Обращение — это слово, или даже группа слов, которым мы называем того, к кому обращено предложение. Составить предложения с обращениями очень просто, можно например обратиться к своей подруге или маме:
- Мамочка,а можно мне сегодня пойти вечером погулять, после того, как я сделаю уроки?
- Ира, ты не правильно решила этот пример.
- Ольга Федоровна, а можно выйти из класса?
- Послушай Вася, я только что дала тебе корма, а ты снова голодный, так не бывает.
Или вот примеры предложений с обращением в неодушевленному предмету:
Мой стол, ты столько претерпел от меня за время учебы!
Ах роза, как же ты прекрасна!
Куда плывешь, пароход?
Солнце красное, когда же тепло придет?
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Узнаем, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные в русском языке. Определим, как различать одушевленные и неодушевленные существительные в соответствии с их лексическим значением и грамматическими признаками.
Одушевленные и неодушевленные существительные обозначают предмет. Они различаются грамматическими признаками и тем, какой именно предмет называют, принадлежащий к живым существам или к неживой природе.
Категория одушевленности/неодушевленности — это постоянный грамматический признак имени существительного. Чтобы выполнить морфологический разбор слова этой части речи, обязательно следует указать, одушевленное или неодушевленное имя существительное.
Одушевленные существительные
Одушевленность/неодушевленность — это лексико-грамматическая категория имен существительных. Одушевленность существительного можно определить по лексическому значению слова.
Примеры
В первую очередь одушевленные существительные называют человека:
- мама
- отец
- бабушка
- тётя
- ребёнок
- малыш
- богатырь
- начальник
- художник
К одушевленным существительным отнесем названия представителей живой природы:
- животных (заяц, белка, лев, тигр, кит, дельфин);
- птиц (галка, воробей, синица, сорока);
- рыб (лещ, карась, судак, налим);
- насекомых (бабочка, комар, пчела, муха).
Отметим, что названия растений и деревьев, которые растут, развиваются, стареют и принадлежат с точки зрения ботаники к живой природе, не являются одушевленными существительными в русском языке.
Грамматический показатель одушевленности
Одушевленность существительного, кроме лексического значения слова, должна соответствовать грамматическим признакам, которые определяют по формуле:
Сравним:
Род. падеж | Вин. падеж |
крылья (кого?) бабочек | поймаю (кого?) бабочек |
листья (чего?) сосен | вижу (что?) сосн ы |
У существительных мужского рода совпадают формы винительного и родительного падежа единственного и множественного числа:
Род. падеж | Вин. падеж |
писк (кого?) комар а | прихлопну (кого?) комар а |
много (кого?) комар ов | видим (кого?) комар ов |
Пользуясь этими грамматическими признаками, отнесем к одушевленным существительным предметы неживой природы:
- названия игрушек и предметов, похожих на человека (неваляшка, Ванька-встанька, матрешка, идол, робот);
- сказочные и мифические существа (Снегурочка, Дед Мороз, Мальвина, ангел, гном, леший, русалка, водяной);
- названия шахматных фигур и карт (конь, ладья, туз, валет, козырь);
- слова «мертвец», «покойник», «утопленник», исключая слово «труп».
Как видим, наши представления о живом и неживом не совпадают с лексико-грамматической категорией одушевленности в русском языке.
Неодушевленные существительные
Неодушевленные существительные называют
- предметы реального мира (табуретка, дом, картина, вокзал);
- явления природы (дождь, радуга, снегопад, туман, роса);
- действия (полёт, выход, обмен, побелка);
- отвлеченные понятия (радость, согласие, ненависть, мир);
- растения (ромашка, роза, тополь, ковыль);
- совокупность живых существ (народ, толпа, табун, стая).
Чтобы определить, неодушевленное ли имя существительное, воспользуемся грамматическим признаком:
В соответствии с этим показателем названия живых существ как единое целое являются неодушевленными именами существительными.
Понаблюдаем:
Им. падеж | Вин. падеж |
(что?) ста и | видим (что?) ста и |
(что?) табун ы | смотрю (на что?) на табун ы |
Таблица с примерами
Одушевлённые | Неодушевлённые | |
---|---|---|
Вопрос | кто? | что? |
Значение | Обозначают названия предметов | |
живой природы | неживой природы | |
Формула | В.п. = Р.п (во мн. числе) | В.п. = И.п. (во мн. числе) |
Примеры | И.п. ученики Р.п. учеников В.п. учеников |
И.п. столы Р.п. столов В.п. столы |
Видеоурок
Неодушевленные и одушевленные имена существительные – что это такое и почему они не совпадают с понятиями «живое» и «неживое»
Надо смотреть на винительный падеж множественного числа. Если совпадает с именительным – неодушевленное, если не совпадает – одушевленное.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные – это не то же самое, что «живое» и «неживое».
Неодушевленные – это такие, у которых винительный падеж множественного числа выглядит так же как именительный: есть кровати – вижу кровати, есть дома – вижу дома, есть колодцы – вижу колодцы.
Одушевленные – такие, у которых совпадения нет: есть девушки – вижу девушЕК, есть друзья – вижу друзЕЙ, есть коровы – вижу коров.
Совпадает – неодушевленное, не совпадает – одушевленное.
Как определять одушевленность и неодушевленность – план из 4 шагов
- Поставить слово во множественное число.
- Поставить в именительный падеж.
- Поставить в винительный падеж.
- Сравнить. Совпадает – неодушевленное, не совпадает – одушевленное.
Первый пример – роза.
- Множественное число: розы.
- Именительный падеж: [в саду растут кто/что?] розы.
- Винительный: [виню кого/что?] розы.
- Розы = розы. Совпадают. Неодушевленное.
Второй пример – жаба.
- Жабы.
- [Живут] жабы.
- [Виню] жаб [во всех своих бедах].
- Совпадения нет: жабы – жаб. Одушевленное.
Почему нельзя ориентироваться на «живое» и «неживое»
Потому что неживое может быть одушевленным. Например, существительное «мертвец». Он не живой (потому что «мертвый», это логично). Но: «есть мертвецы – вижу мертвецов». Формы не совпадают. Вывод – это существительное одушевленное.
Неживое, но одушевленное. Вот так устоялось в языке, под влиянием религии, очевидно. Причем для «трупов» это неактуально: есть трупы – вижу трупы (неодушевленное). А с мертвецами наоборот.
То же самое с куклами: есть куклы, виню кукол – одушевленность налицо. Ребенок играет с ними как с живыми, причина, наверное, в этом.
Шары в бильярде, фигуры в шахматах, масти в картах – это все одушевленное, хоть и неживое.
По поводу микробов, бактерий и вирусов
В вузе мне говорили, что вот эти существительные могут быть как одушевленными, так и неодушевленными. Можно сказать: «Мыло всех микробов/бактерий/вирусов убивает» и «Мыло все микробы/бактерии/вирусы убивает».
Но мне как-то первый вариант кажется более привычным, второй странноватый.
Это всё. Читайте мою предыдущую статью про собственные и нарицательные существительные. Пишите вопросы, если есть.
Одушевленные и неодушевленные существительные
Одними из категорий, классификации которой поддаются все имена существительные, являются группы одушевлённых и неодушевлённых объектов. Определить свойство конкретного слова достаточно просто. Если понятие относится к живой природе, то является одушевлённым существительным, к неживой – наоборот.
Одушевлённые имена существительные
К живой природе или классу одушевлённых существительных принадлежат понятия, отвечающие на вопрос «кто?». Это не обязательно должен быть реально существующий человек или животное, данное правило распространяется и на литературных героев (русалка, Кощей), а также подходит для имён нарицательных.
Категории слов, которые пишутся с маленькой буквы, могут входить в класс одушевлённых, например: девочка, собака, папа, учительница. Чтобы правильно определить конкретное существительное, достаточно проанализировать, может ли обозначенные предмет двигаться, говорить, доступно ли с ним взаимодействие.
Неодушевлённые имена существительные
К неодушевлённым существительным относятся объекты неживой природы, отвечающие на вопрос «что?». Например: ложка, восторг, планета, тюльпан, весна. Производить действия с ними можно только в одностороннем порядке. Даже, несмотря на то, что растение способно расти и размножаться.
Грамматические особенности
Чтобы точно не ошибиться в категоризации имён существительных (у каждого из них можно определить одушевлённость, это постоянный морфологический признак), достаточно провести несложный грамматический анализ. Есть несколько правил.
- Словоформа множественных одушевлённых существительных Винительного и Родительного падежей совпадают. Примеры: вижу слонов/нет слонов, много поваров/нет поваров.
- Словоформы множественных неодушевлённых существительных Именительного и Винительного падежей совпадают. Примеры: облака плывут/вижу облака, стулья расставлены/займите стулья.
- Словоформы одушевлённых существительных мужского рода Родительного и Винительного падежей совпадают. Примеры: посмотри на папу/вижу папу, положись на друга/верю в друга.
- Словоформы неодушевлённых существительных мужского рода Именительного и Винительного падежей совпадают. Примеры: уронил карандаш/карандаш заточен, использовал молоток/молоток на столе.
Категория существительного определяется подсознательно, достаточно всего лишь понять и запомнить принцип деления.
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/odushevlennye-neodushevlennye.html
https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/neodushevlennye-i-odushevlennye-imena-suschestvitelnye
https://russkiypro.com/rule/odusevlennye-i-neodusevlennye-sushhestvitelnye
Составить 5 предложений с одушевленные 5 предложения с неодушевленными словами.
Перед вами страница с вопросом Составить 5 предложений с одушевленные 5 предложения с неодушевленными словами?, который относится к
категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для
учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и
сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и
выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется
варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском»,
который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав
кнопку в верхней части страницы.
- Учебники
- 5 класс
- Русский язык 👍
- Ладыженская
- №487
ГДЗ Русский язык 5 класс Ладыженская, Баранов в 2 ч
авторы: Ладыженская, Баранов.
издательство: Просвещение
Раздел:
- ЧАСТЬ 2
- МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
- §90. Имена существительные одушевленные и неодушевленные
- Предыдущее
- Следующее
Запишите 4 предложения с обращениями, выраженными как одушевлёнными, так и неодушевлёнными существительными.
reshalka.com
ГДЗ учебник по русскому языку 5 класс Ладыженская. §90. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Упражнение №487
Решение
Мама, когда мы пойдем в цирк?
Лена, сделай уроки!
Пойдем гулять, Миша.
Люблю тебя, мой город!
- Предыдущее
- Следующее
Нашли ошибку?
Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом
Вася Иванов
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.