Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 252 человека из 53 регионов
- Сейчас обучается 184 человека из 58 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Разработка перспективного и коррекция текущего учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС
Клименко Валентина Васильевна,
ответственный за УВР МКОУ Павловская СОШ -
2 слайд
Нормативные документы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373″Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413″Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от:13 декабря 2013 г., 28 мая 2014 г., 17 июля 2015 г., 1 марта, 10 июня 2019 г.
Примерная ООП НОО, ООО, СОО. (fgosreestr.ru)
СанПиН 2.4.2.2821-10 c изменением от 24.11.2015г -
3 слайд
(В статье 2 часть 22 ФЗ от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
Учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.
-
4 слайд
ООП содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
ООП содержит 3 раздела: целевой, содержательный, организационный.
УП является частью организационного раздела, т.е. частью ООП.
Ежегодно вносятся изменения в ООП на педсовете в августе.
(Поэтому отдельно УП не утверждаются, указываем выписка из ООП). -
5 слайд
Основная образовательная программа (ООП) может включать как один, так и несколько учебных планов.
Учебный план должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Учебные планы устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам обучения).
Учебный план составляется на уровень образования. -
6 слайд
Аудиторная нагрузка
согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 -
7 слайд
Учебный план составляется на уровень образования (перспективный УП)
Не менее 2904ч и не более3345ч -
8 слайд
Не менее 2904 ч и не более 3345ч
-
9 слайд
Выписка из ООП ООО
-
10 слайд
Не менее 5267ч
и не более 6020ч -
-
12 слайд
Не менее 5267ч
и не более 6020ч -
13 слайд
Не менее 2170ч и не более 2590ч
-
14 слайд
Нормативные документы, на основании чего разрабатывается УП;
Цели, задачи реализации УП;
Обеспечение кадровых, материально-технических, учебно –методических, нормативно — правовых условий и преемственность реализации основных образовательных программ.
Структура УП представлена обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. Указываем образовательные области и учебные предметы. Часть УП, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) и представлена …, с целью….
(«Смысловое чтение» — 1 час в неделю в 1 и 2 классах, с целью развития читательских умений и интереса к чтению книг и т.д.)
Календарный учебный график;
Указываем профиль обучения;
Предельно допустимая учебная недельная нагрузка по классам; сменность занятий;
Периодичность, порядок и формы проведения промежуточной и итоговой аттестации;
При составлении учебного плана были учтены мнения обучающихся и их родителей (законных представителей).
Реализация учебного плана предоставляет возможность всем учащимся получить базовое образование, позволяет удовлетворить социальный заказ родителей, образовательные запросы и познавательные интересы учащихся, то есть достигнуть целей образовательной программы школы.
И др.
Учебный план на 2020-2021 учебный год рассмотрен и принят на педагогическом совете протокол № 7 от 28.08.2020.(Вносятся изменения в ООП в августе)Пояснительная записка содержит:
-
15 слайд
Учебные планы организации, осуществляющей образовательную деятельность, являются одним из основных механизмов реализации основной образовательной программы.
-
16 слайд
Просмотрев учебные планы школ, выяснилось:
Из 23 школ у 5 учебные планы составлены не по уровням образования (не в соответствии с ФГОС);
В пояснительных записках встречаются термины «ступень», а не «уровень образования».
В УП прописано «часть, формируемая участниками образовательного процесса», а не «часть, формируемая участниками образовательных отношений».
У 4 школ нет УП на сайте. -
Краткое описание документа:
Данная работа предназначена начинающим заместителям директора по учебно-воспитательной работе. При разработке перспективного и корректировке текущего учебного плаав в соответствии с реализацией ФГОС. В данном материале подробно прописана нормативная база, пошаговая инструкция при составлении учебного плана как на начальный уровень, так и на основное звено.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 266 103 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 05.11.2020
- 1367
- 14
- 04.11.2020
- 266
- 12
- 04.11.2020
- 628
- 4
- 04.11.2020
- 304
- 2
- 04.11.2020
- 189
- 0
- 04.11.2020
- 224
- 1
- 04.11.2020
- 248
- 1
- 04.11.2020
- 162
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организационное и документационное обеспечение управления организацией»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в образовании»
-
Курс повышения квалификации «Стратегическое управление образовательной организацией»
-
Курс повышения квалификации «Конкурентоспособность образовательных организаций»
-
Курс повышения квалификации «Целеполагание как основа современного образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Контрольно-надзорные мероприятия в общеобразовательных организациях»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации производственного обучения в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Особенности управления бизнес-процессами в практике образовательных организаций»
-
Курс повышения квалификации «Применение социальных медиа в обучении»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эффективные маркетинговые коммуникации в практике профессионального образования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление организацией»
-
Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»
-
Курс повышения квалификации «Философия управления»
Деятельность педагогического коллектива, направленная на укрепление,
сохранение здоровья и жизни обучающихся в 2020-2021 учебном году.
Цель: Реализация системы здоровье сбережения в учебно-воспитательный процесс, направленной на
повышение качества образования.
Направления деятельности:
- Спортивно-массовая работа:
1.1 работа с учащимися в школе;
1.2 работа с учащимися на районных городских и окружных мероприятиях;
1.3 работа с трудовым коллективом в школе и районе;
1.4 работа с родителями.
1.5 ГТО
2. Оздоровительная работа:
2.1 работа с учащимися в школе;
2.2 работа с трудовым коллективом в школе;
2.3 работа с родителями.
3. Организационная и нормативно-правовая работа.
4. Информационная работа.
№ пп |
направленность |
мероприятия |
на кого направленно |
сроки |
ответственный |
контроль |
Организационные мероприятия |
||||||
1 |
3 |
Подготовка аптечек неотложной помощи к новому учебному году |
1-11 класс. Труд кол |
август |
фельдшер инженер по ОТ |
Зам. дир по ХР |
2 |
3 |
Выборы физоргов класса. |
1-11 кл. |
сентябрь |
кл. рук. 1-11 |
зам.директора по ВР |
3 |
3 |
Выборы совета клуба. |
5-11 кл. |
сентябрь |
кл. ФЗК. |
директор |
4 |
3 |
Составление расписания работы секционных занятий. Распределение занятий в залах и на спортивных площадках |
сентябрь |
уч. ФЗК |
зам.директора по ВР |
|
5 |
3 |
Проект приказа и положение по проведению президентских состязаний и соревнований в рамках президентских спортивных игр. |
сентябрь |
уч .ФЗК. |
директор |
|
6 |
2.1 |
Ознакомление с планом графиком ГТО. |
1-11 кл. |
Октябрь-декабрь |
уч. ФЗК, мед.раб. |
директор |
7 |
3 |
Организация и запись учащихся в спортивные секции в школе и в учреждения дополнительного образования (спортивные). |
1-11 кл. |
сентябрь-октябрь |
уч. ФЗК |
зам.дир. по ВР |
8 |
2.1 |
Регулировка мебели, согласно антропометрическим данным, обучающихся. |
1-11 класс. |
сентябрь |
фельдшер классный рук. |
зам. директора по УВП |
9 |
2.1 |
Контроль за рассадкой, обучающихся в соответствии со зрением, слухом обучающихся. |
1-11 |
сентябрь |
Классный руководитель. |
Фельдшер директор |
10 |
2.1-2.2 |
Контроль за санитарным состоянием учебных и производственных помещений, воздушно-тепловым, световым режимом |
1-11 кл Трудовой коллектив |
ежемесячно |
фельдшер зам директора по ХР |
директор |
11 |
2.1-2.2 |
Контроль за технологией приготовления пищи, витаминизацией и калорийностью блюд, мытьем посуды, сроками реализации продуктов питания и готовой продукции. |
1-11 кл Трудовой коллектив |
ежемесячно |
фельдшер зам директора по ХР |
Директор УС ОРК |
12 |
2.1 |
Проведение динамических пауз, физкультминутки на уроках, подвижные игры на свежем воздухе. |
1-11 класс. |
в течение уч. года |
учителя-предметники |
совет физкульту- ры |
13 |
2.1 |
Включение в занятия физической культуры упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата, формирования осанки, дыхательной гимнастики, суставной гимнастики. |
1-11 класс. |
в течение уч. года |
уч.ФЗК. |
зам.дир по УВП, мед.раб. |
14 |
2.2 |
Организация клуба здоровья для работников школы. |
Труд коллектив |
в течение года |
совет трудового коллектива |
совет трудового коллектива |
15 |
2.1. |
Медико-педагогические наблюдения за влиянием физической нагрузки на состояние организма с оформлением протокола. |
1-11 |
в течение уч. года |
мед.раб. |
|
16 |
2.1 |
Работа группы лечебного массажа, кабинета физиотерапии. |
1-4 кл. 1-11кл. |
в течение уч. года |
мед.раб. |
директор |
17 |
3 |
Разработка положений к каждому мероприятию, подведение итогов мероприятия. |
в течение уч. года |
уч. ФЗК |
директор |
|
18 |
2.1-2.3 |
Пропаганда здорового образа жизни: беседы, лекции, родительские собрания. |
Учащиеся,родители |
в течение уч. года |
фельдшер кл.рук. соц педагок |
заместитель по ВР |
19 |
4 |
Проведение классных часов «Спорт, здоровый образ жизни- это наш выбор», «Здоровая нация здоровая Россия» , «Участвуем в сдаче ГТО». Размещение материала по школьной спартакиаде на сайте школы. |
Учащиеся, родители. |
в течение уч. Года. |
Кл рука вод , уч ФЗК, |
зам.директора по ВР |
Спортивно-массовые и организационно-педагогические мероприятия |
||||||
Сентябрь |
||||||
20 |
1.5 |
Подготовка заявлений обучающихся к сдаче ГТО. |
2-11кл |
сентябрь |
уч. ФЗК |
зам.директора. по ВР |
21 |
1.5 |
Сдача нормативов ГТО согласно графика. |
2-11кл |
сентябрь |
уч. ФЗК |
|
22 |
3 |
Подготовка заявок и команды к «Кроссу нации». |
2-11кл |
сентябрь |
уч. ФЗК |
директор |
23 |
1.3 1.2 1.4 |
Фитнес зарядка с чемпионами. |
5-8кл |
сентябрь |
уч. ФЗК |
зам.директора. по ВР |
24 |
1.2 |
Участие в «Кроссе нации». |
5-11кл 2-3-4кл Труд кол. |
сентябрь |
уч. ФЗК |
зам.директора. по ВР |
Октябрь |
||||||
25 |
1.1 |
Сдача нормативов ГТО согласно графика. |
2-11кл |
Октябрь. |
уч. ФЗК |
зам.директора. по НР |
26 |
Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников. |
5-11кл |
Октябрь. |
уч. ФЗК |
зам.директора. по НР |
|
27 |
3 |
Проект приказа, положение соревнований по баскетболу в зачёт спартакиады. |
5-11кл |
Октябрь. |
уч. ФЗК |
директор |
28 |
1.1 |
Товарищеская встреча по волейболу среди учителей и учащихся. |
11кл- учителя |
Октябрь. |
Трудовой коллектив. |
зам.директора. по ВР |
29 |
1.1 |
Соревнования по баскетболу в зачёт спартакиады юноши. |
10-11кл |
Октябрь. |
Тишков Д.В. Беспалов А.И. Драгуцан М.Г. |
зам.директора. по ВР |
30 |
1.1 |
Соревнования по баскетболу в зачёт спартакиады юноши |
9кл |
Октябрь. |
Тишков Д.В. Обухов С.Н. Драгуцан М.Г. |
зам.директора. по ВР |
31 |
1.1 |
Соревнования по баскетболу в зачёт спартакиады девушки |
9кл |
Октябрь. |
Тишков Д.В. Обухов С.Н. Драгуцан М.Г. |
зам.директора. по ВР |
32 |
1.3 |
Соревнования по волейболу среди трудовых коллективов образовательных учреждений советского района. |
Трудовой |
Октябрь. |
Совет трудового коллектива |
директор |
33 |
1.2 |
Участие в городском турнире по волейболу среди обучающихся |
10-11кл. |
Октябрь. |
уч. ФЗК |
зам.директора. по ВР |
Ноябрь |
||||||
34 |
3 |
Межведомственная районная анти-наркотическая акция. |
1-11 кл. |
Ноябрь |
Воронина М.В. |
директор |
35 |
1.1 |
Весёлые старты « Быстрые, смелые, умелые». |
2-3-4кл |
Ноябрь |
Попова С.В. ОбуховС.Н. Беспалов А.И. |
зам.директора. по ВР |
36 |
Спортивный муравейник |
5 кл. |
Ноябрь |
уч. ФЗК |
зам.директора. по ВР |
|
37 |
1.1 |
Подготовка, участие обучающихся в муниципальном этапе « Всероссийской Олимпиады школьников». |
7-11кл |
Ноябрь |
уч. ФЗК |
зам.директора. по ВР |
38 |
1.2 |
Городской турнир по волейболу сборная учащихся 9-10-11 классов юноши |
9-10-11кл |
Ноябрь |
уч. ФЗК |
зам.директора. по ВР |
39 |
1.1 |
Спортивный муравейник |
6 кл. |
Ноябрь |
Беспалов А.И. Енбаев А.Н Драгуцан М.Г. |
зам.директора. по ВР |
40 |
1.1 |
Соревнования по баскетболу в зачёт спартакиады мальчики |
6кл. |
Ноябрь |
уч. ФЗК. |
зам.директора. по ВР |
41 |
1.1 |
Соревнования по баскетболу в зачёт спартакиады девочки |
6 кл. |
Ноябрь |
уч. ФЗК |
зам.директора. по ВР |
42 |
1.3 |
Участие в соревнованиях по дартсу среди трудовых коллективов. |
Трудовой коллектив. |
Ноябрь |
уч. ФЗК |
зам.директора. по ВР |
43 |
1.1 |
Подведение итогов соревнований по баскетболу. |
11-9-8-6кл. |
Ноябрь |
уч. ФЗК |
зам.директора. по ВР |
44 |
1.5 |
Сдача нормативов ГТО согласно графика. |
2-11кл |
Ноябрь |
уч. ФЗК |
зам.директора. по ВР |
Декабрь |
||||||
45 |
1.1 |
Соревнования по баскетболу в зачёт спартакиады мальчики |
5кл |
декабрь |
Тишков Д.В. Беспалов А.И. |
зам.директора. по ВР |
46 |
1.1 |
Соревнования по баскетболу в зачёт спартакиады девочки |
5кл |
декабрь |
ДрагуцанМ.Г. |
|
47 |
1.1 |
Президентские состязания Президентские состязания Президентские состязания |
5-8кл 1-4кл 10кл. |
декабрь |
уч. ФЗК |
зам.директора. по ВР |
48 |
1.1 |
Новогодние весёлые старты. |
1кл |
декабрь |
Попова С.В. |
зам.директора. по ВР |
Январь |
||||||
49 |
1 |
Проект приказа, положение о школьном турнире по волейболу в зачёт спартакиады |
8-9-10-11кл. |
январь |
уч. ФЗК |
директор |
50 |
1.1 |
Соревнования по волейболу в зачёт спартакиады |
10-11кл |
январь |
Тишков Д.В. Беспалов А.И. Драгуцан М.Г. |
зам.директора по ВР |
51 |
1.2 |
Соревнования по волейболу в зачёт спартакиады |
8-9кл |
январь |
Тишков Д.В. Беспалов А.И. Драгуцан М.Г |
зам.директора по ВР |
52 |
1.3 |
Соревнования по баскетболу в зачёт спартакиады |
7 класс |
январь |
уч. ФЗК |
зам.директора по ВР |
53 |
1.4 |
Аналитическая справка и проект приказа по итогам волейбольного турнира. |
январь |
Тишков Д.В. |
директор |
|
Февраль |
||||||
54 |
1 |
Проект приказа, положение по месячнику военно-патриотической подготовки. |
февраль |
Воронина М.В. Енбаев А.Н. |
директор |
|
55 |
1.1 |
Фестиваль ГТО. |
5-8кл |
февраль |
уч. ФЗК |
зам.директора по ВР |
56 |
1.2 |
«Бравые солдаты». |
2-4кл |
февраль |
Тишков Д.В. Драгуцан М.Г. Попова С.В. |
зам.директора по ВР |
57 |
1.3 |
«Богатырские потешки » с участием родителей. |
5 кл. |
февраль |
Тишков Д.В. Енбаев А.Н. |
зам.директора по ВР |
58 |
1.4 |
Военизированная эстафета. |
9-10 кл. |
февраль |
Енбаев А.Н. |
зам.директора по ВР |
59 |
1.5 |
Лыжные гонки «Лыжня России». |
5-11кл. Труд кол. |
февраль |
Совет трудового коллектива уч. ФЗК |
директор |
60 |
1.6 |
Аналитическая справка и проект приказа по итогам месячника военно-патриотической подготовки. |
февраль |
Енбаев А.Н. Воронина М.В. |
директор |
|
Март |
||||||
61 |
1.1 |
Весёлые старты «Ура девчонки». |
1-2кл |
март |
Обухов С.Н. |
зам.директора по ВР |
62 |
1.2 |
Весёлые старты с участием родителей. |
2-3 кл. |
март |
Попова С.В. |
зам.директора по ВР |
63 |
1.3 |
Соревнования по шахматам. |
3-4 кл., 5-8 кл. |
март |
уч. ФЗК |
зам.директора по ВР |
64 |
1.4 |
Участие в муниципальном этапе «Президентские состязания». |
5-10 кл |
март |
Уч. ФЗК |
зам.директора по ВР |
Апрель |
||||||
65 |
1 |
Проект приказа, положение по месячнику, посвящённому всемирному «Дню здоровья». |
апрель |
директор |
||
66 |
1.1 |
Турнир по волейболу между командами учителей и обучающихся. |
10-11кл., учит. |
апрель |
Уч. ФЗК |
зам.директора по ВР |
67 |
1.2 |
Участие в муниципальном этапе «Президентские спортивные игры» (плавание, стритбол, настольный теннис, шашки, легкая атлетика). |
5-10 кл. |
апрель |
Уч. ФЗК |
зам.директора по ВР |
68 |
1.3 |
Соревнования по пионерболу в зачёт спартакиады. |
5-7кл. |
апрель |
уч. ФЗК |
зам.директора по ВР |
69 |
1.4 |
Соревнования по пионерболу в зачёт спартакиады. |
3-4 кл. |
апрель |
уч. ФЗК |
зам.директора по ВР |
70 |
1.7 |
Соревнования по шашкам. |
3-4 кл., 5-8 кл. |
апрель |
уч. ФЗК |
зам.директора по ВР |
Май |
||||||
71 |
1.1 |
Участие в городской лёгкоатлетической эстафете посвящённой «Дню Победы». |
5-6, 7-8,9-11кл. |
май |
уч. ФЗК |
зам.директора по ВР |
72 |
1.2 |
Соревнования по легкой атлетике в зачёт муниципального этапа «Президентских спортивных игр». |
5-10 кл. |
май |
уч. ФЗК |
директор |
73 |
1.3 |
«День здоровья». Подведение итогов спартакиады награждение команд победителей. |
2-10 кл. |
май |
уч. ФЗК |
директор |
Любая образовательная программа – это тщательно спланированная траектория. Притом ни для кого не секрет, что программы среднего общего образования корректируются преимущественно с учетом действующих ГОСТов, ФГОСов, программ ЕГЭ и ГИА. Притом коррективам подвергаются лишь содержание дисциплин, т.е. рабочие программы и календарно-тематические планы.
В системе профессионального образования вузы вносят коррективы в образовательные программы в среднем раз в 3-5 лет на фоне проявляющихся тенденций, правил и рекомендаций рынка труда. Но в основе обучения всегда лежит так называемый перспективный план.
Понятие перспективного плана в образовательной среде
Исходя из непосредственного наименования ясно, что перспективный план – это четко сформированная траектория на перспективу, то есть длительный срок. В среднем перспективное планирование затрагивает 3-5 лет учебной деятельности: то есть на весь период обучения или полный цикл научной деятельности и развития исследователя.
Миссия перспективного планирования состоит в определении общей траектории развития учащихся и корректной постановке цели обучения, констатации конечных результатов обучения (знания, качества, умения и пр.).
Перспективное планирование в системе образования выполняет следующие функции:
- Формирование полноценного цикла и направления обучения, выделение специальности и соответствующий набор предметов, конечных результатов;
- Обеспечение непрерывного образования с заведомо известной программой погружения в профиль;
- Утверждение определенной последовательности погружения в программу с постепенным усложнением заданий, тем и пр.;
- Формирование бюджета и ресурсного обеспечения учащихся ресурсами для обучения, то есть определение политики ценообразования в образовательной среде с учетом минимальных требований и пр.;
- Распределение учебного, научного и практического материалов на весь планируемый период и пр.
Таким образом, перспективное планирование в образовательной нише играет существенную роль и предопределяет характер образовательных траекторий, их состав с учетом действующих правил и требований, внутренних и внешних факторов. Данный механизм позволяет задать общую стратегию развития учащихся и определить материально-технические, учебные и научные, а также прочие условия ее реализации.
Виды перспективных планов в системе образования
Зачастую перспективные планы ассоциируются сугубо с экономической или управленческой деятельностью. Но на самом деле данный вид построения стратегии успешно используется и в образовательной нише.
Перспективные планы действуют в каждом учебном заведении: начиная от школы и заканчивая колледжем или вузом. В системе образования можно выделить следующие разновидности перспективных планов, каждый из которых предопределяет специфику данного вида деятельности.
Первый вид перспективного планирования основан на разграничении траекторий обучения: классический (общий) и индивидуальный план. Общие планы обучения учитывают классические и базовые требования ФГОС и нацелены на развитие универсальных качеств учащегося. Индивидуальный перспективный план будет учитывать классические требования к подготовке индивида в рамках осваиваемой ступени образования, а также захватывать дополнительные моменты с акцентом на интересы, желания, способности и возможности.
Разработка классического перспективного плана базируется преимущественно на действующих правила ФГОС и возможностях учебного заведения, а проектирование и формирование индивидуального плана обучения на перспективу будет нацелено на решение конкретных проблем (коррекционные, инклюзивные, адаптированные программы) или углубленное изучение отдельной научной ниши (развитие одаренных личностей).
Второй вид перспективных планов в образовательной среде связан и уровнем постигаемой ниши. В этом случае целесообразно выделить перспективный план общего среднего образования, который в свою очередь разбивается на начальное и среднее. В данном случае целесообразно планировать деятельность начальной школы на весь ее период (4 года) и программу перспективного развития на базе средней школы (5-9 классы и 10-11 классы).
Здесь же принято выделять перспективный план профессионального образования, который будет иметь определенные сроки с учетом ступени: профессионалитет, бакалавриат, специалитет, магистратура и пр. В этом случае перспективное планирование призвано наметить общие представления о будущей специальности, обретаемых в ее рамках знаниях и навыках, возможностях выпускников и пр.
Третий вид перспективного планирования зависит от видов деятельности, включаемых в процесс развития индивида. В частности, в основе обучения будет лежать учебный план. В этом случае перспективный учебный план будет очерчивать общий перечень дисциплин, формат занятий, нагрузку на учащегося. В случае с планированием научного развития на перспективу акцент делается на определённых науках, выполнении соответствующих исследований и письменных работ. В рамках профессионального образования немаловажную роль в ходе подготовки дипломированного специалиста играет практическая часть, представленная в виде семинаров лабораторных работ, практикумов, прохождения практики и пр. В этом случае перспективный план предполагает планирование конкретных мероприятий и их общее описание, целеполагание (что должен узнать и развить студент) и пр.
Четвертая разновидность перспективного планирования в системе образования предполагает разбивку на попредметную и тематическую категории. Попредметный характер предполагает формирование комплекса дисциплин на весь период обучения, а тематическое – детализацию каждого предмета с учетом захватываемых тем и ряда дополнительных факторов (общий срок обучения, количество выделенных на предмет академических часов, формат занятий и пр.).
Указанная градация не единственная, но на практике считается наиболее популярной среде разработчиков.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Принципы перспективного планирования в образовательной среде
Формирование перспективного плана развития учащихся основывается на классических правилах, которые позволяют сформировать полноценную траекторию по подготовке качественных специалистов и изначально сделать ее понятной для целевой аудитории.
Принцип №1. Легальность. Этот канон предполагает тот факт, что перспективное планирование учебной и научной деятельности будет базироваться на действующих требованиях ФГОС, ГОСТ и законе «Об образовании», а также учитывать правила учебного заведения, где разрабатываемая траектория будет внедряться и реализовываться. Легальность перспективных планов означает, что они соответствуют действующим стандартам качества и позволяют воспитать всесторонне развитую личность и компетентного специалистов (в зависимости от уровня обучения).
Принцип №2. Логичность и последовательность. Это правило напрямую соприкасается с этапами обучения индивида и посильностью программы. Перспективное планирование будет учитывать текущий уровень подготовки учащегося и стремиться развивать его, то есть постепенно углублять познания, развивать новые более точные и пригодные на практике умения, которых достаточно для поступления или освоения вышестоящих, более сложных ступеней и работы в целом.
То есть перспективные планы обучения будут обладать конкретной логикой, «этапированностью», иметь четкую последовательность: что и когда будет изучать индивид, какие формы обучения пригодны на каждом этапе и пр. Именно данный канон обеспечивает реализацию следующего принципа.
Принцип №3. Посильность. Рассматриваемый канон напрямую соприкасается с вышеописанным принципом. На любом этапе изучения намеченная программа должна быть понятной и посильной для индивида, то есть опираться на имеющиеся знания и развивать их постепенно посредством усложнения и углубления тем, предметов, заданий и пр.
Именно принцип посильности позволяет успешно реализовывать любую образовательную программу на всех уровнях развития. Важно ориентироваться на базу учащегося и развивать ее. Поэтому в основе семейного, дистанционного обучения, репетиторских и тьюторских услуг лежит данный канон и предварительное тестирование подопечного с целью формирования перспективного индивидуального плана обучения.
Непосильный план – предварительный провал в обучении и развитии. Поэтому важно формировать понятые и доступные траектории и наборы предметов, заданий.
Принцип №4. Корректность, которая предполагает учет текущих тенденций и спрогнозированных вариаций развития отрасли, науки и пр. Корректность перспективных планов обучения основывается на формировании реалистичной программы на перспективу. Притом формирование такое траектории будет основываться на действующих в момент проектирования канонах, тенденциях и прогнозах. Активация рассматриваемого правила означает, что образовательная программа способна развить достаточные знания и навыки, учитывает текущее положение дел в науке и отрасли.
Принцип №5. Гибкость. Именно принцип гибкости позволяет при необходимости откорректировать перспективные и текущие планы обучения вс учетом появившихся факторов, новшеств, достижений НТП и пр. Все перспективные планы носят приблизительный или общий характер, задавая основной пути обучения и развития специалиста. По мере появления новых моментов они подвергаются совершенствованию или обновлению, или корректируются текущие и оперативные планы (планы на будущий учебный год, план-конспекты занятий календарно-тематическое планирование и пр.).
Принцип №6. Комплексность. Перспективные планы включают в себя различные виды деятельности и комплекс из общих, профессиональных и отдельно взятых дисциплин или модулей, которые в единой связке призваны подготовить «универсального солдата», способного покорять вышестоящие горизонты и пр.
Принцип №7. Универсальность. Перспективные планы разрабатываются и создают по единому шаблону и чаще всего учитывают универсальные правила требования, нормативы. Они могут применяться как в рамках конкретного учебного заведения, так и в отношении определенного вида деятельности, специальности или направления обучения и пр.
Соблюдение всех вышеупомянутых правил проектирования и перспективного планирования обучения позволяет составить качественную траекторию и воспитать высококвалифицированных специалистов с минимальными рисками и угрозами, описать общий ход обучения и специфику образовательной траектории, набора предметов и пр.
Этапы разработки перспективных планов обучения
Единого алгоритма по проектированию и формированию перспективных планов в образовательной среде нет. Каждый специалист самостоятельно определяет ориентиры, основу обучения и формирует общую траекторию развития учащихся.
Специалисты Дисхелп предлагают рассмотреть типичную схему по подготовке перспективных планов обучения, которая может быть адаптирована под любые потребности и особенности.
Первым шагом в разработке перспективных планов является выбор ступени образования и направления обучения. То есть в данном случае целесообразно отметить: уровень обучения (дошкольная/начальная, основная или профессиональная подготовка), а также характер обучения (общий, специальный, узкоспециализированный и пр.).
Все мы знаем, что каждая программа имеет свой уровень сложности и поступать в дальнейшем возможно только по мере освоения нижестоящего варианта., то есть важно иметь определенную базу знания и навыков для дальнейшего совершенствования. Перспективные планы также будут учитывать данный факт и полагаться либо на результаты диагностики учащегося, либо на классические универсальные требования к учащимся в рамках определенного уровня обучения (по классам, ступеням и пр.).
По результатам первого этапа по проектированию образовательной траектории на перспективу важно определить следующие моменты:
- Какая ступень образования будет покоряться учащимся;
- Сроки обучения;
- Направление обучения (уклон класса, специальность и пр.);
- Цели обучения (облегчить данный шаг позволит применение smart-методики).
Вторым шагом в рамках перспективного планирования станет изучение действующих редакций ФГОС, законодательных актов и норм, а также регламентов учебного заведения, на базе которого в дальнейшем намереваются реализовывать разрабатываемый путь. Важно изучать только последние редакции и учитывать надвигающиеся перемены, чтобы намечаемая траектория была как можно актуальнее и приближена к реалиям, требовала минимальных корректировок и пр.
Помимо этого на втором этапе целесообразно изучить современные тенденции на практике и рынке труда. Данная часть особо важна при проектировании профессиональных траекторий по подготовке специалистов по конкретной отрасли, науке и пр. В этом случае есть шанс приблизить траекторию обучения и развить у индивида общие, основные качества и навыки для будущей работы, сделать его более привлекательным и соответствующим обязательным параметрам, рекомендациям работодателей и требованиям рынка труда.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Третий шаг – определение общей траектории обучения на перспективу с учетом сроков реализации программы. Как правило, перспективные планы разрабатывают сроком более 1 года. Здесь целесообразно отметить, чему будут учить слушателей, для кого предназначается направление, его характер и набор соответствующих предметов: базовый, профессиональный, вариативный, который будет учитывать специфику ниши, отрасли и пр.
То есть данный этап перспективного планирования образовательной программы предполагает выделение следующих моментов:
- Специфика и характер направления обучения;
- Ключевые знания и навыки, компетенции;
- Набор предметов, позволяющих развить вышеупомянутые качества и умения;
- И т.д.
По результатам третьего этап разработчик получает общее описание программы, цель и задачи обучения на ближайшие годы (что и когда будет развито, в какой степени, для чего и пр.), стандартный или общий набор предметов по годам.
Четвертый этап перспективного планирования образовательной траектории предполагает конкретизацию общей схемы подготовки учащихся, то есть тематическое планирование в отношении всех заявленных предметов. В данном случае целесообразно выделить примерное количество часов, выделяемое на каждый предмет и формат занятий (теория, практика и пр.), а затем сформировать общий перечень тем с учетом принципов логичности, последовательности и пр.
В рамках каждой заявленной дисциплины будет выдвинут перечень обязательных и дополнительных тем для изучения. Данный процесс напоминает порядок формирования рабочих программ по предметам. Не менее важно отметить предназначение каждого освещаемого вопроса. Также допустимо предварительное описание задействованных первоисточников, списка литературы и пр.
Пятый этап – календарно-тематическое планирование на предстоящие годы. В этом случае важно опираться на общий объем обучения (сроки и академические часы по каждой дисциплине), набор предметов и тем. В данном случае не требуется производить детализацию по дням, достаточно классифицировать предметы и этапы погружения в них, темы и соотношение теоретических, практических и контрольных занятий в течение всего срока: по годам обучения, по семестрам или модулям, месяцам и пр. В данном случае «период» планирования выбирается разработчиком лично.
Шестой этап – оформление намеченного плана обучения на перспективу в виде официального документа, который в последующем послужит опорой при наборе новых учащихся, ляжет в основу текущего планирования и будет скорректирован с учетом новшеств в образовательной среде.
Структура и содержание перспективного образовательного плана или программы
Перспективный план обучения – это официальный документ, который ложится основу при подготовке учащихся. Он подлежит согласованию на уровне администрации образовательного заведения, а затем по мере необходимости может оптимизироваться на фоне воздействующих факторов: внутренних и внешних.
Перспективное планирование обучения предстает в виде особого документа, обладающего четкой структурой.
В составе перспективного плана или программы обучения будут присутствовать следующие разделы, описанные в таблице ниже.
Структурный элемент перспективной образовательной программы |
Описание, суть элемента |
Титульный лист | Сведения об организации, где планируется реализация намеченной траектории
Наименование плана/программы с констатацией направления обучения и целевой аудитории Сведения о разработчике Дата разработки плана/программы |
Оглавление | Перечень всех разделов программы или плана с их постраничным указанием |
Пояснительная записка или целевой раздел | Отражение основных нормативных и внутренних актов, регламентирующих процесс реализации программы
Цели и задачи плана/программы Ожидаемые результаты обучения Методы и форма обучения Особенности целевой аудитории и требования к базовой подготовке |
Содержательный раздел | Общее описание программы обучения: чему учит, что развивает, виды деятельности (учебная, научно-исследовательская, практическая, самообразование, воспитательное воздействие, культурное развитие и пр.)
Перечень дисциплин, которые предстоит освоить в ходе всей программы или всего периода обучения, тематическое планирование каждого предмета Перспективное календарно-тематическое планирование с распределением видов и форм занятий, тем по периодам (год/семестр/модуль/месяц) |
Организационный раздел | Условия реализации программы
Материально-техническая и ресурсная база, необходимая для реализации намеченной траектории Профессорско-преподавательский состав или рекомендации по самообразованию Описание заданий и письменных работ с отражением частоты их проведения (все делается приблизительно) Критерии оценки степени освоения намеченной траектории или плана, варианты проверок уровня подготовки учащихся |
Заключение | Выводы, ожидаемые результаты и рекомендации по реализации или совершенствованию |
Обратите внимание, что все перспективные планы носят приблизительный характер и перед началом их внедрения или реализации они будут переоцениваться, анализироваться и при необходимости корректироваться в соответствии с реальными тенденциями и требованиями.
Перспективный
план (разрабатывается на 5 лет) развития
школы предусматривает направления
деятельности школы с учетом работы
районных органов власти. Этот план не
должен быть слишком детальным, его
задача — наметить важнейшие ориентиры,
главные вехи функционирования и развития
школы на определенный период.
В перспективном
плане следует отразить следующие
компоненты:
1) задачи школы
2) перспективы
развития контингента учащихся по годам
3) перспективы
обновления учебно-воспитательного
процесса
4) потребность
школы в педагогических кадрах
5) повышение
квалификации педагогических кадров
6) развитие
материально-технической базы, и
учебно-методическое оснащение школы
7) соц.защита
педагогов и учащихся, улучшение их быта,
условий труда и отдыха.
Особое место в
перспективном плане следует отвести
системе повышения квалификации учителей.
Практика показывает, что годовой план
не может охватить все содержание и
многообразие форм совершенствования
мастерства учителей и ведет к недопустимой
перегрузке, а значит, к поверхностному,
неглубокому изучению материала.
Таким образом,
перспективный план работы школы
обеспечивает распределение сил и средств
на длительный период, придает системе
повышения квалификации учителей
цикличный, законченный характер,
устанавливает спокойный ритм деятельности
школы без излишнего напряжения и
позволяет при этом охватить все важнейшие
элементы работы.
19. Годовой план учебно-воспитательной работы школы, требования к нему. Блоки годового плана.
Требования к плану
годовому:
1) целенаправленность
2) перспективность
3) комплексность
4) объективность
Годовой план –
охватывает весь учебный год, включая
летние каникулы. Подготовка плана работы
школы осуществляется в течение текущего
учебного года и проходит несколько
этапов:
1.этап – первая
учебная четверть. Директор школы изучают
новые инструктивные документы,
нормативно-правовой базы, а также
теоретических и методических материалов
по вопросам развития образования.
2.этап – вторая
учебная четверть. Под руководством
директора создается инициативная группа
по разработке и корректировке структуры
проекта плана, определяются источники
и формы сбора необходимой информации.
3.этап – третья
учебная четверть. Анализ полученной
информации, заслушиваются отчеты о
работе членов комиссии, выявляются
причины возникающих трудностей и путей
их устранения в перспективе.
4.этап – конец
четвертой четверти. Подготавливается
и обсуждается проект-план.
На первом заседании
совета школы в новом году учебном план
работы школы утверждается.
20. Текущий (календарный ) план, его разделы.
Составляется на
учебную четверть. Он является конкретизацией
учебного годового плана.
Практикуются планы
подготовки внешкольного (внеклассного)
мероприятия, поурочный план, рабочие
планы руководителя учреждения и его
заместителей, план воспитательной
работы классного руководителя.
21. Организация как деятельность по реализации плана и других управленческих решений.
ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО
РЕШЕНИЯ
Принятие
решений – специфический, жизненно
важный процесс человеческой деятельности,
направленный на выбор наилучшего
варианта действий.
Управленческое
решение
– может быть определено:
-
во-первых, как
осуществляемый субъектом управления
(руководителем или коллегиальным
органом) логический, эмоционально-психологический,
организационно-правовой и социальный
процесс, результатом которого является
проект каких-либо изменений в организации; -
во-вторых, как
основной «продукт» (результат) труда
руководителей и специалистов, реализующий
взаимосвязанные функции управления и
содержащий постановку целей (задач),
обоснование средств, способов и сроков
их достижения; -
в-третьих, как
важнейшая функция руководителя и вместе
с тем составная часть деятельности по
реализации всех других функций управления
(организация и контроль за выполнением
управленческих решений). Отсюда процесс
принятия и осуществления решений
следует рассматривать как «сквозной»
и один из важнейших связующих процессов
в управлении организацией. -
в-четвертых, как
процесс установления связи между
существующим и желательным состоянием
системы (организации), определяемым
целями управления.
Качество решений,
прежде всего, определяется эффективностью
управления. Признаками высокого качества
управленческих решений могут служить:
своевременность, надежность, обоснованность,
количественная определенность,
результативность, экономичность. В
более широком социальном контексте в
число критериев качества решений
включаются социально-психологические
(например, нравственно-психологические
последствия и т. п.).
СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА
РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО
РЕШЕНИЯ
Процесс подготовки
и принятия решения включает в себя
следующие стадии:
-
Первая стадия –
постановка задачи – состоит в анализе
ситуации, выявлении необходимости в
решении и включает: познание и
формулирование проблемы; постановку
цели, определение критериев успешного
решения. Познание проблемы является
необходимым условием ее решения: если
проблема не существует для того, кто
принимает решение, то принятие решения
не состоится. -
Стадия выработки
решения: как только определены критерии
и факторы, ограничивающие решение,
менеджер может начинать работу по
поиску альтернатив или возможных
направлений действий для решения
проблемы. -
Стадия принятия
решения осуществляется субъектом
управления – лицом, принимающим решения
(ЛПР), то есть руководителем или
коллегиальным органом, принимающим
управленческие решения. Вершиной в
процессе принятия решения является
оценка и выбор альтернативы. На этом
же этапе осуществляется оформление
решения, в т.ч. по необходимости его
утверждение или согласование. -
Стадия выполнения
решений состоит из организации выполнения
решения, мониторинга и коррекции, что
требует координации усилий многих
людей. Менеджер должен стремиться
сделать исполнителей заинтересованными
и мотивированными в реализации решения,
чтобы наилучшим образом использовать
их способности.
К факторам,
оказывающим влияние на процесс подготовки
и принятия решения, относятся:
-
обстановка (внешняя
и внутренняя среда), в которой принимается
решение, -
характеристика
социальной группы, коллектива, на
которое направлено решение, -
черты лица,
принимающего решение (ЛПР).
Как видно из
приведенного выше описания, потребность
в изучении и практическом применении
различных методов разработки и принятия
управленческих решений возникает на
этапе формирования альтернатив. Здесь
большая часть из них и используется,
однако они могут присутствовать и на
других этапах. Так, например, для
разработки альтернатив можно использовать
метод сценарного планирования или
мозгового штурма. Получив возможные
альтернаты, мы приступаем к всесторонней
оценке вариантов, используя статистические
и финансовые методы. Отбрасывая все
альтернативы, неподходящие по
соответствующим критериям, мы можем
получить две альтернативы, между которыми
предпочтение сделать крайне затруднительно
(в силу многокритериальности задачи).
Для выбора окончательного решения
воспользуемся одним из экспертных
методов, а если время принятия решений
нас ограничивает, тогда обратимся к
нашей интуиции.
В практике управления
процесс принятия решения в значительной
степени унифицирован, что позволяет
принимать решения быстро и без особых
затрат. Примеры таких общих правил
повсеместно встречаются в организации.
Общаясь с клиентами, мы ориентируемся
на предписывающие инструкции по работе
с клиентом, в работе с документами
решения основываются на инструкциях
по делопроизводству, т.е. нас повсеместно
окружают уже готовые и выверенные
решения. Унифицированные управленческие
правила есть результат управленческой
мысли, основанный на методах принятия
решения. Являясь значимой, но вторичной
по отношению к методу, сама унификация
заслуживает отдельного внимания и
рассмотрения.
Организация
выполнения решений
Реализация
управленческого решения является
важнейшей функцией управления. Принять
решение и не выполнить его – это все
равно, что не принять решения вообще.
Блок реализации
решения включает следующие подэтапы:
-
Разработка плана
реализации решения. -
Подбор исполнителей
-
Доведение решения
до исполнителей -
Мотивация.
Рассмотрим детальнее
эти виды деятельности руководителя по
реализации управленческого решения.
-
Руководство
реализацией решения представляет
процесс планирования, который позволяет
на каждом этапе решать проблемы,
связанные с достижением целей
проекта.
Разработка плана реализации
решения предусматривает такие действия:
-
Распределение
реализации решения по исполнителям в
принципе, т.е. по профессиям, уровню
квалификации, Основой успешного решения
многих задач, связанных с планированием,
является команда, работающая над этим
проектом. В термине “команда” отражается
концепция достижения людьми, работающими
над проектом, общих целей, сформулированных
при постановке задачи и планировании.
Для работы команды
необходимо:
Установить задачи
проекта. При надлежащем руководстве
команда — неисчерпаемый источник
информации и мозговых атак в процессе
принятия решений.
-
Распределение
реализации решения по срокам /временным
границам. -
Совмещение людей
и сроков. -
Административное
обеспечение. Если решение укладывается
в рамки установленных полномочий, то
условия для выполнения решения есть,
если таких полномочия нет, не хватает,
то для выполнения радения данное
работника /подразделений/ выдаются
дополнительные полномочия. -
Ресурсное,
финансовое, материальное обеспечение.
Потребности в
ресурсах. Какие ресурсы необходимы для
реализации принятого решения? Какие
конкретные виды ресурсов будут необходимы
(например, человеко-часы время, финансовые
затраты и т.д.)? Какой член команды сможет
наиболее квалифицированно использовать
каждый из необходимых ресурсов?
-
Подбор исполнителей
требует знания людей. Иногда не очень
качественное решение при правильном,
удачном подборе исполнителем приводит
к положительному исходу, и, наоборот,
хорошее решение при плохих исполнителях
может провалиться.
Выбор лидера
команды:
-
Изучение работы
членов трудового коллектива и определение
их потенциальных возможностей.
Для
этого необходимо:
-
узнать все, что
можно о способностях и характере
каждого на подчиненных; -
установить
техническую компетентность подчиненного; -
определить
способность подчиненных выполнять
работу и руководить ею; -
определить и
использовать черты характера
подчиненных, как сложившийся под
влиянием жизненных воздействий и
воспитания определенный стиль
поведения, который выражает отношение
человека к окружающему миру, к другим
людям, к самому себе и к своему делу; -
выяснить
возможности выполнения подчиненным
задания; -
выяснить
потенциальные возможности продвижения
подчиненных по судебной лестнице.
Определение
целесообразности и условия передачи
полномочий подчиненным. Для этого
надо:
-
изучить
положительный результаты риск от
передачи части полномочие, т.е.
необходимо определить, что руководитель
выиграет и потеряет от передачи части
своих полномочий; -
определить точку
зрения вышестоящего руководителя на
эти вопросы; -
определить
последствия непередачи части своих
полномочий своим подчиненным; -
изучить влияние
передачи полномочие на подчиненных
Доведение решения
до исполнителя.
Существует несколько
способов доведения решения до
исполнителей:
-
в установленном
порядке: своему заму, тот – начальнику
отдела, далее – заведующему сектора
и т.д. по управленческой иерархии; -
решение передается
непосредственно исполнителю, минуя
непосредственных руководителей; -
с помощью
привлечения исполнителей к подготовке
принятия решения, чтобы исполнитель
мог заранее настроиться на понимание
важности данного решения.
22. Регулирование
как функция управления.
Функции
– виды
деятельности, с помощью которых субъект
управления (руководитель, аппарат по
руководству предприятием) воздействует
на управляемый объект (трудовой
коллектив).
Функции управления
бывают:
-
общие
– часть управленческого цикла,
характеризующаяся регулярным видом
деятельности; -
конкретные
– определяются по принадлежности
к конкретной стадии производственного
процесса; -
специальные
– подфункция конкретной функции.
Регулирование
– управленческая
деятельность, направленная на ликвидацию
отклонений от заданного режима
функционирования и приведение объекта
управления в требуемое состояние.
Содержание
регулирования как функции менеджмента
состоит в перераспределении
материально-технических и финансовых
ресурсов, оперативном управлении ходом
производственного процесса (рис. 3.4).
Рис. 3.4. Принципы
функции регулирования
Регулирование
предполагает процесс выработки
корректирующих мер и реализации принятых
организационно-технологических,
экономических и технических решений,
обеспечивающих своевременное и
безусловное устранение выявленных
проблем (отклонений).
Задача регулирования
– обновление плановых заданий,
нормативов, стандартов с целью обеспечения
своевременного и эффективного достижения
целей организации.
В зависимости от
содержания проблемы (выявленного
отклонения) и способа выработки
регулирующего воздействия различают
два вида регулирования:
-
реактивное
– осуществляется, когда не достигнуты
стандарты. Направлено на сглаживание
отклонений от стандартов; -
упреждающее
– проблема рассматривается как
потенциальная возможность. Направлено
на улучшение деятельности или извлечение
наибольшей выгоды из представившихся
возможностей.
Процесс оперативного
регулирования включает следующие этапы:
-
информационную
подготовку для принятия решения; -
разработку и
принятие решений (формирование
альтернативных вариантов, установление
сроков выполнения, выбор исполнителей,
обработка дополнительной информации,
утверждение варианта решения, выделение
ресурсов для его реализации); -
реализацию решения
и контроль его исполнения (необходимо
организационное обеспечение решения,
т.е. наличие ресурсов в распоряжении
ответственных лиц, а также инструктивных
материалов; информационное обеспечение,
дающее возможность проводить согласованные
действия всем исполнителям).
Эффективность
(своевременность и оптимальность)
регулирования во внутришкольном
управлении основана на анализе конкретной
ситуации. В свою очередь анализ ситуации
основывается на данных, полученных в
результате контроля. Таким образом,
регулирование педагогического процесса
должно осуществляться как завершающее
звено в цепочке «контроль → анализ
результатов контроля → регулирование».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
23.02.2016105.47 Кб3018.doc
- #
- #
- #
- #
- #
Муниципальный управленческий конкурс
«Лидеры образования»
«Перспективный план развития
МАОУ СОШ №2
на 2019-2024 годы».
Выполнила: Кокшарова Е.С.,
учитель начальных классов МАОУ СОШ №2,
1 квалификационной категории.
Реж
2019
Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию
должен значительно измениться.
Мы получим реальную отдачу, если учиться
в школе будет увлекательно и интересно.
Дмитрий Медведев
РАЗДЕЛ I. Паспорт программы развития
МАОУ СОШ №2 на 2019 – 2024 годы
Наименование учреждения |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» |
Документы, послужившие основанием для разработки |
Конституция Российской Федерации; — Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; — Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» 2018-2025гг, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.01.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751); Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.02.2008 662-р); |
Разработчик программы |
Кокшарова Елена Сергеевна, учитель начальных классов |
Цель программы |
Создать на базе школы, в рамках образовательного процесса, условия для получения качественного, конкурентоспособного образования, способствующего социальной адаптации в обществе |
Задачи программы |
1.Обеспечить развитие профессиональной компетентности педагогического коллектива с учетом современных тенденций в системе образования. 2.Совершенствовать методы, технологии обучения, способствующие формированию практических умений и навыков анализа информации, самообучению; формировать исследовательские умения и навыки у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования. 3.Развивать систему поддержки талантливых детей 4.Сохранять и укреплять здоровье школьников, систематизировать работу по обеспечению социальнопсихолого-педагогического сопровождения. 5. Развивать школьную инфраструктуру 6. Рост доли внебюджетного финансирования школы из различных источников. 7. Оптимизация управления школой как результат высокого уровня управленческого состава и творческой инициативы педагогов. |
Сроки и этапы организации программы |
2019 год– 1 этап – аналитико-организационный анализ результатов выполнения предыдущей программы, внесение корректив, прогноз развития на следующие 5 лет. 2019 -2023 – 2 этап – внедренческий – реализация программы развития МАОУ СОШ №2; промежуточный анализ реализации программы развития, реализация всех направлений программы развития школы. 2024 – 3 этап – обобщающий – анализ и обобщение результативности и эффективности реализации программы, обозначение дальнейших перспектив развития МАОУ СОШ №2 |
Исполнители Программы (подпрограмм, проектов и основных мероприятий) |
Администрация ОУ Педагоги ОУ Творческие группы педагогических работников |
Объем и источники финансирования |
Бюджетные (муниципальный бюджет) и внебюджетные средства |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
За период реализации программных мероприятий ожидается: 1. Обеспечение 100% обучающихся доступности качественного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта; 2. Повышение уровня образовательной информации, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон; 3. Расширение социального партнерства; 4. Открытие и эффективное функционирование в школе инклюзивного образования детей с разными возможностями. 5.Повышение доли учащихся, победителей в предметных и межпредметных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях; 6. Развитие системы дополнительного образования как условия развития талантливых детей, расширение (обновление) перечня образовательных услуг; 7. Расширение единой образовательной информационной среды в учебной, педагогической и управленческой деятельности школы, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии. 8. Переход на критериальное оценивание по уровням освоения материала в начальной школе |
Система организации контроля |
Ежегодно будет проводиться самообследование МАОУ СОШ №2, результаты его доводятся до сведения педагогического коллектива на итоговом педагогическом совете (август). Отчет о результатах самообследования размещается на сайте школы. На основе анализа осуществляется тактическое планирование на следующий учебный год. |
РАЗДЕЛ II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В программе представлены концептуальные положения функционирования образовательного учреждения как системы, выделены главные направления преобразований, содержание предстоящей деятельности, планируемый результат и критерии его оценки. Программа развития образовательного учреждения на 2019-2024 гг. сформирована на основе самоанализа и самооценки достижений педагогического коллектива за предыдущий период развития, анализа образовательной деятельности по вопросам удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования, условиями обучения и определения актуальных проблем. Основные идеи программы развития должны пройти рассмотрение на заседаниях предметных методических объединений и педагогическом совете.
Предполагается, что в процессе реализации программы развития на 2019-2024 гг. могут появляться новые, позитивные непрогнозируемые в настоящее время эффекты, которые будут отслеживаться в период осуществления Программы и фиксироваться в ходе управленческого анализа.
Информационная справка о школе.
В нашей школе получили развитие следующие направления:
1. Работа с кадрами
2. Повышение качества образования
3. Совершенствование воспитательной системы
4. «Одарённые дети»
5. Совершенствование инфраструктуры
Высококвалифицированный стабильный учительский коллектив творчески решает поставленные перед ним задачи. В школе работает 51 педагог. Высшая категория – 15 человек, 1 категория – 23 человек, соответствие – 4, без категории – 6; 1 совместитель, 2 человека – в декретном отпуске.
В школе работают объединения:
Совет старшеклассников
Совет профилактики
Школьная служба медиации
Школьные творческие объединения (ОФП, Любята, Шахматы, Художники, школьный хор, Творческие ручки)
Миссия школы: реализация гуманистической парадигмы образования; проектирование и формирование личности школьника, его духовно-нравственной культуры, интеллектуального развития, ценностных ориентаций, способности к самореализации и гармоничному взаимодействию с социумом; создание условий для воспитания личности, заинтересованной в собственном развитии, со сформированной жизненной позицией.
Настоящая Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральной Программой развития образования, Законом «Об образовании в Российской Федерации». Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.
В настоящее время основными направлениями школьного образования являются:
Переход на ФГОС II поколения
Развитие учительского потенциала
Развитие школьной инфраструктуры
Сохранение и укрепления здоровья школьников
Поддержка и развитие одаренных детей
Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. В концепции обозначено в качестве приоритета школьной системы образования формирование следующих ключевых компетентностей учащихся, адекватных социально-экономическим условиям:
• готовность к разрешению проблем,
• технологическая компетентность,
• готовность к самообразованию,
• готовность к использованию информационных ресурсов,
• готовность к социальному взаимодействию,
• коммуникативная компетентность.
Концепция программы развития МАОУ СОШ №2 представляет собой образовательное учреждение, в котором реализуются образовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования. Основными условиями результативности развития образовательного учреждения являются обеспечение высокого уровня профессионализма педагогов и насыщенности образовательной среды, позволяющей достигать обучающимся максимальных результатов с учетом их субъективных характеристик.
Образовательное учреждение рассматривается в данной программе как единая образовательная организация, компоненты которой формируются и развиваются в соответствии с единой логикой, а все участники образовательных отношений разделяют ценности и цели, определяющие содержание ее деятельности. Достижение участников образовательных отношений (педагогов, обучающихся, их родителей (законных представителей), различных партнеров) как эмоционально разделяемое с другими чувство успеха является ведущей идеей педагогического взаимодействия в образовательной организации, ориентированной на качественное образование. Результативность образовательного процесса определяется степенью заинтересованности всех в положительных личностно значимых результатах. Достижение максимально возможных образовательных результатов каждым учащимся возможно, если решена задача оптимального сочетания требований ФГОС, индивидуальных способностей и образовательных потребностей обучающихся, разнообразных форм образовательной деятельности, эмоциональной комфортности и интенсивности деятельности обучающихся.
Результативность избранной стратегии развития образовательного учреждения зависит от реализации следующих организационно-педагогических принципов:
принципа расширение образовательного пространства обучающихся благодаря учету многообразия их интересов и образовательных потребностей;
принципа преемственности ценностей, целей, содержания, форм и методов образовательной деятельности на всем протяжении образовательного маршрута обучающихся, включающего начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование, который объединяет урочную и внеурочную деятельность, дополняемую дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами;
принципа комплексного сопровождения участников образовательных отношений; принципа прироста самостоятельности обучающихся и их ответственности за получаемые результаты образовательной деятельности;
принципа максимальной доступности образовательных ресурсов любому участнику образовательных отношений;
принципа максимальной эффективности взаимодействия участников образовательных отношений на уроках и в ходе внеурочной деятельности.
Я считаю, что для достижения заявленной миссии образовательного учреждения необходимо реализовать один из следующих проектов.
РАЗДЕЛ III. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА.
«Особые дети».
Актуальность. Напряженный ритм жизни школьников на фоне низкой двигательной активности порождает дисбаланс как интеллектуальной, так и эмоциональной сферы. Работа нервной системы в подобном режиме ведет к повышенному напряжению. Если устойчивость организма снижается, и негативные факторы внешней среды начинают оказывать свое разрушающее действие, то возникают различные психосоматические расстройства (нарушение сна, снижение аппетита, снижение работоспособности, невротические расстройства). В процессе адаптации организма к условиям внешней среды целесообразно владение методами, направленными на восстановление сил; что, в свою очередь, является психопрофилактикой, и актуально для различной возрастной категории.
Цель проекта – создание специальных образовательных условий для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для их адаптации и максимально возможной интеграции в общество.
Задачи проекта:
1. Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного процесса.
2. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития особых детей
3. Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
4. Создать на базе школы комнату для релаксации.
Основные проектные действия:
1. Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих введение и реализацию деятельности ОУ в связи с введением инклюзивного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Организация рабочей группы, обеспечивающей психолого-педагогическую сопровождение особых детей в ОУ
3. Повышение квалификации педагогов в связи с введением ФГОС ОВЗ
4. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам введения ФГОС обучающихся с ОВЗ
5. Оснащение специальным, в том числе учебным, релаксационным, реабилитационным, компьютерным оборудованием, специальной учебной литературой, наглядными пособиями для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов.
Ожидаемые результаты проекта:
Открытие и эффективное функционирование в школе инклюзивного образования детей с разными возможностями.
1. Повышение работоспособности детей с ОВЗ, снятию напряжения, снижению уровня тревожности.
2. Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений.
3. Возникновение родительского сообщества по обмену опытом, трансляция его в СМИ, на сайте школы.
4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми с разными возможностями.
Управление программой развития:
предполагает выполнение следующих управленческих функций:
— анализ проблем развития образовательного учреждения и определение перспектив их решения;
— организация временных творческих групп, ориентированных на разработку и реализацию отдельных проектов и мероприятий программы развития;
— мониторинг процесса и результатов выполнения программы развития.
Программа должна быть принята на заседании педагогического совета школы и утверждена приказом директора. Оперативное управление ходом реализации программы осуществляется администрацией школы и педагогическим советом. Система контроля реализации направлений развития, представленных в данной программе, включает в себя:
— мониторинговые исследования и аналитические отчеты о динамике реализации проекта «Особые дети» программы развития;
— самообследования образовательной организации и отдельных ее структурных подразделений;
— разработку методических рекомендаций, обмен опытом
— инновационные проекты и их презентация на различных уровнях управления образованием;
— организацию и проведение семинаров, круглых столов с участием педагогов и других участников образовательных отношений;
— анализы результатов мониторинга развития личностного потенциала обучающихся.
В ходе контрольных процедур выявляется динамика изменения качественных показателей состояния образовательного учреждения и вносятся необходимые коррективы в программу развития и различные планы, ориентированные на ее реализацию.
Отчетность о реализации программы развития представляется ежегодно.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Подпроект «Комната релаксации – путь к созданию комфортной
среды для особых детей в МАОУ СОШ №2»
Актуальность.
Комната релаксации являет собой помещение, оборудованное по специальному проекту. Пребывания в этой комнате ребенок не воспринимает как лечение или обязанность. Для него это игра, веселая и интересная. Множество разных ярких приспособлений, которые взрослым помогут войти в расслабленное состояние, у детей могут вызывать неподдельный интерес, все оборудование в этой комнате абсолютно безопасно. Комната релаксации будет сочетать в себе множество направлений терапии, применяемых в психологической практики, которые оказывают благоприятные разносторонние ощущения и воздействия на психическое и эмоциональное состояние ребенка. Особое значение стоит уделить снятию внутреннего, мышечного напряжения, понижению уровня тревожности, повышению работоспособности – именно этих показателей удастся добиться благодаря инновационному проекту по созданию комнаты релаксации.
Уникальность комнаты релаксации:
Специализированное оборудование компании The Fantastic World Snoezelen сертифицировано, предусматривает работу с обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами. Противопоказанием к посещению комнаты релаксации: является глубокая стадия умственной отсталости.
Сочетает в себе комплекс средств по направлению «терапия»:
Ароматерапия
Арт-терапия
Гидротерапия
Музыкотерапия, звукотерапия
Песочная терапия
Цветотерапия, светотерапия
Сомато — сенсорная терапия
Игротерапия
Сказкотерапия.
Вся работа будет реализовываться во взаимосвязи со специалистами школы, для учета физического развития: с медицинским работникам школы — при построении индивидуальных коррекционных маршрутов, с психологом – для отслеживания динамики психолого-физиологических преобразований, динамики результата, с логопедом (для обучающихся с ОВЗ, имеющих нарушение речи).
Ввиду того, что в нашей школе обучаются дети с ОВЗ и дети-инвалиды различных категорий (данные приведены в таблице), то оснащение в комнате релаксации будет учитывать эти особенности. Хочется отметить и тот факт, что приток детей, имеющих особые образовательные потребности, в нашу школу растет.
Информация по обучающимся с ОВЗ, детям-инвалидам
(на 01.03.2019 год в МАОУ СОШ №2)
Учебный год |
Количество обучающихся с ОВЗ |
Количество детей-инвалидов |
2016-2017 |
16 |
3 |
2017-2018 |
18 |
5 |
2018-2019 |
19 |
6 |
Постановка проблемы.
Педагог-психолог в школе нужен для поддержки психологического здоровья обучающихся, только материально-техническая база, которая есть сейчас в современных школах, не отвечает всем образовательным потребностям, в том числе и при работе с обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами, а также с обучающимися особых категорий: находящихся в ТЖС, имеющими низкую самооценку, стрессоустойчивость, высокую тревожность. В последние годы по России так же увеличились, к сожалению, случаи суицидов обучающихся в период подготовке к ЕГЭ, ОГЭ. Есть ребята, которые имеют повышенную тревожность и низкую стрессоустойчивость. Тут комната релаксации тоже была бы актуальна. Да и сами учителя, нуждаются в поддержке при синдроме «эмоционального выгорания».
Таким образом, проблема организации комнаты релаксации актуальна, и решение ее требует принятия мер как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне города и даже российского образования.
Цель проекта:
Создание условий для оказания психотерапевтической помощи особым категориям обучающихся, учителям.
Задачи:
1. Психологическая разгрузка и поддержка детей с особыми образовательными потребностями: ОВЗ, детей-инвалидов.
2. Организация психотерапевтической работы с обучающимися различных категорий: с повышенной тревожностью, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, низкой стрессоустойчивостью, низкой самооценкой и т.д.
3. Обмен опытом по эффективным способам оказания психотерапевтической деятельности со специалистами г. Екатеринбурга
4. Психологическая поддержка и разгрузка педагогического коллектива
Планируемый результат
снижение уровня тревожности у обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и детей особых категорий при помощи занятий в комнате релаксации,
предотвращение «синдрома выгорания у учителей».
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
1. Разработка проекта.
2. Прохождение определенной группы педагогов курсов повышения квалификации по теме: «Инклюзивное образование»
3. Поиск инвесторов. Участие в конкурсах с материальной поддержкой.
4. Отведение помещения для комнаты релаксации.
5. Приобретение и установка необходимых материалов и оснащения,
Реализация проекта
1. Определение групп обучающихся для проведения релаксационных занятий.
2. Первичная индивидуальная диагностика уровня тревожности обучающихся и проблем в эмоционально-волевой сфере.
3. Проведение занятий с обучающимися различных категорий, в соответствии с расписанием.
4. Педагогическое наблюдение эффективности занятий по релаксации.
5. Проведение контрольной диагностики на выявление уровня тревожности и проблем в эмоционально-волевой сфере.
6. Занятия с педагогическим коллективом, в соответствии с расписанием
Заключительный этап
1. Самоанализ. Подготовка отчета по проделанной работе.
2. Создание копилки занятий в комнате для релаксации
3. Обмен и распространение опытом
4. Публикации в СМИ о работе комнаты релаксации в ОУ
Механизм реализации проекта:
Представляет собой взаимодействие специалистов школы: администрации школы, руководителя проекта, классных руководителей, медицинского работника, социального педагога, педагога-психолога, логопеда, направленное на работу с обучающимися школы особых категорий по преодолению проблем в эмоционально-волевой сфере (Схема 1).
Схема 1.
Логопед
Медицинский работник |
Классные руководители |
Социальный педагог |
Педагог-психолог |
Обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды, обучающиеся особых категорий
Ожидаемые результаты
улучшение настроения;
появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир;
получение положительных эмоций;
нормализация сна;
снижение тревожности и беспокойства;
уменьшение раздражительности и проявлений агрессии;
отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости;
повышение иммунитета;
ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после заболеваний;
ускорение процессов мозговой активности;
стимуляция познавательных процессов и двигательной активности.
отсутствие повышенного уровня тревожности и проблем в эмоционально- волевой сфере у обучающихся
повышение уровня успеваемости у особых детей
Предполагаемый охват обучающихся, задействованных в ходе реализации проекта – 74 человека.
Время одного занятия 30-45 минут (в зависимости от возраста обучающегося). Для одного ученика курс составляет 10 занятий, 1- 2 раза в неделю. Для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов релаксационные занятия будут проводиться на постоянной основе.
Занятие рассчитано на индивидуальное проведение, возможно посещение занятие 2 обучающимися.
Кадровое обеспечение:
Проект предполагает привлечение следующих специалистов:
педагог-психолог
социальный педагог
медицинский работник
логопед
В нашем учреждении нет только логопеда. Остальные специалисты нуждаются в прохождении курсов повышения квалификации по направлению «Инклюзивное образование»
Требования к помещению комнаты релаксации:
— площадь помещения должна составлять 22-24 м²;
— возможность проветривания помещения;
— покрытия мебели и оборудования предусматривает ежедневную уборку, дезинфекцию;
— предусмотрен увлажнитель воздуха;
— на окнах размещены жалюзи;
— специализированное оборудование сертифицировано.
Перспективы проекта
1.Работа с педагогами ОУ в комнате релаксации.
2.Использование возможностей комнаты релаксации для проведения занятий другими ОУ, детскими садами («Аленький цветочек», «Колокольчик», «Голубой кораблик»)
Формы оценивания результатов реализации программы:
проведение диагностики уровня тревожности (методики в соответствии с возрастом)
педагогическое наблюдение.
Проект отвечает следующим критериям
Инновационность данного проекта состоит в использовании комплексного психотерапевтического подхода в коррекционной деятельности по средствам организации посещения обучающимися комнаты релаксации, где все факторы воздействуют на разнообразные органы чувств.
Системность проекта отражается в постоянном использовании в течение всего учебного года данной Комнаты для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, что позволит результату носить постоянный характер.
Содержательная проработанность проекта отражена в исследовании проблематики проекта наличие диагностических показателей, проработке календарного плана-графика по реализации проекта, расчету качественных и количественных показателей (предполагаемого результата).
Реалистичность заключается в адекватной оценке своих возможностей по изменению положения относительно существующей проблеме: наличия у обучающихся повышенной тревожности, с учетом положительного опыта учреждений, где существует такая Комната. Также в адекватном расчете себестоимости проекта.
Реализуемость отражена в возможности использовать данный проект в учебном заведении, не отклоняясь от учебного плана.
Перспективность проекта заключается в постоянном использовании его в школе, возможности использования Комнаты для работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания, возможности предоставления специалистам других учреждений города, использовать Комнату для работы с обучающимися (после прохождения специализированного обучения), а также в возможности внедрение проекта во все школы г. Режа.
Эффективность) проекта заключается в том, что показатели по работе измеримы, для этого будут применять методики в соответствии с возрастом, будут отражены в снижении уровня тревожности.
Технологичность нашла свое отражение в возможности использования данного проекта по снижению уровня тревожности у обучающихся в другом контексте, доступность в применении.
Расчет себестоимости сенсорной комнаты.
Наименование статьи |
Запрашиваемые средства, рубли |
Источник финансирования |
Оплата труда логопеда |
8000 |
|
Курсы профессиональной переподготовки (УрГПУ – 252/504 часа) |
15000-27000 |
|
Фотообои для отделочных работ |
5000 |
|
Увлажнитель воздуха |
1365 |
|
Жалюзи |
1000 |
|
Сенсорная комната «Релаксация» (для детей 3-13 лет + взрослые) + Доставка груза |
150 140 |
|
Монтаж комнаты |
8000 |
|
Непредвиденные расходы |
5000 |
|
Итого: |
205 505 |
Стартовый капитал – призовой фонд муниципального управленческого конкурса «Лидеры образования».