||
1.1.3. | консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | |||
1.1.3.1. | из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) 2 | |||
1.1.4. | внебюджетные источники | |||
Всего по федеральному проекту, в том числе: | ||||
федеральный бюджет | ||||
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) 2 | ||||
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации | ||||
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) 2 | ||||
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | ||||
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) 2 | ||||
внебюджетные источники |
4. Финансовое обеспечение реализации федерального проекта по субъектам Российской Федерации
Субъект Российской Федерации | Объем финансового обеспечения по годам реализации (млн. рублей) | Всего, (млн. рублей) | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
N 4 | N+1 | N+2 | N+3 | N+4 | N+5 | N+6 |
(федеральный округ), в том числе: | ||||||
федеральный бюджет 3 | ||||||
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) 2 | ||||||
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | ||||||
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) 2 | ||||||
(субъект Российской Федерации), в том числе: | ||||||
федеральный бюджет 3 | ||||||
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) 2 | ||||||
консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации | ||||||
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) 2 |
1 Федеральный орган исполнительной власти, иной орган или организация.
2 Строка приводится в случае наличия межбюджетных трансфертов из соответствующего бюджета. При их наличии отдельными строками приводятся межбюджетные трансферты федеральному бюджету, бюджету соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации. При отсутствии указанных трансфертов строка в таблице не приводится.
3 Указываются все виды финансирования из федерального бюджета, осуществляемые на территории федерального округа (субъекта Российской Федерации).
4 Год начала реализации федерального проекта.
Обзор документа
Приводятся методические указания по разработке национальных проектов (программ). Используется функциональная структура системы управления проектной деятельностью в Правительстве РФ.
Установлены формы паспортов национальных и федеральных проектов.
Разъяснения по заполнению форм паспортов дает федеральный проектный офис.
Источник
Создать мобильное приложение легко, если понимать процесс. Можно сверстать самостоятельно, можно нанять команду, а можно найти другой способ, описанный в статье. Сегодня расскажем, какие ресурсы понадобятся для создания мобильного приложения и что нужно знать перед началом разработки, обязательно ли быть программистом и сколько стоит успешный релиз.
Мобильное приложение: зачем оно нужно
Мобильное приложение служит разным целям. Оно может быть основным продуктом бизнеса или дополнительным каналом привлечения клиентов. Например, мессенджер Telegram — это самостоятельное приложение-сервис, которое закрывает потребность пользователей в общении. А у супермаркета «Перекрёсток» другая ситуация: их приложение доставки второстепенно, потому что основной продукт — это розничные офлайн магазины. Однако при любой стратегии мобильное приложение приносит пользу: помогает развивать бизнес и увеличивать продажи.
Прежний способ продаж через сайт уже не отрабатывает на все сто. Во-первых, 56% всего мирового интернет-трафика забирают на себя пользователи мобильных телефонов. Во-вторых, многие предпочитают приложения классическим сайтам в браузере. То есть часть целевой аудитории не станет переходить на сайт за покупками, потому что не использует браузер. Получается, что, если у бизнеса есть мобильное приложение, он может охватить больше потенциальных клиентов.
Для некоторых стартапов создание мобильных приложений неизбежно, потому что идею можно реализовать только на смартфоне. Например, навигатор или шагомер. Такие бизнесы могут протестировать свои гипотезы и проверить спрос только с MVP приложения, о котором расскажем позже.
Как сделать мобильное приложение
Есть два основных способа создания мобильных приложений — кастомная разработка и при помощи конструкторов. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы и достойны изучения.
Важно отметить, что стартапу нерационально сразу создавать полноценное приложение, так как идея ещё не протестирована. Есть риск потратить время и деньги там, где нет спроса. Поэтому сначала готовят MVP приложения — минимально жизнеспособный продукт. Оно закрывает потребности пользователей и приносит доход создателю, но MVP включает только основные функции. MVP призван быстро и недорого проверить идею стартапа и спрос. Если все прошло успешно, то MVP улучшают и добавляют дополнительные функции. Более подробно про MVP можно почитать здесь.
Сборка на конструкторе
Это сервисы для создания мобильных приложений без разработки. Конструктор представляет собой библиотеку шаблонов, откуда можно выбрать готовые блоки и частично видоизменить их. Например, есть элемент «Меню», вы добавляете его в свое приложение, меняя названия самих пунктов и цвет шрифта. Алгоритм понятен, результат видно сразу, и никакого взаимодействия с кодом. Такие конструкторы называются no code.
Но есть еще версия со звездочкой, low code, где к готовым блокам можно добавить код. Такой вариант подходит, когда нужно сделать что-то нестандартное. В примере с меню кодом можно задать необычное расположение пунктов или добавить уникальный дизайн.
Сравнение low-code и no-code разработки
Главное преимущество конструкторов — скорость. Можно сделать приложение за 3-4 часа, если у него простая функциональность. Другой плюс — простота использования: в конструкторе есть готовые блоки, остается их выбрать и поменять доступные параметры.
Стоимость no code разработки — это палка о двух концах. С одной стороны, дешево, а с другой, вовсе нет. Создать мобильное приложение на конструкторе — это верхушка айсберга. Вскоре туда нужно будет вносить дополнительные элементы, а значит, привлекать разработчика и платить ему. Поэтому видимая дешевизна в начале пути обманчива. Это как с ремонтом в новостройке: можно сразу сделать качественный и дорогой, чтобы хватило на 10 лет, а можно дешево и на скорую руку, а через 2 года переделать. И не факт, что во втором случае получится сэкономить.
Создать приложение самостоятельно через конструктор недорого. Обычно конструкторы работают по системе подписки (в среднем 1000 рублей в месяц), а также предоставляют бесплатные ограниченные функции. Чаще всего это маленький набор шаблонов, при помощи которого почти невозможно сделать даже очень простое приложение. Или это бесплатный доступ ко всем шаблонам, но нельзя разместить приложение в магазине и управлять им.
Примеры сервисов для создания мобильных приложений
Обычно стартап выбирает сервис, отталкиваясь от необходимых функций, технических требований — под iOS или Android — и бюджета. Мы подобрали 3 конструктора для разных целей.
Логотип и дашборд из приложения Apps Global
Apps Global. Российский сервис для создания мобильных приложений для малого и среднего бизнеса.
💰: 650-2 500₽https://apps-global.ru/в месяц.
📱: iOS и Android.
Функции: удобный модуль управления приложениями и сбора аналитики, можно подключить платежные системы Сбербанк, Яндекс, QIWI.
Категории мобильных приложений, которые можно создать в конструкторе Appypie и логотип компании
Appy Pie. Американский универсальный конструктор no-code для приложений, сайтов и чат-ботов.
💰: 999-2 999₽https://www.appypie.com/app-builder/pricing-planв месяц.
📱: iOS и Android.
Функции: широкий выбор блоков, обучающие видео по созданию разных приложений, возможность подключить программу лояльности, форум с единомышленниками.
Логотип и экраны конструктора приложений iBuild App
iBuildApp. Американский сервис для создания мобильных приложений, один из первооткрывателей рынка конструкторов.
💰: $23-$59https://russia.ibuildapp.com/pricing.php (~1 400-3 600₽) в месяц.
📱: iOS и Android.
Функции: удобная разбивка виджетов по категориям, имитация экрана телефона и встроенная опция тестирования приложения в процессе разработки.
Кастомная разработка
Такой вид разработки позволит создать приложение уникальным и непохожим на другие. Можно придумать какие угодно элементы, связки и дизайн, а команда воплотит их в реальность. Идеальный вариант, чтобы создать мобильное приложение со сложной структурой или не имеющее аналогов.
Конструктор 🥊 кастомная разработка
Кастомная разработка похожа на VIP тариф: особый подход к приложению и полное соблюдение требований заказчика. Можно воплотить все идеи, не заботясь, есть ли под них шаблоны или нет. Нестандартные фичи и корпоративный дизайн — это все отличительные черты кастомной разработки. К ней обращаются все те, кто планируют развивать и совершенствовать свое приложение. В отличие от конструктора, кастомная разработка позволяет масштабироваться и превращать MVP в полноценный продукт.
К минусам индивидуальной разработки относят длительность. Создать мобильное приложение с нуля — дело не одного дня и не одной недели. На MVP в среднем закладывают 4 месяца, и даже этот срок примерный. Длительность связана со сложностью процесса: приложение на каждом этапе прорабатывается до мелочей, по ходу реализации у заказчика могут меняться требования к проекту, да и про тестирование не стоит забывать.
Но кастомная разработка мобильных приложений — это тот случай, когда конечный результат оправдывает все затраченные ресурсы. Чуть ниже рассказываем детально, как мы в Purrweb подходим к этому процессу и сколько это стоит.
Какие функции можно сделать с кастомной разработкой
Кастомная разработка дает волю фантазии и позволяет создавать нестандартные фичи. Вот пример трех таких функций, которые мы в Purrweb разработали для заказчиков:
- Омниканальный чат для Grecha.pro. Приложение для общения рестораторов с поставщиками. Мы разработали нестандартный чат и настроили интеграцию с Телеграм. В чат можно сразу подключить представителя от ресторана и поставщика, а также приемщика и управляющего. Поставщик пишет в Телеграм, а сотрудники ресторана видят сообщения и отвечают в приложении Grecha.
- Соединение со станцией пауэрбанков для Energo. Приложение для аренды зарядных устройств. Настраивали связь между приложением и зарядной станцией с пауэрбанками, которую нам прислали для работы.
- Иерархия ролей пользователей для iZюматор. Образовательная платформа. Разграничивали набор функций для 5 пересекающихся ролей пользователей — студент, наставник, ассистент, админ, супервайзер.
Сравнение способов создания приложений
Все еще сложно решить, где и как делать мобильное приложение? Для удобства мы проанализировали способы создания приложений и собрали основные тезисы в таблицу.
Кастомная разработка MVP | В конструкторе | |
Функциональность | Любая, можно реализовать самые новаторские идеи | Ограниченная, можно использовать только готовые блоки |
Дизайн | Индивидуальный, с элементами корпоративного стиля | Собственный, но в рамках изменяемых характеристик |
Команда | Разработчики, тестировщик, дизайнеры, проджект-менеджер | Только фаундер |
Время | 3-5 месяцев | 3-5 часов |
Стоимость | 1 800 000₽ | Бесплатно с минимальным набором функций или подписка на сервис (~1 500₽ в месяц) |
Кастомная разработка или конструктор? На вкус и цвет фломастеры разные. С одной стороны, конструктор кажется идеальным вариантом, потому что он простой и относительно дешевый. Однако при масштабировании или малейшем желании добавить уникальность потребуются дополнительные затраты. Собственная функция, дополнительный элемент и многое другое выходит за рамки возможностей конструктора. Поэтому, если приложение не самое примитивное, то обратиться к разработчикам все равно придется. Так почему бы не сделать это с самого начала? Ведь строить с нуля гораздо легче, чем исправлять готовое.
Инструкция по кастомной разработке мобильного приложения
Сделать приложение на конструкторе — интуитивно понятный процесс. А кастомная разработка мобильных приложений состоит из нескольких этапов и поэтому кажется более сложной. Она задействует больше специалистов и создает больше коммуникаций, но результат того стоит.
Создание мобильных приложений делят на 9 шагов, от подготовительного этапа до техподдержки приложения после релиза. Далее рассмотрим их более детально.
Шаг 1. Структурирование идеи
В IT тоже работает правило «семь раз отмерь и один раз отрежь». Перед поиском команды разработчиков распишите идею максимально подробно. Никто не сможет реализовать то, чего не знает сам фаундер. Зачем нужно мобильное приложение? Какие задачи будут решать пользователи при помощи приложения? Основные и второстепенные функции, способы монетизации, бюджет, партнеры, каналы распространения и другие параметры должны быть четко сформулированы.
Хороший инструмент, который помогает стартаперам оценить жизнеспособность проекта на ранних стадиях, — Business Model Canvas. Это таблица, в которой собраны основные вопросы бизнеса, на которые надо дать конкретные ответы. При составлении канвы предстоит и сегментировать клиентов, и структурировать расходы, и конкретизировать имеющиеся ресурсов. Полезный инструмент, который рассеет часть неопределенности и позже будет выступать опорой при разработке.
Схема Business Model Canvas
Шаг 2. Выбор способа создания приложения
Перед поиском разработчиков определитесь, где будет работать мобильное приложение: на iOS, Android или на обеих платформах.
Можно пойти к фрилансерам, можно взять программиста в штат, а можно обратиться сразу к команде, внутри которой уже отлажены процессы. Мы в Purrweb разрабатываем кроссплатформенные приложения на фреймворке React Native. Если вы решите обратиться к нам, над вашим проектом будут работать разработчики, UI/UX-дизайнеры, тестировщик и проджект-менеджер. Менеджер будет координировать команду, следить за процессами и общаться с заказчиком.
Шаг 3. Составление плана работы
До начала работ пропишите план действий с дедлайнами. Согласуйте его со всеми участниками, чтобы сроки были адекватными и выполнимыми.
Назначьте промежуточные точки контроля. Не лишним будет также договориться о результатах на каждом этапе. Где-то это будет презентация, где-то макеты, где-то готовый код.
Договоритесь с исполнителями и зафиксируйте бюджет.
Расписание проекта в Asana
Шаг 4. Дизайн
Дизайн мобильного приложения состоит из двух этапов — UX и UI. UX (user experience) отвечает за логику действий пользователя. UI (user interface) — за внешний облик приложения: корпоративный стиль, цвета, шрифты.
Цель UX — создать интуитивно понятную навигацию. Пользователь должен не задумываясь приходить к цели. На этом этапе мы составляем майндмэп в Miro, чтобы подробно расписать логику действий пользователя в приложении.
Создавая UI, дизайнер опирается на примеры других приложений, которые понравились заказчику. Определяется основная цветовая гамма, отрисовываются кнопки, значки и иконки.
Сравнение UX и UI дизайна
Результат дизайна — готовые экраны, которые разработчикам легко верстать, и UI-кит, на который можно опираться при масштабировании приложения.
Пример UI-кита мобильного приложения
Шаг 5. Разработка
У разработчиков есть экраны, подготовленные дизайнерами, которые они начинают превращать в код. Идут от общего к частному, от основных функций к второстепенным. Код изначально должен быть «чистым», то есть впоследствии легко изменяемым без потерь.
Мы делим разработку на спринты — двухнедельные отрезки. После каждого спринта показываем заказчику результаты и смотрим, как приложение работает на реальных устройствах.
Шаг 6. Тестирование
Тестирование идет неотрывно от разработки. Элемент верстается, затем тестируется, вносятся правки, и только потом верстается новый элемент. В коде один элемент цепляется за другой, который связан с третьим, и так далее. Поэтому нельзя сначала создать приложение, а потом начать его тестировать; это может быть чревато долгой работой над ошибками.
Помимо технического тестирования можно еще привлечь фокус-группу — незнакомых с проектом людей, которые подходят под описание ЦА. Взгляд со стороны поможет выявить ошибки и неточности, которые команда не заметила.
Тестирование — это важно
Шаг 7. Продвижение
Продвижение мобильного приложения может проходить и до, и после релиза. До публикации поработайте над оптимизацией описания в магазине приложений, чтобы приложение верно отображалось в поиске. На этом этапе также продумывается дальнейший маркетинг: выбор каналов привлечения новых клиентов и способов удержания старых.
Шаг 8. Релиз
Когда разработка окончена, приложение публикуют в магазинах приложений. Самые популярные — App Store и Google Play.
За размещение мобильного приложения на маркетах нужно платить. App Store просит 99$ ежегодно, а Google Play — 25$ единоразово. Эти расходы также стоит учесть на этапе планирования бюджета. А также траты на случай, если не получится с первого раза опубликовать приложение. Везде есть свои нюансы. Мы хорошо их знаем, потому что всегда доводим проекты до релиза и размещения на маркетах.
После релиза работа не останавливается. Наконец-то можно узнать, что пользователи думают о приложении. Стартап собирает обратную связь, она становится причиной изменений. Дальше мобильное приложение постоянно совершенствуется и обновляется.
Шаг 9. Техподдержка
Баги в мобильном приложении могут появляться из-за новых функций или обновлений самих iOS и Android. Техническая поддержка отвечает за исправление возникающих ошибок.
Как оценить стоимость индивидуальной разработки
Написать нам, а мы посчитаем 🙂
Стоимость разработки приложений зависит от нескольких факторов: функции, дизайн, команда. Чем больше функций и сложнее дизайн, тем дороже. Такая же история с разработчиками и дизайнерам: чем выше их квалификация и больше опыт, тем дороже стоят их услуги.
Подробнее о стоимости мобильного приложения.
Саммари
Мобильное приложение — мастхэв в настоящее время. На них приходится половина всего интернет-трафика.
Мобильное приложение можно сделать в конструкторе или разработать индивидуально с командой.
Конструктор — это сервис с набором готовых блоков, при помощи которых можно легко делать шаблонные приложения. Быстро и недорого, но с минимальными возможностями.
Кастомная разработка — это создание мобильных приложений под индивидуальные требования с нуля. Длительный процесс с командой из разработчиков, дизайнеров, тестировщика и проджект-менеджера, но с возможностью реализовать любую уникальную идею.
Процесс кастомной разработки мобильного приложения:
Алгоритм создания мобильного приложения
Purrweb — это команда профессионалов, которая 8 лет занимается созданием мобильных приложений. Посмотреть наше портфолио можно здесь. Оставьте контакты в форме ниже, и наш менеджер рассчитает стоимость вашего проекта.
Показываем, как отобразить наличие приложений в основном документе и отметку в верхнем правом углу на самом приложении: общие правила, а также особенности приказов, протоколов и договоров; когда приложение у основного документа единственное и когда их несколько; как в многостраничных приложениях нумеровать страницы, оформлять титульный лист, как сшивать; чем отличается оформление утверждаемого приложения от приложения справочно-информационного характера; как оформить приложение к утвержденному приказом организационному документу, т.е. приложение к приложению (всего в статье показано 25 примеров оформления).
Приложения к документам бывают 2 видов:
- связанные с основным документом только правилами пересылки документов (оформление отметки о приложении в сопроводительном письме мы подробно разобрали в прошлом номере журнала) и
- связанные с основным документом по содержанию. Эту ситуацию рассмотрим в этом номере журнала.
Оформление приложений – общие правила
Письмо1, приказ или иной документ может иметь приложения, которые поясняют содержание этого основного документа. В данном случае документы-приложения должны иметь соответствующую отметку, указывающую на их связь с основным документом. Она:
- ставится в правом верхнем углу документа-приложения;
- каждая составная часть реквизита печатается с новой строки через 1 интервал, строки многострочного реквизита обычно выравниваются по левому краю (как в Примере 1) или центрируются относительно самой длинной строки (этот вариант встречается реже, показан в Примере 2). Длина строки не должна превышать 8 см;
- начинается со слова «Приложение», далее указывается его номер, потом реквизиты основного документа (вид, автор, дата и номер).
Допускается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» печатать прописными буквами (Пример 2). Знак «№» после слова «Приложение» можно не указывать как в основном документе, так и в отметке на документе-приложении (см. Примеры 1 и 2). Главное, придерживайтесь единообразия в оформлении всех документов организации.
Обратите внимание: если приложение одно, то оно не нумеруется, т.к. больше приложений нет (Пример 3).
Пример 1. Отметка на приложении (самый распространенный вариант оформления)
Пример 2. Отметка на приложении
Пример 3. Отметка на приложении
Рассмотренные выше правила касаются оформления отметки в верхнем правом углу на всех приложениях, связанных с текстом основного документа, к каким бы документам они ни прикладывались.
Приложения визируются или подписываются должностными лицами, ответственными за их подготовку.
Особенности оформления приложений в распорядительных документах
Если приложение носит справочный характер
Распорядительные документы (такие как приказы, распоряжения, постановления, решения) могут иметь приложения, поясняющие содержание основного текста.
В качестве приложений справочного характера могут выступать различные аналитические отчеты, справки, перечни, списки, графики и другие документы. При этом в соответствующем пункте распорядительной части текста документа необходимо сделать ссылку на приложение. Вот почему отдельной отметки о наличии приложений под текстом в распорядительном документе никогда не оформляется (в отличие от письма).
При наличии нескольких приложений они нумеруются, знак «№» факультативен.
В тексте распорядительного документа ссылка на приложение обычно делается в скобках, при этом слово «приложение» лучше печатать строчными буквами (ведь это середина предложения, см. «!» в Примере 4), но данное правило носит рекомендательный характер. Поэтому первую прописную букву в этом слове вы тоже можете увидеть.
Пример 4. Обозначение наличия приложений в распорядительном документе
На прилагаемых документах в правом верхнем углу пишут информацию о том, к какому документу они являются приложением. В качестве автора здесь надо указывать наименование организации, т.к. автором всегда является организация (эти общие правила мы проиллюстрировали Примерами 1–3 и 5). Исключение составляют случаи, когда основной документ оформлен на должностном бланке, тогда на приложении будет написано не «Приложение № 1 к приказу ПАО “Компас” от 25.04.2022 № 68», а «Приложение № 1 к приказу коммерческого директора ПАО “Компас” от 25.04.2022 № 68».
Документы-приложения должны содержать название вида документа (справка, график, сводка, перечень, список, план и др.) и заголовок к тексту. Точка в конце заголовка не ставится.
Пример 5. Заголовочная часть документа-приложения к основному документу, показанному в Примере 4
Если приложение утверждается
Приложением к распорядительному документу может быть утверждаемый документ, который впоследствии действует в виде самостоятельного документа. В этом случае в тексте распорядительного документа должна быть формулировка «Утвердить прилагаемое Положение…» или «Утвердить прилагаемый Перечень мероприятий…» и т.д. (см. Пример 6). Так пишут, если утверждается всего один документ2.
Если необходимо утвердить несколько документов, то данную ссылку на приложения в тексте распорядительного документа оформляют в конце предложения, указывая в скобках «(приложение № 1)» или «(приложение 1)»3 (см. «!» в Примере 7).
Пример 6. Ссылка в тексте распорядительного документа на единственный утверждаемый документ-приложение
Пример 7. Ссылка в тексте распорядительного документа на несколько утверждаемых документов-приложений
На утвержденном приложении в правом верхнем углу располагается слово «УТВЕРЖДЕНО» или «УТВЕРЖДЕН» со ссылкой на реквизиты утвердившего распорядительного документа. При этом первое слово согласуется в роде и числе с наименованием приложения, например:
- положение – УТВЕРЖДЕНО;
- регламент – УТВЕРЖДЕН;
- правила – УТВЕРЖДЕНЫ;
- инструкция – УТВЕРЖДЕНА.
При этом над грифом утверждения печатаем слово «Приложение», тем самым указывая, что этот документ связан с основным и является приложением к нему (к какому именно, мы уже отобразили в грифе утверждения, поэтому после слова «Приложение» дублировать это не надо). Такое приложение является неотъемлемой частью утверждающего его распорядительного документа.
Пример 8. Отметка на единственном документе-приложении, который утвержден распорядительным документом
Пример 9. Отметка на документе-приложении, когда распорядительным документом их утверждено несколько
Каждое утверждаемое приложение визируется его разработчиком или как минимум ответственным исполнителем от группы разработчиков.
Если текст документа не подписывается, а только визируется, то после текста приложения ставится черта длиной 2−3 см, расположенная по центру страницы, на расстоянии примерно 3 межстрочных интервалов от последней строки текста (после таблиц черта не ставится). Это необходимо для приложений к актам (указам и распоряжениям) Президента РФ, для остальных документов – это лучшая практика, которой можно воспользоваться.
Титульный лист приложения
Если документ-приложение имеет титульный лист (формат А4), то на нем отображаются:
- отметка о приложении;
- гриф утверждения (если приложение утверждено);
- заголовок к тексту приложения печатается центрированным способом. Наименование вида документа-приложения (первое слово заголовка) лучше выделить прописными буквами (например, «ИНСТРУКЦИЯ»), можно еще использовать полужирный шрифт (ПЕРЕЧЕНЬ) или напечатать вразрядку (П О Л О Ж Е Н И Е);
- место и год издания документа размещаются в самом низу листа.
На титульном листе документа номер страницы не указывается, но учитывается при общей нумерации страниц приложения.
Пример 10. Титульный лист документа-приложения
Как нумеровать листы основного документа и приложений
Номера страниц проставляются посередине верхнего поля документа на расстоянии не менее 10 мм от верхнего края листа. На первой странице документа номер страницы не указывается.
Страницы распорядительных документов (приказа, распоряжения, решения, постановления) и утверждаемого ими документа нумеруются отдельно.
А вот если у утверждаемого документа есть собственные приложения, то у них идет сквозная нумерация страниц. Обычно утверждаются организационные документы, их основные виды – правила, положения, инструкции и регламенты. Они являются многостраничными документами, в их тексте могут быть ссылки на приложения, поясняющие содержание организационного документа (таблицы, перечни, рисунки и др.). Подобные приложения являются неотъемлемыми частями основного организационного документа и они не могут существовать друг без друга, составляя единое целое. Кстати, такой же принцип связи основного документа и приложений применяется в дипломных, курсовых и иных видах научно-исследовательских работ.
Пример 11. Расчет количества листов у документов
Приказ утвердил Инструкцию по делопроизводству – у них отдельная нумерация страниц.
У утвержденной Инструкции есть 10 собственных приложений – у них общая нумерация страниц (например, всего 73 стр.).
Пример 12. Расчет количества листов у документов
Оформление приложений в тексте утверждаемого организационного документа
Строгих правил оформления приложений в тексте утверждаемых документов нет, они скорее носят рекомендательный характер. Оформление приложений в тексте документа будет зависеть от правил оформления тех или иных видов документов, которые могут носить как обязательный характер, так и рекомендательный. Предлагаем ориентироваться на следующие документы:
- Примерную инструкцию по делопроизводству в государственных организациях, утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44;
- Методические рекомендации по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», ВНИИДАД, 2018;
- Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления, Росархив, утв. приказом Росархива от 24.12.2020 № 199;
- Методические рекомендации по подготовке муниципальных нормативных правовых актов / авторы-сост.: Атагимова Э.И., Макаренко Т.Н., Рыбакова О.С., Сарапкина Е.Н. — М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2018. – 136 стр.
Если документ утверждается распорядительным документом, но сам в свою очередь в тексте содержит ссылки на приложения к нему, то выглядеть они могут следующим образом:
Пример 13. Утвержденный распорядительным документом организационный документ имеет собственные приложения
На приложении к организационному документу делаем отметку в правом верхнем углу со ссылкой на документ, в котором упоминается это приложение.
Пример 14. Заголовочная часть приложения к утвержденному организационному документу
Если в тексте утвержденного документа в отдельном пункте или подпункте дается ссылка на приложение, то на приложении ставится отметка, в которой указывается не только номер приложения, но и номер пункта, в котором это приложение упоминается:
Пример 15. Фрагмент заголовочной части приложения
Если приложение к утверждаемому документу состоит из двух и более таблиц, они нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией без знака «№» или со знаком «№» (в зависимости от методических рекомендаций по оформлению того или иного документа либо в соответствии с правилами делопроизводства в конкретной организации). Если в приложении таблица является единственной, она не нумеруется.
Особенности оформления приложений к протоколам
При проведении собраний нередко присутствует большое количество участников, перечисление которых во вводной части текста протокола нецелесообразно. При составлении списка присутствующих в самом протоколе в разделе «Присутствовали» указывается только общее количество участников мероприятия со ссылкой на прилагаемый список (см. Пример 16).
В этом случае составляется отдельный список присутствующих на собрании, прилагаемый в дальнейшем к протоколу (Пример 17). Текст приложения может быть оформлен в виде таблицы. Графы и строки должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк грамматически должны быть согласованы с заголовками. Если таблицу печатают более чем на 1 странице, наименования граф лучше повторить на каждой странице (вместо наименований допускается приводить на следующих страницах только номера граф таблицы).
Пример 16. Фрагмент протокола со ссылкой на список присутствующих на собрании, который является единственным приложением протокола
Пример 17. Список присутствующих (единственное приложение к протоколу)
Если помимо списка присутствующих в протоколе будут ссылки на другие приложения, то их необходимо пронумеровать. Приложения нумеруются в последовательном (возрастающем) порядке по мере упоминания их в тексте протокола. Тогда список присутствующих станет приложением № 1, а следующее приложение получит № 2. Разница между парами Примеров 16 + 17 и 18 + 19 отмечена знаком «!».
Пример 18. В протоколе упоминается список присутствующих, который является 1-м из нескольких приложений к этому документу
Пример 19. Отметка о приложении на списке присутствующих с номером приложения
Обратите внимание на особенность оформления отметки о приложении и грифа утверждения на прилагаемом документе: если он относится к решению коллегиального органа управления, то дается ссылка на сам орган, а реквизиты протокола указываются ниже в скобках (см. Пример 20 и фрагмент документа далее) – это исключение из общего правила. Ведь обычно сразу указывают вид документа, потом его автора, дату и номер (как в Примере 19).
Пример 20. Отметка на утвержденном документе-приложении
Фрагмент документа
Пункт 5.16 ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»
Оформление приложений к договору
В договорах тоже можно не присваивать номер единственному приложению (как в Примерах 16 и 17). Но позже может появиться потребность изменить или детализировать условия договора, для этого стороны подпишут дополнительное соглашение к нему. И вот на этом этапе может появиться еще 1 или несколько приложений. Как тогда быть? Старое приложение (которое было при подписании договора) осталось без номера. Новому приложению тогда давать № 2, а старому присваивать № 1 (описывая эту «акробатику» в допсоглашении)? Или старое оставить без номера, а новому присвоить № 1? Теоретически оба варианта возможны. Но практически каждый из них порождает лишнюю путаницу. Поэтому в договорах рекомендуем даже единственному приложению сразу присваивать № 1.
В ГОСТ Р 7.0.97-2016 описано оформление приложений в сопроводительных письмах, организационных и распорядительных документах. Аналогичным образом оформляются приложения и к договорам, актам, планам, отчетам:
- вы можете по тексту договора сразу отмечать, что является приложением (см. Примеры 21 и 22) либо
- можете давать список приложений в одном из заключительных разделов или пунктов договора (см. Примеры 23 и 24). Перечень приложений приводится здесь в той последовательности, в которой они впервые упоминаются в тексте договора,
- а можете даже одновременно применять оба эти варианта для большей однозначности и удобства поиска информации и документов.
Пример 21. Ссылка на упоминаемое в тексте договора приложение.
2.5. Оказать услуги и сдать их результаты Заказчику в сроки, установленные Планом оказания услуг (приложение № 1).
Пример 22. На приложении к договору в правом вернем углу ставим соответствующую отметку (указываются все привычные данные основного документа кроме автора)
Пример 23. Список приложений в отдельном разделе договора (в виде таблицы)
Пример 24. Список приложений в отдельном пункте договора
10.1. Приложения к настоящему Договору являются его неотъемлемыми частями и составлены в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон:
10.1.1. Задание на оказание услуг на 9 л.
10.1.2. План оказания услуг на 3 л.
10.1.3. Форма Акта об оказании услуг на 1 л.
В качестве защиты от подмены страниц многостраничные договоры вместе с приложениями можно прошить, оформив заверительную надпись. Если потом подписывают допсоглашение и у него могут быть новые приложения к этому договору, то все эти новые документы к первому сшиву не подкрепляются, из них можно сделать второй сшив.
Пример 25. Оформление заверительной надписи на обороте сшива обеими сторонами договора
Основной документ хранится вместе со своими приложениями
Распорядительные, организационные документы, договоры и акты группируются в дела с относящимися к ним приложениями.
Положения, инструкции, утвержденные распорядительными документами, являются приложениями к ним и группируются вместе с распорядительными документами.
Приложения, являющиеся неотъемлемыми частями письма, хранятся вместе с ним.
Перед написанием курсовой работы следует изучить правила ее оформления и оценить объем работы. Но часто практическая часть включает в себя большое количество схем, графиков и прочих наглядных изображений. Не все из них могут уместиться на страницах основной работы. Все это размещается в разделе «Приложение».
Что такое приложение?
Это дополнительные данные, которые обычно представлены в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков, фотографий и других наглядных материалов. Приложения размещаются после основного текста и имеют свои требования по оформлению.
Приложения делятся на общеобязательные и информативные. Первые поясняют, дополняют или вносят справку к основной работе, вторые доказывают результаты проведенных исследований.
Правила оформления приложения в курсовой
Строгой структуры оформления приложений нет, но есть распространенные правила оформления, которых следует придерживаться:
- приложения размещаются в самом конце работы, после них не должно быть никаких записей;
- при создании трех и более разделов приложений следует отделять их от основной работы отдельным листом с заголовком, указывающим, что за ним идет раздел с дополнительной информацией. Заголовок оформляется в шрифте всей курсовой работы, в центре листа, при желании – полужирным шрифтом;
- делать в курсовой работе ссылки на приложения «(см. Приложение 5)». Приложения располагаются только в порядке упоминания их в главной части работы.
Приложения располагаются отдельно на каждом листе вне зависимости от занимаемого ими объема. Чтобы они не перемешались при форматировании всей работы, их необходимо разделять клавишами: Вставка – Разрыв страницы. Если приложение не умещается на странице, то при переносе на следующую страницу вверху прописывают «Приложение» и ставят порядковый номер переносимого приложения.
Страницы приложений не пронумеровываются. Порядковый номер есть только у самих приложений. Также приложение должно иметь заголовок. При ссылке в основной работе он не указывается.Если в одном приложении несколько схем, таблиц, рисунков и т. д., то помимо номера также указывается буквенное значение «(Формула B.2)».
При большом объеме приложения его можно разделить на несколько заголовков, подзаголовков и списков.
Оформление таблиц в приложении
Как правило каждое приложение располагается на отдельном листе.
Чтобы оформить таблицу в приложении курсовой работы, необходимо написать название таблицы и ее номер, после этого вставить саму таблицу.
Перенос таблиц в приложении
Если таблица не помещается на одной странице, то необходимо сделать перенос. Для этого нужно сделать разрыв страницы в Word и перенести часть, которая не поместилась, на следующую страницу. Для этого на новой странице нужно указать, что это «продолжение приложения №…» и продублировать заглавия таблицы.
Изображения в приложении
Изображения в приложении курсовой работы – это любые рисунки, схемы, фотографии и другой наглядный материал. Необходимо вставлять в свою работы те рисунки, которые представлены в высоком разрешении и не имеют водных знаков. Каждая иллюстрация подписывается таким образом: рис. №. Подпись ставится после изображения. Обязательно расположить иллюстрации в приложении в том же порядке, в каком они упоминаются в основном тексте.
Оформление приложений крупных форматов
Часто в курсовые работы необходимо прикрепить приложения, формат которых больше A4. Это могут быть приложения на листе A3, A1, A4 *3, A4 *4. Крупный формат используется для чертежей. Они обычно производятся от руки или в специальных программах.
Для того, чтобы оформить такое приложение, необходимо заглянуть в методичку. Так как нет особого стандарта. И для каждого факультета требования разные.
Приложение в оглавлении
В оглавлении обязательно нужно указать пункт «Приложения». Обычно это самая последняя строчка.
Как сделать ссылки на приложение
Приложения необходимо располагать в том же порядке, в каком они упоминаются в тексте. Если нужно сделать ссылку на приложение из основного текста, то нужно написать: «См. приложение №…».
Для удобства стоит составлять список приложений и их порядок по ходу выполнения работы. Это сэкономит время и силы при составлении итогового варианта работы.
Вам нужно срочно заказать курсовую работу? Разместите заказ, а наши эксперты откликнутся в течение 10 минут!