Несмотря на популярность, ЕГЭ по обществознанию считается одним из самых сложных. Чтобы сдать его на высокий балл, необходимо владеть огромным количеством знаний в абсолютно разных областях. При этом наибольшее количество ошибок приходится на вторую часть, а конкретно 28 задание ЕГЭ: обществознание как предмет включает пять больших блоков, все знания в рамках которых необходимо показать в плане.
Что из себя представляет 28 задание?
28 задание ЕГЭ (обществознание) — это задание на составление плана, в котором нужно будет по пунктам разносторонне и глубоко раскрыть предложенную тему. В отличие от эссе, здесь не получится проиллюстрировать свои мысли и тем самым убедить эксперта.
В плане все зависит от владения теорией. Она подается поэтапно, логично и структурировано в виде пронумерованного списка. Так, ответ на 28 задание ЕГЭ (обществознание) должен состоять минимум из трех конкретных пунктов плана с подпунктами (три и более, если понятие позволяет). При этом они должны быть корректно сформулированы.
Критерии оценки ответа на задание 28
Для эксперта разделены критерии, по которым проверяется 28 задание ЕГЭ: обществознание, то есть теория, проверяется отдельно, корректность формулировок — отдельно. За детализацию и раскрытие темы можно получить максимум три балла, за корректность — один, при этом он не может быть поставлен, если содержание оценено на ноль.
Чтобы получить три балла за содержание нужно:
- написать три пункта плана, из которых минимум два попадают в ключи;
- расписать минимум два пункта (приводится от трех подпунктов в каждом, если это возможно).
Если в ключи попадают два пункта, но детализирован (приведено три и более подпунктов) только один из них, то можно рассчитывать на два балла. Если в плане представлен только один из ключевых пунктов (при этом, он должен быть детализирован), то выпускник получает один балл. В любом другом случае план обнуляется.
Чтобы получить балл за корректность достаточно изъясняться точно, понятно и правильно с обществоведческой точки зрения (верно использовать терминологию, названия и пр.), соблюдать структуру плана.
Как составить план для 28 задания ЕГЭ по обществознанию правильно
При написании ответа нужно помнить несколько простых правил:
- Части плана должны выглядеть как пункты нумерованного списка, то есть не стоит записывать подпункты в одну строчку, они должны быть расположены столбиком с маркерами (например, буквами, цифрами, черточками, точками и др.).
- Подпунктов должно три и больше, если это не противоречит сущности понятия (так, например, элементов социального контроля существует всего два, поэтому в таком пункте плана больше двух подпунктов привести не получится).
- При этом, нужно помнить, что абстрактные пункты, вроде «понятие», «введение», «заключение» и т.п., засчитаны в ответе на 28 задание ЕГЭ (обществознание) не будут, а третий и последующий пункты плана не обязаны попадать в ключи, но должны раскрывать тему.
- Если в пункте может быть приведено пять и более подпунктов, то указываются первые три из них, а потом ставится «и др.». Если же предусмотрено только два-четыре подпункта, то их нужно приводить все.
Примеры планов
План лучше всего строить с помощью детализированных пунктов.
Так выглядит пункт, для которого предусмотрены только два-четыре элемента:
- Критерии стратификации:
- Престиж.
- Доход.
- Образование.
- Власть.
А так должны быть записаны пункты, в которых предполагается большее количество элементов:
- Социальная мобильность:
- Вертикальная и горизонтальная.
- Диктуемая и добровольная.
- Межпоколенная и внутрипоколенная и др.
В целом, идеальный ответ на 28 задание ЕГЭ (обществознание) должен быть составлен из 5-6 таких детализированных пунктов. Образцы планов, написанных на максимальный балл, можно найти здесь.
Как решать 28 задание ЕГЭ по обществознанию
При написании плана можно руководствоваться логикой представления доклада:
- в первую очередь доклад начинают с определения понятия, это можно не прописывать, но для себя назвать стоит,
- исходя из определения задать себе два главных вопроса (чаще всего это критерии или причины и механизм работы (например, исторические типы)),
- привести еще пункты, которые помогут раскрыть тему.
Таким образом, несмотря на строгость критериев, написать 28 задание ЕГЭ (обществознание) на максимальный балл более чем возможно. Для этого необходимо иметь обширные знания теории в рамках всех пяти блоков обществознания, а также понимать критерии оценивания и логику построения ответа.
Инфоурок
›
Обществознание
›Другие методич. материалы›Памятка и практикум по написанию план ЕГЭ обществознание 11 класс
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 30 человек из 22 регионов
- Сейчас обучается 37 человек из 23 регионов
- Сейчас обучается 38 человек из 20 регионов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 263 289 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
-
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
Больше материалов по этому УМК
Другие материалы
- 25.10.2021
- 277
- 8
- 25.10.2021
- 135
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
-
Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»
-
Настоящий материал опубликован пользователем Третьякова Ольга Сергеевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 7 лет и 3 месяца
- Подписчики: 24
- Всего просмотров: 441866
-
Всего материалов:
87
- 01.12.2013
Методические рекомендации по составлению сложного плана по обществознанию — это задание 28 (ранее задание 35, а ещё ранее это С8) по обществознанию.
- Теория для ЕГЭ по обществу
Также, при составлении сложного плана развернутого ответа можно воспользоваться универсальным алгоритмом, который представлен ниже.
Алгоритм работы с заданием 28
- Внимательно прочитайте вопрос.
- Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данный вопрос.
- Помните, что сложный план должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
- Формулировки плана должны быть корректны и соответствовать заданной теме.
- Пункты плана должны по возможности полно отражать основное содержание в плане.
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: Скачайте в pdf файле.
Алгоритм составления сложного
плана по обществознанию
Автор: Эркенова Фатима Дагировна
Организация: МКОУ «СОШ №9 им. Х.Ч. Кубанова с. Джага»
Населенный пункт: КЧР, Малокарачаевский район, с. Джага
В структуру экзаменационной работы по обществознанию (ЕГЭ) включено задание – составить сложный план ответа по заданной теме. Данное задание предполагает проверку умения выпускников структурировать материал курса обществознания, выделять ключевые позиции изучения каждой из тем, при необходимости конкретизировать их подпунктами. К сожалению, иногда выполнение данного задания вызывает сложности.
Что же такое вообще план?
Под планом понимают чёткое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.
При составлении плана главное – вспомнить, что можно рассказать о данной теме: например, какие признаки и особенности есть у ее предмета, какие функции он выполняет, какие виды этого предмета бывают и по каким признакам классифицируются, какое значение он имеет.
Не нужно детализировать все пункты – даже для получения максимального балла нужно написать подпункты только в двух случаях, однако для большей уверенности ( и если вы точно уверены в правильности написанного ) можно написать их в 2-4 местах. Первым пунктом логично дать определение – писать его не надо; например, если ваша тема « Политическое участие», можно первой цифрой плана просто написать « Понятие политического участия».
Далее логично упомянуть формы политического участия этот пункт очень удобно детализировать, написав об участии в выборах, в деятельности политических партий, голосовании на референдумах, письмах в органы государственной власти, участие в местном самоуправлении, в митингах и манифестациях. Достаточно упомянуть любые 3-4 формы политического участия – ведь оно бывает легальным и нелегальным, постоянным и эпизодическим, индивидуальным или коллективным, на местном и высшем уровне.
Если вы не помните этого, можно написать, допустим, об участии граждан в деятельности местного самоуправления. Здесь достаточно легко сделать подпункты – участие в выборах в органы местного самоуправления, обращение в органы местного самоуправления, участие в публичных слушаниях.
Также можно написать про избирательные права граждан. Потом скажем о важности политического участия граждан, но этот пункт мы детализировать не будем. В конце можно добавить ещё один пункт – политический абсентеизм ( противоположность политического участия ).
Возможный «трёхбалльный» план выглядит таким образом:
- Понятие политического участия.
- Формы политического участия
участие в выборах; голосование на референдумах; участие в деятельности местного самоуправления; членство в политических партиях;
- Участие граждан в деятельности местного самоуправления:
участие в выборах в органы местного самоуправления; участие в публичных слушаниях; обращение в органы местного самоуправления;
- Важность политического участия граждан.
- Политический абсентеизм.
Предпочтительнее составление плана в называемой или вопросной форме, на составление тезисного плана потребуется значительно больше времени, а время ограничено (от 2-х до 8 минут)
Назывная форма плана раскрытия данной темы:
- Понятие религии.
- Причины возникновения религии.
- Значение, роль и функции религии.
- Формы религии:
а) ранние религиозные верования, язычество б) политеизм в) монотеизм
- Основные мировые религии
а) буддизм
б) христианство
в) ислам
- Национальные религии
а) иудаизм
б) синтоизм
- Взаимосвязь религии с моралью и правом
- Свобода совести и вероисповеданий.
- Государство и религия.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. План может быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Оптимальный вариант ответа – составление плана в назывной форме. Такой план отражает в своих пунктах и подпунктах всё содержание рассматриваемой темы, и, что очень важно, его составление не потребует большого количества времени на ЕГЭ, в отличие от плана в тезисной форме)
Наличие любых двух из 2,3, и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Рекомендации при составлении сложного плана:
- мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы;
- разделите его на части по смыслу, в каждой из них определите главную мысль;
- озаглавьте эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными;
- в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
- проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
- в случае необходимости внесите корректировки;
- помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
- в заголовках ( пунктах и подпунктах плана ) нежелательно повторять сходные формулировки.
ЕСТЬ ЛИ МОДЕЛЬ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА?
Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.
Вот примерная схема, которая может помочь учащимся при составлении плана:
Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов: 1) Что такое…. 2) Понятие… 3) Определение…
Затем, если возможно, выделить следующие моменты: 1) Причины возникновения (появления, развития)…. Этот пункт можно детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти причины. 2) Подходы к определению понятия…(сущности…), например: Теории происхождения … Взгляды мыслителей на… Этот пункт тоже нужно детализировать в подпунктах, перечислив эти подходы.
Далее выделить характерные черты ( признаки; особенности; главные элементы и т.п.)… Тоже детализировать в подпунктах.
Функции…( детализировать в подпунктах).
Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы) … (детализировать в подпунктах).
Значение ( роль, последствия, тенденции и т.п)…
Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).
Пути решения.
Детализировать в подпунктах следует 2-4 пункта.
Алгоритм составления плана по теме:
- Понятие, сущность…
- Характерные черты (признаки):
а)
б)
в)
- Важнейшие задачи, основные функции:
а)
б)
в)
- Формы, типы, виды классификации:
а)
б)
в)
- Особенности (проблемы, специфика) в современную эпоху
- Проблемы становления (особенности развития) объекта в современной России.
Также можно и по шаблону составить сложный план.
Шаблоны
Шаблон №1/тема касается социального института ( семья, образование, государство и т.д.)/
- Понятие
- Особенности/Признаки
- Виды/Типы/Формы
- Функции
- Особенности/проблемы… в современном мире/ в России
Например, план «Наука как социальный институт».
Шаг 1. Работа по шаблону
Понятие науки
Особенности научного знания
Виды наук
Функции науки
Особенности научной деятельности в России.
Шаг 2. Детализация плана ( подпункты)
- Понятие науки
- Особенности научного знания
А) объективность
Б) доказательность
В) системность
Г) наличие специального языка и методов
- Виды наук
А) Естественные
Б) Гуманитарные и социальные
В) Технические и точные
Г) Науки о познании и мышлении
- Функции науки
- Познавательно-объяснительная
- Производственная
- Культурно-мировоззренческая
- Социальная
- Прогностическая
- Особенности научной деятельности в России.
Шаблон №2 ( тема касается процесса глобализации, инфляции, безработица)
- Понятие
- Причины
- Виды/типы
- Проявление/примеры
- Позитивные последствия/Позитивное влияние на общество( экономику и т.д.)
- Негативные последствия/Негативное влияние на…
- Пути преодоления негативных последствий.
Например, план по теме: «Безработица»
- Сущность понятия «безработица».
- Виды безработицы:
фрикционная;
структурная;
циклическая;
сезонная.
- Формы безработицы:
открытая;
скрытая;
текучая;
застойная
- Последствия безработицы.
- Методы борьбы с безработицей.
Есть темы, которые не совсем укладываются в шаблон или совсем не укладываются ни в один из шаблонов — тогда нужно рассчитывать на сообразительность и теоретическую подготовленность учащихся. В остальных случаях шаблон помогает выстроить структуру плана, становится «канвой» работы.
Например, план по теме; « Международное разделение труда в условиях глобализации »
- Факторы международного разделения труда в условиях глобализации:
спрос на мировом рынке;
положение страны в структуре мировой экономики;
структура национального производства;
научно-технический процесс;
- Преимущества от международного разделения труда.
- Международные экономические отношения в условиях глобализации:
валютно-финансовые отношения;
международное движение капитала;
миграция рабочей силы;
международная торговля;
экономическая интеграция;
- Государственная политика в области международного разделения труда.
Как же научить учащихся составлению сложного плана работе по алгоритму?
В конце урока после изучения темы можно дать задание 28, т.е. учебник и конспект, составить план развёрнутого ответа по изученной теме. Можно составить план вместе, затем разобрать составленные учащимися планы, в итоге учащиеся уже сами составляют план на уроке или дома. Так выпускники учатся работать над составлением плана.
Литература:
- ЕГЭ по обществознанию. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2021 года по обществознанию. ФИПИ.
- Баранов П.А, А.В, Воронцова, С.В, Шевченко. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М. Аст, 2017.-292с.
- Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 по обществознанию. М. 2017.-52с.
- Кишенкова О.В. ЕГЭ 2018. Обществознание: сдаём без проблем! М.Эксмо,2017.-486с.
- Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С.М.: Айрис-пресс, 2011.-105с.
Приложения:
- file0.docx.. 29,1 КБ
Опубликовано: 01.06.2021
Обществознание – один из самых популярных предметов среди ЕГЭ по выбору. С результатами данного экзамена вузы принимают на разные специальности и факультеты. Объем информации велик, у школьников проверяются многосторонние знания из сфер социологии, политики, права и экономики. При подготовке к ЕГЭ нужно уделить особое внимание планам, чтобы не засиживаться долго над заданием на самом экзамене и четко попасть в критерии проверяющих.
Содержание
Во второй части ЕГЭ по обществознанию требуется составить развернутый план, раскрыв несколько пунктов подробно. 24 задание очень ценное, приносит 4 первичных балла, ведь нужно безошибочно и полно разложить теоретическую базу.
Если вы понимаете структуру плана, то с легкостью напишете его по любой теме из курса обществознания. В ФИПИ прописано, что выполненное задание должно содержать в себе не менее 3 пунктов, минимум 2 из которых должны быть детализированы. Как показывает опыт, лучше выдать полноценный развернутый ответ, чтобы план точно соответствовал критериям.
В каждом плане можно опираться на следующие пункты:
1. Определение понятия (его расписывать не требуется!);
2. Функции;
3. Виды;
4. Средства;
5. Субъекты;
6. Объекты;
7. Признаки;
8. Предпосылки;
9. Роль.
5 тем,
которые точно попадутся на ЕГЭ по обществознанию
Без этого файла не сдать ЕГЭ на сотку!
Примеры планов в ЕГЭ по обществознанию
1. Определение понятия «Уголовный процесс»
2. Принципы уголовного судопроизводства в Российской Федерации
• Отсутствие обвинительного уклона
• Законность при производстве по уголовному делу
• Осуществление правосудия только судом
• Презумпция невиновности
3. Субъекты судебного процесса со стороны обвинения
• Прокурор
• Следователь
• Орган дознания
• Потерпевший
• Частный обвинитель
• Гражданский истец
• Представитель потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя
4. Субъекты судебного процесса со стороны защиты
• Подозреваемый
• Обвиняемый
• Подсудимый
• Защитник
• Гражданский ответчик
• Представитель гражданского ответчика
5. Лица, способствующие проведению уголовного процесса в РФ
• Переводчики
• Эксперты
• Свидетели
• Понятые
• Специалисты
6. Источники уголовного права в РФ
• Уголовный кодекс РФ
• Конституция РФ
• ФЗ РФ
• Международно-правовые договоры Российской Федерации
7. Меры пресечения в уголовном праве РФ
• Подписка о невыезде и надлежащем поведении
• Личное поручительство
• Залог
• Домашний арест
• Заключение под стражу
8. Стадии уголовного процесса в РФ
• Досудебное разбирательство
• Судебное разбирательство
9. Субъекты уголовного процесса в РФ
• Суд
• Сторона обвинения
• Иные участники
• Сторона защиты
10. Роль уголовного процесса в системе права РФ
1. Определение понятия «политическая деятельность»
2. Субъекты политики РФ
• Социальные группы
• Политические организации
• Политическая элита
• Общественные организации
• Граждане
3. Объекты политики Российской Федерации
• Экономическая политика
• Социальная политика
• Демографическая политика
• Здравоохранение
• Образование
• Наука
4. Политические действия в Российской Федерации
• Избирательные кампании
• Обращения к народу
• Референдумы
• Митинги
• Партийные съезды
5. Направления внутренней политики в РФ
• Экономическое
• Социальное
• Национальное
• Научно-техническое
• Аграрное
• Демографическое
• Экологическое
6. Направления внешней политики Российской Федерации
• Отношения с другими государствами
• Отношения с международными организациями в рамках права
7. Институты политики
• Государство
• Политические партии
• Общественно-политические движения
8. Политические цели
• Участие во власти и в осуществлении права
• Воздействие на власть
9. Средства политических действий в Российской Федерации
• Мирные
• Агитационные
• Дипломатические
• Теоретические
10. Функции политической деятельности Российской Федерации
• Правоохранительная
• Законодательная
• Регулирующая
• Контролирующая
• Целеполагающая
11. Роль политической деятельности в жизни граждан Российской Федерации
1. Определение понятия «социальная группа»
2. Признаки социальных групп
• Наличие ролевой структуры
• Межличностная коммуникация
• Взаимовлияние
• Наличие моделей групповой деятельности
• Наличие социального контроля
3. Виды социальных групп по характеру связей
• Формальные
• Неформальные
4. Виды социальных групп по численности членов
• Большие
• Малые
5. Виды социальных групп по характеру взаимодействия
• Первичные
• Вторичные
6. Функции социальных групп
• Социализирующая
• Поддерживающая
• Инструментальная
7. Критерии выделения социальных групп
• Половозрастной
• Этносоциальный
• Территориальный
• Религиозный
• Профессиональный
8. Причины объединения людей в социальные группы
• Потребность в общении
• Необходимость выживания
• Усиление власти
• Достижение целей
• Получение статуса
9. Роль социальных групп в системе общества
Как написать план?
Для выполнения задания нужно держать в тонусе все полученные знания. Цель создания плана – не составление рассказа, а тезисное раскрытие темы. Подробно демонстрировать сущность социальных явлений не требуется.
Представьте, что вы выступаете с докладом по обществознанию. На конференции пригодится план для траектории донесения информации до публики, такой же принцип действует в 24 задании ЕГЭ. Охватывайте общеизвестные факты из права, экономики, политики или социологии.
Что НЕ указывается в пунктах?
•Полное определение понятия
Вам дана тема «Политическая деятельность в РФ». Не нужно писать в первом пункте, что политическая деятельность – это управление социальными отношениями в государстве, осуществляемое органами власти.
•Избыточный поток материала
Ваша цель – написание кратких словосочетаний или единичных слов в пунктах, а не создание объемного текста и развернутое изложение понятий.
Возврат дореволюционной системы образования в РФ
Что такое Болонская система? Почему Россия покинула ее?
Советы по работе с 24 заданием
1.При подготовке выписывайте как можно больше пунктов и подпунктов
На ЕГЭ по обществознанию достаточно указать в подпункте 3 небольшие позиции, но вот во время подготовки лучше все максимально детализировать. Это позволит быстро вспомнить материал на экзамене и не придумывать несуществующую теорию, если вы вдруг что-то забудете.
24 декабря – 20 января
5-11 классы
Онлайн-олимпиада Коалиции
2.Заведите отдельную тетрадь с планами ЕГЭ по обществознанию
Гораздо удобнее, когда информация находится в 1 месте. Выписывайте все планы в тетрадь, можете поделить ее на несколько блоков обществознания: право, социология, экономика, политика.
3.Регулярно пишите планы без подглядывания
Представьте, что вы находитесь на ЕГЭ. Возможности подсмотреть нет, нужно вспоминать теорию. После выполнения задания оценивайте количество пунктов и их раскрытие, учитывайте ошибки.
Выводы
План в ЕГЭ по обществознанию – не единственное сложное задание в экзамене. При изучении материала не обойтись без помощи профессионалов. Курс по подготовке к ЕГЭ по обществознанию раскроет все трудные моменты, значительно облегчит систематизацию информации и поспособствует получению высоких баллов. Присоединяйтесь!
Поделиться в социальных сетях