- Главная
- Справочники
- Справочник по математике для начальной школы
- Задачи
- Образцы оформления задачи
В разделе «Задачи» мы рассмотрели несколько видов задач. Теперь поучимся оформлять решения к ним.
1. Задачи на нахождение суммы
В вопросе задач такого типа всегда есть «Сколько всего?»
На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.
Сколько всего деревьев посадили ребята?
2. Задачи на нахождение остатка
В вопросе «Сколько … осталось?»
Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.
Сколько кустов смородины осталось полить?
3. Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц
В условии «на … больше»
Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.
Сколько грибов нашёл Володя?
В условии «на … меньше»
У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше.
Сколько денег было у Оли?
4. Задачи на разностное сравнение
В вопросе «На сколько больше…?»
Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.
На сколько рублей краски дороже альбома?
«На сколько меньше…?»
Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.
На сколько кг дыня легче арбуза?
5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
В условии «Было…Стало…»
В вопросе «Сколько добавили?»
У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.
Сколько карандашей купили Саше?
6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
В условии «Было… Осталось…»
В вопросе «Сколько уехало?»
«Сколько человек вышло?»
В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.
Сколько машин уехало?
7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
В условии «Убрали… Осталось…»
В вопросе «Сколько было сначала?»
После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.
Сколько машинок было у Димы сначала?
Задачи в 2 и 3 действия
Первый вид
Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.
Сколько всего пончиков испекла бабушка?
Второй вид
В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором — на 2 рыбки больше.
Сколько рыбок в двух аквариумах?
Третий вид
У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради.
На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?
Четвёртый вид
У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.
Сколько палочек у него осталось?
или
У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.
Сколько рублей осталось у Вани?
Задачи с составлением таблиц по из условию:
I тип:
На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?
II тип:
В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?
Задачи с составлением рисунка по условию:
Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?
Советуем посмотреть:
Обратные задачи
Цена. Количество. Стоимость
Скорость, время, расстояние
Задачи
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 15,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 19,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 24,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 25,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 27,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 30,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 35,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 44,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 5,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 6,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
2 класс
Страница 28,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 55. ПР 2. Вариант 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 22,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 23,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 24,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 26,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 30,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 43,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 48,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 82,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
3 класс
Страница 34,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 41,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 67,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 85,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 100,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 19,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 34,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 65,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 71,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 73,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
4 класс
Страница 7,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 23,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 38,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 67,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 89,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 58,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 46,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 106,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 114,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 13,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
5 класс
Задание 410,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Номер 14,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 320,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 446,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 465,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 478,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 486,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 503,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 727,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 5,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
6 класс
Задание 365,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 391,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 392,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 409,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 418,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 420,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 435,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 436,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 448,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 451,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Образцы оформления задачи
1. Задачи на нахождение суммы
В вопросе задач такого типа всегда есть «Сколько всего?»
На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.
Сколько всего деревьев посадили ребята?
2. Задачи на нахождение остатка
В вопросе «Сколько … осталось?»
Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.
Сколько кустов смородины осталось полить?
3. Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц
В условии «на … больше«
Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.
Сколько грибов нашёл Володя?
В условии «на … меньше«
У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше.
Сколько денег было у Оли?
4. Задачи на разностное сравнение
В вопросе «На сколько больше…?»
Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.
На сколько рублей краски дороже альбома?
«На сколько меньше…?»
Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.
На сколько кг дыня легче арбуза?
5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
В условии «Было…Стало…»
В вопросе «Сколько добавили?»
У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.
Сколько карандашей купили Саше?
6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
В условии «Было… Осталось…»
В вопросе «Сколько уехало?»
«Сколько человек вышло?»
В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.
Сколько машин уехало?
7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
В условии «Убрали… Осталось…»
В вопросе «Сколько было сначала?»
После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.
Сколько машинок было у Димы сначала?
Задачи в 2 и 3 действия
Первый вид
Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.
Сколько всего пончиков испекла бабушка?
Второй вид
В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором — на 2 рыбки больше.
Сколько рыбок в двух аквариумах?
Третий вид
У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради.
На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?
Четвёртый вид
У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.
Сколько палочек у него осталось?
или
У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.
Сколько рублей осталось у Вани?
Задачи с составлением таблиц по их условию:
I тип:
На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?
II тип:
В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?
Задачи с составлением рисунка по условию:
Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?
Математика — один из сложных, но в то же время интересных предметов в школе. Учащимся иногда бывает сложно составить условие задачи, а для этого просто нужно уметь выделить главную мысль.
Условие задачи в виде таблицы — очень удобно.
Например, если в задаче речь идет о движении, то столбцы таблицы подписываем «Скорость», «Время» и «Расстояние»
Если задача на определение цены, качества и стоимости, то ее также можно оформить в виде таблицы, озаглавив столбцы: «Цена», «Количество» и «Стоимость»
В принципе, любую задачу можно оформить в виде таблицы. Составив правильно условие и безошибочно заполнив таблицу, решить задачу будет легко!
Таблица и краткая запись задачи
На этом занятии мы познакомимся с краткой записью задачи в виде таблицы, научимся строить таблицу по условию и требованию задачи.
Вспомним, из чего состоит текст задачи. Текст задачи состоит из условия и требования. Условие – это часть текста задачи, в которой предложены данные (известное). Требование – это часть текста задачи, в которой сформулировано искомое задачи (неизвестное). Краткую запись задачи (условие и требование) можно оформить в виде таблицы.
Рассмотрим такую таблицу.
Эта таблица состоит из двух строк и четырех столбцов. В ней записаны условие и требование задачи. Составим по краткой записи текст задачи: в одном букете – 5 роз, в другом – 9. Сколько роз в двух букетах?
А теперь составим краткую запись в виде таблицы для следующей задачи: в первый день бригада рабочих отремонтировала 2000 метров дороги, во второй день – 1570 м дороги, в третий день – 1400 м. Сколько метров дороги отремонтировали рабочие за три дня?
Рассмотрим условие. Известно, что бригада работала 3 дня, также известно, сколько метров дороги отремонтировали рабочие за каждый день. Для записи условия нам понадобится 4 столбика таблицы: один для названия единиц измерения расстояния (метры) и три для значений расстояния отремонтированных частей дороги за каждый день работы. Для записи требования задачи добавим еще один столбик. Строк в таблице достаточно двух. В итоге получим:
Давайте запишем кратко в виде таблицы задачу другого вида: на стоянке было 15 грузовых автомобилей, а легковых – в два раза больше. Сколько всего автомобилей было на стоянке?
В задаче говорится об автомобилях. Автомобили грузовые и легковые. Известно, что грузовых автомобилей — 15, а легковых — в 2 раза больше. Нужно узнать, сколько всего автомобилей на стоянке. Для таблицы необходимо 4 столбика и две строки. Заполним таблицу:
Можно записать в таблицу и задачи на разностное сравнение. Например, задача: мальчиков в классе – 13, а девочек – 15. На сколько девочек больше, чем мальчиков? Запишем в таблицу кратко так:
Краткая запись задачи в виде таблицы помогает подробнее рассмотреть условие и требование задачи, правильно выбрать порядок решения и действия. Таблицу можно чертить с помощью линейки простым карандашом, а можно и от руки на тетрадном листе в клеточку, это очень удобно.
Рассмотрим, как решать задачи при помощи таблицы на примере No 10 со с. 107 из учебника Петерсон Л. Г. 2 класс ч. 2.
Краткая запись задачи.
Нам известно, что было 52 конфеты. Миша брал 6 дней по 3 конфеты.
Рассмотрим схему из учебника.
Чертим отрезок – это – было.
Было – 52 конфеты – это – всего. Пишем над дугой сверху отрезка.
Все конфеты разделили на 2 части: то, что съел (взял) Миша и то, что осталось.
В задаче сказано, что мальчик брал 6 дней по 3 конфеты. Под «взял» проводим дугу и под ней пишем «6 д. по 3 к.».
Надо узнать – сколько осталось конфет. Под «осталось» ставим знак вопроса.
Авторы учебника рекомендуют писать не «6 д. по 3 к.», а «3 х 6 к.».
НО… Опять – НО…
Дети часто не правильно выбирают знаки действия. И от этого задачи будут решены неверно.
Попробуем записать данную задачу в таблице (см. здесь).
Обращаю внимание: в первом и третьем столбиках – конфеты!
Заполняем таблицу:
Нам известно, что всего было 52 конфеты, значит, пишем в третий столбик.
Далее: Миша брал 6 дней – пишем в 2-й столбик.
Брал по 3 конфеты – пишем в первый столбик.
Сразу – вопрос: а куда – будем писать вопрос задачи?
Получается, что — ОПЯТЬ – НЕПРАВИЛЬНО?..
На самом деле – все правильно!!!
Только в составных задачах таблица состоит из нескольких строк. В данном случае – из трех: первая строка – заголовки (в дальнейшем мы ее считать не будем, а отсчитывать строки будем со 2-й, т.е. со строки, куда вносим числа).
Т.о. наша таблица будет состоять из двух строчек.
Как отличить – где то, что «брал» Миша и где то, что «осталось»?
Добавим еще один столбик, куда и напишем:
У Вас опять возникает вопрос: «всего» 52 — на какой строке писать – на первой или на второй?
Если напишем на первой, то получится – брал всего, а это – неправильно!
Если напишем на второй, то получится — осталось всего – это тоже неправильно!
Еще одна хитрость: в таблице пишем строчками и в промежутке между строчек, т.е. в тетради пишем первую строку, отступаем клеточку вниз и пишем вторую строчку.
Поэтому в таблице есть еще строка, на которой пишем – «всего» — это как бы «между строк», т.е. строка в клетке, которую отступили. В дальнейшем саму таблицу для задачи мы не чертим для экономии времени, а проводим только разделительные линии.
Значит, 52 к. пишем в третий столбик между первой и второй строкой.
Теперь заполняем таблицу:
Нам известно, что Миша брал конфеты 6 дней, поэтому 6 д. – пишем где «брал», т.е. во второй столбик на первую строку.
Мальчик брал каждый день по 3 конфеты, поэтому 3 к. – пишем где «брал», т.е. в первый столбик на первую строку.
Надо узнать – «сколько осталось конфет», поэтому пишем — ?, где «осталось» в третий столбик на вторую строку, потому что узнаем «сколько всего осталось»?
Все данные внесли в таблицу.
На второй строке в 1-м и 2-м столбиках – ничего не пишем.
Решение задачи.
Сразу на вопрос задачи мы ответить не можем.
Теперь – нам ТАБЛИЦА — В ПОМОЩЬ!
В таблице – работаем строчками и столбиками.
Вопрос задачи (для удобства выделим – зеленым цветом) находится в третьем столбике. Поэтому, работаем с этим столбиком: видим, что 52 – целое, ? – часть.
Чтобы найти часть – надо знать другую часть – ставим — ?.
Как найти эту часть? Работаем в строке: «идем к всего», значит – «умножаем» (см. памятку здесь).
1) 3 х 6 = 18 (конфет) – столько взял Миша.
Впишем в таблицу – 18 к.
2) теперь можем ответить на вопрос задачи:
в строке – «+», «-», «:» (см. памятку).
Нам подходит «-», т.е. из целого вычитаем часть:
52 – 18 = 34 (конфеты) – осталось.
Ответ: 34 конфеты осталось в пакете.
Обратите внимание на расположение столбиков в таблице, потому что на первоначальном этапе, такое их расположение – более удобно.