МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
«КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ КОМПЛЕКСУ
РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ»
Правильное исполнение упражнений в ритмической гимнастике необходимо как с эстетической точки зрения, так и функциональной. Неправильное исполнение подчас значительно снижает эффективность упражнения. Значительно снижают коэффициент полезного действия упражнений ошибки эстетического характера: недостаточно прямые ноги, плохо оттянутые носки, неправильная осанка и др.
В связи с этим проблема правильного обучения несомненно актуальна в ритмической гимнастике при освоении даже, казалось бы, несложных движений, не говоря о танцевальных элементах и соединениях.
Основные методы и принципы обучения: целостный и расчлененный. Относительно доступные движения осваиваются целостным методом по показу или рассказу и показу. Метод расчленения применяется в основном при изучении относительно сложных упражнений, в первую очередь танцевальных элементов, а также когда речь идет о коррекции двигательного навыка при исправлении некоторых ошибок.
В процессе проведения комплексов большое значение имеют указания, которые дает преподаватель в ходе исполнения упражнений под музыку. Они позволяют сохранить принцип поточности выполнения движений и одновременно вносить коррекцию.
В ритмической гимнастике музыкальное сопровождение можно рассматривать как фактор воздействия на занимающихся, облегчающий обучение. Правильная методика применения музыки способствует усвоению двигательного навыка. Если вы разучиваете сложное движение, то целесообразно отключать музыку, а когда структура движения в основном усвоена, можно вновь приступить к исполнению его с музыкальным сопровождением.
При проведении занятий можно использовать и приемы физической помощи, просто исправить выполнение движения руками, непосредственно на ребенке.
В процессе обучения большое значение имеет самоконтроль действий со стороны детей. Незаменимую помощь может оказать работа перед зеркалом или индивидуальная работа перед зеркалом.
Объяснения по разучиванию и замечания педагог должен делать в доходчивой и тактичной форме, сохраняя требовательность и доброжелательность.
Необходимо напомнить, что движения должны выполняться в ту и другую стороны. Равномерная нагрузка способствует гармоничному развитию. Известно, что в процессе развития организм человека, несмотря на симметричное строение двигательного анализатора, претерпевает асимметричные изменения, при которых одна из конечностей формируется в ведущую (доминирующую), другая – в подчиненную (недоминирующую).Наиболее характерным выражением двигательной асимметрии человека является преимущественное использование им одной из верхних конечностей, что получило название право- или леворукости. Как показали исследования в области общей и спортивной педагогики, рационально использовать и тренировать движения вначале доминирующей рукой или ногой, а потом недоминирующей.
В связи с этим возникает еще одна проблема – как показывать упражнения? Всегда ли нужен показ лицом к детям, в зеркальном отображении? Простые по координации движения можно показывать именно так – лицом к детям с левой руки ( как свидетельствует статистика, большинство детей – правши) Преимущество такого показа заключается в возможности контроля за группой, выявление возникающих ошибок и их исправления.
А вот сложные по координации движения следует показывать спиной к детям, с правой руки или ноги. Лучшим вариантом будет показ спиной к детям и лицом к большому зеркалу. Это позволяет улучшить обзор занимающимся, а педагогу контролировать правильность усвоения материала, четкость движений собственного тела.
При самостоятельном разучивании упражнений рекомендуется соблюдать такую последовательность:
- Внимательно прочесть описание упражнения, методические рекомендации по технике его выполнения.
- Изучить движение по рисунку, фотографии.
- Вновь прочесть описание и постараться воспроизвести упражнение в медленном темпе, четко фиксируя исходное и конечное положения, без музыкального сопровождения.
- Повторить упражнение несколько раз самостоятельно. Если вы сбиваетесь, вновь посмотрите на рисунок, прочтите запись упражнения.
- Включить магнитофон и попробовать исполнить движение в медленном темпе, через такт, а затем уже на каждый такт.
Столь тщательной проработки требуют только сложные по координации движения. Многие упражнения, как, например, ряд беговых, скачки, подскоки, которые близки к естественным формам движения, не требуют такого разделения при разучивании, а могут выполняться, что называется, с листа.
При занятиях ритмической гимнастикой нужно помнить и традиционные педагогические принципы обучения: сознательности, систематичности, наглядности, доступности и прочности, постепенного повышения нагрузки и ее варьирования. Расшифровки требует лишь последний из названных принципов. Стандартные нагрузки со временем теряют свой тренировочный эффект, перестают способствовать развитию работоспособности, силы, гибкости.
В работе с детьми выделяется несколько циклов: освоение комплекса ( обучение), тренировка ( собственно-тренировочный). Обучение предшествует решению всех других задач. Прежде чем выполнять физические упражнения с целью развития физических качеств, укрепления здоровья, необходимо прежде научиться этим движениям. Первые занятия носят обучающий характер, однако простые движения, близкие к естественным формам, например, ходьба, бег, подскоки, простейшие движения руками, головой, выполняются поточным методом, сразу под музыку. Это позволяет с первых занятий добиваться оптимальной нагрузочности и почувствовать специфику, вкус ритмической гимнастики, заключающейся в поточности и ритмичности движений.
Постепенно, в процессе освоения увеличивается тренирующий эффект занятий. Все четче просматривается его структурность, повышается интенсивность, длительность выполнения упражнений, возрастает их сложность.
Длительность первых двух циклов колеблется от двух до четырех месяцев в зависимости от возраста, режима занятий ( 1 или 2 раза в неделю) и других факторов.
Как часто надо менять комплекс, чтобы не терялся интерес к занятиям. Вот несколько рекомендаций:
— замену комплексов проводите постепенно, начиная с 1-2 серий; замените одну, две серии, постепенно обновите комплекс целиком;
— не спешите менять комплексы; постарайтесь по возможности разнообразить первый вариант .Этого можно добиться заменой фонограммы, увеличением темпа исполнения. Например, темп100 акцентов в минуту замените на 110, темп 90 – на 100.
— постарайтесь шире пользоваться различными средствами ритмической гимнастики. Можно одну из серий в положении стоя выполнять с гимнастическими палками, а беговую серию заменить прыжками.
— постоянно следите за новыми веяниями в современной музыке и танцах;
— в летнее время перейдите на открытые площадки- это и полезно, и внесет разнообразие;
-составляйте комплексы с учетом сезонности; весной увеличьте беговые нагрузки и исполняйте силовые упражнения с отягощениями.
Министерство
образования РФ
ГБПОУ
Белебеевский гуманитарно-технический колледж
«Ритмическая
гимнастика»
МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПОСОБИЕ
Преподаватель
физ. культуры:
Шарафутдинова
И.Н.
Белебей
2016г
Содержание:
стр.
1.
Введение
2
2. Виды
ритмической гимнастики 3
3. Методика и
структура занятий 5
4. Составление
комплексов 7
5. Примерная
структура комплекса ритмической гимнастики 8
6. Двигаться
правильно и красиво 9
7. Комплекс
ритмической гимнастики 11
Заключение 18
Список
литературы 19
Рецензия
На
методическую разработку
По
теме: «Ритмическая гимнастика»
Данное
методическое пособие даёт наглядный комплекс ритмической гимнастики на 45
минут, которое можно использовать на уроках физической культуры в качестве
разминки для девушек.
Здесь
рассказывается о видах ритмической гимнастики. Даётся методика занятий.
Рассказано, как правильно составить комплекс ритмической гимнастики, из каких
частей он должен состоять.
Так
же говорится, как комплекс ритмической гимнастики помогает не только добиться
оздоровительного эффекта, но и научиться красиво двигаться, сохранять и
корректировать осанку.
Методическое
пособие даёт возможность сделать уроки более интересными и разнообразными,
меняя комплексы и музыкальное сопровождение.
Аннотация
В
данной разработке приведены некоторые сведения, касающиеся организации и
методики проведения уроков ритмической гимнастики. Рекомендуются отдельные
методические приёмы работы со студентами различного возраста.
Используя
полученные знания, собственную фантазию учителя, соблюдая правила построения
комплексов, можно по мере усвоения создавать оригинальные связки, упражнения,
комплексы, тем самым поддерживая стойкий интерес занимающихся, обогащая
двигательные навыки, развивая необходимые физические качества.
1.Введение
Наш
век возродил массовость физической культуры и спорта, причем этот процесс идет
по нарастающей, по этому есть основания предполагать, что ритмическая
гимнастика, или, как её часто называют- аэробика, вовсе не временное, а
закономерное явление, которое в дальнейшем, возможно, примет несколько иную
форму, обновит содержание. Сегодня ритмическая гимнастика завоевала симпатии
людей на всем земном шаре, привела к систематическим занятиям миллионы людей,
даря им радость и здоровье.
В
чем же секрет такой популярности ритмической гимнастики, в особенности у
женщин?
Ритмическая
гимнастика:
·
Развивает силу и гибкость;
·
Улучшает телосложение, деля человека
стройным и подтянутым;
·
Создает ощущение физического и
психического расслабления;
·
Улучшает координацию движения;
·
Развивает чувство ритма;
·
Способствует развитию грациозности,
элегантности, свободы движений;
·
Повышает физическую работоспособность;
·
Позволяет более успешно совершенствоваться
в других видах спорта;
·
Обогащает знания о спорте и спортивном
отдыхе;
·
Прививает навыки психорегуляции.
У
ритмической гимнастики есть и уязвимые места- возможность негативного влияния
на организм занимающихся вследствие ошибок в методике занятий, дозировании
нагрузок.
Сейчас
уже очевидно, что, если мы хотим, чтобы популярность ритмической гимнастики не
снизилась, нужно постоянно заботиться о содержании программ занятий и о
музыкальном сопровождении. Это серьёзная задача для научных работников и
практиков в области физической культуры.
2.
Виды ритмической гимнастики
По
функциональному назначению ритмическая гимнастика подразделяется на
оздоровительную, лечебную и прикладную.
В
свою очередь, оздоровительная ритмическая гимнастика по возрастному признаку
делится на гимнастику для детей, молодежи, для людей среднего (зрелого) и
пожилого возраста. По преимущественной окраске занятий, выделяют: игровую,
танцевальную, атлетическую и психорегулирующую гимнастику.
«Мы
не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на
жизнь и процветание всего организма, чем чувства радости… Урок ритмической
гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей
жизни».
Подростки
и юноши в зависимости от индивидуальных склонностей могут успешно заниматься
как танцевальной, так и атлетической гимнастикой.
Независимо
от разновидностей, ритмическую гимнастику можно проводить в закрытых
помещениях: на воздухе (стадионах, площадках, парках), в воде- гидроаэробика.
При этом движения могут выполняться стоя, сидя на стуле, скамье, в партере
(сидя на полу, лежа на животе, спине и др.). Не исключается возможность и
применения предметов (скакалки, мячи, палки), а также отягощений и
амортизаторов.
Танцевальная
аэробика- это не только возможность улучшить свою физическую форму, но и
научиться танцевать, двигаться раскрепощеннее, уверенно в зависимости от
превалирования тех или иных танцевальных элементов и соединений. Можно выделить
различные виды танцевальной аэробики: джаз- аэробику, фанк- аэробику, рок-
аэробику, брейк- аэробику.
Джаз-
аэробика
Характерной
особенностью джаз- аэробики является то, что помимо традиционных средств, в ней
широко используются элементы джазового танца.
Европейский
способ танца (классического, бального) требует от танцора удержания туловища
выпрямленным, закрепощенным, с повышенным тонусом мышц, брюшного пресса и
ягодичных мышц. Такой танцевальный контроль за телом позволяет точно выполнять
вращения, удерживать равновесие, создает предпосылки для чистоты и точности
движений (кстати эти черты характерны и для основной базовой аэробики).
Цель
джаз аэробики- устранить недостатки телосложения, осанки, улучшить способность
к восприятию музыки и двигательному ее выражению, воспитать танцевальность,
выразительность движений.
Фанк-
аэробика
Модные
танцы определяют и модные направления в аэробике. Наиболее популярна аэробика в
наше время- фанк аэробика.
Фанк-
одно из направлений джазового танца. Движения этого танца довольно сложны, но
интересны. Особенность техники заключается в пружинящих движениях стопой (отрыв
пятки от пола и постановка ее вновь на пол), колена (небольшие сгибания и
разгибания ноги).
Большая
нагрузка при выполнении движений фанк- аэробики ложится на икроножную мышцу.
Шейп-
аэробика
Шейп
аэробика (кондиционная аэробика), тренировка с отягощениями- наиболее эффективный
способ избирательного, ритмического воздеиствия на телосложение человека. Если
у Вас например, склонность к полноте в бедрах или дряблые ягодичные мышцы, то
увеличив количество выполняемых упражнений специально подобранных для этих
частей тела, вы сможете изменить свою фигуру, избавиться от этих недостатков,
приблизиться, как сейчас модно говорить, к своей «шейп-модели».
Конечно,
многое зависит от танцевальных возможностей вашего организма и силы воли к их
реализации. Самое трудное в шейп- аэробике, как впрочем, и в других ее видах-
это заставить себя регулярно, систематически заниматься. Главная причина
успеха- самоотверженность и дисциплина, желание превозмочь лень.
Возможно,
преодолев себя и заставив систематически выполнять физические упражнения, вы
измените и свой образ жизни, сможете добиться успехов в учёбе, будущей работе,
завоюете признание и любовь окружающих вас людей.
3.
Методика и структура занятий
Теоретически
возможны самые разнообразные варианты занятий. Они могут различаться и подбором
средств и дозировкой отдельных упражнений, и темпом их выполнения, и амплитудой
движений, и их чередованием и т.д.
Выделяют
подготовительную, основную и заключительную части комплекса.
·
Продолжительность подготовительной части,
или, как её часто называют, ритмики 5-10% от общего времени занятий. В
подготовительной части решаются задачи общего настроя занимающихся на работу,
перехода организма на другой уровень функционирования, повышения
восприимчивости к музыкальному сопровождению. Основное содержание
подготовительной части составляют следующие цепочки:
— подъёмы на полу
с различными движениями рук;
— полуприседы с
различными положениями и движениями рук;
— разновидности
ходьбы (на месте, с продвижениями)
— простейшие
танцевальные шаги или небольшие соединения (например, основной шаг танцев в
стиле диско);
— наклоны, выпады;
— бег, подскоки.
Предложенная
схема подготовительной части позволяет постепенно развертывать системы
энергообеспечения мышечной деятельности. Такая программа типична для 45-60
минутного комплекса и может значительно видоизменяться в зависимости от задач
урока, возраста и подготовленности занимающихся.
·
Основная часть занимает 80-85% всего
времени занятия. Количество серий в этой части может колебаться от одной (тот
же случай 15-минутной утренней гимнастики) до 6-7.
Односерийная
основная часть обычно состоит из нескольких небольших цепочек упражнений,
гармонично прорабатывающих все суставы и мышцы, но из-за кратковременности
воздействия не оказывающих значительного физического эффекта на организм
занимающихся.
Например,
цепочки упражнений для рук (3-4 различных упражнения), для туловища (движение
грудной клетки вправо-влево, таза вправо-влево, круговые движения тазом),
наклоны вперед (согнувшись, прогнувшись и в стороны), цепочки маховых движений
ногами и наконец, беговая.
Для
15-20 минутной основной части наиболее типична двухсерийная форма. В первую
серию включают цепочки упражнений для мышц шеи, рук и плечевого пояса, туловища
и ног. При этом упражнения могут выполняться стоя на середине зала, сидя на
стуле, скамье.
Вторая
серия может состоять из танцевальной, прыжково-беговой или смешанного характера
цепочек. Не исключается возможность выполнения вместо беговых упражнений
атлетической серии, т.е. комбинаций в партере, направленных на развитие мышц
живота, спины и других крупных мышечных групп.
Самая
сложная форма, характерная для 30-45 минутной основной части:
—
первая серия состоит из цепочек упражнений, последовательно прорабатывающих
суставы мышц (сверху, вниз);
—
вторая беговая, включающая различные подскоки на двух ногах и одной ноге;
—
третья серия цепочек вновь включает упражнения для рук, плечевого пояса или
туловища и ног, но выполняемые с большой амплитудой, более нагрузочные по
сравнению с первой серией;
—
четвертая серия- танцевальная часть или танцевально-беговая;
—
пятая партерная;
—
шестая вновь беговая или танцевальная.
Возможны
и другие варианты. Например, третью серию можно выполнять: упоры, с
отягощениями, с гантелями, эспандером, что придает большую атлетическую
направленность всему комплексу.
·
Непременное условие методически правильно
построенного занятия-наличие заключительной части, занимающей 5-15% времени
занятия. По целевому назначению выделяют несколько серий, проводимых в этой
части занятий:
—
серия, состоящая из цепочек дыхательных упражнений и движений на расслабление;
—
цепочки из нескольких в энергетическом и координационном плане танцевальных
соединений.
Следует
отметить, что при работе с молодежью особенно в средних и высших учебных
заведениях, при достаточной тренированности можно проводить и 90 минутное
занятие, структурно — аналогичное 60 минутному.
4.
Составление комплексов
Процесс
составления комплекса ритмической гимнастики включает ряд последующих этапов.
Прежде всего определяется длительность комплекса в соответствии с
подготовленностью и длительными возможностями учащихся. Затем рассчитывается
время для каждой части. Далее конкретизируется содержание основной части
комплекса: количество серий бега и прыжков. Затем определяется количество и
направленность упражнений и подбор музыкального произведения, которое будет
сопровождать упражнение. При этом необходимо вместе с учащимися определить
характер произведения, его размер, темп во время бега и прыжков, необходима
музыка с более высоким темпом 150-160 акцентов в минуту. Упражнения же на расслабление
и дыхание выполняются в медленном темпе. Таким образом, на диске должно быть 3
или 4 ритма основной, быстрый и медленный.
При конструировании цепочек упражнений необходимо соблюдать определенные
правила:
1.
Рекомендуется начинать цепочку с несложных по своей структуре движений, не
требующих особого напряжения, внимания, и постепенно повышать физическую
трудность исполнения.
Затем
можно переходить к более сложным упражнениям, требующим в большей степени
затрат физических средств, и, наконец, давать упражнения наиболее сложные в
координационном отношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку.
2.
Не следует составлять слишком сложные комбинации, однако нужно избегать другой
крайности- слишком легких и примитивных сочетаний.
3.
В цепочках должны разумно чередоваться простые комбинации и более сложные, с
учетом возраста и подготовленности занимающихся.
4.
При конструировании цепочки необходимо стремиться к тому, чтобы положение тела
в конце каждого упражнения служило исходным положением для выполнения
последующего движения или имело с ним структурное свойство.
5.
Примерная структура комплекса ритмической
гимнастики
на 45 минут.
Части |
Длительность |
Количество |
Наименование |
Подготовительная Бег |
9 1 |
12 |
1- упр. 2-4- 5-8- 9-12- |
Основная Основная Основная |
14 3 14 |
15 16 |
1- упр. 2-4- 5-8- 9-11- элементы 12- 13-15- 1-2- 3- упр. 4-5- 6-8- 9-12- 13-16- |
Заключительная |
4 |
4 |
1- упр. 2- упр. 3- упр. 4- упр. |
Всего |
45 |
47 |
6.
Двигаться правильно и красиво
Тем,
кто хочет не только оздоровительного эффекта, но и научиться красиво двигаться,
необходимо уделить серьёзное внимание качеству выполнения упражнения. Прежде
всего стараться выполнять их с правильной осанкой- не сутулиться, голову
держать прямо, плечи развернуть, мышцы ягодиц и живота «подтянуть», колени не
сгибать, если это не предусмотрено упражнением.
Чтобы
убедится в правильности принятой позы, проконтролировать себя перед зеркалом
или у стены. Для начала прижать к стене затылок, лопатки, ягодицы и пятки. Из
этого исходного положения можно выполнить у стены простейшие движения: слегка
присесть; поставить ноги врозь развернув носки наружу и снова присесть;
подняться на носки поставив ноги вместе, а затем врозь; поднять ногу вперед, в
сторону; отвести руки в стороны, вверх, прижимая их к стене; поставить руки к
плечам, за голову. Все эти упражнения можно проделать с закрытыми глазами,
сосредоточившись на мышечных ощущениях. Это позволит лучше запомнить правильное
положение и сохранять их при выполнении всех движений.
Кроме
того для каждого вида упражнений существуют определенные правила их выполнения.
Так все упражнения для мышц шеи нужно делать мягко, плавно, без рывков, с
возможно большей амплитудой движений. Делая движения руками (вперед, в стороны,
вверх и т.д.), не сгибать их. Упражнения для туловища включают разнообразные
варианты наклонов (вперед, в сторону, назад), а так же повороты. Наклоняясь
вперед, стараться держать спину прямой- для этого не опускать голову, поднимать
подбородок. Чтобы выполнить наклон туловища в сторону, представить себе, что
находишься в очень узком коридоре, по которому можно двигаться только боком.
Благодаря фантазии выполнить это упражнение не сутулясь и не наклоняя туловище
вперед. Это же положение можно уточнить, выполнив его у стены. Прогибаясь
назад, наклонить сначала голову (позвоночник станет «послушным») и соединить
лопатки. При поворотах туловища очень важно сохранять строго вертикальное
положение позвоночника, не следует прогибаться, сутулится, нужно потянутся для
этого вверх.
Упражнения
для ног включают разнообразные приседания, выпады, махи в различных исходных
положениях, а в подготовительной части полуприседы, поднимания на носки,
упражнения типа ходьбы (поочередное поднимание пяток со сгибанием ноги и опорой
на носок), танцевальные шаги и пр.
При
их выполнении и нужно обратить внимание на положение ног во время полуприседов;
в одном случае колени выводятся вперед, в другом- в стороны, но всегда
необходимо удерживать правильную осанку. Поднимаясь на носки, выпрямить ноги, с
максимальным напряжением мышц бедра. При выполнении махов слегка приседать на
опорной ноге, но спину держать прямо. Стараться делать махи ногами в заданном
темпе и с той амплитудой, которая позволяет сохранять этот темп. Не сгибая
маховую ногу постепенно амплитуду махов следует увеличивать.
Делая
упражнения для мышц брюшного пресса, удерживать мышцы живота напряженными и
стараться максимально точно выполнять движения за ведущим.
Упражнения
для мышц таза в исходном положении лежа, должны выполняться с напряжением
ягодиц (при подъеме таза и их расслаблении, при опускании) мышцы живота все
время напряжены.
Во
время «пиковой» нагрузки (бега и прыжков) главное- сохранять темп движения и
контролировать свое самочувствие. Выполняя бег, поднимать ноги выше. Дыхание не
задерживать. Не стремиться с первого же занятия обязательно выполнить всю
«пиковую» нагрузку. В зависимости о подготовленности и самочувствие, нагрузку
нужно увеличивать постепенно, начиная с 30 секунд и постепенно увеличивая ее
продолжительность на следующих занятиях. После бега необходимо выполнить 1-2
дыхательных упражнений с расслаблением.
И
так, теперь можно преодолеть трудности, возникающие на занятиях ритмической
гимнастикой.
7. Комплекс
ритмической гимнастики
Заключение
При занятиях ритмической
гимнастикой укрепляются все мышцы. Подобная гимнастика способствует развитию
подвижности суставов, пластичности тела и координации движений. Не на минимум
напряжения, успешно решается и проблема веса- лишнего или наоборот,
недостаточного. Благодаря правильному обмену веществ, который, в свою очередь,
достигается за счет общего оздоровления организма. Кроме того, медленные и
равномерные движения регулируют дыхание, освобождают Вас от неприятных мыслей.
Список
литературы
1. «Гимнастика»
под ред. Куду Э.А., Л.О. Яансон-Мартис -М:высшая школа, 1978г.
2. «Пособие
по ритмической гимнастике» под. ред. И.М.Шенникова,1991г.
3. «Ритмическая
гимнастика» под ред. Иваницкий А. В. Матов, В.В. Иванова О.А. – М:Советский
спорт, 1989г.
4. «Гимнастика»
под ред. М.Л. Украна, А.М. Шлемина: Физкультура и спорт, 1977г.
5. Журнал «SHAPE»,2001г.
6. «Настольная
книга учителя физической культуры» под ред. профессора Л.Б. Кофмана -М.
«Физкультура и спорт», 1998г.
Ритмическая гимнастика
В нашей школьной программе есть такой
вид спорта, как гимнастика. Сейчас она переживает
свое второе рождение. Гимнастика на снарядах
потихоньку уходит из школы в связи с их
отсутствием. Вот и появляются новые виды
гимнастики – такие, как атлетическая гимнастика
для юношей, аэробика или ритмическая гимнастика
для девушек.
Хорошо, что в старших классах появилась
возможность проводить уроки физкультуры
раздельно для юношей и девушек. Это дало, в свою
очередь, возможность более полноценно
использовать урочное время для занятий
ритмической гимнастикой. Именно ритмической
гимнастикой, так как она включает в себя и
аэробику, и шейпинг, и колланетику.
Каждый из этих видов имеет свои особенности.
Слово «аэробика» связано прежде всего с именем
известного американского врача Кеннета Купера.
В 1963 г. впервые была издана его книга
«Аэробика», раскрывающая оздоровительную
сущность различных видов физической активности.
В широком смысле к аэробике относятся ходьба и
бег, плавание, езда на велосипеде, лыжный спорт –
то есть такие формы занятий, которые стимулируют
работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Все эти формы занятий объединяет общая черта:
повышенное потребление кислорода во время
занятий.
Известная американская киноактриса Джейн Фонда
применила принципы Купера к гимнастическим
упражнениям. В результате термин «аэробика»
получил новое смысловое содержание –
аэробная гимнастика.
Колланетика – система упражнений,
вызывающая активность глубоко расположенных
мышечных групп.
Шейпинг – несложные физические
упражнения, повторяющиеся многократно (не
выходящие за пределы возможностей занимающихся).
Все эти виды физических упражнений
имеют ряд положительных особенностей, влияющих
на состояние здоровья:
-
защита от сердечных заболеваний;
аэробные тренировки увеличивают жизненную
емкость легких, что влияет на продолжительность
жизни; -
укрепление костной и мышечной систем
(мышцы и кости становятся сильнее); -
хорошая возможность регулировать
вес; -
упражнения помогают справиться со
стрессами; улучшается физическая и
интеллектуальная работоспособность и многое
другое.
Что такое ритмическая гимнастика?
Ритмическая гимнастика проводится с
музыкальным сопровождением, что обогащает уроки
эстетическим содержанием, выразительными,
точными и красивыми движениями.
Ведь главной целью уроков физической культуры
является физическое совершенствование
подрастающего поколения.
При занятиях ритмической гимнастикой решаются
многие педагогические задачи (оздоровительные,
образовательные, воспитательные):
-
всестороннее, гармоническое развитие
форм тела и функций организма человека,
направленное на совершенствование физических
способностей, укрепление здоровья; -
формирование важных
музыкально-двигательных умений и навыков; -
воспитание моральных, волевых,
эстетических качеств, развитие памяти, внимания,
умственного кругозора, общей культуры поведения.
Средствами музыкально-ритмического
воспитания являются музыка и движение.
Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает
закреплять мышечные чувства, а слуховым
анализаторам запоминать движения в связи со
звучанием музыкальных отрывков. Все это
воспитывает музыкальную память, закрепляет
привычку двигаться ритмично, красиво.
Возможность использования большого
разнообразия движений, в зависимости от
создаваемого музыкального образа, позволяет
занимающимся расширить представление о
двигательных возможностях организма, познать
закономерности движений во взаимосвязи с
музыкой и таким образом осуществить связь между
умственным образованием и физическим
воспитанием.
При занятиях ритмической гимнастикой
применяются следующие принципы обучения:
-
сознательности и активности;
-
доступности и индивидуальности;
-
повторности, систематичности и
последовательности.
Начиная разучивать комплекс
ритмической гимнастики, мы идем от простых
упражнений к более сложным по выполнению и
координации.
Девушки сами начинают предлагать
интересные движения и связки. Когда комплекс
изучен и проработан многократно, ученики просят
увеличить нагрузку на ту или иную мышечную
группу.
Твердый, регламентированный порядок
занятий дисциплинирует занимающихся, приучает
их внимательно относиться к процессу занятий.
Схема построения комплекса
ритмической гимнастики
Комплекс ритмической гимнастики
делится на три части: подготовительную, основную
и заключительную. Эти части комплекса различны
по длительности и составляют приблизительно
соответственно 20, 70 и 10% от общего времени
занятий.
Практика показывает, что наиболее подходящая
продолжительность каждого упражнения в
комплексе в среднем 50–60 сек. Исходя из этого
определяется количество упражнений в комплексе
и каждой части.
В подготовительной части используют
разогревающие упражнения, что помогает
подготовить организм к выполнению упражнений в
основной части. Движения выполняются с небольшой
амплитудой, в невысоком, постепенно нарастающем
темпе. Включаем упражнения общего воздействия –
потягивания, разновидности ходьбы на месте и с
продвижением, танцевальные шаги.
Разные виды ходьбы имеют свои специальные
названия:
«Степ-тач» – приставной шаг с
касанием. Выполняется в различных вариациях с
поворотами, прыжками, перемещениями в
произвольных направлениях.
«Марш» – шаги на месте с высоким
подниманием колена.
«Кросс-степ» – скрестный шаг.
Повороты и перемещения.
«Грейн вайн» – скрестные шаги с
перемещениями вправо и влево.
Основная часть комплекса ритмической
гимнастики направлена на развитие различных
мышечных групп и ведущих физических качеств.
Сюда входят наиболее интенсивные упражнения в
исходных положениях стоя, сидя, лежа, а также
дающие так называемые пиковые нагрузки прыжки.
Последовательность упражнений связана с их
направленностью на проработку мышечных групп
рук, плечевого пояса, брюшного пресса, бедер,
ягодиц, груди, спины и голеней.
Основная часть делится на две части – аэробную и
силовую. В аэробной части выполняются упражнения
в положении стоя. Это пружинистый шаг,
полуприседы, махи, прыжки, легкий бег, различные
движения ногами, сопровождаемые движениями рук и
хлопками.
Во время силовой части занятия ученики принимают
положения сидя и лежа для того, чтобы сделать
силовые упражнения для различных мышечных групп.
В положении сидя и лежа выполняются упражнения,
чередующиеся по воздействию. Это махи, наклоны,
повороты, отжимания, растягивания мышц.
В заключительную часть занятий входят
упражнения малой интенсивности. Это в основном
упражнения на расслабление и дыхание, поскольку
самое важное после нагрузки – продолжать
двигаться, но в достаточно низком темпе, чтобы
постоянно уменьшать частоту сердечных
сокращений.
Упражнения этой части должны помочь организму
восстановиться после напряженной физической
работы.
Музыка – существенная часть программы
занятий. Она создает радостное настроение и
активизирует движения. Музыка оказывает
положительное стимулирующее воздействие на
центральную нервную систему.
Темп музыкального произведения во многом
диктует интенсивность выполнения упражнений
ритмической гимнастики.
Для каждого упражнения музыка подбирается
отдельно, затем музыкальные программы
переписываются на отдельную
магнитофонную кассету. Получается целый
комплекс.
Упражнения выполняются непрерывно, переходя от
одного к другому без остановок, то есть поточно.
Это метод, который широко используется в
аэробике и ритмической гимнастике.
Комплекс ритмической гимнастики
Подготовительная часть
Мелодия медленная.
1. И.п.: основная стойка. Потягивание.
Поднимание рук через стороны вверх и поочередное
опускание левой, затем правой руки, сгибая ее в
локте перед собой.
2. И.п.: стойка ноги врозь. Выпад
правой ногой, правую руку в сторону, потянуться
за ней. То же в другую сторону.
3. Наклоны в сторону – вперед по
диагонали, полукруг в левую сторону –
выпрямиться. То же в другую сторону.
4. И.п.: основная стойка. Руки на
поясе, округлить спину, вывести локти вперед,
полуприсед на носках, расправить плечи, развести
локти в стороны, опуститься на всю ступню.
5. «Степ-тач» – приставные шаги с
касанием в разные стороны, с поворотом на 90°.
Основная часть
6. И.п.: основная стойка. Шаги на месте
– 24 счета, переходящие в поднимание на носки – 24
счета, «кросс-степ» с вращением рук в локтевых
суставах в одну и другую стороны.
7. Шаги вперед с продвижением: шаг
правой – левой в сторону на носок, левая рука
вперед-вверх, то же другой ногой, на 8 счетов,
спиной возвращаемся назад, руки в стороны слегка
согнуты в локтях, соединяя лопатки. Ноги меняем
поочередно: правая в сторону, приставить, левая в
сторону, приставить.
8. Прыжки на месте – руки согнуты в
локтях, кисти сжаты в кулаки и выбрасываются
поочередно вниз, в сторону, вперед, вверх.
9. Упражнения выполняются с
гантелями.
И.п.: ноги врозь, руки с гантелями на
бедрах. Шаг правой, левая на носок, левая рука
вправо-вперед. Вернуться в и.п. То же другой ногой
и рукой.
10. И.п.: основная стойка. Руки опущены
вниз, полуприсед, руки согнуть в локтях, кисти
повернуты к плечам. Вернуться в и.п., полуприсед –
руки в стороны, вернуться в и.п. (упражнение
выполняется с напряжением).
11. И.п.: ноги вместе, полуприсед, руки
согнуты в локтях с гантелями, выпрямляясь вверх,
отводим руки назад, локти вверх.
12. И.п.: ноги врозь, поднимание прямых
рук вперед, кисти повернуты вниз.
13. И.п.: вторая позиция, руки на поясе.
Приседание на правой – левая нога на носок на 4
счета, приседание на двух ногах – колени в
стороны, 4 счета, приседание на левой ноге, правая
на носок.
14. «Степ-тач» – для отдыха.
15. а) И.п.: стоя на левом колене,
левая рука на полу, правая нога на носке, правая
рука на поясе – поднимание ноги в сторону 8–12
раз, то же другой ногой; б) И.п.: лежа на левом
боку, рука под головой, махи правой ногой в
сторону, вверх, назад по 8 – 12 раз. Повторить с
другой ноги.
16. И.п.: лежа на спине руки в стороны,
ноги вверх, отвести левую ногу в сторону,
вернуться в и.п. То же правой ногой. Разведение
обеих ног в стороны. Для отдыха – ноги, согнув,
прижать к себе («группировка»), сесть ноги вместе,
наклон вперед, потянуться.
17. И.п.: лежа на спине упор на локти.
Полуподнимание таза вверх 16–20 раз, ступни на
ширине плеч. Стопы вместе – 20 раз. Левая стопа
стоит, правая нога согнута в колене и лежит на
левом колене – 15 раз, то же с другой ноги.
18. Упражнение для растягивания мышц
бедра: в и.п. лежа на спине согнуть ногу к себе,
выпрямить вверх, покачивающее движение, опустить
вниз. То же другой ногой. Перейти в сед на правое
бедро – левую ногу вверх, взять за пятку,
покачивающее движение, растяжка. То же другой
ногой.
19. И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в
коленях, ступни ног стоят на полу, руки за
головой. Поднимание головы и плеч, спина на полу
(пресс сверху).
20. И.п.: лежа на спине, руки вдоль
туловища. Поочередное поднимание ног («ножницы»)
до прямого угла и опускание двух ног вместе.
21. И.п.: лежа на спине, ноги согнуть в
коленях, левая, согнутая в колене, лежит на
правой. Руки за головой. Поднимание правого
плеча, правым локтем коснуться левой коленки. По
15 раз каждым локтем.
22. И.п.: сед на пятках, руки на
коленях. Отведение левой руки в сторону на 4
счета, затем правой руки, на 8 счетов обе руки
отвести в стороны. Круговое движение за рукой
вперед, наклоняясь вперед-в сторону в одну и в
другую сторону.
Заключительная часть
23. Упражнения для восстановления и
расслабления. «Волна» – справа-налево и обратно.
Круговые движения правой рукой снизу-вверх-в
сторону, то же другой рукой и двумя руками вместе.
24. Выпад правой ногой в сторону,
потянуться за правой рукой, выполняющей круговые
движения в локтевом суставе. То же в другую
сторону.
25. Шаг правой ногой в сторону,
круговое движение правым плечом назад. То же в
другую сторону. Стоя на месте, круговые движения
двумя плечами назад и вперед.
26. Медленные наклоны головы вперед,
отводя вперед как можно дальше подбородок и
втягивая его назад.
27. И.п.: ноги врозь, руки на коленях –
круглая спина, прогибание в поясничном и грудном
отделах позвоночника, мягко переходящее из
одного положения в другое.
28. Руки через стороны вверх – вдох,
плавно опуская вниз – выдох.
Заключение
Выполнив такой комплекс упражнений,
девушки получают хорошую нагрузку на все группы
мышц. Чтобы была польза от занятий, нагрузка
должна соответствовать определенным нормам и
стимулировать аэробные, то есть кислородные,
процессы в организме.
Уроки не должны вызывать
переутомление у учащихся, поэтому учитель должен
варьировать нагрузку в зависимости от того,
каким по расписанию проводится урок. В начале и
середине дня нагрузка должна быть средней
интенсивности, а если урок проводится последним,
то нагрузку можно увеличить. Учитель всегда
ориентируется на внешние признаки утомления
занимающихся и в процессе выполнения комплекса
может заменить одно упражнение другим, увеличить
или уменьшить дозировку выполняемого
упражнения.
Самое главное достоинство этих уроков
заключается в том, что девушки занимаются на
уроке в течение 35–40 мин. непрерывно, получая
от урока не только удовольствие, но и хороший
тренировочный эффект.
Е.Д. АБАШИНА,
учитель физкультуры школы № 91
МОСКВА
Разминка
— подъемы на полупальцы. Повторить 12 раз в медленном, 12 раз в быстром темпе.
— и. п. руки к плечам, предплечья вниз. При опускании рук небольшой щелчок пальцами в такт музыки. Повторить 10 раз.
— и. п. руки к плечам, предплечья вниз полуприсед на обеих ногах. Повторить 10 — 14 раз.
— и. п. руки к плечам, предплечья вниз поворот туловища и отведением рук назад — книзу. Повторить 10 — 14 раз.
— небольшие подскоки на двух ногах, руки внизу, расслаблены. Повторить 10 — 30 раз.
Основная часть
Серия 1
1. И. п. — стойка ноги врозь. Поднимание плеч. Повторить 6 раза.
2. И. п. — стойка ноги врозь. Поочередное поднимание плеч (правое, левое). Повторить 10 раз.
3. Так же, как в упражнении 1, но с подъемом на полупальцы. Повторить 64 раза.
4. Так же, как в упражнении 2, но с приседом на обеих ногах. Повторить 6 раз.
5. И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны-книзу. Скрестные махи перед телом. Руки прямые, пальцы вытянуты. Повторить 10 — 30 раз.
6. Так же, как в упражнении 5, но с постепенным подниманием рук вперед, вверх и опусканием вперед. Повторить 4 — 8 раза.
7. И. п. — стойка ноги врозь, руки согнуты перед грудью. Скрестные махи согнутыми руками. Повторить 10 — 30 раз.
8. И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны, ладонями вверх. Круговые вращения в плечевых суставах. Руки прямые, пальцы вытянуты, напряжены. Повторить — 10 — 30 раза.
9. И. п. — стойка ноги чуть шире плеч, полуприсед на обеих ногах, руки согнуты, кисти сжаты в кулак. Разгибание-сгибание рук в стороны, вверх. Повторить 8 — 16 раз.
10. И. п. — стойка ноги врозь, руки на бедрах. Движения грудной клетки вправо-влево. Повторить 10 — 16 раз.
11. И. п. — стойка ноги врозь, руки на голове, локти в стороны. Движения таза вправо-влево. Повторить 6 — 12 раз.
12. И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны. Повороты таза направо, налево. Повторить 10 — 24 раз.
13. И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны. Движения таза вправо, вперед, влево, назад (прогнуться в поясничном отделе позвоночника). Повторить 6 — 10 раз.
14. И. п. — стойка ноги врозь. Пружинящие наклоны вперед прогнувшись (спина прямая). Повторить 10 — 18 раз.
15. И. п. — ноги чуть шире плеч. Пружинящие наклоны вперед, ноги прямые, сгибая ноги. Повторить 10 — 20 раз.
16. И. п. — широкая стойка ноги врозь, руки за спину. Выпад вправо с наклоном туловища вперед. То же влево. Повторить 6 — 10 раз.
17. И. п. — стойка ноги чуть шире плеч, руки в стороны. Наклоны в стороны (пружинить) по 6 раз в каждую (повторить 2 раза) по 4 раза (повторить 2 раза), по одному разу (выполнить 10 раз).
Серия 2 (продолжительность от 30 с до 5 мин)
1. Бег, сгибая ноги вперед с различными движениями рук.
2. Бег, сгибая ноги назад.
3. Прыжки на двух ногах с поворотами таза направо, налево.
4. Прыжки на двух ногах с поворотами таза направо, налево и одновременным приседанием («твист»).
5. Прыжки на одной ноге с маховыми движениями другой вперед, в сторону.
6. Ходьба на месте пружинящим шагом.
Серия 3
1. И. п. — сед. Сгибание-разгибание стоп (колени прямые). Повторить 18 раз.
2. И. п. — сед. Сгибание-разгибание стоп с одновременным подъёмом ног. Повторить 4 — 8 раза.
3. И. п. — сед согнув ноги. Разгибание ног вперед. Повторить 10 — 20 раз.
4. И. п. — упор лежа сзади на предплечья. Махи вперед согнутой, затем прямой ногой. Повторить 12 раз каждой ногой.
5. И. п. — лежа на боку. Махи в сторону согнутой и прямой ногой. Повторить 12 раз.
6. И. п. — лежа на левом боку, правая нога в сторону. Сгибание-разгибание стопы. Повторить 12 раз.
7. И. п. — лежа на левом боку, правая нога в сторону, стопа на себя. Опускание ноги вперед до касания пола, подъем ноги в сторону. Повторить 10 — 20 раз.
8. И. п. — лежа на левом боку с упором на предплечье. Поднимание правой ноги в сторону (слегка согнута в колене). Повторить 10 раз.
9. И. п. — лежа на левом боку с упором на предплечье. Поднимание ног в сторону. Повторить 6 — 10 раз.
10 — 14. Так же, как в 5 — 9-м упражнениях, но на другом боку. Движения выполняются левой ногой.
15. И. п. — сед по-восточному. Повороты головы направо, налево. Повторить 6 — 12 раз.
16. И. п. — сед по-восточному. Круговые движения головой вправо, влево с небольшим наклоном туловища. Повторить 10 раз
17. И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. «Улитка» — приподнять голову, грудной отдел позвоночника, руки вперед. Повторять до явного утомления.
18. И. п. — лежа на спине, ноги согнуты и разведены, руки вверх. Перейти в сед, руки вперед. Повторять до явного утомления.
19. И. п. — лежа на спине, ноги согнуты, носки касаются пола. Повороты таза до касания коленями пола справа, слева. Повторить 12 раз.
20. Так же, как в упражнение 19, но слегка разогнув ноги, носки не касаются пола. Повторять до явного утомления.
21. И. п. — лежа на спине. «Велосипед» — сгибать и разгибать ноги над полом. Повторить 10 — 30 раза.
22. И. п. — упор на коленях. Выгибание, прогибание спины с последующим отжиманием от пола. Повторить 6 — 12 раз.
23. В седе по-восточному пружинящие наклоны вперед. Повторить 10 — 20 раз.
Серия 4
Повторить беговую серию 2.
Заключительная часть
1. И. п. — стойка ноги врозь. Поднять плечи вверх — вдох, опустить — выдох. Повторить 4 — 8 раз.
2. И. п. — так же, как в упражнение 1, медленно поднять руки в стороны, вверх — вдох, опустить, расслабляя — выдох. Повторить 8 раз.
СОГБОУ «Духовщинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
«Ритмическая гимнастика»
Учитель: Цыгарева О.Ф.
г. Духовщина
2019г.
Ритмическая гимнастика
Ритмическая гимнастика популярна у людей всех возрастов. Упражнения ритмической гимнастики развивают выносливость, координацию движений, скорость и силу. Они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, культуры движений, поднимают настроение.
1.Занятие проводите в течение 10-15 мин
2.Каждое упражнение повторяйте от 8 до 16 раз.
3.Упражнения выполняйте в такой последовательности; руки,шея.ноги,туловише.
4.Вначале выполняйте упражнения для разогревания мышц,а затем в среднем темпе для развития силы, гибкости, выносливости.Заканчивайте занятие упражнениями в медленном темпе.
5.Для музыкального сопровождения можно использовать; быстрый темп, средний темп, медленный темп.
6.Многие упражнения ритмической гимнастики выполняются в высоком темпе.Поэтому умело сочетайте движения с дыханием; дышите ритмично, не напригайтесь. Нагрузку регулируйте по самочувствию и пульсу.
7.Через 1.5-2 месяца комплексы ритмической гимнастики целесообразно обновлять или дополнять новыми упражнениями .
Заниматься можно примерно по такой программе.
1.Ладони на голове, пальцы переплести, подняться на носки, руки вверх,ладонями верх. На последнем счете поставить руки к плечам и сжать пальцы в кулак.
2.Руки к плечам,пальцы сжаты в кулак, полуприсед,руки вверх, пальцы развести. В конце движения поставить руки на грудь, локти в стороны.
3.Руки на груди, локти в стороны, шаг правой в сторону, небольшой наклон вперед, приставить левую, небольшой наклон назад. Повторить , выпрямляя до небольшого наклона назад и перенося тяжесть тела на правую ногу, левую согнуть назад, скркстно за правой, колени сомкнуть, поворот головы вправо, хлопок руками у правого плеча. Повторить то же в другую сторону. Шаги выполнять небольшие.
4.Стойка ноги врозь, наклон вправо, левую руку согнуть спереди, правую сзади.Руки в стороны вниз лодонями назад, наклон влево, правую руку согнуть спереди, левую сзади, руки в стороны-вниз ладонями назад. Повторить. При выполнении наклонов ноги в коленях не сгибать.
5.Стойка ноги врозь, поворотом налево полуприсед на правой ноге, наклон к левой (взяться руками за голень). Повторить в другую сторону.
6.Руки вверх, полуприсед на правой ноге, левую согнуть вперед (носок левой касается колена правой ), руки вниз, наклон головы вперед.Сменить положение ног, полуприсед на левой, правую согнуть вперед, руки вверх, наклон головы назад. На последнем счете встать в стойку ноги врозь.
7.Стойка ноги врозь, руки согнуты у туловища под прямым углом, пальцы в кулак. Перемещать на каждый счет колени из стороны в сторону, постепенно приседая, одновременно ударяя кулаками по бедрам. Голова наклоняется в ту же сторону, куда смещаются колени. Потом движение выполняется в обратном порядке.
8.Прыжки; руки согнуты в локтях под прямым углом, пальцы собраны в кулак . Скрестить ноги (правая перед левой). Два прыжка на левой. Вернуться в исходное положение. Левая скрестно перед правой, два прыжка на правой. Выводите вперед правое плечо, когда прыгаете на правой ноге,и наоборот. Повторить прыжки несколько раз.
9.Бег на месте – до 1 мин.
10.Упор сидя, скольжением согнуть ноги в коленях (подтягивая их к туловищу), скольжением выпрямить ноги вперед.
11.Упор сидя, сед углом, опустить ноги.
12.Лежа на левом боку с опорой предплечьем на пол поднять правую ногу в сторону и опустить. То же на правом боку.
13.Лежа на животе руки вверх, прогнуться, оторвав от пола руки и ноги, вернуться в исходное положение.
14.Упор лежа на согнутых руках, упор лежа (бедра оторвать от пола), вернуться в исходное положение.
15.Сед ноги врозь. Два наклона к правой ноге, два наклона к левой ноге, три наклона вперед, вернуться в исходное положение . При выполнении наклонов ноги в коленях не сгибать, носки оттянуть.
16.Бег на месте, сгибая ноги назад, или прыжки на месте .
17.Ходьба на месте, руки через стороны вверх, расслабляя руки, дать им свободно упасть вниз.
Источники:
-
Физическая культура: Проб. Учеб. Пособие для учащихся 5 -7 кл. сред. Одинадцатилет. Шк В,П, Богословский. 1988-156с. Ил.