Как составить план работы прокуратуры

План
в органах прокуратуры — это
управленческий акт, в котором
разработана система, мероприятий,
реализация которых позволяет усилить
борьбу с нарушениями закона, улучшить
состояние законности
.

В
отличии от плана,
планирование работы в органах прокуратуры
представляет собой деятельность,
направленную на оптимальное
распределение ресурсов для достижения
поставленных 
целей
и решения задач.

В
самом общем виде планирование в органах
прокуратуры состоит включает в себя:

-постановка
целей и задач;

-составление
программы действий (мероприятий);

-определение
срока проведения мероприятий;

-определение
непосредственных исполнителей и
доведение до них запланированных
мероприятий;

-фиксация
результатов планирования в материальном
виде, (в письменной форме)

Качество
планирования в органах прокуратуры
РФ с одной стороны, обуславливает уровень
организации работы, с другой,
целенаправленность принимаемых
прокуратурой действий (мероприятий),
направленных на активизацию борьбы
с преступлениями и другими нарушениями
закона.

Планирование
в органах прокуратуры представляет
собой творческий процесс, направленный
на обеспечение законности. Поскольку,
на состояние законности оказывают
влияние самые различные факторы,
политического, социально-экономического
характера и некоторые другие постольку,
планирование мероприятий по обеспечению
законности связанно с решением
экономических, социальных, организационных
и иных вопросов. Указанные особенности
обеспечения законности предопределяют
важность надлежащего формулирования
целей и задач в планировании.

Надлежаще
организованное в органах прокуратуры
планирование обеспечивает сосредоточение
необходимых сил и средств на проблемных
направлениях деятельности прокуратуры
по обеспечению законности.

Планирование
в органах прокуратуры базируется на
следующих принципах:

-целенаправленности
и конкретности,

в соответствии с которым, планирование
направлено на достижение конкретных
целей, в нем юридической грамотностью
и полнотой определены запланированные
мероприятия и проверяемые объекты.
Мероприятия, включенные в план, должны
отражать намеченные цели, которые
предполагается достигнуть в результате
их исполнения;

-оптимальной
достаточности
планов
определяет соответствие объема работы
реальному штату и иным возможностям
прокуратуры, наличию сил и средств,
времени для его реализации
в установленные сроки. В соответствии
с данным началом план работы должен
быть гибким, а мероприятия равномерно
распределены по времени их исполнения
таким образом, чтобы в каждом месяце,
квартале, полугодии предусматривалась
примерно одинаковая нагрузка на каждого
исполнителя. Подобный подход к планированию
позволит более рационально использовать
рабочее время и усилить эффективность
надзорной и ненадзорной деятельности
прокуратуры направленной на обеспечение
исполнения закона.

В планы
органов прокуратуры РФ не заносятся
второстепенные мероприятия повседневная
работа, а также мероприятия, не входящие
в компетенцию органов прокуратуры.
Недопустимо чрезмерное сужение сферы
планирования. Оптимальная достаточность
обеспечивается избирательным подходом
к планируемым мероприятиям, направленным
на разрешение наиболее актуальных и
приоритетных проблем прокурорской
деятельности, включенным в план по
основаниям результатов анализа
состояния законности;

-стабильности,
обуславливающим
неизменность плановых мероприятий. При
этом, допустима корректировка плана в
случае возникновения определенных
изменений состояния законности на
обслуживаемой территории, приводящей
к отсутствию необходимости исполнения
того, либо иного, запланированного
мероприятия.  Изменение плана
происходит на основании мотивированного
ходатайства соответствующих должностных
лиц прокуратуры либо по личной
инициативе прокурора, а также по указанию
вышестоящего прокурора либо его
заместителя. Внесение изменений в план
оформляется распоряжением прокурора.
Просчеты в планировании влекут
за собой неудовлетворительное
качество проводимых проверок и низкую
результативность.

В
органах прокуратуры РФ применяются
следующие виды планирования: перспективное,
текущее, оперативное, индивидуальное
и координационное. По срокам исполнения
различают перспективное, текущее и
оперативное планирование. В зависимости
от направленности, объема
и разносторонности включенных в план
мероприятий, а также количества
исполнителей планы делятся на комплексные
и индивидуальные.

Перспективное
годовое
планирование, включающее в себя комплекс
мероприятий, направленных на борьбу
с преступлениями и другими нарушениями
закона. Оно осуществляется совместно
с правоохранительными органами и
основано на прогнозировании нарушений
закона. В обязанность прокурора входит
проведение анализа состояния законности
на поднадзорной территории и выделение,
на его основе, определенных закономерности,
характерных для данной территории.
Определение закономерностей обусловлено
временем, территорией, численностью
и составом населения, характером
производства, миграцией и другими
факторами. На их основе прокурор
определяет основные направления
деятельности прокуратуры в текущем
периоде, выявляет наиболее неблагополучные,
с позиции соблюдения действующего
законодательства, объекты, которые
станут предметом пристального внимания
прокурора и определяет комплекс
мероприятий, направленных на борьбу
с преступностью и другими нарушениями
закона, включая их в план.

Текущее
планирование

осуществляется в соответствии
с положениями п. 4.1 Регламента
Генеральной прокуратуры РФ,
утвержденного приказом Генерального
прокурора РФ от 03.06.2013 № 230 «Об
утверждении Регламента Генеральной
прокуратуры Российской Федерации».
Согласно им, работа Генеральной
прокуратуры РФ планируется на полугодие.
Работа прокуратур субъектов РФ,
городских, районных и приравненных к
ним прокуратур. также планируется
на полугодие. Текущее планирование
в органах прокуратуры является основным.
В него включаются конкретные мероприятия
по отдельным направлением прокурорской
деятельности. К текущему планированию
предъявляются жесткие требования: оно
должно быть реальным (исполнимым), что
обеспечивается изучением состояния
законности в регионе и тщательным
продумыванием каждого запланированного
мероприятия.

Текущий
план составляется на основании детального
анализа количество и видов преступлений
и иных нарушений закона, совершаемых
в регионе, степень их тяжести
и распространенности, определения
мест наибольшего распространения
преступности, выявления и учета
недостатков работы прокуроров и иных
должностных лиц.

Сведения
о состоянии законности, собираются из
источников. В-первых, это информация,
находящаяся в самой прокуратуре:
разрешенные жалобы, уголовные дела,
исковые заявления, акты прокурорского
реагирования и т.д. Во-вторых —
информация, которой располагают
администрации различных органов,
организаций, учреждений, предприятий
(имеются в виду различные инспекции,
санитарно-эпидемические службы,
контрольно-ревизионные управления,
комиссии по делам несовершеннолетних,
административные комиссии, суды) и т.д.
После надлежащего анализа полученных
сведений о состоянии законности в
прокуратуре разрабатываются и включается
в план мероприятия, реализация которых
принесет максимально эффективный
результат в деле укрепления законности.
Именно тщательный анализ состояния
законности на обслуживаемой территории
дает прокурору гарантии реальности
планирования.

Текущий
план состоит из двух видов мероприятий:
проверки исполнения законов и обобщения
прокурорской практики. В него могут
также включаться мероприятия, направленные
на повышение исполнительской дисциплины
прокурорских работников. Процесс
формирования плана складывается из трех
взаимосвязанных этапов.

Предварительного
этапа,

представляющего собой подготовку
обобщенных документов и предложений
к проекту плана, с указанием
конкретных исполнителей и лиц,
ответственных за организацию
исполнения каждого включенного в план
мероприятия.

Этапа
представления прокурору письменных
предложений о включении в план конкретных
мероприятий
.
Вся информация дифференцируется
по конкретным направлениям прокурорской
деятельности, которые закреплены за
конкретными прокурорскими работниками
распоряжением о распределении служебных
обязанностей, анализируется и представляется
прокурору к установленному сроку
с письменными предложениями
и обоснованиями необходимости
включения мероприятия в текущий план
работы прокуратуры. При этом, предложения,
должны быть мотивированными и содержать
сведения о сроках и способах
исполнения мероприятий, ответственных
лицах и соисполнителях, а также
предполагаемых формах реализации
результатов. При подготовке плана
обязательно принимаются во внимание
требования приказов и указаний
вышестоящих прокуроров, решения коллегий
вышестоящих прокуратур и координационных
совещаний правоохранительных органов
по борьбе с преступностью. Учитываются
и мероприятия целевых региональных
и муниципальных программ борьбы
с преступностью. Основанием
для включения в план тех или иных
мероприятий являются полученные сведения
о нарушениях законности. Изучение
аналитических документов, предложений
и другой информации, а также
формулирование текущего плана в
прокуратурах первичного звена прокурорской
системы осуществляется лично прокурором.

Оформляется
текущий план по установленной форме
с указанием порядкового номера,
наименования мероприятия, срока
исполнения, исполнителя, планируемого
результата и примечания.

При подготовке
плана необходимо исходить из оценки
повседневной текущей работы отдельного
прокурорского работника, его функциональных
обязанностей. Назначать исполнителей
с учетом закрепленных за ними
обязанностей, учетом их квалификации
и способности осуществлять выполнение
конкретного мероприятия.

Этапа
окончательного оформления плана и
закрепление его на материальном носителе.

На этом этапе происходит проработка и
редакция плана, сопоставление
запланированных в текущем плане
мероприятий с мероприятиями плана
вышестоящей прокуратуры. С проектом
плана знакомятся все работники аппарата
прокуратуры, и в случае необходимости
в него вносятся уточнения и замечания
исполнителей, что позволяет сделать
план содержательным и конкретным.
Окончательный проект плана обсуждается
на коллегии в Генеральной прокуратуре,
прокуратурах субъектов федерации и
приравненных к ним прокуратурах,
или оперативном совещании в прокурорах
первичного звена прокурорской системы.
План подписывается прокурором
до наступления срока его реализации.
После этого с планом знакомятся все
оперативные работники прокуратуры.
Копия плана направляется в установленном
порядке вышестоящему прокурору. Контроль
и ответственность за исполнение
плана возлагается лично на прокурора,
руководителя соответствующей прокуратуры.

Оперативное
планирование
проводится
в срок до одного месяца. Оно, как правило,
применяется при проведении конкретных
проверок бригадой прокурорских
работников, разрешении несколькими
прокурорскими работниками сложных,
много эпизодных обращений граждан, и
т.д. В органах прокуратуры при проведении
объемных проверок или разрешении
сложных материалов практикуется
составление еженедельных
планов-графиков.

Они представляют собой таблицу, в которую
вносятся дни недели и конкретные
мероприятия, запланированные на конкретное
время каждого дня. Подобный план очень
удобен в использовании, прост
в составлении и элементарен
в проверке. Как показывает практика,
составление и применение подобных
планов приносит большой положительный
результат.

Комплексное
планирование
применяется
в органах прокуратуры РФ
в
связи с проведением комплекса мероприятий,
направленных на исполнение определенного
вида законодательства. Например,
комплексный план мероприятий прокуратуры
по противодействия коррупции; комплексный
план по противодействия экстремизму;
комплексный план противодействия
преступности среди несовершеннолетних
и т.д.

Индивидуальное
планирование
— это планирование работы каждого
прокурорского работника, (прокурора,
заместителей прокурора, старших
помощников и помощников). Как показывает
практика, для ведения личного календарного
плана используются еженедельники
установленного образца, где предусмотрены
разделы, что нужно сделать, в какое
время, кого пригласить, кому позвонить,
где необходимо быть и т.д. Индивидуальное
планирование помогает распределить
время для достижения результативности
в работе, способствует повышению
организованности и профессионализма
всех прокурорских работников.

К
числу индивидуальных (личных) планов
относятся:

-планы
повышения деловой квалификации и
профессионального мастерства;

-личный
план работы на день, неделю, месяц;

-план
проведения прокурорским работником
надзорной проверки;

-план
проверки прокурором обращения гражданина;

-план
выступления прокурора в судебном
заседании и некоторые другие.

В
органах прокуратуры РФ применяется
также
отраслевое и координационное
планирование.

Отраслевые
планирование.

Как показывает практика, отраслевые
планы составляются на непродолжительное
время (неделя, месяц, квартал).В них
группируются мероприятия направленные
на обеспечения законодательства в одном
направлении прокурорской деятельности,
например, надзора за исполнением
законодательства о несовершеннолетних, надира
за исполнением закона о коррупции,
наркомании и токсикомании и т.д.
Отраслевыми планами также предусматриваются
мероприятия по концентрации усилий
прокуратуры по борьбе с нарушениями
законов в различных сферах правовых
отношений: социальной, бюджетной,
налоговой и др.

Координационное
планирование — это планирование
координационной деятельности
правоохранительных органов по борьбе
с преступностью.
Борьбу
с преступностью необходимо проводить
совместными усилиями всех правоохранительных
органов осуществляющих эту борьбу по
единому координационному плану.
В
соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о прокуратуре
Российской Федерации Генеральный
прокурор и подчиненные ему проку­роры
координируют деятельность по борьбе с
преступностью органов внутренних дел,
Федеральной службы безопасности,
налоговой полиции, таможенной службы
и других правоохрани­тельных органов.

Координация
деятельности правоохранительных органов
по борьбе с преступностью возложена на
органы прокуратуры РФ, в связи с тем,
что именно прокуратура более всех других
правоохранительных органов информирована
о состоянии преступности как по всей
федерации, так и в отдельно взятой
обслуживаемой территории.

Разработке
плана координационной деятельности
правоохранительных органов по борьбе
с преступностью
предшествует
анализ состояния, структуры и динамики
преступности. Планирование координационной
деятельности увязывается с планами
координационной деятельности федеральных
правоохранительных органов и органов
субъектов РФ. Планы составляются
с учетом решений коллегий и оперативных
совещаний, приказов, указаний и других
организационно-распорядительных
документов прокуратур и иных
правоохранительных органов. При планировании
также учитываются общие программы
борьбы с преступностью и планы
социального развития городов и районов.

Координационный
план составляется соответствующим
прокурором на полугодие и включает в
себя мероприятия, согласованные с
руководителями указанных правоохранительных
органов. План составляется на год
и утверждается на заседании
координационного совещания. Данный
срок планирования является оптимальным,
поскольку динамика преступности
на местах изменяется достаточно
часто. Подобная практика дает
возможность маневра при планировании
мероприятий, направленных на укрепление
законности и борьбу с преступлениями.

Как
и текущий, координационный план
правоохранительных органов по борьбе
с преступностью состоит из следующих
видов мероприятий:

-проверки
исполнения законов наруше­ния которых
служат причинами или условиями,
способствующими совершению преступлений.
Например, проверки исполнения законов
о банках, банковской деятельности,
приватизации, налогового законодательства,
законодательства о со­хранности
цветных металлов и др.;

— обобщения
практики соответствующих правоохранительных
органов.

В
него могут также включаться мероприятия,
по совершенствованию деятельности
самих правоохранительных органов по
борьбе с преступностью;

Планы
разрабатываются и принимаются на
координационных совещаниях руководителей
правоохранительных органов и ими
подписываются.

Формирования
координационных планов состоит
из нескольких этапов. Во-первых, это
представление руководителями
правоохранительных органов обоснованных
предложений о включении в план
мероприятий, подлежащих рассмотрению
на координационных совещаниях.
В предложениях указываются
предполагаемые сроки исполнения, органы,
ответственные за подготовку вопроса
руководители, а также предполагаемые
результаты. Секретариат или секретарь
(в прокуратурах городов и районов и
приравненных к ним прокуратур)
координационного совещания на основании
поступивших предложений готовит проект
плана координационных мероприятий
докладывает об этом прокурору и
направляет его на согласование другим
руководителям правоохранительных
органов являющимися членами данного
координационного совещания. После
согласования проект утверждается
прокурором и подписывается всеми
членами совещания.

После
утверждения план направляется
руководителям правоохранительных
органов, а его копия направляется
руководителям местных органов власти,
губернатору, префекту, главе администрации
и т.д. для сведения и согласования
с программой по борьбе с преступностью,
принимаемой ежегодно администрацией
обслуживаемой территории. Структурированно
план состоит из: названия, порядкового
номера мероприятия, наименование, срок
исполнения мероприятия, ответственных
за исполнения должностных лиц и
примечания.

Глава8

Рассмотрение
и разрешение заявлений, жалоб и иных
обращений в органах прокуратуры Российской
Федерации

В
результате освоения данной темы студент
должен:

знать:

—понятие
обращения, виды обращений, рассматриваемых
органами прокуратуры;

—порядок
регистрации и учета обращений в органах
прокуратуры;

—сроки
разрешения обращений в органах
прокуратуры;

уметь:

— принимать
решения по поступившему в органы
прокуратуры обращению;

— принимать
решения по результатам рассмотрения
обращения;

— работать
с обращениями, поступившими в форме
электронного документа;

—владеть:

— навыками
разрешения обращений, поступающих в
органы прокуратуры;

— навыками
ведения личного приема заявителей.

Планирование является одним из организационных начал обеспечения деятельности прокуратуры по реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Состояние планирования отражает не только уровень организации работы, но и целенаправленность принимаемых мер по укреплению правопорядка.

Планированием достигается концентрация сил и средств на приоритетных направлениях прокурорского надзора.

Планирование – это решение вопросов о последовательности и сроках выполнения комплекса или отдельных видов работ с учетом имеющихся штатных, ресурсных и иных возможностей в целях достижения желаемого результата.

План вносит в работу четкость, делает ее организованной, целеустремленной и облегчает осуществление контроля. Важно, чтобы прокурор и его подчиненные четко представляли, чего они хотят добиться.

Если рассматривать цель как достижение желаемого результата, то в деятельности прокуратуры можно выделить главные, функциональные и вспомогательные цели. Главная цель – стремление получить определенный результат в состоянии законности на поднадзорной территории или объекте; функциональная – достичь определенного уровня правоприменительной практики; а вспомогательная – создание необходимых условий для реализации указанных целей.

Таким образом, на первом этапе планирования определяются цели деятельности прокуратуры района (города); на следующем – формируются мероприятия, необходимые для достижения планируемых целей.

Схематически примерный план можно выразить так: цель – мероприятие – исполнители – срок – фактический результат.

Сформулированные в плане мероприятия должны базироваться на следующих принципах: экономичность, стабильность, конкретность и реальность.

Принцип стабильности означает, что в течение периода, на который рассчитан план, в него без особой нужды не вносятся изменения, которые обычно связаны с внеплановыми заданиями прокуратуры субъекта Федерации. Конкретность предполагает точное указание в плане предмета надзорных действий, объектов надзора, исполнителей и сроков выполнения. Недопустимы декларативные, общие формулировки.

В некоторых прокуратурах для планирования применяется «Постоянная схема направлений и объектов прокурорского надзора за исполнением законов», разработанная в Буйской межрайонной прокуратуре Костромской области.

Эта схема предусматривает:

  • постоянные направления надзора (например, исполнение законов органами местного самоуправления, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие );
  • постоянные объекты надзора (городская и районная администрации, отдел внутренних дел);
  • постоянные мероприятия по каждому направлению надзора (анализ, проверки, участие в заседаниях);
  • постоянные сроки, периодичность выполнения мероприятий;
  • постоянные, с учетом распределения обязанностей, исполнители.

Планируя постоянные мероприятия, нужно учитывать результаты анализа состояния законности, полученную информацию и сигналы о нарушениях, задания прокуратуры субъекта Федерации.

В составлении плана должны принимать участие все прокурорские работники. Проект плана, с учетом полученных заданий, вносится на рассмотрение оперативного совещания при прокуроре района (города). Обсуждение его позволит учесть опыт, знания и нагрузку каждого работника.

В практике районных (городских) прокуратур применяются три вида планов:

  • перспективные (годовые);
  • текущие (полугодовые, но могут разрабатываться квартальные и месячные);
  • краткосрочные (недельные, ежедневные).

Самостоятельным видом является план координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Планирование на длительные сроки в настоящее время не имеет особого распространения. В существующие долгосрочные (перспективные) планы включаются мероприятия, вытекающие из местной либо региональной программы по противодействию преступности и правонарушениям, это мероприятия, направленные на выявление и устранение обстоятельств, способствующих преступлениям, пресечение нарушений прав и охраняемых интересов граждан.

На долгосрочной основе, в соответствии с установками прокуратуры субъекта Федерации, могут планироваться мероприятия по усилению надзора за исполнением законов в той или иной сфере социально-экономической жизни и, безусловно, меры по устранению просчетов в организации собственной работы, выявленных комплексной проверкой.

К перспективным планам относятся планы координации совместных действий правоохранительных органов. Они включают мероприятия по совместному анализу состояния динамики и структуры преступности в районе (городе); подготовку для администрации и органов местного самоуправления материалов по вопросам предупреждения преступности; рассмотрение на координационном совещании состояния правоприменительной практики по борьбе с конкретными видами преступных проявлений; вопросы совершенствования профилактической работы (а также сроки и исполнители мероприятий).

Текущие планы дополняют и развивают перспективные планы. При их составлении следует предусматривать определенный резерв на случай выполнения срочных заданий, не предусмотренных планом и вызванных непредвиденными обстоятельствами.

В текущие планы включаются следующие мероприятия:

  • подведение итогов деятельности прокуратуры за определенный период, предшествующий планируемому;
  • проведение координационных и межведомственных совещаний;
  • проверки соблюдения законов в организациях и учреждениях, органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • изучение различной категории уголовных, гражданских и административных дел;
  • отчеты о работе следователей и помощников прокурора;
  • мероприятия по повышению деловой квалификации кадров.

Этот перечень примерный, главное, конкретные мероприятия должны быть продиктованы состоянием законности в районе (городе) и уровнем правоприменения.

Непременное условие – точное и своевременное выполнение плановых заданий во избежание неоправданной спешки, переноса мероприятий на следующий срок, поверхностных выводов.

Материалы проверок и других надзорных акций принято реализовать сразу по выполнении задания, в обозначенные сроки.

После выполнения плана его рекомендуется обсудить на оперативном совещании, где прокурор района (города) должен дать оценку содержанию и качеству проведенной работы.

Эффективной деятельность прокуратуры может быть лишь тогда, когда планируется не только работа прокуратуры в целом, но и каждого прокурора и следователя в отдельности. Индивидуальные планы позволяют правильно распределить время и использовать его с максимальной отдачей.

Эти планы, безусловно, не заменяют планов расследования конкретных уголовных дел, планов проведения проверок исполнения законов, планов-программ изучения дел, проведения обобщений. (Последние служат основой для составления индивидуальных планов.)

Индивидуальный план рекомендуется составлять в конце рабочего дня, недели или декады, это непреложное правило.

Удобно, а главное, практично пользоваться календарем-еженедельником: достаточно места для записей и хорошо видна нагрузка в течение всей рабочей недели. В настоящее время имеется значительное количество различных вариантов календарей, ежедневников, органайзеров.

Интересно

Широкие возможности для моделирования различных форм индивидуального планирования дает использование компьютерной техники. Это позволяет учесть все многообразие деятельности конкретного прокурора и следователя, формализовать учет работы, ввести заранее повторяющиеся мероприятия.

Разновидностью индивидуального планирования служат различного рода графики. Сущность их заключается в том, что в одной части этой формы перечисляются объекты планирования (виды работ, вызываемые лица, совещания и т.п.), а во второй – время, необходимое для проведения работ. Такой график, кроме того, служит хорошим средством самоконтроля.

Планирование является одним из организационных начал обеспечения деятельности прокуратуры по реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Состояние планирования отражает не только уровень организации работы, но и целенаправленность принимаемых мер по укреплению правопорядка.

Планированием достигается концентрация сил и средств на приоритетных направлениях прокурорского надзора.

Планирование – это решение вопросов о последовательности и сроках выполнения комплекса или отдельных видов работ с учетом имеющихся штатных, ресурсных и иных возможностей в целях достижения желаемого результата.

Сущность планирования состоит в определении целей деятельности прокуратуры, формировании конкретных мероприятий для достижения этих целей, сроков исполнения мероприятий и их исполнителей.

План вносит в работу четкость, делает ее организованной, целеустремленной и облегчает осуществление контроля. Важно, чтобы прокурор и его подчиненные четко представляли, чего они хотят добиться. Если рассматривать цель как достижение желаемого результата, то в деятельности прокуратуры можно выделить цели:

    • главные – стремление получить определенный результат в состоянии законности на поднадзорной территории или объекте;
    • функциональные – достичь определенного уровня правоприменительной практики;
    • вспомогательные  – создание необходимых условий для реализации указанных целей.

Таким образом, на первом этапе планирования определяются цели деятельности прокуратуры района (города); на следующем – формируются мероприятия, необходимые для достижения планируемых целей.

Схематически примерный план можно выразить так: цель – мероприятие – исполнители – срок – фактический результат.

К типичным мероприятиям, включаемым в план, относятся:

    • подведение итогов деятельности прокуратуры за определенный период, обсуждение их на совещаниях;
    • прокурорские проверки исполнения законов;
    • обобщение практики прокурорского надзора;
    • мероприятия, связанные с повышением деловой квалификации;
    • заседания коллегии и др.

Планы должны быть (требования к планам):

    1. экономичными;
    2. комплексными;
    3. конкретными по предмету, месту, лицам и срокам его исполнения;
    4. реальными (основываться на правильном расчете имеющихся сил, средств и времени, необходимых для их выполнения).

Каждое планируемое мероприятие должно иметь основание, к которым относятся как решения вышестоящих органов прокуратуры, так и результаты обобщения обращений граждан, анализ состояния законности и др.

Виды планов в органах прокуратуры

В органах прокуратуры применяют три вида планов:

    1. перспективные (на год и более);
    2. текущие (полугодовые, квартальные и месячные);
    3. краткосрочные (недельные, ежедневные).

Разновидности планов:

    • планы работы органов прокуратуры по повышению деловой квалификации,
    • планы стажировки,
    • планы проведения надзорных проверок и др.

Основными планами в органах прокуратуры, которые, как правило, составляются на полугодие, являются:

    1. план работы прокуратуры;
    2. план основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
    3. план работы постоянно действующего семинара по повышению профессиональной подготовки работников;
    4. план работы прокуратуры по взаимодействию со СМИ и общественностью и др.

При проведении объемных проверок или разрешении сложных материалов практикуется составление еженедельных планов-графиков. План-график — это таблица, в которую вносятся дни недели и конкретные мероприятия, запланированные на конкретное время каждого дня. Подобный план очень удобен в пользовании, прост в составлении и элементарен в проверке. Используются и отраслевые планы, которые определяют деятельность прокуратуры по направлениям прокурорской деятельности. В таких планах группируются мероприятия, касающиеся одного направления деятельности или отдельной отрасли, например надзора за исполнением законов о несовершеннолетних, о борьбе с коррупцией и др.

Процесс планирования обычно включает:

    1. сбор необходимой информации;
    2. анализ состояния законности;
    3. разработку прогнозов;
    4. подготовку проекта плана и его обсуждение;
    5. утверждение плана;
    6. организацию исполнения плана.
Индивидуальное планирование работников прокуратуры

Кроме планирования работы органа прокуратуры в целом, отраслевого планирования, осуществляется также планирование работы каждого прокурорского работника, в том числе прокурора, его заместителей и помощников. Для ведения личного календарного плана на практике используются еженедельники установленного образца, где предусмотрены разделы, что нужно сделать, в какое время, кого пригласить, кому позвонить, где необходимо быть и т.д. Индивидуальное планирование существенно помогает распределить время для достижения результативности в работе, способствует повышению организованности и профессионализма прокурорских работников.

К числу индивидуальных (личных) планов относятся:

    • планы повышения деловой квалификации и профессионального мастерства;
    • личный план работы на день, неделю, месяц;
    • проверки жалоб, заявлений граждан;
    • проведения надзорной проверки;
    • выступления в судебном заседании и иные планы.

9. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР, АДВОКАТУРА, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

9.1. К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ В ПРОКУРАТУРЕ ГОРОДА, РАЙОНА

Максимов В. А., д.ю.н., профессор,

ИПК РК Академия Генеральной прокуратуры РФ

(Продолжение. Начало в №2, 2008 г.)

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Важным условием и одновременно необходимым средством подготовки действенных планов работы является надлежащее информационное обеспечение планирования в органах прокуратуры. К основным источникам информационного обеспечения планирования в прокуратуре города, района следует отнести:

— решения вышестоящих прокуратур (приказы, указания, распоряжения, инструкции, планы, работы Генпрокуратуры, прокуратуры субъекта и иные организационнораспорядительные документы, а также задания);

— выводы и предложения, содержащиеся в материалах комплексного анализа состояния законности и правопорядка на поднадзорной территории за прошедший период;

— информация, содержащаяся в заявлениях, жалобах, иных обращениях граждан;

— прогноз изменений в криминогенной обстановке, состоянии законности и правопорядка на поднадзорной терри-тории(объекте);

— прогноз изменений в социально-экономической, демографической обстановке в регионе, городе, районе;

— изменения в законодательстве, являющемся объектом надзорной деятельности;

— результаты различных проверок (комплексных, целевых и т.п.) деятельности прокуратуры города, района;

— положительный опыт организации и осуществления планирования работы иных органов прокуратуры;

— положения и мероприятия региональных и муниципальных программ по борьбе с преступностью;

— материалы, в том числе и негативного характера, содержащиеся в средствах массовой информации о деятельности органов прокуратуры и отдельных прокурорско-следственных работников;

— информация правоохранительных и контролирующих органов;

— аналитические записки и иная справочная информация, поступающая в прокуратуру регулярно либо по запросу, другие источники.

Необходимо также учитывать и традиционный информационный ресурс, имеющийся в прокуратурах городов, районов. К объектам информационного обеспечения деятельности прокуратур основного звена принято относить:

— состояние преступности, динамику, структуру и тенденции ее развития;

— состояние законности в экономической, социальной и других сферах деятельности, в т.ч. в деятельности органов государственного контроля;

— соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

— законность правовых актов органов государственной и исполнительной власти ;

— законность уголовного преследования;

— расследование уголовных дел о тяжких, особо тяжких и нераскрытых преступлениях;

— состояние законности в уголовном судопроизводстве;

— участие прокурора в уголовном и гражданском судопроизводстве;

— исполнение законов об оперативно-розыскной деятельности;

— соблюдение законности при регистрации и разрешении сигналов о совершенных преступлениях;

— исполнение приказов, указаний, решений коллегий, координационных совещаний, заданий и поручений вышестоящих прокуроров;

— систематизация законодательства;

— вопросы противодействия угрозам терроризма и экстремизма, иные источники.

С учетом внутренней потребности конкретной гор-райспецпрокуратуры прокурором — руководителем города (района) могут быть определены и иные объекты (источники) информационного обеспечения, которые также могут и должны учитываться при подготовке плана работы.

Организующее воздействие прокурора-руководителя должно влиять на весь процесс формирования плана, условно подразделяющегося на три этапа: а) предварительный; б) подготовки проекта плана и в) завершающий этап, во время которого осуществляется обсуждение проекта плана и его утверждение.

Предварительный этап включает в себя подготовку обобщенных аналитических документов по основным направлениям деятельности горрайспецпрокуратуры.

На этом этапе прокурором на оперативном совещании ставится перед работниками задача подготовить обобщенные документы и предложения в проект плана с указанием конкретных исполнителей и лиц, ответственных за организацию их исполнения.

Поступающая в прокуратуру информация по направлениям прокурорского надзора накапливается оперативными работниками в соответствии с закрепленными за ними служебными обязанностями. На основании анализа этой информации заместители прокурора, помощники, иные категории работников представляют к установленному сроку письменные предложения с обоснованием необходимости включения мероприятий в план работы на предстоящий период..

Планируя мероприятия, следует резервировать возможности конкретной прокуратуры для оперативного реагирования на поступающую информацию о нарушениях законности.

В процессе подготовки плана принимаются во внимание требования приказов и указаний вышестоящих прокуроров, их поручения, решения коллегий и координаци-

онных совещаний. При этом первостепенное внимание должно уделяться анализу и учету планов работы вышестоящих органов прокуратуры. В необходимых случаях учитываются мероприятия целевых региональных и муниципальных программ по организации борьбы с преступностью, укреплению законности и другим видам правоохранительной деятельности.

Основаниями для включения в план тех или иных мероприятий являются данные о нарушениях законности, полученные как из прямых обращений граждан, так и из оценки уголовных и гражданских дел, информации правоохранительных и контролирующих органов, органов власти, статистических сведений, анализа прокурорской и иной правоприменительной практики, сообщений средств массовой информации, должностных лиц и других источников информации.

Работа по изучению аналитических документов, внесенных предложений и другой информации, а также по формулированию проекта плана, как правило, осуществляется лично прокурором города, района. В крупных горрайспецпрокуратурах эти обязанности могут быть возложены и на заместителя прокурора, который готовит проект плана и докладывает прокурору.

При подготовке плана следует руководствоваться следующими положениями. Во-первых, предусматривая любое плановое задание и его исполнителей, нужно исходить из оценки повседневной текущей работы каждого работника и его функциональных обязанностей. Во-вторых, следует учитывать характер выполняемой работы. Определять исполнителей по каждому заданию плана целесообразно не только согласно закрепленным за ним обязанностям, но с учетом квалификации и способностей прокурорского работника осуществлять выполнение той или иной работы (например, одни склонны к аналитической работе, другие — к проведению проверок).

Используя статистические сведения, следует критически оценивать данные о структуре и динамике преступности, раскрываемости и другие сведения, характеризующие работу органов прокуратуры. Известно немало фактов, когда при проведении целевых прокурорских проверок в органах дознания, имеющих хорошие статистические показатели, обнаруживалась негативная практика систематического укрытия от учета преступлений.

При определении круга проблем и вопросов, подлежащих включению в план, целесообразно объективно оценить эффективность выполнения ранее запланированных мероприятий. Это позволяет избежать формализма в планировании, текстуального повторения в новом плане ранее ставившихся вопросов, заставляет искать и находить новые пути решения задач укрепления законности и правопорядка на поднадзорной территории. В то же время не всегда следует отвергать возможность переноса в новый план ранее планировавшихся мероприятий. Подобная практика допустима в случаях, когда отдельные мероприятия в силу различных обстоятельств не были выполнены либо когда существует объективная необходимость в планируемом периоде продолжить решение того или иного актуального вопроса.

Второй этап — подготовка проекта плана. На этом этапе, пользуясь сведениями, полученными в результате обобщения, обработки и анализа информации, с учетом выявленных проблем и тенденций, идет подготовка мероприятий в план работы прокуратуры.

Эффективность любого плана в значительной мере предопределяется внешней формой его выражения. Ибо форма плана помимо общей внутренней структуры, отражающей его содержание, включает в себя необходимые реквизиты, то есть совокупность формальных элементов, отсутствие которых лишает документ юридической силы, а также графическое изображение (разбивка текста плана на ряд составляющих его частей1).

План работы в органах прокуратуры составляется по определенной форме, где традиционно предусматриваются соответствующие графы (порядковый номер, наименование и содержание планируемых мероприятий, срок их исполнения, исполнители, в том числе ответственные за исполнение, отметки об исполнении).

Мероприятия должны содержать указания на способ, время и место их выполнения, называть конкретных исполнителей, предполагаемую форму реализации.

Мероприятия плана должны быть актуальными, обоснованными, напряженными, отвечать иным требованиям, обеспечивающим реализацию поставлен-

~ 2

ных на планируемый период целей и задач2.

Нередко выполнение мероприятия обеспечивается несколькими исполнителями. В этой ситуации, исходя из требований организационно-управленческой культуры, в списке исполнителей первым указывается лицо, ответственное за организацию исполнения мероприятия (но не подразделение).

В настоящее время планы работ прокуратур городов (районов) недостаточно четко структурированы: в них, как правило, не выделяются такие фундаментальные для органов прокуратуры направления (виды) деятельности (и соответствующие разделы плана), как надзорные мероприятия, управленческие и иные меры. Вместе с тем выделение в плане работы основных видов и направлений деятельности прокуратуры представляется весьма рациональным, ибо это дает возможность определить оптимальное соотношение этих частей (видов работ), содержание, объем и направленность собственно управленческих мероприятий. Кроме того, подготовка в различных органах и звеньях прокуратуры планов работы, имеющих единую структуру, значительно облегчит деятельность по их составлению, создаст благоприятные условия для сравнительной оценки результатов выполнения плановых документов.

Анализ практики планирования в органах прокуратуры обуславливает предложение о том, что структурно план работы прокуратуры должен, как минимум, содержать четыре раздела:

а) преамбулу;

б) надзорные мероприятия;

в) управленческие мероприятия;

г) меры по совершенствованию работы с кадрами3.

В преамбуле должны кратко излагаться выводы из анализа результатов выполнения предыдущего плана

1 Состав реквизитов организационно-распорядительных документов, правила их оформления регламентируются стандартами, в частности ГОСТ Р6.30-97 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации».

2 См.: Максимов В.А. Принципы и требования планирования в органах прокуратуры // Законность. 2004, №6

3 Вместо слова «преамбула» для обозначения первого раздела плана, возможно использовать такое название как «краткие выводы из анализа состояния законности и правопорядка за предыдущий период и основные задачи на предстоящий период»

работы органа прокуратуры, обстановки, сложившейся на поднадзорной территории или объекте, оцениваются имеющиеся силы и средства, уровень организационноуправленческой и иной деятельности. Завершает вводную часть плана изложение вытекающих из проведенного анализа общих проблем и тех наиболее актуальных задач прокуратуры в сфере укрепления законности и правопорядка, на решение которых необходимо обратить основное внимание в планируемый период4.

В разделе «надзорные мероприятия» указываются конкретные виды прокурорских проверок исполнения законов, мероприятия по обобщению практики прокурорского надзора и его организации. При этом представляется весьма рациональным и конкретным при формулировании в плане того или иного конкретного надзорного мероприятия указывать основания для включения его в план, например, позиция плана (задание) прокуратуры субъекта Федерации, задачи, вытекающие из анализа работы прокуратуры за предыдущий период.

Уместно отметить, что направления, виды и объекты прокурорских проверок должны являться средством решения наиболее актуальных задач, стоящих перед конкретной прокуратурой.

Содержание понятия управление в органах прокуратуры достаточно широко и объемно, поэтому в раздел «управленческие мероприятия» могут включаться такие организационное меры, как распределение обязанностей между прокурорскими работниками; организация труда; анализ состояния законности и правопорядка, борьбы с преступностью, прокурорской практики; организация взаимодействия подразделений и должностных лиц; принятие и реализация управленческих решений, контроль и проверка исполнения, заслушивание отчетов прокурорских работников, подведения итогов работы и иные мероприятия.

Перечень мер по работе с кадрами органов прокуратуры достаточно широк. В него входят вопросы подбора и отбора, расстановки, оценки прокурорских работников, обучения и профессиональной подготовки, стажировок и др.

В городских, районных прокуратурах отдельно формируются планы по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи, по повышению квалификации и т.д.

На завершающем этапе подготовки плана работы прокуратуры городов и районов учитываются планы прокуратур субъекта Федерации, его заданий и рекомендаций. С проектом плана следует заблаговременно ознакомить всех работников прокуратуры для внесения необходимых уточнений и замечаний, что позволит подготовить план конкретным и содержательным.

Окончательный проект плана работы обсуждается на оперативном совещании при прокуроре города, района. При обсуждении проекта плана должны быть рассмотрены все альтернативные варианты и предложения, возникшие в ходе обмена мнениями. Высказан-

ные принципиальные мнения и суждения, а также результаты обсуждения фиксируются в протоколе.

4 Практика планирования работы в горрайспецпрокуратурах свидетельствует, что в большинстве плановых документов отсутствуют такие разделы, как «преамбула», а также «управленческие мероприятия»;это как правило, не позволяет выделить целевые установки, определить и зафиксировать главные задачи в деятельности конкретной прокуратуры на предстоящий период деятельности.

Обязательными реквизитами плана работы горрайс-пецпрокуратуры являются само наименование документа, отметки о месте, времени его составления и утверждения, подписи лиц, составившихся и утвердивших план. С момента утверждения план работы становится обязательным для исполнения управленческим решением5.

Уместно подчеркнуть, что общая внутренняя структура плана, четкость его построения служат отражением управленческой культуры лица, ответственного за его составление. Однако значение формы данного управленческого документа этим не ограничивается.

Форма плана, хотя и обусловлена его содержанием, в свою очередь оказывает на него обратное влияние. План составленный грамотно, с соблюдением всех установленных реквизитов, с перечнем конкретных исполнителей и сроков исполнения намеченных мероприятий, более отчетливо выражает цели, задачи, направление и характер деятельности органа прокуратуры на предстоящий (планируемый) период, пути решения стоящих перед ним проблем.

Выверенный и доработанный проект плана подписывается прокурором-руководителем до наступления срока его реализации. С планом работы должны заблаговременно ознакомиться под расписку оперативные работники прокуратуры. Копия плана в установленном порядке направляется вышестоящему прокурору. Контроль за организацией реализации плана осуществляется прокурором города, района.

Организация исполнения плана в прокуратуре города, района осуществляется, как правило, прокурором-руководителем, а непосредственное исполнение возложено на тех лиц, которые конкретно обозначены в соответствующих его пунктах. Задачей руководителя прокуратуры является своевременное доведение необходимых поручений до исполнителей.

Корректировка плана (изменение объема и направленности действий, исключение отдельных пунктов, включение дополнительных) является прерогативой должностного лица, уполномоченного утвердить план. Таким лицом в прокуратуре города, района является руководитель прокуратуры. Корректировка плана может осуществляться при наличии аргументированных обоснований со стороны заинтересованных работников и подразделений. Существенные изменения, а также изменения позиций плана, сформированных на основе поручений вышестоящей прокуратуры, целесообразно согласовывать с руководителями прокуратуры субъекта Федерации, заинтересованными руководителями и прокурорами отделов и управлений.

5 Согласно действующих в стране правил оформление организационно-распорядительных документов, гриф утверждения должен состоять из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования лица, утвердившего документ, его подписи, инициалов, фамилии (расшифровки подписи) и даты утверждения.

Попова Лариса Владимировна, заместитель Калининградского транспортного
прокурора, советник юстиции, кандидат юридических наук

Актуальные вопросы организации  планирования
в органах прокуратуры Российской
Федерации.

Согласно толковому словарю русского языка «план – это
заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок,
последовательность и сроки выполнения работ»[1], замысел, проект, задание, осуществление
которых требует предварительно обдуманных действий, мероприятий, объединённых
общей целью.

Планирование является не только важной функцией социального
управления, но и «одним из организационных начал обеспечения деятельности
прокуратуры»[2] по реализации предоставленных ей законом
полномочий и широко применяется в практике работы всех органов прокуратуры.

В деятельности прокуроров планирование выступает способом
организации работы, оно развивает и направляет своевременный учёт, обработку и
оценку соответствующей значимой информации, повышает целенаправленность и
эффективность принимаемых мер по укреплению законности и правопорядка. Суть
планирования заключается в определении основных целей деятельности органов
прокуратуры, в формировании конкретных, чётко сформулированных мероприятий для
достижения этих целей, в установлении сроков их выполнения и конкретных
исполнителей.

С содержательной стороны процесс планирования складывается
из системы тесно связанных между собой во временной последовательности
элементов, которые характеризуют ход планирования, начиная с анализа исходных
материалов до составления плана и осуществления контроля  его выполнения.

Значение планирования заключается в том, что оно позволяет
тщательно проанализировать имеющуюся информацию, оценить её и соответственно
этому «определить тактику, последовательность и содержание каждого действия,
методы координации, предусмотреть способы наиболее эффективного применения
достижений науки и техники, передового опыта»[3].

                Процесс
планирования – это последовательность операций со сложным и изменяющимся
составом его участников, результатом действий которых является принятие важного
управленческого решения – плана.

                Ключевыми
задачами планирования в органах прокуратуры являются концентрация всех сил и
средств на основных направлениях обеспечения законности и правопорядка; тесное
взаимодействие не только с поднадзорными правоохранительными органами, но и с
органами власти и управления; совершенствование управления деятельностью
горрайспецпрокуратур; обеспечение равномерности и упорядоченности трудового
процесса.

                К
основным принципам планирования в органах прокуратуры отдельные авторы
совершенно справедливо относят «научную обоснованность, законность,
системность, непрерывность, эффективность»[4]. При этом, планы должны отвечать ряду
требований, к числу которых относят:

актуальность (подразумевается своевременность и значимость
запланированных в данный момент мероприятий);

комплексность (одновременное объединение усилий сотрудников
разных структурных подразделений, ряда горрайспецпрокуратур, работников
нижестоящих и вышестоящих прокуратур и т.д. Обеспечивает согласование с мерами
правоохранительных органов, органов власти и управления, организаций и
объединений, направленными на профилактику правонарушений);

стабильность (выражается в исключении неоправданных поправок
и изменений в плановых мероприятиях);

динамичность (на наш взгляд, план не может и не должен быть
статичным. В случае необходимости, в зависимости и с учётом конкретной
обстановки, он должен дополняться, изменяться, уточняться. Следует согласиться
с некоторыми авторами, считающими, что «план обладает подвижным характером с
учётом конкретных обстоятельств»[5]);

преемственность (означает соответствие ранее принятым и не
отменённым решениям, планам. Преемственность является одним из наиболее
существенных показателей непрерывности осуществления планирования как
управленческой функции);

обоснованность (предполагает при составлении плановых
мероприятий и учёт обстановки, сложившейся на поднадзорной территории или
объекте, а также имеющихся в распоряжении сил и средств, и оптимальное
количество и характер поставленных для разрешения вопросов, разумную глубину их
разработки, и необходимый состав и квалификацию участников исполнения
запланированных мероприятий и др.);

напряжённость (оптимальная и разумная насыщенность плана
мероприятиями, которые позволят задействовать в выполнении плановых мероприятий
творческий потенциал всего коллектива прокуратуры; направить на его выполнение
определённые материальные и трудовые ресурсы. При этом, на наш взгляд,
выполнение плановых мероприятий, к примеру, вышестоящей прокуратуры, не должно
каким-либо образом нарушать режим повседневной работы по осуществлению
прокурорского надзора в конкретной горрайспецпрокуратуре);

конкретность[6] (все плановые мероприятия должны быть
максимально чётко сформулированы, не содержащими двусмысленного толкования. В
плане необходимо чётко указать исполнителей, сроки выполнения запланированных
мероприятий, границы планируемой работы по её объёму, характеру используемых
материалов, а также ожидаемый результат);

целенаправленность (направленность выполняемых действий на
достижение конкретных целей укрепления законности и правопорядка в различных
сферах прокурорского надзора, а также в управлении органами прокуратуры,
повышении квалификации работников органов прокуратуры).

                Процесс
планирования состоит  из нижеследующих
этапов:

— сбор информации, необходимой для составления плана,

— анализ и обобщение собранной информации, в том числе
состояния законности,

— прогнозирование (один из методов научного познания мира, с
помощью которого мы получаем необходимую информацию о будущем состоянии,
структуре, динамике конкретных явлений и процессов. Применительно к
деятельности органов прокуратуры выступает и как управленческая функция, и как
принцип, и как метод управления),

— подготовка проекта плана,

— обсуждение и согласование с руководителем проекта плана
(позволяет учитывать опыт, знания и нагрузку каждого работника),

— утверждение плана,

— организация исполнения плана,

— организация и осуществление контроля  за исполнением плана (по нашему мнению, это
самостоятельный вид деятельности, который можно не включать в пределы процесса
планирования),

— обсуждение результатов исполнения плана (передача всех
материалов в архив).

                Предполагается,
что в составлении плана работы конкретной горрайспецпрокуратуры участвуют все
прокурорские работники.

                При
этом следует отметить, что в каждой прокуратуре регулярно осуществляется
планирование работы каждого прокурора (заместителей прокурора, помощников
прокурора и т.д.), поскольку «индивидуальное планирование существенно помогает
распределить время для достижения результативности в работе, способствует
повышению организованности и профессионализма прокурорских работников»[7].

                В
органах прокуратуры применяются три вида планов (по срокам):

— перспективные (на срок свыше одного года. Как правило,
используются в вышестоящих органах прокуратуры – в прокуратурах субъектов
Федерации, в структурных подразделениях Генеральной прокуратуры РФ),

— текущие (на один год, полугодовые, квартальные, месячные),

— краткосрочные (на одну неделю, ежедневные. Сюда же можно
отнести разовые планы, к примеру, план разрешения значительной по объёму
жалобы, план выезда в горрайспецпрокуратуру с проверкой для оказания
практической помощи и т.п.).

                Можно
выделить и планы работы по субъектам их составления:

— планы работы аппарата прокуратуры (в частности, в целом
Генеральной прокуратуры РФ, в том числе её отделов в федеральных округах
(применительно к нашему региону – это отдел Генеральной прокуратуры РФ в
Северо-Западном федеральном округе), в прокуратурах субъектов Федерации, в
горрайспецпрокуратурах),

— планы работы структурных подразделений (в Генеральной
прокуратуре РФ, в прокуратурах субъектов РФ),

— индивидуальные (личные) планы работы и повышения
квалификации должностных лиц органов прокуратуры.

                Обобщение
практики работы органов прокуратуры, позволяет выделить типовые мероприятия,
обычно включаемые в планы работы:

— подведение итогов деятельности за конкретный период,

— обсуждение итогов работы, в том числе и на
межведомственных совещаниях,

— планирование прокурорских проверок исполнения законов
(запланированных как в конкретной прокуратуре, так и во исполнение указаний
вышестоящих органов прокуратуры о проведении проверок),

— планирование проверок нижестоящих прокуратур в порядке
контроля (касается только вышестоящих прокуратур),

— планирование исполнения указаний, заданий и мероприятий
вышестоящих прокуратур (относится к деятельности нижестоящих прокуратур),

— обобщение практики прокурорского надзора и его
организации,

— заседания коллегии прокуратуры,

— мероприятия, связанные с повышением деловой квалификации
(стажирование работников нижестоящих горрайспецпрокуратур в вышестоящих органах
прокуратуры, организация и проведение учебных занятий с сотрудниками
нижестоящих горрайспецпрокуратур, проведение межведомственных тематических
семинаров и т.д.).

                С
учётом изложенного, можно обозначить несколько разновидностей планов,
составляемых в органах прокуратуры – это:

  • планы координации деятельности правоохранительных органов по
    борьбе с преступностью (в зависимости от конкретной криминогенной обстановки в
    такой план включается комплекс мер, направленных на пресечение, предупреждение
    и раскрытие преступлений, повышение качества и оперативности следствия и
    оперативно-розыскной деятельности, разработку и осуществление конкретных
    мероприятий по усилению борьбы с преступностью. В план также могут включаться
    мероприятия о ходе реализации постановлений Правительства РФ,
    нормативно-правовых актов органов власти и управления, федеральных и
    региональных программ борьбы с преступностью и др.),
  • планы повышения деловой квалификации (в их числе
    учебно-тематические планы обучения в учебных центрах прокуратур субъектов РФ, планы
    индивидуальной учёбы, повышения квалификации молодых специалистов),
  • планы стажировки (составляются в отношении определённого
    круга сотрудников, как правило, на год. Сюда же можно отнести и индивидуальный
    план стажировки конкретного работника, составленный непосредственно перед её
    прохождением),
  • планы прокурорских проверок в различных сферах прокурорского
    надзора (составляются перед проведением проверки и в ходе проверки, как
    правило, корректируются и дополняются (находятся в динамике),
  • планы проверки состояния работы нижестоящих прокуратур,
  • индивидуальные планы (их «рекомендуется составлять в конце
    рабочего дня, недели или декады»[8]) и другие.

В настоящее время во всех органах прокуратуры любых уровней
при составлении планов работы прокуратуры (в том числе индивидуальных планов
работы сотрудников) используются возможности специальных компьютерных программ.

                Исследование
вопросов планирования в органах прокуратуры позволяет констатировать, что этот
процесс в каждом органе прокуратуры, на всех уровнях (то есть по горизонтали
или по вертикали – будь то уровень района, города или субъекта Федерации, или
отдельно взятого структурного подразделения Генеральной прокуратуры РФ), а
также планирование работы каждого сотрудника позволяют обеспечить надлежащее и своевременное
выполнение поставленных перед органами прокуратуры задач,  достичь эффективности, результативности и
адресности принимаемых адекватных мер прокурорского реагирования, и, в конечном
итоге, способствуют деятельности прокуроров по укреплению законности и
правопорядка в нашем государстве.


[1]
Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Русский язык.
  2003. С. 520.

[2] Настольная книга
прокурора. Под ред. д.ю.н. Герасимова С.И. — М.: НИИ проблем укрепления
законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ, издательство «Щит-М». —
2002. – С. 73.

[3]
Попова Л.В. Актуальные вопросы обеспечения всесторонности при расследовании преступлений.
Диссертация кандидата юридических наук. Калининград. – 2005. – С. 78.

[4] Основы организации и
управления в органах прокуратуры Российской Федерации. Учебник. Под ред. проф.
Смирнова А.Ф. — М.: Институт повышения квалификации руководящих кадров
Генеральной прокуратуры РФ. — 2005. – С. 135.

[5]
Попова Л.В. Актуальные вопросы обеспечения всесторонности при расследовании
преступлений. Диссертация кандидата юридических наук. — Калининград. – 2005. –
С. 77.
 

[6] Смоленский М.Б.,
Жильцов И.А. Прокурорский надзор. Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К», Академцентр. — 2009. – С. 89.

[7] Прокурорский надзор.
Курс лекций и практикум. – 5-е изд., перераб и доп. Под ред. д.ю.н., проф.
Винокурова Ю.Е. — М.: Издательство «Экзамен». — 2003. – С. 96.

[8] Настольная книга
прокурора. Под ред. д.ю.н. Герасимова С.И. — М.: НИИ проблем укрепления
законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ, издательство «Щит-М». —
2002. – С. 76.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как исправить ошибку виндовс не удается завершить форматирование
  • Как найти абсолютную шероховатость трубы
  • Как найти куар код в сбербанк онлайн
  • Как найти место старой деревни
  • Как найти подписки в фейсбуке своими

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии