В статье представлены картины польского сюрреалиста Томаша Ален Копера
Пишем легенду
А в далеком далеке
Мячик плавает в реке…
(«Мой 20 век»)
Содержание:
1. Что такое «легенда»
2. Отличие легенды от сказки и мифа
3. Виды (типы) легенд и их основные темы
4. Особенности построения и языка легенды
1. Что такое «легенда»?
Легенда… Какой автор не мечтает написать легенду? Почти все. Но вот что удивительно – мечтать мечтают, а пишут, в итоге, единицы.
Перелопатив наш архив, я нашел совсем немного произведений, в названиях которых есть слово «легенда»: «Легенды о Хаанстальге», Алекс-Джейн Коул; Эрхэ – легенды о безумном некроманте, о Звездном Мастере, о Гильдии Палачей, «Mondengel. Легенда о Ночном Хищнике», Darkflight, прямой отсыл к легенде имеет рассказ Демонио «Любовь после гроба»… У большинства авторов легенда чаще всего является «не своей», собственно, тоже написана по фендому.
Почему так? Знаний не хватает, или же фантазии?
Я попытался разобраться, что же такое «легенда»? Чем она отличается от других произведений? И для начала, естественно, полез в словари. Полез и… один за другим откладывал в сторону БЭС, современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой, толковый словарь живого великорусского языка В. Даля, другие словари – Ожегова, Ушакова… даже Википедия не оставила меня удовлетворенным.
Во всех словарях я нашел самые простые определения, в принципе, не дающие писателям необходимые ориентиры.
Все они, конечно, упоминали о переводе слова «легенда» с латинского как «то, что нужно читать»; все они говорили о многозначности слова, о его широком и узком смысле; о поэтичности сказаний, о многообразии жанров, о… В общем, в узком понимании все в словарях сводится к пониманию легенды в ее историческо-литературном развитии, а в широком, что легенда – это «недостоверное повествование о фактах реальной действительности».
Ни на один из своих вопросов я так и не получил ответа. А вопросы эти, я уверен, волнуют любого писателя:
1. Что же такое легенда и каковы ее основные признаки?
2. Чем легенда отличается от сказки, а, тем более, от мифа?
3. Каковы основные жанры и темы легенд?
4. Какие виды и типы легенд бывают?
5. Что же такое – современная легенда?
6. Есть ли отличия строения, формы легенды, ее языка от других произведений?
Поэтому мне пришлось просмотреть кучу книг, в результате я получил кое-какие ответы и, не претендуя на ученость, хочу поделиться с вами тем, что мне показалось интересным, а главное – проливающим свет на темноту незнания.
Итак, возьмем любое словарное определение и будем от него отталкиваться:
Легенда [легенда] ж. 1) а) Поэтическое фантастическое сказание (обычно религиозного содержания). б) Фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-л. событии или лице. 2) Инструментальная пьеса повествовательного характера, часто воплощающая музыкальными средствами какое-л. народное предание. 3) То, что кажется невероятным; вымысел, выдумка. 4) Вымышленная с целью конспирации биография разведчика. 5) перен. Надпись на монете. 6) перен. Пояснительный текст и совокупность условных знаков к плану, рисунку, карте и т.п. (Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой)
Вот уж действительно, что только не называют легендой! Это и:
Апокриф Байки Благочестивые сказания Бывальщины Былички Городские легенды Духовный стих |
Жития Жития святых Криминальные истории Мифы Назидательная повесть Поверье Поучения |
Предания Сказания Сказания о чудесах Сказки Христианская повесть Церковные сказания и т.д. |
Самое большое сходство у легенды и, конечно, предания. Главное отличие: историческая достоверность в предании больше, чем в легенде. Чаще же авторы путаются – а что же перед ними: сказка, миф или легенда?
2. Отличие легенды от сказки и мифа
У сказки и легенды много общего: волшебство и волшебные превращения, чудеса и чудо; помощь третьих сверхъестественных или божественных сил; повторяющиеся сюжеты, темы; даже языковые приемы и средства – образность, гиперболизация, могут быть похожими слова зачина и концовки, хотя в легенде они не закреплены, – но есть и принципиальные различия. Давайте на них посмотрим:
Сказка | Легенда |
Основа сказки – фантастический вымысел, не связанный с реальными событиями. | Основа легенды – реальность. Даже если вся легенда – чистая фантазия – это как бы то, что могло бы быть в реальности. |
В сказке всегда есть очевидный нравственно-поучительный подтекст, который формирует мораль, правила «общежития». | Мораль легенды больше направлена на формирование поведения человека в конкретной ситуации и часто подается как философская идея. |
Сюжет сказки строится по выработанным веками устойчивым законам. Самый простой: зачин, испытание с троекратным повтором (скажем, огонь, вода и медные трубы), счастливая концовка с победой добра над злом. | Сюжет легенды неустойчив, близок к последовательному ходу события в реальности. |
Сказка легко классифицируется по жанру: волшебная, бытовая, о животных. | Легенда настолько разножанровая, что ее классифицируют по содержанию, то есть по той теме, которую она раскрывает: топонимическая, христианская, социально-утопическая и т.д. |
Сказка может носить развлекательный характер, быть своеобразной забавой, потехой. | Легенда развлечением бывает редко, чаще она рассказывает о серьезном, о том, что «следует прочитать» и сделать выводы. |
Еще более тонка грань между легендой и мифом. Многие ученые не разделяют эти понятия. Однако мне удалось все же выделить в их трудах некоторые различия между мифом и легендой:
Миф | Легенда |
Главное в мифе – это отражение представлений человека об устройстве мира, причем при наличии третьей силы (к примеру, божественной), которая властвует над человеком и миром. | В легенде это тоже есть в виде символического обобщения, но все же не является главным. |
Цепь событий в мифах протекает, как правило, в большом временном промежутке, охватывает значительный хронологический период (к примеру, повествование о 12 подвигах Геракла). | Легенда, как правило, рассказывает об одном событии, она эпизодична, поэтому ее часто называют «приуроченной», ученые говорят о том, что легенда – это произведение, в котором осуществлен переход от мифического времени к историческому. |
Важная тема мифов – противопоставление бессмертности богов и смертности человека. Мифы сакральны. | Герои легенд, как правило, смертны (даже в легендах о святых, или если герои получают покровительство каких-то сил). Легенда менее сакральна. |
Мифы могут говорить о мире и людях вообще, обобщенно. | Легенды чаще принадлежат культуре какого-то народа. |
Мифы – сами по себе своего рода канон, ритуальная система, культовая. | Легенда же, опираясь на канон, имея его в виду, при этом может быть неканоничной и претендовать на большую истину. Потому ученые часто называют легенду «перекодировкой» представлений, а еще говорят о ее маргинальном характере, то есть о «пограничности», не связанной непосредственно с культом. |
3. Виды (типы) легенд и их основные темы
Классифицировать легенды очень сложно. Прежде всего, выделяют тематические группы легенд, но единой классификации нет, тут ученые основываются на каких-то аспектах, традициях, специфике, времени и прочем.
Я попробовал «собрать» виды легенд, основываясь на тех темах, которые в них воплощаются. Конечно, я это все собирал без привязки ко времени, далеко не все темы назвал (так что везде можно ставить «и т.д.»), наверняка упустил многое, но, надеюсь, что все-таки какое общее видение сложилось и вам пригодится.
Вид (тип) | Основные темы |
Мифологические легенды
– устные народные произведения сюжетного характера, основанные на древних дохристианских представлениях, которые со временем утратили свою мировоззренческую основу и приобрели чисто символические художественные значения. |
|
Антропоморфичные легенды: с очеловечиванием предметов или явлений – солнца, ветра, воды, духов леса, реки, болезней, судьбы и т.д. | Помощь или вред одухотворенных сил природы человеку. Явление болезни и избавление от нее. Взаимоотношения человека и судьбы. |
Зооморфичные легенды: о превращении человека в животное и наоборот. | Легенды про оборотней. Легенды про мудрых животных. Тема пленения человека животным (к примеру, жертвоприношение девы дракону). Тема обретения настоящей судьбы (к примеру, в Царевне-лягушке). Тема наказания человека превращением в животное. Тема избавления человека от тяжкой судьбы путем превращения. |
Тератоморфные легенды: о чудовищах и человеке. | Легенды о вампирах. Легенды о драконах или многоглавых змеях. |
Этиологические легенды: повествующие о происхождении природных явлений, флоры и фауны (более не божественного, как в мифах, начала, а человеческого). | Тема о фантастическо-реальном происхождении озера, горы, неба, молнии и т.д. Тема наказания или награды за любовь, ухода от людей (переход в природное состояние, к примеру, легенда о цветке Иван-да-марья). Тема воплощения человеческих эмоций в природное состояние. Тема материнской любви (или жены), ее пролитых слез по детям, мужу. Тема перехода в природное состояние с возможностью приносить помощь или вредить. |
Демонологические легенды: об отношениях человека с силами зла. | Тема о лютой смерти. Тема о возвращении мертвых к живым. Темы о русалках (об упырях). Тема о нанесении вреда живым за нарушение традиций и ритуалов. Тема о мести духов за какую-то вину живых. Тема о людях, которые наделены сверхъестественными качествами: о колдунах, чернокнижниках, знахарях, ведьмах, ворожеях, провидцах и т.д. |
Легенды о загробной жизни: о жизни человека после смерти. | Тема о помощи духов мертвых. Темы о домовых, о защите дома. Темы об охране мертвыми каких-то объектов (о духах-хозяевах). Тема передачи мудрости, знания от духов живым. |
Апокрифические легенды
– прозаические произведения церковно-религиозного содержания, созданные на основе мотивов и образов библейской и апокрифической литературы при наличии языческих представлений и фантазии народа. |
|
Ветхозаветные | |
Космогонические легенды | Происхождение вселенной, мира. Темы о дуальности (добром и злом начале) высших сил. Темы борьбы Бога и Сатаны. |
Антропогенические легенды | Темы о создании мужчины и женщины. Темы о вмешательстве Сатаны в создание человека. |
Антропологические легенды | Жизнь первых людей. Темы о рае. Темы и мировом дереве (древе жизни). Темы о первородном грехе. Темы об изгнании из рая. Темы об отношении человека с Богом и Сатаной. Темы о потопе. Темы о змееборстве и т.д. |
Ономатологические легенды | Темы происхождения имен. Темы происхождения названий. |
Этногенические легенды | Темы происхождения народов, наций (Сыновья Ноя, Вавилонская башня, история сыновей Иакова и 12 колен и т.д.). |
Новозаветные | |
Христианские | Темы о предательстве веры. Темы о потопе, Ное и переосмысление их в новой концепции спасения. Темы о суде Соломона. О Моисее и т.д. |
Христологичные | Все темы о Христе. О Христе и Богородице. |
Агиографические легенды | Темы о жизни и делах святых. О чудесных деяниях святых. Темы о днях памяти, о ритуалах. |
Геортологические легенды | Темы о происхождении праздников. О работе и отдыхе людей. |
Эсхатологические легенды | Темы о конце мира. Темы о борьбе добра и зла. Темы страшного суда и т.д. |
Исторически-героические легенды
– это легенды, связанные с реальными событиями истории. |
|
Топонимические легенды (этимологические, ономатологические) | Темы о происхождении названий, имен географических объектов и предметов: расселенных племен, об огне, городов, поселений, названий местности и прочего. |
Топографические легенды | Темы о происхождении морей, рек, озер, скал, гор, перевалов, дорог, какой-то местности и т.д. |
Героические | Темы о героях и их деяниях. О богатырях. О битвах, о доблести в бою. О пленении и выходе из плена. О героях со сверхъестественной силой. |
Социально-утопические легенды
– легенды о простой жизни человека и ожиданиях будущего. |
|
Эсхатологические | Темы о будущем, связанные с верой. О Фаусте. О переустройстве мира. |
Утопические | Темы о счастливой стране или счастливом месте (Эльдорадо). О потерянных странах (Атлантида). Об утопическом богатстве, благополучии. О герое-освободителе. О справедливом царе. |
Социальные | Темы избавления от страданий. О справедливости. О соблюдении или нарушении традиций, ритуалов. О конце света. О культурном герое. |
Семейные легенды | Темы об отношениях жены и мужа, сына и матери, брата и сестры, свекрови и невестки, тещи и зятя и прочее. О Казанове, Дон Жуане и т.д. |
Сатирические легенды | Темы о богатых и бедных. О бытовых проблемах. О равенстве и неравенстве, свободе и несвободе и т.д. |
Современные легенды
– еще не устоявшееся, но уже обладающее определенными чертами понятие, легенды о современной жизни, вместе с тем и «возвращающие» старые темы в современной обработке. |
|
Исторически-героические легенды – переосмысляющие прошлое | Темы переосмысления исторических событий и действий героев, к примеру, легенды о Суворове, Чапае, о случаях во время ВОВ и т.д. |
Исторически-социальные легенды | О жизни в прошлом, например, в СССР. Об освоении новых территорий, земель. О появлении новых городов. О бедных и богатых. О заговорах и тайных обществах. О социальных экспериментах. О страхах общества. О власти и простом человеке и т.д. |
Современные сказки | О чудесных происшествиях с человеком. О Фениксе, о Синей птице. Про Золушку и принца на белом коне. О нахождении неожиданных подарков судьбы. Темы о современных приметах и суевериях. О спрятанных и найденных кладах. О вампирах, домовых, барабашках и прочем… |
Бывальщины, былички | Рыбацкие или охотничьи легенды. Темы о флоре и фауне в ее современном состоянии. Легенды по типу «это было с кем-то». |
Криминальные истории | О похищении людей. О противостоянии групп. Об успешных и неуспешных преступниках. О маньяках. Темы предупреждения об опасности и прочее. |
«Индустриальные» легенды | Темы о секретных технологиях, технике. Темы о влиянии техники и технологий на людей. Темы возвращения к природе. Темы роботехники и захвата мира роботами. Экологические темы и т.д. |
«Уфологические» и тератоморфные легенды | Легенды о пришельцах, о тарелочках. О Бермудском треугольнике. О необъяснимой пропаже людей и предметов. О необъяснимых событиях, явлениях. О таинственном влиянии какого-то места на человека. О Несси или Чужом и прочее… |
«Разрушающие» легенды | К ним относятся рассказы, пытающиеся разрушить прежние мифы и легенды |
Городская (урбанистическая) легенда | Все темы современных легенд могут воплощаться в городской легенде, но есть и специфические темы: О подземных городах, лабиринтах и бункерах, Легенды о происхождении улицы, площади, памятника, О городских героях (или негероях), О пропаже или нахождении людей, О таинственных домах и лифтах, О каких-то необычных местах в городе, О таинственных автобусах и автомобилях, О жизни разных слоев населения, об известных людях («утки»), О волшебных магазинчиках, Об экстрасенсах, гадалках, цыганках и прочее… |
4. Особенности построения и языка легенды
Форма легенды неустойчива, свободна. Отчасти это потому, что пересказ легенды допускал импровизацию, а сказки или мифа – нет. Сохраняя древние сюжеты, темы, легенда «рассказывала» их с точки зрения того времени, в котором она возникала.
Легенда – прозаический эпический жанр, повествование о прошлых событиях (хотя есть и исключения, например, духовный стих). Однако чаще всего – это небольшой рассказ или маленькая повесть.
И все же у нее есть сложившиеся веками правила построения.
Зачин легенды может быть вполне сказочным, построенным по сказочным формулам:
«Жили-были…»,
«В некотором царстве, в некотором государстве…» и т.д.
Но чаще рассказчик сразу упоминает о прошлом:
«Давным-давно это было…»,
«Дело было в старину…»,
«Когда-то в одном городе…»,
«Когда деревья были большими…» и прочее.
Иногда рассказчик обращается к авторитетным лицам, которые якобы подтверждают достоверность сказанного, и ведет повествование как бы «по чужим словам»:
«Один старик мне рассказывал…»,
«Было это с одним моим приятелем (знакомым, ученым)…»,
«Умные люди поговаривают, что…».
Особенно это характерно для современных легенд, которые рассказывают о недалеком прошлом. Буквально – о «вчера». Гораздо реже рассказчик начинает легенду словами:
«Я сам это видел…»,
«Я тому свидетель…», хотя и такой зачин может быть.
Интересен зачин в форме вопроса:
«Знаешь ли ты о Литейном переулке?»,
«Вы были на Синем озере?»,
«Почему есть черные лебеди?»,
«Вы слышали о…?» и т.д.
Основная часть легенды, как правило, либо малоэпизодна, а чаще – одноэпизодна.
Если это небольшая цепь эпизодов, показывающих развитие действия, они не имеют четкой обязательной последовательности, как в сказке, а лишь служат для показа события. В небольшом рассказе – в центре один эпизод, вокруг которого все и складывается.
Автор старается убедить в достоверности происходящего, даже если это очевидная фантастика, сам верит в то, что говорит. При этом в отличие от сказки, используется феномен «чуда», а не «чудес, волшебства».
Развязка может быть
– ожидаемой (например, в легендах, рассказывающих о деяниях героев, великих людей, о подвигах, битвах);
– «переломной», меняющей все: «С тех пор Иван стал совсем другим…», «С того дня…»;
– вовсе неожиданной: «А все не так вышло…», «Вдруг смотрит…!»
Концовка легенды тоже неустойчива.
Иногда она представляет собой результат действий, событий: «Вот так все и случилось…», «Люди сохранили это в памяти…», «Жизнь с тех пор изменилась…», «С тех пор лебеди черные…» и т.д.
Она может быть и в виде закрепления какого-то правила: «Больше туда они не ходили…», «Правильно сделал…», «Всем урок…».
Мораль, нравоучение могут быть в контексте – как некий вывод, который должен сделать слушатель, читатель, но могут быть и открытыми, прямыми: «А не нужно было лезть…», «Грех это…» и т.д.
Современная легенда тоже сохраняет древнейшие особенности построения, меняются события, герои и, конечно, язык, но основы – остаются.
Для языка легенды характерны:
– смена повествования, стиль речи (от простого, до высокого);
– олицетворение;
– антитеза (в том числе, социальная);
– фантазия и юмор;
– гипербола (воспринимается как реальность)
– символизм образов (в том числе элементы древних «табу», запретов, правил, ритуалов, традиций);
– антропорфичность (все о человеке)));
– анимизм (вера в душу одушевленность всего и вся);
– инициация (переход на какой-то новый уровень мышления, развития, статуса, способностей и прочего);
– метаморфоза (превращение, перевоплощение)
На мой взгляд, легенда – самое «народное» произведение, своеобразное зеркало времени, людского понимания и объяснения реальности. Она бессмертна. И я уверен, что все важные события века прошедшего и века будущего отразятся в легендах.
Пишите легенды. Удачи вам.
Что стоит почитать:
Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства.
Афанасьев А.Н. Народные русские легенды.
Драгоманов М.И. Малорусские народные предания и рассказы.
Веселовский А.Н., Опыты по истории развития христианской легенды.
Пропп В.Я., Фольклор и действительность.
Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора.
Как написать легенду
Легенда – это народное фольклорное произведение, в котором рассказывается о исторических событиях. В легенде непременно присутствует элемент сказочного и чудесного. В некотором смысле она очень близка к мифу. Существуют ключевые признаки, которые нужно использовать при написании легенды.
Инструкция
Во-первых, легенду нужно писать соответствующим языком, стилизованным под старину. Нужно использовать устаревшие слова и обороты, в ткань повествования органично впишется возвышенная лексика. Все современные слова нужно исключить, подобрать для них соответствующие синонимы. В древности легенды пересказывали устно, часто даже распевали их под музыку, поэтому язык легенды нужно сделать плавным и певучим. Для современных текстов характерны короткие предложения, тяготеющие к разговорной речи, язык же легенды должен быть диаметрально противоположным.
Выберете главного героя своей легенды. Это должен быть человек исключительный, причем он непременно должен представлять собой воплощенное добро и справедливость. Герой легенды всегда силен и борется со злом. Наделите своего героя какой-нибудь сверхъестественной способностью. Он может обладать нечеловеческой силой, иметь при себе волшебные предметы, помогающие ему преодолевать сложности (меч, музыкальный инструмент, карта, магическая одежда и т.д.). Главному герою всегда противопоставлен его антипод — злодей, с которым нужно бороться.
Чтобы герой и антигерой вступили в борьбу, необходим какой-то конфликт, в рамках которого будет развиваться сюжет. Чаще всего герои сражаются за освобождение своего народа, за любимую женщину или из верности честному и справедливому правителю. В легенде не должно быть много сюжетных планов, в центре всегда одно событие, которое будет развиваться последовательно. К примеру, ваш герой узнал, что враг разоряет его родную землю, он отправляется туда со своим войском, между ними происходит сражение, которое непременно заканчивается победой добра над злом. Даже если герой погибнет, то сделает он это героически. Опишите, как он пожертвовал своей жизнью во имя справедливости, при этом подчеркните подлость и жестокость врага.
Используйте в своей легенде много преувеличений. Если вы описываете осаду города, то пусть она длится несколько лет. Если на героя напали, то не один-два человека, а несколько десятков. Также в легенде должен быть элемент чудесного и божественного. В распрях между героями могут участвовать боги или прочие мифические существа.
Видео по теме
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
В одном очень далеком от Москвы городе учился в одной очень обычной школе мальчик Вова, который все знал. Он знал действительно все или почти все. Учителя не знали чему еще учить умного мальчика, он отвечал на любой вопрос, даже тот, который учитель еще не успевал задать.
Однажды в этой школе должна была состояться олимпиада по всем областям знаний и на нее собиралась приехать команда из Басурмании во главе которой стоял маленький Басурман. Про него также ходили легенды, что он знает все и потому все ученики и учителя заранее предвкушали незабываемую битву двух юных гениев.
И вот в одно прекрасное утро команда гостей прибыла. Олимпиада проходила в школьном актовом зале и весь зал был забит болельщиками.
Юный Басурман был маленьким мальчиком, даже еще меньше чем умный Вова, но держался очень самоуверенно. И действительно сразу стало ясно, что он ни в чем не уступает Вове. Он также быстро отвечал на все вопросы, даже самые сложные и коварные. И через час все еще была ничья. Никто не мог победить.
Умный Вова стал уставать и пот градом катился по его лицу. Юный Басурман выглядел так, словно не было этого часа напряженной борьбы. Все такой же собранный и спокойный.
Но тут ведущий решил сделать небольшой перерыв и задать участникам самый простой и немного смешной вопрос, просто для того, чтобы разрядить обстановку. Он спросил участников кто остался сидеть на трубе и Вова улыбнувшись махнул рукой, давая возможность Юному Басурману ответить первым. И тут случилось неожиданное. Юный Басурман вдруг напрягся, стал гудеть и раскачиваться и вдруг брызнул искрами.
Все остолбенели , а умный Вова все сразу понял:
-Обман! — завопил он. — Никакой это не человек. Это же робот!
С позором уехала команда Басурмании, которая пыталась мухлевать на Олимпиадах используя человекоподобного робота, а поединок Вовы с роботом стал легендой, с каждым годом обрастая все новыми невероятными подробностями.
ДЕПАРТАМЕНТ
ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ
бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Социально-гуманитарный
факультет
Кафедра
социально-гуманитарного
образования
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ЛЕГЕНДУ ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТЫ У УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ
Сургут 2020 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ
ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблемная ситуация
Авторская идея
Новизна позиции педагога, осуществляющего
разработку инновационного проекта
Условия реализации
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Материальное воплощение проект
Задание для диагностики сформированности
умения.
КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ И
ИХ СОСЕДИ
КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ОБРАЗОВАНИЕ
ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ПЕРВЫЕ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ
КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ
ВЛАДИМИРА. КРЕЩЕНИЕ РУСИ
КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО
ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ
КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ РУСЬ В IX—XI ВВ.
КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ РУСЬ В IX—XII ВВ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Структура |
Содержание |
Тема |
Формирование умения использовать легенду |
Адресация проекта |
проект предназначен для учителей |
Руководитель проекта |
Студентка 4-го курса направления педагогическое образование( с двумя |
Участники проекта: А) активные Б) пассивные |
А) активные: учитель истории ( Б) пассивные: учащиеся 6-х |
Возраст учащихся |
12-13 лет |
Типовые особенности проекта |
• По характеру создаваемого информационный • По количеству участников: • По продолжительности: средней продолжительности • По содержанию: учащийся и его • По профилю знаний: моно-проект. •По характеру координации: с координацией •По уровню •По типу |
Цель проекта |
Создать условия на уроках истории для |
Задачи проекта |
• провести диагностику имеющегося • определить методы и приёмы, • спроектировать комплекс уроков • обеспечить в комплексе уроков • реализовать практическую часть. • проведение контроля по усвоению |
Ресурсы проекта |
• Компьютер • Доступ в интернет • Проектор • Аудиосистема • Карты в электронном или бумажном • Контурные карты по данному |
Предполагаемые продукты |
• Продукты деятельности педагогов: • Продукты деятельности учащихся: |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблемная
ситуация
Актуальность
педагогического проекта:
Умения в обучении
истории — это способность ученика к осуществлению осознанных учебных действий,
обеспечивающих ему самостоятельное познание прошлого.
Развитие умений
учащихся — одна из ведущих целей современного среднего образования, в том числе
исторического. Умения выступают как один из прогнозируемых и диагностируемых
результатов обучения, являются важнейшим критерием успешности процесса обучения
истории.
Одним из видов
специальных исторических умений являются картографические, которые тесно
связаны с историческими знаниями, поэтому так важно формировать их на каждом
уроке.
Вопрос о
необходимости работы учителя и учащихся с историческими картами в обучении
истории возник с начала преподавания предмета. Как в дореволюционной России,
так и в советское время выдвигались требования сопровождать объяснение учителя
и ответы учащихся по истории показом на карте исторических объектов. В 60-70-е
гг. XX в., в связи с решением задач развития учащихся в обучении истории, встал
вопрос о целенаправленном формировании умений учащихся самостоятельно работать
с картой (Н.И. Запорожец, П.В. Гора и др.). В учебных программах конца 70-х —
начала 90-х гг. были изложены требования к формированию картографических умений
в обучении истории.
Несмотря на то, что
проблема картографических умений подробно рассмотрена методистами, разработано
множество методических приемов работы с исторической картой, в современной
школе у школьников заметно снижается уровень овладения этими умениями. Ученики
не могут показать страны на карте, не знают их местоположение. Затруднения
вызывает использование карты при ответе, работа с контурными картами, не говоря
о сложных картографических умениях.[1]
Картографические
умения — важная составляющая в обучении истории. Они формируются при работе с
историческими картами исключены в наглядный метод обучения.
Владение
картографическими умениями способствует эффективности восприятия учащимися
историко-географического содержания, повышению прочности и осознанности его
освоения, благодаря возможности зрительной опоры на условно-графическую
наглядность; обеспечивает восприятие (локализацию) изучаемых исторических
объектов (памятных мест, событий, явлений, процессов) в пространстве и
формирование историко-географических представлений; расширяет круг источников,
из которых ученики способны извлекать информацию.
Ведущим средством
формирования картографических умений выступает историческая карта.
Преподавая историю в
среднем звене, учитель предметник может столкнуться с проблемой того, что
учащиеся показывают слабые результаты при работе с исторической картой. Тогда
перед педагогом встаёт цель — обучить учащихся продуктивно работать с ней:
читать её, локализировать на карте события и явления, иметь наглядное
представление о местоположении объектов, извлекать из карты информацию и
использовать её. Но самым важным умением на этапе обучения учащихся работать с
исторической картой, является умение использовать её легенду.
Легенда карты — это
основа, ключ к её чтению. Прежде всего к легенде обращаются для получения
общего представления о содержании карты, об объектах картографирования,
встречающихся на изображаемой территории. Легенда показывает, что может быть
прочитано на карте, заранее раскрывая ее содержание. Детальное изучение легенды
может дать представление о принципах выделения объектов и о различных сторонах
их характеристики, о степени обобщения выделяемых понятий, об основных
закономерностях и связях между явлениями, которые могут быть изучены при чтении
карты
Таким образом, освоив
умение работать с легендой исторической карты, учащиеся смогут освоить и другие
сопутствующие картографические умений.
Проект предполагает
реализацию его с учениками 6-х классов на тематическом блоке «Образование
государства и развитие Руси в период с IX по XII века». Этот период является весьма удачным для
формирования данного умения, так как он насыщен событиями, связанными с
развитием нашего государства, что позволяет использовать историческую карту на
каждом уроке и прослеживать с их помощью динамику, а также закрепить наглядное
представление об образе родной страны на этапе её становления.
Реализация данного
проекта поможет учителю создать условия для формирования у учащихся умения
работать с исторической картой, обращаясь при работе с ней сразу к легенде,
чтобы раскрыть и извлечь из неё информацию.
Авторская
идея
Нельзя говорить о
том, что к 6-му классу учащиеся образовательных учреждений абсолютно не умеют
работать с картой, обращаться к её легенде и демонстрировать прочие
картографические умения, однако данный проект предполагает реализацию в 6-м
классе именно с началом курса История России. Обосновывается это содержательным
аспектом выбранных тем: время с IX по XII вв. — это период очень динамичного развития русского
государства: меняется его территориальный облик, хозяйственная и культурная
жизнь, соседи, происходит выделение политических центров, появляется явление
междоусобных войн за Киевский престол. Чтобы заложить у учащихся ясные и
устойчивые представления о всех этих процессах, как нельзя целесообразно при
изучении этих тем регулярно обращаться к карте, используя различные методы и
приёмы работы с ней. Интенсивная работа над картографическими умениями при
изучении данного периода истории России также будет способствовать дальнейшему
успеху при её изучении: учащиеся уже будут иметь наглядные представления о
территории, локализации основных событий и городов.
Из множества
картографических умений, в данном проекте выбрано умение использовать легенду
исторической карты, так как оно является основополагающим. Научившись читать
легенду исторической карты, учащиеся смогут быстро ориентироваться в видах
исторических карт( событийная, обобщающая, обзорные), понимать какую информацию
возможно извлечь из неё, понимать содержание карты.
Таким образом, с
завершением данного проекта, учащиеся смогут усвоить умение использовать
легенду исторической карты. Данный проект позволит начать интенсивную
деятельность по обучению детей картографическим умениям на уроках истории; он
показывает пример включения в урок по истории определенных методов и приёмов,
которые позволят учащимся отрабатывать данные умения.
Проект состоит из 6ти
конспектов: 4 из них типа «изучение нового знания», 1
повторительно-обобщающий и 1 урок контроля знаний и умений. Первые четыре
занятия по этим конспектам направлены на формирование умения использовать
легенду исторической карты, в каждом из них применяются методы и приёмы по
работе с картой различной сложности. На пятом занятии, проводимом в
системно-деятельностном подходе, учитель, наблюдая за самостоятельной работой
учащихся, может оценить уровень сформированности отрабатываемого умения. На
последнем уроке, в рамках описываемого проекта, в игровой форме с учащимися
будет проводиться контроль знаний и умений, на котором учитель сможет
проследить: насколько усвоения навыка использования легенды карты помогает
учащимся при работе с ней в целом.
Безусловно, процесс
развития картографических умений не должен ограничиваться только лишь данным
проектом, поскольку он является средним по продолжительности и захватывает
лишь один раздел истории, изучаемый в 6-м классе. Напротив, формирование
картографических умений должно реализовываться комплексно на протяжении всего
основного общего образования.
Новизна
позиции педагога, осуществляющего разработку инновационного проекта
В педагогическом
сообществе темы, раскрывающие формирование картографических умений у учащихся
остаются актуальными. В научных статьях по этой теме представлены различные
стратегии по формированию данных умений. Однако, среди их многообразия мною
были отмечены некоторые особенности:
— в статьях
представлены общие методы и приёмы, для формирования картографических умений,
но отсутствуют для каждого из них конкретные
— картографические
умения не ранжируются между собой по сложности для усвоения учащимися. Из-за
отсутствия градации педагоги, стремясь обучить этим умениям, обращаются к ним
в различной последовательности, не имея плана и системы обучения каждому из них
— проектируемые
конспекты для наглядного представления применения тех или иных методов и приёмов
как правило так же представлены бессистемно: представленные темы относятся к
разные разделам или курсам истории.
В рамках данного
проекта представлен комплекс занятий из одного выбранного раздела курса
истории 6-го класса. Комплекс предполагает использование на каждом из уроков
различные методы и приёмы работы с картой, который в свою очередь направлены
на достижение освоения учащимися одного конкретного картографического умения:
читать и использовать легенду исторической карты. В данном комплексе уроков
имеют место быть как традиционные формы их проведения, так и нетрадиционные (
игровая технология, системно-деятельностный подход) с целью поддержания
интереса и мотивации школьников к обучению, за счёт привлечения их к различным
формам познавательной деятельности.
Условия
реализации
Данный проект не является ресурсозатратным, поскольку его реализация
предполагается сочетать с общим образовательным процессом.
Для успешной реализации проекта необходимо современно оборудованная
учебная аудитория. К современному оборудованию можно отнести компьютер,
проектор, интерактивную доску, документ камеру, а также другие средства и
устройства. Также стоит говорить о квалификации педагога, предполагающей
обязательное наличие педагогического образования, понимание особенностей
методики, особенностей возрастной психологии, а также особенностей, касающихся
определенного класса.
В качестве рисков реализации данного проекта можно рассматривать
отдельные случаи неуспевающих учащихся. Однако в данном случае может быть
предложена беседа с учащимся, дополнительная работа или задание по неизученной
теме, а также определенные рекомендации для родителей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
В связи с тем, что данная проектная
деятельность направлена на формирование умения использовать легенду
исторической карты в 6 классе на примере раздела «Русь в IX —
первой половине XII вв.» основным учебно-методическим средством будут
являться карты по данному периоду.
Конспекты уроков данного проекта разработаны
на основе учебника История России. 6 класс. В 2 частях — Арсентьев Н.М.,
Данилов А.А. и др. под редакцией Торкунова А.В. В данном учебнике раздел «Русь
в IX — первой половине XII вв.» состоит из 8 параграфов:
4: Восточные славяне и их соседи ; 5:
Становление древнерусского государства; 6: Правление князя Владимира. Крещение
Руси; 7: Русское государство при Ярославе Мудром; 8: Русь при наследниках
Ярослава Мудрого. Владимир Мономах; 9: Общественный строй и церковная
организация на Руси; 10:Культурно пространство Европы и культуры Руси; 11:
Повседневная жизнь населения.
Уроки непосредственно по проекту проводятся по
темам 4-7 параграфов. На основе данного материала будет построено материальное
воплощение проекта. Помимо разработки 4-х конспектов типа урока » изучение
нового знания» будут разработаны еще два занятия «контроля», на
первом из которых учитель сможет оценить у учащихся уровень осознанности
значения легенды исторической карты и закрепить с ними модель по работе с ней.
На втором будет проводиться контроль по изучению раздела, но помимо этого
учитель сможет оценить усвоение учащимися отрабатываемого умения. Последние два
занятия предполагается проводить в нетрадиционных формах: в системно-деятельностной
и игровой технологиях.
На первом этапе реализации проекта
предполагается провести диагностику уровня сформированности картографических
умения, с помощью проверочной работы по предыдущим темам (Древнейшие люди на
территории нашей страны) и отобрать определенные методы и приемы для
формирования умения, подходящие для 6-ого класса, с учетом его специфики и
особенностей: чтение карты с опорой на её легенду; заполнение таблиц с
использованием карты в качестве источника; описание исторических процессов и
явлений по карте; заполнение контурных карт; установление связи между
географическим положением страны, ее природными условиями и занятиями жителей,
между экономическим развитием страны и отраженными на карте событиями внешней
политики; выдвинуть предположение о внешних причинах войны, исходя из
географического положения страны и знаний о ее развитии; определить масштаб
воздействия изучаемого события на другие страны и т. п.
Второй этап проекта заключается в разработке
целостных конспектов учебных занятий. Разработанные конспекты должны
соответствовать как содержанию темы, так и особенностям формирования умения
использования легенды исторической карты для её чтения с учетом отдельных
методов и приемов.
Третий этап — практическая часть: подразумевает
реализацию данных конспектов в ходе учебной деятельности.
В рамках четвертого этапа предполагается
проведение контрольной работы с целью сбора данных об изменениях уровня
сформированности умения у учащихся 6-ых классов, а также подведение выводов и
итогов проектной деятельности.
В связи со сложившимися на сегодняшний день
обстоятельствами реализация данного проекта на практике, в рамках обычной
учебной деятельности, сталкивается со сложностями. Поэтому данный проект будет
реализовываться на теоретической основе. А в дальнейшем, в стандартных
образовательных условиях появится возможность апробирования и его реализации на
практике.
бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский государственный педагогический университет
КОНСПЕКТ
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ВОСТОЧНЫЕ
СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ
Дата:________________
Класс: 6 класс
Студент: Анисимова Виктория Андреевна
__________
Методист: Малахова Людмила Петровна __________
Учитель-наставник: Шульга Евгений Павлович __________
Технологическая карта урока №1
Тема |
Восточные славяне и их соседи. |
Класс |
6 |
Цель урока |
Содержательная: сформировать у учащихся представление о Деятельностная: формирование умений работать с исторической картой, извлекать из нее Воспитательная: создание условий для формирования у учащихся |
Планируемые результаты урока (предметные и |
Предметные: — формировать у учащихся целостное -установить причинно-следственные связи — формировать умение работать с Метапредметные: Познавательные: — развивать аналитические способности -развивать навыки решения проблемно- Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество Регулятивные: Умение самостоятельно планировать пути Умение соотносить свои действия с Личностные: Формирование коммуникативной компетентности |
Тип |
Изучение нового материала |
Подход, в котором разработан урок |
Традиционный |
Основное содержание темы: |
Происхождение восточных славян. Хозяйство |
Образовательные ресурсы (оборудование урока): |
Раздаточный материал, проектор. |
УМК |
Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова. |
Этап |
Деятельность |
Деятельность |
|||
Организационный ( |
Добрый день ребята. тема нашего Мы узнаем откуда произошли — Подумайте на какие |
-нужно узнать территорию расселения, их |
|||
Актуализация (4 |
Начиная Затем они разделились, у них появилось |
Заполняют схему( Приложение 1) |
|||
Изучение (20 |
Прежде чем 1. Обратите 2. Что на этой 3. Каждому на В первом Обратимся к Давайте вы Давайте поработаем в группах. разделитесь на Сейчас мы еще немного поработаем с 1гр изучит жилище и быт восточных славян 2 гр — особенности верований 3 гр — семья и взаимоотношения. Затем каждая группа представит изученную Контролирует включенность всех членов |
Учащиеся по поднятию руки фронтально 1. «Это легенда карты» 2. «Расселение народов обозначено 3. На территории, выделенные зелёным Работают в парах. Представляют результат Производящее: -Земледелие: Подсечно-огневое (лесная Пашенное земледелие было распространено Скотоводство: В славянских хозяйствах Присваивающее: -Собирательство, собирательство, Ремёсла: Ткачество, кузнечное дело, гончарное, Группы изучают свой информационный блок
|
|||
Первичное (6 |
Для закрепления материала вам сейчас необходимо самостоятельно |
Самостоятельно решают тест: 1. Поселения 1) в лесах 2) по 2. Какие 1) дом-полуземлянка 2) 3. Религиозные 1). Язычество 2) 4. Самым 1)Перун 2) Стрибог 3) 5. Запишите Деревянные или 6. О каком Старый Бог зимы и Бог-отец и дед ветров, Бог воздушного Бог погоды моряков Истребляет злодеянья, Злые умыслы крушит, Правит вихрями, штормами, Ураганами рулит 1) Велес 2) Стрибог 3) 7. Большую роль в жизни восточных славян играло 1) производство глиняной посуды 2) выделка шкурок пушного 4) ловля сетями и неводом рыбы 8. Запишите слово (термин), о котором идёт речь. Система земледелия, при которой в степных и лесостепных 9. Вставьте слова: Изучив историческую карту и ресурсы интернет, мы ________________________________________________________________ На Восточно-Европейской равнине проживали племена ___________________________________________________________________ |
|||
Подведение ( |
1.Какую большую социальную общность мы сегодня изучили? 2. Кто были их соседи? Почему мы выделяем их отдельно? 3. Как природно-климатические условия повлияли на жизнь в.славян? |
1.Восточные славяне 2. Западные и южные славяне. Они отличались культурой, языком, 3. Они расселялись возле рек, т.к. это была естественная защита от Из-за особенностей почвы появилось два способа обработки земли: |
|||
Рефлексия ( |
Какие навыки в ходе сегодняшнего урока вы смогли улучшить? |
— работать с картой — сотрудничать при работе в группе -составлять |
Приложение 1 |
Приложение 2 |
|
|
Приложение 3 |
Приложение 4 |
|
|
Технологическая карта урока №2
Тема |
«Образование Древнерусского государства. Первые русские |
Класс |
6 |
Цель урока |
Содержательная: сформировать у учащихся представление об Деятельностная: формирование умений работать с исторической картой, Воспитательная: |
Планируемые результаты урока (предметные и |
Предметные: — формировать у учащихся целостное -установить причинно-следственные связи — формировать умение работать с Метапредметные: Познавательные: — развивать аналитические способности -развивать навыки решения проблемно- Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество Регулятивные: Умение соотносить свои действия с Определение и осознание усвоенного и ещё Личностные: Формирование коммуникативной компетентности |
Тип |
Изучение нового материала |
Подход, в котором разработан урок |
Традиционный |
Основное |
Выделение Киева и Новгорода. роль пути |
Образовательные |
Раздаточный материал, проектор, учебник |
УМК |
Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова. |
Этап |
Деятельность |
Деятельность |
Организационный 2 |
Добрый день ребята. тема нашего — Подумайте на какие Верно, но мы с вами сегодня не Для этого мы рассмотрим, что такое Работа нам сегодня предстоит |
-как и когда появилось древнерусское — кем были первые русские князья и какую Выражают готовность и |
Актуализация 4 |
Давайте для начала вспомним то, что мы 1)что в иностранных источниках называли 2) какие племена проживали на этой 3) Какие версии существуют о призвании 4) Какие источники дают нам сведения о |
1) Народы проживающие между Днепром и Днестром 2)Поляне, северяне, древляне, дреговичи, кривичи, словене, вятичи, 3) Норманская и антинорманская: Рюрика варяг, его призвали княжить и 4) «Повесть временных лет» Нестора» |
Изучение 20 |
Откройте страницу 39 учебника. Так как мы сегодня работаем с темой Кто вслух прочитает определение понятию с Запишите одно из этих понятий себе в С прошлого урока мы с вами уже знакомы с Верно. А князь осуществлял все эти функции Во время походов дружина действительно К концу 9 века выделяются 2 крупных центра: Как вы определили это по карте? Верно, но были они не только крупными, но и Посмотрите на карте на фиолетовую пунктирную И как вы можете заметить этот путь как раз Какие товары сбывали восточные славяне? Молодцы. Как вы помните Рюрик правил в Новгороде. с Сначала правил Олег. Затем Игорь. Затем жена Сейчас вам нужно разделиться на 4 группы. Перерисуйте себе табличку с доски ( 1 гр — Олег 2 гр -Игорь 3 гр — Ольга 4 гр — Святослав Вы должны записать дату правления, что |
По поднятой руке отвечают Государством называют объединение людей, Государство — это организации жизни Записывают понятие в Отвечают по поднятой -этот правители феодального государства. Как правило, князь имел дружину. Это его Новгород и Киев Возле них сконцентрировано большое Путь проходил от Балтийского моря ( где Продукты кузнечного, кожевенного, Работают в группах, на |
Первичное 7 |
Молодцы. Теперь вы знакомы с деятельностью первых Русских князей. Давайте еще немного поработаем с картой, но теперь её будете делать Заполните карту » Походы первых русских князей Зеленым цветом проведите линию обозначающую походы синим — Игоря, красным — Святослава. Обычной линией отмечайте успешные походы, пунктирной Крестиком отметьте места сражений. Кружочками — древнерусские государственные центры. Диагональной штриховкой- территории гос-ва в начале Перекрестной штриховкой — территории к 970 г Что это такое, то что я сейчас вам прочитала? |
Это легенда, которая будет лежать в основе нашей карты Группы заполняют карты( Приложение 3) по заданному |
Подведение 4 |
1.Давайте вернемся к вопросу, который мы поставили в начале урока: Действительно ли было образовано государство на территории Руси? 2. Какое значение имели первые князья? Подведите итоги их правления 3. Как природно-климатические условия повлияли на жизнь в.славян? |
1. Да, это было государство: была единая территория, подчиненная 2. Первые князья объединили все восточно-славянские племена в единое Укрепили княжескую власть. Установили единый закон налогооблажения Укрепили |
Рефлексия 3 |
Какие навыки в ходе сегодняшнего урока вы смогли улучшить? Смогли ли мы достичь цели, поставленной на уроке? Оцените работу своей группы в целом и участие каждого на оценочных |
— работать с картой — сотрудничать при работе в группе -заполнять |
Приложение 1 |
Приложение 2 |
||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||
Приложение 3 |
Приложение 4 |
||||||||||||||||||||||||||
|
|
бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский государственный педагогический университет
КОНСПЕКТ
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПРАВЛЕНИЕ
КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА. КРЕЩЕНИЕ РУСИ
Дата:________________
Класс: 6 класс
Студент: Анисимова Виктория Андреевна
__________
Методист: Малахова Людмила Петровна __________
Учитель-наставник: Шульга Евгений Павлович __________
Технологическая карта урока №3
Тема |
«Правление князя Владимира. Крещение Руси» |
Класс |
6 |
Цель урока |
Содержательная: сформировать у учащихся представление о Деятельностная: формирование умений работать с исторической картой, Воспитательная: |
Планируемые результаты урока (предметные и |
Предметные: — формировать у учащихся целостное — формировать умение устанавливать — формировать умение работать с Метапредметные: Познавательные: — развивать аналитические способности -развивать навыки решения проблемно- Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество Регулятивные: Умение соотносить свои действия с Личностные: Формирование коммуникативной компетентности |
Тип урока: |
Изучение |
Подход, в котором разработан урок |
Традиционный |
Основное содержание темы: |
Первая междоусобная борьба между сыновьями Святослава; внутренняя и |
Образовательные ресурсы (оборудование урока): |
Раздаточный |
УМК |
Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||
Организационный (3 |
Добрый день ребята. тема нашего — Подумайте на какие Верно, но мы с вами сегодня не Для этого мы рассмотрим, что такое Работа нам сегодня предстоит |
-как и когда появилось древнерусское — кем были первые русские князья и какую Выражают готовность и |
||||||||||||||||||||||
Актуализация (5 |
Давайте для начала вспомним то, что мы
Все эти понятия относятся к верованиям А что мы уже знаем о христианстве в этот |
Отвечают по поднятой руке или выбору учителя: Язычество. Верили в нескольких богов, поклонялись им, проводили Первой из княгинь его приняла еще Ольга — мать Святослава. В |
||||||||||||||||||||||
Изучение ( |
Как мы знаем, Святослав был отважным воином После смерти Святослава между ними началась Сейчас вы прочитаете раздаточный материал, Владимир стал князем Киевским и активно Запишите основные направления деятельности Давайте отвлечемся от темы и обратим Карта действительно очень содержательная. Чем еще знаменит князь Владимир I? Князь Владимир провёл Крещение Руси имея 2 — объединение племён и создание единого — укрепление власти великого Киевского князя Исповедуемое на тот момент язычество Многобожие = Несколько правителей Один бог на небе = Один правитель на земле Князь принял решение — отказаться от К князю приходили проповедники существующих Он отказался от иудаизма, т.к. не было Отказался от ислама, т.к. пришлось бы Отказался от католичества т.к. службу можно Какие возможности давало православие, Верно. В 988 году Владимир крестился с Опишите как происходил процесс крещения? Как вы относитесь к таким способам влияния |
Учащийся выходит к доске, описывает Учащийся у доски показывает направления Карта имеет 3 легенды, все отображают Верхняя — события междоусобицы Слева — территорию государства, границы Нижняя — о походах и политике Владимира Владимир Крестил Русь Религия играла важную роль в обществе. — службу можно проводить на национальном — в православии нет верховенства духовного Читают учебник Не все добровольно отказывались от своей Делятся своём мнении о |
||||||||||||||||||||||
Первичное ( |
Вспомним первые года правления князя и обратимся к его личностной -обманом убил брата, чтобы захватить власть -насильственно взял в жёны женщину, которая ему отказала — вёл распутный образ жизни, по некоторым данным имел около 800 жён в Однако позже в летописях и посмертно Владимира I в Как вы считаете, почему так разнятся образы Владимира ? Можете |
Летописцы пишут, что вера поменяла князя. Учитывать нужно и то, что Контраст его образов до принятия христианства и после, как факт |
||||||||||||||||||||||
Подведение ( |
1. Как Владимир пришёл к власти? 2. Почему Владимир решил принять христианство в своей стране? 3. Оцените деятельность и личность Владимира. |
1. Между сыновьями Святослава Игоревича произошла междоусобица, в 2. Населения княжеств не было однородным. Люди были язычниками, 3. Высказывают свои рассуждения |
||||||||||||||||||||||
Организация |
Запишите домашнее задание: составить кластер на тему » Итоги и |
|||||||||||||||||||||||
Рефлексия ( |
Скажите, насколько сложным или простым для вас был сегодняшний урок? Какие трудности возникли? Насколько уверено вы приступаете к заданиям, связанным с работой с |
Отвечают |
Приложение 1
Древнерусские
князья имели традицию заводить большое количество детей, что и являлось
причиной последующих споров за право наследования, так как правила наследования
от отца к старшему сыну тогда не существовало. После смерти князя Святослава в
972 году, у него осталось три сына, которые имели право на наследство.
·
Ярополк Святославич – он получил власть в Киеве.
·
Олег Святославич – получил
власть на территории Древлян
·
Владимир Святославич – получил власть в Новгороде, а позднее и в
Киеве.
После смерти
Святослава, его сыновья получили единоличную власть в своих землях и теперь
могли управлять ими по своему разумению. Владимир и Олег хотели получить полную
независимость для своих княжеств от воли Киева, поэтому ими были предприняты
первые походы друг против друга.
Первым выступил
Олег, по его приказу в землях древлян, где правил Владимир, был убит сын
воеводы Ярополка – Сеневельд. Узнав об этом, Сеневельд решил отомстить и
заставил Ярополка, на которого имел большое влияние, пойти со своим войском на
брата Олега.
977 г. — было
положено начало междоусобице сыновей Святослава. Ярополк напал на Олега,
который не был подготовлен, и древляне, вместе со своим князем, вынуждены были
отступать с границ в столицу — город Овруч. В результате по время отступления
князь Олег погиб – был задавлен копытами одной из лошадей. Древляне стали
подчиняться Киеву. Князь Владимир, узнав о гибели брата и начавшейся семейной
междоусобице, бежит к варягам.
980 г. – Владимир
возвращается на Русь вместе с войском варяг. В результате сражений с войсками
Ярополка, Владимиру удалось отбить Новгород, Полоцк и двинуться в сторону
Киева.
Ярополк, узнав о
победах брата, созывает советников. Один из них уговаривает князя уехать из
Киева и спрятаться в городе Родне, однако позже становится ясно, что советник
является изменником – он вступил в сговор с Владимиром и отправил Ярополка в
умирающий от голода город. В результате, Ярополк вынужден вступить в переговоры
с Владимиром. Он едет на встречу, однако, по прибытии погибает от руки двух
варяжских воинов.
Владимир
становится князем в Киеве и правит там вплоть до своей смерти.
Приложение 2 |
Приложение |
|
|
бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский государственный педагогический университет
КОНСПЕКТ
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
РУССКОЕ
ГОСУДАРСТВО ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ
Дата:________________
Класс: 6 класс
Студент: Анисимова Виктория Андреевна
__________
Методист: Малахова Людмила Петровна __________
Учитель-наставник: Шульга Евгений Павлович __________
Технологическая карта урока №4
Тема |
« Русское государство при Ярославе Мудром» |
Класс |
6 |
Цель урока |
Содержательная: сформировать у учащихся представление о Деятельностная: формирование умений работать с исторической картой, Воспитательная: |
Планируемые результаты урока (предметные и |
Предметные: — формировать у учащихся целостное — формировать у учащихся наглядные — формировать умение устанавливать — формировать умение работать с Метапредметные: Познавательные: — развивать аналитические способности -развивать навыки решения проблемно- Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество Регулятивные: Умение соотносить свои действия с Личностные: Формирование коммуникативной компетентности |
Тип урока: |
Изучение |
Подход, в котором разработан урок |
Традиционный |
Основное содержание темы: |
Вторая междоусобная борьба между сыновьями Владимира I, |
Образовательные ресурсы (оборудование урока): |
Раздаточный |
УМК |
Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова. |
Этап |
Деятельность |
Деятельность |
|||
Организационный (3 |
Добрый день ребята. тема нашего — Подумайте на какие Период его правления еще называют |
-политика Ярослава Мудрого — граница государства |
|||
Актуализация (7 |
Давайте для начала вспомним то, что мы На дом вы получали задание, сделать Для начала скажите, что такое Крещение Повлияло ли принятие Кто-то один пусть представим классу свой |
Отвечают по поднятой руке или выбору учителя: — в 988 г. Киевский князь Владимир принял христианство и крестил им — повлияло. Под единой верой княжества больше не пытались обособиться Зачитывают |
|||
Изучение ( |
В 1015 г умирает князь Владимир. У него было После его смерти началась вторая усобица в Что такое усобица? Сразу после смерти старший сын Владимира Борис — в Ростове, Глеб — в Муроме, Ярослав Борис и Глеб были любимыми сыновьями Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, Как вы считаете, почему так себя повели Так закончился первый этап усобицы, второй В 1019 г между ними произошла битва на р. Но тогда появился Мстислав, который тоже Покажите на карте: Какая территория была После окончательного завершения междоусобной Верно. Ярослав ввёл лествиничную систему Престолы в княжествах ранжировались по
Почему система называлась лествиничной? И своих сыновей впредь Киевский князь должен Зачем это было сделано? Вторая реформа, очень значимая, это принятие И так, мы рассмотрели приходи к власти Давайте посмотрим видеофрагмент ( 6:20 — https://youtu.be/qUpK2CWIDhU |
Это борьба сыновей князя за власть. Конспектируют Они были верующими христианами. В их Показывают на карте левобережную и Установил новый порядок Как ступеньки: одно княжество по Чтобы установить чёткий порядок Смотрят видео |
|||
Первичное ( |
Опираясь на свои конспекты и содержание параграф стр 59-61 вам необходимо |
В парах выполняют задание |
|||
Подведение ( |
Для подведения итогов нашего урока, давайте посмотрим еще оно видео: https://youtu.be/12UAtrW02Og Вернёмся с вопросу, который мы поставили себе в начале урока: |
Смотрят видео Высказывают свои рассуждения: Да, развивались города и культура. Русь начинает выходить на |
|||
Рефлексия ( |
Наш урок подходит к концу, я предлагаю подвести тоги нашей |
Проводят |
Приложение 1 |
Приложение |
|||||||||||
|
|
бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский государственный педагогический университет
КОНСПЕКТ
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
РУСЬ
В IX—XI
ВВ.
Дата:________________
Класс: 6 класс
Студент: Анисимова Виктория Андреевна
__________
Методист: Малахова Людмила Петровна __________
Учитель-наставник: Шульга Евгений Павлович __________
Технологическая карта урока №5
Тема |
Русь в IX—XI вв. |
Класс |
6 |
Цель урока |
Деятельностная: Содействовать формированию у учащихся способности учащихся к новому способу Содержательная: Повторить и обобщить представления/знания об Воспитательная: Способствовать воспитанию у учащихся |
Планируемые результаты урока (предметные и |
Предметные: — формировать у учащихся целостное — формировать у учащихся наглядные — формировать умение работать с Метапредметные: Познавательные: — развивать аналитические способности -развивать навыки решения проблемно- Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество Регулятивные: Умение соотносить свои действия с Личностные: Формирование коммуникативной компетентности В результате урока ученики будут: знать: основные процессы происходящие на этапе создания и уметь: выбирать наиболее важные аспекты и вычленять владеть: навыком составления исторической карты и легенды к |
Критерии оценивания |
Отлично: Учащийся активно работал в Хорошо: Учащийся активно работал в Удовлетворительно: Учащийся менее активно Неудовлетворительно: Учащийся не работал в группе, не отвечал на вопросы |
Тип урока: |
Урок общеметодологической направленности |
Подход, в котором разработан урок |
деятельностный |
Основное |
Восточные славяне и их соседи, путь |
Образовательные |
Контурная карта » Русь IX—XII вв.» |
Цель урока для учащихся: научиться самостоятельно конструировать
легенду для исторической карты на основе знаний об Истории Руси IX—
середине XI веков
Ход урока:
1. Этап мотивации. (2 минуты)
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального
затруднения в пробном учебном действии. (6 минут)
3. Этап постановки учебной задачи и построение проекта
выхода из ситуации. ( 8 минут)
4. Этап реализация построенной стратегии, проекта.
(10 минут)
5. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.
(5 минут)
6. Этап включения изученного в систему знаний. ( 4
минуты)
7. Этап рефлексии учебной деятельности. ( 5 минут)
Тема: Русь в IX — середина XI в.
1 этап. Мотивация
Мы изучили с вами важнейший этап истории нашего
государства: его создания и становления. В ходе изучения каждой темы, мы
обращались к карте, чтобы наглядно видеть процесс развития. Сегодня, предлагаю
вам вспомнить и обобщить знания об этом этапе, как всегда работая с картой. Но
что делать, если я не смогла подобрать для вас хорошую, качественную карту по
этому периоду, которая отображала бы самые важные процессы, события и явления?
Примерный ответ: Можно самостоятельно её создать или дополнить
имеющуюся
2 этап. Актуализация знаний и фиксирование
затруднений
Верно. Но нам для
составления карты, нужно отобрать для неё ее содержание — информацию, которую
она будет отображать.
Давайте сначала
повторим темы, которые мы изучили в рамках этого периода.
Примерный ответ: Восточные славяне и их соседи; Образование
Древнерусского государства. Первые русские князья; Правление князя Владимира.
Крещение Руси; Русское государство при Ярославе Мудром.
Класс делится на 4 подгруппы. Все подгруппы получают
одно задание:
Сейчас каждая группа из вас возьмёт одну из
перечисленных тем и составит ассоциативный ряд, в который выпишет все, что
ассоциируется у вас с данной темой. Затем каждая группа озвучит, что у них
получилось и возможно позволит остальным в классе дополнить свой ряд.
Примерный ответ: 1: Происхождение
восточных славян. Хозяйство славян. Быт и нравы восточных славян. Духовный мир
славян. Восточные славяне и их соседи.
2: Выделение Киева и Новгорода. роль пути «Из
варяг в греки». Образование древнерусского государства в 882г. Военные
походи Олега, Игоря, Святослава. Мирные договоры с Византией. Расправа древлян
над Игорем. Установление «уроков и погостов. Борьба с Волжской Булгарией,
Хазарским каганатом и Дунайской Булгарией. Итоги деятельности первых русских
князе
3: Первая междоусобная борьба между сыновьями
Святослава; внутренняя и внешняя политика Владимира I,
территория государства к нач XI в, крещение Руси: причины, ход, последствия
4: Вторая междоусобная борьба между сыновьями
Владимира I, судьба Бориса и Глеба — первые святые, управление
при Ярославе, Русская Правда, развитие культуры, взаимоотношения с другими
государствами
Сможем ли мы отобразить все эти вопросы в одной
обобщающей карте?
Примерный ответ: нет, слишком много всего. Карта будет нечитаемой
из-за большого количества в ней символов и обозначений
3 этап. Постановка учебной задачи и построение
проекта выхода из ситуации.
Как мы можем решить эту проблему, для достижения
результата?
Примерный ответ: нужно выбрать то, что является наиболее важным, для
отображения процесса становления и развития государства и на основе этого
составить план, что будет находиться на карте.
Когда мы можем говорить о том, что обобщающая карта
составлена качественно? В группах разработайте критерии, которые это определят
и алгоритм » Как составить обобщающую историческую карту?»
Примерный ответ:
Критерии:
— карта имеет название, отображающая ее основное
содержание
— карта отображает конкретный период развития государства
— все, что изображено на карте в виде условных
обозначений, раскрыто в ее легенде
— карта соразмерно отображает рассматриваемую
территорию
— карта отображает важнейшие аспекты развития
государства: границы территории ( возможно меняющиеся в рамках периода);
крупнейшие города и столица; торгово-хозяйственные факторы ( реки торговые
пути); взаимоотношения с соседними государствами упоминание важнейших
соседей
— карта не включает в себя локальные события,
относящиеся к одной теме
Алгоритм:
— определить цель, создания карты
— дать название карте, исходя из цели
— определить содержание карты
— составить легенду к карте
— следуя легенде, нанести на контурную карту условные
обозначения
— оформить карту в цвете
4 этап. Реализация построенной стратегии,
проекта.
Теперь давайте вернемся к ассоциативным рядам и
выберем главное — то, что войдёт в наши будущие карты.
Далее вам необходимо приступить к ее реализации по
разработанному алгоритму. Не забывайте про соблюдение критериев, которые вы
выделили.
Учащиеся выполняют работу в мини-группах.
5 этап. Закрепление с проговариванием во
внешней речи.
Все группы должны теперь представить свои результаты,
у кого что получилось. После того как группа презентует свои проекты, остальные
должны будут задавать вопросы по содержанию и соответствию критериям.
Группы презентуют результаты деятельности и
задают друг другу вопросы.
6 этап. Включение изученного в систему
знаний.
Мы посмотрели все карты, прослушали их презентацию. Конечно
же, они у нас получились все немного разными. Давайте попробуем соединить всё
вместе для достижения лучшего результата.
Каждая группа по цепочке будет говорить одно из
обозначений в своей легенде, а я записывать это на доску. Там у нас, возможно,
получится наиболее общая картинка, а может быть — наоборот, что-то придётся
исключить.
Класс вместе с учителем составляет
окончательный вариант легенды и обобщает, что должно быть отображено с
обобщающей карте.
Теперь, еще раз глядя на легенду и наши карты, какой
вывод мы можем подвести о развитии Руси в IX— первой половине XI вв?
Примерный ответ:
— в течение всего периода происходило
расширение границ, за счет присоединения новых княжеств и борьбы с внешними
врагами
— укрепилось положение центра — Киева. Другие
княжества признавали его власть
— строились и росли города
— развитию помог важнейший экономический фактор —
прохождение по территории Руси торгового пути » Из варяг в греки»
— Русь постепенно укрепляла свои граница, так как
подвергалась нападениям кочевников
7 этап. Рефлексия учебной деятельности.
Урок подходит к концу. Давайте проведём анализ нашей с
вами деятельности. Каждый из вас получил конвертик с цветными кружочками:
зеленые, желтые, красные. Я буду задавать вам вопросы, кто-то по желанию будет
отвечать мне на них, а все остальные, в том числе и отвечающий, доставать из
конверта один кружок и ложить его на парту, оценивая свою работу.
Зеленый — я смог это достичь и доволен собой
Желтый — у меня возникли трудности, я достиг
результата, но не уверен в нем
Красный — у меня ничего не получилось, я этому не
научился.
1. Какая цель стояла перед вами сегодня? Смогли ли вы
её достичь?
2. Чему вы сегодня научились? ( самостоятельно
создавать историческую карту, обобщать имеющиеся знания, подводить итоги)
3. Сегодня вы работали почти без моей помощи. Как
хорошо у вас получается работать без учителя, усилиями группы?
4. Оцените личный вклад в достижения вашей группы.
У кого получился какой набор кружков? О чем он нам
говорит?
бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский государственный педагогический университет
КОНСПЕКТ
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
РУСЬ
В IX—XII
ВВ.
Дата:________________
Класс: 6 класс
Студент: Анисимова Виктория Андреевна
__________
Методист: Малахова Людмила Петровна __________
Учитель-наставник: Шульга Евгений Павлович __________
Технологическая карта урока №6
Тема |
« |
Класс |
6 |
Цель урока |
Содержательная: проверить и оценить знания и представления Деятельностная: проверить и оценить умения учащихся работать с исторической Воспитательная: |
Планируемые результаты урока (предметные и |
Предметные: — определение исторических процессов, — формировать умение работать с — использование сведений из исторической карты как Метапредметные: Познавательные: — работать с учебной и внешкольной информацией — привлекать ранее изученный материал при решении Коммуникативные: — организовывать учебное сотрудничество и — определять свою роль в учебной группе, Регулятивные: Умение соотносить свои действия с Личностные: • следование этическим нормам и • обсуждение и оценивание своих • расширение опыта |
Тип |
Контроль |
Подход, в котором разработан урок |
Нетрадиционный- |
Основное |
Расселение восточных славян, основные события IX—XII |
Образовательные |
Проектор, |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный (1 мин) |
Добрый день ребята. Давайте Мы с вами изучили темы входящие |
Приветствуют учителя. Выражают готовность к работе Провести |
Постановка цели и ( 4 минуты) |
Вы хорошо поработали, изучая темы истории Руси IX—XII вв., сегодня Как бы вы хотели провести сегодняшний урок: -написать тест — работать в рабочих тетрадях — или провести соревновательную игру? Я рада, что наш выбор совпал, потому что сегодня Каждая команда выбирает блок вопросов и получая вопрос, Максимальное количество баллов за игру -30. Команда, которая по итогам игры получит от 21 до 30 баллов От 15 до 20 баллов — оценка 4 От 8 до 14 баллов — оценка 3 |
Выбирают игру Класс делится на |
Выявление знаний, (30 мин) |
Первый этап. За каждый ответ ваша команда может получить 2 Вопросы: 1. Название восточно-славянского племенного 2. Восточнославянское племя, обитавшее в украинском 3. Восточнославянское племя, проживавшее в бассейне 4. Город, в котором правили Аскольд и Дир 5. Город, в котором в начале своего княжения правил 6. Поход Олега в какой город принёс Руси первый 7. Около этого города был убит князь Игорь 8. Откуда куда шёл князь Олег Вещий с целью 9. Этот торговый путь оказал огромное влияние на 10. В 965 году князь Святослав разгромил государство 11. Историческое государство в Среднем Поволжье и 12. древний тюркоязычный народ, кочевники, 13. До начала первой усобица сыновья Святослава 14. Во время похода Святослава на Византию в 971 г 15. В это государство сбежал Святополк Окаянный по 16. Софийский собор был построен в … 17. По инициативе Владимира Мономаха в 1097 году 18. Границы Руси в XII веку. Второй этап: В За правильный ответ 3 балла. Команды должны расставить события в хронологическом порядке и прочитать зашифрованное слово. 1. И Крещение Руси Г Начало правления Владимира Мономаха О Издание «Русской Правды» С Призвание варягов на Русь Р Месть княгини Ольги Т Первый поход руссов на Царьград Б Убийство князей Бориса и Глеба 2. В Начало правления Владимира Святого Р «Щит на вратах Цареграда» И Установление уроков и погостов И Создание правды Ярославичей И Начало правления Мстислава К Смерть Рюрика Ч Строительство Святой Софии в Киеве 3.Кому принадлежит высказывание: 3.1. «Иду на вы!» 3.2. «Что умеете, того не забывайте доброго, а 3.3. «Вот я покидаю мир этот, сыны мои, живите в Третий этап: Черный ящик. В нём принимает участие команда, О каком предмете идёт речь? Учитель показывает Это может быть в рыболовной сети. Это нужно грибнику и ягоднику. Это использует турист и охотник, сельские Это рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода. Что скрывается под словом ЭТО? После получения ответа, учитель даёт классу |
Каждый учащийся по очереди выходит чтобы ответить и Предполагаемые ответы: 1. Поляне 2. Древляне 3. Словене 4. Киев 5. Новгород 6. Константинополь 7. Искоростень 8. Из Новгорода в Киев 9. Путь «Из варяг в греки» 10. Хазарский каганат 11. Волжская Булгария 12. Печенеги ( + место их обитания) 13. Ярополк Киеве, Олег в Искоростене, Владимир в 14. Доростола 15. Польша 16. Киев 17. Любече 1. СТРИБОГ 2. КРИВИЧИ 3.1 Святослав 3.2 Владимир Мономах 3.3 Ярослав Мудрый Берёста: из неё делают поплавки для рыболовной сети; |
Рефлексия ( 5 мин) |
Наш урок подходит к · · · Проанализируйте Подводит итоги. |
Проводят Приводят учителю |
Приложение 1 |
Приложение 2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Атласова С.С., Кельцинова Т.И. Развитие
картографических знаний на уроках истории // Евразийский Союз Ученых. 2014.
№8-3. – Режим доступа на 06.05.2020 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kartograficheskih-znaniy-na-urokah-istorii.
свободный. – Загл. с экрана.
2.
Винокурова Г.Г. Формирование
картографических умения на уроках истории [Электронный ресурс] // Г.Г.
Винокурова / Социальная сеть работников образования, 2017 – Режим доступа на
06.05.2020 :
https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2016/11/10/formirovanie-kartograficheskih-kompetentsiy-na-urokah-istorii,
свободный. – Загл. с экрана.
3.
Ковешникова О.Т, Ермакова Е.А.
Методические пути формирования картографических умения на уроках истории России
[Электронный ресурс] // ОТ. Ковешникова, Е.А. Ермакова/ Информационный портал
День за днём, 2017 – Режим доступа на 06.05.2020 :
http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=1380. свободный. – Загл. с экрана.
Приложение 1 |
|
Слайд 1 |
Слайд 2 |
|
|
Слайд 3 |
Слайд 4 |
|
|
Приложение 1 |
|
Слайд 5 |
Слайд 6 |
|
|
Слайд 7 |
Слайд 8 |
|
|
Приложение 1 |
|
Слайд 9 |
|
|
[1]. Ковешникова
О.Т, Ермакова Е.А. Методические пути формирования картографических умения на
уроках истории России [Электронный ресурс] // ОТ. Ковешникова, Е.А. Ермакова/
Информационный портал День за днём, 2017 – Режим доступа на 06.05.2020 :
http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=1380. свободный. – Загл. с экрана.
I. Основные положения
Легенда — совокупность
контрольно-справочных сведений об
архивном документе. В легенде приводятся
сведения об авторе (авторах) документа,
его названии, местонахождении, объеме
и, в случае необходимости, о его характере
и изданиях.
Легенда помещается:
а) при публикации документа —
вслед за его текстом,
б) при цитировании или упоминании в
тексте работы — в подстрочных или
затекстовых примечаниях.
II. Примеры воспроизведения названий и терминов в легенде архивного документа
Названия, термины |
В легенде |
1. |
|
а) Центральные |
|
Государственный |
ГАРФ |
Российский |
РГАДА |
Российский |
РГАЛИ |
Российский |
РГИА |
Российский |
РГВИА |
Российский |
РГАВМФ |
Российский |
РГАКФД |
Российский |
РГАФД |
Архив |
АП РФ |
б) Местные |
|
Центральный |
ЦГАМО |
Центральный |
ЦГИА |
Центральный |
ЦГАЛИ |
Ленинградский |
ЛОГАВ |
Государственный |
Г. а. |
в) Учреждения, |
|
Институт |
ИРЛИ; |
Российский |
РИИИ |
Санкт-Петербургская |
СПбГАТИ |
Российская |
РНБ |
Санкт-Петербургская |
СПбГТБ |
Санкт-Петербургский |
СПбГМТиМИ |
Библиотека |
БАН |
Музей |
Архив |
Музей |
Архив |
г) Частное |
|
Личный |
Личный |
2. Сведения о |
|
Фонд |
Ф. |
Опись |
Оп. |
Единица |
Ед. хр. |
Дело |
Д.2 |
Лист |
л. |
Оборотная |
Л. …3об. |
Отдел |
ОР |
Книга |
КП |
3. Сведения о |
|
а) Рукопись |
|
Копия |
Копия4 |
Рукописная |
Рук. |
Машинописная |
Маш. |
Заверенная |
Заверенная |
Отпуск |
Отпуск |
Автограф |
Автограф |
Авторизованная |
Авторизованная |
Машинопись |
Маш. |
Машинопись |
Маш. |
б) Документ, |
|
Типографский |
Типогр. |
Гектографический |
Гектогр. |
Стеклографический |
Стеклогр. |
Ротаторный |
Ротаторн. |
в) Изобразительные |
|
Акварель |
Акв. |
Белила |
Бел. |
Бумага |
Б. |
Графитный |
Граф. |
Карандаш |
Кар. |
Перо |
Перо |
Рисунок |
Рис. |
Тушь |
Тушь |
Фотография |
Фото |
Цветной |
Цв. |
Чернила |
Чернила |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #