С чего начать писать свой первый сценарий? Зачем нужен логлайн и что это такое? Из каких частей состоит сценарий? Как прописывать персонажей, их действия и диалоги? Что делать, когда готов первый драфт? Советы профессионалов, успешные примеры и частые ошибки в написании сценария.
Что такое сценарий?
Сценарий — это кино-драматургическое произведение, являющееся основой для съёмки проектов или театральной постановки. Сценарий является в первую очередь текстовым документом, на базе которого команда проекта выполняет свою часть работы для воплощения сценария в жизнь.
Правильный формат текста в сценарии такой: шрифт Courier New 12-ым размером. При таком форматировании каждая страница текста будет равняться одной минуте хронометража.
Сценарий полнометражного фильма обычно составляет от 90 до 120 страниц, то и длительность фильма составит от полутора до двух часов. Сценарий пишут не только к фильмам, но и к эпизодам сериалов. Ситкомы — это обычно серии на 20-30 минут, соответственно на 20-30 страниц. Драмы — 50-60 страниц.
Вы можете создать свой сценарий на основе оригинальной идей или же на основе существующих интеллектуальных прав (книг, фильмов, комиксов, журналистских статей).
Использование чужих интеллектуальных прав должно всегда оформляться договором и сопровождаться, конечно же, оплатой. Но есть произведения, за использование образов из которых, не нужно платить. Они называются общественным достоянием. Общественное достояние в России — это произведение, с года смерти автора которого прошло 70 лет. Подробно про поиск идей и интеллектуальные права мы писали здесь.
Сценарий — это чёткий план фильма или эпизода сериала. В этом работа сценариста очень сильно отличается от работы писателя.
Если на этапе разработки сценарист тоже ищет эмоциональные ходы, яркие образы, любые другие творческие решения, то на этапе написания все эти наработки все равно должны улечься в инструкцию для съемки. Хороший сценарий должен быть чётким, понятным, наглядным документом, отражающим всю предыдущую творческую подоплёку.
Ваш сценарий увидит огромная команда из продюсеров, режиссёров, актёров, постановщиков и других, и для их работы важным станет каждое написанное вами слово. Давайте ниже разберёмся вместе, как написать сценарий.
Выбор названия
Название сценария можно оставить на самый последний момент работы над ним. Но если вы всё-таки решили всё-таки чем-то назвать текстовый файл, то название должно:
- отражать жанр вашего проекта;
- быть цепким и броским;
- заявлять эмоции, которые зритель скорее всего испытает;
- быть лёгким в произношении и запоминающимся.
Логлайн
Логлайн — это основная идея вашего фильма. По старым голливудским стандартам логлайн принято формулировать не более чем в тридцать слов. То есть вставить туда все сюжетные линии, описание мира и гениальные навыки главного героя не получится. В России к этому относятся мягче – допустимо уложиться в 35-45 слов. Что же включить в логлайн:
- кратко укажите, кто герой (мальчик-волшебник, вдовец и отец пятерых детей, говорящая мышка);
- чего герой хочет (победить злого волшебника, отомстить за смерть жены, найти семью);
- что стоит на пути к достижению цели (огромная армия из злых магов, вынужденность постоянно уделять внимание детям или то, что мышка не такая как люди).
Существует такое драматургическое правило: та цель, которую вы сформулировали для героя в начале должна проходить через всю историю. Как только цель перестаёт быть важной или достигается героем, то история заканчивается. Интересная и чётко сформулированная цель главного героя поможет написать хороший сценарий.
Персонажи сценария
Когда вы знаете, о чём ваша история, пора для себя решить, кто её раскроет и покажет. Выше мы уже сформулировали логлайн и знаем, какие качества героя точно понадобятся для раскрытия темы.
На этом этапе важно выяснить, как герой изменится, и с какими своими пороками будет сражаться. С учётом логлайна поиск ответа на этот вопрос может быть таким. Например, наш главный герой отец семейства, потерявший жильё за долги. Его цель вернуть квартиру, чтобы дети смогли вновь обрести дома. Каким герой должен быть в начале, чтобы набрать столько долгов, не платить их и даже лишится квартиры? Что это за качества, которые привели его сюда? Возможно, лень, игромания, вера в удачу, безответственность? Тогда каким герой должен стать в конце, чтобы достичь цели? Возможно, он будет вынужден победить свою лень, вылечится от игромании, начать принимать ответственные решения.
Для сценарной записи вам потребуется придумать имя каждому из героев, знать приблизительно их возраст и особенности внешности. Когда вы будете презентовать героев впервые, то их имя нужно писать большими буквами, в скобках давать возраст и краткую характеристику через запятую. Например. “ЖЕКА (45), тучный мужчина в деловом костюме”.
Структура сценария
На данном этапе ещё рано создавать титульный лист в вордовском документе. Нужно провести работу над структурой сценария и расставить основные точки сюжета. Как правило, в этом помогает трёхактная структура.
Трёхактная структура — это классическая структура практически любого драматического произведения. Все остальные структуры, так или иначе основаны на ней. Так что начинающим сценаристам мы рекомендуем начать с нее. Разделите историю как минимум на начало проблем персонажа, развитие событий (попытки решения проблем) и их разрешение. Ниже мы рассмотрим, что нужно включить в каждую из частей. Обязательно запишите все эти части в виде текста, это станет хорошей основой будущего сценария.
Акт 1. Вступление и завязка истории
Первый акт может располагаться приблизительно на 20-25 страницах. Обязательно начните с интересной экспозиции, то есть описания статуса-кво персонажа. Что можно включить в экспозицию:
- показать главные черты героя;
- рассказать о его семье, социальном статусе, любых других важных для истории социальных аспектах;
- заявить второстепенных персонажей;
- продемонстрировать текущие проблемы героя или наоборот его беззаботную жизнь до того, как он окунулся в перипетии;
- обозначить первые звоночки надвигающейся проблемы на героя.
Когда всё выше готово, то пора и ударить первыми сложностями по нашему главному герою. Следующей сюжетной точкой станет катализатор — событие, которое меняет всё.
Правило для катализатора такое: нужно придумать событие, после которого герой ни сможет не решать проблемы или ни сможет не отправиться в путешествие.
Например, в начале у главного героя, главы семейства, много долгов, но из-за своей лени и плохого характера, он никак не может заработать денег и погасить их. Но за долги у него наконец-таки отбирают квартиру. До этого долги героя мало влияли на его жизнь и жизнь его семьи. Да даже после того, как тот лишится квартиры, он может и не особо против поспать в машине. Но понимая, что дети не могут жить в машине, герой вынужден изменить свой характер, чтобы справится с финансовыми сложностями. То есть перед героем в этот момент должна чётко оформиться цель, о которой мы говорили выше, и которую он будет достигать от начала до конца, а от усугубившейся проблемы уже никуда не деться.
Акт 2. Борьба главного героя со сложностями на пути к заданной цели
Основная часть сценария должна уйти под борьбу главного героя за поставленную цель. Если сказать простыми словами, то главное правило, которое существует для написания второго акта такое. Герой решает возникшую проблему, она не решается и становится всё хуже. Затем герой снова что-то делает для решения проблемы — и вновь должно стать хуже. И так до конца второго акта.
Правильным будет второй акт закончить тем, что герой опускается до самой нижней точки своего состояния. Чем хуже ему, тем лучше. В качестве примера можно вспомнить фильм “Дюна” (2021). Второй акт фильма заканчивается тем, что весь народ и семью главного героя, Пола Атрейдеса, уничтожили Харконнены. Пол остался без дома, без отца, без своего народа, без каких-либо средств к существованию, да ещё и посреди дикой неподвластной человеку пустыни, убивающей всё живое.
Акт 3. Главный герой выходит победителем
В начало третьего акта герой входит, будучи на дне. Зритель должен видеть, что все отвернулись от героя, его покинули силы, ресурсы утрачены, а злодей ликует. Но в какой-то момент у главного героя появляется некий лучик надежды, и он совершает что-то невероятное, чтобы перевернуть ситуацию с ног на голову.
Кульминация должна быть яркой, оригинальной, логичной и эмоциональной. В чём её яркость может состоять? В нетривиальных решениях. То есть герой должен сделать что-то такое, чего раньше не делал или на что не решился бы никогда. Как проявляется логика? Хорошей логичной кульминацией можно назвать ту, где именно действия героя становятся финальным источником решения проблемы, исходя из качеств и изменений героя. А также кульминация не должна наступать благодаря “богу из машины” или “роялю в кустах”. Не надо в кульминации вестерна про ковбоев и борьбу за сердце дочери местного губернатора прописывать пришельцев, которые уничтожают врага главного героя своими лазерами. О том, что такое “бог из машины” и почему использовать его надо в исключительных случаях, мы рассказывали здесь.
Кульминация — это момент, когда антагонист повержен, а герой заполучил желаемое. Но на этом фильм не заканчивается. Не забывайте про развязку.
Развязка — это то, к чему привела кульминация. Как изменился герой и его жизнь после достижения цели? Вот наконец-то желаемый Кубок огня в руках Гарри Поттера в финале Турнира трёх волшебников, и он возвращается победителем на поле Хогвартса (“Гарри Поттер и Кубок огня”). Трибуны ликуют, ведь ученики Хогвартса и Гарри получили то, что хотели — победу школы в престижнейшем и опаснейшем международном конкурсе магов. Но чем она обернулась? В руках Гарри труп Седрика Диггори, его соперника, перед глазами до сих пор жуткий процесс возрождения лорда Волан-де-Морта, и пока только Гарри знает, что самый жестокий и сильный маг современности жив и строит планы на весь мир. Победа ему уже не нужна. Седрику победа принесла смерть, а его отцу и ученикам — скорбь.
Диалоги и описание действий
Что нам поможет на этапе диалогов из предыдущей разработки? Всё, что мы знаем про персонажа. Мы уже прописали какой он, как действует, его фишки и даже особенности речи. Всё это необходимо понимать при прописывании действий и диалогов.
В этом разделе мы используем слово диалоги в общепринятом значении. На внутреннем сленге сценаристов диалогами называют собственно сам сценарий – финальный документ, где расписана вся история с действиями и репликами.
Когда вы пишите действия, то старайтесь каждое описывать отдельным абзацем, что позволит проще читать и чётко видеть, кто, куда и как направляется в рамках сцены. Сами описания действий и вообще любые другие описания должны быть краткими и лаконичными. О том, как этого можно достичь мы рассказывали здесь.
Если даже вы нашли для вашего героя увлекательные действия, с помощью которых герой круто решает свои проблемы, это не значит, что всю сцену надо превращать в сплошной набор из них. Не стесняйтесь разбивать действия ёмкими фразами, шутками, комментариями героя. Но и не увлекайтесь.
Не торопитесь начинать прописывать диалоги. Убедитесь, что все сюжетные линии продуманы, все важные события расставлены, а структура работает как надо.
Одно из главных правил диалогов в том, что он, как и действие, должен продвигать сюжет. Например, один герой уговаривает скромного друга пойти с ним на концерт рок-группы. Каждый герой будет гнуть свою линию: первый уговаривать, другой отказывать. Ни один из героев не должен повторять свои предыдущие аргументы. Более того, каждая реплика героев должна отдалять или приближать их к концерту. А в идеале диалог должен усугублять отношения между персонажами, вскрывать их обиды друг на друга, а может быть и разгораться в ссору, которая возможно сильно ударит по их отношениям или сюжету.
Ещё один важный совет при написании диалогов: не повторяйте уже известную информацию. Пример. Ваш герой входит в сцену, он избитый и окровавленный. А его мать говорит: “О, Боже, у тебя кровь!”. То есть мы потратили лишний бит и лишнюю строчку, чтобы описать то, что зритель уже увидел, а читающий прочитал.
Избегайте в диалоге длинных непонятных слов: жаргонизмов, терминов, просто заумных выражений. Зрителю будет скучно даже полминуты смотреть и слушать то, чего он не понимает и что его не продвигает по истории.
Ну и заключительная рекомендация в написании диалогов состоит в том, чтобы их проговаривать. Диалог должен произноситься естественно, без запинок, звучать приятно для ушей. При произнесении реплик вслух вы сразу почувствуете, всё ли хорошо с фразами.
Редактирование сценария
Закончили писать – пора переписывать. Редактирование и переписывание — это вторая по объёму часть работы сценариста (первая — разработка идеи).
Самостоятельно
Во-первых, перечитайте сами. Уже в первую читку вам захочется местами подправить диалоги, убрать те или иные действия, что-то будет вас раздражать в тексте по мелочам.
Во-вторых, проанализируйте, работает ли каждая сцена, эпизод, акт. Работают ли детали, которые вы указали. Всё должно быть действующим в сценарии и не должно быть лишних движений, слов, вздохов, одёргиваний юбки и подобного. Каждый раз можно спрашивать себя:
- для чего это написано?
- как это работает на историю?
- что даёт это зрителю?
В-третьих, проверьте, не нарушилась ли логика в процессе создания первого драфта сценария. Точно ли одно событие вытекает из другого? Или это только вам так кажется?
В-четвёртых, в процессе написания сценария некоторые сцены могут просто перестать быть нужными. Удаляйте их безжалостно.
В-пятых, проверьте мотивацию героев. Каждый раз ваш главный персонаж входит в сцену по какой-то причине. И если эта причина не выглядит весомой и понятной для читателя или зрителя, то она оставит негативное впечатление.
Редактор
Если у вас есть бюджет и потребность в профессиональной помощи, то можно обратиться к редактору. Он прочтёт работу от начала до конца и будет искать примерно то же, что перечислено выше. Профессиональный редактор сможет найти все нестыковки, слабые мотивации персонажей, задаст нужные вопросы к тексту и даже отметит ненужные диалоги или описания.
Часто встречающиеся ошибки
Драматургия и кинодраматургия развивается уже не первую сотню лет. Современный зритель ожидает с каждым годом всё более крутых, увлекательных и сложных проектов. Давайте обсудим, какие ошибки вы можете избежать на пути к своему первому фильму, если обратите на них внимание и что сделать, чтобы он соответствовал уровню самых искушённых зрителей.
Персонажи
Во-первых, ошибкой может быть слишком много неработающих персонажей. Не нужно для каждого безобидного взаимодействия героя создавать нового персонажа — ограничьтесь массовкой. Каждый полноценный персонаж должен нести какую-то функцию, отражаться на истории, на главном герое и даже лучше бы иметь свою понятную и законченную линию.
Во-вторых, чисто технически большое количество персонажей может запутать зрителя. А если у них ещё и похожие или плохо запоминающиеся имена, то зрителя это может ещё и раздражать.
Задавайте себе вопрос при разработке и перечитывании: нужен ли мне этот персонаж? Нужен ли он вообще? Можно ли его удалить?
Конфликты
Конфликт — это основа любой истории. Правильный конфликт — это когда два героя преследуют противоположные интересы. Убедитесь, что герой постоянно вынужден противостоять кому-то или чему-то.
Ошибкой сценариста станет слабый или поверхностный конфликт внутри истории. Если цель героя легко достижима, то ему ничего не стоит просто подойти и взять то, что ему нужно. Достигнута цель — закончилась история.
Нужно избегать и слабых антагонистов. Каждый раз зритель должен видеть усугубление и ломать голову, как же наш герой одолеет невероятно жуткого огромного монстра или вооружённого до зубов террориста. А ещё лучше бы, чтобы в эти же моменты у героя заканчивались бы все пули и укрытия.
Конфликт должен проявляться не только в виде внешнего противостояния. Например, когда герою нужно спасти мир и забрать у антагониста супер-лазер, которым он его собирается взорвать. Конфликт должен лежать внутри ценностных убеждений. Самая распространённая и довольно банальная тема, которую можно отыскать в кино — это противостояние добра и зла. Но и за этими категориями чаще стоит что-то ещё. Например, Гарри Поттер (сторона добра) смог победить Волан-де-Морта (сторона зла) с помощью любви и дружбы. В то время как тот пытался вести борьбу с помощью устрашения сторонников и силы.
Мир
Условности и законы мира должны быть понятны с первых сцен. Если вы начинаете проект в жанре сай-фай, антиутопии, фэнтэзи, хоррора, то так или иначе нужно обозначать грань того, как работают придуманные законы. Мир должен иметь свои незыблемые законы и быть опасным для главного героя.
Если у вас фильм ужасов, в котором существуют призраки, то нельзя, чтобы герой в конце их всех уничтожил магией своей взятой из ниоткуда волшебной палочки.
Антиутопии тоже подразумевают очень строгое соблюдение жанровых условий. Для создания антиутопического произведения обычно берётся какая-то одна сторона жизни людей, меняется по усмотрению автора, и мы наблюдаем, как это воздействует на остальной мир по естественным его законам. Допустим, государство приказало с этого дня сдавать всех рождённых младенцев в специальное учреждение. Звучит жутко. Это не означает, что в следующем акте государство прикажет сдавать стариков, потом решит уволить с работы и лишить собственности всех мужчин, а затем сделать президентом мышь. Это всё будет противоречить жанру, и напоминать абсурд.
Далее ошибкой может стать то, что вы не вписали своего героя и его окружение в общий исторический, мировой или национальный контекст. Может быть, иногда отсутствие сеттинга и играет на идею, но это считанные случаи. Ваш мир не может быть безликим и откровенно пластиковым. Например, в сериале “Засланец из космоса” главный герой, внеземное существо, приземляется в американский городок. Казалось бы, зачем уточнять? Американский городок — понятная категория. Внеземное существо мы тоже можем себе представить. Но чтобы сделать пребывание инопланетянина как можно более сложным, авторы поселили его в городок штата Колорадо в горах рядом с огромными ледниками. Более того, город настолько мал, что скрыть свои инопланетные способности там почти невозможно. А ещё в нём живут представители коренных народов, индейцев, погружающие главного героя в человеческие ценности.
В мире вашего сценария должно работать всё — и даже время года. Зачем в одной из сцен дождь? Что он означает? Как он помогает или мешает? Почему именно сейчас пошёл дождь? Или он нужен только для красивой картинки? Если только последнее, то сцену стоит убрать, так как её просто напросто будет дорого снять.
Диалоги
Во-первых, любой бессмысленный диалог ради болтовни станет ошибкой. Если в диалоге нет конфликта, цели и он не продвигает сюжет, то его нужно переписать.
Во-вторых, не очень хорошо, когда зритель не понимает, на чьей он стороне в диалогах. Такое бывает тогда, когда взгляды и убеждения героев размыты и плохо продуманы.
В-третьих, нельзя бросать сцену без ясного финала, то есть результата взаимодействия персонажей. К чему-то в конце должны прийти либо сами герои, либо зритель.
В-четвёртых, попробуйте закрыть рукой или удалить имена персонажей над их репликами и понять, кому принадлежит та или иная фраза. Если вы не смогли точно определить, где чьи реплики и чётко различить персонажей по их словам, то надо вновь начинать работать над описанием персонажей.
Высказывание и изменение героя
Уделите отдельное внимание высказыванию вашего сценария. Откровенно говоря, навык выражать высказывание через сюжет — это постоянная упорная работа. Поэтому лучше заранее знать, с какими ошибками можно столкнуться на пути к хорошему сценарию.
Во-первых, ошибкой будет, если ваш герой никак не изменится. Именно изменение героя транслирует определённую мысль произведения.
Во-вторых, у героя обязательно должны быть какие-то убеждения, через которые он проносит происходящее. То есть как минимум он должен реагировать на события вокруг, как-то оценивать их, делать какой-то вывод. Может эти события противоречат убеждениям героя? Или учат его чему-то? То есть реакции главного героя будут составлять ваше высказывание.
В-третьих, плохо, если у героя отсутствуют сложные дилеммы. Только через морально тяжёлый выбор герой сможет расти, побеждать свои ложные убеждения и выражать высказывание.
В-четвёртых, высказывание не должно быть слишком общим и банальным, типа “Семья — самое важное в жизни” или “Убивать нехорошо”. Зритель сразу почувствует эту натянутость и заезженность темы.
Секреты сценарного мастерства от успешных сценаристов
Есть один самый главный секрет, о котором говорит почти каждый сценарист и в России, и зарубежом. Написать хороший сценарий поможет выбор темы, которая должны быть очень личной для автора. То есть нужно придавать идее такие эмоции, которые автор уже испытывал сам и понимает их. Нельзя назвать сценариста или автора сценарной книги, который не говорил бы об этом.
Ещё одно близкое к этому правило прозвучало от Ильи Куликова, автора знаменитых сериалов “Глухарь” и “Полицейский с Рублёвки”, в подкасте “Поэпизодный клан”. Он считает, что сценарист должен писать то, о чём он знает, что он понимает и что проживает. Например, по его словам, автор не может написать сценарий о странах, в которых не был, а также о людях в этих странах, об их морали, душах, образах жизни. Простыми словами, нужно брать в качестве темы то, что вам знакомо, и это станет сильной стороной вашего проекта.
Примеры хороших сценариев
В сети Интернет выложено в свободном доступе немало сценариев российских и зарубежных фильмов. Часто это делается, когда сезон сериала закончился, или когда проект номинирован на награду в сценарной номинации. Что точно стоит почитать и посмотреть, чтобы научится писать сценарии и избежать потенциальных ошибок, мы перечислим ниже.
“Рассказ служанки”
Пилот и одну из серий 4-го сезона «Рассказа служанки», номинированную на “Эмми” можно найти в свободном доступе. Сценарии эпизодов “Рассказа служанки” отличаются лаконичностью описаний и чёткими эмоциональными битами. Особенность сцен данного проекта в том, что там мало ярких и широких внешних действий, мало драк, погонь и ругани. Эмоциональные изменение и высказывание авторы умело выражают тонкими, но говорящими, кинодействиями.
“Дюна”
В данном фильме начинающему сценаристу может быть интересна структура сценария.
Во-первых, она соответствует классической трёхактной структуре. Более того, во многом там можно найти элементы структуры Блейка Снайдера из его книги про сценарное мастерство “Спасите котика”.
Во-вторых, каждый акт и его подэлементы достаточно краткие, ёмкие и не затянутые.
В-третьих, несмотря на то, что данный проект является экранизацией одноимённой книги, автор сценария, Джон Спейтс, смог создать сразу несколько логичных завершённых сюжетных линий и не увлечься мифологией.
Отдельно хочется сказать про мир “Дюны”. Данный сценарий является хорошим примером того, как автор смог интересно передать множество сложнейших законов вселенной, не спугнуть зрителя, а также ещё и создать плацдарм для эффектной визуальной составляющей.
“Достать ножи”
Не так давно в общем доступе появился сценарий детективного фильма “Достать ножи”. Что полезного можно почерпнуть в нём?
Во-первых, Райан Джонсон, сценарист и режиссёр, смог воплотить сюжет в стиле классического детектива с соблюдением всех законов жанра.
Во-вторых, к детективному жанру автор умело добавил и комедийный элемент. Главная героиня не способна врать физически: её тошнит при произнесении любой лжи. Данная комедийная черта была использована очень сбалансировано: она использовалась для создания юморных ситуаций, в качестве препятствий для героини, но не слишком злоупотреблялась.
В-третьих, данный сценарий можно похвалить за то, как ярко и полноценно прописан каждый герой. Зритель действительно много узнаёт про всех наследников жертвы убийства: про их финансовое состояние, мотивы, отношения, боли, социальное положение и так далее. Но при этом не перегружает деталями — мы видим только то, что работает на убийство как основу сюжета.
Часто начинающие сценаристы пытаются изобрести колесо, начиная сценарий без какой-либо теоретический подготовки. Безусловно любой опыт написания станет полезным, но так или иначе начинающий сценарист будет совершать ошибки, которые до этого уже проходили другие сценаристы. Смелее приступайте к созданию своего первого сценария, используя наши советы.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Считаете себя вторым Шекспиром или Кауфманом? Чтобы это выяснить, вам нужно написать сценарий для демонстрации ваших талантов. Воспользуйтесь нашим руководством.
-
1
Сделайте титульный лист. Вашему сценарию необходим титульный лист, на котором будут написаны название и ваше имя. Кроме того, он должен содержать вашу контактную информацию и данные вашего агента (если он у вас есть).
-
2
Используйте правильный шрифт, поля и интервалы. Нужно использовать шрифт Courier (шрифт печатной машинки), высотой 12 пунктов. Это придаст вашему сценарию более профессиональный вид и улучшит читаемость теста. Также следует выбирать правильный отступ для разных частей сценария, чтобы диалоги, описания сцен и тому подобное были отделены друг от друга.[1]
-
3
Добавьте нужные подробности о месте действия и персонажах. Для каждой сцены следует написать вступление: в нем сообщается, где и когда происходит действие — внутри помещения или снаружи, днем или ночью… Имя персонажа пишется прописными буквами над или рядом с его репликой (в зависимости от цели). Кроме того, в круглых скобках можно добавить ремарки о характере реплики или действиях персонажа.
-
4
Для каждого вида сценария — будь это кино или пьеса — существует свой определенный формат. И хотя они по большей части одинаковы, каждый имеет свои характерные особенности, изучение которых может потребовать времени.[2]
Прочтите несколько сценариев выбранного вами жанра, чтобы поучиться у профессионалов. -
5
Не пишите слишком много. На чтение одной страницы сценария обычно уходит около минуты времени, так что тексту на бумаге должно быть просторно.[3]
В этом смысле сценарий не похож на книгу — для него характерен меньший объем написанного.Реклама
-
1
Сформулируйте основу сюжета. Напишите короткое предложение или фразу, заключающую в себе основную идею, вокруг которой будут развиваться события. Это основа повествования, очень короткая мысль, формирующая цели происходящих событий и развития сюжета.
-
2
Сделайте набросок истории. Перед написанием собственно сценария и диалогов, продумайте основу сюжета и главные события — это поможет логично развивать повествование и не уходить слишком далеко в отступлениях. Набросок должен быть написан от третьего лица.
-
3
Пришло время насыщать рассказ деталями. Опишите основную интригу произведения, но добавьте много подробностей и вариантов развития событий; сейчас можно не думать о формате стили и тому подобном — дайте волю творчеству. В результате вы должны получить сюжет, личности героев, отношения, связи персонажей и саму суть истории. Можно использовать рисунки и диаграммы для наглядности, чтобы наглядно продемонстрировать другим интригу и персонажей сценария.
- Ваши образы должны стать двигателями событий на экране или сцене, поэтому убедитесь, что они интересны и новы. Не обязательно сразу продумывать их до деталей, но они должны «вжиться» в свои собственные роли, пока пишется сценарий.
-
4
Теперь нужно все упорядочить и выбросить лишнее. Когда сценарий уже на бумаге, нужно найти все слабые места, перегружающие описания, чересчур сильные отступления — и вообще все, что затягивает ход событий и ослабляет впечатление от происходящего. Вам понадобится твердость: даже если вы полюбили какие-либо моменты или героев, это не говорит о том, что их стоит оставлять в сценарии после ревизии.
Реклама
-
1
Имея готовый набросок сценария, проведите исследование: посмотрите пьесы, телешоу и кинофильмы с аналогичным вашему сюжетом. Сравните вашу работу с другими. Возможно, вы переусердствовали — например, увлеклись тропами? Подумайте, чем ваше произведение отличается от просмотренных вами?
- Постарайтесь глубоко прочувствовать написанное. Философски подойдите к теме и старайтесь мыслить нестандартно. Так ваш сценарий станет более увлекательным.
-
2
Упростите ваш стиль. Вам не нужны причудливые диалоги или сумасшедшие сцены, чтобы удержать интерес аудитории. Как и в написании книги, наиболее ценно — показать присходящее, а не рассказать о нем. Позвольте поступкам героев говорить за них, придайте больше смысла несказанному.[4]
-
3
Пропишите сюжет в формате сценария. Точная форма будет отличаться в зависимости от способа показа и даже от географии. Каждая сцена должна иметь заголовок с описанием, а перед каждой репликой должно быть имя произносящего ее героя и так далее. Продюсеры могут даже не взглянуть на сценарий, не соответствующий формату.
- На этом этапе работы подумайте о приобретении программы для написания сценариев. Таких программ несколько, и они помогут вам придать тексту нужный вид.
-
4
Выдерживайте стиль. Помните, что главное в сценарии — действия и диалоги. Старайтесь, чтобы ваши герои говорили реалистично, и не смешивайте стили и лексику — если только не делаете это специально ради нужного эффекта.
Реклама
-
1
Опишите сцену. Не забудьте о важных деталях (например, время суток), месте действия и поведении героев. Это не менее важно самих диалогов.
-
2
Кратко описывайте действия. Передайте смысл происходящего, а детализацию оставьте режиссеру. Прописывать события «до миллиметра» — не задача писателя. Включив в описание слишком много деталей, вы только расстроитесь в итоге.
-
3
Уделите много времени работе над диалоговой частью. Диалог может как сделать персонаж интересным или уничтожить его. Что хуже — большинству людей исключительно тяжело дается написание диалогов. Чтобы получить нужный результат, запишите реальные разговоры — и вы сможете понять, как люди говорят в жизни и какие выражения используют.
- Послушайте больше людей — так вы сможете придать герою интересные особенности и индивидуальность.
- Чтобы герои не были похожи друг на друга, у них должен быть свой образ и свой «голос». Помните: образ героя определяет его положение, выбор слов и манеру речи.
- Прочитайте ваши диалоги вслух, уделяя особое внимание звучанию: не слишком ли оно неуверенное, обыденное или чрезмерное.
Реклама
-
1
Отредактируйте сценарий, но не переборщите с перфекционизмом: стремитесь к совершенству, но не пытайтесь довести до него вашу работу.
-
2
Дайте прочесть оконченный сценарий тем людям, чье мнение вы уважаете. Обращайтесь к людям с разными вкусами и личными особенностями. Важно также, чтобы они хотели дать вам честный отзыв о вашей работе.
- Не позволяйте себе расстраиваться, оскорбляться или злиться из-за критики или замечаний — они всего лишь мнения, а не факты. Доброжелательно и с энтузиазмом воспринимайте чужое мнение, но помните: менять что либо или нет — решать только вам.
-
3
Правьте вашу работу столько раз, сколько потребуется. Возможно, иногда это будет неприятно, но вы обрадуетесь, если в итоге сможете донести свое видение.
Реклама
Советы
- Определитесь с жанром сценария. Если это комедия, убедитесь, что другие тоже находят его смешным. Если пишете драму — делайте диалоги драматичными и захватывающими.
- Сценарий должен звучать, как в жизни — а не так, будто это голос робота.
- Если вы написали киносценарий, попробуйте воспользоваться одним из сервисов поиска новых сценариев — тогда вашу работу оценят профессионалы, а за ее сохранность не нужно будет опасаться.
- Сценарий пьесы должен иметь титульную страницу с указанием названия, имени автора и приблизительной продолжительности. Сценические и прочие ремарки должны быть написаны курсивом.
- Прежде чем писать на своей работе слово «киносценарий», проверьте ее на плагиат. Это можно сделать через интернет.
- Возможно, вам стоит посетить курсы по написанию сценариев — там вы можете получить полезные навыки, особенно в плане развития сюжета, героев или написания диалогов.
- Делайте сценарий максимально оригинальным.
Реклама
Предупреждения
- Запаситесь терпением — писательство требует временных затрат, а результаты работы в спешке обычно бывают не на должном уровне. Посвятите написанию время — и получите прекрасный сценарий.
- Не стоит ждать, что ваш первый сценарий сразу же будет нарасхват. В этот бизнес непросто войти.
- Если вы захотите сделать постановку, вам нужен будет агент, который поможет передать сценарий продюсерам и режиссерам. Обычно процесс принятия сценария долгий и трудный, так что будьте терпеливы.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 149 069 раз.
Была ли эта статья полезной?
Как написать сценарий?
Несколько простых принципов написания успешного киносценария. Самое главное — выбрать правильный сюжет. Он должен быть оригинальным в той же степени, как оригинален пирог, который по любимому рецепту печет твоя мама на протяжении последних тридцати лет. Зрители любят получать старые вкусы под новым соусом или с новой начинкой.
Правильный выбор главного героя фильма не менее важен. Если он положительный герой, то у него должен быть, как минимум, один недостаток. К примеру, он ненавидит бананы или вечно ходит с развязанными шнурками. В этом случае, сравнивая себе с героем, зритель не будет чувствовать себя ущемленным. В свою очередь, отрицательный герой должен внушать хотя бы толику симпатии: он, например, может любить бананы, а его шнурки всегда в порядке.
Правильный финал фильма — половина успеха. Он должен быть неожиданным, но не настолько, чтобы зритель почувствовал себя идиотом, не подозревавшим о подобной возможности на протяжении 90 минут фильма».
Сид Филд/Syd Field,
автор книги «Двигаясь в кино»/«Going to The Movies»
Правило 1. Только не натюрморты
Не предавайтесь долгим описаниям вещей или интерьера. Декорацию все равно будут делать художники, а у читателя есть воображение. Чаще всего в описании фразы «Спальня Мити. Утро.», — вполне достаточно. Ваша работа — кратко и образно описать действия героев и написать их диалоги.
Правило 2. Деталь
Иногда нужно дать деталь. Например,«Спальня Мити, утро. На полу разбросано дорогое женское нижнее белье». Или «Спальня Мити, утро. На стене висят фотографии „псов войны“. Обратите внимание, что эти детали делают характер персонажа. Это два разных Мити!
Правило 3. Прятать описание
Описание можно спрятать в действии. „Спальня Мити, утро. Митя спускает ноги с драной бабушкиной кушетки и наступает на белый шелковый лифчик“. Читатель сконцентрирован на Мите, и ему не скучно читать „спрятанные“ описания кушетки и лифчика.
Правило 4. Экономичное письмо
»Экономичное письмо» одновременно описывает действие, интерьер и персонажей, как это было показано в предыдущем совете. Писать экономично — это квалификация настоящего сценариста. Для прочувствования этого представьте, что вы будете посылать сценарий телеграммой, и каждое слово стоит 2 бакса.
Правило 5. Фильтруйте слова
Первый вариант сценария можно писать методом мозгового штурма. При этом на бумагу выплескиваются все слова, которые пришли на ум, но затем сценарий переписывается и отбирается одно из пяти. Читателю подается только отфильтрованный вариант.
Правило 6. Более конкретный синоним
Постарайтесь в каждой сцене заменить часто встречающиеся общие глаголы или существительные (идет, говорит, смотрит, дом, женщина) их более конкретными синонимами.
Правило 7. Но мне нужно описать это место!
Хорошо, если художники будут решать, как это будет выглядеть, то сценарист вправе описать, как это чувствуют персонажи. Но не увлекайтесь этим — вы пишете сценарий, а не любовный роман!
Правило 8. Тропы
Все поэтические тропы в вашем распоряжении. Метафоры, сравнения, синекдохи и т.п. Только не увлекайтесь. Тропы должны работать на сценарий, то есть в конечном итоге на эскейпизм читателя, а не демонстрировать вашу оригинальность. Перефразируя Хемингуэя — хороший сценарий подобен айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой.
Правило 9. Правило четырех строк
Никакое действие не должно занимать в сценарии больше четырех строк. Если сцена занимает не меньше страницы, разбейте ее пустыми строками. Четыре строки — пробел, четыре строки — пробел. Это называется «избавляться от черноты».
Правило 10. Осторожней!
Другой способ разбить длинную сцену — вставить на страницу хотя бы одну реплику персонажа, даже если это будет выкрик «осторожней!» или «черт!».
Правило 11. Еще быстрей!
Оживите описания смешными словами или звуками, например, БУММММММС! или КЛАЦ! Используйте односложные предложения типа «Выстрел!» или «Безмолвие». Старайтесь располагать одно предложение в абзаце.
Правило 12. Описание персонажа
Придумайте персонажам короткие, емкие — и не без юмора — описания. Например, «крашеная брюнетка, секретарша в левой конторе на Соколе». Или «Коренастый субъект средних лет, смахивающий на обритого бабуина».
Правило 13. Еще быстрей
Употребляйте энергичные описания действий. Не «Митя пытается погладить ее, и ему, кажется, удается», а «Митя резко кладет руку ей на грудь». Поменьше запятых. Поменьше слов «который» и «которая». Побольше точек. Пишите уверенно, вы должны поставить читателя перед фактом — он читает сценарий человека, знающего, о чем он говорит.
Правило 14. Переворачиватели страниц
«Лаурисио подкрадывается и:» (тут надо перевернуть страницу). Мартел говорит, что специально добавлял пустые строки или убирал что-то, чтобы момент саспенса приходился на конец страницы. Можно специально напустить саспенсу в конце страницы. Например, «Митя входит. Никого нет. Вдруг он слышит шаги:» — переворачивается страница — «: из кухни выходит лысый убийца». Переворот страницы — как переключение между программами на телеканале, очень ответственный момент.
Правило 16. Режьте!
Убирайте слова. Убирайте прилагательные и наречия. Безжалостно. Беспощадно. А уж сколько «и» и «но» можно вычеркнуть без ущерба для сценария:. Вычеркивайте предложения, несмотря на то, что их написали вы. Сценарий должен быть стройным. Конечно, жалко. А не жалко, если читатель бросит читать на второй странице?
Это, конечно, всё правильно, но сценарий написать не поможет.
А как Вам представляется, как рождается сценарий?
Мне это видится так:
Вы сценарист, писатель или режиссер. Возможно, актер. Возможно даже инженер или жена олигарха. И вот Вам вдруг очень захотелось написать о чем-то. Вы «оплодотворены идеей»! Жажда творчества переполняет Вас.
Идея еще очень смутная, непонятная. Но она греет Вам душу, она медленно зреет у Вас в голове, обрастая подробностями. Иногда Вы что-то записываете на бумаге или в компьтере. Записей много. Сцены, мысли, фрагменты диалогов, описания персонажей. Конфликты, интриги, линии, сюжеты, подсюжеты. Постепенно Вы сами начинаете понимать, о чем Ваш будущий фильм, и какую главную мысль Вы собираетесь донести до зрителя. Часто это уже совсем не та мысль, которая была первоначально. Возможно, промучившись месяц, Вы отложите работу в сторону. Возможно, даже навсегда. Но, допустим, Ваша идея плодотворна. Она бударажит Ваше воображение. И с каждым днем всё сильнее и сильнее. Она не дает Вам спать по ночам. Делает Ваше поведение странным. Близкие думают, что Вы немного сошли с ума. В этом есть доля правды. Вы записываете, зачеркиваете, снова записываете… И так изо дня в день…
И вот, совсем неожиданно, в какой-то момент, иногда совсем не подходящий, в Вашей голове вдруг происходит щелчок. Вы вдруг понимаете, что то, что Вы хотели сказать, приобрело понятные Вым гармоничные очертания. Этот момент можно сравнить с рождением ребенка. Те же схватки. Напряжение. Кризис. И радость освобождения.
И вот он. Ваш ребенок. Плод Вашего многодневного труда. Ваш будущий сценарий. Он родился.
Пока он еще слабый, не очень развитый. Его косточки еще очень маленькие и хрупкие. НО ОНИ ЕСТЬ. То есть, в Вашем будущем сценарии теперь есть главное. Есть структура. Есть связи, есть форма, есть содержание. И есть то, что Вы хотели сказать миру. Теперь Вам есть, что показать и есть, над чем работать дальше. Теперь Вам самому ВСЁ ПОНЯТНО.
И теперь день за днем Вы будете наращивать на Вашего «ребенка» мышцы. Вы научите его говорить, Вы постепенно будете укреплять его «скелет», пока он, в конце концов, не окрепнет настолько, что его можно будет отпустить в самостоятельно путешествие, то есть, показывать продюсерам. И вот он, наконец, готов. Он крепок, строен, прекрасно сложен. И абсолютно не похож на другие сценарии, хотя в нем и есть все те же признаки, которые отличают хороший сценарий от плохого.
И что же было в этом процессе главное, спросите Вы? Почему у одних получается, а у других — нет?
Главное — момент рождения.
Если не было момента рождения, хорошего сценария не получится никогда. И никакие инструкции Вам не помогут.
Инструкции нужны не до момента рождения, а после него.
Автор статьи: William Martell
Оригинал на filmmaker.iatp.org.ua/
Как правильно написать сценарий?
Вопросы сценаристу
Простые, но очень важные вопросы, которые сценарист должен задать самому себе.
- 1. Кто главный герой Вашей истории?
- 2. В чем основной конфликт истории? Сможет ли он удерживать внимание аудитории в течение всего фильма?
- 3. Какая у главного героя цель?
- 4. Достаточно ли серьезны препятствия, которые стоят на пути героя к цели? Что он будет делать, чтобы их преодолеть?
- 5. Меняются ли поведение и мотивы главного героя по мере развития сюжета? Обоснованы ли его поступки? Вытекают ли они логически из его образа, характера?
- 6. Есть ли в Вашей истории сильный антигерой?
- 7. Соблюдена ли классическая трехактная структура киносценария (если Вы написали сценарий полнометражного фильма)?
- 8. Удалось ли Вам на первых 10 страницах описать событие, которое спровоцирует основной конфликт истории?
- 9. Есть ли в Вашем сценарии поворотные пункты и кульминация?
- 10. Есть ли в нем сцены, которые можно убрать без ущерба для истории?
- 11. В каждой ли сцене события не просто рассказаны, а показаны?
- 12. Насколько правдоподобен и непредсказуем финал?
- 13. Какая у будущего фильма целевая аудитория?
Главный герой
Главный герой — это основной персонаж Вашей истории. Его мотивы и поступки определяют развитие сюжета. Это персонаж, находящийся в центре внимания большую часть времени. Вводите главного героя в действие так скоро, как только сможете, в самом начале повествования.
Герой должен вызывать симпатию, его недостатки и слабости должны быть понятны зрителю. Зритель должен отождествлять себя с героем, сопереживать ему. Только тогда Вы сможете полностью вовлечь аудиторию в происходящее на экране. Держите зрителя в постоянном напряжении. Герой должен находиться в экстремальных условиях в течение всей истории. В профессионально написанном сценарии герой все время в эпицентре конфликта — внешнего или внутреннего.
Главный герой будет выглядеть убедительно, только если детально проработаны четыре главных составляющих его образа:
- Его мотивы;
- Его цель;
- Препятствия, с которыми он столкнется на пути к достижению цели;
- Перемены, которые произойдут в его личности с развитием истории.
Мотивы героя
Герой не должен совершать поступков, которые не соответствуют его образу. Если зритель говорит: «Не верю», — его эмоциональная связь с героем рвется. Чтобы сделать развитие персонажа от начала до конца истории убедительным, нужно дать герою правдоподобную и четко определенную систему мотивов. Именно мотивы определяют поведение героя.
Мотивом второстепенного персонажа может быть любое узнаваемое чувство — любовь, ненависть, жадность и т.д. Но главного героя лучше наделить двумя несовместимыми мотивами. Так Вы создадите хорошую почву для возникновения и развития внутренних и внешних конфликтов.
- Майкл Корлеоне разрывается между желанием вести законопослушную жизнь и необходимостью защитить семью («Крестный отец»).
- Супруги-киллеры Джон и Джейн Смит любят друг друга, но каждый должен выполнить заказ на убийство другого («Мистер и Миссис Смит»).
Цель
Цель героя зависит от движущих им мотивов. Повествование будет более динамичным, если цель героя противоречит целям других персонажей, а главное — антигероя. Убедитесь, что дали герою и антигерою четко обозначенные и противоположные цели.
- Полковник Дэниелс (Дастин Хоффман) хочет найти лекарство от опасного вируса и спасти город. Генерал МаКлинток (Дональд Сазерленд) хочет использовать вирус как биологическое оружие. Он не может допустить появления доступного всем лекарства («Эпидемия»).
- Существо с другой планеты хочет уничтожить героев. Герои хотят выжить («Чужой», «Хищник»). Выживание — эффективный и популярный у сценаристов мотив.
Препятствия
На пути к достижению цели героя должно ожидать множество препятствий. Появление все более серьезных трудностей, опасностей и преград и то, как их преодолевает главный герой, составляет основную часть истории — ее второй акт (поставить ссылку). Если у героя слишком мало проблем, история будет недостаточно глубокой и напряженной. Начиная писать тритмент, удостоверьтесь, что приготовили герою достаточно преград, чтобы он мог с честью их преодолеть.
Рассмотрим, как это работает на примере фильма «Правдивая ложь».
- От секретного агента Гарри Таскера (Арнольд Шварцнеггер ) ускользает опасный террорист.
- Его жена Хелен заводит любовника.
- Хелен и Гарри похищают террористы.
- Герою удается вырваться, но жену увозят.
- Таскер должен спасти ее из потерявшего управление автомобиля, мчащегося к обрыву.
- В это время антигерой захватил небоскреб и угрожает взорвать атомную бомбу. У него в руках дочь Таскера.
Избегайте препятствий, «высосанных из пальца». Они должны выглядеть естественно. Самые убедительные преграды — это те, которые уже заложены в материале — обстановке, персонажах и личности самого героя. Нужно только их найти.
- Место действия фильма Нила Маршалла «Спуск» — пещера глубоко под землей. Препятствия на пути героев — обвал, перекрывший выход, запутанные коридоры, для которых нет карты, пропасти и темнота.
- Джон Фергюсон, главный герой «Головокружения» Альфреда Хичкока, сталкивается с необходимостью преодолеть внутреннюю преграду — боязнь высоты.
Перемены
Преодолевая препятствия на пути к цели, герой должен развиваться.
- Обычная девушка Сара Коннор обретает новый смысл жизни в качестве матери будущего спасителя человечества («Терминатор»).
- Циничный бизнесмен Оскар Шиндлер посвящает себя делу спасения евреев от Холокоста («Список Шиндлера»).
Если персонаж не развивается, он выглядит шаблонным. Развитие героя должно быть заложено в характере. Главная цель и мотивы взаимодействуют, заставляя героя меняться. Лучший способ дать герою импульс для развития — заложить в него два сильных противоборствующих мотива.
Типы персонажей
Персонажей в фильме можно разделить на четыре базовые категории: персонажи-функции, вспомогательные,второстепенные и основные персонажи.
Персонаж-функция служит для выполнения какой-нибудь одной задачи и не влияет на движущие мотивы главных героев. Такой персонаж ничем не выделяется. Выполнив задачу, он исчезает с экрана и из памяти зрителя.
- Байкеры в «Терминаторе 2» появляются лишь для того, чтобы герой Аронольда Шварценеггера мог отобрать у них одежду и мотоцикл.
- Защитника Самарканда в начале «Дневного Дозора» используют, чтобы показать, как работает Мел Судьбы.
Работая над характером-функцией, не надо увлекаться деталями. Лишние описания — враг сценариста.
Вспомогательный персонаж или персонаж-ярлык отличается от персонажа-функции тем, что у него есть бросающаяся в глаза особенность, «метка», по которой его мгновенно запоминает и узнает зритель.
- Персонаж Эдварда Джеймса Олмоса в «Бегущем по лезвию» в каждой сцене складывает фигурки из бумаги.
- Джоди (Розанна Аркетт) из «Криминального чтива» — фанатичная поклонница пирсинга, у нее есть серьга почти в каждой части тела.
Как правило, ни персонажам-функциям, ни вспомогательным персонажам не уделяют внимания в тритменте. Если можете рассказать историю, не упоминая их, сделайте это. Не сможете — упоминайте только в случае необходимости.
Второстепенные персонажи, как и вспомогательные, обладают яркими индивидуальными чертами и легко запоминаются. Их отличие в том, что они эволюционируют с развитием сюжета.
- Си-Джей (Майкл Келли) в «Рассвете мертвецов» в начале фильма предстает эгоистом, которого волнует только собственная безопасность. В конце он жертвует жизнью ради спасения остальных.
- Горлум из «Властелина колец» меняется за время действия несколько раз. Сначала он превращается из противника в помощника главного героя, а после снова становится врагом.
Когда одержимый властью персонаж гибнет в погоне за могуществом, он остается вспомогательным. Если перед смертью он лишается даже той силы, которую имел — это второстепенный персонаж. Его «ярлык» эволюционировал.
Основные персонажи — это герой и антигерой.
Герой должен вызывать одобрение аудитории и заставлять сопереживать. Но и антигерой не менее важен. Это не обязательно злодей, но его действия всегда направлены против героя. Интересный антигерой, бросающий герою достойный вызов — одна из важных составляющих успешного сценария.
- Чем сильнее зритель настроен против антигероя, тем больше он желает победы герою.
- Чем более опасным и непобедимым выглядит антигерой, тем сильнее и достойнее смотрится главный герой.
Антигерой не обязательно должен быть человеком. Это может быть и дикий зверь («Призрак и Тьма»), и насекомые(«Москиты»), и опасный вирус («Эпидемия»), а также разбушевавшаяся стихия, космические пришельцы, сверхъестественные силы и многое другое.
Иногда проще изобразить интересного и правдоподобного антигероя, чем главного героя, которому хочется сопереживать. Но не стоит нарушать баланс в его пользу. Хороший злодей не спасет плохого героя.
Трехактная структура сценария
Классический киносценарий имеет трехактную структуру. Это проверенная временем схема, на основе которой создано большинство популярных кинофильмов.
Смысл трехактного построения сценария не в том, чтобы подогнать историю под определенный жесткий шаблон. Четкая структура помогает автору внятно и последовательно изложить историю, не запутаться в сценах и персонажах и выстроить логику развития действия и поведения героев. Эта структура универсальна и подходит для фильма любого жанра.
Обычно сценарий полнометражного фильма составляет 90-120 страниц, то есть одна страница соответствует примерно одной минуте фильма. Для удобства изложения будем считать, что у нас 120-страничный сценарий, набранный в MS Word шрифтом Courier New, 12 кеглем, с полуторным интервалом. Это составляет около 120000 знаков.
1 Акт
Экспозиция
(страницы 1 — 30)
Первый акт — это экспозиция и завязка истории. К концу первого акта читатель должен иметь представление о времени и месте действия будущего фильма, о главном герое и антигерое, о предыстории сюжета. Здесь должен быть обозначен основной конфликт фильма.
Представление читателя о сценарии в целом зависит от первого акта. Если потенциальному покупателю не понравились первые десять страниц сценария, дальше он читать не будет.
В первом акте необходимо:
- Представить главного героя Вашей истории. Главный герой должен сразу заинтересовать будущего зрителя, вызвать у него симпатию и желание узнать о дальнейшей судьбе персонажа.
- Обозначить главную цель героя, к которой он будет стремиться на протяжении всей истории.
- Описать провоцирующий инцидент — событие, которое обозначит основной конфликт фильма.
- Задать настроение, интонацию фильма, а также линии поведения героев.
- Показать, что Ваша история универсальна, интересна каждому из нас.
- Ввести в действие антигероя — главную преграду на пути главного героя.
В конце первого акта должно произойти значительное событие, которое полностью изменит жизнь героя. Это первыйповоротный пункт, который запускает второй акт.
2 Акт
Борьба героя с препятствиями на пути к цели
(30 — 90 страница)
Второй акт — это основная часть Вашего сценария. Здесь идет рассказ о препятствиях, которые встают на пути главного героя и о том, как герой их преодолевает. Наращивайте напряжение на протяжении всего второго акта. Давление обстоятельств и антигероя на главного героя должно постоянно усиливаться.
Второй акт самый большой по объему, поэтому лучше разделить его на три части, каждая из которых должна закончиться поворотом сюжета, вопросом, ответ на который герой и зритель получат в начале следующей части.
2 Акт, 1 часть.
Герой начинает действовать
- Вызов, который получил герой в конце первого акта, заставляет его действовать.
- Главный герой сталкивается с множеством препятствий, которые возникают по вине антигероя или обстоятельств. Преодолевая трудности, персонаж развивается. Меняются его поведение и мотивы.
- В конце первой части герой достигает границы, за которой уже не будет пути назад. Раньше он мог отказаться от миссии и жить как раньше. Теперь все мосты сожжены. Он должен полностью посвятить себя цели.
2 Акт, 2 часть
- Преграды становятся все более серьезными, а цена поражения — более высокой. Если герой проиграет, он потеряет все, чем дорожит.
- Эта часть второго акта заканчивается тем, что герой терпит крупное поражение. Какими бы сложными для преодоления не были до этого преграды, он всегда справлялся с ними. Теперь он оказывается перед лицом максимально опасной и практически неразрешимой ситуации.
2 Акт, 3 часть
Подготовка к Кульминации
- Наступает самый драматический момент истории. Герой оказывается в критическом положении. Обстоятельства против него. Главная цель кажется недостижимой. Это черный час героя.
- Неожиданно, герой получает еще один шанс довести дело до конца и достичь главной цели. Он понимает, что должен бороться и победить.
3 Акт
Главный герой выполняет свое предназначение
(90 — 120 страница)
Третий акт занимает последние 30 минут фильма. Это наиболее динамичная и эмоционально напряженная часть истории. Герой получает ответы на все вопросы. Завершаются все сюжетные линии. Действие подходит к кульминации, после которой наступает развязка истории.
- Персонаж вступает в финальное противоборство с антигероем.
- Действие стремительно приближается к неминуемой развязке — окончательному разрешению конфликта. События должны происходить в ускоренном темпе.
- В третьем акте не должно появляться никакой новой информации, все события являются следствиями действий героя в предыдущих актах.
- В финальный момент кризиса наступает кульминация. Кульминация — это высшая точка истории. Герой должен преодолеть самое главное препятствие, сделать окончательный выбор.
Наступает развязка истории. Здесь нужно показать, как перемены, которые произошли с героем, повлияют на жизнь персонажа. Эта часть истории не должна быть затянутой. Достаточно нескольких минут.
Источник: resheto.ru/speaking/edit/news2079.php
Перевели статью о Дэвиде Мэмете и его письмо о том, как писать интересно, оригинально, дерзко и ярко.
(ПРИМ. ПЕРЕВОДЧИКА: нецензурная лексика максимально сглажена с учетом интеллигентности аудитории нашего блога. Статья написана достаточно агресссивно, стилистика выдержана в пределах разумных норм )
В целом день мой был ничем не примечателен, обычный такой офисный день. Пока я не наткнулся на пост Дэвида Мамета — писателя и режиссера. Обращался он к писателям, работавшим над сериалом “Подразделение”, а говорил о том, как надо писать, чтобы привлечь зрителя.
Когда я впервые увидел эти простые, грубоватые и очень верные мысли, я понял, что статья обязательная к прочтению. Достаточно было увидеть всего пару фраз: “Любая сцена, в которой два героя обсуждают третьего, — кусок дерьма. Если вам вдруг стало скучно читать отрывок сценария, будьте уверены в том, что актеры вдвойне заскучают, пока будут ее играть, зритель втройне, пока будет смотреть, и все мы утонем в скуке”.
Дэвид Мамет вообще, надо сказать, любитель делать едкие замечания сценаристам и продюсерам, шутливо обзывая последних пингвинами. Такой контент всегда интересен, ведь он дает понимание того, как НАДО писать и делать, чтобы заинтересовать публику. В общем, предлагаю насладиться полной версией этого манифеста (заглавные буквы — авторский оригинал).
ПИСАТЕЛЯМ «ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ».
ПРИВЕТ.
ЕСЛИ СЕСТЬ И РАЗОБРАТЬСЯ В ТОМ, КАК НАПИСАН ЭТОТ СЕРИАЛ, ПРОБЛЕМА ЕГО СРАЗУ СТАНЕТ ОЧЕВИДНОЙ.
А ПРОБЛЕМА, ДРУЗЬЯ, ВОТ В ЧЕМ: НАДО УМЕТЬ ОТЛИЧАТЬ ДРАМУ ОТ НЕ ДРАМЫ. ПОЯСНЮ.
ВСЕ ВОКРУГ ОРУТ ВО ВЕСЬ ГОЛОС, ЧТО СЕРИАЛ ДОЛЖЕН БЫТЬ МАКСИМАЛЬНО ПРОСТЫМ И ПОНЯТНЫМ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ. И ПЕРЕД НАМИ БУДТО ВСТАЕТ ЗАДАЧА — ВПИХНУТЬ МАКСИМУМ ИНФОРМАЦИИ В МИНИМУМ ВРЕМЕНИ.
НАШИ ДРУЗЬЯ-ПИНГВИНЫ (имеются в виду продюсеры — прим. переводчика) СЧИТАЮТ, ЧТО МЫ НАНЯТЫ КАК РАЗ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВСЮ ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ СВЕСТИ ВОЕДИНО. И ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ НАМ НАЧИНАЕТ КАЗАТЬСЯ ТАК ЖЕ.
НО СЛУШАЙТЕ, ЗРИТЕЛЬ ПРИШЕЛ НЕ ИНФОРМАЦИЮ УСВАИВАТЬ. И ВЫ ТОЖЕ. И Я. ВСЕ ХОТЯТ ДЕЙСТВИЯ, ДРАМЫ, А НЕ НАБОР ФАКТОВ.
- А ЧТО ЕСТЬ ДРАМА?
ДРАМА — ЭТО КВЕСТ, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН ПРОЙТИ ГЕРОЙ, ЭТО ВСЕ ПРЕПЯТСТВИЯ, ЧТО СТОЯТ НА ЕГО ПУТИ.
ПОЭТОМУ МЫ, ПИСАТЕЛИ, В КАЖДОЙ СЦЕНЕ ДОЛЖНЫ ЗАДАВАТЬ СЕБЕ ТРИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ВОПРОСА:
- КОМУ ЭТО НАДО?
- ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ У ГЕРОЯ ВДРУГ НЕ ПОЛУЧИТСЯ?
- ПОЧЕМУ ИМЕННО СЕЙЧАС ЭТО ДОЛЖНО СЛУЧИТЬСЯ?
ОТВЕТЫ НА ЭТИ ВОПРОСЫ — ЛАКМУСОВАЯ БУМАЖКА, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ДРАМАТИЧНОСТЬ И НУЖНОСТЬ ПРОИСХОДЯЩЕГО.
ЕСЛИ СЦЕНА НАПИСАНА НЕ ДРАМАТИЧНО, СЫГРАТЬ ЕЕ ДРАМАТИЧНО БУДЕТ НЕРЕАЛЬНО.
НЕТ ВОЛШЕБНОГО ПОРОШКА, КОТОРЫМ МОЖНО ПОСЫПАТЬ БЕЗНАДЕЖНО СКУЧНЫЙ, НЕИНТЕРЕСНЫЙ СЦЕНАРИЙ И СДЕЛАТЬ «ВЖУХ И ИНТЕРЕСНО». ТОЛЬКО ВЫ, ПИСАТЕЛИ, НЕСЕТЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИНТЕРЕСНОСТЬ ПРОИСХОДЯЩЕГО.
К СКУКОТЕ ОТНОСЯТСЯ, НАПРИМЕР, ВСЕ СЦЕНЫ НЕПОНЯТНЫХ СПЛЕТЕН, В КОТОРЫХ ДВА ГЕРОЯ ОБСУЖДАЮТ ТРЕТЬЕГО. ДА, ВСЕ ПОНАЧАЛУ ПИШУТ ТАКУЮ БУРДУ, НО НЕ ДАЙ БОГ ЧТОБ ЭТО КОГДА-ТО БЫЛО СНЯТО ВООБЩЕ. ЛЮБАЯ СЦЕНА, В КОТОРОЙ ДВА ГЕРОЯ ОБСУЖДАЮТ ТРЕТЬЕГО, ОБРЕЧЕНА НА ПРОВАЛ.
ЕСЛИ ВАМ ВДРУГ СТАЛО СКУЧНО ЧИТАТЬ ОТРЫВОК СЦЕНАРИЯ, БУДЬТЕ УВЕРЕНЫ В ТОМ, ЧТО АКТЕРЫ ЗАСКУЧАЮТ ВДВОЙНЕ, ПОКА БУДУТ ЕЕ ИГРАТЬ, ЗРИТЕЛЬ — ВТРОЙНЕ, ПОКА БУДЕТ СМОТРЕТЬ, И ВСЕ МЫ УТОНЕМ В СКУКЕ.
КТО-ТО НЕПРЕМЕННО ДОЛЖЕН ДОБАВЛЯТЬ В СЦЕНУ ДРАМАТИЧНОСТИ. ПРИЧЕМ, Я СЕЙЧАС НЕ ОБ АКТЕРАХ ГОВОРЮ, ИХ ЗАДАЧА БЫТЬ ПРАВДИВЫМИ И НАСТОЯЩИМИ. И НЕ РЕЖИССЕР ДОЛЖЕН ЭТО ДЕЛАТЬ. ЗАДАЧА РЕЖИССЕРА — ПИНАТЬ АКТЕРОВ, СНИМАТЬ ФИЛЬМ. ЭТО ВАША, ДРУЗЬЯ МОИ, ЗАДАЧА, ВАС — ПИСАТЕЛЕЙ.
АБСОЛЮТНО КАЖДАЯ СЦЕНА ДОЛЖНА БЫТЬ ЖИВОЙ. ТО ЕСТЬ, ГЕРОЙ, УЧАСТВУЮЩИЙ В НЕЙ, ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРОСТОЙ И ДОСТУПНЫЙ ПОВОД В НЕЙ ОКАЗАТЬСЯ, У НЕГО ДОЛЖНА БЫТЬ ЦЕЛЬ ПРЕБЫВАНИЯ, ТАК СКАЗАТЬ.
ЭТА ЦЕЛЬ — СЕРДЦЕ САМОЙ СЦЕНЫ, ЕЕ СМЫСЛ. ВСЕ ПОПЫТКИ ГЕРОЯ ДОБИТЬСЯ ЖЕЛАЕМОГО И БУДУТ ЛЕЙТМОТИВОМ ПРОИСХОДЯЩЕГО НА ЭКРАНЕ, А УСПЕХ ИЛИ ПРОВАЛ — ЛОГИЧЕСКИМ ЗАВЕРШЕНИЕМ ИЛИ ЖЕ ВСТУПЛЕНИЕМ К СЛЕДУЮЩЕЙ СЕРИИ.
ВСЕ ВМЕСТЕ ВЗЯТЫЕ ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЯ И ОБРАЗУЮТ СЮЖЕТ.
А ВОТ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ СЦЕНЫ, КОТОРЫЕ СЮЖЕТ НЕ РАЗВИВАЮТ (ДАЖЕ ЕСЛИ КАЖУТСЯ ВАМ ОЧЕНЬ ДРАМАТИЧНЫМИ) — ЛИБО СОВСЕМ ЛИШНИЕ, ЛИБО НУЖДАЮТСЯ В ПЕРЕПИСЫВАНИИ.
И НА ЭТОМ МОМЕНТЕ ВЫ УЖЕ ИМЕЕТЕ ПОЛНОЕ ПРАВО НЕ ВЫДЕРЖАТЬ И СПРОСИТЬ: ДРУГ, В ЧЕМ ВООБЩЕ НЕОБХОДИМОСТЬ БЫЛА ТАКАЯ, ПИСАТЬ ВСЕ ЭТО?
А ВСЕ ПРОСТО. В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ К ВАМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИСТАНЕТ КАКОЙ-ТО ДУРАК И ПОПРОСИТ СДЕЛАТЬ ЕЩЕ ПРОЩЕ И ЕЩЕ ПОНЯТНЕЕ.
РАБОТА СЦЕНАРИСТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ЗАСТАВИТЬ ЗРИТЕЛЯ ВОЛНОВАТЬСЯ И ХОТЕТЬ ПРЕДУГАДАТЬ, ЧТО ЖЕ БУДЕТ ДАЛЬШЕ, А НЕ ПОЯСНЯТЬ, ЧТО ТОЛЬКО ЧТО ПРОИЗОШЛО.
И НАСТАНЕТ МОМЕНТ, КОГДА ПОДОЙДЕТ КАКОЙ-ТО ИДИОТ И СКАЖЕТ: «НО ДЖИМ, ЕСЛИ МЫ В СЛЕДУЮЩЕЙ СЕРИИ УБЬЕМ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА, ВСЕ С УМА СОЙДУТ ОТ КРУТОСТИ!»
ТАК ВОТ ЗАПОМНИТЕ РАЗ И НАВСЕГДА. ВАМ ПЛАТЯТ НЕ ЗА РАЗЖЕВЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ, НЕ ЗА ПОДАЧУ ОЧЕВИДНОЙ И ПОНЯТНОЙ ЧЕРЕДЫ СОБЫТИЙ, ВАША ЗАДАЧА — ЗАСТАВИТЬ ВОЛНОВАТЬСЯ!
«НУ ДА, НУ ДА» — СКАЖЕШЬ ТЫ.
А Я СНОВА ОТВЕЧУ: «РАЗЖУЮ ЕЩЕ ПОНЯТНЕЕ».
ГДЕ ОН, БАЛАНС МЕЖДУ ПОДАЧЕЙ ФАКТОВ И ДРАМАТИЧНОЙ СЦЕНОЙ? ЗАДАЧА СЦЕНАРИСТА — НАЙТИ ЕГО. И УМЕНИЕ ЕГО НАХОДИТЬ — ВОТ ЧТО ОТЛИЧАЕТ ВАС ОТ ВСЕХ ТЕХ ДУРАКОВ, КОТОРЫЕ БУДУТ КРИТИКОВАТЬ И ПЕРЕЛОПАЧИВАТЬ ВАШ СЦЕНАРИЙ.
ПОДУМАЙТЕ НАД ЭТИМ.
КАЖДЫЙ РАЗ НАЧИНАЙТЕ С ПРОСТОГО ПОСТУЛАТА: СЦЕНА ДОЛЖНА ВОЛНОВАТЬ. У ГЕРОЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРОБЛЕМА, И ОН ДОЛЖЕН НАЙТИ ЕЕ РЕШЕНИЕ. А ЕСЛИ НЕТ, ТО ДОЛЖЕН ПРИЙТИ К ОСОЗНАНИЮ НЕПРАВИЛЬНОСТИ ВЫБРАННОГО ПУТИ И НАЧАТЬ ИСКАТЬ ДРУГОЙ ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ. СЛОВОМ, СЮЖЕТ НИКОГДА НЕ ДОЛЖЕН СТОЯТЬ НА МЕСТЕ.
- О ЛОГЛАЙНАХ
ВОТ ЭТИ ВСЕ ЛОГЛАЙНЫ ИЗ СЕРИИ «БОБ И СЬЮ ОБСУЖДАЮТ ЧТО-ТО ТАМ» — ЭТО НИ РАЗУ НЕ ДРАМАТИЧНО. ЛОГЛАЙН — ЭТО ТО, ЧТО СТОИТ МЕЖДУ НАЧАЛОМ ПРОСМОТРА И ЗРИТЕЛЕМ, УЖЕ ОДИН ОН ДОЛЖЕН ЗАХВАТЫВАТЬ.
ДУМАЙТЕ КАК «СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА». НЕ КАК ПИСАТЕЛИ. НЕ КАК КТО-ТО ТАМ ЕЩЕ. ПОТОМУ ЧТО ОНИ БУДУТ СНИМАТЬ ИМЕННО ТО, ЧТО ВЫ НАПИСАЛИ. Больше о том
что такое логлайн и как его написать >>>>>
- О ТРЕВОЖНЫХ ЗВОНОЧКАХ
ВСЕ СЦЕНЫ СПЛЕТЕН, ГДЕ ДВОЕ ОБСУЖДАЮТ ТРЕТЬЕГО — ЗАВЕДОМО ЯВЛЯЮТСЯ КУСКОМ ДЕРЬМА.
ЛЮБАЯ СЦЕНА, В КОТОРОЙ ОДИН ГЕРОЙ ГОВОРИТ ДРУГОМУ ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ ЧТО-ТО, ЧТО ДОЛЖЕН БЫЛ ИСКУСНО ДОНЕСТИ ПИСАТЕЛЬ — ЗАВЕДОМО ЯВЛЯЕТСЯ КУСКОМ ДЕРЬМА.
УМОЛЯЮ ВАС, НЕ ПИШИТЕ ДЛИННЮЩЕЕ ДЕРЬМО. НАПИШИТЕ ЛУЧШЕ ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ МИНУТНУЮ СЦЕНУ, КОТОРАЯ ВЗОРВЕТ ВСЕМ МОЗГ, ВОТ ГДЕ УСПЕХ. И ВСКОРЕ СМОЖЕТЕ КУПИТЬ ДОМ НА МАЛЬДИВАХ, ЕЩЕ И СЛУЖАНКУ СЕБЕ НАНЯТЬ.
ПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ДЛЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ. И ДЕРЖИТЕ ЭТО ПОСТОЯННО В ГОЛОВЕ. ЧТОБЫ НЕ ПОЛУЧАЛОСЬ ВОТ ЭТОГО, ЧТО СЕЙЧАС СНИМАЮТ — РАДИОСПЕКТАКЛИ КАКИЕ-ТО. ВСЕ, ЧТО ВИЗУАЛЬНО, ДОЛЖНО БЫТЬ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ПРОИСХОДЯЩЕГО В СЦЕНАРИИ.
ЕСЛИ ВЫ ПРИКИНИТЕСЬ ГЛУХИМ И НАПИШИТЕ НЕМОЕ КИНО — СЧИТАЙТЕ СЕБЯ ГЕНИЕМ.
ПОТРЕНИРУЙТЕСЬ РАССКАЗЫВАТЬ ИСТОРИЮ В КАРТИНКАХ. БУДТО ВЫ ЛИШЕНЫ РЕЧИ. ЭТО ОЧЕНЬ СМАХИВАЕТ НА РЕЖИССЕРСКУЮ РАБОТУ, ОДНАКО ЕСЛИ ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАУЧИТЕСЬ РАССКАЗЫВАТЬ БЕЗ СЛОВ — ЭТО БУДЕТ НЕРЕАЛЬНО ВАЖНЫЙ И ПОЛЕЗНЫЙ ОПЫТ.
НУ, И В КОНЦЕ ПОВТОРЮСЬ: ПОСТОЯННО СЕБЯ СПРАШИВАЙТЕ О ТОМ, ЖИВ ЛИ ЕЩЕ ВАШ СЦЕНАРИЙ, НЕ СТУХЛА ЛИ СЦЕНКА И ПРОДВИГАЮТСЯ ЛИ ВПЕРЕД ПРОИСХОДЯЩИЕ СОБЫТИЯ ИЛИ НЕТ? 5 проверенных способов сгенерировать оригинальную идею сценария >>>>>
И НЕ ВРИТЕ СЕБЕ.
И ЕСЛИ ОТВЕТ НЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ — СЯДЬТЕ И ПЕРЕПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА. ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ — ЗВОНИТЕ.
С ЛЮБОВЬЮ, ДЭВИД МАММЕТ.
П.С.: ОТВЕТОВ НА ЭТИ ВОПРОСЫ ВЫ МОЖЕТЕ И НЕ ЗНАТЬ, НО ЭТО НЕ МЕШАЕТ ВАМ ИХ СЕБЕ ЗАДАВАТЬ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ , КАК ПИСАТЬ ЯРКИЕ СЦЕНАРИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СВОЙ СЦЕНАРИЙ СНОВА И СНОВА.
Оригинал — http://www.slashfilm.com/a-let…
#статьи
- 17 фев 2023
-
0
Что такое сценарий фильма и сериала?
Рассказываем о видах и этапах создания. А также о том, что поможет написать первый сценарий.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Автор и редактор. Любит рассказывать истории о предпринимателях, образовании и культуре. Сам учится в Skillbox.
Из статьи вы узнаете:
- что такое сценарий;
- какие виды сценариев бывают;
- из каких этапов состоит работа над сценарием;
- что поможет написать сценарий.
Сценарий — это литературно-драматическое произведение, где подробно описаны действия и диалоги, происходящие в фильме, клипе, рекламном ролике.
Также сценарии пишут для компьютерных игр и мероприятий. Но в этой статье речь пойдёт именно о киносценариях.
Можно выделить два вида сценариев:
- Оригинальный основан на собственной идее сценариста, режиссёра или продюсера.
- Адаптированный базируется на истории, которую уже рассказывали в другой форме — например, книги, пьесы, шоу, снятого ранее фильма. Чаще всего адаптированные сценарии пишут на основе книг-бестселлеров. Вряд ли этот вариант подойдёт начинающему сценаристу, поскольку права на адаптацию нужно покупать.
Ещё есть режиссёрский сценарий — это документ, где прописаны важные для съёмок технические нюансы. Например, расположение камер, цветовое оформление сцены, движение и реакции актёров и так далее.
Выделяют пять этапов работы над сценарием.
- Замысел. Идея может появиться откуда угодно — случайная мысль, наблюдение на улице… Например, сценарист и режиссёр фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартин Макдона вдохновился реальным билбордом с надписью о нераскрытом преступлении.
- Логлайн — это описание сюжета и основного конфликта фильма в 1–3 предложениях. Он отвечает на вопрос: «Про что это кино?» Придумать сильный логлайн очень трудно. На это можно потратить не один месяц. Зато это хороший способ проверить идею: слабый и размытый замысел тяжело перенести в логлайн.
- Синопсис — свободное изложение концепции сценария, краткое содержание фильма. В нём в общих чертах прописаны завязка, поворотные точки, кульминация и развязка.
- Поэпизодник — рыба будущего сценария. Последовательность сцен, иногда с фрагментами диалогов. На этом этапе многие сценаристы используют карточки, на которых записывают содержание сцен. Их можно раскладывать и менять местами, пока не сложится понимание структуры истории.
- Собственно, сценарий, готовый к производству. Содержит описания, ремарки и диалоги.
Можно пропустить все этапы и написать готовый сценарий за ночь. Но, как правило, работа над проектом включает всё перечисленное. Сначала автор придумывает логлайн, пишет синопсис, затем расписывает структуру и набрасывает диалоги, потом на основе всего этого пишет сценарий.
Жанровый сценарий обычно имеет классическую трёхактную структуру.
- Первый акт: завязка. Зрителя знакомят с главным героем и его привычным миром, который к концу акта должен быть разрушен. Например, в «Аватаре» бывший морпех Джейк Салли прикован к инвалидному креслу. Это его привычный мир. Однако вскоре Джейк отправляется на планету Пандора, где ему достаётся аватар — отдельное тело, в которое переносится сознание. У героя появляется вызов — втереться в доверие к аборигенам.
- Второй акт: конфронтация. У героя появляется цель, ради её достижения он оставляет привычный мир и отправляется в «путешествие». В пути он сталкивается с препятствиями и решает конфликты. Конфликты могут быть внешними и внутренними, но обязательно должны нарастать по мере развития сюжета.
Второй акт обычно содержит один или несколько поворотных пунктов, где меняется ход событий, а герою предстоит принять важное решение. Так, во втором акте Джейк Салли приходит к решению сражаться с людьми на стороне народа На’ви.
- Третий акт: кульминация и развязка. Герой доходит до апогея в противостоянии с внешними и внутренними противниками. Здесь происходит кульминация — высшая драматическая точка: финальный бой, самый трудный выбор, гибель или спасение. После кульминации наступает развязка — все конфликты разрешаются. В «Аватаре» это победа На’ви над людьми и окончательное переселение сознания Джейка в аватар. Также в финале может быть намёк на продолжение истории.
Конечно, сценарист может менять местами элементы сюжета: например, начать фильм с финала. Примеры нелинейных сюжетов — «Криминальное чтиво» и «Бойцовский клуб». В артхаусных фильмах и вовсе нет чётких законов. Но у хорошей жанровой истории (да и нежанровой тоже) всегда будет начало, середина и конец.
Писать сценарий — как собирать пазл. В голове есть отдельные кусочки, которые постепенно складываются в цельную картину. И сложится она, только если писать. Пусть это и напоминает порой блуждание в тумане.
Вот что стоит делать каждому, кто задумал написать сценарий:
- Читать сценарии. Многие известные сценаристы считают чтение сценарных учебников не очень полезным, а иногда и вредным занятием. Другое дело — читать хорошие сценарии. Это отличная школа. Тем более что сейчас их легко найти в интернете.
- Рассматривать референсы. Полезно смотреть фильмы, чем-то похожие на тот, что вы задумали написать (и, конечно, читать их сценарии). Так можно уберечься от штампов и заезженных приёмов — и, наоборот, подметить удачные сюжетные ходы, принципы и интонацию.
Найти референсы легко: достаточно написать в поиске «фильмы о… IMDb» (например, «о семейных конфликтах», «о сильных женщинах», «о путешествиях во времени» и так далее). Лучше писать запрос по-английски.
- Изучать фактуру. Начинающим сценаристам советуют писать о том, в чём они разбираются. Но бывает, что нужно изучить неизвестную тему. Например, какие улики могут быть на месте преступления. Такое исследование — обязательная часть сценарной работы. Можно искать информацию в интернете или поговорить со специалистом.
- Освоить сценарную запись. В отличие от прозы, сценарий — это документ, который пишется по определённым правилам. Чтобы понять их, достаточно прочитать пару сценариев. Также есть специальные программы — например, WriterDuet или «КИТ Сценарист».
- Получать обратную связь. Вариться в собственном соку — вредно для сценариста. Может случиться так, что человек потратит месяцы и годы на «гениальную идею», которую никто не поймёт. «Противоядие», распространённое в сценарной среде, — рассказывать друг другу свои идеи. Это помогает по-новому взглянуть на историю и доработать её. Получить обратную связь на логлайн, синопсис, поэпизодник или готовый сценарий — то, к чему стоит стремиться.
Листая дальше, вы перейдете на страницу курса
Научитесь: Профессия Сценарист
Узнать больше