«Как подготовиться к пересказу
текста
на английском языке»
Памятка «Как подготовиться к пересказу
текста на английском языке» по дисциплине БД.02 «Иностранный язык» составлена в
соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины, изложенными
в ФГОС.
Памятка «Как подготовиться к
пересказу текста на английском языке» создана в помощь обучающимся для работы
на занятиях, при выполнении домашнего задания, а также подготовки к текущему и
итоговому контролю по дисциплине.
Приступая к изучению новой учебной
дисциплины, необходимо внимательно изучить список рекомендованной
основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной
литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.
По итогам изучения дисциплины проводится
экзамен.
При пересказе текста происходит
следующее:
— тренируется грамматика;
— быстро запоминается новая лексика,
языковые шаблоны, грамматические конструкции;
— развивается языковое чутье;
— речь становится разнообразнее и
богаче;
— увеличивается скорость речи при
общении с собеседником в реальной ситуации;
Улучшается произношение, так как при
пересказе есть возможность обращать внимание на тренировку звуков.
Схема пересказа текста на
английском очень
проста:
- прочитать текст
- посчитать количество логических частей
- составить план
Итак, план пересказа текста
на английском будет состоять из следующих пунктов:
- запишите название текста (как правило —
это и есть основная мысль текста) - из каждого абзаца, начиная с первого,
выберите по одному (только по одному) предложению. Это предложение
должно нести смысловую нагрузку всего абзаца на ваш взгляд. - перечитайте получившийся «скелет»
- еще раз прочитайте текст, теперь это
можно сделать, просто просмотрев - выявите соответствие прочитанного
написанному, то есть насколько удачно вы сделали выборку предложений - прочитайте свою выборку
- используйте для соединения предложений
вводные конструкции, фразы, клише для пересказа текста на английском (см.
Практическую работу)
Если вам требуется полный подробный
пересказ текста на английском, то на этапе выборки предложений, можно
использовать по 2 предложения из каждого абзаца.
В принципе предложенная выше схема
пересказа текста на английском универсальна. Такая схема подойдет как для
полного, так и для краткого пересказа текста на английском. Единственным
отличием будет объем ответа.
Пересказ текста на английском, учитывая
все детали возможен, если вы рассказав предложение из плана, дополнили его
какими-то значимыми деталями по содержанию первого абзаца. Однако их не должно
быть много. Можно только пользоваться косвенной речью.
Для краткого пересказа
текста на английском можно сократить количество не только
предложений из абзацев, а даже число самих абзацев. Оставить только 2-3. То
есть 1/3 от общего объема текста. Этого будет вполне достаточно.
Итак, что же нужно сделать чтобы
получился пересказ текста на английском:
- прочитать текст для пересказа
- составить план пересказа
- изучить получившееся
- сверить еще раз с текстом путем просмотра
- пересказать текст по плану
У вас все получится!
Список использованных источников
1. Щербакова Н.И. Английский язык для
специалистов сферы общественного питания. – М.: Академия, 2015. – 320 с.
2. Воробьева С.А. Деловой английский
язык для ресторанного бизнеса. – М.: Филоматис, 2006. – 272 с.
Plan for retelling
I. Introduction
I am going (I want, I would like)
— to retell a (funny, humorous…) story, a text, a fable, a chapter from the book…, written by a
famous (popular, well-known) English / American / French / Russian author…
— to retell a Russian, English… fairy-tale. Fairy-tale often have no authors, because they were
written long-long ago by simple folk, and were retold by word of mouth from father to son.
The title of it is …
The title helps me to understand what the text is about (who the main character(s) is (are), the plot, the idea, the message of the text).
II. Main part
- This text is about … (is about how) – try to say it in one sentence.
- The story is set (develops) in the forest, in the street, at school, at home, in a fairy land…
- It takes place in winter, in the evening, at night, during some days…
- In fact there is one main character in the story (there are two … main characters); name them – It is… they are…
- There are also minor characters who help(ed) me to understand the story (the plot, the main idea) better- name the minor characters.
- Then you retell the story, without details. You speak only about important facts and deeds of the main characters:
- After your retelling, you speak about the main characters:
(appearance, age, traits of character with examples)
- As I have understood the author teaches us (the reader)
to find a way out of any difficulty
to be diligent and hard-working
to be attentive at the lessons
to be kind and friendly
to help people in trouble
to always keep your word or promise
to tell the truth
to tell right from wrong
to love our native land
to be helpful to grown-ups (parents, friends, teachers, people in need)
to be tolerant
not to be idle or lazy
never to deceive anyone
not to tell a lie
never to do harm to nature or animals
not to pollute (nature, forests, parks…)
not to throw litter in the street
not to boast
not to play jokes on people
not to laugh at those who are weaker
and so on…
III. Personal Appreciation
— I like the story, book, text because
— The story is interesting …, instructive…, funny…, true to life… .
А зачем его вообще составлять?
Когда я училась в школе, от нас требовали перед каждым сочинением писать план. Я не понимала, зачем это нужно, поэтому сначала писала само сочинение, а потом к готовой работе составляла план. С тех пор я эволюционировала и сейчас расскажу, для чего он на самом деле требуется и как его делают.
План — это полезный инструмент, который позволяет вам привести мысли в порядок и уберегает от возможной потери времени. Иногда бывает так: вам понравилась тема, вы уверены, что все сейчас хорошо напишете. Начинаете писать. Первый абзац написали, второй, третий. И тут вдруг поняли, что мыслей на четвертый у вас нет. И на пятый. Вот вообще нет мыслей. Смотрите на соседнюю тему и понимаете, что она гораздо более выигрышная. Бросаете то, что писали, и начинаете писать на другую тему. А время-то уже потрачено на ненужные абзацы. Или еще ситуация: начали писать, и хорошо так все пишется, а потом бац — картинки не подходят к вашим мыслям. Еще одна: дописав до середины, поняли, что у вас на самом деле другой взгляд на вещи, а исправлять уже некогда. Еще: пишется отлично, полет мысли, столько всего хочется сказать — и перешли за ограничение в количестве слов. Чтобы исключить такие (и им подобные) ситуации, нужно уметь правильно составлять план.
Составляем базовый план
На написание плана не должно уходить много времени. На этом этапе лучше подольше подумать и поменьше написать. Сформулируйте мысль четко. Если мысль четко не формулируется, не надейтесь, что это произойдет внезапно, когда вы перейдете к написанию самой работы. Когда четкой мысли нет, абзац превращается в размытый набор слов, за который много баллов не наберешь.
Скажу дополнительно, что четко формулировать мысль нужно для всех пунктов плана. Часто бывает так, что составив первые два-три пункта, человек думает: «Ну все, дальше уже понятно и легко». Такой подход нередко выливается в проблемные ситуации, описанные двумя абзацами выше.
Разберем составление плана на примере. Предположим, что мы собираемся писать иллюстрированную статью на олимпиаде «Высшая проба». Тема статьи: «What age is the happiest?». Сначала определимся с основной мыслью. Моя мысль будет, например, такой: в каждом возрасте есть место счастью, все возрасты одинаково приспособлены для счастья. Эту мысль я упомяну во вступлении. Затем я подробно расскажу о каждом возрасте, а в качестве заключения повторю основную мысль.
- Вступление: is there a particularly happy age?
- child (having no responsibilities, fun, toys, playing around)
- teenager (learning new things, new opportunities, communication, getting more intelligent)
- young adult (becoming free, travel, becoming independent)
- adult (creating a family, marriage, love)
- parent (baby as a new joy of life, caring about others, spending time with children)
- elderly (few responsibilities, freedom, no need to work)
- Заключение: every age can be equally happy.
Это базовый план, в котором есть разбивка на абзацы и краткое перечисление основных идей. Я рекомендую составлять его на английском, поскольку это не только помогает структурировать идеи, но и проверяет наличие нужных слов в вашей голове.
Базовый план будет выглядеть по-разному для разных заданий. Например, целых 8 абзацев на одну не очень длинную письменную работу — это особенность именно статьи в «Высшей пробе». План эссе на ЕГЭ будет включать в себя всего 5 пунктов, а план для короткого письма и того меньше.
Подробный план — почти черновик
Когда базовый план готов, можно приступать к написанию черновика. Однако обязательно нужно учитывать, сколько у вас есть времени на выполнение задания. Если времени очень мало (например, около 40 минут на 200 слов), то на черновик его с большой вероятностью не хватит. Альтернативой может стать подробный план, в котором помимо основных слов и идей будут написаны целые фразы. Сравним строки из базового и подробного планов:
Когда ты слушаешь или читаешь на английском, тебе необходимо уловить основную мысль текста. Когда говоришь сам – нужно выразить мысли. Сегодня мы подробно разберем упражнение, которое поможет отточить оба навыка.
Тяжело в пересказе – легко в общении: как правильно пересказать текст на английском
Да, говорить мы будем о пересказе. В школе не просто так задавали «тексты на пересказ», причем как на родном языке, так и на иностранном. Первый этап – чтение и составление плана пересказа – помогает сосредоточить внимание на ведущей идее рассказа.
Второй этап – собственно пересказ – развивает активный словарный запас, актуализирует изученную грамматику + учит последовательно излагать мысли.
Но есть проблема: при пересказе «студенты» теряются и не знают, с чего начать, как построить логичный рассказ. Помогут специальные фразы-клише для пересказа текста на английском, с помощью которых ты научишься грамотно излагать мысли.
Но обо всем по порядку. Давай сначала научимся составлять план пересказа, а потом узнаем фразы-клише. Третий шаг – пойдем тренироваться на наборе текстов.
Как быстро пересказать английский текст
Задача пересказа – передать основное содержание текста и главную мысль автора, не повторяя дословно сам текст. Выделяют два типа пересказа:
- подробный, который включает сюжет и детали написанного,
- выборочный, задача которого кратко передать тему и идею текста без деталей.
Предлагаю вспомнить основные шаги при подготовке к пересказу.
План пересказа текста по английскому языку
1. Сначала читаем текст 3-4 раза, чтобы понять сюжет и уловить центральную мысль автора. При чтении не обязательно переводить каждое слово. НО! Если хочешь сделать детальный пересказ, эта неизвестная лексика понадобится. Поэтому после первого или второго прочтения новые слова стоит перевести, выписать, запомнить. То же касается имен главных героев.
2. Затем в каждом абзаце выделяем опорные предложения, несущие главную мысль. Из них составляем план для дальнейшей работы.
3. Тренируемся пересказывать. Для подробного пересказа сначала работаем с каждым абзацем текста по отдельности, для выборочного – стараемся сразу пересказывать целиком.
Важно: твоя задача не вызубрить текст, а понимать то, что говоришь. Строй фразы из знакомых тебе слов и помни о порядке слов в английском языке: подлежащее – сказуемое – остальные члены предложения. Также к пересказу можно добавить выражение собственного отношения к написанному.
РЕЗЮМИРУЕМ: выбери интересный текст с актуальной для тебя лексикой, прочитай его несколько раз и составь по нему план для пересказа. Для этого найди в каждом абзаце опорные смысловые «стержни», выпиши их. Помни, что для пересказа ты должен четко понимать основную мысль текста: зачем создан текст, что автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать.
Английские фразы для пересказа текста
Под фразами-клише подразумеваются вводные фразы для пересказа, которые помогут излагать мысли грамотно, последовательно.
Фокус в том, что сперва ты будешь опираться на них и подглядывать. Но если ты будешь периодически делать это упражнение, позже ты станешь использовать их на память, а потом и в спонтанной живой речи. Вот примеры таких фраз:
I am going (I want, I would like) to retell a (funny, humorous…) story…
The title of it is…
This text is about…(is about how)…
The story shows…
At the beginning of the story the author describes…
The story is set (develops) in the forest (in the street, at home)…
It takes place in winter (in the evening, at night, during some days)…
We first meet the main character when…
As I said before…
In the next paragraph…
The general (main) idea expressed is…
Еще больше фраз ты найдешь в нашем наборе слов.
РЕЗЮМИРУЕМ: чтобы тебе было легче выстраивать свою речь, используй фразы-клише для пересказа. Практиковаться в пересказе текстов можно в связке с ведением дневника на английском языке: читаешь текст – пишешь в дневнике краткий пересказ.
В этом рассказе говорится о том, что…
Попробуй пересказать хотя бы небольшой текст уже сегодня. Заходи в нашу статью с адаптированными книгами и выбирай одну из них для пересказа. Или найди любой другой текст в нашей коллекции Материалов.
Гарантируем: с этим упражнением ты очень скоро научишься не только пересказывать, но и говорить. Успехов! 🙂
РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Чтение, то есть понимание письменного текста на английском языке — самое полезное дело. Рассмотреть этапы работы с текстом.
При работе с текстами на уроке преподаватель должен учитывать виды чтения, их классификацию, особенности и задачи, которые они выполняют. Под видами чтения принято понимать набор операций, обусловленных целью чтения и характеризующихся «специфическим сочетанием приемов смысловой и перцептивной переработки материала, воспринимаемого зрительно».
Классификация видов чтения
1. Просмотровое чтение
Этот вид чтения предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте.
Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения.
2. Ознакомительное чтение
Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.
При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию
3. Изучающее чтение.
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста
Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения, как в содержательном, так и в языковом отношении.
4. Поисковое чтение.
Поисковое чтение (в программе за курс средней школы не предусмотрено) ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель — быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации и предполагает овладение умением находить в тексте те элементы информации, которые являются значимыми для выполнения той или иной учебной задачи. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье.
Каждый из перечисленных видов чтения играет большую роль в процессе обучения иностранному языку. Учителю необходимо использовать эти виды чтения на своих уроках в зависимости от поставленной цели и задач урока, от места конкретного урока в теме. Стоит так же учитывать и уровень детей.
При данной работе с текстом возможны следующие варианты заданий:
1) Прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них.
2) Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части.
3) Прочтите текст и перечислите вопросы, освещаемые в нём.
4) Прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями.
5) Прочтите текст, с тем, чтобы ответить на вопросы по основному содержанию текста.
6) Найдите (зачитайте, выпишите) главные (ключевые) факты текста.
7) Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку.
Составьте список вопросов к тексту.
9) Подготовьте план пересказа текста.
10) Поясните главную мысль текста своими словами.
11) Прочтите текст, соотнесите его содержание с заглавием.
12) Назовите основные проблемы затронутые в тексте.
Кроме того, к прочитанному тексту могут быть составлены дополнительные задания на понимание и запоминание текста:
-
Расположите слова в предложениях в правильном порядке.
-
Ответьте «правда» или «неправда»
-
Вставьте в предложения пропущенные слова
-
Составте предложения из предложенных слов
-
Поставьте фразы диалога в правильном порядке
-
Переставьте буквы так, чтобы получились слова, вставьте их по смыслу в предложения
-
Поставьте глаголы в предложениях в правильную форму
-
Найдите синонимы к предложенным словам в тексте
Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение и др.), и результат его – извлечени
Этапы работы с текстом на уроках английского языка.
Введение
Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, доступности и важности, т.к. именно на основе навыков чтения происходит и развитие навыков говорения и письма.
Следует отметить, что навыки восприятия письменной речи (навыки понимания прочитанного) крайне важны ещё и потому, что в повседневной жизни мы очень часто имеем дело с письменными образцами – это чтение книг, периодических изданий, просмотр кинофильмов, работа в Интернете и т.д.
Говоря о связи чтения с другими видами речевой деятельности, хочется обратить внимание на следующее. Прежде всего, чтение связано с письмом, т.к. и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать их во взаимосвязи. Чтение связано с аудированием, т.к. в основе того и другого лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом. Чтение связано также и с говорением. Громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя является внутренним слушанием и внутренним проговариванием одновременно.
Согласно Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по иностранным языкам, в процессе обучения чтению учащиеся к концу 11-ого класса должны овладеть следующими умениями:
— умение понять общее содержание и основные факты, о которых сообщается в тексте;
— умение найти в тексте необходимую информацию;
— умение полно и точно понять сообщаемую в тексте информацию;
— умение применять знания о структуре и функциях языка при анализе текста.
Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всемвидам речевой деятельности, важно научить обучающихся работать с текстом, в связи с чем предпочтительно обращать внимание на все 3 этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
Предтекстовый этап
На предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению, т.е. снятие языковых трудностей, ознакомление с темой и социо-культурными понятиями и реалиями, упоминаемыми в тексте. Немаловажное условие успешного проведения дальнейшей работы с текстом – создание доброжелательной атмосферы в классе, поэтому учитель на предтекстовом этапе должен заинтересовать учащихся, вовлечь их в работу, тем самым, создавая положительную мотивацию. Приёмы оперирования с материалом текста и соответствующие упражнения на предтекстовом этапе предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видо-временными формами глагола и т.д.) и языковой догадкой для формирования навыков прогнозирования.
Цели: определить (сформулировать) речевую задачу для первого прочтения; f-fontсоздать необходимый уровень мотивации у учащихся; сократить уровень языковых и речевых трудностей.
Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.
На данном этапе учитель может использовать следующие приемы работы:«мозговой штурм», предсказывание/предугадывание, ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста, выявление имеющихся у учащихся знаний по проблемам, затронутым в тексте, ответы на вопросы и т.д.
Примеры некоторых упражнений и заданий:
1.Работа с заголовком: определить тематику текста; перечень поднимаемых в нем проблем; ключевые слова и выражения.
2.Использование ассоциаций, связанных с именем автора:
— К какому жанру можно отнести текст?
— Кто будет главным героем, его профессия, национальность?
— Где и в какое время может происходить действие?
3. Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.
4. Работа с новой лексикой и определение тематики/проблематики текста на основе языковой догадки.
5. Прочитать вопросы/утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.
6. Ответить на вопросы до чтения текста.
Текстовый этап
В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.
Цели: проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
Примеры некоторых упражнений и заданий:
1.Найди /выбери /прочти /соедини /вставь:
— ответы на предложенные вопросы;
— подтверждение правильности /логичности утверждений;
— подходящий заголовок к каждому из абзацев;
— подходящие по смыслу предложения, пропущенные в тексте;
— предложения со следующими словами /грамматическими явлениями;
— описание внешности /места /события /отношение.
2.Догадайся:
— о значении слова по контексту;
— какая дефиниция /перевод наиболее точно отражает значение слова в данном контексте;
— как будут развиваться события во 2 главе /части текста.
Послетекстовый этап
Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.
Цель: использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой), содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Упражнения и задания:
1.Опровергни мои утверждения или согласись с ними.
2.Докажи что…
3.Охарактеризуй…
4.Скажи, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обоснуй ответ.
5.С какими из данных выражений был бы согласен автор.
6.Составь план текста, выделяя его основные мысли.
7.Расскажи текст от лица главного героя /наблюдателя и т.д.
8.Кратко изложи содержание текста /составь аннотацию/дай рецензию на текст.
9.Придумай новый конец текста.
Безусловно, задания на каждом этапе будут варьироваться в зависимости от вида чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое и просмотровое).
Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте.
Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение — читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.
При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Количество смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется на главные факты, оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.
Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.
При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал.
Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации.
Использованная литература
1. Горчилина Е.Е. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по иностранному языку. М., Дрофа, 2001.
2. Сборник нормативных документов. Иностранный язык. / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М., Дрофа, 2008.
3. Цветкова И.В., Клепальченко И.А., Мыльцева Н.А. Английский язык для школьников и поступающих в вузы. М., Глосса, 2000.
Технология работы с текстом на уроках английского языка
Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности. В основе его лежит перцептивно-мыслительная деятельность. Оно занимает одно из главных мест по использованию и важности, так как на основе чтения происходит и развитие продуктивных навыков — говорения, и письма. Навыки восприятия письменной речи важны еще и потому, что в повседневной жизни мы часто имеем дело с письменными образцами — чтение книг, периодических изданий, работа в Интернете и т.д. Кроме того, чтение повышает культуру человека, развивает личность.
Чтение на уроках английского языка очень важно.
Оно способствует:
v расширению лексического словарного запаса
v умению понимать значения незнакомых слов из контекста (развитие языковой догадки)
v закреплению различных разделов
грамматики
v совершенствованию речевых навыков
В ходе чтения и работы с текстами формируются Универсальные Учебные Действия: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные.
Существует три этапа работы с текстом:
1.Предтекстовый (Pre-reading)
2.Текстовый (While-reading)
3.Послетекстовый (Post-reading)
Цели предтекстового этапа:
— определить/ сформулировать речевую задачу для первого прочтения.
— создать необходимый уровень мотивации у учащихся.
— по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.
Возможные упражнения:
1. По заголовку можно попросить учащихся определить:
— тематику текста;
— перечень поднимаемых в нем проблем;
— ключевые слова и выражения, ассоциации.
2. Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, либо фрагментов видео или даже музыкальных отрывков.
3. Определить основную идею текста по данным словам, какие ассоциации вызывают эти слова. Могут быть даны слова с переводом, либо слова с определениями.
4. Просмотреть текст/ первый абзац и определить, о чем этот текст.
5. Прочесть вопросы/ утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.
6. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.
-
Использование ассоциаций, связанных с именем автора
— К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?
— Кто будет главным героем (его профессия, национальность и так далее)?
— Где и в какое время может происходить действие?
8. Написать возможные вопросы по теме текста
Цели текстового этапа:
— Проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений.
— Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
Возможные упражнения:
1. Найти ответы на предложенные вопросы.
2. Подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто.
3. Составить предложения по порядку
4.Найти соответствия.
5.Выполнить задание на множественный выбор
6. Подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
7. Вставить подходящее по смыслу слово или предложение, попущенное в тексте .
8. Выбрать предложения со следующими словами/ грамматическими явлениями/ идиоматическими выражениями и так далее.
9.Прочесть описание внешности, места события, иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.
10. Догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте.
11. Предложить как будут развиваться события во второй главе/ следующей части текста.
12. Прочитать отрывок и пересказать его.
13. Восполнить недостающую информацию.
Цели послетекстового этапа:
— Использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Возможные упражнения:
-
Выявить новое из прочитанного текста, высказать свое мнение по поводу прочитанного.
-
Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
-
Доказать или охарактеризовать что-то
-
Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
-
Составить план текста, выделив его основные мысли.
-
Пересказать/кратко изложить содержание текста, возможно и письменно
-
Рассказать текст от лица главного героя, возможно и письменно
-
Придумать, что могло бы случиться, если бы … Придумать новый конец текста, возможно и письменно.
-
Придумать новое название.
-
Драматизация целого текста или его отрывков
Далее приводится пример возможных вариантов заданий для разных этапов работы с текстом «Чай» на уроке английского языка в 4 классе.
Дотекстовый этап и задания (Pre-reading tasks)
Answer the questions:
-
Do you like tea?
-
Is tea hot or cold ?
-
When do you/your parents/friends drink tea?
-
What do you/your parents/friends usually drink tea with?
-
What kinds of tea do you know?
Vocabulary:
Match the words with definitions:
1.people 2.teatime 3.call 4.a glass 5.a lemon |
a. we drink tea from it (not a cup) b. a yellow fruit c. children, men, women d. drinking of tea e. to give a name |
Текстовый этап и задания(While-reading tasks)
Answer the questions:
1. Who likes tea?
2. How many cups of tea do English families have?
3.Do English people drink tea from glasses?
4. What tea is “Russian tea”?
Choose the right variant:
1.English people drink tea from…
a)glasses |
b)cups |
c)bottles |
2.They like to have tea with…
a)milk |
b)sweets |
c)lemon |
3.They call tea with lemon…
a)Russian |
b)English |
c)African |
Say true or false:
1.English people don’t drink tea.
2.They have tea for breakfast, lunch, dinner, supper.
3.English people drink tea from cups.
4.They call tea with lemon “English tea”.
Complete the sentences: