Статья: «Опорные схемы по русскому языку как средство повышения эффективности усвоения учебного материала»
Автор:
Катаева Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Санкт – Петербурга ГБОУ школа № 430 Петродворцового района
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место.
Поэтому одной из задач учителя является воспитание жизнеспособной личности – человека, который определил в жизни духовно-нравственные приоритеты, самоутвердился, реализовал свои задатки и творческие возможности, который гармоничен и гибок в современных условиях. В создавшейся ситуации естественным стало появление разнообразных личностно — ориентированных технологий.
Одним из приоритетных направлений развития системы образования на современном этапе является повышение качества образования. Именно так данная проблема сформулирована в Программе развития образования. Решение этой проблемы во многом зависит от уровня подготовленности педагогических кадров, их умения работать по-новому. Сейчас в школьной практике применяется много новаций. Большинство современных образовательных технологий предполагает организацию на уроке активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока – активная познавательная деятельность детей, особо востребованная в современном мире.
По программе ФГОC ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
В свете введения ФГОС идея по использованию опорных сигналов приобретает особую актуальность. Опорные сигналы — это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы — позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей.
Кодирование учебной информации, умение читать опорные сигналы, представить материал то в сжатом, то в развёрнутом виде — это важные навыки творческого процесса, позволяющие реализовать требования развивающего обучения.
Учителю необходимо помочь учащимся активизировать их деятельность, сформировать умение использовать теоретические сведения в практике.
Не всех учащихся удаётся заставить заучивать многочисленные правила; использование опорных схем обеспечивает прочное усвоение теоретических знаний, кроме того, если использовать опорные схемы в качестве ориентировочной основы при поэтапном формировании умений и навыков, можно добиться свободы оперирования ими при выполнении практических работ.
Опорные схемы, которые я хочу представить, являются продуктом моей педагогической деятельности. При изучении теоретического материала дети не видят главного в материале параграфа, не могут составить ответ по предложенному вопросу; в крайнем случае, пересказывают содержание параграфа целиком.
Для более продуктивного усвоения и запоминания теоретического материала возникла идея использования опорных схемах, главным содержанием которых является материал определённого параграфа для учащихся 5-х классов; в 6 классе происходит дополнение и объединение учебного материала по теме; учащиеся 7- 8-х классов могут составлять схемы самостоятельно на основе тех, что были отработаны в предыдущих классах.
Использование опорных схем в данной ситуации очень уместно. На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика — это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.
Трудно добиться результатов при изучении русского языка, если школьники неактивны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний.
Для повышения эффективности урока необходимо найти нетрадиционные формы и методы обучения, но всё новое – это хорошо забытое старое. И в этом случае нам может помочь опыт известных педагогов-новаторов.
Теоретической базой моего опыта является, прежде всего, опыт педагога-новатора В. Ф. Шаталова и его последователя – Ю.С. Меженко. Идея их методики – увеличение объема изучаемого материала, сведение данного материала в крупные блоки в виде так называемых «опорных конспектов».
Введение крупных блоков теоретического материала осуществляется с помощью опорных сигналов. Опорный сигнал по Шаталову – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».
Цель метода опорных сигналов отвечает всем современным требованиям:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету.
- Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.
- Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
- Повышение интереса к изучаемому материалу.
Интеграция с ИКТ- технологиями (преобразование текстовой информацию в цифровую в виде презентаций). Компьютерная (информационная) технология, основанная на эффективности организации и управления процессом обучения, тесно взаимосвязана с технологией обучения на основе конспектов и опорных сигналов В.Ф.Шаталова, способствующей активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Метод опорных конспектов разработал и воплотил на практике Виктор Федорович Шаталов – народный учитель СССР, профессор. Он показал огромные, еще не раскрытые резервы традиционного классно – урочного обучения.
В.Ф. Шаталов обучал разных детей, с любыми индивидуальными данными.
Принципы методики :
-многократное повторение, обязательный поэтапный контроль , высокий уровень трудности , изучение крупными блоками ;
-личностно ориентированный подход;
-гуманизм ( все дети талантливы );
-учение без принуждения;
-бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, наличие перспективы для исправления, роста;
-соединение обучения и воспитания.
По его мнению, необходимо найти путь к каждому ученику. « Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитывать в нем чувство человеческого достоинства. От веры учителя в возможности своего ученика, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания».
Особенности содержания:
-материал вводится крупными дозами;
-поблочная компонента материала;
-оформление учебного материала в виде опорных схем – конспектов;
-опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражена подлежащая усвоению информация.
Итак, опорные сигналы обеспечивают успешную работу всех, без исключения, детей в условиях реально осуществленного принципа равных возможностей и доступности обучения.
Ю. С. Меженко определил главную задачу опорных сигналов, которая заключается в «облегчении понимания новой информации, закреплении её благодаря тесному взаимодействию различных видов памяти: зрительной, образной, словесно-логической, ассоциативной, мнемонической, моторной (двигательной)». Практика Ю. С. Меженко показала, что использование данного средства для изучения теоретического материала по русскому языку дает возможность запомнить и осознать целый блок информации за более короткий срок, чем при ее разделении, сохраняя при этом целостность самого материала и его восприятия, а также логическую взаимосвязь отдельных опорных сигналов.
Такой подход соответствует психологическим особенностям, которые нашли подтверждение в многочисленных экспериментах В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Н. О. Менчинской и других исследователей. Они доказали эффективность движения от абстрактного к конкретному, раннего сопоставления мелких понятий, а не изолированного изучения каждого из них.
Анализ работ перечисленных педагогов показал, что применение опорных сигналов обуславливается предоставлением ученикам возможности не только усвоить изучаемый материал, но и осознать сам процесс усвоения.
Из всех существующих форм опорных сигналов наиболее распространены схемы, представляющие собой особую организацию теоретического материала в форме краткого графического изображения, которое обнажает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определённую языковую проблему. Такое изображение создается в упрощенно-обобщенной форме. При помощи схемы учащиеся, приученные к языку символов, смогут увидеть логическую закономерность.
Таким образом, схема вносит в процесс обучения некоторую новизну, учит школьников пользоваться особым видом записи теоретического материала. Схема как форма опорных сигналов в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач. Раскрывая внутри предметные связи (например, связь части речи и написания слова), демонстрируя логическое противопоставление языковых фактов, схема приводит школьников на верный путь рассуждения, к правильному способу решения лингвистической задачи.
Что такое опорная схема?
Опорные схемы — это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Основные функции опорных схем:
- обобщение и систематизация;
- снятие социального барьера;
- оптимизация самостоятельной деятельности.
Схема – опора — опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней, при этом ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезает скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме — опоре, выполняя практическое задание.
Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.
Требования к составлению опорных схем
- Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Из опыта работы знаю, что систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание. Эти качества в последнее время западают у большинства учеников. Самое важное достоинство схем в том, что они позволяют сэкономить время, которое можно использовать для формирования практических умений,
- При обучении детей следует руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой:
— обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения;
— заложить основы навыков учебной работы;
— привить интерес к родному языку, к чтению, книге;
— сформировать нравственные и эстетические представления;
способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.
Цель метода составления опорных схем отвечает всем современным требованиям. В соответствии с этим, этот метод используется во всех классах. Это помогает наглядно показать детям значимость точного использования всех структурных единиц русского языка, чтобы быть понятным окружающим, овладеть языковой компетенцией.
Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью схем работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении схем как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.
Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность. И в то же время, требование избегать в схеме лишних слов, ненужной информации ни в коем случае не препятствует включению в неё материала, имеющего важное значение для усвоения текущей учебной информации, а также сведений, которые обязательно пригодятся в будущем.
Осознанное применение теоретического материала, содержащегося в опорных схемах, приходит к школьникам не сразу. Требуется тщательно обдуманная работа, которую лучше всего проводить в чёткой и продуманной системе. Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже смогут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.
На что мы ориентируемся на уроке? На то, что ученик уже знает. Но при этом забываем, что уже известное — это средний уровень трудности. А обучение возможно только при развитии, то есть при высоком уровне трудности, и этот уровень для каждого индивидуален. Индивидуально и восприятие. Поэтому, если поставить проблему, выдвинуть гипотезу и организовать самостоятельный поиск-исследование, то ученик открывает для себя заново уже знакомое, или, взяв в руки учебник, начинает чтение в ожидании самостоятельных открытий. Симон Львович Соловейчик писал о том, что «ни у одного ребенка не должно быть груза незнания за плечами. Тяжел ему этот мешок, бросает он его. И к восьмому классу ходит в школу не только без портфеля, а даже без листка бумаги, отпавший от учения».
Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.
Методы и приёмы использования схем на уроках
Опорные схемы представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную проблему. Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. При систематическом, грамотном применении оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность. Большое значение для успеха этой работы имеет содержание и оформление такой схемы-опоры, которая должна быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, простой, понятной по восприятию и воспроизведению.
В процессе работы по опорным схемам необходимо учитывать:
- этапы обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы;
- их способность записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в виде схемы, алгоритма;
Такая работа должна проводиться в течение всех уроков изучения темы, что помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического материала, а не «зазубриванию» его. Постоянная работа по схемам, составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже «слабые» учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить материал. Схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического материала.
Работая со схемой на уроке, приходится учитывать и этапы обучения, степень подготовленности учеников к полноценному восприятию и анализу схемы, проговорить её, расшифровать незнакомую запись, оформленную в виде схемы. Большое значение для успеха такой работы имеет содержание и оформление такой схемы, которая является объектом сложного логического анализа. При такой организации работы развивается не только мышление, но и язык, и память, так как они тесно связаны друг с другом. Следовательно, сознание находится в непрерывном развитии.
Схема на уроке может:
— подготовить восприятие;
— являться средством осмысления нового или обобщения и закрепления старого.
Схема уместна на разных этапах обучения:
— при вводе нового понятия;
— при знакомстве с орфографическим правилом;
— при отработке, закреплении и повторении учебного материала.
Таким образом, опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, в другом – проработать (тут же на уроке) допущенную, в третьем – провести профилактическое обобщенное повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях. Причем все действенно и оперативно.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам познавательной деятельности.
Для формирования функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту.
Личностные результаты:
Использование предложенных схем позволяет каждому ученику (даже самому неуспешному) так или иначе, получить положительный результат по изучаемому теоретическому материалу, повысить свой рейтинг среди одноклассников, осознать свои возможности.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Работая по данным схемам, учащиеся получают навык регуляции своих учебных действий; формируют умение выполнять задания по предложенным критериям; оценивать полноту выполненного задания.
Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:
– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);
– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми или даются в презентациях в интерактивном режиме);
– приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;
– система работы с различными словарями.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
В результате работы с опорными схемами обучающиеся приобретают умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.
Выводы:
Ускоренное изучение теоретического материала с помощью опорных схем дает значительную экономию учебного времени, снимает с повестки дня проблемы перегрузки и низкой успеваемости учащихся.
Значительно увеличивается объём изучаемого на уроке материала, формируется навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, тем самым закладывать у учащихся более прочные знания и умения по предмету
Опорные схемы обеспечивают успешную работу всех, без исключения, детей в условиях реально осуществленного принципа равных возможностей и доступности обучения.
Применение данной технологии способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
Практическое использование опорных схем на уроках русского языка
Разработка системы заданий по опорным схемам.
Место применения: урочная и внеурочная деятельность.
Классы: 5 – 9
Цель схемы-таблицы: помочь запомнить учебный материал и использовать его в своей практической деятельности
Структура:
- Схемы, составленные учителем по определённой теме – 5 класс
- Объединённые схемы, составленные учителем и сильными учащимися по расширенной тематике – 6, 7 классы
- Схемы, составленные учащимися самостоятельно – 7, 8 классы
Общая характеристика.
Опорные схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц. Именно использование схем на уроке позволяет снять страх у ученика перед неправильным ответом. Никому не снижается оценка, если при ответе он смотрит на опорную схему. Наоборот, пускай она помогает каждому, пока прочно не отложится в памяти. Схемы – способ внешней организации мыслительной деятельности детей. Не теряется впустую время на уроке: не приходится ждать, пока ребенок вспомнит и, наконец, что-то скажет. Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать, тратя на это драгоценное время урока — они читают их по схемам.
Практика показывает, что эффективно применять схемы может только тот учитель, который сам их и составляет, но при этом он должен знать и основные требования к их составлению: составляется в форме бланка с соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей учащихся. Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия.
На начальном этапе для учащихся 5-х классов составляю схемы в соответствии с материалом определённого параграфа или темы.
(Приложение 1).
На следующий год обучения, когда происходит расширение тем, составляем таблицы с учётом изученного и нового материала вместе с сильными учениками. Это 6-7 классы.
Постепенно к 8 классу все учащиеся уже могут составлять такие схемы самостоятельно. В начале учебного года распределяем темы между учениками, и они постепенно оформляют материал самостоятельно. В сильных классах такую работу можно начинать уже в 7 классе.
(Приложение 2)
Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий.
Варианты использования схем:
- Прохождение нового материала (схема заполняется на уроке полностью или частично).
- В качестве домашнего задания (схема заполняется дома самостоятельно целиком в соответствии с материалом параграфа).
- Опора во время устного ответа (работа в парах)
- Опора во время выполнения письменного задания (не контроль)
- Опора во время сдачи зачётов (для слабых учащихся)
Результаты использования опорных схем
Учащиеся, в обучении которых применялись опорные схемы, имеют более высокие показатели по ВПР, промежуточной аттестации по сравнению с классами, где такая работа не велась.
Составленные опорные схемы представляют собой краткий курс морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации, лексики, фонетики, морфемики и словообразования в таблицах, схемах и алгоритмах, что позволяет оптимизировать изучение и повторение этих разделов.
Выводы:
1. Ценность технологии заключается в следующем:
— лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков);
— структурность;
— удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.)
2. Использование опорных схем на уроках помогает детям освоить навыки аналитической работы с текстом учебника, помогает в запоминании учебного материала, развивает логическое мышление.
3. Идея опорного сигнала и опоры позволяет интенсифицировать учебный труд. Использование опоры помогает всем учащимся почувствовать веру в свои силы. Для слабого ученика работа с опорой – это условие равноправного сотрудничества в учебном процессе; для сильного – это подтверждение надёжности и полноты усвоенного материала.
Рекомендации к применению:
- Применять данную систему работы возможно в любом классе основной школы.
- Наиболее эффективно будет применение данных опорных схем в работе с детьми с ОВЗ или малоуспешными.
- Только системное применение этой методики даст значимый результат.
В заключение хочется отметить, что не следует преувеличивать роль опорных конспектов и считать их единственно возможным способом формирования языковых, орфографических и пунктуационных умений. Выбор способов обучения зависит от многих факторов: типа учебного материала, особенностей интеллектуального развития детей в классе, индивидуальности самого учителя.
Имея значительные «плюсы», опорные конспекты помогут учителю решить проблему успешного обучения русскому языку или другому предмету, если подходить к ним, как и к другим способам обучения,
творчески, учитывая возможности каждого способа обучения в соответствии с типом учебного материала и условиями его изучения.
Использование схем является одним из приёмов, облегчающих понимание учебного материала, в данном случае по русскому языку. При использовании схем в своей учебной деятельности ученик включает не только слуховую, но и зрительную память, схема облегчает восприятие теоретического материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, что положительно сказывается на учебных достижениях ученика, делает его более успешным.
Графическая наглядность даёт возможность сосредоточиться на главном – создать стержневой образ темы; помогает прочному усвоению, запоминанию; правильно установить природные и пространственные связи, взаимоотношения предметов и явлений, полезна для применения сравнений, как способ проверки знаний, развивает логическую последовательность мышления, воображения, наблюдательность, повышает интерес к изучаемому материалу.
Поэтому я считаю, что метод составления опорных схем на уроках является очень актуальным и отвечает всем требованиям по организации образовательного процесса по ФГОС. Кроме этого, положительные результаты, которые получены мной в процессе работы с опорными схемами, говорят об эффективности использования данного метода.
Завершая анализ своего опыта работы с опорными схемами, хочу отметить, что педагогическое творчество чаще всего и состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, класса, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно “просеивает”, отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения.
Приложение 1.
Опорная схема для 5 – 6 классов
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.
- Причастия делятся на две группы:………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………
- Признак действительных причастий……………………………………………………
Действительные причастия имеют форму………………………………………………..времени.
Суффиксы действительных причастий настоящего времени…………………………………….
Суффиксы действительных причастий прошедшего времени…………………………………..
Признак страдательных причастий………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………….
Страдательные причастия имеют форму……………………………………………… времени
Суффиксы страдательных причастий настоящего времени…………………………………..
Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени…………………………………….
Имя существительное как часть речи. Род, склонение, число, падеж имени существительного. Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.
- Имя существительное – это……………………………………………………………………
- Имя существительное имеет грамматические (морфологические) признаки: постоянные и непостоянные.
- Постоянные признаки: род, склонение.
- Существительные бывают ……………………………………………………………………рода.
Примеры:……………………………………………………………………………………………
Бывают существительные общего рода на……………………………………………………………………
- Существительные имеют ………………………..склонения.
К ………………………..склонению относятся существительные…………………………
Примеры:………………………………………………………………………………………………
Ко …………………………..склонению относятся существительные……………………..
Примеры:……………………………………………………………………………………………………
К …………………………склонению относятся………………………………………………
Примеры:……………………………………………………………………………………………………
Приложение 2.
Опорная схема для 6-7 классов
Правописание Ь на конце слов после шипящих в разных частях речи.
Существительное |
Прилагательное |
Наречие |
Глагол |
|
Ь пишется |
1.В существительных 3 склонения женского рода (ночь) Примеры:……………. |
1.На конце всех наречий (прочь) Примеры:………………….. |
1.В неопределённой форме глагола (беречь) Примеры:…………………….. 2.В окончаниях глаголов 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени (помоешь) Примеры:……………………. 3.В глаголах повелительного наклонения (спрячь) Примеры:…………………….. |
|
Ь не пишется |
1.В существительных 1 и 2 склонения (луч) Примеры: …………………….. 2.В существительных 1 склонения родительного падежа множественного числа (много туч) Примеры:…………………….. |
1.В кратких прилагательных (горяч) Примеры:………………………. |
1.В словах – исключениях УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ |
ПРИМЕЧАНИЕ: После слова «примеры» добавить свои примеры (не менее трёх) по аналогии со словами в скобках.
В настоящее время в условиях ориентации на
максимум усвоения учебного материала педагоги
усиливают поиски наиболее эффективных приемов
обучения. Важно обеспечить каждому школьнику
базовый уровень подготовки, представляющий
государственный стандарт образования, и создать
благоприятные условия тем, кто проявляет интерес
к обучению на повышенном уровне.
Из существующих форм наглядности на уроках
русского языка наиболее распространенными и
активно применяемыми сегодня являются опорные
конспекты, алгоритмы, схемы, которые
представляют собой особую организацию
теоретического материала в виде графического
изображения, зрительно подчеркивающего
соотношение зависимости явлений,
характеризующих определенную языковую проблему
(грамматическую, пунктуационную,
орфографическую). Такое изображение создается в
упрощенно-обобщенном виде. Систематическое,
грамотно применяемое, оно способно придать
сложному многоплановому процессу обучения
определенную цельность, стабильность.
Появляется возможность экономии времени при
работе с обширными комплексами понятий,
возможность дифференциации процесса обучения,
возможность использовать различные виды работ:
индивидуальную, фронтальную, групповую,
возможность обеспечения активной
самостоятельной работы ученика, а как следствие
самореализации ученика (в том числе в
сотрудничестве с учителем и другими учащимися).
Большое значение для успеха этой работы имеет содержание
и оформление такой схемы-опоры, которая должна
быть системной, емкой по содержанию, краткой,
четкой по оформлению, простой, понятной по
восприятию и воспроизведению. В процессе работы
по опорным конспектам, схемам необходимо
учитывать этапы обучения, степень
подготовленности учащихся к восприятию и
анализу схемы, их способность записать,
проговорить информацию, а позже самостоятельно
ее составить в виде схемы или прочесть
незнакомую запись, расшифровать ее.
Работа по опорным конспектам может проводиться
в течение всех уроков изучения темы, что помогает
более глубокому пониманию и постепенному
запоминанию необходимого теоретического
материала. Постоянная работа по конспектам и
схемам, составление их при непосредственном
участии учащихся приводит к тому, что на
определенном этапе даже слабоуспевающие
учащиеся могут учиться самостоятельно,
пользуясь опорой, логично, связно изложить
лингвистический материал.
Опорная схема, алгоритм в отличие от
конспекта предполагает выделение более узкого
по объему, содержанию теоретического материала,
может служить своеобразным
инструментом-помощником в решении теоретических
задач.
В конспекте, опорной схеме при помощи условных
сигналов, языковых терминов в определенной
логической последовательности излагается
главная информация по теоретическим блокам всей
темы, разделов лингвистики.
Если теоретический материал группируется в
крупные блоки, то появляется возможность
увеличения подачи теоретического материала на
уроке без перегрузки учащихся. По опорному
конспекту ученики составляют связный рассказ по
теории на лингвистическую тему. Алгоритм
помогает отработать ход рассуждений при
использовании того или иного правила.
Активизируется мыслительная деятельность, идет
развитие логического мышления.
Общеизвестно, что эффективно усваивается то
содержание, которое стало предметом активных
действий. Поэтому особенность приема состоит в
том, что знания могут не только передаваться
детям в готовом виде, а приобретаться ими в
процессе изучения нового материала. В результате
такой работы у детей формируются умения
анализировать, сравнивать, наблюдать и обобщать;
развивается интерес к предмету.
Определенную трудность составляет планирование
материала блоками, разработка и выполнение
опорных конспектов. Эта система работы требует
от преподавателя достаточно больших временных
затрат при подготовке к уроку, подборе материала,
подборе дополнительной литературы.
Работа проходит следующим образом:
1. Подбор фактического материала.
Материал отбирается из разных источников:
программ, учебников, справочной и методической
литературы, периодических изданий и т.д.
2. Отработка материала.
На этом этапе происходит обобщение содержания,
отбор необходимого материала, отбрасывание
второстепенного. Содержание опорного конспекта,
алгоритма, схемы определяется содержанием
теоретического материала по данной теме.
Определение материала, который дети уже знают;
- в новом материале выделяется второстепенная и
главная информация; - определение порядка изложения материала,
примеров, иллюстрирующих материал, перспектив
заполнения опорного конспекта при последующем
изложении.
3. Кодирование материала, составление
конспекта, алгоритма, схемы.
В уже систематизированном и сжатом материале
необходимо выделить опорные сигналы,
совокупность которых и составит, например,
опорный конспект по теме. Он будет состоять из
ключевых слов, аббревиатур, компактных записей
определений и формулировок, графических
сигналов, цифрового материала, стрелок, условных
обозначений.
Принципы создания опорного конспекта,
алгоритма, схемы.
1. Опора на сигнал — эквивалент смыслового
значения. Лаконичность: максимум закодированной
информации при минимуме визуальных печатных
знаков.
2. Принцип акцента на основных смысловых
элементах. Основные смысловые элементы
выделяются различной конфигурацией блоков,
шрифтов, расположением слов, цветовым решением и
т.д. Конспект, алгоритм, схемы должны заострять
внимание на главном.
3. Структурность. Опорные конспекты,
объединяющие несколько тем, содержат обычно от 3
до 5 тематических блоков. Их количество зависит
от объемности темы или раздела, но в любом случае
не должно быть избыточным. Каждый из блоков
представляет собой «микроконспект» по
какой-то подтеме и может быть воспроизведен в
отдельности.
4. Шрифт. Основными требованиями являются
соответствие величины букв возрастным
особенностям детей, ясность, гармония с общим
решением конспекта, алгоритма, схемы.
5. Принцип занимательности. Конспект,
алгоритм, схемы, ориентированные на детскую
аудиторию, должны быть интересны ребенку. Они
должны повышать образность, эмоциональность
восприятия материала. Следует избегать излишней
теоретизированности в передаче материала. Кроме
основного материала, возможно вводить
занимательный материал по орфографии,
пунктуации и т.д.
Примеры использования.
Объяснение нового материала.
Вариант 1.
1-й этап. Введение нового материала
(традиционные формы и методы). Параллельно с
объяснением идет составление опорного
конспекта.
а) Часть опорного конспекта, известная
учащимся, записывается на доске заранее;
б) конспект дополняется новыми понятиями
(записывается цветными мелом: например, зеленым —
новое, синим — примеры);
в) новые понятия учащиеся проговаривают хором,
отчетливо произнося каждый слог и соблюдая
правильное ударение; этот пункт записывается
учащимися в тетрадь;
г) рядом с каждым пунктом на опорном конспекте
указывается номер параграфа и страница, к
которой дети должны обратиться дома. Во время
записи конспекта у детей происходит не только
восприятие, но и осмысление нового.
2-й этап. Повторное объяснение
материала по составленному опорному конспекту. В
местах логических связок, в контрольных моментах
темы скорость речи уменьшается, выделяется
интонацией самое важное. Это позволяет охватить
несколькими фразами большие смысловые части,
дать возможность осмыслить тему целиком.
3-й этап. Ответы на вопросы детей по
отдельным моментам опорного конспекта.
Опорные конспекты в зависимости от содержания,
трудности теоретического материала, знакомого и
нового, могут строиться на одном уроке или
нескольких уроках.
Вариант 2.
На первых уроках изучения новой темы, после
знакомства с параграфом учебника и определения
объема знаний и умений, которые должны получить
учащиеся по теме, разграничения известной и
новой информации, которую необходимо усвоить,
составляем опорный конспект в отдельной
справочной тетради, разбив весь теоретический
материал на смысловые блоки. Теперь учебный
материал прочитывается ребятами еще раз, но уже
внимательно, по блокам, для извлечения главной
информации. Представленная в виде отдельных
условных обозначений, она постепенно заносится в
конспект. Для выразительности изображения мы
используем 3 цвета: зеленый для выделения новой
информации; красный в качестве сигнала
«внимание» — исключение, запомнить; синий —
для иллюстрации примерами, для всех остальных
обозначений.
Таким образом, учащиеся учатся составлять его
постепенно, с учетом закономерностей и
последовательности под руководством учителя.
При этом используются традиционные методы
объяснения материала: работа с учеником, слово
учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с
новыми терминами.
После составления конспекта для формирования у
учащихся умения ориентироваться в нем, проверки
правильности и полноты записи в качестве образца
делается первичное озвучивание конспекта
учителем. На дом учащиеся получают задание еще
раз прочитать теоретический материал темы и
разобрать его по конспекту. На следующем уроке
используются различные формы работы с учащимися
по нахождению, восприятию, пониманию,
воспроизведению отдельных блоков и конспекта в
целом. Это беседы по вопросам, терминологический
диктант, блиц-опрос, индивидуальные ответы у
доски, парные взаимоопросы, повторение. Работа по
опорному конспекту включена в уроки по
закреплению темы, ее обобщению и завершается
уроками контроля и работы над ошибками. Такое
построение учебной деятельности учащихся
способствует тому, что ученик многократно, но без
специального заучивания проговаривает
отдельные правила и учится строить связный
рассказ на лингвистическую тему.
Применение опорных конспектов и схем на уроках
русского языка освобождает время для
закрепления новых знаний и развития умений, что
дает возможность увеличить объем практической
работы на уроке. Затраты времени на изучение
нового и составления конспекта уменьшаются, а на
тренировочные работы, закрепление и
систематизацию могут увеличиваться.
Виды домашних заданий с использованием конспекта,
алгоритма, схемы:
- анализ текста параграфов учебника и
сопоставление его с опорным конспектом; - выявление неясного, непонятного в конспекте и в
тексте параграфа, запись вопросов к учителю; - проговаривание изученного материала вслух
кому-либо по опорному конспекту; - создание самостоятельное опорного конспекта в
цвете (конспект может быть предложен для
обсуждения в классе); - выполнение практических упражнений с
использованием опорного конспекта
Памятка “Как работать с опорным конспектом
(алгоритмом, схемой) дома”.
- Внимательно ознакомься с конспектом. Попробуй
пересказать его содержание. - Подкрепи своими примерами каждое положение
конспекта. - Прочитай материал по учебнику, сопоставь
написанное в учебнике с конспектом (исправь
ошибки, если они есть). - Рассмотри конспект. Что нужно знать и уметь,
чтобы не делать ошибок на орфографическое
правило? Помог ли ответить на этот вопрос
конспект? - Если хочешь, сделай нужные тебе пометки в
конспекте. - Расскажи (вслух) связно теоретический материал
по опорному конспекту.
Знание опорного конспекта проверяется на
уроке. Учитель отвечает на вопросы учащихся по
опорному конспекту (кому, что непонятно?). Слабоуспевающим
учащимся для воспроизведения опорного конспекта
могут сначала предлагаться конспекты-тренажеры,
которые представляют собой тот же опорный
конспект, но с пропусками, куда дети должны
вставить нужное понятие.
Учащийся рассказывает по домашнее задание.
Ответ обсуждается детьми либо комментируется
учителем. Оценка выставляется учителем. Дети
проговаривают домашнее задание в парах и
оценивают друг друга (при этом может быть
предложена памятка).
Закрепление материала с использованием
опорного конспекта, организация текущего
повторения материала на основе конспекта,
алгоритма, схемы возможно выстроить так:
1) проговаривание отдельных фрагментов, которые
вызвали затруднения у слабых учеников, сильными
учащимися;
2) проговаривание изученного материала в парах
по опорному конспекту;
3) коллективное выполнение языковых упражнений
по вопросам с целью закрепления логики
рассуждения по опорному конспекту.
Использование опорных конспектов, алгоритмов,
схем на уроках русского языка может быть полезно
в том числе и потому, что, как показывает опыт,
- ученики менее затрудняются в
ответах-сообщениях на лингвистическую тему; - контрольные работы по темам учащиеся выполняют
более успешно; - появляется устойчивый интерес к урокам
русского языка и литературы; - улучшается монологическая речь учащихся (в
особенности в научном стиле); - идет развитие творческой инициативы учащихся;
- формируются благоприятные
морально-психологические условия обучения; - система построения уроков способствует
развитию у детей логического мышления,
наблюдательности, внимания, восприятия, которые
создают фундамент для прочного овладения
грамотой.
Литература.
- Аркин И.И. Словесность по стрелкам и компасам.
//Русский язык и литература в средних учебных
заведениях. УССР. — 1990. — N 12. - Дашко Л.И. Наглядность при изучении русского
языка в 5-9 классах. — М., Просвещение, 1985. - Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании
русского языка. — М., Просвещение, 1984. - Короткова Т.Г. “Инновации в преподавании
русского языка и литературы” - Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по
русскому языку. М., Просвещение, 1991. - Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому
языку.-М., Педагогика, 1992. - Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку.
— М., Просвещение, 1983. - Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами
психолога. — М., Просвещение, 1987. - Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. — М.,
Педагогика, 1988. - Иллюстративный материал (примеры алгоритмов,
схем, конспектов) создан учителем-автором статьи
и активно используется в практике.
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Была в сети 10.05.2023 06:33
Захарова Екатерина Сергеевна
Учитель русского языка и литературы
34 года
48 921
240
Опорные схемы по русскому языку
22.01.2017 07:45
Опорные схемы и таблицы по русскому языку — отличный помощник при изучении частей речи, разделов языкознания и пр.
Просмотр содержимого документа
«Опорные схемы по русскому языку»
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы
Опорные схемы по русскому языку
Опорные схемы по русскому языку
Опорные схемы по русскому языку
Опорные схемы по русскому языку
Опорные схемы по русскому языку
Опорные схемы по русскому языку
Опорные схемы по русскому языку
Опорные схемы по русскому языку
Опорные схемы по русскому языку
Опорные схемы по русскому языку
Опорные схемы по русскому языку
Опорные схемы по русскому языку
Опорные схемы по русскому языку
Опорные схемы по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Введите ваш emailВаш email
Обновлено: 25.05.2023
Если ребенок уйдет с урока без единой записи, можно считать, что этот урок прошел зря. Ведь за неделю он будет погребен под тремя десятками других уроков.
Я работаю в школе 25 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Какие-то фрагментарные записи на уроках мои ученики вели еще с первых лет моей работы в школе. Но именно их фрагментарность меня и не устраивала. Тут фраза, там рисунок — цельной картины не было.
Мой внутренний учительский мир перевернулся, когда я прочитала серию книг Виктора Федоровича Шаталова, в которых он излагал свое видение школы, руководства школой, организации учебного процесса и ведения школьниками записей.
Вот это последнее стало для меня главным. В.Ф. Шаталов предлагал систему опорных сигналов, из которых выстраивался четкий, внятный, лаконичный и при этом очень емкий конспект.
В этом конспекте всего 26 символов. На первый взгляд, ничего не ясно. Но если заранее прочитать теорию (прослушать объяснение учителя), то секундный взгляд на конспект позволяет вспомнить, что в 1789 году Александр Васильевич Суворов (его инициалы приведены позади названия реки) одержал победу на реке Рымник.
При этом у самого Суворова было 7 тысяч войска, а у союзников — 18 тысяч, окруженных 100 тысячами турок (о чем свидетельствуют стрелки на конспекте). Победа русского полководца была обеспечена глубоким обходным маневром (снова стрелка).
Прошло уже лет двадцать с тех пор, как я изучила эту тему, но все еще могу воспроизвести основные факты по этому опорному конспекту!
И тогда я с упоением начала составлять свои опорные конспекты и работать по ним в классе. Эти конспекты прошли некий путь эволюции:
- сначала отдельные схемы на каждый урок с использованием именно сигналов;
- затем комплексные схемы — все конспекты по теме на одном листе А4;
- потом словесные опорные конспекты, и снова отдельные по урокам.
Ниже представлен опорный конспект последнего поколения. Такие конспекты открыто лежат на моем сайте, разлетелись по Интернету и фигурируют на разных ресурсах под разным авторством.
Однако во всех этих конспектах меня не устраивало одно — их в готовом виде выдает учитель. А нужно, чтобы дети сами умели их составлять. И тогда родился урок, который я представляю вашему вниманию.
Цель этого урока я ставлю так: каждый ученик имеет представление о том, как коротко и емко законспектировать учебный материал. В качестве самого материала я беру текст параграфа 1 учебника Пасечника В.В.
После небольшого опроса (ссылка на презентацию в конце статьи) по изученному ранее материалу переходим к теме урока. Для создания запроса на содержание урока со стороны учеников использую диалог между персонажами Степой и Профессором. Предлагаю детям сначала самим обсудить, что же может предложить Профессор Степе.
Разумеется, дети быстро приходят к идее записей. Коротко обсуждаем плюсы и минусы так называемого студенческого конспекта, состоящего из полных предложений. Приходим к выводу,что он нам не годится.
Обучение составлению опорных конспектов состоит из трех этапов. На первом я предлагаю ученикам прочитать текст, найти его основные мысли и сформулировать их как можно короче. Работа проводится в группах ( здесь мой материал о работе в группах), каждая группа высказывает свои предложения.
На втором этапе я подаю на экран слова, из которых будет состоять наш опорный конспект. Прежде чем продолжать работу, обсуждаем перечень слов, выясняем, какие из них уже названы, а какие ученики пропустили.
Далее каждая группа называет главное слово, которое будет объединять все записи. Конечно, это слово — биология.
На третьем этапе из предложенных слов составляем схему. Вариант такой схемы вы видите на слайде. У меня были заранее заготовлены цветные пометки, которые я расставляю на схеме и обязательно поясняю их значение. Зеленым цветом мы всегда будем закрашивать тему урока. Желтым — так называемый первый круг вопросов.
Приведу также другой вариант составления опорного конспекта — без заготовленных слов, письменно на доске. Такой вариант, на мой взгляд, предпочтительнее, поскольку предполагает изрядную долю экспромта (мало ли какая мысль родится на уроке!). Однако меня подводит почерк. Мелом я пишу красиво, а вот стилусом — никак не получается. Тем более, что доска висит высоко и до ее верхней части я вообще не достаю.
Когда опорный конспект составлен, учимся отвечать по нему. Сначала я четко проговариваю ответ сама, не забывая водить указкой по конспекту и акцентировать на стрелках. Потом отвечает какой-либо ученик по желанию.
Если дети сообразительные, урок идет быстро и осталось еще хотя бы 10 минут, можно попросить учеников ответить по конспекту письменно и собрать тетради. В этом случае станет понятно, кто понял, а кто — нет. Отметки за эту работу ставлю только положительные.
Домашнее задание делится на две части. Для всех — читать параграф и проговаривать ОК-5-1. Задание по желанию отмечено зеленой галочкой — составить опорный конспект к параграфу по истории.
Смысл этого задания — показать детям, что мой предмет не единственный, по которому можно конспектировать учебный материал. Почему история — там самые длинные параграфы, поэтому новое умение однозначно пригодится.
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.
Современная система обучения предполагает самостоятельную обработку большого количества материала. В связи с этим студентам, да и школьникам, приходится составлять конспекты не только лекций, но и учебников, монографий и статей. Правильный подход к составлению конспекта помогает не только усвоить знания, но существенно сэкономить время на его написание. Наиболее эффективным в настоящее время считается опорный конспект.
Определение
Конспект – это краткая запись или изложение той или иной информации. Наиболее часто встречаются конспекты лекций, книг или статей. Изложение информации в такой форме представляет собой систематическую, логически связную запись исходного материала.
Опорный конспект был разработан в 1980-е годы В. Ф. Шаталовым, учителем физики и математики. С тех пор данный метод получил широкое распространение и используется при изучении не только точных, но и гуманитарных наук.
Основное определение гласит: опорный конспект представляет собой определенную систему опорных сигналов, которые включают в себя такие элементы, как рисунки, чертежи, криптограммы, и содержат основную, необходимую для запоминания информацию.
Основные требования к составлению
Составляя опорный конспект, необходимо соблюдать следующие требования:
- Соблюдать полноту изложения информации. Не следует выбрасывать из материала важные, ключевые слова.
- Излагать данные лаконично и последовательно.
- Структурировать записи. Легкость восприятия информации зависит от того, насколько проста и понятна структура.
- Расставлять акценты с помощью различных способов оформления – рамок, шрифтов, цветов, графиков и схем.
- Применять сокращения и условные обозначения при записи. Необходимо использовать общепринятые сокращения и обозначения, наиболее сложные выносить на поля с расшифровкой.
План составления
Предлагаем наиболее простую инструкцию. Ее также можно применять для составления конспектов любого вида и типа, исключая карты памяти:
- Напишите название темы, по которой составляется конспект.
- Ознакомьтесь с материалом и выберите основное.
- Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы. Выберите подтемы.
- Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта.
- Набросайте черновой вариант конспекта. Иногда достаточно просто зарисовать схему, обозначив на ней структуру будущего плана.
- Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные – в виде блок-схем, плана, диаграмм.
- Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами.
- Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек, подчеркните главное, поставьте знаки вопроса или восклицания возле спорных или важных моментов.
- Вынесите на поля основные сокращения и их расшифровку. При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.
Преимущества
Этот метод исключает механическую запись материала, без ее предварительной обработки. Если при обычном конспектировании студент может просто переписывать статью или параграф, по ходу определяя, какую часть законспектировать, а какую пропустить, то составление опорного конспекта предполагает предварительную обработку материала.
Освобождается часть времени, которую ранее студент потратил бы на запись конспекта. Особенно актуально это в том случае, если составление конспектов ведется непосредственно на лекции. Преподаватель может потратить оставшееся после конспектирования время на подробное объяснение материала.
Быстрота в повторной обработке конспекта. В среднем один опорный конспект может быть прочитан за пять минут. Что уж говорить в ситуации, когда нужно подготовиться к экзамену, который охватывает от 10 до 15 тем. В таком случае студенту понадобится всего час-полтора для повторения всех тем, а не пара ночей.
Студенты учатся анализировать полученные знания, выделять главное и сжимать текст. Подготовка опорных конспектов может пригодиться и в дальнейшем, при написании курсовых, дипломных и магистерских, научно-исследовательских работ.
Использования педагогами
Не только студенты, но и учителя, преподаватели могут использовать конспекты на занятиях. Различные виды опорных конспектов могут существенно упростить подачу материала. К примеру, учитель или лектор может принести на урок составленный заранее конспект по изучаемой теме и раздать по одному экземпляру ученику.
Далее, по ходу рассмотрения темы, учащиеся следят за изложением материала по конспекту и на уже готовом плане делают свои пометки. К примеру, отмечают важные моменты, ставят знаки вопроса в тех местах, которые лектор, возможно, оставит на самообучение.
По окончании занятия обработанный конспект остается у учащегося и может применяться в дальнейшем при подготовке к практическим и семинарским занятиям, контрольным, экзаменам.
Выводы
Использование опорного конспекта помогает намного быстрее освоить учебный материал, подготовиться к экзамену или контрольной. Составление опорных конспектов также существенно упрощают обработку материала, учит студентов структурировать материал, проявлять творческий подход к обучению.
Использовать их могут и педагоги для обучения. Это поможет сократить время, необходимое для записи лекции, углубить знания учеников по той или иной теме.
Вслед за известным педагогом В.Ф.Шаталовым мы, учителя русского языка и литературы, уделяем составлению опорного конспекта большое внимание, считая его составление и запоминание одним из важных приемов обучения. Однако далеко не всегда мы раскрываем суть этого понятия: что собственно представляет собой опорный конспект, в чем его значение, как он составляется.
Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах и вкус к такой работе.
Опорный конспект составляется учителем для учеников (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместными усилиями учителя и детей в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия).
Таким образом, умение составлять опорный конспект — одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.
Урок знакомства с опорным конспектом начинаем с беседы.
— Многие из нас, наверное, хотели бы иметь волшебную палочку, с помошью которой можно было бы легко и просто выучить уроки, запомнить самое главное из прочитанного или услышанного. Я не обещаю дать вам в руки такую волшебную палочку, но думаю, что сегодняшний урок поможет нам научиться лучше понимать устный или письменный текст и запоминать его.
Но прежде я хотела бы спросить вас, что вы можете сказать об опорных или ключевых словах? (По ключевым словам можно понять тему текста, восстановить его содержание. Мы используем опорные слова для пересказа, подготовки устного выступления.)
— Эти знания помогут вам понять, что такое опорный конспект, как он составляется. Ведь в опорных конспектах, конечно, содержатся опорные слова.
Опорный конспект должен в краткой форме четко передавать содержание исходного текста. Так, чтобы даже через несколько дней, недель, а может быть, и месяцев мы могли бы по этому конспекту восстановить содержание текста. Давайте посмотрим, как это делается.
— Сейчас я прочитаю вам рассказ музыковеда.
Для чего нужен дирижер.
Слова дирижер, дирижировать происходят от немецких и французских слов, которые в оригинале означают: направлять, управлять, руководить.
Во-первых, дирижер необходим для того, чтобы оркестранты играли стройно, в нужном темпе и ритме. Во-вторых, и это главное, дирижер определяет трактовку – свое понимание замысла композитора. Танцевальную мелодию можно, например, исполнять быстро и беспечно, а можно — медленно и немного грустно. В третьих, дирижер может выделить как главное звучание той или иной группы инструментов: струнных, духовых или ударных. От этого, естественно, меняется характер музыки. Таким образом, дирижер в известном смысле становится соавтором композитора.
— Запишите название этого рассказа.
Теперь я буду читать его второй раз, медленно, чтобы вы успели записать ключевые слова. Затем мы вместе по этим словам составим опорный конспект.
— Теперь обсудим опорные слова, которые вы записали.
В едином темпе, ритме, трактовку — свое понимание.
У Коли есть важные добавления:
Дирижер – направлять, руководить. Роль групп инструментов.
— Составили опорный конспект в виде схемы, пользуясь этими словами. (Учитель в диалоге с детьми составляет опорный конспект.)
темпом, ритмом, трактовкой ролью групп инструментов
— Итак, мы составили опорный конспект в виде схемы.
А теперь скажите, будут ли отличаться опорные конспекты, составленные на уроках математики и литературы?
— В каком виде часто записываются сведения по математике?
(В виде таблицы, иногда схемы-рисунка — прямоугольника, квадрата и т.д.)
В зависимости от того, для кого, с какой целью составляются опорные конспекты, они могут быть самыми различными по форме:
в виде слов, словосочетаний, предложений, кратких текстов, схем, таблиц, рисунков.
В опорных конспектах часто употребляются сокращенные слова, общепринятые и свои собственные знаки.
— Какой опорный конспект вы составите, если вам поручат просмотреть учебную телепередачу и рассказать о ее содержании в классе? (Я постараюсь написать его точнее, подробнее, чтобы лучше передать содержание. Возможно, лучше всего будет придумать какую-нибудь схему, рисунок.)
Далее учитель раздает детям листки с фрагментами текста.
Служебные части речи.
— А теперь,- сказала Фея,- мы отправляемся в другую часть города. Там живут служебные части речи. Их всего три.
Покажем эти части речи Маше.
Автобус тронулся по дороге, огибающей зеленое поле. Вскоре показались первые строения.
— Здесь живут Предлоги, — показала Фея. Вокруг суетились человечки, в руках они держали щиты – пробелы. Ведь предлоги всегда пишутся отдельно от существительных и местоимений.
— А вот здесь живут Союзы: но, и, да,- показала Фея на другие домики.
Возможные варианты выполнения задания.
Служебные части речи:
— предлоги пишутся отдельно от существительных и местоимений;
— союзы а, но, да соединяют слова и предложения;
— частицы даже, не придают новые оттенки значениям слов, предложениям.
Возможны варианты выполнения задания:
После каждого урока следует подвести итоги.
— Сегодня мы учились важному и полезному умению – составлять опорные конспекты. Это очень пригодится на уроках по другим школьным предметам, в старших классах и вообще в тех случаях, когда вам необходимо лучше осмыслить и запомнить информацию.
— Как вы бы сказали, что такое опорный конспект?
— Почему учебные рисунки, схемы, таблицы можно отнести к опорным конспектам?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Создание опорного конспекта по русскому языку как один из приёмов работы с лингвистическим текстом
Автор статьи учитель русского языка
и литературы МАОУ СОШ №22
Софьина Валентина Алексеевна
В настоящее время во всем педагогическом сообществе осознана важность и необходимость развития познавательных способностей учащихся на уроках. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, важно привить умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в окружающем мире.
Если мы обратимся к Программе по русскому языку, проанализируем, какими умениями и навыками должен обладать выпускник, то увидим, что процесс образования сейчас строится на компетентностной основе (развитие определенных компетенций). Главная цель – научить детей говорить свободно, грамотно писать, читать, чтобы каждый урок приносил не только знания, но и радость познания, чтобы ученики верили в свои силы, научились учиться. Поэтому в образование внедряются различные технологии, основанные на принципах личностно-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода
Вслед за известным педагогом В.Ф.Шаталовым мы, учителя русского языка и литературы, уделяем составлению опорного конспекта большое внимание, считая его составление и запоминание одним из важных приемов обучения. Во-первых, теоретический материал группируется в крупные блоки, и появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся, что в значительной степени активизирует познавательную деятельность учащихся.
Во-вторых, кодирование учебной информации, умение читать опорные сигналы, представить материал то в сжатом, то в развёрнутом виде — это важные навыки творческого процесса, позволяющие реализовать требования развивающего обучения.
Однако далеко не всегда мы раскрываем суть этого понятия: что собственно представляет собой опорный конспект, в чем его значение, как он составляется.
Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах и вкус к такой работе.
Для выразительности и лаконичности изображения мы используем 4 цвета: зеленый для выделения новой информации; красный в качестве сигнала «внимание» — исключение, невозможность употребления, запомнить; синий — для иллюстрации примерами; черный или коричневый для всех остальных обозначений и известной информации.
Опорный конспект должен в краткой форме четко передавать содержание исходного текста. Так, чтобы даже через несколько дней, недель, а может быть, и месяцев мы могли бы по этому конспекту восстановить содержание текста.
В классах с высоким уровнем полезно практиковать составление опорных схем самими учащимися. Многократное повторение опорного сигнала (за мной, хором, в группе, в паре, индивидуально) помогает учащимся развивать речь. Они лучше выражают мысль, пересказывают текст, легко учат наизусть, повышается результативность знаний и умений, а главное повышается грамотность.
Обучение по опорным конспектам требует активной мыслительной деятельности учащихся. Они должны обладать навыками восприятия информации, соотнесения её с ранее усвоенной, умением выделять главное. Видеть большую тему в целостном виде без схематизированного краткого конспекта довольно трудно. Схема представляет собой приём, облегчающий восприятие темы и её понимание.
Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.
Опорный конспект составляется учителем для учеников (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместными усилиями учителя и детей в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия).
Таким образом, умение составлять опорный конспект — одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.
Основные сведения
Само понятие конспекта и правила его составления были разработаны довольно давно, но с развитием педагогики, инновационных технологий, появились новые подходы к конспектированию. Появились так называемые карты памяти, графические, схематические и опорные конспекты.
Первым о методике составления последних заговорил известный педагог-новатор В. Ф. Шаталов. Он предлагал кодировать важную информацию с помощью ряда специальных графических символов и их комбинаций, рисунков и знаков, цифр, ключевых слов. Запомнить информацию, представленную таким образом, было намного проще, как и освежить ее в своей памяти, бегло просмотрев записи.
Педагог апробировал свою методику на учениках, предлагая им составлять опорные конспекты по физике и математике. Нововведение быстро дало свои результаты, о чем узнали и заговорили и другие педагоги. Сегодня методика применяется не только в школьной, но и в вузовской практике.
Этапы написания
Сам Шаталов давал следующие инструкции о том, как составить опорный конспект.
- Для начала необходимо изучить материал и выделить наличие взаимосвязей между частями текста.
- Выделить главные моменты, на которые следует обратить внимание.
- Сделать черновик конспекта, максимально сокращая выделенный материал.
- Разработать систему сигналов и знаков для записи.
- Используя разработанную систему, оформить опорный конспект.
- Объединить основные моменты в блоки с помощью рамок.
- Отобразить связь между блоками с помощью стрелочек или иных знаков, отображающих отношения между блоками информации.
- Оформить полученный текст с помощью цветных карандашей, фломастеров, ручек или выделителей.
Разработка кода
Одна из основных сложностей при составлении конспекта – разработка кода. Чтобы упростить этот процесс, можно воспользоваться следующими советами:
- По возможности сокращайте часто встречаемые в данной теме слова, создавая интуитивно понятные аббревиатуры. К примеру, системы счисления – СС.
- Используйте графические обозначения, такие как значок следствия, равенства, математических операций, схематические обозначения, принятые в том или ином предмете – русском или английском, математике, физике, химии.
- Используйте восклицательные знаки, пометки N. B. (Nota Bene), английские слова, указывающие на важность того или иного момента. Записывать их лучше всего на полях тетради или листка с конспектом.
Полезные хитрости
При составлении конспекта лекции или научного текста — статьи, монографии, раздела учебника или хрестоматии, разделите тетрадь на три части. Первая — основная, в ней будут вестись базовые записи.
Вторая часть будет находиться справа, зачастую – это небольшая колонка шириной сантиметров в пять. В ней с помощью галочек, восклицательных и вопросительных знаков отмечайте, на какие моменты стоит обратить особое внимание, по какому вопросу следует найти дополнительную информацию – найти и выписать определение, дополнить полученную информацию.
В нижней части листа, высотой сантиметров в десять, записывайте дополнительный материал, то есть, туда вы вписываете то, что должны были найти, согласно проставленных вами во второй части вопросов и галочек.
Второй момент, который существенно облегчит обработку конспекта, – использование цветных ручек и выделителей. С их помощью вы можете красочно оформить конспект, а наиболее важные моменты будут первыми бросаться в глаза за счет яркого цвета.
Старайтесь оформить конспект аккуратно, чтобы в дальнейшем информация легко воспринималась.
Требования
Работая с учениками и составляя для них и вместе с ними опорные конспекты по физике, математике, Шаталов также вывел ряд основных требований.
- Лаконичность, то есть краткость конспекта. Чем меньше места он занимает, тем он полезнее. В общей сложности один конспект не должен превышать 400 знаков-символов.
- Структурность, то есть весь материал должен быть разделен на несколько связанных между собой блоков.
- Наличие смыслового акцента, то есть наличие рамок, которые отделяют блоки друг от друга.
- Использование простых условных знаков и аббревиатур.
- Автономность, то есть самостоятельность каждого блока опорного конспекта.
- Акцентирование – выделение основных мыслей с помощью цветов, подчеркиваний.
- Доступность и понятность написанного.
Где можно применять?
Конспекты такого типа широко применяются в системе школьного образования, при изучении гуманитарных, естественных, точных наук. Опорный конспект по математике, физике или химии, истории, русскому или иностранному языку позволяет в короткие сроки обработать тему, выделить и запомнить основные ее моменты.
В вузах, на лекциях или же при подготовке к практическим заданиям преподаватели иногда сами разрабатывают такого рода конспекты и раздают их своим студентам, чтобы облегчить им процесс восприятия излагаемого в ходе лекции материала.
Пользуются этим методом и при выполнении индивидуальных заданий, в особенности если студентам необходимо обработать научный текст – статью или монографию, и представить краткий конспект.
Используют его в своей работе и учителя, преподаватели при подготовке к урокам и лекциям. С его помощью можно существенно сократить объем написанного, особенно если тема вам уже знакома, и вы готовите краткий план лекции или урока. К тому же такой конспект можно распечатать и раздать ученикам и студентам, чтобы они лучше ориентировались в излагаемом материале.
Преимущества
К основным преимуществам использования опорных конспектов относят:
- Повышение уровня заинтересованности учеников и студентов, так как у них нет необходимости записывать под диктовку весь материал лекций.
- Учитель получает больше времени для общения с учениками.
- Данные оформляются в удобном для визуального восприятия виде, а как известно, большую часть информации (до 90%) мы получаем именно с помощью зрения.
- Существенно сокращается время, необходимое для подготовки к урокам, практическим занятиям, зачетам и экзаменам.
- Ученики и студенты учатся самостоятельно обрабатывать информацию, выделять главное, составлять и оформлять конспекты.
Методика опорных конспектов за годы своего существования зарекомендовала себя как одна из наиболее перспективных и продуктивных. Она позволяет повысить уровень успеваемости учащихся и студентов, сократить необходимое на подготовку к занятиям время, научить их работать с различного рода информацией и правильно оформлять ее.
Читайте также:
- План конспект политическая культура
- Знакомство с шахматными фигурами 1 класс конспект урока
- Проверочная работа по теме слово и его значение 2 класс школа россии конспект урока
- Конспект урока чтение буква б
- Частица конспект урока 7 класс