Эта статья расскажет о том, как использовать метод пиктограмм для запоминания информации. Если вы хотите научить ребенка запоминать стих, правило, текст в 2-3 раза быстрее и с удовольствием, то этот способ как раз подойдет. Пиктограммы созданы для того, чтобы запоминать текст дословно.
Что такое пиктограмма
XXI век – эпоха пиктограмм.
Повсюду нас окружают пиктограммы: знаки дорожного движения, иконки на сайтах, интерфейс программ, навигация в торговых центрах, эмодзи в соц.сетях, условные обозначения в учебниках.
Пиктограммы – это рисунки, значки, иконки, которые передают смысл и образ слова. Можно сказать, что это наглядная модель слова, выделение самого главного.
Ребенку можно сказать, что это шифр, которым ты запишешь информацию. Этот шифр должен быть понятен тебе и совсем не обязательно другим. И когда ты будешь писать для себя, то будешь использовать определенные значки к определенным выражениям. Рисовать их будет намного быстрее, чем писать их буквами.
В пиктограмме есть 2 компонента: образный и смысловой.
Какой должна быть пиктограмма:
- Понятной. Читатель сходу видит образ из реального мира, отображенный в ней.
- Уместной. Картинка передает смысл текста. И чем точнее она это делает, тем меньше ошибок будет при воспроизведении.
Когда мы запоминаем тексты с помощью пиктограмм, то прокладываем 2 маршрута: кодировка текста в картинки и расшифровка в речь.
Во время кодировки, на первом месте стоит смысл, а затем образ. Смысл является посредником между написанным и нарисованным. А когда расшифровываем, чтобы воспроизвести текст, то действия обратные: сначала читаем образ, а через него вспоминаем смысл и слово.
Работа со смыслом — это работа с личной библиотекой, базой данных. Для одних свеча обозначает огонь, для других романтический вечер, для третьих свет и т. д. Не всегда изображение свечи обозначает «свеча», лично для вас она может символизировать совсем другой смысл: «романтика», «огонь».
Внимание! С непривычки метод пиктограмм занимает чуть больше времени, чем обычная зубрежка.
Зато, когда набьется рука, а это происходит через пабукру-тройку стихотворений, все пойдет легко. Запоминание превратится в увлекательный, творческий процесс.
Почему метод пиктограмм нравится детям
- Это интересно. Интересно само действие – зарисовать каждое или ключевое слово.
Когда ребенку интересно (да и взрослым тоже) включается естественная память, запоминается само. Активируется процессная мотивация это делать. В детском возрасте это основной вид мотивации. Соответственно и результаты будут в разы лучше, чем во время зубрежки.
- Это легкое и быстрое запоминание. Образ – язык мозга.
Мы с большим трудом запоминаем буквы, цифры. Только через многократное повторение. А чтобы запомнить образ, порой нужен только один взгляд.
Попробуйте запомнить слово «неко». Мозг сразу пытается понять что это такое, старается найти за что зацепиться, хотя бы через звучание. Неко – по-японски кошка. Сразу все стало понятно, потому что появился образ. Теперь задача привязать еще одно звучание к уже известному образу. А для немца по-прежнему что «неко», что «кошка» одинаково непонятно и сложно запомнить. Потому что образа нет.
Мозг понимает и оперирует образами. Пиктограмма – это письмо на языке мозга. Поэтому картинки так быстро запоминаются и легко воспроизводятся.
- Это глубокое понимание информации. Прежде чем нарисовать, ребенок вытаскивает из букв смыслы, взаимосвязи.
Ребенок проделывает колоссальную работу мышлением, убирает препятствия для запоминания. Это могут быть неизвестные, непонятные слова, выделение главного, разбивка текста на части, подключение пространственного мышления и другое. Памяти остается только проглотить.
Память – это связь нейронов.
Как подбирать и рисовать пиктограммы
Уровень текста и уровень подготовки ребенка должны соответствовать. Если ребенок встречает много слов, которые не может зарисовать, значит текст еще ему не по зубам. Нужно такой текст убрать до поры или сделать совместную подготовительную работу по разъяснению смыслов.
Чтобы составить алгоритм кодировки, поделим слова на 2 типа: с сильным образным компонентом и с более выраженным смысловым компонентом.
Образные — обозначают то, что мы видим в реальном мире. Здесь все просто. Например, попугай. Рисуем целиком силуэт попугая или его характерную часть, например хохолок на голове.
Что делать с остальными словами?
Чтобы изобразить абстракции, используем один из этих способов:
◙ Называем слово и ждем, пока в сознании не всплывет другое, в котором сильная образная составляющая. В нашей памяти уже есть огромная библиотека ассоциаций, как общих, так и личных. Например, «храбрость» у меня ассоциируется с воином, а он — со щитом и мечом.
◙ Активизируем свое мышление, задаем себе вопрос «А каким зрительным образом я могу это обозначить?»
◙ Если ничего не приходит в голову, можно воспользоваться поиском на сайте с иконками, например, https://www.flaticon.com/ru/ Там есть из чего выбрать, что откликается — используем.
Чтобы нарисовать пиктограмму для прилагательного:
◙ Используем образ существительного, от которого оно произошло и добавляем окончание буквами (при необходимости). Например, «каменный».
◙ Берем карандаш или фломастер подходящего цвета, если слово обозначает цвет.
◙ В нашей базе данных есть много устойчивых словосочетаний прилагательное + существительное. Когда встречается такое прилагательное, можно рисовать предмет, с которым оно связано. Например, кислый лимон, полосатая зебра.
◙ Как и с абстрактным существительным, проговариваем прилагательное и ждем естественную ассоциативную связь. Например, «свежий» вызывает образ клубники.
Чтобы изобразить незнакомое слово нужно не только понять смысл, а и запомнить, как оно звучит:
◙ Используем звуковые ассоциации. Подтягиваем образ или несколько образов, похожих на звучание. Большую часть слов можно подобрать таким способом. Например, «протуберанец».
◙ Если ничего не придумывается, то делим слово на слоги. Каждый слог – это начало слова. Затем их связываем взаимодействием. Например, «Асуанская плотина»: сложно нарисовать слово «Асуанская».. «Асу» изображаем как осу, «ан» — антилопа, связываем через действие «кусать». Кусает АСУ АНтилопа
В рисунок можно вставлять первую букву слова или окончание.
Предлог можно просто записать буквой.
Характеристики хорошей пиктограммы:
- Минимум деталей. Только то, что помогает распознать образ, его важнейшие черты. Если ребенок увлекается прорисовкой, то он рисует, а не кодирует. Все внимание концентрируем на передаче смысла через картинку.
- Юмор. Чем смешнее картинка, тем больше шансов ее запомнить.
- Цвет. Использовать цвет для выделения важных элементов это еще один крючок для запоминания. Только не надо пестрить, иначе будет наоборот сложнее.
- Размер. Пиктограммы нужно рисовать разборчиво, НЕ мельчить и оставлять промежуток между ними, как пробел между словами.
Что можно запоминать методом пиктограмм
Запоминание стихов
Большая часть детей выберут способ запоминания стихотворения – пиктограммы. Почему? Хватает 4-6 прочтений после кодировки, чтобы запомнить стих на 3-4 четверостишья.
Сам процесс шифровки нравится. Дети лучше вдумываются в слова. Появляются дополнительные темы для обсуждения. Выявляются те, смысл которых не понят или понят неправильно.
Порядок действий:
- Читаем стих и понимаем содержание.
- Рисуем каждое слово.
- Пиктограммы размещаем в такие же строчки, как в стихотворении.
- Читаем по пиктограммам 4-6 раз, поначалу можно подглядывать в текст.
- Закрываем шифровку и просматриваем ее на внутреннем экране головы.
Например, стихотворение «Чудная картина» А.Фет
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.
Запоминание текстов
Пиктограммы не только облегчают запоминание текста. Представьте, что текст – это болото, монолит, нечто большое и труднопроходимое. Пиктограммы же как кочки, проведут ребенка от начала до конца. И когда он будет пересказывать текст, то будет мысленно шагать по своим рисункам.
В процессе работы над рисунками ребенок разберет смысл текста, найдет ключевые слова и поделит его на кусочки. Все эти операции также помогут в запоминании и воспроизведении.
Порядок действий:
- Читаем текст.
- Проговариваем кратко, о чем он.
- Разбираем незнакомые слова.
- Делим текст на части, можно отметить границы частей карандашом.
- Думаем, о чем говорится в каждой части, подчеркиваем ключи.
- Изображаем пиктограммами подчеркнутые слова.
- Читаем текст по картинкам целиком.
- Воспроизводим текст по памяти, без подсказок.
Например, текст для пересказа в 1м классе:
Грибы
Ребята пошли в лес за грибами. Дима нашел под берёзой красивый подберёзовик. Таня увидела под сосной маленький маслёнок. Илья разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята весёлые и довольные вернулись домой.
Запоминание учебных текстов
Часто учебные тексты имеют нелинейную структуру. У них не последовательное содержание, а распаковка от общего к частному. А также в таких текстах большая плотность терминов, определений.
Поэтому такие тексты отлично укладываются на майнд-карту или интеллект-карту. В этих картах нет ничего лишнего, они строятся на якорных словах. Это концентрат, те самые 20%, которые дают 80% знания параграфа.
Пиктограммы – значки, смайлики, схемки в такой подаче информации стягивают на себя внимание и помогают запомнить структуру карты. Они делают карту более эмоциональной, а значит запоминаемой.
Цвет, который играет важную роль в правильной интеллект-карте, также помогает выделить рисунки.
Порядок действий:
- Читаем текст.
- Подчеркиваем ключи.
- В центре листа рисуем тему.
- От темы отводим 3-7 ветки. На ветках пишем по ключевому слову и рисуем пиктограмму, как его образ.
- Ветку, при необходимости, делим на веточки. Также на них размещаем по слову и картинке.
Запоминание правил, определений
Чтобы легче запоминать правила и определения, рисуют пиктограммы на карточках. Одно определение – одна карточка.
Такие карточки позволяют запомнить определения в 1-2 прочтения. Их можно взять с собой в дорогу и повторять пока едешь или ждешь.
Пиктограммы в карточках можно рисовать на бумаге, а можно в компьютере. Здесь пригодятся 2 программы Paint и Anki. Обе бесплатные и доступные через телефон. В первой рисовать, а во второй размещать на карточки. Anki сама напоминает о необходимости повторить определенную карточку.
Руками сделать карточку быстрее. А на компьютере удобно воспользоваться готовыми иконками, картинками, да и функциями Anki — интервальное запоминание, можно только если рисунки есть в компьютере. Хотя, никто не мешает сфотографировать ручные карточки и прикрепить их в программе.
Первоклашка может и не справится с изготовлением электронных карточек, а ребенку постарше – это будет интересно. И материал запомнит, и навыки работы с компьютером потренирует.
Порядок действий:
- Читаем текст правила, определения.
- Думаем над смыслами и связями.
- Подчеркиваем ключевые слова, если нужно запомнить дословно, то пропускаем этот пункт.
- Готовим карточки на бумаге или в программе, например Paint.
- Рисуем пиктограммы к каждому или только к ключевым словам.
- Читаем карточку по картинкам.
- Воспроизводим текст по пиктограммам наизусть
Выводы:
- Детям нравится метод пиктограмм для запоминания стихов, больших текстов, учебных текстов, правил и определений.
- Рисование пиктограмм развивает воображение, мышление, внимание ребенка.
- Есть понятные алгоритмы для запоминания разных форматов текста через пиктограммы.
- Скорость запоминания методом пиктограмм больше в 2-3 раза, чем зубрежкой.
- Забывание текста идет гораздо медленнее.
P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка. Она будет размещена на этой страничке. Это создаст положительные эмоции, мотивацию делать еще проекты.
Используйте метод пиктограмм для запоминания. Это может быть зарисованный стих, правило, определение, то, что нужно заучить дословно.
Пиктограмма — знак,
отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений, на которые
он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Актуальность
использования пиктограмм:
— дошкольник очень пластичен и легко
обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к
занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту
проблему.
— применение символической аналогии
облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы
работы с памятью.
— применяя пиктограммы, мы учим детей
видеть главное, систематизировать полученные знания.
Могут использоваться в следующих качествах:
— как средство временного общения, для
сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться;
— как средство постоянного общения для
ребёнка, неспособного говорить в будущем;
— как средство, облегчающее развитие
общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных
представлений и понятий)
— как подготовительный этап к освоению
письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема
предложения).
Этапы обучения работе с пиктограммами
1. Ознакомление ребёнка со
знаком-символом и уточнение его понимания.
Выбор нужной пиктограммы из ряда других
(из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал
взрослый).
Выбор двух одинаковых пиктограмм среди
ряда других.
Выбор такой же пиктограммы среди
определённого множества других.
Конструирование фразы с помощью
пиктограмм.
Выбор из нескольких фраз той, которую
назвал взрослый.
2. Алгоритм установления связи между
изображениями предметов и их функциями.
Составить из пиктограмм пару.
Выбрать те из пиктограмм, которые
относятся к одной тематической группе.
Найти и исправить ошибку в парах
пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать, глаза
– смотреть).
Найти и исправить ошибку во фразе (из
нескольких пиктограмм выбрать нужную).
3. Последовательность логического
конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа.
Составить из пиктограмм произнесённую
взрослым фразу.
Составить фразу из пиктограмм, соединив
их между собой по смыслу стрелками.
Подобрать группу пиктограмм по заданному
признаку.
Составить логические цепочки.
Игра «Кто, на чём едет и играет?»
Цель: Учить
образовывать существительные с помощью суффиксов, активизировать в речи детей.
Педагог начинает
предложение, а дети должны закончить.
На велосипеде едет
(велосипедист); На мотоцикле едет (мотоциклист);
Детям предлагается
соотнести высказывания с пиктограммой: — → *
— — орудие действия
→ — действие
* — именной предикат
Игра «Покажи картинку»
Педагог предлагает
детям показать правильно картинки и соотнести с пиктограммой: → ; → (человек –
действие; животное – действие).
Речевой материал:
входит — выходит, влетает — вылетает, въезжает
— выезжает, прибегает — убегает, приезжает — уезжает, прилетает — улетает,
приходит — уходит, подходит — отходит, подлетает — отлетает, подплывает —
отплывает, подъезжает — отъезжает, закрывает — открывает, наливает — выливает,
насыпает — высыпает.
Далее: действия во
множественном числе и соотнести с пиктограммой: → + (Мальчики выходят), + —
глагол во множественном числе.
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад
№17 «Малютка»
городского
округа город Октябрьский Республики Башкортостан
ПАМЯТКА
«Метод пиктограмм
как эффективное средство
развития речи детей»
Подготовила: старший воспитатель
Маркова Ульяна Николаевна
г.Октябрьский,
РБ
2018г.
Перейти к контенту
Ребусы
Время чтения 1 мин.Просмотры 6.3к.
В пиктограммах есть сочетание какой-то магии и искусства. Иначе как можно объяснить то, что всего в нескольких линиях угадывается целое действие или предмет. Картинки пиктограмм для дошкольников мы собрали для вас в одном месте, чтобы и вы смогли удивить своего ребенка..
Пиктограммы для дошкольников.
Какой предмет зашифрован в каждой карточке?
Какие действия изображают пиктограммы?
Целые предложения.
Для игры «Определи эмоцию по пиктограмме».
Детский рисунок.
По сказке «Под грибом».
Графические пиктограммы для дошкольников в детский сад.
В статье представлен материал из опыта работы по развитию связной речи у детей с ОНР посредством использования пикторамм — метода наглядного моделирования.
Тема: «Совершенствование работы по развитию речи у детей с ОНР посредством включения пиктограмм»
“Чтобы обучить другого,
требуется больше ума,
чем чтобы научиться самому”.
М.Монтень
Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи.
Работая с детьми с различной речевой патологией, а также с детьми, имеющими нарушения слуха (в том числе после кохлеарной имплантации) и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие процесс обучения.
Пиктограммы для детей с ОНР
Так как овладение устной речью вызывает большие трудности у данной категории детей, то необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.
Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является метод наглядного моделирования, в состав которого входит и метод пиктограмм.
Пиктограмма — (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Существуют пиктограммы – рисунки и петроглифы — это рисунки плюс дополнительные элементы, например, геометрические фигуры. Особенность пиктограмм в том, что они знакомят нас с одним определённым событием, где каждый рисунок соответствует одному предложению.
Актуальность использования метода пиктограмм заключается в том, что он помогает:
- Облегчить общение.
- Улучшить всестороннее развитие ребёнка.
- Активизировать речемыслительную деятельность (память, внимание, мышление).
Историческая справка
Пиктографическое письмо (рисуночное письмо) т. е. отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания, известно со времён неолита (2 тыс. до н. э.). Пиктография – вид письма, при котором предметы, события и действия изображаются с помощью условных знаков – пиктограмм. Известно пять видов основных назначений, которые выполняли пиктограммы (любовные, охотничьи, магические, военные, политические).
Методика «Пиктограммы» была разработана в начале 30- х годов 20 века и использовалась в психологических исследованиях для изучения индивидуальных и возрастных особенностей человека, для определения психологического типа личности. В данном случае использовались пять видов пиктографических изображений (абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические).
В современном мире пиктограммы применяются в знаках регулирования уличного движения, указателях, вывесках.
Использование пиктограмм для развития ребёнка используются довольно давно. Впервые метод пиктограмм был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения. Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.
Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:
- Как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться
- Как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем
- Как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий)
- Как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения)
Итак, нами был систематизирован пиктографический материал с учётом:
- Лексических тем.
- Возрастных особенностей.
- Программных требований.
В системе работы с детьми с ОНР и с нарушениями слуха пиктограммы применяются в организации предметно — развивающей среды, для организации и проведения физкультминуток, пальчиковой гимнастики и т. д.
Этапы обучения работе с пиктограммами
Методика, которая поможет в формировании навыков общения и взаимодействия с социальным окружением, предполагает три этапа обучения ребёнка работе с пиктограммами:
1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания.
- Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине).
- Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый).
- Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других.
- Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.
- Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза).
- Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.
2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций.
- Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла – играть; яблоко – есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать – уши; пить — вода).
- Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе.
- Четвёртый лишний.
- Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать; глаза – смотреть).
- Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).
3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа.
- Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу.
- Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками.
- Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.
- Составить логические цепочки.
Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки:
- Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма).
- Обобщающее понятие.
- Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами.
- Самостоятельная ориентировка в системе знаков.
Считаем, что пиктограммы можно использовать на всех этапах коррекционной работы с детьми с различными нарушениями речи и слуха, что сегодня будет продемонстрированно на логопедических занятиях.
Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Презентация «Пиктограммы для детей с ОНР»
Скачать презентацию
Давиденко Ольга Анатольевна, учитель-логопед, МБДОУ №11 «Машенька», г. Сургут |
Loading …