Как составить интеллект карту по информатике 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Автор: учитель информатики МБОУ СОШ №9
Смоляр Ольга ГригорьевнаИнтеллект -кар...

    1 слайд

    Автор: учитель информатики МБОУ СОШ №9
    Смоляр Ольга Григорьевна
    Интеллект -карты на уроках информатики

  • СодержаниеИнтеллект -карты на уроках информатикиСвойства интеллект - картПреи...

    2 слайд

    Содержание
    Интеллект -карты на уроках информатики
    Свойства интеллект — карт
    Преимущества интеллект — карт
    Правила построения интеллект — карт
    Структура интеллект — карты
    Рекомендации по составлению интеллект — карт
    Ошибки создания интеллект — карт
    Этапы создания интеллект — карт
    Программное обеспечение для создания интеллект — карт
    Интеллект – карты моих учеников
    Используемые источники
    Понятие интеллект — карты

  • Понятие интеллект - картыИнтеллект-карта — это графическое выражение процесса...

    3 слайд

    Понятие интеллект — карты
    Интеллект-карта — это графическое выражение процесса мышления с помощью схем

    Изобретатель интеллект — карт — психолог Тони Бьюзен
    Интеллект -карты на уроках информатики
    Пример интеллект — карты про интеллект-карту

  • Пример интеллект - карты про интеллект-карту)) Интеллект -карты на уроках инф...

    4 слайд

    Пример интеллект — карты про интеллект-карту))
    Интеллект -карты на уроках информатики

  • Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы2 уровень2 уровень2 у...

    5 слайд

    Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы
    2 уровень
    2 уровень
    2 уровень
    2 уровень
    2 уровень
    2 уровень
    2 уровень
    2 уровень
    2 уровень
    2 уровень
    Под-идея
    Под-идея
    Под-идея
    Под-идея
    Основная
    идея
    3
    4
    2
    1
    Структура интеллект — карты
    Интеллект -карты на уроках информатики

  • Свойства интеллект - картИнтеллект -карты на уроках информатики

    6 слайд

    Свойства интеллект — карт
    Интеллект -карты на уроках информатики

  • Преимущества интеллект - картИнтеллект -карты на уроках информатики

    7 слайд

    Преимущества интеллект — карт
    Интеллект -карты на уроках информатики

  • Интеллект -карты на уроках информатикиПравила построения интеллект - карт

    8 слайд

    Интеллект -карты на уроках информатики
    Правила построения интеллект — карт

  • Рекомендации по составлению интеллект - картИнтеллект -карты на уроках информ...

    9 слайд

    Рекомендации по составлению интеллект — карт
    Интеллект -карты на уроках информатики

  • Типичные ошибкиМногословность Нет центрального образаНет иерархии мыслейНет н...

    10 слайд

    Типичные ошибки
    Многословность
    Нет центрального образа
    Нет иерархии мыслей
    Нет нумерации идей
    Нет связей
    Мало рисунков
    Нет структуры
    Интеллект -карты на уроках информатики
    Ошибки создания интеллект — карт

  • Этапы создания интеллект - картI. Создание макета на бумаге
Подготовить инстр...

    11 слайд

    Этапы создания интеллект — карт
    I. Создание макета на бумаге
    Подготовить инструменты. Расположить чистый лист бумаги горизонтально, взять карандаши трех-четырех цветов.
    Написать крупно и объемно в самом центре основную тему. Изобразите схематично или рисунком главную идею карты.
    Извержение ассоциаций (ВСЁ, что пришло в голову!)‏. От центра сделайте несколько ветвей, каждую из них обозначите ключевым словом. По мере ветвления, ветви уменьшать. Продолжайте ветвление крупных идей на более мелкие, пока это Вам необходимо.
    Редактирование (Структурирование, убрать лишнее)‏
    Отдыхаем
    РЕВИЗИЯ (Новые слова, сравнение с новой редакцией)‏.
    II. Перенос на ПК

    Интеллект -карты на уроках информатики

  • Программное обеспечение для создания интеллект - картXmind Программа бесплатн...

    12 слайд

    Программное обеспечение для создания интеллект — карт
    Xmind
    Программа бесплатна
    Интеллект -карты на уроках информатики

  • Программное обеспечение для создания интеллект - картимеет привычный офисный...

    13 слайд

    Программное обеспечение для создания интеллект — карт
    имеет привычный офисный интерфейс и ленточное оформление меню
    iMindMap
    бесплатна в базовой версии

  • Программное обеспечение для создания интеллект - картGoogle — www.coggle.itБе...

    14 слайд

    Программное обеспечение для создания интеллект — карт
    Google — www.coggle.it
    Бесплатное онлайн приложение

  • Интеллект – карты моих учениковИнтеллект -карты на уроках информатики

    15 слайд

    Интеллект – карты моих учеников
    Интеллект -карты на уроках информатики

  • Интеллект – карты моих учениковИнтеллект -карты на уроках информатикиКовешник...

    16 слайд

    Интеллект – карты моих учеников
    Интеллект -карты на уроках информатики
    Ковешников Кирилл, 10б

  • Интеллект – карты моих учениковИнтеллект -карты на уроках информатики

    17 слайд

    Интеллект – карты моих учеников
    Интеллект -карты на уроках информатики

  • Используемые источникиhttp://razvitie-intellecta.ru/intellekt-karty-chto-yeto...

    18 слайд

    Используемые источники
    http://razvitie-intellecta.ru/intellekt-karty-chto-yeto-takoe-kak-sost/
    http://kostyakhmelev.ru/kontent/programma-dlya-sozdaniya-intellekt-kart.html
    http://www.sidoryakamarina.com/2011/12/blog-post_10.html

    Интеллект -карты на уроках информатики

Обновлено: 24.05.2023

Интеллект-карта (с англ. mind map) представляет собой эффективную графическую технику, предназначенную для управления творческим мышлением. Такую ментальную карту рекомендуется составлять в случаях, когда надо осмыслить достаточно сложную проблему, найти нестандартные пути ее решения. Метод использования интеллект-карт придумал английский журналист Т. Бьюзен.

Радиантное мышление (от радианты – точки, из которой в разные стороны расходятся пути небесных тел) является основой творчества, так как именно оно позволяет человеку находить эффективные и очень часто нестандартные решения проблем. Однако такое мышление имеет один серьезный недостаток – оно является хаотичным, ведь в нем отсутствует четкая последовательность действий. Во время хаоса кажется, что мысли путаются, разбегаются в разные стороны, а гениальная догадка сразу же теряется в потоке новых идей.

Применение же интеллект-карты позволяет организовать и привести в порядок радиантное мышление, для чего в качестве катализаторов используются образы и ассоциации.

Благодаря активизации ассоциативного мышления открывается доступ к хранящейся в памяти информации из разнообразных сфер, поэтому и происходит выход за пределы стандартного мышления, находятся нестандартные решения для выхода из какой-то проблемы.

При составлении интеллект-карты работает не только мозг, но и рука, так как необходимо на листе бумаги отобразить схему с образными рисунками. Как раз за счет графических образов и происходит перестроение мозга с логического на радиантное мышление. При этом схема дополняется разноцветными буквами и стрелками, что способствует подключению эмоциональной сферы, которая неактивна при логическом мышлении.

Последовательность разработки интеллект-карты

Перед началом работ надо подготовить чистый лист бумаги, желательно, чтобы он был больше стандартного формата А4, цветные карандаши и ручки. Рекомендуется использовать больше трех цветов. Составление карты начинается с центра листа.

Этап 1

Первое, что необходимо, это четко сформулировать проблему и записать ее максимально кратко в центре листа печатными буквами. Рядом с текстом рисуется и символическое изображение проблемы. Здесь не важны ваши художественные навыки, главное – результат, поэтому за качество рисунка переживать не стоит. Надо просто понимать, что рисование – это стимуляция мышления.

Этап 2

Поразмышляйте над ассоциациями, какие у вас вызывает проблема, с какими жизненными ситуациями она связана. Подумайте над тем, какими способами ее можно решить. Далее надо выбрать наиболее яркие и первые ассоциации. После этого от центра рисуются разноцветные стрелки, над которыми надо записать формулировки ассоциаций.

Стрелки не стоит делать прямыми, они также должны иметь разную толщину и цвет, что определяется значимостью ассоциации.

Этап 3

На этом этапе проводится детализация каждой идеи, что предполагает добавление стрелок-ответвлений от ассоциаций. Указывайте ее различные особенности, сложности, которые могут возникнуть на пути реализации. Слова пояснения желательно заменять символическими значками и рисунками.

Этап 4

Оцените полученный результат, для чего надо внимательно изучить составленную карту. Обычно на этом этапе появляются какие-то новые идеи, которые следует добавить на схему.

Как показывает практика, уже в процессе составления интеллект-карты намечается какой-то вариант выхода из сложившейся ситуации. Если же такого эффекта не возникло, то это не означает, что решение не будет найдено. Просто мозгу надо время для обработки информации, поэтому периодически просматривайте свою интеллект-карту и тогда решение обязательно появится.

Фото: Unsplash

Мы мыслим ассоциациями и образами. Поэтому нам проще запомнить схему, чем несколько страниц текста. Последовательные схемы называют mind maps или интеллект-картами. Рассказываем, как их составить и избежать ошибок

Что такое интеллект-карта

Ментальные карты (интеллект-карты, mind map) — метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Например, записать тезисы выступления или составить учебный план.

В центре всех ментальных карт — главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию.

Интеллект-карты придумал британский психолог Тони Бьюзен. В конце 1960-х годов он изучал человеческий мозг и обратил внимание на строение нейронов. Это клетки мозга, которые принимают, обрабатывают и передают информацию другим нейронам. От центра — ядра нейрона отходят отростки, похожие на ветви дерева. Бьюзен организовал информацию по тем же принципам [1]. Согласно исследованию Дэвида Боули из Университета Джонса Хопкинса [2], оценки учащихся, которые пользуются ментальными картами, выше на 12%.

План ремонта квартиры в виде ментальной карты

Для чего нужны интеллект-карты

Ментальные карты помогают в работе, учебе и повседневных задачах. Например, придумывать идеи, запускать проекты, учить языки и планировать отпуск. Вот для чего их чаще всего используют.

Придумывают идеи. В центре карты запишите тему или проблему, а по краям — все идеи, которые придут в голову. В итоге у вас получится визуальная презентация мозгового штурма. Например, темы для блога или концепции нового проекта.

С помощью интеллект-карты можно придумать большую идею бренда или проекта

Учатся. С помощью ментальной карты можно разбить компетенцию на несколько навыков и составить учебный план. Например, если вы хотите улучшить навыки текста, нужно научиться писать и редактировать лонгриды, статьи, заметки, посты и работать с другими форматами. Для каждого навыка можно подобрать курс, книгу и лекцию. Если выбираете образовательную программу, запишите в центр нужную компетенцию или профессию, а по краям — подходящие варианты обучения.

С помощью ментальной карты можно разложить компетенцию на умения и навыки

Планируют. Попробуйте спланировать личный бюджет или запустить проект. Например, чтобы организовать мероприятие, нужно поработать над программой, продвижением, технической частью, командой, площадкой. В ментальную карту можно организовать список книг или фильмов. Единственная проблема в том, что к интеллект-картам трудно привязать сроки.

Собирают информацию. В ментальную карту можно уместить книгу, лекцию, статью или вебинар. Разделите лекцию на подтемы и тезисы, а книгу — на главы и основные мысли. Например, подготовить графический конспект доклада для своего выступления. Такой конспект проще запомнить, чем несколько страниц текста.

Попробуйте упаковать выступление Уилла Стивена об идеальном выступлении для TED Talks в интеллект-карту!

Принимают решения. Сначала сформулируйте проблему. Для этого проанализируйте ситуацию и найдите ее причины. Запишите проблему в центр ментальной карты, а по краям — варианты решения. Когда все решения будут перед глазами, выберите наилучшее из альтернатив.

Например, решить, куда вложить свободные деньги: в недвижимость, акции, валюту или образование. Ментальные карты помогут выбрать самый выгодный вариант. Так можно учиться придумывать нестандартные решения и развивать комплекс навыков PSDM — решения проблем и принятия решений.

Способы снять или уменьшить стресс

Преимущества интеллект-карт

Мы мыслим ассоциациями и образами. Ментальные карты помогают упорядочить информацию и собрать образы в наглядную структуру. При этом изображения вызывают более точные ассоциации, чем буквы. Поэтому мы лучше запоминаем информацию через картинки и иллюстрации [3].

Ментальные карты экономят время восприятия — схему мы считываем быстрее, чем таблицу или список. А если ключевые пункты и ветви выделить разными цветами, можно наглядно показать зоны ответственности.

Как составить интеллект-карту

Интеллект-карты можно составлять в программе или на бумаге. Если работаете на бумаге, записывайте слова печатными буквами. Так мозгу будет проще прочитать схему. Вот несколько шагов для того, чтобы грамотно составить интеллект-карту.

  • Разместите лист горизонтально, чтобы по краям вытягивались ветви. Так мозгу будет проще их воспринимать.
  • Напишите главное слово, которое опишет всю схему, в центре листа. Например, если создаете интеллект-карту о командной работе, главным словом будет команда.
  • Выберите цвет, придумайте ключевой блок и нарисуйте ветвь от главного слова. Старайтесь заключать такие блоки в визуальную рамку. Например, в интеллект-карте о командной работе ключевыми блоками будут люди, правила, цели и роли. Это второй уровень карты.
  • Запишите следующие по иерархии ключевые блоки. Отдельно раскройте каждый блок. Например, в правила можно записать: правила совещаний, работы с клиентом, мозгового штурма и планерок в Zoom.
  • Продолжайте рисовать следующие уровни интеллект-карты. В итоге у вас получится структура. Возвращайтесь и дополняйте карту, если появляются новые ассоциации.
  • Сделайте карту удобнее. Добавьте простые иконки или небольшие картинки для ключевых блоков. Нарисуйте стрелки между отдельными словами, подпишите ветви.
  • Попробуйте программы для создания ментальных карт. Например, MindMeister, XMind Zen, MindMup, Mind42, LOOPY.

Семь правил интеллект-карт

  1. Располагайте лист горизонтально.
  2. Всегда начинайте с центра.
  3. Рисуйте ветви от центра в стороны.
  4. Заключайте каждый ключевой блок в визуальную рамку.
  5. Показывайте иерархию и связь разными цветами.
  6. Выбирайте сильные слова для ключевых блоков.
  7. Пишите печатными буквами, если работаете на бумаге.

В статье рассматривается эффективность метода интеллект — карт (ментальных карт, карт памяти) и возможные способы применения данного метода на уроках информатики. Показаны преимущества обучения с помощью интеллект-карт. Использование интеллект — карт как на этапе введения в проблему, так и на этапе завершения темы или как итоговый завершающий проект очень хорошо вписывается в учебный процесс и, если используется в системе, будет оказывать большую помощь в изучении предмета.

Вложение Размер
statya_prikazchikovoy_t.a._intellekt-karty_na_urokah_informatiki.docx 322.15 КБ

Предварительный просмотр:

Приказчикова Татьяна Алексеевна,

учитель информатики высшей категории

Интеллект-карты на уроках информатики

В статье рассматривается эффективность метода интеллект — карт (ментальных карт, карт памяти) и возможные способы применения данного метода на уроках информатики. Показаны преимущества обучения с помощью интеллект-карт. Автор считает, что использование интеллект — карт как на этапе введения в проблему, так и на этапе завершения темы или как итоговый завершающий проект очень хорошо вписывается в учебный процесс и, если используется в системе, будет оказывать большую помощь в изучении предмета.

Современные образовательные стандарты требуют новых подходов к обучению информатике, формирования умения самостоятельно мыслить, действовать, ориентироваться в различных ситуациях. Для решения поставленной задачи необходимо наличие соответствующих форм и методов деятельности учащихся на уроке.

Одним из инновационных методов является метод ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ. По мнению М.Е. Бершадского, профессора кафедры развития образования АПК и ППРО, метод интеллект-карт может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми (4).

Метод интеллект-карт (Mind-maps) был систематизирован и начат активно использоваться на практике английским психологом Тони Бьюзеном. Метод заключается в умении представить большой объем информации в графическом виде на одном листе с использованием схем, иконок, рисунков, ключевых слов. В основе построения интеллект-карт лежат шесть законов, соблюдение которых позволяет наиболее полно и всесторонне представить комплекс ассоциаций, связанных с центральным понятием: «Используйте эмфазу (от греч. emphasis — выразительность). Ассоциируйте. Стремитесь к ясности в выражении мыслей. Вырабатывайте собственный стиль. Соблюдайте иерархию мыслей. Используйте номерную последовательность в изложении мыслей»- советует Тони Бьюзен (1).

Принципы построения интеллект-карт просты. В центре помещается главная тема, от которой ответвляются остальные элементы. Текст карты составляют ключевые слова, несущие основную нагрузку. К элементам карты, как правило, добавляют символы, картинки, рисунки, выделения цветом, а также, если составляем карту в электронном виде — диаграммы, ссылки, графику, анимацию.

Рисунок 1. Интеллект-карта «Компьютерная арифметика» (7).

Рисунок 2. Интеллект-карта «Моделирование» (7).

Рисунок 3. Интеллект-карта «Твоя безопасность в интернете» (9).

Использование этого метода способствует (3):

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая.

Проанализировав ряд статей по данной проблеме (1), (2), (3), приходим к выводу, что метод интеллект-карт позволяет учащимся повысить работоспособность и сформировать следующие общеучебные умения и навыки:

  • запоминание информации при быстром и полном обзоре темы;
  • конспектирование или составление аннотаций письменных текстов;
  • создание конспектов лекций, докладов, выступлений;
  • написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций;
  • осуществление контроля и коррекции собственной интеллектуальной деятельности (улучшение всех видов памяти; развитие мышления, интеллекта, речи, познавательной активности; формирование орфографических и пунктуационных навыков; обогащение словарного запаса; развитие предметных и коммуникативных компетенций, творческих способностей).

Педагогу использование интеллект-карт помогает изучать личность обучающихся, выявлять причины их когнитивных затруднений, корректировать знания, подготовить учеников к ГИА и ЕГЭ.

Метод интеллект-карт на уроках информатики в нашей школе применяется в 5-11- х классах. Внедрение метода в процесс обучения должно осуществляться поэтапно. На первом этапе интеллект-карту используем в качестве наглядного пособия с целью изучения или закрепления нового материала. Интеллект-карта создается педагогом вместе с учащимися, тем самым включая их в процесс ее создания. Вторым этапом освоения метода интеллект-карт должна стать групповая работа по их созданию. Для этого учащиеся знакомятся с подробным алгоритмом её построения, который рекомендует Т. Бьюзен. В дальнейшем при сформированном навыке составления интеллект-карт в группе, можно перейти к составлению индивидуальных интеллект-карт. Учащиеся пользуются памятками по составлению карт памяти.

Для активизации мыслительной деятельности можно использовать проблемное изложение, эвристическую беседу, частично — поисковый и исследовательский метод, дидактические игры, творческие задания. Например: предложить ученикам описать исход событий, если какие-нибудь из привычных нам вещей изменятся. “Что будет, если исчезнет всемирная сеть интернет?” Такие задания не только развивают воображение и оживляют урок, но и формируют более глубокое осознание фундаментальных основ различных дисциплин и представление о взаимосвязи элементов науки с жизнью. Или предложить игру “Грани бриллианта”, где нужно исследовать один и тот же объект различными способами. Объяснить ученикам, что одно и то же понятие можно рассмотреть с разных сторон или с точки зрения различных наук и, таким образом, максимально детально изучить его сущность. Например, попросите дать определение термина “вирус” с точки зрения врача, биолога, программиста, лингвиста и школьника. Полученные результаты создадут объемное пространство, внутри которого ребята смогут увидеть много нового.

При изучении/изложении нового материала. Предварительно составляется карта по новой теме и представляется учащимся для самостоятельного ознакомления при изучении материала. Составление собственной интеллект-карты и сравнение с картой, представленной учителем, поможет ученику на этапе изучения материала скорректировать видение и усвоение материала.

При повторении пройденного материала. Учащиеся обращаются к своим ранее построенным картам. Упрощается процесс повторения материала, потому что интеллект-карта является результатом изучения, анализа материала. Нет необходимости перечитывать большие объемы текстов, ведь правильно составленная интеллект-карта полно отражает и характеризует центральный объект/вопрос/проблему/процесс (3).

При обобщении и анализе изучаемого материала. Создаётся интеллект-карта, которая может являться подготовительным этапом к контрольной работе или стать итоговой работой по изучению раздела. Выполняя данное задание, ученик закрепляет навыки анализа, умение выделять главную мысль.

Контроль и коррекция усвоения материала. Анализируя созданные учениками интеллект-карты, определяется уровень усвоения темы, что даёт возможность скорректировать процесс обучения. Иногда приходится возвращаться несколько раз к теме, пока не будет видна вся полнота усвоения изучаемого материала.

Поисково-аналитическая деятельность . Интеллект-карта может быть продуктом мини исследования, когда учащиеся работают в малых группах, осуществляя поиск решения проблемы. В процессе этой деятельности ребята учатся выступать перед аудиторией, задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушают и активно обсуждают рассматриваемые проблемы, комментируют высказывания оппонентов, предлагают свое мнение в группе.

Например, урок изучения нового материала можно организовать следующим образом. В начале занятия проводится обзор новой темы, в ходе которого учащиеся получают представления о содержании темы, узнают новые факты, изучают материал параграфа учебника или рабочей тетради. Затем предлагается перейти к созданию наглядного образа. Выделяем ключевое понятие, о котором будет говориться на протяжении всей темы и его графический образ. Таким образом, формируется центральный образ интеллект–карты. Опираясь на результаты обзора, выявляем основные характеристики, раскрывающие центральное понятие. Строим ветви. В конце урока учащиеся уже имеют наглядный образ той темы, которую им предстоит изучить, видят её структуру, последовательность изучения, понимают логику. Дальнейшая работа заключается в заполнении ветвей соответствующей информацией из учебника, рабочей тетради, других источников и установление связи между элементами этой информации. Чем больше таких связей учащийся сможет найти и отобразить самостоятельно, тем лучше он понимает контекст, тем целостнее видит тему.

Рисунок 1. Интеллект-карта «Кодирование информации» (7).

По изображённым на карте стрелкам-связям можно восстановить и понять ход рассуждений ребёнка, выявить их логику или отсутствие её. Эта особенность технологии позволяет учителю своевременно обнаружить когнитивные затруднения отдельного учащегося и оказать ему необходимую помощь. Адекватный рисунок или картинка побуждают учащегося к адекватному ассоциированию и, как правило, к лучшему запоминанию и пониманию темы. Очень важно и то, что добавляя в интеллект-карту на последующих уроках новые образы, учащийся видит и то, что было зафиксировано ранее, вспоминая тем самым предыдущий материал. Более того он видит направление своей дальнейшей работы, у него включаются процессы предварительного обдумывания, тем самым повышается мыслительная активность.

Таким образом, опыт применения интеллект-карт для организации образовательного процесса по информатике показывает, что такой способ организации изучения материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его интерактивным, динамичным, но и улучшает запоминание информации, развивает способность к изображению окружающего мира в виде образов, ускоряет процесс обучения. Кроме того, что немало важно для изучения информатики, развивает компетенцию школьников в области современных компьютерных технологий.

Рациональное применение ментальных карт в урочной и внеурочной деятельности позволит сделать процесс изучения информатики увлекательным и не скучным для школьников.

В статье рассмотрены примеры применения теоретически обоснованного инновационного метода интеллект-кар, что даёт возможность обеспечивать развитие предметной компетенции обучающихся, креативности мышления, повышение их мотивации, качества знаний и конкурентоспособности.

Описание разработки

Обеспечение качественного образования учащихся остается одной из самых важных проблем образования в начале третьего тысячелетия. Качество образования — многоплановая социальная категория. В педагогике этому понятию придают как узкое значение — соответствие образования требованиям нормативных документов (например, стандартов образования), так и более широкое — степень соответствия образования реальным современным потребностям личности, общества и государства. Решение проблемы повышения качества образования является определяющим направлением системы образования.

При переходе к новой модели образования (ФГОС) больший акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся при рассмотрении теоретических и практических вопросов, на их умение применять полученные знания и усвоенные способы действий в различных учебных и жизненных ситуациях. Учитель при этом становится координатором и научным руководителем познавательной деятельности школьников.

Одним из способов решения вопроса перевода учащихся к самостоятельной деятельности является работа с конспектами.

Но здесь возникают проблемы.

— Слушатели делятся на три группы: записывают все, нет записей, рациональный конспект. Но говорим мы гораздо быстрее, чем пишем, поэтому возникает необходимость сокращения написания конспекта.

— Какой вид конспекта выбрать

Линейный конспект имеет свои недостатки: трудно найти ключевое слово, потеря времени (запись, чтение, поиск информации), нет никакого творчества. Следствие этого, как правило, трата времени впустую, потеря уверенности, тяги к знаниям, скука + разочарование, максимальная работа → минимальный результат.

Очень важно использовать сокращения (по карте рассказать).

Рациональными примерами конспектов являются конспекты, которые вмещаются на 1 лист: двумерное пространство, интеллект-карта.

Интеллект-карта — это графическое выражение процесса мышления.

Отличительные черты интеллект-карт от обычного конспекта

Особенности отличия

Читайте также:

      

  • Сообщение на тему терпимость
  •   

  • Сообщение об андрее полоцком
  •   

  • Сообщение kvs03208 значение снилс не соответствует значению фамильно именной группы
  •   

  • Становление и развитие клинической психологии сообщение
  •   

  • Гоголевские традиции в драматургии вампилова сообщение

Оцарёва Анна Андреевна

Памятка по созданию интеллект-карт.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллект карта учителя

Интеллектуальная карта  по теме: « Информационно-образовательная среда  учителя»  Учителя  начальных классов  МОУ СОШ № 26  Фроловой Татьяны Борисовны

Интеллект-карты, выполненные моими учащимися

Интеллект-карты — средство успешного обучения ребят.Алгоритмпостроения интеллект-карты (Бьюзен Т.)Учащиеся берут лист бумаги формата А4 (индивидуальная работа) или ватман (групповая работа) цветные ка…

Применение интеллект-карт на уроках русского языка

Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться.Чтобы …

  • Мне нравится 

 

В обучении и образовании интеллект-карты приобретают всё большую популярность. Их создают с целью удобства и эффективности процесса обучения. Тяжело воспринимать и запоминать скучные схемы и таблицы. Напротив: яркие рисунки, графические изображения и слово, взрывающиеся ассоциативным рядом – гораздо легче запомнить и воспроизвести впоследствии. Именно это принесло возрастающую известность технике составления карт памяти.

Просмотр содержимого документа

«Технология интеллект-карт в обучении информатике»

Скоро экзамены, вы листаете учебники и не представляете, как все понять и запомнить? Не беда! Психолог Тони Бьюзен давно нашел способ, который помогает разобраться с большим объемом информации, а также повышает успеваемость минимум на 12%. Рассказываем, как составить интеллект-карту и зачем она нужна.

В этой статье:

Что такое интеллект-картаКак составить интеллект-карту: инструкцияСервисы для создания картКак использовать интеллект-карту в учебе

Как составить интеллект-карту
Как составить полезную интеллект-карту

Что такое интеллект-карта

Интеллект-карта (англ. mind map) — это метод, который позволяет человеку с помощью ассоциативных схем и диаграмм структурировать сложную информацию. Используется он в бизнесе, учебе и даже в повседневных делах. По-другому интеллект-карту еще называют ментальной картой, картой мыслей или майндмэп.

Достичь ваших целей в учебе поможет консультация с экспертом по обучению Maximum Education. На ней вы разберетесь, как подтянуть оценки и найти мотивацию учиться, выберете предметы для сдачи на ОГЭ и ЕГЭ и подходящее вам направление обучения, разработаете пошаговый план подготовки к экзаменам и стратегию поступления на бюджет. Записывайтесь на бесплатную консультацию и добивайтесь своих целей!

Как это выглядит: определяется главная тема или проблема, которая располагается в самом центре рисунка. Затем от нее в разные стороны растягиваются ветви с подтемами. Их тоже можно разбить на более мелкие подпункты, если это необходимо. 

Как составить интеллект-карту. Пример
Карта «Мои цели на 2022 год» с сайта Coggle

Такую концепцию в 1974 году придумал британский психолог Тони Бьюзен. Изучая человеческое мышление на протяжении многих лет, он попытался перенести на бумагу информацию так же же, как клетки мозга передают информацию нейронам. Получилось своего рода дерево с множеством ветвей.

По моему убеждению, каждого ребенка на планете необходимо научить технике создания интеллект-карт в рамках базового права на всестороннее образование. Практический опыт и результаты исследований показывают, как техника создания интеллект-карт способна помочь и детям, и учащимся любого возраста повысить уровень концентрации и понимания, быстрее запоминать информацию, лучше готовиться к экзаменам и чувствовать себя увереннее

Тони Бьюзен

Позже интеллект-карту исследовал Дэвид Боули из Университета Джонса Хопкинса и подтвердил, что так информация действительно лучше усваивается и запоминается. Более того, он заявил, что ученики, которые составляют ментальные карты, учатся лучше других на 12%.

Как составить интеллект-карту: инструкция

Представьте, что на уроках литературы вы сейчас проходите Серебряный век. Вам нужно выучить, какие поэты к нему относятся и их наиболее известные произведения. Чтобы выполнить это задание, можно составить интеллект-карту. 

1. Выберите главную тему или проблему

И разместите ее в центре карты.

Например: Серебряный век.

Как составить интеллект-карту. Серебряный век

2. Переходите от общего к частному

Продумайте несколько подтем и проведите к ним ветви от центра. Но не делайте это ровными линиями! По мнению Тони Бьюзена, наше мышление не линейное, а радиантное. То есть четкие линии и структурированные списки лишь мешают запоминать информацию, а креативность и ассоциации, наоборот, помогают.

Например: Анна Ахматова, Марина Цветаева, Сергей Есенин, Александр Блок и другие.

Как составить интеллект-карту. Поэты

3. Конкретизируйте каждую из подтем

Вам нужно изучить произведения поэтов, поэтому подпишите их названия к каждому из имен:

  • к Ахматовой — «Мужество», «Реквием», «Вечер»;
  • Есенину — «Хулигана», «Письмо к женщине», «Березу»;
  • Цветаевой — «Бабушке», «Прохожего», «Анне Ахматовой»;
  • Блоку — «Незнакомку», «Двенадцать», «Летний вечер».
Как составить интеллект-карту. Произведения

Если нужно, эти ветви можно продлевать еще и еще. Например, выписать даты произведений, где и как они создавались, цитаты.

Сервисы для создания карт

Не существует точного варианта, как должна выглядеть интеллект-карта. К ее составлению можно подойти творчески, используя разноцветные фломастеры, распечатанные или вырезанные изображения и стикеры. Или же, наоборот, оформить карту минималистично: четкие линии и ничего лишнего.

Если не получается визуализировать майндмэп самостоятельно, множество вариантов и идей есть в интернете — например, в Pinterest.

Как составить интеллект-карту. Pinterest
В интернете есть множество идей по оформлению интеллект-карт

Кстати, необязательно составлять карту на бумаге. Сегодня существует много удобных сервисов:

  • Coggle
  • Loopy
  • Bubble.us
  • Mindomo
  • MindManager
  • Popplet
  • Scapple
  • XMind
  • SpiderScribe

Также вы можете прочитать книгу автора идеи, которая называется «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления». Другой способ изучить составление интеллект-карт — по видео: 

  1. Ролик о том, как нарисовать карту.
  2. 7 способов ее использовать.
  3. Плюсы и минусы такого подхода к анализу информации.

Как использовать интеллект-карту в учебе

Кажется, что интеллект-карту можно использовать лишь для конспектирования,  но на самом деле это не так. Майндмэп удобна также для генерирования идей, организации мероприятий, планирования домашних дел, разделения обязанностей.

Например, интеллект-карта пригодится, если необходимо выучить новую лексику. Сначала выписываете основную тему, затем продлеваете ветви с подтемами. Или, например, карта поможет составить продуманную презентацию, где каждая ветвь — это новый слайд.

Если учитель задал вам посмотреть документальный фильм, видео на YouTube или прослушать аудирование, здесь тоже пригодится навык составления карты! Также майндмэп поможет запомнить поэтов и писателей или сюжет книги. А еще это отличный способ вести конспект во время урока, если вы не успеваете записывать все за педагогом.

Хотите потренироваться? Попробуйте с помощью интеллект-карты проверить, как хорошо вы подготовились к уроку. Возьмите листок, выпишите в центре, например, тему по грамматике, а в качестве ветвей — правила, от которых идут ветви с исключениями. Или, может, у вас завтра словарный диктант? Тогда самое время вспомнить слова и нанести на карту.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти в браузере яндекс инструменты
  • Как найти свою зарядку от айфона
  • Как найти портфолио педагога
  • Как найти папку недавно удаленные на айфоне
  • Объяснить как найти дробь от целого

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии