Как составить основную часть проекта

Следование четкой структуре курсовой работы – одно из обязательных требований для получения хорошей итоговой оценки. На этом мы уже не раз делали акцент на нашем телеграм-канале.

Если вам нужны скидки и акции, заходите в наш специальный телеграм-канал, где мы каждую неделю публикуем скидки, которых больше нет нигде. А если хотите знать, как писать основную часть курсовой работы – читайте эту статью.

Основная часть курсовой работы: что в неё входит?

В основной части автор вводит нас в курс исследуемой проблемы, обобщает имеющиеся сведения и ищет решение, знакомит с другими мнениями, концепциями и исследованиями по теме.

Именно в основной части автор раскрывает тему, решает задачи, подробно рассматривает объект и предмет исследования.

Основная часть курсовой работы включает в себя 2-4 раздела, каждый из которых делится на параграфы/пункты, которые по объему меньше глав. Она состоит из теоретической и практической (эмпирической) частей. При этом практическая часть может отсутствовать, если работа носит чисто теоретических характер и не имеет практической направленности.

Требования к написанию основной части курсовой работы

Основная часть курсовой – самая объемная во всей работе. Она должна составлять до 80% всего объема проекта.

Вот несколько правил, которые следует соблюдать при написании основной части курсовой:

  1. Названия глав и подпунктов не должны повторять основную тему проекта, но должны полностью отображать их содержание.
  2. На этапе сбора материала, его сортировки и обработки следует соблюдать логическую связь между всеми структурными элементами и соблюдать строгую последовательность подачи информации.
  3. Следует проверить правильность структуры и оформления работы.

Рекомендации по созданию структуры основной части курсовой

Основная часть состоит из трех глав – это оптимальное количество разделов:

  1. Первый раздел – теоретический. Здесь автор анализирует исследования ученых, описывает суть проблемы, исследует разные подходы к решению, оценивает и обосновывает собственную точку зрения. Этот раздел станет методическим, теоретическим фундаментом для изучения проблемы и нахождения способов ее решения. Можно использовать графические материалы, расчеты из официальных источников и отсылки на другие проекты по теме.
  2. Вторя часть – аналитическая. Структуру можно менять в зависимости от темы, целей и задач курсовой. Цель этой части состоит в точном и тщательном отражении факторов, которые напрямую влияют на анализируемые процессы. Анализ всегда целевой и содержательный, соответствует поставленным целям и задачам, обосновывает рекомендации и предложения по улучшению развития объекта исследования. В этой части нужно не просто констатировать факты, но и описывать конкретные недостатки, причины их возникновения и пути устранения.
  3. Третья часть – экспериментальная (проектная). Может присутствовать не во всех курсовых, а лишь в проектах практической направленности. Здесь автор разрабатывает и обосновывает пути решения проблемы, с которой знакомил читателя еще во введении, делает смелые предположения и дает ценные рекомендации по усовершенствованию исследуемых процессов, их экономической эффективности.

Такое деление курсовой работы носит рекомендательный характер и может меняться в зависимости от тематики и направленности курсовой. В целом структуру и логику проекта студент должен обсуждать вместе с руководителем, чтобы учесть все особенности объекта изучения.

Оформление основной части курсовой работы: основные моменты

Основная часть должна соответствовать основным требованиям ГОСТ и внутренним рекомендациям вуза. Вот основные положения:

  • шрифт Times New Romans, 14 размер;
  • расстояние между строками – 1,5 интервал;
  • выравнивание по ширине;
  • отступы слева – 2,5 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу – по 2 см;
  • отступы между абзацами – 1,5 см;
  • цвет шрифта – черный;
  • печать только на белых листах формата А4, односторонняя.

Кроме того, все страницы должны быть пронумерованы. Заголовки и подзаголовки выравниваются по центру, без переносов и разрывов.

Если по тексту нужно вставить картинку, график или таблицу, им дают порядковый номер и подпись (вверху таблицы и внизу схемы и рисунка), точку в конце не ставят. Если графический элемент занимает больше одной страницы, лучше его вынести за пределы основной части в раздел с приложениями. Подробнее ознакомиться с требованиями можно в статье по оформлению практической части курсовой работы.

Чтобы понимать, о чем идет речь, можете скачать пример основной части курсовой работы.

Клише для курсовой работы (основная часть)

Фразы-клише для первой главы:

  • Ключевые понятия для нашего исследования – это …. 
  • … называется … 
  • На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…» 
  • Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как … 
  • Клюев С.С. понимает под термином … 
  • Петров В.С. рассматривает … как … 
  • Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение … 
  • … — это … 
  • Сайт … предлагает следующее определение понятия … 
  • В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что … 
  • Принято считать, что … 
  • Вначале обратимся к истории вопроса … 
  • Общепризнанным считается … 
  • История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … 
  • Из книги … мы узнали, что … 
  • Согласно позиции Усова И.Н., высказанной в статье … «…», … 
  • По мнению Иванова В.В. … 
  • Возможно, это связано … 
  • Кроме того, … 
  • Вместе с тем,.. 
  • Интересно, что … 
  • Распространённым является мнение, что … 
  • При этом важно отметить, что… 

Фразы-клише для второй главы (эмпирической):

  • Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. 
  • В опросе приняли участие … учащихся и … родителей. Респондентам были заданы следующие вопросы: … 
  • Исследование проводилось на материале … 
  • В качестве материала для исследования мы взяли …. 
  • Источником приведенных примеров стали … 
  • Результаты анкетирования представлены в таблице 1. На рисунке 2 представлены … 
  • На рисунке 3 вы можете видеть … 
  • В данном случае мы видим … / имеем дело с … 
  • При этом нельзя не отметить … 
  • Обращает на себя внимание тот факт, что … Диаграмма показывает …- 

Теперь вы видите, что основная часть курсовой – это самый объемный и внушительный кусок работы. И если у вас вдруг нет времени или сил на его самостоятельное написание, сервис студенческой помощи подсобит.

Наталья

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.



Проектная работа состоит из различных разделов, часть из них является обязательными при выполнении работы и без их включения проект не будет принят (например, Содержание, Введение, Теоретическая и Практическая главы, Заключение, Список литературы), часть разделов является необязательными (например, Глоссарий, Аннотация, Приложения и т.д.), но они способствуют раскрытию темы, а также облегчают восприятие информации, при этом часть разделов проектной работы не могут быть использованы при написании проекта совместно (Аннотация, Паспорт, Пояснительная записка), рассмотрим подробно структуру проектной работы и что должен включать каждый из разделов.

Обязательные разделы проектной работы

Рассмотрим, из каких разделов должна состоять стандартная проектная работа для школ и колледжей.

Первым листом любой проектной работы является «Титульный лист», на котором указываются школа, название работы, данные ученика, учителя, населенный пункт и год написания (подробнее можно прочитать здесь). Правильно оформить титульный лист важно, как его оформить, можно прочитать на странице «Правила оформления титульного листа для проектной работы».

Титульный лист проектной работы

Титульный лист проектной работы

Далее за титульным листом следует «Содержание», в котором указываются все разделы проектной работы, номер страницы на которой они начинаются (кроме титульного листа и самого содержания) подробнее с требованиями предъявляемыми к содержанию проекта, о том как его составить можно прочитать на странице «Содержание проектной работы». Как правильно оформить содержание проектной работы можно прочитать здесь.

Содержание проектной работы

Содержание проектной работы

После «Содержания» следует «Введение». Введение является одни из важнейших структурных элементов проектной работы, ведь именно в нем отражается актуальность работы, ставится цель и задачи работы, выдвигается гипотеза, которая в ходе выполнения работы должна быть подтверждена, либо опровергнута.

Введение проектной работы

Введение проектной работы

Стандартная структура введения включает следующие блоки:

  • Актуальность темы исследования.
  • Цель работы.
  • Задачи.
  • Объект исследования.
  • Предмет исследования.
  • Гипотеза исследования (для исследовательских проектов).
  • Основные источники получения информации.
  • Практическая значимость работы.
  • Методы исследования.
  • Структура работы.

Кроме вышеперечисленных блоков, во введении может быть указана проблема исследования, теоретическая значимость.

Подробно ознакомится с требованиями к введению и каждому элементу который входит в его состав, какие из них обязательные, а какие можно не указывать, посмотреть примеры можно на странице «Введение проектной работы».

За «Введением» следует основная часть проектной работы, состоящая из 2 глав. Если в проектной работе есть исследовательская часть, то она располагается во 2 главе (1 глава является теоретической). Каждая глава состоит из 2-3 параграфов.

Основная часть проектной работы

Основная часть проектной работы

После основного текста работы располагается «Заключение», в котором кратко (1-2 страницы) даются выводы по всем параграфам (именно параграфам) проекта, если во введении была выдвинута гипотеза, то в заключении необходимо указать – была она подтверждена или опровергнута.

Заключение проектной работы

Заключение проектной работы

Следующим за «Заключением» разделом проектной работы является «Список использованных источников», в который необходимо включить всю литературу, которая была использована в ходе написания проекта.

Список литературы использованной при написании проектной работы

Список использованной литературы проектной работы

Заключительным разделом любой проектной работы выступает «Приложение(я)», в данном разделе помещается вся дополнительная информация, которая помогает детально раскрыть тему работы, так, например, в приложения можно вынести картинки и фотографии, анкету, методики и прочее.

Дополнительные разделы проектной работы

Кроме вышеперечисленных разделов, в некоторых проектных работах требуется включение дополнительных разделов:

  1. Паспорт проектной работы — требования к паспорту при его необходимости, выдаются учителем (преподавателем), если требований к паспорту выдано не было с требованиями и примерами, можно ознакомиться на странице «Паспорт проектной работы».
  2. Аннотация – является ещё одним элементом, который встречается в некоторых проектных работах, но не является стандартным требованием к их написанию. В аннотации даётся краткое описание всего проекта, объём аннотации: не более 1 страницы, подробнее о подготовке аннотации к проекту на странице «Аннотация к проектной работе».
  3. Пояснительная записка – данный дополнительный раздел, так же как и аннотация описывает проектную работу, но в отличие от аннотации пояснительная записка содержит большее количество разделов и может занимать более 1 страницы, подробнее о её составлении можно прочитать здесь.
  4. Паспорт проектной работы, аннотация и пояснительная записка являются взаимозаменяемыми разделами, ведь каждый из них кратко описывает проектную работу, поэтому не следует подготавливать каждый из них, следует подготавливать лишь тот который заявлен в положении или в требованиях, представленных руководителем.

  5. Глоссарий (список терминов) – в нём даётся расшифровка или краткое описание слова/понятия. Список терминов располагается после титульного листа, требования выдвигаемые к данному разделу представлены на странице «Глоссарий в проектной работы».
  6. Список сокращений – данный раздел в проектной работе требуется для расшифровки аббревиатур и сокращений применённых при выполнении проектной работы, его следует включать в проект лишь в том случае, если их в работе присутствует большое количество. Подробнее с требованиями и примерами можно ознакомиться на странице «Список сокращений в проектной работе».

Дополнительные материалы к проектной работе

Помимо подготовки самой проектной работы для её защиты могут потребоваться следующие документы:

  1. Речь к защите – краткое содержание проектной работы, содержащее основные результаты и сделанные выводы, требуется для защиты проекта. Подробнее с требованиями и примерами можно ознакомиться на странице «Речь к защите проектной работы».
  2. Презентация – может требоваться на защите для наглядного представления проектной работы, также может быть продуктом проектной деятельности. Подробнее с требованиями и примерами можно ознакомиться на странице «Презентация».
  3. Продукт проектной деятельности – в большинстве случаев является каким-либо материальным объектом, который наглядно показывает результат выполнения проектной работы. Подробнее с требованиями и примерами можно ознакомиться на странице «Продукты проектной деятельности».
  4. Тезисный доклад – представляет собой обобщённую информацию, представленную в проектной (исследовательской) работе, имеет объём до 1 страницы и включает актуальность темы исследования (актуальность проблемы), степень изученности темы, предмет исследования, новизну работы, а также краткие выводы и рекомендации.

Соблюдение четкой структуры исследовательского проекта при его написании учащимся школы играет важную роль в формировании у школьников навыков грамотного оформления учебных индивидуальных проектов, которые в дальнейшем могут быть использованы при написании серьезных научно-исследовательских работ. В иной формулировке смотри: структуру исследовательской работы

Структура исследовательского проекта обучающихся школы представляет собой:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • введение;
  • основная часть (главы);
  • заключение;
  • список использованной литературы;
  • приложения (при необходимости).

Первой страницей индивидуального исследовательского проекта школьника является титульный лист, на котором указывается тема работы, ее автор(-ы) и руководитель, а также общеобразовательное учреждение, в котором был написан учебно-исследовательский или научно-исследовательский проект.

Существуют установленные правила оформления титульного листа ученического исследовательского проекта, также как и соблюдение структуры проекта при его написании.

Титульный лист должен содержать следующие сведения:

  • полное наименование образовательной организации, в которой выполнен исследовательский проект;
  • название проекта, определяющее рамки проведенного исследования; название должно быть кратким и точно соответствовать содержанию исследования;
  • фамилия, имя, отчество обучающегося;
  • класс;
  • фамилия, инициалы, научные степени и звания руководителя исследовательской работы;
  • год и город —  внизу страницы, в центре.

Далее составляется содержание проекта, представляющее собой указание на основные элементы исследовательского проекта: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения. Напротив всех заголовков в оглавлении индивидуального исследовательского проекта ставятся номера страниц, с которых начинаются разделы. Заголовки в оглавлении проекта должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать заголовки, переформулировать их и менять поочередность.

В заголовках глав исследовательского проекта должна соблюдаться логика исследования. Художественные и вопросительные формы предложений не подходят в качестве заголовков глав и параграфов индивидуальных проектов учащихся школы. 

Оглавление исследовательского проекта помещается перед основной частью, чтобы сразу показать структуру работы.

Введение исследовательского проекта

Введение содержит все основные положения исследовательского проекта в сжатой форме.

Введение школьного проекта должно включать в себя:

  • актуальность исследования;
  • проблему исследования;
  • формулировку темы;
  • объект, предмет;
  • цель, гипотезу;
  • задачи;
  • методы исследования;
  • практическую значимость и новизну;
  • краткий анализ изученной литературы.

Тема исследовательского проекта в школе должна быть оригинальной, перекликаться с изучаемым на уроках материалом или личными интересами ребенка, давать возможность относительно быстрого написания исследовательского проекта, но при этом не быть слишком поверхностной и простой.

Актуальность проекта формируют причины, указывающие на изучение именно этой проблемы в настоящее время.

Цель исследовательского проекта формулируется исходя из того, какой результат предполагается получить в ходе проведения исследования. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

Гипотеза исследовательского проекта — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик. Такое предположение не может быть утверждением или отрицанием, так как оно ещё не доказано.

Задачи исследовательского проекта показывают, что автор работы собирается делать для достижения поставленной цели. Формулировка задач тесно связана со структурой ученического исследовательского проекта. В отличие от цели, которая одна, задач может быть несколько.

Структура исследовательского проекта в школе также подразумевает формулирование во введении объекта и предмета исследования обучающегося школы, описание методов исследования, используемых для достижения цели индивидуального проекта школьника, теоретической значимости проекта, выраженной описанием того, как могут применяться полученные результаты в жизни человека, обществе и практической ценности полученных результатов, указывающей на возможность их использования.

Новизной проекта может считаться отсутствие аналогичных исследований, новизна темы, методического решения, оригинальность постановки целей и задач, а также гипотез.

Литературный обзор проекта в нашей структуре – это краткое описание того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре литературы необходимо показать, что вы знакомы с областью исследований по нескольким источникам и что вами поставлена новая задача, отличная от других исследований.

Основная часть исследовательского проекта

Основная часть индивидуального исследовательского проекта может состоять из 2-3 глав. Глава 1 обычно содержит итоги анализа теоретического материала, полученного из литературных источников по исследуемой проблеме, здесь подробно рассматриваются методика и техника исследования.

Во 2-3 главах описываются практические этапы самого проекта, интерпретируются теоретические данные, выявляются определенные закономерности в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. В соответствии со структурой глава индивидуального исследовательского проекта завершается выводами. Каждый элемент основной части исследования представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент.

Основная часть проекта, представленная главами, содержит:

  • обзор литературы по теме и выбор направления исследований;
  • описание источников информации;
  • изложение общей концепции и основных методов исследования;
  • содержание теоретических и /или  экспериментальных исследований;
  • анализ и обобщение результатов исследований.

Первая глава основной части является теоретическим разделом, подразумевает краткое систематизированное изложение и творческое осмысление истории развития вопроса, раскрытие понятие и сущности изучаемого явления, уточнение формулировок, рассмотрение существующих методических подходов к анализу вопроса данного исследования.

Литературный обзор в теоретической части исследовательского проекта начинается с изложения идей тех авторов, которые внесли существенный вклад в разработку проблемы. Также проводится  сравнительный анализ разных точек зрения авторов по исследуемой теме.

Литературный обзор теоретического раздела в соответствии со структурой исследовательского проекта должен быть представлен в виде изложения своих впечатлений об изученном материале, уместно дополненном цитатами из авторитетных источников.

Согласно структуре проекта в заключении раздела приводится характеристика состояния проблемы и выделяются дискуссионные вопросы, из которых определяется актуальность исследования.

Текст теоретической главы в проекте должен соответствовать следующим требованиям:

  • достоверность и полнота информации;
  • наличие авторской оценки использованной информации;
  • логичность структуры;
  • ясность, четкость изложения;
  • композиционная целостность;
  • аргументированность выводов.

Первая часть практического раздела исследовательского проекта содержит описание методов исследования и алгоритмов решения поставленных в работе задач, а также описание организации и содержания исследования: характеристика испытуемых, конкретные методики, процедуры исследования, критерии оценки результатов исследования.

Во второй части практического исследования излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он внес в разработку задачи. Автору индивидуального проекта необходимо дать собственную оценку достижения цели и решения задач, оценку достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными исследованиями отечественных и зарубежных авторов, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований и прочее.

При написании индивидуального исследовательского проекта обучающийся обязан указывать авторов и источники, из которых он заимствует материалы. Цитаты обязательно заключаются в кавычки. Свободное изложение заимствованного текста допускается только со ссылкой на источник заимствования.

В завершение каждой главы следует приводить краткие описательные выводы, позволяющие четко сформулировать итоги каждого этапа исследования.

Структура и содержание глав основной части индивидуального исследовательского проекта должны полностью соответствовать теме и глубоко ее раскрывать. Эти главы должны показать умение школьника кратко, логично и аргументировано излагать материал.

Заключение исследовательского проекта

Заключение исследовательского проекта – это краткие формулировки результатов работы, которые отвечают на вопросы поставленных задач. В тексте заключения не должно быть развернутого описания полученных результатов или их содержания, это тезисы проделанной работы в рамках проекта.

Ключевым требованием к написанию заключения является то, что в нем не должен повторяться текст выводов к каждой главе. В заключении формулируются обобщенные выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Дается оценка степени достижения цели, результатам проверки условий гипотезы, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Выводы к главам должны содержать то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенного исследования.

Список использованной литературы

После  заключения размещается список использованной литературы — это перечень источников информации, на основе которых выполнен проект (цитируемые, упоминаемые в тексте, использованные в процессе исследования, но не нашедшие отражения в основном тексте проекта). Список составляется в алфавитном порядке.

Библиографические ссылки — употребляются при цитировании, заимствованиях,  упоминании того или иного документа.

Виды библиографических ссылок:

  • по составу элементов ссылка может быть полной или краткой;
  • по месту расположения различают внутритекстовые, подстрочные, затекстовые ссылки;
  • при повторе ссылок на один и тот же объект различают первичные и вторичные ссылки;
  • если объектов ссылки несколько — их объединяют в одну комплексную ссылку.

Приложения исследовательского проекта

В приложении учебного исследовательского проекта помещаются все материалы, собранные в результате проведённых исследований, при обработке которых был получен достаточный объем схем, таблиц, рисунков и другие вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части. На помещённый в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте исследовательского проекта школьника.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Смоленское областное
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
                                                                        «Сафоновский
индустриально-технологический техникум»

Методические рекомендации

по написанию,
оформлению и защите индивидуального проекта                          

для студентов  

Сафоново, 2020

В методических рекомендациях
определены требования к содержанию, оформлению, объему индивидуального проекта;
даются рекомендации руководителям по консультированию студентов; представлен
порядок защиты индивидуального проекта.

Методические рекомендации по
написанию, оформлению и защите индивидуальных проектов  предназначены для
студентов первого курса, обучающихся по всем специальностям и профессиям.

Разработчик:
Романова И.В., преподаватель

Содержание

1. Цель и назначение индивидуального
проекта

4

2. Подготовка и написание индивидуального
проекта

5

3. Общие требования к тексту
индивидуального проекта

5

4. Структура и содержание
разделов индивидуального проекта

5

  4.1. Титульный лист

5

  4.2.Содержание

5

  4.3.Введение

6

  4.4.Основная часть

7

  4.5.Заключение

7

  4.6. Список использованных
источников

7

          
  4.7.Приложения

8

  4.8. Подготовка к защите индивидуального
проекта

8

5. Оформление индивидуального
проекта

8

            
5.1. Общие требования

8

  5.2. Оформление приложений

9

         
6. Руководство созданием индивидуального проекта

10

         
7.Защита индивидуального проекта

10

          8.Приложения

12

1.               
Цель
и назначение индивидуального проекта

     Проект – замысел переустройства
того или иного участка действительности согласно определённым правилам.

     Индивидуальный проект
(учебный творческий проект) – это самостоятельно разработанный и изготовленный
продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения,
обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и
при консультации руководителя (преподавателя).

Создание индивидуального проекта
предполагает развитие у студента способности самостоятельного письменного
мышления и приобщения его к самостоятельному научному исследованию. Создание
проекта развивает умение творческого использования приобретенных знаний по
теоретическим дисциплинам, позволяет совершенствовать навыки литературного
изложения своих мыслей (критически оценивать чужие) с использованием большого
количества общенаучной и специальной литературы.

Индивидуальный проект
является самостоятельной творческой работой студента.  Обучающемуся
предоставляется возможность выбрать тему проекта

с последующим согласованием её с руководителем
(преподавателем).

Успех во многом будет
зависеть от степени продуманности подхода к организации работы над
индивидуальным проектом. Удачно выбранная тема, составленный план ее изложения
позволяют написать интересную, самостоятельную работу, в которой будут отражены
реально происходящие процессы в функционировании объекта исследования. Выводы и
рекомендации в результате работы могут оказаться весьма ценными для жизни.

2. Подготовка и написание индивидуального проекта

Работа над индивидуальным
проектом проходит ряд этапов:

·       
выбор
темы и объекта и предмета исследования;

·       
составление
плана  работы в соответствии с выбранной темой проекта;

·       
изучение
учебной и специальной литературы, нормативно-правовой и справочной документации;

·       
написание
текста индивидуального проекта и его оформление с последующим представлением
для рецензирования и защиты.

Обязательным условием создания
индивидуального проекта
является использование  компьютерных технологий.

Тема индивидуального
проекта считается раскрытой, если студенту удалось в соответствии с изложенным
(согласованным с руководителем) планом логически верно ответить на все
поставленные в нем вопросы.

3. Общие
требования к индивидуальному проекту

Текст индивидуального  проекта должен
соответствовать следующим критериям:

·       
направленность на достижение поставленной цели;

·       
четкость структуры;

·       
логическая последовательность изложения;

·       
полнота освещения вопросов;

·       
убедительность аргументации;

·       
краткость, ясность и точность формулировок;

·       
конкретность изложения результатов работы;

·       
доказательность выводов, конкретность и обоснованность
рекомендаций;

·       
грамотное оформление работы как, по сути, так и по ее
структуре и содержанию.

Объем  работы,
как правило, должен составлять от 10 до 12 страниц формата А4 (210 х 297 мм)
без учета приложений.

 Текст индивидуального
проекта не должен носить описательный характер, не должен быть сведён к
изложению элементарных вопросов и не должен включать материалы, не относящиеся
к выбранной теме. В противном случае работа может быть признана
неудовлетворительной и не будет допущена к защите.

4.Структура и содержание
разделов индивидуального проекта

4.1. Титульный лист

Титульный
лист является первой страницей индивидуального проекта (номер страницы не
проставляется)
и заполняется по строго определенным правилам
оформления, определяемым учебным заведением (Приложение 1).

4.2.
Содержание

Содержание
помещается после титульного листа.

Содержание
включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они
имеют наименование), заключение, список использованных источников и
наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти
элементы индивидуального проекта (Приложение 2).

Заголовки
в содержании должны точно повторять заголовки в тексте индивидуального проекта.

 Разделы
и подразделы проекта должны точно соответствовать выбранной теме и полностью ее
раскрывать кратко, логично и аргументировано, являться основанием для
формулирования выводов, разработки рекомендаций и их обоснования.

4.3.
Введение

 Введение
является важной частью любой работы, оно ориентирует студента на раскрытие
заявленной темы, а также содержит все необходимые квалификационные
характеристики.

Во
введении в сжатой форме отображается основная суть всей работы, все ее
фундаментальные положения, отражаемые в соответствующих контекстах. Объем
введения должен составлять 1 страница.

 Во
введении должны быть показаны актуальность и новизна темы, связь данной
темы с другими исследованиями, жизнью.

Актуальность
– обязательное требование к любому проекту. Освещение актуальности позволяет
понять тему исследования и оценить ее с точки зрения значимости.

 От
формулирования научной проблемы логично перейти к определению цели и
формулировке задач исследования (обычно даются в форме
перечисления: изучить…, описать…, исследовать…, выявить…, и т.д.). Основная
цель работы должна быть разумной и соответствовать критериям «конкретность,
измеримость, достижимость», быть соотнесенной с ресурсами и другими
возможностями объекта исследования, иметь ограничения по времени ее достижения
(чаще всего цели исследования соответствуют по формулировке теме проекта).

Формулировки
задач необходимо тщательно продумать, поскольку описание их решения составляет
содержания разделов, глав проекта. Оптимальное число реализуемых задач в работе
– не менее трех и не более шести. Данное число задач позволяет четко
структурировать материал исследования, не выходя за рамки обозначенной темы и
объема  работы (чаще всего задачи соответствуют по формулировке подразделам работы),
например:

раскрыть
теоретические основы ……………………………
;

дать краткую характеристику
………………………………………;

— исследовать………….………………………………………………;

— провести анализ ……………………………………;

— выявить влияние
…………………………………………..

Введение
должно содержать указание объекта исследования. Объект исследования
– это конкретная проблема, которая рассматривается в проекте.

Далее
указывают предмет исследования.  Предмет исследования – это то, что
находится в границах объекта исследования и что определяет тему работы,
практически совпадает с ее названием. В теме отражается проблема в ее
характерных чертах, т.е. очерчены рамки исследования и конкретизируется
основной замысел.

Следует
 охарактеризовать методы исследования, которые служат инструментом получения
фактического материала, необходимого для достижения поставленной в  работе
цели.

Во введении
дается краткая характеристика основных источников получения информации.

4.4.
Основная часть

 Основная
часть текста индивидуального проекта должна содержать данные, отражающие
сущность, методику и основные результаты выполненной работы.

Основная
часть  работы состоит из двух разделов.

В
первом разделе основной части  индивидуального проекта
:

— целесообразно рассмотреть теоретические вопросы исследуемой темы на
основе собранных литературных и других данных;

— необходимо описать основные этапы и порядок  проведения анализа,
учитывая особенности выбранной темы проекта.

В конце
первого раздела основной части обязательно должны быть сформулированы краткие
выводы по теоретическим особенностям проведения анализа в зависимости от
объекта исследования и темы проекта.

Второй
раздел основной части индивидуального проекта

является её исследовательским (практическим) этапом.

4.5.
Заключение

Заключение — это
особо важная часть работы, представляющая ее итоговые результаты, ее главный
смысл.

В
заключении кратко должно быть представлено последовательное, логически стройное
краткое изложение полученных выводов и рекомендаций, их соотношения с целью и с
каждой из поставленных задач. При этом следует:

— кратко
изложить выполненную работу;

— оценить
успех проделанной работы (достигнута ли цель, решены ли все задачи);

раскрыть
перспективу ее продолжения;

— очертить
новые задачи.

— В
конце заключения необходимо указать, что «поставленные цели достигнуты и
задачи выполнены»
(фразу записать).

Объем
заключения должен составлять 1 страница.

4.6. Список использованных
источников

При проработке темы
исследования студенту приходится просматривать большой массив информационных
источников, копировать и делать выписки из них.

Только
часть из них будет непосредственно использована в  работе. Поэтому не следует
включать в список использованной литературы те работы, на которые отсутствуют
ссылки в тексте и которые фактически не были использованы при рассмотрении
вопросов конкретной выбранной темы, а не всей проблемы в целом.

Ссылку
на источник делают в квадратных скобках после цитирования, проставляя номер
источника, например: [2].

Использованные
в  работе источники, на которые дают ссылки в тексте, следует располагать в
порядке их упоминания в тексте. Сведения об источниках приводят в соответствии
с требованиями ГОСТ.

 Пример
оформления использованных источников приведен в Приложении 3.

4.7.
Приложения

      Вспомогательный
материал, дополняющий текст индивидуального проекта, чтобы не загромождать
основной текст, допускается помещать в приложениях.

В
зависимости от оформления в приложениях могут быть размещены тексты, таблицы,
графики, карты, схемы, различные изображения и т. п.

 

4.8. Подготовка к защите индивидуального
проекта

 Материал,
используемый при защите, является обязательной частью индивидуального проекта.
Он состоит:

из
текстовой части, представляющей собой доклад, в основу которого входят
материалы введения и заключения или тезисы доклада на основе текста
индивидуального проекта;

— слайд-шоу,
которое должно в наглядной форме иллюстрировать основные положения работы
(желательно, чтобы общее количество слайдов не превышало 7).

Доклад
на защите должен длиться не более 5-7 минут и представлять собой краткое
изложение результатов проделанной работы.

Студент
должен излагать основное содержание индивидуального проекта  свободно, не читая
текста доклада.

 

 

5. Оформление
индивидуального проекта

5.1. Общие требования

 Изложение
текста и оформление текста индивидуального проекта, в общем случае, выполняют в
соответствии с требованиями ГОСТ.

Объем
текста проекта, освещающий содержание темы, составляет, как правило, 10 – 12
страниц формата А4 (210 х 297 мм).

Текст
должен быть выполнен любым печатным способом на одной стороне листа белой
бумаги с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ через 1,5
интервал; шрифт –
TimesNewRoman; размер шрифта – 14. Выравнивание
текста производится по ширине
.

Размер
левого поля ‑ 30 мм, правого поля ‑ 10 мм, верхнего и нижнего полей ‑ 20 мм.

Каждый
структурный элемент работы (содержание, введение, раздел, заключение и т.д.)
начинается с новой страницы и отделяются от текста с помощью одной пустой
строки. Выравнивание структурных элементов производится по центру жирным
шрифтом.

Подразделы
 работы отделяются от названия раздела и текста работы также с помощью одной
пустой строки (Приложение 4).

Выравнивание
производится по центру, используется не жирный шрифт

Не разрешается
использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных
терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Страницы
текста индивидуального проекта нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную
нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части
листа без точки.

Титульный
лист включают в общую нумерацию страниц  работы. Номер на титульном листе не
проставляют.

Абзацы
в тексте начинают с отступом, равным 1,25.

5.2. Оформление
приложений

Приложение
оформляют как продолжение данного индивидуального проекта, как правило, на последних
ее листах.

В
тексте  работы на все приложения должны быть даны ссылки. Степень
обязательности приложений при ссылках не указывается. Приложения располагают в
порядке ссылок на них в тексте.

Каждое
приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху и справа страницы
слова «Приложение» и его обозначения, например «Приложение1».

Приложение
должно иметь заголовок, который  выравнивается по центру.

Текст
каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы,
подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Приложения
начинаются с пронумерованной страницы с заголовком «Приложения».

Страницы
раздела приложения не нумеруются. В содержании  работы указывается номер
страницы только первого приложения.

6. Руководство созданием
индивидуального проекта

На протяжении всего
периода создания индивидуального проекта студент может получать от руководителя
необходимые консультации по всем вопросам исследуемой темы. Однако следует
напомнить, что руководство и консультирование не может быть превращено в
репетиторство и предоставление готовых решений.

Задача руководителя ‑
содействовать формированию научного мышления, самостоятельности суждений,
творческих навыков, развитию письменной и речевой культуры, умению докладывать,
разъяснять, спорить и отстаивать свои позиции, выдвигать аргументированные
выводы и предложения.

После представления
проекта  руководителю он им рецензируется. Рецензия дается в устной форме. В
рецензии должны быть выделены положительные стороны  работы и выявлены ошибки,
неточности, неправильные умозаключения и другие недостатки для исправления.

Руководитель при проверке текста
индивидуального проекта отмечает ошибки, неточности, указывает, в чем состоит
их суть, обращает внимание студента на другие моменты несоответствия выполнения
работы предъявленным требованиям (четкость формулировок, орфографические и
стилистические погрешности, качество оформления).

В случае несоответствия индивидуального
проекта предъявляемым требованиям, работа возвращается студенту для полной или
частичной доработки.

7. Защита индивидуального проекта

Индивидуальный проект
защищается в присутствии комиссий, состоящих из 3-х человек или более. На
защите  работ могут присутствовать все желающие.

Руководитель проекта
объявляет ФИО студента, тему и предоставляет слово автору. Студент – автор
работы ‑ в течение 5 – 7 минут излагает актуальность темы, цель и содержание
работы, а также предлагает вниманию комиссии презентацию проекта (в виде последовательно
представленных электронных слайдов, выводимых на экран компьютера и
проецируемых на экран, с помощью программы
MS «PowerPoint»).

Выступление должно быть
построено на основе заранее подготовленных тезисов или полного текста
выступления, содержание должно быть обсуждено с научным руководителем. В
структурном отношении выступление можно разделить на три части, каждая из
которых представляет самостоятельный смысловой блок. Первая часть в основных
моментах в сокращенном виде представляет введение работы – отмечается
актуальность избранной темы, дается описание проблемы, формулировка целей и
задач исследования, определяется объект и предмет исследования, а также методы,
с помощью которых получен фактический материал, характеристика общей структуры
работы. Во второй части характеризуется каждая глава (раздел) работы, при этом
особое внимание обращается на результаты самостоятельного исследования. Третья
часть выступления строится по тексту заключения. Автор представляет выводы,
которые содержаться в его работе.

При оценке индивидуального
проекта комиссия учитывает степень владения материалом, умение излагать свои
мысли в устной и письменной формах, степень знания  научной и учебной
литературы.

Комиссия особое внимание
обращает на способность студента увязывать теоретические положения с
хозяйственной практикой, с жизнью.

После выступления студенту
предоставляется слово для ответа на замечания и пожелания руководителя.

Затем начинается научная
дискуссия, в которой имеют право участвовать все присутствующие на защите. В
устной форме автору могут быть заданы вопросы, не выходящие за рамки проблемы
исследования. Ответы на заданные вопросы должны быть четкими,
аргументированными и лаконичными.

Студент, не представивший
в установленный срок индивидуальный проект или не защитивший его, считается
имеющим академическую задолженность со всеми отсюда вытекающими последствиями.

8. Приложения

Приложение 1

Смоленское областное
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
                                                                        «Сафоновский
индустриально-технологический техникум»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА:  «________________»

Тема: ____________________________________________

                                                                                                              
                              Студента(ки) группы______________ ­­

                                                                             
                           по специальности (профессии)________________

__________________________

__________________________

ФИО______________________

__________________________

__________________________

                                                 
                                                                                           Руководитель:

ФИО______________________

__________________________

__________________________

_____________________

                                                                                                                                  
       (дата сдачи работы)

__________________________

                                                                                                                                          
(подпись студента)

                                                                                                                                            
Работа допущена к защите

     __________________________

                                                         
                                                                                  (дата)

                                                                                                                                            
Оценка __________________________

                                                                             
                              Подпись руководителя______________

Сафоново,
20____

Приложение 2

Пример оформления
содержания индивидуального проекта

Содержание

Введение………………………………………….…………………….…….3

1……………………………………………………………………………….4

1.1. ……………………………………………………………………………5

1.2………….………………………………………………………………….6

2. ……………………………………………………………………………...7

2.1. …………………………………………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………………9

Список использованных источников………………………………………10

Приложения…………………………………………………………………11

Приложение 3

Пример оформления
использованных источников

Список использованных
источников

1.Налоговый Кодекс РФ с
изменениями Федерального закона от 6 апреля 2015 года № 83-ФЗ.

2. Федеральный закон от
06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

3.Алексеева А.И. Комплексный
экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие /А.И.
Алексеева, Ю.В. Васильев. – M.: Финансы и статистика, 2013. – 529 с.

4.Балабанов  И. Т.
Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта: учебник /И.Т.
Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 340 с.

5.Бердникова  Т.Б. Анализ
и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие
/ Т.Б. Бердникова. – М.: Инфра-М, 2013. – 215 с.

6.Гермалович Н.А. Анализ
хо­зяйственной деятельности предприятия /Н.А. Гермалович. – М: Финансы и
статистика, 2011. – 346 с.

7.Гиляровская Л.Т.
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л.Т. Гиляровская
и др. – М.: ТК Велби, Проспект, 2011. – 360 с.

8.Донцова Л.В. Анализ
финансовой отчетности: Практикум/ Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – M.: Из­дательство
«Дело и Сервис», 2011. – 144 с.

9.Донцова Л.В. Анализ
финансовой отчетности: учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Изда­тельство «Дело и Сервис», 2011. – 368 с.

10.Канке Л. А. Анализ
финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие/ Л. А. Канке,
И. П.  Кошевая. – M.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с. – (Профессиональное
образование).

11.Ковалев В.В. Анализ
хозяйственной деятельности предприятия /В.В. Ковалев, О.Н. Волкова: Учебник. –
M.: OOO «ТК Велби», 2010. – 424 с.

12.Комплексный
экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И.
Алексеева, и др. – М.: Финансы и статистика, 2010. —  672с.

13.Крейнина М.Н. Анализ
финан­сового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных об­ществ
в промышленности, строительстве и торговле/М.Н. Крейнина. – М: Инфра-М, 2013. –
256 с

14.Мельник М.В. Анализ
финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие /М.В. Мельник,
Е.Б. Герасимова. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2013. – 192 с.

15.Пястолов С.М.
Экономический анализ деятельности предприятия: учебник /С.М. Пястолов. – М.:
Академический Проект, 2010. – 576 с.

16.Савицкая Г. В. Анализ
хозяйственной деятельности предприятия: учебник/Г.В. Савицкая. – Минск: ООО
«Новое знание», 2010. – 688 с.

17.Черкасова  И.О. Анализ
хозяйственной деятельности: учебное.пособие / И.О. Черкасова. – СПб.: Нева,
2013. – 192 с.

18.Шеремет А.Д.
Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник / А.Д. Шеремет. – М.:
ИНФРА-М, 2011. – 415 с.

19.Шеремет А.Д. Методика
финансового анализа: учебник /А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 456 с.

20. www.audit-it.ru

Структура и правила оформления проектной (исследовательской) работы на уровне начального общего образования

Проектная работа должна иметь следующую структуру:

  1. Титульный лист
  2. Оглавление
  3. Введение
  4. Глава 1. Основная часть (теоретическая)
  5. Глава 2. Практическая часть
  6. Заключение.
  7. Список литературы
  8. Приложение

Проектные работы оформляются в соответствии со следующими требованиями. 

Работа должна быть напечатана на бумаге формата А-4 на одной стороне листа, основной текст – 14 кегль, полуторный интервал. Выравнивание заголовков (названий глав, пунктов) по центру, остальной текст по ширине. Страницы должны быть пронумерованы; нумерация  страниц – снизу по центру арабскими цифрами (номер на первой странице не ставится). Объем работы не должен превышать 15 листов (без приложений). Объем приложения до 10 листов.

На титульном листе указывается: (Приложение 1)

  1. название конференции;
  2. тип работы (проектная, исследовательская работа, творческий проект)
  3. тема исследовательской (проектной) работы;
  4. сведения об авторе (фамилия, имя, класс, вид и номер образовательной организации), сведения о научном руководителе (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность, место работы);
  5. место и год проведения конференции.

В оглавлении, которое  помещается после титульного листа, приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте, а указанные номера страниц в оглавлении должны совпадать с номером страницы в тексте.

Введение должно содержать:

  1. обоснование актуальности данного исследования;
  2. цель и задачи творческого проекта, исследовательской (проектной) работы;
  3. объект и предмет исследования;
  4. гипотезу;
  5. описание методов исследования.

Глава 1. Основная часть должна состоять из нескольких пунктов, которые включают аналитический обзор литературы по избранной теме, теоретическую основу исследования.

Глава 2. Практическая часть должна содержать собственно опытно-экспериментальную часть (описание эксперимента, опытов, опроса, моделирования и др.)

Заключение должно содержать обобщающие выводы по всей работе в той последовательности, в которой построена работа, рекомендации к внедрению.

Список литературы оформляется согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008.

Приложения (таблицы, иллюстрации, схемы, фотографии и пр.). Каждое приложение оформляется на отдельном листе. Нумерация приложения производится сверху по центру арабскими цифрами без знака «№».

Каждый новый раздел (оглавление, введение, главы, заключение, список литературы, приложения) начинаются с новой страницы.

Приложение 1

Образец титульного листа

Научно-практическая конференция обучающихся 1-4 классов МБОУ «Лицей №17»

Исследовательская работа

«Тема исследовательской работы»

Автор: ФИО ученика

класс, название учреждения

Научный руководитель:

ФИО учителя, должность

г. Троицк

2015 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Тахограф что это за ошибка как исправить
  • Как найти пассивы банка
  • Как найти индекс покупательной способности
  • Как исправить недолюбленных детей
  • Как найти нок образец

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии