Как составить кодекс речевого поведения

Кодекс речевого поведения*

Можно ли о человеке,
знающем словарь и грамматику, сказать,
что он в совершенстве владеет языком?
Думается, можно только в том случае,
если наряду с этими огромными по объему
знаниями он интуитивно освоил правила
речевого поведения, которыми руководствуются
носители данного языка. Интуитивно
потому, что ни один учебник или словарь,
ни одна грамматика не содержат таких
правил, и мы даже не подозреваем, как
сильно подчинены им в своей речевой
деятельности. Как же можно «извлечь»
и сформулировать эти правила, коль скоро
они так или иначе представлены в языке
и знание их входит в языковую компетенцию
говорящих на нем?

Речь пойдет не о
правилах этикета, предписывающих в той
или иной ситуации выступать с определенным
высказыванием или воздерживаться от
каких бы то ни было речевых проявлений,
а о правилах, регулирующих собственно
речевую деятельность, или речевое
поведение.

Первый (самый, казалось
бы, очевидный) путь – обратиться к
специальным текстам, где обсуждается
речевая деятельность – критическим
разборам, поучениям, рекомендациям и
т. п. Но текстами такого рода мы как будто
не располагаем (классические риторики
ограничены в известной степени своей
эпохой, к тому же это инструкции,
касающиеся одного вида речевой
деятельности – публичной речи).В самых
разных текстах можно встретить «попутные»
замечания о правилах речевого поведения,
но это материал, как правило, случайный
и потому ненадежный (но интересный, и
собирать его надо).

Второй путь предлагает
Ю.В.Рождественский, убедительно показавший
важность «извлечения» и формулировки
таких правил, Это фольклорные тексты,
а именно пословицы. Опыт такой экспликации
правил он произвёл с восточными
пословицами (Рождественский, 1979. С.
20-25). Интересные результаты, очевидно,
даст аналогичное изучение русских
пословиц и поговорок.

Третий путь открывается
исследованиями семантической организации
предложения. Известно, что один из
главнейших принципов этой организации
состоит в том, что говорящий обязательно
должен соединить в предложении объективную
информацию о мире —
диктум — и
субъективную, «от себя», —
модус. В модусе заключается целый
спектр значений, представляющих отношение
автора высказывания к описываемым
событиям, к информации о них и к
собеседнику(Балли, 1955. – С.45; Шмелева
Т.В. 1995). Наряду с этим в модусе содержится
информация об отношении говорящего к
предложению как собственному речевому
произведению.

Эту часть модуса
составляет информация:

1) о целях данного
речевого действия: сообщить (спросить)
– произвести некоторое социальное
действие (поздравление, извинение и
т.п.);

2) о жанре, в котором
выступает говорящий: собственно
сообщение, шутка, согласие с мнением
или возражение «предыдущему оратору»
и т.д.;

3)
о месте данного высказывания в тексте

начинает оно текст, новый «сюжет»,
возвращает к уже обсужденному, продолжает
мысль, резюмирует.

Особенность этой части
модусных смыслов состоит в том, что они
всегда (вернее, почти всегда) проявляются
в предложении скрытым образом, имплицитно:
все перечисленные значения —
цель речевого акта, его жанр, место в
тексте — очевидны для
всех участников общения и потому не
требуют специального выражения.

Выражение такого рода
смыслов модуса (метасмыслов)
производится при каких-то отклонениях
от обычного, стандартного хода
коммуникации, когда говорящий вынужден
комментировать свою речевую деятельность,
мотивировать свое поведение как автора
высказывания. Так, когда говорящий
осознает, что нарушает правила речевого
поведения под воздействием особых
обстоятельств, в его высказывании
появляются своеобразные пометки, суть
которых состоит или в объяснении мотивов
отступления или в извинениях по этому
поводу. Наблюдения над такими
экспликациями метасмыслов
в предложении
дают возможность выявить кодекс
речевого
поведения по его
«нарушениям».

Итак, третий путь
«извлечения» правил речевого
поведения — обратиться
к скрытым элементам модуса, вернее, к
тем случаям, когда эти принципиально
невыражаемые смыслы эксплицируются.
Преимущества этого пути – в том, что он
позволяет сформулировать не только
правила речевого поведения, но и
определенные инструкции, касающиеся
того, как вести себя, если приходится
их нарушать.

Далее здесь приводятся
некоторые результаты исследования по
третьему пути. При этом имеется в виду
элементарная коммуникативная ситуация
в ее «классическом» варианте:
говорящий предлагает свое высказывание
слушающему/читающему. Таким образом,
здесь можно будет говорить об «элементарной»
части кодекса речевого поведения. Все
ее требования относятся к говорящему
как активному участнику общения,
ведущему.

Главное из этих
требований состоит в необходимости
выбора такой авторской тактики, при
которой были бы соблюдены интересы
слушающего и собственные интересы
говорящего (хотя, вообще говоря, разделение
этих интересов условно, поскольку они
сходятся в желании успешного хода
коммуникации). Интересы слушающего
состоят в том, чтобы ему, во-первых, была
предложена информация, соответствующая
его запросам и возможностям, а во-вторых,
не были нанесены какой-либо коммуникативный
«ущерб» или обида. Собственные
интересы говорящего сводятся к
тому, чтобы, осуществив свои коммуникативные
намерения, не произвести неблагоприятного
впечатления, что может случиться, если
он проявит языковую некомпетентность,
незнание правил речевого поведения и,
наконец, если он нарушит одно из этих
правил и тем самым не сумеет учесть
интересов собеседника.

Итак, каким должно
быть поведение говорящего?

Говорящий должен
предлагать такие высказывания, часть
информации которых была бы слушателю
известна. В противном случае
собеседник либо не будет знать, как
вести себя дальше, либо просто не поймет
высказывания. При отсутствии общих
знаний говорящий должен или сделать
предварительное сообщение (У меня
есть один приятель, так вот у него…),
или, по крайней мере, задать вопрос о
наличии таких знаний (Ты слыхал, что
экзамен переносят? Так это неправда).
Это требование обусловлено семантическим
свойством предложения, хорошо известным
лингвистам, —
субъектно-предикатной структурой, где
под субъектом и имеется в виду общая
для говорящего и слушающего идентифицирующая
часть (Арутюнова, 1976).

Говорящий должен
строить свое высказывание так, чтобы
ничто в нем не оказалось неоправданным
или странным для слушателя на основе
предварительных его знаний о ситуации
и об обычном, естественном ходе событий.
При малейшем предположении, что придется
отступить от этого правила, говорящий
должен ввести в предложения «оправдывающие»
его разъяснения: «Горожанин по
привычкам, памяти, жизнеощущению, я,
видимо, страшно тосковал в
волховских лесах по камню и асфальту
большого города. Говорю «видимо», так
как сам себе не отдавал отчета в неясном
чувстве»
(С.Наровчатов). Слово видимо
могло бы здесь показаться странным,
так как информация о собственных
ощущениях говорящего в принципе
достоверна. В подобных случаях
используются, как в приведенном примере,
достаточно пространные экспликации
речевого элемента модуса с глаголами
сказать, называть, употреблять слово
и т.п. и объяснениями такого, на первый
взгляд, странного употребления.

Как бы противоположным
этому оказывается правило не сообщать
общеизвестного, тривиального. При
вынужденности сделать это, например, в
начале разговора, в ответе на прямой
вопрос и т.п., в предложение вводятся
пометы как известно; известно, что,
отчасти снимающие с говорящего
ответственность за банальность
информации; см., например, фразу из
интервью артиста Б. Чиркова: Деление
героев фильма на «положительных»
и «отрицательных»,
как известно,
весьма условно
.

Говорящий должен не
сообщать сведений, а тем более суждений
и оценок, неприятных для слушателя.
Если же приходится это делать, то
оправданием может служить упоминание
о другом требовании речевого кодекса
— говорить правду,
быть честным и искренним.

Говорящий обязан быть
точным, т. е. представлять задуманное
содержание единственным соответствующим
ему способом. Если у него нет уверенности,
что это требование исполнено, он может
ввести слушателя в свою «творческую
лабораторию», предъявив ему тот ряд
обозначений, из которых он затрудняется
сделать выбор; см., например: Писатель
ведет нас в
кабинет, который
почему-то хочется назвать

лабораторией
, а точнее
мастерской (Н.Полевой).
Отдельные элементы такого ряда
сопровождаются, как правило, пометами
предпочтительности — точнее, вернее,
лучше: Здоровье мое худо, а веселость,
или,
лучше сказать, желание
шутить нападает с досады
(Н.Лесков).
Возможны и более пространные экспликации
с подробными объяснениями автора: Дом
№ 53

первый шумозащищенный и шумозащитный
дом в Москве (я даю оба определения,
потому что, говорят, даже среди авторов
его идут споры, какое из них точнее)

(газ.).

Говорящий должен вести
речь в какой-то определенной манере
— серьезно или шутливо,
конкретно или обобщая, пространно или
кратко, детально или «грубо». При
смене манеры общения он обязан сказать
об этом собеседнику, воспользовавшись
для этого, например, деепричастной
конструкцией говоря
схематично/грубо/кратко/суммарно/образно

/фигурально/ в общем и т. д.: Но,
говоря серьезно, мне надоело
до смерти ездить
(А.Островский); Подход
с этой стороны заключается,
говоря
суммарно
, в том, что сначала
изучается значение имен, а затем —
предложение
(Ю.Степанов).

Сделав все для
правильного понимания своего высказывания
слушателем, говорящий должен позаботиться
еще и о поддержании своего коммуникативного
престижа, что, в свою очередь,
обеспечивает успешность коммуникации.
Для этого говорящий должен соблюдать
целый ряд специальных правил.

Первое из них состоит
в требовании искренности и правдивости.
Как уже было сказано, оно может вступать
в противоречие с требованием не говорить
неприятного для собеседника и оказывается
при этом более сильным. В таких случаях
в предложении появляются пометы честно
говоря, по правде говоря, правду сказать
и подобные. В наибольшей степени это
относится к оценочным суждениям, особенно
отрицательным, которые всегда требуют
осторожности: Кунта был добрым и, прямо
скажем
, глупым (Ф.Искандер.);
Интересно читать о романе, но, по
правде говоря, сугубо
отвлеченные формулировки и суждения
обычно мало задевают практиков

(Вопросы литературы). Более сильным
оказывается это правило и по отношению
к требованию не переходить некоторого
общепринятого предела откровенности.
Так, в информации о собственной персоне
говорящему следует воздерживаться от
высказываний типа я обманул его, я
порадовался его
неудаче, я пожалел
времени/денег.
При необходимости
высказаться подобным образом говорящий
должен сослаться на требование честности
и прямоты: Откровенно говоря,
Чик просто боялся напороться на один
из обломков этих скал
(Ф.Искандер).
Таким образом, помета по правде
говоря
может вводиться и в интересах
слушателя, и в интересах говорящего.

Весьма существенное
требование кодекса речевого поведения
— не впадать в
преувеличения
, воздерживаться от
излишне категоричных суждений. А такая
возможность возникает в предложениях,
содержащих превосходную степень
прилагательного или наречие (самый
или больше всего), указания на
единственность и исключительность
(только), отрицание (никто, нет
такого, чтобы
…). В таких высказываниях
могут появляться экспликации речевого
смысла с указанием на то, что приводимая
информация не есть преувеличение:
Дальневосточный регион в общесоюзном
разделении труда играет исключительную,
не побоимся этой оценки,
роль
; Былое и настоящее Вены — это,
можно без преувеличения сказать,
история и сегодняшний день Европы»

(газ.).

Есть в русском языке
и специальное слово —
сигнал авторской осторожности, назначение
которого в предложении —
уравновесить смыслы, могущие создать
впечатление преувеличенности,
нейтрализовать их. Это слово
пожалуй, оно очень активно используется
в высказываниях «с подозрением на
преувеличения»: Искусство актера,
пожалуй, самое субъективное
из всех искусств
; Нет, пожалуй,
такого дома в Индии, в котором не было
бы хоть одного глиняного кувшина
(газ.).
Подобную роль могут выполнять и показатели
неуверенности в достоверности,
сигнализирующие в таких высказываниях
осторожность автора предложения: Вряд
ли
есть что-нибудь приятнее в
жизни, чем спускание на воду только что
сделанной лодки!
(В. Белов).

Целый ряд требований
кодекса речевого поведения относится
к отбору языковых средств для данного
предложения.

Говорящий
не должен использовать средств, не
известных слушателю. Если же без таковых
не обойтись, необходимо дать к ним
комментарий, воспользовавшись конструкцией
с пояснительным союзом. Так следует
поступать, используя слова, еще не
вошедшие в широкое употребление или
заведомо известные ограниченному числу
лиц
диалектизмы, профессионализмы, местные
и семейные словечки. Н.Некрасов пишет
Л.Толстому в 1855 г.: Ваше
«Отрочество» вышло в свет в октябре
1854 года (…) и произвело то, что называется
эффектом,
то есть некоторый говор в Петербурге.

Говорящий должен
проявить в своей речи высокий уровень
языковой компетентности, в частности,
он обязан знать, как принято называть,
характеризовать, с чем сравнивать то,
о чем он ведет речь. Иначе говоря, это
правило состоит в том, чтобы не отступать
от узуса
«языкового обычая», как его называл
И.А.Бодуэн де Куртенэ. Если же говорящий
позволяет себе отступления от узуса,
ему следует ввести в предложение
оправдательно-извинительные пометы
если можно так сказать, я бы сказал,
хочется
сказать и т.д.: В поездке
по Западной Монголии я часто вспоминал
Армению. Горы в Западной Монголии,
если
можно так сказать
, армянские
(газ.). Не нарушая узуса, говорящий обязан
вместе с тем избегать штампов; отступление
от этого правила обычно сигнализируется
извинением: И как этот эпизод рисует
и Конева, и саму атмосферу
Корсунь-Шевченковского сражения… Как
солнце, отраженное в капле воды,
извините
за банальное сравнение
(Н.Полевой).

Вообще к выбору
номинаций для описываемых событий
кодекс речевого поведения предъявляет
довольно сильные и сложные требования.
Суть их состоит в том, чтобы отобрать
из имеющихся в языке номинативных
средств такие, которые отвечали бы
одновременно трем требованиям:

а) были бы естественны
для говорящего, соответствовали его
«социальному паспорту»;

б) были бы приемлемы
для слушателя, не вызывая у него
негативно-оценочных ассоциаций в каком
бы то ни было отношении;

в) соответствовали бы
предмету речи, особенно если он во
времени и пространстве «удален»
от ситуации общения.

Как следует поступить
говорящему, если ему не удается найти
номинации, отвечающие всем трем
сформулированным требованиям? Прибегая
к не совсем естественной для себя
номинации, говорящий должен сопроводить
ее «пометой чуждости», самая
лаконичная из которых —
кавычки
. Это хорошо объясняет
М.Цветаева: Что такое кавычки? Знак
своей непричастности – данному слову
или соединению слов. Подчеркнутая
чуждость общепринятому толкованию.

Более информативными
в таких случаях оказываются
местоименно-соотносительные конструкции
с глаголами именовать, называть,
говорить;
они позволяют сообщать
мотивы неприятия данной номинации,
например: Берсенев двигался неуклюже,
высоко поднимая на ходу плечи, вытягивал
шею; а все-таки он казался более
«порядочным» человеком, чем Шубин,
более джентльменом
, сказали бы
мы
, если бы это слово не было у нас
так опошлено
(И.Тургенев); …То, что
в Париже
называют модой,
украшая это слово роскошными эпитетами,
Модильяни не замечал вовсе
(А.Ахматова).

Такие же ряды номинаций
появляются в силу требования соответствия
предмету речи: одни элементы такого
рода соответствуют экзотическому
объекту описания, другие —
обеспечивают понятность описания для
слушателя: И вот наступает праздник
прихода солнца «мескаль»
; Чал
напиток из
верблюжьего молока, в тех кувшинах
набирал необыкновенный вкус и
чудодейственную силу
(газ.).

Итак, 13 правил
«элементарной» части кодекса
речевого поведения, не исчерпывающих
ее, но представляющих, думается, с самых
существенных сторон, можно сформулировать
в виде предписаний и запретов:

1) сообщай информацию,
содержащую известное для слушателя;

2) сообщай информацию,
не расходящуюся с житейской логикой
слушателя и его представлениями об
обычном ходе событий;

3) не сообщай
общеизвестного, банального;

4) не сообщай неприятного
для собеседника;

5) говори точно, стремясь
найти единственно верные слова;

6) придерживайся одного
способа ведения беседы, одного жанра;

7) будь искренен и
правдив;

8) не будь излишне
откровенен;

9) не преувеличивай;

10) не используй языковых
средств, которые могут быть не известны
слушателю;

11) говори согласно
норме и как принято;

12) избегай штампов;

13) выбирай номинации
в соответствии с номинативными привычками:

а) своими, б) слушателя
и в) в соответствии с предметом речи.

В каждом из случаев
указано, как может вести себя говорящий,
не имея возможности или желания буквально
исполнять правило.

Порядок перечисления
имеет свою логику: наибольшую силу имеют
правила «в интересах слушателя»,
«относящиеся к содержанию предложения
(1-6); затем следуют требования, также
относящиеся к содержательной стороне
высказывания, но уже в интересах
говорящего (7-9); заключают список
требования к отбору языковых средств
для предложения, где прямо с интересами
слушателя соотносится (10), а остальные
(11-13) — с интересами
автора предложения, поскольку их
исполнение характеризует его языковую
компетентность, такт и сообразительность.

Представленные здесь сведения естественно
отнести к грамматике говорящего (по
О.Есперсену), или активной грамматике
(по Л.В.Щербе). Исчерпывающее описание,
выполненное в таком духе, должно быть
дополнено словарем, где были бы собраны
и истолкованы все слова, выражения и
конструкции, помогающие говорящему
вести себя в общении согласно речевому
кодексу.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Речевой этикет — важная часть жизни любого сообщества. Он помогает поддерживать баланс между информативной и эмоциональной составляющей коммуникации, делает общение понятным и приемлемым для представителей разных культур и социальных групп. Нормы вербального поведения распространяются как на повседневную жизнь, так и на деловую сферу, предписывают сценарии общения для торжественных случаев и скорбных ситуаций.

Речевой этикет

Основные понятия речевого этикета

Вербальной этикой называется комплекс речевых средств и принципов их использования в различных ситуациях. В некоторых случаях степень овладения правилами общения служит маркером для определения профессиональной пригодности человека. Это касается врачей, юристов, педагогов, государственных служащих, журналистов, менеджеров и иных специалистов, чья деятельность сопровождается общением с людьми.

Овладение данным искусством невозможно без широких познаний в области лингвистики, культурологии, психологии, а иногда и этнографии, поскольку правила речевого общения часто определяются национальными традициями. Это особенно касается народов, сохранивших аутентичный уклад жизни.

Разновидности и взаимосвязь с культурой

Учтивость, дружелюбие, терпение и сдержанность в общении с окружающими — таковы признаки высокой внутренней культуры. Владеющий ею человек уверенно чувствует себя в обществе, легко входит в контакт и может поддержать светскую беседу на любую тему. Его речь осмыслена, точна, выразительна, грамматически правильна. Поэтому она понятна собеседникам. Такую речь принято называть нормированной, т. е. соответствующей принятым правилам произношения.

Формы реализации речевых норм этикета в некоторой степени зависят от культурно-языковой среды того или иного общества: формулы уважительного обращения к старшим по возрасту или статусу, приветствия и прощания происходят из древних ритуальных практик и имеют особое значение для представителей данного народа. Человек, не знакомый с особенностями национального этикета, может попасть в неприятную ситуацию и предстать в образе неуважительного невежи.

Таким образом, культура и речь человека находятся в прямой взаимосвязи. Соблюдение правил вежливого общения невозможно без наличия знаний об этических и моральных нормах, признанных в обществе.

Деловой этикет

Существует несколько стилей вербальной этики. Среди них:

  1. Деловой. Применяется на официальных мероприятиях, где участники не знакомы друг с другом: конференциях, переговорах, выставках и т. д.
  2. Повседневный. Наиболее распространенный тип этикета, понятный и воспроизводимый каждым интеллигентным, образованным человеком. Уместен в любых стандартных ситуациях.
  3. Редкие виды этикета (религиозный, военный, дипломатический). Изучается и применяется в обособленных социальных или профессиональных группах.

Функции речевого этикета

Нормирование вербального общения несет в себе ряд функций, необходимых для поддержания баланса в обществе. Это:

  1. Установление и поддержание контакта. Вежливый человек легче знакомится с новыми людьми и обрастает социальными связями.
  2. Демонстрация уважения. Формулы приветствия и прощания, обращения, извинения, сочувствия подчеркивают социальную иерархию и помогают избежать неуместного панибратства.
  3. Регуляция поведения. Четкие правила и границы делают общение более понятным и предсказуемым, снимают напряжение и закрепляют социальную роль каждого участника взаимодействия.
  4. Профилактика конфликтов. Вежливое обращение призвано сглаживать углы в конфликтных ситуациях, а при начавшейся ссоре позволяет закончить ее с наименьшими потерями.

Функции этикета

Главные правила

Что такое речевой этикет в современном русском языке, известно каждому воспитанному человеку. Кратко список его правил выглядит так:

  1. Мимика и жестикуляции должны быть умеренными и понятными собеседнику.
  2. Недопустимо нарушать личные границы другого человека, сокращая дистанцию общения.
  3. Сдержанность в эмоциях не означает отсутствие доброжелательного настроя.
  4. В разговоре следует демонстрировать интерес к собеседнику и его точке зрения.
  5. Лучше избегать спорных ситуаций, но, если это невозможно, нужно исключить неодобрительные оценки оппонента и категоричность собственных высказываний. Несогласие лучше выразить молчанием, переводя разговор на другую тему.
  6. Не стоит навязчиво выспрашивать подробности личной жизни собеседника, если он избегает этих тем. Распространяться о себе также не следует.
  7. В беседе с несколькими участниками внимание должно быть равномерно распределено между всеми людьми. Лучшие темы — нейтральные: о животных, погоде, путешествиях.
  8. Юмор — как пряность, использовать его нужно аккуратно. Но легкая, всем понятная шутка поможет выйти из щекотливой ситуации. Юмор и сарказм — не одно и то же.
  9. Грубые слова и просторечия должны быть исключены.
  10. Периодичность и временные рамки общения должны быть приемлемы для всех участников общения.

Деловое общение

Умение выстроить его грамотно является залогом эффективного продвижения в карьере. Оно важно как при работе в крупных корпорациях, так и для индивидуальных предпринимателей, число которых растет день ото дня.

Повседневная культура речевого этикета на деловых встречах приемлема только в той ситуации, когда оба собеседника привыкли придерживаться этого стиля общения. В противном случае он будет расценен как фамильярность, что приведет к потере уважения и срыву сотрудничества. Деловой этикет позволят сохранить баланс между субординацией и вежливой вовлеченностью.

Принципы делового общения

Принципы речевого делового этикета

Главным отличием такого стиля общения является отсутствие в нем личных тем. Здесь исключены фамильярность, флирт, навязчивость. Только пунктуальность, честность и обязательность, располагающая вежливость и беспристрастная учтивость.

Основной целью такого общения должно быть достижение контакта и взаимопонимания между участниками.

Принципы делового этикета таковы:

  1. Фразы и манеры соответствуют ситуации.
  2. Речь ясна всем присутствующим.
  3. Информация достоверна.
  4. Участники внимательны, корректны и почтительны по отношению друг к другу, настроены на продуктивное общение.
  5. Согласованность регламента.
  6. Элементы коммуникации выстроены с соблюдением субординации.

Основные этапы

Структура деловой беседы выглядит следующим образом:

  1. Приветствие. Первым здоровается с другим участниками младший по статусу или возрасту.
  2. Диалог, выстроенный с соблюдением принципов вежливости и учтивости.
  3. Разрешение конфликтов. Конструктивный диалог, сглаживание острых углов.
  4. Рутинное взаимодействие. Решение повседневных задач.
  5. Подведение итогов и прощание.

Этапы общения

Деловое общение по телефону также имеет свои правила. Согласно им, разговор должен начинаться с приветствия и представления звонящего. При этом обязательно упоминание его должности и названия организации. Информация должна подаваться в краткой, лаконичной форме, последовательно и без отвлечения на сторонние темы. Яркая эмоциональная окраска лишает переговоры конструктивности.

В спокойной, неторопливой беседе проще найти точки соприкосновения и определить пути решения сложных ситуаций. В конце переговоров следует подвести итоги и попрощаться.

Повседневная речь

Повседневная языковая практика также выстроена на принципах поддержания социальной иерархии. Любой разговор начинается с приветствия, причем младший первым здоровается со старшим, мужчина — с женщиной, молодая девушка — со взрослым мужчиной, младший по должности — со старшим.

По форме приветствие классифицируется как:

  • указание времени (Доброе утро!);
  • пожелание здоровья (Здравствуйте!);
  • эмоция (Рад встрече!);
  • выражение уважения (Мое почтение!);
  • специфическая форма (Здравия желаю!).

Повседневная речь

Основная часть разговора может строиться по трем сценариям: рабочий, торжественный или скорбный. На тип ситуации указывают различные речевые формулы, произносимые собеседниками («Примите наши соболезнования», «Разрешите вас поздравить!», «Я бы вам посоветовал» и т. д.).

Заканчивать общение принято прощанием с пожеланием всего наилучшего.

Правила речевого этикета для разных социальных групп

Внутри каждой социальной группы тоже существует свой речевой этикет. На его формирование оказывает влияние комплекс факторов, среди которых:

  • пол;
  • возраст;
  • образование;
  • профессия;
  • материальный достаток;
  • иерархический статус собеседников.

Частые нарушения и ошибки

С ошибками в речевом поведении может столкнуться каждый. К наиболее частым из них относятся:

  1. Использование неуместных выражений, сквернословие, употребление ненормативной лексики.
  2. Нарушение ритуалов (не поздоровался, не поблагодарил, не извинился и пр.).
  3. Присутствие в речи жаргонизмов («ваще», «чумовой», «улет» и т. д.).
  4. Сарказм, приказной тон, грубость, невежество, отсутствие эмпатии по отношению к собеседнику.
  5. Упоминание о присутствующем человеке в третьем лице.

Таким образом, нормы речевого этикета применимы в любых ситуациях: от повседневной рутины до обмена опытом на международных конференциях или дипломатических переговорах. Основные правила предписывают использование при разговоре спокойного тона, дружелюбного настроя, общепринятой лексики и поддержание субординации между собеседниками.

Главные положения речевого этикета
(правила для разных социальных групп,
частые нарушения и ошибки)

Автор: Дорофеева Ирина Александровна

Организация: МДОУ Детский сад №108

Населенный пункт: Республика Карелия, город Петрозаводск

Главные положения речевого этикета

(правила для разных социальных групп, частые нарушения и ошибки)

Что такое речевой этикет?

Речевой этикет — важная часть жизни любого сообщества. Делает общение понятным и приемлемым для представителей разных культур и социальных групп.

Наиболее точным считается определение советского и российского лингвиста, специалиста по синтаксису современного русского языка, функциональной стилистике, культуре речи Натальи Ивановны Формановской:

«Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфических стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности».

Л.А. Введенская в своей книге «Русский язык и культура речи» даёт такое определение речевому этикету:

«Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения в избранной тональности».

Речевая культура поведения – это не только свод определённых норм. Это ещё и повседневное общение. Уровень речевого этикета помогает оценить социальный статус и уровень развития человека.

Правила речевого этикета для разных социальных групп

Внутри каждой социальной группы тоже существует свой речевой этикет.

Какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование?

Л.А. Введенская так определяет эти факторы:

Особенность партнёров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор:

социальный статус субъекта и адресата общения

место в служебной иерархии (последовательное расположение служебных званий, чинов от низших к высшим в порядке их подчинения)

профессия

национальность

вероисповедание

возраст

пол

характер.

Ситуация, в которой происходит общение. Это могут быть:

презентация

конференция

симпозиум

совещание

консультация,

юбилей или другой праздник.

Речевой этикет тесно связан с культурой общения.

Проблема общения изучается

социальными

гуманитарными

техническими

естественными и другими науками.

Речь является самым универсальным средством общения. Она одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

Что же необходимо, чтобы правильно общаться?

Соблюдать этикет, в том числе речевые этикетные нормы.

Культура общения людей тесно связана с тем, насколько сформированы у них отдельные специфические умения и навыки общения, а также как соблюдаются нормы речевого этикета.

В первом случае речь идет о таких нормах (принципах), как

вежливость

тактичность

деликатность

уважительность

доброжелательность

терпимость

предупредительность,

выдержанность и многое другое.

Об этих важных нормах этикета вам рассказывала И.С. поэтому раскрывать их не буду.

Во втором случае речь идет о речевых формулах общения, применяемых в различных ситуациях и формах общения.

Не все эти нормы (принципы) могут быть реализованы в одном речевом акте:

не всегда необходимо соглашаться с собеседником

выказывать ему симпатию

быть тактичным, корректным, уважать собеседника необходимо.

Нормы речевого этикета

Вежливость – форма проявление уважения к другому (собеседнику, партнёру, попутчику и т.п.).

Она предполагает понимание ситуации, учёт возраста, пола, служебного и общественного положения партнёра по общению.

Тактичность – это, этическая норма, которая требует от говорящего умения понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

Деликатность – вежливость, проявляемая с особой мягкостью, тонкостью, чуткостью, в отношении людей, с которыми происходит общение.

Предупредительность – заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Терпимость, или толерантность — способность спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.

С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность — умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

Поэтому вместо реплик

«это чушь»

«этого не может быть!»

«чепуха!»

рекомендуется использовать такие конструкции, как

«мне кажется это не вполне убедительным»

«боюсь, что не могу согласиться с вами»

«едва ли это возможно» и т.п.

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всём построении разговора в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Дружелюбное отношение к собеседнику позволяет достичь вершины общения и по форме и по содержанию, если правильно подбирать слова и интонацию.

Обращение — самый массовый и самый яркий этикетный признак.

В разговоре (при любом типе коммуникации) придерживаются ряда принципов (средств общения), которые определяют особенности разговаривать.

Интонация речи. Именно она оказывает позитивное или негативное влияние на собеседника. Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, т.е. прямому смыслу фразы.

Общая тональность зависит от сферы общения и может быть

строго официальной

нейтральной

дружеской.

Следует подчеркнуть, что люди редко обращают внимания на то, каким тоном они говорят, иногда и просто не умеют модулировать голос, т.е. управлять интонацией.

Важно управлять интонацией при деловом общении, выбирая основным тоном при строго официальных отношениях

спокойный

ровный

сдержанный тон.

При менее строгих официальных отношениях –

спокойный

доброжелательный

приветливый.

Повышенный

напористый

безапелляционный тон

свидетельствует о неверно избранной коммуникативной стратегии.

Умение слушать собеседника является одним из критериев коммуникабельности человека.

Это умение важно в любой сфере деятельности, а также в повседневной жизни.

Однажды Оноре де Бальзак заметил, что «Не слушать – это не только отсутствие вежливости, но и признак пренебрежения».

Умение ценить время собеседников и слушателей.

Заранее надо обдумывать предмет речевого общения, свои аргументы, возможные вопросы и наиболее убедительные ответы на них.

Основу речевого этикета составляют речевые формулы.

Выделяют десять тематических групп — формул речевого этикета:

приветствие

извинение/прощение

просьба

уточнение

благодарность

ответ на благодарность

согласие

несогласие

сожаление/сочувствие

прощание.

Следуя основным правилам речевого этикета, каждый человек должен понимать, что любая беседа делится на 3 этапа:

начало

основную часть

и заключительную часть.

Каждый из этапов имеет определённые особенности.

Начало речи сопровождается вежливым традиционным приветствием. Именно выбор приветственных фраз задает ритм будущего разговора и его целесообразность.

Тут очень важно грамотно подобрать фразы для приветствия. Они зависят от вашего собеседника.

Следует учитывать его:

возраст

социальный статус

пол.

Но чётких рамок и ограничений здесь нет. То есть можно сказать:

«Доброе утро!»

«Привет!»

«Здравствуйте!».

Первый и последний вариант – универсальны. Они применимы в любой ситуации. Ведь их значение указывает на вежливое отношение.

«Привет!» и тому подобные фразы допустимы лишь в диалоге с друзьями и некоторыми родственниками.

Если же собеседники не знакомы между собой, то после приветствия должно произойти знакомство.

Принято употреблять такие формулы как:

«Я бы хотел представиться…»

«Разрешите представиться…»

«Позвольте с вами познакомиться…» и т. п.

Также не существует единых формул общения и в основной части разговора. Тут многое зависит от ситуации,

целей беседы и

множества иных факторов.

Беседуя с оппонентом, важно ясно и коротко выражать свои мысли.

Можем использовать формулы вежливости в зависимости от ситуации и цели общения.

Например, когда нужно что-то попросить, употребляются такие фразы как «У меня к вам есть просьба…»

«Я хотел бы вас попросить…».

Непременно используем «Пожалуйста», это слово является формулой вежливости для ответа на благодарность.

Обязательно благодарим человека, выполнившего нашу просьбу или оказавшего помощь, формулами

«Спасибо»

«Благодарю вас».

В заключительной же части беседы (в процессе прощания) правила речевого этикета обязывают обменяться стандартными прощальными словами или репликами, подчеркивающими важность и желанность следующей встречи.

Если вы не знаете, как завершить беседу в той или иной ситуации, то воспользуйтесь общепринятыми формулировками.

Это могут быть варианты

«Всего доброго!»

«До свидания!»

«До скорой встречи»

«До завтра».

Формулы обращения

Применение формул обращения может происходить во время любого этапа общения, как на начальном, так и на основном или заключительном.

Всего в русской речи их существует 3:

безличное обращение

а также формы «вы»

и «ты».

Русский этикет рекомендует при выборе формулы обращения учитывать:

насколько близки собеседники (не знают друг друга, плохо знакомы, являются хорошими приятелями);

тип ситуации (в какой обстановке проводится беседа – официальной, полуофициальной, неофициальной);

характеристику говорящего, адресата (учитываются пол, возраст, статус лиц);

отношение к оппоненту (фамильярное, почтительное, нейтрально-вежливое).

Оценив каждый фактор, можно выстраивать линию разговора с применением уместных для данного случая формул обращения.

Официальная обстановка, обращение к незнакомому или уважаемому человеку предполагает использование вежливого «вы» и называние человека по имени/отчеству.

«Ты» — форма применяется по отношению к близким людям/приятелям (супругам, детям, друзьям).

Нередко, когда возникает необходимость обратиться к незнакомому человеку (прохожему, например), некоторые слова опускаются, и инициатор разговора использует заготовки, не называя собеседника

«Простите…»

«Не подскажете»

«Позвольте узнать…»

«Не могли бы вы помочь…»

«Будьте добры, скажите…»

В этом случае важно не выйти за границы дозволенного, не допустить дерзости, фамильярности.

Категорически запрещено окрикивать человека фразами

«Эй…»

«Слышь, подскажи, как пройти…» и прочими.

Важно проявлять вежливость в любой ситуации и руководствоваться элементарными правилами приличия.

Помимо основных формул обращения, указанных выше, используются различные варианты:

специфических обращений

когда употребляются прямые слова-обращения, относящиеся непосредственно к конкретному лицу/лицам;

именных обращений.

Важно заметить, что этикет общения во втором случае допускает произносить имя и отчество человека путем использования укороченной формы

Мария Ивановна – МарьИванна,

Фёдор Семёнович – ФёдСемёныч,

чем с удовольствием пользуются молодые люди.

В исключительных случаях допускается называние только фамилии при обращении к конкретному лицу:

в армии

школе

в больницах.

Правила речевого этикета также не запрещают называть собеседников, указывая на их должность, но используются такие формулы весьма ограниченно.

Все-таки они более характерны для европейцев, которые при любом удобном случае делают акцент на профессиональном статусе человека.

Просьба (одна из формул речевого этикета)

Речевым действием, побуждающим человека к выполнению определенных задач, является просьба. Во время обращения с просьбой необходимо проявить максимальную деликатность и вежливость, но не допустить чрезмерного заискивания.

Просьба может быть выражена в форме:

приказа

требования

совета

рекомендации

мольбы

прощения

заявления

прошения/петиции.

Формулы русского речевого этикета, выражающие просьбу, весьма разнообразны.

Так, подвести разговор к нужному знаменателю можно путем использования различных приемов:

— этикетного предварения: «Вы, наверное, очень заняты, но позвольте попросить…»

— мотивировки просьбы: «Лишь вы в силах мне помочь»

— основной части: «Вас не затруднит…?»

«Окажите любезность…»

«Простите, не могли бы вы…»

Что касается характера просьбы, она может быть разной степени вежливости:

категоричной

нейтральной

вежливой

сверх вежливой.

И если первый тип используется в исключительных случаях, то формулы просьбы, ставящие перед собой цель в максимально вежливой и уважительной форме привлечь внимание адресата и побудить его к выполнению важной задачи, являются универсальными и рекомендуемыми.

Важно не только уметь применять нужную формулу просьбы с учетом всех обстоятельств, но и не забывать об употреблении этикетных и вежливых слов.

Извинение (одна из формул речевого этикета)

В русской речи важная роль отводится извинениям, словесным искуплениям проступков.

Формулу «Извините» или «Простите» (иногда с добавлением вежливого «Пожалуйста») используют в случае совершения небольшого проступка (наступил на ногу, непреднамеренно толкнул).

Вина большего масштаба требует от человека употребление исключительно формулы «Простите» и ее производных. Здесь уместно не только признать свою вину, но и объясниться, за какой именно проступок приносятся извинения: «Прошу прощения за поздний визит».

Формулы извинения применяют не только в случае искупления вины, но и во время обращения к кому-либо:

«Извините, не подскажете, где находится…»

«Простите, не могли бы вы пройти немного вперед?».

Выбор стилистических способов извинения огромен.

Главное – учитывать окружающие обстоятельства и стараться быть предельно вежливым с адресатом.

Любой человек, который владеет речью и повседневно использует её с целью коммуникации, должен знать нормы и правила речевого этикета и следовать им неукоснительно

К сожалению, в повседневном общении между людьми существует такая проблема как прямое и намеренное нарушение всех постулатов этики речи.

К таким нарушениям относится:

1. Игнорирование инициативы общения — открытое уклонение от коммуникации со знакомыми или людьми, которые связаны общим делом или вынуждены существовать вместе на одной территории.

2. Отсутствие ожидаемого эмоционального отклика — намеренная эмоциональная глухота собеседника, который не предоставляет говорящему никакой поддержки в виде невербальных средств: жестов, взглядов, мимики.

3. Нарушение принципа вежливости — недоброжелательное и неуважительное обращение к собеседнику и его высказываниям.

4. Проявление необоснованного доминирования в разговоре — повышение голоса, игнорирование высказываний, приказы, поучения и запреты.

5. Злоупотребление временем и вниманием собеседника, использование слишком длинных высказываний, преходящих в монолог, когда другие собеседники не имеют возможности высказаться.

6. Вмешательство в чужой разговор — универсальное коммуникативное табу, которое всегда недопустимо и всегда вызывает резкую негативную реакцию.

7. Разглашение конфиденциальной информации — сообщение интимной информации третьим лицам, сведений, не подлежащих огласке.

К наиболее частым ошибкам в речевом поведении относятся:

Нарушение ритуалов (не поздоровался, не поблагодарил, не извинился и пр.).

Присутствие в речи жаргонизмов («ваще», «чумовой», «улет» и т. д.).

Сарказм, приказной тон, грубость, невежество, отсутствие эмпатии по отношению к собеседнику.

Упоминание о присутствующем человеке в третьем лице.

Использование неуместных выражений, сквернословие, употребление ненормативной лексики.

К коммуникативной дисгармонии и непониманию может привести использование в речи определённых слов (нарушение речевых табу, непечатной лексики), а также слов-паразитов.

Табуированная лексика строго запрещена в деловом общении.

Засорение речи словами-паразитами

«ну»

«это самое»

«как бы»

«так сказать»

«там»

«вот»

«типа»

«короче»

«в общем»

«то есть»

«ээ-э»

«мм-м» и др.

Использование бранных слов (не обязательно табуированных) можно расценивать по-разному:

— как средство понижения социального статуса адресата,

— как средство наделения определённого лица отрицательными характеристиками.

Препоной на пути эффективной коммуникации может быть привычка употреблять книжную лексику,

сложные, неясные для слушателя слова с абстрактным значением,

слова-термины.

Типичным случаем коммуникативной неудачи можно считать насыщение речи иностранными словами,

например

употребление слов «индифферентно» вместо «равнодушно»,

«диверсификация» вместо «разнообразие».

Сознавая ущербность своей речевой культуры, участники общения часто включают в свою речь иностранные и книжные слова без учета их лексического значения,

например:

без консенсуса не договоришься

мы без вашего контингента обойдемся

конкретно сделали и т.п.

Данное непонимание, вызванное низким уровнем языковой компетенции, вполне преодолимо.

Дискомфорт общения и отчуждение возникают при отсутствии учёта того факта, что языковое осмысление у разных людей различно, индивидуальна и манера речевого сжатия.

Не принимая во внимание возможности слушателя воспринимать смысл высказываний, говорящий не достигнет ожидаемого эффекта, возникнет негативное состояние, порожденное тем, что участнику общения не была предоставлена возможность передохнуть, сосредоточиться.

Поэтому стоит отказаться от слишком длинных предложений,

— полезно делать небольшие паузы

— использовать речевые формулы поддержания контакта

например

«вам, наверное, интересно узнать…»

«вы, конечно, знаете…»

«вам, возможно, известно…»

«как видите…»

«обратите внимание…» и т.п.

Говоря о речевой агрессии, можно отметить, что

«Слово, словно стрела, пущенная из лука, попадая в цель, вонзается в душу и наносит ей рану. Стрелы брани влекут за собой гнев, если же слово вскрывает твое несчастье, то возникает и объемлет душу печаль. Стрела упрёка наносит рану, называемую стыдом. И хотя раны, нанесённые словами бескровны, но след их очень глубок» (Ахилл Татий — греческий писатель II века н. э.,).

Современная жизнь требует от человека

собранности

целеустремлённости

коммуникабельности.

Поэтому овладение формулами речевого этикета и навыками общения могут стать благоприобретёнными любым человеком.

Оноре де Бальзак утверждал:

«Лёгкость ума и прелесть в разговоре являются либо даром природы, либо плодом воспитания, начатого в колыбели».

Отрывок из стихотворения В. Солоухина «Здравствуйте»

— Здравствуйте!

— Поклонившись, мы друг другу сказали.

— Здравствуйте!

– Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали,

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Как видим, здравствуйте радует нас.

Значит, этикетный знак приветствия нужен нам хотя бы для того, чтобы сказать: я тебя замечаю.

Приложения:

  1. file0.docx.. 36,7 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 5,6 МБ

Опубликовано: 11.05.2023

Хорошие манеры один из важнейших показателей воспитанного, культурного человека. С раннего детства нам прививают определённые манеры поведения. Культурному человеку необходимо  постоянно следовать закреплённым в обществе нормам поведения соблюдать этикет. Знание и соблюдение норм этикета позволяет уверенно и свободно чувствовать себя в любом обществе.

Речевой этикетСлово «этикет» пришло в русский язык из французского в XVIII веке, когда складывался придворный быт абсолютной монархии и устанавливались широкие политические и культурные связи России с другими государствами.

Этикет (франц. etiquette) свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т.п.). Обычно этикет отражает форму поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе, присущие той или иной традиции. Этикет может выступать в качестве индикатора ценностей различных исторических эпох.

В раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за шалости происходит усвоение базовых формул речевого этикета.

Речевой этикет это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения, требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.

В повседневной жизни мы постоянно общаемся с людьми. Любой процесс общение складывается из определённых этапов:

  • начало разговора (приветствие / знакомство);
  • основная часть, беседа;
  • заключительная часть разговора.

Каждый этап общения сопровождается определёнными штампами, традиционными словами и устойчивыми выражениями формулами речевого этикета. Данный формулы существуют в языке в готовом виде и предусмотрены на все случаи жизни.

Речевой этикетК формулам речевого этикета относятся слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста), приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас,  до свидания), обращения (ты, вы, дамы и господа). С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро, а из европейских языков — прощания: всего хорошего, всего доброго.

К сфере речевого этикета относятся способы выражения радости, сочувствия, горя, вины, принятые в данной культуре. Так, например, в некоторых странах считается неприличным жаловаться на трудности и проблемы, а в других недопустимо рассказывать о своих достижениях и успехах. Круг тем для бесед различен в разных культурах.

СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

В узком смысле слова речевой этикет можно определить как систему языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы и формулы этой системы могут быть реализованы  на разных языковых уровнях:

На уровне лексики и фразеологии: специальные слова,  устойчивые выражения, формы обращения (спасибо, извините, здравствуйте, товарищи т.п.)

На грамматическом уровне: для вежливого обращения использование множественного числа и  вопросительных предложений вместо повелительных (Вы не скажете, как пройти…)

На стилистическом уровне: соблюдение качеств хорошей речи (правильность, точность, богатство, уместность и т.д.)

На интонационном уровне: использование спокойной  интонации даже при выражении требования, недовольства, раздражения.

На уровне орфоэпии: использование полных форм слов: здравствуйте вместо здрасте, пожалуйста вместо пожалста и т.д.

На организационно-коммуникативном уровне: внимательно слушать и не перебивать, не вмешиваться в чужой разговор.

Речевой этикетФормулы речевого этикета характерны и литературному, и разговорному, и достаточно сниженному (жаргонному) стилю. Выбор той или иной формулы речевого этикета зависит, главным образом, от ситуации общения. Действительно, разговор и манера общения могут значительно изменяться в зависимости от: личности собеседников, места общения, темы беседы, времени, мотива и целей.

Место общения может требовать от участников беседы соблюдения определённых правил речевого этикета, установленных специально для выбранного места. Общение на деловом совещании, светском ужине, в театре будет отличаться от поведения на молодёжной вечеринке, в уборной и др.

Речевой этикет зависит от участников беседы. Личность собеседников в первую очередь влияет на  форму обращения: ты или вы. Форма ты указывает на неформальный характер общения, Вы на уважение и большую формальность в разговоре.

В зависимости от темы разговора, времени, мотива или цели общения мы используем разные разговорные приёмы.

Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил.  Но если вдруг что-то еще непонятно — попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Остались вопросы? Не знаете, как выполнить домашнее задание?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

Зарегистрироваться

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Этикет – это не только нормы поведения в обществе, но и умение правильно изъясняться. Это красота речи и ее содержание, а также использование фраз в зависимости от ситуации.

Речевой этикет — набор правил (гласных и негласных), благодаря которому в обществе поддерживаются социальные институты и устанавливается иерархия. В зависимости от культуры и социального класса правила речевого этикета могут значительно меняться.

Знание речевого этикета позволяет человеку успешно взаимодействовать с другими людьми, расти и развиваться в личностном и профессиональном плане.

Содержание

  1. Взаимосвязь культуры и речи
  2. Формирование культуры общения
  3. Что такое речевой этикет?
  4. Основные правила речевого этикета
  5. Виды речевого этикета
  6. Функции речевого этикета
  7. Языковые и поведенческие средства
  8. Формулы речевого этикета
  9. Речевой этикет и деловое общение
  10. Правила для удачного официального общения
  11. Этапы делового общения
  12. Принципы речевого делового этикета
  13. Этикет деловых разговоров по телефону
  14. Речевой этикет разных социальных групп

Взаимосвязь культуры и речи

Культурный человек выделяется из общей массы манерами поведения, учтивостью, осведомленностью и коммуникабельностью. Подобная личность умеет вести себя в обществе, легко идет на контакт и может поддержать беседу.

Речь культурного человека отличается смысловой точностью, грамматической правильностью, выразительностью, богатством и разносторонностью словарного запаса и логической стройностью.

Такая речь называется нормированной – в своей устной форме она отвечает существующим в настоящее время нормам произношения, а в письменной форме – правилам пунктуации и орфографии.

Взаимосвязь культуры и речи здесь очевидна. Человек, который не имеет представление о морально-этических нормах, не сможет соблюдать речевой этикет, по следующим причинам:

  • отсутствие какого-либо образования и грамотности письма;
  • узкий кругозор;
  • отсутствие коммуникативного навыка;
  • обилие «сорных» слов в речи;
  • использование ненормативной лексики.

Важно! В некоторых случаях знание этикета не гарантирует достойного общения. Иногда это вопрос личностных качеств собеседника.

Формирование культуры общения

Общаться можно очень по-разному. В стенах кафедры государственного университета и, например, общественной столовой, звучит кардинально разная лексика, но правила речевого этикета в целом соблюдаются одни и те же.

Это происходит потому, что формирование культуры общения начинается ещё с младенчества. Дети, находящиеся в разных условиях, получают разное качество обучения поведению в обществе, но согласно одинаковым принципам (исключая маргинальные прослойки).

В минимальные стандарты культуры общения входит умение держать словесную дистанцию, отказываться от оскорблений и обсуждения недостатков вслух, недопустимость грубости и агрессии.

Чтобы успешно функционировать в обществе, молодой член общества должен научиться лояльности и минимальному уважению к окружающим.

Так как человечество больше не в племенном строе, уважение и доброжелательность высказывается с помощью речи и её выражениям — интонации, словам, жестикуляции.

Формирование культуры общения начинается с раннего возраста. Наряду с правилами поведения ребенку внушают и постулаты речевого этикета. Прямое и косвенное влияние на формирование речевой культуры оказывают:

  • семья;
  • ближайшее окружение;
  • учебное заведение.

Первый навык общения ребенок получает в семье. Едва начав говорить, он начинает копировать манеру речи домочадцев, используя при этом те же слова и интонации — речь ребенка становится отражением речи родителей и их задача донести до ребенка основы культуры общения.

В семьях, где воспитанию детей уделяется много внимания, дети с раннего возраста знают «волшебные слова» и их значение.

На втором этапе в процесс освоения речевых правил вмешиваются окружающие:

  • соседи;
  • случайные люди на улице;
  • друзья и их родители.

Круг общения ребенка становится шире, в речи появляются новые слова, меняется манера разговора. И то, какой она будет, теперь зависит не только от родителей.

Если ребенок проводит время среди воспитанных, культурных людей, значит, его речь станет богаче и ярче, но если окружающие незнакомы с культурой общения и «сорят» ненормативной лексикой, то ребенок непременно переймет некоторые обороты.

Детский сад, школа и другие учебные заведения учат читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, а также правильно выражать мысли в устной и письменной форме.

Причем, необходимые знания ребенок получает из уроков русского языка и литературы, но и из других дисциплин. Весь учебный процесс направлен на формирование речевого этикета, а целью являются следующие моменты:

  • выработать общительность и общественную активность;
  • установить коммуникативные взаимоотношения с окружающими;
  • повысить академическую успеваемость
  • разить быструю адаптацию к разнообразной деятельности.

Что такое речевой этикет?

Речевой этикет – это совокупность требований к содержанию, характеру, форме, порядку и уместности высказываний в той или иной ситуации.

Это определенные правила речевого поведения, система специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, которые приняты обществом для взаимного контакта собеседников, его поддержания и прерывания в избранной тональности.

Речевой этикет предполагает использование определенных слов и выражений в различных ситуациях:

  • во время приветствия;
  • в момент прощания;
  • при просьбе;
  • во время обращения;
  • в момент извинения.

Нужные слова и фразы произносятся с определенной интонацией, что в совокупности с изречениями и характеризует вежливую речь.

Владение культурой речи помогает в становлении личности, завоевании авторитета, доверия и уважения. Соблюдая речевой этикет, человек чувствует себя уверенно и непринужденно в любой ситуации, а также избегает насмешек и неловкости в незнакомой обстановке.

Это совокупность правил, уникальная для разных рас и социальных групп в некоторых аспектах. Большинство правил речевого этикета считается негласным и в норме воспитывается в детях вместе со всеми прочими социальными навыками.

Например, нет нужды в объяснении причин, по которым нельзя повышать голос на другого человека — это нарушение личного пространства и грубость.

Так же очевидно то, что не вежлива фамильярность с человеком, более высоким по социальному статусу или просто не знакомым.

История возникновения речевого этикета берет истоки из иерархических правил, где старший автоматически возвышался над младшим, женщин выделяли в отдельную социальную группу, а разрыв между социальными классами был невероятно огромным.

Большинство правил речевого этикета человечество сохранило неизменным или немного изменённым.

Основные правила речевого этикета

Речевой этикет предписывает личности определенные нормы общения, которые бывают обязательными и носящими характер рекомендаций.

К обязательным относятся следующие правила речи:

  • соблюдение правил и литературных норм в разговоре;
  • отсутствие ненормативной лексики;
  • недопущение бестактности, грубости и неуважения;
  • соблюдение обязательных этапов речи – начало разговора, основная часть беседы и заключение;
  • отсутствие ошибок и искажения терминологии.

Рекомендации речевого этикета предписывают:

  • говорить по существу, избегая пустых, бессмысленных слов.
  • вести беседу, учитывая уровень развития собеседника – изъясняться понятно для него;
  • не перебивать оппонента, выслушивать полностью;
  • быть вежливым и тактичным;
  • не переходить на личности во время спора;
  • соблюдать спокойную тональность.

Так как полностью структуризировать такое большое понятие не удастся — его принципами пользуется слишком много культур и социальных групп, есть только основные правила, приемлемые для большинства современных сообществ:

  1. Ровная, нейтральная интонация. Повышение голоса и его понижение — это отклонение от нормы в стандартной беседе. Собеседники должны хорошо слышать друг друга, но окружающие, если они есть, не должны испытывать от чужой беседы никаких неудобств.
  2. Приветствие и прощание. Каждая беседа обязательно должна начинаться с приветствия (его тип будет зависеть от ситуации) и прощания.
  3. Представление, если в беседе более двух человек и кто-то с кем-то не знаком. Очень невежливо начинать разговор с другими, не представившись. Тот, кто приводит в компанию новое лицо, обязан его представить. Если в диалоге между несколькими людьми нет знакомых, правило строго не соблюдается.

Главные принципы — спокойствие, исключение конфликтных ситуаций и доброжелательная (нейтральная) атмосфера. При деловой беседе или любой другой формальной встрече ярко выражать свои эмоции и отношение к окружающим строго не рекомендуется.

Виды речевого этикета

Речь – это основной механизм вербальной коммуникации. Вербальное общение бывает внутренним, когда слова произносятся про себя, и внешне направленным – устным (диалог и монолог) и письменным.

Устная речь строится в виде диалога или монолога. В диалоге люди обмениваются между собой информацией, эмоциями или переживаниями. Монолог исходит от одного лица, но направлен на аудиторию или на себя.

Разговорная этика проявляется менее формально, нежели письменная. Здесь допускаются пропуски слов, замена фраз действием или жестом.

Письменная форма этики ограничена строгими рамками – стилистикой, правилами орфографии и пунктуации.

Так как это широкое понятие, нигде нет единого речевого этикета, идеально подходящего под все социальные требования. Конкретные люди или социальные группы видоизменяют правила под свои потребности, не изменяя главных принципов — так рождается классификация речевого этикета по видам:

  1. Официальный или деловой. Это тот этикет, который обычно подразумевается под этим словом обывателем. Применяется на мероприятиях, где гости не знакомы друг с другом, на выставках, в сфере обслуживания, на деловых переговорах.
  2. Повседневный. Наиболее простой для освоения и распространённый вид. Применение правил повседневного этикета не требует усилий, воспитанный и интегрированный в общество человек соблюдает большинство правил и норм речевого этикета в процессе общения автоматически. Применим в любой ситуации, где не подходит официальный этикет или более редкие формы речевого этикета.

Также под нестандартные ситуации, с которыми большинство людей не сталкивается, есть уникальные единицы речевого этикета.

Например, религиозный — он изучается внутри духовенства конфессий или просто в среде верующих и в светском обществе практически не применим. То же можно сказать относительно дипломатического этикета и военного.

В целом, речевое общение классифицируется по содержанию и бывает:

  • материальным — обмен продуктами деятельности;
  • когнитивным (познавательным) – обмен данными, опытом и знаниями;
  • кондиционным (эмоциональным) – обмен настроением;
  • мотивационным – обмен намерениями;
  • деятельностным – обмен умениями, вследствие совместной деятельности.

Виды речевого этикета подразделяются по техникам взаимодействия и задачам.

  1. Контакт масок. Это формальная коммуникация, без стремления узнать характер оппонента.
  2. Светское общение. Эта форма словесной связи беспредметна, так как люди в такие моменты разговаривают на общие темы, о чем положено говорить в этой ситуации.
  3. Формально-ролевой вид. Здесь важен регламент и содержание общения, а значение имеет социальный статус собеседника и его положение в обществе.
  4. Деловое общение. Это взаимодействие с целью обмена данными и сообщениями, которые требуются для достижения нужного результата.
  5. Межличностное общение. Этот вид речевого этикета еще называется интимно личностной коммуникацией, потому как заключается в раскрытии глубинных личностных качеств собеседника.
  6. Манипулятивное общение. Это общение направлено на получение пользы от оппонента.

Важно! Любая форма разговора подчиняется определенному регламенту, соблюдать который нужно неукоснительно.

Функции речевого этикета

Речевой этикет имеет определенные функции, которые очень важны для человека.

  1. Установление контакта. Речевой этикет привлекает внимание собеседника, побуждает его к контакту и возможному знакомству.
  2. Поддержание контакта. В этом случае этическое общение способствует сохранению контакта без углубления в какую-либо тему разговора. Оно необходимо для составления впечатления о собеседнике и поддержания приятельской связи.
  3. Демонстрация уважения и позитива. В некоторой степени это основная функция речевого этикета, которая осуществляется словами приветствия и прощания, извинения, сочувствия, просьбы и т.д.
  4. Регуляция поведения. Соблюдение норм речи делает поведение людей предсказуемым и понятным для окружающих, а также проясняет социальную роль каждого из собеседников и определяет порядок действий в той или иной ситуации.
  5. Профилактика конфликтов. Речевой этикет способствует нормальному общению между людьми. Своевременное извинение и вежливость помогают избегать острых углов в разговоре, а если конфликт уже начался – выйти из него с наименьшими потерями.

Важно! Этикетное общение – это обязательное условие беседы с окружающими, которое гарантирует нормальные отношения между людьми. Оно наделяет человека положительными качествами и облегчает взаимодействие с обществом.

Основная функция — установление положительного контакта с другим человеком или группой. Изменения в русском речевом этикете последних лет — всего лишь отголоски ритуалов, созданных древними людьми в качестве универсальной константы общения.

Очень многие их части можно отследить и сейчас, например, в рукопожатиях, поклонах у азиатских национальностей, и улыбках.

Все эти незначительные на первый взгляд мини-ритуалы сопровождают человечество веками. Они помогают показать на сознательном и не сознательном уровнях, что собеседник уважаем и отношение к нему будет хорошим.

Этикетные нормы — это универсальный язык, на котором можно договориться с каждым.

Языковые и поведенческие средства

Речь — это в основном слова и другие звуки, конечно, но есть и другие средства выражения. Например, жесты и положение в пространстве относительно своего собеседника.

Всё это тоже очень важно и имеет значение как со светской стороны, так и в плане национальных особенностей, которые тоже учитываются.

Ярчайшим примером поведенческого средства можно считать жестикуляцию. Это совершенно нормальное явление — жесты используются человеком как дополняющие речь «усилители».

С помощью них выражаются эмоции, подаются сверхбыстрые сигналы. Насчёт жестикуляции есть достаточно жёсткие правила, в основном они заключаются в её сдерживании.

Нет ничего плохого в том, чтобы показать собеседнику ладонью на предмет разговора или жестом пригласить пройти в помещение, но размахивать руками и сокращать дистанцию с человеком без его согласия недопустимо.

Языковые и поведенческие средства неразрывно связаны, но первые существуют без вторых, а наоборот — нет.

В речевом этикете первыми помощниками являются языковые и поведенческие средства. К ним относятся:

  • умеренная жестикуляция и мимика;
  • дистанция общения;
  • выраженная доброжелательность и сдержанная эмоциональность;
  • демонстрация интереса;
  • избегание спорных ситуаций;
  • некатегоричность собственных высказываний;
  • исключение неодобрения;
  • исключение излишнего интереса к личным подробностям;
  • участие в общей беседе;
  • краткость и равномерность общения со всеми;
  • минимум информации о себе;
  • обсуждение нейтральных тем – дети, животные, погода, путешествия;
  • помощь собеседнику в щекотливой ситуации;
  • выражение несогласия молчанием, вопросом или переходом на другую тему;
  • умеренное использование юмора;
  • запрет на сарказм;
  • исключение грубых и просторечных выражений;
  • положительное настроение;
  • соблюдение временных рамок и периодичности общения.

Формулы речевого этикета

На любом этапе общение сопровождается формулами речевого этикета – штампами и устойчивыми выражениями.

Это слова вежливости, которые предусмотрены на все случаи жизни:

  • слова приветствия и прощания – «здравствуйте», «приветствую вас», «до встречи», «до свидания»;
  • извиняющие фразы – «извините», «прошу меня простить», «простите за…»;
  • обращение – «могу я к вам обратиться?»;
  • слова сочувствия – «соболезную», «искренне сочувствую»;
  • просящие фразы – «будьте так добры, передайте…»;
  • пригласительные слова – «буду рад вас видеть»;
  • комплименты и поощрения – «вы замечательный специалист»;
  • благодарность – «от всего сердца благодарю», «спасибо», «я вам очень признателен».

Данные формулы подсказывают как себя вести в какой-либо ситуации и облегчают общение.

Речевой этикет и деловое общение

Деловое общение после повседневного является самым распространённым. Это логично — растёт уровень среднего предпринимательства, всё больше людей заняты на творческих профессиях или предпочитают работать на себя.

Придерживаться стандартных правил повседневного этикета на деловой встрече допустимо, но получить таким образом уважение от собеседника удастся только в том случае, если он сам придерживается подобного подхода в делах.

ВАЖНО! В зависимости от разных жизненных ситуаций деловой этикет тоже можно разделить на условные группы.

Правила для удачного официального общения

Главное — никакой фамильярности. Флирт между деловыми партнёрами также исключается. Собеседники должны найти идеальный баланс между вежливой отстранённостью и вежливой вовлечённостью. Первое не должно перейти в заносчивость, второе — в навязчивость.

Не стоит придерживаться картинного официоза. На деловой встрече вполне могут звучать уместные шутки и разговоры на отвлечённые темы. Переход на личное — табу, это грубо и может обидеть собеседника.

Пунктуальность, обязательность и честность. При создании первого впечатления не существует мелочей — не стоит опаздывать, грубить персоналу.

Деловое общение отличается тем, что в нем отсутствуют фрагменты, намекающие на личные темы. Это общение по существу – вежливое, учтивое и беспристрастное, но вместе с тем располагающее. Оно направлено на достижение взаимопонимания и контакт.

Официальное общение предусматривает следующие правила:

  • манеры и речь в соответствии с конкретной ситуацией;
  • предельная ясность речи – четкое произношение, ясность изложения;
  • достоверность информации;
  • корректность;
  • умеренность;
  • внимательность;
  • соблюдение дистанции.

Этапы делового общения

Как и любое общение, деловая беседа разбита на этапы:

  • приветствие – первым приветственное слово произносит младший по возрасту или рангу;
  • диалог, с соблюдением канонов и вежливости;
  • разрешение спорных ситуаций – умение обходить острые углы, конструктивный диалог;
  • повседневное взаимодействие – решение ежедневных вопросов;
  • невербальное общение – внимательность и радушие, выраженные в жестах и мимике;
  • прощание – заключительный этап общения, от которого зависит обоюдное впечатление.

Принципы речевого делового этикета

Соблюдение принципов делового общения помогает налаживать и устанавливать длительные партнерские отношения. К ним причисляются:

  • субординация;
  • позитивный образ и доверие;
  • внимательность к мнению оппонента;
  • учтивость;
  • ситуативность;
  • ориентирование на согласованный регламент.

Этикет деловых разговоров по телефону

Телефонные переговоры тоже имеют свой регламент:

  • начинаются они с приветствия и представления с названием организации и должности говорящего;
  • разговор должен быть лаконичным, по существу;
  • необходимо соблюдать последовательность беседы;
  • переговоры ведут вежливо, неторопливо, спокойным голосом;
  • дикция должна быть четкой;
  • после разговора требуется произнести слова прощания.

Важно! Прежде чем начать деловые переговоры, лучше написать суть вопроса на бумаге, чтобы в ходе разговора не перескакивать с одного момента на другой.

Речевой этикет разных социальных групп

Речевой этикет устанавливается внутри каждой социальной группы. Его особенности складываются в зависимости от следующих аспектов:

  • возраста;
  • половой принадлежности;
  • образования;
  • уровня воспитания;
  • профессионального направления;
  • уровня достатка;
  • иерархической принадлежности.

Стремление овладеть речевым этикетом – это залог развития личности и показатель воспитания.

Соблюдение норм и правил речи повышает культуру человека и общества в целом. Именно поэтому образовательный процесс уделяет этому вопросу максимум внимания.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как составить олимпиаду по английскому языку
  • Как найти дубли в опен офис
  • Площадь трапеции как найти работу
  • Как исправить ошибку если не начислялась амортизация
  • Как найти добрых друзей

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии