Дизайнер
Портфолио графического дизайнера
Содержание
- С чего начать создание портфолио?
- Структура
- Какой формат выбрать?
- Частые ошибки начинающих графических дизайнеров
Любой графический дизайнер, находящийся в поисках работы. должен уметь презентовать себя работодателю. Для того чтобы сделать это грамотно, минимум, что ему необходимо – это резюме и, конечно же, портфолио. Составить резюме сегодня может любой, кто хотя бы раз искал работу, а вот грамотно организовать портфолио под силу далеко не всем. Здесь нет правил, единых для всех, ведь каждый дизайнер уникален и стремится показать себя с лучшей стороны по-своему.
С чего начать создание портфолио?
Каким должно быть именно ваше портфолио, не знает никто, кроме вас самих. Будете ли вы размещать его в своем блоге, галерее или создадите для этих целей собственный сайт – решать только вам. Основная его цель – привлечь внимание потенциального работодателя и продемонстрировать ему ваш потенциал. Оно не должно кричать о вас, но освещать все ваши качества в выгодном свете и акцентировать внимание на лучших ваших работах.
Часто работодатель не рассматривает каждую работу в портфолио по отдельности, а оценивает их все вместе, обращая отдельное внимание на гармоничность, их стилистику и манеру выполнения. Вряд ли он уделит внимание автору, работы которого хаотично разбросаны по странице, да еще и каждая совершенно непохожа на другую. Это становится важно, когда дизайнеру выдают описание работы и примеры.
Конечно, в большинстве случаев работодателю комфортнее просматривать ваше резюме и портфолио в электронном виде. Это не обязательно должен быть сайт, можно собрать работы в презентацию, видео или простой файл формата pdf.
Если ваш выбор пал на создание сайта, отдавать предпочтение бесплатным сервисам для этого не рекомендуется. На сайтах, созданных таким образом, много посторонней рекламы, что только портит впечатление от ваших работ. Лучше создайте отдельный блог, в котором сможете выкладывать все ваши работы с небольшими пояснениями.
Структура
Разделите все ваше портфолио на несколько основных частей.
- Обложка. Она должна быть минималистична. Достаточно написать на ней свое имя и специализацию. Можно также оформить ее, добавив задний фон или даже рамку. Роль обложки – создать первое впечатление и увлечь работодателя. Если вы разместите на обложке свою лучшую работу, то лишь испортите впечатление об остальных. Поэтому выбирайте ее с умом.
- Презентация себя. На второй странице вы можете разместить небольшой рассказ о собственных успехах, творческом пути и в целом о том, что посчитаете полезным для работодателя. Разместите также на этой странице контакты, по которым с вами можно связаться. Не указывайте возраст, если вам еще нет 25 лет. Часто работодатели игнорируют молодых специалистов.
- Основная часть. Сюда входят те работы, которые вы добавите в свое портфолио. Можете рассортировать их по способу исполнения, жанру или какому-либо другому признаку. Также нелишним будет добавить небольшие пояснительные подписи под каждой работой.
- Завершение. На последней странице вы можете разместить благодарность за внимание, а также продублировать контактную информацию.
Верстайте портфолио так, чтобы впоследствии его можно было распечатать и сложить в книгу или альбом. Нумеруйте страницы, делайте отступы по краям листа и не забудьте про заднюю часть обложки. Такое портфолио можно продублировать и в электронном формате, а также использовать готовые страницы в создании собственного сайта.
Какой формат выбрать?
Конечно, можно разместить свои работы у себя в блоге или на личном веб-сайте, но при собеседовании вживую такой формат не подойдет. Лучше всегда иметь при себе одну или две бумажные копии портфолио на тот случай, если вам все же придется ехать на собеседование. Многие типографии сейчас делают довольно дешевые книжные варианты на спиралях или скоросшивателе. Бумагу для печати выбирайте плотную и глянцевую. Она долго будет храниться в хорошем состоянии, не выцветает и не мнется.
Если вы все же хотите сделать для своего портфолио сайт, существует множество платформ, которые помогут вам сделать это. Оплата домена стоит около 150 рублей в месяц. Позаботьтесь о том, чтобы ваш сайт был удобным для использования, и только потом красивым. Если же вы не умеете верстать сайты, а средств на хорошего верстальщика недостаточно, просто переведите свое портфолио в блог. Это будет выглядеть намного лучше, чем неграмотно сделанный сайт.
Не размещайте слишком много работ на одной странице. Лучше сделайте несколько отдельных страниц для каждой работы. Так они будут выглядеть привлекательнее, и потенциальный работодатель не заскучает, листая их.
Если есть возможность, сделайте отдельную страницу с отзывами и контактами предыдущих заказчиков. Так человек сможет связаться с ними.
Частые ошибки начинающих графических дизайнеров
Не следуйте прямым шаблонам и образцам, найденным в интернете. Это ваше портфолио, и вы можете менять дизайн в нем все на ваш вкус и цвет. А заезженных одинаковых шаблонов хватает и в низкокачественных портфолио. Не думайте о том, что если вы нашли шаблон на 143 странице поиска, то его никто никогда не использовал. Скорее всего, он просто уже не актуален.
Не добавляйте в портфолио все работы, что вы когда-либо делали. Заказчик всегда оценивает портфолио по самой худшей работе. И в ваших интересах доказать ему, что вы не просто умеете делать хорошо, но и регулярно. Поэтому не позволяйте себе добавлять в портфолио по одной работе раз в 3-4 месяца.
Следующей большой проблемой многих, даже профессиональных дизайнеров можно назвать низкую самооценку. Никогда не пишите под своей работой «Да, это не идеально, есть ошибки тут и вот тут, но я все исправлю». Вместо этого сделайте выбор и либо вообще не включайте эту работу в портфолио, либо измените все так, чтобы она выглядела, будто так и должно быть.
Заброшенные и необновляемые портфолио также являются большой проблемой. Если работодатель видит, что последняя ваша работа была добавлена 6 месяцев назад, то у него возникнет ряд вопросов. Возможно, вы уже нашли другую работу и поэтому не выкладываете новые проекты, либо вы бросили свое занятие и обращаться к вам бесполезно. Выделяйте время хотя бы раз в 2-3 недели на обновление своего портфолио и обязательно выкладывайте новую работу.
Если у вас еще не было проектов, придумайте их себе сами. Например, составьте себе ТЗ и выполните его. Вряд ли работодатель будет разбираться, реальное это здание или нет.
Ваше портфолио помогает работодателям оценить степень вашего мастерства. Поэтому сделайте его максимально презентабельным и заметным, чтобы среди десятков претендентов выбрали именно вас.
Представлюсь. Ольга, руководитель малого бизнеса, региональное брендинговое агентство «Ан2». Сама занимаюсь отбором и собеседованием дизайнеров. Команда агентства — дюжина человек. Мы в постоянном поиске дизайнеров, отбираем по портфолио, приглашаем на собеседование.
12-летний опыт найма позволяет мне вынести вердикт уже на основании первого письма соискателя. С 99-процентной точностью я знаю, стоит ли брать человека на работу. Критерий один — думает ли дизайнер о пользе работодателя. Если нет, то вряд ли дизайнер будет думать о выгоде клиента. Критерий второй — эстетика в оформлении портфолио. Критерий третий — понимание себя и своих компетенций в резюме.
Портфолио
Пишите на общую почту или почту HR-отдела. Не пишите руководителю в личку. Даже если нашли руководителя в соцсетях. Если не ответят, позвоните секретарю.
Хорошему портфолио и внятному резюме рады, даже если нет вакансии. Если не отвечают, значит, вакансии нет, портфолио не впечатлило, некогда или письмо попало в спам.
Подготовьте портфолио в удобном формате. Идеально залить на на behance, fl, Dribble или на другие подобные сайты.
Другой вариант — соберите презентацию в нетяжелый PDF-файл или в онлайн-презентацию, которую можно отправить ссылкой. Один файл скачать легко или можно посмотреть сразу через браузер.
Дайте информативное название с фамилией и именем и словом портфолио: «Андреева Ольга портфолио графического дизайнера.pdf».
Презентация не должна весить 500 метров. Не для офсетной печати файл готовите, а для просмотра на экране. Достаточно разрешения 100-150 dpi.
Страшный сон — архив в 700 метров с кучей папок и джипегов с названием «портфолио.rar». Архив нужно качать, потом ходить по папкам и смотреть отсортированные джипеги. Это прошлый век, но до сих пор получаю такую красоту. Шлют не только возрастные дизайнеры с завода, но и молодёжь.
Портфолио показывает подход к работе. Небрежная вёрстка, отсутствие структуры, воздуха, красоты вызывают один вопрос — вы точно хотите быть дизайнером? Дизайнер — это удобно, читаемо и красиво.
Оформите портфолио со вкусом. У всех он разный. Помните — чем меньше визуального мусора, тем лучше будут смотреться кейсы.
Мусор — это фоны, узорчики, цветочки и листочки, яркие плашки, которые отвлекают от работ. Мусором являются кучерявые шрифты, которые невозможно прочитать. Вся ненужная информация — мусор.
Покажите умение верстать и ёмко доносить смысл. Не умеете — учитесь. Благо, несложно найти, у кого учиться и где посмотреть образцы оформления кейсов.
Если не умеете хулиганить в вёрстке, сверстайте аккуратно. Советы по вёрстке текста есть на сайте Ан2.
Сделайте краткие аннотации проектов. Особенно тех, где работа шла в команде с фотографом, иллюстратором или вы перевёрстывали чужой дизайн. Уважайте авторское право.
А что делать, если портфолио отсутствует? Вы — студент, дизайнер-любитель и т. д. Соберите ученические работы. Сделайте проекты в стол или бесплатно для друзей.
Резюме
Резюме тоже назовите информативно «Андреева Ольга. Резюме графического дизайнера.doc».
Пишите, пожалуйста, правду: что умеете, а что нет. Начинающий — так и пишите. Все мы когда-то начинали. Пишите, чем владеете, что изучаете. Я бы честно написала в резюме, что интересно, а что будете делать только с сильной голодухи, но лучше к танку этому вас не подпускать.
Пишу про себя: «Люблю решать сложные творческие задачи с элементами организации и управления, а рутинную работу я не могу долго делать. Только на морально волевых качествах».
Может, вы как раз дополните команду умением аккуратно верстать и делать техдизайн.
Штампов «дружелюбие» и «стрессоустойчивость» лучше избегать. Это разбивается ситуационными вопросами. Когда спрашиваешь: «Что будете делать, если руководитель подходит и орёт на вас матом?» По ответу понятна степень стрессоустойчивости.
Круто выделить навыки, которые прокачаны, которые развиты на троечку с плюсом, которые хотите развить. Круто рассказать про слабости — виды работ, не доставляющие удовольствия, которые никогда не прокачаешь хорошо.
Это легко написать, когда себя понимаешь. Если такой раздел внести в резюме, то вы сэкономите время на ненужных собеседованиях.
Я выделила для себя такие навыки:
-
Креатив, концепции;
-
Маркетинговое мышление;
- Скетчинг, визуализация идей;
- Айдентика;
- Вёрстка;
- Технический дизайн;
- Анимация;
- Умение понятно делать чертежи, схемы;
- Инфографика;
- Понимание особенностей производства и умение работать с полиграфией, вебом, соцсетями, наружкой, сувенирами, выставками и т.д.;
- Типографика, леттеринг;
- Другое…
Что ждет на собеседовании
К собеседованию надо готовиться. Почитайте статьи о самых распространённых вопросах на собеседовании. Выделите трудные вопросы. И спокойно подумайте, что ответить.
Собеседование надо превратить в диалог, а не в допрос — поэтому подготовьте вопросы с вашей стороны.
Перед собеседованием лучше настроиться, найти в себе спокойное состояние, в котором адекватно оцениваешь, что происходит. Чтобы ответить на вопросы, которые для вас внезапны, к которым не готовы, попросите время подумать. Это нормально.
Но к базовым вопросам лучше подготовиться заранее. Не надо впустую тратить время. Удивляет, когда человек не понимает себя и свои потребности.
Распространенные вопросы
1. Что важно получить на новом рабочем месте
Думаете, какой распространённый ответ? Развития. И для многих за этим словом нет ничего твёрдого.
На уточняющий вопрос: «А какого развития хочется?», большинство затрудняется ответить.
Хотите, чтобы работодатель решил, куда вас развивать? Мечтаете попасть в среду, где развитие неизбежно, так как сидя дома лучше сериал посмотреть, чем обучающий ролик? Подумайте заранее, пожалуйста. Это важно — честно себе ответить.
Может, лучше тихо отсидеть 6-8 часов и уйти домой: к борщу, дивану и кино.Это нормально, если за эти 6-8 часов сделать что-то, окупающее зарплату. Решить часть задач компании.
Отсидеть, ничего не сделать и зарплату получить — это не в малый бизнес. В Ан2, например, у дизайнеров сделка, и по зарплате будет видна степень вовлечённости в проекты.
2. Спросят про профессиональные умения
Лучше не врать, так как это очень легко проверить.
Например: «Я отлично знаю фотошоп». Я: «Если нужно выделить зелёный укроп, лежащий на цветной клетчатой скатерти, каким способом сделаете?» И большинство дизайнеров отвечают: «Путями». Поздравляю, есть чему учиться.
3. Личностные качества
Сильные и слабые. Лучше избегать воды — сказать кратко и конкретно. А для краткости нужна подготовка. Знаете, как удивляет ответ соискателя: «Каждый раз затрудняюсь ответить на этот вопрос».
Расскажите о себе, как о человеке, личности. Работать предстоит с людьми, а не с роботами.
Круто, если рассказ о себе будет показывать то самое развитие. Чем увлекаетесь, что любите слушать, читать, смотреть. Какие курсы проходите. Как любите работать: в тишине, нужен коллектив, любите движуху или чтобы почти не трогали.
4. Опишите, что любите делать, а что нет
Невозможно всё делать хорошо. Это удобно — понимать ресурсы дизайнера. Это поможет найти работу, где будет интересно и комфортно.
Понятно, что вы не будете 100% делать то, что нравится. Но если будет хотя бы 60% — это уже удача.
5. Любимые вопросы рекрутёров — цели и планы на будущее
Кем себя видите через 5-10-15 лет. Да, вы не обязаны делиться планами на будущее. Нанимателю хотелось бы года 2-3 идти в одном направлении.
Пример: соискатель планирует через полгода переехать в Москву, мотивация при поиске работы — прокачать опыт, наработать портфолио. Наставники будут вкладываться в вас полгода, а вы потом: «Пока, я в Москву». Имеете право, но лучше честно предупредить и дать выбор работодателю. Мораль. Будьте честны с собой и работодателем. Лучше не получить оффер там, где не справишься, и не тратить своё время и время коллег.
Соискатель уровня бог
Понимает задачи бизнеса. Предварительно посмотрел сайт работодателя, уточнил специализацию. Рассказывает, чем может быть полезен компании. Это проактивная позиция.
Когда сотрудник думает категориями пользы бизнеса и своего вклада в эту пользу. Таких мало. Очень. Большинство ждёт, что только когда придёт — получит то самое долгожданное развитие.
Сорри, если жёстко получилось, зато честно. С теми, кто приходит работу работать, творить и делать крутые проекты, мы живём долго и счастливо. И начинающие ребята через год-два двигают крутые проекты.
Дизайнер обязательно должен иметь портфолио с примерами работ. Это идеальный способ показать заказчикам уровень вашего мастерства. Дизайн — не та сфера, где достаточно продемонстрировать резюме, рассказать на словах о своем опыте и получить при этом выгодный заказ.
В статье расскажем, как дизайнеру создать портфолио, что в нем указывать, как его оформить и в чем. Разберём множество наглядных примеров представления работ.
Реклама: 2VtzqvbDur1
Читайте также: 10 курсов по веб-дизайну
Портфолио дизайнера — как создать и оформить, где размещать
Ваши работы — это уже 90% успеха портфолио. Но их нужно оформить и правильно презентовать себя. Если графический, веб или UX/UI-дизайнер не может создать качественное визуально привлекательное портфолио — это повод усомниться в его способностях.
Сбор и подготовка материала для портфолио
Если у вас еще нет портфолио, возможно вам кажется, что это дело 5 минут — у меня столько работ, сяду сегодня вечерком и забабахаю себе такое портфолио! Но нужно подойти серьезно к процессу: собрать свои работы, отобрать из них лучшие (а не выкладывать все подряд), подготовить к размещению, оформить.
Сбор:
- Собрать все работы, которые у вас есть.
- Выбрать работы, которые вы хотите разместить (несколько самых лучших). Если размещаетесь в соцсетях или площадках для дизайнеров, тогда не ограничивайте количество — там чем больше, тем лучше. А вот на личном сайте все работы вряд ли будут просматривать.
- Обсудить с клиентами, можно ли публиковать сделанный дизайн.
- Получить обратную связь по дизайну и добавить отзыв заказчика на страницу работы.
*Если у вас еще нет клиентов или их мало, можно пройти курсы по дизайну — в процессе обучения у вас будет несколько готовых работ для портфолио. Также можно создать работы специально для портфолио — тогда не придется спрашивать разрешение у заказчика. Но наличие хотя бы нескольких реальных кейсов с отзывами будет плюсом (которые можно показать, например, добавив ссылку на сайт заказчика).
Подготовка:
- Рассортировать выбранные работы по разделам (если работаете в нескольких направлениях). Это нужно, если размещаете разделы с работами на своем сайте или сервисе/площадке, который подразумевает разделы. Для Инстаграм сортировать можно разве что для актуальных сторис.
- Привести работы к единому формату. Например, если размещаете в виде картинок на своем сайте — сделать одинаковый размер картинок. Если в Инстаграм — кадрировать так, чтобы самое главное попало в кадр.
- Если размещаете портфолио на своем сайте, и картинки или анимация получаются слишком тяжелые — нужно их сжать или настроить ленивую загрузку изображений на сайте (Lazy Load). Иначе контент может тормозить работу сайта, а это будет раздражать его посетителей — потенциальных заказчиков.
- Оформить каждую работу для портфолио — написать тип работы (логотип, макет, редизайн старого сайта), название проекта или компании, для которой создавался дизайн, можно добавить краткую историю (какой смысл вложен в работу или какая задача перед вами стояла), за какой срок сделана работа (если помните, конечно), в каком году (необязательно).
- Оформить или подумать, как оформить отзывы. Если размещаете их на своем сайте — это может быть отдельно оформленный блок с цитатой. Если размещаете отзывы в соцсетях — можно в виде скринов (например, в актуальных сторис, если это Инстаграм).
Это интересно: Этапы разработки айдентики
Где дизайнеру разместить портфолио
Можно выбрать один вариант или совместить, если хотите получать больше заказов. Правда учитывайте, что можно не справиться с потоком заданий от нескольких заказчиков.
На своем сайте. Это самый удобный вариант, так как вы не ограничены возможностями чужих площадок. Если умеете создавать и оформлять сайты, то результат зависит от вашей фантазии и навыков.
Если не умеете делать сайты, то не обязательно идти на курсы веб-разработчиков, можно создать красивый лендинг с портфолио на конструкторе. Вот пара вариантов:
uKit — плюс в том, что есть множество готовых, стильных шаблонов, которые можно переделать под себя. При выборе шаблона, просто введите в поиск [портфолио] и выберите нужный вариант.
Вот как может выглядеть ваше портфолио на одном из шаблонов:
Nethouse — ещё один конструктор, где можно развернуть своё портфолио. Выбор шаблонов здесь меньше, но любой из них можно легко переделать под портфолио. Также, есть бесплатный тариф и функции магазина.
В сервисах для размещения портфолио. Вместо сайта можно использовать сервисы для создания портфолио: Portfeel и Portfoliobox.
На онлайн-площадках. Must-have площадки для размещения дизайнерского портфолио это Behance и Dribbble. Даже если у вас есть личный сайт, на них все равно стоит разместить свои работы. Особенно, если планируете работать с зарубежными заказчиками. Это не только площадки для демонстрации работ, но и для поиска клиентов.
В соцсетях. Презентовать себя и найти заказчиков можно и через соцсети. Для дизайнеров (особенно графических) две идеальных площадки — это Instagram и Pinterest. Есть еще малоизвестный аналог Пинтереста — Savee.it. Его можно использовать для демонстрации работ потенциальным заказчикам.
Как оформить сайт с портфолио дизайнера
В дополнение к страничке в соцсетях (или профилю на Behance) можно сделать свой сайт (но не обязательно). С сайтом вы будете выглядеть профессионалом + на нем можно сразу указать расценки и красиво упаковать примеры в разделы. Заказчик может найти работы в интересующем его разделе (например, только логотипы), а не просматривать все работы подряд. Если беретесь за сайт — он должен быть качественным.
Какие разделы нужно обязательно добавить на сайт с портфолио
1. Блок «О вас». Ваше имя, фото (по желанию), направление дизайна, информация о вас (опыт, достижения, образование).
С сайта дизайнера Яны Ходкиной:
2. Примеры работ. В зависимости от направления дизайна это могут быть картинки или видео. Если занимаетесь веб-дизайном, дополнительно стоит указать ссылки на проекты, над которыми работали.
Совет: размещайте примеры в высоком разрешении, чтобы заказчик мог рассмотреть детали. Для вдохновения поищите работы известных дизайнеров и креативных агентств.
3. Ваше направление дизайна. Помимо глобального направления (графический дизайн, веб-дизайн, дизайн интерьеров, UX-дизайн и так далее) стоит указать, чем конкретно вы занимаетесь. Например, в том же графическом дизайне можно создавать дизайн упаковки, оформлять баннеры и обложки для соцсетей, отрисовывать постеры, делать рекламные креативы.
4. Прайс. Распишите цены за конкретную услугу либо за час работы, если у вас почасовая ставка.
5. Контакты. Напишите, как с вами можно связаться и в какое время.
6. Бриф. Можно сразу создать анкету для потенциальных заказчиков, где они смогут описать, что конкретно требуется сделать. Это сэкономит время вам и заказчику в будущем.
Как оформить раздел «Портфолио» на сайте
Есть несколько способов оформления:
— если работ немного, можно выложить их все подряд, например, в виде плитки. Под работой можно указать название или краткое описание (или чтобы высвечивалось при наведении на нее).
— если работ много, и они разного направления, лучше рассортировать по разделам. На примере сайта Яны Ходкиной — можно посмотреть все работы или нажать на конкретный раздел в верхней панели меню.
Если нажать на картинку с разделом, например на логотипы, то открывается отдельная страница с этими логотипами. Оформлены в виде галереи-слайдера + список.
*В начале каждого раздела добавьте краткое описание.
— креативный способ оформления. Зависит от вашей фантазии и навыков веб-дизайна. Можно выбрать нестандартный шаблон для портфолио или придумать свою уникальную фишку и реализовать с помощью веб-дизайнера. Примеры креативного оформления в разделе ниже — обратите внимание на портфолио BuzzWorthyStudio, ToyFight, Shantell Martin.
Примеры оформления портфолио дизайнера
В отличие от других специальностей, где допустимо простое оформление портфолио или даже его отсутствие, дизайнер должен все делать максимально качественно.
Примеры красивого оформления дизайнерского портфолио (на личном сайте или сайте студии):
#1. Liz Grant.
#2. BuzzWorthyStudio. Это сайт студии графического дизайна, но тут есть интересная задумка, которую вы можете реализовать в своем портфолио. На сайте список полупрозрачных слов — это названия проектов (крупным шрифтом). Если навести мышку на название, оно становится ярко белым, а на заднем плане появляется сама работа.
#3. ToyFight. Это тоже студия. Фишка оформления — когда нажимаешь на название проекта, то можно не только посмотреть все работы, связанные с ним, но и подробную историю. Про бренд, как создавалась концепция дизайна, какая идея заложена в него. Смотрится очень профессионально и дорого.
#4. Shantell Martin. Дизайнер с креативным подходом. Здесь интересно то, что у специалиста есть свой уникальный стиль, как в работах, так и в оформлении сайта-портфолио. Страница с работами оформлена с бесконечной прокруткой — справа картинка не двигается, а слева работы появляются по мере скроллинга.
Если нажать на конкретную работу, открывается отдельная страница. На ней название, краткое описание проекта и фотографии, как создавался дизайн.
Фото в процессе работы над дизайном:
Как можно оформить портфолио в соцсетях (на примере Инстаграм):
@interfacely — UX и web-дизайнеры.
@robertgabrielb. Тут интересно посмотреть, как дизайнер визуализировал свою фишку — использование каллиграфии в графическом дизайне и фотографии.
@beandbear_graphicdesign — дизайнер логотипов. У него пока мало подписчиков, но можно посмотреть идею — использование мокапов для более презентабельной визуализации своих работ.
*Не забудьте указать информацию о себе в разделе «Описание» или «Биография». Также можно указать контакты и прикрепить ссылку на прайс.
В виде презентации. Для отправки в электронном виде потенциальным заказчикам. Для оформления можно использовать PowerPoint, Keynote (если у вас Макбук), Google Slides.
Печатный вариант. Если бываете на живых встречах и мероприятиях, связанных с дизайном, можно дополнительно распечатать портфолио и показывать его потенциальным клиентам.
Заключение
Портфолио дизайнера — это визитная карточка, которая скажет о нем гораздо больше, чем резюме. Вы можете быть новичком, но талантливым и создавать уникальные дизайны, непохожие на другие. И тогда заказчикам будет все равно, какой у вас опыт и образование.
Невозможно понять, что дизайнер — специалист, не взглянув на его работы. Советуем создать портфолио и со временем его обновлять — по мере появления новых достойных кейсов. Если сможете придумать свою уникальную фишку и отразите это в портфолио — будете на два шага впереди конкурентов.
Полезные статьи:
- Чем отличается UX и UI-дизайн
- ТОП-10 конструкторов сайтов
- Лучшие книги по веб-дизайну
- Как сделать логотип самостоятельно
- Зачем нужно портфолио?
- Что добавить в портфолио и где взять проекты?
- Где взять кейсы новичку?
- Что такое кейс?
- Где разместить портфолио?
- Советы по составлению портфолио
Зачем нужно портфолио?
В дизайне портфолио — это документ с образцами вашей работы, отражающими ваши навыки. На самом деле мы сталкиваемся с портфолио каждый день: они есть во всех сферах, начиная от сайта парикмахерской, на котором выложены фото работ мастеров, до ресторанов, выкладывающих в Instagram фотографии блюд. Если зайти на сайты крупных дизайн-студий, то первое, что вы увидите, — портфолио, ведь это визитная карточка всех дизайнеров.
Оно нужно, чтобы:
- получить новых клиентов. Даже если клиенты узнают о вас по сарафанному радио, рано или поздно оно может перестать работать. Тогда придется искать клиентов самостоятельно, а для этого в первую очередь понадобится портфолио;
- рассказать о себе рынку. Дизайнеров зовут на конференции и мастер-классы именно потому, что у них крутое портфолио;
- отследить собственный рост. Увидеть свой прогресс в моменте не всегда получается, а если сравнить свои работы за несколько лет — тут разница заметнее.
Вот о чем может рассказать ваше портфолио.
- Навыки. Портфолио показывает, какими инструментами владеет дизайнер. Глядя на него, работодатель может оценить, насколько соискатель хорош в композиции, колористике и типографии, умеет ли пользоваться программами.
- Подход к работе. По портфолио можно понять и то, как дизайнер подходит к работе. Если оно сделано небрежно, с разномастными шрифтами или неаккуратной версткой, то и качество работы специалиста вызывает сомнения.
Как человек, который сам нанимает дизайнеров, я всегда обращаю внимание на то, как оформлено портфолио: одно дело — хорошо сверстанное портфолио в PDF или на Behance, другое — когда человек просто залил все работы в архив и выложил на файлообменник.
Что добавить в портфолио и где взять проекты?
- Работы по теме. Бывает, что дизайнеры размещают в портфолио все работы: и иллюстрации, и айдентику, и веб. Но чаще всего человек силен в одной дисциплине, а в другой проседает. В портфолио важно показывать сильные стороны — так будет легче понять, чем вы можете быть полезны заказчику. Если вы мультидисциплинарный дизайнер — разделите его на части, в которых концентрируйтесь на отдельных направлениях. Так работодателю будет легче ориентироваться в ваших работах.
- Проработанные проекты. Стратегия «Добавить в портфолио все, что вы когда-либо делали» не сработает. Лучше выбрать самые удачные кейсы, где вы сможете показать проект развернуто, а одинокие баннеры и визитки туда включать не стоит.
- Лучшие и интересные для вас лично работы. Не включайте в портфолио проекты на темы, которые вам уже наскучили. Клиенты всегда будут ориентироваться на то, что вы уже делали. Поэтому если у вас есть много проектов по тематике, которая вам надоела, — убирайте эти кейсы из портфолио и оставляйте только то, что хотите делать сейчас.
Где взять кейсы новичку?
- Стажировки. Можно пойти на стажировку ради опыта работы в реальных проектах. Многие студии готовы брать новичков.
- Конкурсы. Есть открытые конкурсы, в которых любой может принять участие, — например, конкурс на создание логотипа города. Участие в них бесплатное, и положить работу в портфолио можно, даже если вы не станете победителем. Бывают случаи, когда концепты с конкурсов или фестивалей впоследствии становятся реальными кейсами — находятся заказчики, готовые использовать этот дизайн.
- Работы для друзей и знакомых. Наверняка есть знакомые, которые открыли кофейню или шьют на заказ одежду. Как раз они могут стать вашими первыми заказчиками. На первых порах неважно, заплатят вам за работу или нет. Главное, что у вас будет кейс в портфолио.
- Студенческие работы. Часто на курсах по дизайну есть практические части, где можно сделать несколько работ и получить обратную связь от наставников.
- «Фейки». Еще одно решение для начинающих дизайнеров, у которых пока мало своих работ, — сделать концепт. Например, переосмыслить известный бренд или найти проблему и решить ее с помощью дизайна, пусть и без реального заказчика. Такие проекты часто дают вам раскрыться как дизайнеру и становятся виральными.
Что такое кейс?
Кейсы — это главные элементы портфолио. Они бывают двух видов: полноформатные и объединенные.
- Полноформатный — кейс, в котором вы целиком описываете один проект, со всеми деталями и элементами.
- Объединенный — «микс», в котором есть разные работы: логотипы, иллюстрации, — выполненные в одной стилистике.
Что входит в кейс:
- Обложка. Это первое, что видит зритель, и именно от нее зависит, заинтересуете вы клиента или нет. Ваша обложка должна быть максимально привлекательной, чтобы вы сами хотели ее открыть.
- Описание проекта. Часто бывает, что картинок недостаточно и, чтобы объяснить, о чем ваш проект, нужно сопроводить его текстом. Тут придется немного побыть копирайтером: старайтесь написать интересный рассказ. Опишите, как создавался проект и для какого клиента, какая была задача, какие решения вы по ходу принимали, как это повлияло на компанию или бренд. Можно добавить, какие варианты не были приняты и почему.
- Инсайт. Тут можно рассказать о том, чем вы вдохновлялись при создании проекта, как нашли именно ту самую форму и почему решили использовать тот или иной дизайн.
- Детали. Если вы веб-дизайнер, покажите, как вы прорабатывали иконки, если иллюстратор — покажите ваши скетчи. Интересно смотреть, как модель рождалась от эскиза до реального воплощения, — детали дополняют и раскрывают его, мы видим весь масштаб проделанной работы. Дьявол кроется в деталях, поэтому важно уделять внимание мелочам.
Где разместить портфолио?
- Офлайн. Оптимальный вариант — скомпоновать в PDF-файл все проекты, кратко описав каждый из них. Не надо отправлять свои работы отдельными ссылками или тем более архивом.
Во-первых, это неудобно: работодателю придется потратить время на то, чтобы скачать архив и разобраться во множестве файлов.
Во-вторых, архив с кучей картинок показывает, что соискатель не позаботился о том, чтобы структурировать и красиво подать портфолио.
- Behance или Dribble. Это две общепризнанные площадки для онлайн-портфолио. На них не только удобно выкладывать свои работы по темам, но и сразу можно просмотреть имеющиеся вакансии. Хорошо иметь оба варианта: и онлайн, и офлайн (PDF).
- Сайт на Tilda или Readymag. Чтобы сделать страничку на сайтах-конструкторах, не надо уметь программировать, достаточно иметь базовые знания верстки. Конструкторы уже содержат специальные блоки для эффектного размещения контента: картинок, GIF-анимаций или видео. Также есть возможность сделать портфолио ярче и живее за счет использования различных эффектов: например, параллакса или анимации типографики.
Всегда круто, когда у дизайнера есть собственный сайт, на котором можно и проекты показать, и краткую биографию написать, и похвастаться наградами. Это плюс десять баллов к солидности в глазах клиента.
Советы по составлению портфолио
- Работы должны быть примерно одинаковыми по качеству.
В противном случае работодатель может начать сомневаться в ваших компетенциях. Если я вижу очень качественную работу по соседству с посредственной, у меня сразу возникают сомнения в компетентности человека. А не ворует ли он работы? Или же просто скрывает, что некоторые проекты были выполнены совместно с более сильным дизайнером?
- Проекты должны отвечать духу времени.
Работы должны быть актуальными — это покажет работодателю, что вы развиваетесь и следите за современными тенденциями. Обновляйте портфолио раз в год и смело убирайте то, что уже не соответствует трендам.
- Не добавляйте в портфолио незавершенные работы.
Исключение — длительные проекты, которые помогают понять логику, инструменты и ход работы дизайнера.
- Забудьте о бесплатных мокапах.
Mock-up (англ. макет) — это типовые изображения, которые используют, чтобы показать заказчику дизайн фирменного стиля. Зачастую мокапы выглядят ужасно. Клиентов, которые не знают, что такое мокапы, но просматривают профильные сайты в поисках дизайнера, смутит, почему ваша подача и подачи десяти других дизайнеров выглядят одинаково.
Научитесь делать мокапы самостоятельно. Для этого можно использовать стоковые фото или кастомизировать готовые — так вы сможете создать уникальный визуал. Чем реалистичнее и уникальнее ваша подача, тем выгоднее она смотрится в портфолио. Попробуйте найти уникальные ракурсы или композиционные решения.
- Используйте реальные фото проекта.
Идеально, если фото сделаны профессионально: в высоком разрешении, с грамотно выставленным светом, правильной композицией и хорошей цветопередачей. Но это дорого, поэтому не у каждого начинающего дизайнера есть такая возможность. Бывают случаи, когда не всё придуманное вами реализуется клиентом, а кейс нужно собрать. В таком случае подойдет 3D-визуализация.
Зачастую только 3D дает возможность эффектно показать выгодный ракурс и уникальную форму, аналогов которых не существует.
- Следите за стилистическим единством кейса.
Все фото и мокапы должны быть в едином стиле: с одинаковой цветопередачей и похожей цветовой гаммой, чтобы проект смотрелся органично.
- Попросите прокомментировать портфолио опытных дизайнеров.
Напишите знакомым коллегам и спросите их мнения. На самом деле многие с радостью поделятся своей экспертизой. Не бойтесь услышать плохие комментарии — взгляд со стороны поможет вам развиться.
ВРЕМЯ ПРОСМОТРА
1 ч. 46 мин.
Многие дизайнеры стараются показать в портфолио все работы, которые они когда-либо делали. Это большая ошибка. Во-первых, уровень ваших первых работ наверняка будет низким. Во-вторых, портфолио должно продавать вас, быть ярким, сочным и показывать вас в выгодном свете.
Главная задача портфолио — привести к вам потенциального заказчика для начала диалога. Нужно создать поток входящих заявок, предложений о работе, чтобы вы могли выбрать для себя лучшее. Это практически единственный способ перестать работать за копейки и начать получать нормальные заказы.
Первое, с чего следует начать — это с ежедневного просмотра лучших портфолио на Behance. Небольшой секрет: не все работы в портфолио дизайнеров являются реальными. Часто это либо тендерные, либо непринятые, либо несуществующие работы. Но они генерируют огромное количество входящих запросов, а это именно то, что нам нужно.
Второе — создайте референс-листы на Pinterest. Для этого вбейте в строку поиска «web design» и сохраните понравившиеся работы на свою доску. Pinterest хорош тем, что он показывает не только самые последние работы, но и те, которые набрали наибольшее количество лайков или попали в другие доски. Таким образом вы увидите в выдаче историю лучших изображений за все время.
Просматривайте работы, которые собирают самое большое количество лайков и отзывов, в ежедневном режиме. Делайте для себя выводы, почему именно эти работы вышли в лидеры.
Слова про сказку следует понимать не только в переносном смысле. Около 30% работ в портфолио дизайнеров — несуществующие работы. Это наброски, макеты, фейки и так далее. Наша задача — показать себя с выгодной стороны, собрать лайки и комментарии.
Зачем нужны фейки? Часто дизайнеры задают на семинарах такой вопрос: «Как выкладывать в портфолио сайты, за которые платят реальные клиенты вроде магазина запчастей или товаров для рыбалки?» Действительно, это проблема, потому что на таких проектах обычно много скучных страниц. Эти сайты не для Behance.
Делайте фейки. Возьмите продукт, который вам нравится, который вы любите. Например, фотоаппараты Leica. Сделайте фейковый лендинг фотоаппаратов. Возьмите новую коллекцию купальников Victoria’s Secret. Сделайте лендинг для нее. Сделайте новую концепцию сайта Nike. И не важно, что Nike наплевать на вашу концепцию, а Victoria’s Secret, может быть, никогда не узнает о вашем существовании. Главное, что это один из лучших способов разгона своего портфолио.
Не забывайте вовремя снимать с публикации старые работы, чтобы они не портили внешний вид портфолио. Помните, что заказчик смотрит несколько первых работ. Показывайте только самые лучшие.
Превью должно быть сочным и ярким. Это очень важно для Behance, поскольку от качества превью зависит количество просмотров. Хорошее превью — это ювелирная работа. Человек листает ленту и вдруг в серой массе видит вашу яркую обложку, на которую хочется кликнуть. Цель достигнута!
Даже если вам удалось «продать» посетителю обложку кейса в вашем аккаунте на Behance, не стоит забывать и о его содержании. Здесь дизайнеры часто ленятся: показывают ту же обложку, только в большом размере. Это неправильно: всегда старайтесь подать кейс в виде истории. При этом не забывайте, что оптимальная длина кейса —16 000 пикселей.
Учитывайте, что глазу человека надо расслабляться при просмотре, поэтому делайте кейс контрастным: спокойная страница, например, со списком вакансий, и яркая страница. Не забывайте вставлять интерактивные элементы, например, GIF-изображения. Выполнить эти правила несложно, а польза для портфолио большая.
В кейсах обращайте особое внимание на макропланы и детали. Попробуйте использовать крупные шрифты, интегрируйте их в фотокомпозицию. До сих пор это — популярный и актуальный прием. Подобные мелочи сделают ваш кейс особенным.
Можно ответить в духе Яндекса: «делайте крутые сайты…», но с Behance немного легче. Решение о выводе в топ (добавлении ачивки или шильдика Featured) редакция Behance принимает по многим параметрам, и один из них — анимационная вставка. Обычно все выигрышные кейсы делают с анимационными вставками и видеороликами.
Шильдик Featured на Behance — мечта многих дизайнеров. Это не только признание мастерства, но и возможность получать большие и денежные заказы от крупных студий и частных лиц.
Чтобы стать известным на Behance, дизайнер должен придерживаться следующих правил:
- Делать портфолио ярким и красочным.
- Правильно оформлять превью.
- Регулярно убирать старые работы.
- Делать фейковые работы для крупных брендов.
- Соблюдать длину портфолио в 16000 пикселей.
- Рассказывать историю кейса, а не просто загружать картинки.
- Обращать внимание на макропланы и детали.
- Просматривать чужие работы в ежедневном режиме и учиться у лучших.
О том, как назначить цену за работу, построить отношения с заказчиком и что предпочесть — офис или фриланс, читайте в этом материале. А ещё больше полезных советов о том, как собрать и оформить портфолио — здесь.