Как составить лист наблюдения

отражает то, что происходит сегодня в России? [Внимание интервьюера!

Зафиксировать только один – первый ответ.]

1.страна движется к диктатуре

2.происходит возвращение старых, доперестроечных порядков

3.общество развивается по пути демократии

4.другой ответ (какой именно?)___________________________________

9.затрудняется ответить

Как составить бланк формализованного наблюдения

До сих пор речь шла о том, как сделать вопросник, теперь – как составить бланк формализованного наблюдения. В принципе его структура не отличается от структуры вопросника. В случае наблюдения аналогом вопроса является категория наблюдения, а аналогом вариантов ответов – значения этой категории.

Бланк формализованного наблюдения в исследовании И. Корнеевой на тему «Тематические предпочтения детей — посетителей пунктов видеопроката».

Государственный Академический Университет Гуманитарных Наук Факультет социологии

№ полевого документа __________

№ пункта видеопроката ________

Дата наблюдения ______________

01. Время прихода (часы, минуты) _________________

02.Кто пришел:

1.ребенок/дети один/одни:

2.ребенок/дети со взрослым/ми

03. Возраст ребенка/детей (определить на глаз):

1.дошкольник/и

2.младший/ие школьник/и

3.средний/ие школьник/и

04.Статус взрослого/ых (определить на глаз):

1.папа

2.мама

3.бабушка

4.дедушка

5.другой/другие (кто именно?) _______________________________________

05.Количество взятых кассет:

1.одна

2.две-три

3.четыре и более

06.Цена взятых кассет:

1.низкая (15-20 руб./3 суток)

2.средняя (15-20 руб./сутки или 30-40 руб./3 суток)

3.высокая (30-40 руб./сутки и дороже)

26

07. Производитель видеопродукции:

1.отечественный

2.зарубежный

08.Содержание видеопродукции:

1.полнометражная мультипликационная сказка

2.сборник короткометражных мультфильмов

3.сериал мультфильмов

4.иное (что именно?) _____________________________________________

09.[Если ребенок/дети со взрослым/ми, то] Происходит ли обсуждение выбора видеопродукции:

1.да

2.нет

10.[Если происходит, то] Кто доминирует при обсуждении:

1.ребенок/дети

2.взрослый/ые

11.[Если происходит, то] Что доминирует при обсуждении?

1.эмоции

2.разум

3.иное (что именно?) _______________________________________________

12.Время ухода (часы, минуты) ________________

Так же как в вопроснике, в бланке наблюдения должна быть «шапка» — название документа, например, бланк наблюдения массовых акций протеста, и его идентификационный номер/номера. Аналогичным образом должна присутствовать и «паспортичка» объекта наблюдения, где фиксируются время и место, тип наблюдаемого объекта, другие его характеристики, не относящиеся к содержанию исследования.

Обычно на каждый наблюдаемый объект составляется отдельный бланк, в котором фиксируются все его характеристики. Иногда результаты наблюдения нескольких объектов сводятся в общую таблицу. В дальнейшем с заполненными бланками наблюдения оперируют так же, как с анкетами или бланками интервью.

Как составить карточку контент-анализа

Те же замечания касаются составления полевого документа для контент-анализа. Только в этом случае речь идет о категориях анализа содержания и их значениях.

Карточка контент-анализа в исследовании П. Некрасовой на тему «Социологические публикации в массовых изданиях (на примере журнала «Огонёк»)».

Государственный Академический Университет Гуманитарных Наук Факультет социологии

№ полевого документа __________

01. Реквизиты публикации, содержащей социологические данные:

27

1.номер журнала «Огонек» за 2007 г._________________

2.страница (ы):____________

3.название рубрики: _______________________________________________

4.название подрубрики:____________________________________________

5.название статьи: ________________________________________________

02.Статус автора публикации:

1.журналист

2.социолог

3.политолог

4.другой (какой именно)_____________________________________________

5.статус не указан

6.редакционный материал ___________________________________________

03.Информация о социологических организациях, авторских коллективах, предоставивших социологическую информацию для данной публикации (записать полностью все упоминаемые названия):

_________________________________________________________________

04. Тип информации о социологии и социологических исследованиях, содержащейся в публикации:

1.общие упоминания (суждения типа: «по данным социологов…», «как утверждают социологи…» и т.п.), за которыми следуют суждения без конкретизации источника

2.упоминания фамилий социологов, на которых ссылается автор публикации

3.упоминания названий социологических исследований, результаты которых приводятся в публикации

05.Время проведения исследования/ий (год/годы):

_________________________________________________________________

06.Заказчик/и исследования (записать полностью все упоминаемые названия):

__________________________________________________________________

07. Методы получения приведенных данных:

01. опрос вообще

02. анкетирование

03. интервью

04. почтовый опрос

05. телефонный опрос 06. прессовый опрос (анкета, опубликованная в газете, журнале) 07. опрос по телевидению 08. опрос по Интернету

09.другой вид опроса

10.анализ документальных источников

11.другие методы, названные автором статьи (какие именно)_________________________________________________________

12.методы не указаны

08.Форма представления социологической информации в тексте публикации:

1.табличные данные + текст с комментариями

28

2.рассказ о результатах социологического исследования со ссылками на отдельные социологические показатели (суждения типа «столько-то %% сказали так-то…»)

3.краткое упоминание (ссылка) на социологические опросы

4.графическое представление данных (диаграммы, гистограммы)

5.другая форма (какая именно) _______________________________________

09.Сведения о выборке:

1.нет данных

2.есть (какие именно)________________________________________________

10.Функции социологической информации в публикации:

1.описательная, информационная.

2.аргументация, подтверждение авторской позиции.

3.полемическое опровержение

4.другая (какая именно)_____________________________________________

11.Тема социологического исследования (записать в формулировке автора статьи):

__________________________________________________________________

12.Тема социологической публикации:

1.политика

2.медицина

3.общество

4.наука

5.культура

6.спорт

7.другая (какая именно) _____________________________________________

13.Жанр социологической публикации:

1.информационный

2.аналитический

3.художественно-публицистический

Вотличие от вопросника у карточки контент-анализа и бланка наблюдения может быть более сложная структура, включающая не только категории, но и подкатегории, и даже подподкатегории.

Как работать с кодировочной карточкой

При использовании методов интервью, наблюдения и контент-анализа, т.е. в тех случаях, когда с полевым документом работает специально подготовленный человек, а не сам респондент, в целях экономии можно использовать кодировочную карточку. Она составляется взамен сразу нескольких полевых документов. В кодировочную карточку заносятся только цифровые коды (как исключение – краткие тексты), поэтому у интервьюера, наблюдателя или аналитика содержания на руках должен быть также один экземпляр полноценного полевого документа.

Обратим внимание, что при использовании кодировочной карточки не требуется тиражирование полевых документов — достаточно одного или нескольких экземпляров в соответствии с числом лиц, участвующих в сборе полевой информации.

29

Пример кодировочной карточки.

ПД №

В/К

В/К

В/К

В/К

В/К

В/К

В/К

В/К

В/К

В/К

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

ПД 01

ПД 02

ПД 03

ПД NN

Столбцы в кодировочной карточке означают вопросы интервью или категории наблюдения/анализа содержания, а строки – полевые документы. В клетки заносятся шифры – цифровые коды ответов или значений категории.

30

Соседние файлы в папке методика

  • #
  • #

Одна из самых серьезных тем при подготовке ассессмента, при разработке всей процедуры — это наблюдатели. От их навыков, их поведения во время ассессмента, от заполненных ими листов наблюдения зависит очень многое при вынесении окончательных решений.

НАБЛЮДАТЕЛИ: ПОДГОТОВКА И ЗАДАЧИ

Ведущим и подготавливающим ассессмент необходимо четко осознать, что качество ассессмента будет зависеть от уровня подготовки наблюдателей до тренинга, от того, насколько четко и понятно мы дали им инструкции, насколько «работоспособными» оказались наши листы наблюдения, насколько мы ответили на все вопросы и насколько предвосхитили возникшие проблемы. Им необходимо объяснить до ассессмента, что наблюдатели только наблюдают и фиксируют свои наблюдения. Выводы — прерогатива ведущего и руководителей.

Наблюдатели ни в коем случае не вступают ни в какие контакты с группой, не обсуждают происходящее между собой. Их поведение должно быть максимально выдержанно и корректно.

Кто может стать наблюдателем? Из моей работы со студентами я сделала несколько выводов. Первый — я не очень люблю студентов-психологов, из-за отсутствия у них какой-либо ориентации на современную действительность и бизнес и постоянное желание употреблять в разговоре и в отчетах не совсем понятные — даже им самим — психологические термины. Посреди инструктажа могут прозвучать вопросы о том, как мы собираемся работать с фрустрированностью гендерных различий и т. д. Если мы и привлекаем студентов-психологов, то только тех, у кого есть реальный опыт работы в организациях. Психологи приходят общаться, у них некая врожденная потребность все время всех учить. Другая проблема работы со студентами — опять-таки наиболее ярко проявляющаяся у студентов-психологов — это неумение завершать начатое, невыдержанный стиль написания отчетов, неструктурированность.

Еще один отрицательный момент — амбициозность студентов и не всегда правильное понимание иерархии. Не могу не вспомнить в этой связи два вопиющих случая. Один — когда студент-психолог пятого курса (амбициозный до предела) критически отозвался о методах руководства в организации в разговоре с руководителем, второй — когда на мою просьбу помочь убрать после кофе-брейка я получила полновесный ответ о несовместимости звания и функций наблюдателя с ролью официанта.

Если ассессмент проводит внешняя компания-провайдер, она приводит своих наблюдателей, в соответствии с правилом B.Y.O. (Bring you own, или Ведущие в ответе за все).

Когда ассессмент проводится внутренними силами, наблюдателей часто подбирают из числа сотрудников отдела персонала, будущих коллег, специально приглашенных экспертов, и в этом случае оправданно приглашение непосредственных и вышестоящих руководителей, со всеми вышеизложенными ограничениями.

Кроме того, в ситуации с наблюдателями стоит помнить: все, о чем вы не предупредили заранее, они имеют право сделать, — поэтому необходимо заранее обговорить: внешний вид, время прихода и ухода, поведение во время ассессмента, иерархию процесса и т. п.

Мне кажется недопустимым при внутренних ассессментах приглашение подчиненных и сослуживцев, с которыми претендент в будущем будет конкурировать.

Очень хорошо работают наблюдатели — начинающие специалисты. Мне известны ситуации, когда после прохождения методического тренинга по проведению ассессмента наблюдателями друг у друга работали коллеги, собирающиеся затем проводить ассессменты самостоятельно.

На подготовку наблюдателей, на их инструктаж уходит около двух часов, лучше это делать за день-два до ассессмента. Инструктаж должен быть максимально четким. Имеет смысл попросить наблюдателей потренироваться и заполнить листы наблюдения — это позволит до ассессмента разрешить все возникающие вопросы. Например, я провожу самопрезентацию и прошу меня оценить — сразу видно, работает лист наблюдения или нет.

По поводу того, за сколькими участниками может наблюдать один наблюдатель, не существует четкого мнения; удобнее, когда один наблюдатель сосредоточен максимум на одном-двух участниках.

Особенно важно, чтобы наблюдатели были максимально нейтральны, чтобы не было конкуренции между наблюдателями и участниками. Я дважды была участником ассессмента, в котором все роли были перемешаны: в первом случае наблюдатели становились то участниками, то ведущими, то наблюдателями; во втором случае между участниками и наблюдателями была прямая конкуренция; в итоге оба ассессмента были сорваны. Наблюдатели также не имеют права во время кофе-брейков общаться с участниками.

В конце дня необходимо очень быстро просмотреть листы наблюдения и расспросить обо всем, что неясно. Отчет от наблюдателей имеет смысл просить на следующий день после ассессмента, иначе, переключившись на другие дела, они могут что-то упустить или исказить данные.

Подготовка листов наблюдения и шкал оценки — важнейший этап подготовки как наблюдателей, так и всего ассессмента.

ЛИСТЫ НАБЛЮДАТЕЛЯ И ШКАЛЫ ОЦЕНКИ

Листы наблюдения необходимо готовить на каждого участника и на каждое упражнение; также на каждое упражнение лучше подготовить специальные буклеты. Очень удобно использовать цветную бумагу — один цвет на одного участника или на каждое упражнение. В листах наблюдения необходимо предусмотреть место, где наблюдатели могли бы кратко записать свое мнение, свое эмоциональное восприятие происходящего, — это очень важно для последующих оценок.

Листы наблюдения должны быть максимально короткими, если лист большой и сложный, то наблюдатели не успевают уловить самое главное — как все происходило, как люди, например, обменивались взглядами, распределяли роли, выдвигали лидера.

Ведущий не может наблюдать — он должен концентрироваться на проведении ассессмента, это напряженный процесс, и совмещать его с наблюдением не под силу одному человеку.

Единых правил для составления листов наблюдения не существует, лично я исповедую несколько принципов:

1) максимальная лаконичность;

2) максимальная доступность для понимания,

3) максимальное удобство для заполнения;

4) максимальное удобство для того, кто в дальнейшем, пользуясь этими листами, пишет финальный отчет или заключение.

Идеальным является составление одной страницы на одно упражнение, иначе в таких коротких упражнениях, как, например, самопрезентация, наблюдатели просто не успевают заполнить листы наблюдения.

Необходимо также «расписать» каждую оценку, то есть определить, какое поведение должен продемонстрировать участник, чтобы быть оцененным, например, на «4» по пятибалльной шкале по компетенции «умение вести переговоры». Если мы принимаем, что оценка «3» — это оценка в ситуации, когда участник полностью соответствует нашим ожиданиям по определенной компетенции, тогда оценки «2» и «5», «4», соответственно, полностью или частично превышают уровень соответствия или недотягивают до него. Скажем, по компетенции «умение общаться» пунктами, расшифровывающими оценку «3», будут:

1) умение уверенно делиться своим мнением;

2) готовность делиться информацией;

3) умение выбирать адекватный стиль поведения и разговора, соответствующий запросам данной конкретной аудитории;

4) четкое понимание цели диалога, способность добиваться результатов сообразно поставленной цели;

5) умение предоставлять и запрашивать обратную связь;

6) способность использовать весь арсенал вопросов в соответствии с этапом беседы (открытые, закрытые, альтернативные, направляющие, зондирующие);

7) использование техники активного слушанья;

8) стремление понять точку зрения собеседника;

9) готовность давать возможность собеседнику высказаться, помочь ему сформулировать свою точку зрения;

10) использование техники снятия напряжения.

Тогда, например, оценке «2» будет соответствовать:

1) неуверенность в предоставлении своей точки зрения, быстрый отказ от своего мнения при сопротивлении и возражениях;

2) подача неструктурированной, неконкретной информации, представление ее в неадекватной форме и в неадекватный момент;

3) неспособность учитывать специфику аудитории;

4) нечеткое представление о цели разговора; участник добивается частичного результата или, имея четкую цель, не добивается решения поставленной задачи;

5) неготовность к принятию, запрашиванию обратной связи

6) неготовность задавать открытые вопросы, использование в основном закрытых и альтернативных вопросов;

7) неполное использование техники активного слушанья;

8) неготовность предоставлять собеседнику возможность высказать свое мнение;

9) нечеткое представление о позиции и точке зрения собеседника;

10) неумение снижать напряжение при его появлении.

Подготовка таких шкал по каждой компетенции — очень трудоемкий и тяжелый процесс, они могут подготавливаться частично и не для всех компетенций. Эффективен здесь метод «мозгового штурма», очень хорошо это делать, например, вместе с наблюдателями-студентами; однако следует анализировать, оправданны ли такие временные затраты. Если нет, можно ограничиться четким прописыванием каждой компетенции, и тогда в листах наблюдения просто фиксировать, проявилась ли данная компетенция в поведении участника или нет. Хотя повторюсь, составление таких шкал упрощает и оптимизирует процедуру ассессмента на несколько порядков.

Источник : hr-academy.ru

«

Наблюдение за уроком всегда связано с описанием. Описание урока – это фиксация сведений об объектах, данных в наблюдении за его ходом и развитием. Это необходимый и очень важный элемент в системе анализа урока. Описание урока дает возможность сравнить результаты наблюдения, систематизировать материал и создать основу для последующего анализа урока.

К описанию урока предъявляются определенные требования:

  • Описание урока необходимо осуществлять как с количественной, так и с качественной стороны. Такое единство обеспечит условия для более глубокого анализа урока.
  • Описание должно быть достоверным, четко отражающим  характеристики, свойства и отдельные моменты урока, наблюдаемые явления.
  • Описание урока должно быть целенаправленным.

В соответствии с данными требованиями нами были разработаны листы наблюдения и оценки урока в зависимости от цели посещения. Данная программа наблюдения позволяет фиксировать как количественную так и качественную сторону урока, отвечает принципам систематичности и мобильности, удобна для заполнения и сравнения достигнутых результатов.

Лист наблюдения помещается на одном листе формата А 4, состоит из  трех частей:

  • общие сведения,
  • количественные показатели (шкала оценивания выбирается самостоятельно); 
  • выводы и рекомендации.

Данные листы наблюдения хранятся в персональных папках учителей для учета и анализа посещенных администрацией уроков.

По своему желанию администраторы могут заменять параметры для описания урока в зависимости от целей посещения. Мы предлагаем несколько вариантов листов наблюдения урока.


Лист наблюдения и оценки урока

Цель: проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

Дата __________ класс  ______ всего уч-ся ______ на уроке ______

ФИО учителя _____________________________________________________

Предмет __________________________________________________________

Тема ________________________________________________________________________

Программа наблюдения

оценка

1. Формулировка цели контроля для учащихся (результаты обучения, которых необходимо было достичь в результате изучения темы)

2. Сообщение объема контролируемого материала

3. Инструктирование учащихся по правилам выполнения проверочной работы

2. Сообщение нормы оценивания работ

3. Предупреждение возможных ошибок в ходе выполнения контрольных заданий

4. Полнота, комплексность, разносторонность контроля (качество отбора материала)

5. Воспитывающая сторона проверки и оценки знаний учащихся

6. Развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля

7. Способы активизации учащихся при проверке и оценке знаний:

8. Наличие дифференцированных задач для учащихся различного уровня подготовки, с учетом их индивидуальных особенностей

9. Содержание и характер вопросов и заданий:
— воспроизводящие,
— проблемные,
— направленные на установление причинно-следственных связей,
— творческие.

10. Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

11. Степень самостоятельности учащихся в применении полученных знаний

12. Результативность урока (достигнута ли поставленная цель)

13. Методика подведения итогов урока

14. Процент учащихся опрошенных и получивших оценку — 
качество успешности (% на «4» и «5») —

Выводы учителя, посетившего урок:____________________________________

Подпись ________________


Лист наблюдения и оценки урока

Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости, реализацию индивидуального подхода к учащимся на уроке

Дата __________ класс ______ всего уч-ся ______ на уроке ______

ФИО учителя______________________________________________________

Предмет __________________________________________________________

Тема _________________________________________________________________________

Программа наблюдения

оценка

 Формулировка цели для учащихся (реальность, достижимость, полнота)

Учет особенностей учащихся данного класса при планировании материала урока

 Учет индивидуальных особенностей при организации проверки домашнего задания

Контроль усвоения материала учениками, пропустившими предыдущие уроки

Актуализация наиболее сложных для усвоения вопросов

 Психологический климат урока, стимулирование ответов учащихся

 Применение средств поддержания интереса к усвоению знаний

 Проверка в ходе урока степени понимания учащимися основных элементов излагаемого материала

 Разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

 Обобщение итогов усвоения основных понятий  (законов, правил) по окончании изучения темы, раздела

 Стимулирование вопросов со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала

 Дифференцированная  помощь учащимся на уроке (виды):

 Четкость инструктажа учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверка степени понимания данных инструкций

 Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

 Контроль за деятельностью учащихся в течение урока

Выводы учителя, посетившего урок:__________________________________________

Подпись ________________


Лист наблюдения и оценки урока

Цель: проверить эффективность использования на уроке технических средств обучения, средств коммуникации

Дата __________ класс ______ всего уч-ся ______ на уроке ______

ФИО учителя______________________________________________________

Предмет __________________________________________________________

Тема _________________________________________________________________________

Программа наблюдения

оценка

1. Формулировка цели для учащихся (реальность, достижимость, полнота)

2. Рациональность сочетания форм, методов учебной работы с учетом специфики способов применения ТСО и средств коммуникации

3. Уровень технической подготовки к использованию ТСО на уроке (установка, регулирование, проверка качества)

4. Подготовка учащихся к восприятию демонстраций с использованием ТСО

5. Создание проблемной ситуации, решаемой с помощью ТСО

6. Управление восприятием учащимися информации, подаваемой с помощью технических средств обучения (попутные пояснения, вопросы, выделение главного)

7. Степень самостоятельности и рациональности приобретения знаний учащимися с использованием ТСО

8. Анализ совместно с учащимися учебного материала, воспринятого с помощью ТСО

9. Проверка в ходе урока степени понимания учащимися основных элементов излагаемого материала

10. Обобщение итогов усвоения основных понятий  (законов, правил) по окончании изучения темы

11 Дифференцированная  помощь учащимся на уроке

12. Четкость инструктажа учащихся о порядке выполнения видов работ на уроке, проверка степени понимания данных инструкций

13. Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

14. Контроль за деятельностью учащихся в течение урока

Выводы учителя, посетившего урок: ______________________________________________

Подпись ________________


Лист наблюдения и оценки урока 

Цель: соблюдение требований к содержанию урока

Дата __________ класс ______ всего уч-ся ______ на уроке ______

ФИО учителя____________________________________________________________

Предмет ________________________________________________________________

Тема _______________________________________________________________________________

Программа наблюдения

оценка

1. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ

2. Полнота, достоверность и доступность изложения

3. Научный уровень излагаемого материала

4. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока

5. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности

6. Осуществление внутрипредметной связи, подготовка учащихся к восприятию нового на основе изученного ранее

7. Установление межпредметных связей

8. Рациональность нагрузки учащихся (чередование видов деятельности)

9. Контроль усвоения полученных знаний учащимися в течение урока

10. Реализация принципа политехнизма (раскрытие значения знаний для практики)

11. Эффективность приемов повышения познавательного интереса к занятию, специальности

12. Дисциплина и организованность учащихся на занятии

13. Рациональность распределения времени урока

14. Соотношение на уроке практического и теоретического материала

15. Методика подведения итогов занятия

16. Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

17. Результативность урока (достигнута ли поставленная цель)

Выводы учителя, посетившего урок: __________________________________

Подпись ________________


Лист наблюдения и оценки урока

Цель: определение характера взаимоотношений преподавателя и учащихся

Дата __________ класс ______ всего уч-ся в классе ______ на уроке ______

ФИО учителя_________________________________________________

Предмет __________________________________________________________

Тема ________________________________________________________________________

Программа наблюдения

оценка

1. Роль учителя в создании психологического микроклимата урока

2. Создание условий для взаимодействия учащихся друг с другом для развития взаимного уважения, ответственности и доверия

3. Эмоциональная и интеллектуальная атмосфера на уроке

4. Умение владеть классом

5. Реакция учителя на ошибки учащихся

6. Соблюдение норм педагогической этики

7. Дифференциация процесса обучения, осуществление индивидуального подхода

8. Темп работы учителя и его влияние на деятельность учащихся

9. Характер и тон дисциплинарных замечаний

10. Знание учителем каждого ученика и использование этих знаний для формирования познавательных интересов

11. Умение устанавливать обратные связи в ходе урока

12. Дисциплина и организованность учащихся на уроке

13. Применение методических приемов для поддержания устойчивого внимания учащихся (чередование видов деятельности, яркие примеры)

14. Стимулирование успехов учащихся (поощрение)

15. Методика подачи домашнего задания

16. Результативность урока (достигнута ли поставленная цель)

Выводы учителя, посетившего урок: _______________________________________

Подпись ________________

Листы наблюдений и оценки урока в зависимости от целей посещения

  • Попова Тамара Владимировназам. директора по УВР

Разделы: Администрирование школы

Наблюдение за уроком всегда связано с описанием. Описание урока – это фиксация сведений об объектах, данных в наблюдении за его ходом и развитием. Это необходимый и очень важный элемент в системе анализа урока. Описание урока дает возможность сравнить результаты наблюдения, систематизировать материал и создать основу для последующего анализа урока.

К описанию урока предъявляются определенные требования:

  • Описание урока необходимо осуществлять как с количественной, так и с качественной стороны. Такое единство обеспечит условия для более глубокого анализа урока.

  • Описание должно быть достоверным, четко отражающим  характеристики, свойства и отдельные моменты урока, наблюдаемые явления.

  • Описание урока должно быть целенаправленным.

В соответствии с данными требованиями нами были разработаны листы наблюдения и оценки урока в зависимости от цели посещения. Данная программа наблюдения позволяет фиксировать как количественную так и качественную сторону урока, отвечает принципам систематичности и мобильности, удобна для заполнения и сравнения достигнутых результатов.

Лист наблюдения помещается на одном листе формата А 4, состоит из  трех частей:

  • общие сведения,

  • количественные показатели (шкала оценивания выбирается самостоятельно); 

  • выводы и рекомендации.

Данные листы наблюдения хранятся в персональных папках учителей для учета и анализа посещенных администрацией уроков.

По своему желанию администраторы могут заменять параметры для описания урока в зависимости от целей посещения. Мы предлагаем несколько вариантов листов наблюдения урока.

Лист наблюдения и оценки урока

Цель: проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

Дата __________ класс  ______ всего уч-ся ______ на уроке ______

ФИО учителя _____________________________________________________

Предмет __________________________________________________________

Тема ________________________________________________________________________

 развернуть таблицу

Программа наблюдения

оценка

1. Формулировка цели контроля для учащихся (результаты обучения, которых необходимо было достичь в результате изучения темы)

2. Сообщение объема контролируемого материала

3. Инструктирование учащихся по правилам выполнения проверочной работы

2. Сообщение нормы оценивания работ

3. Предупреждение возможных ошибок в ходе выполнения контрольных заданий

4. Полнота, комплексность, разносторонность контроля (качество отбора материала)

5. Воспитывающая сторона проверки и оценки знаний учащихся

6. Развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля

7. Способы активизации учащихся при проверке и оценке знаний:

8. Наличие дифференцированных задач для учащихся различного уровня подготовки, с учетом их индивидуальных особенностей

9. Содержание и характер вопросов и заданий:
— воспроизводящие,
— проблемные,
— направленные на установление причинно-следственных связей,
— творческие.

10. Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

11. Степень самостоятельности учащихся в применении полученных знаний

12. Результативность урока (достигнута ли поставленная цель)

13. Методика подведения итогов урока

14. Процент учащихся опрошенных и получивших оценку — 
качество успешности (% на «4» и «5») —

 развернуть таблицу

Выводы учителя, посетившего урок:____________________________________

Подпись ________________

Лист наблюдения и оценки урока

Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости, реализацию индивидуального подхода к учащимся на уроке

Дата __________ класс ______ всего уч-ся ______ на уроке ______

ФИО учителя______________________________________________________

Предмет __________________________________________________________

Тема _________________________________________________________________________

 развернуть таблицу

Программа наблюдения

оценка

 Формулировка цели для учащихся (реальность, достижимость, полнота)

Учет особенностей учащихся данного класса при планировании материала урока

 Учет индивидуальных особенностей при организации проверки домашнего задания

Контроль усвоения материала учениками, пропустившими предыдущие уроки

Актуализация наиболее сложных для усвоения вопросов

 Психологический климат урока, стимулирование ответов учащихся

 Применение средств поддержания интереса к усвоению знаний

 Проверка в ходе урока степени понимания учащимися основных элементов излагаемого материала

 Разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

 Обобщение итогов усвоения основных понятий  (законов, правил) по окончании изучения темы, раздела

 Стимулирование вопросов со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала

 Дифференцированная  помощь учащимся на уроке (виды):

 Четкость инструктажа учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверка степени понимания данных инструкций

 Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

 Контроль за деятельностью учащихся в течение урока

 развернуть таблицу

Выводы учителя, посетившего урок:__________________________________________

Подпись ________________

Лист наблюдения и оценки урока

Цель: проверить эффективность использования на уроке технических средств обучения, средств коммуникации

Дата __________ класс ______ всего уч-ся ______ на уроке ______

ФИО учителя______________________________________________________

Предмет __________________________________________________________

Тема _________________________________________________________________________

 развернуть таблицу

Программа наблюдения

оценка

1. Формулировка цели для учащихся (реальность, достижимость, полнота)

2. Рациональность сочетания форм, методов учебной работы с учетом специфики способов применения ТСО и средств коммуникации

3. Уровень технической подготовки к использованию ТСО на уроке (установка, регулирование, проверка качества)

4. Подготовка учащихся к восприятию демонстраций с использованием ТСО

5. Создание проблемной ситуации, решаемой с помощью ТСО

6. Управление восприятием учащимися информации, подаваемой с помощью технических средств обучения (попутные пояснения, вопросы, выделение главного)

7. Степень самостоятельности и рациональности приобретения знаний учащимися с использованием ТСО

8. Анализ совместно с учащимися учебного материала, воспринятого с помощью ТСО

9. Проверка в ходе урока степени понимания учащимися основных элементов излагаемого материала

10. Обобщение итогов усвоения основных понятий  (законов, правил) по окончании изучения темы

11 Дифференцированная  помощь учащимся на уроке

12. Четкость инструктажа учащихся о порядке выполнения видов работ на уроке, проверка степени понимания данных инструкций

13. Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

14. Контроль за деятельностью учащихся в течение урока

 развернуть таблицу

Выводы учителя, посетившего урок: ______________________________________________

Подпись ________________

Лист наблюдения и оценки урока 

Цель: соблюдение требований к содержанию урока

Дата __________ класс ______ всего уч-ся ______ на уроке ______

ФИО учителя____________________________________________________________

Предмет ________________________________________________________________

Тема _______________________________________________________________________________

 развернуть таблицу

Программа наблюдения

оценка

1. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ

2. Полнота, достоверность и доступность изложения

3. Научный уровень излагаемого материала

4. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока

5. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности

6. Осуществление внутрипредметной связи, подготовка учащихся к восприятию нового на основе изученного ранее

7. Установление межпредметных связей

8. Рациональность нагрузки учащихся (чередование видов деятельности)

9. Контроль усвоения полученных знаний учащимися в течение урока

10. Реализация принципа политехнизма (раскрытие значения знаний для практики)

11. Эффективность приемов повышения познавательного интереса к занятию, специальности

12. Дисциплина и организованность учащихся на занятии

13. Рациональность распределения времени урока

14. Соотношение на уроке практического и теоретического материала

15. Методика подведения итогов занятия

16. Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

17. Результативность урока (достигнута ли поставленная цель)

 развернуть таблицу

Выводы учителя, посетившего урок: __________________________________

Подпись ________________

Лист наблюдения и оценки урока

Цель: определение характера взаимоотношений преподавателя и учащихся

Дата __________ класс ______ всего уч-ся в классе ______ на уроке ______

ФИО учителя_________________________________________________

Предмет __________________________________________________________

Тема ________________________________________________________________________

 развернуть таблицу

Программа наблюдения

оценка

1. Роль учителя в создании психологического микроклимата урока

2. Создание условий для взаимодействия учащихся друг с другом для развития взаимного уважения, ответственности и доверия

3. Эмоциональная и интеллектуальная атмосфера на уроке

4. Умение владеть классом

5. Реакция учителя на ошибки учащихся

6. Соблюдение норм педагогической этики

7. Дифференциация процесса обучения, осуществление индивидуального подхода

8. Темп работы учителя и его влияние на деятельность учащихся

9. Характер и тон дисциплинарных замечаний

10. Знание учителем каждого ученика и использование этих знаний для формирования познавательных интересов

11. Умение устанавливать обратные связи в ходе урока

12. Дисциплина и организованность учащихся на уроке

13. Применение методических приемов для поддержания устойчивого внимания учащихся (чередование видов деятельности, яркие примеры)

14. Стимулирование успехов учащихся (поощрение)

15. Методика подачи домашнего задания

16. Результативность урока (достигнута ли поставленная цель)

 развернуть таблицу

Выводы учителя, посетившего урок: _______________________________________

Подпись ________________

19.03.2009

Поделиться страницей:

ФИО педагога 

 М.Н.И учитель начальных классов

 ФИО  наблюдателя

 Преподаватель-организатор НВТП, учитель истории П.А.А.,
педагог-исследователь

Школа/класс

КГУ «Общеобразовательная школа с.Белагаш»

Дата: 23.01.2023г

Представлен план урока: Да

Тип урока: урок закрепление

Комментарии:Урок обучения грамоте в 1 классе на тему :«Тексты
бывают разные». Рассказы о путешествии.

Обучающие цели в соответствии с учебной программой ГОСО:

1.1.2.1 определять, о ком, о чем говорится в тексте;

12.1.2 использовать основные виды чтения(плавное слоговое чтение
с переходом на чтение целыми словами, осознанное чтение)

1.3.4.1 писать простые предложения, тексты (сообщение, письмо) с
помощью учителя.

Цели урока:

Повторить изученный материал

Критерии наблюдения1

Показатели

Да/Нет

  Комментарии наблюдателя

Цели урока:

Определяет четкие цели обучения и предоставляет
обучающимся/воспитанникам критерии их оценивания

Да

 Учитель четко и понятно  проговаривает цели урока, с
применением криериев.

Содержание урока/занятия соответствует целям обучения

Да

 Урок соответствует целям обучения.

Педагог вовлекает обучающихся в постановку целей урока/занятия и
ожидаемых результатов

Да

Н.И  вовлекает учащихся в процесс урока, мотивирует,  объясняет,
какого результата  должны достичь  к концу каждого задания.

Ожидаемые результаты:

Соответствуют целям обучения

Да

 Урок соответствует целям обучения.

Учитывают потребности обучающихся/воспитанников

Да

Учитель учитывает  возрастные особенности детей, разрабатывает
дифференцированные  задания для ребят.

Направлены на развитие исследовательских навыков

Да

Учащиеся  самостоятельно работают с текстом, выделяют  главное
из текста.

Оценивание:

Да

Разные формы, методы формативного оценивания: Солнышко,
светофор, палец вверх, аплодисменты.

Отслеживает результат деятельности обучающихся/воспитанников
относительно целей обучения при помощи формативного оценивания

Да

 Учитель постоянно мотивирует  ребят, хвалит, применяет
различные методы Ф/О  после каждого задания.

Отмечает успехи обучающихся/воспитанников

Да

Похвала, позитивно настраивает ребят.

Вовлекает обучающихся/воспитанников в процесс оценивания:
самооценивание и взаимооценивание

Да

Учитель учит детей комментировать свои успехи и ребят по классу.
Ребята поддерживают друг друга различными жестами, пожеланиями.

Порядок и правила поведения в классе:

В классе всё на своих местах, принадлежности на парте, дети
соблюдают правила поведения, дисциплина на высоком уровне.

Устанавливает порядок и правила поведения в классе/группе

        Да

Дети хорошо слышат учителя, реагируют на замечания, знают
правила поведения

Обеспечивает обучающимся/воспитанникам обучающее пространство в
классе/группе

        Да

В классе 13 учащихся, отдельные рабочие места, при работе в
группе столы легко трансформируются.

Строит эффективное взаимодействие обучающихся/воспитанников на
уроке/занятии

        Да

Учитель имеет большой опыт работы, классом управляет тактично,
дети понимают, что они должны делать.

Предварительные знания:

Дети читают по слогам, умеют выделять главное из текста, умеют
работать со словарными словами, анализируют прочитанную информацию, ведут
диалог.

Выявляет уже имеющиеся знания обучающихся/воспитанников о новом
материале

         Да

Каллиграфически прописывают слова, слоги и предложения,
формулируют тему урока. Работают с правилом в учебнике. Отвечают на вопросы.
Записывают предложения. Работают со словарными словами.

Повторяет с обучающимися/воспитанниками пройденный материал

        Да

Повторяют правила, слова изученные ранее.

Изучение нового материала:

Определяет важную информацию, акцентируя внимание
обучающихся/воспитанников на важных сегментах учебного материала

        Да

Учитель работает над лексической и грамматической темой урока, 
применяя новые подходы ИКТ (Электронное письмо сообщение) . Выделяя важное
внимательно читать,  грамотно  писать и отвечать на сообщения.

Применяет различные формы работы на уроке/занятии,
способствующие усвоению нового материала: работа в группах, парная работа,
индивидуальная

        Да

На уроке применялись  формы работы индивидуальная, парная,
составление звуковой схемы слова. 

Обеспечивает обучающихся/воспитанников учебными ресурсами и
инструкциями по выполнению комплексных заданий

        Да

На каждое задание вспомогательный материал, включая учебник,
комментарии учителя при объяснении критериев выполнения заданий.

Проводит рефлексию по содержанию материала

        Да

Провела устный опрос и каждый ребёнок высказался, как он работал
на уроке и с какими трудностями столкнулся…

Применение новых знаний на практике:

        Да

Через задания «Продолжи и запиши предложения»,  «Сделай открытку
сам», «Написания сообщения любому человеку самостоятельно»…

Развивает навыки через практику

       Да

Через задания: «Сделай открытку сам», «Написания сообщения
любому человеку самостоятельно», «Составление звуковой схемы слова»…

Предоставляет активные задания обучающимся/воспитанникам для
развития и практического применения их навыков

       Да

Через задания «Продолжи и запиши предложения»,  «Сделай открытку
сам», «Написания сообщения любому человеку самостоятельно», «Составление
звуковой схемы слова»…

Вовлеченность обучающихся/воспитанников в учебную деятельность:

       Да

Ребята активно с большим интересом работают на уроке, им
нравятся задания, где меняются контрасты, чередуются формы работы .

Использует различные виды и формы работы для поддержания
интереса и вовлеченности обучающихся/воспитанников в учебную деятельность

       Да

Учитель на уроке применил виды и формы  игровые,
исследовательские, творческие, практические, рефлексия.

Отслеживает степень вовлеченности обучающихся/воспитанников

       Да

На протяжении урока контролирует каждого ребёнка, сопровождает и
оказывает помощь по необходимости.

Использует различные виды опроса для поддержания вовлеченности
обучающихся/воспитанников в процесс опроса.

       Да

Устные ответы учащихся по цепочке, письменные ответы , продолжи
и заполни предложение, взаимоопрос.

Использует физическую активность и пространство класса/группы
для поддержания вовлеченности обучающихся/воспитанников

      Да

Выполняли физминутку. Раз, два, три, четыре, пять. Активно
повторяли движения под счёт.

Поддерживает энергичный темп хода урока для вовлеченности
обучающихся/воспитанников

      Да

 Темп урока выше среднего, по времени ребята укладываются в
отведённое для выполнений заданий времени.

Использует личностно-ориентированный подход

     Да

Учитель хорошо сотрудничает со своими учениками, давая им право
выбора и принимая во внимание их предложения и просьбы.

Дифференцированный подход:

Оказывает поддержку всем обучающимся/воспитанникам
по достижению целей обучения

       Да

Все дети окружены вниманием учителя, при затруднениях выполнения
заданий оказывалась поддержка и совместными усилиями  приходили к правильному
разрешению ситуации.

Вовлекает слабоуспевающих обучающихся/воспитанников

       Да

Один ребёнок в классе слабоуспевающий с ним на протяжении урока
дополнительно проводилась работа, действия ребёнка координировались учителем
и совместными усилиями класса.

Использование ИКТ и ресурсов:

       Да

Учитель применяет на уроке ИКТ технологии, презентации.

использует готовые цифровые образовательные ресурсы для достижения
образовательных результатов

       Да

Использует готовые ресурсы

использует собственные цифровые образовательные ресурсы

      Нет

задействует сетевые ресурсы для совместной работы
обучающихся/воспитанников

       Да

 Кundelik.kz, Whatsapp

Дополнительные элементы наблюдения:

Ведется тесная работа с родителями

        Да

Обратная связь и рекомендации
Урок составлен по КТП с учётом возрастных особенностей детей. Хорошо
прослеживается деятельность учащихся и их загруженность на уроке. Задания
интересные с применением ИКТ технологий ,а также применяются дополнительные
ресурсы. Дети активные, хорошо взаимодействуют с учителем, ведут диалог,
умеют оценивать свои знания и возможности.

  Продолжать применять активные  формы и методы работы,
личностно-ориентированный подход в обучении, совершенствовать свою
направленность на конечный результат. Применять методику обратного дизайна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Ошибка 0x8024401c windows 10 как исправить
  • Как найти ноу чисел
  • Как найти типовую форму документа
  • Как найти оригинальное изображение
  • Как найти дополнительный цвет

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии