Как составить план по самообразованию воспитателя ДОУ
Что такое самообразование и для чего оно нужно? Под этим процессом понимают специально организованную, систематическую и самодеятельную познавательную деятельность педагога, которая направлена на достижение определённых общественно и личностно значимых целей. Для чего же оно нужно и для чего составляется план по самообразованию воспитателя ДОУ? Самообразование тесно связано со спецификой педагогической деятельности, её ролью в социуме, а так же с модным нынче непрерывным образованием, которое связано с постоянно меняющимися условиями труда педагогов. Весь смысл этого процесса заключается в удовлетворении познавательной активности, а его суть — в овладении культурой мышления, умении самостоятельно, без какой-либо помощи, работать над своим совершенствованием, преодолевать проблемы, в том числе профессиональные.
Примерный план по самообразованию воспитателя ДОУ
Темы для самообразования выбираются самим педагогом. Порекомендовать их может также и старший воспитатель. Срок, в рамках которого изучается тема, может быть от года до трёх лет. Выделяют следующие этапы:
*Диагностический. Содержание работы: анализ возможных затруднений, постановка проблем и изучение литературы.
*Прогностический. Его сущность: определение целей, задач, разработка оптимальной системы и возможных мер, направленных на решение стоящей проблемы, прогнозирование возможных результатов.
*Практический. Работа: внедрение и распространение передового педагогического опыта, а так же системы мер, направленных на решение стоящей проблемы, чёткое формирование методкомплекса, отслеживание всего процесса работы, её текущих и промежуточных результатов, корректировка работы.
*Обобщающий. Работа: подведение итогов, оформление полученных
результатов собственного исследования по выбранной теме, предоставление материалов.
* Внедренческий. Сущность этапа: использование приобретенного нового опыта педагогом в процессе своей дальнейшей работы, распространение полученного опыта.
Формы представления результатов.
По истечении каждого этапа работы педагог оформляет и представляет свои
результаты. Формы, в которых он это может сделать, также включены в план
по самообразованию воспитателя ДОУ. Они могут быть следующими: -собеседование с руководителем методического объединения или со старшим воспитателем; — выступление на заседании методического объединения или на педагогическом совете; — открытые занятия; — реферат, презентация или индивидуальный творческий проект. Стоит отметить, что в начале учебного года, после того как педагоги определились с темами, должен быть составлен общий план самообразования старшего воспитателя ДОУ.
Оформление плана
Любая работа должна иметь чёткую структуру, предлагаем вам один из вариантов оформления, как может выглядеть план по самообразованию воспитателя ДОУ. Вначале указывается название работы, например: «Индивидуальный план самообразования» (указываем год). Далее указывается свою должность. Стоит отметить, что в оформлении план самообразования воспитателя младшей группы, средней или старшей, принципиально один от другого отличаться не будут. Далее указывается Ф.И.О. педагога, его образование, а также курсы повышения квалификации. Затем следует указать тему по самообразованию, проблемы, над которыми предстоит работать, сроки, а также задачи и цели.
План
по самообразованию
воспитателя
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад
общеразвивающего вида №8 «Солнышко»
Мензелинского
муниципального района Республики Татарстан
Цыганковой
Ларисы Викторовны
с 2016 по 2020
учебный год
Тема: «Сказкотерапия, как средство
формирования развития речи дошкольников в условиях реализации основной
образовательной программы на основе ФГОС».
Цель:повысить профессиональную квалификацию по
вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в условиях
реализации основной образовательной программы на основе ФГОС.
Задачи:
работа
над программой профессионального самообразования поможет мне:
—
совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и
выразительности;
—
развивать диалогическую и монологическую речь;
—
приобщать детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Актуальность:
Актуальность
темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом
развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей.
Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании
личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция
языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности,
которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В
компетенции и ответственности каждого образовательного учреждения разработка и
утверждение основной образовательной программы на основе ФГОС. В качестве
первоосновы любой основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и примерная общеобразовательная программа – документы федерального уровня.
Между теоретической разработанностью вопросов подготовки специалистов
дошкольного профиля и практического применения программы подготовки педагогов к
внедряемым изменениям.
Само
слово сказка– это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического,
волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в
дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от
рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны
приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и
своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как
одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной
связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль
сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении
(пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие
монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал,
фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Что же такое
сказкотерапия?
Сказкотерапия
– это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности,
расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим
миром.
Перспективный план
работы по теме самообразования
«Сказкотерапия, как средство формирования
развития речи дошкольников в условиях реализации основной образовательной
программы на основе ФГОС»
на 2016 – 2017 учебный год
Содержание |
Сроки |
1 этап – |
|
Методическая · · · изучение · · · · Изучение 1. 2. 3. 4. 5. 6.Антонова 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. |
сентябрь 2016 – |
2 этап – |
|
Работа с · · · · · · · · · · · Методическое · · · «Пальчиковые «Дидактические «Физминутки · · · · Работа с педагогами: · · · · · · · · · · · Работа с · · · · · · · · |
январь 2016 – |
3 этап – |
|
Работа с · |
сентябрь 2019 – |
Работа с · · · · · · · · Работа с · · |
План
работы по теме самообразования
«Сказкотерапия, как средство формирования
развития речи дошкольников в условиях реализации основной образовательной
программы на основе ФГОС»
на 2016 – 2017 учебный год
Месяц |
Формы |
Выполнение |
|||
с |
с |
с |
Методическое |
||
Сентябрь |
Проведение диагностического исследования |
Выступление на родительском собрании |
Зинкевич – Э. И Иванова: Ланчеева – Антонова Л. Г. Артемова Л. В. |
||
Октябрь |
Индивидуальная работа |
Помощь в оборудовании и оснащении материалом |
Пополнение |
||
Ноябрь |
Творческий вечер |
Принять участие в педсовете |
Оформление |
Изготовление |
|
Декабрь |
Знакомство с дидактической игрой «Опиши сказочного героя» |
Изготовление костюмов к новогоднему празднику. |
Картотека |
||
Январь |
Участие |
Мастер – класс «Осторожные |
Консультация |
Картотека |
|
Февраль |
Рассматривание иллюстраций |
Выставка книг: |
Изготовление |
||
Март |
Настольный театр |
Консультация для педагогов «Русская |
Анкета для |
Использование |
|
Апрель |
Просмотр |
Инфоматериал «Приобщаем |
Акция «Подари |
Выставка |
|
Май 2017 |
Проведение |
Итоговый |
Выставка |
Отчёт |
План
работы по теме самообразования
«Сказкотерапия, как средство формирования
развития речи дошкольников в условиях реализации основной образовательной
программы на основе ФГОС»
на 2017 – 2018 учебный год
Месяц |
Формы |
Выполнение |
|||
с |
с |
с |
Методическое |
||
Сентябрь |
Работа по составлению рассказов по |
Консультации для педагогов «Настольный |
Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души». Оказать помощь родителям в |
Бондаренко А.К. |
|
Октябрь |
Индивидуальная работа |
Помощь в оборудовании и оснащении материалом |
Оформление |
||
Ноябрь |
Сказкотерапии «Зайка |
Оформление папки-передвижки «Читаем |
Изготовление |
||
Декабрь |
Развивающие занятия с использованием сказкотерапии для детей дошкольного возраста «В стране доброты» |
Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка»Привлечь родителей к участию в |
Изготовление дидактической игры «Спрячь колобка» |
||
Январь |
Инсценирование сказок: «Репка», «Теремок» |
Мастер класс на педагогическом совете «Весёлый мир прищепок» |
Оформление картотеки «Дидактические игры» |
||
Февраль |
Знакомство с дидактической игрой «Волшебные предметы» |
Изготовление дидактической игры «Расколдуй сказку» |
|||
Март |
Знакомство с дидактической игрой «Расколдуй сказку» |
Папка- |
Изготовление |
||
Апрель |
Знакомство с дидактической игрой «Волшебный сундучок» |
Инфоматериал «Приобщаем |
Конкурс |
Оформление картотеки «Дидактические игры по сказкам» |
|
Май 2018 |
Проведение диагностического исследования |
Оформление буклетов, памяток для педагогов по теме: «Каждому возрасту своя сказка« |
Отчёт |
Реализация
самообразования педагога за 2016-2017 учебный год
№ |
Пути, |
Сроки |
Результат |
Отметка |
Работа |
||||
Методическая |
||||
Формы работы |
Название месяца |
Выход темы |
Выполнено или нет |
|
1 |
Мастер – класс «Осторожные сказки» |
Январь 2017 |
Мини-педсовет |
выполнено |
2 |
Консультация «Русские народные сказки как средство |
Март 2017 |
Мини-педсовет |
выполнено |
3 |
Инфоматериал для «Приобщаем дошкольников к |
Апрель 2017 |
Мини-педсовет |
выполнено |
Работа с воспитанниками: |
||||
Формы работы |
Название месяца |
Выход темы |
Выполнено или нет |
|
1 |
Творческий вечер |
Ноябрь 2016 |
ОД |
выполнено |
2 |
Знакомство с дидактической игрой «Опиши сказочного героя» |
Декабрь 2016 |
ОД |
выполнено |
3 |
Участие в |
Январь 2017 |
ОД |
выполнено |
4 |
Рассматривание |
Февраль 2017 |
ОД |
выполнено |
5 |
Настольный |
Март 2017 |
ОД |
выполнено |
6 |
Просмотр |
Апрель 2017 |
ОД |
выполнено |
7 |
Проведение |
Май 2017 |
ОД |
выполнено |
Работа с родителями: |
||||
Формы работы |
Название месяца |
Выход темы |
Выполнено или нет |
|
1 |
Помощь в оборудовании |
Сентябрь |
Папка-передвижка |
выполнено |
2 |
Выступление на родительском |
Октябрь |
Выступление |
выполнено |
3 |
Оформление папки-передвижки «Мама, |
Ноябрь |
Папка-передвижка |
выполнено |
4 |
Изготовление костюмов к |
Декабрь |
Новогодний |
выполнено |
5 |
Консультация |
Январь |
выполнено |
|
6 |
Анкета |
Февраль |
выполнено |
|
7 |
Выставка |
Март |
Выставка |
выполнено |
8 |
Акция |
Апрель |
Акция |
выполнено |
Методическое |
||||
1 |
Оформление уголка по |
Октябрь |
выполнено |
|
2 |
Изготовление |
В |
Игры, картотеки |
выполнено |
Проведенные
открытые занятия, мероприятия
№ п/п |
Тема, группа |
Уровень (образовательное учреждение, район, город, |
Вид, тематика, и др.) |
Дата |
1 |
Конспект ООД с в на тему «Вода не |
район |
Открытый показ по |
2016 |
2 |
Подготовка детей |
район |
На базе ДОУ города |
2016 |
3 |
ООД по образовательной Лепка: |
район |
Открытый |
2016 |
Проведение,
участие в семинарах,
методических
объединениях, конференциях.
Тема выступления |
Уровень уровень) |
Тема семинара, кем место проведения |
Дата |
Образовательное учреждение |
|||
Образовательное учреждение |
Семинар—практикум для воспитателей МБДОУ№8 |
||
Образовательное учреждение |
Выступление на педагогическом совете |
||
район |
Выступление на семинаре для русскоязычных воспитателей «Я и мои воспитанники |
||
район |
ООД по в рамках РМО воспитателей младших групп на базе МБДОУ№8 |
Результаты,
подтверждающие успешность
профессиональной
деятельности
за
2016-2017 учебный год
№ |
Вид деятельности, название мероприятия |
Описание результата |
1 |
Районная |
Сертификат за подготовку участников |
2 |
Участие |
Сертификат |
3 |
Профессиональный «Я |
Сертификат за победу в номинации «Я – эрудированный педагог» |
4 |
Участие |
Сертификат |
5 |
Участие |
Грамота |
6 |
Олимпиада |
Благодарность |
7 |
Всероссийский |
Диплом |
8 |
Всероссийский |
Диплом |
9 |
Всероссийский |
Диплом |
10 |
«Конкурс |
Диплом |
11 |
Свидетельство |
Свидетельство |
12 |
Всероссийский |
Диплом |
13 |
Свидетельство |
Свидетельство |
14 |
Создание |
Сертификат |
15 |
«Авторская |
Свидетельство |
16 |
«Самообразование |
Свидетельство |
17 |
«В |
Свидетельство |
18 |
Авторская |
Свидетельство |
19 |
Паспорт |
Свидетельство |
20 |
Участие |
Сертификат |
Организация
предметно-развивающей среды
№ п/п |
Дата |
Темы, название |
Уровень |
Оценка |
1 |
2015 |
Смотр-конкурс |
Образовательное учреждение |
2 место |
2 |
2015 |
Смотр-конкурс |
Образовательное учреждение |
3 место |
3 |
2015 |
Смотр-конкурс |
Образовательное учреждение |
3 место |
4 |
2015 |
Смотр-конкурс |
район |
Победа в номинации «Символ года» |
5 |
2015 |
Смотр-конкурс |
район |
1 место |
6 |
2016 |
Смотр-конкурс |
Образовательное учреждение |
3 место |
7 |
2016 |
Смотр-конкурс |
Образовательное учреждение |
2 место |
8 |
2016 |
Конкурс |
Образовательное учреждение |
1 место |
Посещение
мероприятий за 2016-2017 учебный год
Дата и место |
Группа, возраст и |
Тема |
Содержание |
13.05.2016 МБДОУ №3 |
Подготовительная (12 |
Сюжетно – ролевая игра «Театр» |
Путешествие |
18.12.2016 МБДОУ №8 |
Подготовительная (8 |
||
Работа
с родителями по самообразованию за 2016-2017 учебный год
Название мероприятия (консультации, конференции, концерты, |
Тема, название |
Уровень (образовательное учреждение, район, город, зональный, |
Дата |
Анкетирование |
«Давайте, познакомимся» |
образовательное учреждение |
Август 2016 |
Беседа |
Выступление на родительском собрании |
образовательное учреждение |
Сентябрь 2016 |
Индивидуальная работа |
Помощь в оборудовании и оснащении материалом |
образовательное учреждение |
Октябрь 2016 |
Оформление |
Оформление |
образовательное учреждение |
Ноябрь 2016 |
Оформление |
«Зимние |
образовательное учреждение |
Декабрь 2016 |
Консультации |
Консультация |
образовательное учреждение |
Январь2017 |
Анкетирование |
Анкета |
Февраль |
|
Оформление книжного уголка группы |
Выставка |
образовательное учреждение |
Март2017 |
Акция группы |
Акция |
образовательное учреждение |
Апрель 2017 |
Аналитическая
справка по итогам анкетирования родителей
Вадаптационный
период (август-сентябрь 2016 года) было проведено анкетирование родителей вновь
поступивших детей младшей группы по теме: «Давайте познакомимся»
В анкетирование
приняло участие 19 родителей.
В анкете были
предложены вопросы информационного характера, которые способствуют планированию
дальнейшей работы воспитателя в группе с детьми:
·
Сведения о родителях (место, работы,
телефон, социальный статус)
·
Сведения о детях (дата рождения, как ласково
называют в семье, в какие игры любит играть дома, любимая еда и т.д.)
·
Ваши пожелания в работе ДОУ
·
Какие рекомендации хотели бы родители
получить в качестве консультации.
Ответы родителей
способствовали созданию социального портрета группы и планированию работы с
родителями и воспитательно-образовательного процесса в целом в младшей группе
на 2016-2017 учебный год.
Справку составил
воспитатель МБДОУ №8 «Солнышко» _____________ Л.В. Цыганкова
Аналитическая
справка
по
ОО «Коммуникация»
в
младшей группе на начало 2016 – 2017учебного года
На начало 2016-2017 учебного годасреднюю группу посещает 20детей:
10 мальчиков, 10 девочек.
Воспитательно-образовательная работа ведётся по
программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, соответственно
возрасту детей.
Задачи на учебный год младшая группа (4-5 лет)
Образовательная область «Коммуникация»
-С интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые,
природные, социальные, самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже,
фигурке, конструкции простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной
литературы, любимых мультфильмов.
-В создаваемых образах передает доступными графическими,
живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов
(форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали, уверенно владеет разными
художественными техниками.
-С удовольствием конструирует различные изделия и постройки из
строительных деталей, бумаги, картона, природного и бытового материала,
предметов мебели. При этом учитывает как конструктивные свойства материалов
(форма, устойчивость, величина, размещение в пространстве, так и назначение
самой постройки; создает варианты одного и того же объекта с учетом конструктивной
задачи.
-Выражает свои представления, переживания, чувства, мысли
доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных
видов и жанров искусства.
Результаты диагностики:
высокий
уровень-19% (4),
средний
уровень – 57% (12),
низкий
уровень – 24% (5)
Проведение педагогической диагностики
позволяет сделать следующие выводы:
Воспитанники группы владеют необходимыми
умениями и навыками на начало года в соответствии с возрастными особенностями.
Это было достигнуто за счет правильно построенной, индивидуальной
систематической работы с детьми по всем направлениям, создания условий и
положительного психологического микроклимата.
Тем не менее, в
течение года необходимо и дальше вести работу по развитию умений и навыков
воспитанников.
Продолжить коррекционную работу с
детьми, показавшими низкий уровень развития
Расширить работу по
взаимодействию с родителями
Справку составил воспитатель МБДОУ №8 «Солнышко» ___________
Л.В.Цыганкова
Отчёт по
самообразованию.
Тема самообразования: «Сказкотерапия,
как средство формирования развития речи дошкольников в условиях реализации
основной образовательной программы на основе ФГОС»
Цели работы по теме самообразования: повысить
профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей
дошкольного возраста в условиях реализации основной образовательной программы
на основе ФГОС.
Проблемы (актуальность выбора темы):
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с
процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого
воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в
формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная,
функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной
деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития
ребенка. В компетенции и ответственности каждого образовательного учреждения
разработка и утверждение основной образовательной программы на основе ФГОС. В
качестве первоосновы любой основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и примерная общеобразовательная программа – документы федерального
уровня. Между теоретической разработанностью вопросов подготовки специалистов
дошкольного профиля и практического применения программы подготовки педагогов к
внедряемым изменениям.
Литература, изученная по данной проблеме:
1.
Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
2.
Ильин И.: «Духовный мир сказки».
3.
Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
4.
Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение
2001г.
5.
Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
6.Антонова
Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль «Академия развития».
Холдинг1997г.
7.
Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.
8.
Джежелей О. «Помогайка». М. Просвещение 1994г.
9.
Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольника. М. ТЦ Сфера,
2009…1999г.
10.
Маханева М. Театрализованные занятия в детском саду. М. ТЦ-Сфера 2003г.
11.
Новотворцева Н. В. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль «Академия
развития»1998г.
12.
Стрельцова Л. Мастерская слова. Дошкольное воспитание №10. 1996г.
13.
Царенко Л. От потешек к пушкинскому балу. М.Линка-Пресс1999г.
14.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Новгород.Флокс1995г.
Проанализировав
изученную литературу и наблюдая за детьми, я определила основные направления
работы и составила перспективный план:
·
Методическое обеспечение;
·
Работа с детьми;
·
Работа с педагогами;
·
Работа с родителями.
За период сентябрь 2016
– май 2017 года была проведена следующая работа:
1 направление
«Методическое обеспечение»:
— Оформлен уголок
развития речи;
—
Изготовлены картотеки:
·
«Дидактические игры на развитие
речи»,
·
Сборник пальчиковых игр»,
·
«Дидактические игры по сказкам
для дошкольников».
— Дидактические
игры:
·
«Сказки перепутались»,
·
«Расскажи сказку»,
·
«Составь сказку по картинкам»,
·
«Волшебный сундучок»,
·
«Расколдуй сказку»,
·
«Что не так?».
При подборе игр
учитывала возрастные особенности детей.
Дидактические игры
направленные на сенсорное, коммуникативное развитие детей. В процессе
разнообразных дидактических игр дети учатся составлять, пересказывать сказки.
Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о сказке,
способствуют формированию правильного произношения. Дидактические игры по
сказкам готовят детей к более свободному и точному пересказу, способствует
развитию творческой фантазии.Дети оперируют имеющими знаниями о сказках,
которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры
ребёнок получает новые знания. В то же время в процессе игры у детей
активизируется словарь детей.
2 направление
«Работа с детьми»:
Работа с детьми
строилась по следующим путям развития познавательных способностей:
1. Развитие мышления;
2. Развитие внимания;
3. Развитие восприятия
и памяти;
4. Развитие речи;
5. Развитие творческого
воображения.
Свою деятельность
выстраивала поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитывала
особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.
При организации игр словесного содержания я использовала сюрпризные моменты,
игровые ситуации. Дидактические игры включала в образовательную деятельность, в
совместную деятельность, в индивидуальную работу.
3 направление
«Работа с педагогами»:
·
Мастер- класс «Осторожные
сказки»
·
Информационный материал для
воспитателей «Приобщаем дошкольников к художественной литературе»
·
Консультация для воспитателей
«Русские народные сказки как средство развития речи дошкольников»
4 направление
«Работа с родителями»:
·
Помощь в оборудовании и
оснащении материалом изобразительного уголка в группе.
·
Анкетирование родителей.
·
Участие в викторинах и
конкурсах.
·
Консультации: «Роль сказки в
развитии и воспитании ребенка»
·
Папки – передвижки: «Мама, почитай мне сказку»
·
Изготовление атрибутов и костюмов для праздников
Такая
систематическая работа дала положительные результаты.Воспитанники
группы владеют необходимыми умениями и навыками в соответствии с возрастными
особенностями. Это было достигнуто за счет правильно построенной,
индивидуальной систематической работы по всем направлениям, создания условий и
положительного психологического микроклимата.
Перспективы на
следующий год:
1. Продолжить работу по
теме: «Сказкотерапия, как средство формирования развития
речи дошкольников в условиях реализации основной образовательной программы на
основе ФГОС»(согласно возрастной группе).
2. Продолжить
разработку новых игр и игровых упражнений по данной теме.
3. Изучить новинки
методической литературы.
4. Расширить работу по взаимодействию с
родителями.
Справку составил воспитатель МБДОУ №8
«Солнышко»_______________ Л.В. Цыганкова
Глоссарий
Аграфия-(a-grapho-не пишу; лат.) расстройство
речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма.
Акцентуация характера-чрезмерная выраженность отдельных черт характера,
проявляемая в избирательной уязвимости человека по отношению к определенным
ситуациям и стимулам.
Алалия-(a-lalia-нет речи; лат.) отсутствие или
недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранных умственных
способностях.
Алексия-(a-lego-не читаю; лат.) неспособность
овладеть процессом чтения.
Апперцепция-Зависимость восприятия от прошлого
опыта, содержания психической деятельности человека и его индивидуальных
особенностей.
Артикуляция-(articulare-чётко произносить;
лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы
артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт
чёткую, чистую речь.
Аутизм (Ранний детский аутизм (РДА)-Отклонение
в психическом развитии ребёнка, главным проявлением которого является нарушение
общения ребёнка с окружающим миром.
Афазия-(a-phasis-нет речи; лат.) утрата речи —
полная или частичная, обусловленная поражением головного мозга. Афазия
отличается от алалии тем, что при афазии происходит утрата уже развившейся
речи, тогда как при алалии нарушается сам процесс развития речи.
Афония-(a-phone-нет голоса; греч.) отсутствие
звучного голоса.
Батареи специальных способностей-Группы
тестов, измеряющих относительно независимые особенности индивидов, в
совокупности способствующие успешному осуществлению определенной деятельности.
Баттаризм-нарушение речи, при котором слова
произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются.
Беседа-Метод сбора первичных данных на основе
вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил позволяет получить
надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых
склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.
Брадилалия-патологически замедленный темп
речи.
Валидность-Комплексная характеристика,
включающая, с одной стороны, сведения о пригодности методики для измерения
того, для чего она создана, а с другой стороны, информацию о том, какова ее
действенность, эффективность, практическая полезность.
Высказывание-единица сообщения, обладающая
смысловой целостностью.
Высшие психические функции (ВПФ)-Сложные
саморегулирующиеся рефлексы, социальные по происхождению, опосредованные по
структуре и сознательные, произвольные по способу осуществления.
Гаммацизм-недостаток произношения звука [ Г
].
Гиперсаливация-увеличенное
выделение слюны.
Голос-звуки, возникающие вследствие колебания
голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.
Дизартрия-dis-arthron-расстройство
сочленения; латин.) нарушение произношения, обусловленное органической
недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена, связана подвижность
органов речи, поэтому произношение затруднённое. Часто речь плохо развита в
целом.
Дикция-(dictio-произнесение; латин.) отчётливое,
ясное, чистое произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр.
Дислалия-(dis-lalia-плохо говорю; латин.)
расстройство устной речи, выражающееся в нарушении произношения звуков речи. У
детей, как правило, сопровождается нарушениями письменной речи.
Дислексия-(dis-lego-плохо читаю; латин.)
нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков
коры головного мозга. Чтение замедленное, угадывающее с фонетическими
искажениями; непонимание смысла прочитанного.
Задержка речевого развития (ЗРР)-нарушение
нормального темпа развития речи, отставание в развитии речи.
Заикание-логоневроз, нарушение плавного
течения речи судорожными запинками.
Импрессивная речь-восприятие,
понимание речи.
Интеллект-Относительно устойчивая структура
умственных способностей индивида, проявляющихся в различных сферах практической
и теоретической деятельности.
Характеристика индивида, проявляющаяся в успешности Выполнения теста (тестов)
интеллекта; определяется величиной IQ.
Интонация-(intono-громко произношу; латин.)
совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности
звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи,
помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями — она особенно
понятна и красива.
Интроспекция-Метод исследования и познания
человеком своих мыслей, образов, чувств, переживаний и других актов собственной
активности.
Итерация-несудорожные запинки, повторы в
речи.
Импрессивный — непонимание значения грамматических
форм в воспринимаемой устной речи и (или) при чтении.
Йотацизм-нарушение произношения звука [j].
Каппацизм-недостаток произношения звука [ К
].
Кинестезии речевые-ощущение
положения и перемещения органов, участвующих в речеобразовании.
Коммуникация-(communico-общаюсь; латин.)
контакты, общение, обмен информацией между людьми.
Коэффициент интеллектуальности-Количественный
показатель теста интеллекта, указывающий на успешность его выполнения
испытуемым по сравнению с выборкой, на которой происходила стандартизация
теста.
Культура речи-многозначное
понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного
и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения,
словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то
есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом
отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура
речи предполагает высокую общую культуру человека.
Ламбдацизм-неправильное произношение звука [
Л ]. Распространённый недостаток речи.
Лексикон-словарный запас.
Логическая пауза-пауза,
разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и
грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и
голоса.
Логическое ударение-выделение
наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного
смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно
важное, по намерению говорящего, значение.
Логичность речи-коммуникативное
качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой
непротиворечивости высказывания.
Логоневроз-невроз, проявляющийся в форме
расстройства речи.
Логофобия-(logos-учение,phobos-страх; греч.)
боязнь произнесения слов, речи.
Мелодика речи-повышение и
понижение тона голоса. Различают три вида мелодики речи:
повествовательная — резкое понижение голоса на последнем ударном слоге;
вопросительная — повышение голоса на том слове, которое служит смысловым
центром вопроса;
восклицательная — свидетельствует об эмоциональном побуждении,
сопровождающем речь говорящего.
Моторика-совокупность двигательных реакций.
Мутизм-отказ от речевого общения при сохранности
речевого аппарата, наблюдается при психических заболеваниях, у застенчивых
детей и т.д..
Невербальные средства общения-жесты, мимика,
пантомимика, выразительные движения.
Негативизм-немотивированное сопротивление
ребенка воздействию на него взрослого. Речевой негативизм — упорный отказ от
общения.
Общение-сложный, многоплановый процесс
установления и развития контактов между людьми.
Органы артикуляции-губы, язык,
нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.
Пантомимика-совокупность выразительных
движений тела, сопровождающая речь и эмоции.
Парафазия-нарушение речи, при котором
неправильно употребляются отдельные звуки или слова.
Патогенез-Закономерные или индивидуальные
реакции, которыми организм отвечает на патологические влияния.
Пауза-остановка в течении речи. Паузы бывают:
1) логические; 2) психологические; 3) физические.
Полтерн-патологически ускоренная речь с наличием
прерывистости темпа речи несудорожного характера.
Портаменто-лёгкое замедленное скольжение от
звука к звуку с сохранением полной отчётливости всех звуков речи.
Психологическая готовность к школьному обучению-Комплекс
психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.
Резонатор-полость, способная отражать
звуковые волны. Голос приобретает тембр благодаря системе резонаторов.
Речевой слух-способность человека при
восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка.
Компоненты речевого слуха:
физический слух — способность воспринимать звучащую речь в разных
диапазонах громкости и высоты;
фонематический слух — способность различать и воспроизводить звуки речи.
Речевой такт-(синтагма) слово или группа слов
внутри предложения, которые объединены смыслом.
Речь-система используемых человеком звуковых
сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации.
внешняя — речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми;
состоит из речи письменной и устной;
внутренняя — речь для себя, лишённая звукового оформления, мысленная речь.
Речь экспрессивная-активное устное и
письменное высказывание.
Ритм речи-последовательное чередование
элементов речи через одинаковую меру времени.
Риторика-теория и мастерство гармоничной
речи.
Ринолалия-(rhinos-lalia-говорю в нос; греч.)
патологическое изменение тембра голоса (носовой оттенок) и искажённое
произношение звуков речи.
Ринофония-изменение только тембра голоса
(носовой оттенок, гнусавый) при нормальном звукопроизношении.
Ротацизм-расстройство произношения фонем
[р] и [р’], которое выражается в отсутствии этих фонем в речи или их искажении.
Рефлексия-Процесс самопознания субъектом
внутренних психических актов и состояний.
Саморегуляция-процесс
управления человеком своими психологическими и физиологическими состояниями и
поступками.
Сигматизм-недостатки произношения звуков
свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ].
Тахилалия-нарушение речи, выражающееся в
чрезмерной быстроте ее темпа.
Тетизм-расстройство звукопроизношения, при
котором вместо всех или многих согласных фонем произносятся лишь 2-4
стереотипные фонемы, обычно т’, м, н; обычно тетизмсвязан с общим недоразвитием
речи, характерным для тугоухости, алалии и т.п.
Фонема-звук речи. В русском языке — 42 фонемы.
Фонематический слух-способность к
слуховому восприятию звуков речи — фонем. Фонематический слух играет огромную
роль в овладении письменной речью.
Фонация-голосообразование.
Хиттизм-недостаток произношения звука [ Х
].
Эхолалия-непроизвольное повторение слышимых
звуков, слов и фраз.
Экспрессивный— неумение
грамматически правильно изменять слова и строить предложения в своей активной
устной и (или) письменной речи
Язык-важнейшее средство общения, орудие
мышления и воздействия людей друг на друга.
Добрый день, дорогие гости моей педагогической странички! Татьяна Сухих снова в эфире! Помню себя в первый год работы воспитателем. Трудно приходилось, честно говоря. Особенно напрягала постоянная непрерывная писанина. Хочу помочь своим молодым коллегам, показать, как можно упростить себе жизнь педагогическую, так сказать. Сегодня расскажу, что представляет собой план по самообразованию воспитателя и как его составить.
Общая картина работы педагога по самообразованию
Тему самообразования я уже неоднократно затрагивала на страницах блога, но вот о плане вроде не говорила еще. Как ни крути, но в начале каждого учебного года все воспитатели должны выбрать и утвердить этот самый план. Тему выбираем в соответствии с планом работы ДОУ, а также с индивидуальным планом работы на год.
То есть, если у вас тема развитие мелкой моторики посредством пальчикового театра, то весь год по плану вы должны обязательно реализовывать свою тему с детками. Вот мы весь учебный период фиксируем этапы самообразования в специальную тетрадь, где отмечаем все, что было сделано именно по теме.
Что включает в себя работа по самообразованию:
- Изучение тематической литературы (скрупулезно записываем всех авторов и названия их работ);
- Посещение семинаров, участие в вебинарах, курсах, лекциях и т.п.;
- Проведение открытых занятий для коллег, выступление с докладами, рефератами, консультирование по теме самообразования родителей и коллег;
- Практическая деятельность с детками: занятия, кружки, диагностика, праздники, утренники и т.п.
К концу учебного года обязательно пишем отчет по самообразованию и выступаем с ним на педагогическом совете. Аттестация тоже не пройдет гладко без качественно составленных материалов по проделанной работе. Если подойти к вопросу не как к обязаловке, а как к возможности углубить свои знания и приобрести новые навыки, то процесс самостоятельной подготовки вас захватит. Глядишь, и на авторскую методичку хватит материала!
Ведь для современного педагога стремление к самосовершенствованию должно быть естественным. Мы не имеем права быть закостенелыми, старозаветными, что ли. Наши детки постоянно ставят нас в тупик, поэтому поиск новых форм обучения и развития современных дошкольников – наша первейшая задача. А для этого нужно учиться, учиться…
Тем более что в современном мире информация теряет свою актуальность через 5 лет. Это так статистика утверждает. Итого, знания, которые нам вложили в голову в училище или институте, устарели…
Чтобы не вам искать долго тематические материалы, этот труд взяла на себя я.
Интернет-магазин «УчМаг» – скорая методическая помощь
Детский сад – это платформа для подготовки детей к сложной жизни в школьный период, когда формируется жизненная позиция и личность гражданина. Хочу заметить, что, несмотря на мой иногда шутливый тот и не совсем научный язык изложения в статьях, я как педагог вполне осознаю ту ответственность, которая лежит на мне. Что я дам сегодня каждому воспитаннику, с тем он пойдет в первый класс.
Благодарить будут меня учителя начальной школы или ругать, зависит от моей компетентности и заинтересованности в эффективности приложенных усилий. Поэтому прошу молодых коллег не рассматривать планирование работы, в том числе самообразование как никому ненужную трату времени, отписки для начальства. Мы работаем не от себя, не как частная лавочка, а как представители государственной системы образования.
Пусть она далеко не совершенна, но другой нет. В связи с вышесказанным, предлагаю серьезно относиться к разработке индивидуального плана работы и постараться, чтобы он отражал наше стремление дать детям солидный багаж для сложного путешествия из детства в отрочество. Эх, как я закрутила?
Итак, не буду голословной моралисткой, а помогу молодым коллегам практическим советом: купите в «УчМаге» пособие «Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» (под ред. Вераксы Н.Е. и др.). К ней прилагается ежедневное планирование. Есть отдельно рабочая программа средняя группа (4-5 лет), старшая группа (5-6 лет) и подготовительная группа (6-7 лет).
ФГОС весьма строг по вопросам планирования деятельности, но именно эта программа полностью одобрена и рекомендована всеми, кому не лень в нашей системе образования. Кстати, здесь есть и готовый примерный план самообразования.
Также рекомендую вам принять участие в офлайн-вебинаре «Планирование методической работы по программе «Радуга», что тоже весьма благоприятно скажется на вашем кругозоре как педагога.
Составляем план по самообразованию: пошаговая инструкция
Как правильно составить план работы по самосовершенствованию:
- Титульный лист оформляем согласно общеизвестным канонам, его можно просто скачать в Интернете. Но обязательно указываем название дошкольного учреждения, пишем, что это план по самообразованию педагога такого-то (ФИО, стаж, категория), прописываем тему, срок работы (с сентября 2017 по май 2017) и возрастную группу детей;
- Следующие страницы: тема, цель, задачи. Тему знаем, цель исходит напрямую из темы. Задачи такие: повысить уровень знаний в вопросе путем изучения соответственной литературы, посещения обучающих семинаров, самостоятельной исследовательской работы.
Также к задачам относится разработка перспективного плана работы в соответствии с темой самообразования, подготовка диагностики в начале и конце года, создание учебной программы, организация кружка для детей и другая практическая деятельность, которую вы планируете провести. Это еще может быть оформление уголка, проведение консультаций, семинара, лекции.
- Предполагаемые результаты по самообразованию. Их пишем, исходя из задач. Просто другими словами и добавляем про достижения детей.
- Конкретные этапы работы по самообразованию. Здесь уместна таблица: разбиваем по месяцам учебного года, распределяем работу с детьми, родителями, коллегами, самостоятельная работа. Вписываем все, что будем проводить и делать по теме: изучение литературы, занятия, семинары, консультации, оформление стенда, выставки, папки-передвижки и т.п.
- Выход темы: конечные результаты. Здесь можно указать открытое занятие, мастер-класс для коллег, консультация для родителей, оформление выставки или папки-передвижки, отчет на педсовете.
Как видите, ничего сложного. А еще проще – скачать специальную форму плана и по образцу составить свой план.
Пока я вас не утомила, буду заканчивать. На прощание попрошу сделать мне одолжение: поделитесь ссылочкой с товарищами и если еще не оформили подписку – милости прошу в нашу компанию!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Займусь-ка я самообразованием!
Опубликовано: 08.08.2016
Приветствую всех, кто посещает мой блог! С вами Сухих Татьяна….
12 комментариев
Математика темы самообразования: я считаю до пяти, не могу до десяти…
Опубликовано: 12.08.2016
Доброго дня, уважаемые друзья и читатели, с вами Татьяна Сухих!…
17 комментариев
Зачем мне понадобился самоанализ урока «Окружающий мир» учителя начальных классов?
Опубликовано: 19.08.2016
Приветствую всех моих друзей и случайных посетителей педагогического блога! С…
15 комментариев
Оформление плана по самообразованию
Оформление плана
по самообразованию педагога.
Система работы педагогов по самообразованию:
В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).
В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:
- Изучают необходимую литературу.
- Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
- Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
- Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.
В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.
1 страница – Титульный лист:
«План по самообразованию педагога»
_________________________________
(Ф.И.О. педагога)
___________ _______________
(стаж работы) (кв. категория)
Тема: «_______________________________»
(название темы)
________________
(учебный год)
________________
(возрастная группа)
г.
Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.
2 страница –
Тема: «…»
Цель: «…»
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования…)
- Разработать перспективный план работы с детьми
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
- Организовать работу кружка, создать учебную программу.
- Оформить в группе уголок…..
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
- Подготовить (принять участие) в семинаре …..
- Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»
Месяц |
Формы работы |
|||
С детьми |
Педагогами |
Самообразование |
Родителями |
|
Сентябрь |
— диагностика ЗУН детей |
— Организовать работу кружка, создать учебную программу, -изучение литературы |
Консультация для родителей: «…» |
|
Октябрь |
занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка |
|||
Ноябрь |
Оформление папки передвижки. Тема: «…» |
|||
Декабрь |
Оформить в группе уголок….. |
Оформление папки передвижки. Тема: «…» |
||
Январь |
||||
Февраль |
Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…» |
|||
Март |
||||
Апрель |
Развлечение «…» |
|||
Май |
диагностика |
Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. |
Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год |
|
Июнь |
выставка детских работ |
Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу |
Консультация для родителей: «…» |
|
Июль |
||||
Август |
Выход темы:
üПроведение открытого занятия. (коллективный просмотр…) Тема: «…» (месяц)
üПодготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)
üПровести мастер-класс для педагогов по теме: «…»
üОформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)
üСборник консультаций для родителей. Тема «…»
üОтчёт о проделанной работе за учебный год.
Литература:
Автор, название, год издания, издательство.
МБДОУ №10-ЦРР-Д/С
«Тетрадь по самообразованию»
_________________________________
(Ф.И.О. педагога)
___________ _______________
(стаж работы с..) (кв. категория с …)
________________
(начата с …)
г.
1 страница –
Тема самообразования: «…» (учебный год), (возрастная группа)
Можно писать в виде таблицы:
Формы работы |
|||
С детьми |
С педагогами |
Самообразование |
С родителями |
сентябрь |
|||
Можно заполнять тетрадь в свободной форме, учитывая предложенные формы работы.
Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:
üРабота по теме самообразования не менее 1 года;
üИзучение научно-методической литературы;
üРазработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;
üСоздание современной предметно-развивающей среды в группе;
üПроведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
üЗнакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
üПроведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
üОбучение на курсах повышения квалификации;
üВыступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
üАктивное участие в работе методического объединения района;
üУчастие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;
üОбобщение опыта работы по теме самообразования.
Памятка для анализа процесса самообразования:
- Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
- Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
- Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
- Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
- Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.
Перспективный план самообразования педагога.
ФИО ____________________________________
Группа______________________________ Стаж работы______________
Учебный год |
Тема самообразования |
Форма и срок отчёта |
2012 – 2013 |
||
Дата заполнения «____» ___________________ 200 ____ год
Методические разработки
Как строится работа по самообразованию педагога детского сада
07.12.20172147.7k
Работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) требует высокого профессионализма сотрудников. И хорошее образование, любовь к малышам — ключевые составляющие педагогического мастерства. Однако есть ещё один аспект деятельности, который играет роль вечного двигателя в работе с подрастающим поколением. Речь идёт о самообразовании педагога — постоянном саморазвитии и совершенствовании используемых приёмов и методов работы.
Теоретические аспекты процесса самообразования воспитателя ДОУ
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) самообразование (в некоторых источниках — саморазвитие) определено процессом постоянной познавательной работы педагога, носящей характер методического совершенствования знаний, умений и навыков взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.
Это интересно. Несмотря на то что понятия самообразование и саморазвитие в педагогических источниках часто взаимозаменяемы, между ними есть различия. В частности, отличительной чертой саморазвития является то, что эта работа может включать не только образовательный компонент, но и физическое самосовершенствование. В то время как самообразование подразумевает только расширение границ познавательной сферы.
Самообразование сопровождает весь период профессиональной деятельности педагога
Самообразование воспитателя: цели и задачи
Пополнение собственных методических наработок членов педагогического коллектива детского сада ставит перед собой следующие цели:
- знакомство с новаторскими психолого-педагогическими технологиями, их освоение и поиск оптимальных способов сочетания с теми, что уже применяются в работе;
- улучшение качества образования в разновозрастных группах за счёт систематизации передового методического и психолого-педагогического опыта коллег;
- создание подходящих условий для всестороннего физического, психического развития малышей, а также для воспитания креативных личностей.
Для достижения обозначенных выше целей самообразования педагог в работе решает ряд задач:
- Определяет рациональность использования тех или иных педагогических технологий в соответствии с возрастными особенностями детей. Например, в рамках развития изобразительных способностей ребят второй младшей группы использование индивидуальной формы работы будет неуместным, так как дети ещё слишком малы. А вот групповая работа малышей с родителями для создания поделок, рисунков уже вполне допустима.
Педагог должен выбирать такие приёмы работы, которые соответствуют возрасту подопечных
- Формулирует проблемы, с которыми сталкивается в работе с воспитанниками конкретной возрастной категории. Например, в средней группе это может быть неодинаковый уровень речевого развития. В том смысле, что некоторые дети уже чётко говорят полными предложениями с допустимыми для этого возраста отклонениями в звуковом ряду, в то время как другие малыши не только плохо формулируют свои мысли, но и имеют нарушения в работе артикуляционного аппарата, то есть дефектов у них много.
- Знакомится с методическими наработками коллег, посещая занятия других педагогов, изучая процесс и результаты работы через интернет, методические печатные издания.
- Способствует расширению границ познавательной, трудовой и игровой активности у подопечных (особенно через организованную совместно со взрослыми деятельность).
Таким образом, задачи работы по самообразованию носят преемственный характер, то есть из года в год педагог освещает один и тот же комплекс вопросов, но на актуальном для конкретного возраста детей уровне.
Принципы саморазвития
Процесс работы по усовершенствованию имеющихся педагогических наработок опирается на 4 принципа:
- Непрерывность. Как уже было сказано, на основании одного комплекса тем, педагог выбирает ту или иную тему, разрабатывает её в течение одного учебного года, реже двух. Получается, что самообразование сопровождает весь период педагогической деятельности воспитателя в ДОУ.
Работа по самообразованию начинается с первых дней профессиональной деятельности и, как правило, не имеет кардинальных смен траектории рассмотрения первоначально выбранных проблем
- Взаимосвязь. Принцип, непосредственно связанный с первым. Например, рассматривая вопросы речевого развития малышей 3–4 лет, воспитатель не сможет полноценно раскрыть тему без учёта наработок по этой теме в предшествующем году, то есть в работе с малышами 2–3 лет. Поэтому довольно часто подобные вопросы рассматриваются в рамках объединённых пар групп: «Речевое развитие детей первой и второй младших групп ДОУ» или «Развитие мелкой моторики в старших группах в аспекте подготовки руки к письму».
- Соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в детском саду. Например, в 2016 году ФГОС были рекомендованы темы, связанные с инклюзивным образованием в ДОУ, хотя раньше эта тематика была прерогативой исключительно учителя-дефектолога. Так, если в группе есть дети с нарушениями в развитии, то вопрос самообразования может включать либо отдельные аспекты работы с такими малышами, либо быть полностью посвящённым практике вовлечения ребёнка-инвалида в учебно-воспитательный процесс, работе с семьями таких малышей и т. д.
- Доступность. Этот принцип касается, во-первых, практической реализации проекта по самообразованию. Проще говоря, если педагог рассматривает нетрадиционные техники рисования в первой младшей группе, то изобразительная деятельность пальчиками будет вполне соответствовать уровню развития и восприятия ребят, в отличие от, например, создания картинок мыльными пузырями. А во-вторых, одной из форм отчётности по реализации программы самообразования является презентация опыта молодым коллегам. Это представление собственных наработок, которое должно быть понятно другим не только с методической, но и с общекультурной точки зрения. Не стоит пугать аудиторию сложными терминами, проектами космического масштаба и пр.
Принцип доступности касается не только работы с детьми, но и с родителями, а также с коллегами, в том числе и в рамках института наставничества
Формы работы
Образовательная деятельность ДОУ подразумевает взаимодействие и взаимосвязь всех, кто принимает участие в процессе обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Это педагогический коллектив как субъект образовательного процесса, малыши и их родители как объекты деятельности. Поэтому и формы работы по самосовершенствованию педагогического мастерства, так или иначе, включают в работу все обозначенные категории лиц.
- Собственное профессиональное развитие посредством ознакомления с материалами по изучаемому вопросу через книги, интернет, печатные издания, участие в вебинарах, очных и заочных семинарах, мастер-классах и пр.
- Непосредственная работа с детьми в рамках учебно-воспитательного процесса, прогулок, проведения досуга.
Главная цель педагога — найти интересные и продуктивные приёмы в работе с детьми
- Сотрудничество с семьёй. Эта работа практически реализуется, например, в форме проведения круглых столов, организации телефона доверия, родительских собраний, тренингов с членами семей подопечных.
- Тесная связь с коллегами. Обмен опытом на уровне теории (например, посредством доклада на педсовете) и на стадии практики (к примеру, организация и проведение показательного занятия, которое соотносится с выбранным вопросом самообразования).
Программа работы над темой самообразования
Организация процесса освещения вопроса зависит от того, насколько тщательно и методически правильно будет выстроена работа.
Выбор темы
На этом этапе, который обычно приходится на август–сентябрь, педагог формулирует тему исследования в зависимости от тех актуальных вопросов, с которыми он сталкивается в своей деятельности.
Расположение детского сада вблизи проезжей части определяет актуальность выбора одной из тем, касающейся технологий здоровьесбережения, связанную с изучением правил дорожного движения на доступном конкретному возрасту уровне.
Трудности могут касаться выбора индивидуальных форм работы с детьми определённого возраста
Рекомендованные ФГОС темы для педагогов детских садов
Перечень тем является общим для воспитателей всех групп, различия определяются особенностями, характерными для возраста подопечных. Например, в младших группах развитие мелкой моторики будет сосредоточено на выборе оптимального списка пальчиковых упражнений, а в старших акцент делается на тренировочных заданиях, направленных на подготовку руки к письму.
Примерный список тем самообразования педагогов ДОУ (автор — Н. Оноприенко):
- Активизация словаря детей младшей возрастной группы.
- Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет.
- Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.
- Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
- Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.
- Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.
- Дидактические игры в обучении детей основам математики.
- Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
- Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.
- Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
- Игра как средство общения дошкольников.
- Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.
- Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.
- Использование развивающей игры во время НОД по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
- Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2–3 лет.
- Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников.
- Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников.
- Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников.
- Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи.
- Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.
- Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.
- Пересказ художественных произведений с помощью картинок.
- Подвижная игра как средство развития физических качеств детей (среднего, старшего) дошкольного возраста.
- Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
- Правила дорожного движения для дошкольников.
- Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.
- Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
- Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
- Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста.
- Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе (4–7 лет).
- Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.
- Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой.
- Развитие математических представлений в дошкольном возрасте.
- Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
- Развитие мелкой моторики дошкольников.
- Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.
- Развитие познавательной деятельности дошкольников.
- Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.
- Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
- Развитие речи — уроки риторики и речевой этикет.
- Развитие сенсорных способностей дошкольников.
- Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры.
- Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
- Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра.
- Речевое развитие дошкольников.
- Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.
- Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника.
- Роль загадки в развитии дошкольника.
- Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям.
- Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
- Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
- Сказкотерапия как средство формирования и развития речи дошкольников.
- Современные подходы к реализации задач образовательной области «Познание».
- Театр как средство формирования связной речи дошкольников.
- Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка.
- Физическое развитие детей в игровой деятельности.
- Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.
- Формирование коммуникативных качеств у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
- Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через общение с природой.
- Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
- Формирование начал экологической культуры дошкольников.
- Формирование основ педагогического мастерства.
- Формирование патриотических чувств у дошкольников.
- Формирование речи детей в игровой деятельности.
- Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника.
- Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей.
- Экологическое воспитание дошкольников в детском саду.
- Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей) возрастной группе.
Организационный период
По срокам он совпадает с этапом выбора темы — август–сентябрь — и заключается в проработке следующих позиций:
- аргументация актуальности, то есть краткое объяснение того, какие знания, умения и навыки получат дети, родители и коллеги в процессе исследования выбранного вопроса;
- формулирование целей и задач работы;
- определение форм работы с объектами и субъектами образовательного процесса;
- начало оформления папки по самообразованию: подбор заглавий к теоретическому и практическому разделам, а также к блоку подведения итогов.
Пример обоснования актуальности темы самообразования
Проблема: «Экологическое воспитание детей в природе как формы работы с субъектами образовательного пространства в рамках долгосрочного экологического проекта «Сохраним растительный и животный мир особо охраняемых природных территорий».
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать её богатства. Воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Поэтому необходимо продолжать распространять среди педагогов и родителей экологические знания на природоохранную тематику «Растительный и животный мир особо охраняемых природных территорий», продолжать пропагандировать природоохранную деятельность.
Освоение теории и практическая реализация
Этот этап длится с октября по апрель и включает решение следующих задач:
- изучение психолого-педагогических и методических материалов по теме исследования, систематизация полученных данных, составление кратких обзоров статей, а также картотеки методов и приёмов в работе над выбранной темой, примеры подходящих дидактических игр, сценариев развлечений;
Утренники — это самая яркая форма отчётности, которая позволяет объединить работу с детьми, родителями и коллегами
- составление плана и реализация практического внедрения теории, то есть сценариев конспектов занятий, прогулок, досуга, списка форм работы с семьёй, подготовка выступлений на мастер-классах, педсоветах, методических объединениях специалистов.
Выводы
Эта работа проводится в конце учебного года и предполагает организацию разных форм отчётности о процессе и итогах проделанной работы. Формы отчётности подбираются в зависимости от тех участников образовательного процесса, перед которыми презентация организуется. Кроме того, некоторые виды отчётов используются и на других этапах работы (организационном, этапе освоения теоретических материалов и практической реализации).
- Видео- и фотоотчёты используются для коллег-педагогов, мам и пап, а также для детей, которые с удовольствием посмотрят на себя в продуктивной деятельности.
- Круглый стол. Проводится для родителей, коллег на начальном и заключительном этапе.
- Открытые занятия также организуются для родителей и коллег. Обычно 2 раза в год: в начале учебного года и в конце.
- Мастер-классы. Очень востребованная форма подведения итогов, так как позволяет наглядно продемонстрировать эффективность использования методов и приёмов в работе с детьми (например, ИКТ как одна из технологий развития речи в старшей группе через составление описания сюжета видео, просмотренного без звука).
- Выступления на педагогических советах с самоанализом по проделанной работе.
Выступление на педсовете может быть не только на завершающем этапе проработки темы, но и на начальном, когда нужно сформулировать актуальность выбранного вопроса
- Познавательно-развлекательные мероприятия. К примеру, ярмарки в качестве практической реализации темы, связанной с возможностями театрализованной деятельности в рамках художественно-речевого развития ребёнка.
- Институт наставничества. Проведение мероприятий по передаче опыта молодым педагогам. Такая форма взаимодействия педагогических кадров есть не во всех ДОУ.
- Публикации в журналах, газетах, а также на специализированных интернет-порталах.
- Папка с материалами по самообразованию. Это непременный вид отчётности на каждом из этапов разработки темы. Причём оформление папки — это итог самообразования педагога на протяжении всей профессиональной деятельности. Другими словами, ежегодно папка пополняется на одну тему, исследование которой структурируется по определённому плану.
Это интересно. Результаты работы по саморазвитию включены в перечень необходимых материалов, которые предоставляются комиссии в рамках аттестационной кампании в год повышения квалификационной категории педагога.
Структура папки по самообразованию
- Титульный лист, на котором педагог указывает своё имя, стаж работы, квалификационную категорию, тему самообразования и учебный год.
- Обоснование актуальности темы.
- Цели и задачи исследования.
- Перечень запланированных форм работы с детьми, родителями и коллегами.
- Список печатных и электронных источников по теме.
- Описание примеров практической деятельности (конспекты занятий, сценарии мероприятий, фотоотчёты).
Фотоотчёты по разным видам учебно-воспитательной деятельности — это обязательная часть оформления папки по самообразованию
- Презентация итогов проделанной работы (собственные публикации, методические разработки и пр.).
- Самоанализ. Как правило, он делается в любой форме на усмотрение педагога. Воспитатель кратко описывает все этапы работы, сопровождая этот обзор выводами, что получилось, а что — не совсем или вовсе не нашло практического применения. Кроме того, на этом уровне педагог определяет перспективу дальнейшей деятельности по саморазвитию.
Примеры составления перспективных планов по самообразованию
Структура плана разрабатывается методическим советом ДОУ, поэтому его формы могут отличаться. Встречаются как разработки узкого направления в рамках выбранной темы самообразования с перечнем форм и видов работы (например, по работе с воспитанниками определённого возраста), так и подробные планы с кратким самоанализом по каждому этапу работы. Во втором случае эта форма отчётности не оформляется отдельно, что удобно с точки зрения соблюдения принципа компактности организации методических материалов воспитателя.
Таблица: фрагмент плана «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»
Автор | Евдокименко С.Н., воспитатель ДОУ, г. Дмитров | ||
Тема | Срок разработки | Месяц | Содержание работы |
Глиняная народная игрушка | 2015–2016 | Октябрь |
|
Апрель |
|
||
Май |
|
||
Цит. по: http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-nikolaevna-evdokimenko/plan-samobrazovanija-pedagoga.html |
Таблица: пример плана «Развитие творческих способностей дошкольников в условиях коллективной деятельности»
Автор | Никологорская Е.А., воспитатель МБДОУ №40 детский сад «Колокольчик», п. Фряново, Московская область | |||
№п/п | Содержание работы | Сроки выполнения | Примечания (заполняется в процессе реализации плана) |
Возникающие трудности и вопросы по ходу реализации этапа (заполняется в процессе реализации плана) |
Теоретический этап | ||||
1 | Изучение методической литературы по данной проблеме. | В течение года | ||
2 | Изучение статей в журналах:
|
В течение года | ||
Практический этап | ||||
3 | Изучение опыта педагогов ДОУ. | Сентябрь | ||
4 | Изучение методик о технологии в интернете. | В течение года | ||
5 | Консультации для родителей. | В течение года | ||
6 | Консультация. | Ноябрь | ||
7 | Видеофильм «Коллективная деятельность в НОД». | Декабрь | ||
8 | Участие в конкурсах и выставках различного уровня. | В течение года | ||
9 | Презентация «Детский коллектив — вместе весело шагать». | Февраль | ||
Подведение итогов | ||||
10 | Презентация «Когда мы едины — мы непобедимы». | Март | ||
11 |
|
Апрель | ||
12 |
|
Май | ||
13 | Планирование деятельности и перспектив развития. | Июнь-август | ||
14 | Самоанализ и самооценка НОД в своей группе. | В течение года |
Видео: отчёт о работе по самообразованию воспитателя старшей группы
Особенности работы по самообразованию педагогов узкой специализации
Музыкальный руководитель, занимающийся развитием творческих способностей детей, инструктор по физическому воспитанию, в ведении которого находится арсенал методов и приёмов для физического развития малышей, логопед, сосредотачивающий свою деятельность на устранении нарушений в речи маленьких подопечных, учитель-дефектолог, работающий с детьми с отклонениями в психическом и физическом развитии — эти специалисты также, согласно ФГОС, разрабатывают тему по самообразованию. При этом отдельно рекомендованного списка для них нет.
Работа строится на основании общего перечня тем, но каждый из специалистов дополняет вопрос направленностью по своему профилю. Например, если вопрос по самообразованию звучит как «Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, средней, старшей) группе», то музработник может переформулировать её так: «Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности». Кроме того, целевой компонент работы будет немного дополняться: так, для учителя-дефектолога на первом месте будет задача выбора методов и приёмов коррекции выявленных нарушений в развитии ребёнка, а также просветительская работа с родителями.
Определением тем занимаются методисты объединения педагогов конкретного профиля. Что касается составления программы, плана, предоставления отчётности — требования для всех педагогов ДОУ едины.
Темы по самообразованию узких специалистов будут иметь некоторую целевую специфику
Это интересно. Карла Орфа — немецкий композитор и музыкальный педагог ХХ в. Его технологии основаны на том, что главная задача музыки — раскрепостить индивидуально-творческие силы ребёнка, развить его природную музыкальность, в том числе и через элементарное музицирование.
Таблица: темы и цели самообразования музработника, инструктора по физическому воспитанию, логопеда и учителя-дефектолога
Специалист | Примерная тематика работ | Цели |
Музыкальный работник |
|
|
Инструктор по физическому воспитанию |
|
Цели самообразования инструктора по физическому воспитанию соотносятся с Федеральными государственными требованиями (ФГТ), основной принцип которых — интеграция образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
|
Логопед |
|
Акцент работы логопеда делается на вовлечение родителей в процесс коррекции нарушений в работе речевого аппарат ребёнка.
|
Педагог-дефектолог |
|
|
Примеры планов по самообразованию узких специалистов
При составлении индивидуальных маршрутов самообразования узкие специалисты могут рассматривать тему в рамках её реализации в работе с детьми разного возраста одновременно.
Работа логопеда может носить характер поиска методов и приёмов для решения общей проблемы речевого развития вне зависимости от возраста воспитанников
Таблица: фрагмент плана по самообразованию музыкального руководителя
Автор | Вырвина Е.А., музыкальный руководитель МКДОУ «Светлячок», р. п. Юрты, Тайшетский район, Иркутской области | ||
Тема | «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности» | ||
Месяц | Содержание работы | Форма работы | Практические результаты |
Сентябрь |
|
|
|
Октябрь | «Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства» — информационно-аналитическая деятельность. | Изучить литературу: «Одарённый ребёнок» / под ред. О.М. Дьяченко — Москва; 1997. | Консультация для педагогов. |
Апрель |
|
|
|
Май |
|
|
|
Таблица: фрагмент плана по самообразованию инструктора по физическому воспитанию
Автор | Куракова Н.В., инструктор по физическому воспитанию МКДОУ ДС №23 «Гуси-лебеди», г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский АО | ||
Тема | «Развитие двигательной сферы и проявление в ней эмоциональных состояний» | ||
Месяц | Форма работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
|
Участие в четвёртой городской Спартакиаде среди дошкольных учреждений «Золотая осень». | Консультация о развитии двигательной сферы. | Подготовка детей к соревнованиям. |
Декабрь | ОФП. | Создание карточек-схем фрагментов игры-эстафеты. | Открытый показ физкультурного занятия. |
Январь Февраль |
|
Консультация на тему: «Вечное движение: двигательные оздоровительные моменты на занятиях». | Вечер вопросов и ответов, родительские собрания. |
Март Апрель |
|
|
Досуговые: семейный клуб «Лебёдушка» (направление «Родительская культура» и «Пресс-центр»). |
Таблица: фрагмент плана по самообразованию учителя-логопеда
Автор | Митракович Л.В., учитель-логопед МБДОУ ДС №4 «Лебёдушка», г. Стрежевой, Томская область | |
Тема | «Кинезиологическая гимнастика как средство, развивающее психологические процессы у детей дошкольного возраста» | |
Месяц | Содержание | Ожидаемый результат |
Октябрь | Подбор литературы по теме | Наличие литературы («Кинезиотерапия речевых расстройств»). |
Ноябрь | Теоретическое изучение методических наработок по теме |
|
Декабрь. Январь |
Разработка рекомендаций и консультаций для педагогов и родителей по использованию игр в работе с детьми |
|
Февраль | Практический показ занятий с использованием кинезиологических упражнений для родителей | Познакомить родителей с некоторыми направлениями и приёмами работы. |
Март Апрель |
Изготовление дидактического материала | Практическая помощь родителям и педагогам. Наличие дидактического материала. |
Май | Анализ работы по самообразованию | Наличие аналитической справки. |
Таблица: фрагменты плана по самообразованию учителя-дефектолога
Автор | Трофимова А.П., учитель-дефектолог МАДОУДС №13 «Дельфинчик», г. Бор, Нижегородская область |
Тема | «Развитие мелкой моторики у детей группы компенсирующей направленности» |
Этап | Содержание |
Информационно-аналитический | Изучение литературы по теме:
|
Практический | Использование форм совместной и индивидуальной работы с детьми. Методы и приёмы:
|
Отчётность |
|
Самообразование специалиста ДОУ имеет ключевое значение для профессионального становления, а также важно для личностного роста педагога. Только имея представление о перспективных методах и приёмах работы с детьми в той или иной образовательной области, можно успешно реализовать цели воспитания всесторонне развитой, здоровой и творческой личности ребёнка.
- Автор: Наталья Василишин
- Распечатать
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(37 голосов, среднее: 4.7 из 5)
Поделитесь с друзьями!