Загрузить PDF
Загрузить PDF
Практически во всех школах на уроках языка и литературы требуется, чтобы учащиеся писали изложения (краткие содержания) по книгам. Часто бывает трудно решить, что надо включить в свое изложение, а что надо исключить из него. Из изложения читатели могут узнать о наиболее важных вопросах и событиях, описанных в книге автором. В зависимости от требований преподавателя, вам может быть будет выразить свое мнение о книге, а именно, что вам понравилось или что не понравилось в ней. Если вы выполните небольшую подготовительную работу и напишите конспект, подготовка изложения не должна вас пугать.
-
1
Выберите подходящую книгу. Преподаватель может посоветовать вам какую-нибудь книгу или дать вам список, из которого вы можете выбрать книгу сами. Если преподаватель не указал вам конкретную книгу, то можете обратиться к школьному библиотекарю с просьбой порекомендовать что-то подходящее для такого задания.
- Если можете, выберите книгу по тематике, которая интересует вас, так как в этом случае чтение книги доставит вам больше удовольствия.
-
2
Убедитесь, что вы понимаете задание. Учитель может дать вам задание или подсказать конкретные детали к изложению. Убедитесь, что вы соблюдаете все рекомендованные принципы, такие как длина изложения и его содержание.
- Не путайте изложение с рецензией. Изложение описывает содержание книги, иногда оно может включать ваше мнение о прочитанном, но все-таки, как правило, оно концентрирует внимание на фактах, относящихся к книге. В рецензии обычно указано, о чем повествует книга, и дается оценка тому, как книга воздействует на читателя.[1]
- Если у вас возникли вопросы, обратитесь к преподавателю. Гораздо лучше задать свои вопросы, когда вы чего-то не поняли, чем пытаться кое-как довести до конца работу, которая не соответствует тому, чего ожидает преподаватель.
- Не путайте изложение с рецензией. Изложение описывает содержание книги, иногда оно может включать ваше мнение о прочитанном, но все-таки, как правило, оно концентрирует внимание на фактах, относящихся к книге. В рецензии обычно указано, о чем повествует книга, и дается оценка тому, как книга воздействует на читателя.[1]
-
3
Делайте заметки, когда читаете книгу. Вам будет намного легче писать ваше изложение, если вы будете делать записи по ходу чтения, и не будете пытаться вспомнить все в конце. Когда читаете, набросайте несколько заметок на следующие темы:[2]
- Персонажи. Если книга относится к разряду беллетристики (является биографией или относится к мемуаристике), отслеживайте, кем являются главные действующие лица. Кто они такие? Чем они занимаются? Они отличаются в конце книги от того, как они выглядели в начале? Они вам понравились?[3]
- Место действия. Эта категория относится главным образом к беллетристике. Место действия книги подразумевает, где и когда происходят события (например, основным местом действия романов о Гарри Поттере является школа Хогвартс). Место действия может оказывать значительное влияние на характеры и на сам рассказ.
- Сюжет. Какие события происходят в книге? Кто и что делает? Где в книге (в начале, в средине или в конце), как кажется, происходят важные события? Имеются ли в книге какие-нибудь поворотные точки в повествовании, когда кажется, что все изменилось сравнительно с тем, что произошло ранее? Чем разрешился рассказ? Какие части книги вам понравились?
- Основные идеи и темы. Эта категория в беллетристике будет несколько отличаться от таковой в документальной литературе. В документальной литературе основная идея может быть очень ясной, такой как изложение биографии знаменитого исторического лица. В художественном произведении, вероятно, будет ключевая тема, которая проходит по всей книге. Подумайте об этом с точки зрения того, что вы уже узнали из этой книги и чего вы не знали до того как прочитали ее. Вам будет легче сделать это, если вы заготовите несколько заметок по каждой из глав.
- Цитаты. Хорошее изложение не только рассказывает, но еще и показывает. Например, если вам действительно понравился литературный стиль автора, вы могли бы воспользоваться цитатой в вашем изложении по книге, которая показывает, почему вам понравилась книга. Хорошей идеей явилась бы также и сочная цитата, которая подводит итог книги. Цитат не должно быть слишком много, но во время чтения вы можете записывать все цитаты, которые привлекли ваше внимание.
Реклама
- Персонажи. Если книга относится к разряду беллетристики (является биографией или относится к мемуаристике), отслеживайте, кем являются главные действующие лица. Кто они такие? Чем они занимаются? Они отличаются в конце книги от того, как они выглядели в начале? Они вам понравились?[3]
-
1
Решите, как вы организуете свое изложение. Скорее всего, учитель даст вам конкретные требования к изложению. Если это так, то вам следует соблюдать их. Существует два основных способа организовать изложение:
- Организуйте изложение по главам. Если вы организуете изложение таким способом, то сможете двигаться от главы к главе. Возможно, в каждом абзаце вам придется остановиться на многих главах.
- За: Вы можете двигаться в соответствии с хронологическим порядком — это может быть полезным, если вы описываете книгу с множеством сюжетных элементов.
- Против: Этот вид организации работы может быть более сложным, если вам необходимо рассматривать несколько глав в одном абзаце.
- Организуйте изложение по типу элемента («тематический» принцип организации). Если вы организуете изложение по книге таким образом, у вас может быть абзац для действующих лиц, абзац или два для обсуждения сюжета, абзац для рассмотрения основных идей, и абзац для обобщения мнения о книге.
- За: Вы можете поместить много текста о сюжете в очень небольшое пространство. Абзацы четко разделены, поэтому вам будет понятно, какую тему обсуждать в каждом из них.
- Против: Этот вариант будет неуместен, если вам необходимо скорее обобщить содержание книги, а не высказать свое мнение о ней.
- Организуйте изложение по главам. Если вы организуете изложение таким способом, то сможете двигаться от главы к главе. Возможно, в каждом абзаце вам придется остановиться на многих главах.
-
2
Сделайте конспект. Это поможет вам написать изложение. Придайте заметкам такую направленность, которая будет зависеть от того, как вы решили организовать абзацы.
- Для хронологической организации: Оставьте для каждой главы или раздела книги свой собственный сегмент. Отмечайте наиболее важные элементы истории и развития персонажей, которые показаны в каждой главе.
- Для тематической организации: Распределите ваши заметки по разным элементам (персонажи, сюжет) и основные идеи по разным разделам. Каждый из них станет абзацем.
- Когда будете писать первый вариант изложения, подумайте о том, какие элементы двигают сюжет вперед, потому что именно они, вероятно, окажутся самыми важными. Если хотите, можете внести в текст больше подробностей при выполнении второй корректуры.
- Например, в романе Сюзен Коллинз «Голодные Игры» происходит много событий, и описать их все невозможно. Вместо этого, попробуйте сосредоточиться на всеохватывающем повествовании. Начните с объяснения того, что представляют собой Голодные Игры, и как выбрали Китнисс Эвердин и Пита Мелларка. Затем вы могли бы кратко описать то, как они провели время в Капитолии, а также включить информацию о том, как осуществляется спонсорская помощь. После этого, вы могли бы описать самые важные моменты из Игр, такие как, ожог ноги в костре, который получила Китнисс, нападение ос, смерть Руты, поцелуй в пещере, последнее сражение Като и решение съесть ядовитые ягоды. Затем, вы могли бы в виде заключения подытожить самые важные моменты, относящиеся к заключительному разделу книги.
-
3
Напишите введение (один абзац). Введение должно познакомить читателя с основной идеей, которой посвящена книга. В него также следует включить краткую информацию об основных героях и идеях. Вам не следует углубляться в подробности; необходимо просто дать достаточно информации, чтобы читатель знал, чего можно ждать от остальной части изложения.
- Укажите информацию, относящуюся к публикации книги, включая название книги, автора, год публикации и жанр. Преподаватель может попросить включить и другую информацию. Если книга была написана каким-нибудь авторитетным человеком, ей была присуждена награда, или она стала бестселлером, такую информацию также необходимо добавить.[4]
- Например, краткое изложение романа Луис Лоури «Дающий» могло бы выглядеть следующим образом: «Роман Луис Лоури «Дающий» был опубликован издателем «Houghton Mifflin Harcourt» в 1993 году. В 1994 году он был награжден медалью Ньюбери. Действие романа происходит в обществе, которое представляется утопическим, в котором процветает идея единообразия. В этом обществе нет голода, печалей или нищеты. Однако эта утопия держится на том, что удерживает людей от переживания истинных эмоций. Такое отсутствие эмоций является причиной серьезных проблем у главного героя Джонаса, когда его избрали новым Получателем памяти…»[5]
- Если книга относится к документальной литературе, обобщите основные идеи автора или его цели при написании книги. Сформулируйте тезис, в который вложите суть книги. Так, например, краткое изложение книги «Я- Малала» могло бы выглядеть следующим образом: «Малала, самый молодой лауреат Нобелевской Премии Мира, рассказывает свою невероятную и правдивую историю «Я — Малала. Девушка, которая выступала за образование и была расстреляна Талибаном». Эта книга была опубликована издательством Little, Brown и Co. в 2013 году. Малала хочет вдохновить других молодых людей и дать им веру в свои силы изменить мир путем передачи своего опыта относительно ценности образования и мирного протеста».[6]
- Укажите информацию, относящуюся к публикации книги, включая название книги, автора, год публикации и жанр. Преподаватель может попросить включить и другую информацию. Если книга была написана каким-нибудь авторитетным человеком, ей была присуждена награда, или она стала бестселлером, такую информацию также необходимо добавить.[4]
-
4
Подготовьте основные абзацы. Исходя из составленных ранее заметок и набросков, напишите основную часть изложения с описанием наиболее важных элементов книги. Если вы работаете над достаточно длинным произведением, то можете отразить каждую деталь и даже каждую главу вкратце. Вместо повествования сосредоточьтесь на том, что представляется вам самым важным в самой книге и ее персонажах.[7]
- Обратите внимание, что конспект должен фокусироваться на том, что вы считаете основной идеей автора, и на том, какое развитие эта идея получает в книге. На каких важных моментах автор делает акцент? Какие наблюдения или рассказы из своего собственного опыта использует он в поддержку своего мнения?
-
5
Используйте сюжетную линию. Если вы предпочли организовать свое изложение хронологически, подумайте о том, каким образом продвигается сюжет. Каковы основные события сюжета? Где и когда наступают перемены? Где происходят сюрпризы или интригующие ситуации, конец которых невозможно предугадать?
- Составляйте изложение в зависимости от того, где происходят значительные события. Например, если вы готовите изложение романа Дж.Р.Р. Толкиена «Хоббит», вы могли бы организовать свою работу следующим образом:
- Вводный абзац: Обобщение содержания книги в целом и представление информации об издателе.
- Основной абзац 1: Изложите кратко план Гэндальфа заставить Бильбо Бэггинса стать вором-взломщиком для Торина Дубощита и группы гномов. Закончите тем, что Бильбо предпочел отправиться на поиски приключений (так как это основная поворотная точка для этого персонажа).
- Основной абзац 2: Изложите кратко приключения Бильбо и гномов, когда их чуть не съели тролли, когда их похитили гоблины, как Бильбо нашел Голлума и Кольцо Всевластия. Приключений очень много, и вам не нужно рассказывать о них всех, вместо этого, выберите только самые важные моменты. Вы могли бы закончить описанием того, как гномов захватили Лесные эльфы, поскольку это очередная поворотная точка в этой истории. Бильбо вынужден решать, достаточно ли он храбр, чтобы спасти всех.
- Основной абзац 3: Изложите кратко отношение гномов и людьми из Озерного Города (Эсгарота), как Бильбо попадает в Одинокую Гору и разговаривает со Смаугом, а гномы, эльфы и люди сражаются с орками. Здесь как раз подходящий момент, чтобы закончить этот абзац, т.к. это кульминационный момент истории, а читатель хочет знать, чем разрешилась проблема, или как все закончилось.
- Основной абзац 4: Изложите кратко, как Бильбо пытается остановить битву, спор между Бильбо и Торином, исход битвы и возвращение Бильбо домой, где он обнаруживает, что все его пожитки распродаются. Вы можете также обсудить, каким образом главный персонаж, Бильбо, в конце становится другим хоббитом сравнительно с тем Бильбо, каким он был в начале книги.
- Заключение: Расскажите об основных идеях книги, и о том, что вы узнали из нее. Вы могли бы порассуждать о том, как важно научиться быть храбрым, или какой критике подвергается жадность в книге. Затем, завершите абзац высказыванием своего мнения о книге в целом. Вы бы рекомендовали ее своему другу?
- Составляйте изложение в зависимости от того, где происходят значительные события. Например, если вы готовите изложение романа Дж.Р.Р. Толкиена «Хоббит», вы могли бы организовать свою работу следующим образом:
-
6
Организуйте изложение в соответствии с темами. Если вы избрали тематический принцип организации изложения, вы можете развивать свои абзацы в соответствии с темой, а не позволять сюжету определять структуру изложения. Вам понадобится в одном-двух абзацах изложить сюжет, в одном абзаце описать персонажей, еще в одном абзаце представить основные идеи и темы, а в заключительном абзаце обобщить свое мнение о произведении в целом.
- Начните с ОЧЕНЬ краткого изложения сюжета. Расскажите о том, к какому жанру относится книга, где разворачивается действие (Хогвартс, космос, мифическое прошлое), что старается сделать или узнать главный герой книги, чем заканчивается сюжет.
- В абзаце о персонажах следует рассказать о главном герое (или героях). Кто они, и почему важны? Что они хотят сделать или узнать? Какими недостатками и достоинствами они обладают? Предстают ли они в конце книги изменившимися в каком-то отношении по сравнению с теми, какими они были в начале повествования?[8]
- Например, абзац, посвященный персонажам «Хоббита», будет более всего сосредоточен на Бильбо Бэггинсе, или на главном герое романа. Необходимо будет также обсудить некоторых других важных действующих лиц: Торина Дубощита и волшебника Гэндальфа. В этом абзаце следует рассмотреть развитие характера Бильбо от персонажа, боящегося всего нового, до хоббита, который в конце предстает храбрецом, спасающим своих друзей.
- Абзац, посвященный основным идеям или темам, может оказаться наиболее трудным для описания — в этом случае должны помочь заметки, которые вы делали при чтении книги. Подумайте о том, какие уроки усвоили персонажи. О чем эта книга заставила вас задуматься? Заставила ли она вас задавать вопросы?
- Например, вы писали о романе «Дающий», и у вас могло появиться желание обсудить значение чувств в жизни людей. Вы также могли бы обсудить идею, согласно которой, чтобы прочувствовать всю полноту жизни, человек должен испытать как боль, так и удовольствие. Также важной является тема, как стать хозяином самому себе: герой романа Джонас пытается узнать, каким образом можно избавиться от «единообразия» в обществе, чтобы идти по жизни своим собственным путем.
-
7
Подготовьте заключение. В заключении необходимо сделать обзор основных идей книги и выразить свое собственное мнение о ней. Вам понравилась книга? Она доставила вам удовольствие? Вы согласны с идеями автора и его манерой писать? Узнали ли вы что-то, чего не знали раньше? Приведите доводы в свою пользу, используйте примеры или даже цитаты в поддержку вашего мнения.[9]
- Пусть заключение дает читателям понять, следует читать книгу или нет. Понравится ли она читателям? Должны ли они прочитать ее? Почему да или почему нет?
Реклама
-
1
Прочитайте свое изложение. Структура изложения должна быть четкой. Оно должно содержать введение (с кратким перечислением основных тем произведения), основную часть (где кратко и четко обобщается содержание книги) и заключение (в котором представлена всесторонняя оценка книги).[10]
- Когда вы читаете изложение, спросите себя: если бы вы познакомили с этим изложением ваших друзей, которые не читали эту книгу, поняли бы они что произошло? Могли бы они прийти к определенному мнению относительно того, понравилась бы им эта книга или нет?
-
2
Проверьте текст на наличие логических переходов. Необходимо проверить наличие логических связей между абзацами, а также между отдельными идеями в каждом абзаце. Эти связи помогают направлять читателя дальше, по мере того, как он узнает о том, что происходит.
- Например, вместо того, чтобы начать предложение с местоимений (это, этот, оно и т.д.), вы можете напомнить читателю, о чем говорилось в предыдущем предложении. Вы также можете использовать синонимы, чтобы избежать повторений.
-
3
Удостоверьтесь, что имена автора и имена персонажей книги написаны правильно, указаны соответствующие полные титулы, а также указана фамилия издателя (если преподаватель просил указать это).
-
4
Прочитайте изложение вслух. Это поможет найти и исправить любые непонятные или плохо написанные моменты. Чтение вслух лучше поможет заметить ошибки, пропущенные при чтении и корректуре ранее..
-
5
Попросите кого-нибудь другого прочесть ваше изложение вслух. Лучшим способом узнать, действительно ли вы хорошо выполнили работу, обобщая важные моменты книги, можно, попросив кого-нибудь другого прочитать ваше изложение. Друзья или родители могут помочь вам найти места в изложении, которые могут быть непонятны читателю.
- Не говорите читающим, о чем книга, и на чем вы акцентировали внимание до того, как они прочитают изложение. Таким образом, им придется сосредоточиться на том, что изложено в вашей работе..
-
6
Убедитесь, что имя и фамилия преподавателя (а также ваше собственное имя) указаны на последней странице работы. Это важно независимо от того, сдаете вы работу в печатном или рукописном видео. Если вы не указали в работе свою фамилию, то преподаватель не сможет поставить вам оценку. .
-
7
Подготовьте чистовик с работой. Если вы распечатываете свое изложение по книге на компьютере, заложите в принтер хорошую чистую бумагу. Если вы пишете изложение от руки, пишите очень аккуратно, четкими буквами на чистой бумаге. Постарайтесь не помять и не испачкать бумагу, пока вы не сдали свою работу. .
-
8
Молодцы! Вы отлично поработали! Можете гордиться своей работой!
Реклама
Советы
- Постарайтесь подумать о том, как вы расскажете эту историю человеку, который ее не знает.
- Не ждите последней минуты! Начните раньше: читайте и обобщайте одну главу каждый день. При таком подходе вам придется выполнять меньше работы за один раз. Это также поможет вам написать изложение по книге сразу, пока вы хорошо помните материал.
- Для родителей: прочитайте изложение по каждой главе. Если вы не можете понять текст, скажите своему ребенку, какой информации, по вашему мнению, не хватает. Пусть он/она добавит соответствующую информацию при вторичном редактировании.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 52 074 раза.
Была ли эта статья полезной?
Download Article
Download Article
Writing a summary of a book is a great way for you to absorb what you’re reading. It also gives you a quick reference you can use to remember the main points of the book anytime you need it. To write a good summary, read the book carefully while taking notes on important ideas, plot twists, and main characters. You can then use your notes to draft and then proofread your awesome summary.
Sample Book Summaries
-
1
Annotate the text as you read. Annotating as you read will help you find important passages easily while you are writing the summary. Circle, highlight, or note anything that’s confusing, important, surprising, or interesting. You can also mark repetition, inconsistencies, and connections between passages.[1]
- If the book belongs to you, feel free to highlight passages and write in it. If the book doesn’t belong to you, use sticky notes to mark the passages instead.
-
2
Write notes while you’re reading. Keep a notebook next to you while you read so you can jot down your thoughts. Taking notes as you read will allow you to record things correctly. This will create less work for you than if you try to go back and check on details later.[2]
- It might be a good idea to keep several different pieces of paper next to you for notes. One can be for general impressions and quick thoughts, another can be for lists of characters and events, and one more for recording the book’s major themes and ideas.
- You can also take notes to keep track of words you don’t recognize. Use a dictionary to look these up as you go, and then write down the definitions.[3]
Advertisement
-
3
Keep a running list of the main characters. Write down the main characters’ names and a brief description of their personalities or major characteristics. Include a line or two about each of the main characters’ desires and goals. Use these notes to think about how the characters illustrate the main themes of the book.
- You can also make a timeline of the major events that occur in the book, especially if the chronology is complicated or confusing. Keep multiple timelines if the story jumps back and forth between different plotlines.
-
4
Break the book down into sections. To keep yourself from getting overwhelmed, think about the book in three parts. The story will have a beginning, middle, and end. Organize your notes based on these sections.
- The beginning will be focused on introducing the major characters and establishing the setting of the story.
- The middle will explore the major “problem” of the book, whether it’s a fight between good and evil or a murder mystery.
- The end will resolve the book’s major problem.
-
5
Identify the main point of each section. Each section should have a specific theme and purpose. Think about what the author spends the most time on in each section. Be sure to also consider how the sections relate to one another.
-
6
Determine the book’s one key idea. As you’re reading, think about what lesson the book is trying to teach. Notice what theme comes up again and again. It might be something that the characters always talk about, or a fatal flaw in people that causes problem after problem.
- For example, the author may want to show readers that pride leads people to make bad decisions. To demonstrate this, the main character keeps getting themselves into situations that are above their head because they’re prideful and arrogant.
- If you’re reading a nonfiction book, the main idea might be something about history or society. Maybe the author wants to show readers that fast food is unhealthy, and the book brings up lots of examples to prove that point.
Advertisement
-
1
Check if there are length requirements for your summary. If you’re writing your summary for a school assignment, there will probably be a limit to how much or little you can write. Make your summary as close to that limit as possible. Too short will make it seem like you didn’t read the book, and too long could mean that you’re not really writing a summary.[4]
- For example, if your word limit is 200, write between about 190 and 200 words.
- Even if you’re writing a summary for your own use, consider keeping it on the short side. Having a summary under 500 words gives you a quick and easy reference tool.
-
2
Write the summary in chronological order. A summary should present the events in the sequence that they happened. Avoid jumping around between different parts of the book. Begin at the beginning and end at the ending to maintain the integrity of the original story.
-
3
Describe the major plot points and characters. Start by introducing the title and author of the book and then briefly describe what happened in the book. This should only take a few sentences. Think of it as your introduction.
- You could say something like: “J.K. Rowling’s Harry Potter and the Sorcerer’s Stone tells the story of a young, orphaned boy who discovers he’s a wizard. He learns that there is a whole Wizarding World full of good bad witches and wizards during his first year as a student at Hogwarts.”
-
4
Explain the main points of the book’s sections. Use your notes to summarize how the book unfolds. Spend a few sentences explaining what happens in each section, how they build on each other, and why the section is important to the overall point of the book.
- This part of the summary might look like: “The first part of the book introduces the reader to what it’s like to be a wizard. The reader experiences how amazing this is with Harry himself, who’s new to this world as well. As the story goes on, it’s clear that something dark is happening at Hogwarts, and Harry needs his new friends, Ron and Hermione, to figure out what it is. The end of the book focuses on a series of tests and trials that Harry could not make it through without relying on friendship and his mother’s love.”
-
5
Conclude by stating the book’s key idea. Finish your summary by stating what you feel is the lesson of the book. Refer back to your notes to remind yourself what theme came up again and again. This statement should be the last sentence of the summary.[5]
- For example: “Rowling used her story to show that even talented people need friendship and love to overcome evil.”
-
6
Don’t include your opinion in the summary. The summary should be a neutral description of the book. Focus on the facts of the story. Don’t write about how the book makes you feel, or whether you agree or disagree with the author.
- For instance, you could say, “Both Professor Quirrell and Lord Voldemort disappear after failing to obtain the Sorcerer’s Stone,” instead of, “It really sucks that Voldemort escapes because he is the worst and the author should have made sure he was captured.”
-
7
Proofread to check for mistakes. Make sure you’ve spelled everything correctly. Read the summary out loud to find grammatical errors or misplaced commas. Double check your word count.[6]
- Don’t rely on spell-check, as it can’t account for context and won’t catch grammatical errors like misuse of “there,” “their,” and “they’re.”
- You may be writing your summary for a book club or your own use. While editing isn’t as big a deal in these cases, you’ll still want your summary to make sense. Give it a quick read-over to make sure it’s clearly written.
-
8
Share your work with a buddy. Especially if this is for school, it’s a great idea to have a friend or family member read over your work. They’ll catch any mistakes you’ve missed. If you ask a fellow student, you can exchange summaries to help each other out!
Advertisement
-
1
Find a quiet place to read without distractions. Pick a spot away from the TV. Turn your phone on silent and put it aside so it doesn’t tempt you. Focus just on the book, and enjoy the time you’re about to spend reading.
- You should also make sure you’re near a lamp or a window so you don’t strain your eyes while reading.
-
2
Read the book in small blocks. To keep yourself from getting overwhelmed, read in 20-minute sessions. If you really enjoy the book, you can read for an hour or two at a time. This will allow you to process the book slowly.
-
3
Set aside enough time if you’re on a deadline. You don’t want to stay up all night trying to read the book and write the summary all at once. Plan to take at least two weeks for shorter books and about a month for longer books. Take a little time every day to read.
- If this is for a school assignment or book club, start reading as soon as the book is assigned. Your teacher or group leader has probably calculated the exact number of weeks you’ll need to finish the book and write the summary without stressing out over it.
-
4
Re-read important passages. Important passages should be easy to spot. If you notice that a main character is having a major realization or there’s a sudden plot twist, re-read those paragraphs in the book.[7]
- These passages usually won’t be focused on description. Instead, they’ll cover a turning point in the plot, a tragic event, or the resolution of some conflict.
-
5
Pay careful attention to the main characters. The main characters will be the ones whose actions, mistakes, and feelings tell you the key points of the book. Read especially carefully when they come up in the text.[8]
-
6
Don’t get distracted by small details. When you’re writing a summary, you aren’t supposed to include little details about secondary characters, descriptions, or minor plot points. While you should still read these parts of the book and pay attention to them, they generally don’t have a central role in a summary.
Advertisement
Add New Question
-
Question
How do you start summarizing a book?
Jake Adams
Academic Tutor & Test Prep Specialist
Jake Adams is an academic tutor and the owner of Simplifi EDU, a Santa Monica, California based online tutoring business offering learning resources and online tutors for academic subjects K-College, SAT & ACT prep, and college admissions applications. With over 14 years of professional tutoring experience, Jake is dedicated to providing his clients the very best online tutoring experience and access to a network of excellent undergraduate and graduate-level tutors from top colleges all over the nation. Jake holds a BS in International Business and Marketing from Pepperdine University.
Academic Tutor & Test Prep Specialist
Expert Answer
Support wikiHow by
unlocking this expert answer.The best thing you can do is try explaining the book to yourself when you’re done. So jot down a few thoughts about the main idea and plot. This will give you a sense for where you want the summary to go as you’re writing it. As far as starting your summary, you probably want to explain the author, setting, main character, and opening plot points. Just give your reader everything they need to follow along while you summarize the rest of the book.
-
Question
How do I start a book summary?
Alexander Peterman is a Private Tutor in Florida. He received his MA in Education from the University of Florida in 2017.
Test Prep Tutor
Expert Answer
Support wikiHow by
unlocking this expert answer.In order to start your book summary, I would gather all of your notes together in an organized setting. As you construct your introduction, be sure to include the author’s name and the title of the work, and it’s important to address the author’s main theme or point/message (i.e. what is the point of the book?).
-
Question
What do I do if my summary is just listing facts?
Try to make it a little more interesting. You should cover the basic facts of what happened in the book, but you should also write a little about what you think the author was trying to say, what kind of themes and symbols he/she used, how the characters were developed, etc.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
About This Article
Article SummaryX
If you need to write a book summary, keep a notebook beside you while you’re reading the book and write down your thoughts, a list of characters, major themes in the book, and plot development. When you start drafting your summary, introduce the book and the main characters, then describe the major plot points in the order they happened. Conclude by stating the book’s key idea. Read on to learn tips on proofreading your summary!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 1,043,156 times.
Did this article help you?
Разберем в этой статье, что же такое пересказ, как научить детей пересказывать тексты и составлять план и какие существуют виды пересказа.
Школьная система обучения построена таким образом, что большинство знаний дети получают посредством пересказа. И здесь выясняется, что наши дети не умеют пересказывать. Они заучивают большие тексты и сбиваются при малейших вопросах или просто не могут вспомнить основную мысль и последовательность событий. Не стоит ругать детей, их нужно научить пересказывать текст.
Что такое пересказ
Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.
К пересказу предъявляется ряд требований:
• отсутствие зубрежки и заучивания отельных фраз;
• соблюдение логики изложения, установление причинно-следственных связей;
• использование авторских образных выражений;
• полнота;
• эмоциональная выразительность.
Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием.
Учим детей пересказывать
Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.
Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.
Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды.
Первичное чтение
Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл. Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения. Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.
После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:
— О чем текст (рассказ, сказка)?
— Что нового (интересного) ты узнал?
— Что произошло (описывается)?
— Кто главный герой?
— Что тебе больше всего запомнилось?
Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.
Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.
Далее нужно сделать небольшую передышку.
Повторное чтение
Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.
Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.
Собственно пересказ
Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка. Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.
Таким образом, пересказывается весь текст.
Виды пересказа
Школьники должны овладеть различными видами пересказа.
Вид пересказа |
Особенности |
Проблемы освоения |
Как помочь детям |
Подробный |
Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту. |
Незнание, с чего начать. Отсутствие эмоциональной окраски. Неиспользование лексики текста, образных выражений. Потеря деталей или отдельных событий. |
Не заучивайте отдельные фразы. При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать? Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить. Используйте метод схематизации. |
Выборочный |
Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос. |
Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста. |
Составляйте план текста, делите текст на смысловые части. |
Сжатый |
Краткий пересказ сути и основных событий. |
Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ. |
Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста. |
Творческий |
Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов. |
Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы. |
Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений. Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов: — Что бы ты изменил? — Хотел бы ты жить там и почему? — Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте? |
Маленькие хитрости
Читайте текст с интересом, учите ребенка мысленно рисовать картинки.
С младшими дошкольниками можно рассматривать иллюстрации сразу при чтении, а с более старшими детьми иллюстрации рассматривают после прочтения.
Используйте схематизации или метод бутерброда после первого прочтения. Разрешите ребенку использовать свои зарисовки при пересказе.
Станьте благодарным слушателем. Подчеркивайте как интересно то, что рассказывает ребенок.
Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.
Фото: www.pexels.com globallookpress.com
С этими советами вы подготовите хороший синопсис и заинтересуете людей своей книгой
Синопсис — это краткое содержание произведения. Оно необходимо для участия в литературных конкурсах, подачи заявок на экранизацию, продвижения книги. Навыком пересказывать свою книгу приходится овладеть всем писателям, которые хотят быть востребованными и успешными. Здесь мы подробно рассказывали о том, что такое синопсис, какие ошибки при его создании можно совершить, а также приводили пример того, что должно получиться в итоге.
Эта же статья для тех, кто хочет перейти от теории к практике. Автор Литрес Глеб Кащеев делится собственным опытом создания хорошего синопсиса. Писатель стал победителем конкурса «Электронная буква 2020» в номинации «Лучший фантастический мир» Он расскажет о 5 разных приемов, с помощью которых можно написать краткое содержание вашей книги.
Несмотря на то, что про краткое изложение содержания романа написано много справочных материалов, когда садишься писать его сам, сталкиваешься с одной и той же проблемой. Ты насытил книгу таким количеством ценных идей и интересных поворотов сюжета, как же их выкинуть? Кого из героев упомянуть в синопсисе, а кто на сюжет влияния не оказывает? Бабушка главного героя, чьи советы он иногда вспоминает, и чьими пирожками спасается от голодной смерти, — она влияет на сюжет или нет?
И вот, вроде, пишешь краткий синопсис, а он вдруг уже на четвертую страницу переползает, а ты даже до середины сюжета не дошел. Объективно и беспристрастно взглянуть на свой сюжет и обрезать его до жалких 3000 символов очень сложно. Сам через это проходил. Поэтому я дам вам 5 работающих способов, как написать краткий синопсис. А уж насытить его потом деталями до нужного количества знаков можно легко.
Способ 1: пусть напишет другой
Не спешите возмущаться. Конечно, никто за вас писать синопсис не будет. С другой стороны, кратко пересказать чужую книгу в разы проще, чем свою. Причем читатели запомнят из вашего сюжета именно самое важное — то, что их больше всего впечатлило. А это вам и нужно. Впечатлило их — понравится и редактору, жюри, продюсеру.
Поэтому берите друзей, родственников, знакомых, которые уже прочли ваше произведение и, вооружившись диктофоном, просите их пересказать кратко: о чем роман. Из трех-четырех пересказов делаете усредненный текст, добавьте в начале на абзац описание главного героя и детали сеттинга (не более абзаца, запомните!) — вот вам и синопсис.
Способ 2: ищите референс
Воспользуйтесь способом, который используют сценаристы. Конечно, каждый считает свою книгу уникальной, но она не существует в вакууме. У книг, написанных в рамках того или иного жанра и даже на пересечении двух жанров, всегда есть аналоги. Да, вы пишете лучше, да, вы придумали уникальный твист, которого у других нет, но все равно похожие книги должны быть.
В кино это называется референсами. Для понимания: сценарий вообще не принимают к рассмотрению, если в нем не обозначены фильмы-референсы. Для прозаиков такого требования нет, но поверьте, найти похожий пример стоит в любом случае. Это поможет вам оценить целевую аудиторию, уточнить жанры, посмотреть как именно продвигалась та книга и т. п.
С точки зрения подготовки синопсиса это делается так: напишите сами краткий пересказ для книги-референса. Это всегда проще. Найдите в сюжете ключевые точки. А теперь возвращайтесь к своей книге и посмотрите на нее исключительно в рамках событий чужого синопсиса: в чем отличие вашего произведения. Внесите исправления в чужой синопсис так, чтобы теперь этот текст был про вас.
Способ 3: найдите ключевые точки
Если вы не супер-опытный писатель с кучей изданных книг, то вы, скорее всего, придерживаетесь стандартных правил при построении сюжета. У вас есть экспозиция (знакомство с героем и миром, в котором он живет) и три ключевые точки:
-
Что-то нарушает привычный мир героя и зовет его в приключение (или пинком заставляет бежать свою или чужую жизнь).
-
К середине романа ставки в игре повышаются. Герой понимает, что на кону стоит что-то гораздо большее, чем он предполагал, встречает новую проблему.
-
Кульминация. Герой вступает в финальную битву или сталкивается с серьезными проблемами и одерживает (или не одерживает) победу.
Отведите 1 или максимум 2 абзаца на экспозицию. Запомните, что редактора интересует не цвет глаз и волос героя, а его социальное положение, яркие черты характера, четко обозначенная сила и слабость, и то, чего он хочет достичь. Далее напишите по одному абзацу на каждую ключевую точку, обозначая с чем сталкивается герой и какие выводы или шаги делает. В конце можно добавить одно предложение про то, что случилось после победы героя, если у вас есть такой элемент сюжета как «возвращение изменившегося героя к обычной жизни». Если вы все сделаете правильно, то у вас выйдет синопсис на 1500−2000 знаков, который четко покажет содержание вашей истории.
Способ 4: используйте метод снежинки
Экстремальный способ, ломающий мозг, но после него вы будете писать не только крутые синопсисы, но и логлайны (краткое описание фильма, которое передает всю суть в 1−2 предложениях), аннотации и прочее, необходимое для продвижения книги. Попробуйте сформулировать всю идею книги в одном предложении, причем так, чтобы оно казалось интересным. Например: «Пятнадцатилетняя девушка-привидение пытается поймать маньяка, убивающего детей, а также переосмыслить свою предыдущую жизнь и понять, что же с ней случилось». Это из моего романа «Лабрис».
Если вы смогли это сделать не в стиле Льва Толстого и ваше предложение не занимает полстраницы, поздравляю. Вы проделали огромную и самую важную работу. Это логлайн вашей книги. Теперь превращаем одно предложение в три. В первом описываем каким был герой в начале. Во втором — что он сделал. В третьем — каким стал в конце или чего достиг. Поздравляю, первые два предложения — это, по сути, ваша аннотация. Для коммерческой аннотации можно потом второе предложение изменить, описав как герой начинает действовать и добавив интригу.
Теперь каждое из трех предложений превращаем в абзац. В первом — каким был герой в начале и в какую ситуацию вляпался. Во втором — что делал и с какими проблемами столкнулся. В третьем — как он со всем справился и каким стал в конце. Поздравляю, у вас готовый синопсис на 1000−1500 знаков. Я встречал конкурсы и с таким ограничением. Насытить его потом деталями и сделать из него 3000 или 4000 знаков уже куда легче. Следуйте той же логике: превратите каждый абзац в два, например.
Способ 5: начните с синопсиса
Этот способ годится для тех, кто только приступает к новой книге. Напишите сначала синопсис. Пусть он будет вашим планом. Тогда у вас не будет соблазна насыщать роман теми деталями, которые вы еще не придумали. Конечно, существуют авторы, работающие без плана, на одном вдохновении, и этот способ им не подойдет. Но для тех, кто представляет себе общую картину сюжета, я бы советовал воспользоваться этим способом.
Кстати, бонус в том, что синопсис + логлайн — это готовая сценарная заявка, которую можно кидать в киностудии. Тогда, в случае действительно классной идеи, возможно, вам придется писать не роман, а сценарий и увидеть свои произведения на большом экране.
современный писатель, работающий в жанрах young adult, мистика, фантастика, фэнтези.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Другие статьи в нашем блоге:
Я бы поступил так, определил главного героя, что он делал, чем закончилось и все! Пример: рассказ «25 рублей» к сожалению автора не помню. Итак: Жил был парень в простой русской семье, возраст подошел к учебе в высшем заведении (военном), отец на первый взнос дал и сказал дальше сам. Тот стипендию получил, на куражах ногу сломал, отчислили, домой не вариант. Устроился в подсобники к какому то мастеру, ходил работал. По дороге на работу в окне одного из домов, увидел сударыню, понравилась, познакомился, поцеловались, мать застукала, заставила жениться, в первую брачную ночь оказалось, что он не первый у нее, опять беда, начал он уповать на судьбу свою несчастную.
Далее развелся, с работы нагнали. Решил застрелиться, взял пистолет, поднес к веску, спустил курок, осечка! Опять не удача думает, решил утопиться. (по моему действие происходило в Питере)
Прыгнул в реку, но его за волосы кто то вытащил. Бредет по улице думает, что это за судьба злодейка у него, ни там ни здесь, везде против него.
Проходя мимо дома в котором шел балл, решил зайти в него. Там встретил своих знакомых, которые играли в какую то азартную игру, один из них предложил давай ставь вдруг выиграешь, а он говорит у меня 25 рублей есть, но ставить не буду, типа я неудачник и все такое, это все равно что в реку выбросить эти деньги, по итогу знакомый его уговорил и тот поставил. А сам тем временем, нашел компанию барышень и начал им рассказывать про свою судьбу злодейку. Через какое то время подходит его знакомый и говорит что он якобы выиграл 250 рублей и спрашивает будешь продолжать игру, а наш герой ему в ответ говорит якобы злые шутки у вас товарищ, т.е. не поверил и продолжил далее свое общение с дамами. Через некоторое время опять подходит знакомый и говорит что тот удвоил сумму выигрыша и будет ли продолжать, но наш герой опять ему не поверил и продолжил свое общение с девицами. По тем временам эти деньги являлись достаточно большими. Когда его знакомый подошел в третий раз, он отвел в сторону нашего персонажа и серьезно ему объяснил, что тот выиграл огромные деньги, и произошло следующее, у нашего героя остановилось сердце!!! Все финиш))
Это очень сжато и кратко. Советую прочитать!