Планирование – важнейшая составляющая человеческой жизни. Умение грамотно планировать процесс своей деятельности позволяет достигать наибольших результатов максимально быстро и без отвлечения на второстепенные вещи.
В бизнесе планирование способствует достижению стратегических целей, на работе – выполнять планы, продвигаться по карьерной лестнице и повышать уровень дохода, в личной жизни – самореализовываться, личностно расти и достигать нового уровня жизни. Не менее важно планирование и в обучении, тем более, если вы обучаетесь самостоятельно.
Содержание:
- Коротко о планировании в обучении
- Создание плана обучения: этапы и задачи
- Создание плана
- Следование плану обучения: да или нет?
- Как не уйти от плана?
- Когда можно отойти от плана?
- Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход
- Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения
- Проверочный тест
Коротко о планировании в обучении
Нужно иметь в виду, что планирование в обучении представляет собой не просто список дел, которые нужно выполнить. Составить план и следовать ему – значит, взять на себя ответственность за своё образование и распределять время наиболее лучшим образом. Если нет плана, всё пускается на самотёк, т.к. в делах и задачах легко запутаться, а что-либо постороннее способно, словно ветер, ворваться в процесс деятельности, навести в ней сумбур и неразбериху, и даже отбить всё желание заниматься обучением. Если же есть план, мы можем чётко распределить время на важные дела и второстепенные, на отдых и общение с близкими людьми, на целенаправленное развитие и приятное времяпрепровождение.
Руководствуясь этими размышлениями, можно выделить следующие преимущества составления плана обучения:
✔ | Вы сами выстраиваете процесс своей деятельности, отсекая неразбериху и посторонние вмешательства. |
✔ | Вы экономите время и силы, не распыляясь на выполнение нескольких дел одновременно. |
✔ | Вы конкретно знаете, когда и чем вам требуется заниматься. |
✔ | Вы имеете возможность давать оценку и характеристику общей картине процесса обучения, по причине чего можете производить корректировки в случае необходимости. |
Однако на начальных этапах любого планирования люди нередко сталкиваются с некоторыми трудностями, о которых тоже стоит упомянуть.
Для начала, это внутренний дискомфорт, который связан с потерей привычной свободы действий, т.к. если человек придерживается плана, он не может позволить себе оставить начатое невыполненным только потому, что он устал или ему надоело. Но тут важно уметь отличать реальную свободу действий от иллюзорной, за которой прячется лишь привычка удовлетворять свои вредные привычки, например, оставлять важные дела на потом, а более лёгкие и приятные делать в первую очередь. Если это осознать, справиться с внутренним дискомфортом будет намного проще.
А некоторые люди вообще избегают планирования, руководствуясь тем, что якобы у них нет времени на это и они очень заняты. Но дело в том, что здесь играет роль восприятие: любые изменения воспринимаются с трудом, а вести себя гораздо проще в соответствии со старыми моделями. В действительности же, чтобы составить простой, но неплохой план, требуется порядка 10-15 минут, что в итоге позволяет сэкономить массу энергии и времени.
Итак, мы разобрались с тем, почему важно планирование и что оно даёт (о пользе планирования вы также можете почитать здесь). Но решить заниматься собственным обучением по конкретному плану – это только часть дела, причём не самая важная. Основная же сложность заключается в том, как составляется план, ведь у этого процесса есть свои особенности. Рассмотрим этот вопрос детально.
Создание плана обучения: этапы и задачи
Скорее всего, вы знакомы с житейской истиной о том, что счастье запланировать невозможно. В большинстве случаев так оно и есть, т.к. никто не знает, что подстерегает его за «следующим поворотом». Однако когда речь заходит о самостоятельном обучении, от умения планировать зависит львиная доля успеха. Чем чётче будет ваш план, тем под большим контролем вы сможете держать весь образовательный процесс, а также будете видеть, насколько близок намеченный результат – какой объём информации усвоен, и как он усвоен.
Создание плана по самостоятельному обучению подразумевает несколько этапов:
1
Постановка цели
Задачей первого этапа является составление списка того, какими знаниями вы намереваетесь овладеть и каким навыкам научиться. Для этого нужно понять конечную цель и разделить её достижение на несколько составляющих – например, занятий. Это называется стратегическим планированием – вы детально продумываете каждое занятие и определяетесь с тем, какой результат будет в конце каждого занятия достигнут.
Теперь переходите к тактическому планированию. Суть его заключается в том, что вы самым тщательнейшим образом продумываете те действия, которые будете выполнять во время каждого занятия. Сюда следует включить поиск и обработку информации, о чём мы говорили в предыдущем уроке, её изучение, выполнение проверочных заданий и практических упражнений, если таковые имеются.
2
Определение времени
Задачей второго этапа является распределение времени, которое вы планируете выделять на самостоятельное обучение. Изначально нужно определить общее количество времени, которое уйдёт на всё обучение, например, полгода. Затем руководствуйтесь теми пунктами плана, которые вы наметили на предыдущем этапе.
К примеру, если вы уверены, что освоите необходимый материал за 360 часов, то получится, что вам нужно заниматься по 3 часа в день 5 дней в неделю: 3 часа * 5 дней 15 часов * 4 недели 60 часов * 6 месяцев 360 часов. Аналогичным же образом можно провести и обратные расчёты, но тут нужно точно знать, за какое время вы освоите материал и каким количеством времени вы вообще располагаете. Например, если знаете, что у вас есть полгода, а материал вы на 100% освоите за 360 часов, то получится: 360 часов/6 месяцев 60 часов в месяц/4 недели 15 часов в неделю/5 дней (ведь 2 дня нужно отдохнуть) 3 часа в день вам нужно заниматься.
Кроме того, очень важно учитывать, что от того количества времени, которое вы отведёте на изучение материала, будет зависеть и объём полученной информации.
3
Определение методов
Третий этап не менее важен, чем два предыдущих. Его задачей является определить способы и методы, которые вы будете использовать в обучении, а также установить, какие для этого будут использоваться источники информации (Интернет, книги, учебники, пособия, обучающие видео-или аудиоматериалы), устройства и инструменты (ПК, ноутбук, смартфон, тетради, ручки, маркеры, карандаши). Но если с источниками информации и инструментами всё просто, то о методах стоит сказать подробнее.
Традиционно, методы обучения разделяются на три группы:
Организационные методы. Они, в свою очередь, могут отличаться:
- По источникам знаний: практические, наглядные и словесные (в случае самостоятельного обучения используются практические и наглядные)
- По характеру получения знаний: проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные и репродуктивные (в случае самостоятельного обучения используются поисковые, исследовательские, проблемные и репродуктивные)
- По характеру изложения и восприятия материала: дедуктивные и индуктивные (в случае самостоятельного обучения используются дедуктивные)
Контролирующие методы. Здесь имеется в виду та форма, в которой вы будете осуществлять контроль своего обучения. При самостоятельном обучении рекомендуется устраивать самопроверки.
Стимулирующие методы. Предполагают применение комплекса мер по самомотивации к обучению. Можно использовать различного рода поощрения, к примеру, после продуктивной недели занятий можно позволить себе два полноценных выходных, встречу с друзьями, поход в кино или парк отдыха и т.д.
В дополнение к этим методам, считающимся основополагающими, существуют и вспомогательные. К ним относятся:
1 | Пассивный метод. Как правило, он подразумевает пассивное восприятие информации, когда, например, преподаватель объясняет ученикам материал, управляет процессом урока и проверяет степень усвояемости информации учениками. Но в нашем случае данный метод не подходит, т.к. речь идёт о самостоятельном обучении. Единственным вариантом применения такого метода может служить использование аудио- и видеоматериалов, когда вы являетесь пассивными слушателями или зрителями. |
2 | Активный метод. Обычно под активным методом обучения понимается активное взаимодействие учащихся с преподавателем. В ситуации же с самостоятельным обучением активный метод находит своё выражение в самостоятельном и независимом поиске и обработке данных, составлении конспектов, использовании ментальных карт, блок-схем и т.п. Сюда же относится самопроверка и контроль следования намеченному плану. Проще говоря, этот как раз наш случай. |
3 | Интерактивный метод. |
Определившись с методами, переходим к следующему этапу составления плана.
Создание плана
Убедившись в том, что вы успешно прошли три предыдущих этапа, можно начинать составлять сам план.
Для составления плана можно использовать специальные методики (во всех подробностях процесс составления плана изложен на этой странице) или же можно составить простой план, для чего не требуются особые знания.
Отличным примером простого плана является таблица, в графы которой внесены все необходимые данные: сроки, названия занятий и их краткая характеристика, список задач, которые нужно выполнить, пункт проверки и результат. Данная таблица может выглядеть так:
ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА СЕНТЯБРЬ 2015 ГОДА
СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
ДАТА НАЧАЛА |
НАЗВАНИЕ (ХАРАКТЕРИСТИКА) |
ЗАДАЧИ |
ДАТА ПРОВЕРКИ |
РЕЗУЛЬТАТ |
01.09.2015-07.09.2015 (1 неделя) |
01.09.2015 |
Подготовка материала (исследовать материал) |
|
05.09.2015 |
ГОТОВО |
08.09.2015 – 15.09.2015 (2 неделя) |
08.09.2015 |
Первое занятие (изучить процесс планирования) |
|
13.09.2015 |
В РАБОТЕ |
Имейте в виду, что это лишь пример. Вы можете составить таблицу или просто список задач, внести любые пункты и подпункты. Самое главное, чтобы при обращении к своему плану, даже отвлёкшись от обучения на несколько дней, вы сразу же могли увидеть и понять, на каком этапе работы вы находитесь, и что следует делать дальше.
План обучения лучше всего составлять на весь период изучения необходимого предмета. В том случае, если обучение будет долгосрочным (продолжаться несколько лет), нужно составить общий план обучения, а затем разбить его на каждый учебный год. Кроме того, если у вас есть желание построить процесс своего самостоятельного обучения максимально приближенно к государственным стандартам или к стандарту обучения какого-то образовательного учреждения, вы можете изучить Федеральные государственные образовательные стандарты либо найти учебную программу интересующего вас учебного заведения и составить свой план на основе этих документов.
После того как ваш учебный план будет составлен, и вы почувствуете, что готовы приступать к обучению, начнётся основной этап – выполнение плана. Нужно просто пошагово выполнять все его пункты. Но в процессе вы будете получать много новой информации и что-то варьировать. Возможно, у вас появятся интересные мысли по поводу своего обучения и плана, которым вы руководствуетесь. Так или иначе, вы можете столкнуться с небольшим затруднением, а именно: стоит ли безукоризненно следовать своему плану или же можно в нём что-то менять?
Следование плану обучения: да или нет?
Давайте немного поразмышляем на тему следования плану.
Учась в школе или институте, вы не могли не заметить, что по мере изучения какого-либо предмета открываются всё новые его грани, о которых вы изначально и понятия не имели. Сначала предмет рассматривается в общих чертах, затем появляются какие-то новые темы, на которые разделяется весь материал касательно данного предмета. В новых темах тоже есть отдельные пункты и подпункты, о которых обязательно нужно знать, и т.д. и т.п.
Но тем и отличается обучение в образовательном учреждении от самостоятельного обучения, что в первом случае имеется чёткая программа, отработанная годами, проверенная опытом и освоенная огромным количеством учащихся, а во втором случае такой программы нет, а значит, обучающийся самостоятельно человек может столкнуться с множеством «подводных камней».
Учитывая эту особенность, вы должны иметь в виду, что разработанный вами план обучения всегда можно корректировать. Но и здесь нужно мыслить правильно, и понимать, когда от плана отходить не стоит, а когда можно немного уйти в сторону. В связи с этим, рассмотрим два момента.
Как не уйти от плана?
Вопрос о том, как не уйти от плана, можно разделить на две составляющих.
Первая составляющая касается новой информации, которую вы получаете. Нередко, в процессе изучения предмета внимание может «зацепиться» за что-то, что может показаться более интересным. Это могут быть какие-то научные факты, информация о смежном направлении и т.д. Например, планирование идёт рука об руку с достижением целей, и, изучая тонкости планирования, можно невольно переключиться на новую тему, которая вроде бы и касается основного предмета, но прямо к нему не относится.
В итоге можно углубиться в «дебри» другого знания, а главную задачу из вида упустить. Чтобы этого избежать, очень важно всегда помнить о том, что именно вы изучаете и для чего.
В качестве «напоминателя» вы можете использовать записки или стикеры – их можно развесить по дому или прикрепить к компьютеру. Главное, чтобы они были перед глазами и выполняли свою функцию – напоминали вам о главном. Также можно использовать и сам план – всегда держите его рядом и время от времени заглядывайте в него – так фокус всегда будет сохраняться на основной задаче.
Вторая составляющая касается, в большей степени, самодисциплины. Ясное дело, что всем нужно отдыхать и время от времени переключать внимание на другую деятельность. Но это может быть чревато тем, что вы, лишь на время отвлёкшись от своего плана, рискуете вернуться к нему очень нескоро. Следование плану – это самоконтроль. Если же, как говорится, «отпустить вожжи», можно весь день прозаниматься чем-нибудь более приятным, отложить начало работы на «понедельник» и т.п. Этого нужно всеми силами избегать.
Чтобы не попасть в ловушку мнимой усталости, «нехватки времени» или прокрастинации, необходимо уметь мотивировать себя на следование плану. Мотиваторами могут служить цели, которых вы желаете достичь, результаты, к которым вы стремитесь, навыки, которыми желаете овладеть. Нужно постоянно вспоминать о том, к чему вы стремитесь.
Для этого подойдут как те инструменты, о которых мы уже сказали (записки, стикеры), так и всевозможные средства, которые будет напоминать вам о ваших целях, к примеру, фотографии людей, обладающих теми качествами, знаниями и умениями, которыми хотите обладать вы, тематические картинки, фоны рабочего стола на компьютере, будильник на телефоне и т.п. Но самым главным мотиватором (и это важно запомнить) является, конечно же, ежедневная погружённость в деятельность – следование своему плану.
Когда можно отойти от плана?
Уйти от плана немного в сторону можно только в том случае, если по ходу изучения материала у вас возникают вопросы, ответы на которые вы не знаете, но без ответов на которые продолжать эффективное обучение вы не сможете. Подумайте только: если вы изучаете ораторское искусство, вы, непременно, столкнётесь с вопросом поведения на сцене, который непосредственно связан с актёрским мастерством.
А это значит, что для становления профессиональным оратором вам обязательно потребуется овладеть навыком сценического движения. Исходя из этого, от своего плана, который первоначально не подразумевал изучение актёрского мастерства, вы можете немного отойти, уделив, к примеру, одну неделю на изучение основ движения на сцене.
И подобных ситуаций может быть сколько угодно. Главное здесь – понять суть: отходить от намеченного плана можно только тогда, когда требуется изучить дополнительный материал, необходимый для полноценного усвоения основного и не снижающий эффективность самостоятельного обучения.
Важно заметить также, что отход от плана предполагает разовое действие, которое не будет повторяться систематически. Если же на практике вы столкнулись с тем, что ваш план неполноценен или освоение материала невозможно без чего-то, что вы ранее не учли, план следует адаптировать под новые потребности. На деле это несложно, но сказать об этом не будет лишним.
Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход
Процесс обучения, тем более самостоятельного, не следует понимать как нечто перманентное и не допускающее изменений. Осуществляться он всегда должен интуитивно, ведь никто лучше вас не может знать его тонкостей и деталей. Соответственно, если вы столкнулись с тем, что стартовый вариант плана в чём-то неполноценен, а единичные попытки улучшить его не приносят нужного результата, план можно и нужно адаптировать.
Адаптация учебного плана, собственно, и есть применение гибкого подхода к обучению. Адаптировать план означает внести в него такие изменения, посредством которых он станет наиболее эффективным и позволит овладеть изучаемым материалом в полной мере.
Если, например, вы решили изучить тайм-менеджмент, скорее всего, при составлении плана вы могли не учесть, что эта технология организации и управления временем, помимо того, что состоит из специфических систем и обязывает к применению особых инструментов, включает в себя также такие процессы как целеполагание и планирование, и без их изучения овладеть тайм-менеджментом в полной мере никак не получится.
Выход один: адаптировать план – расширить его, включить дополнительные пункты и выделить время на изучение целеполагания и планирования. Так, у вас появятся новые источники информации, новые занятия, новые задания и новые этапы самопроверки, иначе говоря, ваш план будет адаптирован под специфику изучаемого предмета.
Но есть и ещё один нюанс адаптации плана. Заключается он не просто в гибком, а ещё и творческом подходе к обучению. Это значит, что если ещё на этапе составления плана вы не видели, так скажем, общей картины, то по мере занятий вы станете замечать, что для более полного и быстрого освоения материала вам могут потребоваться какие-либо инструменты, о которых вы прежде не задумывались.
К примеру, наиболее важную информацию можно изобразить в виде схемы на магнитно-маркерной доске, чтобы она всегда была перед вашими глазами. Если вы хотите удостовериться в чём-то на практике, то можете собрать дома друзей и провести собственный эксперимент. Не совсем понимая, как тот или иной принцип действует на деле, вы можете отправиться в школу, где учились, найти знакомого преподавателя и попросить его разъяснить непонятные моменты.
Если вам мешают заниматься ваши домашние, вы можете придумать для себя «официальный» урок – пойти в читальный зал библиотеки и провести отведённое на занятие время там, или же вообще организовать себе кабинет для занятий, обозначив пространство подвешенными одеялами или даже листами гипсокартона.
Творческий подход – это применение к процессу обучения нестандартного мышления и креативности: встав лицом к лицу с той или иной проблемой, «включайте мозг» и придумывайте, как её можно решить, если стандартные методы не годятся.
И в заключение урока стоит коснуться тех знаний, умений и навыков, т.е. компетенций, которые могут повысить эффективность самостоятельного обучения и усвоения материала.
Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения
Ниже мы представим небольшой список тех компетенций, которыми желательно овладеть перед тем (можно и в процессе), как приступать к самостоятельному обучению, а также укажем ссылки на те страницы нашего интеллектуального клуба, на которых вы можете найти всю необходимую информацию:
- Выполнять важные дела без промедлений – полезный навык, который поможет вам научиться выполнять задуманное, невзирая на сложность, в намеченные сроки. Рекомендуем вам узнать, что такое прокрастинация и познакомиться с эффективными способами борьбы с промедлением. Также вы можете изучить интересный материал на тему того, куда уходит наше время.
- Самодисциплина – способность человека управлять собой и своим поведением, выполнять важную работу безо всяких отговорок и следовать тому, что определил для себя как образ жизни. Советуем познакомиться с материалом по развитию самодисциплины.
- Самомотивация – умение самому влиять на себя таким образом, чтобы выполнять даже самые неприятные дела без внутреннего сопротивления, а также способность поддерживать в себе желание непрестанно добиваться целей. Можете почитать о нескольких полезных советах по самомотивации и уделить время изучению способов самомотивации (для тех, кто желает быстрее перейти к практике, предлагаем 10 практических способов самомотивации на каждый день).
- Полезные привычки – привычки, которые позволяют действовать максимально продуктивно. Для начала можете почитать о непродуктивных привычках и узнать о том, как избавиться от вредных привычек (можно воспользоваться некоторыми приёмами борьбы с плохими привычками), а затем перейти к развитию полезных привычек.
- Тайм-менеджмент – эффективная технология управления и использования времени, снискавшая популярность среди людей по всему миру. Этой технологии посвящён целый курс. Используйте время с максимальной пользой для себя – изучите его.
- Память – способность человека накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Чем лучше будет ваша память, тем больше вы сможете запомнить и применить в жизни. Выделите несколько дней на улучшение своей памяти.
- Логическое мышление – особый мыслительный процесс, во время которого человек оперирует логическими понятиями и конструкциями, и становится способным делать правильные выводы на основе получаемых данных. Для развития логического мышления вы можете пройти обучающий курс.
- Творческое мышление и креативность – способность человека к выполнению различного рода задач при помощи нестандартных способов, и умение находить необычные выходы из любых ситуаций. Для освоения таких навыков специально для вас составлен прекрасный обучающий материал на тему развития креативности.
- Скорочтение и устный счёт – ещё две наиполезнейших компетенции, помогающих человеку в жизни. Развив способность считать в уме, вы научитесь производить сложные математические операции без использования бумаги и ручки или калькулятора. А научившись быстро читать, вы сможете изучать и обрабатывать огромные массивы текстовых данных в рекордные сроки.
- Целеполагание и планирование – два навыка, уже не раз упомянутые нами в данном уроке. Названия говорят сами за себя: освоив мастерство ставить цели, вы сможете добиваться в жизни самых высоких результатов, чего бы это ни касалось. А умение планировать станет для вас прекрасным подспорьем, как в достижении целей, так и в любой другой деятельности.
Плюс к этому, вы можете воспользоваться и ещё несколькими рекомендациями по самостоятельному обучению.
Мы искренне надеемся на то, что информация, которую вы узнали из третьего урока, сослужит вам хорошую службу в вашем рвении самостоятельно обучаться новому и познавать тонкости любого знания.
В следующем уроке мы более подробно поговорим о том, что такое мотивация в обучении, как и какие нужно ставить цели, чтобы обучение было эффективным, а также затронем вопросы управления временем и расскажем о важности развивать усидчивость и быть открытым новой информации.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Далее побеседуем о самоорганизации.
← 2 Поиск информации4 Самоорганизация →
Независимо от того, начинаете ли вы личное или профессиональное исследование, наличие плана исследования для вашего предстоящего проекта может быть важным по многим причинам. План исследования позволит вам оставаться организованным и ориентированным на достижение своих целей. Узнав больше о том, как написать план исследования, вы сможете улучшить свои исследовательские задачи и получить лучшие результаты.
В этой статье мы рассмотрим, что такое план исследования, объясним, почему он важен, и пошагово расскажем, как написать план исследования.
Что такое план исследований?
План исследования — это документированный обзор всего вашего проекта, начиная с исследований, которые вы проводите, и заканчивая результатами, которые вы ожидаете получить в конце проекта. В плане исследования вы определяете свои цели, шаги по их достижению и все необходимое для сбора результатов. Планы исследований помогают сориентировать команду или только себя на выполнение намеченного плана. Это может помочь вам или команде оставаться организованными с полным пониманием того, что и когда должно быть сделано.
Они также могут быть полезны для внешних участников проекта. Если вы руководите проектом, в котором участвуют заинтересованные стороны или другие виды внешних наблюдателей, план исследований поможет держать всех в курсе хода и общего направления проекта. Профессионалы обычно обновляют документ с планом исследования по мере изменения целей или ресурсов, чтобы предложить всем наиболее полную информацию.
Почему важен план исследования?
План исследований важен и полезен для вашего проекта по многим причинам, в том числе:
Помогает организовать ваш проект
План исследования важен, поскольку он поможет вам организовать различные элементы вашего проекта. С помощью плана исследования вы можете заранее определить, кто участвует в проекте, каковы этапы проекта и как вы можете документировать информацию или результаты, полученные в ходе проекта. План исследования может помочь вам организовать ваши цели, давая вам возможность составить предварительный график до начала работы над проектом.
информирует участников
Еще одна причина, по которой создание плана исследований для вашего проекта является важной, заключается в том, что он помогает держать всех участников в курсе событий. Во время исследовательского проекта у вас могут быть участники, которые помогут вам, например, друзья, сотрудники или внешние члены компании. Независимо от контекста вашего проекта, будь то личный или профессиональный, создание плана исследования позволяет каждому увидеть масштаб и этапы работы над проектом. Он также может выступать в качестве общей временной шкалы проекта, позволяя каждому понять основную схему того, когда он должен выполнить каждую задачу.
Определяет цель вашего проекта
Создание плана исследования до начала исследования может помочь вам определить цель проекта. Хотя вы можете понимать цель проекта, согласование этой цели с ожиданиями других может потребовать некоторых разъяснений. Написание краткого раздела в вашем плане исследования о целях проекта и ваших ожиданиях может помочь каждому лучше понять, какой вклад он вносит в достижение цели плана. Даже если вы единственный участник плана, повторное изложение своей цели на бумаге может помочь вам лучше соотнести себя с собственными целями.
Устранение отвлекающих факторов
План исследования поможет вам ограничить отвлекающие факторы на протяжении всего проекта. Если вы создадите документ, в котором будут описаны все этапы проекта, его цель и основные сроки, у команды будет меньше шансов отвлечься на дополнительные шаги, пункты или цели. План исследований помогает убедиться, что команда работает только над необходимыми пунктами, а не над дополнительными планами или пунктами исследований. Если вы работаете над планом исследования самостоятельно, наличие документированного представления о том, что вы собираетесь делать, поможет вам организовать свои мысли и лучше управлять своими ожиданиями в отношении всего проекта.
Планирование отдельных задач проекта
Если в ходе исследования вы работаете с другими людьми, создание плана поможет вам расписать задачи для каждого. С помощью плана исследования вы можете распределить различные задачи между разными участниками в зависимости от того, какие навыки они привносят в проект. Если вы работаете над проектом в одиночку, наличие плана исследования поможет вам реалистично ставить цели. Постановка реалистичных целей может помочь вам достичь их должным образом, что поможет улучшить ваше отношение и стремление к проекту. Если ваш исследовательский проект рассчитан более чем на несколько недель, постановка задач и целей для каждого может помочь им поддерживать соответствующие ожидания и сроки в течение долгого времени.
Как написать план исследования
Если вы хотите узнать, как написать собственный план для своего исследовательского проекта, рассмотрите следующие семь шагов:
1. Определите цель проекта
Первый шаг к созданию плана исследования для вашего проекта — определить, почему и что вы исследуете. Независимо от того, работаете ли вы с командой или в одиночку, понимание цели проекта поможет вам лучше определить его задачи. Если вы проводите исследование в группе, определение цели проекта может помочь вам разделить задачи на разделы, чтобы сделать работу более управляемой. Например, если вы определили свою задачу как исследование истории страны, вы можете поручить некоторым членам группы исследовать историю культуры, другим — историю конфликтов и т. д.
2. Определите индивидуальные задачи
После определения общей цели проекта определите отдельные задачи или шаги, необходимые для достижения этой цели. Изучение того, какие отдельные шаги вам необходимо предпринять для достижения вашей цели, может помочь вам упростить и лучше понять ваш процесс. Большим группам в исследовательском проекте может быть полезно определить индивидуальные цели, чтобы они могли разделить и распределить задачи в соответствии с тем, кто у них есть в наличии для помощи. Даже при работе в одиночку разделение периода на несколько более мелких этапов поможет вам определить ближайшие цели, которые требуют внимания прямо сейчас, и конечные цели, которые могут подождать.
3. Выберите метод исследования
После определения цели и отдельных шагов следующим шагом на пути к созданию плана исследования является выбор метода исследования. Определение того, какие методы исследования вы хотите использовать, может помочь вам установить свои процессы до начала исследовательского периода. Для вашего проекта не обязательно использовать какой-то один вид исследования, но определение того, какие виды вам нужны, может помочь команде работать вместе более эффективно. Например, некоторые люди могут лучше справляться с исследованием путем интервью, чем другие. Знание того, какие методы исследования доступны и кто лучше всего подготовлен к каждому из них, может облегчить распределение задач.
4. Набрать участников и распределить задачи
Если есть возможность, попробуйте набрать участников для своего исследовательского проекта. Это может не только сократить время работы, но и упростить ваши исследовательские задачи. Если вы распределяете работу между группой людей, вы также можете разделить работу по индивидуальным специализациям. Набор участников для вашего исследовательского проекта может позволить вам сосредоточиться на более управленческих вопросах плана, таких как отображение результатов, распределение задач или документирование изменений.
Распределение задач в плане исследования командных усилий поможет вам правильно распределить работу. Распределите задачи, как только вы поймете, сколько их необходимо для завершения проекта. Чем быстрее и эффективнее вы распределите задачи, тем быстрее ваша команда сможет работать над отдельными частями проекта.
5. Подготовьте резюме проекта
Резюме проекта или бриф — это руководство по вашему исследовательскому проекту, которое вы можете использовать во время собеседований, встреч и полевых исследований. Краткое изложение может помочь напомнить вам, какие вопросы вы хотите задать потенциальным рекрутам, какие элементы исследовательского проекта вы хотите обсудить и как держать встречи в рамках темы. Резюме проекта может быть отдельно от самого исследовательского проекта и обычно включает в себя введение и, возможно, даже вопросы интервью для рекрутеров.
6. Создайте реалистичный график
После того, как вы набрали всех желающих и определили задачи для проекта, рассмотрите возможность размещения каждой цели в предварительном графике. Если вы работаете с несколькими людьми, может потребоваться не одна встреча, чтобы установить приемлемые сроки. При составлении временной шкалы рассмотрите возможность размещения каждой цели на даты, которые позволяют получить немного дополнительного времени, если члены команды не уложатся в срок. Это поможет компенсировать любые неожиданные события или прерывания, которые могут произойти в ходе исследования.
Также может быть полезно создать физическую временную шкалу в виде доски, бумажного листа или цифровой презентации. Это может помочь членам группы представить, когда необходимо выполнить задачи. Если возможно, продумайте маркировку задач с указанием их владельцев. Даже если вы работаете над проектом в одиночку, создание собственного графика выполнения задач поможет вам осознанно взглянуть на весь объем вашего исследовательского проекта.
7. Определите, как представить свои результаты
Перед началом работы над проектом еще один шаг, который вы можете сделать, — это определить, как вы хотите отобразить или представить свое исследование. В зависимости от контекста и цели вашего исследования, вы можете использовать различные способы представления результатов исследования. Например, если вы делаете это для компании в качестве комиссионного сотрудника, вы можете захотеть представить свое исследование профессионально, например, в виде презентации, брошюры или буклета. Если вы проводите исследование самостоятельно или для собственных нужд, вам могут не понадобиться профессиональные методы презентации, если только вы не предпочитаете делать это по организационным причинам.
Шаблон наброска плана исследования
Рассмотрите приведенный ниже шаблон, чтобы помочь вам начать работу над планом исследования:
[Название проекта]
[Список участников проекта для плана исследования]
Цель проекта: [Краткое изложение цели плана исследования]
Задача 1: [Краткое изложение первой задачи]
Цель 2: [Краткое изложение второй цели]
Задача 3: [Краткое изложение третьей задачи]
Общая хронология
[Вставьте график временной шкалы или набор кратких заголовков с датами, чтобы создать предварительную временную шкалу]
Советы по созданию плана исследования
Ниже приведены несколько советов, которые вы можете использовать, чтобы сделать ваш план исследования более эффективным:
Напишите подробные разделы
В процессе написания плана исследования постарайтесь быть как можно более конкретными при создании каждой его части. Конкретность, особенно в групповых проектах, может помочь участникам проекта помнить, что нужно делать и кто занимается каждым элементом. При составлении графика, включение как можно большего количества мест, времени и имен собственных может помочь каждому получить четкое представление о том, что ему нужно сделать. Если вы планируете работать над планом исследования самостоятельно, написание подробного плана может помочь вам напомнить о важных элементах процесса исследования позже.
Встречайтесь с участниками плана перед внесением изменений
Если вы хотите внести изменения в свой план, чтобы улучшить его со временем, подумайте о проведении собраний, прежде чем вносить эти изменения. Одним из наиболее важных элементов в групповой работе является общение между ее членами. Проведение собраний для обсуждения новых изменений в проектах или планах поможет держать команду в курсе текущих задач.
Определите приоритеты, кого вы приглашаете на различные собрания, чтобы у каждого присутствующего члена организации была причина услышать представленную вами информацию. Вы можете сэкономить время других участников проекта и позволить им использовать это время для реализации вашего проекта, если вы позаботитесь о том, чтобы пригласить только тех, кто нуждается в обновлениях.
Введение
Для того, чтобы ваше исследование прошло успешно, и вы достигли поставленных в работе целей, в самом начале пути необходимо все тщательно спланировать – составить план вашей научно-исследовательской работы и провести планирование этапов ее реализации. И план, и планирование являются обязательной частью любого проекта – от научной работы школьника или студента до крупных масштабных проектов, выполняемых большой командой опытных, именитых ученых.
Зачем нужно планировать исследовательскую работу
Не жалейте время на планирование научной работы, так как тщательно проработанный план даст вам возможность спокойно, в рабочем режиме и без срывов выполнить всю работу от начала до конца. В результате планирования вы создаете более четкий образ исследования, показывает какие ресурсы необходимо будет задействовать для его реализации, в том числе, речь идет о материальных и человеческих ресурсах.
Изначально вам потребуется общий план научного исследования, который вы далее будете наполнять информацией, и на основе которого будет составляться отчет или публикация о проведенной работе. В общем виде такой план включает в себя:
- Заголовок
- Аннотация или резюме
- Обоснование, актуальность
- Цели и задачи
- Обзор литературы
- Методология и методы исследования
- Основная часть (описание выполненных работ)
- Результаты (с их обработкой и анализом)
- Список литературы
- Приложения (при необходимости)
Такой план отражает характерные и обязательные части научной работы – цели, задачи, объекты, методы и т.д. План дает нам понимание основных этапов, которые будет содержать работа. Далее, для начала непосредственно самой работы над исследованием, необходимо провести его детальное планирование.
Планирование помогает нам разобраться с возможностью реализации всего исследования, оценить финансовые, технические и человеческие ресурсы. Также планирование показывает насколько задачи, запланированные в работе, соответствуют поставленной цели, позволяет установить хронологическую последовательность проведения исследования, предусмотреть ошибки и детально рассмотреть другие важные детали, о которых стоит подумать заранее.
Планирование является наиболее важным этапом подготовительной работы. Оно в целом позволит вам увидеть всю картину исследовательских работ, как бы с разных проекций, и понять, что и в какой момент необходимо проконтролировать. Вы сможете оценить особенности выполнения всех этапов исследования, провести их критический анализ, т.е. установить слабые и сильные стороны. Также это поможет вам заранее продумать и исключить возможные ошибки. Главная функция планирования – направлять исследователя к достижению поставленной цели.
Этапы планирования научного исследования
Так как вы уже определились с темой исследования, обозначили цель и задачи, провели обзор литературных источников и выбрали, какими методами вы будете проводить свое исследование, вы теоретически готовы приступить к его выполнению. Теперь нужно продумать возможность реализовать задуманное на практике – самое время провести планирование. Рассмотрим наиболее важные этапы, необходимые для планирования научно-исследовательской работы.
Важно! На этапе планирования рекомендуется привлечь коллег и специалистов, которые будут принимать активное участие в исследовании, обладают соответствующей квалификацией и владеют информацией по изучаемой тематике.
1. Распределение задач и оценка ресурсов
Распределение задач является одним из самых важных этапов вашего плана, который необходимо выполнить для достижения желаемых результатов и оценки необходимых ресурсов. Это начальная стадия вашего исследования. Для этого сформулируйте и запишите название всех задач, и для каждой из них пропишите желаемый результат. Исходя из этого, продумаете и пропишите в плане следующие моменты:
а) кто будет являться исполнителем каждой из задач – определите квалификацию специалистов и их численность, оцените их наличие в вашей команде; подумайте, ненужно ли вам привлечь дополнительных специалистов (человеческие ресурсы);
б) какие ресурсы нужны для выполнения каждой задачи – материалы, оборудование, лабораторные или иные помещения, участие в конференциях и семинарах для апробации работы, подготовка статей, возможно вам понадобится привлечение других организаций или иные заимствованные ресурсы, на данном этапе есть время все это оценить (материальные ресурсы).
Можно разделить основные ресурсы на несколько составляющих, главное, чтобы вам было абсолютно понятно, что вам будет нужно и где это взять. Заранее продумайте шаги для привлечения недостающих ресурсов, если таковые обнаружились.
Формулируя задачи и ресурсы к ним, вы попутно выстроите схему всего исследования, а также сможете сразу начать продумывать взаимосвязь между отдельными элементами работы.
2. Определение временных рамок
Очень важно заранее спланировать и прописать сроки выполнения каждой задачи и, следовательно, всего исследования в целом. Это можно сделать в виде таблицы или в виде диаграммы, где напротив каждой задачи будет проставлена дата начала и конца ее выполнения. Здесь также, как и на предыдущем этапе, задачи можно разделить на подзадачи с проставлением сроков для каждого отдельного шага, в зависимости от ваших целей. Формируйте таблицу так, чтобы вам было понятно и удобно с ней работать, тут нет никаких четких правил.
Общая продолжительность исследования будет зависеть от количества задач, их сложности и предполагаемой продолжительности. Недооценка временных рамок исследования может негативно повлиять на весь ход его выполнения.
Установление временных рамок позволит вам, как основному исполнителю, держать все этапы исследования под контролем. При планировании времени нужно продумать и попытаться предусмотреть моменты, на которых можно ожидать временные задержки. Если таковые есть, необходимо заложить на них дополнительное время, а для их реализации определить круг возможных проблем и пути их решения. Иначе вы рискуете, что на каком-то этапе исследование будет приостановлено из-за необходимости что-то исправлять или кого-то ждать.
Важно всегда указывать ключевые даты для всех основных этапов, согласно вашему плану. Установление ключевых дат лучше разбить на две колонки: в одну вписать даты для достижымых задач и результатов, во вторую – для предполагаемых результатов, с более расплывчатыми сроками, таких как выпуск публикации, участие в конференциях, семинарах и т.д., итоговые даты которых могут сдвигаться. Не забудьте запланировать рабочие встречи с участниками исследования для обсуждения хода реализации и промежуточных результатов.
3. Построение хронологического порядка
На этом этапе полезно прописать последовательность исполнения задач и возможность их перекрестного или параллельного выполнения. На основании этого нужно составить примерный хронологический порядок выполнения всего исследования (далее по ходу работы вы сможете вносить изменения).
Хронология выполнения работ будет также зависеть от времени выполнения каждой задачи и от их количества. Тут же важно определить, какое количество сотрудников вам нужно и какой квалификации (т.е. состав исследовательской группы) и долю участия каждого ее члена в работе (логично предположить, что в большинстве случаев ваше научное исследование не является их основной работой), т.е. мы видим прямую связь с предыдущими этапами – оценкой ресурсов и времени.
Взаимная связь отдельных задач будет несомненно существенно влиять на хронологию выполнения всего исследования. Например, вы не сможете начать подготовку образцов, пока они не будут отобраны, и в свою очередь – не сможете их отобрать, пока не наступит подходящий период (время года, сезон, погодные условия, сбор необходимого количества образцов контрольной группы и т.п.). Тоже самое касается людей – если какой-то из привлеченных специалистов будет занят в определенный момент времени, хронология вашего исследования нарушится.
Но если вы спланируете все это заранее, вы сможете выровнять работу, что позволит вам избежать ненужной остановки в процессе ее выполнения. Обязательно продумайте вынужденные перерывы в работе, такие как выходные и праздничные дни, отпуск основных исполнителей, т.к. это тоже крайне важно для составления порядка выполнения работ. На этом этапе вы переходите к следующему шагу – проведение критического анализа.
4. Проведение критического анализа
Если вы достаточно четко проработали предыдущие шаги, то можно с уверенностью сказать, что критический анализ вы уже выполнили. Критический анализ состоит в оценке всего хода исследования на предмет взаимной сочетаемости и возможности выполнения разных задачи и их комбинаций между собой, таким образом, чтобы ваш проект:
а) был завершен вовремя;
б) все задачи были решены;
в) цель достигнута.
На этом этапе вы еще раз критически оцениваете ход выполнения каждой задачи и смотрите: где, например, не хватает ресурсов, а где их явный переизбыток – значит нужно перераспределить. Или планируемое время завершения проекта / отдельных задач в нем вызывает сомнения, следовательно, нужно пересмотреть сроки и т.д.
Есть такой небольшой интересный пример из практики, когда при планировании научно-исследовательской работы не учли, что к работе в лаборатории привлечены женщины, у которых маленькие дети. В сезон холодов, такие сотрудницы часто уходят в отпуск по уходу за детьми. В итоге, когда одна из сотрудниц отсутствовала, ее просто некем было заменить, и все остальные участники вынуждены были ждать. При правильном планировании в такой ситуации можно было: запланировать дублера, переставить задачи местами или принять во внимание сдвижку во времени, если нет иного выхода.
Тоже самое может касаться публикации результатов в журнале (если она у вас запланирована) – ставьте реальные сроки и сделайте запас по времени, если что-то пойдет не так (многочисленные возвраты статьи на исправления от редактора или очередь публикационного процесса, достаточно распространенные варианты задержки). Сюда же можно отнести проведение сложной аналитической обработки результатов – сроки тут могут быть очень чувствительны и иметь большой разброс в зависимости от многих составляющих, таких как длительность самого анализа, методы обработки полученных результатов и т.д.
5. Отчетность по результатам исследования
Подготовка промежуточных и итоговых отчетов крайне важна для успешной реализации исследования или научной работы. В связи с этим, на этапе планирования внимательно ознакомьтесь с видами установленной отчетности, если такие установлены условиями выполнения работы (например, в случаях грантового финансирования) либо определите в каком виде будут представлены результаты работы. Зачастую, одним из видов отчета (а иногда и основным видом), по итогам выполнения научно-исследовательской работы является публикация в журнале по соответствующей тематике. Как уже отмечалось выше, это может потребовать определенных временных затрат.
Таким образом, после того как поймете какие отчеты вам необходимо будет подготовить, обязательно установите для себя конкретные сроки их подготовки и определите для них основных исполнителей.
Важно! Результаты планирования необходимо оформить. Можно все занести в таблицу, куда будут прописаны все основные этапы, сроки и другие составляющие, которые далее необходимо отслеживать.
6. Отслеживание хода реализации исследования
После успешного планирования, наступает момент реализации вашего научного проекта. На этом этапе руководителю исследования или основному исполнителю, важно отслеживать ход его выполнения.
Держите перед глазами план реализации проекта и все этапы планирования (вашу итоговую таблицу). Этот шаг поможет вам своевременно выявлять и решать проблемы, которые могут возникнуть, и если они только назревают, есть время все скорректировать еще до того, как ситуация вышла из-под контроля.
Свои наблюдения и выводы относительно хода выполнения исследования желательно фиксировать – записывать в виде заметок в удобной для вас форме, куда вы будете вносить все выявленные нарушения или отклонения. На основе таких записей в определенные моменты можно будет выполнять промежуточный критический анализ и вносить корректировки в существующий план. Таким образом, данные заметки о ходе реализации будут являться одним из наиболее ценных инструментов для достижения цели. Особенно это касается продолжительных по времени исследований, где со временем все очень сильно может поменяться – и условия выполнения и состав исследовательской группы, и даже цели и задачи.
При первой мысли о необходимости выполнить планирование и провести предварительную оценку проекта, все это кажется достаточно сложным. Несмотря на это, начав планировать, вы очень скоро поймете, что это чрезвычайно полезный инструмент, который сделает вашу исследовательскую работу проще и прозрачнее для управления. Главное, не делайте этого в одиночку, обязательно согласовывайте важные шаги с основными исполнителями.
Как следствие, в процессе выполнения научно-исследовательской работы, вам не придется отвлекаться на решение каких-то бесконечных проблем, и вы сможете с головой погрузиться в увлекательный мир науки, спокойно и планомерно идя к своей цели.
Как составить план исследования
Планирование исследования необходимо для определения его организационных характеристик, расчета необходимых средств, распределения ресурсов и установления методов контроля. Сам план представляет собой не что иное, как последовательность мероприятий, которые решают поставленную перед исследователями цель. Вместе с тем, не каждая проблема решается путем последовательного выполнения каждого из этапов. Поэтому план исследования должен предусматривать также методы решения возникающих проблем.
Инструкция
Составление плана исследования начинается с выбора методики сбора исходных данных. Выбор методики зависит от того, какое исследование планируется к проведению. Если это социологическое или психологическое исследование, то информация получается методом опроса. При этом планирование исследования будет, прежде всего, подразумевать метод интервьюирования, а также составление опросников и анкет.
Исследования в области фундаментальных и прикладных наук обычно проводятся по отработанным шаблонам, найти которые можно в методических указаниях исследовательских институтов. Любое конкретное исследование в этих областях сильно зависит от поставленных целей и используемого оборудования, а также от особенностей методологии каждой из наук.
После выбора метода сбора данных приступают к разработке вопросов для анкет. Это не касается планирования научных исследований, где исследуются несоциальные процессы, а в гуманитарных дисциплинах большинство опытов проводятся именно так. Алгоритм составления вопросов для такого исследования выглядит так:
1. Определение целей проводимого опроса.
2. Разработка вопросов, ответы на которые способны стать объектом анализа.
3. Контроль подобранных вопросов, их оценка, тестирование на репрезентативных фокус-группах и согласование с заказчиком исследования.
Затем отобранные вопросы вносятся в анкету, причем вопросник обычно состоит из трех частей:
1. Введение – вопросы, связанные с привлечением и удержанием внимания, созданием заинтересованности у респондентов в опросе.
2. Реквизитная часть – дата проведения опроса, его время, информация о респонденте.
3. Основная часть, при планировании которой следует обратить внимание на количество вопросов, их последовательность. Кроме того, должно быть предусмотрено наличие контрольных вопросов.
Для ответа на вопрос, как правильно составить план исследования, следует исходить из утверждения, что главной его целью является решение поставленных перед организаторами задач. В этом следует убедиться еще при планировании, а именно – на этапе анализа полученных данных.
Полученные в результате опросов данные являются сырыми и необработанными, поэтому они нуждаются в анализе. В связи с этим, их необходимо представить в матричной форме – занести в специальные таблицы с указанием видов ответов и частоты каждого из них. Затем проводят статистический анализ – определяют средние величины, соотношения корелляции и регрессии, а также отмечают наметившиеся тренды. Организация мероприятий по анализу данных должна быть полностью прописана в плане.
Последним этапом планирования и организации исследования является оформление выводов и рекомендаций. Еще на этапе планирования следует определить, в каком виде будут представлены результаты. Выводы пишутся только на основании результатов исследования, а при подготовке рекомендаций могут использоваться знания, находящиеся за рамками проведенного исследования.
Источники:
- Разработка плана исследования на примере маркетингового управления
Модуль 5. Планирование процесса исследования.
Лекция
Процесс проведения исследования разбивается на несколько этапов. В
настоящем разделе рассмотрим подробнее все эти этапы.
Процесс исследования делится на следующие этапы:
Предварительный этап – подготовка и организация исследования:
определение цели исследования;
разработка замысла исследования;
организация процесса исследования;
подготовка аналитических процедур.
Основной этап — эмпирическое обследование и эксперимент.
Завершающий этап – обработка эмпирических данных:
статистическая обработка;
теоретическая обработка;
практическое применение полученных результатов.
Планирование и организация процесса исследований
Итак, основная цель предварительного этапа – спланировать и
организовать работу по проведению исследования. В научных исследованиях
планирование также необходимо, как и в любой другой деятельности.
Результатом этой работы является программа исследования.
Программа исследования – организационный и научный документ, в
котором содержатся методологические, методические и процедурные основы
исследования.
Программа состоит из двух разделов.
1. Методологический раздел:
1.1. формулировка проблемы, определение объекта и предмета
исследования;
1.2. интерпретация основных понятий;
1.3. предварительный системный анализ объекта исследования;
1.4. формулировка рабочих гипотез.
2. Методико-процедурный раздел:
2.1. принципиальный (стратегический) план исследования;
2.2. набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.
До написания программы необходимо провести предварительный
анализ объекта, которой включает в себя следующие элементы:
определение структуры объекта, его функций, целей, основного
содержания и условий деятельности, характера внешних связей;
выявление перспектив, трудностей, проблем развития объекта
(постановка проблемы);
установление форм организационных связей с объектом в ходе
исследования.
Такая работа проводится, в основном, методами системного анализа, о
которых речь пойдет далее. После этого разрабатывается собственно
программа, которая содержит следующие основные разделы:
постановка проблемы, уточнение цели, основных задач, предмета и
объекта исследования;
теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий.
формирование гипотезы. Формулировка причин возникновения
проблемных ситуаций и способов их устранения на уровне гипотез;
построение общего стратегического плана. Определение состава
методов,
процедур,
видов
работ,
необходимых
для
решения
исследовательской задачи;
составление рабочего плана и графика выполнения работ
Рассмотрим подробнее разделы программы, останавливаясь попутно на
таких важных понятиях как проблема, гипотеза и т.п.
Программа исследования. Формулировка проблемы
Исходным пунктом всякого исследования является проблемная
ситуация. Если говорить конкретно об исследованиях систем управления, то
здесь проблема – специфическое состояние системы управления, объекта,
характеризующегося противоречием между потребностями его развития и
тем состоянием, в котором он находится.
На этом этапе очень важно четко найти и обозначить проблему,
которую необходимо решить в процессе исследования. Выражаясь иным
языком, исследователь должен поставить диагноз. Мы уже говорили о
проблемах организации, которые вызывают необходимость проведения
исследований. Напомним, что задачи организации состоят в том, что либо
ситуация ухудшается и её надо исправить, либо необходимо улучшить
существующую ситуацию (которая, в принципе, не ухудшается) и, наконец,
задача состоит в создании совершенно новой ситуации, найдя для этого
новые возможности. Таким образом, имеется три основные категории
проблем: коррективные, прогрессивные и созидательные. Однако при любой
постановке задачи во всех трех случаях общим является то, что всегда
имеется расхождение между тем, что есть на самом деле и тем, что должно
быть (т.е. к чему надо стремится). Т.е. расхождение между желаемым и
действительным. Суть этого расхождения и определяет проблему.
Кроме того, в уже упоминавшемся пособии по управленческому
консультированию отмечается, что проблема может быть определена с
помощью пяти основных характеристик.
Сущность или содержание. В чём именно суть настоящей проблемы, к
какой категории её отнести (экономической, социологической, технической и
пр.). Для этого необходимо подробное её описание. Например, растущие
издержки производства, низкая эффективность использования оборудования,
большое время простоя, плохой психологический климат, большая текучесть
кадров и т.п. Причем, важно определить количественные оценки. (Т.е.
растущие издержки производства по сравнению с чем, с какими
издержками?).
Организационное и физическое местонахождение. В каких именно
организационных подразделениях возникла проблема (участки, отделы,
филиалы)? Где именно физически она была выявлена (т.е. конкретно какой
цех, отдел, участок)? Насколько широко она распространена в организации?
Распространение
проблемы.
Какие
работники
организации
(специалисты, менеджеры, рабочие) затронуты данной проблемой, и кто из
них более всего заинтересован в её решении? Является ли проблема
открытой (т.е. известной всем), либо закрытой (ограниченному кругу лиц)?
Абсолютная и относительная величины. Насколько важна проблема в
абсолютных величинах (например, каков объем увеличения издержек
производства, каковы в часах потери рабочего времени и пр.)? Насколько
важна та же проблема в относительном выражении? Насколько она важна
для организации в целом и как она влияет на подразделение, в котором
обнаружена, и на людей, на которые она распространяется? Что получит
организация от её решения?
Временная перспектива. С какого времени существует данная
проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает
периодически?
Какова
тенденция
(усиливается,
уменьшается,
стабилизируется)?
Здесь же надо четко сформулировать цели и задачи исследования. В
данном контексте цель исследования – определение общей направленности
исследования, разработка проекта действий. Она определяет ориентацию
исследования – теоретическую или практическую. Задачи представляют
собой совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ
и решение проблемы.
Наконец, поясним, что понимается под теоретической и эмпирической
интерпретацией понятий. Речь идет о необходимости строгой формулировки
всех терминов и определений, которыми мы будем руководствоваться при
решении проблемы. Интерпретация понятий осуществляется через ряд
последовательных этапов. На первом этапе производится перевод
проблемной ситуации в формулировку в строгих научных рамках и
терминах. На следующем этапе каждое понятие этой формулировки
раскладывается на такие операционные составляющие, которые затем могут
быть исследованы количественным методом. Конечной целью всей этой
работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и
регистрации.
Программа исследования. Разработка гипотез
На основе имеющихся знаний исследователь пытается построить
предварительное объяснение проблемы, т.е. формулирует гипотезы.
Гипотеза это научно обоснованное предположение о причинах
появления обнаруженной проблемы.
Говоря о научно обоснованном предположении, мы имеем в виду, что
не всякое предположение может стать гипотезой. Для этого необходимо,
чтобы высказанное предположение не противоречило данным науки. Такое
ограничение
позволяет
отбрасывать
надуманные,
фантастические
предположения. Кроме того, естественно, что предположение, претендующее
на роль гипотезы, должно согласовываться со всеми данными и фактами,
которых оно касается. Второе требование к гипотезе выполнить труднее, т.к.
для его выполнения необходимо, чтобы гипотеза объясняла всю
совокупность фактов, а не некоторую её часть. Однако, требование полноты
объяснения является необходимым при формулировке гипотезы.
Кроме вышеназванных ограничений, при формулировке гипотез
следует руководствоваться несколькими очевидными правилами.
1) При выдвижении нескольких гипотез об одной и той же проблеме
предпочтительнее та из них, которая единообразно объясняет большее число
фактов.
2) Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать как можно
меньше гипотез и их связь должна быть как можно более тесной.
Наконец, из самого определения гипотезы следует, что:
любая гипотеза носит вероятностный характер;
нельзя руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами;
гипотеза должна быть доступна проверке в результате исследования.
В
зависимости
от
вида
исследования
гипотезы
можно
классифицировать по целому ряду признаков. По содержанию
предположений относительно изучаемого объекта гипотезы можно разделить
на:
описательные гипотезы – предположения о существенных свойствах
объектов (классификационные), о характере связей между отдаленными
элементами изучаемого объекта (структурные), о степени точности связей
взаимодействия (функциональные);
объяснительные гипотезы, содержащие только предположения о
фактическом состоянии предмета и описание причин такого состояния, но и
предположения, раскрывающие тенденции и закономерности развития
данного объекта;
прогнозные гипотезы, содержащие, кроме вышеупомянутых
предположений, еще и предположения, раскрывающие тенденции и
закономерности дальнейшего развития предмета исследования.
Как видим, такие гипотезы располагаются также и по степени
возрастания сложности. Наиболее простые – описательные гипотезы, их
сформулировать проще, затем идут объяснительные, а самые сложные –
прогнозные. Если вспомнить, что гипотеза это по сути начало разработки
научного принципа, а то и теории, то такое расположение гипотез по степени
сложности вполне естественно.
По степени разработанности гипотезы подразделяются на:
первичные гипотезы, формирующиеся до сбора данных;
вторичные гипотезы, использующиеся, если первичные отвергаются.
По степени общности предположений существуют гипотезыоснования и гипотезы-следствия.
Формирование гипотез необходимо для придания осмысленности
всему исследованию, определению логических опор для сбора и анализа
эмпирических данных.
Исходя из такой классификации, естественно рассмотреть стадии
развития гипотез.
I стадия – возникновение гипотезы на основе имеющихся фактов,
полученных на этапе предварительного знакомства с объектом исследования.
II стадия – формирование выводных гипотез.
На этой стадии формируются основные предположения о причине
возникшей проблемы, носящие названия основных гипотез, а затем путем
анализа основных предположений, как их следствия, разрабатываются
выводные гипотезы. Основные и выводные гипотезы формируются в
процессе разработки программы исследований на подготовительном этапе
исследований.
III стадия – сопоставление выводных гипотез с данными,
полученными на основном этапе исследований. Если сопоставление покажет,
что все следствия, теоретически выведенные посредством анализа основного
допущения, существуют в действительности, это будет доказывать, что
гипотеза вероятна.
Программа исследования. Разработка стратегического плана
Формулированием рабочих гипотез заканчивается первый раздел
программы исследования. Во втором, методико-процедурном разделе
программы основным является стратегический план исследования.
Такой план возможен в трех вариантах:
разведывательный (формулярный, поисковый);
аналитический (описательный);
экспериментальный.
Разведывательный вариант плана выдвигается в случае, если об
объекте и предмете исследований нет ясных, четких представлений, т.е.
когда нет возможности выдвинуть ясные, четкие гипотезы. Такой вариант
предполагает проведение исследований в три этапа.
1) Изучение документов. Состоит из составления библиографии и
изучения литературы и других источников по проблеме.
2) Проведение опросов. Проводится с экспертами, с целью получения
дополнительных знаний об исследуемом предмете.
3) Наблюдение. К этому моменту уже имеется определенная
информация об объекте.
Аналитический (описательный) план используется тогда, когда
имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать описательную
гипотезу. При этом необходимо более тщательное исследование: выборочное
или
монографическое
обследование,
анкетирование,
группировка,
корреляционный анализ полученных данных. Разработка описательного
плана заканчивается классификацией данных, характеризующих объект
исследований.
Экспериментальный план используется, когда можно, на основе
имеющихся знаний сформулировать объяснительную гипотезу. Отсюда цель
плана – установить причинно-следственные связи в объекте. Метод –
проведение эксперимента.
Рабочий план исследования
Наряду с программой исследования разрабатывается его рабочий план.
Составные части рабочего плана:
Пилотажное исследование – предназначено для проверки качества
методик и процедур основного исследования и предшествует ему.
Пилотажное исследование подвергает проверке все основные элементы
социологического исследования. Чаще всего проводится для проверки
инструментария – анкет, опросных листов, бланков интервьюеров.
Полевое обследование (или просто «исследование») – изучение объекта
в основных («полевых») условиях. Это основной источник сбора
информации.
Подготовка данных для обработки и их обработка – все процедуры
для подготовки к вводу данных в компьютер и их обработка по
соответствующим программам.
Анализ и интерпретация данных.
Составление отчета – документа, в котором в систематическом и
наглядном виде отображаются результаты проведенного исследования.
Сетевой график исследования. в котором отражается схема: работа –
исполнитель – время. Т.е. что, кто и когда делает.
Основной этап проведения исследований
После планирования наступает основной этап проведения
исследования. В случае исследования систем управления этот этап,
практически ничем не отличается от подобных этапов в социологии. Там этот
этап описан таким образом:
1. Организация условий выполнения полевых работ в соответствии с
методическими заданиями: согласование хода полевых работ на объекте с
заказчиком; формирование группы организаторов и исполнителей полевых
работ от заказчика (объекта исследования); их инструктаж, подготовка;
подготовка помещений, технических средств.
2. Составление графика проведения полевых работ. Подготовка
нарядов заданий, выдача их исполнителям.
3. Установление контакта с лицами, вошедшими в выборочную
совокупность: знакомство, инструктаж по участию в исследованиях.
4. Сбор первичной информации по заданной методике:
регистрация заданных параметров в исходных методических
документах (анкетах, карточках, бланках, опросных листах …);
фиксация сопутствующих факторов, условий сбора информации,
надежности данных в протоколах, бланках;
проверка правильности заполнения методических документов.
5. Сбор данных методом анализа документальных источников.
К методам сбора информации мы вернемся, когда будем рассматривать
конкретные методы проведения исследований. А сейчас закончим
рассмотрение этапов проведения исследования описанием последнего этапа.
Завершающий (результирующий) этап
Сбор полученных материалов. Ручная обработка данных и подготовка
для ввода в компьютер. Ввод данных в компьютер.
Статистическая обработка данных: в компьютере вычисление
коэффициентов устойчивости, надежности, достоверности данных,
построение показателей по программе статистической обработки.
Подготовка иллюстративного материала (графиков, таблиц) по
результатам статистической обработки.
Теоретическая обработка и осмысление полученных данных:
описание проблемных ситуаций, интерпретация фактов, сведений;
доказательство, уточнение или опровержение гипотез;
определение причин происхождения проблем и проблемных ситуаций;
построение выводов по реализации задач исследования;
выявление побочных результатов, их анализ;
создание модели действительного состояния объекта исследования.
Уточнение объема выполненных задач. Выделение нерешенных
проблем.
Построение проектов совершенствования объекта (выработка
практических рекомендаций):
анализ и оценка выводов с точки зрения их научной, методической и
практической значимости;
создание модели будущего состояния объекта исследования;
разработка различных вариантов проектов совершенствования объекта
на основе полученных выводов и созданной модели;
выбор оптимального варианта совершенствования объекта;
экспертиза проекта и экспериментальные проверки.
Составление итогового отчета и представление отчета заказчику.
Составление плана внедрения результатов исследования.