Как делать анализ стихотворения
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 849.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 849.
Анализ стихотворение является необходимым навыком для успешной учебы по литературе. В нем раскрывается основная тема и идея, заложенные автором в сюжет. Чтобы анализ получился целостным и раскрыл все аспекты лирического текста, необходимо при его написании следовать четкому плану. Так как делать анализ стихотворения по литературе?
Как делать анализ стиха?
Чтобы объемно и точно проанализировать стихотворение необходимо составить план, в котором по пунктам будут разбираться особенности произведения. Примерный план стихотворения может быть следующим:
- История создания стихотворного текста, описание событий, которые привели к его созданию. В этой части можно дать немного информации о жизни автора. Также следует указать, насколько это произведение значимо для поэта.
- Необходимо определить жанр, предмет и тематику произведения. Предметом изображения в лирическом произведении является внутренний мир человека, его мысли, чувства в их движении и развитии.
- Рассматриваются сюжет и композиция стихотворения. Сюжет в лирическом произведении очень часто отсутствует. Это обусловлено в основном тем, что лирика – это выразительный род, а не повествовательный, она выражает, а не повествует.
- Описание лирического героя и передача общего настроения стихотворения. Жизнь в поэтическом тексте представляется через переживания лирического героя. Понятие лирического героя – ключевое для этого вида литературы. Лирический герой – это носитель эмоции, чувства, переживания, определенного состояния, от лица которого создается стихотворение.
Лирический герой часто совпадает с автором, но не всегда. Например, поэт может написать стихотворение от лица бродяги, разбойника или преступника – но ведь это не будет означать того, что сам поэт является бродягой или разбойником.
- Разбор лексики стихотворения и выразительных средств. Выразительные средства делают стих ярче и богаче. К ним относятся эпитеты, метафоры, аллегории, олицетворение, гипербола и т.д. Также следует обратить внимание на стихотворный метр, которым написано стихотворение.
Существуют следующие стихотворные размеры: ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий
- В конце анализа необходимо выразить свое собственное мнение к прочитанному, рассказать, какие чувства вызвало данное произведение.
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам научиться, как делать анализ стиха, для которого необходимо не только выделить основную тему и специфику стиха, но и обратить внимание на стихотворные размер и художественно-выразительные средства.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Михаил Казмерчук
5/5
-
Саша Головнин
5/5
-
Galina Kravtsova
5/5
Оценка статьи
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 849.
А какая ваша оценка?
Как писать план анализа стихотворения по литературе
Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.
Как составить план стихотворения
План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:
- Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
- Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
- С какой интонацией построен стих.
- Определить композицию стиха.
- Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
- Найти ритмику, ритмическое движение.
- Определить звуковой рисунок.
Порядок составления плана
В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.
5 класс
Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):
- Название, автор.
- Эмоциональное восприятие текста.
- Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
- Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
- Определение темы стихотворения, его основной мысли.
- Образ лирического героя.
- Отношение к прочитанному.
6 класс
В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:
- Название, автор.
- Тема стихотворения (о чем оно).
- Основная мысль (что хотел сказать автор).
- Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
- Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
- Главные образы стихотворения.
- Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
- Собственное отношение к прочитанному.
7 класс
Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:
- Название, автор.
- Тема стихотворения (о чем оно).
- Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
- Какие мысли и чувства возникают при чтении.
- Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
- Главные образы стихотворения.
- Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
- Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
- Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
- Собственное отношение к прочитанному.
Старшие классы
В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):
- Название, автор.
- История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
- Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
- Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
- Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
- Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
- Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
- Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
- Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
- Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
- Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
- Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
- Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
- Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).
Пример плана и анализа по нему
Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:
- Автор и название стихотворения.
- История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
- Жанр стихотворения.
- Тема, идея, основная мысль стихотворения.
- Композиция стихотворения, его деление на строфы.
- Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
- С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
- Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
- Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
- Мое восприятие стихотворения.
Анализ стихотворения:
Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.
Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.
Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.
Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.
Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, — зло во много раз большее, чем ядовитое дерево. Владыка знал, что погибнет раб, и жаждал использовать добытый яд, чтобы нести смерть дальше. Однако повинна не одна власть. Рабы виноваты не меньше: тирания процветает благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.
Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.
Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.
Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.
Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.
Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.
Автор использовал такие художественные средства, как:
- инверсии — «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
- метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
- эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
- сравнения — «Анчар, как грозный часовой».
В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».
Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.
Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.
Мое восприятие стихотворения «Анчар» аналогично мнению автора. Пока есть рабы, есть и процветание тирании. Когда человек достаточно смел, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен, чтобы бороться за свое до конца, зло не сможет властвовать над ним.
Скачать подробный план с примером, как анализировать стихотворение (А.С. Пушкин «Анчар»)
Наверх
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Adblock
detector
План анализа стихотворения
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.
3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
А) Тема стихотворения:
— пейзаж;
— общественно-политическая;
— любовная/интимная;
— философская.
Б) Идея
В) Настроение
Г) Сюжет:
— есть сюжет: образы событий (…каких именно…);
— без сюжета: образы чувств (…).
4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения
1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.
2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.
3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:
А) Ритм стиха, стихотворный размер:
Ямб 2,4,6,8,10
Хорей 1,3,5,7,9
Дактиль 1,4,7,10
Амфибрахий 2,5,8,11
Анапест 3,6,9,12
Б) Рифма:
аабб — парная;
абаб — перекрёстная;
абба — кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.
В) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.
И крутится в моём мозгу:
Мазурка, море, смерть, Марина
5) Композиция лирического произведения.
Необходимо:
— определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
— выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
— определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
— определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
— выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
— выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
— определить своеобразие и активность использования тропов.
Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
— аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
— гипербола — художественное преувеличение;
— ирония — скрытая насмешка;
— литота — художественное преуменьшение;
— метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют;
— олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
— параллелизм;
— сравнение;
— эпитет — художественное определение.
7. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
— антитеза/противопоставление;
— градация — например: светлый — бледный — едва заметный;
— инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
— повторы/рефрен;
— риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа;
— умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
8. Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
— аллитерация — повторение одинаковых согласных;
— анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
— ассонанс — повторение гласных;
— эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
9. Образ лирического героя, авторское «Я».
— сам автор,
— рассказ от лица персонажа,
— автор играет какую-то роль.
10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
Помните, анализ стихотворения пишется как сочинение, никаких пунктов плана не ставим, это законченный текст с обязательным цитированием! В кавычки берем слово, словосочетание, 1 строку, более одной строки, оформленные как стихотворение, идет без кавычек, например:
- Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека:
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
- Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека: «И скучно, и грустно, и некому руку подать/ В минуту душевной невзгоды»
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Необходимость провести анализ стихотворения может вызвать затруднения у человека, который читает его впервые. Не всегда понятно, как следует подойти к подробному анализу и уловить различные смыслы. Прочитайте стихотворение несколько раз, проанализируйте форму и содержание, чтобы понять замысел автора. Также можно показать стихотворение другим, чтобы узнать их мнение и получить всесторонне представление о заложенных в него идеях. Проработайте стихотворение тщательно и без спешки, чтобы улучшить собственное восприятие и научиться анализировать поэзию.
-
1
Прочитайте стихотворение про себя. В первую очередь следует прочитать стихотворение. Возьмите ручку или карандаш, чтобы подчеркивать, отмечать или выделять строки, которые вам понравились или показались необычными. Также можно подчеркивать и обводить все незнакомые либо непонятные слова и словосочетания. Эти единицы можно будет рассмотреть позднее, чтобы использовать в процессе анализа.[1]
- Первое прочтение следует рассматривать как введение к стихотворению. Не пытайтесь сразу же уловить всю суть и форму. Сначала нужно кратко ознакомиться с текстом.
-
2
Прочитайте стихотворение вслух. Во второй раз прочитайте стихотворение вслух. Читайте своим обычным голосом, не торопитесь и вчитывайтесь в каждое слово. Все непонятные строки следует перечитать еще раз. Прислушайтесь к звучанию и мелодике языка. Насколько заметны различия при прочтении вслух и про себя?[2]
- Все запятые и точки следует воспринимать как паузы. При чтении вслух делайте паузы после каждой запятой или точки. Поэт использует пунктуацию не просто так: на нее возлагается важная миссия.
- Каждый перенос строки, пробелы или пропуски между словами и строками следует понимать как паузы. Замедляйте темп чтения в конце строки и делайте паузы там, где нужно.
- Если стихотворение достаточно популярно, то попробуйте найти аудиозаписи его чтения. Прослушайте записи, но при этом активно следите за текстом, а не просто пассивно слушайте.
-
3
Исследуйте ритм и размер стихотворения. Как правило, у каждого стихотворения есть ритм и размер, если оно написано по определенной схеме. Читайте вслух, чтобы услышать и уловить эти аспекты. Единственный вид поэзии, который не следует четкому ритму и размеру, носит название верлибр, или свободный стих. Все остальные стихотворения следуют определенной схеме.[3]
- В стихотворении используются рифмы? Поэт рифмует каждую строку со следующей? Через строчку? Проанализируйте схему рифмовки, чтобы определить форму стихотворения.
- Именно структура рифм позволяет понять форму стиха. К примеру, белый стих вовсе не имеет рифм. В двустишии рифмуются или не рифмуются две строки, а в трехстишии строфа состоит из трех рифмованных или нерифмованных строк.
-
4
Рассмотрите структуру стихотворения. Обратите внимание на организацию содержания, которая позволяет придать стихотворению определенную форму. Какой вид деления используется? Стихотворение может подразделяться на строфы (например, строфа из четырех строк) или просто состоять из определенного количества строк, упорядоченных посредством рифмы или размера.[4]
- Например, стихотворение «Белеет парус одинокий» М. Ю. Лермонтова состоит из трех четверостиший, а любой из сонетов У. Шекспира — из трех четверостиший и одного двустишия.
-
5
Проанализируйте литературные приемы. Поэты используют различные литературные приемы, которые позволяют вложить в стихотворение более глубокое значение и создать развернутые образы. Среди распространенных литературных приемов можно выделить рифмы, ономатопею, аллитерацию, ассонансы и консонансы. Проанализируйте все литературные приемы стихотворения и подумайте, какое влияние они оказывают на общий заложенный автором смысл.[5]
- Рифмы — повторение конечных звуков в словах (например, «лицо» и «крыльцо»). Этот прием может использоваться как в рамках одной строки, так и в конце двух отдельных строк.
- Ономатопея — звукоподражание посредством слов (например, «жужжание» пчелы).
- Аллитерация — повторение согласных звуков (например, «хр» в «хрустят и хрупки, как хрусталь»).
- Ассонанс — повторение гласных звуков (например, «у» в «у наших ушки на макушке»).
- Консонанс, или диссонанс, — неточная рифма, при которой совпадают все или большинство согласных звуков, а ударения или гласные отличаются (например, «кедр» и «бодр»).
- Метафора — слово или выражение, употребленное в переносном значении, в основе которого лежит сравнение (например, «серебряный ручей»).
- Сравнение — уподобление предметов или явлений друг другу со словами «будто», «словно» или «как» (например, «то заплачет, как дитя»).
-
6
Определите форму стихотворения. Проанализировав размер, структуру и схему рифмовки, определите форму стихотворения. Существуют различные поэтические формы: сонеты, баллады, акростихи, белые стихи, хайку (хокку), синквейны, эпические поэмы, элегии, лимерики, секстины и вилланеллы. Важно определить форму стихотворения, чтобы лучше понять текст и уловить замысел поэта.[6]
- Прочитайте примеры различных поэтических форм, чтобы не ошибиться в определении. Также можно изучить отличительные черты конкретной формы.
Реклама
-
1
Рассмотрите название. Название всегда содержит важные намеки на характер стихотворения, поэтому обязательно уделите ему внимание. Перечитайте и обдумайте название с учетом текста. Подумайте, какое значение вложил автор в название в контексте содержания стихотворения. Делает ли название более глубокой основную мысль?[7]
- Иногда название указывает на то, к кому обращается поэт, например «Письмо матери» или «К другу». Также название может описывать предмет, жанр или тональность стихотворения, например, «Сонет 18» или «Элегия».
-
2
Определите повествователя. Поэт и повествователь — не всегда одно и то же лицо. Повествование может вестись от лица персонажа стихотворения. Автор может писать в первом («я»), втором («ты», «вы») или третьем («он», «она», «они») лице.[8]
- Обычно повествователя можно определить без глубокого анализа, но в случае сомнений сейчас не нужно об этом переживать. Просто постарайтесь правильно понять, в каком лице ведется повествование.
-
3
Уточните неизвестные слова и фразы. Если вам попалось непонятное слово, остановитесь и уточните значение в словаре. Также можно подчеркивать слова в тексте, чтобы узнать их значение немного позже. Обязательно узнайте значение незнакомых слов, чтобы глубже понять суть всего стихотворения.
- Также можно использовать словарь синонимов и найти возможные синонимы таких слов.
- Узнайте значение слов и перечитайте соответствующие строки с учетом новой информации.
- Используйте такой же подход для незнакомых имен собственных и непонятных фраз. Иногда нужно изучить примеры в других текстах или почитать статьи в интернете, чтобы понять суть некоторых фраз.
-
4
Определите тон и настроение стихотворения. Как правило, такие аспекты определяются выбором слов и языком стихотворения. Также рекомендуется прочитать стихотворение вслух и прислушаться к ритму каждой строки.[9]
- Например, стихотворение может быть написано в юмористическом тоне и создавать веселое настроение, как «Вот какой рассеянный» С. Маршака. В качестве примера мрачного и зловещего стихотворения можно привести «Ворона» Эдгара По.[10]
- Например, стихотворение может быть написано в юмористическом тоне и создавать веселое настроение, как «Вот какой рассеянный» С. Маршака. В качестве примера мрачного и зловещего стихотворения можно привести «Ворона» Эдгара По.[10]
-
5
Учитывайте контекст стихотворения. Постарайтесь понять, когда и с какой целью это стихотворение было написано, чтобы уловить контекст. Возможно, автора вдохновляли исторические события или популярный на тот момент поэтический стиль. Также на него могли оказать влияние определенные картины или другие виды искусства. Контекст позволяет глубже понять замысел автора, правильно читать произведение.[11]
- Изучайте контекст по другим текстам, научным журналам и статьям в интернете. Посмотрите на год публикации стихотворения и почитайте о литературе того времени.
-
6
Ищите закономерности и повторения. В стихотворениях часто используются повторения, так как они позволяют подчеркнуть главную идею или тему. Поэт может несколько раз использовать одну и ту же строку в виде рефрена, чтобы вновь и вновь напомнить о важном послании. Также ищите закономерности в используемых словах или структуре стиха, которые увеличивают интенсивность. Поэт часто возвращается к определенным образам, темам, словам? Группы схожих слов образуют комбинации.[12]
- Например, в стихотворении может снова и снова повторяться одна и та же строка: «(и) больше ничего». Задумайтесь над тем, какую цель преследует автор. Часто такое словосочетание либо фраза возвращает читателя к главной идее.
-
7
Порядок следования идей. Порядок идей в стихотворении — еще одна возможная закономерность в тексте. Они располагаются в хронологическом порядке от настоящего к будущему? Произвольно перемещаются из прошлого в настоящее и будущее, а затем снова в прошлое?[13]
- Иногда вместо временного порядка может использоваться другая организационная структура в виде отрывков беседы или наблюдений.
- Например, автор может возвращаться к теме воды, описывать в разных строках океан и мелкий пруд. Тема утраченной любви может найти свое отражение в рассмотрении различных моментов из жизни лирического героя в каждой строфе.
-
8
Подведите итог одним предложением. Рассмотрите все элементы формы и содержания, а затем попробуйте подытожить стихотворение в одном-двух предложениях. Запишите общую идею или тему, как вы ее видите. Полагайтесь на подсказки в форме и содержании, а также на собственные мысли и впечатления. Задумайтесь, о чем это стихотворение?[14]
- Например, стихотворение «Ворон» Эдгара По можно подытожить так: «Это стихотворение говорит о страхе перед смертью, которую олицетворяет находящийся за дверью ворон».
- Не зацикливайтесь на том, правильно ли вы поняли стихотворение. Поэзия всегда субъективна, поэтому ваше толкование может быть таким же правильным, как любое другое. Каждый человек видит стихотворение по-своему, но не забывайте подкреплять свои мысли доказательствами из текста.
Реклама
-
1
Покажите стихотворение друзьям или коллегам. Иногда взгляд со стороны может оказаться весьма полезным. Покажите стих близкому другу или однокласснику и спросите, что он думает о нем: «Как ты считаешь, о чем это стихотворение? Что ты чувствовал, когда его читал?»[15]
- Также можно обратиться с такими вопросами к сотрудникам на работе или одногруппникам в университете. Обратитесь к другим студентам после занятия по литературе и узнайте мнение о стихотворении. Желательно выбрать человека, который хорошо разбирается в поэзии.
-
2
Обсудите стихотворение в поэтическом кружке. Если вы посещаете поэтический кружок, то покажите стих своим друзьям и спросите о впечатлениях. Запишитесь в кружок, чтобы разбираться в поэтической теории, либо организуйте собственную группу любителей поэзии. Обсуждайте стихотворения все вместе, чтобы замечать как можно больше деталей и обмениваться различными толкованиями одного текста.[16]
- Предложите друзьям прочитать стихотворение, затем выскажите собственное мнение, мысли и впечатления, чтобы начать дискуссию. Делитесь идеями и догадками, анализируйте содержание и форму стихотворения.
-
3
Обратитесь за советом к преподавателю. Всегда полезно обратиться за помощью к учителю литературы. Покажите ему стихотворение и выслушайте авторитетное мнение преподавателя, а затем поделитесь своими идеями. Обсудите возможные подходы к анализу конкретного стиха и всего жанра.[17]
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 31 149 раз.
Была ли эта статья полезной?
Как писать анализ стиха
Любое лирическое произведение отражает мироощущение поэта, поэтому, чтобы проанализировать стихотворение, необходимо знать об особенностях творческого метода, в рамках которого оно было написано. Кроме того, важным является внимательное прочтение стихотворения, поскольку его анализ должен проводиться на всех языковых уровнях: от фонетического до синтаксического. Чтобы структурировать письменный анализ стиха, воспользуйтесь инструкцией.
Инструкция
Начинайте анализ лирического произведения с определения даты написания и публикации. Соберите материал по творческой истории стихотворения, т.к. фактическая сторона очень важна для понимания его темы. Укажите, кому оно посвящено, если у него есть адресат.
Определите тему произведения, т.е. о чем пишет автор: о природе, любви, взаимоотношениях лирического героя и общества, о философских категориях и т.д. Ответьте на вопрос, как тема стихотворения связана с его названием.
Проследите движение лирического сюжета: как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения, его отношение к тому, о чем автор рассказывает в произведении. В этом вам помогут слова, выражающие чувства: грусть, восхищение, страсть, горечь, уныние и т.д.
Определите особенности композиции произведения, т.е. его построения. Найдите основной композиционный прием, используемый автором: повтор, контраст, кольцо, сопоставление по ассоциации и т.д.
Найдите ведущие лейтмотивы произведения и опорные слова, их передающие. Определите общую тональность стихотворения (грусть, радость, восторг, тоска и т.д.). Дайте толкование жанра стиха (сонет, элегия, послание, эклога и т.д.).
Расскажите о лирическом герое произведения, который раскрывается через конкретное душевное состояние, переживание определенной жизненной ситуации в данный момент. Ответьте на вопрос, какую позицию занимает автор по отношению к своему лирическому герою. Учтите, что не всегда следует отождествлять поэта и его героя.
Рассмотрите изобразительные средства произведения на разных языковых уровнях: звукопись (фонетические средства выразительности), лексика (стилистически окрашенная, наличие синонимов, антонимов, паронимов), поэтический синтаксис.
Определите идею произведения, выявленную в итоге анализа. Ответьте на вопрос, с каким посланием обращается автор к читателю.
Рассмотрите ритмическую организацию стихотворения, определите его размер и виды рифмовки.
Заканчивая письменный анализ стихотворения, определите, как особенности поэтики творческого метода, в рамках которого создано произведение, отразились в нем. Для этого, используя литературоведческий словарь, познакомьтесь с разными направлениями в истории литературы (романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм).
Источники:
- как писать не меняешься
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.