Я думаю, надо взять стандартный план, обрисовывающий в целом картину:
И потом уже этот исходный шаблон адаптировать под конкретную картину и дополнить, сделав план развернутым. К примеру, художественные приемы разделить на что-то типа а) положение главного смыслового объекта по центру; б) контрастность красок, дополняющая эффект замысла; в) динамика изображения, переданная через движение объектов, и т.д. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим владсандрович 6 лет назад В плане сочинения картины, многое если не все главным образом, должно сводится к вашему видению того, что ее содержанием, хотел передать автор. Хотя и без предыстории ее создания и того кем был сам автор и что он хотел через свое произведение передать, так же нельзя. При этом нужно указать и то время, когда эта картина в частности писалась. Поэтому я бы составил план таким образом:
владсандрович 6 лет назад Если брать написания сочинения, сугубо по картине, то, здесь, он сводится как правило, к минимализму в количестве пунктов. 1) Как правило описывается, что изображено на картине в целом. 2) Передача мыслей автора, то есть то, что он хотел через все это отображение в виде совокупности красок передать. 3) Ваши собственные выводы и впечатления о картине. В Рокотов 3 года назад План сочинения по картине может быть сведен к трем пунктам. Но у каждого пункта должно быть развитие. Пример.
а.что вы знаете о годе написания или об авторе
а.Опишите первый план, второй или дальний. б.Опишите время года. в.Почему художник взял именно такой цвет — что за ним стоит, порассуждайте. г.Если вам известно место и история этого места опишите его здесь.
а. Проведите параллель с современным моментом истории. Сочинение по картине писать очень интересно и самое главное в нем то, что оно всегда уникально, а это всегда оценивается очень высоко. Хороших вам оценок и любящих свой предмет, учителей! с Julina 3 месяца назад Прежде чем начинать сочинение о картине, нужно хорошенько ее разглядеть, проникнуться сюжетом изображения, прочувствовать настроение автора. Далее подумать о мвоих чувствах, навеваемых данной картиной. Стоит поинтересоваться и историей картины. План к написанию сочинения по картине. 1) Немного предыстории картины. Год создания, автор. 2) Современное местонахождение. 3) Основной сюжет картины, тематика. 4) Что видим в первую очередь? 5) Второстепенные элементы. 6) Цветовая гамма. 7) Что хотел передать автор? 9) Какие чувства у вас вызывает картина? 10) Отзыв. Общее впечатление. Я давно не в теме по нынешнему школьному образованию, но в мое время тоже писали сочинение по картинам. Считается, и справедливо, что так у школьника развивается воображение и логика. Конечно любое сочинение удобнее всего писать по плану. А план по картине должен преследовать какую-либо цель. Например в ответе на вопрос -Почему картина имеет такое название? Что хотел художник показать красным цветом? и тому подобное. Потом определить план, в универсальном виде он может иметь вид:
YEKT для bolshoyvopros Sveta S 6 лет назад При написании картины необходимо придерживаться определенной последовательности, поэтому желательно сначала составить план. Важно, чтобы план включал в себя пункты, отвечая на которые вы затроните и описание картины, и возникшие чувства, и личное отношение к произведению искусства. Примерный план сочинения для описания картины:
а) что изображено на переднем плане? б) что изображено на заднем плане? в) взаимосвязь элементов картины.
владсандрович 6 лет назад Тут необходимо делать упор на ее изображение и все пункты, будут исходить именно от него:
Знаете ответ? |
Эссе — творческий вид учебной работы, который часто задают по гуманитарным дисциплинам: русскому языку, литературе, социологии, культурологии. Мы уже давали советы о том, как готовить эссе по книге или фильму, а сегодня расскажем, как написать эссе по картине.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Больше рекомендаций по подготовке сочинений, контрольных, рефератов и других работ вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале. А в специальной группе мы собрали для подписчиков акции и скидки.
Как писать эссе по картине: структура, оформление, клише, особенности
Главное отличие эссе от других видов учебных работ — наличие авторской позиции. Поэтому и в эссе по картине нельзя ограничиться сухим описанием сюжета и техники художественного исполнения, а необходимо раскрыть, какие чувства и мысли выразило у студента это произведение искусства.
Для того, чтобы написать хорошее эссе про картину, мало лишь один раз посмотреть на полотно. Необходимо ознакомиться хотя бы с краткой творческой биографией художника, чтобы понять насколько характерен для него этот жанр, манера исполнения, сюжет и пр. Чтобы составить полное описание картины в эссе также нужно внимательно рассмотреть полотно, уделить внимание деталям: его формату, цветовой гамме, соотношение тени и света и т. д.
План эссе по картине
Советуем использовать следующую структуру эссе:
- Краткие сведения о художнике.
- Название картины, год её создания, место хранения или экспозиции (музей, частная коллекция, выставка и пр.).
- Жанр картины (пейзаж, потрет, натюрморт), стиль и техника, в которой она выполнена.
- Сюжет картины, его микротемы.
- Изобразительно-выразительные средства (композиция, свет, колорит) и их роль.
- Чувства и мысли, которые вызывает картина.
В таком эссе автор обычно сам придумывает название: чаще всего для этого используют название картины, фамилию художника и её краткую характеристику. Например: «Радуга» И. К. Айвазовского — картина, символизирующая надежду.
Оформление эссе не тему картины
При написании эссе по картине можно использовать стандартные параметры:
- шрифт Times New Roman 14 пт;
- выравнивание текста по ширине;
- полуторный межстрочный интервал;
- абзацный отступ — 1.25 см;
- поля слева — 3 см, справа — 1 см, сверху и снизу — по 2 см.
Клише для эссе по картине
При подготовке эссе вам помогут описать картину следующие слова, термины и фразы.
Художник, автор, живописец, мастер | Композиция, фон, передний план, задний план, центр | Готика, ренессанс, барокко, импрессионизм, экспрессионизм, модернизм, абстракционизм |
Создал, изобразил, воплотил, передал | Краски, гамма, палитра, колорит, цвет | Фоном картины служит, на заднем плане мы видим, на переднем плане изображено, в центре сюжета |
Картина, полотно, холст, живопись | Контраст, свет, тень, отблеск, блик | С помощью цвета автор передаёт, художник использует мягкие переходы оттенков, картина строится на контрасте |
Оригинал, репродукция, копия | Тема, идея, сюжет | Критики отметили такие достоинства полотна, картина получила всемирное признание |
Эскиз, набросок | Холст, масло, акрил, акварель, гуашь | На мой взгляд, возникает чувство, создаётся ощущение, картина заставляет задуматься о |
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Эссе по выставке картин: особенности
Если вам задали написать эссе не по одной картине, а по выставке, стоит учитывать некоторые особенности:
- Обязательно посетите выставку вживую, обычно там можно получить буклеты с полезной информацией.
- Если у вас нет такой возможности, постарайтесь найти все выставленные картины в интернете и внимательно рассмотреть их.
- Ознакомьтесь с рецензиями на выставку: обычно они появляются в СМИ уже через несколько дней после открытия. Оттуда можно взять много полезной информации, они станут хорошими примерами эссе по выставке картин.
- Не старайтесь написать в эссе обо всех экспонатах выставки. Уделите основное внимание трём-пяти работам, которые больше всего понравились вам или признаны самыми известными. Лучше, если это будут картины разных жанров.
- Начните эссе с описания организации самого вернисажа: где проходит выставка, как расположены картины, имеются ли какие-нибудь особенности в экспозиции (например, дополнительные инсталляции и т. п.).
Пример, как написать эссе по картине
Приведём образец эссе по картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». Этот шаблон поможет вам создать собственную работу.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Надеемся, наши советы помогут вам понять, как писать искусствоведческое эссе по картине. А если вы не уверены, что справитесь с работой, оставляйте заявку на подготовку эссе в образовательном сервисе: его эксперты позаботятся о том, чтобы вы получили отличную оценку.
Анастасия Бабина. В моей фамилии часто ставят ударение на «И», но я привыкла. Копирайтер и редактор компании Zaochnik. Любительница мистических триллеров, отчаянный киноман и гурман в хорошей форме.
Пишем сочинение по картине — памятка, составление плана
- 1. Составление плана сочинения по картине в начальных классах
- 2. Составление плана сочинения по картине в средних классах
- 3. Составление плана сочинения по картине в старших классах
Сочинение по картине в начальных, средних и старших классах. Как научиться правильно писать сочинение-описание картины?
1. Составление плана сочинения по картине в начальных классах
Подготовительный этап работы начинается со знакомства с картиной и художником. Ведь мы знакомим учеников с писателем, когда изучаем литературное произведение. Иначе сложно понять его замысел. Найдите в интернете информацию о художнике, его творческом пути. Познакомьте ребёнка с другими творениями этого автора. Постарайтесь вместе с учеником ответить на вопрос, чем выделяется творчество этого мастера среди работ других живописцев. На подготовительном этапе написания сочинения также важно определить её жанр. У описания пейзажа или портрета свои особенности, о которых стоит поговорить отдельно. Натюрморт или бытовой сюжет также будут иметь свою специфику описания. Хорошо, если уже в начальных классах ребёнок будет разбираться в жанрах живописи.
Попросите школьника внимательно рассмотреть предлагаемую для описания картину. Пусть ребёнок попытается устно рассказать о том, что он видит, как будто он описывает картину слепому человеку или другу по телефону. Помогите ученику увидеть и описать словами общее настроение картины.
Внимательное рассмотрение играет очень важную роль при написании сочинения по картине. Порой мы спешим приступить к написанию, заглядывая в предложенный план и стараясь ему соответствовать. Однако забываем, что задача ученика не только в том, чтобы развивать речевые или какие-либо ещё навыки, но и в том, чтобы благодаря картине открывать что-то новое в себе, обогащать свои впечатления, умения истолковывать увиденное. Хорошо, если ребёнок переживет какие-либо эмоции, глядя на творение художника. Для сочинений предлагаются работы прославленных мастеров, в которых можно и должно искать важный смысл, особое значение. В них видна индивидуальность автора, а каждая картина – это неповторимый визуальный образ. Написание сочинения по картине не должно становится только тренировкой предложенного учителем алгоритма действий.
Учите ребёнка рассматривать все детали картины, а не только то, что изображено на переднем плане. Ведь каждая деталь вносит дополнение в понимание общего замысла картины. Пусть задумается, почему художник выбрал именно такой фон. Познакомьте ученика с понятием композиции.
Следующий этап – разговор о цветовой гамме картины. Ученик начальных классов способен различать общий тон, обозначить большинство оттенков цвета как тёмные или светлые, тёплые или холодные. Важно почувствовать гармонию тонов, увидеть глубину и контрасты в картине. Порой больше говорят о замысле художника именно контрасты, а не композиция картины и не её цветовая гамма.
Ну, вот уже и собраны технические составляющие картины. Остаётся задуматься о своём отношении к увиденному. Пусть ребёнок озвучит, что его впечатлило, больше всего заинтересовало на полотне. Какое настроение вызвало увиденное? Захотелось ли ему получше рассмотреть другие работы автора. Задумался ли ученик, почему именно так изобразил живописец природу или человека? Что он хотел поведать, чем предложил восхититься, о чём поразмышлять? Ответы на эти вопросы помогут ребёнку объяснить замысел автора и оформить своё мнение о картине. Пришло время составить план и пункт за пунктом изложить всё, над чем вы потрудились в предварительной работе.
Примерный план может выглядеть так:
I.Вступление
- Название картины, её автор, жанр
- Короткое сообщение о художнике и картине
II. Описание полотна
- Сюжет картины
- Что изображено на переднем плане
- Описание фона
- Описание деталей, их значение
- Цвет в картине
- Настроение
III. Заключение
- Что хотел сказать автор?
- Моё отношение к изброженному на картине
2. Составление плана сочинения по картине в средних классах
Начинаем предварительную работу с рассмотрения картина и составления общего впечатления от неё. Определите жанр картины, обратите внимание на композицию и на то, что изображено. Подумайте над названием картины. Ответьте на вопрос, почему, по вашему мнению, художник назвал её именно так. Найдите информацию о том, в какое время написана картина. Какие события в истории страны и в обществе происходили в момент создания полотна. Отразились ли происходящее в творчестве художника? Необходимо также узнать об истории создания картины, по которой вы пишете сочинение.
Следующий этап – описание того, что вы непосредственно видите, рассматривая творение живописца. Как расположены на картине предметы, люди или животные. Опишите то, на что вы обратили внимание в первую очередь и почему. Что изображено на первом плане, есть ли особо выделенные, одиночные предметы? Какую роль они играют в композиции картины, в замысле художника, как влияют на общее настроение полотна.
На каком фоне изображены раскрывающие замысел автора предметы? Ответьте на вопросы, какую роль играет освещение на картине, какой цвет преобладает и как он влияет на общее настроение картины. Есть ли противопоставление светлого тёмному, яркого тусклому? Какое время дня, года изображено, если это пейзаж? Но, если это люди или одиночный портрет, необходимо описать внешность, одежду, предположения о характере изображённого. Опишите главные предметы и «говорящие» детали. Как, на ваш взгляд, они помогают понять замысел картины?
Закончить работу нужно высказывание собственного мнения о картине, своего отношения к изображённому, к общему замыслу автора. Как отозвалось изображённое в вашей душе, какие воспоминания или чувства родились у вас при знакомстве с работой художника? Из «кирпичиков» — ответов на все эти вопросы легко выстроить план.
Примерный план может выглядеть так:
I.Вступление
- Краткие сведения о жизни и творчестве художника
- История создания картины
II. Основная часть (описание картины)
- Сюжет картины
- Описание переднего и заднего планов
- Детали
- Цветовая гамма
- Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень)
III. Заключение
- Собственное мнение о картине
- Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор
3. Составление плана сочинения по картине в старших классах
Подготовка к сочинению и составлению плана должна включать знакомство с биографией и творчеством художника. В каких стилях он писал свои работы, к какой школе живописи принадлежал, у каких мастеров учился. Как эпоха, в которую творил данный автор, отразилась на его творчестве и непосредственно на предложенной к описанию картине. Почему художник дал ей такое название? Какое слово в названии, по вашему мнению, главное? Отражает ли название идею картины? К какому жанру вы относите эту картину и почему?
Далее необходимо сделать анализ картины. Определите её композиционный центр, разберите изображения переднего плана, подумайте над смысловой нагрузкой фона. Назовите используемые автором изобразительно-выразительные средства. Как они влияют на общий замысел картины и её настроение? Какое время суток изображено? Может, это переходящий момент солнечного дня в сумерки вечера. Или художник ухватил момент превращения утренней зари в жаркий день. Поразмышляйте о красоте и ценности изброжённого момента, а также о композиции картины, световой нагрузке, цветовой гамме и других средствах выразительности. Определите их роль в передаче основной мысли художника, в выражении авторской позиции.
Обратите внимание на мелкие детали, особенно там, где речь идёт о портрете или интерьере. Что с помощью их говорит автор? Какова смысловая нагрузка деталей? Как они подчёркивают замысел картины? Если это пейзаж, то задумайтесь, ощущается ли в нём присутствие человека. Если да, то как автор сумел передать это? Если это интерьер, то почему именно в такую обстановку поместил живописец своих героев?
Объясните, какие цвета использовал мастер и почему. Какие тона преобладают и какое настроение они создают на полотне? Чувствуется ли в картине обилие воздуха, света? Или же мы поёживаемся от колючих ноток холода и безжалостных порывов ветра? Присутствует ли в работе мастера цветовой контраст? Какую смысловую нагрузку он несёт?
Прочувствуйте своё отношение к картине. Подумайте, чем она вам понравилась, о чем заставила задуматься, какое настроение создала. Определите главную мысль картины. Понравился ли вам авторский замысел? Сделайте вывод после размышлений. Что вам рассказывает картина о человеческих чувствах, о жизни в те или иные времена, о вере человека в Бога, о судьбе страны? Какие вечные темы затрагивает автор. Что нового вы узнали, что показалось интересным, как повлияла на вас картина и в чём вы ведете ее силу?
Составляя план старайтесь придерживаться следующих пунктов:
I.Вступление
- Справка о жизни и творчестве художника (его наиболее известные картины, особенности их исполнения, направления, стили работы, года активного творчества)
- Справка о картине (год создания, её жанр, история создания, судьба картины, под влиянием каких событий написана)
II. Основная часть (анализ)
- Сюжет картины
- Описание переднего и заднего планов
- Описание героев картины, если они присутствуют
- Детали, их роль в картине
- Цветовая гамма, основные краски, их роль в картине
- Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень), роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины
III. Заключение
- Собственное мнение о картине
- Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор
Мы надеемся новые знания помогут написать легкое, интересное сочинение по картине!
План+речевые клише для написания сочинения по картине. Это примерные варианты, которые по желанию можно использовать в сочинении. Используя клише, не ограничивайтесь ими – добавляйте свои мысли.
План |
Речевые клише (шаблоны) |
1. Вступление. Во вступлении необходимо обязательно указать жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр и т.д.), ее название и художника. Также можно немного рассказать об истории картины и/или ее значении в жизни художника или в искусстве в целом. Если эта информация вам неизвестна, напишите о том, почему автор обратился к этой теме. Например: «Осень – прекрасная пора, «очей очарованье», вдохновившая не одного художника. Не остался равнодушен к этой теме и ….(ф.и.автора). А возможно, осень (лето, зима, весна) – любимое время года художника, поэтому он и решил изобразить ее на своем полотне? |
|
2. Что изображено на картине (сюжет, ситуация, коротко). |
|
3. Что изображено на переднем плане. Подумайте, на чем художник заостряет внимание, что выделяет на картине и для чего он это делает. Если на картине есть герои, нужно описать их (поза, выражение лица, одежда, общий внешний вид, настроение и т.п.). Описывая то, что изображено на переднем плане, вы можете использовать фразы: слева от….виднеется…. справа от….находится….. |
|
4. Что изображено на заднем плане. Описывая то, что изображено на заднем плане, вы можете использовать фразы: слева от….виднеется…. справа от….находится….. |
|
5. Цветовая гамма (колорит) картины и ее роль в выражении основной идеи картины, авторской позиции. Опишите цвета и оттенки цветов, которые использует художник. Какие это цвета – теплые или холодные? Почему автор выбирает те или иные краски? А возможно, художник противопоставляет какие-то цвета и оттенки? |
|
6. Настроение, эмоции, вызываемые этим произведением искусства. Опишите свои впечатления от картины. |
|
План+речевые клише для написания сочинения по картине. Это примерные варианты, которые по желанию можно использовать в сочинении. Используя клише, не ограничивайтесь ими – добавляйте свои мысли.
План |
Речевые клише (шаблоны) |
1. Вступление. Во вступлении необходимо обязательно указать жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр и т.д.), ее название и художника. Также можно немного рассказать об истории картины и/или ее значении в жизни художника или в искусстве в целом. Если эта информация вам неизвестна, напишите о том, почему автор обратился к этой теме. Например: «Осень – прекрасная пора, «очей очарованье», вдохновившая не одного художника. Не остался равнодушен к этой теме и ….(ф.и.автора). А возможно, осень (лето, зима, весна) – любимое время года художника, поэтому он и решил изобразить ее на своем полотне? |
|
2. Что изображено на картине (сюжет, ситуация, коротко). |
|
3. Что изображено на переднем плане. Подумайте, на чем художник заостряет внимание, что выделяет на картине и для чего он это делает. Если на картине есть герои, нужно описать их (поза, выражение лица, одежда, общий внешний вид, настроение и т.п.). Описывая то, что изображено на переднем плане, вы можете использовать фразы: слева от….виднеется…. справа от….находится….. |
|
4. Что изображено на заднем плане. Описывая то, что изображено на заднем плане, вы можете использовать фразы: слева от….виднеется…. справа от….находится….. |
|
5. Цветовая гамма (колорит) картины и ее роль в выражении основной идеи картины, авторской позиции. Опишите цвета и оттенки цветов, которые использует художник. Какие это цвета – теплые или холодные? Почему автор выбирает те или иные краски? А возможно, художник противопоставляет какие-то цвета и оттенки? |
|
6. Настроение, эмоции, вызываемые этим произведением искусства. Опишите свои впечатления от картины. |
|
Содержание статьи
- С чего начать
- Сбор информации об авторе и произведении
- Определение жанра
- Общее устное описание
- Изучение деталей и характеристика цветовой гаммы
- Анализ основной мысли и настроения произведения
- Личное отношение
- Составление плана
- Клише для отдельных пунктов плана
Описание произведений знаменитых художников – одно из самых распространенных заданий по русскому языку для учеников начальной и средней школы. Чтобы успешно справиться с ним, ребенок должен четко понимать, как писать сочинение по картине, как начать и закончить для 3-5 класса. В этом поможет памятка, в которую включены основные правила и последовательность написания работы. Если ученик усвоит эти принципы, он сможет легко научиться писать сочинения по натюрмортам, пейзажам и портретам.
С чего начать
Прежде чем составить план и начать писать сочинение по картине, требует провести подготовительную работу. Она состоит из нескольких этапов.
Сбор информации об авторе и произведении
Нужно ознакомиться с биографией художника и историей картины. Возможно, толчком для написания полотна послужили знаковые события, произошедшие в этот период. Или идея была навеяна личными переживаниями и эмоциями автора – влюбленностью, болью от потери, воспоминаниями о детстве, любовью к родному краю или определенному времени года и т. д. Эти сведения помогут лучше понять основную мысль и настроение произведения.
К примеру, пейзаж «Золотая осень» Исаака Левитана. Художник родился 15 октября, то есть именно в тот период, когда природа выглядит так, как изображено на холсте. И можно предположить, что это время года автор любил больше всего, потому и посвятил ему свое произведение.
Определение жанра
Живопись классифицируют в зависимости от главных объектов изображения. Существуют следующие жанры:
- Натюрморт (от французского nature morte, «мертвая природа»). На полотнах изображены предметы обихода, книги, посуда, фрукты, овощи, дичь и т. д.
- Пейзаж. Картины, изображающие природу, естественную или измененную.
- Портрет. Воссоздает облик реальных или выдуманных автором людей.
Ко 2-3 классу школьники уже умеют правильно идентифицировать жанры. И в сочинении нужно обязательно указать, о каком типе художественного произведения идет речь.
Общее устное описание
Основная цель таких заданий – научить ребенка последовательному описанию увиденного, словесному выражению своих мыслей и чувств. Но сначала нужно сделать это в устной форме. Внимательно рассмотрев картину, школьник должен отметить следующие моменты:
- Сюжет. Что изображено на полотне? Какие события и явления передает произведение?
- Передний план. Какие объекты сразу привлекают к себе внимание? Что можно сказать о них, какие характерные черты выделить? Если на картине изображены люди или животные, что они делают, какие эмоции и чувства испытывают?
- Задний план. На фоне чего расположены главные объекты? Как это влияет на общее настроение картины? Какую информацию передает?
Когда речь идет о портретах или натюрмортах, определить объекты переднего и заднего плана легко, чего нельзя сказать о пейзажах. Чтобы выделить эти зоны, нужно визуально разграничить изображение на 2 горизонтальные равные части. Область, в которой находится большее количество предметов, и является передним планом.
Изучение деталей и характеристика цветовой гаммы
Мелкие элементы присутствуют на работах любого жанра, дополняя основные объекты. Нередко они несут большую смысловую нагрузку, поэтому изучить их нужно с особенным вниманием.
Например, часы на руке женщины, изображенной на картине Федора Решетникова «Опять двойка» (вероятней всего, матери горе-ученика). В совокупности с усталым взглядом они дают понять, что каждый день ее наполнен заботами, и чтобы все успеть, она вынуждена планировать его буквально по минутам. И тем сильнее огорчает ее очередной «неуд» ребенка, причиной которого, скорее всего, является небрежное отношение к учебе.
А также на этом этапе важно обратить внимание на цветовую гамму. Какие тона преобладают, теплые или холодные? Тусклые или насыщенные? Картина отличается цветовым многообразием или за основу взяты несколько оттенков?
К примеру, работа Ивана Айвазовского «Буря на море». Небо, скалы и море выполнены в фиолетово-серых тонах. Но этого достаточно, чтобы передать силу грозной стихии и вызвать чувство тревоги. При взгляде на полотно как будто слышен грохот мощных волн, грозные раскаты грома и шум дождя.
Анализ основной мысли и настроения произведения
В этой части нужно сформулировать идею картины. Что хотел сказать автор своим произведением? Показать красоту пасторальных пейзажей, мощь стихии или эмоции людей в определенных ситуациях, их отношение к происходящим событиям и т. п.
А также нужно упомянуть о том, какими чувствами наполнено полотно и какое настроение оно создает – мрачное и угнетенное или светлое и радостное.
Личное отношение
Изучив произведение, ребенок должен выразить свои впечатления от увиденного. Какие мысли и чувства возникли, глядя на картину? О чем она заставила задуматься? Что понравилось, а что нет? Захотелось ли ознакомиться подробнее с творчеством автора и т. д.
Задача родителей и педагогов на этом этапе – помочь ребенку подобрать яркие, эмоциональные эпитеты, которые помогут точнее описать его отношение. Словарного запаса учеников 4, 5 и 6 классов может не хватить для того, чтобы передать свои чувства.
Составление плана
Текст должен быть поделен на 3 ключевых раздела – вступление, основную часть и заключение. Чтобы правильно оформить работу, нужно написать план. Как правило, описания картин создаются по следующей схеме:
- Вступление. Начинается сочинение с краткой справки об авторе, также упоминается жанр и название произведения, дата создания.
- Сюжет. Нужно охарактеризовать явление, ситуацию или персонаж, если речь идет о портрете.
- Передний и задний план. В этой части надо указать, какие объекты являются центральными, а какие второстепенными. Рассказать об их отличительных чертах, описать внешность героев, если они присутствуют, обратить внимание на фон.
- Мелкие детали. Здесь можно подробнее остановиться на одежде персонажей, особенностях и отличительных признаках изображенных предметов.
- Цветовая гамма. Потребуется описать основные тона картины или указать на многообразие красок. А также рассказать, какие оттенки преобладают, яркие или приглушенные, теплые или холодные.
- Настроение. В этой части нужно проанализировать увиденное и описать, какие чувства и эмоции передает изображение.
- Заключение. Закончить сочинение надо, сформулировав основную идею полотна и свое отношение к нему.
Это примерный план, по которому пишутся описания. Для каждого сочинения лучше делать индивидуальную схему в зависимости от жанра и особенностей произведения.
Клише для отдельных пунктов плана
С поиском подходящих формулировок, которыми можно заполнить основную часть, начать или завершить сочинение, трудности возникают не только у малышей, но и у учеников 7, 8 и 9 классов. В этой ситуации поможет таблица-шпаргалка с шаблонными выражениями.
Часть текста | Клише |
Вступление |
|
Сюжет |
|
Передний план |
|
Задний план |
|
Цветовая гамма |
|
Настроение |
|
Это приблизительные варианты, которые не стоит переписывать дословно. Лучше видоизменить их, добавив собственные мысли.