Муниципальное
автономное образовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 36 г.Владимира»
Использование
стратегии «Пирамида критика»
технологии
РКМЧП на уроках литературного чтения
Составитель:
учитель начальных классов
Белова
Марина Анатольевна
2017 г.
Использование стратегии «Пирамида критика»
в технологии РКМЧП
на
уроках литературного чтения.
В настоящее время одной из главных целей
работы педагогов является развитие творческих способностей учащихся, их
самостоятельности, инициативы, стремления к саморазвитию. Для этого педагоги
изучают образовательные технологии, которые помогали бы решать задачи,
выдвигаемые новым государственным стандартом. Одной из таких технологий является
«Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Технология «Критического
мышления», сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся,
деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий,
снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Развитие
критического мышления через чтение и письмо»,
учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы
самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности.
В технологии критического мышления существует
множество стратегий для реализации целей разных фаз базовой модели урока. Вот
некоторые из этих стратегий: «Верные и неверные
утверждения», кластеры, «Пирамида критика», толстые и
тонкие вопросы, чтение с остановками, инсерт и многие другие.
Мне хотелось бы обратить ваше внимание на стратегию «Пирамида критика». Данный приём используется в методике развития
критического мышления. Он описан Ольгой Ким и Ровеном Вагнером под названием
«Пирамидная история» в журнале «Перемена» (2002, том 3, № 1). Авторы данного приема помогают ребятам
составлять, писать связанные тексты, превращать их в рассказы, сочинения.
«Пирамидная
история» О.Ким и Р. Вагнера(для создания сюжетного текста):
1. Имя героя вашей истории (человек, животное, неодушевленный
предмет)
2. Два слова, описывающие героя (внешность, возраст, черты характера,
качества)
3. Три слова, описывающие место действия (страна, местность,
общественные места)
4. Четыре слова, описывающие проблему истории (например, деньги,
заблудиться, бедность)
5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной
проблемы в истории)
6. Шесть слов, описывающих второе событие (что происходит с героем по
ходу сюжета)
7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для
решения проблемы)
8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.
Эту
стратегию очень удобно переработала Ольга Константиновна Громова. Она
создала свою пирамиду – «Пирамиду критика», которая даёт возможность детям
составлять письменный отзыв на любое произведение.
Пирамида является основой
для создания связного текста. Вопросы – план текста. В пирамиде пишутся
ключевые слова (в ответ на вопрос), где на каждой строке на одно слово больше,
чем в предыдущей.
Ø
О чем произведение? (одно слово)
Ø
Какой у произведения характер? (два слова)
Ø
Место и время действия. (три слова)
Ø
Главные события. (четыре слова)
Ø
Главные герои, какие они? (пять слов)
Ø
Что вы чувствовали, когда читали начало,
середину и конец произведения? (шесть слов)
Ø
О чем произведение? (семь слов, нужно дополнить
первую строку)
Ø
Ваша реклама (антиреклама), рекомендация книги
(восемь слов)
Составив «пирамиду», можно
получить основу для написания отзыва на любое литературное произведение. И если
теперь каждую строчку дополнить, то будет «полуфабрикат» связного текста о
нужном рассказе. Можно предложить ребятам дописать, дополнить новыми словами
и мыслями их строчки. Делать это для наглядности лучше ручкой любого другого
цвета, чтобы был виден ход работы над текстом. При этом надо рассказать о
правилах:
- можно менять формы слов, части
речи, число и род; - порядок использования слов,
записанных в одной строке, может быть любой, но надо использовать все
слова; - нельзя менять порядок строк,
порядок изложения ответов.
В результате работы
получается текст на весь разворот листа и можно из разноцветных заготовок
составить (при желании или необходимости) сочинение или полноценный отзыв. Итог
— ответы детей об их собственном видении и восприятии рассказа. Для наглядности
можно вывесить все полученные «пирамиды» на стену, доску, стенд для всеобщего
обозрения и восхищения
21.01.2014
Использование стратегии «Пирамида критика» технологии РКМЧП на уроках литературного чтения
учитель начальных классов
Технология «Критического мышления», сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности.
Основными этапами урока при использовании технологии «Критическое мышление» являются этап вызова, осмысления, рефлексии.
Оценить
6044
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № 24 города Коврова
Использование стратегии «Пирамида критика»
технологии РКМЧП на уроках литературного чтения
Составитель: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Ульянова Алла Викторовна
2013 г.
г. Ковров
Использование стратегии «Пирамида критика» в технологии РКМЧП на уроках литературного чтения.
В этом году наша школа закончила работу по экспериментальной программе «Реализация технологии проектной деятельности в средней школе как средство формирования УУД в рамках ФГОС». Цель работы педагогов — развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, инициативы, стремления к саморазвитию.
Работая по данной программе, мы изучали образовательные технологии, которые помогали бы решать задачи, выдвигаемые новым государственным стандартом. Одной из таких технологий была технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Технология «Критического мышления», сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности.
Основными этапами урока при использовании технологии «Критическое мышление» являются этап вызова, осмысления, рефлексии.
ВЫЗОВ. На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; прогнозирование содержания; проблемные вопросы и т.д.) и рассказать своими словами о том, что они знают, всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.
ОСМЫСЛЕНИЕ. На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст, просматривая фильм, прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы. В групповой работе должны присутствовать два элемента — индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
РЕФЛЕКСИЯ. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. И, таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Мы формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию.
С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.
Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
Технология дает ученику:
— повышение эффективности восприятия информации;
— повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
-умение критически мыслить;
— умение ответственно относиться к собственному образованию;
— умение работать в сотрудничестве с другими;
— повышение качества образования учеников;
— желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология дает учителю:
— умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
— возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
— стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
— стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Формы урока РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Роль учителя – в основном координирующая.
Технология РКМЧП является общепедагогической, надпредметной, интерактивной.
В технологии критического мышления существует множество методических приемов для реализации целей разных фаз базовой модели урока.
Методические приемы технологии РКМЧП
Прием ТРКМЧП |
Описание приема |
«Ключевые слова» |
|
«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы» |
|
Кластеры, автор Гудлат |
|
Дерево предсказаний |
|
Таблицы |
|
Толстые и тонкие вопросы |
|
Чтение с остановками |
|
Инсерт |
|
Дневники и бортовые журналы |
|
«Лови ошибку» |
|
Зигзаг |
|
«Мудрые совы» |
|
Игра «Как вы думаете?» |
|
Создание «личностного» текста |
|
Художественные формы письменной рефлексии |
|
Решение творческих задач |
|
Стратегия «Fishbone», ИДЕАЛ |
|
Стратегия «РАФТ» |
Стратегия «Пирамида критика»
Данный приём используется в методике развития критического мышления. Он описан Ольгой Ким и Ровеном Вагнером под названием «Пирамидная история» в журнале «Перемена» (2002, том 3, № 1). Авторы данного приема помогают ребятам составлять, писать связанные тексты, превращать их в рассказы или что-то ещё, необходимое для учёбы.
«Пирамидная история» О.Ким и Р. Вагнера (для создания сюжетного текста):
Имя героя вашей истории (человек, животное, неодушевленный предмет)
Два слова, описывающие героя (внешность, возраст, черты характера, качества)
Три слова, описывающие место действия (страна, местность, общественные места)
Четыре слова, описывающие проблему истории (например, деньги, заблудиться, бедность)
Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории)
Шесть слов, описывающих второе событие (что происходит с героем по ходу сюжета)
Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы)
Восемь слов, описывающих решение проблемы
«Пирамида критика» (Ольга Константиновна Громова)
Этот приём очень удачно переработала и адаптировала к потребностям и практике школьных и детских библиотек О.К.Громова. Она создала свою пирамиду – «Пирамиду критика», которая даёт возможность детям составлять письменный отзыв на любое произведение.
Пирамида является основой для создания связного текста. Вопросы – план текста. В пирамиде пишутся ключевые слова (в ответ на вопрос), где на каждой строке на одно слово больше, чем в предыдущей.
О чем произведение? (одно слово)
Какой у произведения характер? (два слова)
Место и время действия. (три слова)
Главные события. (четыре слова)
Главные герои, какие они? (пять слов)
Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов)
О чем произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку)
Ваша реклама (антиреклама), рекомендация книги (восемь слов)
Пример построения пирамиды (ответы):
О жизни,
Драматически-меланхолический,
Россия, деревня, современность,
Семья, любовь, война труд,
Простые деревенские бабы и мужики – добрые,
Светлые, душевные, смешные, ироничные, теплые,
О нашей сельской жизни, характерной и для нашей семьи,
Слышу В. М. Шукшина.
Можно, например, предложить ребятам самим озаглавить только что прочитанный рассказ.
А затем попросить одним словом сказать, о чём же он, и записать это на первой строчке.
Если вы будете работать в тетради, то тетрадь лучше располагать горизонтально (т.е. широкой стороной вверх). Записи делать столбиком в левой части листа, с тем чтобы правая оставалась в запас. Считать или нет предлоги и союзы — это можно оставить на усмотрение детей, как им будет удобнее.
Затем идёт второй вопрос и заполнение второй строки. Здесь надо уже двумя словами сказать об особенностях рассказа.
Третья строка и три слова о месте и времени действия.
Четвёртая – четыре слова о главных событиях рассказа.
Пятая – пять слов о главных героях и их особенностях.
Шестая – шесть слов о чувствах, возникших в ходе чтения – в начале, середине и в конце рассказа.
На седьмой строке надо попытаться дополнить первую уже семью словами.
А восьмая – при помощи восьми слов расскажет о личном восприятии рассказа или о том, посоветуют ли ребята прочитать его своим друзьям.
Эту письменную часть занятия можно делать одновременно на доске и в тетрадях, можно – только индивидуально, или в группах, или как-то ещё, как вы придумаете сами.
Составив «пирамиду», мы получили основу для написания отзыва на любое литературное произведение. И если теперь каждую строчку дополнить, то будет «полуфабрикат» связного текста о нужном рассказе.
Можно предложить ребятам дописать, дополнить новыми словами и мыслями их строчки. Делать это для наглядности лучше ручкой любого другого цвета, чтобы был виден ход работы над текстом. При этом надо рассказать о правилах:
можно менять формы слов, части речи, число и род;
порядок использования слов, записанных в одной строке, может быть любой, но надо использовать все слова;
нельзя менять порядок строк, порядок изложения ответов.
В результате работы получается текст на весь разворот листа и можно из разноцветных заготовок составить (при желании или необходимости) сочинение или полноценный отзыв. Итог — ответы детей об их собственном видении и восприятии рассказа. Для наглядности можно вывесить все полученные «пирамиды» на стену, доску, стенд для всеобщего обозрения и восхищения
Использованы ресурсы.
Козина Е.В. Интерактивное обучение. Интерактивные формы организации учебного процесса.
http://ciot-anapa.ru/attachments/022_%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B8%D
http://festival.1september.ru/articles/526089/ «Развитие критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма» Презентация Петровой Е.М
http://eorhelp.ru/node/70080 Ульянова А.В. Конспект урока. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш» Электронные образовательные ресурсы.
http://www.smuc.ru/otz_book.htm Дрожезицкая Л.Г. Как помочь юному читателю писать отзыв на книгу.
http://lib.1september.ru/view_article.php?ID=200800308 Елена Макарова. Строим пирамиды. Библиотека в школе.
Громова О. К. «Пирамидная история», или Как вызвать интерес к письму : Мастер-класс Ольги Громовой [электрон. презентация] / О. К. Громова. – М. : Газета «Библиотека в школе». 21 с. [на правах рукописи].
http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=44528 Жакулина И.В«Использование технологии РКМЧП в начальных классах»
Приложения.
муравей и голубка.
(Басня)
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила.
Голубка несла ветку; она увидала — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.
Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
ЛЕВ И МЫШЬ.
(Басня)
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала отмаливаться; она сказала: «Пустишь — и я тебя помилую». Лев засмеялся, что мышь
обещает ему милость и пустил ее.
Потом охотники поймали льва и привязали его к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы от меня пришла отплата, а теперь видишь, живёт и от мыши милость».
ЛГУН.
(Басня)
Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!» Мужики прибежали и видят неправда.
Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, боятся нечего: на просторе перерезал всё стадо.
ОСЕЛ И ЛОШАДЬ
(Басня)
У одного человека были осел и лошадь. Шли они по дороге, осёл сказал лошади: «Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного».
Лошадь не послушалась. Осёл упал от натуги и умер. Хозяин как наложил всё с осла на лошадь, да ещё и шкуру ослиную, лошадь и взвыла:
«Ох, горе мне бедной, горюшко мне лошади несчастной! Не хотела я немножечко ему пособить, теперь вот всё тащу, да ещё и шкуру».
Л.Н.Толстой «Осел и лошадь»
Л.Н.Толстой «Лгун»
Л.Н.Толстой «Лев и мышь»
Л.Н.Толстой «Муравей и голубка»
Лист моих достижений
_______________________________________________
Хорошо знаю и умею |
Иногда ошибаюсь |
Буду этому учиться |
|
Умею слушать и уважать мнение товарищей |
|||
Умею взаимодействовать в группе |
|||
Умею вступать в диалог |
|||
Умею рассуждать, думать и высказывать свое мнение |
|||
Умею составлять «пирамиду критика» |
Мне было приятно работать с ________________________________________
За работу на уроке я себе ставлю____________________________
Лист моих достижений.
__________________________________________________
Хорошо знаю и умею |
Иногда ошибаюсь |
Буду этому учиться |
|
Умею слушать и уважать мнение товарищей |
|||
Умею взаимодействовать в группе |
|||
Умею вступать в диалог |
|||
Умею рассуждать, думать и высказывать свое мнение |
|||
Умею составлять «пирамиду критика» |
Мне было приятно работать с ________________________________________
За работу на уроке я себе ставлю____________________________
трудно интересно
Список группы.
Фамилия, имя |
Оценка за работу в группе (выставляет командир) |
Список группы.
Фамилия, имя |
Оценка за работу в группе (выставляет командир) |
Инструкционная карта.
Распределите роли в группе:
— командир(распределяет части пирамиды, помогает отвечать, записывает фамилии всех членов группы на отдельном листе, контролирует работу группы (работать должны все на общий результат), по завершению работы оценивает каждого.)
—художник — оформитель (выполняет рисунки для оформления пирамиды, приклеивает все части пирамиды)
— регистраторы (записывают ответы в «пирамиду»)
—докладчик – выступающий (выступает у доски с защитой «пирамиды»)
— советчик
2. Приступайте к выполнению работы:
— заполните части пирамиды
— приклейте части на листок (начинайте заполнение с самой верхней части, используйте памятку по составлению «пирамиды критика»)
3. После завершения работы:
— командироценивает работу каждого члена группы, фиксирует в карточке;
— организует совместное оценивание работы группы по принятым критериям, по шкалам: «интересно», «трудно»; по выполнению поставленной цели;
— выходит вместе с докладчиком на презентацию «пирамиды» и, после его выступления, озвучивает решение группы по оценке работы.
Инструкционная карта.
Распределите роли в группе:
— командир(распределяет части пирамиды, помогает отвечать, записывает фамилии всех членов группы на отдельном листе, контролирует работу группы (работать должны все на общий результат), по завершению работы оценивает каждого.)
—художник — оформитель (выполняет рисунки для оформления пирамиды, приклеивает все части пирамиды)
— регистраторы (записывают ответы в «пирамиду»)
—докладчик – выступающий (выступает у доски с защитой «пирамиды»)
— советчик
2. Приступайте к выполнению работы:
— заполните части пирамиды
— приклейте части на листок (начинайте заполнение с самой верхней части, используйте памятку по составлению «пирамиды критика»)
3. После завершения работы:
— командироценивает работу каждого члена группы, фиксирует в карточке;
— организует совместное оценивание работы группы по принятым критериям, по шкалам: «интересно», «трудно»; по выполнению поставленной цели;
— выходит вместе с докладчиком на презентацию «пирамиды» и, после его выступления, озвучивает решение группы по оценке работы.
План «Пирамиды критика»
О чем произведение? (одно слово)
Какой у произведения характер? (два слова)
Место и время действия. (три слова)
Главные события. (четыре слова)
Главные герои, какие они? (пять слов)
Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов)
О чем произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку)
Ваша реклама (антиреклама), рекомендация книги (восемь слов)
Пример построения пирамиды (ответы):
О жизни,
Драматически-меланхолический (добрый, интересный, познавательный, воспитывающий, смешной, грустный, поучительный, веселый, печальный)
Россия, деревня, современность
Семья, любовь, война труд,
Простые деревенские бабы и мужики – добрые
Светлые, душевные, смешные, ироничные, теплые
О нашей сельской жизни, характерной и для нашей семьи
Слышу В. М. Шукшина
План «Пирамиды критика»
1. О чем произведение? (одно слово)
2. Какой у произведения характер? (два слова)
3. Место и время действия. (три слова)
4. Главные события. (четыре слова)
5. Главные герои, какие они? (пять слов)
6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов)
7. О чем произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку)
8. Ваша реклама (антиреклама), рекомендация книги (восемь слов)
Пример построения пирамиды (ответы):
О жизни,
Драматически-меланхолический (добрый, интересный, познавательный, воспитывающий, смешной, грустный, поучительный, веселый, печальный)
Россия, деревня, современность
Семья, любовь, война труд,
Простые деревенские бабы и мужики – добрые
Светлые, душевные, смешные, ироничные, теплые
О нашей сельской жизни, характерной и для нашей семьи
Слышу В. М. Шукшина
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/29232-ispolzovanie-strategii-piramida-kritika-tehno
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Пирамиднаяистория
Мастер- класс учителя «МБОУ Молотицкая СОШ» Зайцевой Галины Николаевны
Пирамида » Критика » О.К. Громовой
О чём произведение? (одно слово)
Какой у произведения характер?
(два слова)
Место и время действия
(три слова)
Главные события
(четыре слова)
Главные герои, какие они?
(пять слов)
Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения?(шесть слов)
О чём произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку)
Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги. (восемь слов)
О Родине
Какой у произведения характер?
(два слова)
Место и время действия
(три слова)
Главные события
(четыре слова)
Главные герои, какие они?
(пять слов)
Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения?
(шесть слов)
О чём произведение?
(семь слов, нужно дополнить первую строку)
Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги.
(восемь слов)
О Родине
Спокойный, грустный
Место и время действия
(три слова)
Главные события
(четыре слова)
Главные герои, какие они?
(пять слов)
Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения?
(шесть слов)
О чём произведение?
(семь слов, нужно дополнить первую строку)
Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги.
(восемь слов)
О Родине
Спокойный, грустный
Россия, Молотицы, настоящее
Главные события
(четыре слова)
Главные герои, какие они?
(пять слов)
Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения?
(шесть слов)
О чём произведение?
(семь слов, нужно дополнить первую строку)
Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги.
(восемь слов)
О Родине
Спокойный, грустный
Россия, Молотицы, настоящее
переживает, тоскует, вспоминает, любуется
Главные герои, какие они?
(пять слов)
Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения?
(шесть слов)
О чём произведение?
(семь слов, нужно дополнить первую строку)
Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги.
(восемь слов)
О Родине
Спокойный, грустный
Россия, Молотицы, настоящее
переживает, тоскует, вспоминает, любуется
Лирический герой- романтичный, любящий, эмоциональный
Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения?
(шесть слов)
О чём произведение?
(семь слов, нужно дополнить первую строку)
Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги.
(восемь слов)
О Родине
Спокойный, грустный
Россия, Молотицы, настоящее.
переживает, тоскует, вспоминает, любуется
Лирический герой- романтичный, любящий, эмоциональный
начало- спокойствие, середина- счастье, конец-грусть
О чём произведение?
(семь слов, нужно дополнить первую строку)
Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги.
(восемь слов)
О Родине
Спокойный, грустный
Россия, Молотицы, настоящее .
переживает, тоскует, вспоминает, любуется
Лирический герой- романтичный, любящий, эмоциональный
начало- спокойствие, середина -счастье, конец-грусть
Малая Родина –это часть большой страны -России
Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги. (восемь слов)
О Родине
Спокойный, грустный
Россия, Молотицы, настоящее.
переживает, тоскует, вспоминает, любуется
Лирический герой- романтичный, любящий, эмоциональный
начало- спокойствие, середина- счастье, конец-грусть
Наша малая Родина – часть большой страны -России
Читайте замечательные лирические стихи о своей любимой Родине.
Обновлено: 26.05.2023
· формирование умения грамотного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
— Да, мы уже работали с содержанием этих сказок на наших уроках. Почему эти сказки вновь пришли к нам на урок?
— Вы, конечно же, правы. Но мы не можем решить все задачи сразу, поэтому я предлагаю выделить вот такие:
вы узнали сказку Г.Х.Андерсена, поработали с текстом, ответили на вопросы, можете ли теперь составить «Пирамиду критика?
Современным требованиям развития личности отвечают методы и приемы инновационных развивающих технологий обучения, к которым относятся и технология развития критического мышления. Её применение способствует воспитанию уважения партнеров, понимания и взаимодействия между людьми, создает основу для новых видов творческой деятельности. Именно критическое мышление развивает любознательность, побуждает использовать исследовательские методы,
В основе технологии — базовый цикл, состоящий из 3-х этапов: вызов (актуализация знаний), осмысление (этап взаимодействия на основе содержания текстов), рефлексия (этап оценки).
Желание активно использовать именно этот приём на уроках литературного чтения, обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, третий класс – это время, когда у школьников появляется желание, а словарный запас учащихся уже позволяет детям выражать собственные чувства и мысли, возникающие при прочтении произведений.
В течение 2011-2012 учебного года я часто использовала данную стратегию. На мой взгляд, эффективнее применять её на обобщающих уроках по итогам изучения темы.
Базовый уровень – карточки с вопросами по содержанию, на которые учащиеся отвечают сначала самостоятельно, а затем во время групповой работы.
Повышенный уровень – карточки, содержащие словосочетания из сказки, по которые помогают вспомнить главные события произведения.
Высокий уровень – отрывки из сказок с пропущенными словами, которые следует восстановить и прочитать отрывок.
Выход на тему урока происходит в совместном обсуждении результатов работы по карточкам. Такой вид работы развивает у учащихся умения работать с информацией, формирует умение грамотно строить речевые высказывания, совершенствует коммуникативные навыки, развивает умение принимать и сохранять цель и учебные задачи совместной деятельности.
Финальной яркой точкой становится урок, на котором дети зачитывают свои отзывы, демонстрируют свои творческие работы – рисунки, аппликации, инсценировки.
Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное и услышанное. Роль учителя в основном координирующая.
В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают приёмы технологии развития критического мышления.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное автономное образовательное учреждение
технологии РКМЧП на уроках литературного чтения
Составитель: учитель начальных классов
Белова Марина Анатольевна
на уроках литературного чтения.
Имя героя вашей истории (человек, животное, неодушевленный предмет)
Два слова, описывающие героя (внешность, возраст, черты характера, качества)
Три слова, описывающие место действия (страна, местность, общественные места)
Четыре слова, описывающие проблему истории (например, деньги, заблудиться, бедность)
Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории)
Шесть слов, описывающих второе событие (что происходит с героем по ходу сюжета)
Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы)
Восемь слов, описывающих решение проблемы.
Пирамида является основой для создания связного текста. Вопросы – план текста. В пирамиде пишутся ключевые слова (в ответ на вопрос), где на каждой строке на одно слово больше, чем в предыдущей.
О чем произведение? (одно слово)
Какой у произведения характер? (два слова)
Место и время действия. (три слова)
Главные события. (четыре слова)
Главные герои, какие они? (пять слов)
Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов)
О чем произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку)
Ваша реклама (антиреклама), рекомендация книги (восемь слов)
можно менять формы слов, части речи, число и род;
порядок использования слов, записанных в одной строке, может быть любой, но надо использовать все слова;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения по басне В.Берестова «Гусь и его критики»
Этот урок для 3 класса к учебнику Е.Матвеевой пригодится учителям. работающим по системе Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова и всем, кто изучает басни в начальной школе. Работа над басней может быть интересн.
С.Я. Маршак – редактор, критик, поэт, переводчик.
Цель: • раскрыть стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака.Задачи:• учить обобщать и делать выводы; • развивать умения работать со словарём; • расширять круг.
С.Я. Маршак – редактор, критик, поэт, переводчик.Презентация
Презентация к уроку С.Я. Маршака.
Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковск.
Учимся правильно принимать комплименты и критику (занятие-беседа)
Научить детей правильно принимать комплименты и критические замечания.
Конспект внеурочного занятия «Учимся дружно. Я — критик» (4 класс)
Современное образование требует использования новых педагогических технологий, которые научат человека мыслить.Такой технологией является ТРКМЧП. Она состоит из стратегий,одна из которых «Пирамида критика». Данная стратегия даёт возможность детям составить письменный отзыв на литературное произведение. Вопросы-план текста.В пирамиде пишутся ответы на вопросы, на каждой строчке на одно слово больше, чем на предыдущей.
Пирамида » Критика » О.К. Громовой
О чём произведение? (одно слово)
Какой у произведения характер?
Место и время действия
Главные события
(четыре слова)
Главные герои, какие они?
Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения?(шесть слов)
О чём произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку)
Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги. (восемь слов)
Какой у произведения характер?
Место и время действия
Главные события
(четыре слова)
Главные герои, какие они?
Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения?
О чём произведение?
(семь слов, нужно дополнить первую строку)
Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги.
(восемь слов)
Спокойный, грустный
Место и время действия
Главные события
(четыре слова)
Главные герои, какие они?
Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения?
О чём произведение?
(семь слов, нужно дополнить первую строку)
Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги.
(восемь слов)
Спокойный, грустный
Россия, Молотицы, настоящее
Главные события
(четыре слова)
Главные герои, какие они?
Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения?
О чём произведение?
(семь слов, нужно дополнить первую строку)
Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги.
(восемь слов)
Спокойный, грустный
Россия, Молотицы, настоящее
переживает, тоскует, вспоминает, любуется
Главные герои, какие они?
Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения?
О чём произведение?
(семь слов, нужно дополнить первую строку)
Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги.
(восемь слов)
Спокойный, грустный
Россия, Молотицы, настоящее
переживает, тоскует, вспоминает, любуется
Лирический герой- романтичный, любящий, эмоциональный
Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения?
О чём произведение?
(семь слов, нужно дополнить первую строку)
Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги.
(восемь слов)
Спокойный, грустный
Россия, Молотицы, настоящее.
переживает, тоскует, вспоминает, любуется
Лирический герой- романтичный, любящий, эмоциональный
начало- спокойствие, середина- счастье, конец-грусть
О чём произведение?
(семь слов, нужно дополнить первую строку)
Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги.
(восемь слов)
Спокойный, грустный
Россия, Молотицы, настоящее .
переживает, тоскует, вспоминает, любуется
Лирический герой- романтичный, любящий, эмоциональный
начало- спокойствие, середина -счастье, конец-грусть
Малая Родина –это часть большой страны -России
Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги. (восемь слов)
Неоднократно прочитав рассказ, я каждый раз поражалась его эмоциональной глубине и силе, тому, какие проблемы он затрагивает.
После чтения такого серьёзного, эмоционально насыщенного произведения хочется помолчать, подумать. И здесь нужны слова, которые помогут перейти к следующему этапу работы. Можно, например, предложить ребятам самим озаглавить только что прочитанный рассказ. А затем попросить одним словом сказать, о чём же он, и записать это на первой строчке.
Следует, наверное, пояснить, что тетрадь лучше располагать горизонтально (т.е. широкой стороной вверх). Записи делать столбиком в левой части листа, с тем чтобы правая оставалась в запасе. Вас обязательно спросят, считать или нет предлоги и союзы. Думаю, это можно оставить на усмотрение детей, как им будет удобнее.
Затем идёт второй вопрос и заполнение второй строки. Здесь надо уже двумя словами сказать об особенностях рассказа. Третья строка и три слова о месте и времени действия. Четвёртая – четыре слова о главных событиях рассказа. Пятая – пять слов о главных героях и их особенностях. Шестая – шесть слов о чувствах, возникших в ходе чтения – в начале, середине и в конце рассказа. На седьмой строке надо попытаться дополнить первую уже семью словами. А восьмая – при помощи восьми слов расскажет о личном восприятии рассказа или о том, посоветуют ли ребята прочитать его своим друзьям.
Эту письменную часть занятия можно делать одновременно на доске и в тетрадях, можно – только индивидуально, или в группах, или как-то ещё, как вы придумаете сами.
А потом надо рассказать ребятам, чем же они здесь занимались, что читали и кто автор. Затем написать на доске пирамидой-столбиком (очень кратко, конспективно или подробно – на ваше усмотрение) вопросы, на которые дети только что ответили:
- О чём.
- Особенности.
- Место и время.
- Главные события.
- Главные герои.
- Ваши эмоции.
- Дополнение к п. 1.
- Собственное мнение о прочитанном.
Теперь стоит предложить ребятам дописать, дополнить новыми словами и мыслями их строчки. Делать это для наглядности лучше ручкой любого другого цвета, чтобы был виден ход работы над текстом. При этом надо рассказать о правилах:
Теперь мы получили текст на весь разворот листа и можем из наших разноцветных заготовок составить (при желании или необходимости) сочинение или полноценный отзыв.
В ходе занятия стало ясно, что единицы из ребят хоть что-то знают об описанных в рассказе событиях (напомню, что по программе они этого не проходили). Одним словом, есть пища для размышлений нам, взрослым.
Надеюсь, что предложенные приёмы методики РКМЧП пригодятся в вашей работе.
Читайте также:
- Олимпиада по правилам дорожного движения для начальной школы 1 класс
- Адаптация в новой школе 6 класс
- Поездка в индию краткое содержание
- Мифи сотрудничество со школами
- Подарки детям на 1 сентября первоклассникам в школе шарики на парте
Опыт использования стратегии РКМЧП «Пирамида критика»
на уроках литературы
в 10-х классах
Авторы: воспитанники 10-х классов Кадетского Корпуса Следственного Комитета имени Александра Невского, г. Москва
Учитель: С.А. Ермилова
Роман «Обломов». И.А. Гончаров
- Халат
- Эпос, роман
- 19 век, Санкт-Петербург, Обломовка
- Счастливое детство, знакомство со Штольцем
- Обломов – ленивый, Штольц – умный, активный
- Начало – жалость, середина – радость, конец – печаль
- Произведение рассказывает о дружбе, которую погубило коварство лени
- Я рекомендую роман к прочтению всем будущим родителям.
Серафим Д., 10б
Стихотворение «Сияла ночь…». А.А. Фет
- О любви
- Завораживающий, воодушевлённый
- Сад, ночная тишь, лето
- Осознание любви, признание, горечь
- Мария Лазич, ночь, рыдающие звуки
- Начало – нежность, середина – беспокойство, конец – безысходность
- История о любви, признании, душевной боли, тревоге, безысходности
8. Советую познакомиться и со стихотворением, и с романсом.
Самира Х., 10в
Повесть «Невский проспект». Н.В. Гоголь
- О людях
- Пророчество гения
- Петербург, прошлое Невского
- Любовь, душевное влечение, наказание
- Пирогов – беспринципный; Пискарёв – застенчивый, влюблённый
- Интерес, увлечение; грусть, осознание; отвращение, раздражение
- Всем людям свойственно и низменное, и прекрасное
- Прочитать, чтобы еще раз восхититься гениальным пером Гоголя.
София М., 10в