Комиксы
Как создать комикс? 5 шагов к рисованной истории
7 октября 2019
174 900 просмотров
Многие дети любят рисовать, а кто-то даже пробует создать собственный комикс. Поначалу кажется, что всего-то нужно сочинить историю, придумать героев, разделить страничку на блоки и действовать. Все так, но процесс гораздо интереснее и сложнее. В графическом романе «Правила выживания в школе» тема рисованных историй звучит дважды: сначала в сюжете, а потом — в рекомендациях автора в конце книги. Решили поделиться последними: вот секреты иллюстратора Светланы Шмаковой.
Шаг 1. Сценарий
Правила выживания в школе
Прежде чем рисовать, нужно сделать заметки по визуальному ряду, сюжетам и диалогам. Подумайте, какие эмоции будут испытывать герои, как выглядеть, каким тоном говорить, какие стилистические особенности речи будут у каждого из них.
Вот пример и готовые иллюстрации из комикса:
Пеппи, драматично: «Я не могу-у-у-у-у-у-у-у… Он меня, наверное, ненави-и-и-и-и-идит… Я боюсь смотреть ему в глаза-а-а-а…»
Мистер Рамирез опирается на свой стол, говорит раздраженно: «Мисс Торрес, я позвал всех участников кружка рисования не для того, чтобы обсуждать ваши проблемы!»
Дженсон, в ужасе: «Про пятна на Солнце?! Они наконец…»
Мистер Рамирез, раздраженно: «Нет, не про пятна на Солнце, Дженсон! Сядь на место!»
Шаг 2. Раскадровка
Как говорит Светлана, она делает ее очень приблизительной, иногда это просто наброски людей с ручками-палочками. На этом этапе иллюстратор разрабатывает позы персонажей, расположение панелей, речевые пузыри и сам сценарий. Обычно рисует на листах для принтера формата А4 — их легко найти.
Шаг 3. Карандаш
Сначала рисуйте карандашом. Рисовать можно на обычной бумаге. Старайтесь не привязываться к своим инструментам, на случай, если они потеряются. Бумагу и карандаш легко найти в любом канцелярском магазине, дома или в школе.
Шаг 4. Обводка
Многие художники предпочитают обводить тушью нарисованные карандашом черновики. Светлана поступает иначе — сканирует рисунки и применяет non photo blue фильтр. Затем распечатывает и обводит тушью (так у иллюстратора сохраняются страницы и в карандаше, и в туши). Обводка после non photo blue хороша тем, что при сканировании в Bitmap/BSW-режиме голубой не проявляется. Поэтому подтирать карандашные линии не придется.
Когда обведенные страницы отсканированы, можно раскрасить их в графическом редакторе. Попробуйте использовать планшет для рисования и графическую программу.
Еще 2 хитрости
1. Когда рисуете обстановку, подумайте, как она соотносится с героями. Так, в комиксе «Правила выживания в школе» кабинеты кружка рисования и научного кружка соответствуют характеру преподавателей.
Вот кабинет мистера Рамиреза — симпатичного, рассеянного, непостоянного, творческого человека.
А это — кабинет естественных наук. Здесь порядок и чистота, что соответствует характеру мисс Тобинс — самого рационального и организованного человека, которого вы только встречали.
2. Продумывайте второстепенных героев: их истории, заморочки, мечты. В этом комиксе мы часто видим ребят из двух кружков и сотрудников школьной газеты. Так, Марибелла Самсон — талантливая и уверенная в себе ученица, которая готова бороться за право участвовать в фестивале школьных кружков. А Дженсон Грэм — смешной парень со странностями, которого беспокоят пятна на солнце и история о роботах школьной столовой, которые вышли из подчинения.
Короткие советы тем, кто учится рисовать
Комикс, который научит тебя рисовать
Если юный художник еще не успел отработать навыки рисования, стоит потратить на это время. Например, можно поучиться вместе с Дэвидом — героем книги «Комикс, который научит тебя рисовать» (от художника Марка Крилли). Вот несколько коротких советов:
- Обращайте внимание на форму предмета, который рисуете.
- Соблюдайте пропорции.
- Измеряйте на глаз. Например, когда рисуете ремешок часов, подумайте: сколько бы циферблатов поместилось с одной и с другой стороны?
- Замечайте ошибки.
- Не давите сильно на карандаш (потом замучаетесь стирать:-))
- Обращайте внимание на негативное пространство — пространство между или вокруг объекта/объектов рисунка.
- Показывайте объем с помощью штриховки (когда нужно добавить тень, беритесь за кончик карандаша и наклоняйте его под острым углом к бумаге, ускорьтесь, чтобы штрихи выглядели увереннее).
- Не рисуйте контур сразу, а делайте набросок — не нужно углубляться в детали, изобразите основные формы. Начинать с деталей рискованно: можно изобразить их точно, а пропорции исказить, или техника изменится в процессе рисунка и верхняя часть будет отличаться от нижней. Смысл в том, чтобы одновременно работать над всеми элементами рисунка.
- Чтобы нарисовать тени, найдите источник света. Тени будут там, куда он не достает. Обращайте внимание на насыщенность теней.
Вот еще один совет: первый комикс вполне можно нарисовать без компьютерных программ и сканирования. Обводите контуры гелевой ручкой, раскрашивайте иллюстрации прямо на бумаге, воспользуйтесь цветными карандашами или фломастерами. А когда почувствуете, что дело пошло, используйте профессиональные средства.
По материалам книг «Правила выживания в школе», «Комикс, который научит тебя рисовать»
Обложка поста — иллюстрация из книги «Правила выживания в школе»
От прессы до художественной литературы и отмененных сезонов телешоу — современные комиксы попадают в центр внимания в любой области. Они могут быть смелыми, забавными или откровенными и не меньше любых других форм искусства обладают той нарративной силой, что может заставить вас плакать и смеяться или же разбить вам сердце.
В прошлом сильно недооцененный и пренебрегаемый жанр, сегодня комикс переживает настоящий ренессанс в современной культуре — во многом благодаря огромному успеху супергеройских блокбастеров. Эта статья написана по мотивам мастер-класса Нила Геймана, автора одного из самых популярных комиксов «Песочный человек». Вы узнаете, как написать собственную книгу комиксов с полезными советами на каждом этапе: от скрипта вашего будущего комикса до раскадровки и рисования.
Что такое книга комиксов?
Комиксы — это визуальная форма сторителлинга, в которой изображения соседствуют с текстом. Они чаще всего представлены в виде последовательного ряда рамок, в каждой из которых происходит одно сюжетное действие (например, один момент, один вид или заявочный план вашей истории).
Этот вид искусства по своей природе располагает к инновациям и художественному самовыражению, позволяя авторам экспериментировать на каждой странице.
Нил Гейман, популярный писатель и автор нескольких книг комиксов, говорит: «Когда вы работаете с комиксами, то попадаете на принципиально иную территорию… Здесь вы можете использовать изображения и слова, чтобы сказать читателю то, что невозможно передать ни в прозе, ни в кино».
Когда книги комиксов впервые стали популярными?
Так называемый золотой век комиксов пришелся на 1930–1950-е годы, когда в каноне жанра прочно обосновались супергерои. В эту эпоху появились самые знаменитые персонажи комиксов, такие как Супермен, Бэтмен, Человек-Паук, Капитан Америка, Чудо-женщина и многие другие.
После Второй мировой войны супергерои вышли за пределы комикса и населили такие жанры, как роман, вестерн и научная фантастика.
В современную эпоху (с 1980-х годов) комиксы переживают настоящий бум, поскольку независимые издатели и интернет позволили прежде неизвестным авторам найти свою аудиторию.
Какие элементы включает в себя хорошая книга комиксов?
Книга комиксов — это чаще всего сложный комплекс элементов, которые позволяют вам рассказать историю.
- Панель (англ. Panel). Это одна иллюстрация на странице, обычно ограниченная рамкой. Книга комиксов состоит из одной или множества панелей. Каждая из них движет историю вперед, изображая персонажей в действии или диалоге.
- Канавка (англ. Gutter). Это пространство между панелями. Канавки могут быть широкими или узкими и влияют на то, насколько легко будет читать каждую страницу.
- Ряд (англ. Tier). Набор панелей, расположенных в один ряд.
- Полосной кадр (англ. Splash page). Изображение на всю страницу, которое чаще всего расположено в начале комикса, чтобы представить историю и задать определенные настроение и сеттинг.
- Разворот (англ. Spread). Иллюстрация, которая занимает больше одной страницы.
- Авторский текст (англ. Caption). Специальный блок в стороне от панели, в котором обычно авторский голос дает контекст происходящего.
- Пузырь/шар (англ. Speech bubble/balloon). Здесь помещаются реплики персонажей. У каждого пузыря есть свой «хвост», который указывает на говорящего.
Что нужно для создания комикса?
Хотя вполне возможно создать книгу комиксов самому, это довольно редкий талант. Писать комиксы — тяжелая и требовательная работа. Большая часть авторов создают историю, а затем работают с другими мастерами, чтобы превратить ее в полноценный комикс.
Вот пример людей, которые могут принимать участие в создании комикса:
- Писатель. Писатель создает такие элементы истории, как сюжет, сеттинг, герои, конфликт и диалоги. Он также подготавливает черновик и скрипт, на основе которых работают другие мастера.
- Редактор. Каждому хорошему писателю нужен редактор. В идеале последний должен хорошо знать автора и понимать его цели, но также и предлагать взвешенную критику, особенно если что-то в истории требует корректировки.
- Художник. Художник переводит инструкции писателя на язык иллюстраций. У него есть возможность придать более тонкое измерение простым указаниям. Например, строчка «герой смотрит прочь» может быть передана миллиардами различных способов: с грустным выражением лица, с лицом в тени или, возможно, слегка наклоненной головой персонажа. Таким образом художник сообщает авторскому сценарию свою креативную интерпретацию.
- Художник-шрифтовик. Шрифтовик передает историю через разные шрифты и каллиграфию. Подзаголовки, звуковые эффекты, диалоги внутри пузырей — все это часть работы шрифтовика. Он также окрашивает чернилами карандашные линии художника.
- Художник-колорист. После того, как история нарисована и окрашена чернилами, колорист заполняет черные и белые линии цветами. На заре комиксов это делалось при помощи кисточки и красок. Сегодня некоторые колористы все еще делают все своими руками, тогда как другие перешли на цифровые средства: оба варианта одинаково хороши, все зависит от индивидуального стиля и предпочтений.
10 примеров великих комиксов
- «Action Comics» (№ 1, 1938), издательство DC Comics
- «Two-Fisted Tales» (№ 25, 1951), Харви Курцман
- «The Acme Novelty Library» (№6, 1965), Крис Уэр
- «Fantastic Four» (№51, 1966), Стэн Ли и Джек Кирби
- «Watchmen» (1986), Алан Мур (на русском «Хранители», издательство «Азбука-Аттикус»)
- «Maus» (1980), Арт Шпигельман (на русском «Маус», издательство Corpus)
- «The Sandman: Preludes and Nocturnes» (1989), Нил Гейман (на русском «Песочный человек», издательство «Азбука-Аттикус»)
- «The Walking Dead» (2003), Роберт Киркман (на русском «Ходящие мертвецы», издательство «Комильфо»)
- «Fun Home» (2006), Элисон Бекдел (на русском «Веселый дом», издательство «Бумкнига»)
- «Lumberjanes» (№1, 2014), Грейс Эллис и Ноэль Стивенсон (на русском «Дровосечки», издательство «Boom! Studios»)
Как придумать идею для комикса за четыре шага
В независимости от того, ищете ли вы идею для небольшого комикса или целой книги, попробуйте для вдохновения использовать эти советы.
1. Подумайте о небольшой истории, которая будет особенно хорошо работать визуально. Вам потребуются динамичные и простые моменты, герои, которые больше и «круче», чем в простой жизни, и много диалогов. Если вы уже работаете над романом, то попробуйте в качестве креативного упражнения приспособить ваших героев и сеттинг под форму комикса.
2. Затем набросайте черновую структуру вашего комикса. Придумайте цепляющее начало, главные сюжетные точки, кульминацию и разрешение конфликта.
3. Напишите короткие биографии ваших главных героев. Кто они? Чего они хотят? В чем их сила и слабость? Где они начинают и где заканчивают в вашей истории? С каким главным конфликтом они сталкиваются и как они его преодолевают?
4. Подумайте о необычных обстоятельствах и таких мощных и эмоционально заряженных сюжетах, как любовь, смерть, ярость, добро, зло. Как они будут представлены в вашем комиксе?
Как структурировать комикс в три акта
Как фильмы и другие нарративные формы, большинство комиксов следуют трехчастной структуре:
- Первый акт. Представление центральных героев, а также сеттинга, настроения и главного конфликта вашего комикса.
- Второй акт. Развитие героев, индивидуальные сюжетные арки, неудачи, вызовы, обучение и кульминация.
- Третий акт. Разрешение конфликта после кульминации, в ходе испытания герои претерпевают значительные изменения и получают некоторый опыт.
Как набросать комикс за шесть шагов
Этот пошаговый гайд по созданию комикса предлагает в своем мастер-классе признанный автор, обладатель многих наград Нил Гейман.
1. Подготовьте бумагу. Возьмите пачку (страниц пятнадцать) и соедините их на манер книги комикса.
2. Пронумеруйте страницы. Это поможет вам понять, что должно идти на каждой странице. После того, как вы наметите начало и конец, вам будет легче ориентироваться в оставшейся части.
3. Определите ударные точки вашей истории. Для начала отведите каждой такой точке по одной странице, хотя некоторые сильные эпизоды могут занимать несколько страниц. Набросайте узловые моменты истории на каждой странице.
4. Превратите ударные точки в панели. Начиная с первой страницы, определите, как вы будете использовать каждую панель для того, чтобы рассказать определенную часть истории. Помните о том, сколько и какой информации вы должны рассказать на каждой странице, и постарайтесь распределить пространство соответствующим образом (попробуйте поиграть с размерами панелей и дать больше места ударным эпизодам, особенно вводным, и меньше места — тем сценам, что не требуют большого количества деталей).
5. Набросайте основное действие и напишите диалоги. Этот черновой вариант увидите вы и только вы: это могут быть схематичные человечки или символы, главное, чтобы вы сами понимали их значение и что должно быть в каждой панели. Подумайте, что должно быть в ваших диалогах, чтобы они помогали читателю органично переходить от одной панели к другой. В каждой панели добавьте сопроводительные подписи к картинкам.
6. Напишите сценарий! Используя миниатюры как стартовую точку, напишите полный сценарий истории, который затем когда-то окажется в руках художника. Следуйте от одной панели к другой, связывая друг с другом различные точки зрения, сцены, описания героев и диалоги. Представьте, что этот сценарий — ваше письмо художнику, в котором вы даете всю информацию, которая нужна ему для того, чтобы перевести на визуальный язык ту историю, что пока находится только в вашей голове.
Наверное, на протяжении почти всего обучения на графического дизайнера я сам себя оценивал всё же больше как иллюстратора, чем дизайнера. Потратив на эту работу невероятно много сил, почему-то я не решился особенно куда-то её выкладывать. Теперь же делюсь опытом, каково это вообще – делать (почти) свой комикс.
Посмотрев на выпускные проекты дипломников нашего направления мне захотелось вспомнить свой, который я защищал в прошлом году. Вспомнить и разобрать по кирпичикам.
Ближе к последнему курсу я всё-таки стал с любопытством проникаться дизайнерскими штуками вроде вёрстки, типографики, печати, но в итоге всё равно делал упор на рисование. Получается, что я стал таким художником с дизайнерским (то есть в какой-то мере прагматичным и техническим) мышлением, пусть и это мышление мне пришлось вбивать себе в раздолбайскую творческую голову.
В каком-то смысле тема моего диплома была определена ещё даже до начала самой учёбы. Как раз накануне подачи документов и вступительных экзаменов меня начало утягивать в чтение фантастики. Я её и раньше почитывал, но теперь процесс пошёл как лавина. Среди прочитанного был и рассказ «Приход ночи» из раннего творчества Азимова. Впечатления были необычные – по духу он отличался от более поздних рассказов, гуманистических и наполненных оптимизмом и лёгкой иронией.
Нет, тут события серьёзнее, настрой мрачнее а кульминация и вовсе пугающая. В общем, то что надо. Я ещё долго советовал почитать его друзьям, настолько меня он впечатлил.
В универе же оказалось, что преподы-кураторы обеих наших групп сами любители почитать что-то с нарисованными картинками. А тут ещё и одна из дипломниц готовила на защиту комикс по «Мастеру и Маргарите». Я подумал, что вдруг и у меня такое получится сделать? Эта мысль оставалась скрытой мотивацией на протяжении всей учёбы. Почему-то открыто даже для себя
я не признавал, что железно буду рисовать комикс на диплом, прикидывая и другие варианты.
Когда перед четвёртым курсом уже пора было определяться с темой работы, то я выбрал конечно же понятно что, чему был рад и мой научный руководитель (как раз один из преподов-кураторов с первого курса). Правда, я всё равно и тут метался между рассказами для основы – первое время вообще хотел взять что-то из Лема, но потом понял что это будет очень сложно. А тут как раз тот самый рассказ Азимова – небольшой, ёмкий и красочный. Вдобавок ещё и как своеобразная кульминация всему этому процессу.
Основная идея
В начале доработанного романа авторы сделали заметку, что читатель может представить себе абсолютно любой мир со своими терминами и понятиями, однако они описали его и его жителей похожими на нас с вами. Я придерживался той же позиции, постаравшись визуально дополнить оригинал, а не делать из него нечто совсем иное. Моей целью в принципе было сделать самый обычный комикс. Без авангардных приёмов, без веяний постмодерна – только рисунок и максимально понятно рассказанная история. Мне хочется видеть в комиксах именно сюжет, какие-то идеи и концепции, а не прикольные заигрывания с форматом и персонажами. Во всяком случае так я вижу именно свой маршрут действий.
Одной из основных загвоздок был объём рассказа. Это только на первый взгляд кажется, что нет ничего проще, чем перенести текст от начала и до конца в другой медиум в первозданном виде. Если же как следует вдуматься, то замечаешь спорные моменты, которые не получится сделать один-в-один.
Плюсом идёт количество страниц. Даже такой небольшой рассказ в виде комикса – это тонна тяжёлой работы, и не только рисования. Короче, текст надо было сокращать. А сократить без потери главной нити повествования – задача та ещё. В такие моменты чувствуешь себя хирургом, который сшивает фрагменты тканей и старается сделать так, чтобы шрамы остались наименее заметны. Становится понятна логика киноделов, берущихся за адаптацию литературы под фильмы. Бюджет, объём, сроки в конце концов в процессе давят самым подлым образом.
В целом мне пришлось сделать общее введение, информация из которого в рассказе раскрывается посредством диалогов, выкинуть пару сцен с дополнительными диалогами, пару персонажей и также связанных с ними сцен, один момент переработать совсем в другой формат и также поместить ближе к началу; какие-то диалоги сильно ужать, какие-то перекроить и поменять порядок реплик, а концовку и вовсе оборвать на полуслове.
По итогу я осознал, насколько же важен этап планирования, на который я частенько любил забить в задачах попроще. К сожалению, тут отсутствие внятной структуры (которая, вообще-то, сама по себе не требует много рисунка или сложного текста) только множит количество лишней работы и зря потраченного времени. Остатки которого, в конце концов, ужалят за жопу именно тогда, когда ты вносишь финальные штрихи от которых зависит конечный вид работы.
Но, не совершив ошибки, я бы не осознал их и не научился новому. Поэтому лишний раз мотаю на ус, что же я делал не так.
Раскадровка и разбивка по страницам
Как ни крути, всё упирается в пресловутый объём первоисточника. Количество страниц в макете должно быть строго кратно четырём. Про ценник макета тоже не надо забывать – 100500 страниц делать возможности не было, это не резиновый электронный формат. Подгонять всё приходилось под строгие рамки. Если нужно добавить всего одну страницу сверх формата, то будь добр придумать ещё три новых. Или же выкинуть что-то из нынешнего макета, что не слишком хочется делать, особенно когда часть страниц ты успел отрисовать и если выбросить что-то ещё не нарисованное, рискует нарушиться логика повествования. Конечно же, в процессе мне пришлось добивать пару страниц сверх макета, или внезапно я понимал, что упустил целую страницу из черновика, хотя по логике текста без неё никак нельзя было обойтись.
Ещё не знаю, как рабочий и творческий процесс устроен у других, но мне очень сложно идти по порядку, с первой страницы к завершающей. Я могу начать рисовать их с середины или с конца, а первые сделать в последнюю очередь. Начал я как раз с 21 и 17 – они должны были получиться наполненными деталями, на них я обкатывал стиль рисунка.
Вёрстка
Да, опять же текст первоисточника. Не везде можно было обойтись короткими фразами и диалогами; в конце концов у нас тут ноучне фонтастике, и без каких-то объяснений и теорий смысла в истории нет. В определённые моменты персонажи произносят довольно сложные монологи, и эти самые моменты очень хотелось сохранить. Но, к сожалению, из-за плохого продумывания под них оказалось слишком мало места. В комиксе один большой монолог со сложным объяснением прекрасно можно раздробить по нескольким отдельным кадрам. Мне же пришлось сильно уменьшать размер кегля во многих местах и использовать два размера: для коротких фраз и уменьшенный для большого количества текста. Многое было уже нарисовано, а нерассчитанное количество текста плохо вписывалось в сцены. Это был тот этап, когда нельзя было переделать отдельные фрагменты, не порушив вообще всё. Короче, это был обсер.
Ещё косячными получились рамки со слишком толстыми границами и большое, непостоянное пространство между кадрами.
Рисунок
Этот момент тоже оказался проблемным. Рисовать отдельную картинку – это одно. А когда их много, когда они должны не перегружать страницу и выстраиваться в единую композицию (тут получилось далеко от идеала), когда хорошо бы самому не подохнуть в процессе и не вырисовывать лишние подробности и не пролететь все сроки – вот это уже другая проблема. К тому же зачем-то я решил немного поэкспериментировать с кистями и техникой – привычным образом рисовать все кадры мне оказалось сложно, я почувствовал что тут потребуется другой подход. В результате этот подход менялся чуть ли не на протяжении всей работы. Нерешённые вопросы практики и набитой руки.
Чёрно-белая графика и скринтоны спасли меня от дурки, потому что покраску такого объёма страниц я бы точно не вытянул, хотя в начале руководитель предлагал делать цветную версию. В процессе от общего напряжения, нервов, спешки, дурдома в универе и на кафедре у меня уже начались проблемы с организмом и психикой и всё могло стать ещё хуже.
На защите я услышал немного странный комментарий – что стоило обращать внимание не только на композу каждой отдельной страницы, а ещё и на их ритмический ряд во всём комиксе. То есть чтобы чередовались страницы где много чёрного и где чёрных заливок минимум, светлые. Это с одной стороны действительно странно, но с другой может сработать как концептуальная фишка для чего-то нового.
Ниже этапы прорисовки пары страниц:
Общий стиль
Кроме рассказа есть ещё и полноценный роман, который Азимов доработал вместе с Сильвербергом в 90-х годах. Тонкости мироустройства, науки и общества заметно расширили, как и сам сюжет, добавив в него несколько новых главных персонажей и продлив события до и после.
Зрители повнимательнее наверняка отметят шумерские мотивы, разбросанные по разным фрагментам комикса. Это не совсем моя блажь,
во всяком случае намёки на подобное я увидел в тексте оригинального рассказа. Оттолкнувшись от названия планеты – Лагаш – я позволил разгуляться фантазии и придать миру слегка мифический, древний антураж который сочетается с индустриальным обществом, похожим на наше в 50-х и даже 80-х годах прошлого века. Хотя основная часть событий и происходит
в стенах университета, сотрудников которого я нарочно сделал более заурядными и строгими. Такой вот идейный микс, обусловленный тонкостями сюжета – явно ощущался некоторый разрыв в областях науки и индустрии. Общество как будто бы почти знакомо нам, но с проседаниями в астрономии
и вообще всём, что касается космоса.
Изменения в романе коснулись и названий: вместе с солнцами переименовали саму планету – шумерские мотивы улетучились после того, как из «Лагаша»
она превратилась в «Калгаш». Почему это сделали я не понимаю, может быть как раз чтобы убрать прямую отсылку к шумерской культуре.
Знаете, это такая магия первоначальной мысли. Она может быть в чём-то наивна, недоработана, сыровата, но при этом это всё равно являться интересной ступенью; шагом, который сделало сознание. Доработать такую мысль всегда проще, ведь есть фундамент. А вот создать этот фундамент почти с нуля, из разрозненных частей… Именно поэтому я опирался на рассказ, а подробностями из романа старался пользоваться в единичных случаях.
Печать
Отдельным мучением была техническая часть. Я заранее потренировался делать небольшие печатные брошюрки и это облегчило мне жизнь, но поиск типографии и вёрстка макета всё равно заняли немало времени. Понадобилось написать в десяток фирм, прежде чем я получил внезапный ответ из совсем неожиданной типографии с самым демократичным ценником. От них я дополнительно узнал, какие ошибки были в макете и мне снова пришлось его пересобирать.
В конце концов, успев отдать макет в печать в предпоследний перед защитой день за пару минут до закрытия типографии на следующий день я уже держал в руках результат своего потного и нервного труда. Впечатления офигенные.
Ну и да – если кто желает приобрести такой артефакт, то макет ждёт отправки в типографию, а потом покупателю. Кто знает, может в будущем это будет иметь коллекционную ценность. Мой экземпляр отжали в универский архив и не захотели возвращать.
АналоГовнет (есть)
Помимо практической части с нас ещё требовали заяснительную пописку. Как обычно туда налились литры воды про теорию комиксов, исторических разборов, немного анализа нашего рынка и прототипы с аналогами. Часть с прототипами была любопытной, поэтому тут я тоже приведу примеры, на что смотрел пока делал свою работу:
- «Теория песчинки» – прекраснейший пример изданного у нас BD с великолепной графикой. Кстати, может у кого, кто из Нижнего Новгорода есть «Падающая девочка» от тех же авторов и кто готов продать комикс?
- «Блейм» – смотрел на работу Нихэя со скринтонами и заливками.
- «Зимний солдат» – странный комикс с отсылками на Мерзбоу и Эфекс Твина, но рисунок Марко Руди великолепен. Хотя в качестве примера мне нужны были всего четыре страницы, единственные в такой манере на весь комикс.
Получился такой небольшой аналитический рассказ. Вспоминать это всё забавно, хоть тогда и не ощущалось ничего хорошего. Но я извлёк несколько уроков из этого и теперь стараюсь применять полученные собственным опытом знания.
Ознакомиться с проектом подробнее вы можете тут, там же прикреплена версия в пдф:
В своём сообществе я делюсь тем, что рисую и над чем работаю:
Спасибо за внимание тем, кто прочитал эту статью.
Использование комикса на уроках русского языка и литературы
Многие преподаватели (и я в том числе) с большой настороженностью относятся к этому литературному жанру. Если бы я не занялась серьезно этим вопросом, то никогда, наверное, не стала бы предлагать упражнения по комиксу своим ученикам. Теперь же мое мнение коренным образом изменилось.
В Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования введено понятие «коммуникативной компетентности». Что имеется в виду?
Коммуникативная компетенция – способность личности к речевому общению и умению слушать. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, выделяются: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них; внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы; комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку; аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию; адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного события.
Только на уроках русского языка и литературы задача развития речи решается в определенной системе, целенаправленно, с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников. Поэтому наиболее актуальной остается задача учителя-филолога подбирать задания, которые развивают не только лингвистическую грамотность, но и коммуникативную (речевую) компетентность.
Особенности современного преподавания на уроках русского языка и литературы
Филолог, профессор РГГУ и Оксфордского университета Андрей Зорин сказал в одной из своих лекций: «Сегодня из многих источников идут сообщения, что человечество вступает в новую эпоху, что у молодого поколения фундаментально изменяется культура восприятия: ему не нужен линейный текст. По-видимому, сегодняшняя культура в принципе создает огромные проблемы для молодого человека в области восприятия вербальной культуры. Современным молодым людям трудно работать со словесными текстами».
Сильная сторона «поколения Z » – возросшая способность к многозадачности. Такие дети одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Поколение «Z» умеет и любит быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами. Главное достоинство «клипового восприятия» – большая скорость обработки информации. Другая его особенность – предпочтение нетекстовой, образной информации.
Очевидно, что «клиповое мышление» – то есть усиленное развитие навыка быстрого переключения за счет длительного сосредоточения – более соответствует той информационной среде, в которой обитает подросток. И в идеале школа должна готовить детей к реальной действительности. На самом деле, люди нового когнитивного стиля выпадают из культуры, ориентированной на линейный текст. У людей будущего нет иных навыков работы с текстами, кроме конвертации их в практические инструкции, и поэтому нет почтения к текстам.
Педагогу в сложившейся ситуации стоит найти положительные стороны клипового мышления и использовать их в своей профессиональной деятельности. Примером этого может служить статья, написанная учителем русского языка и литературы одной из московских гимназий под характерным заголовком «Клиповое сознание работает на литературное образование» («Учительская газета», 2003, № 51). Автор, Татьяна Мусатова, пишет: «Каждый учитель-практик прекрасно знает, что современные школьники по преимуществу визуальщики и кинестетики. Им необходимо посмотреть и потрогать. Раскрасить и подрисовать… Сейчас модно ругать «клиповое сознание» подростка, но можно принять это явление как объективный факт и заставить работать это «клиповое сознание» на развитие ученика… Как ни парадоксально, но такой внешне несерьезный прием, как раскрашивание маркерами текста, весьма продуктивен для такой серьезной деятельности, как анализ поэтического произведения».
Работой, с одной стороны, эксплуатирующей клиповое мышление, с другой стороны, направленной на развитие коммуникативной компетенции, мне видится работа с комиксами на уроках русского языка и литературы. У нас есть не только новые цели, но и новые возможности. Давайте это использовать.
Комикс как вид креолизованного текста
Поликодовый текст (креолизованный) – соединение вербальных и изобразительных средств передачи информации. Соединяясь друг с другом, они образуют целостность и связность текста, его коммуникативный эффект.
Поликодовые тексты относятся как к устному, так и письменному общению. Рисунки, фотографии, схемы, реальные предметы окружающего мира, составляющие предмет общения, а также специфические, характерные только для устного общения мимика и некоторые виды жестов выступают в роли иконических знаков. Поликодовость текста служит задачам эффективного общения.
Функции поликодовых текстов:
-
привлекать внимание читателей, принимать участие в организации визуального восприятия текста
-
предоставлять определенную информацию
-
участвовать в развитии содержания текста
-
функция иллюстрации вербального компонента
-
руководить познавательной деятельностью адресата
-
экспрессивная: оказать воздействие на эмоции публики
-
эстетическая: оказать воздействие на эстетические чувства публики
-
формировать ситуацию живого общения (мультимедийные тексты)
-
техническая: сформировать визуальное восприятие текста (например, зрительное определение рамок высказывания).
Креолизованный текст делает информацию более полной и концентрированной.
Комикс – тип креолизованного текста.
Комикс – это сочетание визуального и вербального компонентов.
В комиксе вербальный текст полностью зависит от изобразительного ряда, а иллюстрация является при этом обязательным элементом текста.
Информация, которая содержится непосредственно в текстовом сообщении, усваивается читателями лишь на 7%, голосовые характеристики способствуют усвоению 38% информации, а наличие визуального образа в тексте повышает восприятие до 55%. Использование паралингвистических средств переводит восприятие на подсознательный уровень.
Классический комикс состоит из четырех или шести рисунков, связанных единством времени и действия и повторяющимися героями, а вербальный компонент представлен двумя типами текста: как авторский комментарий и как текст в фрилактере («пузыре»), где представлена прямая речь персонажа. Сюжет не отличается глубиной, но этого и не требуется. Комикс – история, которая предназначена развлекать читателя, поэтому в них нет сложного для восприятия сюжета.
Виды работ с комиксом на уроках русского языка и литературы
1. Создание реплик
Текстовое сообщение в комиксе несет дополнительную информацию и детерминировано изображенной ситуацией.
Пользователь многократно обращается то к изображению, то к тексту. При чтении комикса читатель в первую очередь обращается к картинке. По мере того, как вводятся ключевые слова текста, пользователь отыскивает их на рисунке.
Изучаем иллюстрации комикса (проговариваем):
-
Где происходит действие
-
Что происходит (какое?)
-
Кто перед нами? Сколько героев? Какие они?
-
Опишите героев
-
Опишите эмоции героев (это очень важно, т.к. показывает уровень эмоциональной нагрузки; от этого зависит, какую лексику будем использовать, какие синтаксические конструкции)
-
Как развивается ситуация от картинки к картинке.
Изучаем речь комикса
В речи комикса находят отражение экстралингвистические средства коммуникации: интонация, жестикуляция, мимика.
В отличие от визуального элемента, текст факультативен, он стремится к самосокращению.
В комиксе используется «письменная разговорная речь», «гибрид устной и письменной речи», имитация разговорной речи. Она должна казаться спонтанной, лишь приближаться к реальной коммуникации, одновременно выражая художественный замысел автора и выполняя функцию схематичного речевого портретирования персонажей.
Лексика:
-
использование разговорной, иногда сниженной лексики;
-
предельная сжатость, лаконичность, стремление минимальным количеством слов предать максимальное количество информации, в том числе экспрессивной, поэтому широко используем междометия, отражающие эмоции. Часто междометия многозначны: изумления и восхищения; обреченности и негодования; боли, страха или неприятного удивления.
-
использование
звукоподражаний; то, что в жизни и в кино передается звуками, в комиксе передается звукоподражанием. Они используются как средства общения. Стремление «оживить», «озвучить» немой текст. -
лексический повтор.
Синтаксис:
-
обилие неполных, эллиптичных и односоставных предложений. Сообщение интерпретируется в виде сиюминутной коммуникации. Иногда встречаются полные и законченные предложения
-
эмоциональная окраска реплик показана через дублирование букв в словах,
-
преобладают повествовательные и вопросительные предложения, т.к. большая часть информации передана через диалог,
-
для создания интриги повествования, комического эффекта, выражения эмоционального состояния персонажей используются вопросы — переспросы, такие вопросы эллиптичны
-
синтаксические повторы (также для выражения эмоций),
-
использование незаконченных предложений (придают особую экспрессивность),
-
деление длинных предложений на несколько коротких: реплики в разных баллонах, в разных кадрах, на разных страницах (так можно показать временную разницу между произнесением реплик, подчеркнуть эмоциональное состояние героя),
-
использование конструкций с семантикой императива (повелительного наклонения) позволяет максимально упростить повествование, сделать его динамичным, диалогизировать его
-
риторические вопросы и восклицания,
-
экспрессивная пунктуация: знаки препинания в функции целого высказывания; использование многоточия
(когда герой говорит медленно, мрачное настроение, подавленное состояние или недосказанность); большое количество запятых
(быстрый темп речи героя); большое количество восклицательных знаков (приподнятое настроение, неиссякаемая радость и оптимизм).
Пример заданий для начальной школы
2. Додумывание истории
Учителю важно обратить внимание детей на то, что картинка и текст в комиксе не могут существовать друг без друга. Как вид искусства, комикс способен вмещать любой набор идей и изображений. В комиксе есть пространство между кадрами — пробел, который сливает два отдельных изображения в одну идею. Между кадрами ничего не видно, но опыт подсказывает, что что-то там должно быть. Кадры разделяют время и пространство на череду отдельных моментов, но домысливание позволяет нам объединить их и мысленно сконструировать непрерывную, целостную реальность. Додумывая повествование, ребёнок обогащает свой словарный запас, учится точнее выражать мысли.
Следует обращать внимание на тип перехода кадров. Он может быть:
-
от момента к моменту (переход покадрово показывает любые изменения, происходящие с субъектом).
-
от действия к действию (переход показывает смену деятельности конкретного субъекта).
-
от объекта к объекту (переход показывает смену действующих лиц в рамках одной сцены или идеи).
-
от места к месту (переход переносит на различные расстояния во времени и пространстве).
-
от детали к детали (переход представляет собой пытливый взор, рассматривающий различные аспекты места, идеи или настроения).
-
бессвязный (отсутствие какой-либо логической связи между кадрами)
Если чтение зашло в тупик, необходимо определить тип перехода кадров в комиксе, и нить повествования будет восстановлена. Создатель комикса предлагает присоединиться нам к бесшумному танцу зримого и незримого, видимого и невидимого. Этот танец – уникальная особенность комикса. То, что происходит между иллюстрациями – магия, присущая только комиксу.
3. Создание комикса по художественному произведению или его фрагменту
Комикс обладает такими характеристиками как лаконичность, логичность и насыщенность. Все это способствует формированию стратегии краткого изложения содержания текста с последующим его чтением, пониманием и обсуждением.
Прием создания комикса используется при организации самостоятельной творческой работы учащихся, как индивидуальной, так и групповой. В любом случае, этот вид интерпретационной деятельности может рассматриваться в качестве творческой и продуктивной работы учеников. Учащиеся выделяют в тексте самое важное и учатся сжимать информацию. Не это ли требуется для изложения? Необходимо пояснить, что под комиксом в данном случае понимается прием – способ соединения визуальной и текстуальной информации с той или иной целью.
Комикс является не только формой передачи информации, но и формой ее усвоения, интерпретации, поэтому детям можно дать задание: нарисовать комиксы по произведениям из списка. Также в течение года при изучении какого-либо произведения для проверки его усвоения учениками можно дать им такое же задание — нарисовать комикс вместо написания сочинения или изложения. Данная работа, целью которой является создание коллективного комикса по какому-либо произведению или индивидуального по понравившемуся фрагменту текста, очень продуктивна и нравится ученикам.
Для организации данной работы учителю следует выполнить ряд задач:
-
Познакомить с понятием «комикс», историей развития и становления комиксов в литературе.
-
Дать определение понятия «комикс-адаптация».
-
Познакомить с самыми популярными комикс-адаптациями.
-
Ознакомить с правилами чтения комиксов».
-
Показать, как нужно создавать свой собственный комикс.
Залог успеха урока по знакомству и созданию комикса – наглядность.
Педагогу важно помочь детям перебороть недоверие к своим возможностям, так как изначально дети воодушевлены и с интересом приступают к работе, которая в итоге может и не обладать высокой художественной ценностью, но очень точно:
-
отражать психологическое состояние героев
-
выделять важные детали, на которые делается акцент в произведении
-
четко нести основную идею текста
-
представлять из себя очень интересную интерпретацию, не вступающую в конфликт с первоисточником, а только дополняющую ее.
Таким образом, комикс на уроке литературы способствует развитию у учащихся навыков творческого чтения, приводит к освоению литературного произведения на личностном уровне, помогает вступить в диалог «автор — читатель», позволяет погружаться в переживания героев, и передавать их при помощи портрета, позы, речевой характеристики, формирует чувство композиции и стиля. Именно поэтому комикс может быть рекомендован к использованию в образовательном процессе.
Пример такой работы мы нашли в группе ВК Литературные комиксы. Жаль, что группа закрылась. Ребята были на верном пути.
4. Упражнения для развития речи. Развитие умения видеть подтекст
При чтении комикса можно извлечь полную информацию, лишь соотнеся текст с наглядным образом, примерно так же, как это происходит при наблюдении за бытовым общением других лиц в текущей ситуации. Поэтому комиксы удобно использовать для развития умений:
-
интерпретировать подтекст
-
формулировать основные идеи автора
-
определять его отношение к героям и событиям
-
объяснять поступки героев, причины их поведения, высказываний, конфликтов и т.п.
Для этого предлагаются вопросно-ответные задания типа:
-
где были ребята, с кем они встретились, куда пошли, что случилось и т.п.,
-
как они относятся к…,
-
что хочет сказать нам автор комикса: чему научить, что посоветовать, от чего предостеречь и т.д.
В отличие от прочих текстов, пересказ которых можно считать только репродуктивной речевой деятельностью, комиксы эффективны для развития продуктивных монологических умений на основе зрительного ряда и с использованием реплик персонажей.
Также комиксы могут служить для обучения грамотной разговорной речи, порождаемой в реальных ситуациях общения, а также для развития активных речевых умений, например, с помощью задания:
— Представь, что ты участвуешь в разговоре. Что бы ты сказал в этой ситуации?
5. Драматизация комикса
Ученики не просто сочиняют и фантазируют, а моделируют и проигрывают разные фрагменты, сцены и диалоги из комикса. Формат комикса предполагает не коллекцию статических картинок, а динамичное – сценарное развитие.
Читать комиксы, также как и драму, можно по ролям. Тем более дети видят перед собой своего персонажа и могут надеть на себя его «маску» и испытать те же чувства, что переживает его герой.
Это упражнение способствует лучшему пониманию вербального и визуального компонентов комикса, развивает интерес учащихся к чтению, в целом к урокам литературы.
Цели работы с комиксами на уроках
-
В последнее время комиксы заменили детям книгу. Здесь есть картинка, слово, динамика. Картинка играет ведущую роль, она четко прорисована, не отягощена деталями, а слово емко, динамика органична.
-
Комикс сложен для восприятия, порой даже сложнее художественной литературы. Поэтому чтение комикса очень полезно для детей. Комикс является замечательным средством развития воображения. Он помогает гораздо легче входить в материал, сохраняя время и силы на его осмысление.
-
Комикс способен решить проблему мотивации, интереса к учебе. Комикс увлекает, вдохновляет, стимулирует творческую активность, заставляет заниматься самообразованием, превращая учебу в радостную, осмысленную деятельность.
-
Место для высказывания в комиксе ограничено, и учащимся приходится видоизменять свои высказывания. Это помогает развивать речевые умения
(перефразировать предложения). -
Такое задание – повод использовать грамотную письменную речь. Выход на орфографию и пунктуацию.
-
Комикс помогает выработать аккуратный почерк, чтобы вписать фразу аккуратно и красиво, не вылезая за рамки.
Как сформулировать задания по комиксу
-
понять, какая ситуация передана рисунками, придумать и записать в пузыри реплики героев (развитие воображения, креативности, развитие письменной речи, изучение разговорной речи),
-
рассказать, что происходило между кадрами (развитие устной речи, функциональное чтение),
-
составить комикс по эпизоду литературного произведения (анализ текста, выделение главного, сжатие текста, трансформация текста, индивидуальная работа),
-
составить комикс по целому литературному произведению (анализ текста, выделение главного, сжатие текста, трансформация текста, групповая работа),
-
ответить на вопросы по картинкам (подготовка к устному экзамену, функциональное чтение),
-
прочитать комикс по ролям (поиск соответствия вербального и визуального компонентов),
-
восстановить в правильном порядке последовательность кадров (развивает память учащихся),
-
подобрать звукоподражания, междометия, заменив реплику,
-
продолжить реплику,
-
найти к кадру нужную реплику (карточки с изображениями и с репликами отдельно; раздает учитель),
-
нарисовать кадры к предложенным репликам (развитие творческих навыков, задание даётся после прочтения комикса, когда будут знать, о чем он),
-
придумать и создать комикс с этим же героями, но в другой ситуации.
Пример задания для средней школы
Постарайся понять, что здесь происходит, и впиши реплики героев.
После работы с комиксами можно перейти к более сложным заданиям.
Озвучивание эпизода художественного фильма
Сходство с комиксом:
-
поликодовый текст,
-
вербальный компонент зависит от визуального ряда,
-
ограниченное пространство, единство времени и действия, наличие повторяющихся героев,
-
преимущественно эмоциональная коммуникация.
Отличие от комикса:
-
Вербальный компонент может быть представлен не только речью героев, но и «голосом за кадром»; музыкальное сопровождение также является элементом высказывания и может являться дополнительным материалом при интерпретации эпизода.
-
Не в каждом эпизоде есть завязка и кульминация, поэтому выбираем эпизод в зависимости от целей данного урока (развитие диалогической и монологической устной речи или создание письменного высказывания).
-
Развлекательная функция фильма не является преобладающей.
-
Диалоги могут быть с подтекстом.
-
Непрерывное движение в кадре (получаем более полную и подробную информацию о персонаже, учитывая его мимику, жесты, взгляд; создаем портрет героя; выходим на его речевую характеристику).
-
Текстовое сообщение не всегда является дополнительной информацией, зависит от жанра фильма; может быть объемным.
Речь эпизода фильма
Лексика и синтаксис могут быть любыми в зависимости от ситуации, представленной в эпизоде. Если хотим озвучить эпизод в одном ключе, выбираем ситуацию понятную, которая не допускает различных толкований. Если надо показать, как по-разному можно увидеть один и тот же фрагмент, выбираем эпизод, в котором есть ситуация, когда герой размышляет, молчит, отворачивается, мы не видим выражения его лица, где есть паузы между действиями или показан только пейзаж.
Интересно было бы предложить эпизод из фильма по литературному произведению, изучающемуся в школе.
Порядок действий:
-
просмотр эпизода без звука,
-
интерпретация эпизода,
-
озвучивание,
-
просмотр эпизода со звуком,
-
чтение фрагмента литературного произведения.
Вопросы и задания:
-
сравните реплики персонажей фильма, литературного произведения, придуманные учениками,
-
как изменение речи персонажа влияет на его портретную характеристику, на раскрытие образа героя,
-
как изменится эпизод, если озвучить его иначе.
Как создать задание с комиксом
Технически задание с комиксом легко создать при помощи сервиса Canva. При создании нового дизайна сразу выберите тип «комикс», и вы получите массу шаблонов, которые легко изменять под ваши нужды. А можно наоборот — придумать задание по готовому шаблону.
Можно создать дизайн типа «рабочий лист», подбирать рисунки и пузыри для реплик.
Использованные материалы:
К. Фрумкин. Клиповое мышление и судьба линейного текста
Е. Чекалина, В. Морозов. Как построить урок РКИ на материале детского комикса
Н. Старикова. Комикс на уроке литературы
А. Диденко. Проблема вербализованного канонического знака в художественном тексте
Н. Авертисян. Американский комикс как тип креолизованного текста и его дидактические возможности
Ю. Ейкалис. Дискурс комикса
Теги: комикс, методика, развитие речи, ФГОС, коммуникативная компетенция
Автор:
Светлана Громина
Свидетельство о публикации № 11581562 от 20 Марта 2021
Download Article
Download Article
While writing a comic strip can be fun, you might want to brush out the broad strokes with a simple comic before you commit to drafting out an entire series. Drawing simple comic strips in your free time can help your comic-writing skills stay sharp, and you can develop incubating ideas and side projects as you practice with simple comic strips, too! If you find yourself at a loss for what to do when drafting up your simple comics, all you need to do is develop a premise and put pencil to paper. Soon your simple comic will be done.
-
1
Focus your attention on dialogue and story over presentation. The images you include while writing your simple comic need to be sketches that give the impression of action while taking as little time from the development of your story as possible. Your goal isn’t to realize an artistic masterpieces, it’s to write a simple comic. If you’re an artist, this may mean you’ll need to go against your natural inclinations and de-emphasize your attention from the image to the story.
- Identify the relationship and feelings between characters in the scene. This will dictate how the characters treats each other. It’ll also create dialogue and set the tone.
- Tweaking your dialogue and narrative text to make it concise and to the point. Too much dialogue and text can distract or overwhelm the reader.
- Your sketched images should centralize around some kind of action or interaction. You’ll write the text of the comic around these major events in the form of narration and dialogue.[1]
-
2
Plan a one-off or a reoccurring comic. Some strips won’t get any more mileage than a single strip. These «one-off» simple comics don’t need to go anywhere or have a long involved plot. Simply achieve your goal of your comic, like delivering a punchline, and begin a new simple comic when you’re through. For episodic simple comics, you’ll have to consider the plot of the strip. This way you can do things like connect ending panels so they lead into the beginning panels of the next comic.
- If your single, one-off comic ends up deeper or more interesting than you first imagined, you can always develop it into a longer comic.
Advertisement
-
3
Determine your style. This will influence how you approach the drawing background and characters involved in your story. Whichever style you decide upon, you’ll need to be able to sketch in it. You’re not developing a detailed artistic vision with your simple comic, you’re writing it likely to flesh out an idea or sharpen your skills. This should be reflected in your artistry.
- Do some rough practice sketches to the flow of your chosen style, such as manga, noir, cartoon, western, or basic.
- Draw thumbnails to determine the most effective layout of your panels. Start by drawing a rectangle to indicate one page, then divide that up into smaller squares and rectangles.
- Your simple comic should only be a page or two long.[2]
[3]
-
4
Design your characters on a separate sheet of paper. This is going to the be most detailed work you do in your simple comic. By developing the images of your characters here, you’ll have a more definite idea of how these characters will occupy and move through space when you’re sketching their motion in the panels of your simple comic. This sheet will also serve as a reference for your sketch work when you start writing your simple comic.
- Give your character a specific style or costume. Don’t worry too much about expressions just yet, as those will change with your character’s moods.
- Develop the narrative of the character. Write their name, job, physical details, and notes on personal history.[4]
[5]
-
5
Come up with your setting. On your practice sheet, alongside your style practice, you should begin sketching the setting of your comic. You’ll need to decide on where the events of your simple are taking place. This could be a warehouse, a school classroom, a library, a jungle, a spaceship or numerous other places. Remember, the goal here is not developing the artistry of the setting. In writing your simple comic, your setting is simply a vehicle to help you develop the idea, plot, or situation motivating your simple comic.
- Use shading to loosely define the depth and perspective of your setting. These can be composed of filled-in shapes or crosshatching.
- Use organic, connected strokes to create natural shapes, like trees or shrubs; you can also use it for aliens and monsters. The shapes are usually more smooth and fluid.[6]
-
6
Decide on your plot. You’ll need to capture your plot in one to two pages. It should be compelling and central to the simple action you sketch in the panels of your simple comic. To help you focus your plot, you should identify the key points of your simple comic. Some examples of these would include: conflict (physical), conflict (emotional), man vs. nature, good vs. evil, a pun, a euphemism, a fall from grace, and so on.
- Choose the major plot points for your simple comic. You can refer to them throughout the comic, or save them for the surprise reveal at the end.
- Consider how the plot will affect the characters. They might support the driving force of your story, or they might resist it. This is where your story begins taking shape.
- Write down key words and phrases that are central to your comic’s idea. You could pull these ideas from phrases you’ve heard before that stand out to you.[7]
Advertisement
-
1
Break your page(s) into panels. Your simple comic should be no more than two pages long for the purposes of practice or idea development, though you may want to use a long-draft simple comic for roughing out more complete comic ideas. Refer to your practice page and the panel distribution you drew there. Using this as your template and a pencil, break your pages into panels that depict the action of your scene.
- Make the more important panels larger, and the less important panels smaller. For example, the punchline could take up the bottom half of a page, while the other panels could take up the top half.
- For beginners, you might want to start with the classic four panel approach. Simply divide your paper into four quarters, creating four scenes for each page.
- Use thick lines when sectioning off the panels of your pages. You don’t want these lines to be confused for the sketch work you add when you put character-shapes and background images in your panels.
- You can use different shapes or outlines to convey emotion or sensation in your panel. For example, a character getting shocked might have his panel bordered with a zig-zag line.[8]
[9]
-
2
Sketch out the background. You’ll want the setting firmly in place before you start adding characters to the scene. The background will influence how the characters move through your panel, so you should start with this as the first building block for the art in your simple comic. If you need more space for characters later in your comic writing, you can always erase some of the background to free up space. After all, this is only sketch work.
- Remember to draw important tools or features that are part of the setting. For example, instead of suddenly drawing King Arthur holding his sword, draw the sword in the stone in the background of the previous panel.
- Include local features to set the tone. For example, if your comic takes place on an alien planet, you might draw three moons in the night sky to give the reader that impression.
- Use layers to give the impression of distance. You want to have a background, middle ground, and foreground.[10]
-
3
Draw your characters. Since you already know your plot, you should know roughly how your characters are going to play out the scene. Your characters will either be confronting each other or some other plot point, and around this interaction you’ll write the substance of your comic. This substance is conveyed through character dialogue bubbles and narrative text, which is usually plaintext offset in a regular square box at the top, bottom, or sides of a panel.
- Your characters might interact with each other directly, or they might set off a chain of events that influence each other. The distribution of the characters in your panels will depend upon the plot you have decided and how the characters taking part in the action.
- Remember to refer to your character sheet when drawing to understand how their bodies and costumes may interact with the environment.[11]
-
4
Write dialogue and narrative text. Now that you have your background and characters in your panels, your stage is set and your players are ready for the story. You need to write the text of your comic in the remaining space on the page. This will describe the action and convey the emotions in your simple comic. Take a look at your list of key words, phrases, and dialogue that you came up with while working on the plot of your simple comic. Use these as the foundation upon which you build the rest of the scene.
- If you can’t convey something through dialogue, put it into narrative text. For example, you could write “Jack Smith had a chip on his shoulder all his life. And now it’s time to settle that score.” above the image of Jack saying “I’ll show them all!”
- Keep distance in mind. Make the speech bubbles for the characters who are closer bigger, and the bubbles for the more distant characters smaller.
- Trim your text down to the bare necessities. Limit the space allowed for the text of each panel to a third.[12]
-
5
Complete your final panel. Your final panel may be a cliffhanger, or it could be the end of the scene, but you’ll need the panel to convey a sense of finality. You might put the words, “The End” somewhere in the lower right hand corner of the page as a visual cue to readers that your simple comic is finished. You could also use a thicker than normal borderline for the panel to give the sense of a hard stop to the scene.
- If you really like the idea you’ve been developing, you could write “To be continued” and turn your comic into a series.
-
6
Polish up worthwhile simple comics. You never know when you’re going to find a diamond in the rough among your simple comics. A strip that you intended to use as practice might turn into a popular strip in its own right! If you think a particular simple comic, or series of simple comics, has merit, you should:
- Clean up your linework
- Ink your drawings
- Colorize your panels
- Add it to your portfolio or get it published
Advertisement
Sample Comics
References
Video
Add New Question
-
Question
How would I do a comic panel of someone walking and being followed?
First, draw the person walking. Then draw someone starting to follow them. Have the person being followed start to look apprehensive, and have both characters start to pick up the pace. Your intention will be clear.
-
Question
What if I’m really bad at drawing and not interested, but it’s my homework?
Make it fun. Listen to your favorite songs while doing it, or put on relaxing music. If it is homework, do it bit by bit; you don’t need to spend a three solid hours on it. Use your time effectively.
-
Question
How do I create a comic backgroud?
Focus on your surroundings to get some ideas. You could also use a ruler to create background lines and then look at some pictures of cities, trees, parks, etc. This will give you an idea of how a certain place will look. You could also draw whatever background comes to your mind. Try different things and see what you like. Don’t rush.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
-
You might borrow from the seven basic plots come up with ideas for your story. These seven archetypes include: overcoming the monster, the quest, comedy, tragedy, rebirth, voyage and return, and rags to riches.[13]
-
While sketching your simple comic, you should prioritize using a pencil. This way, if you decide to develop your comic into a more polished comic strip, you can do so without having to draw everything from scratch.
Thanks for submitting a tip for review!
Advertisement
Things You’ll Need
- Eraser
- Paper
- Pencils
- Ruler (optional)
About This Article
Article SummaryX
Making a simple comic strip can be a fun and creative way to express yourself. Start by thinking up a story or dialogue you want to explore and figure out what kind of style you want to use for your drawing. When you’re ready to start drawing, break your pages into panels. Use larger panels for more important plot points and smaller panels for less important moments. You can also start with the classic 4-panel approach, dividing your page into 4 equally boxes. Sketch out your background, then add your characters. Once your images are set, add your dialogue or narrative text. To learn how to polish your simple comic, keep reading!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 151,410 times.
Reader Success Stories
-
Matthew Johnson
Dec 25, 2016
«I just got Bristol paper, and looking to start a comic. I read this, and it has helped me get a better…» more