Проект контракта по 44 ФЗ — памятка по содержанию
Проект контракта по 44-ФЗ является неотъемлемой частью документации и к его формированию следует подходить со всей ответственностью. Чем проще и лаконичней будет составлен проект, тем удобней с ним будет «работать» и заказчику и потенциальному поставщику.
Но, к сожалению, о простоте и удобстве работы в сфере госзакупок пока только слухи ходят, поэтому работаем с тем, что есть…
Законом о КС предусмотрены лишь ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ условия контракта (ст. 34), но его структуру заказчики определяют самостоятельно, это естественно ведет к тому, что ЕИС «наполнена» контрактами на любой вкус и вид.
Кстати, обратите внимание на сервис, который позволяет формировать закупочную документацию по 44-ФЗ автоматически с учетом актуального закона и десятков подзаконных актов! Попробовать можно бесплатно по нашему промокоду.
Но, если задаться целью и провести небольшое «исследование», то даже среди такого многообразия, можно выявить «базу» (прим.: в «исследовании» принимали участие «простенькие» контракты на поставку товара).
Итак, чаще всего заказчиками используются контракты со следующей структурой…
Преамбула
К этому разделу у Закона о КС нет никаких требований, поэтому тут все традиционно: сведения о месте и дате заключения контракта; наименование сторон; Ф.И.О., должности уполномоченных лиц; наименование документов, на основании которых уполномоченные лица подписывают контракт.
Отпечаток накладывает только основание для заключения контракта: в проекте предусматриваются строки для реквизитов протокола.
Раздел 1. Предмет контракта
Тоже ничего сверх естественного: предмет контракта, место и сроки поставки товара.
Многие заказчики пишут, что наименования, характеристики и цена за единицу указаны в Спецификации…
Раздел 2. Цена контракта и порядок расчетов
Это «любимый» раздел поставщиков, который содержит обязательное условие Закона о КС о том, что цена контракта должна быть твердой и определенной на весь срок исполнения контракта (ч. 2 ст. 34).
В редчайших случаях в контракте указывается ориентировочная цена либо формулу и максимальное значение цены (устанавливаются Правительством РФ).
При описании порядка расчетов помним о том, что сроки оплаты установлены законодательно и составляют:
при закупке у СМП – 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30);
при иных закупках – 30 календарных дней (ч. 13.1 ст. 34).
В этом же разделе указывается:
наименование приемочного документа (акта, накладной, иного документа), с даты подписания которого пойдет определение срока оплаты;
У многих заказчиков приемочным документом при поставке товара является Акт, разработанный и утверждённый в учреждении. Его образец прикладывается к контракту и является его неотъемлемой частью.
случаи изменения цены контракта в процессе его исполнения, «великодушно» предоставленные ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ, если такая возможность была предусмотрена документацией;
порядок формирования цены контракта или, проще говоря, то, что поставщик должен выполнить по контракту без дополнительной платы (доставка, погрузка, разгрузка, сборка, оказание консультаций и т.д.);
условие о том, что если контракт заключается с ЮЛ или ФЛ, зарегистрированным, в т.ч. как ИП, сумма к уплате будет уменьшена на размер платежей в бюджеты БС РФ, связанных с оплатой контракта (п. 2 ч. 13 ст. 34).
Раздел 3. Права и обязанности сторон
Очень важный раздел для обеих сторон, так как содержит описание того, что и кому должен. Закон о КС требований к разделу не предъявляет, поэтому составляется на усмотрение заказчика.
Чаще всего Заказчики вменяют себе в обязанности:
передачу поставщику необходимых для поставки товара сведений и документов;
оказание различных консультаций, связанных с исполнением контракта;
обеспечение оплаты;
осуществление контроля за исполнением контракта.
От поставщика требуется:
осуществить поставку.
Раздел 4. Порядок поставки и приемки
Этот раздел содержит ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ, с точки зрения закона, информацию о порядке и сроках приемки товара, которая, как правило, включает:
режим рабочего времени Заказчика, в течение которого товар может быть принят;
требования к упаковке;
срок и порядок проведения экспертизы поставленного товара на соответствие требованиям;
информацию о замене брака;
перечень оформляемых при приемке документов, сроки их подписания;
условие о том, с какого момента поставка считается осуществленной.
Раздел 5. Ответственность сторон
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ раздел, полностью основанный на ч. 5 Закона о КС и Постановлении Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.
Никаких вольностей в этом разделе быть не должно, ГЛАВНОЕ не забывать, что размер штрафа при закупках у СМП и СОНО будет отличаться от прочих.
Раздел 6. Порядок разрешения споров
В этом разделе Заказчики, как правило, делают акцент на то, что практически обо всем можно договориться. Но если уж совсем никакого прока от разговоров нет, разногласия будут решаться в Арбитражном суде.
Раздел 7. Порядок изменения и расторжения Контракта
Как известно, при заключении и исполнении контракта изменение существенных условий не допускается. Исключением являются случаи, содержащиеся в статьях 34 и 95 Закона о КС.
Итак, если документацией предусмотрено, то в данный раздел заказчики включают возможность:
увеличивать количество товара на сумму «сэкономленных» средств, без изменения цены за единицу измерения (на стадии заключения контракта) (ч. 18 ст. 34);
снижать цену контракта без изменения количества ТРУ (случай «из ряда вон», так как ни один поставщик делать этого не будет);
уменьшать или увеличивать объемы ТРУ на более чем на 10 %;
изменять условия контракта (цена, сроки, количество) в случае уменьшения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств.
В ряде случаев изменение условий контракта допускается на основании решения Правительства РФ (исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации)
Далее в проекте описывается, как данные изменения должны быть оформлены (в письменном виде, скреплены подписями и печатями).
Расторжение контракта заказчики допускают:
по соглашению сторон: производится сверка расчетов, подписывается соглашение о расторжении;
в связи с односторонним отказом: решение заказчик размещает в ЕИС (3 рабочих дня с даты его принятия) и «надлежащим образом» уведомляет поставщика, через 10 календарных дней контракт считается расторгнутым;
по решению суда.
Раздел 8. Обеспечение исполнения контракта
Чаще всего заказчики указывают здесь, что:
способ обеспечения поставщик выбирает сам (банковская гарантия или денежные средства);
размер обеспечения составляет…;
обеспечение предоставляется на весь срок действия контракта;
требования к банковской гарантии определены ст. 45 Закона 44-ФЗ;
денежные средства, внесенные поставщиком в качестве обеспечения, обязательно вернут в «назначенный день и час».
Раздел 9. Заключительные положения
«Скучный» раздел, повествующий о том, что:
стороны руководствуются законодательством РФ;
о смене реквизитов Стороны обязаны друг друга уведомлять (кстати, если в контракте не будет прописано, что на это надо составлять дополнительное соглашение, то вносить изменения в реестр контрактов не надо);
контракт действует до полного выполнения сторонами своих обязательств;
контракт составлен в форме электронного документа и подписан ЭЦП, поэтому никто никому в печатном виде его предоставлять не должен;
приложения являются неотъемлемой частью контракта.
Раздел 10. Реквизиты сторон
Тут все традиционно, за исключением того, что много заказчики оставляют поля для ОКПО поставщика и даты его постановки на учет в налоговых органах, чтобы проще потом было зарегистрировать контракт в ЕИС.
P.S. Сейчас много говорят о том, что закупки следует упрощать, так давайте начнем с малого и упростим свои контракты, даже в рамках требований Закона это вполне себе возможно…
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Понятие госконтракта
- Общий алгоритм заключения госконтракта
- Как заключить госконтракт по 44-ФЗ
- Что нового в обеспечении и исполнении госконтракта в 2019 году
- Как заключить госконтракт, если аукцион ушел в минус
- Как заключить госконтракт без торгов
- Как заключить госконтракт с физическим лицом
Как заключить госконтракт и не допустить при этом ошибок? Знание, что же это за соглашение и на какие законодательные нюансы оно опирается, позволит провести процедуру оформления грамотно.
Поскольку госконтракт – это разновидность договора, оформляемая в госзакупках, нужно также понимать, чем он отличается от стандартного договора. Итак, в чём суть данного документа и какой порядок действий он предполагает при своём подписания, мы расскажем далее.
Понятие госконтракта
Государственный контракт – это разновидность договора, который заключается в рамках госзакупок по 44-ФЗ. Заказчик оформляет данное соглашение, чтобы удовлетворить свою потребность в необходимых товарах и услугах.
Контракт может быть государственным, региональным или муниципальным. Это зависит от того, на каком уровне власти он оформляется. Муниципальные контракты подписывают органы местного самоуправления, государственные – федеральная власть или власти регионов РФ.
Заказчиками могут выступать:
- Местные органы самоуправления и госучреждения от имени муниципалитета.
- Органы государственной власти и организации, представляющие регион или РФ.
В качестве исполнителей могут быть физические лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. К подписанию госконтракта не допускаются офшорные организации. Некоторые виды бизнеса (в частности, малый бизнес) участвуют в госзакупках на льготных условиях.
Далее в таблице можно увидеть, чем госконтракт отличается от договора:
Исполнитель составляет соответствующий договор на исполнение госконтракта. Условия договора должны соответствовать контракту.
Общий алгоритм заключения госконтракта
Согласно ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, госконтракт заключается с участником, победившим в конкурсной закупке, или же с единственным подрядчиком. Чаще всего госконтракты оформляются на основе проведения торгов. Обе стороны договора должны соблюдать определяемые законом сроки подписания контракта.
Как заключить госконтракт на основе результатов электронного тендера? Ст. 83.2 44-ФЗ подразумевает следующие этапы:
- Выявляется победитель онлайн-торгов.
- Итоговый протокол заносят в систему.
- В течение 5 дней с момента размещения итогового протокола заказчик публикует в ЕИС проект договора без подписей. Еще на этапе конкурса потенциальные исполнители могут изучить данный документ. Это предусмотрено ч. 2 ст. 50 44-ФЗ. После того, как тендер завершился, в проект вносят корректировки, которые были оговорены в процессе торгов. Это касается сведений о подрядчике, продуктах, услугах и их стоимости.
- В течение 5 дней с момента размещения проекта победитель закупки должен подписать его. Если условия исполнителя устраивают, он ставит электронную подпись и публикует договор на предусмотренной для этого онлайн-площадке. Если подрядчиком вносятся поправки, то оформляется и публикуется протокол разногласий.
- После поставщика договор заверяет заказчик. На это ему дается 3 рабочих дня. Если был составлен протокол разногласий, то у заказчика также есть 3 дня, чтобы принять новые условия либо отказаться от них. В последнем случае ему необходимо также письменно обосновать причины отказа. После этого в течение 3 дней исполнитель должен подписать новый проект и опубликовать его в системе.
Датой подписи контракта по законодательству считается дата его оформления по 44-ФЗ.
Чем победителю торгов грозит признание его уклонившимся от заключения госконтракта?
- Подрядчика заносят в реестр ненадежных поставщиков, если недобросовестность его действий будет подтверждена. Если подписанию контракта с его стороны препятствовали технические причины, то в реестр его могут не включить.
- При наличии обеспечения исполнения контракта заказчик вправе удержать его.
- Заказчик имеет право требовать возмещения убытков через суд.
- Заказчик может подписать договор с конкурсантом, занявшим по результатам тендера второе место. Об этом говорится в ч. 14 ст. 83.2 44-ФЗ. После того, как победителя признали уклонившимся и занесли это в протокол, второму участнику в течение 5 дней должны предоставить проект договора. Отказ участника от подписания никаких последствий для него не несет.
Если заказчик со своей стороны допустил какие-либо нарушения в процессе заключения контракта, то исполнитель может подать на него жалобу в ФАС.
Как заключить госконтракт по 44-ФЗ: пошаговая инструкция
В России государственные закупки регулируются Федеральным Законом №44. Согласно правовым нормам, заключение госконтракта возможно в результате конкурса, аукциона, запроса котировок или предложений.
1. Как заключить госконтракт по 44-ФЗ?
В соответствии с 44-ФЗ, предприятие, желающее стать заказчиком, должно подходить под следующие условия:
- Организация, которая ежегодно проводит госзакупки на сумму более 100 000 000 рублей, должна иметь в своем составе подразделение, отвечающее за участие в тендерах и оформление извещений.
- Организация ведет планирование закупок. Планы рассчитываются на 3 года, их размещают в ЕИС для публичного просмотра.
2. Риски госзаказа
В ФЗ-44 существует ряд правил, регулирующих проведение электронных торгов и заключение госконтрактов.
Они связаны с антидемпинговой политикой. Теперь необходимо подтверждать добросовестность поставщика, назвавшего в ходе аукциона цену более чем на 25% ниже. Таким образом, по новым условиям подрядчик обязан предоставить обеспечение исполнения контракта. Сумма обеспечения должна быть в 1,5 раза больше суммы, указанной в извещении и документах заказчика. Если же размер НМЦК составляет не более 15 000 000 рублей, то надежность поставщика подтверждается минимум тремя ранее заключенными госконтрактами, и стоимость хотя бы одного из них должна быть равна цене, предложенной конкурсантом, или дороже на 20%.
Исполнение госконтракта подразумевает и некоторые риски. По законодательству, как заказчик, так и исполнитель могут подвергнуться санкциям.
Подписывая контракт, важно понимать, что указанная в нем сумма не может быть изменена в ходе реализации договора.
Самое большое количество госконтрактов заключается на уровне регионов РФ. Главные заказчики – это органы государственной власти.
3. Срок заключения госконтракта по аукциону в соответствии с 44-ФЗ
На сроки заключения госконтракта влияет разновидность закупки. Перед вами таблица со сроками подписания контракта поставщиком. Он всегда первым заверяет договор подписью. Только после него это может сделать заказчик.
Способы определения поставщика |
Когда заключается контракт |
Открытый онлайн-конкурс |
Контракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала конкурса |
Онлайн-конкурс с ограниченным участием |
Контракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала конкурса |
Двухэтапный онлайн-конкурс |
Контракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала конкурса |
Закрытый онлайн-конкурс |
Контракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала конкурса |
Электронный аукцион |
Контракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала аукциона |
Закрытый онлайн-аукцион |
Контракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала аукциона |
Запрос котировок в электронном виде |
Контракт заключается не раньше, чем через 7 дней с момента публикации |
Запрос предложений в электронном виде |
Контракт заключается не раньше, чем через 7 дней с момента публикации |
4. Исполнение государственного контракта
Чтобы заключить госконтракт по 44-ФЗ, исполнитель обязан предоставить заказчику обеспечение исполнения.
Обычно его сумма составляет 10-30% от НМЦК. Обеспечением может являться не только денежная сумма, указанная в контракте, но и гарантия банка. Чаще всего поставщики предоставляют именно её, так как в этом случае не требуется извлекать деньги из оборота, чтобы подтвердить свою надежность.
По 44-ФЗ подходят документы лишь тех банков, которые имеют лицензию на выдачу гарантий и включены в соответствующий реестр.
5. Идентификатор государственного контракта
Согласно ст. 6.1 Федерального закона №275 «О государственном оборонном заказе», все заключенные госконтракты должны иметь индивидуальные идентификационные номера.
Под этим кодом контракт заносят в реестр.
Номер состоит из 25 знаков. В каждом блоке номера зашифрована информация:
- идентификатор государственного заказчика;
- способ подтверждения надежности подрядчика, на основании которого подписан госконтракт;
- период действия контракта;
- порядковый номер контракта, который зависит от внутренней нумерации заказчика.
Идентификатор – это уникальный код, который никогда не повторяется. Его присваивают контрактам не только в области ГОЗ, но и в других отраслях.
О том, как присваивается ИГК договорам, не относящимся к сфере гособоронзаказа, поясняется в ст.5 ч.2 415-ФЗ.
Что нового в обеспечении и исполнении госконтракта в 2019 году
Чаще всего в документации конкурса указано о необходимости внести обеспечение исполнения контракта. Однако в соответствии со ст. 96 44-ФЗ, если это закупки или запрос котировок у единственного подрядчика, заказчик сам решает, выдвигать ли данное требование.
Если законом предусмотрено обязательное внесение обеспечения, то при заключении госконтракта это условие должно быть соблюдено. Таким образом, участник, победивший в закупках, обязан внести обеспечение до того, как контракт будет подписан.
Отсутствие обеспечения или его несоответствие требованиям конкурса влечет за собой признание заключенного госконтракта ничтожным. Если поставщик не предоставляет обеспечение в указанные сроки, то его считают уклонившимся от подписания контракта.
Зачем необходимо обеспечение исполнения контракта? Во-первых, поставщик, таким образом, подтверждает свою благонадежность. Во-вторых, если он нарушит условия договора, заказчик в качестве компенсации удерживает обеспечение.
В 2019 году появились нововведения, которые касаются обеспечения по госконтрактам. Теперь в торгах с преимуществами для СМП и субъектов НКО сумма обеспечения рассчитывается от цены контракта, а не от НМЦК.
Размер обеспечения должен быть равен авансу или больше. Чтобы не вносить обеспечение, поставщик может подтвердить свою надежность, предоставив документы, из которых следует, что ранее он успешно исполнил три заключенных госконтракта. Общая сумма этих контрактов должна быть не менее НИЦК.
Кроме того, в 2019 году был установлен срок для возврата обеспечения поставщику: не позднее 30 дней после выполнения всех условий контракта. Если речь идет о торгах с преимуществом для СМП, то крайний срок возврата – 15 дней после исполнения договора.
Какой срок должен быть у банковской гарантии, стороны решают сами. Однако она должна действовать не менее 30 дней после выполнения контракта.
В июле 2019 года внесены изменения в правила замены обеспечения. По новым условиям, если гарант лишился лицензии на финансовые операции, то подрядчик обязан предоставить другое обеспечение. Это необходимо сделать в течение месяца после того, как заказчик был об этом проинформирован. Если подрядчик не успел к сроку, ему начисляют пени. Расчет происходит в соответствии с ч. 7 ст. 34 44-ФЗ, то есть по тем же правилам, что действуют в случае неисполнения обязательств по госконтракту.
Изменения затронули и уменьшение обеспечения. Если у банка была отозвана лицензия, то поставщик, предоставляя новую гарантию, имеет право на уменьшение суммы обеспечения. Также изменился способ обеспечения, а исполнение контракта должно быть прописано в договоре поэтапно.
Государственные заказчики с июля 2019 года имеют право требовать от поставщиков банковскую гарантию или обеспечение в виде денежных средств, если контракт подразумевает гарантийные обязательства.
44-ФЗ не регулирует сроки действия заключенных госконтрактов. Они устанавливаются в зависимости от условий закупки и её предмета. Даже если срок контракта подошел к концу, он имеет свою силу до исполнения всех условий, оговоренных в нем.
После того, как контракт был подписан, проводятся определенные процедуры, установленные законодательством:
- Прием продукции или услуги, проверка товара на соответствие заявленному качеству.
- Внесение заказчиком оплаты за поставку товара или выполнение услуги, а также исполнение иных договоренностей.
- Действия заказчика и подрядчика, если изменились условия госконтракта или он был расторгнут по правилам ст. 95 44-ФЗ.
Чтобы определить качество выполненных услуг, заказчик может пригласить специальных экспертов, которые выдадут заключение. Затем оно размещается в ЕИС для открытого просмотра.
Как заключить госконтракт, если аукцион ушел в минус
Федеральное законодательство разрешает в рамках онлайн-аукциона предлагать цену ниже нуля. В ч. 23 ст. 68 Закона № 44-ФЗ говорится о том, если во время онлайн-торгов стоимость госконтракта уменьшается до половины процента от первоначальной суммы или ниже, то аукцион проводится на право заключить контракт. И в этом случае заказчику в ходе аукциона следует увеличивать цену контракта. Закон № 44-ФЗ устанавливает следующий порядок проведения такого аукциона:
1) стоимость контракта в ходе аукциона не должна превысить 100 000 000 рублей;
2) конкурсант не имеет права предлагать цену выше максимально допустимой для этого поставщика. Предельная сумма указывается в решении об одобрении или о совершении по итогам торгов сделок от имени участника аукциона;
3) сумма обеспечения исполнения заключенного госконтракта зависит от начальной стоимости контракта, которая прописана в извещении о проведении конкурса.
Согласно этим правилам, победителем торгов является подрядчик, предложивший самую большую цену за право заключить контракт. Кроме того, его заявка на участие в конкурсе должна соответствовать нормам документации, о которых упоминается в ч. 13 ст. 69 Закона № 44-ФЗ.
В такой ситуации контракт оформляется лишь после того, как победитель внес на предназначенный для этого счет денежную сумму, равную предложенной им заказчику за право заключить контракт. Также подрядчик обязан предоставить обеспечение исполнения контракта.
В проекте контракта заказчиком подтверждается право исполнителя заключить контракт по предложенной им цене, а также необходимо прописать схему расчета штрафов в случае ненадлежащего исполнения.
В реестре контрактов указывается не стоимость договора, а делается отметка «право заключить контракт».
Как заключить госконтракт с физическим лицом
Иногда заказчикам приходится сталкиваться с тем, что победителем аукциона становится физическое лицо. Конечно, такие ситуации достаточно редки, да и суммы контрактов, как правило, маленькие. Но все же Закон № 44-ФЗ регулирует подобные отношения, устанавливая для них определенные правила.
Итак, как заключить госконтракт с гражданином?
- Физическое лицо или индивидуальный предприниматель?
В реальности лишь небольшое количество заказчиков понимают, в чем заключается отличие индивидуального предпринимателя от физического лица. Для многих эти понятия равноценны. Конечно, такое представление ошибочно.
Гражданский Кодекс РФ обязывает физическое лицо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если его деятельность можно охарактеризовать следующим образом:
- имеются стабильные связи с поставщиками и клиентами;
- имущество приобретается или производится с целью получения дохода;
- существуют взаимосвязи между сделками, заключенными за конкретный период.
Это далеко не полный перечень признаков, на основании которых физическое лицо признается предпринимателем.
- Варианты заключения контракта с физическим лицом
Заключить договор с физическим лицом можно в результате конкурса или напрямую. Это регламентируется положениями ст.93 Закона 44-ФЗ. Законом такие сделки не ограничиваются.
Обычно речь идет о небольших суммах, поэтому они регулируются п.4-5 ст.93 Закона № 44-ФЗ. Редко, но бывают ситуации, когда стоимость контракта достаточно велика, а исполнителем выступает физическое лицо. Вот эти случаи:
- услуги, связанные с творческой деятельностью;
- услуги по проведению экскурсии;
- услуги преподавателя.
Физические лица также могут принимать участие в закупках. Но комиссия должна понимать, что к заявке от такого конкурсанта предъявляются иные требования.
- Особенности заявки физического лица на участие в закупке
Для каждого вида закупок существует своя форма заявки. Мы опустим эти подробности и расскажем лишь о том, какие особенности имеет заявка на участие в аукционе от физического лица.
В частности, гражданин указывает не название организации и ее местонахождение, а свои фамилию, имя, отчество и адрес проживания. Выписку из ЕГРЮЛ гражданин предоставить не может, поэтому он прикладывает копии документов, подтверждающих личность.
Несколько слов об ИНН. По закону его необходимо указывать лишь учредителям юридических лиц, поэтому комиссия конкурса не может требовать этого от физического лица.
- Учет НДФЛ при заключении контракта с физическим лицом
При заключении госконтракта с физическим лицом, которое не является предпринимателем, учитывается НДФЛ. Часть 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ определяет, что стоимость контракта не должна быть больше суммы НДФЛ.
Однако зачастую данное требование заказчики игнорируют. В отличие от комиссии, которая строго следит за его соблюдением.
- Гражданско-правовые или трудовые отношения?
Иногда проверяющие органы считают заключенный госконтракт с физическим лицом трудовым договором. Чаще всего это происходит, если действия подрядчика регламентируются внутренним распорядком предприятия, которое является заказчиком. И заказчик же определяет, как должна быть оказана услуга.
Если комиссия сомневается в том, что отношения являются гражданско-правовыми, и заказчик не может представить соответствующие доказательства, то проверяющие органы будут вправе признать договор трудовым.
Как заключить госконтракт без торгов
- Общие положения
Госзаказчики могут заключать самые разные сделки. Среди них встречаются и контракты в области внешней экономической деятельности. Существует отдельное понятие, характеризующее такую сделку. Важно понимать, что прямые контракты ВЭД и прямые закупки по 44-ФЗ – это абсолютно разные вещи. Прямой контракт ВЭД – это договор российского импортера напрямую с производителем продукции. Поэтому такие контракты больше относятся к таможенному законодательству, чем к контрактной системе.
Прямой контракт по 44-ФЗ – это закупка продукции у единственного подрядчика без проведения конкурса. Данная процедура является предметом ст. 93 44-ФЗ. Существует два типа соглашений:
- на сумму не более 100 000 руб.;
- на сумму до 400 000 руб.
Если это малая закупка, то заказчику нет необходимости обосновывать нецелесообразность проведения конкурса, чтобы определить подрядчика, цену госконтракта и другие условия.
В таком случае размещать сведения о такой закупке в ЕИС необязательно. Но заказчику нужно занести всю информацию в журнал регистрации договоров и сохранить документы. Ведь по окончании финансового года все закупщики отчитываются по госконтрактам, а отчеты публикуются в ЕИС.
С 01.03.2019 появился ЕАТ «Березка» — единый агрегатор торговли для малых закупок и госконтрактов на предоставление лекарств по решению лечебной комиссии. Эта платформа позволяет органам исполнительной власти федерального уровня и казенным учреждениям их ведомства оформлять прямые контракты. Это не относится к силовым структурам, которые проводят закупки тем же способом, что и раньше.
Если того требуют специальные акты на уровне муниципалитета или субъектов РФ, региональные и муниципальные закупщики должны заключать госконтракты через агрегатор.
Агрегатор «Березка» доступен на сайте agregatoreat. Теперь здесь можно не только заключить контракт до 100 000 рублей (в соответствии с ч. 4 ст. 93) и до 400 000 рублей (в соответствии ч. 5 ст. 93), но и провести закупку лекарственных средств на сумму 200 000 рублей, что регламентировано ч. 28 ст. 93.
- Прямые контракты до 100 000 рублей
Соглашение до 100 000 рублей можно заключить, если за год объем закупок по этому основанию составляет не более 50 000 000 рублей. Эти ограничения не распространяются на мероприятия, которые закупщики проводят для того, чтобы обеспечить муниципальные потребности сельских поселений.
Важно понимать, что для заключения госконтракта на сумму до 100 000 рублей необходимо включить в него основание, по которому закупщик оформляет заказ. В этом случае основанием считается п. 4 ч. 1. ст. 93 44-ФЗ.
- Прямые контракты до 400 000 рублей
В таких закупках могут участвовать государственные или муниципальные учреждения культуры, деятельность которых связана с сохранением и популяризацией объектов культуры и истории. Также закупки такого рода могут осуществлять государственные или муниципальные образовательные учреждения, перечень которых есть в п. 5 ч. 1 ст. 93. Сумма госконтракта не должна составлять более 400 000 рублей, а годовой объем закупок не должен превышать 20 000 000 рублей и быть на 50% больше, чем СГОЗ.
Важно понимать, что если закупщик превысит указанные рамки, то его могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ. Минимальный штраф, который грозит нарушителю, – 30 000 рублей. Чтобы не попасть в такую ситуацию, заказчик должен следить за потраченной суммой и фиксировать договоры такого рода в отдельном реестре.
Как заключить госконтракт в соответствии с этими правилами? Закупщик устанавливает предмет заказа, его стоимость и условия договора. Далее он предоставляет изложенные требования потенциальному подрядчику. Если последний согласен с условиями, то стороны переходят к подписанию госконтракта.
Итоговые нюансы заключения госконтракта 
Каковы же главные условия госконтракта по 44-ФЗ?
- Объектом контракта является продукция, услуги или работы, которые приобретает закупщик. Объект должен быть прописан очень четко и подробно.
- Стоимость госконтракта.
- Сроки действия контракта и варианты оплаты.
- Сроки оказания услуг, выполнения работ или поставки товаров.
- Ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта.
Заключенный госконтракт имеет 2 экземпляра (по одному для каждой из сторон), выполненных в письменной форме.
Прочие условия, в которых можно оговорить порядок оплаты, аванс или обеспечение исполнения, заказчик и исполнитель определяют самостоятельно.
В этом году прямые закупки по 44-ФЗ набирают популярность из-за коротких сроков проведения и сумм сделки до нескольких миллионов рублей. Но у таких процедур есть особенности проведения.
Общие положения
Прямые госконтракты по 44-ФЗ регулируются статьей 93. В этой статье указано, на какую сумму можно заключить договор без проведения торгов по 44-ФЗ:
- до 600 000 руб. (п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- до 3 млн руб. (ч. 12 ст. 93 44-ФЗ).
Подробнее:
- закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ;
- классификатор госзакупок у единственного поставщика;
- как проводить госзакупки малого объема до 3 млн рублей с 01.04.2021: новые разъяснения Минфина;
- до конца 2022 года будут действовать дополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика.
При проведении малой госзакупки специалист не составляет обоснование для прямого контракта по 44-ФЗ. Не составляется ни обоснование невозможности (нецелесообразности) иных способов определения поставщика, ни обоснование цены контракта и иных существенных условий. Размещение информации в ЕИС о такой госзакупке не является обязательным, но заказчику рекомендуется вести журнал регистрации договоров и хранить всю документацию.
С 01.03.2019 заработал единый агрегатор торговли для закупок малого объема и госзакупок лекарств по решению врачебной комиссии. Название этой платформы — ЕАТ «Березка». На ней заключают прямые контракты органы исполнительной власти федерального уровня, в том числе и казенные учреждения, которые находятся в их ведении. Что касается силовых ведомств, то они попали под исключения и проводят закупки по-старому.
Региональные и муниципальные заказчики обязаны использовать агрегатор, если это предписано специальными актами регионального или местного уровней.
«Березку» посадили на домен agregatoreat.ru. Наряду с контрактами до 600 000 (в рамках п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ), на «Березку» перенесли закупки лекарств с суммой договора по 44-ФЗ без конкурса до 1 000 000 руб. — по п. 28 ч. 1 ст. 93.
Подробнее:
- как настроить ЕАТ для госзакупок: пошаговая инструкция;
- как зарегистрироваться в ЕАТ «Березка»: пошаговая инструкция;
- как работать в ЕАТ «Березка»: пошаговая инструкция;
- как провести закупочную сессию и как создать прямой контракт на площадке по закупкам ЕАТ «Березка».
Еще одна из популярных платформ для проведения прямых закупок — портал поставщиков.
Особенности заключения прямых госконтрактов
В п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ указано, на какую сумму можно заключать прямые договоры по 44-ФЗ в 2023 году, — до 600 000 рублей. А годовой объем закупок по этому основанию — не выше 2 млн руб. или не превышает 10% от СГОЗ и составляет не более 50 млн руб. Эти ограничения годового объема недействительны для процедур, проводимых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
Еще одно основание для заключения прямого госконтракта — п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. По этому основанию проводят закупки заказчики, которые являются государственным или муниципальным учреждением культуры, основная деятельность которых — сохранение и популяризация объектов культурного наследия и иные государственные или муниципальные образовательные учреждения и иные учреждения. Сумма одного договора не должна превышать 600 000 рублей, а максимальная сумма закупок по прямым договорам не должна превышать 50% от СГОЗ и составлять более 30 млн руб.
Образец прямого контракта
Вот пример государственного контракта без торгов, который заключен на ЕАТ «Березка».
Герценберг Анастасия
Другие статьи автора
Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить
Материалы, которые могут вас заинтересовать
Путеводитель по спорам в сфере закупок. Вопросы применения ст. 34
1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 01.04.2020 N 98-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
9.1. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
(часть 9.1 введена Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ)
10. При проведении конкурсов допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ, в том числе на выполнение составляющих один предмет контракта двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, на выполнение работ (оказание услуг) по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации информационных систем, на поставку программно-аппаратных средств и информационно-коммуникационного оборудования с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При осуществлении закупки двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта, начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение таких работ является одинаковой и начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до 01.01.2022, применяются в части, не противоречащей данному Закону (в ред. ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ), до утверждения Правительством РФ в соответствии с ч. 11 ст. 34 типовых условий контрактов.
11. Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
(часть 11 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.
13. В контракт включаются обязательные условия:
КонсультантПлюс: примечание.
П. 1 ч. 13 ст. 34 (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.
1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 24.04.2020 N 124-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
(часть 13 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если:
1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;
2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;
(в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;
4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
(часть 13.1 в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. В контракт могут быть включены условия:
1) о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 — 11, 13 — 19, 21 — 23 и 25 статьи 95 настоящего Федерального закона;
2) об удержании суммы неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю).
(часть 14 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктом 1, пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 — 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 — 9, 11 — 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
(см. текст в предыдущей редакции)
16. Заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В контракте должна содержаться стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта, включающая:
1) стоимость товара или работы (в том числе при необходимости стоимость работ по подготовке проектной документации, стоимость работ по созданию товара);
2) стоимость последующих обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.
(часть 16 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(часть 16.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 365-ФЗ)
16.2. Предметом контракта могут быть одновременно консервация, ремонт, реставрация, приспособление объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации для современного использования, включая научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению такого объекта, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
(часть 16.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
16.3. В случае включения в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки типовой проектной документации предметом контракта могут быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий и выполнение работ по строительству объекта капитального строительства.
(часть 16.3 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки определены дополнительные условия его исполнения, в том числе не связанные с предметом контракта, такие условия подлежат включению в контракт.
(часть 17 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
18. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
19 — 21. Утратили силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.
(часть 22 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
24. Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
25. В случае непредоставления заказчику указанной в части 23 настоящей статьи информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.
26. В контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
27. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 502-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
28. В контракт включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.
(часть 28 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
29. Правительство Российской Федерации вправе определить:
1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;
2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
(часть 29 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
29.1. При осуществлении закупки работ, услуг, указанных в пунктах 3 — 5 части 4 статьи 48 настоящего Федерального закона в контракт может быть включено условие о выполнении подрядчиком работ, об оказании исполнителем услуг самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом.
(часть 29.1 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 70-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
30. Если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
(часть 30 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 502-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Определение существенных условий контракта звучит в гражданской кодексе следующим образом:
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение
Статья 432. Гражданский кодекс РФ.
В самом ГК в качестве существенных условий перечислены: предмет, цена и сроки
Статья 34 Закона № 44-ФЗ расширяет данный список:
Условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.
Условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги. При этом Законодатель определил эти сроки: срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 7 (конкурентная закупка), 10 (едпоставщик) дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством РФ.
Условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом
Условия о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств
В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа
Об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком
В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 — 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае заключения контракта с СМП и СОНО такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
В контракт включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов.
ПОСЛАБЛЕНИЯ К КОНТРАКТАМ
При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктом 1, пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 — 53 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, требования частей 4 — 9 (ответственность), 11 — 13 настоящей статьи (сроки оплаты, приемки) заказчиком могут не применяться к указанному контракту.
В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок.
Отдельные условия для контрактов:
Заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.
При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.
Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.
Условия при превышении цены контракта, установленной Правительством Российской Федерации
- В контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
- Информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
- В случае непредоставления заказчику указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.
Также Правительство Российской Федерации вправе определить:
1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;
2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.