Планирование – важнейшая составляющая человеческой жизни. Умение грамотно планировать процесс своей деятельности позволяет достигать наибольших результатов максимально быстро и без отвлечения на второстепенные вещи.
В бизнесе планирование способствует достижению стратегических целей, на работе – выполнять планы, продвигаться по карьерной лестнице и повышать уровень дохода, в личной жизни – самореализовываться, личностно расти и достигать нового уровня жизни. Не менее важно планирование и в обучении, тем более, если вы обучаетесь самостоятельно.
Содержание:
- Коротко о планировании в обучении
- Создание плана обучения: этапы и задачи
- Создание плана
- Следование плану обучения: да или нет?
- Как не уйти от плана?
- Когда можно отойти от плана?
- Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход
- Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения
- Проверочный тест
Коротко о планировании в обучении
Нужно иметь в виду, что планирование в обучении представляет собой не просто список дел, которые нужно выполнить. Составить план и следовать ему – значит, взять на себя ответственность за своё образование и распределять время наиболее лучшим образом. Если нет плана, всё пускается на самотёк, т.к. в делах и задачах легко запутаться, а что-либо постороннее способно, словно ветер, ворваться в процесс деятельности, навести в ней сумбур и неразбериху, и даже отбить всё желание заниматься обучением. Если же есть план, мы можем чётко распределить время на важные дела и второстепенные, на отдых и общение с близкими людьми, на целенаправленное развитие и приятное времяпрепровождение.
Руководствуясь этими размышлениями, можно выделить следующие преимущества составления плана обучения:
✔ | Вы сами выстраиваете процесс своей деятельности, отсекая неразбериху и посторонние вмешательства. |
✔ | Вы экономите время и силы, не распыляясь на выполнение нескольких дел одновременно. |
✔ | Вы конкретно знаете, когда и чем вам требуется заниматься. |
✔ | Вы имеете возможность давать оценку и характеристику общей картине процесса обучения, по причине чего можете производить корректировки в случае необходимости. |
Однако на начальных этапах любого планирования люди нередко сталкиваются с некоторыми трудностями, о которых тоже стоит упомянуть.
Для начала, это внутренний дискомфорт, который связан с потерей привычной свободы действий, т.к. если человек придерживается плана, он не может позволить себе оставить начатое невыполненным только потому, что он устал или ему надоело. Но тут важно уметь отличать реальную свободу действий от иллюзорной, за которой прячется лишь привычка удовлетворять свои вредные привычки, например, оставлять важные дела на потом, а более лёгкие и приятные делать в первую очередь. Если это осознать, справиться с внутренним дискомфортом будет намного проще.
А некоторые люди вообще избегают планирования, руководствуясь тем, что якобы у них нет времени на это и они очень заняты. Но дело в том, что здесь играет роль восприятие: любые изменения воспринимаются с трудом, а вести себя гораздо проще в соответствии со старыми моделями. В действительности же, чтобы составить простой, но неплохой план, требуется порядка 10-15 минут, что в итоге позволяет сэкономить массу энергии и времени.
Итак, мы разобрались с тем, почему важно планирование и что оно даёт (о пользе планирования вы также можете почитать здесь). Но решить заниматься собственным обучением по конкретному плану – это только часть дела, причём не самая важная. Основная же сложность заключается в том, как составляется план, ведь у этого процесса есть свои особенности. Рассмотрим этот вопрос детально.
Создание плана обучения: этапы и задачи
Скорее всего, вы знакомы с житейской истиной о том, что счастье запланировать невозможно. В большинстве случаев так оно и есть, т.к. никто не знает, что подстерегает его за «следующим поворотом». Однако когда речь заходит о самостоятельном обучении, от умения планировать зависит львиная доля успеха. Чем чётче будет ваш план, тем под большим контролем вы сможете держать весь образовательный процесс, а также будете видеть, насколько близок намеченный результат – какой объём информации усвоен, и как он усвоен.
Создание плана по самостоятельному обучению подразумевает несколько этапов:
1
Постановка цели
Задачей первого этапа является составление списка того, какими знаниями вы намереваетесь овладеть и каким навыкам научиться. Для этого нужно понять конечную цель и разделить её достижение на несколько составляющих – например, занятий. Это называется стратегическим планированием – вы детально продумываете каждое занятие и определяетесь с тем, какой результат будет в конце каждого занятия достигнут.
Теперь переходите к тактическому планированию. Суть его заключается в том, что вы самым тщательнейшим образом продумываете те действия, которые будете выполнять во время каждого занятия. Сюда следует включить поиск и обработку информации, о чём мы говорили в предыдущем уроке, её изучение, выполнение проверочных заданий и практических упражнений, если таковые имеются.
2
Определение времени
Задачей второго этапа является распределение времени, которое вы планируете выделять на самостоятельное обучение. Изначально нужно определить общее количество времени, которое уйдёт на всё обучение, например, полгода. Затем руководствуйтесь теми пунктами плана, которые вы наметили на предыдущем этапе.
К примеру, если вы уверены, что освоите необходимый материал за 360 часов, то получится, что вам нужно заниматься по 3 часа в день 5 дней в неделю: 3 часа * 5 дней 15 часов * 4 недели 60 часов * 6 месяцев 360 часов. Аналогичным же образом можно провести и обратные расчёты, но тут нужно точно знать, за какое время вы освоите материал и каким количеством времени вы вообще располагаете. Например, если знаете, что у вас есть полгода, а материал вы на 100% освоите за 360 часов, то получится: 360 часов/6 месяцев 60 часов в месяц/4 недели 15 часов в неделю/5 дней (ведь 2 дня нужно отдохнуть) 3 часа в день вам нужно заниматься.
Кроме того, очень важно учитывать, что от того количества времени, которое вы отведёте на изучение материала, будет зависеть и объём полученной информации.
3
Определение методов
Третий этап не менее важен, чем два предыдущих. Его задачей является определить способы и методы, которые вы будете использовать в обучении, а также установить, какие для этого будут использоваться источники информации (Интернет, книги, учебники, пособия, обучающие видео-или аудиоматериалы), устройства и инструменты (ПК, ноутбук, смартфон, тетради, ручки, маркеры, карандаши). Но если с источниками информации и инструментами всё просто, то о методах стоит сказать подробнее.
Традиционно, методы обучения разделяются на три группы:
Организационные методы. Они, в свою очередь, могут отличаться:
- По источникам знаний: практические, наглядные и словесные (в случае самостоятельного обучения используются практические и наглядные)
- По характеру получения знаний: проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные и репродуктивные (в случае самостоятельного обучения используются поисковые, исследовательские, проблемные и репродуктивные)
- По характеру изложения и восприятия материала: дедуктивные и индуктивные (в случае самостоятельного обучения используются дедуктивные)
Контролирующие методы. Здесь имеется в виду та форма, в которой вы будете осуществлять контроль своего обучения. При самостоятельном обучении рекомендуется устраивать самопроверки.
Стимулирующие методы. Предполагают применение комплекса мер по самомотивации к обучению. Можно использовать различного рода поощрения, к примеру, после продуктивной недели занятий можно позволить себе два полноценных выходных, встречу с друзьями, поход в кино или парк отдыха и т.д.
В дополнение к этим методам, считающимся основополагающими, существуют и вспомогательные. К ним относятся:
1 | Пассивный метод. Как правило, он подразумевает пассивное восприятие информации, когда, например, преподаватель объясняет ученикам материал, управляет процессом урока и проверяет степень усвояемости информации учениками. Но в нашем случае данный метод не подходит, т.к. речь идёт о самостоятельном обучении. Единственным вариантом применения такого метода может служить использование аудио- и видеоматериалов, когда вы являетесь пассивными слушателями или зрителями. |
2 | Активный метод. Обычно под активным методом обучения понимается активное взаимодействие учащихся с преподавателем. В ситуации же с самостоятельным обучением активный метод находит своё выражение в самостоятельном и независимом поиске и обработке данных, составлении конспектов, использовании ментальных карт, блок-схем и т.п. Сюда же относится самопроверка и контроль следования намеченному плану. Проще говоря, этот как раз наш случай. |
3 | Интерактивный метод. |
Определившись с методами, переходим к следующему этапу составления плана.
Создание плана
Убедившись в том, что вы успешно прошли три предыдущих этапа, можно начинать составлять сам план.
Для составления плана можно использовать специальные методики (во всех подробностях процесс составления плана изложен на этой странице) или же можно составить простой план, для чего не требуются особые знания.
Отличным примером простого плана является таблица, в графы которой внесены все необходимые данные: сроки, названия занятий и их краткая характеристика, список задач, которые нужно выполнить, пункт проверки и результат. Данная таблица может выглядеть так:
ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА СЕНТЯБРЬ 2015 ГОДА
СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
ДАТА НАЧАЛА |
НАЗВАНИЕ (ХАРАКТЕРИСТИКА) |
ЗАДАЧИ |
ДАТА ПРОВЕРКИ |
РЕЗУЛЬТАТ |
01.09.2015-07.09.2015 (1 неделя) |
01.09.2015 |
Подготовка материала (исследовать материал) |
|
05.09.2015 |
ГОТОВО |
08.09.2015 – 15.09.2015 (2 неделя) |
08.09.2015 |
Первое занятие (изучить процесс планирования) |
|
13.09.2015 |
В РАБОТЕ |
Имейте в виду, что это лишь пример. Вы можете составить таблицу или просто список задач, внести любые пункты и подпункты. Самое главное, чтобы при обращении к своему плану, даже отвлёкшись от обучения на несколько дней, вы сразу же могли увидеть и понять, на каком этапе работы вы находитесь, и что следует делать дальше.
План обучения лучше всего составлять на весь период изучения необходимого предмета. В том случае, если обучение будет долгосрочным (продолжаться несколько лет), нужно составить общий план обучения, а затем разбить его на каждый учебный год. Кроме того, если у вас есть желание построить процесс своего самостоятельного обучения максимально приближенно к государственным стандартам или к стандарту обучения какого-то образовательного учреждения, вы можете изучить Федеральные государственные образовательные стандарты либо найти учебную программу интересующего вас учебного заведения и составить свой план на основе этих документов.
После того как ваш учебный план будет составлен, и вы почувствуете, что готовы приступать к обучению, начнётся основной этап – выполнение плана. Нужно просто пошагово выполнять все его пункты. Но в процессе вы будете получать много новой информации и что-то варьировать. Возможно, у вас появятся интересные мысли по поводу своего обучения и плана, которым вы руководствуетесь. Так или иначе, вы можете столкнуться с небольшим затруднением, а именно: стоит ли безукоризненно следовать своему плану или же можно в нём что-то менять?
Следование плану обучения: да или нет?
Давайте немного поразмышляем на тему следования плану.
Учась в школе или институте, вы не могли не заметить, что по мере изучения какого-либо предмета открываются всё новые его грани, о которых вы изначально и понятия не имели. Сначала предмет рассматривается в общих чертах, затем появляются какие-то новые темы, на которые разделяется весь материал касательно данного предмета. В новых темах тоже есть отдельные пункты и подпункты, о которых обязательно нужно знать, и т.д. и т.п.
Но тем и отличается обучение в образовательном учреждении от самостоятельного обучения, что в первом случае имеется чёткая программа, отработанная годами, проверенная опытом и освоенная огромным количеством учащихся, а во втором случае такой программы нет, а значит, обучающийся самостоятельно человек может столкнуться с множеством «подводных камней».
Учитывая эту особенность, вы должны иметь в виду, что разработанный вами план обучения всегда можно корректировать. Но и здесь нужно мыслить правильно, и понимать, когда от плана отходить не стоит, а когда можно немного уйти в сторону. В связи с этим, рассмотрим два момента.
Как не уйти от плана?
Вопрос о том, как не уйти от плана, можно разделить на две составляющих.
Первая составляющая касается новой информации, которую вы получаете. Нередко, в процессе изучения предмета внимание может «зацепиться» за что-то, что может показаться более интересным. Это могут быть какие-то научные факты, информация о смежном направлении и т.д. Например, планирование идёт рука об руку с достижением целей, и, изучая тонкости планирования, можно невольно переключиться на новую тему, которая вроде бы и касается основного предмета, но прямо к нему не относится.
В итоге можно углубиться в «дебри» другого знания, а главную задачу из вида упустить. Чтобы этого избежать, очень важно всегда помнить о том, что именно вы изучаете и для чего.
В качестве «напоминателя» вы можете использовать записки или стикеры – их можно развесить по дому или прикрепить к компьютеру. Главное, чтобы они были перед глазами и выполняли свою функцию – напоминали вам о главном. Также можно использовать и сам план – всегда держите его рядом и время от времени заглядывайте в него – так фокус всегда будет сохраняться на основной задаче.
Вторая составляющая касается, в большей степени, самодисциплины. Ясное дело, что всем нужно отдыхать и время от времени переключать внимание на другую деятельность. Но это может быть чревато тем, что вы, лишь на время отвлёкшись от своего плана, рискуете вернуться к нему очень нескоро. Следование плану – это самоконтроль. Если же, как говорится, «отпустить вожжи», можно весь день прозаниматься чем-нибудь более приятным, отложить начало работы на «понедельник» и т.п. Этого нужно всеми силами избегать.
Чтобы не попасть в ловушку мнимой усталости, «нехватки времени» или прокрастинации, необходимо уметь мотивировать себя на следование плану. Мотиваторами могут служить цели, которых вы желаете достичь, результаты, к которым вы стремитесь, навыки, которыми желаете овладеть. Нужно постоянно вспоминать о том, к чему вы стремитесь.
Для этого подойдут как те инструменты, о которых мы уже сказали (записки, стикеры), так и всевозможные средства, которые будет напоминать вам о ваших целях, к примеру, фотографии людей, обладающих теми качествами, знаниями и умениями, которыми хотите обладать вы, тематические картинки, фоны рабочего стола на компьютере, будильник на телефоне и т.п. Но самым главным мотиватором (и это важно запомнить) является, конечно же, ежедневная погружённость в деятельность – следование своему плану.
Когда можно отойти от плана?
Уйти от плана немного в сторону можно только в том случае, если по ходу изучения материала у вас возникают вопросы, ответы на которые вы не знаете, но без ответов на которые продолжать эффективное обучение вы не сможете. Подумайте только: если вы изучаете ораторское искусство, вы, непременно, столкнётесь с вопросом поведения на сцене, который непосредственно связан с актёрским мастерством.
А это значит, что для становления профессиональным оратором вам обязательно потребуется овладеть навыком сценического движения. Исходя из этого, от своего плана, который первоначально не подразумевал изучение актёрского мастерства, вы можете немного отойти, уделив, к примеру, одну неделю на изучение основ движения на сцене.
И подобных ситуаций может быть сколько угодно. Главное здесь – понять суть: отходить от намеченного плана можно только тогда, когда требуется изучить дополнительный материал, необходимый для полноценного усвоения основного и не снижающий эффективность самостоятельного обучения.
Важно заметить также, что отход от плана предполагает разовое действие, которое не будет повторяться систематически. Если же на практике вы столкнулись с тем, что ваш план неполноценен или освоение материала невозможно без чего-то, что вы ранее не учли, план следует адаптировать под новые потребности. На деле это несложно, но сказать об этом не будет лишним.
Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход
Процесс обучения, тем более самостоятельного, не следует понимать как нечто перманентное и не допускающее изменений. Осуществляться он всегда должен интуитивно, ведь никто лучше вас не может знать его тонкостей и деталей. Соответственно, если вы столкнулись с тем, что стартовый вариант плана в чём-то неполноценен, а единичные попытки улучшить его не приносят нужного результата, план можно и нужно адаптировать.
Адаптация учебного плана, собственно, и есть применение гибкого подхода к обучению. Адаптировать план означает внести в него такие изменения, посредством которых он станет наиболее эффективным и позволит овладеть изучаемым материалом в полной мере.
Если, например, вы решили изучить тайм-менеджмент, скорее всего, при составлении плана вы могли не учесть, что эта технология организации и управления временем, помимо того, что состоит из специфических систем и обязывает к применению особых инструментов, включает в себя также такие процессы как целеполагание и планирование, и без их изучения овладеть тайм-менеджментом в полной мере никак не получится.
Выход один: адаптировать план – расширить его, включить дополнительные пункты и выделить время на изучение целеполагания и планирования. Так, у вас появятся новые источники информации, новые занятия, новые задания и новые этапы самопроверки, иначе говоря, ваш план будет адаптирован под специфику изучаемого предмета.
Но есть и ещё один нюанс адаптации плана. Заключается он не просто в гибком, а ещё и творческом подходе к обучению. Это значит, что если ещё на этапе составления плана вы не видели, так скажем, общей картины, то по мере занятий вы станете замечать, что для более полного и быстрого освоения материала вам могут потребоваться какие-либо инструменты, о которых вы прежде не задумывались.
К примеру, наиболее важную информацию можно изобразить в виде схемы на магнитно-маркерной доске, чтобы она всегда была перед вашими глазами. Если вы хотите удостовериться в чём-то на практике, то можете собрать дома друзей и провести собственный эксперимент. Не совсем понимая, как тот или иной принцип действует на деле, вы можете отправиться в школу, где учились, найти знакомого преподавателя и попросить его разъяснить непонятные моменты.
Если вам мешают заниматься ваши домашние, вы можете придумать для себя «официальный» урок – пойти в читальный зал библиотеки и провести отведённое на занятие время там, или же вообще организовать себе кабинет для занятий, обозначив пространство подвешенными одеялами или даже листами гипсокартона.
Творческий подход – это применение к процессу обучения нестандартного мышления и креативности: встав лицом к лицу с той или иной проблемой, «включайте мозг» и придумывайте, как её можно решить, если стандартные методы не годятся.
И в заключение урока стоит коснуться тех знаний, умений и навыков, т.е. компетенций, которые могут повысить эффективность самостоятельного обучения и усвоения материала.
Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения
Ниже мы представим небольшой список тех компетенций, которыми желательно овладеть перед тем (можно и в процессе), как приступать к самостоятельному обучению, а также укажем ссылки на те страницы нашего интеллектуального клуба, на которых вы можете найти всю необходимую информацию:
- Выполнять важные дела без промедлений – полезный навык, который поможет вам научиться выполнять задуманное, невзирая на сложность, в намеченные сроки. Рекомендуем вам узнать, что такое прокрастинация и познакомиться с эффективными способами борьбы с промедлением. Также вы можете изучить интересный материал на тему того, куда уходит наше время.
- Самодисциплина – способность человека управлять собой и своим поведением, выполнять важную работу безо всяких отговорок и следовать тому, что определил для себя как образ жизни. Советуем познакомиться с материалом по развитию самодисциплины.
- Самомотивация – умение самому влиять на себя таким образом, чтобы выполнять даже самые неприятные дела без внутреннего сопротивления, а также способность поддерживать в себе желание непрестанно добиваться целей. Можете почитать о нескольких полезных советах по самомотивации и уделить время изучению способов самомотивации (для тех, кто желает быстрее перейти к практике, предлагаем 10 практических способов самомотивации на каждый день).
- Полезные привычки – привычки, которые позволяют действовать максимально продуктивно. Для начала можете почитать о непродуктивных привычках и узнать о том, как избавиться от вредных привычек (можно воспользоваться некоторыми приёмами борьбы с плохими привычками), а затем перейти к развитию полезных привычек.
- Тайм-менеджмент – эффективная технология управления и использования времени, снискавшая популярность среди людей по всему миру. Этой технологии посвящён целый курс. Используйте время с максимальной пользой для себя – изучите его.
- Память – способность человека накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Чем лучше будет ваша память, тем больше вы сможете запомнить и применить в жизни. Выделите несколько дней на улучшение своей памяти.
- Логическое мышление – особый мыслительный процесс, во время которого человек оперирует логическими понятиями и конструкциями, и становится способным делать правильные выводы на основе получаемых данных. Для развития логического мышления вы можете пройти обучающий курс.
- Творческое мышление и креативность – способность человека к выполнению различного рода задач при помощи нестандартных способов, и умение находить необычные выходы из любых ситуаций. Для освоения таких навыков специально для вас составлен прекрасный обучающий материал на тему развития креативности.
- Скорочтение и устный счёт – ещё две наиполезнейших компетенции, помогающих человеку в жизни. Развив способность считать в уме, вы научитесь производить сложные математические операции без использования бумаги и ручки или калькулятора. А научившись быстро читать, вы сможете изучать и обрабатывать огромные массивы текстовых данных в рекордные сроки.
- Целеполагание и планирование – два навыка, уже не раз упомянутые нами в данном уроке. Названия говорят сами за себя: освоив мастерство ставить цели, вы сможете добиваться в жизни самых высоких результатов, чего бы это ни касалось. А умение планировать станет для вас прекрасным подспорьем, как в достижении целей, так и в любой другой деятельности.
Плюс к этому, вы можете воспользоваться и ещё несколькими рекомендациями по самостоятельному обучению.
Мы искренне надеемся на то, что информация, которую вы узнали из третьего урока, сослужит вам хорошую службу в вашем рвении самостоятельно обучаться новому и познавать тонкости любого знания.
В следующем уроке мы более подробно поговорим о том, что такое мотивация в обучении, как и какие нужно ставить цели, чтобы обучение было эффективным, а также затронем вопросы управления временем и расскажем о важности развивать усидчивость и быть открытым новой информации.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Далее побеседуем о самоорганизации.
← 2 Поиск информации4 Самоорганизация →
Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.
Что такое конспект урока?
Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.
Для чего нужно составлять план урока?
В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.
Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.
Основные требования
Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:
- Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
- Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
- Необходимо четко прописать тему и ход урока.
На что еще стоит обратить внимание?
Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.
Как правильно оформить конспект?
Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.
Пример составления краткого плана-конспекта
Краткий план урока. 5 класс
Предмет: русский язык.
Тема: имя прилагательное.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.
Основные задачи:
- развивать речевые навыки и умения;
- отработать умение согласовывать слова.
Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.
Ход урока:
- организационный момент;
- проверка домашнего задания;
- объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
- повторение изученного материала;
- подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
- домашнее задание.
Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.
Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.
Приведем пример еще одного конспекта.
План урока английского языка, 7 класс
Тема: повторение пройденного грамматического материала.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.
Основные задачи:
- развивать коммуникативные умения;
- развивать способность работать в команде;
- формировать умение выделять главное в изученном материале.
Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.
Ход урока:
- организационный момент;
- фонетическая разминка;
- лексическая разминка;
- повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
- проверка домашнего задания;
- подведение итогов урока;
- домашнее задание.
Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное — не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).
Подводя итоги
Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:
- Предмет/класс.
- Типа урока.
- Тема занятия.
- Цель.
- Основные задачи.
- Оборудование.
- Ход урока:
- оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
- проверка домашнего задания;
- введение нового материала, его отработка;
- закрепление пройденного, повторение.
8. Подведение итогов.
Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.
Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 – не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения – не имеет значения! Возьмите за правило – перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.
«Только тот учитель может стать подлинным мастером своего дела, который хорошо изучит, что должны знать ученики и каким путем добиться этих знаний».
В.А.Сухомлинский
Памятка по составлению рабочего плана урока
Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.
Ежедневное планирование занятий крайне необходимо для эффективного воплощения в жизнь ваших замыслов. Составляя план урока, в первую очередь обращайте внимание на цели, которые вы намереваетесь достичь. В произвольной форме составьте список целей, решению которых будет посвящено занятие, и, основываясь на этих целях, продумайте, какой материал и каким образом преподнести учащимся на уроке.
Цель урока включает, с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно-воспитательного процесса, а с другой, программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата.
«Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попа не туда.» Марк Твен.
Конспекты уроков по данному разделу составляются с указанием:
- № урока;
- его целей (образовательной, развивающей и воспитательной);
- типа урока (урок по ознакомлению с новым материалом; урок по закреплению изученного; урок проверки знаний, умений и навыков; урок по систематизации и обобщению изученного материала);
- распределения основных этапов урока по времени;
- содержания;
- этапов формирования базовых понятий (введение понятия; приведение примеров, к которым применимо данное понятие; выделение существенных и несущественных признаков понятия; определение понятия, основанного на существенных признаках);
- методов обучения: устный (индивидуальный, фронтальный) или письменный (самостоятельная, контрольная работа, диктант) опрос; лекция, объяснение, проблемное объяснение, рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа с источником информации, упражнение, ролевая игра, выполнение упражнений и заданий в обычной или игровой форме и т.д.;
- приемов работы: составление схемы, работа с таблицами, работа с текстом учебника, составление описания и т.д.
К разработанным урокам необходимо подготовить (или подобрать) демонстрационные и дидактические, возможно электронные, материалы.
Приступая к созданию плана-конспекта урока, следует помнить, что планируемые задачи отдельных уроков должны выступать как составная часть общей задачи изучаемой темы. Компоненты знаний, раскрываемые на уроке, должны обеспечивать часть решения той или иной целостной задачи. Конкретные задачи отдельных уроков должны рассматриваться во взаимосвязи с другими.
Поурочное планирование занятий необходимо составлять таким образом, чтобы оно не только позволяло сообщать учащимся определенные знания, формировать умения, но и обеспечивало их прочность, давало возможность некоторые умения «сделать» навыками.
При составлении планов-конспектов отдельных уроков необходимо учитывать, что активность мыслительной деятельности по ходу ознакомления с материалом возрастает, если одновременно учащийся выполняет конкретное задание, помогающее глубже понять данный материал, и при этом соблюдаются следующие условия:
1) поставленное задание направляет усилия учащегося на использование определенного мыслительного приема;
2) учащийся обладает знаниями, необходимыми для выполнения этого задания, и навыками применения данного приема;
3) этот прием соответствует содержанию материала, и чем в большей мере соответствует, тем сильнее активизирует деятельность.
Активизировать мыслительную деятельность учащихся на занятии можно, и при использовании дидактического правила, гласящего, что сначала учитель ставит конкретное задание, которое должны будут выполнять учащиеся в процессе ознакомления с материалом, и лишь затем предлагает им читать учебник, слушать объяснение учителя, вызванного ученика.
Подбирая задания к занятию, важно учитывать, что они должны быть посильными для всех учащихся, иначе у них теряется уверенность и ослабляется внимание. Все учащиеся должны обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения задания, в противном случае часть класса не принимает участия в работе. Все учащиеся должны быть уверены в том, что справятся с заданием.
Если понимать методы обучения как упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения как средство образования и воспитания, то описание каждого метода обучения должно включать описание:
1) обучающей деятельности учителя;
2) учебной (познавательной) деятельности ученика;
3) связи между ними или способы, какими обучающая деятельность учителя управляет познавательной деятельностью учащихся.
Такой подход должен найти свое отражение в планировании отдельных уроков, ставящих в центр внимания личность ученика.
Для планирования отдельных уроков можно использовать следующие структурные единицы урока:
- Организация начала урока.
- Выявление имеющихся знаний, умений и навыков.
- Работа над изучаемым материалом.
– Знакомство с новым материалом.
– Обеспечение планируемого уровня знаний (повторение, совершенствование и применение знаний и умений).
- Систематизация и обобщение знаний.
- Организация работы дома.
Дидактическая цель этапа урока «Выявление имеющихся знаний, умений и навыков» – анализ знаний, умений и навыков учащихся.
Дидактической целью этапа урока «Работа над изучаемым материалом» является ознакомление учащихся с новым материалом. Задачи этапа – сообщение новых, расширение и углубление имеющихся знаний. Для решения этих задач необходимо выделять предпочтительные методы обучения, продумывать соответствие методов и средств познания конкретным условиям работы, определять пути активизации деятельности учащихся.
Дидактической целью этапа урока «Обеспечение планируемого уровня знаний» является усвоение знаний и умение пользоваться знаниями, осознание практической значимости изучаемого материала в науке и жизни.
Дидактической целью этапа «Систематизации и обобщение знаний» является выделение главного и установление связей в изучаемом и изученном ранее материале. Основные функции – ценностно-ориентационная, обучающая, контрольно-проверочная. На данном этапе урока подводится итог работы учащихся, выделяется главное в изучаемом материале, подчеркиваются связи между отдельными вопросами изучаемого материала; раскрывается значимость изучаемого ранее в системе усвоенных знаний, данного предмета и других дисциплин; практическое применение знаний в науке, технике, общественной жизни.
Создавая планы уроков, необходимо добиваться того, чтобы планируемые результаты обучения оказывали существенное влияние на повышение качества обучения и более эффективно реализовывали все возможности программы курса. Для этого они должны удовлетворять следующим требованиям: быть конкретными, реалистичными и открытыми, т.е. ученик должен понимать, что от него требуют и как это выполнить.
При составлении планов-конспектов рекомендуется выделять такие графы, как «Структурные элементы урока», «Деятельность учителя», «Деятельность учащихся».
План-конспект каждого урока должен тщательно разрабатываться, а также должен готовиться дидактический материал, продумываться меры-задания. В конспекте каждого урока необходимо указать формы и методы обучения, формы организации учебной деятельности, формы и средства контроля, деятельность учителя и учащихся.
Деятельность учителя заключается в постановке цели перед учащимся, обеспечении ее достижения в ходе обучения, опираясь на методическую поддержку: требования к содержанию обучения и выделенные типы учебных задач, комплект заданий, тематическое и поурочное планирование, план действий учителя.
Способы взаимодействия педагога и ученика:
а) общедидактические методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, лекция;
б) организационные формы обучения – урок, практические занятия, организация работы дома, зачет, консультации;
в) общие формы организации обучения – фронтальная, индивидуальная, групповая, дифференцированная.
Контроль знаний и педагогическая диагностика – завершающий элемент структуры процесса обучения. Они позволяют вносить коррективы в учебный процесс, изменять формы обучения, вводить новые методы, подтягивать отстающих. Как средства проверки могут применяться следующие проверочные задания: фронтальные опросы, тесты-задания с выбором ответов, практические работы, самостоятельные работы и др. Особое внимание следует уделять содержанию заданий, формулировке вопросов в них, форме предъявления заданий. Учащимся должны даваться четкие, краткие и нацеливающие на главное формулировки заданий и устных вопросов.
Из психолого-педагогической литературы известно, что:
1) забывание более интенсивно протекает сразу после изучения материала (в первый день, в первые часы и даже минуты), затем оно замедляется;
2) повторение путем разнообразной деятельности, сводящейся хотя бы к некоторой реконструкции материала, эффективнее, чем его повторение в неизменном виде;
3) рассредоточенное по времени повторение эффективнее, чем концентрированное.
С помощью проверки перед изучением нового материала выявляются знания и умения, которые должны были стать опорными для его полного понимания и усвоения. При объяснении нового материала проверка является «обратной связью» между учениками и учителем, играет важную обучающую роль. Для концентрации внимания учеников на основных вопросах, выделения ими главного в изучаемом материале им задаются нацеливающие вопросы.
При повторении и закреплении знаний, умений и навыков проверка играет не только выявляющую, контролирующую роль, но и служит для уточнения и расширения знаний. Практические и самостоятельные работы, зачеты должны стать видом отчетности школьников о своих учебных успехах. Основные виды деятельности учащихся при текущем опросе следующие: составление алгоритмов и программ, выполнение упражнений и практических работ.
Не забывайте о темпе занятия. Лучшие результаты достигаются в том случае, если виды деятельности чередуются.
Образец плана:
ТЕМА: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.
УРОК № ../..: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.
ТИП УРОКА: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.
ЗАДАЧИ УРОКА: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.
К задачам урока относят следующие элементы:
1. Образовательная:
- знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т.п., более мелкие по планам изложения)
- умения:
- специальные (решение задач, проведение, измерений и т.п.)
- общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т.п.
- навык — это умение доведенное до автоматизма, при преподавании физики формирование навыков не предусмотрено.
2. Воспитательная:
- нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.
- потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.( строение материи, вещество — вид материи, динамические и статистические закономерности, влияние условий на характер протекания физ. Процессов и т.п.)
3. Развивающая:
- развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально- волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля)и потребностей- мотивационной области.
- Умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.
ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т.д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).
Классная доска входит в оборудование урока.
ПЛАН УРОКА: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:
1. Организационная часть — 2—3 мин.
2. Сообщение новых знаний — 8—10 мин.
3. Практическая работа учащихся — 20—26 мин.
4. Сообщение задания на дом — 3—5 мин.
5. Завершение урока — 1—2 мин.
Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок.
ХОД УРОКА — основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы.
Здесь излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу.
Продумывайте план сразу нескольких уроков. Формулируйте цель каждого урока и его место в системе уроков. Это дает возможность установить взаимосвязь между уроками и добиваться рационального расходования времени. Чем теснее связан данный урок с другими уроками по данному разделу программы, тем более закончен урок сам по себе, тем глубже будут знания учащихся.
Анализируйте рабочие планы прошлых лет, сопоставляйте их с нынешними. Это дает возможность совершенствовать этапы урока.
НЕДОПУСТИМО неадаптированное использование рабочих планов прошлых лет.
Добейтесь соответствия между целью урока, содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся. Чем выше будет это соответствие на каждом этапе, в каждом учебно-воспитательном моменте, тем эффективнее будет конечный результат урока.
Подготовка к уроку – это подготовка к руководству мышлением учащихся. Для учителя чрезвычайно важно заранее сформулировать вопросы таким образом, чтобы они будили мысль учеников. Важно найти в изучаемом материале вопросы, которые могут возникнуть у учащихся, чтобы облегчить им процесс усвоения.
Есть учителя, хорошо работающие, но не умеющие оценить свой труд и недооценивающие его.
Есть учителя (и таких, к сожалению, большинство), переоценивающие свою работу и не умеющие замечать собственные недостатки.
Анализ собственной работы должен превратиться в органическую часть системы работы учителя, тогда новый учебный год будет приносить ему новые успехи.
КАК НАПИСАТЬ КОНСПЕКТ УРОКА ИЛИ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ?
Общие методические положения по планированию уроков математики.
Содержание педагогической деятельности по планированию уроков.
Понятие планирования
Планирование урока — это определение темы, целей, содержания урока; методов, приемов, форм организации деятельности детей на уроке; средств обучения. Причем, определяющим элементом планирования урока является постановка целей урока, которые, в свою очередь, зависят от того, что дети знают о намеченном для изучения объекте и что они умеют к моменту знакомства с этим объектом.
Цель урока определяет его содержание (внутреннюю структуру урока, т.е. задания в процессе выполнения, которых будут реализованы намеченные цели).
Методические приемы, рациональные формы организации учебной деятельности, средства, помогающие учителю раскрыть математическую сущность изучаемого объекта, призваны обеспечить достижение намеченных целей на возможно более высоком качественном уровне.
Виды планирования:
План — это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок (последовательность) и время выполнения заданий, соответствующих намеченным целям.
Содержание плана:
•тема урока (объект изучения)
•цели урока (мотив учебной деятельности, ее предполагаемый результат), учебные задания, каждое из которых сопровождается информацией о методах, формах и средствах, обеспечивающих их выполнение учащимися
•образцы выполнения заданий в той последовательности, в которой они будут выполняться детьми на уроке.
Конспект отличается от плана подробным описанием педагогических действий учителя, включая содержание его речи (формулировки вопросов и заданий; сообщений, объяснений) и учебных действий учащихся.
Сценарий урока то же, что сценарий спектакля, фильма; содержит информацию обо всем, что будет происходить на уроке, включая предполагаемые ответы детей на вопросы учителя, их рассуждения по поводу выполнения заданий.
Формы планирования
Содержание плана, конспекта или сценария можно структурировать и фиксировать по-разному (в различной форме).
•традиционная форма — изложение на естественно — символическом языке (сплошной текст).
•форма модуля, содержащего тематические блоки (текст, состоящий из
отдельных частей)
•технологическая карта (табличная форма).
•«раскладушка» — форма, удобная тем, что каждое отдельное задание
описывается на отдельном листе небольшого формата, который может подстраховать начинающего учителя в проблемной ситуации.
•творческая (художественная) форма планирования используется для
оформления открытых, показательных уроков.
Примечание:
Форма плана, конспекта или сценария принципиального значения не имеет.
Конспект — это помощник начинающего учителя, служащий своеобразным проводником в пути, по которому предстоит вести детей в мир знаний, которыми они должны овладеть, чтобы удовлетворить свои познавательные потребности и интересы.
Каждое задание в уроке прорабатывается по одной схеме:
— Формулировка задания (что делать?)
— Целеполагание, мотивация (зачем это делать?)
— Подготовка к выполнению (как делать?)
— Выполнение задания
— Проверка правильности
— Вывод о реализации цели
— Оценка результатов
Главная задача начинающего учителя – усвоить общие методические положения организации учебного процесса, чтобы каждый раз «не изобретать велосипед самому». Надо научиться планировать и осуществлять процесс обучения математике в начальных классах. Для этого надо стремиться стать профессионалом, хотеть быть учителем. Но самое важное, надо в каждом ребёнке видеть своего собственного. Надо не только учить и воспитывать его, но любить и уважать. Тогда всё получиться.
Учитель – это не профессия, это образ жизни.
Общий способ деятельности учителя при планировании урока
(педагогические действия по планированию)
Проектирование (обдумывание) урока.
Определение места данного урока в системе всех уроков (по тематическому
плану, составленному в соответствии с образовательной программой и учебно —
методическим комплектом для начальной школы, по которому работает учитель).
Определение темы урока — объекта изучения: какие понятия, свойства,
способы действий (правила, вычислительные приемы, текстовые задачи и т.п.)
будут рассматриваться на уроке?
— Тема урока это — предложение, называющее объект изучения, формулируется на основе содержания учебного материала, отобранного учителем для данного урока. Это либо новые понятия, их свойства или способы действий.
Определение содержания урока — подбор заданий для учащихся, в процессе выполнения которых будет происходить овладение учебным материалом, отражающим сущность темы данного урока
Формулирование целей урока.
— Цель любого урока — это обучение (формирование знаний, умений и навыков) развитие и воспитание учащихся. Цель — это предполагаемый результат взаимодействия учителя и учащихся в процессе изучения предмета.
•Обучающие цели формулируются для всех заданий, которые будут включены в урок. Цель может быть сформулирована в виде безличного предложения, которое начинается со слов:
— Познакомить … Показать … Дать представление о новом понятии или свойстве, о новом способе действий… Научить … Формировать умения… Закрепить … Отработать … Совершенствовать … Повторить … Обобщить … Проверить …
•Формулирование развивающих целей основано на логическом содержании заданий, включенных в урок. Эти цели могут быть определены таким образом:
— Развивать внимание, память, речь, воображение, творческие способности;
— Формировать умения совершать умственные действия: анализ, синтез, сравнение,
классификацию, обобщение.
— Формировать устойчивый интерес к науке и учебному предмету.
•Формулирование воспитательных целей основано на нравственном содержании заданий (текстовых задач) и на формах организации учебной деятельности.
— Воспитывать нравственные качества личности: культуру общения; трудолюбие; дисциплинированность; аккуратность; бережное отношение к окружающему миру..
— Формировать умение соблюдать этические нормы поведения.
— Формировать эстетический вкус.
Определение типа урока:
— изучение нового материала
— закрепление знаний и умений
— совершенствование умений и навыков
-обобщение и систематизация ЗУН.
— контроль и учет ЗУН.
— коррекция знаний и умений
— комбинированный урок
В начальной школе уроки преимущественно комбинированные, т.е. включают в
себя элементы указанных типов уроков, которые в свою очередь определяют
внешнюю структуру традиционных уроков.
Определение формы урока:
— традиционный (см. выше);
— нетрадиционный: экскурсия; путешествие; сказка; деловая игра; интеллектуальная игра, урок с применением инновационных технологий обучения (интеграция,
дифференциация, адаптация, и т.п.)
Выполнение всех заданий, отобранных к уроку. Актуализация знаний и
умений, необходимых для этого (что известно учителю об объекте задания; что известно детям к моменту изучения данного объекта).
Выбор форм организации учебной деятельности (для каждого задания).
— фронтально (коллективно)
— в группах (взаимодействие)
— индивидуально (самостоятельно)
*Выбор форм выполнения задания:
— устно — полу письменно (тест, перфокарта, диктант и т.п.) — письменно
Определение методических приемов, которые будет использовать учитель при работе с каждым заданием:
•словесные (объяснение, рассказ, беседа, диалог, полилог)
•практические (работа с книгой, лабораторная работа, моделирование, решение задач)
•демонстрация наглядных пособий, наблюдения, умственные действия
Определение наглядных пособий и иных средств обучения (для тех заданий, которым это необходимо).
Описание урока (написание конспекта).
-Планы уроков могут себе позволить только опытные учителя, владеющие
методикой обучения, развития и воспитания на высоком профессиональном
уровне.
-Сценарий урока обычно пишут для открытых уроков.
— Студенты — практиканты и начинающие учителя пишут конспекты уроков.
Оснащение урока необходимыми средствами обучения:
— подбор или изготовление наглядных пособий; приборов, инструментов, ТСО, различных материалов и т.п.
Важным аспектом эффективного образования является создание планов уроков для учащихся. Составление планов занятий позволяет учителям подготовить материалы, составить график занятий и сформулировать цель, или общую цель обучения, для своих учеников. Обучение составлению плана урока может позволить вашим занятиям проходить должным образом и дать возможность учащимся лучше понять материал, который вы преподносите.
В этой статье мы обсудим план урока, перечислим пять типов планов уроков, расскажем о восьми элементах, которые необходимо включить при планировании урока, а также приведем пример и шаблон.
Почему примеры планов уроков ценны?
Примеры планов уроков помогут вам создать свой собственный план, который представляет собой документ, описывающий, как вы планируете обучать свой класс определенной теме. Поскольку существует множество типов планов уроков и эти документы включают в себя различные части, просмотр примера может помочь вам понять, как работает каждая часть плана. Примеры для чтения также помогут вам адаптировать шаблон к специфическим потребностям вашего класса.
5 типов планов уроков
Вы можете создать множество типов планов уроков в зависимости от нескольких факторов, таких как количество классов или предметов, которые вы преподаете каждый день, и насколько заблаговременно вы хотите планировать свои уроки. Вот пять различных типов планов уроков, которые вы можете использовать в своем классе:
1. Ежедневно
Некоторые учителя составляют планы уроков на каждый день недели. Продолжительность каждого плана равна продолжительности одного урока или учебного дня, поэтому учитель может создавать пять уроков в неделю. Каждый день имеет отдельную цель и небольшую оценку в конце, чтобы проверить, насколько учащиеся поняли содержание дня.
2. Еженедельник
Еженедельные планы занятий состоят из одного урока, рассчитанного на всю неделю. Выполнение такого плана занимает пять последовательных периодов занятий. Преподаватели преподают содержание в начале недели, учащиеся самостоятельно отрабатывают содержание в середине недели, а затем преподаватели оценивают понимание учащихся в конце недели.
3. Подразделение
Некоторые преподаватели предпочитают планировать весь блок заранее, что может занять от двух недель до двух месяцев для преподавания и оценки. Эти планы уроков более обширны, чем другие, потому что они охватывают более широкий спектр содержания. Планирование всего раздела может помочь учителю узнать, сколько времени займет раздел, чтобы он мог распределить уроки в соответствии с уровнем способностей каждого класса. Некоторые классы могут завершить раздел быстрее, чем другие, поэтому учителя могут захотеть соответствующим образом адаптировать план урока по разделу.
4. Область содержания
Некоторые педагоги преподают несколько предметов ежедневно, составляя несколько планов уроков. Например, многие учителя начальных классов ведут математику, английский язык, естественные науки и обществознание в течение дня, и для каждого из этих предметов им нужен свой план урока. План для каждого предмета может быть рассчитан на один день, неделю или весь блок, в зависимости от предпочтений учителя.
5. Уровень знаний
В средних классах, как правило, с 6 по 12 класс, некоторые педагоги преподают более чем в одном классе. Эти учителя составляют различные планы уроков в зависимости от того, в каком классе они преподают каждый период времени. Утром учитель может вести уроки естествознания у всех шестиклассников, а после обеда весь оставшийся день заниматься естествознанием у восьмиклассников. Они составляют конкретные планы, потому что в каждом классе изучается разное содержание на разном уровне глубины.
8 элементы планов уроков
Хотя в разных штатах и школьных округах существуют свои требования к тому, что учителя должны включать в свои планы уроков, вот восемь общих элементов, которые следует использовать при составлении плана урока:
1. Уровень класса и предмет
Один из первых разделов урока — это уровень класса и тема урока, который вы собираетесь преподавать. Включение этой строки в план урока также может быть полезно, если ваша администрация хочет посмотреть, чему вы учите. Полезно также делиться своими уроками с другими учителями.
2. Тип урока
Это краткий раздел, в котором объясняется тип урока, который вы собираетесь вести. Урок может охватывать день, неделю или весь раздел. Многие учителя выбирают тип урока в зависимости от своих предпочтений, но некоторые могут придерживаться правил своего школьного округа или плана для предстоящего стандартизированного теста.
3. Продолжительность
Продолжительность плана урока объясняет, сколько времени займет урок, обычно в минутах. Если это ежедневный план урока, то он может занимать всю продолжительность обычного урока. Недельный план уроков может занимать все время, которое вы видите своих учеников в течение одной недели. Если вы преподаете один предмет, то это может быть 20 занятий по 50 минут.
4. Тема
Тема вашего плана урока — это предмет, на котором вы сосредоточитесь в течение всего урока. Тема, как правило, является коротким разделом плана урока, поскольку вы просто перечисляете предмет, которому посвящен урок. Например, если вы преподаете естественные науки и уделяете внимание целому разделу, тема может быть следующей генетика. Если вы преподаете раздел генетики, но составляете планы уроков на неделю, то тема урока на одну неделю может быть следующей генетика поведения.
5. Цель
Задача — это важная часть плана урока, поскольку в ней указывается цель, которую учащиеся должны достичь в конце урока. Педагоги обычно пишут цели в понятных для учеников терминах. Они пишут эти цели на доске и просматривают их с учениками в начале урока.
6. Материалы
В этом разделе перечислены материалы, которые ученики и учитель могут использовать для успешного проведения урока. Типичные материалы включают определенные страницы из учебников, распечатки, письменные принадлежности и бумагу. Перечисление материалов в плане урока позволяет вам лучше подготовиться к потребностям вашего класса.
7. Направления
Этот раздел обычно занимает больше всего времени, потому что в нем содержатся все шаги, которые вы планируете предпринять во время урока. Некоторые учителя делят этот раздел на отрезки по времени, другие используют более общие термины. Вы можете обратиться к политике вашей администрации для подтверждения выполнения указаний в ваших планах уроков.
8. Оценка
В конце каждого урока обычно дается оценка общего понимания темы учащимися. Оценка может включать несколько коротких вопросов или более сложную оценку, например, викторину. Учителя обычно согласовывают оценку с целью урока, чтобы ученики знали, над чем они работают на протяжении всего урока.
Шаблон плана урока
Вот шаблон, который вы можете использовать для создания эффективного плана урока:
Уровень класса и предмет
[Перечислите уровень класса, в котором вы преподаете, и тему урока]
Тип урока
[Объясните тип урока, который вы проводите, например, ежедневный или еженедельный урок]
Продолжительность
[Укажите, сколько времени может занять урок, например, количество минут или периодов урока]
Тема
[В краткой фразе или предложении расскажите о теме вашего урока]
Цель
[В одном-двух предложениях объясните общую цель вашего занятия. Включая то, что учащиеся смогут сделать или понять к концу урока]
Материалы
Для [тип] урока учащимся необходимы следующие материалы:
-
[Название материала]
-
[Название материала]
-
[Название материала]
-
[Название материала]
Указания
Вот поминутный список направлений для [тип и продолжительность] урока:
-
[Количество минут]: [Включите от одного до трех предложений пояснений относительно того, что учителя и ученики могут делать во время этой части урока.]
-
[Количество минут]: [Включите от одного до трех предложений объяснения того, что учителя и ученики могут делать в течение этой части урока.]
-
[Количество минут]: [Включите от одного до трех предложений объяснения того, что учителя и ученики могут делать во время этой части урока.]
-
[Количество минут]: [Включите от одного до трех предложений пояснений относительно того, что учителя и ученики могут делать во время этой части урока.]
-
[Количество минут]: [Включите от одного до трех предложений объяснения того, что учителя и ученики могут делать в течение этой части урока.]
Оценка
[В одном абзаце кратко опишите формат и цель оценки знаний учащихся. Объясните продолжительность оценивания и то, что учитель может сделать после анализа баллов, полученных учащимися в ходе оценивания.
Скачать шаблон плана урока
Пример плана урока
Вот образец плана урока, который поможет вам составить свой собственный:
Уровень класса и предмет
Седьмой класс Английский язык
Тип урока
Ежедневный урок
Продолжительность
Один 50-минутный урок
Тема
Рассмотрение встречных утверждений в эссе
Цель
Учитель рассматривает все части встречного иска. К концу урока учащиеся покажут, что они могут прочитать утверждение в эссе и самостоятельно написать свое собственное встречное утверждение.
Материалы
Для сегодняшнего урока студентам понадобятся следующие материалы:
-
Презентация по рассмотрению встречного иска
-
Письменные принадлежности
-
Рабочий лист по встречным требованиям
-
Рабочие листы для еженедельного звонка
Указания
Вот поминутный список направлений для сегодняшнего 50-минутного урока:
-
5 минут: У учащихся есть три минуты, чтобы записать все, что они помнят о встречных исках, на своих рабочих листах со звонком. В течение последних двух минут учащиеся проверяют свои ответы.
-
5 минут: Используя презентацию обзора встречного иска, учитель рассматривает ключевые понятия встречного иска в эссе и то, когда и как учащиеся могут его использовать.
-
10 минут: В классе учитель и учащиеся выполняют один пример написания встречного иска на основе подсказки и тезиса этой подсказки. Учащиеся записывают свои ответы на рабочем листе Встречные требования .
-
20 минут: В своих малых группах учащиеся выполняют задания со второго по четвертое из рабочего листа. В течение последних пяти минут этого периода учащиеся проверяют и обсуждают свои ответы с учителем.
-
10 минут: В последние 10 минут урока учащиеся могут самостоятельно поработать над числами пять и шесть на своих рабочих листах. Это оценивает их понимание того, как написать утверждение.
Оценка
Оценка за этот урок содержит два вопроса о написании встречных утверждений, которые оценивают знание и понимание учащимися цели. Оценка длится 10 минут, и учитель оценивает ее после урока, чтобы узнать, какой процент учеников освоил содержание, а какие ученики могут нуждаться в дальнейшем обучении.
Создать план урока
Бесплатно и удобно.
Документы > План урока
Создайте эффективный план урока за несколько минут
Создать план урока
Бесплатно и удобно.
- План урока, который легко создать и отредактировать онлайн.
- Потрясающие шаблоны помогут создать эффективный план занятия.
- Бесплатных иконки, фотографии и медиа-ресурсы в одной библиотеке.
Выбор больших и маленьких брендов
Наш планер онлайн используют более 20,525,288 маркетологов, менеджеров и педагогов из 133 стран:
Планер уроков и его возможности
Простой в использовании планер уроков Visme содержит множество функций, которые помогут вам разработать эффективные планы уроков. Покажите учащимся и их родителям, чего ожидать от ваших занятий.
План урока в визуальном шаблоне
Создать структуру урока стало проще, чем когда-либо, благодаря привлекательным шаблонам планов уроков Visme. Просмотрите нашу обширную библиотеку и выберите план урока на каждый день, еженедельный план занятий и другие шаблоны для планирования уроков.
Создать план урока
Составьте свой план урока
Каждый плана урока в шаблонах Visme создан профессиональными дизайнерами и полностью настраивается в соответствии с вашим предметом и потребностями. Выберите шаблон или начните разработку с нуля. Перетаскивайте значки, фотографии, иллюстрации, блоки контента и другие элементы с левой панели внутри редактора, чтобы составить план урока.
Создать план урока
Настройте план урока в соответствии с вашим предметом
Создайте уникальный план урока. Настройте шаблон: изменяйте цвета и шрифты, редактируйте стиль значков и фигур и даже добавляйте анимацию и интерактивность в свой план урока. Вам даже не нужно никаких дизайнерских навыков. Планер Visme имеет интерфейс перетаскивания и миллионы бесплатных встроенных графических ресурсов, которые помогут вам начать работу.
Создать план урока
Дополнительные функции планера уроков
Что такое план урока?
План урока — это документ, которым учителя могут поделиться со своими учениками, чтобы сообщить о целях и задачах урока или просто для того, чтобы оставаться организованным в течение недели или месяца.
Учащиеся могут использовать планы уроков в качестве дорожных карт, чтобы знать, что будет на следующей неделе и какие проекты или материалы для чтения нужно завершить.
Создать план урока
Используйте планер, чтобы наметить цели и структуру урока.
Планирование урока может занять часы, даже дни. С помощью генератора планов уроков Visme вы можете быстро и легко создавать планы уроков, соответствующие вашим предметным требованиям. Используйте бесплатные шаблоны планов уроков, чтобы разработать дизайн за считанные минуты, добавить свой контент в предоставленные блоки, а затем поделиться онлайн со студентами напрямую или отправить на печать.
Больше чем планер онлайн
Visme — это универсальный инструмент для графического дизайна, который позволяет преподавателям и организациям создавать все виды интерактивного визуального контента, а не только планы уроков.
Your browser does not support the video tag.
ВПЕЧАТЛЯЙТЕ
Интерактивность
Создавайте увлекательные уроки на самые разные темы, используя более 1000 готовых слайдов. Создавайте интерактивную инфографику для использования в качестве наглядных пособий.
УКРАСЬТЕ СВОЙ КОНТЕНТ
Изображения и графика
Перетащите графику в план урока и измените цвета и стили. Создавайте ежедневные или еженедельные расписания занятий, табели успеваемости и потрясающие сертификаты.
ВИЗУАЛИЗИРУЙТЕ ДАННЫЕ
Схемы и диаграммы
Помогите учащимся понять сложные концепции с помощью профессиональных диаграмм и графиков Visme. Демонстрируйте подробные данные, статистику и финансовые прогнозы уникальным способом.
Как составить план урока за 5 шагов
Планер Visme поможет вам составить план урока и лирасписание занятий и наметить цели урока для учащихся всех возрастов. Планируйте уроки более эффективно, используя готовые шаблоны расписаний, включая шаблоны еженедельных планов уроков и обзоры курсов.
Следуйте приведенным ниже инструкциям, чтобы за считанные минуты создать собственный бесплатный план урока онлайн.
- Войдите в Visme, создайте новый проект и выберите свой любимый шаблон плана урока.
- Замените текст-заполнитель своим собственным или добавьте текст в предоставленные пробелы.
- Измените шрифты и цвета, чтобы настроить внешний вид шаблона и ваш план урока.
- Перемещайте блоки контента, бесплатные иконки, фигуры, фотографии и многое другое из нашей встроенной графической библиотеки.
- Загрузите свой план урока в формате JPG, PNG или PDF для печати или поделитесь им в Интернете со своими учениками, используя ссылку.
Как использовать планер уроков
- Войдите в свою учетную запись Visme или бесплатно создайте новую учетную запись, нажав синюю кнопку ниже.
- Оказавшись в панели инструментов, нажмите «Создать» и введите «план урока» в строке поиска, чтобы просмотреть различные варианты шаблона.
- Выберите свой любимый шаблон, чтобы на его основе настроить собственный план урока, или начните с чистого листа, чтобы разработать его с нуля.
- Замените заголовок и любой другой контент на свой собственный и добавьте свой текст в предоставленные пробелы и поля.
- Измените цвета и шрифты, чтобы настроить внешний вид плана урока, или загрузите свои собственные школьные цвета, шрифты и логотип.
- Легко сопоставьте свой план урока с предметом занятий в классе, школьными цветами или вашим брендом.
- Перемещайте бесплатные изображения, значки, фигуры, виджеты данных и многое другое, чтобы улучшить дизайн своего плана урока.
- Вы можете скачать план урока, чтобы распечатать или прикрепить его к E-mail, или поделиться им со студентами, используя онлайн-ссылку.
Часто задаваемые вопросы
Сколько стоит составить план урока с помощью создателя плана урока?
Создать план урока в Visme можно абсолютно бесплатно! Вы также можете бесплатно скачать план урока в формате JPG или поделиться им в Интернете. Чтобы загрузить его в виде файла PNG или PDF, перейдите на премиум-план.
Можно ли полностью настраивать шаблоны планов уроков?
Абсолютно. Бесплатный конструктор планов уроков позволяет настраивать каждый раздел шаблона. Вы можете быстро и легко изменить цвета, таблицы, графику, фон, значки и шрифты.
Какие типы планов уроков я могу создать?
Любой план урока, который вам нравится! Планер Visme очень универсален, и вы даже можете создать уникальный план уроков с нуля. Создавайте еженедельные планы уроков, ежедневные планы, обзоры курсов, планы обучения, расписания занятий и многое другое за считанные минуты.
Могу ли я вернуться и отредактировать свой план урока после его загрузки?
Конечно! Все ваши проекты Visme сохраняются на вашей панели инструментов, и вы можете вернуться к редактированию и загрузить их снова, если хотите.
Могу ли я распечатать план урока дома?
Да! Загрузите план урока в виде изображения или PDF-файла и распечатайте его дома на любимой бумаге (мы рекомендуем переработанную бумагу). Вы также можете распечатать в местной типографии, если вы создали многостраничный ежедневный, еженедельный или ежемесячный план уроков.
Можно ли бесплатно использовать значки, изображения и иллюстрации в конструкторе планов уроков?
Абсолютно! Вся графика и изображения в редакторе Visme бесплатны для коммерческого или редакционного использования.