ГРАММАТИЧЕСКИЕ (СИНТАКСИЧЕСКИЕ) НОРМЫ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Рассмотрим вариант задания А4 в демонстрационном варианте 2014 года:
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о богатстве языка,
1) в аудитории началась дискуссия.
2) у меня возник интерес к этой проблеме.
3) требуются конкретные примеры.
4) мы имели в виду главным образом его словарный запас.
Следующий далее теоретический материал взят из книги Г.Т. Егораевой «Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций».
Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, необходимо знать, что действие, о котором идёт речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идёт в сказуемом: Сидя на ветке, белка грызла орехи. (Грызла (к а к?) сидя на ветке). Поэтому и основное, и добавочное действие должны выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель – подлежащее, выполняющее оба действия).
Обратимся к примеру:
1. Готовясь к приёму гостей, производится тщательная уборка.
2. Готовясь к приёму гостей, я всегда тщательно убираю квартиру.
В данном случае в обоих предложениях есть подлежащее (уборка; я). Но при этом в 1-м предложении подлежащее «уборка» не может выполнять действие, о котором идёт речь в деепричастном обороте: «уборка» не может «принимать гостей». Значит, 1-е предложение содержит грамматическую (синтаксическую) ошибку.
Во 2-м предложении подлежащее «я» выполняет и основное действие, заключённое в сказуемом «убираю», и добавочное, заключённое в деепричастии «готовясь». Следовательно, в этом предложении нет грамматической (синтаксической) ошибки.
односоставных определённо-личных предложениях
с
деепричастным оборотом подлежащего нет, сказуемое в них может быть выражено
глаголом в следующих формах:
1.
В форме повелительного
наклонения: Читая исходный текст, обращайте внимание на способы выражения
авторской позиции.
2.
В форме 1-го
или 2-го лица изъявительного наклонения:
Читая исходный текст, обращаю внимание на способы выражения авторской позиции.
односоставных безличных предложениях
деепричастный оборот может быть
употреблён только в том случае, если в сказуемом есть форма инфинитива: Читая исходный текст, следует
обратить внимание на способы
выражения авторской позиции.
Таким образом, основные
способы грамматически верных продолжений предложений с деепричастным оборотом
представлены в следующей таблице.
Начало предложения (деепричастный оборот, |
Правильные варианты предложений |
Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,… |
…ученик повторял синтаксис простого |
…решаю (решаем, решаешь, решаете) |
|
…тщательно повторяйте пройденное. (В определённо-личном |
|
…необходимо тщательно повторить |
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
1.
Деепричастный
оборот не может быть употреблён, если
действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастным
оборотом, относятся к разным лицам (нельзя: «Пользуясь
калькулятором, расчёт производится быстро»).
2.
Деепричастный
оборот не может быть употреблён в безличном предложении, если в составе
сказуемого нет инфинитива глагола (нельзя:
«Гуляя вечером, мне нездоровилось»).
3.
Если
предложение выражено конструкцией со
страдательным причастием, деепричастный оборот не может быть употреблён, т.к. исполнитель действия, выраженного
сказуемым, и исполнитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают (нельзя: «Доставив
необходимые медикаменты, самолёт МЧС будет
осмотрен техниками»).
К заданию А 4
Синтаксические нормы
(построение
предложения с деепричастием)
Из книги
Дитмара Эльяшевича Розенталя «А как лучше сказать?»
«Подъезжая к сией станции… у меня слетела шляпа»
Эта фраза-пародия (из
юмористического рассказа А.П. Чехова) страдает не только орфографической
неграмотностью («сией» вместо сей), но и стилистической
беспомощностью: в ней нарушено правило,
чтобы обозначаемое деепричастием действие относилось к подлежащему. В
приведенном примере речь идет о действиях двух предметов в
грамматическом значении этого слова: обо мне (я подъезжал к станции) и
о шляпе (она слетела). В неправильном построении этого предложения
легко убедиться, если переставить деепричастный оборот, обычно свободно
располагающийся во фразе: «Шляпа, подъезжая к сей станции, у меня слетела».
Сравните также неправильное
употребление деепричастия в предложениях: «Прощаясь
с друзьями, один из них сказал мне…»; «Возвращаясь домой, меня застиг дождь».
Примеры из ученических работ: «Живя и
вращаясь в аристократическом обществе, у Онегина создались присущие этому
обществу навыки, привычки и взгляды»; «Читая эти строки из романа „Как
закалялась сталь“, создается впечатление, что автор выражает наши мысли и
чувства» и т. п. В подобных случаях деепричастные o6ороты следует
заменять придаточными предложениями обстоятельственными.
Встречающиеся у
писателей-классиков отступления от литературной нормы представляют собой либо
галлицизмы (обороты, возникшие под воздействием французского языка, где такие
конструкции допустимы), либо результат влияния народной речи. Например: …Имея право выбирать оружие, жизнь
его была в моих руках (А.С.
Пушкин); Проезжая на
возвратном пути в первый раз весной знакомую березовую рощу, у меня голова
закружилась и забилось сердце от смутного сладкого ожидания (И.С. Тургенев).
Не используются деепричастные
обороты в безличных предложениях типа «Подходя
к лесу, мне стало холодно» (в этом предложении имеется логическое
подлежащее мне, но нет грамматического
подлежащего, которому можно было бы приписать действие, выраженное
деепричастием). Поэтому устарелыми представляются предложения, подобные
следующим: …Убедившись, что
понять этого он не сможет, ему стало скучно (Л.Н.Толстой); Прочитав внимательно рассказ, мне
думается, что редакторских поправок в нем нет (М.
Горький).
деепричастного оборота в безличном предложении при неопределенной форме глагола
,
например: Выполняя это
упражнение, нужно руководствоваться указаниями, приведенными в задании.
Теория к заданию А4 ЕГЭ по русскому языку. Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)
Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, необходимо знать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом: Сидя на ветке, белка грызла орехи. (Грызла (как?) сидя на ветке). Поэтому и основное, и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель — подлежащее, выполняющее оба действия).
Обратимся к примеру:
1. Готовясь к приему гостей, производится тщательная уборка.
2. Готовясь к приему гостей, я всегда тщательно убираю в квартире.
В данном случае в обоих предложениях есть подлежащее. Но при этом в 1-м предложении подлежащее уборка не может выполнять действие, о котором идет речь в деепричастном обороте: уборка не может «принимать гостей». Значит, это предложение с грамматической ошибкой.
Во 2-м предложении подлежащее я выполняет и основное действие, заключенное в сказуемом убираю, и добавочное, заключенное в деепричастии готовясь. Следовательно, в этом предложении нет грамматической ошибки.
Но в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях подлежащего нет, и сказуемое в них может быть выражено глаголом в одной из трех форм:
1. В форме повелительного наклонения: Читая текст, обращайте внимание на способы выражения авторской позиции.
2. В форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения: Читая текст, обращаю внимание на способы выражения авторской позиции. (Подлежащее «я» легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию).
3. В форме инфинитива в значении повелительного наклонения: Читая текст, следует обратить внимание на способы выражения авторской позиции.
Таким образом, основные способы грамматически верных предложений с деепричастным оборотом можно увидеть в следующей таблице.
Начало предложения (деепричастный оборот, обозначающий добавочное действие сказуемого) |
Правильные варианты предложений |
Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,… |
ученик повторял синтаксис простого предложения. (Есть подлежащее, которое выполняет и основное действие, заключенное в сказуемом «повторял», и добавочное, заключенное в деепричастии «готовясь») |
а) решаю сложные тесты; решаем сложные тесты. (Есть сказуемое в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения (можно восстановить подлежащее, выраженное местоимениями я, мы, ты, вы) |
|
б) тщательно повторяйте пройденное. (В определенно-личном предложении есть глагол-сказуемое в форме повелительного наклонения) |
|
в) необходимо тщательно повторить пройденный материал. (Есть инфинитив в значении повелительного наклонения) |
Обратите внимание
1. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (нельзя: «Пользуясь калькулятором, расчет производится быстро и легко»).
2. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении (нельзя: «Гуляя вечером, мне нездоровилось»).
3. Если предложение выражено конструкцией со страдательным причастием, деепричастный оборот не может быть употреблен, так как исполнитель действия, выраженного сказуемым, и исполнитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают (нельзя: «Доставив необходимые медикаменты, самолет МЧС будет осмотрен техниками»).
Разберем задание
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Слушая любимую музыку,
1) каждый раз открываешь в ней что-то новое.
2) время как будто перестает существовать.
3) всегда обнаруживается что-то новое, не замеченное раньше.
4) она никогда не надоедает.
Во втором, третьем и четвертом предложениях подлежащие (время, что-то, она – музыка) не могут выполнять действия, названного с помощью деепричастия (слушать музыку). В первом варианте подлежащего нет, но присутствует глагол в форме 2-го лица единственного числа настоящего времени — открываешь, по которому легко восстановить подлежащее (ты). Именно это подлежащее может выполнять оба действия (слушать музыку и открывать что-то новое в ней). Ответ — 1.
Содержание
- Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием) методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- А4: Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)
Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrekomendacii.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
А4: Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)
Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.
Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать , что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом.
Деепричастный оборот не употребляется:
1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Подъезжая к городу, начался сильный ветер (правильно: Когда мы подъезжали к городу… или Подъезжая к городу, мы почувствовали, что… ) ;
2) если в безличном предложении нет инфинитива: Приехав в Москву, ему стало грустно (правильно: Когда он приехал в Москву… или Приехав в Москву, он загрустил );
3) в пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими (правильно: Уходя домой, рабочие проверяют оборудование ).
Грамматически верные продолжения предложения:
- Подлежащее выполняет основное действие (сказуемое) и дополнительное (деепричастие).
- Деепричастие и сказуемое относится к одному и тому же подлежащему.
Если нет подлежащего, то сказуемое (глагол) может:
- стоять в форме повелительного наклонения;
- стоять в форме 1 – го и 2 – го лица изъявительного наклонения (к глаголу можно подставить местоимения я, мы, ты, вы);
- быть составным глагольным сказуемым (вспомогательный глагол + инфинитив)
- В каком предложении нарушена синтаксическая норма?
- Проснувшись на другой день, я сразу же подумал о предстоящем походе.
- Предположив, что это последний поезд, я совсем расстроился.
- Схватив ребенка в охапку, мать побежала на другую сторону улицы.
- Возвращаясь с выставки, ему пришлось заехать к родителям.
- В каком предложении нарушена синтаксическая норма?
- Слушая эту волнующую музыку, я представляю бушующее море.
- Зная о его приезде, мы смогли к этому подготовиться.
- Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
- Сбегая по откосам оврагов, звенели ручьи.
- Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
Расставив знаки препинания неправильно,
- вы рискуете получить неудовлетворительную отметку.
- мне было обидно.
- Маша закрыла тетрадь.
- я ничуть не расстроился.
- Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
Путешествуя по разным странам,
- мой фотоальбом заметно пополнялся.
- следует для сохранения впечатлений вести дневник.
- я заметно расширил свои представления о мире.
- мой друг всегда мечтал о возвращении на родину.
- Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
- мы двинулись в обратный путь.
- следует вернуться к упражнениям.
- альпинисты продолжили восхождение.
- мысли лучше идут на ум.
- Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
- студенты обращались к справочной литературе.
- вы часто встречаетесь с новыми словами и выражениями.
- мне потребовался словарь.
- я никогда не отвлекался.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
- для Бродского начинается новый период жизни.
- И. Бродский пошел рабочим на завод, потом – в больничный морг.
- желание писать стихи не покидало поэта никогда.
- вскоре, в 1963 году, И. Бродского объявили тунеядцем и отдали под суд.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Сделав Ириша Хулигэна персонажем множества пародий и рисунков,
- это слово английского происхождения.
2) в комической песенке 90-х годов 19 века упоминается его имя.
3) у его семейства была дурная слава.
4) одна из газет создала ему невольную рекламу.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Забыв пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду,
- памятью об этом мифе осталось выражение яблоко раздора.
- греками овладело желание отомстить троянцам.
- родители героя Троянской войны Ахилла были жестоко наказаны.
- судьей между ними был избран троянский юноша Парис.
- Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Обладая чудесным пламенем,
- об античном мифе известно всем и сегодня.
- у титана Прометея возникла мысль помочь людям.
- в мифах Древней Греции упоминается много имен реальных исторических деятелей.
- люди перестали подчиняться небожителям.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Решив отомстить одесскому градоначальнику Зеленому,
- у известного всей Одессе самодура не нашлось ни одного защитника.
- знаменитый дрессировщик Дуров вывел на арену цирка свинью, покрашенную в зеленый цвет.
- всем хотелось попасть на вечернее цирковое представление.
- в Одессе не хотелось долго задерживаться.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Стоя по горло в воде,
- фригийского царя ждало наказание.
- муки Тантала – страшная кара.
- тантал так и не смог утолить жажду.
- вода уходила из-под его губ.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Слушая устную речь,
- она заставляет нас задуматься.
- мы не задумываемся над ее звучанием, а непосредственно воспринимаем смысл.
- необходимо единство правил произношения.
- каждое отклонение при этом от привычного орфоэпического произношения отвлекает слушающего от смысла.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Воюя постоянно с соседними народами и побеждая их,
- от Романа Волынского власть перешла к его сыновьям.
- у Романа Волынского было много побед, поэтому его называют самодержцем всей Руси.
- захваченных земель у Романа Волынского стало больше.
- Роман Волынский так прославился своими завоеваниями, что некоторые историки называют его самодержцем всей Руси.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Благословляя своего избавителя,
- изменения к лучшему произошли в Галиче, из которого бежали венгры и поляки.
- жителями города было сделано много для его защиты.
- жители Галича называли Мстислава Храброго красным солнышком.
- у жителей Галича появился защитник и могущественный покровитель.
Ответы: 1 – 4, 2- 3, 3- 2, 4 – 1, 5 – 4, 6 – 3, 7 – 2, 8 – 4, 9 – 3, 10 — 4, 11 – 2, 12 – 3, 13 – 2, 14 – 4, 15 – 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом).
Данный ресурс закрепляет умение правильно строить предложения с деепричастным оборотом. Дан алгоритм выполнения заданий данного типа. (Подготовка к ЕГЭ — выполнение задания А-4).
Учебный тренажёр по теме: Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом)
Учебный тренажёр помогает выработать навык построения предложения с деепричастным оборотом. Только вначале нужно составить алгоритм выполнения задания, а после этого приступать к работе с тренажёром.
Электронный тренажер «Нормы построения предложений с деепричастным оборотом»
Благодаря данному тренажеру можно отработать умение выбирать грамматически правильное продолжение предложения с деепричастным оборотом.
Алгоритм «Нормы построения предложений с деепричастным оборотом»
Данный алгоритм призван помочь учащимся опознавать (находить) грамматически правильно построенные предложения с деепричастным оборотом.
Открытый урок русского языка в 11 классе на тему «Нормы построения предложений с деепричастным оборотом»
Данный урок относится к урокам открытия нового знания.
Подгтовка к ЕГЭ А5. Синтаксические нормы (выбор форм согласования и управления; построение предложений с однородными членами, построение сложноподчиненных предложений)
Данная презентация в полном объеме дает материал для повторения синтаксических норм. Дана теория и несколько вариантов заданий.
Готовимся к ЕГЭ А7. Синтаксические нормы. ( Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте )
В данной презентации дан материал для поготовке к ЕГЭ при повторении синтаксических норм. Дана теория и практических материал, которы можно дополнить.
Источник
А4: Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)
А4: Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)
Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.
Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом.
Деепричастный оборот не употребляется:
1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Подъезжая к городу, начался сильный ветер (правильно: Когда мы подъезжали к городу… или Подъезжая к городу, мы почувствовали, что…);
2) если в безличном предложении нет инфинитива: Приехав в Москву, ему стало грустно (правильно: Когда он приехал в Москву… или Приехав в Москву, он загрустил);
3) в пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими (правильно: Уходя домой, рабочие проверяют оборудование).
Грамматически верные продолжения предложения:
- Подлежащее выполняет основное действие (сказуемое) и дополнительное (деепричастие). Деепричастие и сказуемое относится к одному и тому же подлежащему.
Если нет подлежащего, то сказуемое (глагол) может:
- стоять в форме повелительного наклонения; стоять в форме 1 – го и 2 – го лица изъявительного наклонения (к глаголу можно подставить местоимения я, мы, ты, вы); быть составным глагольным сказуемым (вспомогательный глагол + инфинитив)
В каком предложении нарушена синтаксическая норма? Проснувшись на другой день, я сразу же подумал о предстоящем походе. Предположив, что это последний поезд, я совсем расстроился. Схватив ребенка в охапку, мать побежала на другую сторону улицы. Возвращаясь с выставки, ему пришлось заехать к родителям.
В каком предложении нарушена синтаксическая норма? Слушая эту волнующую музыку, я представляю бушующее море. Зная о его приезде, мы смогли к этому подготовиться. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. Сбегая по откосам оврагов, звенели ручьи.
Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
Расставив знаки препинания неправильно,
вы рискуете получить неудовлетворительную отметку. мне было обидно. Маша закрыла тетрадь. я ничуть не расстроился.
Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
Путешествуя по разным странам,
мой фотоальбом заметно пополнялся. следует для сохранения впечатлений вести дневник. я заметно расширил свои представления о мире. мой друг всегда мечтал о возвращении на родину.
Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
мы двинулись в обратный путь. следует вернуться к упражнениям. альпинисты продолжили восхождение. мысли лучше идут на ум.
Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
студенты обращались к справочной литературе. вы часто встречаетесь с новыми словами и выражениями. мне потребовался словарь. я никогда не отвлекался.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Сделав Ириша Хулигэна персонажем множества пародий и рисунков,
это слово английского происхождения.
2) в комической песенке 90-х годов 19 века упоминается его имя.
3) у его семейства была дурная слава.
4) одна из газет создала ему невольную рекламу.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Забыв пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду,
памятью об этом мифе осталось выражение яблоко раздора. греками овладело желание отомстить троянцам. родители героя Троянской войны Ахилла были жестоко наказаны. судьей между ними был избран троянский юноша Парис.
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Обладая чудесным пламенем,
об античном мифе известно всем и сегодня. у титана Прометея возникла мысль помочь людям. в мифах Древней Греции упоминается много имен реальных исторических деятелей. люди перестали подчиняться небожителям.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Решив отомстить одесскому градоначальнику Зеленому,
у известного всей Одессе самодура не нашлось ни одного защитника. знаменитый дрессировщик Дуров вывел на арену цирка свинью, покрашенную в зеленый цвет. всем хотелось попасть на вечернее цирковое представление. в Одессе не хотелось долго задерживаться.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Стоя по горло в воде,
фригийского царя ждало наказание. муки Тантала – страшная кара. тантал так и не смог утолить жажду. вода уходила из-под его губ.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Слушая устную речь,
она заставляет нас задуматься. мы не задумываемся над ее звучанием, а непосредственно воспринимаем смысл. необходимо единство правил произношения. каждое отклонение при этом от привычного орфоэпического произношения отвлекает слушающего от смысла.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Воюя постоянно с соседними народами и побеждая их,
от Романа Волынского власть перешла к его сыновьям. у Романа Волынского было много побед, поэтому его называют самодержцем всей Руси. захваченных земель у Романа Волынского стало больше. Роман Волынский так прославился своими завоеваниями, что некоторые историки называют его самодержцем всей Руси.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Благословляя своего избавителя,
изменения к лучшему произошли в Галиче, из которого бежали венгры и поляки. жителями города было сделано много для его защиты. жители Галича называли Мстислава Храброго красным солнышком. у жителей Галича появился защитник и могущественный покровитель.
Ответы: 1 – 4, 2- 3, 3- 2, 4 – 1, 5 – 4, 6 – 3, 7 – 2, 8 – 4, 9 – 3, 10 — 4, 11 – 2, 12 – 3, 13 – 2, 14 – 4, 15 – 3.
Источник
Задание а 4 , как мне кажется не очень сложным-оно проверяет проверяется ваше умение правильно употреблять деепричастный оборот.
Алгоритм выполнения задания а4:
Для того чтобы безошибочно выполнить этот тест, я советую ученикам применить следующие приемы:
1) Вначале найдите подлежащее в предложении и посмотрите это ли действующее лицо выполняет действие (добавочное) в деепричастном обороте.
Учтите: подлежащего может и не быть, если предложение определенно-личное или неопределенно-личное, но оно легко восстанавливается.
2) Превратите деепричастие в глагол и соедините его со сказуемым. У вас должны получиться однородные сказуемые, если ответ правильный.
3) Если деепричастие относится к одушевленному существительному, то наличие подлежащего — неодушевленного существительного — свидетельствует о невозможности присоединения деепричастного оборота к данному предложению. И наоборот.
4) Перенесите деепричастный оборот в конец предложения.
Как ни странно, этот прием зачастую приводит к правильному решению теста.
Пример. Получив начальное домашнее образование в Москве.
1) Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
2) Двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус в Петербурге.
3) Этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус в Петербурге.
4) Дальнейшее образование Радищева проходило в Петербурге и за границей.
Рассмотрим первое предложение. Зачислили (кто?) — они. Подлежащее восстанавливается, но оно во мн. ч.Получил образование (кто?) — он (Радищев) — ед. ч. Действующие лица разные, однородных сказуемых не получается. Перенеся деепричастный оборот в конец предложения (Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус, получив начальное домашнее образование в Москве), вы увидите, что подобное предложение, не имеет смысла.
Во втором предложении сказуемое поступил. (Кто?) поступил — Радищев — подлежащее. Получил образование (кто?) — он (Радищев). Радищев получил образование и поступил — однородные сказуемые. Перенесем деепричастный оборот: Двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус в Петербурге, получив начальное домашнее образование в Москве. Ответ верный.
Третье предложение безличное, действующего лица (подлежащего) нет, значит, и присоединение деепричастного оборота невозможно. Однако в последнее время наблюдается тенденция присоединения деепричастного оборота к безличному предложению, если оно обозначает категорию состояния или способ выражения мысли (Анализируя статистические данные, нужно отметить… Мысленно пробегая по страницам любимой книги, сказать…).
В четвертом предложении подлежащее выражено неодушевленным существительным, действующее лицо в деепричастном обороте — существительное одушевленное. Присоединение деепричастного оборота невозможно.
Слайд 1
Продолжение предложения с деепричастным оборотом
Слайд 2
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Не рассчитывая на помощь, … 1 ) меня начали покидать силы. 2 ) ученики самостоятельно справились с заданием. 3 ) самостоятельность очень важна. 4 ) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Слайд 3
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Не рассчитывая на помощь, … 1 ) меня начали покидать силы . 2 ) ученики самостоятельно справились с заданием. 3 ) самостоятельность очень важна . 4 ) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Слайд 4
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Закаляя характер , … 1) учитываются отношения с окружающими людьми. 2) не потакайте своим слабостям. 3) меняются принципы, мысли, желания. 4) мне помогли в этом родители.
Слайд 5
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Закаляя характер , … 1) учитываются отношения с окружающими людьми. 2) не потакайте своим слабостям . ( вы ) 3) меняются принципы , мысли , желания . 4) мне помогли в этом родители .
Слайд 6
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Выйдя из дома, … 1) начался сильный дождь. 2) мне нужно было торопиться . 3) повеяло сыростью . 4 ) я решил подождать отца.
Слайд 7
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Выйдя из дома, … 1) начался сильный дождь . 2) мне нужно было торопиться . 3) повеяло сыростью . 4 ) я решил подождать отца.
Слайд 8
Играя в футбол, … 1 ) воспитывается чувство коллективизма. 2 ) у меня подвернулась нога, 3 ) незаметно пролетело время. 4 ) вы должны соблюдать правила.
Слайд 9
Играя в футбол, … 1 ) воспитывается чувство коллективизма. 2 ) у меня подвернулась нога , 3 ) незаметно пролетело время . 4 ) вы должны соблюдать правила.
Слайд 10
Слушая песню , … 1 ) представляется бескрайняя степь. 2 ) вспоминаешь родные места. 3 ) у всех стали взволнованными лица. 4 ) мелодия показалась мне знакомой.
Слайд 11
Слушая песню , … 1 ) представляется бескрайняя степь . 2 ) вспоминаешь родные места . (ты) 3 ) у всех стали взволнованными лица . 4 ) мелодия показалась мне знакомой.
Слайд 12
Пользуясь фразеологическим словарём, … 1 ) меня поразило богатство языка. 2 ) сначала читается вступительная статья. 3 ) объясните значение этого выражения. 4 ) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.
Слайд 13
Пользуясь фразеологическим словарём, … 1 ) меня поразило богатство языка. 2 ) сначала читается вступительная статья . 3 ) объясните значение этого выражения. 4 ) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.
Слайд 14
Оказавшись в доме незнакомых людей , … 1 ) мне понравились хозяева. 2 ) чувствовалась какая-то скованность. 3 ) дождитесь, когда вас представят. 4 ) у меня возник вопрос.
Слайд 15
Оказавшись в доме незнакомых людей , … 1 ) мне понравились хозяева . 2 ) чувствовалась какая-то скованность . 3 ) дождитесь, когда вас представят . ( вы ) 4 ) у меня возник вопрос .