Как облегчить себе выбор палитры для рисунка и упростить работу с цветом.
Чтобы упростить подбор удачных цветовых сочетаний, многие художники обращаются к цветовым кругам и цветовым схемам. Разбираемся, какими они бывают, как ими пользоваться и почему не стоит ими злоупотреблять.
Прим.: эта статья больше подойдет для новичков в рисовании. Если вы уже опытный художник, почитайте наши статьи о температуре цвета и влиянии перспективы на нее.
Что такое цветовой круг?
Цветовой круг — это набор первичных и вторичных цветов, которые используются как основа для получения более сложных оттенков. По сути, это спектр цветов, расположенных по кругу.
Одним из самых популярных цветовых кругов считается круг Иттена (выше), в котором отображены:
- три первичных цвета: красный, синий и жёлтый;
- три вторичных, которые получились от смешивания первичных: зелёный, оранжевый и фиолетовый;
- шесть третичных (смесь первичных и вторичных): жёлто-зелёный, красно-оранжевый и другие.
На этот круг часто опираются как раз в подборе цветовых схем.
В первую очередь цветовые схемы — это инструмент дизайнера. Они упрощают работу с плакатами, постерами и оформлением интерфейсов приложений. Художники их тоже используют, но при добавлении объёма происходит отход от так называемых «локальных цветов» из-за теплохолодности, света и так далее. В этом нет ничего страшного.
Виды цветовых схем
Покажем каждую на примере круга Иттена.
Комплементарные цвета
Это два цвета, которые на круге находятся друг напротив друга. Самые распространенные комплементарные пары: синий-оранжевый, фиолетовый-жёлтый и красный-зелёный.
Их можно увидеть, например, в «Подсолнухах» Ван Гога.
Художник Николас Коул называет комплементарную цветовую схему идеальной базой.
Тренируйтесь в использовании основных комплементарных пар, чтобы понять, как направить взгляд зрителя с помощью цвета. Попробуйте упражнения, где вы рисуете в строго ограниченной палитре.
Николас Коул
Если вы будете использовать такую схему, стоит помнить о том, что цвета на вашей работе будут сильно контрастировать. Если перестараетесь — ваша картинка может стать слишком резкой.
Аналоговые цвета
Находятся рядом — такие сочетания часто встречаются в природе и постер-арте.
Такие цвета любил использовать Клод Моне:
В «Японском мостике» художник использовал зелёный цвет и немного синего, на картине очень низкий контраст между оттенками.
Треугольная схема
Состоит из цветов, которые находятся на вершинах равностороннего треугольника.
Яркий пример — «Молочница» Вермеера:
Сплит-комплементарные цвета
Находятся на вершинах равнобедренного треугольника.
Это самая простая схема для новичков, так как в её использовании очень сложно ошибиться — любые цвета в ней будут смотреться хорошо практически в любой пропорции. Наглядный пример её использования — «Регата в Аржантёе» того же Моне.
Прямоугольная схема
Состоит из двух комплементарных пар. На примере ниже показано, как сочетаются оранжевый с синим и зелёный с красным.
Наглядный пример использования этой схемы — другие подсолнухи Ван Гога.
Ван Гог также использовал четыре цвета — жёлтый для изображения цветов, зелёный для изображения вазы, голубой для стены и бледно-оранжевый для стола.
Квадратная схема
Состоят из цветов в вершинах квадрата.
Часто используются в дизайне интерьеров:
И при изображении городских пейзажей:
Монохромная схема
Это оттенки одного из 12-и цветов круга.
Яркий пример использования такой схемы — ещё одна работа Моне.
Ахроматическая схема
Комбинация чёрного, белого и оттенков серого.
Очевиднее всего эта схема в книжном тексте или на веб-странице. Пример из изобразительного искусства — некоторые работы Резы Асфара.
Как пользоваться цветовыми схемами
Используйте метод «База, нюанс, акцент»
При работе с цветом важно следить за тем, чтобы они не спорили между собой. Для этого цвета должны отличаться не только по тону, яркости и насыщенности, но и по площади цветовых пятен, чтобы рисунок не превратился в однородную массу. Количество одного основного цвета не должно быть равным количеству другого основного цвета. Лучше всего, когда это соотношение колеблется в пропорции 70 на 30% или даже 80 на 20%.
Хорошо подойдет метод, который делит палитру на базу, нюанс и акцент (БНА):
- База — цвет, который занимает на холсте наибольшую площадь. Остальные цвета художники подбирают по отношению к нему.
- Нюанс — дополнительный цвет, обычно — сосед на цветовом круге.
- Акцент — цвет, наиболее контрастный к базе. Он самый заметный, хоть и с наименьшей площадью.
Рассмотрим БНА на примере:
Жёлто-зелёный кристалл притягивает взгляд, потому что его цвет работает как акцент. Жёлто-зелёного в работе меньше, чем красного и его соседей.
Уменьшайте насыщенность всех цветов, кроме акцентного
Слишком насыщенные цвета «шумят» и перетягивают внимание на себя. Чтобы избавиться от этого эффекта и сфокусировать внимание зрителя, нужно при смешении снижать насыщенность цветов и приближать их к центру цветового круга.
Комиксистка Ann Maulina (автор Raruurien и Varunair) предпочитает уменьшать насыщенность тёмных и светлых цветов, чтобы сделать акцент на полутонах.
Ann Maulina сравнивает цвета с голосами — когда их много, получается неразборчивая какофония. Сделайте эти голоса тише, но убедитесь, что их ведёт один основной, сильный голос. Этим голосом и будет основной цвет.
Расставляйте цвета по уровню яркости
Ann Maulina советует во время использования схем расставлять цвета по уровню яркости. По мнению художницы, так их проще перенести на скетч.
Не нужно дотошно следовать схемам: используйте дополнительные цвета и оттенки
Цветовые схемы не решают всех проблем и использовать их нужно с умом. Распространённая ошибка новичков при подборе цветов — дотошное следование этим схемам и использование оттенков, которые в них участвуют. Обычно картинку не составляют из цвета схемы в чистом виде, а объединяют с помощью ненасыщенных промежуточных оттенков.
Хороший пример — популярная в кино палитра Teal Orange. Синий и оранжевый (бежевый, жёлтый) — любимое сочетание Голливуда. Это комплементарные цвета, которые можно получить, следуя схеме, но между ними есть и много других оттенков, которые в неё не попадают. Когда у вас есть всего два цвета, необходимы промежуточные оттенки, которые помогут сбалансировать картинку.
Для работы с ограниченным количеством цветов вам понадобятся промежуточные оттенки: тогда картина заиграет и соберётся воедино.
Если присмотреться, в большинстве кадров с Teal Orange можно также увидеть холодные тени, которые в контексте обретают зеленоватый оттенок. Разумеется, в кадре присутствует не только оранжевый и не только синий, цвета находятся в балансе.
Полезные ссылки
- На сайтах Adobe Color и Color Scheme можно подобрать цветовую схему онлайн, без регистрации и СМС.
- На сайте Color Lisa можно изучать цветовые палитры известных художников вроде Марка Шагала и Сальвадора Дали.
- Расширение для браузера ColorSnap будет полезно не только художникам, но и дизайнерам интерьеров. Оно подбирает цветовые палитры к любым изображениям на экране.
- Сайт Coolors также автоматически подбирает палитры к загруженным изображениям, но без установки в браузер.
- Сайт Canva тоже автоматически подбирает палитры к изображением, которые состоят из четырёх основных цветов.
- Сайт Brandfolder создаёт палитры на основе изображений, но ещё и подписывает цветовые кодировки.
Статьи:
- Помещаем объект в окружение. Изучаем свет и цвет
- Все о теплохолодности, или какого цвета будут тени, свет и рефлексы
- Температура цвета меняет перспективу. Правда ли это?
- Цвет. Температура и восприятие
- Работа с цветом. Опыт Марко Буччи, иллюстратора, сотрудничавшего с Walt Disney
- Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной
Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.
Succinct — обрезание текста
Выбор гармоничной палитры цветов для рисунка — дело ответственное. Наш преподаватель иллюстрации Саша Балашова рассказывает, как это сделать всего за семь шагов.
Выберите основной цвет вашей работы. Например, если вы рисуете деревья, то, скорее всего, вам понадобятся зеленые оттенки. Но не торопитесь, лес может быть очень разным и сине-зеленым днем, и фиолетово-синим в сумерках, и розовым на рассвете, и желто-зеленым осенью…
Выберите в вашей палитре один оттенок основного цвета. Если для работы вы выбрали зеленую гамму, то отталкивайтесь от любимого оттенка зеленого.
Для того, чтобы смешать максимум разнообразных оттенков зеленого, нам понадобятся вспомогательные цвета. Они близки к нашему основному цвету по цветовому кругу. Для зеленого это синий и желтый (берите любые оттенки этих цветов).
Смешивая зеленый с синим в разных пропорциях, вы получите хороший ряд холодных оттенков, которые будут прекрасно сочетаться. То же произойдет и при смешивании зеленого с желтым, только вы получите теплые тона.
Выберите из получившегося разнообразия те оттенки, которые точно будете использовать. Определите основной оттенок, его должно быть больше всего в работе (выбирайте на свой вкус).
Палитры, созданные по принципу смешивания близких по цветовому кругу цветов, часто выглядят скучно или слишком однообразно. Им нужны акценты. В качестве акцента нам подойдет цвет, который по цветовому кругу будет противоположен нашему основному оттенку. Основной оттенок зелено-желтый, а значит к нему мы берем красно-розовый.
Обязательно сделайте предварительный цветовой набросок вашего сюжета, чтобы определить, какие массы цветов, каким цветом будут нарисованы. Не забывайте о том, что любой работе понадобятся и приглушенные оттенки, близкие к серой гамме, они всегда хорошо впишутся в вашу работу и помогут ярким чистым цветам «звучать».
Цвет является основным ключом к нашим эмоциям. Он помогает понять события, смысл определенного жизненного периода. Цвет – это поток энергии, которая может передавать как положительное, так и отрицательное. У каждого есть шанс прочувствовать эту энергию не только в музеях, галереях или интернете, рассматривая произведения искусства, но и самому купить краски и взять в руки кисть. В процессе очень важно исследовать цвет, с помощью нужных комбинаций управлять эмоциями.
Художников нынче очень серьезно беспокоят вопросы цвета. Многие картины на наших выставках говорят об отсутствии цветовой культуры. В одних — неуместная, безвкусная яркость. В других — серость, выдаваемая авторами за тонкость цвета. Между тем, основы подлинной науки о цвете — в познании образов, в правильном сочетании. Эту гамму нужно почувствовать, понять, что она передает, какую эмоцию дает каждый цвет по отдельности и в сочетании с другими цветами. Есть несколько хороших приемов для начала изучения цветовой палитры вашего будущего шедевра.
1. Копирование цветовой гаммы
Первое из правил – учиться на работах других. Художники разных эпох постоянно брали чужие элементы и очень часто получали нужный результат. Это необъятное поле для экспериментов. Ведь какое сейчас количество шедевров, которыми мы наслаждаемся.
Давайте представим, что у вас есть нарисованный эскиз, но вы без понятия, как правильно управлять цветовой гаммой. Проблема довольно-таки частая. Ведь сколько хороших работ можно испортить, неправильно подобрав цвета. Для решения данной проблемы можно поискать похожие примеры, посмотреть на используемую цветовую палитру, сравнить с нашим ожидаемым результатом и понять, подходит ли она нам по ощущениям.
Скорее всего, в нужной гамме будет 2-3 основных цвета и 3-5 дополнительных цветов. На черновике можно попрактиковаться в смешивании красок, чтобы добиться нужного результата. Самая главная задача состоит в выдержке основного колорита рисунка.
2. Использование сближенной палитры цветов
О цветовой палитре обязательно надо задумываться заранее. Нежелательно наносить один цвет и только потом додумывать, что подойдет. Хорошая тактика – выбрать один оттенок и двигаться от него в разные стороны.
3. Техника наоборот – контрасты
Поначалу работы с техникой движения от одного цвета могут быть скучноваты и однообразны. Зритель сразу будет искать цветовой акцент. Большинство художников знают этот и применяют эту технику. Лучше всего нам поможет в этом природа.
С помощью таких контрастов мы можем выделить главное из общего, существенное из несущественного, правильно расставить акценты.
3. Не бойтесь грязи
Разные замыслы требуют разного подхода и техники. В академической живописи основным подходом являются естественные цветовые палитры с плавными переходами. Как же правильней всего передать, допустим, красоту зимне-весеннего пейзажа, где небо синее, молоденькая трава зеленая, а снег до сих пор белый? Можно попробовать добавить немного грязи. Это не грязь в прямом смысле, а всего лишь смешение цветов для плавных переходов. Такая техника сделает вашу работу более правдоподобной, ненавязчивой.
4. Монохромный стиль
Если вы замечаете у себя явные проблемы с цветовой палитрой, попробуйте поиграться с тенями. Вещь, которую очень трудно испортить – это монохром. Немного усложнит задачу выбор дополнительного одного цвета. Но такой метод одновременно и предотвратит путаницу.
Конечно, в школах живописи более точные правила. Вам могут показать примеры одного художника, но если вы попытаетесь писать в таком стиле, ваши работы могут подвергнуться жесткой критике. Ну а если вы сами начинаете рисовать дома, то вам нечего бояться. Смело смешивайте цвета, вдохновляйтесь и творите. Не останавливайтесь, если с первого раза что-то не выйдет. Это все будет служить прекрасным опытом. Ошибками, на которых вы будете учиться. Сделав 100 попыток, 101 обязательно выйдет изумительной 🙂
Превью: Depositphotos
Читайте также:
Понимание цвета
Лучшие видео уроки по теории цвета
Цветовые тренды мира по сезонам года
Работать с цветом учат еще в самом начале творческого пути, когда молодой разрисовыватель обоев и штор приходит постигать азы искусства в художественную школу. Тогда потихоньку начинают проясняться всякие физические законы: как меняется восприятие цвета с удалением предмета от зрителя, почему стволы елок не такие коричневые, как на рисунках акварелью из средней школы и прочие такие штуки. Но это стандартные для всех художников правила, а у иллюстраторов они не всегда работают. В этой статье напишем советы как раз для последних.
Подбор палитры
Важно сразу определиться, какие цвета вы хотите использовать в своей работе, чтобы заранее приготовить палитру. Работая с «цифрой», это не так критично, но и здесь получится избежать ненужных исправлений и правок в процессе работы. Иллюстрация — не живописное полотно, которое призвано отразить красоту реального мира. Ведь это может быть и нереальная вселенная, которая существует по своим законам и имеет зеленое небо в крапинку вместо синего.
Учить подбирать цвета редакция не собирается, но если читателям интересны публикации на такую тему — пишите пожелания в комментарии к этой статье. Сделаем подборку советов для новичков по режимам наложения слоёв в Фотошопе, например.
Цветовые модели
Зелёный может быть у вас на мониторе, который поддерживает охват цветового пространства AdobeRGB. А у заказчика, на его IPS-матрице со средненьким охватом sRGB, зелень очень просто может уйти в синеву. Поэтому проверяйте цветовое пространство, в котором работаете, и желательно до того, как отправите готовую иллюстрацию на согласование.
Но это если вы делаете картинки для веба. Если же ваши иллюстрации будут печатать на бумаге, то не забудьте сделать цветокоррекцию, чтобы картинка нормально перевелась из RGB в CMYK. Или оставьте этот процесс на откуп специалистам типографии. Но чтобы избежать нервотрёпки, лучше продумать всё самостоятельно.
Еще стоит помнить, что в векторе поменять цвета не так сложно, как при работе с растровой графикой. Множество цветовых переходов, нарисованных на одном слое, мало чем отличаются от холста или листа бумаги с красками, если при создании растровой иллюстрации не пользоваться разными слоями.
Эмоциональный отклик
Тёплые оттенки согревают зрителя и помогают транслировать позитивные и яркие эмоции через иллюстрацию. Холодные же, наоборот, позволяют успокоиться и погрузить внимание человека в сон и оцепенение. Напрашивается сравнение с ледяным и оттаявшим сердцем Кая из «Снежной королевы». Так, использование контрастных цветов позволяет отразить противостояние противоположных смыслов и создать визуальное напряжение между ними.
Главное не переборщить, уйдя в кричащие кислотные оттенки, которые хоть и привлекают внимание, особенно детское, но в итоге притупляют восприятие. Ведь очень часто, насмотревшись современных ярких мультиков, дети уже не воспринимают пастельные тона, считая их скучными. Это как посмотреть советского «Винни Пуха» после американского — будет казаться невыразительным. Хотя подчас глубина и смысл произведения становятся доступны лишь со временем, а обилие и яркость цветов эмоционально оглушают зрителя, делая его восприятие поверхностным.
Айдентика бренда
Не все иллюстрации делаются для книг. Немало их сейчас рисуется для использования в визуальных системах брендов исключительно для цифровой среды — одни мобильные приложения Сбера чего стоят. В этих изображениях цветовая палитра подчиняется бренду и его фирменному стилю, а композиция строится по дизайн-системе: иллюстрация и в веб-пространстве остаётся не только украшением, но и помощником в раскрытии смыслов.
Для таких целей иногда продумывается серия иллюстраций для главных экранов приложения, где должны быть использованы определенные цвета или оттенки.
Заключение
По работе с цветом написано множество толстых трактатов, самый примечательный из них — «Искусство цвета» от Йоханнеса Иттена. Но пересказывать их в статьях на «Илюстраторсе» нет никакого смысла. Зато мы постарались написать несколько актуальных советов, призванных помочь в работе или учебе.
Редактор блога, который пишет эту и другие статьи, не является профессиональным иллюстратором. Поэтому будет отлично, если опытные читатели дополнят получившийся материал комментариями по теме — так и новичкам будет интересно.
Содержание:
-
Что такое цветовые гармонии?
-
Монохромная гармония
-
Комплементарная гармония
-
Аналоговая гармония
-
Аналогово-комплементарная гармония
-
Гармония триады
-
Раздельно-комплементарная гармония
-
Гармония тетрады
-
Заключение
-
Сказать автору спасибо!
ЧТО ТАКОЕ ЦВЕТОВЫЕ ГАРМОНИИ?
Цветовыми схемами или гармониями называются сочетания оттенков, гармоничные для нашего восприятия. Теория цветовых гармоний лежит в основе всех цветовых решений в работах художников, модельеров и дизайнеров. Какие цветовые гармонии существуют? Чем они различаются, когда и какую из них стоит использовать? Ответы на все эти вопросы вы найдёте ниже.
Начну с того, что каждая цветовая схема основана на концепции цветового круга. Основные цвета (красный, синий и жёлтый) равноудалены друг от друга в трех точках этого круга. Между ними располагаются вторичные (смешанные) цвета: оранжевый, фиолетовый и зелёный. Для эффективной работы с цветовыми схемами следует начать с изучения цветового круга. Например, выполнить упражнение, в ходе которого, с использованием всего трёх основных цветов создаётся цветовой круг. Такое упражнение можно выполнить карандашами или красками. Оно поможет запомнить, как располагаются оттенки на цветовом круге, и понять закономерность получения различных оттенков.
Затем будет необходимо определиться с основным цветом работы. Основной цвет — это оттенок, который должен обязательно присутствовать в работе. Обычно его выбирают когда его либо нельзя изменить (например, при рисовании портрета, оттенок кожи будет основным), либо потому, что именно этот оттенок хочется или необходимо обыграть для получения определённого эффекта. После выбора основного цвета можно переходить к выбору цветовой гармонии.
МОНОХРОМНАЯ ГАРМОНИЯ
Такая схема строится на сочетании оттенков одного цвета, которые различаются тоном, светлотой и насыщенностью. Монохромную гармонию довольно часто можно встретить в изобразительном искусстве и дизайне одежды, а вот в интерьере, как правило, её не используют. Монохромные интерьеры плохо воспринимаются человеком и могут вызывать ощущение психологического дискомфорта. Зато рисунки, выполненные с применением подобной схемы, выглядят гармонично и интересно.
КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ГАРМОНИЯ
Комплементарную гармонию также называют контрастной, дополнительной или полярной. Она основывается на двух оттенках, максимально удалённых друг от друга на цветовом круге. Это одна из наиболее распространённых, понятных, и по сути, беспроигрышных гармоний. Работы, выполненные с применением комплементарной цветовой схемы, выглядят сочно и контрастно. Такую гармонию охотно используют для создания броских иллюстраций, постеров к фильмам. Популярна она и в мире моды. На её основе создают модные сочетания для уверенных в себе людей, которые хотят выделиться из толпы. Встречаются комплементарные решения и в дизайне интерьеров (обычно в тех помещениях, где нужно подчеркнуть формальность и энергичность — например, в гостинных). Примеры применения комплементарной гармонии найти несложно — они не перегружены цветом и при этом выглядят максимально выразительно и контрастно.
АНАЛОГОВАЯ ГАРМОНИЯ
Аналоговая гармония состоит из оттенков смежных цветов, расположенных на цветовом круге по соседству друг с другом. Примеры использования аналоговой схемы на первый взгляд немного напоминают монохромные цветовые решения, но в аналоговой схеме задействуется более широкий спектр оттенков. Может показаться, что это довольно простая гармония, для подбора которой не требуется особых навыков. Определяется основной цвет, добавляются прилегающие к нему оттенки и всё — цветовая схема готова. Однако, не всё так просто, как кажется. Сложность схемы заключается в поиске оптимального баланса между выбранными оттенками. Если оттенки будут слишком схожи по тону, светлоте и насыщенности, работа получится монотонной и скучной. Зато правильный баланс оттенков аналоговой схемы поможет придать работам «особое настроение».
При использовании такой гармонией, определяется доминирующий цвет, затем ещё один оттенок используется как поддерживающий, и третий — в качестве акцента. Акцентом в аналоговом решении может стать и любой ахроматический цвет (белый, чёрный или серый). В живописи аналоговую гармонию применяют чаще всего для передачи настроения, например ощущения «серого мрачного утра» или «золотой осени». Также её охотно используют модельеры для создания спокойных стильных коллекций, а ещё в дизайне помещений, в которых должны царить покой и уют (например, в спальнях). Примеры аналоговой гармонии обычно довольно легко угадываются среди других, так как работы, выполненные в такой гармонии выглядят так, будто мы смотрим на них через цветное стекло.
АНАЛОГОВО-КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ГАРМОНИЯ
Аналогово-комплементарную гармонию порой относят к разновидностям аналоговой, а иногда выделяют, как отдельный вид. Отличается такая гармония от аналоговой добавлением в палитру комплементарного оттенка. Такой оттенок выступает в качестве акцента и может быть комплементарен любому оттенку из выбранной аналоговой палитры, но только одному из них.
Палитра аналогово-комплементарной гармонии довольно часто используется в искусстве и макияже. Однако, есть небольшой нюанс. Когда такая гармония используется в изобразительном искусстве, комплементарный акцент рекомендуется подбирать с температурой, противоположной основной палитре. То есть для палитры холодных аналоговых оттенков подбирается тёплый комплементарный акцент, и наоборот. Но в случае с макияжем или одеждой акцент подбирается, как правило, той же температуры, иначе он может выбиваться из общей картины и выглядеть чужеродно.
Если у вас есть сложности с определением температуры цвета, после прочтения статьи, посмотрите видео на моём YouTube-канале, где я подробно разбирала этот вопрос. На самом деле, там всё очень просто. Чуть позже на сайте появится и статья на эту тему.
ГАРМОНИЯ ТРИАДЫ
В основе классической цветовой триады лежат три цвета, равноудалённые друг от друга на цветовом круге. Такая схема популярна в изобразительном искусстве, так как она даёт сильный визуальный контраст, сохраняя при этом умеренность и баланс. Работы, выполненные в палитре классической цветовой триады, выглядят более спокойно и сбалансированно, чем работы, основанные на комплементарной палитре. В схеме триады один цвет выбирается в качестве основного, а два других используются как дополнительные. Причём, все оттенки должны быть равноудалены друг от друга на цветовом круге. Другими словами, в основе классической триады лежит равносторонний треугольник. Наиболее яркие и броские триады основаны на первичных, базовых, цветах (красном, жёлтом и синем), а более уравновешенные на вторичных (фиолетовом, оранжевом и зелёном).
Можно сказать, что возможности классической триады безграничны. Её палитра универсальна и может использоваться практически без ограничений. Изменяя тон, насыщенность или светлоту одного из трёх оттенков, вы можете каждый раз получать абсолютно новый результат. Для сохранения баланса в палитру триады не рекомендуется добавлять дополнительные акценты. Если вы всё же решите дополнить триаду, сделайте это лучше с помощью ахроматических оттенков. Иначе может получиться цветовой хаос. Примеров триады можно найти огромное множество, вот только некоторые из них. Триада, как и комплементарная схема, охотно используется для смелых дизайнов одежды и на афишах фильмов.
РАЗДЕЛЬНО-КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ГАРМОНИЯ
На первый взгляд раздельно-комплементарная схема похожа на триаду (иногда её даже называют контрастной триадой), но по своей сути и получаемому эффекту она всё же ближе к комплементарной. Её отличие от комплементарной гармонии заключается в том, что в пару к основному цвету берётся не дополнительный, а два соседних оттенка, прилегающих к нему на цветовом круге.
По создаваемому эффекту и настроению раздельно-комплементарная схема довольно близка к комплементарной. Но из-за отсутствия в её палитре оттенка, контрастного основному, с её помощью получаются выразительные и в то же время более спокойные и уравновешенные работы. Считается, что такая гармония является наиболее универсальной и её сложнее всего испортить. Применять раздельно-комплементарную гармонию можно практически в любой области.
ГАРМОНИЯ ТЕТРАДЫ
Цветовая палитра тетрады основывается на четырёх оттенках. Схемой расположения для них на цветовом круге могут стать квадрат, прямоугольник или трапеция. У гармонии, основанной на квадрате, относительно немного вариаций. В виду равноудалённости оттенков друг от друга, в квадратной гармонии отсутствуют аналоговые цвета и такую гармонию довольно сложно сбалансировать. Решением может стать использование одного цвета в качестве основного, а остальных в качестве дополнительных. Квадратная тетрада больше подойдёт достаточно опытным авторам, которые с лёгкостью оперируют более простыми гармониями. Чаще всего квадратную тетраду можно встретить в искусстве. В макияже она не используется из-за избыточности цвета, в одежде также применяется достаточно редко, ну а в дизайне интерьера, прямо скажем, на любителя.
В отличие от квадратной, прямоугольная тетрада имеет куда большее количество вариаций и применений. Её легче сбалансировать из-за присутствия в ней близких друг к другу на цветовом круге оттенков. При использовании прямоугольной тетрады, рекомендуется определить пару доминирующих и пару дополняющих цветов, иначе такая схема может выглядеть разбалансированно и избыточно.
Схема трапеции — это что-то среднее между гармониями квадрата и прямоугольника. Два оттенка в цветовой трапеции аналоговые и расположены близко друг к другу, а два других, напротив, довольно сильно удалены на цветовом круге от первой пары и друг от друга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все вышеупомянутые виды цветовых гармоний не просто существуют и находят своё применение в изобразительном искусстве, дизайне одежды и интерьера, но и, по сути, являются фундаментом для принятия большинства творческих решений. Кроме того, грамотное и осмысленное использование оттенков является одним из необходимых условий для получения хорошего результата. Полезно не только изучать различные цветовые гармонии, но и анализировать их использование опытными мастерами.
Совет: если вы — начинающий художник или дизайнер, не пытайтесь сразу же покорять тетрады. Начните с более простых гармоний и цветовых сочетаний. Так вы быстрее разберётесь с применением различных гармоний и ваши работы станут более выразительными уже в процессе обучения. Но даже если вы совсем далеки от мира моды и искусства, разобраться с цветовыми гармониями будет полезно. С их помощью вы сможете подобрать для себя более подходящий гардероб, подобрать интересный макияж и сделать свой дом более уютным и комфортным.
Автор статьи: Юлия Омельченко
Специально для сайта artcolor.online
Курсы рисования и поддержка на Boosty
ЕСЛИ СТАТЬЯ БЫЛА ВАМ ПОЛЕЗНА, ПОДЕЛИТЕСЬ ИНФОРМАЦИЕЙ С ДРУЗЬЯМИ!
Посетите бесплатный урок рисования цветными карандашами!