Психолого-педагогическая
характеристика
группы
детей дошкольного возраста
ГРУППА: общеразвивающей
направленности детей 6-7 лет
Составила:
старший
воспитатель
Ильина
Римма Михайловна
Моя производственная преддипломная практика проходила в группе общеразвивающей
направленности детей 6-7 лет «Ромашки». Группу посещают 23 ребенка: 12 девочек
и 11 мальчиков. Дети находятся в группе с 7 часов 45 минут до 18 часов.
МКДОУ «Детский сад №7» имеет приоритетное направление по физическому развитию
детей, поэтому в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет «Ромашки»
организован замечательный физкультурной уголок , в котором дети могут
самостоятельно и совместно со взрослыми улучшать свои физические данные.
Также, учитывая пожелания самих детей и их родителей (законных представителей),
в группе создан познавательно-исследовательский центр для ознакомления
дошкольников с окружающим миром.
Группу посещают дети 6-7 лет. Этот возраст играет большую роль в личностном
развитии детей. Их развитие соответствует возрастным особенностям детей 6-7
лет, предъявляемых основной образовательной программой дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой и требованиям Федерального государственного образовательного
стандарта.
Группа
общеразвивающей направленности детей 6-7 лет дошкольного учреждения — это
четвертая возрастная группа, в нее набирают деток от 6 до 7. Большое значение и
актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со
сверстниками в группе дошкольного учреждения, т.к. дошкольный возраст — особо
ответственный период в первоначальном становлении социально-психологического
благополучия ребенка.
В это время в
общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения,
существенным образом влияющее на развитие его личности, в том числе на
социально-психологическое здоровье. От того, как сложатся отношения ребенка с
первой в его жизни общественной формацией — группой детского сада — во многом
зависит последующий путь его личностного и социального развития. В случае если
все благополучно, ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться, никого не
обижая и не обижаясь, то можно надеяться, что в дальнейшем он будет нормально
чувствовать себя среди окружающих людей.
Группа детского
сада для ребенка – источник различных переживаний, как положительных, так и
отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные
нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной
деятельности – игровой, трудовой, изобразительной и др.
Дошкольный период
детства сенситивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а
также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут
сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать
ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.
Дети приходят в
детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными
притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В
результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и
создает отношение к себе.
В свою
очередь требования и потребности окружающих находят разный отклик у самого
ребенка, среда оказывается разной для детей, а в отдельных случаях — крайне
неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться
неоднозначно: как малообщительное или агрессивно-общительное поведение. Но
независимо от специфики детское неблагополучие — очень серьезное явление, за ним,
как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками,
вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей.
В группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет «Ромашки» сформированны
нормальные доброжелательные взаимоотношения между детьми и взрослыми, между
сверстниками. Дети усвоили определенную систему социальных ценностей, правил
поведения в обществе, группе, семье, моральных норм. Они умеют общаться друг с
другом, оказывать необходимую помощь.
В группе присутствует мальчик, который имеет статус «отверженного» ребенка, Даня
Д. Он –драчун. Это очень гиперактивный ребенок. У него двигательная
расторможенность, отвлекаемость внимания, непредсказуемость в поступках. Легко
переносит наказание, не помнит обиды, не держит зла. Может поминутно ссорится
со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок. Он любопытен, но не
любознателен, отсутствует постоянство в интересах.
Даню Д. постепенно, последовательно приучают к усидчивости, организовывают
активные спортивные игры, учат доводить начатое дело до конца.
Стас П. является самым популярным
ребенком. Это внешне привлекательный ребенок, вежливый.
Самой предпочитаемой в группе является — Вера А. С ней хотят играть большинство
детей, ей доверяют свои секреты, с ней советуются, хотя внешне девочке ничем не
привлекательная, но очень отзывчивая.
Заметно преобладает общение со сверстниками того же пола. Даша Д. любит играть
с Соней Т. и Катей К. Никита П. общается с Тимофеем С. и Ромой А. Между двумя
лидерами Стасом П. и Даней Д. часто возникает конкурентность,
соревновательность.
Общение со сверстниками способствует развитию осознания своих обязанностей,
поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения, что
является необходимым условием последующей учебной деятельности.
Дети уже оценивают не только поступки других, но и умеют оценивать себя, делать
самооценку своим поступкам с точки зрения нормативных эталонов.
В группе проявляется интерес к коллективным формам деятельности. Дети любят
играть в сюжетно-ролевые игры, дидактические и подвижные игры. С удовольствием
выполняют коллективные и индивидуальные трудовые поручения. Дети четко понимают
что, для того чтобы их участок был самым лучшим необходима работа всей группы.
Все вместе они могут больше собрать природного материала, помочь старшим.
Старший дошкольный возраст характеризуется активным развитием игровой
деятельности. Дети показали, что умеют и любят играть в совместные игры. Они
распределяют роли до начала игры, строят свое поведение, придерживаясь роли.
Игровые взаимодействия сопровождаются речью, соответствующей – по содержанию и
интонационно- взятой роли. Например: Руслан М. любит играть в сюжетно-ролевую
игру «Полицейский». Он точно выполняет, роль полицейского ГИБДД, его речь
строгая, четкая, уверенная и вежливая. Даша Д. предпочитает играть в
сюжетно-ролевую игру «Семья». Она передает заботливое и внимательное отношение
между мамой и дочками, что говорит о хороших отношениях в её семье.
Дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и
менять свое поведение в зависимости от места в нем. Они умеют общаться и
договариваться друг с другом, решать конфликтные ситуации с помощью речи.
Например: играя в настольную игру «Дойди первым» Никита С. нарушил правила,
началась словесная перепалка, которая перешла в драку. Однако, Стас П. четко и
уверенно напомнил Никите С. правила игры и объяснил, где он допустил ошибку.
Конфликт был исчерпан.
У детей в достаточной степени развиты психологические процессы: память,
внимание, восприятие, воображение и т.д. У большинства произвольная память и
внимание. Они способны запомнить названия 7-9 предметов, удерживать свое
внимание на решении самых различных задач. Длительность сосредоточенной
деятельности составляет 15-20 минут. Способны выполнять задания в определенной
последовательности, удерживать в памяти несложные условия.
У детей группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет «Ромашки»
присутствует одно из основных новообразований дошкольного возраста
–воображение. Произвольным и оригинальным воображением обладают Стас П.,
Ярослав Н., Вера А. Они могут самостоятельно придумать небольшую сказку с
последовательно разворачивающимся сюжетом, придумать интересный сюжет для
сюжетно-ролевой игры, создать интересную конструкцию.
Дети способны вычленять из сложных объектов простые формы и из форм создавать
сложные объекты.
У воспитанников группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет «Ромашки» развито
образное мышление. Они способны решать задачи не только в наглядном плане, но и
использовать простые схемы для решения несложных задач, конструирования, решать
лабиринтные задачи.
Достаточно хорошо дети умеют анализировать, обобщать, что является основой
словесно-логического мышления. Группируют предметы по нескольким признакам:
цвету и форме и т.д. Способны рассуждать, делать простейшие умозаключения.
Старший дошкольный возраст –это период осознанных открытий и познавательной
активности, осваивание способов получения знаний. У детей данной группы
сформировано умение слушать взрослого, отвечать на его вопросы и задавать их.
Они любят экспериментировать, их умственное развитие соответствует возрастным
особенностям детей 6-7 лет.
Старший дошкольный возраст –это период наиболее активного рисования. Дети группы
общеразвивающей направленности детей 6-7 лет «Ромашки» очень любят рисовать на
самые разные темы. Их любимые темы: «Моя любимая игрушка», «Моя семья», «Герои
сказок» и т.д. Они умеют смешивать цвета и делать их оттенки. Рисунки
представляют собой схематичные изображения предметов. Рисунки Дани Д., Стаса П,
Веры А., Карины С. отличаются оригинальностью композиционного решения,
разнообразной цветовой гаммой. Дети достаточно детально прорисовывают
изображение человеческой фигуры.
Конструктивную деятельность, большинство детей, осуществляют на основе схем, по
определенным условиям. Недостаточно хорошо выполняется деятельность по
замыслу. Предпочитают конструировать из разнообразного строительного
материала, испытывают сложности в складывании из бумаги и работе с природным
материалом.
Дети используют практически все части речи. Однако, у большинства речь развита
недостаточно. У детей нет интонационной выразительности, небогатое
словотворчество. Не всегда получается связно выразить свои мысли.
Причины общего недоразвития речи заключаются в большом использовании
компьютеров, занятости родителей. Детям мало читают дома, редко с ними
разговаривают.
Поэтому в группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет «Ромашки» идет
совместная работа воспитателей и учителя- логопеда, которые активизируют
родителей, предлагают практический материал для работы с детьми в домашних
условиях, разрабатывают совместные мероприятия.
Воспитатель строит общение с детьми так, чтобы ведущим в общении становился познавательный
мотив. Информация, которую получают дети в процессе общения, может быть сложной
и трудной для понимания, но она вызывает у них интерес. Дети учатся делиться
своими мыслями, планами, впечатлениями.
Важно продолжать работу по активизации познавательного интереса и мотивов,
развивать у детей самостоятельность и умение делать самооценку своим поступкам.
Необходимо создавать игровые ситуации, которые способствовали бы воспитанию
дружеских качеств личности воспитанников, их положительному эмоциональному
состоянию.
Варианты социометрии для
дошкольников
В группе дошкольников 6-7 лет определение
популярности (или отверженности) ребенка осуществляется методиками,
соответствующими возрастным особенностям детей.
Капитан корабля
(Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников)
Во время индивидуальной беседы ребенку показывают
рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:
1.Если бы ты был капитаном корабля, кого
из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился в дальнее путешествие?
2.Кого пригласил бы на корабль в качестве
гостей?
3.Кого ни за что не взял бы с собой в
плавание?
4.Кто еще остался на берегу?
Как правило, такие
вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Дети, получившие наибольшее
число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться
популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й
вопросы), попадают в группу отверженных (игнорируемых).
Два домика
(Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников)
Для проведения методики необходимо приготовить лист
бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой красивый,
красного цвета, другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый
показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В
красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет.
Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к
себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к
себе, а кого поселил бы в черный домик».
После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых
ребенок к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик.
После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять
местами, не забыли ли они кого-нибудь.
Интерпретация результатов этого теста достаточно проста:
симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном
и черном домиках.
Метод вербальных выборов
(Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников)
Старшие дошкольники (5-7 лет) могут достаточно
осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они
предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе
взрослый может задать ребенку следующие вопросы:
1.С кем бы ты хотел дружить, а с кем
дружить никогда не станешь?
2.Кого ты позвал бы к себе на день
рождения, а кого ни за что не позовешь?
3.С кем бы ты хотел бы сидеть за одним
столом, а с кем нет?
В результате данных процедур каждый ребенок в группе
получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со
стороны своих сверстников. Ответы детей (их положительные и отрицательные
выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу).
Сумма положительных и отрицательных выборов, полученных
каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический
статус). Возможны следующие варианты социометрического статуса:
Популярные («звезды») – дети, получившие наибольшее количество (более четырех)
положительных выборов.
Предпочитаемые – дети, получившие один — два положительных выбора.
Игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов
(они остаются как бы незамеченными своими сверстниками).
Отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.
При анализе результатов методики важно также учитывать
взаимность выборов детей. На основании ответов детей в каждой из методик
составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные «звезды» группы и
отверженные. Встречаются такие группы, в которых все дети получают примерно
равное количество положительных выборов, что является наиболее благоприятным.
Можно предполагать, что данная ситуация определена правильной стратегией
воспитания межличностных отношений.
Татьяна Сергеевна Исаева
Эксперт по предмету «Психология»
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Дошкольная группа – это своеобразное общество детей, которое возникает в ходе их совместных игр, где им предоставлена возможность самостоятельно взаимодействовать друг с другом, объединяться в большие и малые группы.
Общая структура психологической характеристики группы детского сада
Психологическая характеристика группы, осуществляется по следующим критериям:
Общая характеристика.
В ней описывается:
- общее количество детей в группе;
- средний возраста, минимальный и максимальный возраст воспитанников;
- какое количество детей состоит в группе с самого начала ее основания, кто перешел из другой группы, кто недавно поступил в сад;
- количество детей из полных, неполных, многодетных семей, воспитывающихся родителями или опекунами;
- средний возраст родителей, максимальный и минимальный возраст родителей.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Направление активности группы. Выявляются лидеры группы, дается их психологическая характеристика (авторитет среди сверстников, поведение, поступки и т.д.) Определяется актив группы, наиболее ответственные дети, общий уровень воспитанности детей. Как дети выполняют поручения и общественные дела в группе (самостоятельно, под руководством воспитателя, с помощью няни и т.д.). Устанавливается общий уровень дисциплинированности детей, наличие или отсутствие грубых нарушений. Определяется уровень сформированности учебной мотивации, возможности повышения успеваемости воспитанников, определение детей, которым необходима индивидуальная помощь и контроль при выполнении учебных заданий.
Интеллектуальная коммуникативность. Устанавливаются общие интересы детей, их достижения в соревнованиях между группами ДОУ. Кроме того, в процессе наблюдения определяется уровень уважительного отношения детей к другу, воспитателю и педагогам. Насколько легко дети могут обратиться за помощью к воспитателю в различных конфликтных и сложных ситуациях. Как внимательно воспитатель относится к проблемам детей, выслушивает их, дает советы, разрешает конфликты и т.д. Особое значение имеет то, как дети реагируют на критику воспитателя, в какой форме воспитатель критикует детей и т.д.
«Психологическая характеристика группы ДОУ» 👇
Психологический климат в группе. Выявляется общий тон взаимоотношений между детьми и воспитателями, а также между самими детьми. Насколько дружелюбны дети, уровень развитости коллективизма, наличие общих интересов и увлечений.
Пример психологической характеристики старшей группы ДОУ
Общая характеристика старшей группы ДОУ: группу посещают 20 детей, в возрасте от 6-7 лет, самому младшему ребенку 6,2 лет, самому старшему 7,3 года. Все дети посещают группу с самого начала ее основания. 19 воспитанников воспитываются в полных семьях, одного ребенка воспитывает только мама. 7 детей воспитываются в многодетных семьях. Группу посещают 13 девочек и 7 мальчиков.
Группа общеоразвивающего направления. Развитие детей соответствует их физиологическому возрасту и требованиям, предъявляемым программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса.
Деятельность воспитателей группы направлена на развитие детей в соответствии с их сенситивными потребностями, формированию у детей навыков социального взаимодействия, нравственных норм, гуманного отношения к окружающим. Кроме того, профессиональная деятельность воспитателей направлена на освоение детьми необходимыми навыками трудовой, игровой, изобразительной, учебной и т.д. деятельности.
Направление активности группы: между детьми установлены доброжелательные взаимоотношения, несмотря на то, что выделяется несколько устойчивых групп общения по интересам, в каждой из которых есть свои лидеры. Яркого выраженного лидера в группе не выявлено. Однако установлен один ребенок, роль которого – «отверженный». Связано это с тем, что ребенок часто дерется и дети предпочитают с ним не общаться и не играть, чтобы не возникало конфликтных ситуаций. Кроме того, в группе есть и предпочитаемые дети, это те, с кем больше всего любит общаться весь детски коллектив. Обусловлено такое предпочтение тем, что дети достаточно активные, обладают широким кругом знаний, у них хорошо развита фантазия и с ними интересно играть.
В процессе взаимодействия дети общаются на основании общепризнанных нравственных и моральных норм. В целом коллектив достаточно устойчивый, дети активно принимают участие в соревнованиях и олимпиадах детского сада. Основное направление активности группы – это спортивное и творческое (пение и рисование).
Интеллектуальная коммуникативность: общение между детьми осознанное, они уже способны давать адекватную оценку собственным поступкам и поведению, а также поведению и поступкам других детей. Особой популярностью в группе пользуются коллективные формы деятельности, сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры. Дети четко понимают, что красота и порядок в группе и участке зависит от того как они сами за ними следят, ухаживают, убираются.
В процессе игр дети способны отслеживать действия партнеров по игре, правильно распределять между собой роли, сопровождать свои игровые действия речью, соблюдать правила. При организации игр дети высказывают предпочтения в выборе партнеров по игре.
В случае возникновения конфликтов дети стараются их разрешить самостоятельно, без вмешательства воспитателя.
У детей в достаточной степени развиты психологические процессы: внимание, память, восприятие, воображение и т.д. У большинства детей хорошо развито произвольное внимание и память.
Психологический климат в группе: общий психологический климат в группе благоприятный, дети дружелюбны, активно взаимодействуют друг с другом, конфликты крайне редки. Воспитатель строит общение с детьми так, чтобы ведущим в общении становился познавательный мотив. Информация, которую получают дети в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у них интерес. Дети учатся делиться своими мыслями, планами, впечатлениями.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Общая структура психологической характеристики группы детского сада
Психологическая характеристика группы, осуществляется по следующим критериям:
Общая характеристика.
В ней описывается:
- общее количество детей в группе;
- средний возраста, минимальный и максимальный возраст воспитанников;
- какое количество детей состоит в группе с самого начала ее основания, кто перешел из другой группы, кто недавно поступил в сад;
- количество детей из полных, неполных, многодетных семей, воспитывающихся родителями или опекунами;
- средний возраст родителей, максимальный и минимальный возраст родителей.
Направление активности группы. Выявляются лидеры группы, дается их психологическая характеристика (авторитет среди сверстников, поведение, поступки и т.д.) Определяется актив группы, наиболее ответственные дети, общий уровень воспитанности детей. Как дети выполняют поручения и общественные дела в группе (самостоятельно, под руководством воспитателя, с помощью няни и т.д.). Устанавливается общий уровень дисциплинированности детей, наличие или отсутствие грубых нарушений. Определяется уровень сформированности учебной мотивации, возможности повышения успеваемости воспитанников, определение детей, которым необходима индивидуальная помощь и контроль при выполнении учебных заданий.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Интеллектуальная коммуникативность. Устанавливаются общие интересы детей, их достижения в соревнованиях между группами ДОУ. Кроме того, в процессе наблюдения определяется уровень уважительного отношения детей к другу, воспитателю и педагогам. Насколько легко дети могут обратиться за помощью к воспитателю в различных конфликтных и сложных ситуациях. Как внимательно воспитатель относится к проблемам детей, выслушивает их, дает советы, разрешает конфликты и т.д. Особое значение имеет то, как дети реагируют на критику воспитателя, в какой форме воспитатель критикует детей и т.д.
Психологический климат в группе. Выявляется общий тон взаимоотношений между детьми и воспитателями, а также между самими детьми. Насколько дружелюбны дети, уровень развитости коллективизма, наличие общих интересов и увлечений.
Характеристика детского коллектива
Педагогика сегодня » Детский сад «Колосок» » Характеристика детского коллектива
Практика проходила в старшей группе детского сада. Количество воспитанников 21: 13 девочек и 8 мальчиков.
За время прохождения практики все дети показали себя как добрые и неконфликтные.
Активно взаимодействуют как со сверстниками, так и взрослыми. Некоторые дети, находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, быстро утомляются. Не умеют поддержать игру, принять роль.
Общие социально-бытовые навыки: некоторые дети имеют трудности в овладении навыками самообслуживания.
Все дети развиты физически.
Волевое начало в действиях детей проявляется в продуктивной деятельности. В большинстве работают внимательно, проявляют интерес. Доводят начатое дело до конца. Бывают случаи, когда не сразу воспринимают требования воспитателей. Некоторые воспитанники нуждаются в многократном повторении словесных указаний и контроля. Но в целом все выполняют правила распорядка жизни группы. Познавательно достаточно активны.
Затруднений в ответе на простые вопросы нет. Достаточно сформированы графические навыки. Неплохо развита мелкая моторика.
На занятиях создается благоприятная эмоциональная обстановка.
Объем знаний об окружающем мире достаточно высокий. Речь всех детей понятная, внятная, словарный запас довольно богат.
Большинство детей из благополучных семей. 3 ребенка из многодетных семей, 1 из неблагополучной.
Фрагмент КТП
Дни недели | Занятия | Прогулка | Вечер |
Понедельник 21.02 | Диагностика детей.
Цель: выявить уровень развития детей старшей группы |
Наблюдение за изменением на участке.(развивать внимание)
Уборка участка Подвижная игра «Фанты» |
Речевая игра «Знаменитый Балбал»
Цель: Развивать диалоговую речь, закрепить понятия домашних, диких животных, учить классифицировать. |
Вторник 22.02 | Диагностика детей.
Цель: выявить уровень развития детей старшей группы |
Наблюдение за деревьями -Предложить убрать дорожки на участке(Развивать коллективизм)
Подвижная игра — «Игровая» «Молчанка» (Учить играть по правилам) |
Предварительная подготовка к математике (вырезание машин)
Цель: закреплять умение пользоваться ножницами Дидактическая игра: «Ответь одним словом» Цель :учить обобщению и классификации |
Среда 23.02 | Выходной | ||
Четверг 24.02 | Аппликация
Забор вокруг заячего дома Цели: 1. Развивать у детей умение пользоваться ножницами 2. Учить вырезать прямые полосы. 3. Воспитывать чувство сострадания. Читайте также: Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания» |
Наблюдение за деревьями (Расширять кругозор)
-предложить собрать веточки. (воспитывать чистоплотность) — П.И. «кто дальше бросит», «сосед подними руку» (Развивать силу, внимание). |
Подвижная игра «Игровая»
Цель: развитие памяти, ловкости и внимания. |
Пятница 25.02 | Художественная литература
Чтение сказки «Иванушка Дурачок» в обработке Горького. Цели: 1. Воспитывать интерес к худ. литературе 2. Развивать ответственность. 3. Учить детей слушать |
Наблюдение за птицами (закрепить знания о птицах)
Предложить помочь дворнику (воспитывать уважение к труду) Подвижная игра: «Веселые как девочки» «Воробушки» (развитие координации) |
Театрализованная постановка сказки « Колобок»
Цель: вызвать желание идти в садик. Создать хорошее настроение. Учить правилам поведения. |
Материалы о воспитании и обучении:
Важнейшие средства и методические основы воспитания лидеров детского коллектива В психолого-педагогической литературе обсуждается вопрос о путях развития лидерского потенциала личности на разных возрастных этапах. Существует две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играют никакой роли. Вторая точка зрения заключается в том …
Лидерство как социально-психологический феномен В обществе развивающейся рыночной экономики успех во многом зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и на ее основе прогнозировать дальнейший ход событий, принимать адекватные решения и действовать согласно им. Поэтому …
Сущность образования с онтологической точки зрения Онтологический анализ предполагает рассмотрение объектов и явлений с точки зрения их бытия как реальной действительности, как феноменов, а не как ноуменов (понятий), обозначающих эти объекты и явления. Образование традиционно считается одной из ключевых категорий педагогики, и переосмысление её сущ …
Организационные моменты
Оформление документа происходит с участием психолога, логопеда и воспитателя. Готовая характеристика воспитанника детского сада предоставляется для:
Бесплатная консультация юриста
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Звоните: 8 800 511-39-66
Задать вопрос
- Поступления в школу.
- Решения юридических вопросов.
- Консультации у психиатра.
- Комиссии при переводе в логопедическую группу или специализированное образовательное учреждение.
- Детей с ограниченными возможностями, которые посещают детский сад.
- Органов опеки и попечительства.
Это тоже важно знать:
Характеристика на ученика: образец
Педагогическая характеристика воспитанника ДОУ — это официальный документ, недействительный без подписи всех лиц, заполнявших бланк. Также необходимы печать и подпись руководителя учреждения.
Характеристика для ПМПК дубль 2
Зрительная память у ребенка развита, определяет место предмета в ряду но не всегда правильно уравнивает предметы.
Пространственные представления сформированы, знает основные цвета.На занятиях по изо деятельности Кирилл старается, но не всегда хорошо получается. Приемами лепки владеет хорошо, но бывает что не завершает начатую работу до конца. Охотно выполняет работы по аппликации.
Достаточно развиты конструктивные навыки, постройки получаются устойчивые, соответствуют образцу.На физкультурных занятиях Кирилл занимается активно с желанием, старательно выполняет упражнения, но получается не всегда правильно.
В коллективные подвижные игры с правилами играет с удовольствием, но редко изъявляет желание быть ведущим в этой игре.На музыкальных занятиях занимается охотно, имитирует слова песни звуками.На занятиях по развитию речи лексика очень бедная.
Грамматический строй речи не сформирован. Навыки
Вторая младшая группа от 3 до 4 лет.Характеристика физического и психического развития ребенка.
Социально-нравственное и личностное развитие.
Начинается активное познание социального мира. Объектами пристального внимания воспитанников становятся человек, его деятельность, поведение, отношения.
Развитие социального восприятия происходит по двум направлениям — восприятие мира взрослых и восприятие сверстников. Желание стать взрослым, говорить, как он, становится движущей силой развития ребенка. Он стремится вычленить, осознать, затем воссоздать в игре отношения, доступные его восприятию.
У ребенка этого возраста активно развивается представление о себе как о члене семьи, происходит осознание родственных связей и опосредованных ими эмоционально-моральных отношений.
Он радуется успехам, удачам близких, проявляет чуткость к их переживаниям, способен проявить внимание к ним.
Общение со взрослым в начале четвертого года жизни еще имеет деловую мотивацию, но к концу прослеживается выраженный игровой мотив.
Задачи комбинированных групп
Пока я не забыла, напомню или, кто не знает, объясню, что комбинированные группы не нужно путать с группами компенсирующей направленности. Первые состоят из здоровых деток и особенных, а компенсирующие предназначены для малышей с однотипными особенностями. Чаще это проблемы речевого развития. Сегодня почти в каждом детском саду есть логопедические группы, вот они и есть компенсирующие.
О группах компенсирующих можно добавить еще вот что: да, детки с речевыми нарушениями могут находиться в комбинированных группах, но если набирается в садике деток с речевыми, скажем, нарушениями большое количество, то проще и целесообразней обучать их по специально разработанной коррекционной программе. Так коррекция нарушений будет проходить наиболее эффективно.
Наполняемость компенсирующих, в общем, как и комбинированных групп – в пределах санитарных норм, не более 16 человек.
Но вернусь к задачам комбинированных групп:
- Предоставление возможности детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование в ДОУ;
- Построение образовательной программы с учетом особенностей каждого ребенка в условиях инклюзивного обучения;
- Обеспечение полноценной максимальной интеграции деток с ОВЗ в коллектив обычных ребят путем создания безбарьерного пространства для взаимодействия всех членов образовательного процесса;
- Организация эффективного взаимодействия с родителями воспитанников для создания условий для полноценного развития в дошкольных учреждениях и в домашних условиях;
- Постоянная психопрофилактическая работа с родителями здоровых и детей с ОВЗ на тему создания благоприятной психологической атмосферы в группе;
- Помощь родителям в виде консультаций и обучение вопросам воспитания и развития деток;
- Мотивация родителей воспитанников к активному включению в процессы обучения и развития детей, проявление инициативы и оказание помощи педагогам;
- Коррекционно-педагогическая, медицинская, психологическая и социальная коррекция состояния деток с ОВЗ.
Другими словами, обычные дети и малыши с особенностями по здоровью с малых лет должны учиться уважать друг друга и иметь равные возможности для реализации.
В чем особенность комбинированных групп в детском саду?
В соответствии с нашим законодательством, все дети имеют равные права на развитие, образование и здравоохранение, независимо от их здоровья и психофизических особенностей. Соблюдая принцип равных возможностей, было принято волевое, иначе не назовешь, решение на высшем уровне – разрешить деткам с особенностями по состоянию здоровья воспитываться и расти в коллективе деток без таких особенностей.
Гуманность и мудрость этого решения оспаривать не приходится, но в настоящее время только-только вводится практика совместного воспитания детей с ОВЗ и обычных малышей. Что такое ОВЗ – это ограниченные возможности по здоровью, здесь имеются ввиду небольшие особенности, которые позволяют малышу, другим детям и персоналу пребывать на одной территории без ущерба для всех сторон.
Я уже писала цикл статей именно о детках с ОВЗ и о том, в чем заключается работа воспитателя с этим контингентом. Суть комбинированных групп в том, чтобы дети с самого раннего возраста ощущали себя частью гражданского общества, а не изгоями, которые вынуждены брать лишь, то, что дают и не иметь возможности рассчитывать на большее. Скажем, в СССР малышей с психофизическими особенностями никогда не допускали в обычные сады и школы.
Поэтому и восприятие людей с какими-либо отклонениями от норм до сих пор у нас пещерное. Если бы мы с детства воспитывались в одних и тех же коллективах, то воспринимали бы друг друга с большей добротой и открытостью, не видя различий между нами по внешним проявлениям.
Программа обучения и развития в детском саду с комбинированными группами составляется в соответствии с требованиями Министерства и с учетом индивидуальных особенностей деток. Есть стандарты, по которым составляются программы, но в них вносятся коррективы в зависимости от состояния здоровья и физических особенностей малышей.
Психолого — педагогическая характеристика группы «Светлячки»
В группе 21 мальчиков из них четверо приходящих, Андрей М, Андрей Е, Тимур Ж, Тагар Г. после обеда уходят домой. Состав группы меняется каждый год, переходят мальчики из младшей группы, в этом году перешли девять мальчиков: Дима Б, Арсений Г, Руслан Б, Максим Ч,Дима Л, Егор К, Вадим Ч, Виталий У, Алексанлр Т.
Отношения между мальчиков характеризуются как вполне благополучные. Отдельных группировок со своими правилами и нормами поведения не наблюдается. В группе есть три лидера Юра Б, Дима Б, Кирилл У, между собой мальчики не конфликтуют, умеют договариваться. Большая часть мальчиков определяют социально-психологический климат в коллективе как благоприятный, который является важным условием благополучного развития личности ребенка, формированию позитивного лидерства, соблюдению общепринятых норм взаимоотношений.
Внутри группы образовалось несколько микро групп по интересам. По стилю общения преобладает сотрудничество,мальчики стараются помочь друг другу в трудных ситуациях. Во взаимоотношениях дети проявляют внимательность, чуткость, коллективизм. Но бывают и случаи проявления излишней эмоциональности и эгоизма. Отношение большинства мальчиков к мнению коллектива серьезное, доброжелательное. Но некоторые ученики бывают, равнодушны к требованиям и критическим замечаниям. Конфликты возникают, но редко. Также группа стремится общаться, сотрудничать с другими членами общества.
Мальчики активно занимаются общественно-полезным трудом, участвуют в генеральных уборках по группе, в субботниках на прикрепленной школьной территории и занимаются её благоустройством. Многие дети имеют сформированные трудовые навыки. Ребята добросовестно относятся к своей работе. Проявляют трудолюбие.
Ребята активны во внеурочное время. Регулярно посещают кружки и секции. Интересы разнообразны, все мальчики посещают кружки: «Бумажное творчество», «Кукольный театр» и секцию «Настольный теннис» «Борьба»
С целью изучения взаимоотношений в группе был проведен опрос, который показал, что основная масса ребят находят среди одноклассников друзей. У большинства детей этот выбор взаимный.
В группе можно выделить следующие подгруппы детей:
1 подгруппа: Дети, способные обучаться на 4 и 5. А также дети, способные повысить свою успеваемость: (Богдан Ц, Дима Б, Кирилл У, Вася Ф, Юра Б, Илья Б).
2 подгруппа: с особенностями психического развития, предполагающего индивидуальную помощь и контроль при выполнении самоподготовки, различных заданий бытовой, трудовой, творческой направленности (низкая доля самостоятельности: затруднения в выполнении действий по инструкции, правилу, нарушение алгоритмов действий): (Артем К, Саша К, Родион Н, Кирилл Н, Стас В,).
3 подгруппа: с особенностями физического развития, предполагающего дополнительное внимание к сохранению и укреплению здоровья данных воспитанников: (Илья Т, Ваня Т, Ринчин Б, Тимур Б, Никита К. )
4 подгруппа: дети, состоящие в группе риска по склонностям к разным факторам риска, в связи с агрессивным поведением, нарушениями дисциплины, правил внутреннего распорядка, проявлениями негативизма, упрямства.(Таких детей нет)
Детское сообщество постепенно формируется в коллектив на основе личностно-ориентированного подхода. У детского сообщества общие интересы, дела, достижения. Для воспитанников мнение взрослых имеет значение и влияние: многие дети уважительно относятся к педагогам, прислушиваются, обращаются за советом, помощью, с просьбами, а так же для решения конфликтных ситуаций. Педагоги в свою очередь обсуждают с воспитанниками различные ситуации, дела, предложения, решения, стараясь выслушать мнение каждого ребенка.
Психологическая атмосфера в группе доброжелательная, здоровая, дети дружелюбны по отношению к взрослым и друг другу. Ребята проявляют активность в подготовке общешкольных мероприятий, готовятся к внеклассным занятиям. Но в группе есть еще ребята, которые не могут, в силу своих особенностей, полностью контролировать свое поведение, бывают излишне шумны и подвижны. Этим воспитанникам уделяется особое внимание (индивидуальные беседы с самими ребятами).
Группа в целом активна. Есть учащиеся, которые полны энергии, есть и пассивные ребята, но большинство обладает высоким уровнем активности.
Мальчики тесно взаимодействуют, как друг с другом, так и с педагогами. В силу своего возраста, у ребят отмечается быстрая смена интересов. Наиболее ценные качества в группе это дисциплинированность, трудолюбие, умение отстаивать свою точку зрения, моральная воспитанность.
Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. Учащиеся переживают удачи и неудачи, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе.
Положительными являются и оценка учеников психологического климата в классе как благоприятный (например то, что всем нравится собираться вместе; то, что все друг другу помогают). Позитивной стороной является внутренняя мотивация и положительное отношение ребят к учёбе.
об окружающем мире достаточно высокий. Речь всех детей понятная, внятная,
словарный запас довольно богат.
Большинство детей из благополучных семей. 3 ребенка из многодетных
семей, 1 из неблагополучной.
Есть дети, которым в семье разрешается ничего не делать, где за ребенка
всё делают взрослые и никаких требований к ребенку не предъявляют.
Поэтому я испытывала трудности в формировании у таких детей культурно—
гигиенических навыков, навыком самообслуживания и приобщения их к
трудовой деятельности. В процессе обсуждения с родителями данного вопроса
мы пришли к согласию, что необходимо предъявлять к ребенку одинаковые
требования как со стороны сада, так и в семье для воспитания у него
самостоятельности и чувства ответственности.
Есть гиперактивные дети и дети, имеющие заболевания ЦНС.
Могу отметить игры, в которые мы с детьми регулярно играли, и я
смогла отследить результат через некоторое время. Это словесные игры, игры—
небылицы, игры—нелепицы. Данные игры хороши тем, что развивают чувство
юмора, связную монологическую речь, наблюдательность и аналитическое
мышление. Ведь, чтобы понять, что бывает в жизни, а чего не бывает, как
должно быть правильно, детям нужно проанализировать свой жизненный
опыт, всё, что они видели, слышали, чувствовали, знают.
Игры на развитие слухового внимания «Узнай по голосу»,
«Испорченный телефон». Дети 6—7 лет хорошо определяли на слух голоса
сверстников. Детям помладше это удавалось реже. Игра любима детьми
многих поколений. В ходе игры мы с детьми научились говорить друг другу
слова тихо, но внятно.
Особо хочется отметить игру «Русское лото», в которую мы играли в
течение месяца. Если в начале практики у детей основными трудностями было
правильно прочесть число, назвать его; внимательно следить за ходом игры,
не отвлекаться, довести игру до конца, то теперь ребята способны длительно
сосредотачивать свое внимание на игре и доводить ее до логического