Как составить план семинар практикум

Семинар-практикум
для педагогов МАОУ «Техно-Школа им. В.П. Савиных»

г. Перми.

Провела Кошкина Г.С.

Конспект 
проведенного
семинара-практикума для педагогов «Навстречу
друг другу»  (использованы  материалы[1])

Основная цель — формирование
у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с
ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров. 

Задачи:

повысить
психолого-педагогическую компетентность педагогов;

сформировать представление о психологических
особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья; 

проанализировать
и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с

ОВЗ в условиях  образовательной организации;

обменяться имеющимся опытом по
психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития;

оказать
психотерапевтическую помощь участникам.

 Оборудование: компьютер,
медиа-проектор, медиа-экран; музыкальный центр; презентация «Семинар-практикум
для педагогов «Навстречу друг другу»; газета; ленты и шарфы, мягкие игрушки;
игрушечные ключи, шкатулка. 

План проведения семинара-практикума: 

Часть I. Вступительная часть

Приветствие. 

Цели и задачи семинара.

Сообщение плана работы семинара. 

Часть II. Теоретическая часть

1)               
Нормативно-правовая база. 

2)               
Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ.

3)               
Притча «Горчичное зерно», стихотворение Сони.  Часть III. Практическая
часть
.

1)  Упражнение
«Котенок» 

2)  Упражнение
«Мать инвалида»

3)  Упражнение
«Кенгуру» 

4)  Упражнение
«Мы с тобой похожи тем, что…»

5)  «История
о бегунах» 

Часть IV. Рефлексия 

1)  Упражнение
«Ключи» 

2)  Вопрос-ответ 

Часть V. Итоги семинара-практикума 

План проведения семинара Часть I. Вступительная
часть
Кто такие дети-инвалиды? 
Дети-инвалиды, Ангелы земли

Сколько
не заслуженной обиды

На себе
они перенесли

Сколько
раз, они лицом в подушку

Чтоб не
плакать на глазах у всех Говорили ночи как подружке…

Разве то
что есть мы, -это Грех? 

Сколько
раз их матери украдкой

Увозили в
сторону детей

Чтоб не
слышать шёпот этот гадкий

Злых, не
добрых, немощных людей

Немощны
они не телом бренным..  Немощны душой своей холодной

Не помочь
пытались детям бедным

Прочь
всегда их гнали взглядом злобным

Не
грустите матери не надо

Ваши
дети-ангелы, не зло

Богом нам
они даны в награду, 

Чтобы в
мир нести любовь, тепло

Ну а тех
кто нас не понимает

Пусть
простит Господь за волю их

Пусть они
услышат как рыдают

Мамы у
кроваток чад больных

Но не все
на свете равнодушны

Больше
тех кто хочет нам помочь

Открывая
душу нам радушно

Горе
помогают превозмочь

 Часть 2. Актуализация  теоретических знаний педагогов   

(формулировка
проблемы и цели семинара)

 —  Кто
считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья? Какие нормативные
документы, регламентируют деятельность

педагога при работе с детьми с
ОВЗ

        Работа в группе

        Выступление групп 

1). Нормативно-правовая база
Педагогам демонстрируется презентация, где представлена основная
нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность педагога в условиях
образовательной организации.

 ‒ Декларация прав ребенка ООН
(1959); ‒ Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

 ‒ Федеральный закон от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской
Федерации» (доп. 01.09.2016);

 ‒ Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 N
1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (ФГОС ДО) (пункты 1.5,1.6; 2.11.1). Одна из задач ФГОС
дошкольного образования заключается в обеспечении психолого-педагогической
поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей (ФГОС ДО.П. 1.6).

 ‒ ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА: Приказ Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации (от «18» октября 2013 г. № 544н):
педагог, учитель, воспитатель. 

Профстандарт педагога
предполагает включение в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе
с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся
способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным;
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Комментарии ведущего:
Часто возникает вопрос «кто считается ребенком с ограниченными возможностями
здоровья?
».

 Ответ педагоги и специалисты
находят в Законе об образовании (п. 16 ст. 2): «обучающийся с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом
и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий». 

 Работа в группах  

  — Каковы психологические
особенности семьи с ребенком с ОВЗ,

какие стадии переживания проходят
эти семьи

  Выступление групп  

2)   Психологические
особенности семьи ребенка с ОВЗ.  Принятие ситуации появления в семье ребенка с
особенностями развития имеет свои этапы.

 Перечислим основные стадии переживания
ситуации в семье

Ø
Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника). 

Ø
Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок
полностью выздоровеет). 

Ø
Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции,
злость. Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему
это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность, бездействие). 

Ø
Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные
способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые
дела, пожертвования).

Ø
Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя.
Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и
страх. Это самый тяжелый период). 

Ø
Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть
жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться
с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает
задумываться о будущем). 

3)  
Притча «Горчичное зерно»

 Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько
плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал
помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не
знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился
своим путём. Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке
бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в
котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и
добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё
людям, у которых горе тяжелее её собственного. 

Стихотворение Сони

Мне страшно. Голова гудит. 

Там мечутся слова и просятся
уйти. 

“Пусти нас, Соня, в мир пусти!”

 Но рот мой на замке, А ключ к замку в мозгу-  И как
его достать? Ну помогите ж мне!  Я не хочу немой остаться, 

Но страх засовом запер рот.

 Слова рождаются, живут и чудеса
творят

 В мирах, что в голове я создаю… И вот   В конце
концов и умирают. Чтоб им жить,  Их надо в мир, вовне пустить. 

Но как? Скажите мне! 

А вдруг их люди не поймут? 

Сквозь рот мой проходя, 

Изменятся слова, их мир не
примет, 

Оттолкнёт, а в месте с ними — и
меня? 

Как жить? Мне страшно. Голова гудит”. 

Комментарии ведущего: (Соня Ш., у
девочки аутизм. На момент написания стихотворения ей было 8 лет).

 Часть III. Практическая часть

Упражнение «Котенок».

 Участники встают в круг. Ведущий
просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой
газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу
очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его. В конце упражнения ведущий
говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с
особыми детьми. 

Упражнение «Мать инвалида».

 Выбирается участник для роли
матери ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие
ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ (см. таблицу). Группа
участвует, отвечая на вопросы. Таблица 

Упражнение «Мать инвалида»

Часть
тела (завязываются лентами)

Символическое
значение

Глаза

Родителям
сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно
выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду»

Рот

Родители
боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих
трудностях и потребностях

Уши

Родители
не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения

Руки

Родители
чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается.
Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки»

Сердце

Неутихающая
боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»)

Живот

Это
область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с
нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания»

Бедра

Многие
родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются
супружеские дисгармонии

Ноги

Родителям
сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать
шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает,
не развивается

Комментарии ведущего:
в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями
в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку как родных
людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства
чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад — первая ступенька
общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это
общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы,
водить детей в школы и активно включать в мир отношений.

 Упражнение «Кенгуру» 

Игра развивает чувство
сопереживания другим, эмпатию, корректирует агрессивные тенденции в поседении.
Участникам на пояс завязывается шарф или косынка, образуя «сумку кенгуру». В
нее сажают детеныша — мягкую игрушку-зверушку. По команде ведущего «кенгуру»
начинают прыгать к условленному месту, стараясь не выронить малыша. Руками
придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые кенгуру. 

Упражнение «Мы с тобой похожи тем,
что…»

 Цель: познакомиться (если не
знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, чтобы уже найти
приятелей по интересам. 

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга —
внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах
одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу,
которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…». Например: что
живем на планете Земля, работаем в одном детском саду и т. д. Участники
внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…». Например: что у
нас разный цвет глаз, разная длина волос и т. д. Затем по команде ведущего
участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера.
Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не
повстречается с каждым участником внешнего круга. История о бегунах:

Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиетле
девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на
линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед —
не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и
победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь,
он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега
услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли
назад. Все до единого! Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала:
«Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до
финишной ленты. Десять минут весь стадион рукоплескал им стоя.  Часть IV.
Рефлексия 

1) Упражнение «Ключи». 

В этом упражнении используйте большую связку ключей. Ключ в
руке человека, который говорит о своих целях, придает ему уверенность и
одновременно с этим символически выражает возможность что-то открыть или,
наоборот, закрыть для себя. 

Инструкция: В нашей встрече мы расстаемся со многими
представлениями, как бы «запираем на ключ» ошибочные предположения, иллюзии,
отслужившие взгляды, устаревшие задачи, ненужные отношения и т. п. и в то же
время мы многое открываем для себя: приобретаем новый взгляд на вещи,
обращаемся к новым темам, задачам, людям. Все это будет символизировать связка
ключей. Тот, кто захочет рассказать о своих целях, будет держать ее в руках. Он
может решить, какой ключ и по какой причине больше всего подходит для его
конкретных целей, а также, с чем именно связана его цель: придется ли ему
что-то «открывать» или, наоборот, «запирать». После того, как вы расскажете о
своих целях, передайте, пожалуйста, связку следующему участнику.  2) Вопрос-ответ. 

Часть V. Итоги семинара-практикума


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Семинар — это информативное или практическое занятие, нацеленное на приобретение определенных навыков или углубление знаний в конкретной теме. Ведущими на таких практикумах обычно выступают преподаватели, эксперты в данной области, руководители или другие лидеры, владеющие знаниями в определенной сфере или обладающие конкретными навыками. В зависимости от темы, семинары могут длиться от часа до двух или продолжаться по несколько недель. Докладчики могут увеличить эффективность своей презентации посредством тщательного планирования, организации и оттачивания техники изложения материала. Здесь представлена инструкция для подготовки к семинару.

  1. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 1

    1

    Определите цель семинара. Вашей задачей может быть научить аудиторию определенным навыкам, например, как создавать и сохранять документы в приложениях для обработки текстов. Или же ваша цель может состоять в том, чтобы предоставить общую информацию по конкретной теме, к примеру, живопись или писательство. Независимо от общей направленности практикума, вначале нужно определить его цель.

  2. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 2

    2

    Выясните потребности участников. Когда вы, к примеру, тренируете определенный навык, понимание желаний участников в отношении конечного уровня постижения материала и скорости обучения поможет вам правильно подобрать компоненты занятий. Чем лучше практикум будет адаптирован к вашей аудитории, тем более успешным будет процесс обучения.

  3. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 3

    3

    Разработайте структуру своей презентации.

    • Введение. Вам нужно будет сделать короткий обзор темы семинара, представить себя и других участников.
    • Напишите список навыков и/или тем, о которых будет идти речь в вашей презентации. Включите в этот перечень подтемы, если необходимо.
    • Решите, в каком порядке вы будете излагать выбранные темы. Самые важные умения и информацию лучше подавать в начале практикума. В зависимости от предмета дискуссии, значительных результатов можно достичь, задействовав принцип от «простого к сложному», начиная с легких и очевидных вопросов, постепенно переходя к более сложной и комплексной проблематике.
    • Установите базовые правила поведения. Правила или руководящие принципы стоит огласить в самом начале семинара. Например, за раз может говорить только один человек, нужно поднять руку, чтобы высказаться, мобильные телефоны и прочие отвлекающие устройства должны быть отключены.
    • Решите, как вы подведете итог семинара. Концовка может заключаться в кратком обзоре изученного материала, вы можете огласить о следующем уровне в серии практикумов и/или попросить участников заполнить форму обратной связи.
  4. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 4

    4

    Определите временные рамки для каждого пункта в плане. Для особо сложных тем выделите достаточное количество времени, на случай, если у слушателей возникнут дополнительные вопросы или трудности с пониманием этой части практикума. Также при составлении графика важно учитывать небольшие перерывы для того, чтобы участники смогли сходить в уборную или просто размять ноги.

  5. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 5

    5

    Составив план, отрепетируйте свое выступление. Репетиции — важная часть процесса подготовки. Представьте доклад коллегам, друзьям или родственникам заранее и попросите их высказать свое мнение о четкости и эффективности представленных данных.

    Реклама

  1. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 6

    1

    Подготовьте раздаточные материалы для участников. Подайте свою презентацию в форме плана занятия и/или сделайте распечатки важной информации или графиков.

  2. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 7

    2

    Используйте визуальные средства. Наглядные инструменты, фильмы, изображения и другие элементы могут быть весьма полезны для выражения определенных концепций или умений. Выбирайте визуальные инструменты, которые дополнят вашу презентацию, и не будут отвлекать внимание от основного посыла или цели.

  3. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 8

    3

    Используйте веб-ресурсы, если они применимы в вашей ситуации. Учебные программы, которые находятся в свободном доступе, такие как Moodle и Blackboard, способствуют онлайн-дискуссиям и обсуждениям вне практикума. Также подобные веб-инструменты — отличный способ для выполнения онлайн-заданий и отправки домашней работы. Более подробную информацию о сервисах для корпоративного обучения вы найдете здесь: https://habrahabr.ru/post/157631/

    Реклама

  1. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 9

    1

    Обустройте пространство для дискуссии. Расставьте стулья полукругом или в форме «подковы», чтобы способствовать взаимодействию; основные правила разместите на доске или стене так, чтобы все могли их видеть. Не забудьте прикрепить на доску или стену чистый лист бумаги или письменную доску, чтобы записывать идеи и замечания участников, озвученные в ходе «мозгового штурма».

  2. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 10

    2

    Внедрите в свой практикум интерактивные занятия. Определенная активность и игры повышают вовлеченность в процесс. Различные виды деятельности можно использовать как в маленьких так и в больших группах.

  3. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 11

    3

    Отведите время для вопросов и ответов. В зависимости от установленных правил, предоставьте участникам возможность задать вопросы в ходе семинара или в специально отведенное для этого время.

    Реклама

Советы

  • Приходите заранее, чтобы как следует подготовиться.Это особенно важно, если вы используете электронную аппаратуру или другое оборудование, требующее настройки и тестирования. На этом этапе вы также сможете удостовериться, что все полностью готово для увлекательного и продуктивного занятия.

    Изображение с названием Prepare a Workshop Step 9

  • Разработайте резервный план. Примите во внимание все обстоятельства, которые могут возникнуть. Например, низкая явка участников, неисправность техники или неточные расчеты времени, необходимого для выполнения определенных заданий. Будьте готовы к таким непредвиденным ситуациям, к примеру, захватите еще один ноутбук или подготовьте дополнительные задания для активных участников.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 34 439 раз.

Была ли эта статья полезной?

Приложение к приказу заведующего

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

от 12.11.2015 № 333

План — программа мероприятий семинара – практикума

«Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ

 через самообразование в условиях реализации ФГОС ДО»

в период с 16.11.2015 по 24.11.2015.

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ

МЕРОПРИЯТИЕ

(тема, форма проведения)

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Открытие семинара-практикума

16 ноября

13.00 – 13.30

Организационная часть Самообразование как форма системы непрерывного  повышения квалификации педагогов ДОУ

Антилова В.А., заместитель заведующего по ВМР

Доклады и выступления участников семинара

18 ноября

13.00 – 13.15

Выступление с презентацией

Освоение дошкольниками игр по формированию чувствительности к противоречиям

Ромахина Е.Н.,

воспитатель

13.20 – 13.35

Выступление с презентацией

Знакомство дошкольников с понятием время и его свойствами

Александрова Л.А., воспитатель

13.40 – 13.55

Выступление с презентацией

Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска

Жук Е.А.,

воспитатель

14.00 – 14.15

Выступление с презентацией

Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания

Пушкарёва И.А., воспитатель

19 ноября

13.00 – 13.15

Творческий отчёт

Обучение дошкольников составлению сравнений, загадок и метафор

Хасанова А.Р., воспитатель

13.20 – 13.35

Творческий отчёт

Обучение детей дошкольного возраста анализу литературных произведений

Филатова Е.А., воспитатель

13.40 – 13.55

Творческий отчёт

Сказкотерапия. Сказочная медитация.

Семёнова Т.Ю., педагог — психолог

24 ноября

13.00 – 13.15

Творческий отчёт

Музыкально – дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Провоторова А.А., муз. руководитель

13.20 – 13.35

Творческий отчёт

Развитие вокально – хоровых навыков и формирование устойчивого интереса к пению через музыкально – творческую деятельность

Узких С.А.,

муз. руководитель

13.40 – 13.55

Творческий отчёт

Развитие лексико – грамматического строя у дошкольников на логопедических занятиях

Куликовская Е.В., учитель — логопед

14.00 – 14.15

Творческий отчёт

Влияние артикуляционной гимнастики на формирование правильного звукопроизношения

Велижанина Н.М., учитель — логопед

Мастер – классы, открытые показы

17 ноября

9.00 – 9.20

Мастер-класс

Составление рассказов по картине

Романовская К.А., воспитатель

9.30 – 9.50

Мастер-класс

Познавательно – исследовательская деятельность Царица – водица

Буглак С.С., воспитатель

18 ноября

9.00 – 9.20

Мастер-класс

ТПФ

Панкратова Д.Б., воспитатель

9.30 – 9.50

Мастер-класс

Составление загадок по персонажам сказки «Колобок»

Куркина О.М., воспитатель

10.15 – 10.45

Мастер-класс

Составление сказок морально – этического типа

Зубарева Е.А., воспитатель

15.30 – 16.00

Мастер-класс 

Проектная деятельность с применением интеграции

Гончарова А.В., воспитатель

19 ноября

9.00 – 9.20

Мастер-класс

Ознакомление дошкольников с признаками объектов

Гельмель О.В., воспитатель

9.30 – 9.50

Мастер-класс

Обучение дошкольников составлению рассказов по сюжетной картине 

Савенкова Л.Г., воспитатель

15.30 – 16.00

Мастер-класс

Развитие математических способностей у дошкольников с использованием  системного оператора

Гончарова Н.А., воспитатель

20 ноября

9.00 – 9.20

Мастер-класс

Освоение дошкольниками алгоритма по созданию рифмованных текстов

Горина Н.В., воспитатель

9.30 – 9.45

Мастер-класс

ТПФ в работе с детьми 3-4 лет

Вишнивецкая Н.А., воспитатель

15.30 – 15.50

Мастер — класс

Развитие мыслительных операций системного характера

у дошкольников

Булатова Ж.В., воспитатель

23 ноября

9.00 – 9.20

Мастер – класс

Развитие связной речи дошкольников через составление рассказов по серии картинок

Димова А.И., воспитатель

9.30 – 9.50

Мастер – класс

Игровое занятие «Матушка с ярмарки пришла»

Роженцева Л.А., инструктор ФИЗО

10.15 – 10.45

Мастер – класс

Путешествие по городу Югрску

Сторожук Н.С., воспитатель

15.30 – 16.50

Мастер-класс

ТПФ – волшебник «Увеличения — Уменьшения»

Разумова Н.И., воспитатель

Подведение итогов семинара

25 ноября

13.00 – 14.00

Круглый стол

Подведение итогов семинара. Рефлексия

Антилова В.А., заместитель заведующего по ВМР

До того, как организовать семинар, определяется его цель. Для начала выявляется какая-либо проблема, которую требуется обсудить и найти решение. Постановка цели зависит от того, кто является инициатором проведения семинара.
Виды семинаров и их цели:

Семинары в учебных заведениях. Проводятся преподавателями для студентов.
Цель: закрепление и углубленное изучение пройденного материала. Каждый студент получает вопрос, на который он должен подготовить доклад и выступить с ним на занятии.

Научные семинары. Иногда проводятся в рамках научных конференций. Организаторами чаще всего выступают компании, для которых проводятся научные изыскания.
Цель: поделиться опытом и обсудить научные открытия, решить проблемы в какой-то определенной сфере.

Семинары для решения проблем бизнеса. Инициаторами являются собственники бизнеса.
Цель: повысить квалификацию работников, проинформировать о новом продукте, особенностях его применения и продвижения, обучить пользованию техническими программами. Важно, чтобы сотрудники не просто прослушали лекции на заявленную тему, но и задали вопросы, обсудили способы внедрения инноваций в зависимости от условий работы. Целью также может быть реклама нового продукта, тогда на мероприятие приглашаются представители СМИ и целевой аудитории.

Семинары по саморазвитию. Проводятся центрами личностного роста, школами эзотерики, фитнес-клубами и прочими подобными организациями.
Цель: повышение мотивации к развитию личных и физических качеств слушателей, донесение информации о новых продуктах и услугах, обсуждение со слушателями особенностей их применения в повседневной жизни.

Цель: осмысление необходимости и
возможности применения современных технологий
как показателя педагогической компетентности
современного педагога.

Задачи:

– систематизировать теоретические
знания о социально-педагогических понятиях в
образовании «компетентностный подход»,  
«компетентность»: смыслы и содержание
понятий;
– проанализировать и определить влияние
применения современных технологий в контексте
компетентностного подхода на качество
образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по
проектированию способов перехода на
компетентностный подход в образовательной
практике учреждений дополнительного
образования

Оборудование:

– компьютер, медиа-проектор,
медиа-экран, музыкальный центр;
– презентация “Современные технологии как
инструмент управления качеством образования” (Приложение 1);
– карточки для игры “Последствия” (Приложение
2
);
– памятки “Условия формирования ключевых
компетенций” (Приложение 3);
– визитки, мячик, ручки, чистые листы бумаги,
фломастеры.

План проведения семинара

  1. 1.Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение
    плана работы семинара.
  2. 2. Упражнение “Представление”

  3. Вступительная часть
  4. Теоретическая часть
  5. Практическая часть
  6. 1. Деловая игра
    2. Игра “Проблема на ладошке”
    3. Игра “Последствия”

  7. Рефлексия
  8. Итог семинара

I.

1. Приветствие. Цели и задачи семинара.
Сообщение плана работы семинара.

2. Упражнение “Представление”

Каждый участник оформляет в
произвольной форме карточку-визитку, где
указывает своё имя. Имя должно быть написано
разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится
так, чтобы её могли прочитать.

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все
участники сделали свом визитки и подготовились к
взаимному представлению, для чего они
объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе
своему партнёру.

Задача – подготовиться к
представлению своего партнёра всей группе.
Основная задача представления – подчеркнуть
индивидуальность своего партнёра, рассказать о
нём так, чтобы все остальные участники сразу его
запомнили. Затем участники садятся в большой
круг и по очереди представляют своего партнёра,
начиная презентацию со слов: “Для … самое
главное…”.

II. Вступительная часть

1. Эпиграф семинара.

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон – один из величайших
эрудитов XVII века, современник Галилея и
предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и
наставления нравственные и политические”

Учитель и ученик растут вместе:
обучение – наполовину учение.

Ли Цзи

III. Теоретическая часть

Программа модернизации содержания
образования затрагивает все стороны
образовательного процесса. Её задача состоит в
достижении нового качества – качества, которое
отвечает требованиям, предъявляемым к личности в
современных быстро меняющихся
социально–экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система
образования ориентировалась на знания как цель
обучения (ЗУНы). Преобразования российского
общества в целом и образования в частности
обусловили изменение требований к обучающимся.
“Выпускник знающий” перестал соответствовать
запросам социума. Возник спрос на “Выпускника
умеющего, творческого”, имеющего ценностные
ориентации. Решению этой проблемы призван помочь
компетентностный подход к обучению.

Рассмотрим понятия “компетенция” и
“компетентность”, которые почти синонимичны.

“Компетенция” – совокупность
взаимосвязанных качеств личности (знаний,
умений, навыков, способов деятельности), которая
позволяет ставить и достигать цели.

“Компетентность” – интегральное
качество личности, проявляющееся в общей
способности и готовности к деятельности,
основанной на знаниях и опыте.

Обучающийся считается компетентным по
результатам деятельности, если он способен
применять усвоенное на практике, то есть
перенести компетентность на определенные
ситуации реальной жизни.

Какими методиками и технологиями
необходимо владеть современному педагогу, чтобы
развивать у обучающихся ключевые компетенции?
Какими профессионально-педагогическими
компетенциями необходимо владеть самому
педагогу для того, чтобы обеспечивать
собственное профессиональное продвижение и
развитие? При каких условиях компетенции
перейдут на уровень профессиональной
компетентности? Попробуем разобраться в этом
вопросе.

IV. Практическая часть

1. Деловая игра

Участники делятся на три группы
“обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты”

Первый вопрос для обсуждения: когда
обучающемуся не интересно учиться? Когда
педагогу не интересно учить?

В течение 5 минут методом мозгового
штурма участники составляют перечень причин и
предоставляют группе “экспертов”, которые
готовят информационную справку для аудитории.

Из ответов эксперты выделяют 2-3
наиболее актуальные для данной аудитории
проблемы и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие
проблемы:

1. Недостаточный уровень владение
педагогом современными образовательными
технологиями препятствуют формированию
ключевых предметных компетенций.
2. Развитие у обучающихся способности
самостоятельно решать проблемы в различных
областях деятельности невозможно без
практико-ориентированной направленности
обучения.
3. Противоречие между фронтальными формами
организации обучения и “пассивными” методами
обучения с одной стороны и необходимость
обеспечения деятельностного характера обучения
с другой стороны.

Второй вопрос для обсуждения: станет
ли педагогу интересно учить, а обучающемуся
интересно учиться, если использовать в
образовательном процессе современные
образовательные технологии и методики?

В течение 5 минут участники подбирают
как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов
группы, доказывают эффективность технологии,
способной повысить интерес к процессу обучения.

Из ответов эксперты выделяют 2-3
наиболее эффективные, по мнению данной
аудитории, технологии и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие
технологии:

– личностно-ориентированные
технологии
предусматривают приоритет
субъект-субъектного обучения, диагностику
личностного роста, ситуационное проектирование,
игровое моделирование, включение учебных задач в
контекст жизненных проблем, предусматривающих
развитие личности в реальном, социокультурном и
образовательном пространстве;

– здоровьесберегающие технологии,
отличительной особенностью которых является
приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о
здоровье – обязательное условие
образовательного процесса;

– информационные технологии
позволяют индивидуализировать и
дифференцировать процесс обучения,
стимулировать познавательную активность и
самостоятельность обучающихся;

– игровые технологии позволяют
управлять эмоциональным напряжением в процессе
обучения, способствуют овладению умениями,
необходимыми для познавательной, трудовой,
художественной, спортивной деятельности, для
общения. В процессе игры дети незаметно
осваивают то, что трудным было ранее;

– проблемно-развивающие технологии
обучения
способствуют развитию творческих
способностей обучающихся; формированию
критического мышления и положительных эмоций.

проектные технологии, суть
которых состоит в том, что обучающийся в процессе
работы над учебным проектом постигает реальные
процессы, объекты, проживает конкретные
ситуации. В основе проектных технологий лежит
метод проектов, который направлен на развитие
познавательных навыков обучающихся,
критического мышления, формирование умения
самостоятельно конструировать свои знания,
умения ориентироваться в информационном
пространстве.

Компетентностный подход предъявляет
свои требования к педагогам: поиску новых форм,
методов, технологий обучения. Педагогу
необходимо ориентироваться в широком спектре
современных технологий, идей, направлений, не
тратить время на открытие уже известного.
Система технологических знаний является
важнейшим компонентом и показателем
педагогического мастерства современного
педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось
мнение, что педагогическое мастерство сугубо
индивидуально, поэтому его нельзя передать из
рук в руки. Однако, исходя из соотношения
технологии и мастерства, ясно, что
педагогическая технология, которой можно
овладеть, как и любая другая, не только
опосредуется, но и определяется личностными
параметрами педагога. Одна и та же технология
может осуществляться разными педагогами, где и
будут проявляться их профессионализм и
педагогическое мастерство.

2. Практикум

Педагоги Центра применяют в практике
своей деятельности современные технологии,
активные методы обучения, новые формы проведения
занятий и мероприятий.

Наиболее успешным мы считаем
применение игровых технологий Н.Е.Щурковой. Мы
имеем определённый опыт и результат в данном
направлении.

Игра “Проблема на ладошке”

Ход игры:

Каждому участнику предлагается
посмотреть на проблему как бы со стороны, как
если бы он держал её на ладошке.

Ведущий держит на ладошке красивый
теннисный мячик и обращается к участникам
семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и
небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля –
это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь.
Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью
был властен над ней?” (музыкальное
сопровождение: музыка вселенной)

Участники поочерёдно держат на
ладошке предмет, символизирующий проблему, и
высказывают своё личностное отношение к ней.

Комментарий конце игры: успех игры
возможен при соблюдении двух условий.

Во-первых, – наличие предмета,
символизирующего проблему. Это может быть свеча,
цветок, орех, шишка… – практически любой
предмет, но главное, отвечающий требованиям
эстетического вкуса. Профессионализм педагога
заключается не в подборе предмета, а в умении
предъявлять его детям. Предъявлять предмет не
вещно, объективно, а в его социокультурном
значении. Свеча – огонь, свет, человеческая
мысль, разум. Цветок – не растение,
вырабатывающее кислород, а Красота мира.

Во-вторых, здесь не может быть
“правильных” и “неправильных” ответов.
Главное – движение мысли. Наши проблемы не могут
существовать только внутри нас, если
существование понимать как жизнь в мире людей.

Игра “Последствия” (Приложение
2
)

– Человеку, в отличие от животных,
свойственно предвосхищать события, предвидеть
будущее путём логических операций, анализа
событий, поступков, слов, действий. На умение
предвидеть последствия влияет наш опыт.

Ход игры:

  1. Участник сообщает о совершенном действии
  2. (действия написаны на карточках: “Я
    принёс и вручил цветы хорошему человеку”, “Я
    грубо надсмеялась над коллегой”, “Я люблю
    приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть”,
    “Я начала курить”, “Нашла чей-то кошелёк и
    присвоила себе деньги”, “Я много читаю”,
    “Начала по утрам делать зарядку”, “Я сказала
    некрасивой, что она некрасивая”, “Забываю, зачем
    прихожу на работу”, “всегда довожу любое дело до
    конца”).

  3. Перед участником возникают поочерёдно
    Последствия происшедшего, произнося: “Я
  4. твоё последствие первое, я говорю
    тебе…”.

    Последствие-1 сообщает, что последует
    “сейчас” после совершенного участником;
    Последствие-2 предупреждает, что ожидает
    субъекта “через неделю”;

    Последствие-3 рисует картину “через
    месяц”;

    Последствие-4 предвидит неотвратимое
    “в зрелые годы”;

    Последствие-5 сообщает об итоге, к
    которому придёт участник в конце жизни.

  5. Выслушав предсказания будущего, участник
    принимает решение: либо он отказывается
    совершать в дальнейшем проделанное, либо он
    утверждается в значимости для своей жизни того,
    что он совершает.

Так как содержание того, что делает
участник, написано на карточке, которую он
выбирает из корзины, то при отказе от действия на
будущее играющий рвёт карточку, а при
утверждении своего поступка оставляет карточку
у себя в знак “присвоенного” поступка.

Вопрос участникам семинара в конце
игры
: что думалось во время игры?

V. Рефлексия

1. Вспомним, что говорил король одной
планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери
“Маленький принц”: “Если я повелю своему
генералу обернуться морской чайкой, и если
генерал не выполнит приказа, это будет не его
вина, а моя”. Что могут означать для нас эти
слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено
одно из важнейших правил успешного учения:
ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите,
реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые
педагогические инновации должны использоваться
грамотно, и педагог должен всегда
руководствоваться принципом: “Главное – не
навредить!”

2. Вопрос к участникам семинара:

– Что является условием формирования
или развития компетенций.

Итак, ключевые компетентности
формируются
, если (Приложение 3):

  • обучение носит деятельностный характер;
  • идет ориентация образовательного процесса на
    развитие самостоятельности и ответственности
    обучающегося за результаты своей деятельности
    (для этого необходимо увеличить долю
    самостоятельности работ творческого,
    поискового, исследовательского и
    экспериментального характера);
  • создаются условия для приобретения опыта и
    достижения цели;
  • применяются такие технологии преподавания, в
    основе которых лежат самостоятельность и
    ответственность педагога за результаты своих
    обучающихся (проектная методика, реферативный
    подход, рефлексия, исследовательский, проблемный
    методы, дифференцированное обучение,
    развивающее обучение);
  • происходит усиление практической
    направленности образования (через деловые,
    имитационные игры, творческие встречи,
    дискуссии, круглые столы);
  • педагог умело управляет обучением и
    деятельностью обучающихся. Еще Дистервег
    говорил, что “Плохой учитель преподносит истину,
    хороший – учит ее находить”, а для этого он
    должен сам обладать педагогической
    компетентностью).

VI. Итог семинара

1. Мы стремимся найти формы, которые
помогут коллективу успешно освоить стратегию
компетентностного обучения. И предлагаемая
линия действий может нам в этом помочь: попробуй
сам – предложи обучающимся – поделись с
коллегами – найди единомышленников –
объедините усилия. Ведь только вместе можно
добиться наилучшего успеха.

2. Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость,
поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий
начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из
участников. Они начинают хлопать вдвоем.
Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит
на другого участника, включая его в игру. Таким
образом, начинают хлопать все участники.

Список литературы:

1. Педагогические технологии: учебное пособие
для студентов педагогических специальностей /
под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: –
Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые
методики. – М.: Педагогическое общество России,
2002, – 224 с.
3. Хуторской А.В. Статья “Технология
проектирования ключевых компетенций и
предметных компетенций”. // Интернет– журнал
«Эйдос».
4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В.
Компетентностный подход в образовании. Проблемы,
понятия, инструментарий. Учебно-методическое
пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Imax b6 mini balance connect error как исправить
  • Как найти все аккаунты человека в инстаграме
  • Как составить досудебную претензию в авиакомпанию
  • Как найти координаты остановок
  • Как найти потерявшегося друга в майнкрафт

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии