Как составить классификацию потребностей

Приветствую Вас, друзья!

В этой статье представлена классификация потребностей человека и их подробное описание. Также мы разберем основы: что такое потребности человека, как они проявляются. Кроме того, рассмотрим несколько наиболее популярных научных подходов к изучению потребностей человека, в том числе знаменитую «Пирамиду потребностей Маслоу». Начнем.

Что такое потребности?

Потребность – внутреннее ощущение нужды в определенных ресурсах, обстоятельствах или действиях. Из всего животного мира для людей характерен наиболее широкий спектр потребностей: от приземлённых физиологических до возвышенных духовных. К потребностям можно отнести все материальные и нематериальные ресурсы, действия, обстоятельства и прочие факторы, необходимые человеку для ощущения удовлетворенности или счастья.

Потребности человека проявляются следующим образом:

  1. Неудовлетворённая потребность обычно сопряжена с чувством дискомфорта, тревожностью, тоской и иными отрицательными эмоциями.
  2. Удовлетворение потребности сопровождается позитивными эмоциями (как непосредственно в момент её удовлетворения, так и при осознании того, что она уже удовлетворена).
  3. Происходит фиксация на предмете нуждаемости. Внимание человека непроизвольно концентрируется на том, чего ему не хватает. Проголодавшись, мы начинаем более чутко улавливать аппетитные запахи, а одинокий человек в любых обстоятельствах ищет поводы для знакомства с потенциальной «половинкой».

Также человеческим потребностям свойственны следующие особенности:

  • людям для достижения состояния удовлетворённости требуется гораздо больше, чем другим биологическим видам;
  • с возрастом количество потребностей увеличивается, меняются их приоритеты (ребёнку для счастья нужно гораздо меньше, чем взрослому, а для пожилых людей гораздо большее значение приобретают социальные и духовные ценности);
  • существует вполне однозначная иерархия потребностей, и те из них, которые имеют большую важность, могут «заглушать» менее важные.

Потребности являются важнейшим мотиватором, заставляющим нас действовать и двигаться вперёд. Наиболее базовые из них заставляют нас работать, чтобы обеспечивать своё существование, а более высокие стимулируют нас к развитию, совершенствованию и самоактуализации. Все существующие достижения человечества, включая изобретения, научные теории, предметы искусства, музыкальные и литературные произведения, созданы под влиянием человеческих потребностей.

Классификация потребностей человека

В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.

1. Биологические потребности

Данная категория включает базовые потребности, направленные на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. В неё входят:

  • вкусная еда (вкусовые качества важны, чтобы определить свежесть и пищевую ценность);
  • чистая вода для утоления жажды;
  • комфортные условия жизни;
  • безопасность и уверенность в своём будущем;
  • удовлетворение сексуальных потребностей.

Перечисленные стремления присутствуют у всех живых существ. Они сформировались эволюционно, чтобы обеспечить выживание популяции. По сути, все они являются механизмами, позволяющими человеку (или другому существу) выжить и достичь «репродуктивного успеха» (произвести потомство и обеспечить его выживание в будущем).

2. Социальные потребности

Поскольку человек – существо социальное, у него присутствует ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение собственной значимости в обществе или своей группе. Наиболее показательными являются следующие примеры:

  • Самоидентификация. Человек ассоциирует себя со своей социальной группой, при этом стремится осознавать себя индивидуальностью с особыми личностными и иными качествами.
  • Самоутверждение. Для любого человека важно гордиться собственными поступками и достижениями, а также ощущать уважение окружающих.
  • Альтруизм и пассионарность. Большинство из нас получает удовольствие, совершая поступки, приносящие пользу другим людям или обществу в целом. Самооценка при этом растёт даже если наш вклад остался незамеченным для других, поскольку для альтруиста важен сам поступок, а не одобрение окружающих.

3. Духовные потребности

Существует система общечеловеческих духовных ценностей, которую так или иначе разделяет большинство людей. Мы стремимся к моральному и духовному росту, ценим красоту, изящество форм и гармонию, наслаждаемся созерцанием предметов искусства и прослушиванием красивой музыки. При этом у каждого человека собственный вкус, поэтому нам всем нравятся разные стили в музыке и направления в живописи. Кроме того, приоритеты духовных ценностей меняются в течение всей жизни.

К духовным относятся такие потребности как:

  • Самоактуализация. Получение новых знаний, расширение круга интересов и увлечений, профессиональный рост, повышение квалификации – это всё естественные стремления для человека, который на данный момент не озабочен удовлетворением базовых биологических потребностей.
  • Самосовершенствование. Взрослея, мы понимаем, что нам нравится становиться лучше не для того, чтобы кому-то понравиться, а просто чтобы ощущать свой прогресс. Мы отказываемся от курения и алкоголя, увлекаемся спортом, начинаем соблюдать распорядок дня и контролировать уровень стресса. Просто нам нравится думать, что с каждым днём мы становимся немного лучше.
  • Романтическая любовь. Данный пункт можно было бы считать проявлением инстинкта размножения, но для нас это нечто гораздо большее. Нам очень важно, чтобы рядом находился любимый человек, вдохновляющий нас, дающий нам не только сексуальное, но и эмоциональное наслаждение.

Духовные потребности, в отличие от биологических и социальных, присутствуют только у людей. При этом их список не просто обширен, а практически бесконечен, поскольку каждый человек находит какие-то свои увлечения, которые не обязательно разделять с кем-то другим. Кому-то нравится рыбалка, а кто-то предпочитает вязание, кто-то смотрит сериалы, а кто-то в сотый раз перечитывает «Маленького принца», кто-то обожает шум проливного дождя за окном, а кто-то испытывает умиротворение от гулкого кваканья лягушек в ближайшем пруду.

Научные теории о потребностях человека

Теория Абрахама Маслоу

Это самая известная классификация потребностей человека, о ней знает каждый, кто хотя бы однажды интересовался саморазвитием. Данную концепцию предложил и развил американский психолог Абрахам Маслоу в ряде своих работ о мотивации. Он отсортировал все потребности человека по возвышенности: от низших (биологических) до высших (духовных). Благодаря характерной форме схематического изображения эта классификация получила название «Пирамида Маслоу».

Сам автор выделял в своей классификации 5 уровней:

Пирамида Маслоу

1. Физиологические потребности. В эту группу он включил пищу, воду, сон, сексуальное удовлетворение – все базовые нужды нашего организма.

2. Безопасность. Когда все физиологические потребности удовлетворены, человек стремится обезопасить себя и свою семью. В данную группу входит не только хорошая защищенность от хищников и прочих опасностей, но и уверенность в стабильности и порядке.

3. Любовь и принадлежность. Здесь речь идёт о хороших отношениях, любви, дружбе, принадлежности к некой социальной группе.

4. Уважение и признание. Если человек уверен в собственном благополучии во всех сферах, входящих в первые три уровня пирамиды, у него появляется устойчивая потребность в уважении и признании. Здесь речь не о банальном «Ты меня уважаешь, нет?!», а о реальном уважении за поступки и достижения.

5. Самоактуализация. Абрахам Маслоу включил в эту группу саморазвитие, самообразование и иные способы работы над собой, своими навыками, знаниями и способностями.

Если внимательно посмотреть на 5 ярусов пирамиды Маслоу, можно заметить, что на первых двух находятся биологические, на третьем и четвертом – социальные и частично духовные, а на пятом – чисто духовные потребности.

Одно из важнейших утверждений теории Маслоу заключается в том, что каждый из уровней обретает важность только при условии, что все потребности, находящиеся на более низких уровнях, полностью удовлетворены. К примеру, голод или нереализованность сексуального инстинкта (первый уровень) заставляют человека забыть об осторожности и безопасности (второй уровень).

Если сравнивать низшие потребности с высшими, то можно заметить несколько характерных отличий:

  • высшие потребности проявляются гораздо позже (впервые они проявляются в подростковом возрасте, после чего развиваются в течение всей жизни);
  • высшие потребности воспринимаются большинством людей как менее важные, «опциональные»;
  • чем выше в иерархии находится потребность, тем проще перенести её реализацию на будущее ради решения более насущных проблем;
  • люди, живущие на более высоких уровнях пирамиды Маслоу, обычно имеют крепкое здоровье (в частности, потому что следят за ним), испытывают меньше стресса и лучше спят;
  • человек получает гораздо больше радости и удовольствия от удовлетворения высших потребностей.

В первоначальной концепции, предложенной Абрахамом Маслоу, было 5 ярусов, которые мы рассмотрели выше. Позже многие авторы допускали вольности в её трактовке и привносили дополнения, увеличивая количество уровней. Поэтому не удивляйтесь, если увидите разные вариации пирамиды с 7 или 10 ярусами. В любом случае, базовая концепция теории Маслоу сохраняется.

Более подробно о Пирамиде потребностей Маслоу читайте в этой статье.

Теория ERG Альдерфера

Американский профессор Клейтон Альдерфер предложил альтернативную теорию мотивации. Она не противоречит теории Маслоу, но в ней используется собственная классификация потребностей, включающая 3 группы (от их названий и образована аббревиатура ERG):

  1. Existence (существование, жизнь).
  2. Relatedness (отношения, общение).
  3. Growth (личностный рост, развитие).

Как несложно догадаться, первая группа представлена физиологическими потребностями, вторая – социальными, а третья – духовными. При этом Клейтон Альдерфер показал, что взаимосвязь между этими группами несколько сложнее, чем описывал Маслоу (влияние на приоритеты оказывает не только сам факт удовлетворения, но и степень удовлетворенности).

Кроме того, он заметил, что неудовлетворенность высших потребностей усиливает стремление удовлетворить низшие. К примеру, известно, что во время любых кризисов резко увеличивается выручка кондитерских магазинов. Объясняется это тем, что люди, теряя ощущение стабильности, начинают покупать больше сладостей (даже те, кто их вообще не любит и обычно не покупает).

Теория Фромма

Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм считал социальное взаимодействие ключевым фактором, влияющим на психику человека. Это нашло отражение в его теории потребностей. Он предложил иерархическую схему из пяти пунктов:

  1. Межличностные связи (любовь, дружба).
  2. Творчество (любая творческая деятельность, независимо от вида).
  3. Ощущение прочных и глубоких корней (стабильность).
  4. Поиск идеала и уподобление ему (самосовершенствование).
  5. Познание мира (духовное совершенствование).

Будучи одним из основателей неофрейдизма, Фромм считал, что нашими основными потребностями управляет бессознательное. Но поскольку бессознательное часто сталкивается с такими преградами как табу, стереотипы, логика, рациональность и прочее, потребности остаются нереализованными.

Теория приобретаемых потребностей МакКлелланда

Американский писатель и психолог Дэвид МакКлелланд предложил свою теорию мотивации. Он считал, что все потребности формируются в детском возрасте. При этом подразделял их на три группы, объясняя механизм формирования каждой из них:

  1. Причастность. Данная потребность возникает у детей, которые занимались коллективной деятельностью, играли в командные игры. В результате и во взрослом возрасте они чувствуют необходимость быть частью группы, участвовать в общественно значимом проекте или движении.
  2. Власть. Если в детстве так или иначе поощряется контроль над другими детьми, во взрослом возрасте такой человек нуждается в ощущении власти. Также данная потребность может формироваться под влиянием семейной атмосферы.
  3. Успех. Если ребёнка приучают быть самостоятельным, добиваться чего-то, получать призы и грамоты, во взрослом возрасте он также будет нуждаться в успехе.

Заключение

Знание того, какие существуют потребности и как они взаимосвязаны, имеет большую ценность для любого человека, заинтересованного в самосовершенствовании. Хорошо понимая, как работает данный механизм, можно лучше понять уровень своей удовлетворенности жизнью, а также эффективнее мотивировать себя на достижение важных целей. Кроме того, это знание поможет своевременно отказываться от лишних желаний, сосредотачиваясь на самом важном.

Потребности
общества, и прежде всего экономические
потребности как основа всего общественного
производства, объективны.
Осознанные обществом, социальными
классами, группами и индивидами
потребности выступают в качестве их
интересов.

В зависимости от
исследовательских задач применяются
различные основания для деления
потребностей на группы:

Основная проблема
– все классификации рассматривают
определенные стороны потребностей и
нет полной классификации. Её пытался
построить Бестужев-Лада, но…

Качественное и
количественное разнообразие потребностей
породило множество классификаций
потребностей. Их можно классифицировать
по разным признакам.

Но для начала
определимся с тем, что мы понимаем под
понятием «классификация». Классификация
— от лат. classis разряд + facere делать:

1) система
соподчинённых понятий какой-либо области
знаний, используемая как средство
установления связей между этими понятиями
или классами объектов, а также для
ориентировки в многообразии понятий
или соответствующих объектах;

2) упорядоченная
совокупность понятий, распределённых
по классам на основании их отношений,
структура классификации обычно
представляется в виде таблиц или схем;

3) процесс упорядочения
или распределения понятий по классам
с целью отражения отношений между ними
и составления классификационной схемы.

При классификации
потребностей, как и при любой другой
классификации, должно прежде всего
соблюдаться требование полноты. Это
означает, что каждый элемент анализируемого
множества должен быть отнесен к той или
иной группе. В рассматриваемой задаче
выполнение этого условия затруднено
тем, что полный перечень потребностей
человека установить практически
невозможно.

Важным аспектом
анализа потребностей является их
иерархия.

Чаще всего сейчас
встречаются следующие классификации:

1. По сферам
деятельности:

потребности труда

познания

общения

отдыха

2. По субъекту
потребностей:

индивидуальные

коллективные

общественные

3. По объекту
потребностей

материальные

духовные

4. По функциональной
роли:

доминирующие/второстепенные

центральные/периферические

устойчивые/ситуативные

5. По уровню
удовлетворения

потребности
минимального уровня

потребности
базового уровня

потребности уровня
роскоши

Минимальный уровень
удовлетворения потребностей существования
обеспечивает выживание человека.

Базовый (нормальный)
уровень обеспечивает возможность
появления значимых интеллектуальных
и духовных потребностей. Этот уровень
может быть определен как субъективно,
так и объективно. В первом случае
критерием достижения базового уровня
считается время, которое человек занят
мыслями об удовлетворении потребностей
в пище, одежде, жилище и безопасности.
Целесообразно исходить из того, что это
время не должно превышать половины
времени бодрствования. Объективной
оценкой базового уровня может быть
потребительский бюджет, который эксперты
считают необходимым для различных видов
деятельности. В частности, труд шахтеров
относится к числу наиболее интенсивных
и опасных. Поэтому затраты на питание
и отдых у шахтеров объективно больше,
чем у конторского персонала.

Уровнем роскоши
предлагается считать такой, при котором
удовлетворение потребностей существования
выше базового уровня становится самоцелью
и/или средством демонстрации высокого
общественного положения. На уровне
роскоши человек «живет, чтобы есть, а
не ест, чтобы жить».

6. По степени
рациональности

потребности
рациональные (разумные и нормальные)

потребности
иррациональные (неразумные)

7. По степени
эластичности

жесткие (потребность
в пище, например)

эластичные
(потребность в ювелирных украшениях,
например)

Интересна
классификация К.Обуховского, изложенная
в книге «Психология влечений человека».
Она включает в свой состав: потребность
безопасности, потребность признания,
потребность дружбы, потребность нового
опыта.

С.Н.Паркинсон
писал: «Когда Адам и Ева вкусили запретного
плода, они были изгнаны из рая не затем,
чтобы лишить их познания добра и зла (в
этом отношении ущерб они уже понесли),
а чтобы помешать им найти еще и древо
жизни, вкусив плоды которого, они обрели
бы бессмертие. Так что Адам и Ева оказались
за вратами рая, наделенные смертностью
как наследственной, родовой чертой.
Кроме того, они познали целый ряд
устойчивых стимулов, который с тех пор
увеличился лишь на один. Нарушить запрет
Адама и Еву побудило стремление к: а)
еде (и крову), б) красоте, в) знанию, г)
сексу и д) озорству. Эти соображения
(плюс одно – забота о статусе) и есть
основные потребности».

Абрахам Маслоу

А. Маслоу делил
потребности по
последовательности их удовлетворения
,
когда потребности высшего уровня
появляются после удовлетворения
потребностей уровнем ниже.

  • Биологические
    (физиологические) потребности обусловлены
    необходимостью в поддержании
    жизнедеятельности. Для нормального
    обмена веществ человеку нужна пища,
    пригодные для жизни условия и возможность
    отдыха и сна. Эти потребности называются
    витальными, так как их удовлетворение
    существенно необходимо для жизни.

  • Реализация
    потребности в
    безопасности
    .

  • Потребность в
    общении,
    любви
    со
    стороны окружающих является
    психолого-социальной потребностью,
    реализация которой позволяет людям
    действовать в группах.

  • Потребность в
    признании и самоутверждении является
    социальной потребностью, реализация
    которой позволяет определить своё
    место в обществе.

  • Потребность в
    самовыражении является творческой,
    созидательной потребностью.

А.
Маслоу представил потребности в виде
пирамиды

5. Потребности в
самореализации (потребность в развитии
своих способно­стей).

4.
Потребности в уважении (уважение со
стороны других людей и самоуваже­ние).

3.
Социальные потребности (потребности
в любви, дружбе, общении).

2.
Потребности в безопасности (защита
от врагов, болезней).

1.
Физиологические потребности (еда,
одежда, жилье).

Э.Фромм выделяет
две группы потребностей. Одна – утоление
голода, жажды, сон и т.д. – то есть
физиологически обусловленные потребности
самосохранения. Они составляют такую
часть натуры человека, которая требует
удовлетворения при любых условиях и
поэтому является первичным мотивом
человеческого поведения.

Другая группа
потребностей, столь же важных, хотя и
не коренящихся в физиологических
процессах, но составляющих самую сущность
человеческого бытия – это потребность
связи с окружающим миром, потребность
избежать одиночества. Чувство полного
одиночества ведет к психическому
разрушению, также как физический голод
– к смерти. Индивид может жить среди
людей, но при этом испытывать чувство
полной изолированности; если это
переходит какую–то грань, то возникает
умственное расстройство шизофренического
типа.

Одна из
современных концепций потребностей
человека следующая:

Критерием выделения
потребностей является сама структура
человека, где можно выделить биофизическую,
психофизиологическую и психо–социальную
подсистемы индивида, оптимальное
взаимосвязанное функционирование
которых обеспечивает его выживание и
развитие.

Следовательно, на
основе фундаментальной потребности в
собственном воспроизводстве и развитии
выделяем три пересекающиеся и
взаимодействующие группы потребностей:
биофизиологические (удовлетворение
которых обеспечивает выживание и
развитие организма); психофизиологические
(связанные с темпераментом и психическими
свойствами личности); социально–психологические
(продиктованные местом и ролью индивида
в социальных группах и общностях).

В группе
биофизиологических
потребностей

выделяются:

  • Потребность в
    биологически полноценном питании,
    обеспечивающем воспроизводство
    вещественно–энергетических структур
    организма;

  • Потребность в
    постоянно поступающей информации о
    состоянии внешней среды и самого
    организма;

  • Потребность в
    безопасности

  • Половой инстинкт,
    «прорастающий» в других измерениях
    человека в виде сексуальной потребности
    и потребности в любви.

Психофизиологический
комплекс потребностей

включает в свой состав:

  • Потребность в
    материальном комфорте;

  • Потребность в
    общении и контактах;

  • Потребность в
    эмоциях, впечатлениях и развлечениях;

  • Потребность в
    смене видов деятельности.

Социально–психологические
потребности

отражают нужду человека в принадлежности
к определенной социальной группе и
объединяют:

  • Потребность в
    идентификации, или, пользуясь другой
    терминологией, потребность в вере,
    убеждениях, идеалах;

  • Потребность в
    статусе, то есть в занимании определенного
    места в социальной группе;

  • Потребность в
    персонализации, то есть в обладании
    возможности влиять на других людей,
    оставить свой след, «впечатать» себя
    в коллективную память;

  • Потребность в
    новом социальном опыте, без которого
    невозможно жить в постоянно меняющихся
    условиях. (Внешне эта потребность
    выступает как потребность в обучении,
    как информационная потребность и т.д.
    Одной из форм выражения этой фундаментальной
    потребности является потребность в
    оперативном освоении новых способов
    жизнедеятельности и в регулярном
    обновлении уже используемых способов.
    Среди социальных систем, призванных
    удовлетворять эту потребность,
    самоопределяются и различные системы
    коммуникации, в том числе и массовой);

  • Потребность в
    смысле жизни, которая иногда обозначается
    как потребность в самоуважении.

Все эти потребности
взаимодействуют друг с другом, отражаются
одна в другой, а иногда и превращаются
одна в другую. Поэтому человек может
быть искренне убежден, что он желает
одного, в то время как подлинным источником
его активности является совсем другая,
подчас неосознаваемая потребность.

Количество
фундаментальных человеческих потребностей,
как было сказано выше, невелико, однако
количество предметов (явлений, процессов),
которые могут эти потребности
удовлетворить, не поддаются никакому
перечислению. И самое главное, одна и
та же потребность может быть удовлетворена
совершенно разными предметами и способами
и наоборот, один и тот же предмет может
быть использован для удовлетворения
разных потребностей.

Длительное
использование одного и того же предмета
(или способа) удовлетворения потребности
делает его настолько привычным, что
возникает потребность именно в этом
предмете или именно в этом способе. При
этом все другие предметы или способы,
даже в тысячу раз лучшие, могут просто
не замечаться.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Что такое потребность — ее виды, классификация, а также пирамида потребностей человека от Маслоу

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. С самого рождения мы испытываем различные потребности (в еде, сне, воздухе, уходе).

Со временем они меняются, дополняются, усиливаются. Но именно их удовлетворение заставляет нас действовать, двигаться вперед, идти к цели.

Потребности человека

Сегодня мы поговорим про то, что же это такое, узнаем, какие потребности присущи каждому человеку, на какие виды они подразделяются, а также подробно рассмотрим пирамиду потребностей людей от известного американского психолога Абрахама Маслоу.

Потребность — это…

Несложно понять, что такое потребности, так как ответ содержится в корне самого слова.

Это требование организма (в широком понимании) чего-либо, нужда, нехватка, которая ощущается в виде психологического и физического дискомфорта.

Например, вы хотите есть: желудок «скулит», активность снижается, падает давление, приходит раздражение, нервоз. Чем дольше вы остаетесь без еды, тем хуже становится общее состояние. Но стоит полноценно потрапезничать – удовлетворить чувство голода, как улучшается и настроение, и самочувствие.

Что такое потребность

Таким образом, потребность проявляется на уровне физических ощущений и эмоций.

Возникший дискомфорт заставляет человека искать источник, с помощью которого можно избавить себя от нужды, что автоматически доставляет удовольствие.

И вот вы уже направляетесь к холодильнику и выискиваете там что-нибудь вкусное либо отправляетесь в магазин за продуктами. Славно покушав, вы расслабляетесь, появляется желание полежать на диване и насладиться сытостью, а может даже поспать. Это уже следующая потребность – предыдущая удовлетворена.

Далее вам захочется еще чего-нибудь, и еще, и еще. Человеческий индивид постоянно находится в состоянии нужды, одни желания сменяются другими. Собственно, благодаря им, мы проявляем активность и всегда к чему-то стремимся: будь то сон, любовь или признание.

Потребности людей безграничны, возникают с рождением и заканчиваются после смерти.

Потребности человека с точки зрения психологии

Процесс удовлетворения нужды есть не что иное, как целенаправленная деятельность. В этот момент личность сосредотачивает на ней все свое внимание: ставит цель, ищет средства для ее достижения, предпринимает конкретные действия.

Потребности человека тщательней всего изучает психология. Ведь счастье и душевное равновесие человека как раз зависят от того, умеет ли он удовлетворять свои желания или нет.

Особенности феномена

«Врачеватели души» выделяют в этой теме несколько интересных особенностей:

  1. Потребность человека может им осознаваться, а может нет.

    В первом случае личность имеет возможность беспрепятственно ее удовлетворить. Второй вариант – поле для работы психологов: долгое время люди могут испытывать душевные страдания (они нередко соматизируются – проявляются через телесные симптомы), но так и не понять, чего хотят на самом деле.

    А если ты не знаешь чего хочешь, то и не представляешь, как избавиться от дискомфорта и сделать себя счастливым. Неосознаваемая тяга к чему-либо называется влечением, осознанная – желанием;

  2. В момент, когда приходит понимание, чего хочется на самом деле (опредмечивание), рождает мотив.

    Мотив (мотивация) – это и есть движущая сила, благодаря которой мы начинаем что-то делать. Девушка хочет похудеть (цель), для этого она начинает правильно питаться, посещать спортзал (действия), а все потому, что ей важно нравиться противоположному полу (мотив), чтобы чувствовать себя востребованной (потребность);

  3. Чем острее потребность, тем негативнее эмоции.

    Поэтому знайте: если вы сильно раздражены, значит, какая-то из потребностей в данный момент не удовлетворена. Чем сильнее эмоции, тем сильнее ваше желание чего-либо. Необходимо прислушаться к себе и понять, чего хочется: воды, секса, отдыха, славы, а может вам хочется внимания от во-о-он того симпатичного молодого человека);

  4. Часто случается так, что в один момент имеют место сразу две потребности.

    Если одна из них имеет более выраженную актуальность, то расставив приоритеты,человек удовлетворит их одну за другой. Например, вы пришли с работы, валитесь с ног от усталости и сильно хотите есть. Возможно, вы решите, что сон важнее и отправитесь в кровать. Либо сделаете то же самое, но быстро перекусив перед этим.

Однако, есть ситуации, в которых личность просто не может сделать выбор и страдает от этого. Помните притчу про буриданова осла? Он помер от голода из-за того, что не мог выбрать, какая из двух кучек сена более аппетитная. Вот примерно то же самое происходит с людьми.

Ситуация, когда потребности – это две равнозначные кучки сена, называется внутренним конфликтом, который можно решить с помощью психолога.

Виды (классификация) потребностей людей

В широком понимании существует два вида потребностей: те, с которыми индивид родился, и те, которыми он обзавелся при жизни.

  1. Первые называются врожденными: их «придумала» природа, без их удовлетворения человек просто не сможет существовать. Например, мы должны иметь доступ к кислороду, спать, кушать, отдыхать, находится в определенном температурном режиме и т.д.
  2. Вторые – приобретенные, связаны в большинстве своем с социальным взаимодействием. Кто-то родился в богатой семье, где с рождения ему на завтрак подавали «гуся по колено в сметане», делали массаж головы и одевали.

    Через много лет этот человек, оказавшись без денег, будет остро переживать нехватку физического комфорта и тосковать по тому самому гусю. Возможно, он впадет в депрессию, а может заменит эту потребность какой-то другой.

Многие ученые выдвигали свою авторскую классификацию видов потребностей. Вот некоторые из них:

  1. Философ Эпикур еще в 3 веке до н.э. Делил все потребности на 3 вида:
    1. Естественные и обязательные (без них невозможно жить);
    2. Естественные и необязательные (без них возможно выжить);
    3. Неестественные и необязательные (хочу замуж за коня).
  2. Э.Фромм, психоаналитик выделял 5 видов потребностей:
    1. Потребность в любви, дружбе, человеческих, теплых чувствах;
    2. В самоутверждении и собственной значимости в обществе;
    3. В принадлежности к группе, нации, государству, культуре, религии;
    4. В творческой деятельности, создании нового вокруг себя;
    5. В познании окружающего мира.
  3. Пирамида потребностей Маслоу (американский психолог) является самой популярной классификацией видов. В своей теории он расставил человеческие желания в иерархическом порядке в виде 7 уровней – от низшего (низшие потребности) к высшему (высшие потребности человека).

    Потребности Маслоу

    Причем человек не может перепрыгивать какие-либо ступени: например, если потребности второго уровня не удовлетворены или удовлетворены частично, то индивид просто не в состоянии испытывать потребности, находящиеся на четвертой ступени.

    Данную классификацию рассмотрим отдельно в следующем разделе статьи.

Пирамида потребностей Маслоу

Изначально пирамида потребностей Абрахама Маслоу имела всего 5 ступеней и выглядела следующим образом:

Пирамида Маслоу

  1. Физиологические потребности (самый низший уровень в иерархии) – это естественные желания тела, без которых организм умрет. Чтобы жить и чувствовать себя хорошо, мы должны дышать, питаться, пить воду, заниматься сексом и т.д.;
  2. Потребность в безопасности – если человек напоен, накормлен, тепло одет, он думает о том, как продлить свое комфортное состояние, то есть о стабильности, защищенности от угроз внешнего мира (очень голодный индивид иногда идет на опасные поступки, чтобы раздобыть пищу. В этот момент вторая ступень его никак не волнует);
  3. Социальные потребности – личность, чувствующая себя в безопасности, стремится выстраивать связи в социуме, общается, занимается совместной деятельностью с кем-либо, заботится о других;
  4. Потребность в престиже – желание быть уважаемым, занимать элитные слои общества, достигать высоких результатов, быть кумиром и примером для других, иметь «вес» в обществе;
  5. Духовные потребности (высший уровень) представляют собой раскрытие творческого потенциала, выражение способностей (самоактуализация), познание себя и понимание, кто я есть (самоидентификация).

Позднее автор скорректировал вышеописанную классификацию и добавил еще две ступени. Важно отметить, что последний уровень сам Маслоу считает недосягаемыми для большинства людей.

Итак, обновленная версия структуры:

  1. Физиологические – пища, вода, сон, отдых;
  2. Потребность в безопасности – комфорт, стабильность, предсказуемость;
  3. В принадлежности кому-то и любви (любить и быть любимым);
  4. Потребность в уважении – достижение успеха, признание в обществе;
  5. В познании – исследование окружающего мира, получение новой информации;
  6. Эстетические потребности – стремление к красоте и гармонии;
  7. В самоактуализации (высшая) – внутреннее развитие, воплощение идей, личностный рост, удовлетворение экзистенциальных потребностей (ответы на вопросы «кто я» и «зачем», передача накопленного опыта).

Первые три потребности по Маслоу являются низшими или базовыми, они доступны всем психически здоровым людям, как человеческим существам. Остальные четыре – высшие, доступны только для личностей после удовлетворения первых трех.

Часто бывает, что индивид всю жизнь варится на низших уровнях, так и не дойдя хотя бы до первой ступни из высших и не раскрыв своей индивидуальности.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что чем выше вы взбираетесь по пирамиде, тем более раскрыт ваш потенциал и здоровее ваше Я в психическом плане.

Нахождение на высших уровнях потребностей предполагает хороший сон, аппетит и самочувствие, внутреннюю гармонию и радость от своего бытия. Такая личность развита духовно и готова помогать другим.

Коваленко Лилия

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Какие потребности нужно удовлетворить человеку для полного счастья? Американский психолог предложил свой ответ на этот вопрос — пирамиду Маслоу. Рассказываем, работает ли его теория в реальной жизни

Содержание:

  • Что это
  • 5 уровней
  • Работает ли
  • Мнение психологов

Что такое пирамида Маслоу

Пирамида Маслоу — это модель человеческих потребностей в виде пирамиды, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу (Abraham Harold Maslow). Еще одно название пирамиды Маслоу — иерархия потребностей. Впервые она была описана в 1943 году в статье «Теория человеческой мотивации» (A Theory of Human Motivation) [1].

Маслоу выделил 5 главных потребностей:

  • физиологические (basic needs);
  • потребность в безопасности (safety needs);
  • потребность в любви (love needs). Позже Маслоу заменил ее на социальные потребности (social needs) [2];
  • уважение или признание (esteem needs);
  • самоактуализация (need of self-actualization).

Маслоу писал, что человеческие нужды организованы в иерархию, то есть, возникновение одной потребности обычно зависит от удовлетворения другой, более мощной [3]. Например, желание любви и привязанности обычно возникает у человека, если он уже не чувствует голода и находится в безопасности.

При этом Маслоу отмечал, что у человека как существа, постоянно в чем-то нуждающегося, обычно не бывает полного удовлетворения всех потребностей — особенно тех, которые находятся на вершине иерархии. Кроме того, некоторые люди вообще «не доходят» в своих желаниях до высших потребностей — они будут вполне счастливы где-то на нижних уровнях.

В своих работах Маслоу не изображал иерархию ни в виде пирамиды, ни в виде другого графического рисунка. Последователи, развивая его идеи, предложили сначала иерархию в виде лестницы. До 1980-х годов была популярна именно лестница, но постепенно пирамида ее полностью заменила. На фото лестница Маслоу и современная версия пирамиды.

В своих работах Маслоу не изображал иерархию ни в виде пирамиды, ни в виде другого графического рисунка. Последователи, развивая его идеи, предложили сначала иерархию в виде лестницы. До 1980-х годов была популярна именно лестница, но постепенно пирамида ее полностью заменила. На фото лестница Маслоу и современная версия пирамиды.

На протяжении десятилетий идеи Маслоу переосмысливались другими психологами. Они, например, пытались понять, где место сексуальной потребности в пирамиде, и каким образом влияет на иерархию культура, в которой живет человек. Споры идут и о том, действительно ли самоактуализация является наивысшей потребностью человека [4].

Несмотря на широкое использование пирамиды в менеджменте, маркетинге, работе с персоналом, убедительных научных доказательств ее правильности нет. В научных кругах она до сих пор остается спорной [5]. Современные исследователи также отмечают, что идеи Маслоу были неверно интерпретированы некоторыми его последователями — подробнее об этом ниже [6].

Маслоу выделил общие для всех людей глубинные мотивы, которые определяют поведение человека. Психолог полагал, что физическое выживание — это первый глубинные мотив и базовая потребность человека. После того, как она будет удовлетворена, человек переключится на следующую потребность. Всего таких потребностей пять:

1. Физиологические потребности

К ним относится воздух, еда, питье, кров, одежда, тепло, сон — все, что необходимо для выживания человека. В эту же группу Маслоу относил и секс. Психолог считал эти потребности самыми важными — в ситуации крайней нужды человек, прежде всего, будет думать о том, как выжить, то есть о физиологических потребностях. Пока они не будут удовлетворены, вряд ли у него возникнут другие желания.

2. Безопасность и защищенность

Как только физиологические потребности человека удовлетворены, на первый план выходят желание безопасности и уверенности в будущем. Люди хотят контролировать свою жизнь, видеть вокруг себя порядок и предсказуемость. В социуме это означает отсутствие прямых угроз жизни и здоровью, защиту от природных катаклизмов, социальную стабильность, финансовую безопасность и прочее. Полиция, спасательные службы, медицинские и в целом муниципальные учреждения закрывают в обществе именно эти потребности людей.

3. Социальные потребности

Изначально Маслоу назвал их «потребностью в любви». Он полагал, что после удовлетворения физиологических потребностей и получения безопасности, человек ожидает любви и привязанности со стороны других людей. К этому блоку пирамиды относятся социальные отношения: семейные и родственные связи, дружба, чувство доверия к другим и принятие человека окружающими.

4. Уважение и признание

Маслоу разделил эти потребности на два вида: самоуважение (чувство собственного достоинства, личные достижения, независимость от других) и стремление к уважению со стороны других. Человек хочет чувствовать себя значимым как в своих глазах, так и в глазах других людей. Самоуважение напрямую связано с чувством уверенности в себе и собственных силах, с принятием себя и собственной ценностью. Уважение со стороны других связано с желанием быть одобренным другими, успешным и оцененным по достоинству.

5. Самоактуализация

Самоактуализация по Маслоу — это возможность человека заниматься тем, для чего он создан. Музыкант чувствует потребность заниматься музыкой, художник — рисовать, поэт — писать. Если человек хочет быть счастливым, он должен делать то, для чего он появился на свет. Это желание развить свой потенциал — высшая потребность в иерархии Маслоу. При этом психолог отмечает, что конкретное поведение, в которое разовьется эта потребность, варьируется от человека к человеку. У одного это выразится в желании стать идеальным родителем, у другого будет связано со спортивными достижениями, третьему будет в радость творить или изобретать.

Работает ли пирамида Маслоу

Современные психологи, ученые и специалисты из других областей не считают пирамиду Маслоу истиной в последней инстанции. По мнению некоторых, она как минимум слегка устарела.

В 2010 году эволюционные психологи, основываясь на последних биологических исследованиях, предложили обновить пирамиду таким образом: заменить наивысшую потребность человека — самоактуализацию, на более прозаичную мотивацию — стремление к воспроизводству, родительство (parenting) [7]. По их мнению, самый сильный и фундаментальный импульс человека, который формирует желания на бессознательном уровне заключается в том, чтобы выжить и успеть передать свои гены следующему поколению. Их идеи подкрепляются современными научными — хотя и не неопровержимыми — данными о том, что все человеческие достижения так или иначе связаны со стремлением оставить после себя потомков.

Недовольство пирамидой высказывают и исследователи в области менеджмента. Изучив в 2018 году истоки ее возникновения, они обнаружили, что в виде пирамиды иерархию изобразил не сам Маслоу и не его коллеги-психологи, а специалист по управлению персоналом Чарльз Макдермид [8]. В своей статье от 1960 года он описал идеи Маслоу, но, как считают исследователи, неверно их интерпретировал [9] (Charles McDermid, How money motivates men).

Чарльз Макдермид, а за ним и другие консультанты по управлению чрезмерно упростили идеи психолога. Они решили, что у людей возникают потребности «высшего» или «низшего» уровня в зависимости от их дохода или профессионального статуса. Изобразив иерархию потребностей в виде пирамиды, Макдермид подкрепил этим свое утверждение, что одни работники нуждаются в творчестве и развитии, в то время как другим важно лишь ежемесячно платить за квартиру и иметь еду на столе. «Высшие» потребности им якобы не интересны. Но сам психолог так не говорил и пирамиду не рисовал, утверждают исследователи [10].

Пирамида Маслоу в том виде, в котором она использовалась с 1960-х годов для мотивации сотрудников, не работает. По крайней мере, в этом убеждены некоторые крупные компании. Руководитель HR-отдела Facebook (с 21 марта 2022 года соцсеть запрещена в России решением суда) Лори Голер (Lori Goler) и ее коллеги на основе анализа данных о сотрудниках в 2018 году выделили три большие группы мотиваторов [11]:

  • стремление подняться выше по карьерной лестнице;
  • признание в коллективе;
  • вера в ценность дела.

90% сотрудников указали в качестве важных минимум два из этих трех пунктов. Таким образом, если бы Маслоу сегодня создавал свою пирамиду с нуля, пытаясь объяснить, что мотивирует людей к работе, кроме базовых потребностей, то мотиваторы, выявленные компанией Facebook, были бы не на последнем месте.

Фото:Andrea Piacquadio / Pexels

Пирамида Маслоу: мнение психологов

Психолог Мария Кочкина уверена, что базовые потребности, связанные с выживанием, вряд ли трансформируются. А вот все остальные «этажи» теории сейчас легко подвергнуть сомнению, так как наш мир со времен Маслоу изменился до неузнаваемости.

Например, на втором уровне находятся потребности в защищенности и безопасности, но если бы именно их люди считали вторыми по важности сразу после еды и воды, то, по мнению Кочкиной, в нашем мире не было бы ни предпринимателей, ни людей за чертой бедности. Начиная заниматься бизнесом, люди отказываются от стабильности и защищенности, стремясь к другим уровням, и это нормально. Многие «с разбега» проскакивают уровень безопасности, сразу перебираясь на «этаж» социальных потребностей.

Но и он подходит далеко не всем. Интроверты, эмоционально закрытые люди не ставят эту потребность в приоритет, отдавая предпочтение творческим и эстетическим потребностям. Та же ситуация может быть и с потребностями в признании и уважении. Для кого-то эти потребности никогда не станут актуальными: некоторые люди вполне удовлетворены признанием в узком семейном кругу, и не стремятся к карьере и широкой известности.

Фото:Unsplash

Психолог Павел Зыгмантович объясняет, почему в современной психологии пирамида Маслоу в ее первоначальном виде практически не используется. Это — умозрительная модель, при разработке которой Маслоу опирался не на научные данные, а на свои наблюдения. Такой подход привел к искажениям в теории. Как пример можно взять широко известную голодовку ирландских заключенных в Великобритании в 1981 году. Они требовали признать их статус политических заключенных, в знак протеста отказались от еды, в результате 10 человек умерли. Если следовать теории Маслоу, такой протест трудно представить: люди не могут желать чего-то на верхнем уровне потребностей, не удовлетворив нижние. Но в реальности это возможно. Именно поэтому в современной психологии пирамида Маслоу не используется.

Современный подход к организации потребностей — плоский, уточняет психолог. Все человеческие потребности одинаково важны, находятся примерно на одном уровне, и мы обращаемся то к одной, то к другой в зависимости от своих задач.

Потребности и их классификация

    NovaInfo 44, с.263-266, скачать PDF
    Опубликовано 26 апреля 2016
    Раздел: Философские науки
    Просмотров за месяц: 232

    Аннотация

    В статье анализируются различные потребности человека, приводятся различные классификации потребностей. Обращается внимание на потребность самоактуализации личности.

    Ключевые слова

    МОТИВ, ИНТЕРЕС, ПОТРЕБНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

    Текст научной работы

    Человек нуждается в определенных условиях существования. Вся деятельность людей направлена на то, чтобы удовлетворять их разнообразные потребности. Потребности человека могут быть различными на разных этапах его жизни, однако часть из них остается неизменной: это базовые физиологические потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека.

    Структура социальных и культурных потребностей формируется и меняется на протяжении всей жизни индивида, превращая его в человеческую личность, субъекта духовной жизни. Эти потребности способствуют развитию подлинно человеческих качеств: разума, нравственности, стремления к истине, к созидательной деятельности на благо общества. Человек способен ограничивать свои потребности, опираясь на заключения разума и ориентируясь на социальные нормы. Далеко не всегда его потребности могут быть удовлетворены в полной мере. Кроме того, их удовлетворение может противоречить нравственным нормам общества и ущемлять интересы других людей.

    Потребности человека – основа для его интересов. Интерес – это форма осознанной потребности, целенаправленное отношение человека к объекту, стремление действовать определенным образом, чтобы добиться желаемого. Потребности человека также проявляются в мотивах его деятельности. Неудовлетворенные потребности обладают побудительной силой, они вызывают активность человека, формируют и направляют его устремления к определенной цели.

    Классификация потребностей

    Во всем многообразии человеческих потребностей можно выделить две основные группы: первичные и вторичные потребности. Первичные (врожденные) потребности человека относятся к области физиологии и необходимы для выживания и воспроизводства организма: это потребности в еде, воде, сне, убежище, отдыхе, безопасности и т. п. Как правило, они возникают на уровне бессознательного и носят иррациональный характер [1, c. 45].

    Вторичные (приобретенные) потребности относятся к области психологии: потребности в общении, социальных связях, внимании со стороны других людей, самоуважении, творческой самореализации и т. п. Вторичные потребности также называют приобретенными, потому что процесс духовного становления человека, формирования его личности связан с развитием его интереса и способностей к социальному взаимодействию и культурной деятельности. Таким образом, духовное взросление человека сопровождается возрастанием роли вторичных потребностей, удовлетворение которых превращает его в социальное существо и выделяет из мира живой природы. Например, в суфийской модели человека их относят к второму уровню и считают их «представителями» общества в человеке [2].

    В науке существует и более дробная классификация потребностей человека. Первичные потребности подразделяются на:

    1. биологические, или материальные органические потребности (пища, дыхание, жилище и т. п.),
    2. экзистенциальные (связанные с чувством безопасности, уверенностью в будущем, гарантиями благополучного существования и обеспечения биологических потребностей).

    Среди вторичных потребностей выделяют:

    1. социальные потребности (связанные с чувством принадлежности к обществу),
    2. престижные потребности (связанные с оценкой деятельности человека, уважением и самоуважением, общественным признанием его успехов в карьере и творчестве, достижением авторитета),
    3. духовные, или идеальные, познавательные потребности (познание мира, самовыражение, самореализация, творческая деятельность личности, направленная на создание прекрасного). К ним относятся и потребности, связанные с религиозной верой человека [3].

    Также можно разделить потребности человека на три основные группы: естественные (биологические), социальные и духовные (культурные) потребности.

    Иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу

    Американский психолог А. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей. Все потребности человека он расположил в восходящем порядке, от низших к высшим. Для наглядности можно расположить эти категории потребностей в виде пирамиды. Главный принцип этой иерархии: потребности каждого следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены потребности предыдущей ступени. В основании пирамиды находятся физиологические потребности (голод, жажда), на следующем уровне – потребности самосохранения (безопасность, чувство защищенности), еще выше – социальные потребности (любовь, чувство духовной близости, принадлежности к группе), на следующем уровне – потребности в уважении (признание, авторитет, социальный статус), на вершине пирамиды – потребности в самоутверждении (творчество, самореализация).

    Естественные потребности

    Естественные потребности человека также называют врожденными, биологическими, физиологическими, материальными, органическими, природными, витальными. По своей сути это потребности в условиях существования, необходимых для жизни, развития и воспроизводства организма. Неудовлетворение потребностей такого рода может привести к смерти. В основе естественных потребностей лежат биологические инстинкты, присущие человеку как живому существу: пищевой инстинкт, инстинкты самосохранения и продолжения рода. К числу естественных потребностей относятся потребности в воздухе, воде, пище, жилище, одежде, сне, отдыхе, физических движениях, биологическом воспроизводстве людей, в возможности сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, свою семью и жилище. Удовлетворению этих потребностей служит хозяйственная деятельность человека, создание материальных благ, благоустройство бытовой стороны жизни [5].

    Социальные потребности

    Социальные потребности определяются принадлежностью человека к обществу (без этого формирование личности невозможно). К социальным потребностям относят потребности человека в трудовой деятельности, социальной активности, разнообразных контактах с другими людьми, признании его успехов и достижений. Удовлетворить эти потребности могут только явления общественной жизни. Социальные потребности, в свою очередь, подразделяются на три категории.

    1. Потребности для себя — это потребности в самоидентификации, самоутверждении в обществе, обретении власти, авторитета, признания.
    2. Потребности для других выражаются в разных формах альтруизма: родительская любовь, дружеская преданность, защита близких, помощь слабым.
    3. Потребности коллективного характера основаны на общих для человеческого коллектива нуждах: потребность в социальном мире, справедливости, свободе, безопасности, ограничении внешней агрессии.

    Духовные потребности

    Это внутренние побуждения человека к реализации своего творческого потенциала, к созданию и освоению культурных ценностей, этических и эстетических представлений и идеалов, к обретению разноплановых знаний о мире. Основа идеальных потребностей человека – стремление к познанию окружающего мира и смысла своего существования. Эта категория потребностей стимулирует развитие науки, искусства, философии, религиозных учений.

    В иерархии потребностей, составленной А. Маслоу, высшую ступень занимает самоактуализация человека – осуществление его творческих способностей, реализация талантов через созидательную духовную деятельность [6]. Результаты самореализации нужны не только самому индивиду, который ее осуществляет, но и обществу. Профессиональное становление – один из результатов самореализации. Для общества самореализация индивидов означает развитие экономики, политических отношений, искусства, науки, спорта и т. д.

    Читайте также

    • Психологические особенности мотивационной сферы осужденных

      1. Салыкова А.А.
      NovaInfo 132, с.156-157, 4 мая 2022, Психологические науки
    • Мотивация как способ стимулирования профессионального развития сотрудников УИС

      1. Астанина А.А.
      NovaInfo 132, с.141-143, 29 апреля 2022, Психологические науки, УДК 159.9
    • Формирование мотивации у школьников к занятиям физической культурой и спортом

      1. Зиязова А.М.
      2. Манина А.З.
      NovaInfo 78, с.227-230, 11 февраля 2018, Педагогические науки
    • Мотивация трудовой деятельности персонала: функции и принципы формирования

      1. Матюнина М.В.
      2. Столяренко А.В.
      3. Чумак А.Н.
      NovaInfo 48, с.215-223, 4 июля 2016, Экономические науки
    • Формирование мотивов преступного поведения

      1. Дегтярева О.Л.
      NovaInfo 33, 24 апреля 2015, Психологические науки

    Список литературы

    1. Рахматуллин Р.Ю., Хидиятов Н.Б. Иррационалистическое направление в философии: учебное пособие. Уфа: Уфимская высшая школа МВД России, 1995. 99 с.
    2. Рахматуллин Р.Ю. Модель человека в суфизме // Вестник ВЭГУ. 2014. № 3 (71). С. 120-129.
    3. Рахматуллин Р.Ю. Кораническая антропология // Молодой ученый. 2014. № 10 (69). С. 561-563.
    4. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в свете философии права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 1 (52). С. 41-44.
    5. Рахматуллин Р.Ю. Биологическое в структуре личности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 14. С. 64-66.
    6. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. 672 с.

    Цитировать

    Галиева, М.О. Потребности и их классификация / М.О. Галиева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 263-266. — URL: https://novainfo.ru/article/5536 (дата обращения: 26.05.2023).

    Поделиться

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:

    Не пропустите также:

  1. Как найти петроглифы сикачи аляна
  2. Пропал файл на флешке как его найти
  3. Как найти значки в трее
  4. Как составить апелляционную жалобу в налоговую образец
  5. Как найти номер счета payeer

  6. 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии