Как составить методическое указание руководство

Любовь
Владимировна Гребенникова,

преподаватель
русского языка и литературы,

методист

Бахчисарайского
колледжа

строительства,
архитектуры и дизайна

(филиал)
ФГАОУ ВО

«Крымский
федеральный университет

имени В.И.
Вернадского»,

г. Бахчисарай,
Республика Крым

СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ
И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Главной
задачей среднего профессионального образования
является подготовка компетентных специалистов. В процессе формирования
профессиональных и общих компетенций лабораторные и практические занятия
занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и служат одним из важнейших средств
осуществления связи теории и практики. В седьмом разделе ФГОС «Требования к
условиям реализации основной профессиональной образовательной программы»
указывается, что, образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу, должно
обеспечивать
обязательное
выполнение обучающимся
лабораторных и практических
работ. В соответствии с новыми ФГОС лабораторные и практические
занятия должны планироваться и проводиться как самостоятельный вид занятий
.

Эффективность лабораторных работ и практических занятий
зависит в значительной степени от четкой постановки познавательной задачи, а
также инструктажа, в процессе которого
обучающиеся
осмысливают сущность задания, последовательность выполнения
его отдельных элементов. Поэтому возрастает роль методических указаний
данного вида работ для обучающихся, которые должны быть составлены так, чтобы избавить
преподавателя от мелочной опеки и высвободить время на руководство наиболее
сложными исполнительскими действиями обуча
ющихся.

При разработке методических указаний должен соблюдаться принцип самостоятельности и управляемости самостоятельной
работой.
Следует
заметить, что принцип самостоятельности содержит в себе в качестве исходного
принцип сознательности и активности обучения.

Основные задачи методических указаний для обучающихся
определение содержания, формы и порядка проведения лабораторных и практических
работ  по
конкретной учебной дисциплине/профессиональному модулю, а также требований к результатам работы
обучающихся.

Функции методических
указаний для
обучающихся по выполнению лабораторных работ и практических занятий:

стимулирование познавательного интереса к учебной
дисциплине;

закрепление знаний, умений и навыков;

обеспечение работы по
индивидуальным заданиям;

развитие творческого подхода к решению задач
профессиональной деятельности;

контроль и самоконтроль.

Содержание лабораторных и практических работ
фиксируется в рабочих программах дисциплин в разделе «Содержание учебной дисциплины», в рабочих программах
профессиональных
модулей в разделе «Содержание обучения по профессиональному модулю».

Формы и методы организации работы студентов

Формы организации работы обучающихся на лабораторных и
практических занятиях могут быть разнообразные:

Фронтальная форма —
одна и та же работа выполняется всеми
обучающимися.

Групповая форма —
одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек (парная, микрогруппа).

Индивидуальная форма — каждый обучающийся
выполняет индивидуальное задание.

При данных формах организации работы можно использовать:

упражнения

тренинги

решение типовых задач

занятия с решением ситуационных задач

занятия по моделированию реальных задач

деловые игры

ролевые игры

занятия-конкурсы.

Состав и содержание практических занятий должны быть направлены на реализацию требований к знаниям и
умениям, практическому опыту, определенных ФГОС. Выполнение практических работ
позволяет сформировать общие и профессиональные компетенции при освоении основной профессиональной обра­зовательной
программы. На практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными
профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и
совершенствуются в процессе учебной и производственной практики. При разработке содержания практических занятий следует
учитывать, чтобы в совокупности по учебной дисциплине и междисциплинарному
курсу они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым
ориентирована данная дисциплина и междисциплинарный
курс, а| в совокупности по всем учебным дисциплинам и профессиональным модулям
охватывали всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.

Руководство
практической работой преподаватель осуществляет в форме инструктирования:
вводного, текущего и заключительного.

Ведущей
дидактической
целью
практических занятий
является формирование практических умений —
профессиональных (умений выполнять определенные действия, операции, необходимые
в профессиональной деятельности) или учебных
(умений решать задачи по математике, физике, химии, информатике и
др.
), необходимых в последующей учебной деятельности. По таким
дисциплинам, как физическая культура, иностранный язык, инженерная графика,
другим общетехническим дисциплинам
  с применением персональных
компьютеров, все учебные занятия или большинство из них проводятся как
практические, поскольку содержание дисциплин направлено в основном на
формирование практических умений и их совершенствование.

Практические
занятия отражают освоение умений и должны это
указывать при
формулировках цели занятия (например: выполнение, ремонт, диагностика и т. д.).

При отборе содержания практических занятий руководствуются
перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у
специалиста в процессе изучения данной дисциплины,
профессионального модуля.

Таким образом,
содержание практических занятий составляют:

       
изучение нормативных документов и
справочных материалов, анализ производственной документации, выполнение заданий
с их использованием;

    
анализ производственных
ситуаций, решение конкретных производственных, экономических и других заданий,
принятие управленческих решений;

    
решение задач разного рода,
расчет и анализ различных показателей, составление и анализ формул, уравнений,
реакций; обработка результатов многократных
измерений;

    
изучение устройств машин,
приборов, инструментов, аппаратов, измерительных механизмов, функциональных
схем;

    
ознакомление с технологическим
процессом, разработка технической документации;

    
работа на различных машинах, аппаратах, приспособлениях, с измерительными
инструментами; подготовка к работе, обслуживание техники;

       
конструирование по заданной
схеме; сборка и демонтаж механизмов, изготовление моделей заготовок;

  диагностика качества различных веществ, изделий.

Если
содержание лабораторных и практических
работ
является принципиально различным, то методика их проведения в основном сводится
к следующему:

  сообщение темы и цели работы;

    
актуализация теоретических
знаний, которые необходимы для рациональной работы с
оборудованием, осуществления эксперимента или другой практической деятельности;

    
разработка алгоритма проведения
эксперимента или другой практической деятельности;

  инструктаж по технике безопасности (по необходимости);

  ознакомление со способами
фиксации полученных результатов;

  непосредственное проведение экспериментов или практических
работ;

  обобщение и систематизация полученных результатов (в виде
таблиц, графиков;

  подведение итогов занятия.

Но если
лабораторная работа носит поисковый,
исследовательский характер, ее структура может быть иной, например:

      постановка проблемы и поиск путей ее решения (в ходе
обсуждения и самостоятельной работы с книгой);

  подготовка и отбор необходимого оборудования и материалов.

  выполнение лабораторного
эксперимента;

  обсуждение этапов эксперимента.

Лабораторные и практические занятия могут носить
репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы,
носящие
репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны:
цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование,
аппаратура, материалы и их характеристика, порядок выполнения работы, таблицы,
выводы (без формулировок), контрольные вопросы и
специальная литература.

Работы,
носящие
частично-поисковый
характер, отличаются тем, что при
их проведении
обучающиеся  не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок
выполнения необходимых действий, от
них
требуется самостоятельный подбор оборудования, выбор
способов выполнения работы с помощью инструктивной и справочной литературы.

Работы, носящие поисковый характер,
отличаются тем, что
обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на
имеющиеся у них теоретические знания.

При планировании лабораторных и
практических занятий преподавателю необходимо находить оптимальное соотношение
репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий
уровень интеллектуальной деятельности
обучающихся.

Структура методических указаний
по выполнению лабораторной работы по одной и той же теме может отличаться в
зависимости от ее характера (репродуктивного, частично-поискового и
поискового), т.е. от степени самостоятельности при ее выполнении, уровня
сложности и проблемности задания.

Педагогическое руководство и контроль
качества выполнения заданий

Важную
роль в процессе проведения лабораторных и практических занятий играет
педагогическое руководство, которое позволяет наблюдать за работой,
регулировать ее темп, дает возможность развивать
самостоятельность и творческую активность
обучающихся.

Контроль
усвоения знаний, умений обуча
ющихся  проводится с целью установления соответствия достигнутых
результатов требованиям ФГОС СПО, которые в
рабочей программе
приводятся в формулировках:
обучающийся должен
знать, уметь, иметь практический опыт.

К формулировкам вопросов предъявляются следующие
требования:

  вопросы должны быть четкими, ясными по смыслу, краткими по
форме;

—   вопросы должны предполагать
строго определенный ответ, т.е. должны пониматься
обуча
ющимися однозначно и не допускать «двусмысленности»;

   не должно быть вопросов, предполагающих односложные ответы;

   не следует формулировать вопросы с подсказкой ответа;

   не следует формулировать вопросы так, как они изложены в рабочей
программе или учебнике. Вопросы должны способствовать развитию мышления и
носить проблемный характер.

Контрольные вопросы призваны обеспечить самопроверку
надежности знаний и умений, приобретенных в ходе выполнения лабораторной
(практической) работы. В их состав должны включаться
контрольные вопросы как репродуктивного, так и творческого характера.

Оценки за лабораторную работу или практическое занятие
выставляются с учетом текущих наблюдений и качества представленного
обучающимися отчета.
Основные модели вопросов приведены ниже.

Примерный перечень оборотов речи,
используемых при формулировке вопросов

Тип вопроса

Стандартный оборот речи
(маркер)

1. Вопросы нейтрального характера

Дайте определение
понятия «…»…

Перечислите виды (типы,
приемы…)

     Опишите метод (назначение, состояние…)

Дайте характеристику.

Как называется…

Каково назначение…

2. Вопросы активизирующего характера:

2.1 Предполагающие аргументацию

Обоснуйте необходимость (актуальность, роль, место,
значение…)

В чем заключается сущность.

Чем вызвана необходимость…

От чего зависит… Оцените надежность
(вероятность, способность, перспективы…)

2.2. Характеризующие состав, структуру, отличительные
особенности

Укажите состав… Выделите
составные элементы. Объясните, в чем разница
между… Укажите принципиальные различия. Каковы существенные особенности…

3. Вопросы практического характера

Приведите пример. Составьте перечень. Сравните…

Пользуясь   таблицей    (схемой, рисунком), определите…

Содержание и оформление

Если обучающемуся трудно
понять цель практической работы или ему не интересна сама практическая работа,
то в этом не всегда только его вина. Сборник методических указаний для
обучающихся по
выполнению лабораторных и практических занятий должен быть
составлен умело, т.е. быть не слишком сложным и не слишком простым, а
интересным, доступным по содержанию. Путь от понимания цели работы до
выполнения самого задания не должен быть долгим и сложным.

В ходе
выполнения
обучающимися  лабораторной работы (практического
занятия) исследовательским методом преподавателю необходимо:

—  проверить знания обучающимися  теоретических
основ для постановки опыта, наблюдения, эксперимента;

  четко сформулировать задачу исследования;

  сформулировать гипотезу, разработать
план и программу опыта;

  определить методы исследования (наблюдение, эксперимент);

определить результаты выводов и
проверить запись выводов (таблица, схема, ответ на контрольные вопросы,
рисунок).

При проведении лабораторных работ (практических занятий) не должны повторяться вопросы, которые уже изучались
на теоретических занятиях, так как это резко снижает интерес
обучающихся.
Целесообразно включать те вопросы, которые с точки зрения подготовки
специалиста имеют практическое значение в развитии его
умений и навыков.

Текст методических указаний должен быть кратким и
лаконичным. Удобные формы: алгоритм, обучающие программы. Терминология и
обозначения должны соответствовать установленным стандартам, а при отсутствии
стандартов —
общепринятым в научно-технической
литературе нормам.

К содержанию методических указаний для обучающихся по
выполнению лабораторных и практических
работ
предъявляются следующие требования:

  четкость, ясность и краткость изложения;

  доступность изложения информации;

  структурированность описания
работы;

отсутствие
готовых решений (схем, указаний и т.д.), допускающих механическое выполнение
учебных заданий;

  минимизация затрат времени обучающегося  на
выполнение рутинных операций;

оптимальность объема заданий
лабораторной работы или практического занятия.

Содержание  
должно   быть   технически   грамотным
,   включать необходимы      иллюстративный материал, поясняющий текст, и предоставлять
обучающемуся возможности для обдумывания, анализа и выполнения
самостоятельных действий.

Для проведений лабораторных и практических занятий
преподаватели разрабатывают и утверждают в установленном порядке
учебно-методическую документацию (методические указания для обучающихся,
инструкции, задания и указания по их выполнению, практикумы,
тестовые задания, сборники упражнений и заданий для лабораторных и практических
работ). Структура оформления лабораторных работ и практических занятий по
дисциплине, профессиональному модулю в приложении.

Основные структурные элементы

Методические указания для обучающихся по
выполнению лабораторных
и практических работ разрабатываются по схеме в виде сборника для конкретной
дисциплины:

1. Титульный лист.

2. Оборотная сторона титульного листа.

3. Содержание.

4. Предисловие — 1-2 страницы.

5.   Методические рекомендации по подготовке и правила выполнения
лабораторных работ (практических) — 1-2 страницы.

6.  Описание установки или рабочего места обучающегося для
выполнения лабораторных работ (практических) — 3-5 страниц.

7.    
Основная часть для каждой лабораторной работы
(каждого практическ
ого занятия) — 3-7 страниц.

8.  Вопросы
для подготовки к зачету.

9.  Приложения
(если они есть).

Пояснения к содержанию
и оформлению основных структурных
  элементов.

Титульный лист методических указаний по выполнению
лабораторных и практических
работ должен
содержать следующие элементы:

  полное наименование учебного заведения;

  наименование учебной дисциплины, профессионального модуля;

  наименование вида издания;

     сведения о специальности (код и наименование) и специализации обучения обучающихся;

  место и год издания сборника;

    дата утверждения директором учебного заведения.

Оборотная сторона титульного листа включает следующие элементы:

  сведения о составителе(лях): инициалы, фамилия, должность;

  сведения о рассмотрении методических указаний по выполнению
лабораторных работ и практических занятий цикловой
методической комиссией
за подписью председателя с указанием даты и номера протокола;

       
дата и номер  протокола
рассмотрения методическим советом;

       
дата и номер приказа по
утверждению;

       
аннотация к
методическим указаниям по выполнению лабораторных и практических
работ.

Содержание включает
упорядоченный перечень наименований всех структурных элементов сборника
методических указаний по выполнению лабораторных
 и
практических
работ с
указанием номеров страниц, с которых начинается их местоположение в сборнике.
Содержание размещается после титульного листа, с этого раздела начинается
нумерация страниц в сборнике.

Предисловие к
сборнику методических указаний по выполнению
лабораторных и практических
работ должно
содержать сведения, характеризующие:

  назначение методических указаний;

  роль и место лабораторных и практических работ в
изучении курса в подготовке кадров по данной специальности (специализации);

  роль и место в структуре учебного плана;

  общую цель и задачи выполнения лабораторных работ и
практических занятий;

  формы организации учебного процесса;

  роль самостоятельной работы обучающихся в
изучении курса;

  укрупненные требования к знаниям
и умениям, приобретаемым при выполнении лабораторных и практических
работ в
соответствии с квалификационной характеристикой выпускника конкретной
специальности (специализации);

  объем и сроки изучения;

  структуру и реферативное содержание
сборника;

  условия и особенности выполнения лабораторных
(практических) работ;

  виды контроля знаний обучающихся и форму
их отчетности.

Требования
ФГОС к результатам освоения учебной дисциплины/ профессионального модуля
из рабочей программы дисциплины,
ПМ специальности
.

Тематический план учебной дисциплины в соответствии с рабочей программой учебной
дисциплины/профессионального модуля
.

Перечень лабораторных и практических работ с указанием номера и темы работы.

В разделе «Общие методические указания по организации и выполнению лабораторных и
практических
работ» следует
включить:

  общую установку на активную самостоятельную работу обучающихся в ходе
выполнения лабораторных
и практических занятий;

  общую характеристику требований к теоретическим знаниям, необходимым для выполнения комплекса лабораторных и
практических занятий;

  рекомендации по подготовке технических средств и
оборудования к работе;

  указания по технике безопасности (общие по всему курсу, но
можно включать их в пояснения к каждой работе внутри
основной части методических указаний);

      знать, что после выполнения работы должен быть представлен отчет о
проделанной работе с обсуждением полученных результатов и выводов.

В
разделе указываются также требования и процедура выставления окончательной оценки
обучающемуся по
работе и порядок выполнения пропущенных работ по уважительным и неуважительным
причинам.

Описание установки или рабочего места обучающегося вводится в сборник указаний в том случае, если лабораторная
установка или
рабочее место носит комплексный характер
и используется для проведения всех или нескольких работ по данной дисциплине.

В описании следует указать конструктивные особенности
установки; наименования работ, которые могут быть на ней выполнены; порядок
изменения видов работ, настройки, регулировки.

В основной части методических указаний описание каждой лабораторной и практической работы  определяет содержание, объем и порядок ее выполненияОно
включает заголовочную и основную части.

Заголовочная
часть
состоит из следующих элементов:

      указание на организационную форму обучения (лабораторная
работа или практическое занятие);
 

      порядковый номер;

  формулировку темы;

      
цель и задачи (приобретаемые
умения, навыки и практический опыт) лабораторной работы или практического занятия;

перечень обеспечивающих средств, используемых при
выполнении работы.

количество часов, отводимых на выполнение;

указания по технике безопасности на рабочем месте (если они
не даны ранее в разделе методических рекомендациях по подготовке и правилах выполнения работ).

Порядковый номер лабораторной работы (практического
занятия) и количество часов, отведенных на ее выполнение, должны
соответствовать рабочей программе и КТП.

Тема лабораторной работы (практического занятия) должна отражать ее преимущественную познавательно-практическую
направленность.

Определение цели работы является наиболее трудным и
ответственным этапом в разработке методических указаний.
 В
конечном итоге, цель работы определяет в известной степени требования к умениям
обучающимся применять полученные знания на практике, которые должны
соответствовать требованиям федерального государственного образовательного
стандарта на уровне выпускника.

При
невозможности сформулировать единую цель работы допускается формулировка нескольких целей, объединенных логической направленностью.

Формулировка
цели работы не должна повторять ее название.

Задачи лабораторной работы (практического занятия) должны
указывать на умения, навыки и практический опыт, которые должны быть освоены
студентом при ее выполнении.

Обеспечивающие средства должны характеризовать используемые
в ходе выполнения работы учебные материалы, технические средства, оборудование.

Основная часть методических указаний по выполнению лабораторной работы
(практического занятия) включает:

пояснения к работе (общие теоретические сведения);

контрольные вопросы (при допуске к работе);

содержание работы, порядок выполнения лабораторной работы
(практического занятия);

методические указания по выполнению;

требования к отчету;

вопросы для самоконтроля, контрольные вопросы (после
выполнения работы);

домашнее задание;

список рекомендуемой литературы.

В
пояснениях к работе
следует
отразить краткие теоретические сведения по предлагаемой
обучающемуся
лабораторной работе (практическому занятию) на основе
минимума содержания по заданному разделу дисциплины и с учетом требований к
итогам
его усвоения, определяемых ФГОС СПО. Теоретические сведения
формируют представление о содержании лабораторной работы (практического занятия); устанавливают требования к уровню знаний и
умений, практического опыта необходим
ого для
выполнения заданий лабораторной работы (практического занятия); раскрывают ее
особенности, логику мыслительных и практических операций; могут содержать
основы теоретической части при отсутствии учебников и
учебных пособий.

Краткие теоретические сведения должны обязательно
сопровождаться поясняющими схемами, чертежами, формулами, рисунками и т.п.
;
необходимы
ми  закономерностями (без вывода), а также конкретным числовым
примером.

При необходимости можно ввести описание конкретной
индивидуальной установки и ее технических параметров, а также измерительных
приборов.

Контрольные
вопросы
при допуске к
работе призваны проверить усвоение
обучающимися
необходимого теоретического материала, контрольные
вопросы после окончания работы призваны обеспечить самопроверку надежности
знаний и умений, приобретенных в ходе выполнения лабораторной
и практической работы.  Формируются
вопросы, позволяющие оценить выполнение требований
федерального государственного образовательного стандарта к уровню знаний
обучающихся  по
заданному разделу дисциплины. Количество и содержание вопросов определяется
составителем и должно быть достаточным для проверки знаний, в том числе и на
этапе допуска к работе.

Порядок
выполнения
лабораторной и практического
работы должен быть представлен перечнем видов работы (операций),
которые необходимо выполнить в ходе занятия для реализации его цели и задач.

Методические
указания по выполнению

раскрывают последовательность приемов и методов,
обеспечивающих выполнение заданий по получению, обработке и представлению
заданного эмпирического материала в форме, пригодной для проведения его
анализа. Можно сформулировать конкретные задания для
обучающегося,
которые он обязан выполнять при домашней подготовке к
лабораторной работе. В этом случае в задание в обязательном порядке вводятся
следующие вопросы предварительной подготовки:

—   самостоятельное изучение
методических рекомендаций по выполнению конкретной лабораторной работы;

  выполнение соответствующих расчетов. Задания для расчетов
формируются на основе параметров элементов и комплектующих изделий исследуемого
устройства;

  подготовка формы отчета;

  подготовка ответов на контрольные вопросы.

В
зависимости от целей работы приводятся конкретные
инструкции по проведению исследований устройства с указанием уровней или
параметров входных или возмущающих воздействий различной физической природы.

В
заключении
обучающемуся  предлагается заполнить предварительно подготовленные  таблицы, произвести дополнительные расчеты, построить
графики и т.п. по результатам исследований.

Требования к отчету должны содержать сведения о форме представления
результатов работы
 (рекомендации по их оценке и выработке самостоятельно
аргументированных выводов, указывается состав и форма
отчета о проделанной работе
).

Список рекомендуемой литературы  должен содержать сведения о документах, из которых обучающийся может
получить информацию, необходимую для самостоятельной подготовки к выполнению
работы.

Методические рекомендации — это разновидность учебно-методического издания, в котором отсутствует описательный материал, даются конкретные советы по организации учебно-воспитательного процесса учебного занятия, воспитательного мероприятия или к решению той или иной проблемы. Это издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания.

Методические рекомендации могут быть составлены по разнообразным аспектам образовательной и научной деятельности преподавателей:

  • методические рекомендации по изучению темы, раздела учебной дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля;
  • методические рекомендации для подготовки к семинарским (практическим) занятиям;
  • методические рекомендации по выполнению контрольных работ;
  • методические рекомендации по выполнению курсовых работ, выпускных квалификационных работ;
  • методические рекомендации по практике;
  • методические рекомендации по изучению отдельных разделов (тем) учебной дисциплины;
  • методические рекомендации (методические материалы) по организации какой-либо конкретной деятельности обучающихся и т.п.

Методические рекомендации составляются как для преподавателей, так и для обучающихся.

Методические рекомендации раскрывают порядок, логику и акценты изучения какой-либо дисциплины, темы, проведения занятия, мероприятия, практики. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий, сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта.

Задача методических рекомендаций — пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе — мероприятию).

Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи педагогическим работникам и обучающихся в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности. В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


       
Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

     титульный лист;

     аннотацию;

     сведения об авторе (авторах);

     пояснительную записку;

     содержание;

     список рекомендуемой литературы по данной теме;

     приложения (при необходимости).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. 
На титульном листе должны быть обозначены:

     название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

     фамилия, имя, отчество автора;

     название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);

     название города;

     год разработки.

2.      На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:

     сути рассматриваемых вопросов;

     предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);

     источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);

     возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

     Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3.      Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

     обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

     определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);

     краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);

     обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

4.      Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольнойформе. Например, его можно структурировать в следующей логике:

     описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;

     дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);

     вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

     предостеречь от типичных ошибок.

5.      Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

6.      Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:

     планы проведения конкретных дел, мероприятий;

     тестовые задания;

     методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;

     примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

     методики определения результатов по конкретным видам деятельности;

     схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;

     примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ


       
Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДОД), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации. 
       
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
       
Примерная схема методической разработки может включать:
■ название разработки; 
■ сведения об авторе;
■ цель мероприятия;
■ возраст детей; 
■ условия осуществления мероприятия; 
■ перечень используемого оборудования и материалов; 
■ описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
■ методические советы по его организации и подведению итогов;
■ список использованной литературы;
■ приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

КАК РАЗРАБОТАТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДОД (дополнительное образование детей)
        Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.
        Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.
       Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам ДОД в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.
       Методические пособия в системе ДОД могут быть условно разделены на пять основных типов.
1. Методические пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, 
используемых в системе дополнительного образования детей в целом.
2. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики 
по какой-либо отдельной направленности ДОД.
3. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной предметной области ДОД.
4. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей применительно к определенному виду учреждений ДОД.
5. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей в каком-либо отдельном учреждении ДОД.
       
Типовая структура методического пособия включает:
— 
введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников ДОД оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;
— 
теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
— 
практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОД;
— 
дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
       Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, в том числе данного УДОД, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
       Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам ДОД рекомендуемых работ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти номер на газовом баллоне
  • Как найти все варианты песни
  • Как по рисунку найти схему для вязания
  • Как найти полис страхования росгосстрах
  • Как исправить ошибку с соединением в кс го

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии