Как составить кластер по теме глагол

ГЛАГОЛ

(часть речи, с помощью которой мы глаголем, т.е. говорим)

Разноспрягаемые І. Обозначает действие предмета Безличные глаголы

глаголы Н.ф.: Инфинитив неопределённая форма не сочетаются с И.п.

глагола и обозначают яв —

Бежать Что делать? думать, стричь, расти ления природы,

Хотеть Что сделать? подумать, состричь, подрасти состояния

Брезжить человека

ІІ. П.п.: 1. Вид ОВЕРШЕННЫЙ НЕСОВЕРШЕННЫЙ

что делать? что делать? хочется

подумать думать знобит

2. ПЕРЕХОДНЫЙ НЕПЕРЕХОДНЫЙ

+

Остальные: гулять по парку (д.п. с предлогом)

В.п. без предлога – петь песню Р.п. при отрицании – не купил хлеба

Р.п. часть целого – выпил чаю

вставать на защиту (в.п. с предлогом)

3. ВОЗВРАТНЫЙ – СЯ НЕВОЗВРАТНЫЙ

учиться учить

4. СПРЯЖЕНИЕ (изменение по лицам и числам глаголов изъявит. накл. в настоящем и будущем времени)

І ІІ

е.ч. м.ч. е.ч. м.ч.

если ударное 1 л. -у (-ю) -ем, -ём 1 л. -у (-ю) -им

личное окончание 2 л. -ешь, -ёшь -ете, -ёте 2 л. -ишь -ите

3 л. -ет, -ёт -ут, -ют 3 л. -ит -ат, -ят

Н.п.: 1. НАКЛОНЕНИЕ

Изъявительное Повелительное Сослагательное (Условное)

(действие в пределах времени) (просьба, приказ, совет) (желание, предположение, мечта)

ЧТО ДЕЛАЙ? ЧТО СДЕЛАЙ?

2. ВРЕМЯ ЧТО ДЕЛАЙТЕ? ЧТО СДЕЛАЙТЕ? глаго-Л + бы

3. РОД в е.ч. Прош. вр. (прош. вр.) (частица)

4. ЛИЦО в Наст. и УЧИСЬ УЧИТЕСЬ

если личное Будущем вр. 2. РОД в е.ч.

окончание 5. ЧИСЛО 2. ЧИСЛО 3. ЧИСЛО

безударное ІІІ. Чаще всего сказуемое.

Инфинитив – любой член

І спр ІІ спр предложения СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Все на –еть все на –ить

(кроме 7 гл.) (кроме брить, зыбиться, І. Суффиксальный синий синЕть

на –ать стелить, зиждиться) умыть умытьСЯ

(кроме 4 гл.) + Гнать, держать, дышать,

на -оть, -ыть, -уть, зависеть, ІІ. Приставочный НАписать, ПЕРЕвыполнить

-ять, -ти … Видеть, слышать и обидеть,

+ брить, стелить, А ещё смотреть, вертеть, ІІІ. Приставочно-суффиксальный

зиждиться Ненавидеть и терпеть ЗАстолбИть, РАЗбежатьСЯ

зыбиться

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ

ОКОНЧАНИЕ

Н обессилЕть (І спр.) обессилИть (ІІ спр.)

Е самому (лишиться сил) кого-нибудь (лишить сил) П

П Е

Е я обессилЕЮ я обессилЮ Р

Р вы обессилЕЕТЕ вы обессилИТЕ Е

Е они обессилЕЮТ они обессилЯТ Х

Х О

О обезлюдЕть (І спр.) обезлюдИть (ІІ спр.) Д

Д улица обезлюдЕЕТ ветер обезлюдИТ улицу Н

Н Ы

Ы обезлесЕть (І спр.) обезлесИть (ІІ спр.) Е

Е местность обезлесЕла люди обезлесИли территорию

СУФФИКС

ночЕВАть ночУЮ ОВА- (-ЕВА-) -ЫВА- (-ИВА-) складЫВАЮ складЫВАть

-УЮ, -ЮЮ сохраняя вид -ЫВАЮ, -ИВАЮ

горЕВАть горЮЮ поставь в форму укорачИВАЮ укорачИВАть

1 л. е.ч.

NB: затмить затмЕВАть затмЕВАю NB: увещЕВАть увещЕВАю (уговаривать)

продлить продлЕВАть продлЕВАю но: усовещИВАть усовещИВАю (стыдить)

застрять застрЕВАть застрЕВАю

__ ТЬ = __ Л перед -ВА- = перед -ТЬ Ь: 1. Инфинитив

2. После шипящих

слышать слышал заливать, заливаю – залить 3. Повелит. наклонение

видеть видел преодолевать, преодолеваю – преодолеть (но: ляг – лягте)

4. В постфиксе, стоя —

NB: __ основы Искл.: застрять – застревать, затмить – щем после гласного

инфинива: затмевать, продлить – продлевать… (умываться, купаешь,

  • сеять, веять, реять, исправь, вернусь)

таять, чуять, лаять,

каяться, маяться, надеяться,

лелеять, затеять, кашлять,

блеять, кланяться

  • строить, клеить

коварная ВЫ:

выглядеть — выглядишь глядишь (ІІ спр.)

выспаться — выспятся – спят (ІІ спр.)

вылепит — лепит – лепить (ІІ спр.)

Инфоурок


Русский язык

ПрезентацииПрезентация по русскому языку на тему: «Кластер. Глагол» (4 класс)

Скачать материал

кластер «глагол»4 классАвтор : Долгопятова Лариса Владимировна, 
учитель на...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 40 человек из 26 регионов

  • Сейчас обучается 118 человек из 35 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • кластер «глагол»4 классАвтор : Долгопятова Лариса Владимировна, 
учитель на...

    1 слайд

    кластер
    «глагол»
    4 класс
    Автор : Долгопятова Лариса Владимировна,
    учитель начальных классов
    МБОУ СОШ №12
    города Белая Калитва, Ростовской области
    2018

  • СПРЯЖЕНИЕГЛАГОЛОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ, СОСТОЯНИЕ ПРЕДМЕТАОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ЧТО...

    2 слайд

    СПРЯЖЕНИЕ
    ГЛАГОЛ
    ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ, СОСТОЯНИЕ ПРЕДМЕТА
    ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ЧТО ДЕЛАТЬ?, ЧТО СДЕЛАТЬ? И ДР
    ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
    НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
    ВИД
    СОВ.В.
    НЕСОВ. В
    1 СПР.
    2 СПР.
    НАКЛОНЕНИЕ
    ВРЕМЯ
    ЧИСЛО
    ИЗЪЯВ.Н.
    УСЛОВН.Н.
    ПОВЕЛ.Н.
    ПРОШЛ.ВР.
    НАСТ.ВР.
    БУД.ВР.
    ЛИЦО
    РОД В ПРОШ.ВР.
    ЕД.Ч.
    МН.Ч.
    1Л., 2Л., 3Л.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 263 274 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Скачать материал


    • 15.08.2018


      5831
    • PPTX
      499.5 кбайт
    • 160
      скачиваний
    • Рейтинг:
      5 из 5
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Долгопятова Лариса Владимировна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Долгопятова Лариса Владимировна

    • На сайте: 6 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 17
    • Всего просмотров: 415307
    • Всего материалов:

      88

Технологическая карта

Учитель Ветрова Дарья Алексеевна

Класс: 5Б

Тема урока: «Глагол как часть речи»

Цель: углубить знания учащихся о глаголе, совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.

Задачи:

Образовательная: повторить и систематизировать знания учащихся по теме урока, научиться определять синтаксическую роль глагола в предложении и морфологические признаки.

Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову , стремление к речевому самосовершенствованию.

Здоровьесберегающие: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.

Тип урока: Комбинированный — закрепление изученного материала в 4 классе и систематизации ЗУН.

Предполагаемые результаты:

Формирование языковой компетенции:

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола ,Уметь находить глаголы в тексте. Закрепление навыков грамотного письма.

Формирование коммуникативной компетенции:

Формирование правильной речи. Обучение умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме.

Методы и приёмы: исследовательская деятельность; работа в парах; работа с кластером.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), компьютер.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, материал для определения морфологических признаков глагола.

Основные понятия: морфологические признаки, части речи, глагол.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (УУД)

Форма работы

1

Организационный момент

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята! Обычно люди говорят при встрече это доброе слово, желая друг другу здоровья.

Будем надеяться, что такое позитивное начало поможет вам добиться хороших результатов.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Личностные:

— самоопределение;

-самооценка готовности к уроку.

Фронтальная

2

Мотивация к учебной деятельности

Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если правильно выполните первое задание: вставить подходящие по смыслу слова в предложения.

Девочка_____лесное яблочко, спасибо _____.

Яблоня _____ ее своими ветвями.

Лебеди _____ мимо. («Гуси-лебеди»).

К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков? 

Как вы догадались? Что обозначают все эти слова? 

Сформулируйте тему урока.

Вставляют подходящие по смыслу слова в предложения

Съела, сказала, заслонила, пролетели

Глагол

Обозначают действие

Глагол как часть речи.

Регулятивные:

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?)

Познавательные:

— устанавливать причинно-следственные связи,

делать выводы.

Самостоятельная с проверкой по эталону

3

Актуализация знаний

 Чтобы нам с вами вспомнить, что мы вы уже знаете о глаголе, сыграем в игру «Верные – неверные утверждения». Я буду читать утверждения, а вы должны ответить – верно оно или нет.

1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. (верно)

2.Глаголы изменяются по временам. (верно)

3.Глаголы изменяются по числам (верно)

4.Глаголы изменяются по падежам. (неверно)

5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. (верно)

-Хорошо, мы немного освежили наши знания по теме глагол.

— Какую цель каждый из вас сегодня себе поставит на урок?

Обобщение цели

Обучающиеся показывают сигнальные карточки «Верно» «Неверно»

Анализируют свои знания по части речи «Глагол»

Ответы обучающихся

Познавательные: осознавать

познавательную задачу;

применять ранее полученные знания; -анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

 взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме;

— слушать и понимать речь других; формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные:

— высказывать предположения на основе наблюдений;

-формулировать тему и цель урока.

Фронтальная

4

«Открытие» новых знаний и причины затруднения

Чтобы нам с вами добиться поставленных целей, на протяжении урока мы будем заполнять кластер.

Первое что мы заполним это определение что такое глагол

Попробуйте самостоятельно записать определение, кто затрудняется можете открыть учебник стр.    и посмотреть определение.

проверяем, что же вы написали.

Что мы ещё должны знать о глаголе?

— Конечно, теперь мы должны вспомнить морфологические признаки глагола и заполнить кластер.

— Чтобы вспомнить первый морфологический признак вам нужно выполнить задание «Третий лишний»

В каждой строке выбрать лишнее слово и определить почему оно является лишним.

Карточка №1

  1. Купаюсь, гуляют, рисую
  2. Плачет, пишут, загорают
  3. Кушаю, думаю, печатают

— проверяем, какие же слова оказались лишние и почему?

Сделаем вывод, какой первый морфологический признак мы можем записать.

— скажите, как вы думаете постоянный это признак или нет? Записываем в кластер первый морфологический признак.

Переходим к следующему морфологическому признаку.

Выполняем следующие задание в парах, чтобы определить признак

Карточка №2 Вставить глагол в подходящей форме.

Глагол : рисовать

  1. Я __________ мелом на доске.
  2. Вчера я ________ портрет мамы.
  3. Завтра я ______________

натюрморт.

— Определите какой признак здесь прослеживается

— какое может быть время у глагола? Как определить?

— Записываем в кластер

— Следующие задание перед вами таблица на слайде, но в ней не подписаны названия столбиков. Ваша задача догадаться как их можно назвать

Играла

Играл

Играло

Гуляла

Гулял

Гуляло

Рисовала

Рисовал

Рисовало

Думала

Думал

Думало

— Какой следующий признак мы с вами запишем? Заполняем кластер

Работают с кластером

Читают определение

Морфологические признаки

Выполняют задание на карточке

В первой строке слово – гуляют, т.к мн.ч и тд

Число

Нет

Выполняют задание

Время

С помощью вопроса

Определяют название столбиков

Называют следующий признак —  род

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

обосновывать свое мнение.

Коммуникативные:

— слушать и понимать речь других;

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Фронтальная

Физкультминутка

Сейчас мы с вами немножко разомнемся, я вам буду читать слова, если вы услышите глагол – приседаете, существительное – поднимаетесь на носочки, прилагательное – руки в стороны.

Слова: небо, думать, голубое, солнце, ветреный, цветок, растёт, цветёт, фиолетовый, пенал, залезает, красный, верить.

Выполняют физкультминутку

— Продолжим определять морфологические признаки глагола.

— Обратите, пожалуйста, внимание на кластер у вас есть подсказка по поводу 4 признака глагола. Даны цифры 1,2,3 с каким морфологическим признаком это может быть связанно?  

— Конечно, лицо. Вспомним как определять лицо у глагола.

— Давайте вспомним, на доске слова – ваша задача определить лицо каждого глагола по цепочке.

Слова: Говорю, готовим, спешим, решишь, работаете, отдыхает, стоим, спешим, даю, закончим, читаем.

Заполняем кластер

— Переходим  к следующему признаку.

— На доске даны окончания глагола, что их может связывать, о каком морфологическом признаке здесь идет речь

— Заполните, пожалуйста, кластер , запишите окончания глагола 1 и 2 спряжения.

— Выполните задание на определение спряжения на карточке

Карточка №3 Определите спряжение глаголов.

Ты пишешь, он сеет, смотрим, не греет, поднимаемся, вертится, не терпится, он не обидит.

— Мы с вами почти заполнили весь кластер, посмотрите, что осталось?

— Синтаксическая роль глагола, что это значит?

— Чтобы определить, чем может быть в предложении глагол, выполним синтаксический разбор предложений

1. На сухую землю упал ранний снег.

2. Зашумел в лесу золотой дождь.

— Каким членом предложения является глагол? Заполняем кластер

— Мы с вами определили все морфологические признаки, с которыми мы с вами знакомы с 4 класса.

Лицо

С помощью местоимений

Спряжение  

Заполняют кластер

Выполняют задание и проверяют по эталону

Чем может является в предложении

Выполняют синтаксический разбор

Сказуемым

Фронтальная

5

Закрепление, обобщение материала.

Работа с текстом. (Текст с вопросами раздается на карточках.)

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Весна голосов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной прогалиной трепещет, заливается жаворонок.В светлых березняках-теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.

Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний лист.

Вопросы к тексту:

Найдите глаголы, которыми автор передаёт музыку, звуки весны, подчеркните их. (Глаголы: кричат, заливается, булькает)

В глаголах определите время глагола, лицо.

Самопроверка. Устное объяснение

Коммуникативные: —формулировать коммуникативное высказывание;

уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку.

Работа в парах

6

Контроль усвоения полученных знаний. Тест.

Вопрос 1

Глагол –это часть речи, которая обозначает:

А.Действие

Б. Признак

В.Предмет

Вопрос 2

Найдите глагол?

А. До свидания

Б. Впереди

В.Приход

Г.Был

Вопрос 3

Чем глагол обычно является в предложении?

А. Подлежащим

Б. Определением

В. Сказуемым

Г. Дополнением

Вопрос 4

Укажи глагол, в котором пишется ь?

А. Решает…ся вопрос

Б.колосит…ся пшеница

В. Колют…ся иголки

Г. Сложно познакомит…ся

Вопрос 5

Глаголы изменяются:

А. По падежам

Б. По временам

Вопрос 6

Суффикс –л- имеют глаголы

А. Настоящего времени

Б. Прошедшего времени

В. Будущего времени

Проверка на экране.

Выполняют тест

Ответы

  1. А
  2. Г
  3. В
  4. Г
  5. Б
  6. Б

Отметка «5» — 0 ошибок

Отметка «4»-  1-2 ошибки

Отметка «3» – 3-4 ошибки

Отметка «2» – 5 ошибок

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Регулятивные:

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

— планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

— осуществлять само- и взаимоконтроль

Самостоятельная  

7

Итог урока. Рефлексия.

— Какие цели мы преследовали на уроке?

— Мы достигли их?

— Что нового узнали на уроке?

— Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

— мы с вами только начинаем тему глагол, все трудности, с которыми мы столкнулись обязательно преодолеем.

— Давайте запишем домашнее задание – выучить кластер, выполнить упр.

— Спасибо вам за урок! Вы молодцы!

Отвечают на вопросы

Записывают домашнее задание

Личностные:

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:

— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Фронтальная

Кластер по спряжению глаголов

Спряжением называется изменение глаголов по лицам и числам. По типу спряжения глаголы делятся на две группы — глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.

Спряжение глагола определяется по:

  • форме 3-го лица множественного числа (если окончание ударное);
  • по неопределённой форме глагола (если окончание в форме 3-го лица множественного числа безударное).

Ко II спряжению относятся:

К I спряжению относятся:

  • все глаголы на -итъ, кроме брить, стелить, зиждиться ;
  • семь глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть
    и образованные от них с помощью приставок: рассмотреть, подсмотреть, увидеть, возненавидеть, вытерпеть и т. д.;
  • четыре глагола на -ать: гнать, держать,слышать, дышать
    и образованные от них с помощью приставок и постфикса -ся(-сь): пригнать, задержать, услышать, подышать, задержаться, гнаться и др.
  • все остальные глаголы (на -оть, -атъ, -ять и др.)
  • три глагола на -итъ: стелить,брить, зиждиться .

11 глаголов-исключений лучше всего запомнить с помощью детской считалочки:
Гнать, держать, дышать, зависеть,
ненавидеть и обидеть,
а еще терпеть, вертеть,
слышать, видеть и смотреть.

К вышеуказанным правилам, изучаемым в средней школе, существует целый ряд дополнений, примечаний и объяснений:

  • Чтобы определить спряжение глагола, надо вначале узнать: ударным или безударным является его личное окончание. Именно с этого начинается алгоритм определения спряжения глагола! Подробнее в конспекте «Правописание личных окончаний глаголов».
  • В современных справочниках и словарях брезжить уже относится ко второму спряжению, ранее он имел формы по первому спряжению..
  • К I спряжению также относятся еще несколько глаголов на -ить: почить, вить, бить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, ошибиться и образованные от них. В основном из-за того, что личное окончание в 3 лице является ударным: бьёт, бьют.
  • Ко II спряжению относятся еще несколько глаголов -еть: блестеть, болеть (о части тела, например, болит нога), велеть, висеть, глядеть, гореть, греметь, гудеть, гундеть, дудеть, звенеть, зреть (смотреть), зудеть, кипеть, кишеть, коптеть, корпеть, кряхтеть, лететь, пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, сопеть, тарахтеть, хотеть (кроме 2 лица ед. ч. наст. вр.), храпеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь (и образованные от них);
  • Ко II спряжению относятся еще несколько глаголов -ать: бежать (кроме бегу, бегут), бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворчать, дребезжать, дрожать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, спать, стучать, торчать, трещать, урчать, фырчать, шуршать, шкварчать (и образованные от них);
  • Ко II спряжению относятся некоторые глаголы на -ять: стоять, бояться, состояться.

I и II спряжения глаголов. Личные окончания

Лицо

I спряжение

II спряжение

Разноспрягаемые и особо спрягаемые глаголы

Разноспрягаемыми называются глаголы, которые имеют имеют часть форм от I-го спряжения, а часть от II-го: бежать, хотеть, а также образованные от них. Или имеют формы на выбор чтить — чтут/чтят, также сыпать — сыплют/сыпят (согласно словарю Лопатина), трепать, щипать и ряд других.

Единственное число

Множественное число

Особо спрягаемыми называются глаголы, которые имеют нехарактерную (архаическую) для глаголов I и II спряжений систему окончаний: дать, есть, создать, быть, надоесть (и производные от них: съесть, поесть, воссоздать и пр.).

Единственное число

Множественное число

Следует запомнить правописание некоторых глаголов в инфинитиве!

  • веЯть, блеЯть, чуЯть, лаЯть, реЯть, таЯть, сеЯть, чаЯть и надеЯться, лелеЯть, кашлЯть, каЯться, стоЯть – их писать в начальной форме надо только через -Ять.
  • клеИть, вялИть, строИть, жалИть, метИть, молвИть и манИть, беспокоИться, осилИть, ездИть, бросИть, победИть – их писать в начальной форме надо только через -Ить.

Различайте глаголы!

Конспект урока по русскому языку «Спряжение глагола». Выберите следующее действие:

Спряжение глаголов в русском языке: таблица

Спряжение глаголов в русском языке: таблица

Наступило лето и те ученики, которые добросовестно учили уроки, могут расслабиться и как следует отдохнуть. Для тех же, кто по каким-либо причинам имеет пробелы в знаниях, есть время немного подтянуть учебу и, как говорится, восполнить эти пробелы. Сегодняшний мини-урок мы посвятим спряжению глаголов в русском языке.

Что представляет собой спряжение глаголов

На изучение спряжений глаголов в русском языке школьная программа отводит несколько часов, поэтому, если у кого-то возникли проблемы с этой темой, за лето можно подтянуться по учебе и даже хорошо закрепить изученный материал. Но для начала нужно дать определение такому термину, как спряжение глаголов.

В русском языке под этим термином понимают целую систему изменений глагольных форм по лицам и числам, отвечающих настоящему времени.

spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyke-tablica.jpg

Для изучения частей речи эта тема является достаточно важной, ведь мало изучать родной язык, нужно уметь правильно и красиво на нем разговаривать.

В грамматике русского языка существует два типа спряжений глаголов: 1-е и 2-е спряжение. Определить к какому типу относится тот или иной глагол можно двумя способами:

spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyke-tablica.jpg

  • во-первых, поставить ударение к окончанию глагола в настоящем времени;
  • во-вторых, проанализировать получившийся суффикс. Если поставить ударение к окончанию глагола не получается (т.е. оно безударное), то нужно анализировать суффикс неопределенной формы этого глагола.

Возможно, не всем все понятно из этого определения, поэтому будем все разбирать на конкретных примерах.

Определение спряжения глаголов по личным окончаниям: таблица

Чтобы правильно и грамотно писать, необходимо запомнить простое правило, согласно которому глаголы и разделятся на два типа.

spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyke-tablica.jpg

К глаголам первого спряжения относят такие глаголы, у которых при их изменении по лицам и числам преобладают окончания на «е». У глаголов второго спряжения при их изменении в окончаниях преобладает бука «и».

Порой при написании таких слов люди делают досадные ошибки, что негативно сказывается не только на их уровне знания родного языка, но и также влияют на общий имидж.

Согласитесь, если директор какой-либо солидной фирмы, накладывая свою резолюцию на заявление подчиненного, вдруг напишет «Оформеть очередной отпуск», то его авторитет перед подчиненными очень сильно пошатнется. Поэтому школьникам следует уже сейчас уделять вопросам изучения родного языка большое внимание и терпение.

Чтобы правильно определить тип спряжения и убедиться, какая буква пишется в суффиксе того или иного глагола, нужно определить, на какой слог падает ударение в этом слове, т.е. убедиться, окончание глагола ударное или безударное.

spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyke-tablica.jpg

Как правило, с ударными окончаниями проблем не возникает и даже малограмотному человеку понятно, какую букву «е» или «и» нужно написать в суффиксе.

Первый способ, который позволяет определить тип спряжения, определяется по ударному окончанию самого глагола. Чтобы понять, к какому типу принадлежит тот или иной глагол, его достаточно просклонять по числам и лицам.

Иногда человека может сбить с толку приставка «вы» к глаголу, ведь если она есть, то ударением всегда падает именно на нее, и школьник может перепутать простой глагол с ударным окончанием с безударным глаголом. Чтобы такого не происходило, приставку следует отбросить и рассматривать глагол без нее. Например, выгорит – горит – глагол 2-го спряжения.

Приведем пример

Глагол «Несут»

Сразу определяем ударность иди безударность окончания, у этого глагола окончание ударное, поэтому мы можем его произменять по лицам и числам.

Это означает, что требуемый глагол необходимо произменять, по единственному и множественному числам, применяя к ним местоимения я/мы, ты/вы, он/она /они.

Итак, я – несу, мы – несем, ты – несешь, вы – несете, он/она – несет, они – несут.

spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyke-tablica.jpg

Окончания при спряжении глагола такие: -у, -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут. Значит это глагол первого спряжения. Вряд ли кто-то после этого захочет написать что-то вроде «он рисуит на асфальте…» или что-то в этом роде.

Глагол «Купить»

У этого глагола окончание тоже ударное, поэтому мы можем его проспрягать по лицам и числам.

Итак, я – куплю, мы – купим, ты – купишь, вы – купите, он/она – купит, они – купят.

Окончания при спряжении глагола такие: -ю, -им, -ишь, -ите, -ит, -ят. Значит это глагол второго спряжения.

Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями: таблица

Но если с теми глаголами, окончания которых ударные, еще разобраться не сложно, то безударные окончания в таких случаях могут поставить и школьника, и взрослого в тупик. Чтобы такого не произошло, необходимо от нужного глагола образовать его неопределенную форму, а затем, проанализировав суффикс образовавшегося глагола, уже определить тип его спряжения.

Если кто-то забыл, как трансформировать глагол в неопределенную форму, напоминаем. Эта форма глагола всегда отвечает на вопрос «Что делать?» или «Что сделать?». Приведем пример: гуляет – гулять, бреет – брить, любит – любить и т.д.

То есть вначале нужно глагол перетрансформировать в инфинитив (неопределенную его форму), определить, какая буква стоит перед суффиксной частицей «-ть»: «е» или «и», и тогда уже определить тип спряжения.

Стоит отметить, что безударные личные окончания глаголов и глагольных форм могут также иметь исключения из общегопринятого правила. Поэтому отметим сразу, какие глаголы представлены 1-ым, а какие 2-ым спряжением.

Итак, к глаголам 1-го спряжения относят

spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyke-tablica.jpg

  • глаголы, у которых в инфинитиве имеется суффикс «-еть» (однако здесь имеются исключения, 7 глаголов, о которых мы скажем немного позже);
  • глаголы, имеющий суффикс «-ать» (здесь тоже есть свои исключения, а именно 2 глагола с таким суффиксом, которые относят ко 2-му спряжению, о них мы тоже скажем немного позже);
  • три глагола с суффиксом «-ить»: стелить, брить и зиждиться;
  • все глаголы, у которых имеется суффикс «-оть», «-уть», «-ть» и прочие (например, обуть, молоть, колоть и т.д.)

Глаголы 2-го спряжения в русском языке представлены следующими:

  • все глаголы, у которых имеется суффикс «-ить», кроме стелить, брить и зиждиться;
  • семь глаголов с окончанием 1-го спряжения «-еть», которые считаются исключением: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, терпеть;
  • четыре глагола, с суффиксом «-ать»: гнать, дышать, держать, слышать.

Особенности спряжения разноспрягаемых глаголов

Недаром о русском языке говорят, что он «велик и могуч», и что он является самым сложным в изучении языком. И рассматриваемая тема как раз является прямым тому подтверждением. Например, потому, что существует категория глаголов, которая сразу относится и к первому и второму спряжению одновременно.

spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyke-tablica.jpg

Например, глагол «Хотеть». В единственном числе третьего лица он относится к 1-му спряжению (он/она – хочет), а во множественном третьего лица – ко 2-му (они – хотят). Такие глаголы являются исключениями из общепринятых правил и их следует запомнить наизусть: хотеть, чтить, бежать, брезжить.

Еще в русском языке имеется категория глаголов, которые имеют особую систему формирования окончания, например, «есть», «дать» и их производные формы. Их тоже следует запомнить.

Примеры и упражнения для самоконтроля

В этом разделе мы приведем несколько примеров и упражнений для самоконтроля знаний, чтобы школьники могли проверить, насколько хорошо они усвоили тему. Ответы будут также приведены здесь в разделе, но мы очень рассчитываем на сознательность детей.

Задание для самоконтроля №1

Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы первого спряжения.

Шагать, жить, плыть, строить, полоть, колоть, носить, лететь, лаять, ходить, дышать.

Ответы: шагать, жить, плыть, полоть, колоть, лаять.

Объяснение:

Шагать – шагаю, шагаем, шагаете, шагает, шагаете – 1 спр.
Жить – живу, живем, живете, живет, живут – 1 спр.
Плыть – плыву, плывут, плывете, плывет, плывут – 1 спр.
Строить – строю, строишь, строите, строит, строят – 2 спр.
Полоть – полю, полешь, полете, полет, полют – 1 спр.
Колоть – колю, колешь, колете, колет, колют – 1 спр.
Носить – ношу, носишь, носите, носит, носят – 2 спр.
Лететь – лечу, летишь, летите, летит, летят – 2 спр.
Лаять – лаю, лаешь, лаете, лает, лают – 1 спр.
Ходить – хожу, ходишь, ходите, ходит, ходят – 2 спр.
Дышать – дышу, дышишь, дышите, дышит, дышат – 2 спр.

Задание для самоконтроля №2

Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы второго спряжения.

Едешь, гонит, посмотрим, тянем, чистишь, запускать, спряжешь, приготовить, ставим.

Ответы: гонит, посмотрят, чистишь, приготовят, ставят. (Объяснение такое же, как и в предыдущем примере).

Задание для самоконтроля №3

Вставить пропущенные буквы в безударные окончания глаголов.

Спорить – спор_шь, хлопать – хлопа_шь, купаться – купа_шься, помнить – помн_шь, пугаться – пуга_тся, поджарить – поджар_шь, клеить – кле_шь.

Ответы: спорИшь, хлопаЕшь, купаЕшься, помнИшь, пугаЕшься, поджарИшь, клеЕшь.

Задание для самоконтроля №4

Выбрать из предложенных вариантов глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.

Он барабан_т, он хохоч_т, он шепч_т, он испорт_т, он разруша_т, он люб_т, он обожа_т, он хныч_т, он хвал_т, он волну_т.

spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyke-tablica.jpg

Глаголы первого спряжения – он хохочет, он шепчет, он разрушает, он обожает, он хнычет, он волнует.
Глаголы второго спряжения – он барабанит, он испортит, он любит, он хвалит.

Задание для самоконтроля №5

Вставить пропущенные буквы в текст.

Все смотр_т телевизор. (вставить букву «я»). Куда ты гон_шь гусей? (вставить букву «и»). Зима стел_ет слежный ковер. (вставить букву «е»). Парикмахер бре_т бороду. (вставить букву «е»). Туристы пил_т и кол_т дрова. (в первом случае вставить букву «я», во втором – «ю»). Учитель скаж_т, куда приходить. (вставить букву «е»). Он кле_т обои. (вставить букву «е»). Ветер колыш_т знамена. (вставить букву «е»). Больной тяжело дыш_т. (вставить букву «и»). Корабль держ_т путь в порт. (вставить букву «и»). Девочка пиш_т письмо. (вставить букву «е»). Ответ завис_т от решения. (вставить букву «и»).

Урок русского языка в 6 классе: «Роль глагола в речи»

Цель: Раскрыть роль глагола в речи и в художественном тексте. Обогащать словарный запас учащихся, повторить грамматические признаки глагола. Понаблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи. Формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение, делать выводы; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Совершенствовать умение анализировать текст. Развивать речевую и мыслительную деятельности.

Тип урока — обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: персональный компьютер; интерактивная доска с интерактивным маркером.

Ход урока

1. Организационный момент

Цель: проверка готовности к уроку.

Ребята, какое время года у нас сейчас? Что происходит весной? Посмотрите на смайлики и покажите мне ваше настроение. Я надеюсь, после нашего урока у кого было настроение не очень хорошее поднимется, а у кого хорошее станет еще лучше.

2. Итак, тема нашего урока «Роль глаголов в речи».

Давайте сформулируем цели урока.

Знать: какую роль играют глаголы в тексте, обогащать словарный запас, повторить грамматические признаки глагола. Понаблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи

Уметь: находить глаголы, определять их значение.

Формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение, делать выводы; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Совершенствовать умение анализировать текст. Развивать речевую и мыслительную деятельности.

Сегодня на уроке мы обобщим изученный материал по теме: «Глагол», вспомним грамматические признаки глагола, поговорим об употреблении глаголов в речи. Работать будем в группах, парах.

На партах у вас есть оценочные листы, в которые вы будете заносить свои оценки. На каждое задание у меня разработаны критерии, по которым вы будете оценивать друг друга.

Приложение 2.

2.этап. Разбиваемся на группы по карточкам с цифрами.

Закончи предложение «Глагол. »

Правила: я читаю начало предложения вы должны его закончить.

Закончи предложение

1. Глагол это часть речи — (обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
2. Глагол изменяется — (по временам, числам и падежам)
3. Глаголы имеют (Совершенный вид несовершенный вид)
4. Инфинитив — это (начальная форма глагола)
5. Ко II-ому спряжению относятся

  • все глаголы на -ить, кроме брить, стелить
  • семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть
  • четыре глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать

6. К I-ому спряжению относятся (остальные глаголы)

Поменяйтесь ответами по часовой стрелке в группе исправьте ошибки. За каждый правильный ответ 1 балл. Занесите в лист ответа свои баллы

З этап. Распределение по группам по фигурам карточек

Создайте кластер по теме Глагол.

Создайте кластер каждый в группе, затем вынесите это на плакат. Но прежде чем вы начнете выполнять ознакомьтесь с критериями оценки кластера. Обратите внимание на интерактивную доску.

Критерии

1. содержание кластера +
2. доступность изложения+
3. эстетическое оформление кластера+
4. защита проекта кластера спикером от группы + (оценка 5)

Теперь ребята из других групп с помощью стикеров оцените своих одноклассников аргументируйте свои оценки.

После этого каждый заносит себе в оценочный лист баллы.

4 этап. Следующий этап работы это Работа в паре.

Работа в паре (отвечают на вопросы друг другу. Выполняют задания письменно.)

Обратите внимание на интерактивную доску и ознакомьтесь с критериями оценивания ответов, работая в паре.

Критерии оценивания ответов учащихся (на интерактивной доске)

1) полнота и правильность ответа; умение применять определения, правила в конкретных случаях.
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа, связное с логически последовательное сообщение на определенную тему.

У вас на партах есть распечатки с таблицами, в которых прописано то, что вам нужно делать. Ознакомьтесь с ней, есть вопросы? Нет? Приступаем к работе на это у вас 20 минут.

Прочитайте текст и выполните задания.

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел.

Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.

Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. (По М. Горькому)

1.Продиктуй товарищу текст. Проверь, нет ли ошибок.

Какова тема текста?

2.Расскажи товарищу тему и идею текста.

Какова идея текста?

3.Попроси товарища выписать глаголы, и определите время.

Какие глаголы и в каком времени употреблены в тексте?

4. Выпишите с товарищем примеры глаголов: совершенного и несовершенного вида

Что вы знаете о видах глагола и какие виды глагола вам встретились в тексте?

5.Определите спряжение глаголов в тексте, и выпишите их из последнего абзаца.

Какого спряжения бывают глаголы и как вы определили спряжение глаголов в последнем абзаце?

6 Расскажи товарищу о наклонениях глаголов. Определите наклонения глаголов в тексте.

Какие наклонения глаголов вы знаете, какого наклонения глаголы преобладают в тексте?

7.Определите роль глаголов в тексте.

Какова роль глаголов в тексте?

Правильные ответы проецируются на интерактивную доску. Самопроверку проводим по интерактивной доске.

5 этап. Составить текст, используя глаголы.

1 группе дается тема для составления предложения: составить предложение о своем друге (о солнце), употребив глаголы 3 лица, настоящего времени.

2 группе дается тема для составления предложения: составить предложение о своем любимом животном)

3 группе — опишите свое поведение, когда вы спешите, опаздываете, но не можете найти в своей комнате забытую вещь. При помощи, каких приставок в глаголе «бегать» вы опишите свои движения? Составьте предложения с этими глаголами.

Работа делается сначала индивидуально, затем зачитываются предложения в группе. Затем слушаем в классе. Оценку фиксируем в лист ответа.

6 этап. Рефлексия

Составление синквейна. Работа в парах.

1 глагол
2 прилагательных действующий, движущий
3 глагола обозначает, изменяется, спрягается
4 слова (отношение автора) Глаголы делают речь живой.

А теперь, оцените свою работу выставив оценки за последний вид работы. Подсчитайте, что у вас получилось.

Учитель видит результат, корректирует.

Выставьте оценки в дневники.

— Ребята, я очень благодарна вам за активную работу на уроке. Какие вы молодцы! Как много вы сумели сегодня сделать! Я уверена, что, повторив, обобщив и систематизировав изученное по теме «Глагол», вы успешно справитесь дома с творческой работой.

источники:

Спряжение глагола

Спряжение глаголов в русском языке: таблица

https://www.azbyka.kz/urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse-rol-glagola-v-rechi

27.02.2017

Открытый урок по теме «Глагол»

Кравцова Лилия Сергеевна

учитель русского языка и чтения

Цели: обобщить и закрепить знания обучающихся о глаголе.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания обучающихся о глаголе.
Развивать умения находить глагол, определять грамматические признаки глагола, правильно употреблять в речи.
Развивающие: развивать познавательный интерес, творческие способности, умение наблюдать, делать выводы; способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности.
Воспитательные: воспитывать дружбу, взаимопомощь, аккуратность, умение работать в коллективе .
Планируемый результат:
Закрепить знания о глаголе. Уметь находить глагол среди других частей речи, правильно употреблять в речи.

Оценить




901

Содержимое разработки

Открытый урок

«Глагол»

Провела : учитель русского языка

Кравцова Л.С.

Тема: Обобщающий урок по теме: «Глагол».

Цели: обобщить и закрепить знания обучающихся о глаголе.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания обучающихся о глаголе.
Развивать умения находить глагол, определять грамматические признаки глагола, правильно употреблять в речи.

Развивающие: развивать познавательный интерес, творческие способности, умение наблюдать, делать выводы; способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности.

Воспитательные: воспитывать дружбу, взаимопомощь, аккуратность, умение работать в коллективе .

Планируемый результат:

Закрепить знания о глаголе. Уметь находить глагол среди других частей речи, правильно употреблять в речи.

Понятия : глагол, грамматические признаки глагола.

Ресурсы: тесты, карточки с заданием, кластер «Глагол», дидактическая игра.

Тип урока: повторение и обобщение материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы обучения: словесно-наглядный, самостоятельная работа.

Методические приемы:

• рассказ учителя,

• кластер по теме «Глагол»,

• творческие задания,

• практические упражнения.

Педагогические технологии:

• элементы игровой технологии,

• здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому

Ход урока.

I. Психологический настрой.

Прозвенел звонок!

Начинается урок!

На каком таком уроке

Увлекательном и важном

Слоги , корни ,части речи-

Все спешат к тебе на встречу?

Ответ обучающихся (-На уроке русского языка)

-Верно. Урок родного языка, на котором мы вновь и вновь будем постигать тайны, вновь и вновь будем восхищаться богатством, красотой русского языка.

Ребята, а что вы ждёте от сегодняшнего урок?
Ответ обучающихся (- Ждем интересных заданий.)

– Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке ?

Ответы обучающихся (— Знание правил, умение грамотно писать, давать полные ответы, доказывать, делать выводы самостоятельно, дополнительные знания по предмету, желание и целеустремлённость)

— Вот сейчас мы и проверим ваши знания и первое задание.

II Проверка домашнего задания

К этому уроку каждой группе было дано задание. Вы должны были найти ответы на вопросы
1-я группа – получила задание какое?: « Найти высказывания русских писателей о глаголе.»

2-я группа – над каким заданием работала? : «Глагол – необыкновенная часть речи»
-В каком виде , вы мне представите свои задания?

Ответ обучающихся (- В электронном виде).

-Сдайте мне свои «флеш-карты».

III Актуализация знаний

-А сейчас вашему вниманию предлагаю посмотреть сценку и отгадать, какая часть речи давала интервью.

Сценка « Интервью»  

К доске приглашаю двух обучающихся.

Головин В. –в роли «Глагола», Лукасевич М.-в роли корреспондента.

 – Что вы больше всего любите?- корреспондент

 – Люблю действовать. — «Глагол»

 – Что вы больше всего не любите?- корреспондент .

 – Не люблю предлоги и известную всем частицу -НЕ.- «Глагол»

 – Что бы вы пожелали ребятам?- корреспондент

 – Чтобы русский все ребята.- «Глагол»

   на «десятку» знали.

     На письме и в разговоре

     Меня  употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

-У вас на партах карточки , выберите ту часть речи , которая по вашему мнению давала интервью. ( На парте у обучающихся лежат карточки с названием частей речи. Они поднимают карточку , которая по их мнению правильная)

-Сегодня на уроке мы вспомним нашего старого знакомого Глагола. Он будет нам помогать, а мы его радовать ответами, а может даже удивлять.

–Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Обучающиеся формулируют тему урока на основе знаний.

Тема урока «Глагол»

IV.Работа над темой.

— Открыли тетради и записали число, классная работа.

-Перед тем, как мы начнем выполнять задания, мы вспомним правила по теме

« Глагол». А поможет нам в этом кластер.

-Что такое кластер?

Ответ обучающихся (Кластер-это схема) .

1. Составление кластера по теме «Глагол»

Работа с учебником стр.203 №7.

V Физминутка « Найди глагол»

VI.Закрепление изученного материала.

-Пришло время поработать самостоятельно.

Работа по индивидуальным карточкам

Задание №1

Найди глагол среди других частей речи. Подчеркни глагол двумя чертами.

Зелень, зеленый, зеленеют.
Свет, светил, светлый.
Румяный, румянец, румянит.
Разбогател, богач, богатый.

Задание№2

Измени глагол по временам

Играть-

настоящее прошедшее будущее

Задание№3

Вставить пропущенные буквы, указать спряжение глаголов, поставь в неопределенную форму.

Мы мечта..м , он рыбач…т, они обеща…т, ты взлета…шь, они куп…т, ты посад…шь, вы корм…те, он свет…т.

Задание№4

Запишите в таблицу глаголы: пою, лежу, измените их по лицам и числам.

1л. Я

2л. Ты

3л. Он

1л. Мы

2л. ВЫ

3л. Они

Самопроверка по опорным таблицам.

3.Творческая работа.

-А сейчас я предлагаю послушать и посмотреть ваши работы, которые вы выполнили. ( Выступление обучающихся с презентацией).

4.Тест по теме « Глагол»

1.Глагол обозначает:

а) признак предмета

б) действие предмета

в) предмет

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) кто? что?

б) какой? какая? какое?

в) что делать? что сделать?

3. Глаголы в предложении являются:

а) сказуемым

б) подлежащим

4. Указать глаголы неопределённой формы:

а) побежал, выбежал, смеётся

б) бежит, спешит, лежит

в) печь, жечь, лечь

5. Указать глаголы прошедшего времени:

а) учил, писала, играли

б) учит, пишет, играет

в) выучит, запишет, выиграет

6. Указать глаголы настоящего времени:

а) сварил, спал, решал

б) варит, спит, решает

в) сварит, выспится, будет решать

7. Указать глаголы будущего времени:

а) играет, пишет, учит

б) буду играть, буду писать, буду учить

в) играл, писал, учил

8. Глаголы единственного числа:

а) думаете, решаете

б) бегут, кричат

в) летят, ловят

г) спешит, поёт

9. Глаголы множественного числа:

а) скачут, играют

б) иду, решаю

в) поёшь, играет

г) скажу, видишь

VII. Домашнее задание. Стр.203, контрольный вопрос №8

V

— Какое открытие вы для себя сделали?

— Интересно ли вам было на уроке?

— С каким настроением вы работали?

— Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?

III Рефлексия

— Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, а значит, стали умнее.

Урок окончен.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/246685-otkrytyj-urok-po-teme-glagol

Также вас может заинтересовать

  • Открытое занятие-мастерская
  • Применение современных технологий в обучении баянистов (игра под фонограмму).
  • Конспект занятия на тему: «Введение в образовательную программу «Мой край — Оренбуржье»
  • Мастер-класс «Планирование деятельности молодежной общественной организации»
  • Конспект открытого занятия «Путешествие в космос»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти произведение чисел в тригонометрической форме
  • Как составить протокол поручений
  • Как найти самолет по фото
  • Как найти должника займ
  • Mods can not be deployed как исправить vortex

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии