Как составить политический портрет исторического деятеля

Алгоритм решения задания С6

«Политический портрет исторического деятеля»

1. Вводный блок, дается характеристика деятельности

А. Выбранный мной персонаж… (Кто он?)

Б. Хронологические рамки эпохи правления

В. Характеристика эпохи.  Это было время…

2. Основная часть

А. Описание определенных направлений деятельности (С именем этого князя связано возвышение Москвы…, укрепление власти князя…)

Б. Самые главные мероприятия, проведенные данным деятелем

                — во внутренней политике (реформы, указы, проекты законов и т.д.)

  • экономические
  • административные
  • аграрные
  • военные и т.д.

                — во внешней политике (на европейском направлении, на восточном направлении, войны, конфликты, дипломатия, династические браки)

В. Фактические результаты его деятельности (Реформа Витте привела к…, Аграрные вопрос, решенный Столыпиным привел к…)

3. Итоги. Оценка современниками и историками

А.  Современники Петра I разделились во мнениях  о результатах его реформ…

Б. Историки считают, что…

В. Собственная позиция по отношению к деятелю (Я считаю, что…)

Если Вы даете тезисное высказывание, то должны подкрепить его фактическими аргументами. Например: 

Тезис: Политика Екатерины II в первую очередь проводилась в интересах дворянства.

Фактическая аргументация:  Подтверждением политики «Золотого века дворянства» служит принятие в 1785 г. «Жалованной грамоты дворянству», которая освобождала служилое сословие от государственной службы,  помещикам даровалось право ссылки крепостных на каторжные работы в Сибирь без суда, запрет крестьянам подавать жалобы на дворян.

После освещения блока проблем внутренней или внешней политики обязательно должен быть сделан вывод! (К чему привела данная политика?)

Вывод: Дарование дворянам ряда привилегий спровоцировало ужесточение крепостнического гнета и, в конечном результате, привело к крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева.

Алгоритм решения задания С6

«Политический портрет исторического деятеля»

1. Вводный блок, дается характеристика деятельности

А. Выбранный мной персонаж… (Кто он?)

Б. Хронологические рамки эпохи правления

В. Характеристика эпохи.  Это было время…

2. Основная часть

А. Описание определенных направлений деятельности (С именем этого князя связано возвышение Москвы…, укрепление власти князя…)

Б. Самые главные мероприятия, проведенные данным деятелем

                — во внутренней политике (реформы, указы, проекты законов и т.д.)

  • экономические
  • административные
  • аграрные
  • военные и т.д.

                — во внешней политике (на европейском направлении, на восточном направлении, войны, конфликты, дипломатия, династические браки)

В. Фактические результаты его деятельности (Реформа Витте привела к…, Аграрные вопрос, решенный Столыпиным привел к…)

3. Итоги. Оценка современниками и историками

А.  Современники Петра I разделились во мнениях  о результатах его реформ…

Б. Историки считают, что…

В. Собственная позиция по отношению к деятелю (Я считаю, что…)

Если Вы даете тезисное высказывание, то должны подкрепить его фактическими аргументами. Например: 

Тезис: Политика Екатерины II в первую очередь проводилась в интересах дворянства.

Фактическая аргументация:  Подтверждением политики «Золотого века дворянства» служит принятие в 1785 г. «Жалованной грамоты дворянству», которая освобождала служилое сословие от государственной службы,  помещикам даровалось право ссылки крепостных на каторжные работы в Сибирь без суда, запрет крестьянам подавать жалобы на дворян.

После освещения блока проблем внутренней или внешней политики обязательно должен быть сделан вывод! (К чему привела данная политика?)

Вывод: Дарование дворянам ряда привилегий спровоцировало ужесточение крепостнического гнета и, в конечном результате, привело к крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева.

Исторический портрет
— это короткий рассказ о каком-либо правителе, деятеле культуре,
государственном деятеле, военачальнике и т.д. Исторический портрет
отражает самые основные сведения об историческом деятеле. Для написания
исторических портретов разработаны специальные алгоритмы (памятки).

5 класс

Алгоритм характеристики исторического деятеля

1.
Имя исторического деятеля. В какое время он жил (если возможно,
установи точную дату)?

2. Если возможно, опиши его внешность, черты характера.

3. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Ка­ким путем
добивался своей цели?

4. Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с ним людей, для развития культуры.
5. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, ка­кие — неодобрение?

6-11 классы 

Алгоритм  характеристики правителя
1. Время жизни
2. Титул, положение
3. Основные направления деятельности
а) внутренняя политика
б) внешняя политика
или
— в экономической сфере (цель, мероприятие, результат)
— в социальной сфере
— в политической сфере
— в культуре

4. Результаты деятельности:
— чего добился
как оценивают (однозначная оценка, противоречивая оценка, остается неоцененным по достоинству; позиции современников, потомков, ученых

Алгоритм характеристики деятеля культуры

1. Время жизни
2. Особенности эпохи
— идеи, стили и направления культуры, нашедшие отражение в творчестве
— отражение общественных проблем в произведениях
3. Творческие достижения и влияние на современников и потомков
4. Место в российской и мировой культуре

Алгоритм характеристики государственного деятеля

1. Время жизни
2. Звание, чин, сфера деятельности
3. Основные направления деятельности и их характеристика (реформы, мероприятия, проекты, законотворчество)
4. Результаты (завершенность реформ или их неудача, к каким последствиям привели), оценки деятельности современников, историков

Алгоритм характеристики военачальника

1. Время жизни
2. Звание
3. Военные кампании, в которых участвовал
4. Заслуги
— в чем проявилось участие в военных действиях (руководство сражениями, разработка планов военных операций)
— в чем заключалась новизна применяемой тактики
— деятельность, направленная на укрепление армии, флота
5. Результаты и значение деятельности   

Источник: О.Г. Веряскина и др. Тетрадь-тренажер. Подготовка к ЕГЭ. Историческое сочинение. Издательство «Легион», Ростов-на-Дону, 2013 г.стр. 12-13. 

Памятка «Как составить исторический
портрет»

1.Становление
личности исторического деятеля:

1)дата и место
рождения;

2)среда, семья
(воспитание, образование)

3) формирование
взглядов.

2.
Черты характера.  Влияние личных качеств  на деятельность описываемой личности.

3.
Свершения исторического деятеля:

1) основные дела
его жизни;

2)успехи и
неудачи;

3)какие слои
населения поддерживали его деятельность, а какие нет, и почему;

4) кто был его
друзьями, а кто врагами и почему;

5) какими были
последствия его деятельности: для современников, для потомков;

6) за что
человечество помнит этого деятеля.

4.
Ваше личное отношение к историческому деятелю.

Памятка «Как составить исторический
портрет»

1.Становление
личности исторического деятеля:

1)дата и место
рождения;

2)среда, семья
(воспитание, образование)

3) формирование
взглядов.

2.
Черты характера.  Влияние личных качеств  на деятельность описываемой личности.

3.
Свершения исторического деятеля:

1) основные дела
его жизни;

2)успехи и
неудачи;

3)какие слои
населения поддерживали его деятельность, а какие нет, и почему;

4) кто был его
друзьями, а кто врагами и почему;

5) какими были
последствия его деятельности: для современников, для потомков;

6) за что
человечество помнит этого деятеля.

4.
Ваше личное отношение к историческому деятелю.

При подготовке докладов и сообщений на
семинарских занятиях используется
такая форма как описание исторического
портрета личности.

Исторический портрет – это комплекс
взаимосвязанных психологических и
политических характеристик исторической
личности.

При составлении исторического портрета
студенту следует обратить внимание на
следующие моменты:

  1. Характеристика исторической эпохи
    и окружения деятеля.
    Указать годы
    жизни (годы правления) исторического
    деятеля, охарактеризовать исторические
    условия, в которых формировалась
    личность и протекала жизнь данного
    деятеля (процессы политической,
    экономической, социальной и духовной
    жизни). Опишсать среду (семья, ближайшее
    окружение), в которой протекали детство
    и юность деятеля, процесс воспитания
    и образования.

  1. Психологический портрет.Охарактеризовать особенности
    психоэмоционального склада, темперамента,
    стиля мышления и др. Дать характеристику
    личностным качествам, наиболее ярко
    проявившимся в период правления или
    деятельности на благо Российского
    государства.

  1. Политический портрет.Описать
    цели, средства и результаты политической
    деятельности. Осветить общественно-политические,
    философские взгляды на политическое
    устройство, развитие России и её место
    в мировой политике. Проследить изменения
    в политических взглядах и деятельности
    личности.

  1. Собственная оценка вклада личности
    в историю России.
    Дать характеристику
    результатов деятельности исторической
    фигуры.

7. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине «история»

Для эффективного освоения теоретического
материала по дисциплине студенты
обеспечены базовой учебной литературой
библиотеки НГМУ и имеют возможность
самостоятельно заниматься в методическом
кабинете кафедры, который укомплектован
современной литературой и первоисточниками
по дисциплине, в гуманитарном зале
библиотеки НГМУ, а также в других
библиотеках города.

Основная литература

  1. Зуев
    М.Н.
    История
    России : учебное пособие. / М. Н. Зуев.
    -М.: Высшее образование, 2008.-635с.

Дополнительная литература

  1. Данилов А.А.
    Краткий исторический словарь / А. А.
    Данилов. -М.: Проспект, 2009. — 256 с.

  2. Отечественная история: учебно-методическое
    пособие / И.И. Николаева [и др.].;
    Новосиб.гос.мед.ун-т.Новосибирск:
    Сибмедиздат, НГМУ, 2009. – 128 с.

Периодические издания

  1. Вестник
    Московского университета. Серия История.
    Выходит 6 раз в год. В журнале публикуются
    статьи и материалы по отечественной и
    всеобщей истории, истории искусства,
    источниковедению, этнологии, археологии и
    др.

  2. Вопросы
    истории.
    Выходит 12 раз в год. Главный российский
    академический журнал в области истории.

  3. Общественные
    науки и современность.
    На страницах журнала представлены
    статьи по политологии и праву, экономике
    и социологии, философии и истории,
    культурологии и психологии.

  4. Отечественная
    история.
    Выходит 6 раз в год. В журнале публикуются
    дискуссионные материалы, материалы
    «круглых столов», историографические
    обзоры, хроника научной жизни. Публикуются
    также перечень новой литературы по
    истории России.

  5. Свободная
    мысль. Выходит
    12 раз в год. Международный
    общественный журнал,
    посвященный актуальным проблемам
    политики, экономики, истории и культуры
    в освещении ведущих российских и
    зарубежных ученых. 

Соседние файлы в предмете История

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Как составить исторический портрет личности.

Художники, обладающие мастерством, способны с помощью краски или карандаша передать на бумаге достоверный портрет, неотличимый от своего настоящего прототипа. В действительности, если приложить усилия, вы тоже сможете нарисовать словом реалистичный портрет – для этого нужно иметь некоторые представления о том, как это сделать.

Описание исторического портрета есть в заданиях ЕГЭ по истории. Исторический портрет личности обычно составляется на какого-то известного деятеля, оставившего свой след в истории. Такая работа требует глубоких знаний не только исторических событий, но и о самой личности.

Итак, начинаем писать характеристику исторической личности. Первое, обозначаем годы жизни, но, если Вы этого не помните, что естественно, достаточно указать исторический период, в который жил этот человек (правил или вёл активную деятельность).

Далее следует перечислить исторические события, происходившие в стране или в мире, здесь же нужно описать деятельность этой самой личности. Не стоит забывать и о ранней биографии исторического деятеля. Хорошо было бы добавить информацию о его происхождении (если это важно!), убеждениях, особенностях характера и пр. Можно добавить интересные факты.

Обязательно нужно порассуждать (поразмышлять) о том, какими методами, средствами он достиг успеха или претерпел неудачу. Чего хотел добиться, к чему стремился. Далее делаем вывод о результатах его действий. Здесь приветствуется и свое отношение к исторической личности, и, безусловно, хорошее знание биографии.

Таким образом под историческим портретом мы понимаем воплощение определенной личности в истории, т.е. её жизнь и деятельность, роль в государственном или мировом масштабе. Для того, чтобы грамотно составить исторический портрет, нужно придерживаться определенной последовательности.

Во-первых, нужно рассказать, как происходило формирование личности исторического деятеля. Начать нужно с простых биографических сведений:

— дата и место рождения этого человека;

— кто были его родители;

— где и в каких условиях он жил, воспитывался и учился;

— как и под воздействием чего складывались его взгляды и убеждения.

После этого переходим к личным качествам и чертам характера этого человека. Здесь нужно упомянуть о том, какие личные качества или черты характера влияли на его деятельность. И обязательно указать свое отношение, какие из его личных качеств и черт характера вам импонируют, а какие нет.

Теперь переходим к делам и свершениям исторического лица. Во-первых, нужно рассказать об основных делах его жизни, успехах и поражениях. Рассказать о средствах и методах осуществления его деятельности. Упомянуть о том, кто и почему поддерживал его, а кто нет. Во-вторых, нужно упомянуть о его друзьях, соратниках и врагах, объяснить, почему именно эти люди были его друзьями и врагами. В-третьих, рассказать о результатах и значении его деятельности для современников и потомков. Каков его вклад в историю, за что люди помнят этого человека.

И в заключение, расскажите о своем личном отношении к данному историческому персонажу, дайте оценку его деятельности. Но, давая оценку историческим деятелям, нужно помнить о том, что каждый из них жил и работал в свою эпоху, в которой существовали определенные исторические условия. Объективную оценку и характеристику личности можно дать, только правильно поняв и оценив историческую ситуацию того времени.

Критерии оценивания исторического сочинения.

Учтите, что оценивать написанный исторический портрет будут по нескольким критериям, и постарайтесь на них ориентироваться. Прежде всего, по возможности указывайте точные даты событий. Если вы напишете только лишь век, этого может оказаться недостаточно. 

Старайтесь не допускать фактических ошибок, когда описываете события и результаты деятельности исторической личности. Вы можете писать в свободной форме, однако, при построении текста придерживайтесь строгой логики и будьте последовательны в своих умозаключениях. Характеризуя направления деятельности личности, приводите аргументы, подтверждающие ваши слова. Доказательства в виде личного мнения или взгляда на тот или иной вопрос историков не так сильны, как конкретные факты. Не забывайте, что тезисы без аргументов легко подвергаются критике. 

Укажите всю информацию, которую вы помните, поскольку в этом типе задания большой объем написанного обеспечит вам большее количество баллов. Поэтому выберите ту историческую личность, о жизни которой вы больше всего помните, чтобы проявить по максимуму свою эрудицию. Указывайте имена, даты, события, характеристики, различные дискуссионные мнения, аргументы и противоречия, факты и предположения, примеры и цитаты. 

При написании используйте черновик, так вам будет проще совершенствовать содержание текста исторического сочинения. В конце сочинения обязательно напишите вывод, оцените результаты деятельности выбранной вами исторической личности. Обратите особое внимание на вступительную и заключительную части текста. В начале исторического портрета укажите ключевые моменты, связанные с жизнью деятеля, а в заключении обобщите информацию. Подумайте, какую роль сыграла эта историческая личность в истории, каково значение ее деятельности и какое влияние она оказала на дальнейшее развитие событий в стране.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как составить план для успеха
  • Как в ватсапе найти друзей друга
  • Как составить завещание на квартиру самостоятельно
  • Как найти работу в уфе от прямого
  • Как исправить ошибку в имени в инн

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии