Как составить маршрут выходного дня

МБДОУ “Детский сад №17 “Петушок”

г.о.Пушкинский

Рекомендации для педагогов по разработке

 «маршрутов выходного дня»

Подготовила: Акинина О.Г.

Когда родители могут больше времени провести со своими детьми?
Конечно, в выходные дни. Каждая семья имеет свои традиции
 и свой опыт проведения выходных.
Многие семьи выбирают совместный отдых в развлекательных центрах, в парках
культуры и отдыха, походы в театр, кинотеатр, цирк. Однако такой вариант
семейного досуга могут позволить себе те, кто живет в городской местности, или
семьи, имеющие определенный материальный достаток.

Поэтому альтернативой для организации совместного семейного
досуга может стать ближайшее природное и социальное окружение. Общение
с природой, 
знакомство
с 
интересными
социальными и историческими объектами в том населенном пункте, где проживает
семья, позволит организовать не менее интересный семейный досуг. Совместные
прогулки будут способствовать развитию 
детского познавательного интереса и наблюдательности, формированию основ экономической
и экологической культуры детей, 
знакомству детей
и самих родителей с
 историей
своей
 малой
родины
, воспитанию
позитивного отношения к месту, где родились и живут. 
Правильная организация прогулок на луг, водоем, в лес, в поле, к
памятнику на площади, по улицам родного 
города (агрогородка, деревни) обеспечит условия для укрепления здоровья и гармонизации
детско-родительских взаимоотношений в семьях.

При этом важна психолого-педагогическая поддержка со стороны
педагогов, направленная на информирование родителей об алгоритме проведения
совместной прогулки, об особенностях выбора объектов природного и социального
окружения для наблюдения с детьми, об организации разнообразных видов детской
деятельности в условиях прогулки. Все это определяет актуальность областного
проекта «Весёлая прогулка ВМЕСТЕ», организацию деятельности педагогов
дошкольного образования по разработке «маршрутов выходного дня».

Непосредственная разработка самого маршрута включает в себя:

— определение логистики маршрута;

— отбор и обработка познавательного материала, составление
перечня вопросов для беседы родителей с ребенком;

— подбор в помощь родителям литературных произведений для чтения и заучивания с
ребенком;

— определение видов детской деятельности, возможность
организации которых обусловлена спецификой маршрута (задания для детей и
родителей во время прогулки и после прогулки);

— оформление «маршрута выходного дня».

Внедрение в практику учреждения дошкольного образования
«маршрутов выходного дня» как формы работы с родителями предполагает:

— информирование родителей о «маршрутах
выходного дня» посредством наглядно-информационных материалов и
информационно-коммуникационных форм работы;

— получение обратной связи в процессе общения с
детьми (организация утреннего сбора в группе в понедельник: обмен
впечатлениями, показ детьми программок, фотографий, буклетов с места посещения;
мини-сообщения детей о месте посещения с опорой на модель или наглядный
материал);

в процессе вовлечения детей и родителей в создание тематической
выставочной экспозиции «Веселые выходные» («Папа, мама, я – отдыхающая семья»,
«Семейные выходные», «Как мы провели выходные»): оформление фотоотчетов,
стенгазет, книжек-малышек,
 выставок поделок, вернисажей рисунков «Мой выходной день»;

— трансляцию эффективного опыта семейного воспитания на родительских собраниях,
выпуск стенгазет, оформление персональных выставок, публикаци
и в средствах массовой информации и
т.п.

При разработке «маршрута выходного дня» педагогам рекомендуется
придерживаться следующего алгоритма:

1. Определение логистики маршрута, выбор темы

Каждый маршрут должен иметь свою четко сформулированную тему.
Тема является стержнем, который объединяет все объекты маршрута в единое
целое, определяет выбор игровых заданий и художественных произведений для
детей.
 Логистика
маршрута определяется с учетом его вида (пеший, велосипедный). Рекомендуемая
положительность пешего маршрута для ребенка дошкольного возраста по времени –
1-3 часа, общее расстояние – от 1 до 5 км.

Примерная тематика «маршрутов выходного дня»:

— «Времена года в городском парке», «Парк птиц», «Зоопарк»
и др.;

— «Краеведческий музей», «Музей сказки», «Музей техники» и
др. музеи;

— «Маршрут по улицам города», «Самые красивые места нашего
агрогородка», «Архитектура города», «Детский парк» и др.;

— «Боевая Слава нашей малой родины», «Профессия моих
родителей», «История моего края», «Чем славиться моя малая родина» и др.

2. Отбор и изучение объектов

В качестве объектов могут быть выбраны: памятные места,
связанные с историческими событиями; здания и сооружения, мемориальные
памятники; природные объекты; экспозиции музеев, галерей, выставок; памятники
архитектуры, искусства и др.

Критерии оценки объектов для включения в
маршрут: познавательная ценность, известность объекта, необычность (экзотичность)
объекта, выразительность объекта, сохранность объекта, местонахождение объекта,
доступность и безопасность.

3. Подготовка познавательной информации об объектах маршрута

Необходимо разработать небольшие памятки, брошюры,
буклеты с познавательной информацией об объектах на маршруте. Данную
информацию также можно разместить на сайте учреждения дошкольного образования,
предоставив ссылку на нее посредством размещения 
QR-кодов на информационных стендах и других
наглядно-информационных материалах.

Требования к тексту: краткость, четкость, содержательность,
соответствие 
содержания возрастным особенностям детей
дошкольного возраста, объективная оценка показываемых объектов,
сформулированная точка зрения на события и факты.

4. Отбор литературных произведений

Литературные произведения, малые формы фольклора выбираются исходя из тематики прогулки и в
соответствии с возрастом детей. Для непосредственного чтения родителями,
заучивания с детьми во время прогулки следует отдать предпочтение стихам, загадкам,
потешкам. Для чтения после прогулки можно рекомендовать рассказы, сказки.

5. Подбор игровых заданий

Осуществляется исходя из темы и логистики маршрута прогулки,
с учетом возраста детей. Предпочтение следует отдавать словесным игровым
упражнениям, игровым упражнениям с природным материалом, подвижным играм с
участием 2-4 человек.

6. Подбор заданий для организации деятельности ребенка
(совместной деятельности детей и родителей) после прогулки

Выбор вида продуктивной деятельности осуществляется исходя из
темы прогулки и наблюдаемых объектов, с учетом возраста детей.

7. Оформление «маршрута выходного дня»

«Маршрут выходного дня» должен быть оформлен в виде раздаточного
наглядно-информационно материала (памятки, буклеты, и т.п.), содержать описание
маршрута, информацию об объектах для наблюдения, текст 
литературного произведения, описание
заданий для выполнения на маршруте прогулки, после прогулки. Приветствуется
наличие фотографий, схем, рисунков, облегчающих восприятие описания «маршрута
выходного дня».
 Все «маршруты выходного дня»
рекомендуется оформлять в едином стиле. Стиль оформления должен быть ярким,
красочным; информация – легко читаемой. Распечатанные маршруты 
следует размещать в уголках для родителей.

Электронный вариант «маршрута выходного дня» размещается на
сайте учреждения образования в целях обеспечения возможности скачивания
родителями.

Эффективным является оформление информации о маршруте на флаерах. Краткая информация
дополняется 
QR-кодом, обеспечивающим доступ
с помощью специального приложения для мобильных устройств к полной
информации о «маршруте выходного дня», размещенной на сайте учреждения.

Примерная структура оформления «маршрута выходного дня»

Маршрут «…» («Весна в лесу»)

Рекомендуемый возраст ребенка: (младший дошкольный
возраст
)

Содержание маршрута:

1. Что рассмотреть с ребенком. (При оформлении
маршрута рекомендуется использовать фразы «Понаблюдайте с ребенком за…»,
«Обратите внимание ребенка на…», «Покажите ребенку…», «Рассмотрите
с ребенком…» и т.п
.)

2. Что рассказать (прочитать) ребенку. (При
оформлении маршрута рекомендуется использовать фразу «Расскажите ребенку…»,
«Можно прочитать…», «Можно разучить…» и т.п.)

3.  Какие вопросы задать ребенку. (При оформлении
маршрута рекомендуется использовать фразы «Спросите у ребенка …»,
«Поинтересуйтесь у ребенка…», «Уточните, знает ли Ваш ребенок…» и т.п.)

4. В какие игры поиграть с ребенком. (При
оформлении маршрута рекомендуется использовать фразы «Можно поиграть с
ребенком…», «Поиграйте с ребенком…» и т.п.)

5. Что предложить ребенку сделать (сделать взрослому
совместно с ребёнком) после прогулки. (При оформлении маршрута
рекомендуется использовать фразу «После прогулки предложите своему ребенку …
(нарисовать, сделать аппликацию, сконструировать).», «Сделайте вместе
с ребенком» и т.п.)

Материалы в помощь родителям для
организации взаимодействия с ребенком во время прогулки
:

1. Стихотворения, пословицы, поговорки, приметы и
т.д. позволяющие сконцентрировать внимание ребенка на месте его пребывания.

2. Краткая информация о месте прогулки, объектах,
изложенная в форме, доступной ребенку дошкольного возраста.

3. Игры и игровые упражнения, в которые можно
поиграть с ребенком на маршруте.

4. Примерные вопросы для беседы с ребёнком об
объектах на маршруте.

5. Примерные задания после завершения прогулки
(нарисовать, сделать поделку, фотоколлаж, сочинить рассказ и т.п.)

Дополнительная информация (рекомендации)
в «маршруте выходного дня» 
(указывается при необходимости):

— время работы (музея, библиотеки и т.п.);

— стоимость билета (при необходимости);

— как добраться (карта, схема проезда и т.п.);

— сайт (если социальный объект);

 что с собой взять (при посещении
природного объекта);

— потенциально опасные места на маршруте (перекресток,
крутой склон и т.п.).

Примерная схема описания памятника для включения в «маршрут выходного дня»:

— название
памятника;

— местонахождение
памятника (город, улица, № дома и т.д.);

— дата
открытия памятника, сведения об авторе;

— описание
памятника (планировка, композиция, размер и т.д.);

— историческое
событие (личность), которому посвящен памятник;

— фотография,
рисунок или план памятника.

Примерная схема описания природоведческой объекта для включения
в «
маршрут выходного дня»:

— название;

— местоположение;

— характеристика
объекта (площадь, животный мир, растительность, почва, и т.п.);

— ценность
объекта (научная, учебная, оздоровительная);

— значение
объекта (местное, районное, областное, республиканское, всемирное);

— использование
объекта;

— перечень
игр и упражнений, которые можно организовать при посещении данного объекта;

— схема,
план, фотография объекта.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Доскинский детский сад»

Мастер – класс для педагогов

«Алгоритм создания «Маршрутов выходного дня»

и «Виртуальной экскурсии»

Подготовила и провела:  

Чекалина Л.А.

с.Доскино, 2019 г.

План-конспект мастер-класса

Тема: «Алгоритм создания «Маршрутов выходного дня» и «Виртуальной экскурсии».

Педагог: Чекалина Людмила Александровна

Дата проведения: 30.08.2019г.

Время проведения:13.00

Продолжительность мастер-класса: 15 мин., включая ответы на вопросы участников мастер-класса (5 минут).

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению транслируемого опыта.

Задачи:

— популяризация инновационных идей и находок, составляющих основу транслируемого педагогического опыта;

— обучение участников мастер-класса разработке и составлению «Маршрутов выходного дня» и «Виртуальной экскурсии»;

— способствование творческому поиску педагогов, участников – мастер – класса;

— создание мотивации к активной творческой деятельности;

— актуализация опорных знаний по теме мастер – класса;

— повышение уровня их профессиональной компетентности, методического уровня участников мастер – класса по основным аспектам демонстрируемой деятельности;

— практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;

— формирование атмосферы сотрудничества и сотворчества.

Оборудование: мультимедиа – проектор.

Демонстрационный материал: мультимедиа презентация, образцы готовых «Маршрутов выходного дня».

Раздаточный материал: памятка «Алгоритм создания «Маршрутов выходного дня»» по количеству участников мастер — класса.

Ход мастер-класса:

— вводная часть (1 мин.);

— основная часть (6 мин.);

— заключительная часть (3 мин.).

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью:

— общей дискуссии с вопросами к педагогу, проводившему мастер – класс.

1 слайд – титульный лист

Ход мастер – класса:

Вводная часть:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня в ходе мастер – класса я ознакомлю вас с «Алгоритмом создания «Маршрутов выходного дня».

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению транслируемого опыта.

2 лайд

«Алгоритм создания «Маршрутов выходного дня» (значение)».

Ведущий: Основной идеей проекта реализуемого нашим ДОУ является приобщение детей дошкольного возраста к историко-культурным ценностям родного края, формирование основ гражданственности, воспитание нравственно-патриотических качеств.

3 слайд

Основная часть:

Ведущий: В ДОУ создан проект «Маршруты выходного дня по памятным местам Родного края», нам необходимо разработать «Маршрут выходного дня», как один из способов приобщения детей и родителей к историко-краеведческой деятельности в рамках подготовки празднования 75-летия Победы в ВОВ.

Целью разработки «маршрутов выходного дня» является воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному краю, подвигу героев односельчан через взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями.

Цель может быть реализована через решение следующих задач:

— обобщать и систематизировать знания о памятных местах Родного края;

— расширять детский кругозор;

— формировать представления о достопримечательностях малой родины;

— воспитывать любовь и чувство гордости за свой Родной край, чувство благодарности к людям ковавшим Победу.

Дети должны получать знания о родном крае, поселке не только в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Очень сложно организовать выезд дошкольников за территорию детского сада на экскурсии в музеи, парки, на выставки. В этом плане у родителей гораздо больше возможностей продемонстрировать ребенку насколько богат, насыщен и красив окружающий мир. Как показал опыт, данный вид деятельности помогает сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

4 слайд

«Алгоритм создания «Маршрутов выходного дня» (рекомендации)».

Ведущий: Алгоритм создания маршрутов выходного дня:

1.  Анкетирование родительской общественности на предмет выявления уровня знаний о историческом краеведении и необходимости знакомить детей с  ВОВ.

Результат: выявление степени уровня знаний и заинтересованности родителей для построения дальнейшей работы по данной тематике.

2. Родительское собрание:

— знакомство родителей с проектной деятельностью в рамках подготовки к празднованию 75-летия Победы;

— подбор рекомендаций для родителей по разработке «Маршрутов выходного дня по памятным местам»;

— знакомство с алгоритмом разработки «Маршрута выходного дня» и «Виртуальной экскурсии».

Результат: Мотивация родителей на предстоящую деятельность.

3.Разработка родителями «Маршрута выходного дня».

Результат: создание плана проведения «Маршрута выходного дня».

4.Прогулка по маршруту. Запись видеосюжета о маршруте.

Результат: Обогащение знаний и практического опыта детей и родителей в совместной деятельности.

5.Презентация готовых маршрутов в группах.

Результат: Видеоэкскурсия, буклеты, брошюры, вернисаж рисунков «Мой выходной день».

Непосредственная разработка самого маршрута выходного дня включает в себя:

— составление маршрута;

-обработку фактического материала;

— работу над содержанием;

— написание контрольного текста;

— подготовка технических средств.

5 слайд

В процессе подготовки нового маршрута выходного дня мы выделили ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке.

1. Определение цели и задач прогулки (экскурсии, похода и т. д.).

Цель экскурсии — это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ об объекте также подчинен той же конечной цели.

Например:

-воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине;

-получение дополнительных знаний в различных областях истории и культуры и т. д.;

Задачи экскурсии — достичь целей путем раскрытия ее темы.

Очень важно, чтобы прогулка была достаточно интересна, но при этом не была перегружена потоком ненужной информации, и способ подачи материала не был утомительным для детей. Поэтому маршруты обязательно должны быть сориентированы на возрастные, индивидуальные и гендерные интересы детей, т. е. должен соблюдаться принцип дифференцированного подхода к составлению маршрута

6 слайд

2. Выбор темы.

Каждый маршрут должен иметь свою четко сформулированную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и предметы маршрута в единое целое.

Примерная тематика «Маршрутов выходного дня»:

«Краеведческий музей», «Музей техники» и др. музеи.

 «Боевая Слава нашей малой родины»

«Памятник неизвестному солдату»

7 слайд

3. Отбор литературы и электронных носителей информации.

В наш век информатизации, огромную помощь в подборе необходимой информации оказывают средства сети интернет. Это могут быть электронные библиотеки, периодические издания, официальные сайты культурных и исторических объектов (музеев, культурных центров и др.).

8 слайд

4. Отбор и изучение объектов.

В качестве объектов могут быть выбраны:

— памятные места, связанные с историческими событиями;

— здания и сооружения, мемориальные памятники;

— экспозиции музеев, галерей, выставок;

Критерии оценки объектов для их включения в маршрут:

— познавательная ценность;

— известность объекта;

— выразительность объекта;

— сохранность объекта;

— местонахождение объекта;

— доступность и безопасность.

9 слайд

5этап. Составление маршрута.

Документальное оформление.

Оформление методических материалов (памяток, рекомендаций).

6 этап. Карта трассы маршрута.

При организации маршрута ставятся задачи:

— ознакомиться с трассой маршрута;

— выбрать лучшие точки для показа объектов;

— выбрать методику ознакомления с объектом;

— в целях безопасности передвижения по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

10 слайд

7. Подготовка текста экскурсии.

Необходимо заранее подготовиться и написать небольшие памятки об изучаемых объектах маршрута. Это поможет дать ответы на самые непредсказуемые вопросы детей в ходе осмотра объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык, объективная оценка показываемых объектов, сформулированная точка зрения на события и факты.

Памятка — Форма описания памятника

1.  Наименование памятника.

2.  Местонахождение памятника (город, улица, и т. д.).

3.  Дата открытия памятника, сведения об авторе.

4.  Описание памятника (планировка, композиция, размер и т. д.).

5.  Историческое событие (личность), которому посвящен памятник.

6.  Состояние памятника.

7.  Фотография, рисунок или план памятника.

Карточка объекта историко-краеведческой экскурсии:

1. Наименование.

2. Адрес (местоположение).

3. Характеристика объекта (описание).

4. Ценность объекта (историко-культурная).

5. Значение объекта (местное, региональное, общероссийское, всемирное).

6. Народнохозяйственное значение и использование объекта.

7. Схема, план, фотография объекта.

11 слайд

Составляя первые маршруты выходного дня и рекомендации к ним для родителей, мы предполагаем заинтересовать родителей новым для них видом деятельности краеведческим туризмом.

Первыми маршрутами могут стать:

— смотровая площадка п.Окский к памятнику неизвестному солдату

— Аллея Славы г.Богородск,

— Экскурсия в МБУК Богородский исторический музей

— Экскурсия в МАУК Нижегородский городской музей техники «Парк Победы»

— Экскурсия в Нижегородский кремль

12 слайд

Алгоритм создания «Виртуальной экскурсии»

— подготовить маршрут и карточку с текстом

— подготовить технические средства для видео и фотосъемки

— прогулка по маршруту с одновременной видеозаписью

— звуковое сопровождение по ходу маршрута или озвучивание при монтаже видео

— монтаж отснятого видеоматериала

— создание видеоролика продолжительность не более 10 мин.

13 слайд

Заключительная часть:

Вывод: осуществляя «Маршруты выходного дня», можно добиться следующих результатов:

— мотивация родителей на дальнейшее сотрудничество с педагогами;

— расширение представлений детей о малой родине, ее истории и культуре;

— расширение активного и пассивного словаря детей, развитие связной речи;

— насыщение предметно-пространственной среды: альбомы, фотовыставки, вернисажи рисунков, презентации и фильмы о малой родине и России.

14 слайд

Благодарю за внимание!

Литература:

1.  Образовательная программа МБДОУ «Доскинский детский сад»

2.  «Я – человек» Программа социального развития ребенка / — М.: Школьная Пресса, 2003.

3.  и др. Как научить детей любить родину/ М., Аркти, 2003 г.

4.  , и др. Система патриотического воспитания в детском саду – Волгоград: Учитель, 2007.

5.  Алешина дошкольников с родным городом — М.: Творческий центр Сфера, 1999.

6.  Агапова о великих соотечественниках с детьми 5 — 7 лет — М.: Творческий центр Сфера, 2007.

7.  Алямовская К. Ю., и др.- М. «ТЦ Сфера», 2005.

8. Зеленова Л. Е. «Мы живем в России» (средняя, старшая, подготовительная группы) — М.:«Скрипторий», 2008.

9.  Маханева С. В. «Мы с друзьями целый мир. Социально – эмоциональное развитие детей 7 – 10 лет» — М.: «ТЦ Сфера», 2007.

12. Остапец Н. Н. и др. патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо – туристской деятельности — М.: Аркти, 2003.

Маршрут выходного дня

Интерактивная экскурсия «Мемориальный комплекс «Партизанам Полесья. Поляна партизанской славы»

Маршрут разработан для детей 4-6 лет

Адресуется педагогическим работникам учреждений дошкольного образования, родителям (законным представителям).

Маршрут экскурсии: дом — Мемориальный комплекс «Партизанам Полесья» — «Поляна партизанской славы» -дом.

Объекты на поле «Карта маршрута» — «кликабельны».

По данному маршруту вы можете совершить как пеший поход, так и велосипедный (в сквер к памятнику ведёт просторный пешеходный тротуар вдоль всей Первомайской улицы).

Продолжительность по времени: 1-1,5 часа (в зависимости от интереса   ребёнка и степени самочувствия).

По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована.

Возьмите с собой: питьевую воду, фотоаппарат или мобильный телефон, путеводитель по маршруту.

Путеводитель по маршруту    

Интерактивная экскурсия «Мы правнуки славной Победы!»

Маршрут разработан для детей 4-6 лет

Адресуется педагогическим работникам учреждений дошкольного образования, родителям (законным представителям).

Маршрут экскурсии: дом — «ДОТ» — «Обелиск воинской славы» — «Памятник бронекатеру Бк-92» — военно-исторический объект «Командный пункт 1323-го полка» («Дот Молчанова») — «Мемориальный комплекс освободителям парк Днепровской Флотилии. Вечный огонь» -дом.

Объекты на поле «Карта маршрута» — «кликабельны».

По данному маршруту вы можете совершить как пеший поход, так и велосипедный.

Продолжительность по времени:2-3 часа (в зависимости от интереса   ребёнка и степени самочувствия).

По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована.

Возьмите с собой: питьевую воду, фотоаппарат или мобильный телефон, путеводитель по маршруту.

Путеводитель по маршруту   

«Интерактивная экскурсия по пешеходной улице Ленина»

Маршрут разработан для детей 4-6 лет

Адресуется педагогическим работникам учреждений дошкольного образования, родителям (законным представителям).

Маршрут экскурсии: дом — Иезуитский коллегиум и музей истории Белорусского Полесья — Скульптура полешука, или памятник пинчуку — Францисканский костел (костел Успения Девы Марии) — Полесский драматический театр (Кинотеатр «Казино») — Дворянское училище. Первая мужская гимназия на Полесье — Дворец Бутримовича -дом.

Тип экскурсии: пешеходная.

Путеводитель по маршруту   

Объекты на поле «Карта маршрута» — «кликабельны».

Поход
выходного дня – простейшая форма
активного туризма,
она
особенно
привлекательна для жителей больших и
малых городов. Урбанизация, передвижение
людей в пределах ограниченного
пространства, недостаток межличностного
общения и непосредственного контакта
с природной средой все это ведет к
замкнутости человека в собственном
мире. Одним из возможных вариантов
решения этой острейшей проблемы
современности могут быть походы
выходного дня [3].

Такая
форма проведения свободного времени
особенно важна для детей, т.к. в процессе
похода у них
появляется возможность общения, познания,
подготовки к труду, они приобретают
социальный опыт. В таких походах дети
будут учиться самообслуживанию,
коллективизму, дисциплинированности,
ответственности.

Еще
одной отличительной особенностью
походов выходного дня является повышенная
степень свободы действий ребенка в
коллективе и непосредственный контакт
с природной средой, которая хранит в
себе кладезь знаний и незабываемых
ощущений. На каждом шагу его ждет что-то
новое, неведомое ранее, то, что учит и
воспитывает.

Поход
выходного дня включает в себя:
подготовительный этап, непосредственное
проведение и подведение его итогов. Все
это составляет цикл туристкой деятельности.

Первая часть цикла
состоит из подготовительной работы:

  1. Выбор района и
    разработка маршрута. Составление
    плана-графика похода.

  2. Комплектование
    группы. Распределение обязанностей.

  3. Расчет сметы
    похода. Составление меню.

  4. Подготовка
    документации похода.

  5. Подготовка
    группового и личного снаряжения.
    Приобретение продуктов питания.

Вторая часть цикла
включает в себя:

  1. Преодоление
    намеченного маршрута.

  2. Соблюдение
    походного режима жизни.

  3. Самообслуживание
    участников похода.

  4. Сбор
    познавательно-краеведческого материала
    (фото, видео и пр.)

В третью часть
цикла входит:

  1. Обработка собранного
    познавательно-краеведческого материала.

  2. Составление
    письменных отчетов, оформление фотогазет
    и пр.

  3. Обсуждение итогов
    похода.

Подготовка
к любому походу начинается с определения
его цели.
И
хотя главной целью похода
выходного дня является активный отдых
в условиях природной среды, тем не менее,
целью маршрута для участников должно
быть что-то интересное, особенное с
точки зрения познания окружающего мира
или получение эстетических впечатлений
от красоты посещаемых мест.

Цель
похода выходного дня зависит от состава
группы и туристических возможностей
родного края, познание которого необходимо
каждому, независимо от возраста и
профессии. Посещение исторических или
природных памятников, сбор грибов, ягод,
лекарственных трав, наблюдений за
растительным и животным миром, в сочетании
с играми, соревнованиями, конкурсами
сделают поход выходного дня содержательным
и запоминающимся.

При
разработке
маршрута похода
выходного дня необходимо учесть следующие
важные принципы:

1. Поход
должен соответствовать подготовленности
руководителя и подготовленности группы
к прохождению запланированного маршрута.
Не следует торопиться с включением в
маршрут сложных препятствий представляющих
физическую и психологическую трудность
для путешественников (крупные подъемы,
водные преграды, заболоченные или
труднопреодолимые участки и пр.).

2.
Маршрут должен проходить по максимально
красивым местам. Присутствие интересных
туристских объектов будет способствовать
возникновению позитивному эмоциональному
возбуждению, которое в свою очередь
снимет накопившуюся усталость. Трудный
же маршрут по непривлекательным местам
не будет способствовать развитию у
детей интереса к туризму.

3.
Маршрут похода должен учить и воспитывать.
Поэтому, разрабатывая маршрут похода
необходимо предусмотреть все, что
способствовало бы пополнению знаний
детей, их воспитанию (разнообразие
растительного и животного мира, места
боевой и трудовой славы, места жизни и
деятельности выдающихся людей), развитию
навыков самообслуживания и самообеспечения
при выполнении бивачных работ, сборе
дров, работе у костра.

4.
Маршрут похода должен быть разработан
так, чтобы его конечная точка была
максимально близко расположена к
транспортным коммуникациям. Возвращение
домой после похода, утомившихся
путешественников должно быть коротким,
чтобы не испортились позитивные
впечатления от похода.

В
походы выходного дня с ночевками можно
выходить, когда участники имеют опыт
загородных прогулок и продолжительных
по преодолимому расстоянию походов
выходного дня без ночевки.

В
подготовке похода выходного дня с
ночевкой участники должны принимать
самое активное участие: готовить к
походу групповое и личное снаряжения,
приобретать продукты, обеспечивать их
сохранность и транспортировку.

Выбор
района похода выходного дня проводится
на основе анализа топографических карт,
схем и иных информационных документов,
содержащих сведения об экскурсионных
объектах в районе похода, природных
памятниках, туристских объектах и т.д.
С этой точки зрения наиболее оптимальными
районами для проведения похода являются
территории, имеющие наибольший
рекреационный потенциал.

Это
должны быть не загрязненные хозяйственной
деятельностью территории, содержащие
значительные по площади лесные массивы
(светлые сосновые боры, широколиственные
леса), живописные ландшафты, с хорошо
выраженным рельефом и обзорными точками,
гидрографические объекты (реки и озера,
пригодные для купания и отдыха).

В
районе похода должны быть удобные,
с точки зрения подъезда и отъезда группы
на общественном или заказном транспорте,
пункты начала и окончания путешествия.
Район должен содержать набор
удобных, не утомительных для движения
пешком лесных или полевых дорог и троп.

С точки
зрения сохранности окружающей среды и
максимального комфорта для участников
похода выходного дня преимуществом
обладает тот район, который содержит
оборудованные места для ночлега и отдыха
туристов. Тем более что такие туристские
стоянки устраивают обычно в наиболее
живописных, пригодных для целей рекреации
местах с наличием источников чистой
воды.

Немаловажным
фактором при выборе района похода
выходного дня является объем свободного
времени, которым обладают участники и
их потенциальные материальные затраты.
Район похода расположенный максимально
близко к месту жительства сократит
время и финансовые расходы на проезд.

Лучше
всего указанным выше критериям для
выбора района проведения походов
выходного дня соответствуют охраняемые
природные территории с возможностью
проведения туристских мероприятий –
национальные парки. Именно там развитие
туристской деятельности является такой
же важной задачей, как и сохранение
природных рекреационных ресурсов. На
территориях национальных парков
проложены маркированные маршруты
походов, имеются вызывающие интерес
познавательные объекты с возможностью
проведения экскурсий квалифицированными
специалистами, оборудованные туристские
биваки и места обеденных привалов и
т.д.

После
выбора района похода, по имеющемуся
картографическому материалу и иной
информации, туристы разрабатывают
конкретный маршрут похода (нитку
маршрута). Нитка
маршрута, нанесенная на топографическую
карту района похода, представляет собою
следующую последовательность ориентиров:
пункт старта, опорные ориентиры дневных
переходов, места туристских биваков и
пункт финиша.

При
разработке маршрута похода выполняется
следующая творческая работа:

  1. определяется
    необходимая протяженность маршрута и
    продолжительность похода (с учетом
    состава группы, намеченных целей
    похода);

  2. из
    всех присутствующих в районе похода,
    выбираются конкретные целевые
    рекреационно–познавательные
    объекты посещения («изюминки»
    путешествия);

  3. определяются
    удобные для достижения намеченных
    рекреационно–познавательных
    объектов посещения пункты приезда и
    отъезда группы с маршрута;

  4. определяются
    места организации биваков и больших
    привалов, которые должны в максимальной
    степени удовлетворять задачам
    безопасности, отдыха и оздоровления
    участников, а так же выполнению
    экскурсионно–познавательных
    задач;

  5. определяется
    тактическая схема маршрута (линейная,
    кольцевая, с участками радиального
    движения);

  6. определяются
    пути достижения намеченных главных
    рекреационно–познавательных
    объектов и пунктов организации обеденных
    привалов и биваков (маршрут движения
    группы);

  7. маршрут,
    вследствие выше указанных действий,
    разбивается на отдельные, посильные
    для участников, дневные переходы
    определенной протяженности;

  8. на
    дневных переходах намечаются опорные
    ориентиры для точного движения по
    маршруту (точечные, линейные, площадные).

Как
было указано выше, протяженность маршрута
определяется составом группы. На маршруте
похода намечаются наиболее удобные и
подходящие пункты для обеденных привалов
и организации полевых лагерей для
ночлегов (биваков). Определив в районе
похода пункты биваков, нитка маршрута
автоматически разобьется на ряд дневных
переходов, которые должны быть посильными
для участников и не вызывать у них
чрезмерного физического и психического
утомления.

Исходя
из расположения в выбранном районе
целевых рекреационных объектов и удобных
пунктов старта и финиша похода, туристы
определяют оптимальную тактическую
схему построения маршрута: линейную,
кольцевую, комбинированную (с включением
кольцевых участков и участков радиального
движения).

Линейный
маршрут не замкнут, и имеет различные,
удаленные друг от друга, пункты старта
и финиша.

В
случае кольцевого (замкнутого) маршрута

предполагается единый пункт старта и
финиша.

В
походах часто используется комбинированная
схема маршрута с включением кольцевых
участков на линейном в целом маршруте
или участков радиального движения.
Радиальные
выходы осуществляются от мест бивака
или привала к целевым объектам с
последующим возвращением в исходный
пункт по тому же пути.
Применение радиального движения на
маршруте позволяет туристам эффективно
провести осмотр достопримечательностей,
полнее насладится уникальными природными
объектами, так как они не обременены
походным грузом и могут преодолевать
значительные расстояния.

При
выборе оптимального пути движения к
местам расположения биваков и целевым
объектам на маршруте
по карте намечают лесные, полевые дороги
(рекомендуется отказаться от передвижения
по шоссейным и автомобильным дорогам),
идущие в нужных направлениях, иные
линейные ориентиры для движения (просеки,
берега рек и т.д.). Следует ограничить
протяженность переходов по просекам и
бездорожью. Преодоление препятствий –
не цель похода выходного дня. Таким
образом, на карте определяется конкретная
линия движения
для каждого дневного перехода.

В
пределах каждого дневного перехода
следует наметить ряд опорных ориентиров
для движения. Данные ориентиры понадобятся
в целях уверенного ориентирования и
соблюдения намеченной нитки маршрута.
В качестве опорных ориентиров маршрута
служат различные ориентиры местности:
точечные (перекрестки дорог, отдельные
здания, мосты и пр.); линейные (дороги и
просеки, используемые для движения или
пересекаемые во время движения, берега
рек, границы между лесными массивами и
полями и т.д.); площадные (населенные
пункты, озера, небольшие лесные массивы).

В
заключение следует оценить намеченный
маршрут в целом: удаленность точек
начала и окончания маршрута от транспортных
магистралей, привлекательность выбранных
рекреационных и познавательных объектов,
удобство и надежность выбранных путей
движения к ним, логичность выбранной
тактической схемы маршрута, мест
организации биваков и т.д.

Исходя
из масштаба карты, необходимо еще раз
тщательно (строго по линии предполагаемого
движения) измерить протяженность всех
намеченных дневных переходов; определить
общую протяженность маршрута и сравнить
ее с намеченными параметрами для
конкретной группы туристов. При
необходимости в намеченный маршрут
вносятся необходимые коррективы.

Следующим
этапом подготовки к походу выходного
дня является сбор группового снаряжения.
К нему относятся: продукты питания,
полиэтиленовая пленка, топор, пила,
ведра или котелки, половник, спички,
компас, карта маршрута, медицинская
аптечка и спортивный инвентарь. Все
групповое снаряжение распределяется
среди участников похода. Спички и карту
во время похода следует хранить в
полиэтиленовом мешке.

Такой
набор снаряжения необходим, если
планируется приготовление горячей пищи
на костре, а если планируется «шведский
стол» из продуктов захваченных всеми
участниками похода из дома, то необходимость
в этом отпадает. Но романтика путешествий
предполагает дым, костер и горячий чай.
Кроме того, в походах могут возникать
самые различные ситуации, в том числе
и экстремальные: то дождь пошел, то ногу
натер или руку обжег участник, а то и
вовсе заблудились в незнакомой местности…

При
выборе личного снаряжения следует
выполнять следующие рекомендации.

В
походы выходного дня выходят с учетом
сезона: в удобной одежде (спортивные
или брючные костюмы) и свободной обуви
(кроссовки, кеды, туристские ботинки).
Обувь обязательно должна быть ношенной,
иначе неизбежны потертости и мозоли на
ногах. Также обязательно необходимо
иметь шерстяные и хлопчатобумажные
носки. Носки из синтетических ниток для
походов неприемлемы, т. к. они не
обеспечивают должного тепло–
и воздухообмена при ходьбе. Ноги быстро
потеют и возможно образование мозолей.

Головной
убор из синтетической ткани также
нежелателен, как и меховые шапки для
лыжных прогулок и походов. Головной
убор для летних походов должен быть из
простой ткани светлых тонов, для
осенне-зимних походов – из шерстяной
ткани разной толщины. В зависимости от
времени года и погоды берутся с собой
шерстяные свитера, ветрозащитные костюмы
и запасные хлопчатобумажные футболки,
хотя опытные туристы никогда не
рассчитывают на милость природы, а
рассчитывают только на себя.

Обязательным
атрибутом личного снаряжения является
рюкзак. Использование спортивных сумок
не желательно, так как конструкция
рюкзака наиболее оптимально распределить
груз вдоль тела, что позволяет комфортно
преодолевать маршрут.

Организация простейшего путешествия — похода выходного дня (ПВД).

Поход выходного дня — наиболее массовый и доступный вид туристского похода. Продолжительность, протяженность и число участников. Подразделяются на познавательные, прогулочные, тренировочные и соревновательные. Выбор цели и района похода. Составление плана подготовки и проведения путешествия. Разработка маршрута, подбор картографического материала, составление схемы и графика движения. Подготовка снаряжения и питания, медицинское обеспечение, физическая подготовка, транспортное обеспечение, смета похода. Подведение итогов похода.

План.

1. Формальные требования к походам выходного дня

— продолжительность

— протяженность

-число участников

-требования к участника (возраст, опыт)

2. Цели пвд

3. Выбор района путешествия.

4. Подготовка маршрута:

— Сбор материалов о районе путешествия.

— разработка конкретного маршрута

5. Подготовка похода:

— Предпоходные тренировки.

— Составление сметы похода.

— Подготовка снаряжения.

— составление раскладки.

— Подготовка медицинской аптечки.

— транспорт

— Оформление маршрутных документов

6. Подведение итогов путешествия

1. Формальные требования к походам выходного дня:

Самодеятельные (спортивные) походы проводятся в соответствии с Правилами проведения туристских спортивных походов. В них много «нельзя», но они не должны отпугивать туристов, вызывать, как это часто бывает, обратную реакцию, недовольство. Эти Правила разработаны с учетом многолетних ошибок самих туристов. Все их положения проникнуты заботой о том, чтобы походы приносили туристам не увечья и горе, а здоровье и радость.

Ознакомимся с основными нормативными моментами, которые обязательно должны быть учтены руководителем при подготовке похода. При классификации туристских походов их относят к тому или иному виду туризма, к той или иной категории сложности. Это основной принцип. Правилами проведения туристских спортивных походов и разрядными требованиями Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК) установлено, что спортивные походы проводятся по следующим видам туризма: пешеходному, лыжному, горному, водному, велосипедному, мотоциклетному, автомобильному и спелео. В порядке возрастающей протяженности, продолжительности и технической сложности они подразделяются на походы I, II, III, IV, V и VI категорий сложности. Походы, имеющие протяженность и продолжительность меньшие по сравнению с установленными для походов I категории сложности, являются некатегорийными.

Наиболее распространенный их вид — походы выходного дня. Они являются начальной ступенькой в росте спортивного мастерства. Некатегорийные походы могут включать элементы (участки) походов любой, вплоть до VI категории сложности. Наибольшее распространение они получили в водном туризме, реже в горном. Опыт, приобретенный в таких походах, учитывается при решении вопроса о допуске к будущим походам, а к зачету на разряд они, естественно, не принимаются. Мы рассмотрим требования к ПВД и 1 к.с, но в таблицах представлены все категории, так как для общего представления это необходимо, а также вы будете знать что возможно вас ждет впереди и каким требованиям необходимо соответствовать, чтобы пойти в какой-то поход. Принадлежность похода определенному виду туризма большей частью очевидна. Различие применяемых средств и способов передвижения не вызывает сомнений.

Отнесение похода к той или иной категории сложности — задача более трудная и не всегда бесспорно решаемая. Принятая методика отнесения маршрута к определенной категории сложности путем сравнения его с эталонными маршрутами, установленными для данного района и вида туризма, оправдала себя и продолжает оставаться единственно приемлемой.

Основным фактором, влияющим на обеспечение безопасности, является уровень практического туристского опыта, приобретенного в предыдущих походах. Требования к этому опыту определены Правилами проведения туристских спортивных походов (в дальнейшем — Правилами). Но этот уровень не может быть проверен без подробно разработанной классификации маршрутов. Разрядные требования по туризму устанавливают для каждой категории сложности похода и видов туризма только минимальные протяженность в километрах и продолжительность в днях.

Виды туризма и характеристики походов

Категории сложности походов

I II III IV V

Продолжительность походов в днях (не

менее) 6, 8, 10, 13, 16

Протяженность походов в километрах (не

менее):

пешеходных 130, 160, 190, 220, 250

лыжных 130, 160, 200, 250, 300

горных 100, 120, 140, 150, 160

водных (на гребных судах и плотах) 150, 175, 200, 225, 250

велосипедных 250, 400, 600, 800, 1000

на мотоциклах 1000, 1500, 2000, 2500, 3000

на автомашинах 1500 2000 2500 3000 3500

Вид мероприятия

Опыт руководителя, заместителя руководителя, помощника руководителя

Количественный состав группы Минимальный возраст (лет)

участники руководитель, заместитель (помощник)участники руководитель, заместитель(помощник)

Некатегорийные походы и экскурсии

1-3- дневные походы не менее 6 чел.

Продолжительность похода установлена разрядными требованиями, исходя из минимального времени в днях, необходимого для прохождения маршрута подготовленной группой. Увеличение продолжительности может быть оправдано большей протяженностью маршрута, большим числом и сложностью естественных препятствий. Добавляются также дни на разведки и на случай непогоды. Количество дневок должно укладываться в пределы 20% общей продолжительности похода.

Протяженность похода, установленная для каждой категории сложности, понимается как наименьшая допустимая длина зачетного маршрута. К попыткам ее сокращения нужно относиться так же, как и в случае с продолжительностью и здесь должна сохраняться логика путешествия. Лишь в исключительных случаях (пожалуй, только в водных и реже в горных походах), при большой технической сложности маршрута протяженность может быть уменьшена, но не более чем на 25%. К спелеопоходам требования по протяженности, естественно, не относятся.

Согласно Правилам, при формировании туристской группы для похода по маршруту I категории сложности участники должны иметь опыт похода выходного дня, а для походов по маршрутам II-V категорий сложности — опыт похода на одну категорию сложности ниже в том же виде туризма. Правилами допускается включение в состав группы до 1/3 новичков для участия в походах II категории сложности по всем видам туризма, до 1/3 туристов с опытом похода I категории сложности для участия в походах III категории («правило 30 процентов»). К участию в походах I к.с. допускаются лица не моложе 12 лет, II к.с. — 14 лет, III к.с. — 15 лет. Также существуют ограничения и для руководителей похода: старше 18 лет.

Все члены группы должны пройти медицинский осмотр не ранее чем за месяц до начала похода и получить разрешение врача на участие в походах.

2. Цели пвд

Походы бывают не только многодневными с выездом далеко за пределы своего места проживания, но и небольшие, — на пару дней, выйти за город, чтобы немного отдохнуть, потренироваться и вообще отвлечься от обыденности. ПВД называется загородная прогулка в выходные, совершаемая по заранее определенному маршруту в течение нескольких часов. Он так и называется: прогулочный поход. Есть и другие ПВД: экскурсионные, оздоровительные, тренировочные и соревновательные. Друг от друга они отличаются протяженностью, продолжительностью, характером дороги и естественных препятствий.

ПВД разделяются по видам туризма: пеший, водный, лыжный, спелео. Каждый поход, будь то воскресный выход или многодневное путешествие, должен иметь цель. Причем не подразумеваемую, а словесно сформулированную и доведенную до сведения каждого участника похода.

1. Оздоровительная (до 25 км)

Многие люди находят, что занятия туризмом улучшают самочувствие, снимают напряжение после трудовой недели. И оздоровительный эффект идет по двум направлениям:

— Физическое оздоровление: тренировка мышц, получение заряда бодрости и

Работоспособности

— Психологическое: снятие напряжение городской жизни, отвлечение от каждодневных забот и переключение с одного круга общения на другой

2. Спортивная и тренировочная (до 30 км)

Преодоление естественных препятствий и природных трудностей, повышение уровня физической подготовки и спортивной квалификации.

3. Познавательная

Разведка новых мест, знакомство с достопримечательностями, изучение родного края.

4. Экскурсионная

Посетить исторические места, места связанные с именами выдающихся людей.

5. Коммуникационная

Встреча с друзьями, знакомство с новыми людьми

6.Эстетическая

Цель похода может состоять и в том, чтобы пройтись по осеннему лесу, подышать свежим воздухом, испытать на себе воспетое поэтами очарование этого времени года. Цель может заключаться в том, чтобы посетить какие-то места, славящиеся своей красотой.

7. Учебная

Можно устроить поход для того, чтобы научить ребят разводить костер, ставить палатку, ориентироваться на местности и т. д. Цель похода обязательно должна быть донесена до каждого участника, чтобы в итоге все остались довольны выходными. Цели могут быть разнообразными, как мы это уже отметили, но самое главное, чтобы при достижении поставленных целей руководитель не забыл о логичности построения маршрута. Маршрут должен быть под силу каждому из участников по физической нагрузке, а также соответствовать по протяженности и сложности, установленным нормативам в зависимости от вида туризма.

3. Выбор района путешествия

Выбор района путешествия определяется исходя из целей похода, желания членов группы, финансовых возможностей членов группы, возможности и логичности совершения похода данной категории сложности в данном районе, других причин.

4. Подготовка маршрута

А) Сбор материалов о районе путешествия

Необходимо изучить карты района: подобрать картографический материал (карты М 1:500 000, 200 000 — обзорные, 1:100 000, 50 000 — маршрутные). Нанести на обзорную карту (М 1:500 000; 1:200 000) пункты (объекты, препятствия), присутствующие в данном районе и удовлетворяющие категории сложности маршрута. Определить возможные пути подъезда и отъезда к району путешествия, пункты медицинской помощи, возможность пополнения продуктов на маршруте, нанести их на обзорную карту и возможные точки старта и финиша.

Ознакомиться с особенностями климатических условий в период совершения пвд и особенностями совершения путешествия в данном районе с помощью Интернета, специальной литературы. Выяснить подробности прохождения района из общения с туристами, уже совершавшими походы в нем. Оценить возможность проложить маршрут требуемой сложности, оценить сложность подходов и отходов, аварийных выходов. Все это должно быть связано с индивидуальными особенностями группы. На основании данных оценок окончательно выбрать район и подрайон путешествия. Определить оптимальные сроки путешествия.

Б) Разработка конкретного маршрута

Существует несколько тактических схем маршрута (линейный, кольцевой,

линейный с радиальными и кольцевыми выходами). Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов — не менее двух наиболее сложных перевалов).

Радиальным выходом считается участок маршрута с возвращением в начальную точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути), засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направления.б Маршрут, построенный только на радиальных выходах из одной точки(базового лагеря), тем более при значительном числе и малой протяженности таких петель, исключает сам дух путешествия. В основном такие отклонения от нормы наблюдаются в горных походах.

1. Нанести предварительную нитку маршрута

2. Изучить нитку маршрута по карте М 1:100 000, 1:50 000, нанести локальные препятствия, отсутствующие на карте (водопады, перевалы, переправы и т. п.), изучив отчеты других групп;

3. Детально для каждого локального препятствия по нитке основного, запасного и аварийного маршрутов составить тактический план (примерный хронометраж прохождения, перечень необходимого снаряжения);

4. Нанести окончательную нитку маршрута на маршрутную карту (М 1:50 000, 1:100 000) с местами предполагаемых ночлегов;

5. Составить план-график движения:

№ этапа, ориентиры, направление, характер пути, норма скорости, км,

время, замечания.

При разработке маршрута обратить внимание на необходимость тщательной

подготовки запасных и аварийных вариантов маршрута.

Запасной вариант на случай, если выбранный маршрут не соответствует физическим возможностям группы, он должен быть проще основного. А также на случай, если в походе произошли какие-то события, вследствие которых не может быть продолжен основной маршрут. Например, по причине непогоды, приходится сократить маршрут.

Аварийный маршрут необходим для чрезвычайных ситуаций: травма участника, потеря части снаряжения. Аварийные выходы должны быть максимально простые и короткие.

5. Подготовка похода

— Предпоходные тренировки.

— Составление сметы похода.

— Подготовка снаряжения.

— составление раскладки.

— Подготовка медицинской аптечки.

— транспорт

— Оформление маршрутных

Подготовка похода, исключая отдельные моменты, может вестись параллельно с разработкой маршрута. Подготовка похода разбивается на комплекс мероприятий, за которые отвечают отдельные члены группы в соответствии с распределенными обязанностями. Общее руководство и контроль за подготовкой похода осуществляет руководитель группы. Тщательной подготовки похода напрямую может влиять на безопасность похода.

Подготовка похода ведется по нескольким направлениям:

А) Предпоходные тренировки.

Необходимы для физической подготовки участников группы. При формировании группы из участников незнакомых друг с другом тренировки сплачивают группу, выявляют индивидуальные особенности участников группы. В походах выходного дня происходит сплочение группы, выявление уровня физической и морально — психологической подготовки членов группы, проверка снаряжение, выявление микрогрупп и др..

Б) Составление сметы похода.

Работа ведется «казначеем». Весьма желательно составление предварительной сметы расходов для определения стоимости похода. Данная цифра должна быть сообщена участникам как можно раньше с тем, чтобы члены группы могли рассчитывать свои средства.

В) Подготовка снаряжения и ремонтного набора.

Работа ведется «снаряженцем». Работа заключается в определении требуемого для похода общественного и личного снаряжения. Подбор, поиск и проверка общественного снаряжения. Рекомендации участникам по подбору личного снаряжения. Подготовка ремонтного набора с учетом особенностей данного похода.

Обязательно необходимо совершить предпоходную проверку снаряжения, чтобы не было неприятных сюрпризов в самом походе: порванная палатка, отсутствие колышков для палатки, холодный спальник,….

Г) Составление раскладки.

Работа «завхоза». Работа заключается в составлении предварительной раскладки продуктов исходя из особенностей данного похода и с учетом пожеланий членов группы. Составленная раскладка обсуждается группой, в нее вносятся коррективы. Раскладка утверждается.

Д) Подготовка медицинской аптечки.

Работа «медика». Весьма желательно, чтобы «медик» имел медицинское образование. Медаптечка собирается согласно рекомендованного перечня медикаментов с учетом индивидуальных особенностей членов группы и района путешествия. Все члены группы должны быть знакомы с содержанием аптечки и иметь представление о действии тех или иных препаратов, а также уметь оказывать ПМП. Конечно, в пвд это не является столь необходимым, главное чтобы руководитель обладал этими навыками.

Е) Выяснение вопросов по проезду к началу маршрута: стоимость билетов, расписание транспорта, различные варианты подъезда.

Ж) Оформление маршрутных документов и защита маршрута в МКК.

Любой поход начинается с проверки в МКК.

МКК – маршрутно-классификационная комиссия.

Заполняя походные документы, защищая маршрут перед членами МКК —опытными туристами, — получаешь новые сведения и рекомендации о районе похода, советы по подбору снаряжения и продуктов, по действиям в сложной обстановке. Если поход готовился основательно, если все заранее продумано, изучено, собрано (а только так и должно быть), затруднений с оформлением маршрутных документов не будет.

Документом, дающим право на проведение спортивных туристских походов I—VI категорий сложности, а также некатегорийных походов, включающих элементы походов II—VI категорий сложности, является маршрутная книжка установленного образца.

Маршрутную книжку можно получить в маршрутно-квалификационной комиссии по месту жительства или работы. Два экземпляра книжки следует правильно заполнить, приложить к ним справки о туристском опыте членов группы, медицинские справки, картографический материал, описания и по возможности фотографии сложных участков маршрута, перечни специального снаряжения и средств оказания доврачебной помощи.

Все должно быть собрано заранее в процессе подготовки к походу.

На непродолжительные походы (до трех дней) или походы, оказывающиеся ниже I категории сложности (ПВД), выдается упрощенный вариант маршрутной книжки -маршрутный лист. В него заносится состав группы, ее маршрут, сроки проведения.

С документами нужно обратиться в ту же МКК. Если она не имеет полномочий на рассмотрение похода данной категории сложности, заявочные документы с ее предварительным заключением направляются организацией, при которой она работает, в вышестоящую МКК.

МКК дает заключение о возможности совершения группой заявленного похода. В маршрутную книжку вносятся особые указания и рекомендации группе, записываются место ее регистрации перед выходом на маршрут в соответствующих КСС (контрольноспасательная служба) и КСО, установленные контрольные сроки. МКК может назначить группе контрольную проверку на местности. Тогда назначается и проверяющий, и круг тех вопросов, на которые ему следует обратить особое внимание. В этом случае группа прибывает в установленный срок в назначенное место в полном составе вместе с тренером, имея при себе заявочную книжку и все необходимое для проверки снаряжения.

На основании положительного заключения МКК руководителю группы выдается пронумерованная маршрутная книжка и заполненный бланк сообщения в КСС, заверенные подписью и штампом МКК. Но на этом контакты МКК с группой не заканчиваются.

Важнейшим мероприятием, позволяющим оказать группе в случае необходимости помощь, является организация контроля за прохождением ею маршрута в установленные сроки. Этот контроль осуществляют не только КСС, расположенные в районе похода, но и МКК. Контрольный срок считается нарушенным, если телеграмма не отправлена группой в течение контрольных суток. После этого начинаются поисковые работы.

В ней же делаются отметки о прохождении маршрута. Эти отметки можно сделать в любом местном учреждении — на почте, в школе и т. д. Важно только, чтобы они были заверены печатями. По окончании похода маршрутная книжка служит документом, подтверждающим, что участники похода действительно совершили данное путешествие.

Все перечисленные вопросы по подготовке группы к походу и оформлению маршрутных документов входят в основном в обязанности руководителя похода.

6. Подведение итог путешествия

Обычно на разборе похода дается оценка содержательности похода, степени его сложности. Участники высказывают свое мнение о целесообразности тех или иных проведенных мероприятий, пожелания о возможных мероприятиях, которые могли бы сделать путешествие более насыщенным. Здесь же руководитель отмечает положительные или отрицательные моменты в действиях участников, как при подготовке похода, так и во время его проведения. Данный разбор проводится непосредственно сразу после похода, пока свежи воспоминания.

Логичное завершение похода — отчет о нем. Отчет о тур.походе – документ по которому МКК оценивает реальный опыт группы, действия туристов на маршруте и грамотность тактических решений. Он нужен в первую очередь для того, чтобы подвести итоги, подтвердить прохождение группой заявленного маршрута. На основании отчета (письменного или устного) определяется правильность действий и решений группы во время похода, решается вопрос о зачете похода и выдаче справок о нем. А главное, для чего делается отчет, — это обязанность дать максимум информации для других туристских групп, которые захотят пойти по тому же или сходному с ним маршруту. Вместе с отчетом в МКК представляется маршрутная книжка и документы, подтверждающие прохождение маршрута, заполненные справки о зачете путешествия установленного образца на всех участников группы.

Устный отчет производится руководителем и участниками группы на заседании МКК. При этом представляется фото, видеоматериал.

Список источников:

Школа туристской подготовки СФУ http://school-tp.sfu-kras.ru 2

Лекция: Организация похода выходного дня

Лектор: Саруханова МаринаЗакировна

© Школа туристской подготовки СФУ http://school-tp.sfu-kras.ru 3

Лекция: Организация похода выходного дня

Лектор: Саруханова МаринаЗакировна

© Школа туристской подготовки СФУ http://school-tp.sfu-kras.ru 4

Лекция: Организация похода выходного дня

Лектор: Саруханова МаринаЗакировна

© Лекция: Организация похода выходного дня

Лектор: Саруханова МаринаЗакировна

© Школа туристской подготовки СФУ http://school-tp.sfu-kras.ru 6

Школа туристской подготовки СФУ http://school-tp.sfu-kras.ru 5

Лекция: Организация похода выходного дня

Лектор: Саруханова МаринаЗакировна

© Школа туристской подготовки СФУ http://school-tp.sfu-kras.ru 7

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти координаты точек в трехмерном пространстве
  • Как найти файл с сохраненными паролями
  • Как убрать функцию найди мой айфон
  • Как найти оптимальный объем блага
  • Как найти объем кубика в физике

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии