Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Центр развития творчества
детей и юношества» Большемурашкинского
муниципального района
Методические рекомендации
по разработке модульных дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
Малькова Ольга Семеновна,
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
При разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ может применяться модульная
технология построения программ (ФЗ № 273, ст.13, п.3; Порядок № 196, п.10).
Под модулем устойчиво понимается
относительно самостоятельная часть какой-либо системы, единство взаимозаменяемых
частей чего-либо.
Модульная образовательная программа –
образовательная программа, построенная на модульном принципе представления
содержания и построения учебных планов, включающая в себя относительно
самостоятельные дидактические единицы (части образовательной программы) —
модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность. Модульность, как и
разноуровневость, позволяет более вариативно организовать образовательный
процесс, оперативно подстраиваясь под интересы и способности обучающихся.
Модульная образовательная программа дает обучающемуся возможность выбора
модулей, нелинейной последовательности их изучения (в отличие от традиционной
модели дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы), а значит
возможность построения индивидуальных учебных планов, как того требует п. 7
«Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам». (Приказ Министерства
просвещения России от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»).
Общая характеристика модульных программ
Модульность позволяет более
вариативно организовать образовательный процесс, оперативно подстраиваясь под
интересы и способности обучающихся. Особенность модульной программы в том, что
учащийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с
ней, так как каждый модуль включает в себя целевую программу действий, банк
информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических
целей. При этом функции педагога могут варьироваться от
информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.
Содержание модульной программы
структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули,
содержание и объем которых зависит от дидактических целей, уровневой
дифференциации учащихся, самостоятельного выбора учащегося.
Определение
образовательного модуля
Образовательный модуль – это
структурный элемент программы, направленный на формирование одной компетенции
или группы компетенций учащегося. Образовательный модуль имеет «входные
требования» в виде набора необходимых для его освоения компетенций (или знаний
и умений) и четко сформулированные планируемые результаты обучения, которые в
совокупности должны обеспечить учащемуся освоение заявленной компетенции
(группы компетенций).
Рекомендуется начинать каждый модуль:
1) с входного контроля знаний и
умений для определения уровня готовности учащихся к предстоящей самостоятельной
работе;
2) с выдачи индивидуального задания,
основанного на результатах входного контроля.
Образовательный модуль может иметь
междисциплинарное содержание, состоять из разделов различных программ,
объединенных для решения образовательной задачи модуля. Кроме того, один модуль
возможно встраивать в содержание нескольких программ, если это является
необходимым условием достижения целей данных программ. Например, модуль
«Элементы хореографии» (объемом 10 часов) может быть частью таких программ как
«Современный эстрадный танец» (72 часа), «Народный танец» (144 часа), «Танцы
народов мира» (216 часов) и т.д.
По модульной технологии построения
программ может быть разработана как вся программа, так и какой-то один ее
уровень (например, стартовый), учебный год.
Схемы построения модульной программы:
— линейная схема включает
последовательно изучаемые модули, нацеленные на достижение определенного
образовательного результата;
— нелинейная схема: составляющие
модули вносят приблизительно равный и относительно независимый вклад в
образовательный результат, их можно изучать параллельно, последовательность
изучения жестко не задана. Вариант нелинейной последовательности модулей в
программе представляет учащемуся возможность выбора модулей, а значит
возможность построения индивидуального учебного плана (Порядок №196, п.7);
— комбинированная схема, сочетающая
линейную и нелинейную схемы.
Программа может включать базовый
(обязательный, инвариантный) модуль и модули по выбору (вариантные: (например,
модули для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
модули разного уровня освоения программы; выстроенные в логике определенных
видов деятельности по программе, например, модуль проектной деятельности,
модуль исследовательской деятельности и т.п.; модули, выстроенные по содержанию
образования).
Объем модулей
Модульный принцип построения
содержания и организации образовательного процесса больше всего удобен для
оказания краткосрочных (не более 4 месяцев) образовательных услуг.
Рекомендуемый объем каждого модуля – не менее 8 академических часов, не более
1/3 всего объема программы.
Продолжительность обучения по
модульной программе возможно установить в пределах «от __ час и до ___ час», в
зависимости от количества модулей.
Особенности оформления
структурных элементов модульной программы.
Структура модульной программы
оформляется в соответствии с общими требованиями к структуре дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы. Некоторые структурные элементы
модульной программы обладают особенностями, которые необходимо учитывать при
разработке ДООП.
Раздел «Содержание программы»
включает учебный план и содержание учебно-тематического плана. Учебный план
должен быть разделен на модули.
Содержание учебного
плана.
Содержание учебного плана модульной
программы включает:
— описание образовательных модулей
программы.
По каждому модулю должны быть
указаны:
а) наименование модуля. Важно
обратить внимание на то, что каждый модуль должен иметь наименование.
Наименование модуля не должно дублировать наименование ДООП;
б) образовательная задача модуля,
которая будет поставлена перед учащимися. Данная задача ставится по отношению к
учащемуся и требует разрешения какой-либо открытой (не имеющей одного
известного решения) проблемной ситуации, характерной для того типа практики,
которой посвящена программа. Образовательная задача в модуле, как правило,
одна, а учебных задач несколько;
в) учебные задачи (подзадачи) модуля,
которые будут поставлены перед учащимися. Учебные задачи являются отражением
последовательности пути достижения поставленной образовательной задачи, но не
должны представлять из себя инструкцию по решению образовательной задачи. Так,
учебные задачи могут быть посвящены конструированию какого-либо понятия;
построению какой-либо модели, карты, схемы и т.д. г) Предполагаемые
тематические рабочие группы учащихся и форматы их работы.
Разделы «Планируемые результаты»,
«Формы аттестации», «Оценочные материалы» оформляются для каждого модуля.
Персонифицированное
финансирование.
В условиях внедрения системы
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и
соблюдения ее принципов, основным требованиям к разработчикам программы
является использование модульного подхода.
На модульном принципе может быть
построена как вся образовательная программа, так и какой-то один ее уровень
(например, ознакомительный). Каждый модуль должен быть нацелен на достижение
конкретных результатов.
На первом этапе внедрения системы
ПФДО рекомендуется использовать программы стартового (ознакомительного) уровня с
модулями, укладывающимися в 2 календарных цикла: сентябрь — декабрь, январь — май.
В связи с этим наиболее оптимальными
являются следующие варианты программ:
— 3 модуля по 48 часов, если
программа содержит 144 часа;
— 3 модуля по 72 часа, если программа
содержит 216 часов.
Разработчикам при составлении и
оформлении модульных программ необходимо учесть соответствие критериям, по
которым будут оцениваться программы при внешней экспертизе перед включением в
реестр образовательных программ, реализуемых поставщиками образовательных услуг
в системе ПФДО. В связи с этим, разрабатывая программу, необходимо следовать
утвержденным в учреждении Методическим рекомендациям по написанию (составлению)
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы (приказ
директора МБУ ДО ЦРТДЮ № 215 о/д от 09.10.2019 г.).
В статье систематизированы подходы к разработке и внедрению дополнительных общеразвивающих программ, основанных на модульном принципе представления содержания образования. Несмотря на то, что разработка и реализация модульных программ заявлена как приоритетное направление, вопросов у практиков возникает много, поэтому в статье подробно рассматриваются особенности, основные характеристики и примерная структура таких программ. Статья адресована методистам и педагогам дополнительного образования детей и поможет им разрабатывать модульные программы, корректировать и обновлять содержание и методики дополнительного образования.
Л.Н. Буйлова,
старший методист,
ГБПОУ города Москвы «Воробьевы горы»,
кандидат педагогических наук, доцент,
Почетный работник общего образования,
г. Москва
E-mail: l.buylova@mailvg.ru
Для обеспечения доступности дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями в рамках реализации «Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» используются различные формы организации образовательной деятельности, в том числе основанные на модульном принципе представления содержания образовательных программ, образовательных проектов…(п. 2.4) и построения учебных планов, при использовании соответствующих образовательных технологий» (ФЗ № 273, гл.2, ст. 13, п. 3). В этой связи рекомендуется апробация и внедрение … модульных программ» (п. 3.6.).
Модуль (лат. моdulе – часть, устройство, узел) – это самостоятельная, логически завершенная структурная часть дополнительной общеобразовательной программы, в рамках которой изучается несколько учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае понятие «модуль» употребляют в качестве синонима «рабочей программы».
Модуль является автономной структурной частью, «дидактической единицей» образовательной программы и имеет:
- более детальную цель (в отличие от цели программы);
- дидактические задачи, которым соответствует принципиально важная учебная информация (теория и практика);
- нацеленность на конкретные результаты обучения и четко сформулированные критерии оценки;
- сопровождается контролем знаний и умений обучающихся на выходе;
- может рассматриваться как самостоятельная программа и, вместе с тем, как одна из частей, например, модульной, сетевой или разноуровневой дополнительной общеразвивающей программы.
Модулем может быть:
- раздел дисциплины/предмета/курса,
- отдельная дисциплина/предмет/курс,
- комплекс дисциплин одной направленности,
- единый комплекс, включающий в себя совокупность дисциплин, предметов, курсов и практик, ведущих к достижению определенной цели.
Модули могут быть инвариантными (обязательными для изучения) и вариативными (обязательными по выбору и не обязательными по выбору).
В модуле четко определяются цель – задачи – планируемые результаты, необходимые методические, дидактические и оценочные материалы.
Модульная программа представляет собой:
- конструкцию, построенную на модульном принципе предъявления содержания образования, состоящую из набора самостоятельных, информационно завершенных и методически обеспеченных модулей, связанных между собой базовой идеей или проблемой, на решение которой они ориентированы;
- совокупность и последовательность модулей, направленную на формирование определенных компетенций, необходимых для достижения определенного уровня обученности по данной программе и сопровождаемая контролем знаний и умений на выходе.
Такое построение программы увеличивает ее гибкость, вариативность и позволяет оперативно подстраиваться под запросы, потребности, интересы и способности обучающихся (Рис.1).
Модульная дополнительная общеразвивающая программа имеет преимущества в том, что позволяет обучающимся:
- выбрать модули по своему желанию и интересу;
- определить линейную или нелинейную последовательность их изучения (последовательно или параллельно);
- освоить конкретное содержание образования, приобрести знания и практические навыки, оценить их качество на выходе, сделать вывод о результатах обучения;
- самостоятельно или с помощью взрослого построить индивидуальный учебный план (маршрут), определив набор модулей, исходя из образовательных потребностей и уровня знаний, освоить программу в соответствии со своими возможностями и интересами на доступном уровне сложности (т.е. разработать различные индивидуальные траектории или, например, план входа в будущую профессию).
Модульный принцип построения содержания и организации образовательного процесса больше всего удобен для оказания краткосрочных (не более 4 месяцев) образовательных услуг.
Продолжительность модуля может быть разной с учетом того, что оптимальный объем модуля логически соответствует завершенному разделу учебной дисциплины и не должен быть слишком мелким или продолжительным
Рекомендуемый объем каждого модуля – не менее 8 академических часов. Оптимальный объем модуля – 24-36 часов.
В модульной программе может быть не менее 2-х модулей.
Допускаются разные варианты структурирования программ в зависимости от возможностей образовательной организации и пожеланий учащихся.
Продолжительность обучения по модульной программе возможно установить отдельно на каждый модуль и суммарно на всю программу.
На модульном принципе может быть построена как вся образовательная программа, так и какой-то один ее уровень сложности (например, стартовый, базовый или продвинутый), но при этом образовательные модули программы проектируются на едином методическом основании. Каждый модуль должен быть нацелен на достижение конкретных результатов, но при этом все входящие в программу модули логически между собой связаны.
Цели модульных программ ориентированы на личностные и метапредметные результаты и могут быть сформированы по уровням:
1-й уровень – образовательные и социально-педагогические цели, связывающие в единую систему все компоненты программы;
2-й уровень – образовательные цели модуля, отражающие его содержание и специфику;
3-й уровень – образовательные цели учебного элемента модуля, направленные на организацию различных видов деятельности учащихся.
Содержание модульных программ
Обозначенные цели служат общим ориентиром для конструирования как содержания программы в целом, так и каждого модуля в отдельности.
Содержание каждого модуля подвижно, оно легко изменяется или обновляется по новые задачи.
Информационный материал модулей естественнонаучного содержания формируется вокруг базовых понятий изучаемой дисциплины с учетом целей программы, ориентированных на личностный рост учащегося. Содержание модулей социокультурной практики представляет собой совокупность практико-ориентированных комплексов, реализуемых как в форме проекта, акций, конференций, так и в форме исследовательской деятельности, где объектом изучения выступает природа и составляющие ее компоненты. Содержание модуля должно отвечать требованиям последовательности, целостности, компактности и автономности. Эффективность усвоения учебного материала повышается, если вводятся такие стимулирующие звенья, как проблемная ситуация, профессионально-прикладная направленность.
Схемы построения содержания модульных программ
Линейное построение содержания дополнительной общеразвивающей программы: обучающие изучают модули строго последовательно в установленном объеме, в определенные сроки, в соответствии с логикой обучения, нацелены на достижение определенного результата (групповая и индивидуальная формы: лекции, семинары, консультации, самостоятельная работа) (Рис.2).
Нелинейное построение содержания дополнительной общеразвивающей программы:
- составляющие модули приблизительно равноценны, вносят независимый вклад в образовательный результат, их можно изучать параллельно;
- последовательность изучения жестко не задана и обучающиеся имеют возможность индивидуально планировать последовательность изучаемых модулей (индивидуальный учебный план, дистанционное обучение при поддержке педагога) (Рис.3).
Комбинированное построение содержания дополнительной общеразвивающей программы (Рис.4) – сочетается линейная нелинейная схема, т.е. программа может включать: базовый (обязательный, инвариантный) модуль и модули по выбору (вариантные). Например, модули для одаренных детей и детей с ОВЗ; модули разного уровня освоения программы (базовый и углубленный); модули, выстроенные в логике определенных видов деятельности по программе. Например, модуль проектной деятельности, модуль исследовательской деятельности, др. модули, выстроенные по содержанию образования (по темам или тематическим блокам).
Преимущество модульной программы заключается в том, что разные уровни ее прохождения и модульное содержание дают возможность построить индивидуальный учебный план для каждого обучающегося и, в зависимости от возможностей и предпочтений каждого, определить набор модулей фактически для каждой целевой группы. Очевидно, что идея вариативного выбора обучающимся индивидуального образовательного маршрута наиболее эффективно реализуется в контексте модульного подхода в образовании (Рис.5).
Безусловно, сопровождение учащегося по индивидуальному учебному плану, администрирование краткосрочных услуг требует дополнительных организационных механизмов, в том числе кадровой обеспеченности (например, наличие педагога-организатора или тьютора).
Поэтому в рамках данной модели образовательной программы может оказываться не одна, а несколько образовательных услуг в нескольких объединениях (по числу модулей), которые будут оказывать разные специалисты. Необходимо понимать, что в силу особенностей здоровья, мотивации, семейных обстоятельств и многих других факторов, не все обучающиеся одинаково осваивают материал, поэтому индивидуальный учебный план может стать существенной поддержкой при освоении программы.
Развитие обучающегося может осуществляться по нескольким траекториям//образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно (Рис. 6).
Такая позиция соотносится с положениями государственной политики, направленными на обновление содержания и методик образования за счет усиления его индивидуализации и функциональности.
Индивидуализация процесса обучения осуществляется для обучающихся, которые по каким-либо причинам и обстоятельствам «не вписываются» в запланированный учебный процесс. Это дети с ослабленным здоровьем, с опережающим темпом развития, с низкой мотивацией, или, наоборот, талантливые и одаренные с ярко выраженными специальными способностями и качествами.
Индивидуальные учебные планы, программы и маршруты могут различаться по цели воздействия на обучающегося и выполнять разные функции: расширять образовательный диапазон программы, углублять, профилировать, интегрировать (сочетать в себе компоненты, например, расширения содержания и углубления компетенции), поддерживать (предполагает усилия по стимуляции обучения, например, включение в значимый проект) или корректировать (требует подключения помощи профильных специалистов, например, дефектолога).
Отсюда очевидна основная задача педагога — предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор модулей и составить каждому обучающемуся свой индивидуальный план, программу или маршрут.
Необходимость разработки индивидуального учебного плана определяется образовательными запросами, познавательными возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы) и условиями образовательного процесса; необходимость разработки индивидуальной образовательной программы определяется приоритетными видами деятельности учащихся, технологиями обучения, методами и формами диагностики образовательных результатов; необходимость разработки индивидуального образовательного маршрута определяется учетом образовательных потребностей и запросов, склонностей и интересов, способностей и познавательных возможностей учащихся (Рис.7).
Конструируемые индивидуальные учебные планы для разных обучающихся отличаются:
- сочетанием видов ресурсов (информационных, практических, диагностических, др.);
- сочетанием средств обучения (справочники, пособия, энциклопедии, др.);
- временем, планируемым для изучения учебного материала;
- последовательностью изучения учебного материала;
- характером помощи педагога и уровнем самостоятельности (консультации, специальные занятия, тьюторство, др.);
- формой отчетности.
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- профессионализмом педагога;
- возможностями учреждения дополнительного образования удовлетворить образовательные потребности учащихся;
- возможностями материально-технической базы образовательной организации.
Индивидуальная образовательная программа (Рис. 8):
- учитывает виды образовательной деятельности учащихся, технологии освоения ими учебного материала, методы и формы диагностики образовательных результатов;
- составляется на основе выбора учащегося и согласования его интересов и потребностей с педагогическим коллективом;
- представляет собой содержание образовательной деятельности учащегося на определенный временной период;
- включает все компоненты образовательного процесса.
Индивидуальный образовательный маршрут:
- это целенаправленно проектируемая индивидуальная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации;
- это учет образовательных запросов, склонностей, личных и предпрофессиональных интересов, способностей и познавательных возможностей учащихся.
Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит совместно педагогом дополнительного образования и учащимся и обязательно согласуется с его родителями. Главное условие – право выбора того или иного маршрута собственного образования должно принадлежать, прежде всего, самому обучающемуся. А задача взрослых заключается в том, чтобы помочь ему спроектировать и реализовать свой маршрут целенаправленного развития. Для этого в образовательном учреждении должны быть созданы определённые условия: изучение интересов, потребностей и способностей обучающихся, обеспечение многообразия и разнообразия программ и видов деятельности, предоставление свободы выбора, повышение степени готовности педагога к реализации индивидуального образовательного маршрута, организация мониторинга.
Дополнительная общеразвивающая программа, построенная на модульном принципе представления содержания образования может быть разноуровневой, дистанционной, конвергентной, интегрированной, комплексной и др. Модульная программа может реализоваться в сетевой форме без дополнительной адаптации и переработки, если есть возможность распределить модули между партнерами, а затем составить карту-схему, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели программы.
Примерная структура модульной дополнительной общеразвивающей программы и учебного модуля. К дополнительным общеразвивающим программам, представляющим содержание образования на модульном принципе, предъявляются все нормативно-правовые требования, установленные к этому виду программ. Следовательно, структура модульной дополнительной общеразвивающей программы и структура отдельного модуля оформляется в соответствии с установленными требованиями к структуре дополнительной общеразвивающей программы и формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (Приказ 196, п.5) и включают: основные характеристики программы, организационно-педагогические условия ее реализации и формы аттестации. Отдельные структурные элементы модульной программы имеют особенности, которые надо учитывать при разработке программы.
Примерная структура модульной дополнительной общеразвивающей программы (определяется локальным актом образовательной организации на основании законодательно установленных требований)
Структура модульной дополнительной общеразвивающей программы | Структура учебного модуля |
1. Основные характеристики программы 1.1.Пояснительная записка (характеристика программы: актуальность, направленность, категория обучающихся, форма обучения и форма организации образовательного процесса, объем и срок реализации, режим занятий). 1.2.Цель и задачи программы. 1.3.Содержание программы: Учебный план Содержание учебного плана. 1.4. Планируемые результаты. 2. Организационно-педагогические условия. 2.1.Формы аттестации и оценочные материалы 2.2.Методические материалы 2.3. Рабочие программы учебных модулей: Модуль 1. Модуль 2. Модуль 3. 2.4. Календарный учебный график 2.5. Условия реализации программы 2.6. Список литературы |
1. Основные характеристики модуля 1.1. Пояснительная записка к модулю (характеристика модуля, включая цель, задачи и планируемые результаты). 1.2.Содержание модуля: Учебный план, Содержание учебного плана. 2. Организационно-педагогические условия. 2.1. Формы аттестации и оценочные материалы. 2.2. Условия реализации модуля 2.3. Список литературы |
Литература
- Будаева Н.А. Разработка и оформление индивидуального образовательного маршрута. Методическое пособие. Усть-Кут, 2015, 27 с. [Электронный ресурс]. – URL: https://gymn52.ru/files/Documents/razrabotka_i_oformlenie_individul.pdf
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (дата обращения 02.04.2022).
- Попов И. П., Сьянова Т. Ю. Разработка модульных структур сетевых образовательных программ горного профиля [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2523/ (дата обращения: 12.04.2022).
- Типовые модели организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--38-jlcepm5bo.xn--p1ai/files/content/navigator/tipovie_modeli/tipovye_modeli_organizacii_obrazo vatel_nogo_processa_po_dopolnitel_nym_obweobrazovatel_nym_obwerazviva yuwim_programmam.pdf (дата обращения 02.02.2022).
- Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и методические рекомендации по их применению (электронный ресурс) – https://dshi8.penz.muzkult.ru/media/2018/08/21/1229298360/Trebovaniya_k_dopolnitelnym_obshherazviv_rekomendacii_po_iKh_primeneniyu.pdf (дата обращения 22.03.2022).
- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1100&documentId=12646 (дата обращения 24.03.2022)
- Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»: (федер.закон: принят Гос.Думой 21 дек.2012 г.) – https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=387186 (дата обращения 22.03.2022)
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
Проектирование учебных модулей
Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогический процесс есть главный для педагога объект проектирования. Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
Этапы педагогического проектирования
Педагогическое моделирование (создание модели) — это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуации и основных путей их достижения. На этом этапе происходит выбор методической системы и технологии обучения
Педагогическое проектирование (создание проекта) — дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.
Педагогическое конструирование (создание конструкта) — это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений. Kонструирование учебной и педагогической деятельности — методическая задача.
Рис. 13. Технология обучения
Суть педагогической технологии сводится к выполнению технологической цепочки восприятие – осмысление – закрепление – рефлексия. Реализация цепочки возможна различными способами. Самый продуктивный из них — технологический, представленный на рисунке этапами методической системы. Для восприятия информации и формирования представлений об объекте деятельности ученик должен обладать сформированной к моменту начала обработки данных структурой (совокупностью) текущих целей. Эти цели формируются на первом этапе учебной деятельности – представление. Без осознания педагогом целесообразности получения учеником знаний об объекте изучения цели не могут быть поставлены, а, значит, ни о какой передаче знаний не может быть речи. Комплексная цель занятия, формулируемая педагогом, фактически представляет структуру, каждый элемент которой служит достижению учеником какой либо одной цели одного занятия.
Структурно-логическая схема предмета, раздела, модуля, параграфа многоуровневая структура целей, учитывающая связи между элементами и определяют зависимость достижения стратегических целей от достижения тактических. Структурно-логическая схема предмета лежит в основе создания учебно-методического комплекса (УМК) предмета. Каждый элемент УМК – модуль ассоциирован с набором возможных действий объекта, влияющим на достижение соответствующей цели и характером тех данных, которые могут дать ему информацию, способствующую выбору целесообразных действий.
Данные, несоответствующие никаким целям объекта не несут для него информацию, и потому пропадают, возвращая объект в то состояние, в котором он был до получения этих данных. Бесцельное использование данных означает нарушение целесообразности функционирования объекта (процесса обучения), и если таковые становятся значительными, то это ведет к прекращению его существования (ученик перестает учиться).
Вторым шагом (второй этап методической системы в обучении развитие) после определения значимости данных для объекта происходит формирование понятий, суждений и умозаключений. Они сохраняются в элементах памяти, связанных с установленными на предыдущем шаге целями. Комплекс ранее сохраненных и вновь поступивших данных связанных по цели их хранения оценивается на достаточность их совокупности для выбора действий объекта, приближающих его к соответствующей цели. Процесс оценки может иметь различную природу в зависимости от свойств объекта, но в его основе лежит сопоставление имеющегося комплекса данных для построения для данной цели информационных шаблонов действий.
Информационные шаблоны действий объекта могут быть врожденными (статическими) или построенными им в результате предыдущих актов информационных взаимодействий (динамическими) – знаниями-умениями.
С помощью информационных шаблонов оценивается возможный результат действий по достижению соответствующей цели при наличии определенных данных. Способность строить динамические шаблоны определяется наличием возможности у объекта изменять некоторые элементы своей памяти в соответствии с тем, какие его действия при наличии какой информации приводили к какому результату. Это характерно для третьего этапа обучения – применение. Выполнение упражнений по образцу (шаблону), повторение сущности понятий, суждений и умозаключений способствует формированию щаблонов-образцов, на основе которых учащийся воспроизводит информацию применяя шаблоны-образцы в изменившихся условиях и жизненных ситуациях. Таким образом шаблоны приобретают динамику и становятся средством приобретения новых знаний (идеальным средством обучения) – знаниями навыками.
Если приобретенные знания-навыки не востребованы, они теряют свою ценность и могут перейти в разряд умений. Целью этапа интеграции как раз и является своеобразное резонансное поддержание активности навыков путем создания учебных ситуаций, в которых ученик вынужден обращаться к своим знаниям-навыкам, решая практические задачи в жизненно значимых ситуациях.
I.1. Выделение учебного модуля
Для выделения учебного модуля необходимо проанализировать учебную программу, основную литературу по данному вопросу, выяснить межпредметные и внутрипредметные связи. Определить:
-
Каковы цели и задачи учебного модуля?
-
Какие основные вопросы будут изучаться по программе учебной дисциплины?
-
Имеются ли в программе основные понятия, которые должен освоить студент; если да, то какие?
-
Предполагается ли в этой учебной дисциплине обсуждение дискуссионных вопросов? Если да, то каких?
-
Как будет организована самостоятельная работа студента и каково ее содержание?
-
Будут ли студентам в процессе освоения программы учебной дисциплины предложены творческие задания? Если да, то какие?
-
Как будет осуществляться текущая аттестация усвоения знаний?
-
Как будет проходить итоговая аттестация?
-
Какие учебники, учебные пособия, другие издания помогут студенту освоить программу учебной дисциплины (основная и дополнительная литература; периодические издания)?
I.2. Создание СЛС модуля
Для создания структурно-логической схемы модуля необходимо:
-
определить общую целевую направленность модуля, его места в УМК дисциплины;
-
выяснить логические и дидактические связи с поддерживающими и обеспечиваемыми модулями;
-
установить связи учебного модуля с реализуемыми образовательными программами;
-
включить в структуру связи с другими пособиями (справки, задания, инструкции);
Рис. 14. Пример СЛС модуля «Мультимедиа».
II.1. Основные понятия
Составить список для формирования алфавитного указателя или справочника основных понятий, терминов и законов, представленных в учебном материале модуля.
II.2. Разработка учебных ситуаций, создание технологических карт
Педагогическая ситуация — составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. Проектирование педситуаций входит в проектирование самого процесса.
Значение педситуаций огромно. Собственно, через них проявляется педпроцесс. Эта клеточка концентрирует в себе все достоинства и недостатки педпроцесса и подсистемы в целом. Выражаясь как конкретные воспитательные отношения, педситуации реализуют их возможности.
Структура педситуаций внешне проста. В нее входят два субъекта деятельности (педагог и учащийся) и способы их взаимодействия. Но эта простота обманчива. Взаимодействие участников педситуаций строится как реализация их сложного внутреннего мира, их воспитанности и обученности. Педситуации могут возникать стихийно или предварительно проектироваться. Но и те, что возникли стихийно, разрешаются продуманно, с предварительным проектированием выхода из них.
Феномен педагогической ситуации состоит в том, что, будучи интегративной по сути, она одна и даже набор ситуаций не могут заменить ни форму, ни систему в педагогике. Нельзя из ситуаций создать форму, как нельзя из форм создать педагогическую систему. Проектирование педагогических ситуаций происходит как процесс «подгонки» педагогического процесса под конкретных людей, оперативного учета реальной обстановки мельчайших звеньях.
Пример технологической карты занятия
Таблица № 1.1. Технология программирования учебной деятельности по изучению основ компьютерной графики
Nп/п |
Цель |
Наименование ситуации |
Деятельность |
Средства обучения |
|
Преподавателя |
Обучаемого |
||||
1 |
Развить представление о цветовых моделях и видах компьютерной графики. |
Что нужно знать о свете и цвете? |
Демонстрирует презентацию по теме, вовлекает студентов в беседу. «Какая графика лучше?» Обосновывает использование различных способов описания цвета. Формулирует научные определения рассматриваемых понятий. |
Высказывают свою точку зрения на возможности использования компьютерной графики в работе по специальности. Называют примеры использования компьютерной графики в обучении и полиграфии. |
Презентация «Графика» |
II.3. Подбор и создание средств обучения
Цель этого этапа – подобрать (приспособить к учебным ситуациям) существующие или изготовить средства обучения, которые позволят реализовать учебную ситуацию и технологию обучения в целом.
III.1. Написание методических указаний к учебным ситуациям
Цель этого этапа – обоснование выбора средств и методов для разрешения учебной ситуации. В этой части автор защищает предложенную технологию обучения.
-
определение общих объектов анализа (явлений, процессов, проблем, понятий, теорий и т. д.);
-
использование в пособиях совокупности проблемных ситуаций, способствующих формированию мотивов познавательной деятельности, адекватных педагогическим целям;
-
раскрытие в пособиях способов освоения информационно-образовательного пространства, доступного учащимся;
-
использование вопросов и заданий, других компонентов учебных пособий для формирования умений использовать разные виды источников информации;
-
использование текстов учебных пособий, вопросов и заданий для формирования универсальных методов деятельности и других элементов познавательной базы решения задач;
-
создание единого аппарата ориентировки в учебных пособиях (символы ориентировки, колонтитулы, указатели, способы рубрикации, предисловие, библиография, оглавление);
-
использование единого подхода к оформлению учебных пособий;
-
использованию в учебных пособиях единого подхода к созданию лестницы достижений, позволяющей учащимся самостоятельно определять свой этаж на этой лестнице, достигнутый уровень компетентности.
III.2. Создание опорного конспекта
Опорный конспект создается в процессе написания технологии обучения. В него входят такие структурный элементы, как СЛС знаний, словарь терминов, краткое (тезисное) содержание учебного материала, литература.
Созданный модуль является элементом учебно-методического комплекса, в состав которого минимально входят:
-
технология обучения для педагога
-
учебное пособие для учащегося
-
средства обучения
Учебник – книга, содержащая набор модулей по знаниевой области. Зачет следует проводить тоже по модулям. Это дает возможность маневра учителя и ученикам. Если рассматривать опорный конспект учащегося как СЛС его ЗУНов, то формирование опорного конспекта основывается на СЛС предметных знаний учебного модуля. Опорный конспект выступает в роли вспомогательного алгоритма, исполняемого в ограниченных временных рамках (занятие) и входит в состав основного алгоритма, описывающего учебную ситуацию в целом.
Попробуем определить основные правила (аксиомы) создания опорного конспекта из структурно-логической схемы знаний.
-
Язык графов
-
Символика, используемая для формирования опорных сигналов (видеоряда) – указатели-стрелки, смайлики, знаки-символы, комиксы, анекдоты, присказки и пр.
-
Тезаурус для учащихся
-
Опорный конспект создается в комплексе средств обучения и соответствует дидактическим требованиям к средствам обучения.
-
Опорный конспект создается для каждой учебной ситуации индивидуально.
-
Опорный (блок-конспект) конспект содержит: СЛС, методические рекомендации по изучению учебного модуля, тезаурус, тезисы лекций, практические задания, программированные задания и задачи для самостоятельного решения.
-
Раскрывает содержание учебного модуля и предоставляет методику для его усвоения. Несет исчерпывающую для ученика информацию. Содержит образовательные стандарты – определенные способы детельности или способности.
-
Содержит задания для самостоятельной творческой деятельности: «Это нам не задавали, это мы не проходили».
-
Содержит одну конкретную цель обучения на занятие. Все педагогики с их триединой целью и 7 этапами познавательной деятельности – чистая теория, с которой работать учителю нельзя!
-
Минимальное число учебных ситуаций в модуле – по числе этапов методической системы. Каждый элемент методической системы обуславливает учебную ситуацию (их не надо придумывать!!!). Как правило на этап материализации знаний (интеграция) отводится больше учебных ситуаций.
Рекомендации по созданию аппарата ориентировки и стилю издания
Для того чтобы читателю с изданием было удобно работать, позаботьтесь о соответствующем аппарате ориентировки.
Необходимо, чтобы издание позволяло читателю быстро и безошибочно находить нужный ему материал, устанавливать его связь с другими источниками информации, активно использовать все элементы адресованной ему книги. Поэтому включите предисловие, оглавление, рубрикацию, указатели, библиографию, символы ориентировки, колонтитулы.
В предисловии постарайтесь дать максимум сведений об издании, его структуре, раскрыть систему условных обозначений и выделений, объяснить, как пользоваться приложениями, в том числе указателями и библиографией, другими элементами текстовых и внетекстовых компонентов.
Используйте минимальное количество стилей. Это позволит создать четкую структуру документа: часть — раздел — глава — параграф — подпараграф. Используйте для выделения объектов цвета текста, жирное и курсивное начертание, но не подчеркивание, так как это будет указывать на наличие ссылки. Используйте возможности гипертекста. Чем разнообразнее представлены обозначения, тем легче ориентироваться в тексте.
Графика должна быть единообразной: все указатели, рисунки, таблицы, выноски и комментарии, организационные диаграммы выполняйте в едином стиле. Повторяемые элементы должны иметь одинаковое графическое выражение и вызывать аналогичные ассоциации.
Материалы, сведенные в таблицы, тоже облегчают восприятие (однако в таблице нежелательно иметь более 4 колонок текста).
Материал должен быть написан ясным живым языком. По возможности надо избегать длинных предложений (7-10 слов) и значительного числа деепричастных оборотов в одном предложении.
Разбейте текст на небольшие части, посвящая каждую из них определенной грани рассматриваемой вами проблемы. Каждую часть сопроводите заголовком. Такая структура текста облегчает его восприятие.
Задание
-
Выделить учебный модуль. Можно воспользоваться собственными или предложенными преподавателем материалами.
-
Создать структурно-логическую схему учебного модуля.
-
Проектирование учебный ситуаций в соответствии с этапами познавательной деятельности. Планируем четыре учебных ситуации. На каждую ситуацию планируем одно занятие, не ограниченное временными рамками традиционного урока. Завершается работа созданием технологических карт занятий.
-
Подбор и создание средств обучения под разработанные учебные ситуации. Электронный справочник, обучающие программы, контролирующие программы, презентации, электронный курс дисциплины, ресурсы на сайте дистанционного обучения. Завершается работа автозагружаемый диск с модулем для использования в сети учебного класса и индивидуальной работе.
-
Методические рекомендации к учебным ситуациям. Объяснить преимущества избранных приемов и методов организации учебного процесса.
-
Создание опорного конспекта для учащегося.
-
Представление учебного модуля.
Литература:
-
Степаненков Н.К. Педагогика школы: учеб. пособие/ Н.К.Степаненков. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. – 496 с.
-
Учебно-методический комплекс. Модульная технология разработки: учеб.-метод. пособие / А.В. Макаров и др. Минск, 2001.
-
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред.П.П. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 1998.-640с.
-
Франсуа-Мари Жерар, Ксавье Рожье. Разработка и анализ школьных учебников. Издательство «АВ OVO», 1998. -372 с.
-
Беловский Г.Г. Основы информационных технологий. Пособие для преподавателей, студентов и учащихся. ISBN: 978-659-48158-1, LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbrücken 2015г., 281 c
-
Отчет о научно-исследовательской работе «Стандартизация технологии создания и использования средств обучения профессиональной школы». Руководитель НИР канд. пед. наук, доцент РИПО Л. С. Фридман. Минск 1998