Как составить композиционную схему к сказке

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петрушинская средняя общеобразовательная школа» Литературное чтение.  2 класс Композиционные части сказки Учитель начальных классов Белозёрова Нина Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петрушинская средняя общеобразовательная школа»

Литературное чтение. 2 класс

Композиционные части сказки

Учитель начальных классов Белозёрова Нина Александровна

Доводи начатое дело до конца.

Доводи начатое дело до конца.

Сказки о животных Бытовые сказки Волшебные сказки

Сказки о животных

Бытовые сказки

Волшебные сказки

Законы волшебных сказок Борьба добра и зла. Сказочные события(дорога, задания, отгадывание загадок, битва и т. д.) Сказочные числа, повторы. Волшебные предметы. Положительные и отрицательные герои Особая композиция

Законы волшебных сказок

  • Борьба добра и зла.
  • Сказочные события(дорога, задания, отгадывание загадок, битва и т. д.)
  • Сказочные числа, повторы.
  • Волшебные предметы.
  • Положительные и отрицательные герои
  • Особая композиция

Как строится сказка присказка Это присказка, а вот – сказка чередом пойдет Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. зачин основная часть концовка

Как строится сказка

присказка

Это присказка, а вот – сказка чередом пойдет

Скоро сказка сказывается,

да не скоро дело делается

Ритмически организованная прибаутка,

предшествующая зачину в сказках.

зачин

основная часть

концовка

Присказки Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох… Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом. Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт. А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.

Присказки

  • Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
  • В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
  • Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
  • Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
  • Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
  • А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.

Как строится сказка  присказка    В некотором царстве, в некотором государстве … зачин Жили-были … Зачин – начало сказки, он бывает различным (коротким или длинным). Зачин рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке  основная часть концовка

Как строится сказка

присказка

В некотором царстве,

в некотором государстве …

зачин

Жили-были …

Зачин – начало сказки, он бывает

различным (коротким или длинным).

Зачин рассказывает о том,

где происходило действие, когда и

какие герои будут в сказке

основная часть

концовка

Зачины За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Жили-были… В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве… В тридесятом царстве, небывалом государстве…

Зачины

  • За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было…
  • В некотором царстве, в некотором государстве…
  • В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
  • Жили-были…
  • В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
  • В тридесятом царстве, небывалом государстве…

Как строится сказка присказка зачин Ключевые события:  - странствие героя;  - встреча героя  с друзьями и врагами;  - бегство, погоня;  - победа героя  и т.д. основная часть концовка

Как строится сказка

присказка

зачин

Ключевые события:

— странствие героя;

— встреча героя

с друзьями и врагами;

— бегство, погоня;

— победа героя

и т.д.

основная часть

концовка

Как строится сказка присказка Концовка – это последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем, но еще чаще и обращение к слушателю, или рассказ сказочника о самом себе. зачин основная часть концовка И я там был, мед-пиво пил. И стали жить-поживать и добра наживать

Как строится сказка

присказка

Концовка – это последние слова сказки,

завершение, рассказ о том,

чем закончилась история,

рассказанная сказителем,

но еще чаще и обращение к слушателю,

или рассказ сказочника о самом себе.

зачин

основная часть

концовка

И я там был,

мед-пиво пил.

И стали жить-поживать

и добра наживать

Концовки Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто! Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку. Вот вам сказка, а мне бубликов связка. Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца. Стали жить-поживать – добра наживать. И сейчас живут – хлеб жуют Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Концовки

  • Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
  • А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
  • Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
  • Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
  • Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.
  • Стали жить-поживать – добра наживать.
  • И сейчас живут – хлеб жуют
  • Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Рефлексия. Сегодня на уроке я узнал … На этом уроке я похвалил бы себя за … После урока мне захотелось … Сегодня я сумел…

Рефлексия.

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • На этом уроке я похвалил бы себя за …
  • После урока мне захотелось …
  • Сегодня я сумел…

Назови героя сказки «Никита Кожемяка»

Назови героя сказки

«Никита

Кожемяка»

Назови героя сказки «Кощей  Бессмертный»

Назови героя сказки

«Кощей

Бессмертный»

Назови героя сказки «Василиса  Прекрасная»

Назови героя сказки

«Василиса

Прекрасная»

Назови героя сказки - Злосчастие» «Горе

Назови героя сказки

— Злосчастие»

«Горе

Назови героя сказки «Иванушка - дурачок»

Назови героя сказки

«Иванушка

— дурачок»

Назови героя сказки «Жар - птица»

Назови героя сказки

«Жар —

птица»

Назови героя сказки «Гуси - лебеди»

Назови героя сказки

«Гуси

— лебеди»

Назови героя сказки «Баба   Яга»

Назови героя сказки

«Баба

Яга»

Медведь Заяц Щука

Медведь

Заяц

Щука

Волшебные предметы

Волшебные предметы

Схема волшебной сказки 1. Нарушение запрета. 2. Испытание. 3.Поиски помощников, спасительной магии. 4. Борьба со злыми силами. 5. Спасение.

Схема волшебной сказки

1. Нарушение запрета.

2. Испытание.

3.Поиски помощников, спасительной магии.

4. Борьба со злыми силами.

5. Спасение.

Художественные приемы, используемые в сказках 1.Постоянные эпитеты 2.Сравнения 3.Троекратные повторы

Художественные приемы, используемые в сказках

1.Постоянные эпитеты

2.Сравнения

3.Троекратные повторы

Сочинить волшебную сказку Задания по выбору Составить кроссворд «В мире сказок» Нарисовать иллюстрацию к любимой русской народной сказке

  • Сочинить волшебную сказку

Задания по выбору

  • Составить кроссворд «В мире сказок»
  • Нарисовать иллюстрацию к любимой русской народной сказке

На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел…

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

Скачать материал

Скачать материал

  • Сейчас обучается 351 человек из 64 регионов

  • Сейчас обучается 31 человек из 19 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 265 773 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

    «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

    Тема

    Устное народное творчество

    Больше материалов по этой теме

Другие материалы

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Ктп по литературному чтению

  • Учебник: «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
  • 12.09.2021
  • 166
  • 1

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

  • 11.09.2021
  • 151
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

Сказка

Рассказываем, что такое сказка. Показываем, как сочинить сказку, выполняя проект «Сочиняем сказку». Разбираем приемы сочинения сказки.

Сказка и виды сказок

Что такое сказка?

Сказка — это эпический жанр народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях с элементами фантастики, магии, волшебных событий. Сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать. В каждой истории есть мораль, через такие сюжеты люди высказывали свой взгляд на добро и зло, нормы морали, ценности.

Черты сказки:

  • Противостояние добра и зла – в основе сюжета. Положительные герои (спящая красавица, Иван-дурак, Иван-царевич и пр.) олицетворяют представление людей о высокой морали, справедливости, истинной красоте и пр. Отрицательные персонажи (злая мачеха, Кащей Бессмертный и пр.) обычно символизируют темные силы, чуждые человеку.
  • Устойчивые фразы используются в тексте. Например, в начале повествования часто встречаем «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», в конце — «Стали они жить-поживать и добра наживать», «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
  • Волшебство наполняет события. Зачастую главный герой или его помощники наделены особыми способностями либо используют чудесные предметы, прибегают к помощи волшебных животных.
  • Хорошие герои обязательно побеждают плохих, а зло всегда получает по заслугам.

Какие есть виды сказок?

Сказка сказке рознь. По характеру может быть:

  • Волшебная сказка
  • Сказка о животных
  • Бытовая сказка

На практике одно произведение может объединять в себе элементы каждого вида, особенно если говорить о литературной (авторской) сказке.

Композиция (структура, схема) и признаки сказки

Композиция сказки

Сказки обычно начинаются с «зачина». Дальше композиция не отличается от таковой в других произведениях литературы:

  1. Зачин (например, «В некотором царстве, в некотором государстве», «Жили-были»).
  2. Завязка.
  3. Развитие действия.
  4. Кульминация.
  5. Развязка.
  6. Концовка (не всегда, например, у Пушкина: «И я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил».).

О том, как написать волшебную сказку читайте здесь.

Признаки сказки

При сочинении сказки необходимо помнить о признаках сказки:

  • в сказке должен быть зачин и присказка,
  • троекратные повторы слов героев и повторы ситуаций (например, Иван-царевич трижды выходит на бой с чудом-юдом на реке Смородине, старик трижды забрасывает невод в море.),
  • особый распевный язык сказки,
  • герои, наделенные свойствами,
  • добро должно победить зло,
  • сказка должна учить хорошему, доброму,
  • в конце сказки должен быть вывод.

Как сочинить сказку?

Как сочинить оригинальную сказку?

  1. Выберите тему сказки. Исследуйте выбранную тему в своей сказке. Следует писать о теме, которая близка лично вам или к которой можно подступиться с неожиданной стороны.
  2. Выберите необычное место действия. В большинстве сказок события происходят в выдуманном мире, который сочетает в себе реальность и магию. Попробуйте написать о реальных окрестностях, но привнесите магические элементы, чтобы сделать место причудливым и необычным.
  3. Придумайте интригующее начало. В основном все сказки начинаются словами «Однажды …» или «Давным-давно…». Можно выбрать как стандартное начало, так и более оригинальный вариант. К примеру, начните так: «Жила-была одна девочка…». В первой строчке текста познакомьте читателей с персонажами или местом действия. Благодаря этому они сразу заинтересуются сюжетом и перенесутся в выдуманный мир.
  4. Придумайте необычных героев. В каждой сказке есть герои, за судьбу которых читателю следует переживать. Обычно героем становится простой человек, который меняется или обретает новые силы в результате сказочного события. Попробуйте наделить своих героев необычной силой или способностями, которые помогут им победить злодея.
  5. Определите злодея. В каждой сказке есть злодей, который представляет темную сторону. Злодей может быть волшебным созданием или властным человеком с необычными способностями. Такой злодей обычно вступает в конфликт с главным героем и мешает ему достичь поставленной цели.
  6. Используйте простой и понятный язык. Обычно сказки предназначены для всех возрастных групп — от малышей до взрослых. Язык сказки должен быть простым и понятным читателю. Не следует использовать длинные и перегруженные предложения или сложные и труднопроизносимые слова. В сказках все внимание обычно уделяется персонажам, обстановке и сюжету. Язык уходит на второй план и уступает место волшебным элементам истории.
  7. Придумайте мораль. Сказки учат читателя новому, преподают воспитательный урок. Мораль не всегда должна быть очевидной или выраженной словами, но старайтесь достучаться до каждого читателя посредством персонажей, сюжета, окружающей ситуации.
  8. Придумайте счастливую развязку. Обычно сказки имеют счастливый конец, когда все проблемы и невзгоды остаются в прошлом. Герой получает желаемое и побеждает злодея или злодей получает ценный урок и превращается в хорошего человека. Придумайте счастливую концовку, чтобы читатель остался доволен сказкой.

Как сочинить сказку на новый лад?

  1. Выберите существующую сказку. Перечитайте свою любимую сказку и придумайте, как ее можно изменить. Возьмите такую сказку, которая всегда вас увлекала или не давала покоя. Важно, чтобы она стала хорошей основой для современной истории.
  2. Используйте новый или другой взгляд на события. Расскажите историю так, как бы ее мог видеть второстепенный или совсем незначительный персонаж сказки. Например, перепишите «Красную Шапочку» от лица бабушки.
  3. Введите нового персонажа и опишите события, увиденные его глазами.
  4. Измените место действия. Возьмите оригинальное место действия из сказки и превратите его в современный или далекий мир. Поместите персонажей и сюжет в совершенно новую обстановку, чтобы увлечь читателя ощущением новизны.
  5. Измените главных героев. Добавьте главным героям новые аспекты личности. Сделайте их более реальными или глубокими. Превратите уже известных персонажей в новых действующих лиц со своими особенностями.
  6. Расширьте или измените существующий сюжет. Возьмите известную сказку и придумайте новое начало или конец. Используйте существующий сюжет в качестве отправной точки и внесите любые изменения, которые посчитаете нужными.
  7. Читайте примеры других вариаций. В современной литературе существует немало вариаций на тему известных сказок. В них часто меняется известное место действия или героями становятся другие персонажи.

Конкурс сочинений

Какая последовательность частей волшебной сказки?

От других сказок волшебная сказка обычно отличается своей предопределенной структурой. С небольшими вариациями волшебная сказка состоит из следующих частей:

  • Присказка. Подготавливает слушателя, настраивает его на особый лад. Встречается не во всех сказках.
  • Зачин. Описывает главных героев, место и время действия.
  • Завязка. Начало развития сюжета сказки, описание основного конфликта, который должен разрешиться в течение сказки.
  • Развитие сюжета. Обычно самая объемная часть сказки, где описывается путь героев для достижения своей цели.
  • Кульминация. Переломный момент в развитии сюжета.
  • Развязка. В этой части описываются завершающие события, которые разрешают основной конфликт героев.
  • Концовка. Заключительная часть сказки, в которой обычно повествуется о том, что происходило с героями дальше.
  • Конечный присказ. Присутствует не во всех сказках. Завершает повествование, возвращая слушателя в реальный мир.

система выбрала этот ответ лучшим

Nelli­4ka
[114K]

5 лет назад 

Структура волшебной сказки может немного различаться, но три составляющие присутствуют всегда. Это:

1) зачин, т.е. некое введение в сказку. Оно связано по смыслу с сюжетом, представляет собой набор устоявшихся сказочных выражений (жили-были, в некотором государстве и т.д.). Перед зачином может быть присказка, она не связана с сюжетом сказки, но она настраивает читателя на соответствующий лад;

2) содержание сказки. Здесь перед нами предстают положительные и отрицательные герои, происходят некие сказочные действия. Положительные герои часто проходят через какие-то испытания, которые цикличны (имеют троекратное повторение);

3) окончание или концовка сказки, здесь мы видим чаще всего счастливую развязку сюжета (для положительных героев, конечно), а также урок сказки, т.е. ее мораль, поучительный вывод.

Если вам зададут в школе написать волшебную сказку самостоятельно, думаю, вам обязательно пригодится такая схема-подсказка:

Алиса в Стран­е
[364K]

3 года назад 

В сказке, в том числе и в волшебной,и даже особенно в волшебной, присутствует так называемые присказка, зачин, основная часть и концовка, у каждой из этих частей есть своя роль, которую она выполняет в сказке. В основной части сказки разворачиваются основные ее события. Может быть также подготовительная часть, которая идет после зачина. Присказка настраивает читателя на особую сказочную атмосферу волшебного мира сказки. Зачин рассказывает коротко о героях сказки, обеспечивает читателя необходимой информацией о них, о их поступках и поведении, в нем мы также читаем о времени и месте, где происходят основные события сказки. Часто в зачине мы читаем такие слова как «жили-были» или «сказка сказывается».

В концовке мы читаем чем закончилась сказка, часто можно встретить слова:

Хотя концовка сказки, конечно, может быть и другой.

Барха­тные лапки
[382K]

3 года назад 

Начинается сказка с зачина. По сути это введение сказки, в нем читатель узнает о чем будет идти речь в сказке.

Далее идет подготовительная часть — читатель узнает новые подробности о героях.

Следом идет завязка — главный герой уходит из дома.

Далее следует основная часть — в этой части сказки как правило герой проявляет все свои самые лучшие качества, он сражается со своими врагами и побеждает.

А заканчивается все концовкой — почти все сказки заканчивается счастливо. Главный герой побеждает своих врагов. он становиться богатым и находит свою любовь.

Некоторые сказки начинаются с присказки, но она присутствует далеко не во всех сказках.

Virid­i
[158K]

3 года назад 

Сказка как литературное произведение имеет несколько частей. В начале её обычно бывает зачин. Он может быть написан в прозе или иметь стихотворную форму. Обычно цель зачина — заинтересовать читателя. Часто эта часть начинается со слов

После зачина идёт следующая часть произведения — подготовительная. Именно из неё мы узнаем о каком то запрете, который был дан главному герою

и его нарушении. Или о каком то подвохе, который становится причиной беды.

Завязка.

Обычно в этой части сказки герой отправляется в путь дорогу, чтобы кого нибудь спасти и наказать зло.

Основная часть.

Собственно встреча с врагом и победа над злыми силами, а также спасение того кто попал в беду.

Концовка.

В ней часто используются популярные фразы

Бекки Шарп
[71.2K]

3 года назад 

Чтобы сочинить волшебную сказку нужно понять схему или алгоритм. Но помним, что сказка волшебная, в ней должны быть волшебные предметы и прочие чудеса.

Сначала придумаем присказку. Это может быть привычное «нам жили-были» или «в некотором царстве».

Дальше сочиняем завязку. Например — герои идут в Волшебную страну или Принцесса собирается пойти полюбоваться розами.

Сюжет развивается. Герои пришли в Волшебную страну, а там их ждут злые тролли. Или так: Принцесса любуется розами и тут появляется злая колдунья.

кульминация. Здесь должен быть какой то узел, который распутывают герои.

В развязке узел развязывается.

В концовке делаются выводы. Герои находят друг друга, принц расколдовывает принцессу и т.д.

-Irink­a-
[282K]

3 года назад 

Волшебная сказка состоит из нескольких частей:

  • присказка (зачин);
  • подготовительная часть;
  • завязка;
  • основная часть (кульминация);
  • концовка.

Каждая из частей имеет своё собственное назначение.

Зачин это начало сказки, как правило короткое. Оно готовит читателя к повествованию, настраивает на «нужный лад».

Дальше следует подготовительная часть или завязка.

Кульминация является основной частью сказки, именно в этой части сказки идёт основное повествование, рассказывается читателю самая суть сказки.

Концовка завершает сказку. Это короткая часть сказки, где обычно подводится итог сказки: «жили они долго и счастливо».

Kriti­kSPb
[93.7K]

4 года назад 

Волшебна сказка строится по определенному сценарию. Сначала идёт присказка, но ее может и не быть.

Далее следует зачин:

Основная часть волшебной сказки содержит главные события, вокруг которых развивается сюжет.

И завершает всё концовка, в которой добро побеждает зло.

Сахар­ный имбир­ь
[3.6K]

3 года назад 

Волшебная сказка имеет три составляющих, и первая часть — это всегда зачин, то есть некое введение в суть сказки. Дальше, собственно, идет и суть — содержание сказки, описание конкретных событий. Заканчивается волшебная сказка концовкой или, как его можно назвать по-другому, окончанием, в котором подводятся итоги и, возможно, присутствует мораль.

Стрым­брым
[372K]

4 года назад 

Как правило, для написания волшебной сказки применяется приблизительно такая структура отдельных частей:

  1. Зачин (завязка, введение). В этой части может быть некая присказка, устоявшееся привычное выражение: жили-были, за полями за морями, в некотором царстве и т.п.
  2. Подготовительная часть (завязка). В этой части ведётся подготовка слушателей, настройка на определённый лад, связанный с последующим рассказом.
  3. Кульминация. Это основная часть сказки, которая включает в себя основные события — волшебство, борьба со злом и чудесная победа, спасение.
  4. Развязка. В этой части, зло должно быть побеждено, а добро должно победить.
  5. Концовка. В этой части, обычно присутствует опять привычная фраза, например: «И стали они жить-поживать, да добро наживать».

Знаете ответ?

1.3.1. Общая схема сюжета

Исходным в схеме сюжета,
или в последовательности разворачивания
сказочного события, является определенный
порядок испытания в сказке. Сказка
состоит из трех испытаний: провокация,
или испытание-завязка; служба, или
центральное испытание, повторяемое
трижды;
возвращение, или отпускающее испытание.
Три испытания делят сказку
на три этапа. Каждый этап состоит из
двух фаз. Получается схема сюжета из
шести шагов.

1.
Провокация антагониста. Немотивированный
отъезд парня (мир посмотреть),
кража яблок, листьев, нападение
старика-карлика с
бородой на друзей,
похищение невесты…

  1. Развилка. Камень с надписью
    на дороге, спуск в подземелье. Смысл в
    разделении братьев, друзей, попутчиков.
    Развилка задает тип и расположение
    дома противника. Развилка обосновывает
    то, что это место достижимо только
    младшим братом…

  2. Служба. Помощники. Собственно
    волшебное ядро, состязание, но
    до этого герой приобретает помощников,
    соответствующих будущему
    испытанию.

  3. Возвращение. Погоня, птица,
    выносящая героя из подземелья за
    спасение птенцов. Смысл возвращения
    связан с очищением.

  1. Неудача в возвращении.
    Срезан аркан, братья убивают, калечат.
    Предпосылка второго круга службы,
    возврат к новой развилке как второй
    круг.

  2. Возмездие. Герой приезжает.
    Не узнан. Устраивает состязание. При
    его приезде добытые им вещи радуются.
    Бывшие друзья еще делят добычу, сами
    себя наказывают.

Алгоритм
развертывания сказки имеет форму цепи:
1–2–3–4–5–6. Пятый элемент может стать
первым, тогда схема сказки становится
такой:
1–2–3–4–5–1–2–3–4–5–6. Например, сюжет
путешествия в колодец: после того как
герой отправляет последнюю принцессу
наверх, та предупреждает его, как
выбраться. Братья срезают веревку, упав,
он ждет барана, но садится не на того.
Баран его уносит в подземный мир. Герой
убивает дракона. Царь подземного мира
предлагает свою дочь. Герой отказывается
жениться на подземной принцессе. На
птице он вылетает из подземелья.

Баран
становится развилкой последнего типа.
Сказка приобретает черты двойного
круга. Возможно, это художественный
прием. С позиции ритуального
возрастного прототипа это совпадает с
формой разделения сказки на сказку о
парне и мужике.

Богатство
сюжетных форм новой волшебной сказки
связано с фантазией
сказочников, совпадение этих новых форм
с ритуалом заложено воспроизведением
в сказке существенных механизмов и
структур самого
ритуала. Тем не менее сказка часто
искажает намеченную структуру сюжета.
Подвижным являются первое и особенно
третье испытание.

1.3.2. Система действия в сюжете

Первоначальное
испытание героя волшебной сказки связано
с провокацией
антагониста и противника.

Типы провокаций.
Ночная потрава коня на поле (конь, черт),
ночное
похищение яблонь с дерева жар-птицей;
похищение братика или
детей; смерть родителей; смерть или
пленение детей; слух о прекрасном
супруге; простое стремление к путешествию;
болезнь отца и необходимость
достать «молодильные яблоки».

Второе испытание в сказке
связано с развилкой. Развилка является,
во-первых, местом расставания братьев,
и она обосновывает подвиг
младшего брата, совершенный в одиночестве;
во-вторых, развилка –
это место перехода в другой мир, что
определяет ее форму.

Виды
развилок.

Камень, на котором надпись: «пойдешь
туда, жизнь
потеряешь…». Вход в потусторонний мир
в виде трещины, колодца, ямы, куда
спускается младший брат. Старик (старуха),
который встречает братьев, и только
младший с ним делится едой и рассказывает,
куда едет.

Развилка
оборачивается.
Если в пути парень, то встречный волшебник
принимает неуклюжий вид, и только герой
делится, жалеет его,
за что получает волшебную помощь. Если
братья в доме, то карлик или дедок
приходит к ним. Им надо отказать, иначе
они неожиданно
захватывают богатыря и едят приготовленную
им еду. В пути
надо поделиться, а дом – уберечь.
Аналогично в сюжете о калеках: сестра
теряет огонь и идет к ведьме, огонь за
кровь; ведьма посещает ее, та болеет.

Таким
образом, развилка – это не столько
расходящиеся пути в дороге,
сколько адекватный выбор в контакте с
чуждым.

Служба осуществляется с помощниками.

Виды помощников

Сверхпомощники
(видит далеко, стреляет без промаха, ест
неограниченно,
не может согреться, не может напиться,
бегун, слышит
далеко…).

Звери-помощники

1 – набор хищников: ворон, медведь,
орел, волк; домашние животные: собака,
кошка; змея или лягушонок («Волшебное
кольцо»).

2 – свойства животных: льва, собаки,
муравья и ворона.

3 – набор животных, способных достать
предмет: рыба-кит, выдра, ворон, муравей,
рак.

Небесные
помощники (Солнце,
Месяц, Ветер). Эти помощники или мужья
сестер героя, или братья жен. В первом
случае сестра прячет брата и спрашивает
мужа, что бы сделал, если бы кто-то из ее
родных пришел. Муж отвечает, что отца
бы убил, а брата приветил,
после чего сестра зовет брата;
жена
или невеста-помощ­ница;
кони-помощники;
волк
(«Сказка о сером волке»). Варианты, в
которых волк просит после свадьбы
отрубить ему голову. Принц удивлен,
отказывается, но волк принуждает, после
чего из его тела вылетает голубь и
признается, что он его дед, которого
осудили быть волком за грехи. Версия
французская, где волк попадает в капкан,
ранит ногу и вместо себя посылает лиса,
своего брата:

Товарищ. Герой
спасает рыб, хлеб кидает в воду, а когда
приходит время в путь, он встречает
юношу, которых просится с ним, помогает
добыть невесту. В невесте, которая не
могла смеяться или говорить, жил змей.
Юноша просит разделить невесту пополам,
змей выползает.

Зверь-сват
(лиса, кот, шакал, в африканской сказке
– антилопа).

Предмет
(шапка или плащ-невидимка).

Возвращение в ряде сказок
вырастает в отдельный сюжет, существуют
сказки, которые акцентированы только
на возвращении, однако возвращение
связано с основным сюжетом.

Виды возвращения. Погоня
ведьмы. Против нее приходится бросать
волшебные предметы. Бегство за счет
скорости коня. Конь противника скидывает
его и убивает. Перелет в мир на птице,
птенцов которой спас герой. Возращение,
несмотря на козни жен побежденных змеев.
Преодоление ловушек (родник, яблоня,
змея у постели в первую брачную ночь;
собака, конь, змея).

Виды возмездия.
Стрельба в воздух из лука, и стрелы
виновного попадают
в него же. Отец наказывает обманщиков.
Выяснение правды происходит на свадьбе,
невеста объявляет при народе, что было…

Итак, схема сказки приобретает
вид тройной петли. В сказке выделяется
несколько точек усиления события:
провокация, служба и возвращение.
Очевидно, что три ступени сказки должны
тесно связываться между собой по
внутреннему смыслу: для этой провокации
– это испытание; для этих провокации и
испытания – это возвращение.

Характер
испытания по его результату в петлях
различен. По характеру
победы можно развести стадию, даже если
она образует отдельную сказку.

В первой петле характерна
неполная победа героя над противником
либо вообще поражение. На первой стадии
герой терпит поражение, частичный успех
может быть только на второй стадии.

Во второй петле герой только
побеждает, причем победа повторяется
трижды.

Третья петля начинается
поражением, а заканчивается реваншем.
Причем поражение оказывается для героя
неожиданным. Это можно
трактовать как зазнайство либо как
предательство ближнего. Прощание
со старым.

Стадия вторая, выделенная
в отдельную сказку, близка по сюжету к
былине: герой побеждает одного противника
за другим.

Такая структура сказки
предполагает следующие закономерности
модификации сюжетов. Во-первых, сюжет
может разбиваться на три ступень и
редуцироваться будет по ступеням. Сказки
могут усиливать или ослаблять одну из
ступеней. В первом случае возможно
превращение отдельной ступени в отдельную
сказку. Во втором случае – сказка с
редуцированной ступенью, состоит из
двух ступеней.

Схема сказки поясняет
оборачивание персонажей. Герой и его
антагонист могут меняться местами
полностью, а могут частично.

В
провокации герой не побеждает антагониста.
Антагонист в завязке
сталкивается с равным по возрасту
противником, побеждает два раза, а в
третий раз уходит от поединка. В испытании
герой побеждает (причем побеждает врага
на его территории), в возвращении герой
побеждает, но с коллизией (терпит
поражение, часто смерть, а потом
побеждает).

Если
сказка увеличивает элемент первой
ступени, то это приведет к непобедимости
героя. Если сказка преувеличивает третий
элемент, то герой будет вначале терпеть
поражение, а потом брать реванш.

Логика
тройственности петли события сказки
сопровождает и манеру
рассказа сказки.

Кроме тройственной петли,
сказка строится через тройной повтор,
который на деле разделен. Первые два
повтора как пробы. В них нет перехода,
герой справляется с испытанием своими
силами и не нуждается в переходе в иной
возраст. Третья попытка отличается
переходом, необходимостью привлечения
помощников. Третий повтор – это
переход, который невозможен в рамках
первых двух. В «Сивке-бурке» с третьего
раза достиг либо допрыгивал в каждом,
но на третий раз допрыгнул до своей
невесты. Бой на мосту: два змея побеждены,
третий бой на
равных. Таким образом, в тройном переходе
механизм перехода между
возрастами – существеннейший элемент
динамики ритуала.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти ускорение тела по графику координаты
  • Как исправить ошибку 1404
  • Как найти почта в казахстане
  • Как найти родителей потерявшегося ребенка
  • Шпионская программа для андроид как найти

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии