Как составить кластер на тему текст

Кластер как приём организации самостоятельной работы с текстом на уроках русского языка и литературы.

Краснова Оксана Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 166 г.о.Самара

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения — это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели — воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Поэтому представляется очевидной необходимость применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо наряду с традиционными формами работы в школе.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной; свой вклад в развитие идеи внесли Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Галактионова Т.Г., Гершунский Б.С., Бутенко А.В. и другие.

Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. (Кабанова — Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. — М.: Просвещение, 1968. — 288с.)

Цели и задачи технологии развития критического мышления

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны гибкость, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
  • Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. (Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. — М.: Совершенство, 1998. — 608с.)

Задачи – научить школьников:

  • выделять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • выделять ошибки, нелогичность в рассуждениях;
  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  • избегать категоричности в утверждениях;
  • быть честным в своих рассуждениях;
  • выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
  • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Основная идея технологии развития критического мышления — создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. (Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.)

Технология развития критического мышления предполагает структуру урока, состоящую из трёх этапов:

  • стадии вызова
  • смысловой стадии
  • стадии рефлексии.

(Душина И.В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. — М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. — 203с.)

Приёмы технологии «Развития критического мышления

  • Проблемные вопросы
  • Взаимоопрос
  • Мозговая атака.
  • Групповая дискуссия.
  • Ключевые термины.
  • «Корзина» идей, понятий, имен…
  • Написание эссе
  • Лекция со стопами
  • Синквейн
  • Кластеры.

Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

  • Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)
  • Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Кластер используется мною на разных этапах урока:

— в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;

— на этапе ознакомления с новым материалом или для  закрепления его – для структурирования этого материала;

— на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.

Рассмотрим, как можно использовать прием кластера на примере темы «Имя существительное».

В 5-ом классе перед изучением данной темы задаемся вопросом: «А что дети уже знают по данной теме?» Конечно, можно обратиться к учителю начальных классов или почитать учебник русского языка для 4 класса, но интереснее проверить, что знают и помнят по теме сами ребята. Поэтому чертим на доске овал, пишем в центре «Имя существительное» и предлагаем учащимся говорить все, что они знают об имени существительном. Вся эта информация оформляется учителем на доске.

Получается первичный кластер.

Далее предлагаем расставить цифры, обозначив порядок сведений о существительном, можно также что-то добавить, что-то с чем-то объединить. Получаем вторичный кластер.

Когда в 5-ом классе тема «Имя существительное» изучена, получены новые сведения об этой части речи, мы вновь возвращаемся к нашему кластеру и уже не на этапе актуализации собственных знаний в начале урока, а на стадии повторения и обобщения изученного по теме дорабатываем его. Получается следующее:

Используя принципы опережающего обучения, показываю учащимся уже в 5-ом классе, что и определением имя существительное тоже может быть. Сразу делаем вывод, что имя существительное может быть ЛЮБЫМ членом предложения.

В шестом классе на заключительном уроке по теме «Имя прилагательное» получаем такой кластер:

Я думаю, что цветовые обозначения полей помогают разграничить постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного, а значит, правильно выполнить морфологический разбор.

Кто работает по программе Е.А.Быстровой, тот знает, что на изучение темы «Разряды предлогов» в 7 классе в учебнике отводится полторы страницы, теоретические сведения даны не в системе, что затрудняет понимание морфологических особенностей этой части речи. На стадии вызова («Что мы знаем о предлоге как части речи?») составленный учащимся кластер выглядел так:

На стадии рефлексии, после представленных учащимися работ, составляем такой кластер:

Использование приёма кластера на уроках литературы позволяет, на мой взгляд, не только разобраться в содержании текста, но и создаёт предпосылки для совершенствования анализа художественного произведения. Примером тому служит работа на уроке в 5 классе по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

Так, на стадии осмысления, отталкиваясь от названия сказки и названия деревни, в которой происходят описываемые события (тёплый – сделанный с любовью, добром; Бережки – берега – оберегать – беречь… — жить мирно, беречь друг друга, приносить добро), выходим на составление кластера «Что такое добро?»

Далее, обращаясь к эпиграфу урока (слова В.Шкловского о Паустовском: «Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра»), задаёмся вопросом: неужели творить добро – трудно?

Обращаясь к тексту сказки, видим, что старик из рассказа Филькиной бабки умер от охлаждения сердца. У Фильки тоже замёрзло сердце, но он понял свою ошибку. Кстати, писатель нам  уже намекнул, что Филька – не потерянный для общества человек, и эту подсказку мы видим в самом имени героя: Филька – Филипп – «любящий коней». Филька пошёл за советом к мельнику Панкрату. Но мы-то понимаем, что этот мельник может всё, раскрыв тайну его имени: Панкрат – «всевластный». Именно Панкрат помогает Фильке попросить прощения у коня по кличке Мальчик. И наш кластер дополняется следующими записями:

Зло, грех (бросить хлеб на землю)

мальчик  Филька                                                                конь Мальчик        Филипп        

                                                                                добрый «любящий коней»                         отражение

Панкрат, «всевластный»

Таким образом, выходим на понимание того, какой долгой и трудной оказалась для Фильки дорога добра. Но разве жить без добра легче? Мельница заработала, вместе с горячей мукой в дома вошло тепло, зажигающее сердца человеческие добром. Произошло чудо: зло, лихо отступило перед Добром.  И ещё один момент: теперь мы видим особенность построения сказочного повествования – зеркальную композицию. Также становится понятным, почему свою сказку автор назвал не «Раненый конь», а «Тёплый хлеб»: тёплый – сделанный с любовью, добром. Таким образом выходим с детьми на идею произведения.

Как видно из вышезложенного, составление кластера – несложное дело. Учащиеся любят эту работу ещё и потому, что в ней есть элемент рисования, а значит, можно проявить свою фантазию, чтобы кластер (а ведь это опора по всей теме) был ярким, запоминающимся.

Итак, использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся:

  • актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме;
  • стать основой для составления связного высказывания в научном стиле;
  • запомнить теоретический материал по теме;
  • проявить свои творческие способности, фантазию.

Инфоурок


Русский язык

ПрезентацииПрезентация по работе с текстом «Кластерный анализ текста»

Презентация по работе с текстом «Кластерный анализ текста»



Скачать материал

Презентация «кластер анализ текста»  Автор: Елена Анатольевна 
Кореневская



Скачать материал

  • Сейчас обучается 175 человек из 52 регионов

  • Сейчас обучается 415 человек из 65 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Презентация «кластер анализ текста»  Автор: Елена Анатольевна 
Кореневская

    1 слайд

    Презентация «кластер анализ текста»
    Автор: Елена Анатольевна
    Кореневская

  • Методы работы с источниками информации
Кластерный анализ текста
Конспекты 5...

    2 слайд

    Методы работы с источниками информации

    Кластерный анализ текста
    Конспекты 5 видов
    Прием Д. Огле
    ТАСК – анализ
    Таблица
    Двойной дневник
    Графическая разметка текста
    Эссе

  • Кластерный анализ текста
Кластер – англ. Cluster гроздь, способ графической...

    3 слайд

    Кластерный анализ текста

    Кластер – англ. Cluster гроздь, способ графической
    организации материала

    Значение – позволяет: а) сделать наглядными
    мыслительные процессы, которые происходят при
    погружении в тот или иной текст; б) охватывать
    избыточный объем информации

    Алгоритм создания:
    Написать ключевое слово или тезис («сердце» текста в центре листа
    Вокруг «сердца» — «набросать» слова, предложения, выражающие идеи, факты, образы (записывать все, что приходит на ум)
    Соединить с «сердцем» текста (спутники)
    Создать «спутники» «спутников» (путем установления новых логических связей)

  • Кластерный анализ текста
Кластер-фигура, которая графически 
отображает раз...

    4 слайд

    Кластерный анализ текста

    Кластер-фигура, которая графически
    отображает размышления , определяет
    информационное поле текста
    Умение
    структури-
    ровать
    информацию
    Оценка
    и преобра
    зование
    информации
    Умения
    Организовать
    мозг
    Хорошо
    Устроенный
    мозг
    «серьезное»
    творчество
    Лобовая
    конфронтация
    между
    идеями

    Изменение
    идеи
    изнкутри

    Конфликт
    Интуиция
    Совершен-
    ствование
    идей
    Образо-
    вание
    Культура
    Обмен
    воспр.
    идеями
    Внедрение
    идей
    Активное
    Усвоение
    информации
    Пример кластера

  • Методы работы с источниками информацииКонспектирование - один из методов, нап...

    5 слайд

    Методы работы с источниками информации
    Конспектирование — один из методов, направленных на осмысление, осознание и переработку информации

    Конспект – краткое письменное изложение или запись
    содержания чего-либо

    Результат конспектирования – краткая запись, позволяющая
    восстановить полученную информацию с нужной полнотой

    Алгоритм конспектирования:
    А) восприятие информации устно или письменно
    Б) Запись информации после специфической обработки информации путем:
    — сокращения текста в виде «сворачивания» известной информации, чтобы потом суметь ее вновь «развернуть»

    — уменьшения в объеме главной (новой, важной) информации, где вычленение важнейший компонент обучения рациональному конспектированию

  • Конспектирование      Виды конспектирования

Линейный конспект – форма развер...

    6 слайд

    Конспектирование
    Виды конспектирования

    Линейный конспект – форма развернутого тезисного плана

    Кластер с текстовыми вставками – кроме ключевых слов и понятий дается комментарий

    Конспект – таблица, может быть составлена в вопросно- ответной форме

    4)Двухэтапный конспект:
    А) первая часть конспекта заполняется после прочтения текста
    Б) вторая часть – после выполнения всех видов заданий по тексту

    5)Конспект на основе опорных сигналов – визуализация или выражение информации через образы (с помощью символов, схем, рисунков). Кодируется информация с помощью ключевых слов, фраз, рисунков, схем, символов.

  • Методы работы с источниками информацииПрием Д. Огле «Знаю» - «Хочу узнать»

    7 слайд

    Методы работы с источниками информации
    Прием Д. Огле «Знаю» — «Хочу узнать»

  • Методы работы с источниками информацииТаблица – метод структурирования текст...

    8 слайд

    Методы работы с источниками информации
    Таблица – метод структурирования текста на стадии
    осмысления и переработки информации

    Таблица – результат некоторой классификации,
    оформленной в виде нескольких столбцов и строк

    Алгоритм создания:
    Определить основной смысл статьи (текста)
    Выделить основания для классификации
    Определить параметры классификации
    Построить таблицу по горизонтали и вертикали, определяя адекватно основания(одно по горизонтали, другое – по вертикали)

  • Методы работы с источниками информации	Двойной дневник

    Цель: 

     вним...

    9 слайд

    Методы работы с источниками информации
    Двойной дневник

    Цель:

    внимательное чтение на основе возможности связывания прочитанного с личным опытом

  • Методы работы с источниками информации
Метод графической разметки текста...

    10 слайд

    Методы работы с источниками информации

    Метод графической разметки текста
    Формы:
    — подчеркивание
    — выделение текстом
    — маркировка специальными значками
    Методики:
    ИНСЕРТ, ПМИ (плюс, минус, интересно)

  • Методика Инсерт:1 этап – определение системы маркировки текста (^,   +,...

    11 слайд

    Методика Инсерт:

    1 этап – определение системы маркировки текста
    (^, +, -, ?)
    2 этап – маркировка на полях абзацев и предложений
    3 этап – систематизация информации в таблицу
    4 этап – последовательное обсуждение каждого столбца

  • Методика ПМИ (плюс, минус, интересно)Выбрать утверждение (тезис)
Читая текст...

    12 слайд

    Методика ПМИ
    (плюс, минус, интересно)
    Выбрать утверждение (тезис)
    Читая текст, маркировать :

    «+», если аргумент сильный в пользу утверждения

    « — », если слабый аргумент или АНТИТЕТИС

    «И» — если аргумент побуждает к размышлению

  • Методы работы с источниками информацииЭссе – жанр критики и публицистики, про...

    13 слайд

    Методы работы с источниками информации
    Эссе – жанр критики и публицистики, прозаический
    этюд, свободно трактующий философскую, моральную,
    социальную проблему…

    В эссе раскрывается авторская позиция,
    художественный дар автора, своеобразное чувство
    юмора, умение строить логические композиции

    Время написания эссе:
    от 5-10 минут во время занятий
    без ограничений времени — дома

    Эссе

  • Спасибо за просмотр!

    14 слайд

    Спасибо за просмотр!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 267 145 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

«Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

  • 28.09.2020
  • 574
  • 11

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

  • 28.09.2020
  • 439
  • 20

«Русский язык (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Кореневская Елена Анатольевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Кореневская Елена Анатольевна

    • На сайте: 2 года и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 693
    • Всего материалов:

      1

заглавие:текст
потом можно стрелочку от этого слово ставить
1-заглавие
2-тема
3-главная мысль
4-смысловая связь
5-грамматическая связь
6-завершенность
7-стилистическое единство
далее можно просто разукрасить красиво, и готово!

(1 оценка)

Тема «Кластер как ключ к пониманию текста»

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут…

М. В. Ломоносов

(Синонимы радость, услада, утеха, утешение, отрадность)

1. Мотивация к учебной деятельности. Прием .Мозговой штурм

Как вы понимаете эти строчки?

Нужно ли изучать науки? Быть образованным?

Напишите слова, которые ассоциируются у вас с этим словом учёба…

Как бы вы схематично представили ваши ассоциации?

Встречались ли вы с таким видом работы на Уроках? Как называется такая схема?

А как называется наш спецкурс? Значит, кластер нам поможет работать с текстом.

2.Тема (формулировка)

3.Цели. Приём «ДОМЫСЛИВАНИЕ» Предлагается тема урока и слова «помощники»:

Познакомимся с понятием «кластер»

Научиться строить кластеры на основе текста

Определить значимость кластера при работе с текстом

цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.

4.Открытие новых знаний

Ещё раз посмотрим на слайд и попробуем дать определение «кластер»

Кластеры Значение слова

Cluster (Пучок Гроздь, Группа)

Кластеры – графический прием систематизации материала.

Чтобы составить кластер, необходимо разработать Технологию составления кластера

Перед вами небольшой текст.

Технология составления кластера

1. Ключевое слово или понятие.

2. Запись слов вокруг ключевого слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.

3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.

4. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Таким образом, кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.

5. Закрепление. Работа в группах( работа с текстом о М. В. Ломоносове)

1. Прочитайте текст. Составьте на основе прочитанного кластер «М.В. Ломоносов –великий учёный», а затем расскажите об этом.

2. Прочитайте текст. Составьте на основе прочитанного кластер «Личные качества М. В. Ломоносова», а затем расскажите об этом.

3. Прочитайте текст. Составьте на основе прочитанного кластер «Этапы жизни Ломоносова», а затем расскажите об этом.

Помог ли вам такой вид работы для извлечения нужной информации из текста?

Сегодня мы изучили один из видов обработки текста –кластер. Познакомились с самым простейшим способом построения кластера.

6.Домашнее задание . Поработать с материалами учебников и составить кластер . Например «Морфологические признаки причастия» (русский язык), или «Водоросли» (биология), или «Атмосфера» (география).

7.Рефлексия. Прием Анкета

Я научился…

Было интересно….

Было трудно….

Мне захотелось …

Я оценил себя на « _ »

Памятка

«Как составить кластер»

Кластер (от англ. cluster — гроздь) — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

1.  Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.

2.  Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).

3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Правила работы с кластерами:

1.  Не бояться записывать всё», что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2.  Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3.  Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Заметим, что кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости); выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание, в отдельные схемы.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели педагог может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при анализе текстов практически любой природы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Плагиат нет как исправить текст
  • Как найти конкурентов сайта онлайн
  • Как найти силу нормального атмосферного давления
  • Как найти длину пути по формуле
  • Как найти любовницу в ташкенте

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии