Как составить контрольный вопрос

Методика контрольных вопросов: приемы эффективного их составления

В предыдущие столетия творческие люди неохотно делились своими секретами. Благодаря этому стали считать, что никаких секретов и нет, а творческий подход — удел избранных. Двадцать первый век изменил ситуацию. Креативных техник сотни, люди с удовольствием делятся приемами, которые используют в своей работе. Об одной из самых популярных речь пойдет ниже.

Существует мнение, что использование творческих техник убивает само творчество или делает всех равными, однако это не совсем так. Конечно, теперь почти любой человек может придумать более-менее оригинальную идею и это прекрасно. Остальные, те, которые в своей работе часто пользуются приемами для творчества, понимают, что одной техники всегда недостаточно. И этот факт является важным ограничением для многих беспокоящихся. Если у человека недостаточно развиты оригинальные ассоциативные связи, у него есть свой потолок. О том, как развивать ассоциативные связи, 4Brain писал очень подробно (этому можно легко научиться), мы же сосредоточимся на одной из самых интересных методик.

Метод контрольных вопросов — это техника, позволяющая при помощи вопросов рассмотреть задачу с разных сторон и найти нестандартное решение. Следует сказать, что у данной методики нет автора как такового. В равной степени многие техники используют списки вопросов. Например, ТРИЗ Генриха Альтшуллера, список вопросов по Осборну, вопросы Бонзака, Пирсона, Эйлоарта, методика SCAMPER. Все они преследуют одну цель, вынесенную в определие метода контрольных списков — всесторонне рассмотреть задачу и найти нестандартное решение.

Метод контрольных вопросов — это то же самое, что и метод контрольных списков, только во втором случае вопрос меняется на указание («что будет, если убрать звук?» и «уберите звук»). Вы можете как пользоваться уже имеющими списками и вопросами, так и создавать свои. Конечно, вы можете хаотично искать поиск ответов, однако если вы не гений, используйте вопросы.

Что нужно сделать сначала

Крайне важно понимать, какая проблема перед вами стоит. Причем никто не мешает придумать одной проблеме несколько названий и каждую рассматривать отдельно.

  1. Определите проблему («Придумать название», «Создать рабочее место», «Решить конфликт с коллегами на работе»).
  2. Сейчас название проблемы общее. Попробуйте придумать пару вариантов («Придумать страшное название», «Придумать название, которое вызовет улыбку», «Придумать название, которое заставит задуматься о смысле жизни»).
  3. Напишите список контрольных вопросов или действий (сами или воспользовавшись чьим-то).
  4. Теперь рассматривайте вашу проблему, состоящую из трех формулировок. Придумайте огромное количество вариантов, это позволит вам не чувствовать на себе давления придумать один-единственный.

Рассмотрим методики разных авторов.

Методика Джуна Валладареса

В своей книге «Ремесло копирайтинга» Валларадес касается темы придумывания чего-то нового, а методика контрольных вопросов занимает там только часть и является одним из многих методов творческого поиска ответов. Помогает не только при написании текста, эта техника нацелена на что угодно. Список состоит из 201 действия, мы выберем самые любопытные.

  1. Растяните это.
  2. Увеличьте.
  3. Исключите текст.
  4. Измените форму.
  5. Осветите.
  6. Придайте романтизм.
  7. Воспользуйтесь символизмом.
  8. Воспользуйтесь фотографией.
  9. Измените шрифт.
  10. Измените аромат.
  11. Измените ингридиенты.
  12. Измените среду.
  13. Ликвидируйте часть.
  14. Разделите.
  15. Согните.
  16. Наклоните.
  17. Замаскируйте что-то.
  18. Сделайте что-то шире.
  19. Очистите.
  20. Заверните.

Как видим, любое действие состоит из одного или двух слов. Вы можете просто взять словарь и создавать свои списки для каждой проблемы. Если вы хотите приготовить необычный торт, воспользуйтесь списком и вы обязательно придумаете что-то оригинальное. Например, если взять пункт номер 5 («Осветите»), ничто не помешает вам поместить в середину торта горящую лампочку или украсить лампочками по бокам. Важно, чтобы это гармонировало с задумкой торта. Пускай он будет похож на робота. Применив пункт «Воспользуйтесь фотографией», вы можете сделать для вашего торта фон, который будет подчеркивать замысел.

При написании текста можете воспользоваться пунктом 19 «Очистите». Но что именно очистить и от чего? Например, вы можете лишить свой текст местоимений и посмотреть, как это повлияет на восприятие текста. Можете лишить текст использования двух существительных подряд — это, кстати, сделает ваш текст значительно проще для восприятия. Одно это запустит творческий процесс в вашем мозгу, вы почувствуете это ощущение сразу.

Список вопросов Осборна

А вот и список вопросов. Следует сказать, что список вопросов Осборна касается физических объектов, но и его можно подогнать почти под любую задачу. Отличие от методики ТРИЗ минимальны.

  • Возможны ли новые способы применения?
  • Что можно скопировать?
  • Что можно присоединить?
  • Дублировать?
  • Что можно заменить?
  • Изменить скорость или темп?
  • Другой цвет, звук, освещение?
  • Другой ингредиент?
  • Другой материал?
  • Другое расположение?
  • Объединить цели?
  • Изменить последовательность операций?
  • Перевернуть?

Опять же, несмотря на то, что данная методика касается физических объектов, она идеальна для чего угодно. Например, если вы составляете план на этот год: первое — заработать двадцать тысяч долларов, вторая — купить автомобиль, третья — делать добро людям. Применив пункт «Изменить последовательность операций», вы можете посмотреть на свой план совершенно иначе. Этот пункт поможет вам в чем угодно, где есть последовательность шагов. Поменяйте их местами, ликвидируйте некоторые и посмотрите что получится.

Комплексное применение метода

Если вы не знаете, от чего оттолкнуться для решения любой проблемы — сформулируйте ее. Сформулируйте ее несколько разными способами:

  • приготовить торт
  • приготовить торт красного цвета
  • приготовить торт, как если бы я родился в Индии
  • испечь торт, который не отличить от пирога

Отлично, теперь есть на что опираться. Вводите в гугле «Торт википедия», заходите в статью о тортах и выписываете, например, 20 слов из этой статьи. Маршмэллоу, полусфера, узор, крем, фрукты, рисование, форма и так далее. Последовательно берете каждое слово и прогоняете его по методике контрольного списка. Слово «фрукты», потом «маршмэллоу» и так далее.

Выпишите на листочке бумаги процесс приготовления торта в принципе, шаги, которые необходимы для этого.  Тасуйте шаги местами, дополняйте их чем-то своим, удаляйте некоторые шаги и думайте, что из этого получится. Потратив на это хотя бы 10 минут, вы взглянете на процесс приготовления торта с совершенно другой стороны. Даже если вы решите приготовить его старым способом, каждый шаг теперь будет восприниматься вами отдельно и заставит задуматься о том, что вы делаете не так, что нужно оставить.

Дизайнеры, копирайтеры, ученые работают именно таким образом. Конечно, порой задумка приходит им в голову сразу, но даже в этом случае возникают моменты, которые нужно исправить.

Методика контрольных списков и вопросов не дает вам никакой поблажки для лени. Когда перед вами ставится задача, весь огранизм погружается в ступор. Данный метод позволяет запустить работу мозга и осветить вопрос с разных сторон. Изучите также методику SCAMPER — ее вы можете распечатать и повесить перед собой.

Сила вопросов в том, что они позволяют вам наконец задуматься. Если подумать, большинство людей при первой сложности прогоняет одну мысль «Я не знаю, как это сделать», что не дает вам и шанса решить проблему. Любой вопрос позволяет вам выйти из ступора и начать размышлять. Любой список действий заставляет вас двигаться, пусть даже виртуально. Возьмите словарь и выпишите первые попавшиеся 50 глаголов, а затем сформулировав свою проблему попытайтесь понять, как действие глагола поможет ее решить. Не помогли первые пять, ничего страшного, осталось еще 45, что-то обязательно найдется. А когда вы найдете ответ, спокойно можете найти еще 50 глаголов и найти более совершенное решение.

А что вы думаете о методике контрольных вопросов? Применяли ли вы ее когда-нибудь? Поделитесь своими примерами.

Написанное ниже достаточно очевидно, но тем не менее не все задумываются о соблюдении некоторых простых правил при написании контрольных вопросов к тестам. Попробуйте — помогает :)

Простые правила написания контрольных вопросов:
1) Пишите вопросы как можно более простым и понятным языком. Иначе вы проверите не знания, а хорошее понимание конструкций русского языка (что тоже полезно, но возможно не в вашем тесте)
2) Как можно больше слов включайте в текст вопроса — как можно меньше в варианты ответа
3) По возможности избегайте использования в тексте вопроса слова НЕ (Например, «Какие из перечисленных ниже городов не являются столицами старн») . Если это совершенно необходимо, выделяйте слово «не» заглавными буквами, цветом или выделением
4) По возможности предлагайте 4-5 вариантов ответа (включая верный). Меньше или больше стоит предлагать в редких случаях
5) Убедитесь (аргументировано убедите себя), что правильный вариант ответа, который вы предлагаете не только верный, но на самом деле лучший из предлагаемых с точки зрения тестируемого (кажется очевидным, но не всегда реализуется на практике)
6) Формулируйте все варианты ответа в одинаковой грамматической форме (падеже, числе и т.п.) Иначе верный ответ можно легко вычислить.
7) Правильный ответ должен более или менее равномерно распределяться по порядку следования в разных вопросах. Если тестируемый заметит, что как правило вы ставите верный ответ первым — будет не очень здорово (если система тестирования и СДО предлагает такую автоматическую опцию, как WebTutor или Courselab, например — отметьте соответствующую галочку в вопросе)
8) Следите за длинами вариантов ответов — если верный ответ как правило длинее или короче неверных, то тестируемый может угадывать ответ по длине
9) По возможности избегайте слов все, всегда, никогда, иногда в вариантах ответа
10) Используйте в качестве неверных ответов утверждения, которые в целом верны, но не дают правильного ответа на вопрос
11) Если вы знаете типовые ошибки тестируемых — включите их как варианты неверных ответов
12) Если можно использовать технические и узкопрофессиональные термины, сокращения в вариантах неверных ответов — используйте их.
13) Не используйте выражение «Все из перечисленных выше ответов верны/неверны» в качестве правильного ответа — если обучаемый найдет хотя бы два верных ответа он поймет, что надо выбирать этот вариант (это верно для вопроса с одним правильным вариантом ответа)
14) Избегайте вариантов ответа типа «верны А и Б» или «верны А и Б, но не верся В и Г» — в этом случае вы будете тестировать логическое мышление, а не знания
15) Если в следовании вариантов ответа можно найти какую-то логику (например, это годы), то лучше расположить их в каком-то порядке — по возрастанию или убыванию, а не в случайном порядке
16) Убедитесь, что правильный ответ на один из вопросов теста не является подсказкой для ответа на другие вопросы. Например, в одном вопросе вы спросили «В каком году А.С. Пушкин написал Капитанскую дочку». Глупо после этого спрашивать кто написал Капитанскую дочку — Пушкин или Лермонтов :)

Советы с 4 по 16 относятся к вопросам на выбор варианта из списка предложенных (multiple choice)

Продолжение следует…

Метод контрольных вопросов поможет запустить творческий процесс

Метод контрольных вопросов — это креативная методика, позволяющая при помощи списка вопросов рассмотреть проблему с разных сторон и найти нестандартное решение. Пригодится дизайнерам, копирайтерам, инженерам,  сценаристам, ученым и всем, кому для успеха необходимы новизна и неординарность подхода к решению задач. Следует сказать, что у данной методики нет автора как такового. Многие техники, стимулирующие креативность, используют списки вопросов.

Последовательность действий при использовании метода контрольных вопросов

При использовании метода контрольных вопросов правильная формулировка проблемы — основа основ. И эта формулировка, к сожалению, не всегда очевидна, иногда ее поиск оказывается частью творческого процесса. Но если есть сомнения, никто не мешает придумать несколько формулировок и каждую рассматривать отдельно.

  • Определите проблему («Придумать название», «Придумать логотип», «Придумать сюжет видеоролика»).
  • Конкретизируйте. Сейчас проблема сформулирована слишком широко. Попробуйте конкретизировать формулировки, можно придумать несколько вариантов: «Придумать нестандартное название», «Придумать название, которое вызовет улыбку», «Придумать короткое название», «Придумать название, которое заставит задуматься о смысле жизни».
  • Напишите список контрольных вопросов или действий (сами или воспользовавшись приведенным ниже примером).
  • Ищите ответы на вопросы из списка.

Такой подход позволит придумать огромное количество вариантов.

Примеры контрольных вопросов

Список Джуна Валладареса

Методика Джуна Валладареса, представленная в книге  «Ремесло копирайтинга» содержит 201 вопрос. Помогает не только при написании текста, эта техника нацелена на что угодно. Автор советует: «Переверните все с ног на голову, чем бы не являлось это «все» — макетом, словами, видеоизображением, упаковкой, товаром, рекламной кампанией или маркетинговой стратегией». Прочитав выдержки из списка Джуна вы можете создавать свои списки для каждой проблемы.

  1. Растяните это.
  2. Ужмите.
  3. Поменяйте цвет.
  4. Увеличьте.
  5. Уменьшите.
  6. Сделайте круглым.
  7. Сделайте квадратным.
  8. Переведите в текст.
  9. Соедините изображение с музыкой.
  10. Используйте повторы.
  11. Сделайте трехмерным.
  12. Сделайте двухмерным.
  13. Измените форму.
  14. Замените частично.
  15. Сделайте частью набора.
  16. Сделайте коллекционным экземпляром.
  17. Сделайте анимацию.
  18. Механизируйте.
  19. Осветите.
  20. Сделайте так, чтобы это было похоже на что-нибудь другое.
  21. Придайте фактуру.
  22. Придайте романтизм.
  23. Придайте ностальгическое обаяние.
  24. Придайте старомодность.
  25. Придайте футуристичность.
  26. Сделайте это частью чего-то другого.
  27. Воспользуйтесь символизмом.
  28. Воспользуйтесь реализмом.
  29. Воспользуйтесь фотографией.
  30. Воспользуйтесь иллюстрацией.
  31. Расскажите историю с помощью единственной иллюстрации.
  32. Сделайте ее привлекательной для детей.
  33. Сделайте ее привлекательной для женщин.
  34. Сделайте ее привлекательной для мужчин.
  35. Сделайте ее прозрачной.
  36. Измените фон.
  37. Измените среду.
  38. Сделайте ее глянцевой.
  39. Воспользуйтесь оптическими эффектами.
  40. Воспользуйтесь другим материалом.
  41. Добавьте человеческого участия.
  42. Измените логику.
  43. Сделайте складывающейся.
  44. Выйдите за грани допустимого.
  45. Придайте атмосферу лета.
  46. Придайте личностный оттенок.
  47. Сделайте темнее.
  48. Используйте недосказанность
  49. Используйте преувеличение.
  50. Исключите часть.
  51. Переставьте элементы.
  52. Сделайте ее летящей.
  53. Сделайте ее плывущей.
  54. Сделайте ее переплетающейся.
  55. Замаскируйте ее.
  56. Столкните две стороны.
  57. Заполните.
  58. Сделайте ее смешной.
  59. Найдите дополнительное применение.
  60. Используйте в сочетании все вышеупомянутое

Список вопросов Осборна

Следует сказать, что список вопросов Осборна можно подогнать почти под любую задачу.

  • Возможны ли новые способы применения?
  • Что можно скопировать?
  • Что можно присоединить?
  • Дублировать?
  • Что можно заменить?
  • Изменить скорость или темп?
  • Другой цвет, звук, освещение?
  • Другой ингредиент?
  • Другой материал?
  • Другое расположение?
  • Объединить цели?
  • Изменить последовательность операций?
  • Перевернуть?

Опять же, несмотря на то, что данная методика касается физических объектов, она идеальна для чего угодно. Например, если вы составляете план на этот год: первое — заработать двадцать тысяч долларов, вторая — купить автомобиль, третья — делать добро людям. Применив пункт «Изменить последовательность операций», вы можете посмотреть на свой план совершенно иначе. Этот пункт поможет вам в чем угодно, где есть последовательность шагов. Поменяйте их местами, ликвидируйте некоторые и посмотрите что получится.

Как работает метод контрольных вопросов

Если вы не знаете, от чего оттолкнуться для решения любой проблемы — сформулируйте ее. Сформулируйте ее несколько разными способами:

  • придумать креативную упаковку
  • придумать креативную упаковку чая
  • придумать креативную упаковку-игрушку
  • придумать креативную упаковку чая в подарок

Затем составляйте списки: списки игрушек, материалов, необычных предметов, которые можно использовать.  Последовательно берете каждое слово и прогоняете его по методике контрольного списка. Теперь вы можете взглянуть на задачу с разных сторон, сгенерировать десятки решений.

Потратив на метод контрольных вопросов хотя бы 10 минут, вы обнаружите, что сумели взглянуть на задачу с совершенно другой стороны. Методика контрольных списков и вопросов не позволит вам  сидеть сложа руки. Она помогает запустить творческий процесс, выводит из кризиса.

Любой список действий заставляет нас двигаться. Возьмите словарь и выпишите первые попавшиеся 50 глаголов, а затем сформулировав свою проблему попытайтесь понять, как действие глагола поможет ее решить. Не помогли первые пять, ничего страшного, осталось еще 45, что-то обязательно найдется. А когда вы найдете ответ, спокойно можете найти еще 50 глаголов и найти более совершенное решение.

Больше креативных методик

Мозговой штурм. Суть метода и правила организации

Опубликовано: 14.02.2018

Мозговой штурм  — это метод поиска идей, который был предложен Алексом Осборном (США) в 40-х гг. XX в. Цель мозгового штурма — выработка максимального количества разнообразных идей. Суть метода в

нет комментариев

Методы ассоциативного поиска идей: метод фокальных объектов, гирлянда ассоциаций и метафор

Опубликовано: 21.02.2018

Методы ассоциативного поиска идей помогают устанавливать связи между понятиями, позволяют обобщать информацию, актуализируют хранящуюся в памяти сведения, дают толчок творческому мышлению. Вы, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то  увиденный

нет комментариев

Конференция идей — креативная технология, позволяющая собрать максимальное количество решений проблемы

Опубликовано: 12.03.2018

Что такое «Конференция идей»? За этим простым названием скрывается тщательно разработанная методика проведения совещания, организуемого для генерации нужных компании идей.  Авторами методики являются — Гильде В. и Штарке К. (1970 г.). 

нет комментариев

Метод контрольных вопросов поможет запустить творческий процесс

Опубликовано: 17.03.2018

Метод контрольных вопросов — это креативная методика, позволяющая при помощи списка вопросов рассмотреть проблему с разных сторон и найти нестандартное решение. Пригодится дизайнерам, копирайтерам, инженерам,  сценаристам, ученым и всем, кому для

нет комментариев

как оставаться креативным

Пример видеоинфографики о том, как оставаться креативным

Опубликовано: 22.10.2018

Сегодня вдохновение и новые идеи нужны каждому. Вот пример минималистичной и приятной видеоинфографики, которая поможет сохранить и развивать свои способности мыслить нестандартно и поддерживать творческую энергию. 29 WAYS TO STAY

нет комментариев

синектика

Синектика — поиск новых идей с помощью аналогий

Опубликовано: 06.01.2022

Синектика — это форма поиска новых идей посредством построения аналогий. Автор — У. Гордон (США, 1952 г.). Фактически это усовершенствованный метод «мозгового штурма», в основе которого лежит принцип «сделать известное странным,

нет комментариев

2. Метод контрольных вопросов

Метод контрольных вопросов — это упорядоченный перебор различных трансформаций объекта в поиске наиболее сильного решения творческой задачи. Так, применительно к рекламным объектам мы можем задаваться вопросами: что если объект в рекламном обращении увеличить, растянуть, перевернуть, расчленить, скомбинировать с другим объектом?…

Достоинства метода контрольных вопросов

1. Метод контрольных вопросов способен помочь, когда нужно быстро предложить решение, и клиент не настаивает на революционной креативности.

Задавать контрольные вопросы — всё равно, что простукивать молотком: а вдруг где-то да обнаружится пустота, которую необходимо заполнить?

2. Метод контрольных вопросов помогает не тратить время на «изобретение велосипеда». Это шпаргалка, чтобы быстро пробежать поле шаблонных решений.

3. Метод помогает преодолеть вязкость мышления, «раскочегаривает» воображение, будит креативность. Он применяется в форме монолога, обращенного к самому себе, либо диалога.

4. Метод универсален и ему практически не надо учиться. Любой непосторонний может принять участие в формировании списка вопросов.

5. Благодаря методу работа над проблемой идёт более целенаправленно, системно. Контрольными вопросами полезно поверять идеи, полученные при мозговом штурме. Связка «Мозговой штурм» + «Метод контрольных вопросов»эффективна, поскольку в ней иррациональный, сугубо эвристический мозговой штурм дополняется алгоритмическим, рациональным методом контрольных вопросов.

«Нащупав нечто дельное, наращивайте его плюсы. Попробуйте развернуть идею в новом направлении — ввысь, вширь, вглубь», — пишет известный австралийский рекламист Майкл Ньюман в книге «Креативный прыжок» [3]. (М.: Евро, 2007).

6. Сила метода контрольных вопросов в том, что он формируется на основе долговременного опыта специалистов. В рекламе это формирование на основе частотного словаря глаголов и списка Сводеша. Системность — вот что отличает его от хаотичного метода проб и ошибок.

Недостатки метода контрольных вопросов

1. Главный недостаток очевиден: большая вероятность получить шаблонное решение. Собственно, решение почти наверняка будет стереотипным, потому что в список контрольных вопросов, в частности, такой креативной области, как реклама, включены типичные, наиболее употребимые в языке действия и образы. Новизна возможна на путях деления объектов на части, перетасовки частей, комбинирования действий и образов и т. п.

Часто список контрольных вопросов превращается в простой чек-лист — «Сделай это, поставь птичку».

2. Метод контрольных вопросов довольно трудоёмок.

3. Думая о методе контрольных вопросов, трудно отделаться от ощущения механистичности, поверхностности этой технологии.

Формирование списка контрольных вопросов для креативности в рекламе и маркетинге

Как маркетинг, так и реклама занимаются обработкой потребностей, которые, как правило, выражаются в языковой форме и маркетинговых коммуникациях. Из них, креативность и умение ставить вопросы для получения необычных эффектов воздействия на потребительское поведение наиболее значима в рекламе. Ей мы дальше и займемся.

Приведённый ниже список контрольных вопросов рекламиста основан на «201 способе родить гениальную мысль» из известной книги Дж. А. Валладарес «Ремесло копирайтера» (изд-во «Питер», 2005). Автор в свою очередь ссылается на Бейкера, на его список 1979 года.

Вопросы, насколько это оказалось возможным, приводятся в порядке частотности русских глаголов и с учётом списка Сводеша для русского языка.

Американский лингвист М. Сводеш предложил оценивать родство различных языков по схожести их базовых словарей. Список Сводеша представляет собой перечень базовых лексем данного языка, упорядоченный по убыванию их «базовости».

Наиболее частотные глаголы и базовая лексика языка зафиксировали самые типичные — архетипичные — действия и образы. Такие действия, которые естественнее всего проделать с рекламным объектом. И такие образы, семантика которых легко и полно считывается аудиторией.

В нашем списке — стереотипные, устойчивые, повторяемые действия и традиционные образы, наделённые определённым эмоциональным ореолом.

Список создан в основном для пространственной рекламы — outdoor, принтов. До некоторой степени учтена природа рекламы, развивающейся во времени (ТВ — и радиоролики). При желании на явления-образы можно не обращать внимания и сосредоточиться только на глагольных трансформациях рекламного объекта. Список изменений открыт к изменениям: любой желающий волен развивать его под свои задачи.

БЛОК-ВСТАВКА. Контрольные вопросы рекламиста:

1. Что если увеличить объект?

2. Уменьшить?

3. Заставить расти?

4. Заставить уменьшаться?

5. Растянуть?

6. Сжать?

7. Приблизить?

8. Удалить?

9. Размножить?

10. Использовать повторы?

11. Утяжелить?

12. Облегчить?

13. Придать объекту невесомость?

14. Усилить?

15. Ослабить?

16. Показать в рекламе женщину?

17. Показать мужчину?

18. Показать человека?

19. Показать ребёнка?

20. Показать семью?

21. Показать дом?

22. Показать животное?

23. Показать рыбу?

24. Показать птицу?

25. Показать дерево?

26. Показать цветок?

27. Показать голову человека?

28. Показать ухо (глаз, нос, рот, зубы, язык)?

29. Показать ногу (след ноги)?

30. Показать ладонь?

31. Показать крыло?

32. Показать сердце?

33. Сделать рекламу sexy?

34. Увлажнить объект?

35. Подсушить?

36. Обезводить?

37. Дать больше воздуха?

38. Удалить воздух?

39. Придать плотность?

40. Придать текучесть?

41. Заполнить объект?

42. Опустошить?

43. Открыть?

44. Закрыть, запечатать?

45. Изменить ингредиенты?

46. Добавить ингредиенты?

47. Изменить упаковку?

48. Ликвидировать упаковку?

49. Использовать противоположность?

50. Смягчить?

51. Ужесточить?

52. Сделать объект симметричным?

53. Сделать асимметричным?

54. Придать фактуру?

55. Сделать объект из другого материала?

56. Изменить фон?

57. Изменить физическую среду?

58. Сделать образ смешным?

59. Сделать невидимое видимым?

60. Сделать видимое невидимым?

61. Воспользоваться символами?

62. Воспользоваться фотографией?

63. Воспользоваться иллюстрацией?

64. Перевести в зрительный ряд?

65. Перевести в текст?

66. Сделать частью набора?

67. Сделать трёхмерным?

68. Сделать двухмерным?

69. Поставить направленный свет?

70. Сделать темнее?

71. Осветлить?

72. Сделать прозрачным?

73. Воспользоваться оптическим эффектом?

74. Придать сияние (мерцание, флюоресцентность)?

75. Заставить светиться изнутри?

76. Ввести музыку?

77. Соединить текст с музыкой?

78. Соединить текст с музыкой и изображением?

79. Соединить изображение с музыкой?

80. Исключить текст?

81. Убрать изображение?

82. Убрать звук?

83. Придать аромат?

84. Сделать питательнее?

85. Подсластить?

86. Прибавить кислинку (горчинку, подсолить)?

87. Деформировать?

88. Исказить пропорции?

89. Вывернуть наизнанку?

90. Закрутить?

91. Изменить логику?

92. Нарушить правила?

93. Расчленить?

94. Соединить части?

95. Переставить части?

96. Смешать части?

97. Исключить часть?

98. Заменить часть?

99. Сделать объект частью чего-то другого?

100. Столкнуть две стороны?

101. Заставить объект двигаться?

102. Сделать плывущим?

103. Сделать летящим?

104. Заставить вращаться?

105. Неподвижное заставить двигаться?

106. Подвижное остановить?

107. Омолодить объект?

108. Состарить?

109. Сделать объект более долгосрочным?

110. Заставить колебаться?

111. Ускорить движение объекта?

112. Замедлить?

113. Анимировать объект?

114. Механизировать?

115. Сделать «электронным»?

116. Сконцентрировать изображение?

117. Рассредоточить?

118. Сфокусировать изображение?

119. Размыть?

120. Придать гармоничность?

121. Придать дисгармоничность?

122. Замаскировать объект?

123. Изменить шрифт?

124. Изменить название, имя?

125. Сменить язык?

126. Наклонить?

127. Подвесить?

128. Согнуть?

129. Заморозить?

130. Показать солнце?

131. Показать месяц?

132. Показать звёзды?

133. Показать воду?

134. Показать камень?

135. Показать песок?

136. Показать облака?

137. Показать небо?

138. Показать ветер?

139. Показать снег?

140. Показать лёд?

141. Показать огонь?

142. Поменять цвет?

143. Сделать «погорячее»?

144. Сделать поспокойнее?

145. Сделать под старину?

146. Придать футуристичность?

147. Очеловечить вещи?

148. Обездушить людей?

149. Усыпить объект?

150. Придать рекламе личностный оттенок?

151. Придать романтизм?

152. Придать ностальгическое обаяние?

153. Прибегнуть к реализму?

154. Использовать какой-нибудь модный стиль, например, граффити или аниме?

155. Идеализировать образ?

156. Огрубить образ?

157. Сделать богаче?

158. Сделать беднее?

159. Облагородить образ?

160. Поменять время года?

161. Поменять время суток?

162. Поменять географию?

163. Поместить в новую среду?

164. Использовать недосказанность?

165. Ввести нарочитые ошибки?

166. Использовать преувеличение?

167. Подать объект как заменитель чего-либо?

168. Изменить форму?

169. Сделать круглым (шарообразным)?

170. Сделать квадратным (кубическим)?

171. Сделать треугольным (пирамидальным)?

172. Повернуть другой стороной?

173. Сделать так, чтобы объект был похож на что-нибудь другое?

174. Перевернуть с ног на голову?

175. Положить набок?

176. Скомбинировать несочетаемое?

177. Придать объекту черты другого объекта?

178. Заострить, гипертрофировать образ?

179. Изменить контур?

180. Заключить образ в рамку?

181. Упростить?

182. Очистить?

183. Усложнить?

184. Расположить композиционно выше?

185. Расположить ниже?

186. Взглянуть на объект сверху?

187. Взглянуть снизу?

188. Залезть внутрь объекта?

189. Сделать ещё что-нибудь?

190. Использовать в сочетаниях всё вышеупомянутое?

Примеры применения метода контрольных вопросов

Например, среди победителей Red Apple 2007 (наружная и печатная реклама):

• мотоцикл с зеркалами заднего вида от модницы (увеличение + комбинирование)

• полотенце-свеча (один объект заменяет собой другой)

• черепаха в ежовой шкуре (части объектов переставлены)

• США в центре мира (концентрация)

• лук, морковки и горох в виде насекомых (оживление неживого)

• комар на коже (гиперприближение)

Некоторые «Каннские Львы 2007» (outdoor) также иллюстрируют:

• замену одного другим (душу курильщика — загаженной комнатой)

• соединение разнородного (велосипед как часть ограды)

• радикальное омоложение («Строители будущего»)

• одушевление неодушевлённого или антропоморфизм (море человеческих голов, изображающих структуру ткани)

Вместе с тем, каннская реклама — явление высшего порядка, главное здесь не приём, а свежая мысль. Каннскую рекламу трудно получить «методом», нужна «большая идея».

Повторяемость приёмов в рекламе давно замечена, и повторы стали предметом коллекционирования.

Виды методов контрольных вопросов

Методы контрольных вопросов развиваются и на их основе формируются новые подвиды. В частности, к ним относится метод SCAMPER и метод SUCCESS.

SCAMPER

S = Substitute? — Заменить?

C = Combine? — Комбинировать?

A = Adapt? — Адаптировать?

M = Modify? = Magnify? — Модифицировать? = Увеличить?

P = Put to other uses? — Предложить другое применение?

E = Eliminate or minify? — Устранить или уменьшить?

R = Revers? = Rearrange? — Поменять на противоположное? = Реорганизовать?

SCAMPER («пробежка, быстрый просмотр» — англ.) был предложен Бобом Эберле в основном для инженерных и управенческих задач. Может пригодиться и в рекламе.

SUCCESS

Вопросник SUCCESS — трансформация сообщения «Цепляющие идеи» (Sticky Ideas) Линды Локе (Linda Locke), бывшего креативного директора Leo Barnett Asia Pasific, на международном фестивале рекламы Golden Drum 2007.

S = Simply? — Моя рекламная идея простая?

U = Unexpected? — Неожиданная?

C = Concrete? — Содержит смешанный образ, то есть составленный из других образов?

C = Credible? — Правдоподобная?

E = Emotiomal? — Эмоциональная?

SS = StorieS? — Рассказывает историю?

Если все ответы «нет», значит, рекламе нечем зацепить аудиторию. Напротив, если имеется хотя бы один положительный ответ, можно рассчитывать на SUCCESS, то есть успех (англ.).

Контрольные вопросы рекламиста тоже допускают группировку, однако создателю рекламы, на наш взгляд, удобнее пользоваться общим списком, отражающим мир как целое.

Студенту важно уметь слушать. Но еще важнее – уметь задавать правильные вопросы, которые помогут получить нужный ответ. Иначе можно получить такой ворох лишней информации, которая забьет голову и не оставит места для полезных вещей, которые можно найти на нашем телеграм-канале.

Давайте вместе разбираться, что такое правильный вопрос, почему так важно уметь его составлять, а также какие виды вопросов бывают.

Правильный вопрос: какой он?

Правильно заданный вопрос не вынуждает собеседника отвечать. Грамотная формулировка делает так, что собеседнику самому захочется хорошенько подумать и дать ответ.

Считается, что способность поставить вопрос – одно из необходимых качеств умного и проницательного человека

Считается, что способность поставить вопрос – одно из необходимых качеств умного и проницательного человека

Почему так важно уметь задавать нужные вопросы? 

Дело в том, что нас окружает такой огромный объем информации, что если мы не научимся сортировать и принимать только важное, будет потрачено непростительно много времени и средств для поиска нужного.

Особенно важно это для бизнеса, ведь время – деньги. А задавая партнерам нужные вопросы, можно получить необходимые сведения, и в связи с ними выстраивать дальнейшую стратегию. Более того, задавать вопросы – значит проявлять к людям интерес, показыватя, что вы готовы уделить им время.

А вот неуместные и назойливые вопросы могут отпугнуть человека, заставить его «закрыться» и даже отказаться от сотрудничества.

Иммануил Кант был уверен, что ставить грамотные вопросы способны только умные и проницательные люди: «Бессмысленный вопрос требует бессмысленного ответа… Кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето»

Чего можно добиться правильным вопросом?

 Если правильно задать вопрос, он поможет достигнуть следующих целей:

  • пробудить интерес собеседника, дать ему возможность высказаться и предоставить нужную информацию;
  • повысить активность собеседника, вовлечь его в диалог;
  • управлять диалогом, направляя его в нужное русло;
  • удерживать инициативу в общении.

Спрашивать могут не все. Задавать вопросы – удел смелых людей, которые не боятся обозначить свою позицию, раскрыть собственную систему ценностей собеседнику.

Но чтобы грамотный вопрос возымел действие, задавать его нужно не спонтанно, а продумывать заранее.

Сам факт вопроса говорит собеседнику, что вы не просто проявляете интерес к теме, но и настроены на позитивное общение

Сам факт вопроса говорит собеседнику, что вы не просто проявляете интерес к теме, но и настроены на позитивное общение

Типы вопросов

Чтобы получить важную информацию, важно не просто поставить вопрос, но и продумать, как это сделать. Есть типы вопросов, на которые люди отвечают неохотно или неоднозначно.

Специалисты по риторике рекомендуют чаще задавать вопросы, а не произносить монологи. Ведь именно так можно подвести собеседника к нужному вам выводу, не навязывая собственных выводов. А это уже искусство!

Первое, что нужно сделать – разобраться в типологии, а затем уже заинтересовать собеседника и дать ему понять, что ответить развернуто – это дело чести.

Закрытый вопрос

Цель закрытого вопроса – получить однозначный ответ (да, нет). Например: «Вы достигли совершеннолетия?», «У вас есть водительские права?».

С помощью закрытого вопроса можно получить однозначную информацию: «Какой вуз вы окончили?» – «МГУ».

Особенность этого типа – точная и краткая формулировка, поэтому и ответ предполагается точный и краткий. Часто в начале вопроса стоит местоимение «Вы», вопросительное слово или вопросительная конструкция. Например: «Вы сказали, что…», «Не возражаете, если…?», «Сколько…?», «Вы были…?».

Такие вопросы постоянно всплывают в студенческой и деловой жизни. Но чрезмерное их употребление нежелательно, так как создается напряженная атмосфера. Они уменьшают маневренность беседы, и у собеседника может сложиться ощущение допроса.

Цель закрытого вопроса часто не в собственном получении информации, а скорее в получении согласия или подтверждения на полученные ранее данные. (Груз ожидается в четверг? – Нет, в пятницу.)

Открытый вопрос

Здесь уже не получится ответить кратко, так как открытый вопрос предполагает объяснение.

Узнать такие вопросы можно по вопросительным словам «почему», «зачем», «каким образом», «как вы думаете» и т.д. Такие формулировки позволяют получить более развернутые данные, выяснить настоящие мотивы собеседника.

Особенность таких вопросов в следующем:

  • собеседник обдумывает высказывание, постоянно пребывая в активном состоянии;
  • у собеседника появляется шанс отбирать информацию для оппонента на свое усмотрение;
  • открытый вопрос устраняет барьеры между собеседниками, снимает с оппонента ощущение сдержанности и замкнутости;
  • партнер не ощущает давления, так как понимает, что является обладателем важной информации, идей, предложений.

Но в открытом вопросе собеседник может уйти от четкого ответа, дав только ту информацию, которую посчитает нужным. Поэтому нужно быть готовым к дополнительным наводящим, второстепенным, основным и другим вопросам.

Наводящие вопросы

Их формулируют таким образом, чтобы подсказать собеседнику ответ, которого от него ожидают. По своему содержанию они делают очевидным ожидаемый ответ.

Например: «Вы же знаете, что это противозаконно?», «Разве это не противоречит уставу?».

В составе наводящих вопросов чаще всего есть слова-подсказки:

  • разве,
  • конечно,
  • ведь,
  • тоже,
  • не правда ли.

Есть также основные, второстепенные и последующие вопросы. Их можно продумать заранее или задать спонтанно. Цель таких вопросов – уточнить услышанное.

Альтернативные вопросы

Альтернативный вопрос – это открытый вопрос, который предлагает собеседнику несколько вариантов ответов или предлагает ему сказать свой.

Например: «Как вы стали юристом: осознанно выбрали профессию, пошли по стопам родителей или пошли за компанию с другом?»

Их используют, когда хотят разговорить собеседника. Но важно, чтобы все альтернативы были нейтральными, не задевали оппонента.

А вот для беседы с чрезмерно разговорчивым человеком рекомендуются закрытые вопросы

Название

Риторический вопрос

На такой вопрос не требуется прямой ответ. Его задают, когда хотят вызвать определенную реакцию: сделать акцент, заручиться поддержкой, напомнить о нерешенных проблемах.

Например: «Когда уже люди будут понимать друг друга?»

Важно, чтобы риторический вопрос был кратким, уместным, понятен всем присутствующим. Если в ответ звучит молчание, скорее всего, собеседник согласен и одобряет вашу точку зрения.

Переломный вопрос

Они удержат разговор в строго установленном русле или поднимут целый ряд проблем. С их помощью можно определить слабые места во мнении партнера.

Например: «Как вы видите пути развития вашей профессии?»

Такой вопрос уместен, если хотите плавно перейти с обсуждения одной проблемы на другую или когда почувствуете напряженность/сопротивление оппонента.

Вопрос для обдумывания

С его помощью можно подвести итоги беседы, тщательно проанализировать или прокомментировать сказанное ранее.

Например: «Сумел ли я вас переубедить в том, что…?», «Правильно ли я вас понял, что…?», «Думаете ли вы, что…?»

Его задают, чтобы создать атмосферу взаимопонимания, подвести итоги беседы. Он поможет собеседнику обдумать собственное мнение, создать благоприятную почву для аргументации по проблеме, дает возможность внести правки в свою позицию, если они возникли в ходе беседы.

Зеркальный вопрос

Заключается в повторении части утверждения собеседника с вопросительной информацией.

Он не опровергает утверждение оппонента и не противоречит ему, а вносит в беседу новые элементы для придания открытости диалогу. Это позволяет понять точку зрения собеседника.

Контрольный вопрос

Позволяет управлять вниманием собеседника, возвращает его на предыдущий этап беседы, проверяет, насколько он понял обсуждаемое.

Стоит отличать контрольные вопросы, которые ориентированы на факты (Кто? Что?), направлены на человека, его внутренний мир и поведение (Как? Зачем?).

Здесь важно, чтобы вы сами хорошо знали ответы на поставленные вопросы, иначе можно попасть в ловушку, получив ответный вопрос-капкан – такой же вопрос, который оппонент задаст вам.

Есть 4 разновидности контрольных вопросов, которые преследуют разные цели:

  1. Вопросы для проверки компетентности (практические). Здесь задают теоретические и практические вопросы, связанные с опытом и знаниями собеседника. Сложный практический вопрос может стать вопросом-капканом. Поэтому перед тем, как его задать, убедитесь, что сами знаете на него ответ. Примеры практических вопросов: «А что бы вы предприняли в такой ситуации?», «Каким образом можно осуществить это на практике?». Чаще всего прием практических вопросов встречается в сфере изучения естественных наук (географии, химии, физики, экологии). Их суть заключается в том, чтобы любые сведения и знания заземлить на практике
  2. Вопросы для демонстрации знаний. Они нужны, чтобы предоставить собеседнику возможность блеснуть знаниями, компетенцией. Их хорошо задавать, если собеседнику необходимо самоутвердиться, заслужить уважение.
  3. Провокационные вопросы. Их задают, если хотят поймать собеседника на противоречии между сказанным сейчас и ранее. На собеседованиях иногда пытаются ввести собеседника в состояние смущения, задавая провокационные вопросы. Цель – посмотреть, как собеседник выкручивается из ситуации, как он себя ведет в ситуации неудачи, может ли он признавать поражение, а иногда – вывести из равновесия и заставить думать в нестабильной обстановке.

Мы с вами выяснили, какие виды вопросов бывают. А наши практические советы помогли понять, как и когда их можно задавать. Остается только потренироваться: начните с одногруппников, а потом и на преподавателей можно переключиться.

Ну а чтобы от беседы с преподавателем не отвлекала плохо написанная контрольная или курсовая, заручитесь поддержкой сервиса помощи студентам. Они блестяще выполнят свою работу, а вам остается только «заговорить» экзаменатора.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти корреспондентский счет банка втб
  • Как найти реплей боя world of tanks
  • Как составить гороскоп для человека
  • Как найти работу формула математика
  • Как найти где телефон по номеру телефона

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии