Как составить литературный портрет писателя

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Литературный портрет. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/literaturnyj-portret/ (дата обращения: 25.05.2023)

Литературный портрет — это художественно целостная характеристика конкретного человека в форме мемуарного очерка, создающего представление о его индивидуально- неповторимом, живом облике о его характере.

Портрет воспринимается и используется как неотъемлемый компонент литературно — эстетического анализа, ибо позволяет поставить важные проблемы, связанные с личным вкладом того или иного художника в развитие литературы.

В литературоведении «речевой портрет» используется как синоним «словесного портрета», являющегося составной частью мемуарно-биографической литературы, включающей все документальные жанры: дневники, письма, записки и т.д.

Речевой портрет изменяется в зависимости от адресата.

В художественно- целостном изображении живой индивидуальности человека,неповторимости его «лица», мышления, языка, которые проявляются как в его характере, манере поведения, так и в его биографии, творческой деятельности,в разнообразных приметах индивидуального бытия, отражающих духовный мир воссоздаваемой личности, раскрывается эстетическая сущность жанра литературного портрета.

Портрет воспринимается и используется как неотъемлемый компонент литературно-эстетического анализа, ибо позволяет поставить важные проблемы, связанные с личным вкладом того или иного художника в развитие литературы.

В своей работе «Искусство литературного портрета» В. Барахов предлагает типологию жанра литературного портрета, которая включает в себя следующие разновидности:

  1. 1) литературный портрет как жанр мемуарно-автобиографической литературы (особый раздел мемуарной литературы образует воспоминания писателей о писателях);
  2. 2) литературный портрет как документально — биографическое повествование о давно умершем историческом деятеле, основанное на использовании всякого рода документов (письма, свидетельства современников и т.д.);
  3. 3) литературный портрет как жанр критики (нередко под названием «творческий портрет»);
  4. 4) литературный портрет как жанр научно-монографического исследования о творчестве известного деятеля литературы, театра, живописи и т.д.

Из предлагаемой классификации видно, насколько широки рамки литературного портрета. Особое место в намеченной классификации занимает определение литературного портрета, воссоздаваемого исследователями на материале эпистолярного наследия. В этом случае образ современника запечатлевается в сознании писателя нередко на долгие годы, и впоследствии, мобилизуя ресурсы своей памяти, он воспроизводит его, подобно живописцу, с натуры.

При написании мемуаров и биографий авторы часто используют письма и документы.

В мемуарно-биографической литературе словесный портрет занимает особое место. В этом случае он является как бы отражением образа реального человека, личности автора, его жизни, биографии. В творчестве многих писателей эта закономерная связь прослеживается отчетливо и дает нам основание говорить о принадлежности жанра эпистолярного портрета к мемуарно-автобиографической литературе.

Анализируя портрет как самостоятельный жанр искусства, М.И. Андроникова приходит к выводу: « Портрет есть своего рода художественная модель реального конкретного человека, которая воспроизводит — прямо или косвенно — среду реального конкретного человека, его фон, его индивидуально-неповторимые связи с окружающим миром».

Словесный портрет показывает человека в разных ракурсах. В нашем понимании «словесный портрет» это не только синоним «литературного портрет», но и портрета «речевого», эпистолярного.

«Эпистолярный портрет» мы понимаем как «речевой портрет» , отраженный в письмах.

23.01.2017, 13111 просмотров.

           10-12.02.2020       ЛИТЕРАТУРА     6 КЛАСС

Тема: А.П.Платонов. Литературный портрет
писателя.

«Неизвестный цветок».

Лишь добро одно бессмертно, Зло подолгу не живёт

Цель урока: формировать в учащихся деятельное
отношение к жизни: убеждение в том, что всё хорошее достигается большим трудом,
что ближним бывает необходима твоя помощь

Учебно-познавательный интерес к новому
учебному материалу и способам решения новой задачи.

                         Ход урока

               1.Орг.момент

              2.Акт.знаний

Фронт.опрос.

Инд.опрос.

               3.Работа по  теме
урока.

             Изучение
биографии

Андре́й
Плато́нов
 (настоящее имя Андрей Платонович Климе́нтов;
16 (28) августа 1899

Отец —
Платон Фирсович Климентов (1870—1952) работал машинистом паровоза и слесарем
в 
Воронежских
железнодорожных мастерских
.

Мать —
Лобочихина Мария Васильевна (1874/1875 — 1928/1929) — дочь часового
мастера, домохозяйка, мать одиннадцати (десяти) детей, Андрей — старший.

Учился сначала в церковно-приходской школе
и городском училище.

-Семья была бедной, и старшему сыну Андрею
пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить
братьев и сестёр (всего детей было десять). И в 1918 году ему
удалось продолжить образование, поступив в железнодорожный политехникум

·        
За свою жизнь
Андрей Платонов имел много специальностей.

·        
Посыльный,

·        
подручный
слесаря,

·        
помощник
машиниста,

·        
мастер по
изготовлению мельничных жерновов,

·        
журналист,
писатель,

·        
дворник – это
далеко не все профессии, которыми владел Платонов.

Платонов писал всегда. Ни на день не
замирало на бумаге его перо. Не замирало в те черные для его семьи дни,
когда еще несовершеннолетний Тоша Платонов был арестован в 1938 за
антисоветскую агитацию» и заключен в тюрьму .

Болезнь помогла вызволить его из тюрьмы в
1941. Тюрьма вконец подорвала и без того ослабленное здоровье сына Платоновых.
Он уже не вставал с постели. А по ночам Платонов, оказывается, писал. Писал,
прислушиваясь к дыханию уже умиравшего сына.
  Писатель
заразился от сына, ухаживая за ним, и с тех пор до конца жизни болел
туберкулёзом. В январе 1943 года сын Андрея Платонова умер.

Во
время 
Великой
Отечественной войны
 писатель в звании капитана
служил военным корреспондентом газеты 
«Красная
звезда»
, военные рассказы Платонова появляются в
печати.

В 1945
году капитану Платонову присвоили звание майора административной службы; январе
он был направлен на лечение в 
Гурзуф,
а в сентябре — в 
ялтинскийтуберкулёзный
санаторий.

В феврале
1946 года Андрей Платонов был демобилизован по болезни.

                       История создания
произведения

-Сегодня мы познакомимся с одной из сказок
писателя. Она называется «Неизвестный

·        
Это
произведение было написано в ноябре – декабре 1950 года, незадолго до смерти
писателя. Платонов щедро расходовал силы своей одарённой души. Трагедия войны
подорвала его здоровье. Сил оставалось мало. Жизнь подходила к концу. Он был
безнадёжно болен. В маленькой квартирке друзья заставали его на неизменном
чёрном диване, служившем ему постелью. Не вставая, он беседовал с друзьями.

5 января 1951 года он умирает

Сказку «Неизвестный цветок» писатель
подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как
составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений
Платонова. «Неизвестный цветок» — один из последних рассказов писателя.

Спустя годы это маленькое произведение
будет высоко оценено.

                            Чтение сказки

— Какой подзаголовок? (подзаголовок
«Сказка-быль»).

— Сказки бывают фольклорными и
литературными. Чем они отличаются? (Фольклорную сказку создал народ, а
литературная сказка написана писателем)

— Какими чертами обладает любая сказка?
(Вымысел, Занимательность, Поучительность)

·        
— Что такое
быль? Событие, происходившее в действительности.
 Быль — рассказ о том, что
происходило на самом деле, как правило, в произвольной форме.

— Теперь поговорим о названии.

— Какие цветы мы называем неизвестными?

— А как вы думаете, о чём может быть
произведение с таким названием?

5. Закрепление.

-Рассмотрим иллюстрацию к сказке. Какой
момент изобразила  художница В. Горяева?  (На рисунке художника В.
Горяевой  изображен момент встречи девочки Даши с цветком).

— Как художник передал радостное изумление
девочки при виде цветка?

— Какие вопросы задает Даша цветку?

— Почему она прониклась таким сочувствием
к маленькому цветку?

— Можно ли сказать, что художнику удалось
передать светлый, лиричный тон повествования?

6. Рефлексия.

-Прочитайте эпиграф, который написан на
доске

-Можно ли его как-то связать с изученной
нами сегодня темой?

7. Д/з 

Составьте характеристику Даше пересказ

Работа над портретом писателя как этап знакомства с его жизнью и творчеством.

Особую роль при изучении биографии писателя в средней школе имеет портрет, при помощи которого обучающиеся знакомятся с обликом писателя. Работа над репродукцией портрета включает в себя следующие этапы:

1. Внешний облик писателя: выражение лица, поза, костюм.

2. Значение фона и отдельных деталей в раскрытии замысла автора портрета.

3. Колорит портрета, значение цветовой гаммы.

4. Замысел художника: какую особенность писателя хотел выразить художник в данном портрете.

Портреты писателя демонстрируются перед изучением произведений. Например, перед чтением стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» можно напомнить обучающмися события последнего года жизни А.С. Пушкина, показать его портрет, например, работы художника И.Л. Линева, репродукцию картины А.А. Наумова «Дуэль А.С. Пушкина с Дантесом», познакомить с портретом М.Ю. Лермонтова работы П.Е. Заболотского (1837).

Часто в школьных программах 5—9 классов творчество писателя представлено неоднократно, поэтому «следует искать возможности для систематизации изучаемого материала, накопления и углубления сведений о самом писателе, подготовки обучающихся к изучению жизненного и творческого пути в старших классах» [4, 22].

Положительное решение данной проблемы достигается применением принципа концентризма, который заключается в том, что часть материала, изучаемого в средних классах, повторяется затем в старших, но только в усложненном виде, с разной степенью глубины.

Список использованной литературы

  1. Амитиров Г.Е. Изучение поэтов в школе: А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов. В.В. Маяковский. Из опыта учителя литературы. — М., 1962.

  2. Биография писателя в системе эстетического развития обучающихся: методические рекомендации / Н. И. Горобец, И. А. Новикова. — Арх-ск : ПГУ, 2006. — 140 с.

  3. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. — М., 1962.

  4. Дробот В.Н. Изучение биографии писателя в школе: Пособие для учителя. — Киев, 2011.

  5. Каплан И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: Пособие для учителя. — М., 2002.

  6. Катай И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: Пособие для учителя. — М., 2004.

  7. Колокольцев Е.Н. //Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах / Сост. Р.И. Альбеткова— М, 2011

  8. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя. — М, 2006

  9. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. —М , 1974.

  10. Леонов С. А. Развитие устной речи обучающихся старших классов на уроках литературы. — М., 1988.

  11. Литература5 классУчебник в 2 частях. Коровина В.Я. и др. 2-е изд. — М.: 2013. Ч.1 — 303с.; Ч.2 — 303с.

  12. Маранцман В. Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников.— М.; Л., 1968.

  13. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е.Н. Колокольцева. —М , 2009

  14. Мурин Д.Н., Кононова Е.Д., Миненко Е.В. Русская литература XX века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. — СПб, 2001.

  15. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М, 1971.

  16. Никольский В.А. Преподавание литературы в средней школе: Пособие для учителя. — М, 1963.

  17. Программно-методические материалы. Литература. 5—11 кл. / Сост. Т.А. Калганова. — М, 2009.

  18. Рез З.Я. Методика преподавания литературы. —М, 1977.

Урок литературы в 6 классе по теме:

«И.С. Тургенев. Литературный портрет писателя»

Подготовила: учитель русского языка и литературы Синева А.О.

Цели: расширить и углубить знания учащихся по биографии и творчеству И.С. Тургенева, развивать эстетическое восприятие иллюстративного материала, развивать критическое мышление, развивать способность наслаждаться красотой природы, анализировать свои действия.

Тип урока: комбинированный.

Виды деятельности учащихся: поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета; устный и письменный ответ на вопрос; разгадывание кроссворда; эмоциональный отклик на услышанное, выражение личного отношения к прочитанному и увиденному.

Планируемые результаты:

Личностные: самоанализ, самосовершенствование.

Метапредметные:

Познавательные: уметь устно отвечать на вопросы, поддерживать дискуссию и участвовать в ней.

Регулятивные: уметь понимать свои действия и свои ошибки.

Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные: научиться владеть изученной информацией по теме, навыками устной монологической речи, выделять главное в тексте.

Технологии: проблемное обучение, игровая, здоровьесберегающая, дифференцированное обучение.

Оборудование: портреты писателя, раздаточный материал (кроссворд).

Подготовка к уроку: один или группа учащихся готовит биографию писателя, учитель готовит иллюстрации имения и герба семьи Тургеневых, раздаточный материал.

Ход урока:

Лингвистическая разминка: Игра «Собери фамилию». Вставь пропущенные буквы в фамилиях и получи фамилию писателя, биографию и творчество которого будем изучать на сегодняшнем уроке (заранее записано на доске):

Ф.И. Тютчев, И.З. Суриков, И.А. Крылов, Н.В. Гоголь, А.Н. Плещеев, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.П. Чехов.

Получилась фамилия: «Тургенев». Замечательно!

Сегодня на уроке мы с вами поговорим об Иване Сергеевиче Тургеневе. Посмотрите на портрет Тургенева. Рассмотрим два портрета: молодой Тургенев (слева) и пожилой Тургенев (справа). Мы привыкли видеть писателя пожилым человеком с бородой.

В 5 классе мы уже знакомились с творчеством Тургенева – мы изучали его произведение «Муму». В чём заключается основная мысль этого произведения? (дворяне угнетали крестьян)

Изучение биографии писателя по учебнику (Учебник литературы под редакцией В.Я. Коровиной. 6 класс, 4-ое издание, 2015 г.)

Прочитайте в учебнике на страницах 161-162 статью о писателе.

Ответы на вопросы:

В каком году родился Тургенев? (в 1818 году)

Сколько писателю было бы лет в этом году? (200 лет)

В этом году по всему миру празднуется 200-летие со дня рождения великого русского писателя, поэта, переводчика, драматурга. Что вы можете рассказать об этом замечательном человеке? (примерный ответ: семья принадлежала к старинному дворянскому роду. Отец служил в кавалергардском полку, мать – владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии. В возрасте 15 лет он пробует поступать в Московский университет на словесное отделение.)

(Сильным учащимся можно дать заранее задание: подготовить сообщение про Тургенева И.С.)

Выступления учащихся.

Дополним Ваши ответы другими фактами из его биографии.

Иван был вторым сыном в семье. Когда мальчику было 12 лет, отец ушёл из семьи, а ещё через 4 года умер. Мать, Варвара Петровна, была непростой женщиной. Она была начитанна и образованна, но имела крепостнический стиль, о детях заботилась жестко. Подвергался материнским побоям и Иван, несмотря на то что считался любимым её сыном. Мальчик обучался грамоте у французских и немецких гувернёров (воспитателей). В семье Варвары Петровны все говорили между собой исключительно по-французски, даже молились в доме на французском.

В Московском Университете он познакомился с А. И. Герценом и В. Г. Белинским. Через год семья Тургеневых переехала в Санкт-Петербург, и Иван перевёлся из Московского Университета на философский факультет Петербургского Университета, после продолжает обучение за границей. В это время Тургенев хочет стать поэтом и пробует себя в написании драмы. Впервые Иван Тургенев опубликовал свою работу в 1836 году в «Журнале Министерства народного просвещения». В 1841 году Иван вернулся в Россию, стал заниматься наукой, написал диссертацию и получил степень «магистр филологии». Но чуть позже Иван теряет интерес к науке и до 1844 года он служит чиновником в министерстве внутренних дел.

С 1847 года он продолжает писать произведения и выпускает их в журнале «Современник», что приносит автору колоссальный успех. Также он активно пишет рассказы про охоту, пьесы, романы, повести, переводит на русский язык произведения Байрона и Шекспира.

После смерти Н.В. Гоголя в 1852 году Иван Тургенев выпускает некролог (статья, содержащая сведения о чей-либо смерти, жизни и деятельности умершего), в котором он выразил своё отношение к писателю, за что был отправлен в ссылку на 2 года в родное село.

В 1863 году Тургенев уезжает в Германию, где распространяет русскую литературу. Он переводит на немецкий и французский языки с русского языка текста и становится очень популярным русским читателем в Европе. Прилагая большие усилия, Иван переводит лучшие произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю Лермонтова. В 1879 году Оксфордский университет Тургеневу присваивает звание почетного доктора.

В 70-80 гг. 19 века Тургенев становится популярным не только за границей, но и на своей родине. Но в 1882 году Иван начинает заболевать. Болезнь прогрессирует, и Тургенев умирает в 1883 году 3 сентября в пригороде Парижа Буживаль. Тело его было привезено в Петербург и погребено на Волковском кладбище.
Разгадая небольшой кроссворд по биографии Ивана Сергеевича Тургенева, под 9 номером Вы получите название произведения, которое мы будем с Вами изучать на последующих уроках.
(Кроссворд заранее приготовлен на доске или на индивидуальный карточках)

                 

9.

               
               

1.

Б

е

л

и

н

с

к

и

й

             

2.

П

е

т

р

о

в

н

а

   
               

3.

ж

у

р

н

а

л

е

   
             

4.

Ч

и

н

о

в

н

и

к

   
         

5.

Ф

р

а

н

ц

у

з

с

к

и

й

 
                                   
     

6.

Н

е

к

р

о

л

о

г

           
             

7.

Б

у

ж

и

в

а

л

ь

   

8.

П

е

т

е

р

б

у

р

г

               

С каким великим критиком познакомился Тургенев в Московском университете? (укажите фамилию) (Белинский)

Отчество мамы (Петровна)

Вставьте пропущенное слово (падеж сохраняется): «Впервые Иван Тургенев опубликовал свою работу в «… Министерства народного просвещения»». (Журнале)

Кем служил Тургенев в Министерстве внутренних дел? (Чиновник)

На каком языке дома разговаривала семья Тургеневых? (Французский)

Как называется статья о жизни и смерти человека, за которую Тургенев был отправлен в ссылку в родное село на 2 года? (Некролог)

Пригород Парижа, где умер Иван Тургенев в 1883 году? (Буживаль)

В какой город привезли его тело? (Петербург)

Ключевое слово. (Бежин луг)

Отлично! У нас получилось название «Бежин луг». С этим произведениям мы будем знакомится на следующих уроках.

Сегодня мы также посмотрим иллюстрации родного имения Тургеневых.

Заранее приготовить фотографии имения и герба семьи Тургеневых.

Перед вами фото имения-музея.

Спасское –Лутовиново – родовое имение Тургеневых. Село Спасское было названо так из-за находящейся здесь церкви Спаса Преображения.

В конце XVI века Иван Грозный пожаловал его Ивану Лутовинову.

На фотографиях представлен Герб семьи Тургеневых, символизирующий дворянский род. В щите имеющем голубое поле изображены три золотые шестиугольные звезды и серебряный единорог, имеющий золотые рог и копыта. Щит увенчан дворянскими шлемом и короной с тремя страусовыми перьями. Намет на щите голубой, подложен серебром.

На фотографии — Государственный мемориальный и природный музей–заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» — уникальный памятник культуры, единственный в России мемориальный музей великого русского писателя.

Рефлексия. Что нового вы узнали про Тургенева Ивана Сергеевича? Какое впечатление произвели на вас пейзажи Спасского-Лутовинова? Как вы считаете, повлияла ли красота малой родины Тургенева на его творчество? (Ответы учащихся)

Домашнее задание.

Подготовить пересказ биографии писателя. Начать читать рассказ «Бежин луг».

Раздел 1

ФИЛОЛОГИЯ.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Ведущие эксперты раздела:

ДМИТРИИ НИКОЛАЕВИЧ ЖАТКИН — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой перевода и переводоведениия Пензенской государственной технологической академии (г. Пенза)

ЛАРИСА МИХАИЛОВНА ВЛАДИМИРСКАЯ — доктор филологических наук, профессор Алтайской академии экономики и права (г. Барнаул)

ТАМАРА МИХАИЛОВНА СТЕПАНСКАЯ — доктор искусствоведения, профессор Алтайского государственного университета (г. Барнаул)

УДК 82.09 (470+571)

О.А. Айкашева, асп. БГУ, г. Улан-Удэ, E-mail: ajjkashevaolga@mail.ru

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ: КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПОРТРЕТИРУЕМОГО ПИСАТЕЛЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ООПЛОЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТ О.Г. КОРОЛЕНКО И Ш.И.АЙХЕНВАЛЬДА О В.М.ГАРШИНЕ)

Статья посвящена исследованию концепции личности портретируемого писателя и особенностям её воплощения в литературных портретах о В.М. Гаршине В.Г. Короленко и Ю.И. Айхенвальда. Речь также идет о жанровом своеобразии литературного портрета в творчестве В.Г.Короленко и Ю.И. Айхенвальда.

Ключевые слова: литературный портрет, жанр, критика, концепция личности, субъективность.

Литературная критика рубежа ХГХ-ХХ вв. характеризуется как идеологически и эстетически многослойное явление с точки зрения проблематики критических воззрений и их жанровой специфики. Об этом, в частности, свидетельствует расцвет литературного портрета в русской критике 1890-1920-х гг., в жанре которого писали В.С.Соловьев («Поэзия гр. А.К.Толстого», 1895), Д.С. Мережковский («Л.Толстой и Достоевский», 1901-1902), В.Г. Короленко («Антон Павлович Чехов», 1904, «Всеволод Михайлович Гаршин», 1910), Ю.И. Айхенвальд («Гаршин», «Чехов», 1908-1913), А. Воронский («Литературные портреты», 1928-1929).

Распространенность жанра литературного портрета в те годы не была случайна, так как, по словам В.П. Муромского, «в литературу входило тогда много новых талантливых имен, каждое из которых было ярким, самобытным, неповторимым, заслуживало персонального внимания» [1, с. 121]. Так, творчество талантливого писателя последней трети ХГХ века В.М. Гаршина явилось объектом внимания многих критиков рубежа ХГХ-ХХ века. Особое место в этом ряду занимают литературные портреты В.М. Гаршина, созданные Г.И. Успенским, В.Г. Короленко, Ю.И. Айхенвальдом, в которых они не только дали оценку творчеству писателя, но и попытались разгадать тайну его трагедии, разработать оригинальную концепцию личности портретируемого писателя. Само понятие «концепция» применительно к жан-рологии портрета является, на наш взгляд, одним из основополагающих, поскольку именно она (концепция) обусловливает принципиальное различие всех когда-либо написанных литературных портретов. На чем основывается концепция личности портретируемого автора, какими факторами она определяется? Прежде всего, отметим, что ее содержание определяется нравственноэстетическим идеалом автора и его отношением к герою портрета. В настоящей статье мы рассмотрим своеобразие концепции

портретируемого писателя и особенности ее воплощения в жанре литературного портрета на примере работ В.Г. Короленко и Ю.И. Айхенвальда, посвященных В.М. Гаршину.

Сопоставление названных литературных портретов целесообразно, так как Короленко и Айхенвальд были современниками, оба работали в жанре литературного портрета, часто посвящали свои работы одним и тем же писателям (Н.В. Гоголю, М.Е. Салтыкову-Щедрину, А.П. Чехову, В.М. Гаршину). Их статьи, безусловно, обладают определенным родством с точки зрения жанровой и методологической специфики и в области применения тех или иных изобразительно-выразительных средств. Однако, проводя сравнительный анализ работ В.Г. Короленко и Ю.И. Айхенвальда, необходимо учитывать тот факт, что они принадлежали к двум противоположным литературно-критическим направлениям: первый — к революционно-демократическому, второй — к имманентному. Поэтому еще до начала анализа мы предположили, что концепция личности портретируемого писателя у данных критиков будет обладать индивидуальными особенностями.

Работа В.Г.Короленко «Всеволод Михайлович Гаршин» представляет собой классический образец литературного портрета. На это указывают заголовок статьи — имя портретируемого и авторское определение жанра работы — литературный портрет.

К личности Гаршина Короленко обратился неслучайно. Их пути в литературе часто пересекались. Писатели неоднократно публиковали отзывы друг о друге, в частности, В.М. Гаршин в одном из своих писем восторженно отозвался о появлении автора «Детей подземелья» на литературной авансцене: «Я ставлю его ужасно высоко и люблю нежно его творчество» [2, с. 411]. Для Короленко же имя Гаршина «засверкало над тогдашним литературным горизонтом яркой звездой» [2, с. 169].

Лейтмотивом портрета является мысль критика о Гаршине как писателе, который испытывал настоятельную потребность в соединении лирического начала с эпической манерой письма. Опираясь на слова Г аршина о том, что «.. .нужно изображать не свое, а большой внешний мир» [2, с. 185], Короленко отмечает такие его произведения, как «Надежда Николаевна» и «Из записок рядового Иванова». По его мнению, слишком чувствительная психическая организация писателя не давала Гаршину возможности выйти за пределы субъективности. «Жить без литературы, — замечает критик, — он не мог, между тем каждая буква уносила у него каплю крови <…> Сила Гаршина не во внешней занимательности действия, а в глубине и интенсивности, с какой он отражал наиболее характерные настроения своего поколения» [2, с. 195-196]. Таким образом, цитируя в данном фрагменте портрета известное признание самого писателя о том, что «каждая буква уносила у него каплю крови», Короленко стремился подчеркнуть непревзойденное умение Гаршина вкладывать в свои произведения сердечную боль и муку.

Составляющими концепцию личности портретируемого писателя для Короленко в портрете, посвященном Гаршину, становятся «живое трепетание чуткой совести» [2, с. 173] и «мучительное чувство личной ответственности» [2, с. 177] за все происходящее вокруг. Эти настроения критик обнаруживает уже в ранних военных произведениях писателя. В лейтмотиве его рассказов — ужаса и несправедливой сущности войны, традиционном для русской литературы и, прежде всего, для Л.Н. Толстого, он обнаружил самостоятельное — гаршинское — видение: «Нет сомнения, что ни один русский писатель не свободен от обаяния гения и манеры Толстого <…>. Но даже поверхностного взгляда достаточно, чтобы заметить совершенную самостоятельность гаршинского настроения» [2, с. 175] (здесь и далее курсив мой -Айкашева О.А.). Очевидно, что Короленко воспринимал творчество В.М.Гаршина как явление, сходное с классической литературной традицией и в то же время глубоко самобытное, отличающееся от нее оригинальностью нравственно-философских идей.

Размышления В.Г. Короленко о В.М. Гаршине целиком построены на основных фактах биографии и автобиографии писателя. Фактографичность в сочетании с биографическим методом является у Короленко композиционной основой литературного портрета. В силу этого, характерными признаками портрета становятся точность и правдивость изображения, которые достигаются посредством упоминания критиком различных фактов из жизни писателя: «С пяти до восьмилетнего возраста, <.> мальчик увлекся чтением книг из отцовской библиотеки. В семь лет он уже прочел «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго» [2, с. 170]. Очевидно, что этой точной датировкой событий Короленко стремился придать своему портрету черты подлинного документа, а в характере самого писателя подчеркнуть его личностные качества — увлеченность, любознательность.

Именно с биографией Гаршина критик связывает большинство событий, изображенных в его произведениях: «Много смутных воспоминаний осталось от этого времени в памяти ребенка, и, вероятно, впоследствии они послужили фоном для новых впечатлений этого же ряда; почти треть рассказов Гаршина посвящена военным темам» [2, с. 170]. Многочисленные указания на связь жизни писателя с его произведениями, которыми изобилует текст портрета, также являются его важной чертой. Так, уже в начале работы В.Г.Короленко обращается к одному из самых известных рассказов Гаршина — «Четыре дня». Погружаясь в атмосферу рассказа, критик размышляет, задает вопросы, риторически восклицает («И он пошел, и подставил. Глупец, глупец!..» [2, с. 174]), приводит цитаты из рассказа, чем создает эффект субъективного авторского присутствия в произведении. Также обращает на себя внимание рассмотрение автором портрета рассказа «Трус», в котором Короленко увидел «необыкновенную характеристичность для манеры и взглядов Гаршина» [2, с. 175].

Документальное начало в портрете усиливается благодаря использованию критиком воспоминаний друзей писателя: «В июне 1876 года он писал школьному товарищу и другу Н.С. Дрен-тельну: «Пишу я теперь с отчаянием… Работа удовольствия не

доставляет. Скорее какое-то желчное, злобное чувство» [2, с. 172]. Ниже описан случай, когда некий господин Павловский вспоминал о споре Гаршина «с каким-то молодым человеком»: «По свидетельству г-на Павловского, это был единственный раз, когда он видел Гаршина «возбужденным и почти раздраженным» («он не выдержал, вскочил и в волнении заходил по комнате») [2, с. 173]. Этой же цели служит культурно-исторический и социально-политический колорит эпохи, в которой жил В.М. Гаршин: «12 апреля 1877 года, — пишет Гаршин в своей автобиографии, — я с товарищем (Афанасьевым) готовился к экзамену по химии. Принесли манифест о войне. <.> Мы подали прошение об увольнении <.> и уехали в Кишинёв, где и поступили рядовыми в 138-й Болховский пехотный полк…» [2, с. 173].

С документальным началом анализируемого портрета также связано рассмотрение творчества Гаршина в контексте современной литературной критики о нем, в частности, статей А.М. Скабичевского и Н.К. Михайловского. В данном случае заслуживает особого внимания полемический настрой автора портрета по отношению к критикам, отмечавшим у Гаршина подражание традициям Л.Н. Толстого. Об этом свидетельствуют уже процитированные нами слова В.Г. Короленко о «совершенной самостоятельности гаршинского настроения» [2, с. 175]. Эта полемичность придает портрету «Всеволод Михайлович Г аршин» ту субъективную окраску, которая является одним из неотъемлемых свойств этого жанра.

В целом, оценка, данная В.М. Гаршину в портрете, положительная. Весь текст работы насыщен оценочными смысловыми компонентами (они сосредоточены, прежде всего, в таких речевых действиях, как выражение мнения, комментарии, оценка), метафорами («имя молодого автора сразу засверкало над тогдашним литературным горизонтом яркой звездой» [2, с. 169]), заявленными тезами («Гаршин — сын своего времени» [2, с. 180]), носящими подчеркнуто положительный характер. Всё это также способствует созданию в портрете специфической концепции личности Гаршина, основанной на субъективном восприятии критиком портретируемого писателя. В.Г. Короленко выстраивает свою концепцию личности В.М. Гаршина, отталкиваясь от его биографии, воспоминаний друзей и родственников, от современной писателю критики, от социально-политического и культурного контекста эпохи. В.М. Гаршин в изображении В.Г. Короленко — это трагический художник, мыслитель, человек совести. Творческий замысел В.Г. Короленко проявился в выборе художественных средств, в том числе в описании внешнего облика писателя, пейзаже, бытовых деталях, которые в совокупности создают мрачный фон портрета.

Говоря словами Л.П. Гроссмана, портрет «Всеволод Михайлович Гаршин» В.Г. Короленко представляет собой «живой, красочный, экспрессивный критический вид, схватывающий в писательской индивидуальности самые выразительные черты творческого облика и запечатлевающий их в той тонко организованной системе, которая раскрывает нам в синтетической зарисовке весь характер оригинала» [3, с. 76].

Одновременно с портретом В.Г. Короленко, в 1910 году был опубликован портрет Ю.И. Айхенвальда «Гаршин». Уже в самом начале портрета критик создает облик портретируемого писателя с помощью положительных по эмоциональной окраске эпитетов «печальный, прекрасный, лучистые», которые прямо указывают на доброжелательное отношение автора портрета к своему герою: «Больше трех десятилетий прошло, как умер Гаршин, но его печальный и прекрасный образ с «лучистыми глазами и бледным челом» не тускнеет и для тех, кто еще в ранней юности воспринял весть о «странном стуке» его смертельного падения в пролет высокой лестницы» [4, с. 307]. При этом Айхенвальд сразу отделяет личность писателя от его творчества: «.он разумен и здоров, его очерки не судорожны и нервны, и в стиле их совсем нет той болезненности и безумства, которые характеризовали самого автора как личность» [4, с. 307]. Иначе говоря, обращаясь к созданию концепции личности В.М. Гаршина, критик сразу декларирует свой творческий принцип — принцип отказа от фактов биографии в своем суждении о писателе. Известно, что, по мнению Ю.И. Айхенвальда, для исследователя не

среда и социальные условия и их влияние на писателя являются объектом изучения, а творческая индивидуальность портретируемого, воплощенная в его произведениях. Данный подход, получивший в западном литературоведении название «медленного» или «пристального чтения», в импрессионистской критике Айхенвальда был главным и позволил ему создать особую жанровую модификацию литературного портрета — «силуэт». В основе такого подхода лежит, безусловно, стремление интуитивного «вчувствования» в душевный мир личности портретируемого. Этот факт позволяет нам определить первое и важное отличие концепции личности В.М. Гаршина у Айхенвальда от концепции Короленко.

В своем портрете Ю.И. Айхенвальд, в отличие от В.Г. Короленко, обстоятельно не анализирует рассказы Гаршина, хотя и останавливается на них. И это естественно, так как рассмотрение личности писателя сквозь призму созданных им произведений -одна из характерных черт жанра литературного портрета. При этом, подобно В.Г. Короленко, Ю.И. Айхенвальд был склонен к положительной оценке творчества писателя: «. общая психологическая ткань его рассказов хороша своей содержательной простотою, и отличает их <…> высокое чувство меры» [4, с. 314].

Общность подходов критиков в создании концепции личности портретируемого писателя и ее воплощения в жанре литературного портрета заключается также в их обращении к литературному контексту творчества В.М. Гаршина. При этом если Короленко сравнивал В.М. Гаршина с Н.А. Некрасовым и Л.Н. Толстым, то Айхенвальд акцентировал внимание на близости Гаршина с Ф.М. Достоевским: «Вокруг Достоевского нет зелени -она блекнет от его душевной углубленности, от его неутомимого психологизма; он беден пейзажем< .> душу он считает трагической монополией человека. Гаршин же, хотя он и писатель внутреннего мира с его муками, все же не замкнулся в последнем настолько, чтобы не выходить из него в природу» [4, с. 314-315]. По мнению критика, писателей объединяет обостренное внимание к внутреннему миру человека, его душе.

Отметим еще одно сходство в создании концепции личности Гаршина в портретах В.Г. Короленко и Ю.И. Айхенвальда. Оно заключается в актуализации совести как центральной этической категории в творчестве В.М.Гаршина. Сравним: «живое трепетание чуткой совести» [2, с. 173] Гаршина и «мучительное чувство личной ответственности» [2, с. 177] — в портрете В.Г. Короленко, и «У него, употребляя чеховское выражение, «болит совесть»<… > роковая антиномия думы и дела, совести и поступка, терзала Гаршина, и он вдохнул ее в свои рассказы» [4, с. 308], Гаршин — это — «рыцарь совести» [4, с. 308] — у Ю.И. Айхенваль-да. Таким образом, в основании концепции личности Гаршина у Айхенвальда, как и у Короленко, лежит совесть писателя. Библиографический список

Свои впечатления о личности и творчестве В.М. Гаршина Ю.И. Айхенвальд передает в импрессионистической манере, используя необычные эпитеты, метафорические образы для обобщения конкретных наблюдений. Критик выражает свое отношение к портретируемому писателю прямо, чем активизирует читательское восприятие. В результате рождается «силуэт» героя портрета. Таким образом, «критик, обращаясь к художественному миру писателя как к целостности, вычленяет одно, ведущее для него самого, впечатление и сквозь него воссоздает поэтическую реальность» [5, с. 11].

Ю.И. Айхенвальд строит свою концепцию личности В.Г. Гаршина, основываясь на личном, интуитивном, субъективном восприятии творчества писателя. Он словно «вчувствывает-ся» в духовный мир писателя. В его изображении Гаршин — это «рыцарь совести» [4, с. 308], одновременно печальный и прекрасный, с «лучистыми глазами» [4, с. 307]. Критику-импрессио-нисту не было необходимости рассказывать в своем «силуэте» о биографии писателя, обо всем известной его болезни. Напротив, он намеренно отделил Гаршина-человека от Гаршина-писа-теля, тем самым, создав неповторимый творческий облик портретируемого художника.

Итак, проведя сопоставительный анализ портретов В.М. Гаршина критике В.Г. Короленко и Ю.И. Айхенвальда, мы выяснили, что оценки, данные писателю и его творчеству критиками, в целом, идентичны друг другу по своей положительной эмоциональной окраске. Короленко и Айхенвальд при создании образа писателя акцентировали внимание на проблемах мировоззрения В.М. Гаршина, стремились подчеркнуть противоречивость его чувств и мыслей, отразившуюся в творчестве, изобразить его личность и творческую индивидуальность как единое целое. Однако методы создания портретов писателя были противоположны. Если В.Г. Короленко использовал биографический, фактографический и сопоставительный методы, то Ю.И. Айхенвальд основывался на собственном методе «чистого импрессионизма». Вследствие этого, портреты отличаются направлением критической мысли, выбором средств и приемов изображения одного и того же автора. В то же время, как представляется, несмотря на явные методологические различия, жанровый канон литературного портрета сохраняет свои черты в обеих работах. В портретах обнаруживается общая основополагающая черта: в своих суждениях и оценках В.Г. Короленко и Ю.И. Айхенвальд отталкивались от своего индивидуального взгляда на личность В.М.Гаршина, от заранее сформулированной идеи, которая предопределила и отбор фактов, иллюстрирующих ее, и выбор художественных средств для ее воплощения. Оба они стремились к достижению одной цели — в процессе создания своих портретов «изнутри сродниться» [4, с. 7] с Личностью В.М. Гаршина.

1. Муромский, В.П. Из наблюдений над особенностями развития литературно-критических жанров (Советский период) // Русский литературный портрет и рецензия: Концепции и поэтика: Сб. ст. / ред.-сост. В.В. Перхин. — Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

2. Короленко, В.Г. Собрание сочинений. — М.: «Правда», 1953. — Т. 5.

3. Гроссман, Л.П. Жанры художественной критики // Искусство. — 1925. — № 2.

4. Айхенвальд, Ю.И. Силуэты русских писателей. — М.: Республика, 1994.

5. Мурзина, И.Я. Творчество Ю.И. Айхенвальда в дооктябрьский период: Особенности мировоззрения и литературной критики: автореф. дис. .канд. физико-мат. Наук. — Челябинск, 1995.

Статья поступила в редакцию 14.07.10

УДК 159.923

РП. Ляхов, асп. НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: Kainsk-roman@yandex.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ У ДЕВУШЕК

В данной работе рассматриваются некоторые формы юношеского творчества и живого общения с точки зрения автобиографической практики как средства рефлексии, саморазвития. Представлены результаты исследования особенностей субъектности у девушек ведущих личные дневники.

в

Ключевые слова: субъект жизненного пути, автобиографическая практика, исповедальное общение, саморазвитие, личный дневник, автобиография.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как правильно составить информационное сообщение
  • Как найти пароль для сети в телефоне
  • Как найти количество атомов в растворе
  • Горит чек двигателя на пежо 308 как исправить
  • Как найти количество общих делителей числа

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии