Как составить портфолио архитектору

Архитектор

Портфолио архитектора: как правильно оформить и избежать ошибок

Портфолио архитектора: как правильно оформить и избежать ошибок

Содержание

  1. Оформление
  2. Каким должно быть?
  3. Возможные ошибки
  4. Советы по составлению

Портфолио – профессиональный документ любого специалиста творческого направления. Дизайнеры, модельеры и архитекторы при устройстве на работу должны прикладывать к резюме презентационный материал. Однако архитекторам в данном вопросе гораздо сложнее. Их работы очень редко помещаются на формате альбомного листа, так что приходится импровизировать. Тем более к каждой работе необходимо приложить подробное пояснение.

Оформление

Портфолио архитектора – его визитная карточка. У специалиста с большим опытом работы такие папки имеют не одну страницу. А вот студентам, только закончившим учебу, составить портфолио очень сложно. Во-первых, у них в запасе только учебные рисунки. Во-вторых, они не знают правил оформления самопрезентации.

По этим причинам бывшие студенты используют единый шаблон оформления. Однако существуют определенные нормы этой визитной карточки, уклоняться от которых не рекомендуется.

  • Размер файла. Общий размер файла не должен превышать 15 МБ. В противном случае при отправке портфолио на электронный адрес работодателя может произойти повреждение документа.
  • Слова и ошибки. При составлении портфолио важно проверять текст на отсутствие ошибок. Неграмотный специалист не сможет работать в крупной компании.
  • Длина и содержание. Электронная версия портфолио не должна быть объемной. А вот распечатанный материал в папке может занимать любое количество страниц.
  • Творчество. Украшение страниц портфолио не должно перебивать основные детали.
  • Выбор изображения. В портфолио необходимо выставить работы разного типа исполнения, например: технические чертежи, сложные фигуры в разрезе, а также курсовые работы в красках.
  • Макет. Важно следить за структурой каждой отдельной страницы портфолио. Пустых мест на листе быть не должно, особенно на титульном листе.
  • Детали. Мелкие, едва заметные детали оформления помогут заполнить пустующие части страниц.

Понять представленные нормы поможет визуальный пример.

Каким должно быть?

Существует 5 основных принципов создания идеального портфолио. И если их не игнорировать, получится создать шикарную самопрезентацию.

  • Нельзя долго думать над обложкой. Расписное оформление только отталкивает заказчиков и работодателей.
  • Правило трех. В портфолио должен просматриваться профессиональный рост. По этой причине его разделяют на студенческую, профессиональную и личную части. В первом разделе показываются работы, сделанные во время учебы. Второй раздел представляет рабочие чертежи с учетом карьерного роста. Третий раздел рассказывает о фантазии архитектора и его дополнительных возможностях.
  • Много изображений – мало текстовой информации. Работодатель смотрит работы соискателя, читать длинный текст с пояснением к представленным изображениям не станет.
  • Изображения, сделанные от руки. Такой формат работ пользуется огромным интересом у заказчиков. Архитектор, способный творить не только на компьютере, но и на обычной бумаге, никогда не останется без работы.
  • Идентичный формат. При составлении портфолио нельзя отклоняться от задуманного оформления. Отступ, шрифт и даже наличие рамки изображений должны быть одинаковыми на всех листах. В противном случае собьется общая картинка.

В качестве примера оформления предлагается рассмотреть соответствующий образец нескольких листов.

Возможные ошибки

Многие молодые специалисты при составлении портфолио допускают ряд серьезных ошибок. К сожалению, подобные оплошности приводят к отсутствию работы.

  • Нельзя в портфолио выставлять все работы. Для столь важного документа следует выбрать самые лучшие рисунки.
  • На первой странице портфолио должна присутствовать краткая биография архитектора. При рассказе о себе не стоит вдаваться в мельчайшие подробности карьеры. Наводящие фразы заставят работодателя заинтересоваться персоной соискателя и в рамках собеседования узнать о нем подробнее.
  • В портфолио должны быть опубликованы лишь те работы, которые по душе самому архитектору.
  • В личном портфолио разрешено использовать совместные проекты. Однако в пояснении к работе важно указать фамилии всех создателей архитектурного шедевра.

Советы по составлению

Сделать хорошее портфолио архитектора на самом деле несложно. Главное – придерживаться основных правил и стараться не допускать ошибок при оформлении.

Лучшие архитекторы, понимая значимость портфолио для молодых специалистов, готовы дать несколько важных советов, благодаря которым получится сделать идеальную самопрезентацию.

  • При рассмотрении портфолио работодатель обязательно читает сноски и приписки к изображениям. В этом тексте не должно присутствовать никаких ошибок.
  • Для портфолио на нескольких языках крайне важно составить иностранные тексты в правильном значении. Тем более в описаниях присутствует архитектурная терминология, которая знакома исключительно специалистам. Текст, переведенный в онлайн-режиме, может оказаться неверным. Чтобы такого не возникло, лучше всего обратиться к профессиональному переводчику.
  • Пояснительный текст должен быть легко читаемым и понятным. Сложная структура речи только отпугивает работодателей и заказчиков.
  • Категорически запрещается использовать чужой текст. Копирование – это плагиат. Серьезному специалисту нет необходимости воровать чьи-то работы и слова. Обман в любом случае раскроется, а значит, пострадает репутация. А восстановить к себе доверие сможет не каждый.

В чате канала https://t.me/dmtrvk обсуждали, как студенту сделать себе портфолио. У меня есть лекция подробная на тему портфолио архитектора, кстати!
В общем, я стал развёрнуто отвечать. Впрочем, давно пора было сделать такой текст. (Он, в основном, не про переводное портфолио!)
И да, на курсе вёрстки и портфолио все подробнее, конечно, разбираем.

Вопрос: как собрать портфолио, если есть только студенческие работы, но они плохие? Может стоить сделать виз какого-то чужого проекта?
Если все совсем плохо — можно и так сделать (если вы хотите на визуализатора идти), но можно и конкурсы поделать. Сделать хоть один, например.
Например, визуализация никогда не была моей сильной стороной, по причине отсутствия сильного ПК, в основном. Это всегда было болью. Так и не полюбил эту сторону профессии:) Поэтому и занимаюсь по работе часто такими вещами — вёрстка альбомов и проч.

Портфолио (переводное) Софьи Медведевой, сделанное на курсе.

Определить цель
Сначала надо определиться с целью — куда вы идёте с ним с этим портфолио? Если работа нужна срочно — надо просто сгрести все самое лучшее, выкинуть лишнее и склепать из этого максимально эффектную презу без воды, максимально приукрасив=) (это не так то и легко, правда, если работ мало).

Магистратура
Если вы идёте в магистратуру — там есть четкие требования, им надо следовать. У каждого вуза они свои, чем-то несколько отличаются.
В МАрхИ совершенно специфические требования на эту тему, может как-то расскажу, как готовил по портфолио в мархишную магистратуру нескольких человек, если это будет интересно.

Портфолио одного проекта
Ещё вариант: сделать портфолио одного проекта. Сделать один проект очень круто, и подать только его. Прочие можно дать на одном листе мелко просто, если хочется. Портфолио Екатерины Нуждиной — хороший пример. Поищите, оно есть в интернете.

Про мой опыт
Я по портфолио прошёл в несколько бюро, и везде были свои нюансы: в АБСС, в Меганоме, проч. (Пожалуй, кроме первых двух, где я работал после стажировки, ещё участь на 2 и 3 курсе институту, и о которых я не хочу вспоминать, все остальные были вот по портфолио.) Адекватные архитекторы зовут, посмотрев на ваше порфтолио, если видят там то, что им нужно: либо человека, из которого они смогут слепить что-то, что им нужно, либо готового специалиста.

Что делать студенту
В случае, если это портфолио студента, это первый вариант. Тут важно показать, что у вас есть вкус, есть интерес к профессии (пфф, как это заезжено), есть потенциал развития, видно, что вы умеете работать в куче программ (это должно быть видно из ваших работ) — поэтому, если у вас есть что-то полезное для работы, надо это показывать. Ну и языки, конечно. Короче, чем больше — тем лучше, но это должно читаться в работах. Может вы кодить умеете — приложите код, скриншот из грасса, модель, макет — что угодно.

Электронное портфолио и где лучше его публиковать
И еще — по поводу электронного портфолио — надо отметить, что всем, в целом, пофиг, в чём вы его делаете. Можете хоть в фотошопе собрать, или в тильде. Но надо думать о том, насколько это удобно для восприятия: на вас у человека есть секунд 5. За это время надо его зацепить. А для этого вам надо либо сделать что-то реально из ряда вон выходящее, либо он должен увидеть все ваши работы сразу и пойти дальше их смотреть. Вот давеча Андрей просил просмотреть работы студентов МАРШа — их там очень много, все эффектные, и все собраны на Тильде в виде таких длинных страниц. Это очень неудобно для восприятия: они все поодиночке классные, но когда их смотришь одну за другой, каша, потому что по сборке они примерно одинаковые, по ритму, по плотности.

Портфолио Юлианы Дурновой, сделанное на курсе.

Про эстетику
Поэтому мне было очень тяжело их оценивать, и я вообще не о том, в результате, написал в рецензии. То есть надо найти структуру, найти очень контрастный язык, свой, ясный, максимально выразительный.
Не похожий на других. Эстетский. Это повышает ваши шансы очень сильно, потому что общая масса портфолио все равно безликая. Как и студенческие проекты — все как под копирку, обычно никто не интересуется ничем кроме внутривузовской тусовки — и оттого на фоне Бартлетт, АА, МИТ, Йеля, прочих — мы смотримся довольно уныло. Хотя это не всегда так, конечно. Просто у них общий уровень выше.

Про общий уровень и его рост
Надо отметить, что за последние несколько лет, поскольку интернет стал максимально доступен и дешев, и компьютеры стали быстрее значительно, общий уровень подач стал намного выше. (Мы часто сравниваем их с нашими работами институтского времени и удивляемся — а времени прошло совсем немного с тех пор). Это хорошо, но кризис идей никуда не делся все равно. Упор на грамотность именно с технической стороны — вы можете послушать выступление методической группы МАрхИв ютубе — даёт определенный результат — это школа, заточенная на выпуск специалиста, готового к работе (правда он всё равно не готов к ней, но это другой разговор), ремесленника в большей степени. В отличие от того же Бартлетт, где у них основной упор на развитие творческого потенциала, а именно технические знания на втором плане (считается, что студент получает необходимые навыки на стажировке). С одной стороны, «ремесленный» подход удобен работодателю, в крупных бюро, где сотрудник — винтик большого механизма, человек-чертежник, автомат по выдаче документации. Это такой рыночный подход, эксплуатационная машина, доведённая до блеска. Но это не даёт развития, и именно из-за этого наша архитектура не просто вторична, а третична, плетется в хвосте. До конструктивистов, которые задавали тон всему миру, нам очень далеко. И часть ответственности лежит, несомненно, на ВУЗах.
Впрочем, эту проблему перекоса в сторону ремесленной составляющей пытаются решить в МАРШе, в некоторых группах в МАрхИ, в Уфимском ВУЗе, в Казани, проч. Но я отклонился от темы.

В общем, уровень подач быстро растет, конкуренция растет, но именно уровень понимания проектирования — не особо. И на этом фоне надо качать то, чего не всем не хватает — идейную составляющую, понимание конструкций, структур, и это надо показать в вашем портфолио тоже.

Портфолио Анны Сазоновой, сделанное на курсе (подробнее). 

Резюмируя, что делать, если надо срочно устроиться на работу
Короче, если надо завтра зарабатывать бежать, трубы горят — это понятная ситуация — надо одно, если надо понтов и крутое бюро (а работы старые так себе, но можешь лучше) — надо сделать хотя бы одну крутую, новую.
Можно ещё схитрожопить и собрать что-то под конкретного работодателя, но я так не делал никогда, и не считаю, что свет клином на одном должен сходиться. Когда нужна работа — ты ее ищешь, а не занимаешься уламываением одного заносчивого дяди, потому что он твой кумир. Скорее, это веерная рассылка по более-менее приличным бюро и последующий прозвон. (И не надо их всех пихать в одну строку «кому», ну хотя бы в скрытую копию.) А потом — собеседования и обсуждение денег — потому что ты собираешься продать им 9 часов (или больше) своей жизни в день, и, возможно — частично без выходных. Да, они все вешают на уши про идею, про то, что мы тут красоту делаем, работаем ради высшей цели, но архитектура — это, в первую очередь, бизнес. Если она ещё и талантливая, то ты чему-то хорошему научишься, улучшишь свой вкус, станешь лучше. Бытие определяет сознание, ведь так.

Ну и можно ещё на стажировку пойти — с перспективой трудоустройства — но надо это сразу обсуждать.

Всегда звонить после отправки
И ещё: всегда надо звонить, не обращать внимание на то, что там кому-то это не нравиться может=) И уточнять, кто смотрел ваше портфолио, или нет. Я так однажды, еще курсе на 3, ехал часа 2,5 на Кудыкину гору в одно известное московское бюро на встречу с этим зазнаистым его директором, а в результате — он его и не смотрел даже. Это хамское отношение к человеку с его стороны — просто заставить ехать через всю Москву в их даль, чтобы услышать: «да что-то мне все это не нравится, пока». Оказалось, у них отдел найма (или как там это называется) обзванивает всех кандидатов просто подходящих, а он и не смотрел даже. И да, по портфолио всегда сразу видно, что человек умеет (или не умеет). Как и его это работы, или сворованные.

Добавьте, что я забыл рассказать?
Вопросы и комментарии внизу или в нашем телеграм чате =)


Может быть интересно:


February 13 2017, 20:06

Category:

  • Архитектура
  • Cancel

Эта статья впервые опубликована под заголовком «Qué es un portafolio de proyectos y cómo se hace?» (Что такое портфолио и как его оформлять) в блоге Enlance Arquitectura, где автор делится рядом советов и шагов к созданию удобного и понятного портфолио для поиска работы. Смысл статьи — понять что такое портфолио и что оно должно содержать. Статья, также, раскрывает подробности нюансов оптимального раскрытия художественного замысла и выполнения архитектурных проектов, заключенных в портфолио.

Портфолио Sofie Overgaard

Активизация своих трудовых ресурсов — большое испытание для молодых архитекторов, особенно, когда конкуренция так высока и Вы должны продемонстрировать и доказать уровень своих профессиональных качеств. Основной способ вступить в сферу спроса и предложения вакансий — всегда иметь портфолио с законченными проектами. Многие наниматели и фирмы будут давать ответы лишь немногим, у кого имеется в наличии достойное резюме.

Что такое портфолио?
Архитектурное портфолио это ознакомительное послание, которое не только показывает опыт, но и является инструментом, который отражает стиль и индивидуальность личности, а также помогает выделить автора на фоне других. Если Вы студент или недавно выпустились и не имеете опыта работы, то Вы можете собрать портфолио из студенческих курсовых работ и отточить все свои креативные способности во время их проектирования. Портфолио может включать работы, выполненные на воркшопах, конкурсах и другие материалы, например, публикации в журналах.

Портфолио Yuwei Zhang

Если до сих пор Вы не делали ничего подобного, то вот несколько правил, которые помогут сориентироваться в том, как собирать портфолио:

  1. Во-первых, собери весь графический материал из ранее выполненных проектов и выбери самые успешные, чтобы организовать контент как можно лучше. Здесь могут быть планы, рисунки, скетчи, перспективы и диаграммы, которые могут показать весь твой скилл и стиль. Помни — не количество, а качество. Суть в том, чтобы выбрать лучшее, а не показать как можно больше.
  2. Когда ты приведешь визуальный контент в порядок, пора задуматься над форматом презентации. В данный момент цифровой формат портфолио — лучший вариант из за возможности в любой момент внести правки или добавить новый проект. Выбери формат, удобный для печати, например, А4.
  3. Придумай шаблон, заранее убедившись, что подложка не спорит с самим контентом. Мы рекомендуем использовать нейтральные цвета для чертежей (фасады, планы, разрезы, аксонометрии, схемы и т.д.) Не обязательно заполнять страницу, помни, что меньше — лучше, стремись к строгости и простоте прежде всего.
  4. Архитектор выражает себя через изображения, поэтому не перегружай портфолио текстом, ведь все должно говорить само за себя. Также, тут главное не коммерческий уровень рендера, а также и ручная подача, которая показывает твой скилл исполнения разрезов, конструктивного видения, пространственных перспектив, реалистичного стиля и профессионализма.
  5. Простой и утонченной обложки будет вполне достаточно. На первых страницах можно вкратце описать свое резюме и основную контактную информацию (телефон, почта). Если хочется, чтобы портфолио выглядело более организованным — также сделай содержание и пронумеруй страницы. Сохрани в PDF и можно отпралять нанимателю ли печатать.

Портфолио Mathias Skafte

Реккомендации:

  • Добиться хорошего качества рисунков можно сканером или профессиональной камерой.
  • Для сборки можно использовать Photoshop, Illustrator, Corel Draw, Adobe In Design и web design на Behance, Issuu и Calmeo. Они придадут вашим работам журнальный вид.
  • Помни, что опрятность — это важно. Проверь все мелкие детали, текст, шрифт, подписи.
  • Сохраняй PDF не более, чем 10Mb, чтобы с легкостью отправить его по почте.
  • Чтобы сделать информацию о себе и портфолио более профессиональным, можно дополнить его сопроводительным письмом.
  • Не стесняйся сравнивать свое портфолио и портфолио коллег, спрашивай друзей и экспертов из мнение.
  • Трата времени на сборку портфолио и подготовку презентации к ее наилучшему воплощению — благое дело.

Работа для архитектора: как попасть в любимое бюро

Личный опыт и советы по портфолио

Полина Патимова, Алёна Шляховая

27.02.2020

Время чтения: 10 мин

В коллекции Софт Культуры множество портфолио, созданных друзьями площадки и студентами курса «InDesign: Портфолио и вёрстка» для разных целей: для поступления в университет, приёма на стажировку и работу или сделанных, просто чтобы найти себя.

Мы выбрали из коллекции несколько портфолио и попросили авторов, молодых архитекторов, рассказать, как они поступали на стажировку и устраивались на работу в российские бюро, какую роль в этом сыграло портфолио и что они думают о приобретённом опыте.

Наташа Львова

Младший архитектор бюро Saga 
с 2019 года

Чтобы узнать о профессии больше и проверить себя на практике, я хотела попасть в небольшое архитектурное бюро: мне казалось, что так работа будет насыщеннее, ведь чем меньше команда, тем больше личной ответственности на каждом из участников, а взаимодействие с коллегами в небольшом бюро теснее, чем в крупной компании — всё это становится стимулом для развития. 

Выбор бюро

Я хотела попасть в бюро Saga — оно подходило мне лучше других. Проекты на сайте студии меня очень впечатлили, сразу захотелось узнать о подходе и философии ребят.

Несмотря на наличие приоритетного бюро, я всё-таки решила подстраховаться и отправила письмо ещё в несколько студий. При рассылке я допустила фатальную ошибку: групповая рассылка оказалась открытой, и все получатели видели адреса друг друга. Составляйте более личные письма, чтобы оказаться там, где вам действительно хочется быть.

В итоге я всё же попала именно туда, куда хотела. Моё портфолио понравилось ребятам из бюро, а я не постеснялась напомнить о себе, чтобы договориться о собеседовании. 

Портфолио

Я собрала портфолио меньше, чем за две недели, и включила в него только самые важные работы. Оно состояло из 3-х разделов: студенческие работы; интерьеры, разработанные во время стажировок в других московских бюро; самостоятельные творческие проекты.

Из студенческих проектов в портфолио я включила только 2 — остальные 4 проекта рассказывали о моей творческой деятельности и опыте работы. Возможно, наличие в портфолио реализованного проекта, сделанного за время предыдущей стажировки, и сыграло мне на руку.

Графика и верстка

Несмотря на то, что я хотела попасть в конкретное бюро, мне не хотелось корректировать подачу своих проектов под его стилистику: все проекты были моей честной историей, и если бы её не приняли в этом месте, я бы продолжила искать более близкую мне по духу студию.

Времени на подготовку портфолио было немного: я не успевала доработать основные изображения к проектам, но сделала новые схемы и чертежи. А чтобы показать процесс работы над проектом, я решила вставить рисунки, сделанные от руки. 

Я всегда уделяю большое внимание графике чертежей: на мой взгляд, они должны понятно рассказывать о проекте, но при этом не быть скучными. Мне нравится наполнять проекции паттернами и фигурами людей — они могут рассказать о проекте ещё больше. 

При работе над вёрсткой портфолио я вдохновилась классической композицией музейных открыток — изображение сверху, подпись снизу. Визуальные референсы находятся обычно сами собой во время работы: это то, что ты услышал, увидел или почувствовал в данный момент. Ещё я часто обращаюсь к ресурсам, на которых можно просматривать работы молодых архитекторов и студентов: KooZA/rch, сайты архитектурных университетов (например, ETH и AA) или проект Atlas of Places.

Портфолио Наташи Львовой

*для просмотра воспользуйтесь командой Fullscreen в углу окна. Если портфолио загружается не сразу, немного подождите

Собеседование

Портфолио — не единственное испытание при поступлении в бюро. Как правило, люди ищут в свою команду единомышленников, готовых вместе с ними сражаться за общую идею. В этом смысле собеседование помогает вам и работодателю лучше узнать друг друга. 

При первой встрече с Юлией Ардабьевской, одной из основательниц бюро Saga, я рассказала о том, что уже умею и чему хотела бы научиться в работе, и ещё раз презентовала своё портфолио, уже подробнее рассказав о каждом проекте. Этим и хороши личные беседы — они дают тебе ещё один шанс составить свой профессиональный портрет. Юля, в свою очередь, рассказала о текущих проектах и рабочем процессе. 

Процесс работы

Я работаю на полставки, и это позволяет мне уделять время учёбе и диплому. Когда я начала работать, чувствовала, что мне не хватает скорости и навыков. Например, я не умела делать фотореалистичные визуализации, а это обязательная форма подачи в Saga: пришлось научиться визуализировать до выхода на работу. 

Спустя 5 месяцев работы в бюро я чувствую небольшой прогресс, но впереди ещё очень много нового — и многому предстоит научиться.

Илья Климов

Художник-иллюстратор бюро TSAN architects 
С 2019 года

Я закончил факультет архитектуры Академии Художеств им. Репина в Санкт-Петербурге и твёрдо решил, что хочу связать свою жизнь с рисованием и иллюстрацией. Меня больше привлекала художественная составляющая архитектурной подачи, а не процесс проектирования.

Выбор бюро

Я подготовил портфолио, чтобы попасть на стажировку в бюро Рикардо Бофилла RBTA, но мне ответили вежливым отказом. Тогда я разослал то же самое портфолио во множество других российских компаний — претендовал на должность архитектора-художника в иллюстраторских агентствах и архитектурных бюро. Я не стал переводить портфолио на русский: среднего уровня знания английского достаточно, чтобы понять, что я хотел сказать — к тому же мне всегда нравилось, как выглядят английские буквы: более дерзко, что ли.

Сейчас уже точно и не вспомню, во сколько архитектурных бюро и иллюстраторских агентств я отправлял портфолио, — думаю, их было порядка пятидесяти — но точно могу сказать, что бюро были не только питерскими. Откликнулись в основном молодые архитектурные студии: им нравится живая стилистика портфолио и нестандартный взгляд на вещи. Мне кажется, молодые ребята в первую очередь ищут людей, с которыми будет интересно работать и создавать что-то интересное и необычное, а не рабов для черчения узлов. Поэтому лучше отправлять портфолио в команды, которые близки вам по духу.

Портфолио

Структура

Перед началом вёрстки я собрал в отдельную папку самые удачные из своих работ, а затем выбирал лучшие из лучших. Проекты в портфолио идут вперемешку, не в хронологическом порядке — мне было важнее держать зрителя в постоянной заинтересованности, чем рассказывать о проектах по нарастающей. 

Мне всегда нравился формат клаузуры, поэтому во второй половине портфолио клаузурам отведено несклолько разворотов. В самом конце в качестве тонкого намёка я разместил фотографии, потому что иногда балуюсь моментальными снимками и плёночной фотографией: на половине разворота фотографии Питера, а на другой — пустые уголки для фотографий Испании (ведь портфолио сначала отправлялось в испанское бюро).

Графика и верстка

При создании портфолио важно быть собой и рассказать историю, которая была бы не похожа ни на чью другую. Идеи для моего портфолио рождались постепенно с просмотром курса «InDesign. Графдизайн и вёрстка для архитекторов». Мне было важно, чтобы вёрстка моего портфолио была чем-то новым — я старался использовать приёмы, которых нигде не видел. А чтобы всё портфолио смотрелось цельно, но при этом каждый проект не терялся и выглядел как самодостаточное стоятельное готовое произведение, я уделял особое внимание композиции листа и разворотам. 

В портфолио мне было важно продемонстрировать свои навыки, сделать акцент на своих сильных сторонах: я люблю рисовать руками и хотел с порога дать работодателю понять, чем хочу заниматься. В процессе работы появилась идея добавить на развороты такие элементы, как бумажный скотч, кнопки, скрепки, уголки для фотографий — это помогло связать ручные картинки с условным монитором, с которого будет восприниматься портфолио.

Портфолио Ильи Климова

*для просмотра воспользуйтесь командой Fullscreen в углу окна. Если портфолио загружается не сразу, немного подождите

Собеседование

После того, как работодатель остаётся один на один с портфолио, он оценивает его, взвешивает все за и против, а затем принимает решение, знакомиться с вами лично или нет. Если портфолио зацепило, то при встрече он смотрит уже на ваши человеческие качества. 

В моём случае собеседование не было чем-то решающим: основателю бюро Максиму Цыбину с самого начала понравились мои проекты и портфолио, и после того, как мы перекинулись парой слов, всё уже стало понятно. Собеседование прошло легко и непринуждённо: думаю, сказалось, что мы оба учились в Академии художеств и в целом были на одной волне.

Процесс работы

Ещё на старте мы с Максимом договорились, что сделаем вместе конкурсный проект на благоустройство сквера в Москве — и посмотрим, сработаемся или нет. Пока все довольны, и я воспринимаю Макса скорее как друга, чем как работодателя.

В бюро я работаю в основном над конкурсными проектами: свобода и творчество — это как раз о них. В процессе работы пришлось набираться архитектурного опыта, но в целом мне стараются доверять задачи, в которых я мог бы максимально проявить свои навыки работы с графикой. Параллельно с основной работой я занимаюсь иллюстрацией и стараюсь найти себя в этой среде.

Юля Белозерцева

Ведущий архитектор бюро «Меганом»
С 2019 года. До этого работала в бюро FORM, Апекс, КБ «Стрелка», «Архформат»

С самого начала я решила, что рабочее портфолио — это и есть я в профессиональном смысле. Мне было важно показать своё отношение к архитектуре и найти именно те бюро, которым важно понимать, что человек делает за пределами офиса.

Выбор бюро

Я отправляла портфолио в большое количество российских и зарубежных компаний — их было где-то около сорока, поэтому вопрос с разными вариантами портфолио для разных мест не стоял — я всем отправляла один и тот же файл, иногда удаляя несколько страниц, если вес файла не умещался в требуемые мегабайты. 

Кто-то отвечал, кто-то нет, кому-то было все равно, когда я могу прийти на собеседование, и предлагал лишь единственное время для встречи — от таких вариантов я отказывалась сразу. В итоге я побывала на нескольких собеседованиях в Москве, но продолжала искать близкое по духу бюро. 

Спустя какое то время я увидела, что в «Меганоме» открыта вакансия ведущего архитектора — я отправила портфолио, прошла собеседование и сразу вышла на работу.

Портфолио

Структура

Самое важное — не превратить портфолио в сборную солянку из всех когда либо сделанных вами проектов, а выбрать уникальные работы, которые были самыми значимыми на каждом из этапов вашей профессиональной жизни. Сначала все проекты кажутся важными, но нужно уметь критически оценить свои работы и отобрать только те, что превратят портфолио в единый рассказ. 

Приступая к работе над собственным портфолио я сразу отмела в сторону рабочие проекты, которые уже не казались мне близкими по духу — написала о них только в CV. В итоге в моё портфолио вошли три проекта, сделанные во время учебы в магистратуре МАРШа, один проект, который я реализовала самостоятельно, и дипломный проект из моего первого университета (ГУЗа) — мне показалось важным сравнить первый и последний дипломы, поставить их в начало и в конец портфолио.

Также надо понимать, будет ли это портфолио напечатано, или вы планируете использовать его только в электронном виде. Я постаралась сделать вёрстку, которую потом можно было бы быстро адаптировать под печатную версию, но честно говоря, до этого так и не дошло.

Графика и верстка

Кроме финальных схем, чертежей и картинок, рассказывающих о каждом из проектов, я добавила в портфолио фотографии рабочих макетов и несколько живописных работ.

Я намеренно не включила в портфолио примеры рабочих чертежей и ведомостей, но на собеседованиях при необходимости предлагала показать их, чтобы у работодателя сложилось цельное впечатление о моем опыте и навыках.

Портфолио Юлии Белозерцевой

*для просмотра воспользуйтесь командой Fullscreen в углу окна. Если портфолио загружается не сразу, немного подождите

Собеседование

Впечатление от портфолио имеет значение, чтобы получить приглашение на собеседование: если портфолио противоречит идеям компании, личного интервью не состоится.

На собеседованиях меня спрашивали, как правило, об одном и том же: просили рассказать о самом важном для меня проекте из портфолио, об опыте, который указан в CV, интересовались, что было интересного и важного в каждом из мест, где я училась и работала — и о том, чему я научилась.

Процесс работы

Выбирая команды, в которых я хотела бы работать, я старалась понять, насколько они близки к моим представлениям о том, как должна создаваться архитектура. Попав в «Меганом», я не почувствовала каких-то сложных моментов адаптации. Конечно, везде есть свои нюансы, но всё это существует в рамках тех профессиональных ценностей, которым я следую.

В первой части — здесь — я описывала «скелет» технологии поиска работы, самые основы, а сегодня начну нанизывать «мясо» — развернуто рассуждать о нюансах. Советую начать с первой части, если вы ее еще не читали.

Сегодня тема очень важная — оформление портфолио! Портфолио — квинтэссенция квалификации архитектора, но зачастую оказывается, что работ накопилось много, но собрать их в презентационный вид так и не дошли руки.

Так уж получилось, что информации о том, как составлять портфолио, ничтожно мало в интернете и в информационной среде вообще. А уж найти чье-нибудь в качестве примера вообще практически невозможно, потому что все архитекторы их хранят как зеницу ока, опасаясь за авторские права. Когда я верстала свое — подсматривать было некуда, приходилось придумывать свой собственный канон и на практике проверять — что работает, а что — нет. В результате у меня получилось несколько правил, от базовых — которые влияют на общее впечатление от опыта и квалификации, до очень специфических — которым можно и не следовать, но в итоге они очень хорошо «шлифуют» портфолио.

1 Порядок расположения работ

Есть два основных способа — оба работают. И оба имеют свои плюсы и минусы.

1) Располагать работы в порядке роста их значимости (от более ранних к более поздним)
2) Располагать работы от самых последних и крутых к более ранним

Плюсы первого варианта:
Когда потенциальный работодатель пролистает ваше портфолио, у него останется впечатление не только от самих работ, но и от прогресса — будет видно, что с каждой новой работой вы растете, и проекты становятся глубже, проработаннее и масштабнее. Идеально, если такой порядок расположения совпадает с хронологическим. Но если не совпадает — все равно лучше располагать работы в порядке роста их качества. Однозначно, я бы избегала, например, после интересной конкурсной работы следом ставить какой-нибудь не самый выразительный коттедж, это будет выглядеть как шаг назад. Ну и конечно, очевидный вывод — заканчиваться все должно на самой яркой и классной работе.

Плюсы второго варианта:
Если бюро большое, и туда поступают десятки заявок в месяц, у работодателя мало времени на первичный просмотр и сортировку входящих писем — поэтому лучше все козыри выложить вперед. Если портфолио не зацепит HR в самом начале — он может закрыть его не дойдя до самого интересного.

В своем я верстала по первому варианту — от учебных работ к практическим. Но в следующий раз, пожалуй, буду делать наоборот.

Очень важное правило, которое преследует цель — показать непрерывный профессиональный рост. Прикинув в голове, за какой срок вы собрали портфолио, работодатель сделает вывод — быстро вы растете или не очень.

3 Навигация

Я видела такие портфолио, где даже не всегда указан не то что год, но даже название проекта. Так быть не должно, портфолио должно быть прозрачным по структуре. Джентльменский набор информации: номер проекта, название, год, статус (учебный, дипломный, конкурсный, в составе авторского коллектива, реализованный и т.д.), краткая аннотация (пояснение).
Я указывала номер/всего_проектов для удобства ориентирования. Например 5/9 — пятый по счету, а всего проектов в портфолио девять.

4 Количество проектов

Обычно, чем крупнее компания, и значит, чем больше заявок она постоянно получает, тем больше краткости потребуется, чтобы успеть произвести впечатление. Обычное число работ — от 5 до 10.

5 В проекте должна быть понятна его задача

Этот пункт появился, потому что я видела работы, где он не соблюдался.
Я имею ввиду, если например, у вас проект района с детальной разработкой какого-то узла (например, общественного комплекса). Иногда смотришь на такие проекты и непонятно — то ли уже был район, а вы разрабатывали только общественный комплекс, то ли район тоже запроектирован вами. Обязательно должно быть краткое (в пару абзацев) пояснение для проекта — что это, в чем, собственно, заключается проект, какая была задача перед проектировщиком, как вы ее решили.

6 В крупных проектах должна быть указана ваша роль

Понятно, когда проект огромный, он делался не в одиночку. Вы могли участвовать в нем как:
1) член авторского коллектива, то есть делать от концепции, от принципиальных решений и до компоновки, но просто не в одиночку.
2) как член рабочей (технической) группы, то есть не участвовать в принятии принципиальных решений, но делать какую-то техническую часть (визуализации, подготовка чертежей и т.д.)

Указывать роль надо обязательно. Если работодатель так и не понял, что вы делали в этом проекте, потому что вы это не уточнили, он подумает худшее — «носили кофе». В любом случае, к вам появится недоверие, потому что вы недоговариваете. Поэтому лучше уточняйте. И будьте честны в этом вопросе, тем более, любой опытный архитектор сможет легко проверить ваши слова.

7 «Заточенность» портфолио

Если вы делаете портфолио для себя — это одно дело, и тут не существует никаких правил. Если же это портфолио для подачи заявки на работу — то оно должно быть «заточено» под специализацию конкретной компании.
Ни одно бюро в мире не делает одновременно интерьеры однокомнатных квартир и региональные транспортные хабы. Соответственно, включать оба проекта, если они у вас есть, в целевое портфолио (для рассылки, не для себя) нет смысла, часть из них будет по адресу, а часть — совсем мимо.

Вот пример компоновки: это кусок из моего портфолио, учебный проект 2012 года. Сразу примечание — шрифт аннотаций красивый, но абсолютно нечитаемый здесь, потом я заменила на Helvetica. Удобство восприятия важнее)

Наименование проекта Наименование проекта Наименование проекта

И самый главный вывод, к чему мы все стремимся: портфолио должно быть настолько понятным и исчерпывающим, чтобы у работодателя вообще не осталось ни одного вопроса. Если вам это удалось — это выдает в вас хорошего селф-менеджера, который смог решить поставленную задачу (самопрезентацию в данном случае) максимально эффективно. В этом случае ваше собеседование сведется просто к ответной самопрезентации вашего работодателя.

Первая часть статьи — здесь: Личный опыт поиска работы мечты архитектора. Часть 1

Один клик, чтобы поделиться статьей:

Читайте также:

[recent_posts only_swipe=»false» autoplay=»4000″ number_of_posts=»5″ title=»» type=»image_title» category=»personal¬архитектура» ]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти большого паука
  • Как найти мышей в игре tricky castle
  • Arcsin как найти все углы
  • Как найти игру фнаф в роблоксе
  • Не работает карта памяти в телефоне как исправить

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии