ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
Соревнования являются частью учебно—тренировочного процесса. В них спортсмены получают возможность проверить приобретенные на тренировках навыки технико—тактической подготовки, физические качества.
Прежде чем приступить к проведению соревнований, необходимо решить следующие организационные вопросы.
Назначить удобные сроки и определить цели и задачи предстоящих соревнований:
·
содержание положения о соревнованиях;
·
допуск участников соревнований;
·
способ проведения игр;
·
оценка результатов соревнований.
Утвердить состав организационного комитета, который должны возглавлять руководители совета физкультуры. Назначить главную судейскую коллегию, которая комплектует судейские бригады.
Назначить коменданта, в обязанности которого входят:
·
организация праздничного оформления мест соревнований;
·
проверка информационной техники;
·
подготовка спортивного инвентаря (мячей, свистков, часов, секундомеров, демонстрационного табло счета, трафаретов с названиями команд, указателей полученных персональных замечаний, флажков).
Изготовить и вывесить афиши, объявления, дать информацию
в стенгазету.
В ходе соревнований вывешивать таблицу результатов хода игр. По окончании соревнований:
·
согласно положению наградить команды—победительницы и лучших игроков;
·
оформить фотостенд;
·
опубликовать материалы о проведенных соревнованиях в стенной печати.
Успех школьных соревнований по баскетболу зависит от тщательной их подготовки. Прежде всего, составляется положение о соревнованиях, которое утверждает директор школы. Соревнования целесообразно проводить по возрастным группам отдельно для команд мальчиков и девочек 5-6, 7-8 и 9-11 классов. В зависимости от условий, сроков матчей, количества команд могут быть использованы, как и в других спортивных играх, две системы проведения соревнований: круговая и с выбыванием. Соревнования по баскетболу требуют значительного количества судей. В этой роли необходимо использовать старшеклассников, занимающихся в школьной секции баскетбола или на отделении баскетбола в ДЮСШ и прошедших специальный семинар. В обязанности судей входит умение вести протокол игры, вести отчет чистого времени, судить игру в поле, следить за правилами 30 сек. (К судейству в поле привлекаются наиболее подготовленные учащиеся). Для проведения соревнований назначаются главный судья, главный секретарь и судьи в поле. Главный судья осуществляет общее руководство проведением соревнований, назначает судей на игру, следит за соблюдением положения о соревнованиях и правил их проведения, проводит жеребьевку, составляет календарь и т.д. Главный секретарь является непосредственным помощником главного судьи. В круг его обязанностей входит правильное ведение документации соревнований (протокол игр, таблицы розыгрыша, работа секретарского аппарата, информация о ходе соревнований и т.д.). Судьи, обслуживающие соревнования, должны осуществлять судейство в поле (судьи в поле), ведение протокола игры, отсчет времени игры.
РОЛЬ И МЕСТО СОРЕВНОВАНИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Соревнования составляют основной раздел учебно—тренировочной и значительный раздел учебной работы. Становление спортивного мастерства невозможно без участия в соревнованиях. Только в соревновании реализуется главный мотив спортивной деятельности — достижение победы в спортивном состязании, что побуждает спортсмена к овладению новыми высотами мастерства.
Проводя соревнования, необходимо помнить, что они, как и урок, должны решать образовательные, воспитательные, оздоровительные и другие задачи.
Образовательное значение соревнований состоит в том, что ученики, получая постоянную практику участия в соревнованиях, придают усвоенным знаниям, умениям и навыкам прочность и надежность, приобретают новые умения. Кроме того, участвуя в подготовке и проведении соревнований, их судействе, наблюдая за играми других команд или отдельных участников, школьники
приобретают обширные теоретические знания.
Сложно переоценить воспитательное значение соревнований. Только в
условиях противоборства, на фоне высокой эмоциональной напряженности состязаний возникает необходимость в полной мобилизации всех духовных и
физических сил, проявлении волевых и нравственных качеств. Воспитываются
самостоятельность и дисциплина, сила воли в достижении
победы, товарищество, чувство ответственности перед коллективом и т.д.
Большое
оздоровительное значение имеют соревнования, проводимые на открытом воздухе.
Значение
соревнований исключительно велико. Привлекая многочисленных зрителей, соревнования служат мощным
средством пропаганды и популяризации спорта.
Они оказывают организующее воздействие на участников
и зрителей, привлекая последних к активным занятиям физической культурой и спортом. В этом заключено
чрезвычайно важное агитационно-пропагандистское
значение соревнований, обеспечивающее массовое
развитие спорта и превращение его в активное средство физического воспитания.
Анализ
хода и итогов соревнований помогают тренеру-преподавателю определить лучших, что необходимо для комплектования сборных команд, выявить степень физической, технической,
тактической и морально-волевой подготовки
участников и команд на данном этапе. Результаты соревнований служат средством подведения итогов учебно-тренировочной работы, позволяют определить состояние и направленность
учебно-тренировочного процесса,
внести соответствующие коррективы в дальнейшую
работу.
ВИДЫ СОРЕВНОВАНИЙ
Соревнования
по спортивным играм отличаются большим разнообразием. Все соревнования можно подразделять на две основные группы:
массовые и квалифицированных спортсменов.
К первой группе относятся соревнования начинающих, не преследующих цель
достижения высоких спортивных
результатов. К массовым соревнованиям относятся:
·
первенства
общеобразовательных школ и профучилищ;
·
первенства
производственных коллективов, средних и высших учебных заведений;
·
первенства
среди команд ЖЭКов, домов отдыха, санаториев;
·
детские
соревнования на различные призы;
·
первенства
района, города, области, республики среди команд низовых коллективов физкультуры;
·
соревнования
в рамках спартакиад, кубков и других массовых состязаний для спортсменов младших разрядов.
Для этих
соревнований характерны большое число участников, использование упрощенных
правил, широкая доступность для всех желающих и сжатые сроки проведения.
Соревнования
квалифицированных спортсменов представляют высший этап массовых соревнований. К ним допускается ограниченное количество наиболее подготовленных участников. Проводят их
по международным правилам. Обе
группы образуют единую систему соревнований, обеспечивая как решение задач массового развития
спортивных игр, так и рост спортивного
мастерства занимающихся.
В зависимости от поставленных
задач соревнования можно подразделить на основные (календарные) и
вспомогательные (товарищеские). Основные
виды соревнований — это календарные соревнования, которые предусматриваются единым календарным планом
спортивных мероприятий и проводятся согласно утвержденному положению. К
основным соревнованиям относятся:
·
первенства
или чемпионаты,
где выявляются сильнейшие команды сезона. Победителям присваиваются звания чемпиона, а участникам
соответствующие разряды:
·
кубковые, получившие свое название по характеру
разыгрываемого приза. К участию в них
допускается значительно большее количество команд,
но вводится жесткий регламент — после поражения команды выбывают из соревнований. Таким образом, производится
последовательный отбор лучших команд;
·
классификационные, позволяющие оценить уровень спортивной
подготовленности и
выполнить требования Единой всесоюзной спортивной классификации;
·
отборочные — они проводятся с целью выявления сильнейших команд для участия в следующем этапе соревнований.
Вспомогательные
соревнования помогают лучше подготовиться к основным. К ним относятся:
·
турниры,
матчевые встречи, контрольные игр, могут быть плановыми и служат средством подготовки к календарным
играм. Эти игры носят товарищеский характер, в
них проверяются и опробуются различные
варианты тактики, новые игровые связки, уточняется уровень подготовленности
отдельных игроков и всей команды;
·
уравнительные — они организуются для участников с различным уровнем
подготовленности. Чтобы уравнять силы, организаторы заранее определяют
количество очков или голов форы, которые еще до начала игры даются более слабой
команде. Эти условия могут объявляться как заранее, так и после окончания игры;
·
показательные встречи служат популяризации
спортивных игр;
·
сокращенные соревнования (блицтурниры) проводятся в течение одного дня по измененным
правилам (с сокращенным временем игры, уменьшенным количеством набираемых
очков). Соревнования проходят динамично и отличаются большой напряженностью. Их
планируют обычно на праздничные дни и на дни открытия и закрытия спортивного
сезона. Программа сокращенных соревнований может включать в себя не только
проведение игр, но и соревнования по технической или физической подготовке
игроков.
ПОЛОЖЕНИЕ О
СОРЕВНОВАНИИ
Все официальные соревнования
проводятся в соответствии с утвержденным календарем и на основании специально
разработанного Положения о соревновании, утвержденного организацией, проводящей
соревнования. Положение о соревновании является документом большой юридической
силы, в котором четко излагаются основные организационные и технические
условия. Положение определяет содержание учебно-тренировочной работы, так как
организационно-методическая подготовка команд проводится с учетом особенностей
предстоящих соревнований. Положение должно утверждаться и рассылаться заранее,
чтобы участвующие организации имели достаточно времени для подготовки. В период
проведения соревнований никакие отступления от утвержденного положения
недопустимы, в противном случае это лишь подорвет авторитет организации,
проводящей соревнование, и вызовет ненужные конфликты. В положении о
соревновании должны быть отражены следующие вопросы:
1.
Цели и задачи
соревнования.
2.
Руководство
соревнованием.
Здесь указывается, кто проводит соревнования (федерация, оргкомитет, спортивный клуб, совет физкультуры школы и т.д.) и кто осуществляет судейство.
3. Место и сроки
проведения.
Местом проведения может быть
одна площадка (зал школы) или несколько. Чаще игры проводятся на площадках,
предоставляемых хозяином поля, который определяется жеребьевкой.
Расписание игр составляется
главным судьей соревнований.
4. Участники
соревнований.
Здесь указывается количество и
наименование команд, допускаемых к соревнованиям, максимальное количество
участников, вносимых в заявку, возрастной ценз участников, принадлежность к спортивному
обществу и т.д.
5. Система розыгрыша и
способы определения победителей.
При круговой системе надо
указать, в один или два круга проводятся соревнования. Необходимо оговорить
количество очков, начисляемых за победу, ничью, поражение, неявку.
Очень важно предусмотреть
порядок определения мест при равном количестве очков у двух или нескольких
команд. Здесь могут приниматься во внимание следующие показатели: количество
побед, результаты личной встречи, общая разница забитых и пропущенных мячей,
жребий.
6. Особые условия соревнования.
При проведении соревнований
среди новичков и спортсменов младших возрастных групп в правилах допускается
ряд упрощений (в отличие от международных). Например: можно разрешить большее количество
замен, разрешить игру смешанными составами, изменить продолжительность игры и
т.д. Таким образом, в данный раздел необходимо внести все изменения от
общепринятых правил.
7. Форма и сроки подачи
заявок и перезаявок, место и время проведения жеребьевки, работы судейской
комиссии по утверждению результатов игр и рассмотрению протестов и
дисциплинарных вопросов.
Для участия в открытых или
вновь организуемых соревнованиях необходимо подать предварительную заявку. В ее
содержание входят следующие сведения:
·
наименование и адрес
участвующей организации;
·
количество выставляемых команд
и их спортивный уровень;
·
спортивная форма коллектива;
·
фамилия представителя.
Заявка подписывается классным
руководителем.
Когда по предварительной
заявке состоится решение о включении коллектива в число участников
соревнования, необходимо представить заявочный список на участников с
обязательным заполнением специальных личных карточек.
Форма заявочного списка на участников должна быть представлена в данном разделе Положения и включать в себя следующие графы:
·
фамилия, имя, отчество (полностью);
·
дата рождения;
·
домашний адрес;
·
принадлежность к коллективу физкультуры;
·
медосмотр (где ставится дата осмотра, подпись и печать).
Заявка подписывается классным руководителем, врачом и скрепляется печатями. Необходимо помнить, что срок действия медосмотра составляет один месяц.
8. Порядок награждения победителей.
Здесь можно оговорить условия участия в следующем таком же соревновании команды или команд, занявших последние места.
На основании Положения в коллективах составляется смета расходов по подготовке к участию в соревнованиях.
Кроме того, организатор соревнований составляет смету расходов на проведение соревнований. В ней необходимо предусмотреть арендную плату за пользование спортивными сооружениями, оплату судейства и труда обслуживающего персонала (технического, медицинского), расходы по художественному оформлению помещений.
ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ РОЗЫГРЫША
В зависимости от цели соревнований, конкретных условий их проведения (количества участников, времени, отведенного на соревнования, наличия спортивных залов и площадок) избирается наиболее подходящий способ или система розыгрыша. В настоящее время в спортивных
играх используются два основных способа: круговая система с чередованием полей и система розыгрыша с выбыванием (после одного или двух поражений). В отдельных случаях применяется сочетание обеих систем, получившее наименование «Смешанная система розыгрыша». Каждая из
систем имеет свои преимущества и недостатки.
КРУГОВАЯ СИСТЕМА
Этот способ организации соревнований считается самым полноценным, поскольку отличается наибольшей объективностью. Соревнования здесь проводятся по принципу «каждый встречается с каждым«. Если соревнования проводятся в 2 круга, то команды встречаются между собой по два раза на своем и на чужом поле. Это исключает какие—либо случайности, позволяет определить силу каждого участника, места участников с первого по последнее. Места команд определяются по количеству очков, начисляемых за победу, ничью согласно Положению о соревновании.
К недостаткам этой системы относят необходимость проведения большого количества игр, а значит, и большего времени для проведения соревнований.
Для проведения соревнований необходимо уметь составить расписание или календарь игр. Есть несколько способов составления расписания, но наиболее простым и универсальным является способ «змейка» для четного и нечетного количества участников с чередованием полей. Когда игры проводятся на полях участников, то возникает необходимость чередовать очередность игр на своем и чужом полях для того, чтобы команды соревновались в равных условиях. Кроме того, даже если все команды играют на одной площадке, то в каждой встрече есть хозяин поля и гость. Хозяином поля считается команда, указанная в расписании первой. Хозяева поля обязаны: обеспечить встречу медицинским обслуживанием, инвентарем (мячами, шайбами); уступить гостям право выбора цвета формы; поддерживать порядок на стадионе.
При четном количестве команд (например; при восьми) в один игровой день или тур будут встречаться 4 пары соперников, в других турах может быть тоже только по 4 пары, но соперниками в каждом туре становятся разные команды. Для того чтобы сыграть со всеми соперниками по одному разу, каждая команда проводит по 7 игр, значит, надо провести 7 туров (игровых дней). Поэтому при четном количестве команд число туров на единицу меньше, чем число команд.
При нечетном количестве команд (например, при семи) в каждый игровой день могут встречаться только 3 пары, а одна команда всегда останется без соперника и будет выходной от игр. Несмотря на то что у каждой команды 6 соперников, игровых дней или туров будет 7, так как каждая команда имеет по дню отдыха. Таким образом, при нечетном количестве команд число игровых дней или туров равно количеству участвующих команд.
СОСТАВЛЕНИЕ РАСПИСАНИЯ (КАЛЕНДАРЯ) ИГР
С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ПОЛЕЙ ДЛЯ НЕЧЕТНОГО
КОЛИЧЕСТВА КОМАНД
Разберем данный вопрос на примере 7 команд. Сначала определим количество игровых дней. Для данного числа команд оно будет равно семи. Начертим 7 вертикальных линий, каждая из которых символизирует игровой день (рис. 1).
Затем под первым днем ставится цифра «1», а остальные цифры в порядке возрастания от единицы до семи записываются справа от линии в виде «змейки«. Причем у каждой черты пишется только три цифры, так как при семи командах могут быть только 3 пары, а каждая четвертая цифра, указывающая команду, свободную от игр (у нее просто нет соперника, так как количество команд нечетное), пишется поочередно или под чертой или над чертой (рис. 2).
1 день 2 день
3 день 4 день 5 день 6 день 7 день
Рис. 1
1 день 2 день 3 день 4 день 5
день 6 день 7 день
5 6
7
4 6 5 7
6 1 7
3 7 4 1
5 2 6
2 1 3
2
4 3 5
1 2
3
4
Рис. 2
При правильной записи в каждый нечетный день появляются цифры под чертой (1, 2, 3, 4), а в каждый четный день — над чертой (5,6,7)
Замкнув первый игровой день от «1» против часовой стрелки до «7» по кругу, получим окончательный календарь игр (рис. 3).
1 день 2 день 3 день 4 день
5 день 6 день 7 день
5
6 7
5 4
6 5 7 6
1 7
6 3
7 4 1 5
2 6
7 2
1 3 2 4
3 5
1 2
3 4
Рис. 3
Имея данную запись цифр, составляют расписание игр, обозначают команды «хозяев поля«, а ближайшие от них цифры слева указывают команды «гостей«. Цифры, расположенные над и под чертой, обозначают команды, свободные от игр. Следуя этим правилам (рис.3), получаем расписание (календарь) игр (рис. 4).
1 день 2 день 3 день 4 день 5
день 6 день 7 день
4-5
6-4 5-6 7-5 6-7 1-6
7-1
3-6 7-3
4-7 1-4 5-1 2-5 6-2
2-7
1-2 3-1 2-3 4-2 3-4
5-3
1-0
0-5 2-0 0-6 3-0 0-7
4-0
Рис. 4
Имея календарь игр, можно проводить жеребьевку. Представители всех семи команд в результате жеребьевки получают один из номеров, и в расписании под соответствующими номерами появляются названия команд. Команда, указанная в расписании первой, является хозяином поля. Если соревнования проводятся традиционно с одинаковым количеством и составом участников, то по результатам предыдущего первенства чемпион получает первый номер, команда, занявшая второе место — второй и т.д. Запись 1-0 и любая другая запись с «О» говорит о том, что команда «1» свободна от игр.
Здесь приведено расписание игр в один круг. При игре в два круга расписание игр будет такое же, только «хозяева поля» становятся гостями, а гости «хозяевами поля«. Таким образом, при двухкруговой системе команда встречается с каждым соперником один раз на своем и один раз на чужом поле.
Для того чтобы проиллюстрировать ход рассуждения, мы использовали три рисунка (рис. I, 2, 3). В практической работе, используя необходимую последовательность рассуждения, сразу выполняют календарь игр (рис. 3), на основе которого составляется расписание игр.
СОСТАВЛЕНИЕ РАСПИСАНИЯ (КАЛЕНДАРЯ) ИГР С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
ПОЛЕЙ ДЛЯ ЧЕТНОГО КОЛИЧЕСТВА КОМАНД
При составлении календарей игр для четного количества команд надо составить сначала календарь для ближайшего меньшего нечетного количества команд (рис.3), а затем к командам, свободным от игр, в пару ставится команда с наибольшим номером. Возьмем для примера 6 команд. Согласно правилу, составим календарь для 5 команд (рис. 5).
1 день |
2 день |
3 день |
4 день |
5 день |
|||||
|
4 |
|
5 |
||||||
4 |
3 |
5 |
4 |
1 |
5 |
||||
5 |
2 |
|
3 |
|
4 |
||||
1
2 3
Рис. 5
Затем в свободное место над или под чертой поставим команду с наибольшим номером (для данного примера «6»). Выходных у команд в этом случае не будет (рис. 6).
1 день |
2 день |
3 день |
4 день |
5 день |
||||||||||
4 |
5 |
|||||||||||||
4 |
3 |
5 |
4 |
1 |
5 |
|||||||||
5 |
2 |
1 |
3 |
2 |
4 |
|||||||||
1 |
6 |
2 |
6 |
3 |
||||||||||
Рис. 6
«Хозяевами поля» в каждый игровой день будут номера, находящиеся справа и снизу от черты, а «гостями» — слева и сверху от черты. Расписание игр для шести команд представлено на рис. 7.
1день |
2 день |
3 день |
4 день |
5 день |
3-4 |
5-3 |
4-5 |
1-4 |
5-1 |
2-5 |
1-2 |
3-1 |
2-3 |
4-2 |
1-6 |
6-4 |
2-6 |
6-5 |
3-6 |
Рис. 7
Количество игр, которое нужно провести по круговой системе, определяется по формуле: Х = ,
где Х — количество встреч; n — количество участников.
Кроме того, количество игр просто определить, зная число игровых дней и количество игр в каждом игровом дне.
Результаты сыгранных встреч заносят в специальную таблицу (табл. 1). В ней фиксируют результаты игр, общее количество забитых и пропущенных мячей, количество набранных очков, место, занятое участниками соревнования.
Таблица 1
Результаты розыгрыша по футболу на первенство района среди старших
классов
№ п/п |
Команды |
1 |
2 |
3 |
4 |
Разница мячей |
Очки |
Место |
1. |
332 школа |
|
|
|
|
116:61 |
6 |
I |
2. |
22 школа |
|
|
|
|
104:96 |
4 |
II |
3. |
26 школа |
|
|
|
|
92:83 |
2 |
III |
4. |
348 школа |
|
|
|
|
70:142 |
0 |
IV |
Необходимо помнить, что результат каждой игры записывается в две клетки таблицы. Числитель указывает результат игры, знаменатель — количество очков, начисляемое за данный результат.
Соревнования на первенство города или района среди школ или других коллективов могут проводиться среди разных возрастных групп. Каждая школа выставляет, например, команды старших и средних мальчиков и девочек. При этом подводятся итоги по каждой команде отдельно, а место школы в соревнованиях может определяться по суммарному количеству очков, набранных всеми четырьмя командами. Такая система зачета носит название клубного зачета.
СИСТЕМА С
ВЫБЫВАНИЕМ (ОЛИМПИЙСКАЯ)
Система
соревнований с выбыванием применяется, как правило, при большом количестве
участвующих команд, когда соревнования надо провести в короткий срок.
Проигравшая команда выбывает из соревнования. Общее количество игр определяется
по формуле:
X = n (n – 1),
где X — количество встреч; n — количество участников.
К недостаткам
данной системы относится то, что команды не имеют возможности встретиться с
каждым соперником, а значит, и определение победителя носит менее объективный
характер. По данной системе определяются, как правило, только призовые места.
При
определении порядка игр по этой системе, прежде всего, необходимо составить
сетку на заявленное количество участвующих команд, а затем провести жеребьевку.
Команда записывается в составленную сетку соответственно вытянутому номеру.
Таким образом, встречающиеся пары определяются жребием.
Если число команд равно числу 2ⁿ (2, 4, 8, 16, 32, 64, 128), то сетка составляется очень просто. Все команды соединяются парами и начинают розыгрыш одновременно с первого тура (рис. 8).
1 день 2 день 3
день Победитель
332 шк.
332 шк.
28 шк. 32:11 525 шк.
21 шк. 53:29
525 шк.
525 шк. 43:20
525 шк.
109
шк.
43:22
511 шк.
511 шк. 51:30 511 шк.
7 шк. 61:40
538 шк.
538 шк. 53:31
Рис. 8 Сетка для восьми команд
После жеребьевки на сетке указываются команды. Результаты проведенных игр также указываются на сетке. Из рисунка 8 видно, что победителем первой пары стала команда 332 школы, которая, победив команду 28 школы со счетом 32:11, вышла в 1/2 финала. Победитель финала занимает первое место, а проигравший — второе, для определения третьего места можно провести дополнительную игру среди команд, проигравших в 1/2 финала.
Если число участвующих команд не равно 2ⁿ, то сетка должна быть такой, чтобы ко второму круге осталось количество команд, равное 2ⁿ. Следовательно, часть команд приступят к играм с первого игрового дня (тура) и только победители встреч попадут во второй тур, а часть команд без предварительных игр сразу начинают играть со второго тура. Вступающие в игры со второго тура распределяются поровну сверху и снизу «сетки«. Задача первого тура — отсеять «лишние» команды, чтобы со второго тура оставалось 2ⁿ команд. Например: в соревнованиях участвуют 10 команд. Число 10 не является степенью числа 2. Сравниваем число 10 с ближайшим меньшим значением 2ⁿ = 8 и видим, что имеем две «лишние» команды. Поэтому в первом туре должны играть четыре команды, которые выявят двух победителей и двух побежденных. Таким образом, в первом туре мы отсеяли две «лишние» команды (рис. 9). Эти команды выбираются из середины сетки. Затем к двум победителям первого дня добавляем команды, которые не играли в первый день, а сразу начинают соревнования со второго дня. Таких команд будет 6, так как всего команд 10, а в первом туре играли 4. При этом существует правило, что не играет в первый день одинаковое количество команд из верхней и нижней половины сетки. Поэтому в нашем примере добавляем сверху и снизу по 3 команды. Таким образом, во второй день участвует количество команд 2ⁿ = 8 (рис. 10).
1 |
2 |
||||||||||||||||
|
Рис. |
Сетка для 10 команд представлена на рис.11. Для определения
количества команд, играющих в первый день, можно применить формулу: X = (n — 2ⁿ) ·2, где X — количество команд, играющих в первый день; 2ⁿ — ближайшее меньшее
к общему числу участников.
2 день
1 3
день
2
4 день
1 день 3
4
5
6
7
8
9
10
Рис. 11 Сетка для десяти команд
Например, при
11 участниках в первый день будут соревноваться 6 команд (n = 11; 2ⁿ = 8; (11-8)·2 =
6), Тогда со второго дня вступят в борьбу остальные 5 участников. Согласно
правилу, при нечетном числе из нижней части сетки играет на одну команду больше
(рис. 12).
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Рис. 12 Сетка для одиннадцати команд
Начинают соревнования
участники, которые в результате жеребьевки получили номера 3-8, а во второй
день к их победителям добавляются с верхней части сетки номера 1-2, а с нижней
— 9-11. Построение сетки необходимо начинать из середины. Согласно Положению о
соревновании хозяином поля в каждой паре считается команда с меньшим номером.
Начиная с полуфинала, хозяин поля определяется жеребьевкой.
Система
розыгрыша с выбыванием обладает существенным недостатком — большой степенью
случайности в определении победителя. Сильнейшие команды, встречаясь между
собой в предварительной части соревнования, могут потерять право на дальнейшее
участие, а в финале встретятся заведомо слабые команды. Чтобы устранить этот
недостаток, используют рассеивание сильнейших по результатам предшествующих
соревнований. Например, при 11 участниках представителю одной из сильнейших
команд при жеребьевке предоставляется право вытащить номер с первого по шестой,
а представителю другой сильнейшей команды номер с седьмого по одиннадцатый.
Таким образом, две сильнейшие команды в результате жеребьевки оказываются в
разных частях сетки и до финала не встретятся между собой.
Одной из разновидностей
системы розыгрыша с выбыванием является система с выбыванием после двух
поражений, которая чаще применяется в настольном теннисе (рис. 13).
1 1
2 1
3 3
4 1
5 5
6
5 5 1
7 7
8 3
3 2
7
2
2
4 2 2
6
8 6
Рис. 13 Система с выбыванием после двух поражений
Число команд,
вступающих в соревнование со второго круга, расстановка их в верхней и нижней
половинах сетки, а также число команд, играющих в первом круге, приведены в
таблице 2.
ОСОБЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ В ШКОЛЕ
При всей
значимости урока как основы физического воспитания в школе исключительная роль
в приобщении учащихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями
принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой
работе.
Внеклассная спортивно—массовая работа в школе не может стать полнокровной, если не будет сопровождаться рациональной системой спортивных соревнований в каждом классе, в каждой школе. При этом организации и проведению соревнований по баскетболу отводится особое место ввиду их большой популярности, эмоциональности и доступности.
При организации и проведении соревнований в школе по баскетболу следует придерживаться ряда нормативных положений Министерства образования РСФСР.
1.
Спортивные соревнования среди школьников должны решать ряд
важнейших задач: привлечение учащихся к систематическим занятиям
физкультурой и спортом, способствование развитию массовости и доступности ее среди школьников; содействие укреплению здоровья и повышению уровня их физической подготовленности.
2.
Соревнования по баскетболу в школах проводятся в классах и
между классами, в группах и между группами продленного дня.
3.
Центром организации соревнований в школе должен быть класс,
группа, отряд.
4.
Все соревнования в школе проводятся в соответствии с календарным планом, утвержденным директором школы.
5.
Следует учесть, что участию в соревнованиях должна предшествовать соответствующая предварительная подготовка, а также медицинский осмотр,
6.
Соревнования должны проводиться организованно, в торжественной обстановке, с максимальным охватом учащихся, при участии в их
организации педагогического коллектива и общественных организаций.
К проведению соревнований следует широко привлекать судей из числа
подготовленных школьников. Календарь спортивных мероприятий на учебный год утверждается до 15 ноября текущего года.
7.
Следует отметить, что организует все внутришкольные соревнования, согласно положению, а также проводит соответствующую подготовку учащихся к соревнованиям учитель физической культуры.
8.
Основным организационно—педагогическим принципом проведения
соревнований среди учащихся общеобразовательной школы является дифференцированный подход к школьникам разного возраста, пола, физической подготовленности, состояния здоровья.
9.
При проведении соревнований по баскетболу большое значение
имеет соблюдение правил безопасности (подготовка спортивных площадок, инвентаря, оборудования и др.), обязательное присутствие медицинского персонала.
Для проведения соревнований по баскетболу необходимо использовать все приемлемые формы работы: удлиненные перемены, спортивный час, дни здоровья и спорта и т.д.
Основным документом, определяющим характер соревнования, порядок проведения, цели и задачи, условия зачета, является «Положение о соревнованиях«, которое составляется организацией, проводящей соревнование.
ПЛАНИРОВАНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ В ШКОЛЕ
Перед каждым учителем, составляющим календарь школьных соревнований, возникает много вопросов. Что должно лежать в основе спортивного календаря? Какими принципами руководствуются при его составлении? Какие задачи должны решать эти соревнования?
Чтобы ответить на эти вопросы, следует остановиться на самом главном — новых требованиях и подходах, вытекающих из комплексной программы по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ. Основное направление программы — использование всех форм физического воспитания, направленных на развитие подлинной массовости школьной физической культуры и спорта, приобщение каждого учащегося к регулярным занятиям физическими упражнениями. Главная задача, стоящая перед школой сегодня, — превратить физическую культуру в постоянный фактор жизни каждого коллектива.
Исходя из этих соображений и следует организовывать спортивно—массовую работу в школе, в том числе и соревнования по баскетболу. Кроме того, календарь соревнований следует составлять так, чтобы он способствовал повышению общей организованности школьной жизни, был простым, понятным и доступным любому школьнику. Желательно, чтобы календарь таких соревнований стал традиционным.
Целесообразно календарь соревнований составлять по четвертям учебного года, не упуская возможности проведения различных мероприятий в каникулярное время. Традиционно соревнования по спортивным играм планируются следующим образом:
I четверть — первенство школы по баскетболу для 4-5 и 6-8 классов; первенство школы по волейболу для 9-10 классов;
II четверть — товарищеские встречи по спортивным играм с командами других школ;
III четверть — первенство школы по хоккею;
IV четверть — первенство школы по футболу.
Это только примерная схема, в нее можно ввести целый ряд интересных массовых соревнований для учащихся разных классов по мини—футболу, мини—баскетболу, городкам, настольному теннису, бадминтону.
При разработке календарного плана соревнований следует внимательно отнестись к определению количества соревнований в течение года. Выбор видов игр, их количество и продолжительность зависят от возраста, индивидуальных особенностей учащихся, а также возможностей спортивной базы и традиций школьного коллектива.
ДОКУМЕНТАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ
По окончании каждого соревнования совет коллектива физкультуры сдает отчет главной судейской коллегии, в котором должны содержаться следующие документы:
·
афиша с данными о соревнованиях, сроках и месте их проведения, с перечнем участвующих команд;
·
таблица результатов соревнований по каждой команде, ее движение по турам, количество забитых и пропущенных мячей, общее количество набранных очков и место, занятое командой;
·
протоколы игр — главный документ, где отражены ход борьбы и результаты каждой встречи;
·
заявки от команд с допуском врача на каждого участника в отдельности;
·
календарь игр, где изложены порядок встречи команд и время игр;
·
справка на участников соревнований, где указано количество побед и квалификация побежденных команд.
Положительным моментом в проведении соревнований является определение 10 самых результативных игроков, выявление лучшего центрового, нападающего, защитника. Это создает стимул для повышения спортивного мастерства и качества игры.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ
Баскетбол — игра между двумя командами по 5 человек в каждой. Цель противоборствующих команд, с одной стороны, забросить как можно больше мячей в корзину соперника, с другой — создавать препятствие в аналогичных действиях команде соперника, соблюдая при этом правила игры.
Контроль мяча осуществляется только руками, разрешается его передавать, бросать, отбивать, катить или вести в любом направлении.
Соревнования проводятся среди групп команд, отличающихся полом и возрастом: 11-12, 13-14, 15-16, 17-18, 19 лет и старше. В исключительных случаях наиболее одаренные спортсмены могут выступать в команде старшей возрастной группы, имея персональный допуск врача.
Команда состоит из 10 игроков, тренера. В соревнованиях туровой системы (больше 5 игр подряд) на игры заявляется 12 игроков; в процессе матча количество замен не ограничено.
Игроки должны иметь два комплекта формы различного цвета с личными номерами (от 4 до 15) из материала, отличающегося по цвету от майки. Толщина цифры 2
см, высота на груди 10
см, а на спине 20 см.
Замена игрока осуществляется у судейского стола, когда игровые часы остановлены и команда владеет мячом. Если заменяется игрок команды, владеющей мячом, то в это же время разрешается замена и в другой команде.
Не разрешается менять игроков, участвующих в спорных бросках или пробивающих штрафные броски. Во втором случае возможна замена после успешного выполнения последнего броска.
Наказания при нарушении правил. При одновременном пребывании на площадке больше 5 игроков назначают техническое замечание виновному игроку. Замена более 20 сек. лишает команду одного минутного перерыва.
Тренер руководит командой во время игры. Он решает, кто из игроков начинает игру, заменяет их в процессе игры, берет минутные перерывы. Тренер имеет право общаться с игроками во время перерывов между таймами и во время минутного перерыва.
Капитан команды — единственный из игроков, кто может обращаться к судьям по любым вопросам. Если капитан покидает площадку, он назначает вместо себя любого игрока в поле, о чем предупреждает старшего судью. Капитан помогает тренеру вести игру, судье — поддерживать дисциплину игроков на площадке.
Игра состоит из 4 периодов по 10 минут игрового времени каждый. Между первым и вторым, третьим и четвертым периодами игры и перед
каждым дополнительным периодом перерыв составляет 2 минуты. Продолжительность
перерыва между половинами игры – 15 минут.
При ничейном счете к концу игры назначается дополнительный период продолжительностью 5 минут или на столько периодов по 5 минут, сколько необходимо, чтобы нарушить равновесие в счете. Перерыв между вторым и очередными дополнительными таймами длится 2 мин. Атака продолжается в те же корзины, что и в третьем и четвертом
периодах.
Начальный бросок производится в центре площадки в начале каждой половины и дополнительного времени игры.
Два любых игрока противоборствующих команд становятся в центральный круг, каждый из которых располагается ближе к щиту, обороняемому его командой. Одну ногу игрок ставит в непосредственной близости от средней линии. После того как судья подбросит мяч вверх и когда мяч достигает верхней точки в полете, оба игрока выпрыгивают и стремятся отбросить мяч своему партнеру.
Спорящие игроки могут касаться мяча в воздухе не более 2 раз. Следующее прикосновение к мячу допустимо после касания к нему одного из игроков за пределами круга или после отскока от пола, щита, корзины.
Остальные восемь игроков не могут входить в круг до касания мяча спорящими игроками; не могут стоять рядом с кругом два игрока одной команды, если соперник желает стать между ними.
Спорный бросок назначается, когда два или более игроков противоборствующих команд одной или двумя руками прочно удерживают мяч и ни один не может овладеть им, не применив грубости; когда один из игроков, лежа на площадке, владеет мячом и есть опасность, что соперник, стремясь овладеть мячом, может причинить ему травму; когда мяч ушел за пределы площадки после одновременного касания игроков различных команд или у судей разошлись мнения, от кого ушел мяч; когда мяч после броска в корзину остается неподвижно лежать на кольце или пролетел через корзину снизу вверх.
Спорный
бросок — поочередное владение. Правило
поочередного владения – это способ ввести в игру вбрасыванием вместо розыгрыша
спорный бросок.
Во всех
ситуациях спорных бросков, кроме начала каждой половины и любого
дополнительного периода, команды поочередно получают мяч для вбрасывания из-за
пределов площадки с места, ближайшего к тому, где происходит следующая ситуация
спорного броска.
Команда,
которая не получает контроль над мячом во время розыгрыша спорного броска перед
началом каждой половины или дополнительного периода, будет начинать процесс
поочередного владения, получая мяч для вбрасывания из-за пределов площадки с
места, ближайшего к тому, где происходит следующая ситуация спорного броска.
Процедура
поочередного владения начинается, когда судья передает мяч в распоряжение
игрока для вбрасывания, и заканчивается, когда вброшенного мяча правильно
касается игрок на площадке или когда команда, выполняющая вбрасывание,
совершает нарушение.
Команда,
которой предоставляется мяч для вбрасывания в результате поочередного владения,
должна быть обозначена стрелкой поочередного владения. Направление стрелки
изменяется немедленно, как только заканчивается вбрасывание в результате
поочередного владения.
Возможность
выполнить вбрасывание в результате поочередного владения теряется, если
команда, выполняющая вбрасывание, совершает нарушение при вбрасывании.
Ходьба и бег с мячом. Получив мяч, игрок может передвигаться в любом направлении, соблюдая следующие правила: стоя на месте, можно сделать поворот или перейти на ведение, используя в качестве опорной любую ногу; находясь в движении или после ведения, можно выполнить два шага для остановки, передачи мяча или броска в корзину. Выполнив два шага или остановку в прыжке на две ноги одновременно, можно выпрыгнуть, оторвав осевую ногу от площадки, перейти на третий шаг, но мяч следует выпустить из рук до того, как одна или обе ноги снова коснутся площадки.
Поворот игрока лимитируется правилами только во время контроля мяча. Разрешается поворачиваться с вышагиванием одной ногой в различных направлениях. В то же время другая нога (опорная или осевая, которая первой коснулась площадки в момент ловли мяча в движении или после прыжка) не отрывается от площадки. Подтягивание, смещение ее расценивается как нарушение правил.
Ведение мяча выполняется одной и другой руками. Игрок может ударять мяч о площадку, катить, тем самым придавать ему движение. При ведении мяча игрок непременно должен касаться площадки, исключая одно ведение в воздухе. В начале ведения из положения стоя на месте игрок сначала выпускает мяч из рук, а затем отрывает от площадки сзади стоящую (осевую) ногу. Ведение заканчивается в тот момент, когда игрок касается мяча
одновременно двумя руками или допускает задержку мяча в одной или обеих руках.
Игра в зонах. Игра в зоне штрафного броска запрещает игрокам нападения оставаться под щитом соперника более 3 секунд. Линии, ограничивающие зону, входят в ее размеры. Касание ногой линии или ведение мяча в зоне с последующей передачей сопернику считается ошибкой.
Нарушения правил не будет, если на получение мяча в зоне было затрачено менее 3 секунд, а затем выполнено ведение и бросок в корзину; если после броска в корзину нападающий овладел мячом и многократно пытается поразить корзину.
Нарушение вышеизложенных правил лишает команду права владения мячом, и соперник вводит его из—за боковой линии.
Команда, овладевшая мячом на своей половине площадки, должна в течение 8 секунд перевести его в зону соперника и до конца атаки не возвращать мяч в тыловую зону.
Мяч считается перешедшим из передовой в тыловую зону, когда от рук нападающего пересекает центральную линию и его ловит игрок этой же команды на своей половине площадки. Нарушение зоны будет и в том случае, если последний, отталкиваясь из тыловой зоны или с центральной линии, поймает мяч в воздухе и приземлится в зоне атаки.
Ошибкой не считается, если игрок овладел мячом непосредственно после розыгрыша спорного мяча в центральном круге и первую передачу выполнит в тыловую зону или в ситуации, когда мяч возвращается в тыловую зону после касания соперника.
Каждый раз,
когда игрок устанавливает контроль над живым мячом на площадке, бросок по
корзине должен быть выполнен его командой в течение двадцати четырех (24) секунд.
Отсутствие
броска по корзине при командном контроле мяча в течение 24 секунд фиксируется
звуковым сигналом устройства «двадцати четырех секунд».
Чтобы считать
бросок по корзине выполненным, должны соблюдаться следующие условия:
— мяч должен
покинуть руку (руки) игрока при броске по корзине прежде, чем прозвучит сигнал
устройства «24 секунд»;
— после того,
как мяч покинул руку игрока при броске по корзине, мяч должен коснуться кольца.
Если бросок
по корзине произведен к окончанию 24-секундного периода и сигнал звучит в тот
момент, когда мяч находится в воздухе после того, как покинул руку (руки)
игрока при броске по корзине или мяч входит в козину, попадание должно
засчитываться;
— если мяч
касается кольца, но не входит в корзину, мяч должен оставаться «живым».
Никакого нарушения не происходит, и игра должна продолжаться без остановки.
Вбрасывание мяча в игру из—за пределов площадки выполняет любой игрок команды. При попадании мяча в корзину его вводят в игру из—за лицевой линии, в остальных случаях — из—за боковой линии в месте, ближайшем к выходу мяча за пределы площадки или при нарушении правил.
В момент вбрасывания мяча игрок не имеет права касаться ногой линии площадки, а его партнеры, получая мяч, не имеют права переносить за пределы площадки ни одну из частей тела.
В зоне атаки и после непробиваемого персонального замечания мяч вводится в игру после получения его от судьи.
Бросок мяча в корзину определяется, по мнению судьи, если игрок, владеющий мячом, стремится или бросает мяч в корзину. Бросок начинается с первого движения рук в сторону корзины и заканчивается после восстановления равновесия. Прикосновение защитника к нападающему в момент броска наказывается персональным замечанием.
Назначение персональных замечаний — фолов. Слово «фол» пришло в лексикон баскетболистов из английского языка — foul (faul) — грязный, plау foul — нечестная игра, столкновение.
Персональный фол назначается за игру как в защите, так и в нападении. В первом случае наказывается за подталкивания соперника, задержки, удары, помехи перемещениям; во втором — за «наваливание» на защитника, столкновения, возникающие в результате продвижения вперед после броска или ведения, неправильную постановку заслона.
Фолы разделяются на 5 групп: умышленные, многократные, дисквалифицирующие, технические, обоюдные.
1.
Умышленный — ошибка, совершенная игроком, который преднамеренно вызвал столкновение с соперником. Это распространяется и на фолы, совершенные по отношение к игрокам, которые не контролируют мяч.
2.
Многократный — ошибка, совершенная одновременно двумя или
более игроками одной команды по отношению к сопернику.
3.
Дисквалифицирующий — назначается за неспортивное поведение или действие игрока.
4.
Технический фол — назначается основным и запасным игрокам, тренерам за нетактичное поведение во время игры; непочтительное отношение к судьям; брань и оскорбительные жесты в адрес любого игрока и судей; умышленную задержку времени игры; отказ игрока поднять вверх руку после назначения фола; смену игрового номера без предупреждения судей; выход на площадку без разрешения судей в процессе игры; зависание на корзине после забитого мяча.
5.
Обоюдный фол — ошибка, совершенная одновременно двумя игроками противоборствующих команд по отношению друг к другу.
Наказания при назначении персональных замечаний. Игрок, совершивший 5 фолов (персональных и/или технических),
должен быть проинформирован об этом и немедленно удален из игры. Он должен быть
заменен в течение 30 секунд.
Любой фол, назначенный игроку, записывается в протокол, и первые 4 замечания в каждый период игры отмечаются в графе «командные фолы«.
Команда
подлежит наказанию за командные фолы, когда ей записаны 4 командных фола за
период в результате персональных или технических фолов, назначенных любому
игроку этой команды.
Если фол совершен в нападении и не является умышленным, многократным, дисквалифицирующим, либо техническим, то мяч передается соперникам и те вводят его в игру из—за боковой линии. То же относится и к фолам в защите, если количество командных замечаний не превышает 4 и ошибка не совершена против игрока, выполняющего бросок в корзину.
Фолы в защите против игрока, совершающего бросок, или командные фолы больше 4, а также многократные дисквалифицирующие, технические и умышленные фолы как в защите, так и в нападении наказываются штрафными бросками.
При назначении штрафных бросков руководствуются следующим: если фол получен защитником против игрока, выполняющего бросок, и при этом мяч попал в корзину, то бросок засчитывается и атакующему предоставляется право еще на один штрафной бросок; если в аналогичной ситуации мяч в корзину не попал, то назначаются 2 или 3 штрафных броска в зависимости от того, каким количеством очков был бы оценен бросок при его успешном выполнении; если определен умышленный фол в защите, либо технический фол игроку (тренеру), находящемуся на скамейке запасных, то назначаются 2 штрафных броска, после чего мяч остается у команды, выполнявшей штрафные броски, и вводится в игру от средней линии площадки; во всех остальных случаях назначаются 2 штрафных броска.
В результате двух умышленных фолов или одного дисквалифицирующего игрок немедленно удаляется с площадки до конца игры.
Выполнение штрафного броска. Пострадавший или назначенный капитаном игрок занимает место на линии штрафного броска (линия между игроком и щитом). После того как судья передал мяч игроку для выполнения штрафного броска, первый любым видом выполняет штрафной, при этом он не должен касаться линии броска или переходить ее до касания мячом корзины.
Нельзя мешать игроку, выполняющему штрафной бросок.
При неудачном последнем броске остальные игроки занимают позиции на «усах» зоны трех секунд: первые места с обеих сторон зоны занимают защитники, вторые — нападающие игроки, третье место — защитники. Они могут включиться в борьбу за отскочивший мяч только после того, как мяч покинул руку игрока, выполняющего штрафной бросок.
Нарушения во время штрафного броска. Игрок, выполняющий бросок, не должен контролировать мяч более 5 сек или стоять на линии штрафного броска, пересекать ее до касания мячом корзины.
При нарушении правил игроком, производящим штрафной бросок, попадание мяча в корзину не засчитывается. Если первый бросок был выполнен правильно, а во втором допущена ошибка, то после первого броска засчитывается одно очко, а после второго мяч вводится в игру командой соперников из—за боковой линии напротив зоны штрафного броска. При нарушении правил в другой последовательности (в первом броске ошибка, а второй бросок результативный) мяч вводится в игру из—за лицевой линии, как после забитого мяча. Если второй бросок неудачен, игра продолжается до овладения мячом после его отскока от кольца любой командой.
Ошибка, допущенная игроком в броске за техническое замечание, дает возможность не засчитывать попадание в корзину; эта же команда вводит мяч в игру из-за боковой линии в месте пересечения ее с центральной линией.
Если ошибка совершена противником и бросок не достиг цели, штрафной бросок повторяется.
Одновременная ошибка игроков противоположных команд судьями не фиксируется, если мяч оказался в корзине. При броске мимо цели назначается спорный.
5 фолов игроку независимо от того, технические они или персональные, лишают его права дальнейшего участия в игре.
4 фола команде. После 4 замечаний (персональных или технических) в каждой половине встречи команда наказывается двумя штрафными бросками за каждое персональное замечание во время игры в защите. Добавочное время является составной частью второй половины игры, поэтому штрафные, начиная с 5-го командного во второй половине встречи, пробиваются.
Команда-победитель определяется по большему количеству очков, заброшенных в корзину.
МЕТОДИКА И ТЕХНИКА СУДЕЙСТВА
Основное
внимание в данном разделе хочется уделить взаимодействию судей на площадке.
Существует определенный порядок перемещения судей на поле и разделение функций
между ними в зависимости от места расположения мяча. Условно площадка делится на
две равные зоны по диагонали так, чтобы щит в треугольнике, который обслуживает
судья, находился справа от него (см. рис. 14). Корзины обозначены буквами В и
Г. Игру судят двое судей, которые на рисунке значатся под буквами А и Б.
Стрелками указаны пути перемещения судей по площадке.
Рис. 14.
Если
направление атаки идет в сторону корзины В по зоне А, то судья А перемещается в
этом же направлении, находясь впереди мяча, чтобы лучше просматривать площадку.
В его обязанность в данном случае входит главным образом наблюдение за игроком,
владеющим мячом, и действиями защитников в непосредственной близости от мяча.
Другой судья в данной ситуации контролирует действия игроков без мяча, а также
перемещается в направлении атаки, но несколько сзади игроков. Если направление атаки идет в корзину Г по зоне Б, то в
данном случае судья Б контролирует действия игроков в непосредственной близости
от мяча, а судья А наблюдает за действиями остальных игроков. В случае атаки
корзины Г действия судей прямо противоположны описанным выше.
Сложным
моментом с точки зрения судейства является контроль за действиями игроков при
борьбе за отскочивший мяч от щита или кольца. В этих случаях судьи
взаимодействуют следующим образом. Если борьба ведется под корзиной Г, то судья
Б, находясь в непосредственной близости, контролирует действия игроков ниже
уровня плеч (толчки, подножки, пробежки, блокировка), а судья А, находясь
несколько сзади, — действия игроков выше уровня плеч (руками и мячом вверху). В
случае аналогичной ситуации под корзиной В соответственно изменяются и сфера
контроля судей, и действия каждого из них.
Немаловажным
является взаимодействие судей при розыгрыше спорных мячей и введении мячей в
игру перед каждой ее частью. Если такое происходит в центре площадки, то
старший судья подбрасывает мяч и наблюдает непосредственно за игроками,
участвующими в розыгрыше мяча, а другой, находясь несколько в отдалении,
наблюдает за действиями остальных игроков. Если спорный мяч разыгрывается в
области штрафного броска, то вводит мяч в игру тот судья, в чьём треугольнике
совершен спорный. Так, в случае розыгрыша спорного мяча в области штрафного
броска под корзиной В, вводит мяч в игру судья А, а судья Б контролирует
действия игроков на площадке.
В момент
выполнения штрафных бросков судьи располагаются следующим образом (рис.15).
Рис. 15.
Если штрафные броски выполняется в корзину Г, то судья Б располагается на линии штрафного броска, а судья А за лицевой линией под корзиной. При пробитии штрафных бросков судья Б следит, чтобы игрок X не заступил за линии штрафного броска, а также он дает право на пробитие штрафных бросков, судья А следит за остальными баскетболистами, чтобы они раньше времени не начали борьбу за отскочивший мяч. После пробития штрафных бросков судьи меняются сторонами площадки (своими треугольниками), т.е. судья Б переходит в треугольник судьи А, а судья А в треугольник судьи Б. Судьи меняются местами и при введении мяча в игру из—за боковой линии после персонального замечания. Следует помнить, что мяч вводится в игру из—за боковой линии всегда через судью.
Важное значение в процессе судейства игры имеет жестикуляция судей. В правилах баскетбола дается перечень жестов, при помощи которых судья дает пояснения игрокам, тренерам, судье—секундометристу и зрителям о тех или иных нарушениях правил игры и последующих действиях игроков обеих команд.
В зависимости от состава участников и квалификации судей школьные соревнования по баскетболу могут проводиться по упрошенным правилам (исключить правила 3, 5, 8, 24 сек, правило зоны, 4 командных фола). Протокол игры также можно вести по упрощенной форме. Но такие вещи, как персональные замечания, минутные перерывы, командные очки необходимо фиксировать.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ЖЕСТЫ И СИГНАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ СУДЬЯМИ
ВО ВРЕМЯ ИГРЫ
В баскетболе существует 28 официальных жестов (рис. I), большинство из которых сопровождается свистком различной тональности.
1.
Мяч в игре — движение рукой снизу вверх и сверху вниз.
2.
Официальная остановка времени — рука с открытой ладонью поднята над головой (свисток резкий, продолжительный).
3.
Минутный перерыв — буква «Т» с помощью указательного пальца
(свисток спокойный, длинный).
4.
Замена игрока — руки перекрещены перед грудью (свисток спокойный, короткий).
5.
Спорный мяч — кисти рук, сжатые в кулаки, а большие пальцы,
направленные вверх, подняты над головой (свисток резкий, короткий).
6.
Нарушение ограничивающей линии – а) движение руки вдоль линии, б) место вбрасывания указывается указательным пальцем (свисток спокойный, короткий).
7.
Пробежка — вращение сжатыми в кулак руками перед грудью (свисток резкий, короткий).
8.
Неправильное ведение — переменное движение руками с раскрытой
ладонью книзу вверх и вниз (свисток резкий, короткий).
9.
Нарушение правила трех секунд — три пальца, направленные в сторону боковой линии (свисток спокойный).
10.
Заброшенный мяч не засчитан — перекрестное движение руками
перед собой (свисток, резкий, короткий).
11.
Персональное замечание — рука со сжатым кулаком поднята над
головой (свисток резкий, продолжительный).
12.
Персональное замечание не пробивается — после показа замечания
палец указывает на место вбрасывания.
13.
Наказание штрафными бросками — два пальца опущенной руки
указывают на линию штрафного броска.
14.
Техническое персональное замечание — буква «Т» с помощью ладоней (свисток резкий, короткий).
15.
Обоюдное персональное замечание — маховые движения руками
над головой, кисти сжаты в кулак (свисток короткий, резкий).
16.
Умышленное персональное замечание — захват запястья над головой (свисток резкий, короткий).
17.
Задержка игрока — захват за запястья перед грудью (свисток резкий, короткий).
18.
Столкновение — кулак одной руки ударяет в ладонь другой.
19.
Толчок — имитирование толчка.
20.
Направленная игра руками — удар ребром ладони одной руки по запястью другой.
21.
Персональная ошибка игрока команды в нападении (блокировка) — руки согнуты в локтях, кисти, сжатые в кулак, подводятся к поясу.
22.
Указание нарушителя — количество расставленных в сторону пальцев соответствует номеру игрока (номера с 11 по 15 — одна кисть, сжатая в кулак, соответствует десятку, а пальцы, расставленные в сторону другой руки, — единицам; номера с 16 по 19 ставятся накрест с расставленными пальцами в сторону).
23.
Заброшенное количество очков –
2 пальца – 2 очка; 1 палец – 1 движение запястьем вниз-вверх.
24.
Выполнение не менее двух штрафных бросков — обе руки с открытыми ладонями подняты вверх.
25.
Выполнение одного штрафного броска, за которым может последовать еще один дополнительный, — одна рука с открытой ладонью
поднята вверх.
26.
Выполнение последнего (одного) штрафного броска — одна рука
с поднятым вверх указательным пальцем.
27.
Бросок из—за трехочковой зоны — рука поднята вверх с отведенными в сторону тремя пальцами.
28.
Попадание мяча в корзину оценивается в 3 очка — после жеста 27 поднимается вверх вторая рука с разведенными в стороны тремя пальцами и движением кисти сверху вниз.
Рис. 3.
Официальные жесты судей
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
СУДЬЯ-СЕКРЕТАРЬ, ЕГО ОБЯЗАННОСТИ.
ФОРМА
ПРОТОКОЛА ИГРЫ
В России признан единый протокол, разработанный ФИБА. Образец формы протокола приведен выше.
Рекомендуется, чтобы Секретарь все записи в Протоколе осуществляет, используя
ручки двух различных цветов: одну — для первого и третьего периодов, другую — для второго и четвертого периодов.
Секретарь готовит протокол до начала игры, заполняя верхнюю часть. Сверху в Протоколе он должен записать названия обеих команд. Первой всегда записывается местная команда (хозяева). В случае турниров или матчей, проводимых на нейтральной площадке, первой записывается команда, которая указана в программе первой. Первая команда обозначается как команда «А», а вторая команда — как команда «Б».
Секретарь записывает:
1.
Наименование соревнования.
2.
Порядковый номер игры.
3.
Дату, время и место проведения игры.
4.
Фамилии Старшего судьи и Судьи.
Команда А
____________________________ Команда Б _______________________________
Соревнование:________________
Дата:________ Время:______ Ст. судья:______________
Игра
№:________ Место:____________________________ Судья:___________________
Затем секретарь записывает фамилии членов обеих команд, используя список игроков, предоставленный тренером или его представителем. Команда «А» занимает верхнюю часть протокола, команда «Б» — нижнюю.
В первом столбце секретарь записывает номер (последние 3 цифры) лицензии каждого игрока. Для турниров номер лицензии игрока указывается только для первой игры команды. Во втором столбце секретарь записывает печатными буквами фамилии игроков и инициалы рядом с соответствующим номером
игрока, под которым он будет играть.
Составить календарь соревнований по баскетболу по круговой системе розыгрыша соревнований. Составить календарь соревнований по системе с выбыванием
В практике спортивных игр имеют место следующие способы проведения соревнований (системы розыгрыша): круговой (все участвующие команды играют между собой); с выбыванием (после проигрыша встречи команда выбывает из соревнований; смешанный (первая часть соревнований проводится с выбыванием, вторая — по круговому способу или наоборот). Для выполнения задания надо составить календарь соревнований в котором принимает участие не менее 5 команд
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА № 5» (МБОУ ДО г. Иркутска ДЮСШ № 5)
664082, г. Иркутск, м-он Университетский, 2. Тел. 31-02-44, 46-59-83E-mail: [email protected] |
Принято на заседании Педагогического совета Протокол № ________ От «__» _______________ 2016 года |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ ДО г.Иркутска ДЮСШ №5 ______________ Костяева Е.С. «___» _____________ 2016г. |
Годовой календарный учебный график
по баскетболу
для группы начальной подготовки 1-ого года обучения
Составитель:
тренер-преподаватель Поларшинова.Е.О.
г. Иркутск
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: Создание условий для укрепления и сохранения физического здоровья детей, формирования активной жизненной позиции и потребности в физических упражнениях, формирование сборной команды для участия в соревнованиях
Задачи:
Обучающие:
-
овладение приемами техники на уровне умений и навыков;
-
овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями;
повышение общей физической подготовленности (особенно ловкости, скоростно-силовых способностей, координации);
-
обучение технике стоек и перемещений, ловли и передач мяча, ведению мяча, броскам мяча;
-
привитие стойкого интереса к занятиям баскетболом.
Развивающие:
-
укрепление здоровья;
-
укрепление опорно-двигательного аппарата;
-
всесторонняя физическая подготовка, развитие и совершенствование физических качеств (быстроты, ловкости и специальной тренировочной выносливости).
Воспитательные:
-
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
-
воспитание волевых качеств (преодоление трудностей, как во время игры, так и во время тренировочного процесса).
Возраст детей: Программа по баскетболу для занятий в рамках дополнительного образования рассчитана на занимающихся 7—18 лет. Желающие записаться в объединение должны получить разрешение врача. Наполняемость учебной группы: 10-12 человек.
В учебные группы зачисляются учащиеся общеобразовательных учреждений, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача для занятий баскетболом. Набор производится до 10 сентября текущего года. Возможен добор отдельных обучающихся в случае отчисления детей по каким-либо причинам.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение обучающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Группа |
Кол-во учащихся |
Понедельник |
Среда |
Пятница |
Место проведения занятий |
НП-1 |
15+15 (2 группы) |
14:00-15:30 15:30-17:00 |
18:00-19:30 19:30-21:00 |
18:00-19:30 19:30-21:00 |
МБОУ СОШ №5 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Ежемесячный учебный план на 2016-2017 учебный год
содержание занятий |
сен |
окт |
ноя |
дек |
янв |
фев |
март |
апр |
май |
июн |
июл |
авг |
всего |
Теоретическая подготовка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
||||
офп |
13 |
8 |
6 |
6 |
5 |
2 |
6 |
3 |
5 |
13 |
7 |
74 |
|
сфп |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
24 |
||||
Техническая подготовка |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
1 |
51 |
|
Тактическая подготовка |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
38 |
|
Техник-такт.подготовка |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
38 |
|
участие в соревнованиях |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
20 |
|||||
Инстр.суд. практика |
0 |
||||||||||||
Медико-Восстановительные мер. |
1 |
1 |
1 |
3 |
|||||||||
Всего час. в ДЮСШ |
26 |
26 |
24 |
26 |
20 |
22 |
26 |
24 |
24 |
24 |
0 |
14 |
256 |
самостоятельная работа |
2 |
6 |
2 |
2 |
4 |
2 |
26 |
12 |
56 |
||||
Всего фактически |
26 |
26 |
26 |
26 |
26 |
24 |
28 |
24 |
28 |
26 |
26 |
26 |
312 |
всего по плану |
26 |
26 |
26 |
26 |
26 |
24 |
28 |
24 |
28 |
26 |
26 |
26 |
312 |
Календарно-тематический план занятий на 2016-2017 учебный год
№ п/п |
Дата |
Тема занятия и краткое содержание |
Часы |
1 |
Сентябрь |
Техника безопасности на занятиях |
2 |
2 |
02.09 |
Ведение мяча на месте |
2 |
3 |
05.09 |
Бросок мяча одной рукой с места |
2 |
4 |
07.09 |
Ловля и передача мяча двумя рукам от груди на месте |
2 |
5 |
09.09 |
Вырывание мяча |
2 |
6 |
12.09 |
Повороты на месте с мячом |
2 |
7 |
14.09 |
Передвижение приставными шагами правым-левым боком |
2 |
8 |
16.09 |
Ведения мяча в движении шагом |
2 |
9 |
19.09 |
Бросок мяча двумя руками от груди баскетбольную корзину после ведения |
2 |
10 |
21.09 |
Ловля и передача мяча от груди в движении |
2 |
11 |
23.09 |
Выбивание мяча |
2 |
12 |
26.09 |
Ловля мяча двумя руками в движении при встречном движении |
2 |
13 |
28.09 |
Ведение мяча с изменением направления, передачи в парах |
2 |
14 |
30.09 |
Ведение-остановка прыжком-передача, игра «Догоняшки с мячом» |
2 |
Итого за сентябрь |
26 |
||
15 |
03.10 |
Передачи во встречных колоннах, броски по кольцу с 2-3 м. |
2 |
16 |
05.10 |
Ведение-остановка прыжком — бросок, 40-сек. бег |
2 |
17 |
07.10 |
Упражнения с мячом в парах, ведение-остановка прыжком — бросок |
2 |
18 |
10.10 |
Упражнения для развития прыгучести, ведение левой рукой |
2 |
19 |
12.10 |
Передачи мяча в движении в парах, броски по кольцу с 2-3 м. |
2 |
20 |
14.10 |
Ведение «восьмёркой», упражнения для развития координации |
2 |
21 |
17.10 |
Вырывание и выбивание в парах, передача двумя руками снизу |
2 |
22 |
19.10 |
Ведение с пассивным сопротивлением, 40-сек. бег |
2 |
23 |
21.10 |
Поднимание туловища лёжа, 40-сек. бег, броски по кольцу с 2-3 м. |
2 |
24 |
24.10 |
Подтягивание в висе, ведение «восьмёркой», броски из-под кольца. |
2 |
25 |
26.10 |
6-мин. бег, выпрямление рук в упоре лёжа, броски из-под кольца. |
2 |
26 |
28.10 |
Ведение-остановка прыжком – бросок, игра «Собачка» |
2 |
27 |
31.10 |
Прыжки в длину, игра «Догоняшки с мячом» |
2 |
Итого за октябрь |
26 |
||
28 |
01.11.16 |
Серийные прыжки, передача от груди после ведения |
2 |
29 |
03.11.16 |
Вырывание мяча, передачи в парах, игра «Выбей мяч» |
2 |
30 |
05.11.16 |
Выбивание мяча, бросок после ведения |
2 |
31 |
08.11.16 |
Упражнения для развития прыгучести, передача с отскоком |
2 |
32 |
10.11.16 |
Передачи в движении в парах, броски после ведения |
2 |
33 |
12.11.16 |
Передачи с отскоком, лазание по канату |
2 |
34 |
15.11.16 |
Бег 8 мин., передачи в движении в парах, игра «Салки с мячом» |
2 |
35 |
17.11.16 |
Ведение без зрительного контроля, броски с 3-4 м. |
2 |
36 |
19.11.16 |
Ведение с изменением направления, игра «Сторожа» |
2 |
37 |
22.11.16 |
Прыжковые упражнения, бросок после ведения |
2 |
38 |
24.11.16 |
Ведение с пассивным сопротивлением, штрафные броски |
2 |
39 |
26.11.16 |
Ведение-два шага-бросок, передача одной рукой |
2 |
Итого за ноябрь |
24 |
||
40 |
02.12 |
Ведение-два шага-бросок, передача одной рукой |
2 |
41 |
05.12 |
ОРУ с набивными мячами, штрафные броски |
2 |
42 |
07.12 |
ОРУ в парах, передачи в парах, штрафные броски |
2 |
43 |
09.12 |
ОФП на станциях, комбинация «тройка» |
2 |
44 |
12.12 |
Прыжковые упражнения, передачи в тройках |
2 |
45 |
14.12 |
Перемещения в защитной стойке, серийные броски |
2 |
46 |
16.12 |
Перемещения в защитной стойке, серийные броски |
2 |
47 |
19.12 |
ОФП на станциях, игра «Догоняшки с мячом» |
2 |
48 |
21.12 |
Передачи с отскоком от пола, бросок после ведения |
2 |
49 |
23.12 |
Вырывание и выбивание, учебно-тренировочная игра 3х3 |
2 |
50 |
26.12 |
Перемещения в защитной стойке, ведение слабой рукой |
2 |
51 |
28.12 |
Серийные броски из-под кольца, ведение с изменением направления |
2 |
52 |
30.12 |
Лазание по канату, ловля и передача в движении, учебно-тренировочная игра. |
2 |
Итого за декабрь |
26 |
||
53 |
09.01 |
Лазание по канату, ловля и передача в движении, учебно-тренировочная игра. |
2 |
54 |
11.01 |
Бросок по кольцу от груди, серийные броски, учебно-тренировочная игра. |
2 |
55 |
13.01 |
Бросок по кольцу от груди, бросок после ведения, учебно-тренировочная игра. |
2 |
56 |
16.01 |
Ловля и передача в движении, лазание по канату, учебно-тренировочная игра. |
2 |
57 |
18.01 |
Бросок по кольцу от груди, выбивание мяча, учебно-тренировочная игра. |
2 |
58 |
20.01 |
Беседа «Что такое самочувствие», бросок после остановки, учебно-тренировочная игра. |
2 |
59 |
23.01 |
Прыжок в глубину, совершенствование бросков, учебно-тренировочная игра. |
2 |
60 |
25.01 |
Бросок после остановки, ведение без зрительного контроля, учебно-тренировочная игра. |
2 |
61 |
27.01 |
Бег 10 мин., ведение «восьмёркой», игра «Сторожа», учебно-тренировочная игра. |
2 |
62 |
30.01 |
Бег 11 мин., совершенствование бросков, учебно-тренировочная игра. |
2 |
В ДЮСШ за январь |
20 |
||
Самостоятельная работа |
6 |
||
Итого за январь |
26 |
||
63 |
01.02 |
Ускорение 30 м., игра «Догоняшки парные», учебно-тренировочная игра. |
2 |
64 |
03.02 |
Подтягивание в висе, прыжки в глубину, учебно-тренировочная игра. |
2 |
65 |
06.02 |
Совершенствование ведения с изменением направления, учебно-тренировочная игра. |
2 |
66 |
08.02 |
ТБ на уличной площадке, комбинации из пройденных элементов, учебно-тренировочная игра. |
2 |
67 |
10.02 |
Азбука баскетбола, дриблинг, штрафные броски, учебно-тренировочная игра. |
2 |
68 |
13.02 |
Вырывание и выбивание, серийные броски, учебно-тренировочная игра. |
2 |
69 |
15.02 |
Бег 60 м., упражнения на уличных тренажёрах, учебно-тренировочная игра. |
2 |
70 |
17.02 |
ОРУ в парах, беговые упражнения, учебно-тренировочная игра. |
2 |
71 |
20.02 |
Комбинации из пройденных элементов, учебно-тренировочная игра. |
2 |
72 |
22.02 |
Беговые упражнения, упражнения на тренажёрах учебно-тренировочная игра. |
2 |
73 |
27.02 |
Бег 60 м., полоса препятствий, учебно-тренировочная игра. |
2 |
В ДЮСШ за февраль |
22 |
||
Самостоятельная работа |
2 |
||
Итого за февраль |
24 |
||
74 |
01.03 |
Ускорение 30м., комбинация «тройка», учебно-тренировочная игра. |
2 |
75 |
03.03 |
10-миню бег, упражнения на тренажёрах, учебно-тренировочная игра. |
2 |
76 |
06.03 |
Прыжок в длину с разбега, ускорение 30м учебно-тренировочная игра. |
2 |
77 |
10.03 |
ОРУ в парах на сопротивление, серийные броски, учебно-тренировочная игра. |
2 |
78 |
13.03 |
Бег с ускорением, бросок после остановки, учебно-тренировочная игра. |
2 |
79 |
15.03 |
Бег 1000м(д), 1500м(м), учебно-тренировочная игра. |
2 |
80 |
17.03 |
Подтягивание в висе, челночный бег 10х10м., учебно-тренировочная игра. |
2 |
81 |
20.03 |
Комбинации из пройденных элементов, учебно-тренировочная игра. |
2 |
82 |
22.03 |
Комбинации из пройденных элементов, учебно-тренировочная игра. |
2 |
83 |
24.03 |
Заключительное занятие, дом. Задание на летние каникулы, учебно-тренировочная игра. |
2 |
84 |
27.03 |
Вводное занятие |
2 |
85 |
29.03 |
Ведение мяча с изменением направления, передачи в парах |
2 |
86 |
31.03 |
Ведение-остановка прыжком-передача, игра «Догоняшки с мячом» |
2 |
Итого за март |
26 |
||
87 |
03.04 |
Передачи во встречных колоннах, броски по кольцу с 2-3 м. |
2 |
88 |
05.04 |
Ведение-остановка прыжком — бросок, 40-сек. бег |
2 |
89 |
07.04 |
Упражнения с мячом в парах, ведение-остановка прыжком — бросок |
2 |
90 |
10.04 |
Упражнения для развития прыгучести, ведение левой рукой |
2 |
91 |
12.04 |
Передачи мяча в движении в парах, броски по кольцу с 2-3 м. |
2 |
92 |
14.04 |
Ведение «восьмёркой», упражнения для развития координации |
2 |
93 |
17.04 |
Вырывание и выбивание в парах, передача двумя руками снизу |
2 |
94 |
19.04 |
Ведение с пассивным сопротивлением, 40-сек. бег |
2 |
95 |
21.04 |
Поднимание туловища лёжа, 40-сек. бег, броски по кольцу с 2-3 м. |
2 |
96 |
24.04 |
Подтягивание в висе, ведение «восьмёркой», броски из-под кольца. |
2 |
97 |
26.04 |
6-мин. бег, выпрямление рук в упоре лёжа, броски из-под кольца. |
2 |
98 |
28.04 |
Ведение-остановка прыжком – бросок, игра «Собачка» |
2 |
Итого за апрель |
24 |
||
99 |
03.05 |
Прыжки в длину, игра «Догоняшки с мячом» |
2 |
100 |
05.05 |
Серийные прыжки, передача от груди после ведения |
2 |
101 |
10.05 |
Вырывание мяча, передачи в парах, игра «Выбей мяч» |
2 |
102 |
12.05 |
Выбивание мяча, бросок после ведения |
2 |
103 |
15.05 |
Упражнения для развития прыгучести, передача с отскоком |
2 |
104 |
17.05 |
Передачи в движении в парах, броски после ведения |
2 |
105 |
19.05 |
Передачи с отскоком, лазание по канату |
2 |
106 |
22.05 |
Бег 8 мин., передачи в движении в парах, игра «Салки с мячом» |
2 |
107 |
24.05 |
Ведение без зрительного контроля, броски с 3-4 м. |
2 |
109 |
26.05 |
Совершенствование техники в игре Баскетбол |
2 |
110 |
29.05 |
Совершенствование техники в игре Баскетбол |
2 |
111 |
31.05 |
Итоговое занятие |
2 |
В ДЮСШ за май |
24 |
||
Итого в ДЮСШ |
256 |
||
Итого самостоятельная работа |
56 |
||
Всего |
312 |
Участие в соревнованиях по баскетболу .
.Сентябрь . внутри -школьный этап соревнований .
Октябрь . окружные соревнования по баскетболу .
Ноябрь .городские соревнования
Март . Баскетбол соревнования на лучший класс .
Апрель . мини – баскетбол 4-5 класс
Апрель. Первенство иркутской области по 2005-2006 году рождения .
Стрит –бол на баскетбольных площадках
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Контроль за эффективностью физической подготовки проверяется с помощью специальных контрольно-переводных нормативов по годам обучения, которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств. Контроль эффективности технической подготовки осуществляется тренером.
№ п/п |
Тесты |
Баллы |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||
1 |
Подтягивание на перекладине (количество раз) |
8 и выше |
6 — 7 |
3 — 5 |
1 — 2 |
0 |
2 |
Отжимание от пола (количество раз) |
35 и выше |
32 — 34 |
29 — 31 |
23 — 28 |
22 и ниже |
3 |
Бег 30 м/сек. |
5,0 и выше |
5,05- 5,25 |
5,3 – 5,6 |
5,7 — 5,9 |
6.0 и хуже |
4 |
Бег 1000 м/мин. |
4.05 и выше |
4.06 — 4.20 |
4.21 — 4.35 |
4.36 — 4.50 |
4.51 и хуже |
5 |
Поднимание туловища (количество раз) |
44 и выше |
41 — 43 |
38 — 40 |
34 — 39 |
33 и хуже |
Проходной балл для зачисления в группу начальной подготовки:
2000 – 2001 г.р. — 16 баллов.
2002 – 2003 г.р.- 12 баллов.
2004 – 2006 г.р .- 8 баллов.
ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ОТДЫХ
Спортивно – оздоровительный лагерь «Героев Космонавтов» — 18 день. Июнь.
САМОСТЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Повышение общей и специальной физической подготовки.