Характеристика литературного героя: делаем анализ по плану и пишем сочинение (план внутри!)
Сочинения по мотивам литературных произведений писать сложно, но интересно. Сперва нужно прочитать текст, затем проанализировать персонажа, не упустив самые важные моменты, составить план сочинения и, наконец, написать его. Ух! Работа предстоит долгая, поэтому тебе наверняка пригодится наша небольшая шпаргалка.
Что значит «характеристика литературного героя»?
Фактически всё, что можно сказать о литературном герое, будет его характеристикой. Образ литературного героя — не только его мысли, высказывания или описание автора. О многом говорит поведение, отношение к окружающим, образ жизни, манеры и т. д. Для полноценной характеристики литературного героя нужно рассмотреть его фигуру в различных обстоятельствах, вывернув наизнанку внутренний мир.
Анализ героя литературного произведения: план характеристики
Самая ответственная часть — непосредственно анализ литературного героя. Чтобы было проще, мы сделали документ с планом характеристики. Скачивай и дополняй его, это будет лучшая шпаргалка для подготовки к сочинению о литературном герое. Основные пункты мы рассмотрим чуть подробнее.
Место героя среди других персонажей произведения. Герой главный или второстепенный?
Имя и фамилия героя. Есть ли какая-то их трактовка? Нередко автор вкладывает в имя или фамилию героя какой-то аспект характера. Вспомним ряд произведений русской классики: «Недоросль» Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), «Горе от ума» Грибоедова (Молчалин, Хлестов) и «Ревизора» Гоголя (Держиморда).
Внешность героя и то, как он одет. На что автор обращает особое внимание? Как сопоставляется внешность героя с его характером? Ряд характеристик герою могут давать другие персонажи, что тоже любопытно.
Характеристика речи персонажа. Какая манера речи у героя? Есть ли у нее какие-то особенности? Возможно, есть фразы, которые персонаж любит использовать? Слова-паразиты? О чём это может говорить?
Описание жилища героя, его быта. Как выглядит место, где живёт литературный герой? Есть ли какие-то интересные детали, которые могут раскрыть его характер, привычки, переживания, факты из прошлого? Как в реальной жизни жилище говорит о человеке, так и в литературе, стоит только присмотреться.
Происхождение героя. В какой семье родился литературный герой, как прошло его детство? Как особенности эпохи отразились на воспитании героя? Какое у него образование, род занятий? Как он относится к своему делу — любит, ненавидит и т. д.
Социальное и материальное положение героя. На какой ступени социума находится литературный герой? По большей части ему приходится подчиняться или распоряжаться? Есть ли у него финансовые проблемы, если да, то как он воспринимает их?
Черты личности героя и его мотивация. Что можно сказать о мировоззрении героя? Какие у него интересы, занятия, профессия. Есть ли у него в жизни цель, к чему он стремится? О чём он мечтает?
Мир чувств героя. Что можно сказать про отношения героя с окружающими его людьми? Какие у него внутренние переживания, чувства? Что вызывает у персонажа наиболее сильные эмоции?
Поведение и поступки героя. Какие ключевые поступки героя можно выделить в произведении? Как он ведёт себя с другими персонажами и как те относятся к нему (и почему)?
Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие? Проследить динамику образа литературного героя — важная задача, пусть тебя не сбивает, что этот пункт стоит ближе к концу списка.
Сравнение персонажа с другими участниками действия. В чём разница, в чём отличие?
Оценка героя автором. Как относится к герою сам писатель? Как можно несколькими словами охарактеризовать это отношение: любование, нелюбовь, негодование, безразличие и т. д.
Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя. Это может касаться его происхождения, статуса, возраста или поведения в определённых ситуациях.
Роль героя в произведении. Какие повороты сюжета — заслуга описываемого персонажа? Как он влияет на завязку сюжета, его развитие и развязку? Какое отношение имеет к главному конфликту в произведении?
Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решить в произведении? Здесь будут самые интересные выводы.
Анализ готов, приступаем к технической части.
Как написать сочинение-характеристику литературного героя
Подробно останавливаться на правилах, которые касаются любого типа сочинений, мы не будем. Но вспомним главные нюансы, на которые стоит обратить внимание.
Прочти произведение
Первый пункт, без которого не получится идти дальше. Да, возможно, есть вариант где-то списать сочинение-характеристику литературного героя из нужного произведения, но это не то. Самостоятельно написать качественное сочинение, не читав при этом оригинал, невозможно.
Проанализируй и выбери самое важное
Не пиши бесполезные факты в сочинении просто для галочки. Из любого факта должна вытекать какая-то мысль. Не просто «персонаж выглядел так, вот вам цитата», а «его внешность говорила о таких качествах, как…» И так далее. Всю собранную информацию о персонаже нужно проанализировать.
Цитаты
Не стесняйся использовать отрывки произведения, но только не увлекайся с объёмом и не наделай ошибок в оформлении. Самые ёмкие, меткие и яркие цитаты достойны быть в твоём сочинении.
Не бойся своих мыслей
Появилась интересная или даже необычная мысль? Запиши её на черновик и используй в сочинении. Не можем говорить за всех учителей, но обычно такое очень ценится. Сочинение — это не просто писанина, а проверка твоего умения думать. И это ценный опыт в первую очередь для тебя, а не для учителя.
Поэтому обязательно постарайся! Пусть сочинение-характеристика получится шикарным!
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Курсы подготовки к ЦТ 2022 в образовательном центре Адукар
Курсы подготовки к ЕГЭ 2022 в образовательном центре Адукар
Каталог учебных заведений Адукар
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook и уведомления на adukar.by.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!
Записывайся на итоговые занятия!
Прорешаем прогнозируемый тест накануне ЦТ 2023 онлайн в прямом эфире! Твой последний шанс получить высокие баллы!
Регистрируйся прямо сейчас и получи скидку 80% и крутые бонусы для подготовки!
итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!
План характеристики героя литературного
произведения
1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.
План характеристики героя литературного
произведения
1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.
План характеристики героя литературного
произведения
1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.
План характеристики героя литературного
произведения
1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.
План характеристики героя литературного
произведения
1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.
План характеристики героя литературного
произведения
1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.
План характеристики героя литературного
произведения
1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.
План характеристики героя литературного
произведения
1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.
При характеристике героя литературного произведения Вам поможет план:
1 вариант
-
Определение места героя среди других персонажей.
-
Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).
-
Наличие прототипов и автобиографических черт.
-
Анализ имени.
-
Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
-
Речевая характеристика.
-
Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
-
Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
-
Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
-
Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
-
Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
-
Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
-
Оценка литературного персонажа его современниками.
-
Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
-
Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
2 вариант
1.Место данного персонажа в образной системе произведения.
2. Социальный статус и материальное положение.
3. Внешний облик (портрет).
4. Своеобразие мировоззрения и мировосприятия, характер деятельности, влияние на окружающих.
5. Особенности внутренних переживаний.
6. Авторское отношение к данному персонажу.
7. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью биографии и (или) предыстории;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через взаимодействие с другими персонажами;
з) через обстановку, которая окружает героя.
3 вариант
1. Место, занимаемое героем в произведении
2. Общественное, семейное положение героя, обстановка, в которой живет герой
3. Манера держаться, внешность, особенности костюма
4. Речь героя
5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияния на окружающих
6. Понимание героем цели жизни, его основные интересы
7. Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам
8. Отношение других лиц к герою
9. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения
10. Ваше мнение об этом герое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика литературного героя
План для характеристики литературного героя…
План характеристики литературного героя
Характеристика литературного герояПримерный план характеристики героя: 1. Определение места героя среди других персонажей. 2. Степень участия и его роль в конфликте. 3. Анализ имени….
Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме «Обучение сравнительной характеристике литературных героев» ( по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С Пушкина «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин в повести А.С.Пушкина….
Методическая разработка урока литературы с презентацией в 8 классе по теме «Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин.»
Обучение составлению сравнительной характеристики литературных героев….
Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цели урока:*познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев;*сформировать умение писать такие сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки …
Характеристика литературного героя
Характеристика литературного героя…
Исследование познавательной стратегии характеристики литературного героя.
Анализ познавательной стратегии учащихся, влияющих на формирование умения создавать характеристику литературного героя….
Здравствуйте, дорогие пчёлки, читатели и гости блога! На этой неделе мы изучали произведение А.П. Гайдара «Тимур и его команда» (4 класс). Ребята получили задание — дать характеристику герою произведения. Полностью повесть Гайдара прочли из класса всего два человека. Очень жаль!
Поняла, что необходимо напомнить четвероклассникам
«План характеристики литературного героя»
1. Имя героя, его местожительство.
2. Действия и поступки, совершаемые героем.
3.Внешность, характер героя.
4. Отношение автора к герою.
5. Ваше отношение к герою.
Примерный ответ:
Один из главных героев повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда» был Тимур. Мальчик жил вместе со своим дядей на даче.
Команда Тимура тайно оказывала помощь семьям, чьи родственники ушли в армию. Ребята помогали по хозяйству, водились с маленькими детьми, перевоспитывали шайку Мишки Квакина.
Тимур — это «высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке, на груди которой была вышита красная звезда»
Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении цели, обаятельный мальчик Тимур пользовался авторитетом у сверстников.
Автор с уважением относится к Тимуру и его команде, он одобряет поступки ребят, их работу.
Мне симпатичен главный герой повести А.П. Гайдара. Тимур ответственный, надёжный, я хотел(а), чтобы у меня был такой друг.