Как составить план для концертов группы

Как организовать концерт? Составление плана мероприятия, определение места проведения, расчет прибыли

  • 12 Января, 2020
  • Бизнес планы

Благодаря опыту многих людей в шоу-бизнесе, даже непосвященный человек сможет достаточно быстро найти информацию о том, как организовать концерт. Но помимо алгоритма действий необходим еще и опыт. Его можно получить, организовывая небольшие мероприятия и постепенно увеличивая масштаб.

Важные качества

Одной информации о том, как организовать концерт, недостаточно для успешного проведения подобного мероприятия. Необходимо обладать определенными качествами, чтобы успешно завершить все этапы подготовки.

как организовать концерт

Для начала придется научиться договариваться. Этот навык необходим, поскольку нужно будет общаться с абсолютно разными людьми: музыкантами, их представителями, продюсерами, лицами, отвечающими за аренду помещения и т. д.

Комплексы, застенчивость и неуверенное поведение нужно оставить в стороне. При переговорах такие качества могут очень сильно мешать и оказывать ощутимое негативное влияние на конечный результат. Также важно быть стрессоустойчивым, поскольку придется принимать много решений и делать это быстро. При этом возможны форс-мажорные обстоятельства, которые могут выбить из колеи. Поэтому, разбираясь в том, как организовать концерт, важно учитывать необходимость работы над своими личностными качествами.

Базовые рекомендации

Успешный концерт – это результат грамотных действий. И в таком деле игнорирование, казалось бы, второстепенных вещей может значительно усложнить ситуацию. Чтобы избежать немалой доли сложностей, стоит учесть советы людей, которые имеют опыт в подобной индустрии. Вот что нужно делать:

  1. Искать зрителей в социальных сетях. Именно там можно найти большую часть целевой аудитории и сообщить им о новом музыкальном проекте. Грамотное использование соцсетей позволяет подогреть интерес потенциальных зрителей и ощутимо повысить лояльность аудитории.
  2. Зарегистрировать ИП. Нужно понимать, что организация концерта физическим лицом – это незаконно. Заниматься бизнесом без регистрации долго не получится, так что придется нанести визит в ФНС.
  3. Понять свою целевую аудиторию. Можно знать, как организовать концерт на уровне схемы, но не понимать при этом публику, которую на такое событие позовут. Это означает, что при выборе группы или артиста ориентироваться нужно не на собственные музыкальные вкусы, а, прежде всего, учитывать, чего хочет ЦА. Узнать ожидания потенциальных зрителей помогут стриминговые сервисы и социальные сети. Там можно провести опросы, получить обратную связь в рамках конкретного города.
  4. Составить четкий предельно детальный план расходов. Формируя смету мероприятия, в нее необходимо включить сумму, предназначенную для покрытия непредвиденных затрат. Важно понимать и тот факт, что организация ивента на последние оставшиеся средства – это плохая идея. Всегда остается вероятность, что концерт не окупится.
  5. Подготовиться к многочисленным утомительным диалогам. Владельцы концертных площадок, специалисты, отвечающие за техническое обслуживание, музыканты, представители СМИ, менеджеры, все они будут требовать, расспрашивать и просить денег. Настрой на затяжной процесс постоянных переговоров поможет не сойти с дистанции из-за эмоциональной перегрузки.
  6. Обсудить ключевые моменты и все детали, без исключения. Важно договориться о месте и дате проведения концерта. И также необходимо определиться с формой оплаты – фиксированный гонорар или процент с продажи билетов.
  7. Соблюдать райдер. Чтобы отношения с артистами не испортились в самом начале, нужно ответственно отнестись к их требованиям относительно бытовой и технической стороны визита. Но с райдером желательно ознакомиться заранее, поскольку там могут быть очень необычные и трудновыполнимые пункты.
  8. Сделать все для комфорта зрителей. Перед тем как организовать концерт, важно убедиться, что будут обеспечены все условия, необходимые для приятного времяпровождения людей, купивших билет. Речь идет о просторном помещении или площадке, хорошем звуке, удобном танцполе и гардеробе. И также стоит позаботиться о качественном разогреве зрителей перед выходом основных солистов.

как организовать концерт артиста в своем городе

Даже хорошо организованный концерт может дополниться форс-мажорными обстоятельствами. По этой причине нужно предвидеть возможные неприятности: опоздание музыкантов, проблемы с электричеством, поломку техники и др. Необходимо быть готовым к таким ситуациям.

Формат мероприятия

Перед тем как организовать концерт в своем городе, нужно определиться с ключевыми акцентами. В зависимости от формата меняются и особенности организации. Речь идет о таких мероприятиях:

  • Сольный концерт. Одна звезда — все внимание ей.
  • Сейшн. В этом случае выступает много групп, но нет соревновательного элемента.
  • Сборный концерт. Здесь сохраняется структура сейшена, но присутствует ключевая звезда или группа, так называемый гвоздь программы.
  • Фестиваль. При таком формате происходит соревнование различных групп с призовыми местами и званиями.

Если нет опыта, то лучше выбрать наиболее скромный вариант. Поскольку занявшись масштабным событием, можно просто не справиться с обилием организационных вопросов.

С каждым последующим проектом будет формироваться опыт, позволяющий в итоге успешно вести масштабные мероприятия.

Также в рамках скромного события легче составить качественную программу, от которой во многом зависит успех концерта. Этот принцип важно понимать людям, размышляющим над тем, как стать организатором концертов.

Каждый успешный проект ведет к повышению рейтинга и уровня узнаваемости в профессиональных кругах. Провалы оказывают обратное воздействие – организовать что-то вместе с серьезными людьми будет крайне сложно. По этой причине начинать лучше с приглашения одной звезды и качественной подготовки шоу.

Как выбирать группу

Планируя приглашение одного или нескольких коллективов, нужно понимать, что придется иметь дело с двумя важными элементами договора:

  • Гонорар. Сколько денег нужно заплатить за выступление.
  • Райдер. Особые требования, касающиеся быта и техники.

Думая над тем, как организовать концерт в своем городе, на эти два пункта нужно обращать внимание в первую очередь. Такой подход позволит в самом начале отсеять те группы, которые не подходят или недоступны из-за слишком высокой суммы гонорара. Этот принцип стоит применять и в процессе подбора артиста.

как стать организатором концертов

Также намного проще отбирать группы для выступления, понимая, как формируется их ценник. Речь идет о влиянии на гонорар уровня популярности:

  1. Очень известны в широких кругах. Для таких коллективов является нормой собрать стадион. По этой причине их приезд будет стоить очень дорого, а райдер усложнит жизнь даже опытным организаторам. Но такие неудобства с лихвой компенсируются огромным количеством поклонников, которые придут послушать своих любимых исполнителей.
  2. Широко популярны, но в узких кругах. В большинстве случаев, это группы, работающие за границами ПОП-музыки. В рамках своего направления они известны и постоянно собирают залы различного уровня. Такие коллективы более доступны, чем топовые исполнители и не наполняют райдер экзотическими пунктами.
  3. Малоизвестны в широких кругах. Будут стоить меньше, чем первая категория, но больше, чем вторая. Райдеры в этом случае насыщены самыми разными требованиями.
  4. Малоизвестны в узких кругах. Такие группы почти никто не знает, у них 1–2 выпущенных альбома и, может быть, отснят один клип. Они наиболее доступны, но отдача минимальная.

Получить хорошо организованный концерт артистов в городе при небольшом бюджете и скромном опыте возможно. Для этого нужно выбирать музыкантов из второй или четвертой категории. Тут уже все зависит от того, насколько ограничены средства.

В случае, когда планируется сейшн или какой-либо фест, есть смысл договариваться с самыми доступными артистами и коллективами.

Процесс переговоров

Когда коллектив или артист выбран, нужно начинать общение с их дирекцией. Именно эти люди занимаются переговорами.

Даже если удалось пообщаться лично с музыкантом, и он дал какие-то обещания относительно выступления, все равно необходимо выйти на связь с менеджером или директором. Без их участия решения относительно концертов не принимаются. Для контакта с дирекцией необходимо зайти на сайт группы или изучить диск артиста – там должны содержаться все необходимые данные.

организованного концерта артистов городе

В разговоре или переписке с представителем коллектива нужно представиться, указать город, в котором планируется проведение мероприятия, и объяснить, какой именно формат концерта был выбран.

Гонорар и дата

Первое, что нужно узнать — это стоимость выступления. По возможности ее желательно немного снизить. Для этого стоит предложить сделать несколько концертов с участием группы. Потом их выступления можно перепродать организаторам из соседних населенных пунктов.

Но такую схему лучше использовать, когда есть хотя бы базовый опыт. Если информация о том, как организовать концерт артиста в своем городе, применяется впервые, то лучше действовать без организации дополнительных мероприятий.

Когда вопрос с гонораром решен, нужно выбрать дату. И здесь важно убедиться, что в нужные числа группа свободна. Далее обсуждается райдер. На этом этапе важно задавать любые вопросы, имеющие отношения к требованиям артистов.

Оплата

Условия могут быть разными, есть группы, которые не выедут без наличия билетов в обе стороны и полной предоплаты. Некоторые коллективы готовы ехать при наличии 50 % оплаты гонорара. И также нужно быть готовым к разным формам расчета: наличные или перечисление средств.

как организовать концерт артиста

С оплатой медлить не нужно, поскольку некоторые артисты не считают дату закрепленной, пока не получат платеж. Это означает, что в случае промедления они могут выбрать другого, более активного организатора. Также важно понимать, что до момента, когда группа получит деньги, начинать рекламную кампанию не стоит, поскольку дата может быть изменена.

Продвижение

Любой успешно организованный концерт – это результат не только грамотных переговоров, но и качественно проведенной рекламной кампании. Людей в городе нужно подготовить к тому, что к ним приедут звезды. Такую задачу можно выполнить при помощи:

  • Промороликов и фотосессий. Эти материалы понадобятся для рекламы в местных СМИ и соцсетях.
  • Пресс-релизов исполнителя и организаторов мероприятия.
  • Рекламных баннеров.
  • Посадочной страницы концерта. Думая над тем, как организовать концерт артиста, этому пункту нужно уделить достаточно внимания. Стильная понятная целевая страница (лендинг) может привлечь немалую часть целевой аудитории.
  • Контекстной рекламы. Использование «Яндекс Директ» и Google AdWords при грамотных настройках дает хорошие результаты.

Как организовать благотворительный концерт

Цель такого мероприятия – сбор средства для конкретной группы людей. Это могут быть больные дети, ветераны, инвалиды и т. д. Поэтому изначально важно понять, кому именно будет направлена помощь.

Действовать самостоятельно необязательно. В любом городе есть благотворительные организации. К ним обязательно стоит обратиться за помощью в проведении концерта. Они подскажут, как лучше подать тему мероприятия и примут участие в составлении программы.

И также стоит потратить время на поиск спонсоров – такие люди и организации обязательно найдутся, если тематика концерта актуальна и уровень организации высокий. Что касается артистов и групп, то выбирать их нужно в зависимости от масштаба события.

как организовать концерт в своем городе

Как организовать концерт в клубе

При отсутствии опыта лучше не затевать крупных мероприятий, поскольку ошибки будут стоить очень дорого. Для начала можно ограничиться масштабами клуба.

Помимо переговоров с группами и артистами, нужно уделить внимание самому помещению. Определяясь с тем, где организовать концерт, важно исключить варианты с дорогим ремонтом в туалете – зрители не всегда ведут себя аккуратно, а за причиненный ущерб претензии могут выставить организатору.

Также важно убедиться, что в клубе есть хороший танцпол, удобная сцена и оборудованная гримерка. Кресла лучше убрать в сторону от центральной площадки, поскольку их, скорее всего, повредят. К тому же они будут мешать.

Билетный оператор

Такие онлайн-сервисы берут процент за свои услуги. Определяется он в процессе заключения договора. Крупные операторы могут предложить также продажу билетов офлайн. В пакеты такого уровня часто входят услуги специалистов по продажам, рекламная поддержка, шлюзование с билетными системами и др. Крупные платформы часто предлагают интеграцию с системами аналитики и передачу данных в Google Аналитику и Яндекс Метрику.

Расходы

Имея четкое видение того, как будет выглядеть мероприятие, нужно определить все затраты. Это необходимо сделать для формирования бюджета концерта. Нужно посчитать, сколько денег уйдет на рекламные материалы (печать и расклейка афиш, сайт и др.), аренду помещения, оплату услуг людей, отвечающих за звук, гонорар группы.

Важно определить, на каких радиостанциях и каналах будет звучать анонс мероприятия и сколько эфирного времени это займет. Как часто в течение дня будут запускать реклама.

Необходимо учесть затраты на всех уровнях организации – от базовых, до самых мелких. Бюджет должен быть понятен и грамотно составлен. Все эти данные очень важны в процессе поиска спонсоров и переговоров с ними. На данной части подготовки основная задача – это продать внимание аудитории.

организованный концерт

Итоги

Сделать концерт – это вполне выполнимая задача, даже при условии, что подобного опыта ранее не было. Если мероприятие запускается впервые, то не стоит гнаться за большим масштабом и созваниваться с дирекциями известных групп. Для начала можно поработать с исполнителями среднего уровня и получить необходимый опыт. Плюс возможные форс-мажорные обстоятельства будет преодолеть ощутимо проще.

Представьте, что ваш сет-лист рассказывает историю, с началом, серединой и концом. Составление его — это настоящая драматургия. Определите, какую историю вы хотите рассказать конкретной аудитории. И рассказ этот должен меняться из раза в раз, в зависимости от места проведения концерта и публики, собравшейся там

Всем музыкантам и так отлично известно, что шоу нужно начинать убийственно и не менее убийственно его заканчивать. Но от последовательности песен, которые идут между началом и концом, может зависеть то, будет концерт просто хорошим, или же он будет потрясающим.

Представьте, что ваш сет-лист рассказывает историю, с началом, серединой и концом. Составление его — это настоящая драматургия. Определите, какую историю вы хотите рассказать конкретной аудитории. И рассказ этот должен меняться из раза в раз, в зависимости от места проведения концерта и публики, собравшейся там.

1. Подгоняйте сет-лист, учитывая место и публику

Вы уже слышали об эффекте первого впечатления во множестве контекстов, и к музыке это относится не меньше. Конечно, вы хотите взорвать зал с первой же песни. Но не нужно забывать, что первая песня чаще всего работает как «тестер» — если был саундчек, то он проводился при пустом зале, а теперь звукорежиссеру нужно еще немного времени, чтобы отстроить звук для обновившегося пространства. Вдобавок на первой же песне публика еще не начинает слушать — все оценивают визуальный и другие аспекты шоу. Так что показывать свое «истинное лицо» стоит начинать со второй песни.

Также если вам предлагают важный для вас концерт, и вы знаете, что зал сидячий, стоит вспомнить все свои медленные и среднетемповые песни, и если в репертуаре не хватает такого добра, можно сделать пару кавер-версий. В сет-лист длиной в 8-10 песен можно вставить две свои ударные быстрые и громкие песни. С барами и клубами — с точностью до наоборот.

2. Формируйте список так, чтобы лучшие песни блистали

Хороший сет-лист — это практически искусство. Не имеет значения, какого размера ваш репертуар — шесть там песен или шестьдесят. Попробуйте оптимизировать список так, чтобы все песни дополняли, должным образом оттеняли друг друга. Подумайте, что должно идти ДО хита и ПОСЛЕ него, чтобы он сиял.

Если ваш репертуар совершенно разнообразен — по темпу, настроению или даже стилям — как сделать так, чтобы концерт не выглядел как «лоскутное одеяло», но и в то же время не утомлял однообразием? Существует принцип буквы W — три пика и два углубления. Три песни — это начало середина и конец, между которыми необходимо расставить остальные песни. Они работают как маяки. Даже если у вас всего восемь песен и дебютный альбом, на котором они уже расставлены в должном порядке, на концерте их можно перемешать, и получить совершенно иное общее настроение.

3. Планируйте переходы от одной песни к другой

То, как вы переходите от одной песни к другой — это не только решение, какая песня будет следующей. Если у вас есть две песни в одном темпе, то на концертах всегда круто работает плавный переход от одной к другой, без затихания. Если между песнями вам нужно перенастроиться — самое время пообщаться с публикой.

Заранее планируйте, кто будет обращаться к публике. Пусть истории или шутки, которые вы хотите рассказать, соответствуют настроению песен. Вовсе не обязательно начинать со слов «А следующая песня о том, что…» — песни говорят сами за себя. Но зато всегда можно дать наставления публике, какой коктейль им можно выпить, пока звучит песня, или какой именно танец они должны исполнять. Взаимодействие с публикой помогает им глубже проникнуть в вашу музыку. Репетиции даже, казалось бы, таких мелочей, как шутки между песнями — это одна из тех вещей, которые определяют ваш профессионализм. Как бы смешно ни звучало, но кажущаяся спонтанность артиста — это следствия его натренированности и абсолютной погруженности в материал.

4. Будьте готовы переформировать сет-лист

Продолжая тему спонтанности, нужно упомянуть о том, что всегда что-то может пойти не так, как бы хорошо вы ни были подготовлены. И к этому «не так» тоже лучше подготовиться. Ваш концерт — это живой организм, и публика здесь — как термометр. Если вы все время сканируете зал на предмет настроения людей, вы должны почувствовать, если ваш сет-лист нуждается в срочных изменениях. Если вы знаете, что ваш материал — совершенно новый для людей, и они начинают зевать или очевидно отвлекаются от сцены, не переживайте. У них не было времени познакомиться с вашей записью и немного привыкнуть к этой музыке. Какой бы хорошей музыка ни была, практически любой человек тяжело въезжает в новое — одну/две новые песни воспринять еще легко, но на десятой становится трудно. Имейте в запасе пару узнаваемых каверов — грамотно вставленные посреди сета кавера всегда возвращают внимание заскучавшей или смущенной аудитории.

Если вы играете для тех, кто уже знаком с вашим материалом, всегда готовьте песни для вызова на бис (даже если его не происходит). Также каждые один-два месяца обязательно нужно иметь хотя бы одну новую песню. Ежеконцертную бомбардировку новым материалом устраивать не стоит — дайте людям время полюбить и прочувствовать ваши песни, и начать их ждать на каждом концерте.

5. Учитывайте время, отведенное для вашего сета

Принцип буквы W, о котором мы написали выше, хорошо работает для сетов, которым дается от 40 минут и больше. Что если вам дают только 15 минут для разогрева какого-то другого исполнителя? Повторим, что наглеть и затягивать свое выступление не нужно, но как показать себя за это время? В этом случае как раз совершенно не обязательно ударно начинать. Например, 15 минут хватит на то, чтобы сыграть три или четыре песни. Пусть «ударной» в данном случае будет только последняя. Публика обычно мало печется о разогреве, и лучше выстроить выступление по нарастающей — нейтрально начать и убийственно закончить.

Если же вы выступаете на каком-то событии, где группы могут играть всего две песни, то лучше всего выбрать не слишком контрастные и не слишком похожие песни. Под вашу музыку обычно стоят на ушах на концертах? Вовсе не обязательно играть две быстрые песни. Начните со среднетемповой, и закончите быстрой.

Экспериментируйте с порядком песен — это интересно! Для тренировки дома их можно выстроить в плеере в разной последовательности и понять, как именно они взаимодействуют друг с другом. Эффект всегда будет отличаться.

ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Музыкальный отдел

Статья

 «Методические рекомендации
по подготовке и проведению концертов»

Автор – Павлова Светлана Вадимовна,
методист музыкального отдела

КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Под концертной деятельностью понимается планирование и организация (платных) публичных выступлений художественных коллективов и исполнителей вокальных, инструментальных, хореографических, речевых и оригинальных жанров.

Её особые черты:

  • жанровое многообразие исполняемых произведений (вокальные, инструментальные и др.);
  • количество участников концерта (от одного в сольном концерте пианиста до нескольких сотен в массовом театрализованном представлении) и степень их популярности;
  • вместимость и тип концертной площадки (зал филармонии, дом культуры, дворец спорта, сельский клуб, актовый зал школы, красный уголок цеха и т.п.).

Актуальность концертов, как формы культурно – досуговой деятельности нельзя недооценивать, поскольку популярность концерта чрезвычайно велика. Именно концерт способствует культурному развитию и социализации личности. Концерт как форма культурной деятельности, в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции включают в себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функцию.

Что такое концерт? Основные понятия

Слово «концерт» – термин музыкальный. Словарь толкует его следующим образом:

«Музыкальное произведение виртуозного характера для одного, реже для 2, 3 солирующих инструментов.» В основе концерта лежит принцип сопоставления и состязания солиста и оркестра. Для концерта характерен всесторонний показ мастерства солиста, его виртуозных особенностей, подчиненных раскрытию идейного содержания произведения.

Концерт есть соревнование разных жанров, разных родов и видов исполнительского искусства. Это непременное выявление выразительности, высокого мастерства исполнителя, ибо каждый номер концертной программы обязательно солирующий. Концерт сегодня является самостоятельным видом искусства. Он вобрал в себя жанры от серьезной и камерной и симфонической музыки до жанров развлекательных.

Концерт – один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение по крайней мере пять видов искусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада. Концертное исполнительство имеет очень много общего как в своих истоках, так и в современных формах бытования с театральным и цирковым исполнительством. И тем не менее, он обладает своими собственными специфическими чертами, характерными только для него.

Виды концертов и их характеристика

В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать как состоящую из двух основных разделов: филармонического (от греческого phileo – люблю и harmonia – гармония) и эстрадного (от латинского stratum – настил, помост). Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.

Организационное разделение концертов на филармонические и эстрадные у нас в стране сложилось в 30-е годы, когда, с одной стороны, существовали филармонии с академическими и народными коллективами, а с другой – эстрадные организации.

К филармоническим принято относить следующие жанры концертов:

  • симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с участием солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора;
  • камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм – сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. Камерные концерты могут также проводиться с участием солистов-вокалистов или инструменталистов;
  • концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.;
  • концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;
  • концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов
  • мастеров художественного слова, артистов-вокалистов (оперных и камерных), солистов-инструменталистов, артистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов-концертмейстеров, ансамблей и оркестров;
  • музыкально-литературные концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно-драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов – мастера художественного слова, артистов балета;
  • концерты-лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.

К эстрадным концертам относятся:

  • концерты эстрадно-симфонических и эстрадных оркестров, джаз-оркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих легкую инструментальную музыку;
  • концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих легкие вокальные музыкальные произведения;
  • концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;
  • концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);
  • театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду, кукольные группы);
  • концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих легкий, развлекательный репертуар;
  • концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно-цирковых жанров.

Отметим тем не менее, что деление концертов на филармонические и эстрадные подчас оказывается весьма условным.

Существует несколько видов концертов. Утвердилась следующая классификация концертных программ, но классификация эта в какой-то степени условная.

По целевому назначению можно выделить концерты:

  • текущие
  • отчетные
  • Смотровые
  • праздничные
  • юбилейные

По месту проведения:

  • стационарные
  • выездные
  • гастрольные

По составу участников:

  • любительские
  • профессиональные
  • смешанные

По числу участников:

  • сольные(бенифисы)
  • групповые(полубенифисы)
  • коллективные (одного кружка или коллектива)
  • сводный

По составу зрителей:

  • для детей
  • для ветеранов

По способу построения программы:

  • Тематический. Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывает на нее каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами в  таком концерте должны быть тематические связки ведущего.
  • Сборные концерты(дивертисменты). Их программы лишены тематического единства, составлены из произведений разных жанров и видов искусства в исполнении представителей разных художественных коллективов.
  • Театрализованные концерты. Особый жанр современного массового искусства. Они готовятся и ставятся по специально разработанному сценарию, в то время как традиционный (обычный) концерт лишь на основе составленной концертной программы.

Театрализованный концерт

Особенности жанра

Театрализованный концерт — это особый жанр современного массового искусства. Особенно популярны были они в 60-80-е годы.Своё начало театрализованные концерты ведут от родившихся в первые годы Советской власти концертов-митингов, декад национального искусства, проходивших в Москве в 30-е годы.Тематические театрализованные концерты устраиваются в связи с крупными событиями, например, театрализованные концерты могут проходить, как завершающие какие-либо торжественные заседания, собрания или проходят самостоятельно.D:Занятие2_Wordрисунки к зачётной работесводный хор.jpg

В своих лучших образцах они обрели особый вид сценического искусства — тематический театрализованный концерт. Основоположником театрализованного концерта считаетсяИосиф Михайлович Тума́нов (настоящая фамилия — Туманишви́ли;  (19091981)  — советский российский актёр, режиссёр театра и массовых представлений, педагог. Народный артист СССР (1964). 

Театрализованный концерт — это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и кончая народным танцем. Театрализованный концерт, в отличие от филармонического, всегда тематический, в нем художественное и смысловое соединяются воедино.

 Основу концерта составляют номера. Их количество не должно нарушать единство замысла, целевой задачи. Концерт составляется из уже имеющихся или вновь созданных обязательно полностью исполняемых номеров. Сокращение, изменение композиции, без формы и внутреннего драматизма исполняемого произведения недопустимо. Чего должен добиваться режиссер? Четкой идейной выразительности и художественной образности.

Форма театрализованного концерта привилась и часто используется в практике. Однако, готовя такое представление, нужно думать о динамике концерта, о его движении. Важная задача режиссера — непрерывность воздействия его программы на зрителей, необходимо поддерживать интерес к заложенной в ней теме. Достигается это сменяемостью жанров и ритмов, дающих нагнетание, нарастание, объединяющих действий. Как начало — первый номер — эпиграф к концерту, это его титул, заглавная буква. Поэтому театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным номером — хор, оркестр.

Сценарный и режиссерский замысел
театрализованного концерта

Сценарный и режиссерский замысел театрализованного концерта является основой.Он вбирает в себя:

  • идейно-тематическую сущность содержания;
  • художественно-образную форму;
  • сюжетно-композиционную структуру (последовательность жанров и логику перехода от номера к номеру);
  • сценографию и атмосферу всего концерта;
  • темпо-ритмическое развитие действия.

В поиске режиссерского решения не может быть готовых рецептов, и речь может идти о готовой методике подхода к решению. Композиция концерта — порядок построения номеров -определяется режиссерским замыслом.Номера группируются по принципу смысловых сюжетных блоков (эпизодов) в том или ином повороте раскрывающих главную идею концерта, выстроенную, по внутренней логике ее развития. Соединить блоки — эпизодов — дело нелегкое. Один из приемов, который чаще всего используется — тексты ведущих, где авторская мысль точно сконцентрирована и выражена в точной и лаконичной форме.

Связывать концерт в единое действие может не только слово. Современный сценический язык, выразительные средства позволяют режиссеру использовать для этой цели — кадры, видео, музыку, проходящую лейтмотивом, хореографическую пластику. Атмосфера концерта достигается и внутренней эмоциональной настроенностью исполнителей, и внешней сценической обстановкой. Внутренний настрой рождается в результате верного действия исполнителей. Внешняя обстановка на сцене создается при помощи различных композиций света, цвета, музыки, сценического оформления, других посторонних эффектов.

От верно выстроенной композиции всего концерта зависит его внутренняя динамика, темпо-ритм. Создание верного темпо-ритма концерта зависит, в первую очередь, от перехода от номера к номеру, от эпизода к эпизоду.Главное в режиссуре концерта — непрерывность его программы, незамедлительная смена номеров, которые, пронизываясь как звенья одной цепи, увлекают за собой зрителя. Поэтому наряду с важнейшей задачей, созданием художественного образа, должна предусматриваться организация концерта. Если же закулисная часть не мобилизирована, режиссерская композиция не продумана и оформление плохо с ней связано, возникают те разрывы в ткани концерта, которые отвлекают зрителя, снижают эффективность самого концерта.

 Технология подготовки и проведения концерта.

Любая деятельность должна иметь результат. Чтобы добиться результата необходимо:

  • правильно поставить цель и определить задачи, которые обуславливают эту цель;
  • определить, в какой логической последовательности действовать, какие формы, способы и приемы при этом использовать.

Все это составляет основу методики.Методика подготовки концерта делится на несколько этапов. При этом надо учитывать, что количество компонентов процесса подготовки концерта зависит от масштабности концерта.

Этапы подготовки концерта

 Первый этап подготовки концерта – этап планирования. Он включает в себя:

  1. создание оргкомитета, куда должны войти люди, реально на что-то влияющие (представители власти, руководители досуговых учреждений, финансисты, спонсоры);
  2. создание организационно – постановочной группы, где будут работать специалисты-практики (директор программы, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор).
  3. постановку цели и прогнозирование результатов. Не следует забывать, что культурно – досуговая деятельность – педагогически организованная деятельность или, во всяком случае, должна быть таковой.
  4. определение формы проведения программы, места и времени.
  5. разработку подробного плана подготовки и проведения концерта, где четко будет обозначено: какие мероприятия надо осуществить, к какому сроку, кто персонально за это отвечает. Не следует забывать: когда отвечают все – не отвечает никто.

Второй этап подготовки концерта – этап составления, обсуждения и утверждения программы. Программа – это подробный перечень номеров концертной программы.

Третий этап подготовки концерта самый ёмкий и сложный, – этап осуществления программы. После того, как программа составлена и утверждена, появилась возможность определить, какие затраты необходимы для осуществления задуманного. Значит, надо составить смету расходов. Наличие программы и сметы расходов позволит начать непосредственную подготовку программы. Она включает в себя:

  • работу с творческими коллективами (подбор исполнителей, проведение рабочих репетиций, монтировочных и генеральной);
  • подготовку сценических площадок, их оформление;
  • подбор и изготовление реквизита и костюмов;
  • звуковое оформление – поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами;
  • работу над видеорядом (использование кино, видео, слайдов);
  • работу с рекламой.

После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения концерта. Её успех зависит от многих факторов: умения организаторов мероприятия создать праздничное настроение; чёткой работы режиссера и помощников режиссера, радиста, осветителя, рабочих сцены; готовности творческих коллективов, слаженности работы технических служб и т.п.

После проведения концерта наступает четвёртый этап – этап подведения итогов и анализа результатов. В ходе этого обсуждения и анализа проведенного концерта необходимо выяснить, была ли достигнута цель или нет, какие принципиальные ошибки были допущены, или, наоборот, что нового и интересного было достигнуто.

По итогам проведенной программы и её обсуждения, необходимо оформить методический материал, куда войдут:

  • протоколы заседания оргкомитета;
  • план подготовки и проведения программы;
  • копия сметы расходов;
  • программа концерта и монтажный лист к нему;
  • эскизы оформления и костюмов;
  • образцы рекламы;
  • видеоматериал (фотографии, видеосъемки);
  • отзывы средств массовой информации и зрителей;
  • протоколы или иные документы с материалами обсуждения анализа проведенного мероприятия.

В самом общем виде технологическая цепочка выглядит следующим образом:
целевая установка → задача→ форма→ методы→ средства→ результат.

Концертная программа – это сценическое или площадное произведение, которое по своей природе должно иметь драматургию. Поскольку есть драматургия драматического театра, оперная и балетная, кино и телевидения, все эти виды драматургии различаются спецификой подхода к раскрываемому материалу. Но есть у них и общее – действие, жизнь в движении.

Драматургический процесс заключается в выстраивании сюжета и поиска образного решения концерта.

Основные принципы построения концертной программы.

При составлении концертной программы нужно руководствоваться следующими принципами.

  • Концерт должен идти понарастающей, то есть что бы произведения, восприятие которых вызывают бурную реакцию слушателей, исполнялись ближе к концу программы. Но ошибочно представлять себе, что номера «движутся» по прямой вверх. Если графически представить концертную программу, то она будет иметь несколько «пиков», самый высокий — последний.
  • Психологией установлено, что лучше всего закрепляются в памяти и производят самое яркое впечатление начало и конец любого воздействия на психику человека. Поэтому организаторы концертов стремятся открывать и закрывать концерты наиболее выигрышными выступлениями.
  • Более сложные произведения должны идти в начале концерта, более популярные и легкие для восприятия — в следующих отрезках программы.Составляя концертную программу, необходимо соблюдать принцип контрастности.Стычки между номерами разных жанров должны подбираться с особой осторожностью, чтобы помочь, а не навредить исполнителям. Неспроста исполнители серьезных жанров интересуются, какой номер идет перед их исполнением. К примеру, к вокалисту с классическим репертуаром трудно овладеть вниманием публики после веселой пляски, очень смешного литературного отрывка или сцены. Составитель концертной программы должен принимать во внимание и такое условие, как успех артиста, и должен помочь каждому исполнителю встать в наивыгодное для него место. Например, идет номер, пользующийся большим успехом. Не смолкают аплодисменты, зрители не хотят отпускать артиста со сцены. Выпустить после этого молодого исполнителя — значит заведомо обречь его на провал, так же не следует в этот момент выпускать исполнителя, жанр которого по своему характеру не может вызвать бурной реакции. Это значит — отнять у того исполнителя успех, который бы он законно имел при другом расположении имен.
  • Составляя концертную программу, ведущий обычно берет карточки и на каждой пишет исполняемый номер и имя исполнителя. Собрав такую картотеку, ведущий раскладывает ее. Каждая карточка ложится на свое место, рассмотренная в свете всех принципов и соображений. Располагаются жанры, определяются контрасты, выстраиваются мосты и пики, подчеркивается нарастающая; оберегаются молодые и неопытные. Словом, получается наглядный график программы. Случается и такое, что тщательно выверенный порядок номеров нарушается по стечению непредвиденных обстоятельств: не приехал артист или кто-то опоздал. Случайностей много, и все не предугадаешь. Но организаторам концерта нужно быть готовыми ко всему. В этих случаях необходимо мобилизовать все свои комбинаторские способности и, и соблюдая художественную стройность концерта, все принципы его построения, мгновенно принимать оптимальное решение.

Роль ведущего и конферансье в концерте

Первые ведущие появились в концертах сугубо филармонических. Единственной обязанностью их было верно и внятно произнести имя исполнителя и назвать произведение. В 30-е годы концертная деятельность стала бурно развиваться, концертные организации, а так же филармонии, берут на себя не только развлекательные, но и образовательные функции (познавательные) через концерт. Все это заставило ведущих больше разговаривать со слушателями, казалось бы сблизило их с конферансье. Однако ведущего никто не обязывал веселить публику, если ведущий и позволит себе шутку и вызовет смех слушателей, то это он делает по доброй воле.

С развитием концертной деятельности расширяется сфера деятельности ведущих. Ведущие сегодня как правило выступают в симфонических, камерных, тематических концертах. Многие из них дают информацию и с помощью этой информации расширяют зону общения со слушателями.

Ведущий концерта должен обладать острым чувством современного мышления, склада речи, манеры поведения, костюма, всего внутреннего и внешнего облика. Он должен хорошо владеть словом и импровизацией, должен уметь подстраиваться под данный концерт, улавливать состав и настроение данной аудитории, настроить публику доброжелательно, внушить ей доверие к себе. Главное условие его успеха – раскрепощенность. Ведущий должен чувствовать себя хозяином на концерте, принимающим уважаемых гостей и уметь создавать праздничное настроение. У ведущего кроме зрителя, слушателей, сидящих в зале, есть еще один объект деятельности – это актеры, артисты, участники концерта.

Во время концерта между ними устанавливаются совсем иные контакты, чем в жизни. Как бы ни был ведущий в жизни равнодушен к человеку, которого он представляет публике, все бытовые отношения исключаются в концертной встрече. Уважение к искусству артиста, к его не легкому труду должно преобладать в концерте. На концерт ведущий приходит заранее и отправляется осматривать сцену, приготовить на ней все, чтобы концерт прошел без «сучка и задоринки», проверить занавес; инструмент, как он стоит, кто его будет двигать, состояние пола сцены, особенно если предстоят танцевальные номера.

Ведущий должен проверить световое освещение, микрофон, с которым ему придется работать, находятся ли на своем месте стулья, подставки и т.д.

Открывая концерт ведущий выходит на сцену и выдерживает паузу, для того чтобы собрать внимание зрителей воедино, но нельзя передерживать её, для этого многие ведущие про себя считают до трех. Во время концерта на сцене находятся и рабочие сцены и артисты.

Обычно, в клубном концерте все команды, звонки, занавесы, перестановки делаются по указанию ведущего – это обеспечивает порядок и отсутствие накладок.

Ведущий может объявить номера, оставаясь за кулисами по микрофону. Это экономит время и зритель лучше настраивается на восприятие следующего номера.

Концертная деятельность
хорового коллектива

Значение концертной деятельности

Участие в концертах выявляет все возможности коллектива, егохудожественные достижения, достигнутый исполнительский уровень,демонстрирует его сплоченность, дисциплину, способность подчиняться воле руководителя,сценичность,эмоциональность, собранность.D:Занятие2_Wordрисунки к зачётной работеДХС.jpg

Процесс подготовки концертных номеров формирует у детей и подростков исполнительские умения и навыки в различных жанрах и направленияхмузыкального творчества, знакомит с сущностью, выразительностью и содержательностью исполнительского искусства, способствует выявлению творческого потенциала индивидуальности каждого учащегося, включая в работу физический, интеллектуальный и эмоциональный аппарат ребенка. Учащиеся должны получить возможность раскрыть заложенные в каждом творческие задатки и реализовать их в соответствующем репертуаре за период обучения. Подготовка концертных номеров неразрывно связана сприменением знаний, умений, навыков, приобретенных учащимися на занятиях.

Каждый концерт — это отчет о проделанной работе. Каждый концерт или конкурс может служить  формой представления и контроля образовательного результата и имеет воспитательное значение. Для участников хорадолжно быть не все равно, поймут ли, оценят ли их общий, коллективныйтруд слушатели.Среди публики всегдавстречаются люди, которые попали на концерт случайно, и задача хора — сделать так, спеть так, чтобы им захотелось прийти на встречу с музыкой ещё и еще раз.

Предконцертная подготовка

Предконцертная подготовка не ограничивается одним днем.Процесс предконцертной подготовки делится на три основных периода:

  1. длительный период предконцертной подготовки;
  2. период, охватывающий последние дни перед выступлением;
  3. самый короткий период – непосредственно день концерта.
  4. «послеконцертная» работа, которая будет «проектировкой» следующего выступления.

Часто наибольший промежуток времени отводится второму этапу. Незначительный – третьему. Четвертый этап порой вообще отсутствует, хотя именно в этот период происходит основная психологическая подготовка к предстоящему выступлению.Важен период, охватывающий последние дни перед выступлением.Его основная задача – достижение психофизиологической готовности. В течение этого периода происходит завершение этапа достижения эстрадной готовности, изменяется содержание занятий, большое значение приобретает порядок и характер репетиций.

Особенности подготовки хорового концерта

При разучивании произведений и в процессе подготовки концертных номеров необходимо активно использовать современные технические средства, которые могут служить примером исполнения: просмотр видеоматериала, кинофильмов, прослушивание музыкального материала.

Каждый творческий коллектив имеет номера, составляющие основу репертуара. В подборе репертуара на учебный год следует опираться на календарно-тематический план и план воспитательной работы. В школе это, как правило, праздничные календарные даты, а также отчётные концерты и иные творческие темы по выбору педагога, конкурсные программы.  В связи  с темой предстоящего концерта должен проводиться отбор произведений из общего репертуара в соответствии с образовательной программой.

Следует придавать значение тому, перед кем выступает хор, и старатьсязаранее узнать, кто будет его слушателями, подготовлены ли они квосприятию музыки, пришли ли они специально на концерт или остались, например, после долгого заседания.

К каждому концерту хор должен готовиться специально, проводитьочередные репетиции и генеральную репетицию, на которой устраивается«прогон» программы, отрабатывается построение, вход, выход, ведениепрограммы.Желательно, чтобы генеральная репетиция проводилась непосредственно там, где будет проходить концерт. Если нет возможности провестигенеральную репетицию за несколько дней или за день до концерта, ее нужнопровести в день концерта (скажем, утром, если концерт вечером, или передконцертом). В этих случаях репетиция, прежде всего, преследует цельакустической настройки хора. Нужно найти для него оптимальное место насцене, удобно расставить хор по отношению к залу, дирижеру,концертмейстеру. Конечно, при подобных репетициях необходимоучитывать разницу акустического эффекта при пении в пустом зале и заленаполненном.

Необходимые условия при проведении концерта

Обычно хор на концертах выстраивается в несколько рядов в зависимости отколичества участников хорового коллектива и диаметра сцены. Наиболеераспространено построение хора в 3 ряда. Если есть станки, то нижний ряд стоит на полу, а два других —  на станках, соответственно на 1, 2 –йступеньках. Если нет специальных станков, то за первым рядом, которыйобычно состоит из детей меньшего роста, стоят на полу дети более высокие,далее на стульях стоит еще один ряд.D:Занятие2_Wordрисунки к зачётной работерасстановка хора.jpg

Построения могут быть различными, но не следует забывать одну аксиому:хор, расположенный на одной плоскости, в затылок друг другу, теряетчасть своего звучания, что не может не сказаться на результатахвыступлений.

Концерты должны проходить в хорошо проветренном помещении, гдедостаточно воздуха. При пении поглощение кислорода легкими происходитзначительно активнее, чем обычно, а при чересчур высокой температуревоздуха наступает временное кислородное голодание. Следует предупредитьдетей, что если кто-то из них почувствует себя во время концерта плохо(головокружение, сухость во рту), надо немедленно, но спокойно покинутьместо и уйти за кулисы, а если это невозможно, сесть на подставку.

При проведении концерта необходимо иметь в виду возраст аудитории (детимладшего возраста, дети старшего возраста, смешанный состав). Частоконцерт хора сопровождается рассказом о коллективе, об истории создания тех или других исполняемых песен. Совершенно неискушенным слушателямможно рассказать о составе хора, о том, из каких хоровых партий он состоит.

Разговор с аудиторией улучшаетконтакт хора со слушателями и способствует лучшему восприятиюуслышанного. Конечно, беседы не должны быть длинными, утомительными.Построены они должны быть в форме конферанса, но не с развлекательнойзадачей, а с целью пропаганды музыки, хорового дела, с просветительской целью.Вести эти беседы может сам руководитель, ему могут помогать (оченьжелательно!) дети-ведущие.

Хорошей традицией является обсуждение каждого выступления и особенносольных концертов с подробным разбором успехов и недостатков. В этихразборах участвует весь хор. Задача разбора — воспитать в коллективежелание совершенствоваться от концерта к концерту, повышаяисполнительский уровень.

Преодоление сценического волнения

Большинство музыкантов в течение своей творческой деятельности сталкиваются с необходимостью преодоления негативного сценического состояния. Творческая приподнятость подавляет, затормаживает смущение и боязнь; наоборот, страх и смущение подавляют творческие эмоции и разрушают исполнительский процесс»Савшинский писал, что возбудимого типа музыкант должен перед выступлением оберегаться от волнующих, даже положительных эмоций, инертный же, тормозной тип требует перед выступлением «разгона». Ему необходимо долго разыгрываться, могут оказаться полезными поощрительные слова, радостные известия о том, что в зале присутствует желанное лицо

Способы  преодоления волнения

  • Для достижения оптимального сценического состояния можно использовать дыхательную гимнастику, рекомендованную Струве и Токарским: медленный, глубокий вдох через нос, небольшая задержка дыхания и спокойный выдох через рот, отдых и повторение цикла. Паузу между циклами каждый раз следует удлинять. Проделывать такую гимнастику рекомендуется перед выходом на эстраду, на самой эстраде до начала исполнения и в перерывах между пьесами
  • В. Григорьев рекомендовал следующее упражнение по снятию нервного стресса: потереть круговыми движениями левое, затем правое запястье до появления тепла, затем производить полукруглые массирующие движения одновременно над обеими бровями (также до появления тепла); то же самое – с двух сторон носа; напоследок натирать мочки, а затем и полностью уши до появления тепла. Подобные действия, проводимые совместно с педагогом, помогут успокоить ребенка, настроить на позитивный лад.
  • Немаловажное значение имеет работа над произведением после концерта. Повторение произведения после концерта может выполнять несколько функций: закрепление «по горячим следам» интересных находок, удачных решений масштабных построений либо отдельных деталей; анализ того, что в концертном состоянии не получилось.
  • Чтобы справиться с волнением, примите максимально открытую позу: слегка расставьте ноги, опустите руки вниз и немного их разведите, потянитесь макушкой в небо и УЛЫБНИТЕСЬ! Не зря во время волнения мы начинаем глупо хихикать. Организм пытается вывести нас из зажатого состояния за счет мышц лица. Улыбка, даже вымученная и неестественная, для вас все равно работает. Старайтесь эту позу сохранять и во время разговора.
  • Ведите себя так, как будто вы можете позволить себе не торопиться.
  • Перед ответственным моментом представьте самый худший сценарий, по которому он может пойти. Тогда вы убедитесь, что даже в самом неудачном случае ничего страшного не произойдет. Чтобы обрести спокойствие в обычной жизненной ситуации, которая по каким-либо причинам вызывает в вас трепет, осознайте, что вы находитесь в безопасности и над вами не нависает смертельная угроза.
  • Если вы и так непроизвольно постоянно думаете о неблагоприятном исходе дела, представляете, как не справились с работой, не смогли добиться своего, значит, волнение приходит вместе с негативным настроем на поражение. Не думайте об исходе вообще или настраивайтесь только на положительный результат.

Упражнения, позволяющие справиться с волнением, беспокойством или страхом

Принцип преодоления симптомов страха и волнения состоит в том, что бы искусственно воспроизвести их. Зачем дожидаться, когда эти симптомы придут и начнут мешать вам делать свое дело? Лучше намеренно, и как можно более точно и интенсивно, вызвать эти симптомы у себя искусственно. Мы вызываем все те симптомы, которые мы обычно испытываем, ощущая волнение или страх в какой-то конкретной ситуации, искусственно и сознательно усиливаем эти симптомы. А затем усиливаем симптомы до абсурдного запредельного состояния. Если у вас, дрожат руки, трясите ими яростно так, как будто они сейчас отвалятся…  

Доктор Франкль говорил своим пациентам: «Не спите ночью? – Прекрасно. Старайтесь не спать! Старайтесь изо всех сил, бодрствуйте! Боритесь с мельчайшей крупицей сна! Добросовестно, честно боритесь, как делает это ребенок, когда ему интересно еще пободрствовать, поиграть, позабавиться, хотя уже наступило скучное время спать. Посмотрим, что из этого выйдет, сумеете ли вы одолеть сон».

Упражнение «Пузырь»

Делаем медленный, сильный и глубокий вдох. Вдыхаем до предела. И когда нам покажется, что это предел – вдыхаем еще и еще. Представьте себе что вы — пузырь и вы сами собой надуваетесь. Представляем себе, как вдыхаемый нами воздух заполняет все наше тело, каждый его уголок. И когда надуться дальше уже нет никакой возможности, задерживаем дыхание и представляем, как воздух внутри нас массирует все наши органы. А затем выдыхаем, так же спокойно и медленно, весь воздух без остатка.

Эффект переключения срабатывает в простых упражнениях: помотайте кистями, расслабьте их, затем помашите всеми руками несколько раз вперед и назад. Наверняка, вы обращали внимание, что таким образом снимают волнение спортсмены перед выступлением.

Упражнение «Разгиб»

Исходное положение: лежа, сидя, стоя. Глубоко вздохнуть и на глубоком вдохе разжать, распрямить, разогнуть и выгнуть, насколько удастся, все что возможно: спину с позвоночником, шею и поясницу, руки и ноги, пальцы рук и ног. И задержать на вдохе это состояние тела какое-то время. А затем выдохнуть и расслабиться. Повторить несколько раз.

Упражнение «Распальцовка»

Сильно разогнуть одни лишь запястья и растопырить пальцы обеих рук, а если возможно, и ног. Повторить несколько раз.

Упражнение «Тряска лица»

Расслабляем мышцы лица и шеи и слегка трясем головой, перемещая подбородок вправо-влево. Хорошо снимает зажимы лица, невладение мимикой, тугую улыбку.

Упражнение «Жвачка»

Процесс жевания несколько успокаивает и делает безразличным. Когда нам беспокойно – имитируем жевание.

Упражнение «Жмурка-таращик»

Контраст между сильным, резким зажмуриванием глаз и таким же решительным вытаращиванием глаз хорошо тонизирует мышцы лица и успокаивает нервную систему.

Упражнение «Рык»

Рычим подобно зверям.


Упражнение  «Гармошка»

Представим что наш страх – гармошка, играющая в груди. Выдох до предела – гармошка сжата. Вдыхая, мысленно растягиваем ее до предела. Проделываем несколько раз.

Упражнение  «Змей шипучий»

Громкий звук «ШШШ… ЩЩЩ…», издаваемый в течение полуминуты, снимает любой страх и тревогу, как минимум, на ближайшие полчаса. Подтвердит любая змея.

Упражнение «Зевака»

Зевание – глубинный древний инстинкт.
И примечателен он для нас тем, что ослабляет ощущение тревоги или беспокойства. А посему мы будем имитировать зевоту в страхотерапевтических целях.

Упражнение  «Чих на все»

Страх, в момент чихания, блокируется чисто физиологически. А поэтому, наряду с искусственной зевотой, можно вызывать у себя искусственное чихание и снимать, тем самым проявления страха.

Упражнение  «Оскал»

Сильно, активно, оскаливаемся, показываем зубы. Вы кто — кот или волк? Я, например — волк. Вам – виднее! Вот и оскаливайтесь так, каким зверем вы себя представляете. Главное, что это должен быть оскал хищника. Можно сочетать с рычанием. А коты, скорее не рычат, а шипят, когда скалятся.

СОДЕРЖАНИЕ

КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ        2

Что такое концерт? Основные понятия        2

Виды концертов и их характеристика        3

Театрализованный концерт        6

Особенности жанра        6

Сценарный и режиссерский замысел  театрализованного концерта        7

Технология подготовки и проведения концерта.        8

Этапы подготовки концерта        8

Основные принципы построения концертной программы.        10

Роль ведущего и конферансье в концерте        11

Концертная деятельность  хорового коллектива        13

Значение концертной деятельности        13

Предконцертная подготовка        13

Особенности подготовки хорового концерта        14

Необходимые условия при проведении концерта        15

Преодоление сценического волнения        16

Способы  преодоления волнения        16

Упражнения, позволяющие справиться с волнением, беспокойством или страхом.        17

Упражнение «Пузырь»        17

Упражнение «Разгиб»        18

Упражнение «Распальцовка»        18

Упражнение «Тряска лица»        18

Упражнение «Жвачка»        18

Упражнение «Жмурка-таращик»        19

Упражнение «Рык»        19

Упражнение  «Гармошка»        19

Упражнение  «Змей шипучий»        19

Упражнение «Зевака»        20

Упражнение  «Чих на все»        20

Упражнение  «Оскал        20

План-график подготовки и выпуска концерта

Постановочная
группа работает по единому плану-графику,
ко­торый предварительно создается
режиссером, а затем уточняется на
совещании постановочной группы со всеми
заинтересованными органи­зациями и
лицами и утверждается соответствующей
инстанцией, отве­чающей за концерт.

В этом
плане-графике предусматривается весь
ход работы от перво­го до последнего
дня. Его выполнение обязательно для
всех коллекти­вов и исполнителей, а
также вспомогательных служб.

Создается
план-график режиссером после утверждения
поста­новочной группы.

Составляя
план-график, следует исходить из объема
предстоящей работы и сроков, отведенных
на создание концерта. Обычно в начале
режиссер набрасывает предварительный
его вариант. Причем, не от первого дня
до последнего — дня концерта, а наоборот
— от концерта, от последней генеральной
репетиции, которая должна быть накануне
— до первого дня.

Например,
если театрализованный концерт состоит
из четырех эпи­зодов, пролога и финала,
то:

1.
Генеральная репетиция (идет как концерт).

2.
Корректура.

3.
Первая генеральная (идет как концерт.
Сдача).

4.
Репетиции по вызову.

5.
Прогон. Все участники и службы (костюм,
грим, свет, радио, ки­но, и т.д.).

6.
Прогон. Все участники и службы.

7.
Сводная. Вторая половина концерта. Все
занятые. Оформление, свет, кино, фонограмма,
реквизит, радио и т.д.

8.
Сводная. Первая половина концерта. Все
занятые. Оформление, свет, кино, фонограмма,
реквизит, радио и т.д.

9.
Пролог и финал. Все участники.

10.
Монтировочная и световая репетиции
(оформление, свет).

11.
Репетиция по вызову.

12. 4-й
эпизод. Все участники.

13. 3-й
эпизод. Все участники.

14. 2-й
эпизод. Все участники.

15. 1-й
эпизод. Все участники.

16-18 .
Работа над отдельными номерами (связками,
«живым зана­весом», специальными
номерами пантомимы и т. д.).

19.
Совещание постановочной группы. Задания,
в том числе и руко­водителям коллективов.

20.
Утверждение эскизов. Передача их в
работу.

21.
Совещание постановочной группы и
руководителей коллек­тивов и других
заинтересованных лиц. Знакомство с
режиссерским за­мыслом и сценарием.
Задания постановочной группе и
руководителям коллективов.

22.
Утверждение сценария.

23-25.
Корректура сценария

26-28.
Просмотр и отбор номеров.

29.
Первое совещание с постановочной группой
и руководителями коллективов. Подготовка
к просмотру.

Из
приведенного мною предварительного
варианта плана-графика видно, что для
работы над концертом постановочной
группе понадо­бится как минимум 29-30
дней. (При условии, что сценарий концерта
написан заранее.) Если вы внимательно
прочли этот предварительный вариант,
то заметили, что он составлен очень
уплотненно, с расчетом на то, что для
концерта не придется создавать специальные
новые номера. Практика же показывает,
что таких сроков у постановочной группы
по тем или другим причинам — нет. А есть,
в лучшем случае, две недели! Тогда,
во-первых, следует, если это возможно,
проводить по две репе­тиции в день —
утром и вечером (за исключением
монтировочной и све­товой), во вторых,
отказаться от части репетиций за счет
уплотнения оставшихся. В этом случае
можно уложиться в две недели.

Теперь
пишется второй вариант плана-графика
— от начала к концу.

1. Утро
— первое совещание с постановочной
группой и руко­водителями коллективов.
Подготовка к просмотру:

Вечер
— просмотр и отбор номеров (на базах).

2. Утро
— организационные вопросы.

Вечер
— просмотр и отбор номеров. Продолжение
(на базах).

Как
минимум на эту работу надо отвести три
дня.

С этого
дня совещания постановочной группы
практически проводятся еже­дневно:
о ходе всей работы, подготовке фонограмм,
кинороликов и других тех­нических
элементах концерта; разучивание сводных
номеров и т.д.

3. Утро
— обсуждение и утверждение сценария.
Его сдача.

Вечер.
Задания постановочной группе и
руководителям коллек­тивов.

4. Утро
— работа над отдельными номерами и с
ведущими. Вечер — то же самое.

5. Утро
— первый эпизод. Все занятые. Вечер —
второй эпизод. Все занятые.

6. Утро
— третий эпизод. Все занятые. Вечер —
четвертый эпизод. Все занятые.

7. Утро
и вечер — монтировочная и световая
репетиция на сцене.

8. Утро
— пролог и финал. Вечер — по вызову.

9. Утро
— сводная. Первая половина концерта.
Вечер — сводная. Вторая половина концерта.

10. Утро
— прогон. Вечер — резерв.

11.
Утро-прогон. Вечер — резерв.

12. Утро
— генеральная. Сдача.

Вечер
— резерв.

13.
Утро-резерв.

Вечер
— генеральная.

Итак,
вместо 30 — 13 дней! Теперь можно составлять
календарный план. То есть конкретно
определить числа (календарные даты)
проведе­ния репетиций. И тогда можно
будет увидеть, что за 13 календарных дней
подряд осуществить постановку концерта
вряд ли возможно.

Предположим,
концерт назначен на 4 ноября. Это означает,
что при 13 репетициях мы должны начать
22 октября. Но такие сроки, как вы понимаете,
мало пригодны и для режиссера, а тем
более для худож­ника. Разве можно
создать эскизы оформления да еще его
изготовить за пять дней, считая со дня
утверждения сценария до монтировочной
ре­петиции. Разве можно за один (!) день
(с момента окончания просмотра номеров
до сдачи сценария) создать его окончательный
вариант? Ко­нечно, нет.

Поэтому
обычно работа над осуществлением
театрализованного тематического
концерта делится на три части, три этапа:
первый — орга­низационный. Он
заканчивается просмотром номеров. Может
занимать несколько дней, что дает
возможность без спешки просматривать
кол­лективы и исполнителей. Причем
преимущественно вечером, не отры­вая
участников художественной самодеятельности
от работы. Второй этап — работа над
окончательным вариантом сценария,
который заканчивается его утверждением
и заданиями постановочной группе и
руко­водителям коллективов. Между
первым и вторым этапами достаточно
недели — десяти дней. А вот между вторым
и третьим этапами (началом репетиций)
— хорошо иметь месяц. При таком построении
всей работы непосредственно для репетиций
достаточно 10 дней.

При
составлении плана-графика режиссеру
становится ясно, к ка­кому числу должны
быть готовы оформление, реквизит,
музыкальный материал, фонограмма,
киноролики, слайды, диапозитивы и все
другие компоненты концерта.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Методические
рекомендации

по
организации концертной программы коллектива

Составила
:

Грановская
Инна Васильевна

руководитель музыкального коллектива

«Ритм-бенд ИГРУШКА»

Донецк
2022

Концертная
деятельность коллективов художественно-эстетического направления является
составной и неотъемлемой частью обучения и воспитания. Это – высшая точка
Программы, ее смысл и яркий показатель достигнутого уровня. Для того, чтобы
выйти на концертную сцену, ребенок должен решить внутри себя множество проблем.
В момент его выступления отчетливо видна кропотливая работа самого
выступающего, родителей, педагога и коллектива в целом.

Цель
концертного мероприятия
всегда содержит в себе выявление
уровня освоения учащимися знаний и умений. И чем выше и солиднее достижения
обучающихся за последний период, тем легче создавать такие концертные
программы, в которых происходит упор на сюжет, смысловые линии, создание ярких
сценических героев. Концертная программа становится зрелищной и увлекательной.

Задачи
мероприятия:

Ø стимулировать
интерес к сценической деятельности; к повышению сценического мастерства;

Ø воспитывать
трудолюбие, выносливость;

Ø развивать
навыки артистичности, яркого выразительного исполнения концертных номеров;

Ø воспитывать
ощущение партнерства, взаимовыручки на сцене и за кулисами; единого, дружного
коллектива, стоящего у единой цели;

Ø воспитывать
вкус и стремление к творчеству;

Ø знакомить
с лучшими образцами мирового музыкального наследия;

Ø популяризировать
творческую деятельности коллектива;

Ø готовиться
к конкурсным выступлениям.

Возраст
обучающихся
в музыкальном коллективе Ритм-бенд
ИГРУШКА:

 4
— 15 лет.

Форма
проведения
мероприятия: новогодняя музыкальная
сказка.

Этапы
проведения мероприятия
.

1.     Этап
организационно-подготовительный:

       разработка
и утверждение сценария отчетного концерта;

       подготовка
и создание музыкального материала (концертные номера, фоновая музыка);

       репетиционная
работа;

       подготовка
костюмов к выступлению; беседа об основах грима (концертного макияжа); моменты
переодевания в другие костюмы;

       проведение
инструктажа с участниками концертного мероприятия о правилах поведения на сцене
во время репетиции и выступления; о правилах поведения за кулисами; о правилах
поведения в зрительном зале; проведение инструктажа о правилах безопасного
использования музыкальных инструментов и музыкального оборудования;

       оформление
сцены; обеспечение качественного звукового и светового сопровождения;

       организация
дежурства на мероприятии (в холле и актовом зале); беседа с родителями о
правилах поведения в зале и за кулисами во время концерта (репетиции);

       организация
гостей; фото- и видеосъемки;

       подготовка
дипломов, грамот, благодарственных писем; сувениров (подарков) для участников
концерта;

       проведение
прогона концерта, выявление возможных неточностей в организации, слабых
сценических решений, устранение их;

       выявление
общего психологического настроя участников концерта; творческая поддержка.

2.     Этап
основной:

       проведение
концертной подготовки, разогрев, вокальная распевка, прогон отдельных
концертных номеров;

       проверка
готовности костюмов, внешнего вида артистов;

       проверка
готовности музыкальных инструментов, правильная расстановка их на сцене;
музыкального оборудования;

       создание
особой активной концертной атмосферы внутри коллектива; настрой на активное
творческое состояние;

       проведение
концертного мероприятия; осуществление контроля за своевременным выполнением
сценария; поддержание активного радостного состояния; решение возникающих
текущих вопросов и проблем.

3.     Этап
заключительный:

       благодарственное
обращение представителей администрации, родительского комитета, приглашенных
гостей;

       вручение
дипломов, грамот, благодарственных писем; подарков (сувениров);

       подведение
итогов концертного мероприятия.

Методические
рекомендации  для проведения концертной программы коллектива.

Само
по себе мероприятие довольно сложно и для планирования, и для исполнения.
Следует не только долго и упорно готовить концертные номера. Концертная
программа не состоится без интересного сценария, без хорошего музыкального
наполнения, без должного оформления сцены, без фантастически ярких и необычных
костюмов, без слаженной работы всего творческого коллектива профессионалов и
родителей.

В
этой ситуации руководитель коллектива становится режиссером концертной
программы. Безусловно, подобная работа увлекательна и способна стать смыслом
всей работы педагога. Но следует  учитывать, что малейший недочет, просчет,
невнимание к деталям может обернуться существенными неприятностями. А если
учесть, что исполнители – дети, то подготовка к концертным программам  должна
проводиться с особой тщательностью, где учитываются некоторые психологические
моменты.

Самое
главное требование: каждый обучающийся должен участвовать в концертной
программе. Это непреложное условие. Ни ребенок, ни тем более родители, не
поймут строгого отбора, какими бы весомыми причинами он не диктовался. Поэтому
следует продумать массовые номера, дающие возможность исполнить данное
требование.

Еще
одна проблема: удобство сценарного плана для подготовки к выходу на сцену,
смене костюма (грима, прически и т.д.). Хорошо составленный сценарий провалится,
если участники не успевают его реализовывать!

Не
менее важное требование – длительность концертной программы. Иногда так хочется
показать все достижения и умения в одном концерте! В результате мероприятие
становится громоздким, длинным, утомительным. Особенно для детей. Об этом
следует отчетливо помнить, особенно, если в коллективе есть дети младшего
дошкольного возраста. Конечно, с самой первой репетиции воспитываются такие
качества как трудолюбие, сценическая выносливость. Но концерт – это повышенный
эмоциональный фон, дополнительные психологические нагрузки, особенно для тех,
кто выходит первый-второй раз на сцену! По общепринятым правилам длительность
концерта не может превышать 60-70 минут. Все самые гениальные ходы и находки
следует уложить именно в это время. Конечно, есть вариант создания концертной
программы в двух отделениях. Но это решение для более взрослых исполнителей.

Не
менее важный вопрос времени проведения мероприятия. Как людям творческим,
хочется устраивать подобные выступления в вечернее время. Время творческого
подъема для всех артистов! Но в данном случае артисты – дети. И для них самое
творческое время, наполненное силами и хорошими эмоциями – первая половина дня.
Нужно учитывать требования тех исполнителей, которые спят днем!

Иногда
за день-два до выступления у детей проявляется немотивированная апатия или
эмоциональная инертность исполнителей. Чаще всего сказывается эффект
самосохранения. Все артисты знают, что «последняя репетиция провальная». Это не
правило, но часто сказывается накопленная усталость, неоднократное репетиционное
исполнение номеров в полную силу, с частыми повторами неудачных мест.
Внутренние резервы должны накопиться, воссоздаться, подготовиться к стрессовой
ситуации выхода на сцену. Поэтому каждый педагог нарабатывает свою  технику
подготовки к концертному выступлению. И здесь очень много можно почерпнуть у
спортсменов, которые умеют выходить на соревнования в самой высшей своей форме.
Безусловно, это тренерский гений! В нашем коллективе практикуется следующая
схема: в последнюю неделю проводятся еще и дополнительные репетиции с целью
входа в самую сильную форму каждого участника на данный момент. Но за два-три
дня до выступления делается выходной. Именно для того, чтобы даль возможность
физического отдыха. На внутреннем плане происходит некоторое «созревание» номеров.
Очень полезный прием! После этого, накануне назначается технический прогон
исключительно для того, чтобы убедиться, что все в порядке!

Но
даже у самого предусмотрительного педагога перед выступлением случаются
непредвиденные обстоятельства: болезни, психологические срывы, поломки и т.п.
Отчаяние как реакция, приходит чаще всего первым. Но следует помнить, что оно
никогда не давало положительных результатов. Все концертные программы мы
создавали с неким «запасом прочности»: даже если приходилось убирать сольные
номера или менять участников ансамбля, общая картина от этого фатально не
страдала. А насколько более интересным и выразительным мог  быть тот или иной
концерт, знали только его создатели! Главное – научиться делать это легко!

После
концерта необходим заслуженный отдых исполнителям. Но только не педагогу!
Обязательно нужно провести беседу с теми, кто показал себя на сцене неудачно, у
кого произошли непредвиденные сбои. В первую очередь следует разобраться, что
это: простая неудача (у кого их не бывает!) или предостерегающий симптом.
Каждого расстроенного артиста следует поддержать и увлечь следующими
достижениями. Особого внимания требуют расстроенные или даже рассерженные
родители: каждый из них видит в своем ребенке гения, тем более, что он так
много вкладывает сил и времени в работу коллектива! Здесь на помощь придут
классические учебники по ораторскому искусству и знания из курса психологии.
Любого родителя можно и нужно успокоить и снова добиться внутреннего
расположения, если поставить себя на его место.  Сознаемся, нам важен и нужен
каждый ребенок! Значит, мы должны принимать требования и его родителей. При
этом самым ненавязчивым образом прививая семье те требования, которые
необходимы педагогу, чтобы видеть перед собой истинного исполнителя.

В
заключение хочется пожелать всем огромного запаса сил, терпения и трудолюбия.
Те гениальные мысли, что приходят бессонными ночами, безусловно, поражают своим
великолепием и красотой! Но без их реализации, без воплощения замысла,  на
сцене ничего не будет. А это означает, что каждая репетиция, каждое занятие,
каждая беседа или воспитательное мероприятие – это не просто выполненная
программа коллектива. Это ежедневный шаг на пути воплощения своих творческих
идей. И пусть все складывается удачно и легко. Так, словно все произошло само
собой!

Сочиняйте,
выдумывайте, пробуйте!

1.    
В какое время должно проходить
мероприятие

2.    
Длительность мероприятия

3.    
На что стоит обратить внимание
руководителя коллектива за день до мероприятия.

4.    
Какие меры предпринять в
форс-мажорной ситуации.

5.    
Приблизительный постановочный
план мероприятия.

6.    
На что стоит обратить внимание
после проведения отчетного концерта.

Заключение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти свой участок без кадастрового номера
  • Как найти реальную подработку в интернете
  • Как составить график работы с 12 часовым рабочим днем
  • Оон как составить предложение
  • Ошибка в реквизитах чека как исправить

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии