КАК СОСТАВИТЬ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН –КОНСПЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ
План-конспект − это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний.
Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.
Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.
- Тема урока: (она обычно переносится из тематических планов, должна быть конкретная, ясная, определенная).
- Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: углубление знаний, повторение изучаемого и применение на новой лексической основе, учить навыкам и умениям.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: какое развитие ученика преследует учитель: наблюдение, мышление, развитие аналитико-синтетических процессов, учить сравнению, развивать творческое изображение.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: эстетическое, нравственное, трудовое воспитание, любовь к изучению предмета. Воспитывать самостоятельность самого учебного процесса. Воспитательные задачи исходят из содержания учебного материала, они выполняются в системе всего урока, незаметно, но ярко, впечатляюще действуют на сознание школьника.
Все задачи выводятся после составления плана (оставьте сразу место), они отражают содержание урока.
- ОБОРУДОВАНИЕ: наглядные пособия, ТСО, языковый материал писателей и поэтов, экскурсии, дополнительный материал.
- ХОД УРОКА: деятельность учителя, деятельность ученика, методы, приемы.
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ (5-7 минут).
1. Связь с изученным материалом, знание которого потребуется на уроке.
2. Самостоятельная работа, требующая активного мышления, знаний учащихся.
3. Здесь можно создать эмоциональный настрой, желание трудиться. Сразу включить всех в деятельность. Интерес можно создать вопросом или заданием. Необходимо вскрыть неизученный материал, подготовить детей к восприятию нового.
4. Намечается форма контроля.
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ (на него отводится большая часть времени − 25-30 минут).
Учитель должен незаметно подойти к этому этапу урока, используя различные методы и приемы (частично-поисковая ситуация и т.д.).
Новый материал творчески осмысливается на примерах. Дети должны подойти к решению неизвестного (сравнение, обобщение, выводы). После этого выводы к решению учащихся сравниваются с учебником, продумывается вид самостоятельной работы.
III. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:
1. умение формировать вопрос, отвечать на него;
2. сознательное применение знаний на практике, виды и типы самостоятельных работ, фронтальных и дифференцированных с активизацией мыслительной деятельности;
3. обратная информация (карточки, сигнал взаимопроверки, с обобщением и выводами, фронтальная проверка).
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: имеется 300 видов домашних заданий. Она отражает понимание ребенка данного материала. Обязательно нужно объяснить.
V. ИТОГ УРОКА: обобщает то, что узнали нового, интересного. Это дается для обобщения и развития памяти.
VI. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ: оцениваются знания учащихся с комментированием (особенно слабых и их продвижение). Выставляются отметки.
ЦЕЛИ УРОКА
Познавательные
- Сообщение новых фактов.
- Введение новых понятий, категорий.
- Изучение новых явлений.
- Организация усвоения нового материала.
- Изучение закона или закономерностей.
- Обучение новому способу действий.
- Изучение дополнительных свойств уже известных понятий.
- Установление новых связей между понятиями закона и других процессов применения для получения нового знания.
- Углубление сущности известного понятия, закона и других процессов, его применения для получения нового знания.
- Совершенствование, расширение известного знания.
- Отработка навыков, закрепление известного способа действий.
- Изучение устройства механизма, таблицы.
- Ознакомление и систематизация знаний.
Развивающие
включают факторы умений использовать приемы:
- анализировать − устанавливать причинно-следственные связи;
- сравнивать;
- строить доказательства;
- обобщать;
- выдвигать гипотезы;
- переносить знания в новую ситуацию;
- математически и графически оформлять результаты деятельности;
- проводить наблюдения, графически оформлять результаты деятельности.
Воспитательные:
- Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся, трудолюбия, исполнительности, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, работоспособности, воображения, эмоциональности, уравновешенности, уверенности, убежденности, обученности.
- Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (в дополнение к качествам первой группы), увлеченности, познавательного интереса, активности, целеустремленности, силы воли, настойчивости, активности, наблюдательности, интуиции, сообразительности, одаренности, способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности.
- Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность функционирования в ученическом, а затем и производственном коллективе в дополнение к качествам первых групп: требовательности, принципиальности, критичности, самокритичности, благородства, великодушия, самообладания, гордости, смелости, осмотрительности, самоотверженности, чувства товарищества, оптимизма, дружелюбия.
- Формирование диалектико-материалистического мировоззрения.
- Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, явлениям, культуре, общественной жизни.
- Воспитание культуры пространственного мышления.
- Воспитание культуры конструктивного мышления.
- Воспитание культуры речи.
- Воспитание положительных мотивов обучения.
- Показ важности и практической значимости применения знания по предметам.
- Формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь.
Учебно – методическое
пособие «Составление плана урока по математике и его визуализация»
Автор: учитель математики ГБОУ
школы № 354
Московского района Санкт-Петербурга
Громова Татьяна Николаевна
Оглавление.
1.
Вступительное
слово.
2.
План
конспект урока алгебры в 8 классе.
3.
Структура
и ход урока.
4.
Паспорт
способа визуализации №1.
5.
Работа с терминами на уроке алгебры.
6.
Визуализация
итогов урока.
7.
Заключение.
П.1 ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
Для составления плана урока, необходимо чётко представлять себе: какой цели
хочет достичь учитель, проведя свой урок. Понимать место данного урока в общей
системе развития ребёнка. Какими средствами и способами он будет этого
достигать. Рассмотрим мой урок алгебры в 8 классе.
П.2 ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА АЛГЕБРЫ В 8
КЛАССЕ
Тема: «Квадратичная функция и её свойства».
Класс: 8 класс.
Номер урока в теме: 5
Тип урока: закрепление изученного материала
Базовый учебник: Алимов Ш. А. и другие.
«Алгебра 8 класс» (Москва, «Просвещение»).
Цель урока: закрепить навыки и умения построения
графиков квадратичной функции, чтения их свойств.
Задачи:
— обучающие: продолжить формирование умений и навыков в
построение графиков квадратичных функций; проверить полученные знания по теме; отрабатывать
умения и навыки строить графики квадратичных функций, понимать их
свойства, «читать»;
— развивающие: развивать умения анализировать и систематизировать знания; продолжить
работу по формированию умений, проводить исследования, анализировать их и
делать выводы, на основе результатов проведенных исследований; формировать
логическое мышление, творческие и исследовательские способности учащихся; формировать
компетентность разрешения проблем;
дальнейшее развитие информационной компетентности.
— воспитательные: воспитывать уважительное отношение к
математике; формирование коммуникативной компетентности; продолжить работу по
формированию умений работать в коллективе, высказывать свою точку зрения,
выслушивать точку зрения товарища
воспитание навыков самооценки своего труда.
Тип урока: — закрепления знаний, обобщение
и систематизация их
На уроке:
Формы работы учащихся: компьютерное тестирование; работа с
компьютерной моделью
групповая
практическая
работа
индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.
П.3 СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Структура и ход урока: представлена в
таблице № 1.
Продумав
основные моменты, можно приступать к плану составления урока. Первоначально он
может быть не детализирован. Например, так:
Таблица № 1. Структура и ход урока
№ |
Этап урока |
Название ЭОР (с указанием номера из таблицы 2) |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (мин) |
1. |
Орг. |
Проверка — Здравствуйте, ребята. Готовы ли вы к уроку? «Напичканный — Вам нравиться первое высказывание? — А какой смысл оно имеет? — Знание не только надо иметь, но и надо их показывать, что вы |
Приветствуют Обсуждение — |
2 |
|
2 |
Определение |
№ 1-2 Информационного типа. Геометрическое построение параболы — №1. Свободное падение мяча — №2. |
Определение — Сегодня на уроке мы продолжаем работать с квадратичной I. Вспомним II. Пример |
— Смотрят,
|
3мин |
3 |
Актуализация |
№ 3 ЭОР Практического типа. «Квадратичная функция и ее свойства». № Работа с таблицей. ЭОР Практического типа. |
Определение — Дайте определение квадратичной функции. — Приведите примеры квадратичных функций. — Что является графиком квадратичной функции? — Куда могут быть направлены ветви параболы и от чего это Рассматриваются Перед I. Работа II. Определяют III. Указывают |
Находят Парная — Дают Приводят Практическое |
10 |
4 |
Отдых |
Презентация учителя. |
Проводим |
По |
2 |
5 |
Закрепление |
№ 5 ЭОР Практического типа. Построение № 6 ЭОР Практического типа. № 7 1. практика 2. контроль |
Интерактивное упражнение для групповой работы. I. Исследование II. Самостоятельная |
Выполняют Записывают Групповая Самостоятельная Самостоятельная |
10 12 |
6 |
Итог |
Представляет лист итоговой оценки. |
Подводят |
2 |
|
7 |
Рефлексия |
№ 10 |
Анализ — О чем мы сегодня вели разговор? — Какова была цель урока? -Поднимите руки, кто считает, что цель урока была им — А теперь оцените свое настроение и состояние после урока, |
О |
3 |
8 |
Постановка |
— Запишите домашнее задание: Изучить видео-урок № 8 и сделать конспект — Выполнить задание № 9. УДАЧИ!!! |
1 |
Необходимо
продумать ЭОР для визуализации информации. Для этого продумываем, какие
ресурсы мы будем использовать.
П.4 ПАСПОРТ СПОСОБА ВИЗУАЛИЗАЦИИ
Какую |
Определение |
Обоснование |
Готовность |
Какие процедуры |
Квадратичная |
Какой |
Из |
Текст |
Учебник |
Выбран |
Рисунок в Google, |
Выполненная |
См.выше |
Приемы работы с объектом визуалиции |
Какой Разгадайте Знаете ли |
К
1.1 можно добавить: саму параболу и её построение лучше провести в программе
«Живая математика», в которой можно наблюдать за изменением графика в
зависимости от изменения какого-нибудь параметра.
П.5 РАБОТА С ТЕРМИНАМИ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ
1. |
Какую задачу |
Формирование |
2. |
Обоснование |
Усвоение |
3. |
Какие |
Учащиеся |
4. |
Какой способ |
Схема |
5. |
Текст |
Любой Определение: |
6. |
Выбран |
Google рисунок |
7. |
Выполненная |
Ссылка на работу |
8. |
Этапы |
1. Вначале 2. 3. В ходе (!) Следует |
П.6 ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИТОГОВ УРОКА
1. |
Какую |
Визуализация |
2. |
Обоснование |
Закрепление |
3. |
Какие |
Учащиеся (!) |
4. |
Какой |
Подойдет |
5. |
Текст |
Любой |
6. |
Выбран |
Рыбий |
7. |
Этапы |
В конце |
Продукты,
предназначенные для визуализации итогов урока, рефлексии и домашнего задания
учитель может сделать самостоятельно.
П.7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Хорошо
продуманная визуализация помогает учителю в работе, но не надо её делать
слишком много и в плохом качестве. Желаю удачи в работе.
Используемые
ресурсы: мой блог учителя математики, находящийся в архиве и недоступный для
просмотра.
Урок 1.1 |
М5 |
Цель:
Задачи: систематизировать знания и умения учащихся,
создать разноуровневые условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений,
формировать знания и умения, необходимые для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,
умение применять полученные знания в новой ситуации;
развивать память, аргументированную речь, любознательность, познавательный интерес, творческую самостоятельность мышления учащихся,
умственные операции (прием создания образа, перенос знаний, обобщение, сравнение, анализ, синтез), вычислительные навыки,
коммуникативные навыки общения и умения слушать и слышать,
умения находить необходимую информацию с помощью различных источников, умения организации учебного труда,
способствовать освоению приемов использования новых информационных технологий на уроке;
воспитывать аккуратность, дисциплину, настойчивость в достижении цели,
ответственное отношение к учёбе, самостоятельность, аккуратность, трудолюбие,
чувство взаимопомощи, культуры общения, внимание, самоконтроль, интерес к предмету, бережное отношение к природе, бережное отношение к школьному имуществу, рациональную организацию бюджета времени,
воспитывать у учащихся навыки учебного труда.
воспитывать культуру устной и письменной математической речи.
прививать интерес к истории математики.
Тип урока: изучение нового материала
совершенствование знаний, умений, навыков
комбинированный урок
урок обобщения и систематизации знаний контроль знаний и умений
Виды учебной деятельности: практикум по решению задач
выполнение тренировочных упражнений математический диктант
самостоятельная работа практическая работа
индивидуальное задание по дидактическим материалам или карточкам контрольная работа
проектная деятельность учащихся подготовка тематического сообщения творческая работа решение типовых задач
доказательство теоремы работа над ошибками
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, схема, таблица, презентация, СД
Ход урока.
I. |
Оргмомент. |
II. |
Домашнее задание. |
III. |
Устная работа |
IV. |
Объяснение нового материала. |
V. |
Закрепление полученных знаний. Формирование умений и навыков |
VI. |
Итоги урока. |
VII. |
Обновлено: 26.05.2023
План-конспект урока – это детальное отражение содержания предстоящего занятия педагогом, в котором дается полное описание каждого этапа урока.
Составление конспектов уроков имеет свои особенности для каждой конкретной дисциплины и каждого конкретного занятия. При этом план-конспект имеет единую структуру и правила составления.
Основы проектирования конспектов уроков математики
Составление конспекта уроков математики реализуется в опоре на следующие положения:
- Математика – серьезная наука и ее познание требует применения увлекательных методов: дидактические, занимательные игры, правила которых открываются учащимися для познания отдельных математических категорий и операций;
- Выбор заданий разного уровня сложности. Они подбираются для каждого отдельного учащегося, исходя из его уровня математического развития. Конспект может включать задания, упражнения нескольких уровней сложности;
- Необходимость наличия интеллектуальной базы у учащихся на конкретном этапе обучения для познания темы урока. Эта база учитывается при проектировании конспектов;
- Поэтапная реализация занятия;
- Тема урока начинает вводится не сразу, а на 10-12-ой минуте урока, после мотивации детей к ее изучению;
- Смена видов деятельности на каждом конкретном уроке;
- Обязательная практическая деятельность на каждом уроке т.е. решение математических задач, выполнение тренировочных упражнений;
- Выбор разных форм домашнего задания и обязательное рассмотрение его педагогом.
Данные параметры лежат в основе проектирования внешней и внутренней структуры урока.
Внешняя структура урока имеет следующие разделы:
- Организационных этап урока, на котором озвучивается план урока и направления деятельности учащихся.
- Постановка цели урока и использование методов стимулирования познавательной активности учащихся.
- Включение в образовательный процесс творческих задач. Они позволяют ускорить процесс восприятия учащимися новой темы.
- Тренировочные задания, ориентированные на первичное закрепление знаний учащихся и совместного выполнения.
- Задания для самостоятельной работы учащихся.
- Подведение итогов деятельности на уроке.
- Домашнее задание.
Внутренняя структура урока математики включает в себя все те же разделы, только представленные в детализированном виде. Педагог расписывает какие методы и формы работы используются на каждом этапе урока, какие задания даются учащимся и какими способами он мотивирует их к деятельности.
Рекомендации по составлению планов-конспектов уроков математики
Готовые работы на аналогичную тему
Эффективность планирования уроков математики зависит от продумывания каждого шага его реализации. Он должен быть детально проработан. Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций его составления:
Пример конспекта урока математики
Тема урока: Нахождение слагаемых с решением практических задач.
Цель урока: знакомство учащихся с операциями на нахождение слагаемых и предоставление алгоритма их нахождения с практической отработкой.
На уроке учащимся предстоит освоить способы решения задач на нахождение слагаемых и выполнять поиск по заданному алгоритму.
На уроке используется учебник математики, видео материалы и подготовленные раздаточные материалы с алгоритмом выполнения операций на нахождение слагаемых.
Урок реализуется в течение следующих этапов:
- Организационный этап. На нем осуществляется мотивация к деятельности. приветственное четверостишье про слагаемые и их важность.
- Этап актуализации знаний учащихся. Необходимо вспомнить операции на сложение и правила их выполнения.
- Этап введения новой темы. Сегодня планируется изучение очень важного и интересного раздела математики. Давайте отгадаем загадки и решим ребус: раздаются карточки с загадками и ребусом. Далее включается видео, на котором рассматриваются операции поиска слагаемых. В виде представлены герои известных мультфильмов.
Этап самостоятельного решения задач по алгоритму. Ученикам раздается алгоритм решения, представленный в схематичном виде и пара задач:
Надеюсь данный конспект будет полезен, ведь конспект отражает педагогический замысел урока и является его сценарием, моделью, раскрывая ход (последовательность) урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает систематизировать учебный материал, выстроить логическую последовательность его изложения, уточнить формулировки и понятия, определить соотношение звеньев урока. На уроке же следует руководствоваться не конспектом, а развернутым планом.
Предмет: математика
Базовый учебник: математика 2 класс, часть 1, М.И. Моро и др., 2013 г.
Тема урока: Сотня
Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Цель урока: обеспечить осознанное понятие числа 100.
Тип урока: «открытие» новых знаний
Планируемые результаты
записывать двузначные числа;
определять разрядный состав числа;
отличать число 100 от других чисел;
решать составные задачи.
Познавательные: владеть смысловым чтением и работе с информацией.
Регулятивные: уметь находить эффективные пути и средства достижения поставленных целей, контролировать и осуществлять свою деятельность, вносить коррективы.
Коммуникативные: научиться планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.
Личностные: формирование интереса к изучаемым областям знания.
Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности
Актуализация и пробное учебное действие
Локализация индивидуальных затруднений
Построение проекта коррекции выявленных затруднений
Реализация построенного проекта
Обобщения затруднений во внешней речи
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Включение в систему знаний и повторения
Рефлексия учебной деятельности на уроке
I. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности
Приветствие учеников, контроль подготовки рабочих мест.
Цель- эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка
к усвоению изучаемого материала
– К нам пришло удивительное число. Какое? Думаю, вы его узнаете без труда.
Учитель читает стихотворение-загадку:
Как-то стать императрицей!
Два Нуля пришив к пальто,
Превратилась сразу в. (Сто)!
Сто теперь сидит на троне
В бриллиантовой короне,
И, пока нули при ней,
Все десятки служат ей!
О. Емельянова
– Итак, у нас в гостях число… (Сто)
II. Актуализация и пробное учебное действие
Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.
Арифметический диктант
Прежде чем, мы познакомимся с числом 100, вам предстоит выполнить вид работы, о котором расскажет небольшое стихотворение:
Ручки в руки вы возьмете
И диктант писать начнете,
Тот диктант без слов и букв –
– Запишите число, в котором: 2 дес. 1 ед.; 7 дес. 2 ед.; 5 дес.; 1 дес. 5 ед.; 6 дес. 8 ед.; 2 дес. 3 ед.; 2 ед.; 3 дес. 3 ед.; 9 дес. 9 ед.
Локализация индивидуальных затруднений
– Проверьте выполненную вами работу (осуществляют самопроверку по образцу на доске)
Построение проекта коррекции выявленных затруднений
А сейчас мы познакомимся с числом? Кто помнит с каким? Верно с числом 100.
Чтобы продолжить работу, запишите в тетради число, классная работа.
Реализация построенного проекта
– Возьмите счетные палочки. Положите на парту 9 десятков палочек. Сколько это единиц? (Девяносто)
– Добавьте еще один десяток. Сколько десятков стало? (Десять) Сколько это единиц? (Сто)
– Чем отличается число 100 от других чисел, с которыми мы знакомились? (В нем 3 цифры (знака), т. е. оно трехзначное)
Запишите в тетрадях: 1 сот. = 10 дес. = 100 ед.
Обобщения затруднений во внешней речи
– Что обозначает в числе 100 цифра 1? (Одну сотню)
– Что цифра 1 обозначает в числе 10? (Один десяток)
–В числе 1? (Одну единицу)
– Откройте учебник на стр. 12.
Рассмотрите рисунок в задании 1.
– Сколько палочек на каждом рисунке? (24, 31, 100)
– Сколько в каждом из этих чисел десятков и единиц? (В числе 24 содержится 2 десятка и 4 единицы, в числе 31 – 3 десятка и 1 единица, в числе 100 – 10 десятков, или 100 единиц)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий
Работа с учебником: задание 9 (с. 12 учебника)
Проверочная работа (с. 6,7 )
Включение в систему знаний и повторения
– Что обозначает в числе 100 цифра 1? (Одну сотню)– Что цифра 1 обозначает в числе 10? (Один десяток.) В числе 1? (Одну единицу)
Прочитайте условие задания 3.
Ответьте на вопросы:
– Сколько чисел записано (записано 4 двузначных числа)
–Сколько разных цифр использовано для записи этих чисел? (для записи этих чисел использованы 2 разные цифры 8 и 4)
– Что общего у всех чисел? (Они двузначные)
– Сколько десятков в числе 84? (Восемь)
– Сколько в нем единиц? (Четыре)
Аналогично рассматриваются остальные числа.
Прочитайте условие задания 4. Работа индивидуальная, самостоятельная.
– в 1 сантиметре содержится 10 миллиметров;
– в 1 дециметре содержится 10 сантиметров.
Выполнить задание в парах, либо самостоятельно с последующей взаимопроверкой.
Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Ну-ка плечи распрямите,
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Работа над задачами
Решение составных задач изученных видов.
Задание 6. (с. 12 учебника, ч. 1)
Решение задачи 6:
1) 2 + 6 = 8 (кг) – нес папа.
2) 2 + 8 = 10 (кг) – всего.
Ответ: 10 килограммов овощей.
Задание 7. (с. 12 учебника, ч. 1)
Решение задачи 7:
Израсходовали – 2 л и 1 л
1) 2 + 1 = 3 (л) – израсходовали.
2) 5 – 3 =2 (л) – осталось.
Ответ: осталось 2 литра кваса
Работа с геометрическим материалом
Развитие умений находить определенные геометрические фигуры и работать с ними.
Задание (с. 12 учебника, ч. 1, на полях)
– Рассмотрите рисунок на полях учебника.
– Назовите каждую из фигур.
– На каждом из чертежей посчитайте количество треугольников и четырехугольников:
1-й чертеж – 3 треугольника;
2-й чертеж – 3 треугольника и 3 четырехугольника;
3-й чертеж – 5 треугольников и 3 четырехугольника
Работают в группах, находят на чертежах треугольники и четырехугольники.
Итог урока. Рефлексия.
Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Урок — логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, где представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации). •Преимущества: систематический характер обучения, организационная четкость, экономичность и т.д.
•Недостатки: слабый учет индивидуальных особенностей, однообразие.
Классификация типов уроков
Нет единого подхода к классификации или выделению определенных типов уроков. Рассмотрим три примера.
Пример № 1
Пример № 2
Пример № 3
Типы уроков по дидактической цели:
— урок усвоения новых знаний;
— урок применения знаний и умений;
— урок обобщения и систематизации знаний;
— урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;
— комбинированный урок.
Примерная структура уроков некоторых типов.
Урок усвоения новых знаний:
Урок применения знаний и умений:
Урок обобщения и систематизации знаний:
Урок-лекция:
- цель: представление новой темы крупным блоком;
- в отличие от вузовской лекции на уроке-лекции обязательна обратная связь;
- учитель продумывает записи на доске;
- при чтении лекции используются следующие приемы:
- составление учащимися тезисов по плану лекции, предъявленному учителем;
- по ходу чтения лекции учащиеся составляют таблицу, диаграмму или блок-схему;
- учащимся предлагается составить план и в конце лекции сравнить его с учительским, представленным на кодопозитиве;
- заполнение по ходу лекции листов с опорами.
Урок-практикум по отработке материала лекции:
Урок-семинар:
- как правило два урока;
- цели семинара: систематизация и обобщение теоретических и практических знаний, развитие навыков самообразования, выработка умений формулировать гипотезы, анализировать литературу, выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы;
- к таким урокам следует тщательно готовиться учителю и учащимся, срок подготовки не менее двух недель;
- доклад могут готовить как отдельные ученики, так и группы учащихся;
- такие уроки эффективны на заключительном этапе изучения темы.
Урок-зачет:
- цель: выяснить, соответствуют ли знания и умения каждого ученика по изученной теме уровню обязательных результатов;
- обычно учитель перед проведением зачета заранее сообщает круг теоретических и практических вопросов, выносимых на зачет;
- формы зачетов:
- учащиеся отчитываются перед учителем;
- ученики контролируют друг друга;
- зачет принимают консультанты;
- виды зачетов:
- устный без предварительной подготовки к ответу;
- теоретико-практический зачет с ответами на теоретический вопрос и решение задач;
- творческий зачет;
- устный или письменный ответ с предварительной подготовкой;
- для диагностики умения решать задачи по теме зачет может проходить в несколько этапов:
- 1 этап — оценка умения решать элементарные задачи по теме;
- 2 этап — диагностируется умение использовать блоки элементарных задач для решения опорных задач по теме;
- 3 этап — оценка способности учащихся применять совокупность умений в различных ситуациях.
Урок одной задачи:
- используются специальные задачи, которые имеют несколько способов решения;
- опорой в поисках способов решения задачи должны стать различные эвристики (прием элементарных задач, прием вспомогательной фигуры, прием рассмотрения частного или предельного случая и т.д.).
Урок-бенефис:
- проводится в форме отчета учащихся по решению задач;
- используются специальные задачи: нестандартной формулировки или имеющие несколько способов решения и среди них изящный способ;
- такие уроки обладают высоким стимулирующим воздействием на учащихся: ученик знает, что от него ждут изящного решения задачи, а отыскать его он может только в результате большой работы.
Мастерская:
- состоит из ряда заданий, которые направляют работу учащихся в нужное русло, но внутри каждого задания учащиеся свободны;
- важным признаком в мастерской является необходимость выбора учеником пути исследования, средств для достижения целей, темпа работы и т.д.
- начинается мастерская с выявления знаний каждого ученика по данному вопросу, затем эти знания обогащаются знаниями соседа по парте. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с учащимися, сидящими за другой партой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. Знания еще не раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп. В частности, на этом этапе свою позицию может высказать и учитель.
Основные правила организации урока
- Определить образовательную, развивающую и воспитательную цели урока.
- Подготовить содержание учебного материала.
- Определить дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей.
- Выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами.
- Определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения.
- Все дидактические задачи должны решаться на этом же уроке и не переноситься на домашнюю работу.
Особенности урока математики
- Содержание урока математики, как правило, не является автономным, оно развивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для усвоения новых знаний, что обусловлено строгой логикой построения курса математики.
- В процессе овладения системой математических знаний происходит существенное разделение обучающихся по склонностям и способностям, что обусловливает необходимость осуществления на уроках математики дифференциации в обучении, развития логического мышления, формирование самоконтроля и т.д.
- При обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на уроке главное в изучаемом материале, поскольку без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека.
- Школьный курс математики – опорный предмет смежных дисциплин.
- В процессе обучения математике теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач, поэтому на уроках математики чаще всего теория не изучается в отрыве от практики.
Наиболее значимые требования к современному уроку математики
1. Целенаправленность урока и его отдельных этапов, соответствие принципам дидактики.
2. Соответствие содержание урока поставленной цели.
3. Рациональное построение и дифференциация процесса обучения на уроке.
4. Использование гуманитарного потенциала математического образования.
5. Обоснованный выбор средств, методов и приемов обучения, обеспечивающий развитие личности учащегося.
6. Организация продуктивной деятельности учащихся на уроке с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
7. Мотивация учения школьников.
8. Формирование умений учиться математике.
9. Сотрудничество учителя и учащихся.
д.
Требования к современному уроку.
Структура урока
Общая схема конспекта урока
№ этапа | Название этапа | Деятельность учителя |
1 | Подготовительный | Планирование урока, выяснение взаимосвязи с предыдущим и последовательным, методическая цель и задачи с учетом класса. Обоснование методов и форм урока |
2 | Проблематизация (постановка проблемы, мотивация учебной деятельности) |
Задачи, мотивирующие учащихся на этот урок математики |
3 | Целеполагание (планируемый результат ) |
Образовательная Воспитательная Развивающая |
4 | Ход урока (согласно виду урока) | 1. Актуализация 2. Введение 3. Усвоение 4. Закрепление 5. Обобщение и систематизация 6. Контроль |
5 | Подведение итогов (главная идея, чему научились, какие сложности, на что дома обратить внимание) | Вопросно-ответными процедурами выводит учащихся на достижение целей урока. Выясняет сложности и трудности. |
6 | Домашнее задание | Комментирует домашнее задание |
7 | Рефлексия урока | Учитель анализирует как он провел урок, достигнуты ли цели. |
I. Подготовка учителя к уроку
1. Определение типа урока.
2. Анализ содержания темы урока.
3. Постановка образовательной, воспитательной и развивающей целей урока
(ОЦ, ВЦ, РЦ).
4. Отбор основного содержания учебного материала и выбор соответствующих
методов, приемов и форм обучения.
5.
Определение оборудования урока.
6.
Составление плана урока.
7.
Составление конспекта урока.
8.
Анализ составленного конспекта урока с точки зрения методических требований к
конспекту урока по математике.
II. Методические требования к конспекту урока
по математике
Примеры конспектов уроков
Замечания. При организации любого типа урока следует иметь ввиду три аспекта
1. Как я (учитель) увлеку учеников математикой?
2. Как я (учитель) организую активную познавательную деятельность учащихся?
3. Как я активизирую рефлексивные механизмы деятельности учащихся?
Тема урока: Повторение: логарифмы, логарифмические уравнения.
Цель урока: Обобщение и закрепление изученных способов
решения логарифмических уравнений;
Оброзовательная: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению ( У2, У3). Закрепить основные методы решения простейших логарифмических уравнений, предупредить появление типичных ошибок.
Развивающая: продолжить развитие умения, анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное приводить примеры, формировать умение работы с раздаточным материалом и учебником
Воспитывающая — воспитание познавательной активности, формирование положительной мотивации к изучению предмета, аккуратности, добросовестности и чувство ответственности
Тип урока: Урок обобщения и закрепление знаний по теме логарифмы, методы решения логарифмических уравнений.
Опорные понятия: логарифм, степень, уравнения, корень уравнения, свойства логарифмов
Средства обучения: учебник, раздаточный материал, мел, доска
Литература: Колмогоров А.Н Алгебра и начала анализа для 10-11 кл.
Структура урока.
Актуализация опорных знаний: устный фронтальный опрос
3. Этап обобщения и закрепления :
1.Устная фронтальная работа
2. Устная парная работа
3. Устная индивидуальная работа
4.Работа у доски
4.Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам
5.Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
Рефлексия: Подведение итогов урока. Дать обучающимся заполнить небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.
Читайте также:
- Какое значение имел шаг российского императора о котором сообщает горчаков кратко
- Как аварии в техносфере скажутся на безопасности жизнедеятельности человека кратко
- Что такое признание кратко
- Как победили наполеона кратко
- Воздух занимает место как это можно доказать кратко
«Развёрнутый план урока в соответствии с ФГОС»
Краткая аннотация.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
2. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья
3. Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.
4. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года.
5. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
6. Стандарт направлен на обеспечение:
равных возможностей получения качественного начального общего образования;
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений; демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;
формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
8. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Технологическая карта — это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Технологическая карта урока – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Учитель с многолетним опытом работы в общеобразовательной школе предлагает как вариант конспекта урока технологическую карту. Технокарта отличается от традиционного конспекта только формой.
В начале технологической карты дается традиционная «шапка», далее — в виде таблицы — основные элементы содержания. Как правило, после таблицы уместно разместить дополнения — например, тест или задачи с решением, схемы и пр. Технологическая карта урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда.
Структура технологической карты включает:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
цель освоения учебного содержания
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
основные понятия темы
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
освободить время для творчества — использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Циклограмма урока
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (органи-зационный этап 1-2 минуты).
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.
5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.
6. Первичное закрепление 4-5 минут.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.
8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.
Методы и формы современного урока:
метод проектов;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии (интеграция);
портфолио
1.1Место и роль темы курсе (предмета)
В федеральном базисном плане на курс математики в 4 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего -132 часа
Числа от 1 до 1 000. Повторение (12 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2–4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1 000. Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица – тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1 000 раз.
Числа, которые больше 1 000. Величины (13 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Числа, которые больше 1 000. Сложение и вычитание (10 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида х + 312 = 654 + 79, 729 – х = 217 + 163, х – 137 = 500 – 140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1 000. Умножение и деление (77 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний). Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 х =
= 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1 000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Итоговое повторение (12 ч)
Повторение изученных тем за год.
1.2 Дидактический анализ и содержание материала.
1.Предмет, класс: математика.4 класс.
2.Тема урока: «Деление суммы на число».
3.Дидактическая цель: формировать у обучающихся умения делить сумму на число .
4. Тип урока: «открытие» нового знания.
5. Задачи урока:
предметные:
-формировать умение применять правило деления суммы на число, умение определять наиболее рациональный способ применения правила;
метапредметные:
-развивать у обучающихся внимание, память, наблюдательность, умение обобщать, сравнивать, делать выводы;
-развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы и работы в парах;
личностные:
-способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.
6.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
-Словесные (эвристическая беседа, фронтальный опрос);
-Наглядные;
-Практические;
-Деятельностный;
-Аналитический;
-Самостоятельной работы учеников .
7.Форма работы: групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная.
8.Средства обучения:
для учителя- компьютер; медиапроектор.
для учащихся- учебник, рабочая тетрадь по математике для учебника 4 класса.
1.3Технологическая карта урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Цель: включение в деловой ритм. |
Создает условия для положительной мотивации учащихся. — Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»! |
Настраиваются на работу-«открытие» нового знания. Включаются в деловой ритм. |
Личностные: самоопределение к действию. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: подготовка мышления учащихся к применению имеющихся знаний в изменённой ситуации. |
1. Математический диктант. (С опорой на таблицу ) -Сложные высказывания. Отмечайте, истинные они или ложные. -если 24 делится на3 и на 4, то оно делится на7; -50 делится на10 или 50 делится на5; -35 делится на7 или 35 делится на 8; -46:2=23 или 46:2=26; -если площадь квадрата 36 кв. см, то сторона квадрата – 6 см; -если поезд прошёл 120 км со скоростью 60 км/ч, то он был в пути 2 часа; -неверно, что, если 7*8=56, то 56:7=8. 2. Самопроверка , анализ ошибок. 3.Устное решение задачи. -На соревнования «Весёлые старты» прибыло 5 команд по14 девочек и16 мальчиков в каждой. Сколько всего человек участвовало в соревнованиях? -Какой способ решения более удобный? — Какой способ умножения вы использовали для решения этой задачи? (распределительное свойство умножения относительно сложения) — Сформулируйте это свойство (чтобы умножить сумму на число, можно каждое слагаемое умножить на это число и результаты сложить). |
Записывают в тетради ответы. Сверяют результаты с образцом, отмечают ошибочные ответы. Работают в парах. Объясняют 2 способа решения задачи. Объясняют, что 1 способ более удобный, т.к. круглое число легче умножать. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков |
3.Постановка учебной задачи. Цель: обеспечение мотивации и принятия цели учебно- познавательной деятельности. |
Работа над задачей -прочитайте задачу, выберите правильный способ решения. -На соревнования от нашей школы поехали 14 девочек и 16 мальчиков. Они разделились на 2 группы. Сколько человек в каждой группе? -Вернемся к решению задачи №1 и сравним с решением задачи №2. — Что вы заметили? (задачи похожи, в первой сумму умножаем на число, а во второй сумму делим на число.) Умножать уже умеем. -Определите тему нашего урока. «Деление суммы на число». Исходя из темы, определите главную задачу на уроке. Чему должны научиться? (Познакомиться с правилом деления суммы на число.) |
Работа в группах. От каждой группы по 1 человеку называют верный способ решения с объяснением. Сравнивают решение задач. Определяют тему и задачи урока. |
Регулятивные: целеполагание. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Коммуникативные: принимать участие в групповой и общеклассной работе; следить за действиями других участников учебной деятельности; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать «открытие» детьми способа действий. |
-Попробуйте сформулировать самостоятельно правило. — Сравните свою формулировку с выводом учебника на с.46. Прочитать. — Правильно ли мы с вами вывели правило деления суммы на число? |
Читают правило в учебнике. |
|
5.Физминутка |
Включает аудиозапись ритмичной мелодии. |
Выполняют движения. |
|
6.Первичное закрепление. Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. |
— Теперь это правило применим и проверим на примерах. Фронтальная работа. №158,с. 46. -какой из способов деления суммы на число более удобный? |
Решение примеров у доски (1 ученик решает первый пример с объяснением, 2 ученик решает второй пример за скрытой доской) |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные–умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. |
Рабочая тетрадь №2, с. 31, №85 с фронтальной проверкой. |
Слабые — 1 и 2 строчки, сильные — 3 и 4. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
8.Пприменение и добывание знаний. Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и новой ситуации. |
-Продолжим нашу исследовательскую работу. Проверим во всех ли выражениях можно применять это правило. (370 + 30) : 4 (600 + 30) : 9 (280+280):70 (360+80):40 (150+450):50 (235 + 45) : 4 -какой можно сделать вывод? (Бывают случаи, когда нельзя применить правило деления суммы на число). Решение задачи. (после записи краткого условия самостоятельное решение) С.47, №165 |
Решают по вариантам, делают вывод. Решают задачу, делают вывод — можно ли решить задачу двумя способами. |
Познавательные: поиск и выделение информации. Логические: анализ; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений. Личностные: самоопределение к действию, смыслообразование. |
9.Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
— Для чего нам необходимо знать правило деления суммы на число? -Предлагаю вам задание на выбор. Если вам сегодня было легко и все понятно, вы считаете, что справитесь с заданием на 5, то… «5» — уч. с.47 № 164. Если вам было легко, но остались сомнения, то… «4» — т №2 с.31 №86. Если сегодня было немного трудно, то вам поможет … «3» — т №2 с.31 №87. Подведем итог нашего урока. Какова была главная задача? Выполнили мы ее? Всем спасибо. |
Отвечают на вопрос. Записывают задание по выбору. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: самоопределение, смыслообразование. |
1.4Самоанализ урока математики в 4 классе
Тема урока. «Деление суммы на число»
Тип урока: «открытие» нового знания.
На эту тему отведено два часа, данный урок является первым.
При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся: невысокая активность, низкий уровень памяти у некоторых учащихся.
На уроке решались следующие цели и задачи.
Дидактические:
формировать вычислительные навыки устного счета;
познакомить учащихся с различными способами деления суммы на число.
Развивающие:
развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать;
способствовать формированию рационально положительного отношения к процессу познания
развивать внимание, логическое мышление, память;
Воспитательные:
воспитывать аккуратность в работе;
устойчивый интерес к математике
Здоровьесберегающая
создание комфортного микроклимата, ситуации успеха, снятие усталости.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, карточки с заданиями, тесты, учебник.
На уроке использовались фронтальная и дифференцированная формы работы.
Применялись следующие методы обучения: диалогический, наглядный, частично-поисковый, практический. Эти методы обучения способствовали принципам личностно ориентированного подхода.
Работа проходила в сотрудничестве с учителем.
Труд детей на уроке был проверен и оценен учителем.
Поддерживалась благоприятная психологическая атмосфера в общении учителя и учащихся.
Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логический переход от одного этапа к другому.
На уроке осуществлялись межпредметные связи и связь с жизнью.
Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.
Отклонения от плана в ходе урока не было.
Думаю, что удалось реализовать замысел урока и достичь поставленные цели и задачи.
Урок был направлен на становление и проявление индивидуальности учащихся; на развитие творческих способностей. Стремилась создавать ситуацию успеха педагогической поддержкой, подбадриванием.
При проведении урока повторно по этой теме, я бы оставила все по-прежнему.