Как составить календарный план обучения

Добавить в «Нужное»

План обучения персонала: пример

Руководители организаций, заинтересованные в развитии вверенных им предприятий, понимают значение и роль в этом деле обучения сотрудников. Для этих целей ими регулярно проводятся соответствующие мероприятия. Неотъемлемым элементом данного процесса является план обучения персонала. Пример такого документа будет приведен в настоящей статье.

Что такое план обучения

Любой план – это структурированный документ, отражающий порядок действий или мероприятий, направленных на достижение конкретной цели или целей.

План обучения сотрудников представляет собой перечень мероприятий по наделению работников предприятия знаниями в определенной области для работы в конкретном направлении, рассчитанный на установленный в нем период, к примеру, месяц, квартал или год.

Такой план согласовывается руководящим составом предприятия и утверждается высшим руководством.

Далее рассмотрим порядок составления плана более подробно.

Этапы составления плана

Как правило, план обучения составляет специалист, трудовыми задачами которого являются обучение и подготовка персонала в данной организации. Как только руководству становится ясно, что имеется потребность в осуществлении обучения сотрудников, данному специалисту дается поручение подготовить соответствующий план с учетом направления, в котором выявлена недостаточная компетентность трудового коллектива.

Необходимость в обучении сотрудников может быть выявлена исходя из:

  • распорядительных документов руководства, содержащих требования к уровню подготовки персонала или рекомендации по повышению квалификации сотрудников;
  • предложений руководителей подразделений, сотрудники которых, по их мнению, нуждаются в обучении;
  • результатов аттестации персонала;
  • предложений самих сотрудников.

Для выполнения возложенной на специалиста задачи ему необходимо сделать следующее:

  • разработать программу подготовки персонала, которая будет учитывать потребности и цели обучения;
  • определить, какие мероприятия должны входить в план обучения;
  • если для обучения необходимо привлечение сторонних организаций, провести оценку рынка соответствующих услуг и выбрать наиболее подходящий вариант;
  • определить бюджет на проведение обучения с учетом расходов на внеплановые мероприятия, потребность в проведении которых может возникнуть непосредственно в ходе обучения;
  • разработать собственно план обучения сотрудников, который затем направляется руководству на согласование.

Составленный план обучения персонала (пример) рассылается руководителям подразделений, отделов предприятия для изучения и вынесения предложений по его усовершенствованию. По окончании согласований план утверждается и передается ответственным лицам для непосредственной реализации.

Что входит в план обучения

План составляется в произвольной форме и обычно содержит следующие позиции и сведения:

  • направление обучения и его цели;
  • бюджет обучения с учетом возможных внеплановых мероприятий;
  • в случае проведения обучения сторонней организацией сведения о такой организации и стоимость ее услуг;
  • сроки проведения обучения;
  • сведения об обучаемых сотрудниках (Ф.И.О., должности);
  • форма и время обучения с учетом рабочего времени персонала;
  • четко сформулированные действия и мероприятия по обучению с указанием сроков на их выполнение/проведение;
  • места для отметок о проведении мероприятий и комментариев.

В ходе реализации плана может появиться потребность в проведении дополнительных мероприятий, о чем руководитель подразделения должен заявить вышестоящему руководителю заблаговременно.

Скачать план обучения персонала (пример)

Форум для бухгалтера:

Оценка текущей ситуации

Необходимо провести анализ эффективности деятельности сотрудников. В большой компании эту работу можно поручить руководителям отделов. Для оценки следует выбрать наиболее действенные методы:

  • тестирование, решение кейсов и задач для персонала;
  • опрос работников — удовлетворены ли сотрудники своими знания, что нужно улучшить;
  • анализ отзывов — что говорят клиенты, поставщики, данные в интернете и так далее.

Требуется понять, насколько работники обладают необходимыми навыками, что нужно улучшить. Цель обучения — улучшить конкурентность компании за счет квалифицированных кадров.

Установка целей обучения

Для составления грамотного плана обучения сотрудников компании необходимо после оценки текущего состояния обозначить потребности, которые будут удовлетворены в ходе подготовки специалистов. Целями могут быть:

  1. Соответствие требованиям, предъявляемым к должности. Например, обязательное обучение раз в 3 года на курсах повышения квалификации для учителей или прохождение программ для врачей с целью аккредитации. Но и в таком случае подготовка должна быть полезной, а не ради «галочки».

  2. Увеличение производительности труда. К примеру, руководитель решает отправить специалиста на обучение к более опытному коллеге, чтобы он тратил на выполнение задачи не 6 часов, а 3.

  3. Обучение для работы в новой должности. Новая должность предполагает решение новых задач, поэтому нередко обучить своего специалиста легче, чем нанимать кого-то со стороны. Также на курсы отправляют сотрудника, который идет на повышение в должности. Например, он работал инженером, а будет начальников цеха.

  4. Обучение работника с целью адаптации. К новичку могут прикрепить наставника, который поможет быстрее влиться в коллектив, понять свои задачи, стать увереннее и так далее. Систему адаптации нередко внедряют на государственной гражданской службе.

Также обучение проводят, чтобы научить работников пользоваться новыми технологиями, продуктом. Менеджеров по продажам учат грамотно рекламировать товар, рабочих завода — эксплуатировать новые станки, специалистов предпенсионного возраста — пользоваться компьютером и так далее.

Ранее мы рассказали, какое обучение требуется ИП и кого из педагогов отправить на переподготовку.

Определение слушателей

В соответствии с анализом ситуации в компании и целями подготовки нужно выявить, кого отправить на курсы. Соответственно, в программу адаптации включают новых сотрудников. На повышение квалификации отправляют специалистов, у которых настало время для прохождения нового курса — прошло 5 лет с момента последнего обучения.

Также в план обучения сотрудников можно включить специалистов, которые:

  • в ходе опроса подтвердили необходимость в улучшении навыков;
  • показали неудовлетворительный результат в ходе проверки знаний;
  • по словам непосредственного начальника нуждаются в учебе (снизилась эффективность работы, ухудшилась мотивация).

Формулировка задачи курса, составление бюджета

Задача обучения должна быть измеримой, достижимой и ограниченной по срокам. Например, специалист производственного цеха должен за 2 недели изучить правила безопасной работы на новом станке. Учителю за месяц необходимо научиться пользоваться программой для дистанционного преподавания занятий.

Цены на обучение зависят от ряда факторов — выбранных методов, форматов, ресурсов, места проведения занятий. Для подготовки специалистов внутри компании потребуется:

  • найти помещение для занятий;
  • подготовить аппаратуру — компьютеры, проектор и прочее;
  • выбрать учебные материалы — инструкции, видеофайлы, правила и так далее.

В организации может быть штатный педагог, в том числе совмещающий сразу несколько должностей. Нередко нанимают коуча — тогда при планирование обучения сотрудников придется учесть расходы на зарплату такого специалиста.

Чтобы сэкономить деньги на аренду помещения, найм тренеров и закупку методических материалов, можно организовать дистанционное обучение. В таком случае не требуется оплачивать специалистам время, потраченное на очные занятия.

Планирование обучения персонала организации

Обучение сотрудников представляет собой важный бизнес-процесс любого предприятия. От квалификации и навыков персонала напрямую зависит достижение стратегических целей и показатели деятельности компании. Система подходов к работе, по статистике, обновляются каждые 3 года. Отказ от регулярного обучения или его несвоевременность влекут снижение конкурентоспособности компании и, как итог, уход с рынка. В этой статье мы разберем основные этапы грамотного планирования обучения персонала организации. 

Оглавление

  • 1 Определение целей обучения
  • 2 Выявление потребностей в обучении
  • 3 Выбор формата корпоративного обучения
    • 3.1 Локальное
    • 3.2 Интерактивное
    • 3.3 Практическое
    • 3.4 Онлайн
    • 3.5 Оценка результатов
  • 4 Планирование бюджета на обучение

Определение целей обучения

Программа производственного обучения персонала включает в себя несколько этапов, первый и главный из которых — определение целей обучения. Цели могут быть направлены непосредственно на улучшение результатов деятельности компании и на развитие персонала в целом — например, раскрытие soft skills. Во втором случае обучение может не привести к мгновенным бизнес-результатам, но является перспективной инвестицией в кадры.  Узнайте, как определить потребности в обучении персонала, из нашей статьи по ссылке.

Вот ключевые цели обучения, которых чаще всего стремятся достичь компании:

  1. Обеспечение сотрудников навыками и знаниями, необходимыми для их трудовой деятельности. 
  2. Поддержание уровня профессионализма кадров (повышение квалификации). 
  3. Подготовка сотрудников к замещению коллег для непрерывной работы компании во время отпусков или болезни ключевых работников. 
  4. Создание благоприятной атмосферы внутри коллектива, ощущения личной значимости и повышение лояльности персонала. 

Отдельным блоком стоят цели, определяемые законодательством. Это не только обучение правилам охраны труда и техники безопасности, но и требования прохождения регулярной сертификации рядом специальностей. Это те самые планы повышения квалификации и подготовки кадров, которым обязаны следовать предприятия сферы медицины, противопожарной безопасности, юридические фирмы и др.

Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали

Не изобретай велосипед

Выявление потребностей в обучении

Потребности в обучении могут возникнуть на любом из уровней как организации в целом, так и определенного подразделения или сотрудника. Существует несколько способов выявить необходимость разработки плана обучения персонала: 

  • Аттестация сотрудников. Проведение аттестации позволяет выявить разрыв между требуемой и фактической квалификацией персонала. 
  • Анализ деятельности новых сотрудников в процессе адаптации. При выявлении недостатка знаний у нового сотрудника руководитель компании нередко ждет окончания испытательного срока и увольняет его как не подходящего. В этом случае целесообразнее организовать обучение и позволить новичку влиться в рабочий процесс. 
  • Изменение технологий. Обучение неизбежно, когда меняются используемые в производстве технологии, оборудование или программное обеспечение. 
  • Анкетирование. Составление анкеты применяется для выявления потребностей в профессиональном обучении целых подразделений специалистов. 
  • Наблюдение. Непосредственное наблюдение за работой отдела или конкретного сотрудника позволяет выявить ошибки и проанализировать, развитию каких навыков нужно уделить особое внимание. 
  • Анализ внешней информации. Изменения в экономической или правовой обстановке, которые напрямую влияют на работу компании, вызывают потребности обучать специалистов соответствующих подразделений. 

План обучения персонала должен учитывать ключевые потребности — иначе программа будет работать неэффективно, и деньги, вложенные в корпоративные тренинги, не окупятся.

Выбор формата корпоративного обучения

После определения текущего положения дел и желаемого результата предстоит выбрать формат и составить программу обучения персонала. Это может быть внутреннее обучение, приглашение эксперта со стороны и многие другие. Расскажем о форматах, которые пользуются наибольшей популярностью сегодня.

Локальное

Интенсивное обучение группы сотрудников тренером в офисе или арендованном помещении. Может проходить в виде лекции, семинара, тренинга, коллоквиума с сессией ответов на вопросы и др. 

Интерактивное

Обучение сотрудников на рабочем месте в форме игры, викторины, отработки сценариев. Главное преимущество формата — максимальное вовлечение слушателей и, соответственно, эффективное усвоение информации. Однако нужно учитывать, что интерактивное обучение — одно из самых сложных в реализации, и подходит оно далеко не для каждой сферы деятельности.

Практическое

Обучение состоит в погружении в практику и активном участии обучающихся. Как правило, такой формат подразумевает менторство опытных сотрудников над новичками, устроившимися на работу. Практическое обучение эффективно для интеграции новых сотрудников в производственные процессы, однако не используется для развития опытных специалистов. Кроме того, у практического обучения есть целый ряд ограничений по сфере применения — в частности, оно не работает для IT-специальностей.  

Онлайн

Наиболее перспективный на сегодняшний день формат. Слушатели обучаются в комфортном для себя темпе без отрыва от производства. Программы обучения могут включать видеоуроки, курсы, вебинары и многие другие. Это могут быть интерактивные, совместные и индивидуальные способы обучения. Несмотря на отсутствие живого контакта тренер-слушатель, онлайн-формат по эффективности превосходит другие варианты обучения.

Оценка результатов

Это финальный этап процесса, необходимый для анализа достигнутых результатов и планирования обучения персонала на будущее.  

Как правило, на этапе оценки сопоставляются затраты на обучение с финансовыми выгодами компании. Параметры оценки напрямую зависят от специфики бизнеса, руководство разрабатывает их исходя из стратегических задач компании. Это может быть уменьшение количества брака, увеличение прибыли, повышение конкурентоспособности предприятия и другие параметры. 

Существует несколько подходов к оценке эффективности обучения. Например, модель Киркпатрика предлагает измерять четыре направления — реакцию обучающихся (степень удовлетворения курсом), научение (новые знания и навыки), поведение (насколько сотрудники изменили свое поведение на работе) и результаты (улучшение показателей экономии, сроков, качества, объемов). Также используется модель Филлипса: по ней нужно разделить ROI на инвестиции на обучение.  

Планирование бюджета на обучение

Бюджет на обучение формируется ежегодно на основе утвержденной карты обучения персонала. Все расходы, закладываемые в документ, делятся на: 

  • Прямые — стоимость курса, оплата работы тренера, покупка методических пособий и другие затраты, которые связаны с процессом обучения. 
  • Сопутствующие — стоимость аренды помещения, оборудования и т.д. 

Затраты на обучение персонала могут быть постоянными и переменными, зависящими от количества слушателей или нет.

В среднем компании на Западе ежегодно тратят на обучение персонала минимум 5-10 % от бюджета на HR. Это имеет резон: по опросам, 50 % специалистов переходят на новое место работы из-за недостаточной нематериальной мотивации, которая включает в том числе развитие и перспективы карьерного роста. При этом каждый уволившийся сотрудник обходится работодателю в 90-200 % его годовой зарплаты. Создание плана обучения персонала и его успешная реализация повышают мотивацию сотрудников, развивают лояльность к компании и открывают новые перспективы перед бизнесом.

Стандартного образца плана или графика обучения персонала не существует. Современным компания приходится гибко перестраивать учебные планы и соблюдать процентное соотношение между статьями бюджета. Заручиться поддержкой экспертов — верный путь экономии бюджета и повышения эффективности обучения.

Компания 360 MEDIA многие годы работает на рынке e-learning, в том числе с корпоративными клиентами, нуждающимися в обучающих продуктах. Мы создадим программу повышения квалификации персонала под ключ — от выявления потребностей и создания методологии до разработки способов оценки эффективности. У нас есть десятки успешных кейсов, доказывающих, что корпоративное обучение приносит плоды и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе.

Свяжитесь с нашим менеджером, чтобы запросить примеры плана обучения персонала и получить персональное предложение для вашей компании!

Американский бизнес-тренер Брайан Трейси считает, что «каждая минута, потраченная на планирование, экономит 10 минут при реализации плана». Эта фраза справедлива и для составления плана проведения обучения сотрудников. План обучения — это список обучающих мероприятий внутри компании. Его составлением занимаются HR-специалисты. Важно подходить к составлению учебного плана для обучения сотрудников серьёзно, так как на нём будет строиться образовательный процесс внутри компании. В статье мы расскажем, зачем и как создавать план обучения.


Для чего компаниям нужен план обучения сотрудников

Чтобы обучение персонала приносило пользу компании, оно должно быть регулярным и непрерывным. Важно заранее продумать, какие навыки потребуются каждому сотруднику, как и когда он будет их получать. И в этом случае не обойтись без плана обучения специалистов. Он помогает правильно распределять бюджет и время и контролировать процесс развития персонала.

Кроме того, заранее составленный план поможет своевременно проводить курсы, которые обязательны для всех или некоторых сотрудников. Это поможет компании соблюсти требования законодательства РФ и избежать штрафов. Например, в план обучения можно включить занятия по охране труда и мерам пожарной безопасности. А план по обучению рабочих может включать стажировки, инструктажи и другие мероприятия, прописанные в законе.

Помимо общего плана обучения компания может составить индивидуальный план развития для каждого сотрудника.

Преимущества обучения по индивидуальному плану

Индивидуальный план обучения — это стратегия развития сотрудников, которая учитывает уже имеющиеся у них знания, опыт, персональные предпочтения и пользу, которую они могут принести компании.

При составлении индивидуального плана учитывается потенциал сотрудника, компетенции, которых ему не хватает для успешного выполнения рабочих обязанностей, должности, на которые он может претендовать, задачи, которые может на себя взять. В отличии от универсального, общего для всех, обучения, индивидуальный план позволяет назначать только те курсы, которые нужны конкретному человеку. Это повышает мотивацию и помогает избежать лишних затрат.

При таком подходе снижается текучка кадров, так как сотрудники понимают свою значимость и могут двигаться по карьерной лестницы внутри компании. Обучение по индивидуальному учебному плану позволяет предотвращать выгорание, формировать кадровый резерв и формировать команду лояльных профессионалов, нацеленных на развитие.

Чтобы план сработал, важно регулярно обновлять его, так как условия и предпочтения сотрудников могут меняться. Например, если человек прошёл курсы, перешёл на новую должность, его загруженность может возрасти. В этом случае нужно будет пересмотреть изначальную стратегию развития, добавить в план дистанционное обучение вместо требующего много времени очного формата.

Пример плана обучения

Не существует единственно верных общепринятых канонов для создания плана развития сотрудников. Структура и содержание также остаются на усмотрение руководителя. Поэтому в статье мы говорим о примерном плане обучения и об общих принципах его создания.

Даже если у руководителя есть возможность взять полностью готовый план обучения, образец нужно будет переработать под индивидуальные особенности компании. У каждого бизнеса — свои задачи. Важно отталкиваться от них при составлении стратегии развития сотрудников. Форма плана обучения может быть любой, например, можно сделать его в виде таблицы. Её столбцы могут включать сроки обучения, направление, название подразделения и фамилии сотрудников, формат и вид занятий, а также место их проведения.

Дополнительно можно указать виды обучающих мероприятий и планируемые результаты обучения. Такая структура плана обучения позволяет контролировать затраты и процесс развития работников.

Разработка плана обучения

Составление планов обучения сотрудников может потребовать времени. Чаще всего горизонт планирования равен календарному году. Чтобы документ имел практическую ценность, важно подойти к его созданию не формально. Полезно обсудить потенциал каждого человека в компании с его непосредственным руководителем, а также узнать мнение самого сотрудника.

Как правило, для составления плана профессионального обучения достаточно четырёх шагов:

  • На первом этапе ставятся цели и формируются чёткие измеримые задачи, которые компания планирует достичь при помощи обучения работников.
  • После этого проводят внутренний аудит, чтобы понять текущий уровень знаний сотрудников. На основе этого составляют список недостающих навыков.
  • Когда становится понятно, чему нужно обучать сотрудников, следующий шаг — выбор формы и вида обучения. Очные занятия потребуют выделить больше времени и денег для развития сотрудников. Онлайн-обучение можно проводить без отрыва от рабочего процесса, экономя на оплате работы тренеров.
  • Добавление в план тем и сроков обучения.

Составление перспективного плана обучения — непростая задача, поэтому многие стараются её автоматизировать. Платформа Эквио позволяет составить план, провести онлайн и офлайн занятия, мотивировать сотрудников и собрать статистику по обучению. На этапе внутреннего аудита Эквио позволяет одновременно провести тестирование любого количества сотрудников. Все ответы обрабатываются автоматически, на их основе формируются наглядные отчёты для руководителя. После этого можно составить путь развития для каждого сотрудника. Платформа автоматически в заданное время отправит приглашение для прохождения курса. Общий рейтинг сотрудников добавит элемент соревнования, а возможность копить баллы и менять их на подарки станет дополнительной мотивацией для обучения.

План развития сотрудников позволяет избежать ситуаций, когда работникам не хватает компетенций, чтобы качественно выполнять рабочие задачи. Кроме того, он создаёт условия для роста и снижает текучку кадров. Благодаря регулярному обучению в компании остаются самые ценные кадры — нацеленные на профессиональное развитие. Некоторые компании отказываются от составления плана обучения из-за того, что он требует времени и человеческих ресурсов. Автоматизация с помощью платформы Эквио поможет избежать этих проблем и снизить затраты как на планирование, так и на само обучение.

Полнофункциональная версия Эквио — две недели бесплатно

Хочу попробовать!

Урок 3. Построение плана обучения. Необходимые компетенцииПланирование – важнейшая составляющая человеческой жизни. Умение грамотно планировать процесс своей деятельности позволяет достигать наибольших результатов максимально быстро и без отвлечения на второстепенные вещи.

В бизнесе планирование способствует достижению стратегических целей, на работе – выполнять планы, продвигаться по карьерной лестнице и повышать уровень дохода, в личной жизни – самореализовываться, личностно расти и достигать нового уровня жизни. Не менее важно планирование и в обучении, тем более, если вы обучаетесь самостоятельно.

Содержание:

  • Коротко о планировании в обучении
  • Создание плана обучения: этапы и задачи
  • Создание плана
  • Следование плану обучения: да или нет?
  • Как не уйти от плана?
  • Когда можно отойти от плана?
  • Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход
  • Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения
  • Проверочный тест

Коротко о планировании в обучении

Нужно иметь в виду, что планирование в обучении представляет собой не просто список дел, которые нужно выполнить. Составить план и следовать ему – значит, взять на себя ответственность за своё образование и распределять время наиболее лучшим образом. Если нет плана, всё пускается на самотёк, т.к. в делах и задачах легко запутаться, а что-либо постороннее способно, словно ветер, ворваться в процесс деятельности, навести в ней сумбур и неразбериху, и даже отбить всё желание заниматься обучением. Если же есть план, мы можем чётко распределить время на важные дела и второстепенные, на отдых и общение с близкими людьми, на целенаправленное развитие и приятное времяпрепровождение.

Руководствуясь этими размышлениями, можно выделить следующие преимущества составления плана обучения:

Вы сами выстраиваете процесс своей деятельности, отсекая неразбериху и посторонние вмешательства.
Вы экономите время и силы, не распыляясь на выполнение нескольких дел одновременно.
Вы конкретно знаете, когда и чем вам требуется заниматься.
Вы имеете возможность давать оценку и характеристику общей картине процесса обучения, по причине чего можете производить корректировки в случае необходимости.

Однако на начальных этапах любого планирования люди нередко сталкиваются с некоторыми трудностями, о которых тоже стоит упомянуть.

Для начала, это внутренний дискомфорт, который связан с потерей привычной свободы действий, т.к. если человек придерживается плана, он не может позволить себе оставить начатое невыполненным только потому, что он устал или ему надоело. Но тут важно уметь отличать реальную свободу действий от иллюзорной, за которой прячется лишь привычка удовлетворять свои вредные привычки, например, оставлять важные дела на потом, а более лёгкие и приятные делать в первую очередь. Если это осознать, справиться с внутренним дискомфортом будет намного проще.

А некоторые люди вообще избегают планирования, руководствуясь тем, что якобы у них нет времени на это и они очень заняты. Но дело в том, что здесь играет роль восприятие: любые изменения воспринимаются с трудом, а вести себя гораздо проще в соответствии со старыми моделями. В действительности же, чтобы составить простой, но неплохой план, требуется порядка 10-15 минут, что в итоге позволяет сэкономить массу энергии и времени.

Итак, мы разобрались с тем, почему важно планирование и что оно даёт (о пользе планирования вы также можете почитать здесь). Но решить заниматься собственным обучением по конкретному плану – это только часть дела, причём не самая важная. Основная же сложность заключается в том, как составляется план, ведь у этого процесса есть свои особенности. Рассмотрим этот вопрос детально.

Создание плана обучения: этапы и задачи

Скорее всего, вы знакомы с житейской истиной о том, что счастье запланировать невозможно. В большинстве случаев так оно и есть, т.к. никто не знает, что подстерегает его за «следующим поворотом». Однако когда речь заходит о самостоятельном обучении, от умения планировать зависит львиная доля успеха. Чем чётче будет ваш план, тем под большим контролем вы сможете держать весь образовательный процесс, а также будете видеть, насколько близок намеченный результат – какой объём информации усвоен, и как он усвоен.

Создание плана по самостоятельному обучению подразумевает несколько этапов:

1

Постановка цели

Задачей первого этапа является составление списка того, какими знаниями вы намереваетесь овладеть и каким навыкам научиться. Для этого нужно понять конечную цель и разделить её достижение на несколько составляющих – например, занятий. Это называется стратегическим планированием – вы детально продумываете каждое занятие и определяетесь с тем, какой результат будет в конце каждого занятия достигнут.

Теперь переходите к тактическому планированию. Суть его заключается в том, что вы самым тщательнейшим образом продумываете те действия, которые будете выполнять во время каждого занятия. Сюда следует включить поиск и обработку информации, о чём мы говорили в предыдущем уроке, её изучение, выполнение проверочных заданий и практических упражнений, если таковые имеются.

2

Определение времени

Задачей второго этапа является распределение времени, которое вы планируете выделять на самостоятельное обучение. Изначально нужно определить общее количество времени, которое уйдёт на всё обучение, например, полгода. Затем руководствуйтесь теми пунктами плана, которые вы наметили на предыдущем этапе.

К примеру, если вы уверены, что освоите необходимый материал за 360 часов, то получится, что вам нужно заниматься по 3 часа в день 5 дней в неделю: 3 часа * 5 дней 15 часов * 4 недели 60 часов * 6 месяцев 360 часов. Аналогичным же образом можно провести и обратные расчёты, но тут нужно точно знать, за какое время вы освоите материал и каким количеством времени вы вообще располагаете. Например, если знаете, что у вас есть полгода, а материал вы на 100% освоите за 360 часов, то получится: 360 часов/6 месяцев 60 часов в месяц/4 недели 15 часов в неделю/5 дней (ведь 2 дня нужно отдохнуть) 3 часа в день вам нужно заниматься.

Кроме того, очень важно учитывать, что от того количества времени, которое вы отведёте на изучение материала, будет зависеть и объём полученной информации.

3

Определение методов

Третий этап не менее важен, чем два предыдущих. Его задачей является определить способы и методы, которые вы будете использовать в обучении, а также установить, какие для этого будут использоваться источники информации (Интернет, книги, учебники, пособия, обучающие видео-или аудиоматериалы), устройства и инструменты (ПК, ноутбук, смартфон, тетради, ручки, маркеры, карандаши). Но если с источниками информации и инструментами всё просто, то о методах стоит сказать подробнее.

 Традиционно, методы обучения разделяются на три группы:

Организационные методы. Они, в свою очередь, могут отличаться:

  • По источникам знаний: практические, наглядные и словесные (в случае самостоятельного обучения используются практические и наглядные)
  • По характеру получения знаний: проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные и репродуктивные (в случае самостоятельного обучения используются поисковые, исследовательские, проблемные и репродуктивные)
  • По характеру изложения и восприятия материала: дедуктивные и индуктивные (в случае самостоятельного обучения используются дедуктивные)

Контролирующие методы. Здесь имеется в виду та форма, в которой вы будете осуществлять контроль своего обучения. При самостоятельном обучении рекомендуется устраивать самопроверки.

Стимулирующие методы. Предполагают применение комплекса мер по самомотивации к обучению. Можно использовать различного рода поощрения, к примеру, после продуктивной недели занятий можно позволить себе два полноценных выходных, встречу с друзьями, поход в кино или парк отдыха и т.д.

В дополнение к этим методам, считающимся основополагающими, существуют и вспомогательные. К ним относятся:

1 Пассивный метод. Как правило, он подразумевает пассивное восприятие информации, когда, например, преподаватель объясняет ученикам материал, управляет процессом урока и проверяет степень усвояемости информации учениками. Но в нашем случае данный метод не подходит, т.к. речь идёт о самостоятельном обучении. Единственным вариантом применения такого метода может служить использование аудио- и видеоматериалов, когда вы являетесь пассивными слушателями или зрителями.
2 Активный метод. Обычно под активным методом обучения понимается активное взаимодействие учащихся с преподавателем. В ситуации же с самостоятельным обучением активный метод находит своё выражение в самостоятельном и независимом поиске и обработке данных, составлении конспектов, использовании ментальных карт, блок-схем и т.п. Сюда же относится самопроверка и контроль следования намеченному плану. Проще говоря, этот как раз наш случай.
3 Интерактивный метод.

Определившись с методами, переходим к следующему этапу составления плана.

Создание плана

Убедившись в том, что вы успешно прошли три предыдущих этапа, можно начинать составлять сам план.

Для составления плана можно использовать специальные методики (во всех подробностях процесс составления плана изложен на этой странице) или же можно составить простой план, для чего не требуются особые знания.

Отличным примером простого плана является таблица, в графы которой внесены все необходимые данные: сроки, названия занятий и их краткая характеристика, список задач, которые нужно выполнить, пункт проверки и результат. Данная таблица может выглядеть так:

ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА СЕНТЯБРЬ 2015 ГОДА

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ДАТА НАЧАЛА

НАЗВАНИЕ

(ХАРАКТЕРИСТИКА)

ЗАДАЧИ

ДАТА ПРОВЕРКИ

РЕЗУЛЬТАТ

01.09.2015-07.09.2015

(1 неделя)

01.09.2015

Подготовка материала (исследовать материал)

  1. Выбрать источники информации
  2. Найти источники информации
  3. Найти нужные данные
  4. Обработать данные и сделать конспекты

05.09.2015

ГОТОВО

08.09.2015 – 15.09.2015

(2 неделя)

08.09.2015

Первое занятие

(изучить процесс планирования)

  1. Что такое планирование?
  2. Виды планов
  3. Как составить план?
  4. Этапы планирования
  5. Можно ли отходить от плана?

13.09.2015

В РАБОТЕ

Имейте в виду, что это лишь пример. Вы можете составить таблицу или просто список задач, внести любые пункты и подпункты. Самое главное, чтобы при обращении к своему плану, даже отвлёкшись от обучения на несколько дней, вы сразу же могли увидеть и понять, на каком этапе работы вы находитесь, и что следует делать дальше.

План обучения лучше всего составлять на весь период изучения необходимого предмета. В том случае, если обучение будет долгосрочным (продолжаться несколько лет), нужно составить общий план обучения, а затем разбить его на каждый учебный год. Кроме того, если у вас есть желание построить процесс своего самостоятельного обучения максимально приближенно к государственным стандартам или к стандарту обучения какого-то образовательного учреждения, вы можете изучить Федеральные государственные образовательные стандарты либо найти учебную программу интересующего вас учебного заведения и составить свой план на основе этих документов.

После того как ваш учебный план будет составлен, и вы почувствуете, что готовы приступать к обучению, начнётся основной этап – выполнение плана. Нужно просто пошагово выполнять все его пункты. Но в процессе вы будете получать много новой информации и что-то варьировать. Возможно, у вас появятся интересные мысли по поводу своего обучения и плана, которым вы руководствуетесь. Так или иначе, вы можете столкнуться с небольшим затруднением, а именно: стоит ли безукоризненно следовать своему плану или же можно в нём что-то менять?

Следование плану обучения: да или нет?

Давайте немного поразмышляем на тему следования плану.

Учась в школе или институте, вы не могли не заметить, что по мере изучения какого-либо предмета открываются всё новые его грани, о которых вы изначально и понятия не имели. Сначала предмет рассматривается в общих чертах, затем появляются какие-то новые темы, на которые разделяется весь материал касательно данного предмета. В новых темах тоже есть отдельные пункты и подпункты, о которых обязательно нужно знать, и т.д. и т.п.

Но тем и отличается обучение в образовательном учреждении от самостоятельного обучения, что в первом случае имеется чёткая программа, отработанная годами, проверенная опытом и освоенная огромным количеством учащихся, а во втором случае такой программы нет, а значит, обучающийся самостоятельно человек может столкнуться с множеством «подводных камней».

Учитывая эту особенность, вы должны иметь в виду, что разработанный вами план обучения всегда можно корректировать. Но и здесь нужно мыслить правильно, и понимать, когда от плана отходить не стоит, а когда можно немного уйти в сторону. В связи с этим, рассмотрим два момента.

Как не уйти от плана?

Вопрос о том, как не уйти от плана, можно разделить на две составляющих.

Первая составляющая касается новой информации, которую вы получаете. Нередко, в процессе изучения предмета внимание может «зацепиться» за что-то, что может показаться более интересным. Это могут быть какие-то научные факты, информация о смежном направлении и т.д. Например, планирование идёт рука об руку с достижением целей, и, изучая тонкости планирования, можно невольно переключиться на новую тему, которая вроде бы и касается основного предмета, но прямо к нему не относится.

В итоге можно углубиться в «дебри» другого знания, а главную задачу из вида упустить. Чтобы этого избежать, очень важно всегда помнить о том, что именно вы изучаете и для чего.

В качестве «напоминателя» вы можете использовать записки или стикеры – их можно развесить по дому или прикрепить к компьютеру. Главное, чтобы они были перед глазами и выполняли свою функцию – напоминали вам о главном. Также можно использовать и сам план – всегда держите его рядом и время от времени заглядывайте в него – так фокус всегда будет сохраняться на основной задаче.

Вторая составляющая касается, в большей степени, самодисциплины. Ясное дело, что всем нужно отдыхать и время от времени переключать внимание на другую деятельность. Но это может быть чревато тем, что вы, лишь на время отвлёкшись от своего плана, рискуете вернуться к нему очень нескоро. Следование плану – это самоконтроль. Если же, как говорится, «отпустить вожжи», можно весь день прозаниматься чем-нибудь более приятным, отложить начало работы на «понедельник» и т.п. Этого нужно всеми силами избегать.

Чтобы не попасть в ловушку мнимой усталости, «нехватки времени» или прокрастинации, необходимо уметь мотивировать себя на следование плану. Мотиваторами могут служить цели, которых вы желаете достичь, результаты, к которым вы стремитесь, навыки, которыми желаете овладеть. Нужно постоянно вспоминать о том, к чему вы стремитесь.

Для этого подойдут как те инструменты, о которых мы уже сказали (записки, стикеры), так и всевозможные средства, которые будет напоминать вам о ваших целях, к примеру, фотографии людей, обладающих теми качествами, знаниями и умениями, которыми хотите обладать вы, тематические картинки, фоны рабочего стола на компьютере, будильник на телефоне и т.п. Но самым главным мотиватором (и это важно запомнить) является, конечно же, ежедневная погружённость в деятельность – следование своему плану.

Когда можно отойти от плана?

Уйти от плана немного в сторону можно только в том случае, если по ходу изучения материала у вас возникают вопросы, ответы на которые вы не знаете, но без ответов на которые продолжать эффективное обучение вы не сможете. Подумайте только: если вы изучаете ораторское искусство, вы, непременно, столкнётесь с вопросом поведения на сцене, который непосредственно связан с актёрским мастерством.

А это значит, что для становления профессиональным оратором вам обязательно потребуется овладеть навыком сценического движения. Исходя из этого, от своего плана, который первоначально не подразумевал изучение актёрского мастерства, вы можете немного отойти, уделив, к примеру, одну неделю на изучение основ движения на сцене.

И подобных ситуаций может быть сколько угодно. Главное здесь – понять суть: отходить от намеченного плана можно только тогда, когда требуется изучить дополнительный материал, необходимый для полноценного усвоения основного и не снижающий эффективность самостоятельного обучения.

Важно заметить также, что отход от плана предполагает разовое действие, которое не будет повторяться систематически. Если же на практике вы столкнулись с тем, что ваш план неполноценен или освоение материала невозможно без чего-то, что вы ранее не учли, план следует адаптировать под новые потребности. На деле это несложно, но сказать об этом не будет лишним.

Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход

Процесс обучения, тем более самостоятельного, не следует понимать как нечто перманентное и не допускающее изменений. Осуществляться он всегда должен интуитивно, ведь никто лучше вас не может знать его тонкостей и деталей. Соответственно, если вы столкнулись с тем, что стартовый вариант плана в чём-то неполноценен, а единичные попытки улучшить его не приносят нужного результата, план можно и нужно адаптировать.

Адаптация учебного плана, собственно, и есть применение гибкого подхода к обучению. Адаптировать план означает внести в него такие изменения, посредством которых он станет наиболее эффективным и позволит овладеть изучаемым материалом в полной мере.

Если, например, вы решили изучить тайм-менеджмент, скорее всего, при составлении плана вы могли не учесть, что эта технология организации и управления временем, помимо того, что состоит из специфических систем и обязывает к применению особых инструментов, включает в себя также такие процессы как целеполагание и планирование, и без их изучения овладеть тайм-менеджментом в полной мере никак не получится.

Выход один: адаптировать план – расширить его, включить дополнительные пункты и выделить время на изучение целеполагания и планирования. Так, у вас появятся новые источники информации, новые занятия, новые задания и новые этапы самопроверки, иначе говоря, ваш план будет адаптирован под специфику изучаемого предмета.

Но есть и ещё один нюанс адаптации плана. Заключается он не просто в гибком, а ещё и творческом подходе к обучению. Это значит, что если ещё на этапе составления плана вы не видели, так скажем, общей картины, то по мере занятий вы станете замечать, что для более полного и быстрого освоения материала вам могут потребоваться какие-либо инструменты, о которых вы прежде не задумывались.

К примеру, наиболее важную информацию можно изобразить в виде схемы на магнитно-маркерной доске, чтобы она всегда была перед вашими глазами. Если вы хотите удостовериться в чём-то на практике, то можете собрать дома друзей и провести собственный эксперимент. Не совсем понимая, как тот или иной принцип действует на деле, вы можете отправиться в школу, где учились, найти знакомого преподавателя и попросить его разъяснить непонятные моменты.

Если вам мешают заниматься ваши домашние, вы можете придумать для себя «официальный» урок – пойти в читальный зал библиотеки и провести отведённое на занятие время там, или же вообще организовать себе кабинет для занятий, обозначив пространство подвешенными одеялами или даже листами гипсокартона.

Творческий подход – это применение к процессу обучения нестандартного мышления и креативности: встав лицом к лицу с той или иной проблемой, «включайте мозг» и придумывайте, как её можно решить, если стандартные методы не годятся.

И в заключение урока стоит коснуться тех знаний, умений и навыков, т.е. компетенций, которые могут повысить эффективность самостоятельного обучения и усвоения материала.

Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения

Ниже мы представим небольшой список тех компетенций, которыми желательно овладеть перед тем (можно и в процессе), как приступать к самостоятельному обучению, а также укажем ссылки на те страницы нашего интеллектуального клуба, на которых вы можете найти всю необходимую информацию:

  1. Выполнять важные дела без промедлений – полезный навык, который поможет вам научиться выполнять задуманное, невзирая на сложность, в намеченные сроки. Рекомендуем вам узнать, что такое прокрастинация и познакомиться с эффективными способами борьбы с промедлением. Также вы можете изучить интересный материал на тему того, куда уходит наше время.
  2. Самодисциплина – способность человека управлять собой и своим поведением, выполнять важную работу безо всяких отговорок и следовать тому, что определил для себя как образ жизни. Советуем познакомиться с материалом по развитию самодисциплины.
  3. Самомотивация – умение самому влиять на себя таким образом, чтобы выполнять даже самые неприятные дела без внутреннего сопротивления, а также способность поддерживать в себе желание непрестанно добиваться целей. Можете почитать о нескольких полезных советах по самомотивации и уделить время изучению способов самомотивации (для тех, кто желает быстрее перейти к практике, предлагаем 10 практических способов самомотивации на каждый день).
  4. Полезные привычки – привычки, которые позволяют действовать максимально продуктивно. Для начала можете почитать о непродуктивных привычках и узнать о том, как избавиться от вредных привычек (можно воспользоваться некоторыми приёмами борьбы с плохими привычками), а затем перейти к развитию полезных привычек.
  5. Тайм-менеджмент – эффективная технология управления и использования времени, снискавшая популярность среди людей по всему миру. Этой технологии посвящён целый курс. Используйте время с максимальной пользой для себя – изучите его.
  6. Память – способность человека накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Чем лучше будет ваша память, тем больше вы сможете запомнить и применить в жизни. Выделите несколько дней на улучшение своей памяти.
  7. Логическое мышление – особый мыслительный процесс, во время которого человек оперирует логическими понятиями и конструкциями, и становится способным делать правильные выводы на основе получаемых данных. Для развития логического мышления вы можете пройти обучающий курс.
  8. Творческое мышление и креативность – способность человека к выполнению различного рода задач при помощи нестандартных способов, и умение находить необычные выходы из любых ситуаций. Для освоения таких навыков специально для вас составлен прекрасный обучающий материал на тему развития креативности.
  9. Скорочтение и устный счёт – ещё две наиполезнейших компетенции, помогающих человеку в жизни. Развив способность считать в уме, вы научитесь производить сложные математические операции без использования бумаги и ручки или калькулятора. А научившись быстро читать, вы сможете изучать и обрабатывать огромные массивы текстовых данных в рекордные сроки.
  10. Целеполагание и планирование – два навыка, уже не раз упомянутые нами в данном уроке. Названия говорят сами за себя: освоив мастерство ставить цели, вы сможете добиваться в жизни самых высоких результатов, чего бы это ни касалось. А умение планировать станет для вас прекрасным подспорьем, как в достижении целей, так и в любой другой деятельности.

Плюс к этому, вы можете воспользоваться и ещё несколькими рекомендациями по самостоятельному обучению.

Мы искренне надеемся на то, что информация, которую вы узнали из третьего урока, сослужит вам хорошую службу в вашем рвении самостоятельно обучаться новому и познавать тонкости любого знания.

В следующем уроке мы более подробно поговорим о том, что такое мотивация в обучении, как и какие нужно ставить цели, чтобы обучение было эффективным, а также затронем вопросы управления временем и расскажем о важности развивать усидчивость и быть открытым новой информации.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Далее побеседуем о самоорганизации.

2 Поиск информации4 Самоорганизация →

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти готовые конспекты
  • Как найти темы в инсте
  • Как найти коэффициент эластичности примеры
  • Как установить найти айпад
  • Как найти молярную массу эквивалента брома

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии