Армавирский Центр Научно – Технического Творчества
«Три ступени к реализму: графический рисунок»
Методические рекомендации
составила Занберова А.В.
Армавир
2009
Содержание
- Введение.
- Необходимые
инструменты и материалы. - Секрет
реалистичности изображения – в растушевке. - Пять градаций
светотени. - Три этапа
рисования. - Теория разрезной
головоломки: умение видеть формы. - Приложение.
- Литература.
Введение.
Проработав в течение нескольких лет с юными художниками, я обнаружила,
что наиболее распространенным
камнем преткновения является не «что нарисовать», а «как сделать, чтобы изображение выглядело реальным».
Хороший рисунок – это комбинация множества важных
элементов. Художник должен иметь правильное понятие о вещественности
характеристик изображаемого
субъекта, острое зрительное восприятие деталей и световых эффектов, способность отобразить всё это на бумаге
так, чтобы создать у зрителя впечатление
реальности.
Именно стремление помочь моим ученикам «нарисовать так,
чтобы было похоже», подтолкнуло меня к тщательному изучению и последующему
применению на практике мало распространенной в нашей стране в предыдущие
десятилетия методики «Трех ступеней реализма», автором которой является
американская художница Полли (Ли) Хэммонд, аттестованная Национальной
ассоциацией лиц, занимающихся изящными искусствами в США (NAMTA). Она владеет и управляет корпорацией
Midwest School of Illustration and Fine
Art, Inc (Школа – мастерская изящных искусств на Среднем Западе).
На этой паре иллюстраций представлены два рисунка,
которые я позаимствовала у одной из моих учениц.
Левый рисунок
показывает, как девочка рисовала ДО прихода в мою студию, и демонстрирует недостатки,
типичные для большинства начинающих художников. Он вроде бы и не плох для ученицы
11- ти лет, но видны все «минусы», характерные для начинающих художников,
талант которых пока еще «барахтается» стихийно, сам по себе, либо попадает в
жесткие рамки «правильных» приемов рисования. Рисование — феномен очень индивидуализированный.
Накопление информации, получение образования, приобретение опыта — все эти
процессы воздействуют на многие грани
личности, которая в каждом человеке особенна, уникальна. Поэтому никакую одну
манеру, никакой один приём рисования нельзя объявить раз и навсегда для всех художников «исключительно
правильным» или «абсолютно
неверным»; творческие манеры и приёмы бывают просто разными.
Какие
же недостатки мы видим на левом портрете? Части лица обведены контурными линиями
– это главный недостаток, встречающийся в подавляющем большинстве работ,
создаваемых новичками.
Очертания
глаз и губ очень упрощены. Их формы и детали нуждаются в уточнениях и актуальной
проработке.
Не
хватает правильных переходов от освещенных участков к темным, вследствие чего
лицо на рисунке не выглядит реальным. Это, скорее, плоская физиономия героини
какой-то карикатуры.
Новая
попытка перерисовать тот же портрет подруги, показывает, насколько улучшились
способности юной художницы «видеть» объект и реалистично воспроизводить его на
своем листе бумаги.
Нет
отчетливых линий, которыми бы очерчивались отдельные части лица. Формы этих
частей созданы теперь переходами тона. Растушевкой определяются все контуры.
Волосы блестящие и пышные, будто настоящие.
Усердно
прорабатывая все три этапа, предлагаемые данной техникой рисования, достигнуть
прекрасных результатов может каждый.
Необходимые инструменты и материалы.
Бумага для офисной
техники «Снегурочка», в пачке или отдельными листами
Эта бумага имеет
гладкую, равномерную структуру полотна, хорошо противостоящую истиранию –
неотъемлемому атрибуту «хэммондовской» манеры рисования.
Чернографитный
карандаш со стержнем 2М (2В)
Предпочтение следует
отдать карандашам «Конструктор» или «KON—I—NOR» — их стержни дают красивый, нежный и темный
след.
Растушевки
Это трубки, свернутые
из ватмана так, что один конец имеет вид спирального конуса. Изготовить их
следует несколько штук, разного размера.
Пластичный ластик
(клячка)
Липкий, мягкий, напоминает
модельную глину. Очень хорош для
«хэммондовской» манеры рисования, ибо помогает легко осветлить
нужный участок изображения, не
разрушая поверхность бумаги.
Чертёжная щётка из конского
волоса
Она
незаменима, когда вы хотите удалить с бумаги любой мелкий мусор (остатки графита,
катышки от ластика и пр.). Попытки смахнуть его рукой чреваты непоправимым смазыванием
участков изображения.
Если попробуете сдувать этот мусор —
неизбежно забрызгаете портрет мелкими капельками
слюны.
Обычный (многоцелевой) ластик
Как
нельзя лучше пригодится для стирания длинных линий и очистки больших площадей.
Он мягкий и не
царапает бумагу. Лучше всего подойдет ластик фирмы MILAN из белой резины.
Аэрозольный фиксатив
Им вы
сохраните и защитите от загрязнений законченную работу. Можно с его помощью «зафиксировать» первоначальный
вид какой-либо области рисунка перед наложением дополнительных тонирующих слоев. После обработки листа
фиксативом
рисование на нём можно продолжать.
Чертёжная доска (планшет)
Во время работы плоскость рисунка важно расположить
так, чтобы вы могли видеть его без искажений. Совсем хорошо, если эта доска оснащена какими-нибудь зажимами для
листа бумаги и для фотографии, с которой вы перерисовываете портрет.
Линейка
С её
помощью строят сетки и выполняют измерения.
Трафареты (шаблоны) с кругами
и эллипсами
Они
понадобятся при изображении зрачков и радужных оболочек глаз.
Журналы
Ценные источники фотографий, необходимых для практики. Подбирая и классифицируя вырезки,
можно создать «справочную библиотеку», которая
поможет изображать людей в разных позах, разного возраста, с
характером или настроением.
Секрет реалистичности изображения –
в растушевке.
Некоторые стили, темы и объекты рисования вполне годятся для эпатажных
манифестов, броских
заявлений, аршинных букв в афишах или газетных заголовках. А задача данной техники
рисунка концентрируется на создании реалистичных изображений с помощью гладких
вариаций насыщенности тона, мягко растушёванных зон. Т.е. генеральная
характеристика этой техники рисования укладывается в два слова: плавная растушёвка. Они
означают постепенное изменение тона от самого тёмного до экстремально светлого — настолько медленное и
равномерное, что различить глазом
какой-либо контраст между соседними участками пути перехода не удаётся.
Далее следует сосредоточиться на освоении трёх главных понятий, которые
пригодятся учащимся в рисовании любых объектов и предметов. Вот они: форма,
свет, тень. Потребуется
время, чтобы натренироваться безошибочно видеть эти характеристики у объекта в целом
и у его частей. И когда учащиеся сумеют с ходу воспринимать любую вещь как совокупность элементарных
геометрических форм, точность их графических работ неизбежно улучшится.
Учимся растушёвывать графит
Отличительная суть приёма растушёвки карандашных следов — плавное, равномерное, «нежное» изменение насыщенности тона от тёмного к светлому. На пути этого перехода не должно быть ни «всплесков», ни «зияний», и
между соседними его участками контраст вы практически не способны увидеть невооруженным
глазом.
Гладкость снижения насыщенности обеспечивается нанесением исходных карандашных штрихов с мягким
нажимом; все они
должны иметь одинаковую ориентацию. Вы как бы выстраиваете «фундамент» будущего
перехода тона. Делайте это не импульсивно, а спокойно и размеренно. По мере приближения
к светлым участкам
нажим на карандаш ослабляйте постепенно.
После этого замените карандаш простым инструментом из бумаги, который так и называется — растушёвка. Аккуратно и неторопливо «размазывайте» его кончиком
графит по бумаге — обязательно вдоль, а не
поперёк карандашных штрихов. Медленно продвигайтесь от тёмного края обрабатываемой зоны к светлому.
Держать растушёвку всегда следует не вертикально к бумаге, а с
наклоном. Если рабочий её конец
«затупится» (вомнётся внутрь
спирального конуса), распрямлённой большой канцелярской скрепкой
вытолкните его наружу – вот и весь ремонт.
Не выбрасывайте растушёвку, которой пользовались всего один
раз, из-за того, что она испачкалась! Рассортируйте набор бывших в
употреблении растушёвок
по степени их загрязнения. Самая чёрная наверняка ещё пригодится, когда понадобится обрабатывать очень тёмные участки рисунка
– фон, или, скажем, неосвещённую сторону
головы жгучего брюнета. Но для
светлого участка, естественно,
всегда надо брать свежую растушёвку.
Правильное применение растушёвки
Прежде чем приступать к рисованию реальных объектов, следует полностью освоиться со всеми инструментами и материалами. Своим
ученикам я советую поначалу изрядно потренироваться, вновь и вновь повторяя своими руками «хороший пример» из раздела
«Учимся растушёвывать
графит»; разумеется, контуры
обрабатываемой зоны не обязательно должны напоминать только прямоугольник
— пусть это будет трапеция, косой клин, сектор
круга и т. п. Начинать следует с
самого тёмного тона и постепенно, плавно
осветлять его, продвигаясь к противоположному
концу зоны.
При рисовании реальных объектов (таких, например, как
этот цилиндр
внизу), учащимся помогут следующие указания и разъяснения.
1.
Закругление (мягкий переход): поверхность
объекта плавно изгибается, определяя
границу, на которой одна градация
светотени сменяется другой. Это размытая, нерезкая граница.
2.Чёткая кромка (резкий переход) — линия встречи (пересечения, соприкосновения или наложения)
двух поверхностей, по-разному
ориентированных в пространстве. Нельзя
прочерчивать её как линию. На рисунке такая кромка создаётся только лишь разницей в тонах.
3. Наложение тона.
Накладывая тон
хоть карандашом, хоть растушёвкой, всегда направляйте движения инструмента, сообразуясь с контурами объекта. Отслеживайте кривизну (выпуклость или
вогнутость) и
кромки поверхностей объекта, определяющие смену градаций светотени: возможно, в одном случае надо растушёвывать, двигаясь в сторону кромки, а в другом — от кромки к свету. Невозможно удержать насыщенность тона под контролем, если у вас одну зону растушёвки пересекает другая, то есть если вы пренебрегаете натуральным расположением кромок и кривых, задающих форму объекта.
4.Контраст. Не опасайтесь и не избегайте резких контрастов тона: ведь они имеют место в действительности. Всегда сравнивайте видимый тон с полностью чёрным или
чисто белым и не забывайте про
пятиступенчатую тоновую шкалу, если надо решить, где нужен тон из серой гаммы. Прищурив глаза при рассматривании объекта, вы отвлечёте
своё внимание от малых деталей и лучше различите зоны местоположения контрастов.
Пять градаций светотени
Чтобы изобразить любой объект реалистично, учащиеся должны полностью понимать, как он освещен, как смешиваются и распределяются на его облике свет и тень. Объёмную форму всякого объекта художник воспроизводит именно благодаря правильному размещению на плоском листе бумаги светлых и тёмных
участков изображения, применению
пяти градаций светотени и продуманному
смешению тонов.
Каждый тон, присутствующий на поверхности рисуемого объекта, вы должны сравнивать с полностью чёрным или чисто белым.
Но как вам
узнать, насколько тёмен тот или иной участок, как измерить (оценить) густоту тона, необходимого в этом месте? Используйте простейшую пятиступенчатую тоновую шкалу. Каждая ступень на ней соответствует
одной из градаций
светотени. Например, тон 3 (серый) —
это светотень 3 на изображении шара, так
называемая полутень (средняя точка
между совсем белым и крайне чёрным).
1 — падающая тень. Это
наиболее тёмный участок, и, воспроизводя
его, вы должны максимально приблизиться к
радикально чёрному цвету (на шкале тон 1 — чёрный). Такова та тень, которая падает от рисуемого объекта на поверхность, служащую ему опорой. Там, где объект и опорная поверхность почти соприкасаются, падающая тень
наиболее густа, а по мере удаления от объекта она немного светлеет.
2- собственная тень. На
шкале это тон 2 — тёмно-серый. Заметьте:
она располагается не на видимом краю
(кромке изображения) объекта, а там,
где поверхность его находится в
удалении от источника света и
освещена хуже прочих участков.
Собственная тень лежит и на стороне объекта, противоположной источнику света, которая закрыта от нас передним полушарием сферы.
3- полутень. Она даёт
нам понятие о подлинном цвете объекта, без
эффектов, порождённых падением прямого
света или темнотой. На шкале это тон 3 — серый. Он несветлый, а ПОЛУсветлый; и не тёмный, а ПОЛУтёмный. Потому данная градация светотени так и названа: ПОЛУтень.
4- отражённый свет.
Светотень этой градации занимает узкую
кромку вдоль видимого контура объекта, особенно хорошо различима в области
между падающей тенью и собственной. Создается она и вправду за счет света,
отраженного окружающими поверхностями (опорой и возможными иными объектами, не
вошедшими в кадр). Этот – то свет и обеспечивает нам впечатление выпуклости,
объемности, солидности, вещественности объекта, подсказывает, какие его части
сильнее удалены от зрителя. Отраженный свет никогда не бывает ярко – белым! Он
ближе к полутени, и на тоновой шкале это не 5, а 4 – светло – серый.
5 –
полный свет. Та область объекта, куда свет от источника «бьет» с полной силой,
должна воспроизводиться девственной, совсем не закрашенной белизной бумаги (на
шкале тон 5 – белый). Растушевку окружающих серых участков по направлению к
этой области следует производить очень тщательно и осторожно, не допуская никаких резких
скачков в сходящей на нет насыщенности тона.
Три этапа рисования
Рисование как
процесс делится на три этапа. Первый —
нанесение точных линий, характеризующих формы объекта. Контуры отграничивают
объект от окружающего пространства,
являются его внешними очертаниями.
Другими тонкими линиями
показываются детали строения
объекта. Совокупность всех контуров
и внутренних линий послужит как бы
«скелетом» вашего рисунка и
будет руководить вами при наложении
тонов.
Второй — размещение тонов на бумаге в
виде, похожем на разрезную головоломку
или политическую карту мира, как
результат идентификации (опознания,
оценки, привязки к форме) светлых и
тёмных участков поверхности объекта.
Третий — растушёвка
тонов во всех областях рисунка с
обеспечением их правильного сочетания
или взаимопроникновения на границах деталей. Изменения густоты тона внутри деталей должны быть мягкими, гладкими,
постепенными. Наглядно ознакомьтесь с
этими тремя этапами на приведенных
ниже примерах шара и яйца, а затем переидите к практическому их повторению на своих
листах бумаги, сообразуясь с тем, что было сказано в разделе «Пять
градаций светотени». Я
предлагаю своим учащимся нарисовать и
шар, и яйцо минимум три раза, предполагая,
что меняется положение источника света: пусть один раз он будет сверху,
затем — слева, потом — справа.
Теория разрезной
головоломки: умение видеть формы
До начала
растушёвки тонов на каком бы то ни было
изображении художнику очень важно обеспечить свою работу прочным «скелетом», или
«каркасом». Для этого и нужен первый этап — нанесение точных линий, характеризующих формы объекта.
Самый
лёгкий и наиболее педагогически оправданный путь выполнения любого
объекта — срисовать его с фотографии при
помощи накладной сетки. Она просто
делит изображение на квадратные (или
прямоугольные) элементы без учёта
его содержания и смысла, а потом каждый
элемент старательно копируется.
Чтобы
облегчить понимание принципа работы такой
сетки, я предлагаю учащимся специальное забавное упражнение, напоминающее разрезную картину-головоломку. Оно состоит из совокупности
143 квадратиков, в которых имеются загадочные чёрно-белые узоры. Квадратики пронумерованы. На чистом листе следует начертить тоже
143 квадратика — несколько большего
размера, организованные в прямоугольник 13×11, но все пустые. Каждый
может доказать себе, что умеет рисовать, когда перенесёт содержимое этих квадратиков в те, согласно номерам.
Такое упражнение приучает ребят видеть форму, только форму и
ничего кроме
формы. Не пытайтесь предугадать, «вычислить», что должно получиться в целом. Как только мы опознаём
объект, начинается
его рисование «из головы», по
памяти — взамен того, чтобы складывать изображение из «кирпичиков», представленных на этой иллюстрации.
Вне зависимости от того, кого (или что) мы рисуем, мы
должны научиться видеть
объект как совокупность множества отдельных форм, увязанных друг с другом подобно элементам
разрезной головоломки. (Иногда это
называют «картированием» объекта.)
Если одна из рисуемых форм не
«тянет за собой» другую на путь слияния в единое изображение, мы делаем вывод, что наш рисунок неточен.
Использование
сетки может кому-то показаться «мошенничеством». Но постарайтесь думать о ней просто как еще об одном орудии ремесла. Все, что
помогает сделать
правильное изображение
оригинала, является
всего лишь «помощником». Можно ли ожидать, что архитектор, проектирующий здание без использования линейки, получит прямые линии? Аналогично и с рисунками.
Зачем
давать неточное изображение объекта, если вы имеете возможность сделать его достоверным? Настоящее искусство возникает с завершающими
штрихами и
зависит от умения убедительно
передавать детали. Поверьте
мне, сетка станет вашим другом, когда вы увидите достигнутые с ее помощью результаты. К тому же, пользуясь сеткой, вы разовьете глазомер
и умение рисовать
«от руки».
Как применять накладную сетку
Для начала следует изготовить накладную сетку, начертив под линейку чёрным маркером на листе
кальки или гладкого прозрачного пластика решётку с квадратными гнёздами.
Можно использовать пластик,
из которого делают гибкие футляры для документов. Маркер должен давать тонкую непрерывную линию. Вместо линейки сгодится и чертёжный угольник.
После того как на листе появится большой ровный прямоугольник (внешняя граница сетки),
разделите его на
клетки размером 20 х 20 мм.
Понадобится также и вторая сетка — с клетками размером 10×10 мм. Линии решётки
должны быть абсолютно прямыми и параллельными, а образованные ими квадраты —
строгими и одинаковыми по величине. Наложите готовую сетку на фотографию из семейного альбома или журнала. Видите, как она разграфила
изображение на одинаковые кусочки?
Затем возьмите лист бумаги и под линейку карандашом (аккуратно и без какого-либо нажима!) начертите на нём решётку из
квадратов того
же размера. Количество их должно совпадать с количеством квадратов на сетке, которые целиком охватывают площадь копируемого изображения.
Теперь вы полностью готовы выполнять этап 1 — нанесение точных линий.
Выбирайте сетку с крупными квадратами, если исходное изображение не очень насыщено деталями. И наоборот: если
количество мелких
деталей, содержащихся в исходном изображении, велико, то возьмите сетку с маленькими квадратами. (Чем меньше квадрат,
тем меньше места
для ошибки.)
Вы можете использовать накладную сетку для масштабирования (увеличения или уменьшения) изображений. Чтобы ваш рисунок
оказался больше
исходного портрета
(оригинала), размер квадратов, начерченных вами на бумаге, должен быть больше размера квадратов сетки, наложенной
на оригинал.
Например: если на выбранную фотографию вы наложили сетку с квадратами
10×10 мм, а на бумаге начертили решётку с
квадратами 30 х 30 мм, рисунок получится ровно в три раза крупнее, чем
фото. (И наоборот: чтобы ваш рисунок оказался
меньше оригинала, квадраты на бумаге
должны быть меньше квадратов
сетки.) Все формы и их
взаимоотношения предстанут в рисунке без искажений, поскольку они соотнесены с квадратами, на которые изображение поделено таким искусственным образом.
Приложение
План – конспект занятия
Тема: «Светотень»
(Рисование гипсового шара, для уч-ся III ступени).
Цель: Научить ребят передавать объем при помощи светотени.
Задачи:
Дидактические:
— Познакомить со светотенью (свет, тень, блик, рефлекс,
падающая тень);
— Познакомить с зависимостью освещения предмета от силы и
удаленности источника света;
— Научить приемам штриховки, передачи светотени «по форме»;
— Научить рисовать предметы несложной формы, передавать
свои наблюдения в рисунке.
Воспитательные:
— Воспитать чувство гордости своим трудом и уважение к
труду других.
Материалы и оборудование:
Для педагога: методические таблицы, небольшие по размеру мячи, гипсовый шар,
металлический шар, настольная лампа.
Для учащихся: бумага, карандаши различной твердости, ластик.
Ход занятия
I.
Организационная часть. Приветствие. Проверка
готовности к занятию.
II.
Основная часть.
- Актуализация
опорных знаний.
Вопрос:
Из каких геометрических фигур состоят окружающие нас предметы?
Предполагаемый
ответ: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, ромб.
Вопрос:
Какие объемные геометрические тела вы знаете?
Предполагаемый
ответ: куб, шар, цилиндр, конус и т.д.
Вопрос:
С помощью каких средств можно передать объем предмета в рисунке?
Предполагаемый
ответ: Цвет, линия, перспектива.
2. Объяснение нового
материала.
Передать объем предмета можно с помощью светотени.
Свет от источника света падает на
предмет и освещает лишь накую —
то его часть. Освещенную часть поверхности
предмета называют зоной света, а часть
поверхности предмета, которая скрыта от источника света и
находится в тени, называют собственнойтенью. Тень, которую предмет отбрасывает на другой предмет,
называют падающей тенью.
На границе между светом и тенью лежит полутень, это
еще не тень
и уже не свет, а граница тонового перехода от темного к светлому.
Источником света может служить лампа, свеча, солнце, луна. От яркости источника света
зависит глубина тени и тон освещенного участка предмета.
Свет
от источника падает на предмет и отражается, образуя самое светлое место на предмете
— блик.
Падающая
тень — всегда находится с противоположной стороны от источника света и
имеет очертания и форму рисуемого предмета.
В
светотени существует еще одно понятие —
рефлекс — отражение от другого предмета. Если
наш шар будет красным, то на драпировку отразится красный цвет. А если на синей или
желтой драпировке расположить
металлический шар, то в нем отразятся цвета драпировки. Это и есть рефлекс
(демонстрируются
учебно — методические таблицы. Рассказ
сопровождается рисунком па доске).
Для более полного представления объемной формы шара необходимо еще и
осязание. Уч — ся трогают руками шар,
чтобы физически ощутить его сферическую
форму. После того, как ребята ясно представят себе объемность формы, они смогут
лучше понять распределение света и тени на гипсовом таре. О блике лучше
всего напомнить учащимся в процессе сравнения
блика на гипсовом шаре и металлическом.
Ребята должны заметить, что блик на гладкой поверхности особенно ярко выражен.
Ребята, передать объем предмета можно при помощи штриховки
в зависимости от его формы. Круглый предмет штрихуем по форме, прямоугольный в сетку, под
углом
Нанесение светотени ведется штриховкой одним тоном полутени, тени, затем наносится второй
слои штриховки, выявляющий тень, и так
до полного соответствия тональных отношении в натуре.
Рисунок
образуется линиями и штрихами. Штрих —
это короткий след от карандаша, он
приобретает значение в совокупности с другими
штрихами, создавая тон, пятно.
Линия —
протяженный след карандаша. Это один из самых главных и наиболее выразительных элементов рисунка. Линии то утолщаются, то утончаются, то усиливаются, то ослабевают до
полного исчезновения.
Рисуя черным по белому, надо стремиться передать не только
форму, но и разнообразную
окраску предметов, их фактуру.
Самое темное
у художника- карандаш, самое светлое —
бумага, а в природе разница между самым светлым
и самым темным велика.
Тем не менее, все эти тональные отношения художник должен
передать своими скромными средствами, и мастеру
это удается. Он берет самое темное в
изображаемом объекте в полную сипу своего карандаша, а
самым светлым остается бумага. Все остальные тоновые градации он укладывает между этими
крайностями.
Художник постоянно следит за сохранением в рисунке последовательности между яркостями разных
предметов и деталей, как и в натуре.
Строить форму на рисунке надо так, будто вы видите его насквозь, как будто она прозрачна.
Надо постоянно ощущать весь объем в целом и стремиться передать это ощущение.
III Практическая часть:
После того, как учащиеся получат четкое представление об особенностях рисунка, они приступают к практической
работе.
Последовательность
выполнения работы:
— Провести посередине, листа вертикальную
и горизонтальную линии,
—
На этих
линиях отложить ровные отрезки;
— Затем, плавным, округлым
соединением этих точек нарисовать шар;
— Внимательно проанализировать распределение светотени
по верхности натуры — шара, наметить тонкими линиями границы света, тени, полутени, рефлекса, блика,
Штриховка.
ведется фронтальная и индивидуальная работа с учащимися.
Приемы штриховки показываются
на доске и на бумаге.
IV. Подведение
итогов:
Достижение поставленной в начале занятия цели. Демонстрируются и анализируются работы учащихся.
Вопрос:
Чего достигает художник с помощью светотени?
Предполагаемый
ответ: объем
Вопрос:
Что такое блик?
Предполагаемый
ответ: преломленный и отраженный свет
Вопрос: от чего зависит
светотень?
Предполагаемый
ответ: от источника света.
Вопрос:
От чего зависит форма падающей тени?
Предполагаемый
ответ: от формы предмета
Вопрос:
Какие градации светотени вы знаете?
Предполагаемый
ответ: свет, тень, полутень, блик, падающая тень.
Итак, передать объем предмета помогает светотень.
IV. Литература.
1. Платонов Н. И, Симонов В. Д «Энциклопедический
словарь юного художника», М, Педагогика, 1983
2. Михейишина М.Я. «Уроки рисования», Минск, 1997
3. Ростовцев Н. Н. «Академия рисунка», М, Просвещение,
1984
4.
Беляев Т.Ф.«Упражнения
по развитию пространственных представлений
у учащихся», М, Просвещение, 1983
5.
Грек В. Н. «Рисую штрихом», Минск, Скарина, 1992
6. Виноградова Г.Г. «Уроки рисовании с натуры в школе»,
М., Просвещение, 1980
Работы учащихся
«Портрет
подруги» Телюк Анна, 11 лет
«Белогривый»
Темирбулатова Любовь, 13 лет
«Портрет девушки» Гамбарова Ангела, 12 лет
«Портрет» Якимова Анна, 12 лет
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев В.В. Что такое искусство? М. 1991.
2. Костерин Н. П. «Учебный рисунок» М., 1976
3. Кожохина С.К. «Путешествие в мир искусства» М.,
2002
4. Парамонов А. В. «Графика и рисунок»
5. Тарасов А. М. «Этюды об изобразительном искусстве» М., 1981
6. Хэммонд Ли «Портрет» Минск, 2003
7. Хэммонд Ли «Учимся рисовать портрет» Минск, 2003
8. Хэммонд Ли «Учимся рисовать людей» Минск, 2003
9. Хэммонд Ли «Учимся рисовать животных» Минск, 2003
10. «Школа изобразительного искусства» Т 1-10 М., 1980
11. Яблонская А. «Преподавание предметов рисунок и
композиция» М., 1961
Руководитель:
Самохвалова Вера Ивановна
Учреждение:
МБОУ Гимназия имени Подольских курсантов
В готовом творческом проекте по ИЗО на тему «Основы графического рисунка» автор рассматривает понятие «графический рисунок» и выясняет способы создания изображений разных объектов с применением данной техники. Также в работе описано, каким образом в изобразительное искусство пришел графический рисунок.
Подробнее о проекте:
В индивидуальном творческом проекте по технологии (ИЗО) «Основы графического рисунка» автор рассказывает о возникновении и развитии графического рисунка и причинах его популярности.Учащаяся подготовила список необходимых материалов и инструментов для создания графического изображения, и пошагово описала свои действия по написанию натрморта.
Оглавление
1. Рисунок.
2. Материалы для графического рисунка.
3. Базовые формы.
4. Создание глубины с помощью штриховки.
5. Перспектива с одной точкой схода.
6. Перспектива с двумя точками схода
7. Черновой эскиз
8. Натюрморт
Литература
Рисунок
Рисунок — это не просто развлечение, но ещё и важная художественная форма. Даже когда вы пишите или печатаете своё имя, вы тоже рисуете! Если вы неким образом организовываете линии, вы можете создать контуры, а когда вы пойдёте немного дальше и добавите тёмную и светлую штриховку, ваши рисунки начнут приобретать трёхмерность, объём и реалистичность.
Рисовать карандашом можно в любом месте, а необходимые материалы для работы очень недороги. Вы действительно получаете то, за что платите, тем не менее, стоит купить самое лучшее, что можете себе только позволить, пополняйте свои запасы инструментов при малейшей возможности. Хотя можно использовать и то, что способно оставлять следы на бумаге, нам будет жалко потратить титанические усилия на создание творения, которое довольно скоро выцветет или сотрётся.
Материалы для графического рисунка
Материалы, которые будут полезны вам для начала своего творчества в художественном пути:
- Планшеты для эскизов, альбомы и блокноты.
- Бумага для рисования (размер А5, А4, А3 и тому подобные, разной плотности и текстуры).
- Бумага для рисования углём. Бумага также имеет разную текстуру и цвет.
- Ластики для художников (клячки).
- Карандаши для растушёвки (их ещё называют «tortillon». Их используют для растушёвки мелких участков рисунка, которые нельзя растушевать пальцем или тряпочкой.
- Крафт-ножи. Понадобятся для того, чтобы аккуратно разрезать бумагу или поточить карандаши. Ими нужно пользоваться с аккуратностью и осторожностью, ведь они очень острые. Также они имеют разные формы лезвия, которые можно легко заменить на инструменте.
- Карандаши для рисования. Карандаши, как известно, имеют разную мягкость. Для начала можно приобрести карандаши с обозначением мягкости HB, 3B, 3H, 5B, 5H.
- Блок с наждачной бумагой. Нужен для того, чтобы придать нужную форму грифелю карандаша, которым вы работаете.
- Небольшой листочек грубой бумаги. Она поможет сгладить кончик карандаша, после того как вы обработаете грифель наждачной бумагой.
- Фиксирующий аэрозоль. Поможет сохранить рисунок от размывания и замедлит его выцветание. Больше подходит для работ углём.
Чтобы начать рисовать – необязательно иметь все предметы/материалы, перечисленные ранее. Для начала достаточно будет всего лишь заточенного карандаша, ластик и бумаги.
Базовые формы
Вам надо знать четыре основные формы в перспективе: куб, цилиндр, конус и сфера. Каждая из этих форм является основой для любого изображения на бумаге. Всё, что мы видим – состоит из тех или иных геометрических форм.
Создание глубины с помощью штриховки
Глубина, если проще, то это отражение бликов и теней на рисунке, а точнее определённый объём фигуры на изображении, что вы создаёте. Чтобы создать иллюзию глубины, когда вы смотрите на форму в упор, необходимо добавить штриховку.
Штриховка создаёт различные оттенки тона и тем самым создаёт иллюзию глубины и формы объекта на рисунке. Также нужно не забыть о бликах, оставляя в положенных местах светлые части, которые либо слегка затемняются штриховкой, либо оставляются белыми (зависит от тона фигуры, смотря что вы рисуете).
Теперь нам стоит поговорить о перспективе и как правильно её построить. Начнём.
Перспектива с одной точкой схода
В одноточечной перспективе лицевая сторона коробки находится ближе всего к зрителю, и она параллельна линии горизонта (линия горизонта находится на уровне глаз). Дно, верх и боковые поверхности параллельны плоскости картины.
-Для начала нарисуйте линию горизонта в виде обычной линии через весь лист. Под этой линией нарисуйте прямоугольник.
-Теперь нарисуйте линию от верхнего правого угла до некой точки на линии горизонта. Поставьте там точку и пометьте её буквами ТС («точка схода»). Поставьте точку так, чтобы она находилась на линии горизонта и делила фигуру пополам, тоесть была посередине. К этой точке будут сходиться все подобные линии.
-Затем нарисуйте линию от другого угла к этой точке, и нарисуйте горизонтальную линию, изображающую заднюю часть коробки.
-Наконец обведите все линии, как показано ниже, и вы получите идеально нарисованную с точки зрения перспективы с одной точкой схода коробочку. Такая коробка может стать книгой, чемоданом, домом и т.п.
Перспектива с двумя точками схода
В двуточечной перспективе ближе всего к зрителю располагается угол коробки. В этом виде перспективы вам понадобятся две точки схода. Этот случай не имеет ничего параллельного линии горизонта. Вертикальные линии параллельны боковым сторонам картины.
— Определите линию горизонта и затем поместите по точке в каждом её конце, обозначив их буквами ТС. Нарисуйте вертикальную линию, которая представляет собой ближайший к зрителю угол коробки.
— Начертите две направляющие к каждой точке схода от верхнего и нижнего концов вертикальной линии. Нарисуйте ещё две вертикальные линии – задние углы боковых сторон коробки.
— Начертите две направляющие к точкам схода, как показано ниже, чтобы полностью определить верхнюю часть коробки. Наконец обведите все линии, как показано ниже, и вы получите коробку, идеально нарисованную с точки зрения перспективы с двумя точками схода.
С этими базовыми знаниями мы можем перейти к разминке.
Действовать нужно спокойно. С самого начала держите карандаш свободно в положении «под ладонью». Вы должны использовать не только саму кисть и запястье, а всю руку. Сделайте несколько округлых штрихов, чтобы привыкнуть к карандашу и расслабить руку. Практикуйтесь рисовать легко, перемещая плечо и руку, делая свободные штрихи на бумаге. Не сжимайте сильно карандаш, тогда ваша рука не будет уставать при рисовании, а линии будут смелыми и плавными.
После этого давайте потренируемся рисовать простые эскизы — пусть это будет несколько свободных форм (различные объёмные базовые геометрические фигуры, такие как: сферы, кубы, цилиндры и т.д.). Не стремитесь к обязательной точности линий, ведь вы всегда можете подправить их позднее.
Черновой эскиз
Используя базовые формы, перечисленные ранее, сделайте наброски самых разных предметов (сами геометрические фигуры или простые предметы, которые состоят из них, например часы или любой фрукт), лишь приблизительно обозначая области штриховки/теней.
Также оцените форму тени, которую отбрасывает предмет, что вы рисуете. В этом месте положите более тёмную штриховку. Поэксперементируйте с использованием карандашей различной мягкости (H, HB, 2B и так далее), изменяя давление на карандаш, и посмотрите, насколько разнообразный вид штрихов у вас получится.
Теперь, освоя базовые знания графического рисунка мы можем рисовать что угодно, ведь всё, что нас окружает – состоит из форм.
Натюрморт
Поставьте перед собой любой фрукт, например персик. Внимательно изучите его и сделайте набросок простых форм. Персик – это сфера, а кусочек – полусфера, поэтому сначала вы можете нарисовать 2 круга, разделив один горизонтально на пополам, а после лёгкими движениями набросать общие формы. Затем нарисуйте очертания сердцевины персика и впадины на вырезанном кусочке.
Следующим шагом заштрихуйте кожицу персика длинными, мягкими штрихами, чтобы отобразить его округлую поверхность. Используйте карандаш 2B, чтобы нарисовать тёмные углубления на косточке и бугристую текстуру верхней части отдельного кусочка персика. Наконец, изобразите линии, радиально расходящиеся от косточки и верха вырезанного кусочка. Готово! Наш сладкий персик удался!
Таким же образом, с помощью построения, перспективы и базовых фигур можно нарисовать что угодно. На этом мы закончим. Надеюсь эта информация была полезна.❤
Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Изображения на бумажном листе, выполненные в графической стилистике, нужно создавать простым карандашом. Такие рисунки, которые традиционно считаются легкими в исполнении, скорее можно назвать самыми универсальными. Они могут быть выполнены маленькими детьми, совсем начинающими художниками или профессионалами, создающими настоящие шедевры искусства.
Инструменты для рисования
Графический рисунок карандашом для начинающих может получится даже у новичка. Для того, чтобы рисунок получился наиболее удачным, необходимо учитывать несколько нюансов. Графический рисунок должен быть похож на оригинал и не может выглядеть плоским. Изображение будет казаться удачным, если уметь грамотно по правилам держать карандаш, стараться грамотно выполнять штриховку и умело накладывать световые блики и тень.
Из-за того, что один и тот же рисунок возможно придется перерисовывать несколько раз, главными качествами хорошего графического художника считаются определенные навыки:
- терпение;
- усердие;
- усидчивость.
Чтобы начать учиться рисовать графические рисунки карандашом, потребуется несколько подручных инструментов.
Карандаш
Карандаши в настоящее время имеют несколько различных категорий. Они отличаются мягкостью, которая обозначается аббревиатурами «Н» и «В», с добавлением цифр, обозначающих степень их твердости. Чем больше значения цифр, сопутствующих обозначению «Н», тем карандаш пишет тверже. В написании и прорисовки линий с использованием такого карандаша они будут выглядеть бледными.
Большое значение цифры, сопровождающей букву «В» может обозначать мягкость грифеля и контраст насыщенности черного цвета. Для наброска в черчении чаще всего используется именно такой твердый карандаш. Для рисунка или объемного изображения скорее понадобится карандаш с аббревиатурой «НВ». Для эскизов и для нанесения штриховки на холст предпочтительнее карандаши 4В, 6В и 8В.
Бумага
Изображение или графический рисунок выполненный карандашом лучше всего наносить на плотную и гладкую бумагу с параметрами от 90 до 110 гр/м2. В этом случае легче исправлять допущенные ошибки и прорисовывать маленькие части. В магазине продают специализированные листы бумаги, предназначенные для графических рисунков и для чертежей. Если под рукой есть хорошая качественная офисная бумага, то начинающему графическому художнику можно использовать и ее.
Ластик
Во время выбора ластика, который будет использоваться при исполнении рисунка, стоит отдать предпочтение резинкам нейтрального цвета. Цветные ластики часто имеют мощные красители и во время работы с ними могут оставаться пятна. Лучше использовать мягкую стиральную резинку, так как твердые рекомендуется использовать во время работы с самыми жесткими по категории или с карандашами в цвете.
Резак или канцелярский нож
Во время рисования простым карандашом достаточно часто приходится заострять его кончик. Обычной точилкой сложно добиться правильной формы острия, поскольку при нанесении графического рисунка, помимо классической заточки, часто применяется стержень по форме «лопаточки». При такой заточке легче нарисовать определенной толщины линии, которые пригодятся для образования нужного цвета или сложных не равномерных штриховок.
Методы и приемы рисования
Графический рисунок карандашом для начинающих может получиться более красивым, если уметь правильно расположить изображение относительно размера бумаги.
Во время рисования кисть руки может закрывать рисунок, в результате чего будут видны только некоторые его отрывки. Для хорошего результата нужно, чтобы рисунок был виден целиком. При обычном захвате карандаша из-за согнутых пальцев, возможна штриховка исключительно короткими линиями. Также, сложности могут возникнуть из-за того, что рука постоянно трется о лист бумаги и может смазать изображение.
Поэтому при нанесении графического эскиза лучше использовать способ под названием «Tripod», при котором нужно держать инструмент написания рядом с его серединой частью. Если кисть отрывать от листа, то увеличится возможность нанесения полноценного изображения сразу.
Это станет возможным за счет работы руки в целом (начиная предплечьем и заканчивая кистью), что позволит нарисовать ровную линию нужной длины. Такой способ держать карандаш позволяет наносить графическое изображение не размазав рисунок.
Если нанесение рисунка происходит на мольберте, следует применить способ держать карандаш под названием «Overhand». В этом случае он зафиксирован среди больших пальцев с одной стороны и остальными пальцами, с обратной стороны. Исходя из формы эскиза расположение пальцев рук может изменяться. Результатом использования этого способа усиливается нажим во время нанесения штриха.
Существует несколько техник нанесения графического изображения:
Штрихование | Использование штрихов разной формы и длины, при помощи которых эскизу придается объемность и фактура. Штриховки бывают: волнистая, параллельная, зигзагообразная, хаотичная и перекрестная. |
Тушевание | Особенность штрихования. Во время нанесения, карандаш не поднимается с рабочей поверхности и полосы наносятся в плотную друг к другу. Такой способ используют на маленьких частях эскиза с целью получения ровного тона. |
Растушевывание | Использование способа размазывания после частого штрихования. При таком нанесении рисунку придается эффект фотографирования. Изображение складывается без видимых фрагментов, из которых сложен эскиз. При таком способе теряется фактурность и реалистичность изображения. |
Гравировка | Способ применяется для прорисования текстурности, его используют для изображения эффекта волосяного покрова и имитации шероховатой поверхности. |
Осветление ластиком | Такой метод используют с целью осветления рисунка или изображения блика на эскизе. Ластик в виде небольшого шарика при помощи легкого прикосновения к бумаге делает часть рисунка немного светлее его основной части. |
Мастер-классы
Графический рисунок карандашом для начинающих может быть нанесен линейным или объемным способом. Первоначально, для неопытных художников, рисунок должен состоять из минимально возможного количества предметов. Это могут быть математические фигуры, живые существа или комплексные пейзажи.
Объемный квадрат
- Чтобы изобразить объемный квадрат, нарисовать полосу горизонта по диагонали. В нижней зоне листа точка с краю должна находится в середине по левой стороне листа бумаги, верх должен быть расположен на расстоянии от 5 до 7 см с правой стороны верхней части угла. Линию горизонта рядом с правым краем не нужно протягивать к самой границе рабочего листа.
- Верх рабочей поверхности однотонно штрихуется, без применения теней и градиентов.
- При отдалении от линии горизонта на 5 см вниз рисуется квадрат, чтобы его стороны располагались вертикально, а верх и низ параллельно друг другу. Они должны соединять крайнюю полосу горизонта на правой стороне листа.
- Из верхних углов квадрата рисуются диагонали по направлению к правому верхнему углу бумажного листа. Линии соединяются параллельно по отношению верхней границы нарисованной фигуры.
- Со стороны нижнего угла справа выводится прямая параллельная линия, где крайняя точка находится в верхнем углу справа. При соединении граней должен получится объемный квадрат.
- Покрасить фигуру и указать падение света на нарисованный объект.
- С правой стороны от готового предмета нарисовать падающую тень.
Объемный цилиндр
Графический рисунок карандашом для начинающих в цилиндрической форме может быть выполнен при помощи нанесения контурных линий.
- В самом начале нарисовать вспомогательные линии, для этой цели в середине листа провести вертикаль.
- На краях нарисовать отрезки отступая 4 см.
- На расстоянии 3 см от места пересечения линий с правой и левой сторон нанести вертикали, которые будут параллельны основной линии.
- С верхней и нижней сторон наносятся округлые изображения, из мест пересечений вспомогательных линий с гранью нарисованных фигур.
- Стереть линии, которые выполняли дополнительную функцию.
- Из центра овальной фигуры, расположенной снизу, с верхней и нижней его сторон протянуть диагонали, которые будут располагаться в сторону центральной части правой стороны бумажного листа, указывая на тень от предмета. Протяженность линий не должна быть размером более ½ длины стороны цилиндра.
- Соединить точки по краям линиями в виде полукруга, выпуклого к верху.
Объемная чашка
- В центре рабочей поверхности бумажного листа изобразить вертикальный отрезок.
- На расстоянии 3 см от верхней точки линии надо изобразить горизонтальную полосу, которая будет определять верхнюю часть эскиза, пересекаясь с вертикальной линией в середине. Размер второстепенных линий должен быть одинаковый.
- Измерить расстояние от верха вертикальной полосы до его пересечения с горизонталью.
- В конечной точке снизу вертикали нарисовать горизонталь, равную протяженности ½ верхней полосы. Место пересечений должно располагаться в середине горизонтали.
- Отталкиваясь от крайних точек линии нарисовать овал.
- С боковых точек овала расположенного сверху вывести 2 изогнутые линии в сторону низа. При этом концы должны располагаться на краях нижней фигуры.
- Отступая 1 см от нижней части меньшего по размеру овала, нарисовать полукруг, который будет равен стороне ближней фигуры.
- С правой стороны кружки нарисовать немного изогнутый полукруг, который будет исполнять роль ручки кружки.
- На расстоянии 1 см от полученного полукруга изобразить полукруг, который будет повторять изгибы уже имеющегося, и выполнять роль тени.
- В соответствии с углом падения света на фигуру нанести штриховку на ее внутреннюю часть.
Объемный кувшин
Для начинающих художников нарисовать объемный графический рисунок карандашом помогут правильно выбранные инструменты.
- В самом центре листа нарисовать вертикальную линию, именно она и будет являться серединой кувшина.
- По обеим сторонам от вертикальной линии на одинаковом расстоянии нарисовать 2 изогнутые, одинаковые по длине линии.
- Верхние точки с правой и левой сторон соединить полукругом, изогнутым вниз.
- Отступив от нижнего овала на расстоянии 1 см соединить полукруг с нижней стороной кувшина.
- С правой стороны нижней грани нарисовать тень при помощи штрихования.
- Обозначить угол падения света в верхней части рисунка.
Объемный цветок
- Чтобы нарисовать объемный цветок, изобразить полукруг с глубоким изгибом к низу, располагая его диагонально.
- Под нижней гранью полосы рисуется небольшой полукруг, напоминающий по своей форме основной контур рисунка.
- Повторно рисуется полукруг, напоминающий изображение будущего бутона растения.
- Из центральной части внутреннего полукруга большего размера рисуется треугольник. Его боковые грани представляют собой изогнутые линии, расположенные в противоположные друг другу стороны.
- От верхнего угла данного треугольника выводится вертикаль в сторону низа рисунка, которая не доводится до нижней точки границы плоскости.
- На небольшом расстоянии от верхнего края по левой стороне вывести вверх треугольник, не имеющий основание. Правая точка треугольника должна быть расположена в 1 см от центральной части рисунка по отношению к правой крайней точке в полукруге.
- Нарисовать второй треугольник без основания, соединяя его с основной фигурой.
- Промежуток между углами наверху соединить изогнутой линией.
- К нарисованному объекту следует добавить детали, которые будут изображены дополнительными кривыми, чтобы в итоге получился объемный бутон цветка.
- В завершении наброска из центра полукруга вывести вертикаль по направлению вниз, изображая стебель растения.
- По желанию изображение можно дополнить шипами или листьями.
Объемная орхидея
- Изогнутый стебель будущей орхидеи изображается из центра нижней границы бумажного полотна.
- Из нижней части стебля растения рисуются 3 вытянутых по направлению вверх листика.
- Прорисовываются контуры этих листьев и накладываются тени, которые зависят от угла падения света.
- Отступить 5 см таким образом, чтобы центр бутона располагался на стебле.
- В качестве деталей прорисовки использовать 5 треугольников, из которых 2 срединных и 2 нижних одинаковые, не имеющие основания и соединенные друг с другом.
- Таким же образом прорисовываются еще 2 бутона поверх первого. Каждый последующий бутон по размеру должен быть меньше предыдущего.
- С самого края изогнутого стебля рисуются 5 небольших овалов, таким образом будут выглядеть нераскрывшиеся бутоны, которые хаотично разбросаны с каждой стороны цветка.
Объемный заяц
- В середине бумажного листа нарисовать 2 овала разного размера. Диагонально они должны быть противоположны друг другу, верхний овал должен быть намного меньше расположенного снизу.
- Между овала провести небольшую вертикальную линию, на которой будут располагаться рот и нос зайца.
- С границы линии в правую сторону вывести полукруг с изгибом вниз, длиной около 9 см.
- Из верхней точки вертикальной линии провести в левую сторону полукруг, который будет похож на изогнутую линию напоминающую форму головы.
- Продолжением полукруга должны быть направленные вверх уши животного.
- Одно из ушей зайца должно быть шире и выше другого в зависимости от удаленности изображения.
- Внутри головы нарисовать глаз.
- Последним штрихом будет дополнение изображения зрачком, усами и штриховкой туловища.
Объемный котенок
- Для начала нарисовать 2 треугольника, отступив от середины листа вверх 8 см.
- Обе фигуры следует соединить горизонтальной линией, края которой объединить полукругом (который в дальнейшем будет мордой животного), проведя его внизу линии.
- Из крайних по бокам точек овала (будущей морды) в нижнюю часть провести полукруг.
- От правой границы выведенного полукруга отступить 2 см и провести плавную изогнутую линию, которая в дальнейшем будет исполнять роль туловища животного.
- Подрисовать передние и задние лапки животного при помощи прямых и изогнутых линий.
- Из полукруга, изображающего туловище животного, прорисовать хвост, сделав его немного заостренным.
Лицо человека
- Чтобы изобразить лицо человека, для начала нарисовать в середине листка бумаги вспомогательные линии, которые должны быть перпендикулярными друг другу.
- С нижней стороны отмеченной линии наметить уровень будущих глаз. Из вспомогательной прямой линии, проходящей около глаз, провести 2 вертикальные прямые, которые будут являться ориентиром для расположения ноздрей.
- Под ноздрями нарисовать овал, который в дальнейшем будет исполнять роль рта.
- Над отмеченными глазными овалами нарисовать брови, которые должны быть расположены на одном уровне и вплотную к вспомогательной горизонтальной линии.
- По желанию можно детализировать изображение, подрисовать зрачки, волосы и остальные характерные внешности человека черты.
Рисунки в стиле графики карандашом необходимо создавать, учитывая основные правила данного стиля изобразительного искусства. Для начинающих мастеров самым простым вариантом считается срисовка уже готовых изображений, с использованием четкого алгоритма создания таких рисунков.
Автор: Ольга Жанская
Видео о графических рисунках
Разбираем простейшие графические приемы:
Как создать графический рисунок
Если вы хотите сделать графический рисунок, не обязательно брать карандаш и отказываться от красок. Различие между живописью и графикой не в этом. Главное – как вы будете использовать ресурсы материала, будь то фломастеры или акварель.
Инструкция
Выберите бумагу для рисунка. В графике цвет и фактура материала являются одним из выразительных средств. Не заполненное рисунком пространство будет восприниматься как его часть. Фактура бумаги – гладкая, ворсистая, шероховатая – влияет не только на общую композицию рисунка, но и на характер штриха. Если на гладкий материал карандаш или уголь ляжет ровно, то на фактурном линия будет более «рыхлой».
Сделайте набросок сюжета или предметов. Определите лучшую композицию и форму всех объектов. Старайтесь использовать тонкий твердый карандаш, чтобы линия бала как можно светлее. Использование ластика желательно свести к минимуму.
Выберите материал, которым будете делать рисунок. Это могут быть простые или цветные карандаши, гелевые и капиллярные ручки, фломастеры, уголь, сангина и т.д. Ими удобнее всего рисовать контурные линии, точки и наносить штриховку. Толщина и насыщенность цвета контура должна меняться. Делайте его шире и темнее по мере приближения объекта или его части к переднему плану.
Во время штриховки обращайте внимание на направление штриха, его форму и длину. Направление и форма должны повторять форму предмета. Для того чтобы «собрать» однонаправленные линии в единое целое, можно наложить слой штриховки под углом к предыдущему. Меняя расстояние между штрихами, вы можете передавать различные фактуры и даже вес предметов. Разряженная штриховка сделает предмет воздушным, легким, полупрозрачным. Градация тона в штриховке позволит вам показать форму и объем.
Вместо или вместе с карандашами, фломастерами, ручками вы можете использовать краску – акварель, гуашь, акрил. Она применяется для создания пятен, то есть сплошных заливок, создающих плоские поверхности. В этом случае прорабатывайте форму такого пятна, его четкость, обращайте внимание на его контраст с цветом бумаги.
В графическом рисунке, в отличие от живописи, важна декоративность. Любое изображение в такой технике условно. Вы можете детально прорисовать предмет или героя на переднем плане, а задний оставить чистым, но зритель все равно поймет, что белый лист – это небо, вода или земля. Незаконченность, лаконичность или даже скупость рисунка могут стать его положительными сторонами. Для достижения такого результата следите за цельностью и выразительностью вашей работы.
Видео по теме
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Пиксель-арт: от черновика до игрового ассета
Время на прочтение
10 мин
Количество просмотров 109K
→
В этой статье я постараюсь визуализировать общий подход к работе. Итак, вы решили учиться арту: вы скачали какое-то ПО, запустили его и увидели все эти опции, бесконечные цвета и многое другое, быстро всё закрыли, удалили программу и выбросили свой ноутбук в окно.
Возможно, спустя несколько месяцев вы это повторите. Иногда вы попытаетесь нарисовать пару линий, которые выглядят как детский карандашный рисунок, или даже хуже, и на этом решите бросить.
Если вам это знакомо, то данная статья как раз для вас, так что продолжайте читать.
Независимые разработчики игр довольно часто жалуются на то, что они не могут создавать графику, потому что они программисты, а денег на оплату художников у них нет.
И хотя изучение арта может показаться устрашающей задачей, в реальности вы можете подняться до вполне достойного уровня, потратив на практику по крайней мере один год.
Если возьмётесь за работу очень усердно, то, возможно, получите неплохие результаты через несколько месяцев.
Приготовьтесь к пиксель-арту
В этой статье я рассмотрю пиксель-арт. Считаете, что он давно стал клише и от него все устали?
Ну, на самом деле, пиксель-арт — превосходное подспорье для того, чтобы стать художником. Вы обнаружите, что достаточно хорошо освоив пиксель-арт, очень легко можно перейти к другим стилям графики.
Ещё одно серьёзное преимущество заключается в том, что вам нужна только мышь, и не надо тратить деньги на графический планшет. На самом деле, большинство людей, рисующих пиксель арт, предпочитает ради повышенной точности пользоваться мышью.
Часто про пиксель-арт говорят и такое: «он может выглядеть красиво, но большинство пиксельной графики инди-разработчиков ужасно».
И я могу с этим согласиться, но если вы будете следовать правилам из этой статьи, то ваш пиксель-арт будет выше среднего, не волнуйтесь.
10 этапов создания пиксель-арта
Лучший способ повышения навыка — сначала узнать правила. Позже их можно нарушить, но когда учишься чему-то новому, следование правилам даёт тебе сильный толчок вперёд.
В этой статье я расскажу вам о десяти этапах и паре правил, которые помогут вам начать. Можете повторять их с любой пиксель-артной графикой, которую вам нужно создать.
Чтобы игра выглядела хорошо, ей нужен уверенный графический стиль, и если вы будете следовать моим рекомендациям, вы этого добьётесь.
Этап 1 — палитра
Никогда не выбирайте цвета самостоятельно. Цвет — сам по себе искусство, но, к счастью, мы можем позволить заняться им профессионалам. Загляните сюда и выберите цветовую палитру.
Учтите, что количество цветов в палитрах может быть разным. Не рекомендую использовать палитры больше 32 цветов, а для начала даже 16 цветов.
Для этой статьи я выберу такую палитру. Можно было взять любую другую, я выбрал её случайным образом из списка.
Этап 2 — разрешение
Для начала выбирайте небольшое разрешение. Если вы новичок, то ударьтесь в ретро и создавайте спрайты размером 16×16 или 32×32, не больше.
Можно использовать и другие соотношения, например 24×32, главное, не слишком больше этого.
Этап 3 — контуры
При рисовании объекта сначала нарисуйте одним цветом, например чёрным, его контур. На этом этапе не допускаются никакие другие цвета.
Рекомендуется всегда иметь перед глазами референс (справочное изображение). Вы должны иметь возможность видеть референс, пока рисуете, а не постоянно переключать окна.
Также проверьте, чтобы в контуре не было дыр, на данном этапе это самое важное.
Я нарисовал такого паренька с разрешением 32×32. Выглядит он ужасно.
По крайней мере, теперь вы не будете жаловаться, что я не начал с самого начала!
Этап 4 — цвета
Убедившись, что контур достаточно хорош, можно приступать к заливке внутренней части. В большинстве программ есть инструмент «Заливка цветом», и это самый быстрый способ заполнения внутренних областей нужным цветом.
Здесь снова используйте как можно меньше цветов, и только из палитры, которую вы выбрали. В хорошем дизайне персонажа будет как минимум три различных диапазона. По сути, диапазон (ramp) — это способ упорядочивания цветов палитры по семействам оттенков, от тёмного к светлому.
Обычно на этом этапе нужно выбирать цвета из середины каждого диапазона, то есть не очень тёмные и не очень светлые, только если по каким-то причинам вы рисуете объект или персонаж, для которого нужны именно они.
Вот пример возможных диапазонов ранее выбранной мной палитры. Заметьте, что я не добавлял все цвета из палитры, только некоторые, чтобы вы поняли принцип.
Также на картинке видно, что цвет может использоваться в нескольких диапазонах, становясь или начальным, или конечным цветом.
Итак, я выбрал несколько цветов из палитры и раскрасил своего персонажа.
Помните, я говорил, что важно не оставлять дыр?
Этап 5 — оттенки
На этом этапе могут застрять многие, и на самом деле можно создать красиво выглядящую игру только на основе предыдущих этапов, без оттенков. Достаточно придерживаться правила цветовой палитры, сохранять целостность художественного стиля, и ваша игра уже будет выглядеть лучше, чем большинство других.
Но чтобы расти как художнику, вам необходимо освоить навык затенения.
Для начала есть простой трюк: нужно выбрать направление освещения в игре — слева или справа, а затем придерживаться его при создании каждого спрайта, тайла и всего остального.
Примечание
Это означает, что если у вас есть персонаж, смотрящий вправо, то чтобы он смотрел влево, нельзя просто отзеркалить его в коде. Его нужно перерисовать с учётом фиксированного направления света.
Основная идея затенения заключается в том, что части изображения, на которые падает прямой свет, становятся светлее, а части, на которые не падает свет, остаются в тени, поэтому они становятся темнее. Очень просто, правда?
Но если вы новичок в графике, то, скорее всего, не понимаете, как это сделать, и в большинстве туториалов это не объясняется, потому что просто читая слова, этому не научиться.
Поэтому вот вам хитрость. В своём примере я возьму освещение, падающее справа.
Для начала каждому цвету персонажа я подберу более светлый цвет, и раскрашу один пиксель каждого края, находящегося справа или сверху.
Затем для каждого цвета персонажа я выберу более тёмный цвет и раскрашу им каждый пиксель каждого края, находящегося слева или внизу.
Знаю, что это выглядит довольно ужасно, но продолжайте чтение, и вскоре мы улучшим ситуацию.
Если по каким-то причинам этот этап кажется вам слишком сложным, то приблизьте изображение и посмотрите, как я это сделал — добавлены два дополнительных оттенка для синего, красного и бежевого цветов. Все они выбраны из палитры и нанесены с учётом правила «сверху-справа»/«слева-внизу».
Этап 6 — пропорции
Это ещё один источник неудач для начинающего художника. К счастью, пиксель-арт низкого разрешения сильно упрощает его.
На этом этапе всё становится довольно субъективным. Возможно, это вас удивит, но чтобы стать хорошим художником, нужно практиковаться не руками, а глазами.
Ваша основная задача — разбудить в себе нечто, называемое «взглядом художника». Это особый навык, позволяющий вам смотреть на вещи и разлагать их на составные части, а затем складывать их своими руками.
«Взгляд художника» раскрывается сочетанием создания собственной графики и изучения работ других людей. Необходимы оба шага: если вы просто продолжите рисовать, не глядя на работы других, или будете только изучать других, не рисуя, то этот взгляд у вас не разовьётся.
Давайте проверим ваши собственные глаза — снова взгляните на этот ужасный спрайт и скажите, какие его части выглядят глупо.
(Не тратьте время на поиск отличий между этим и предыдущим изображением, они одинаковы, я просто повторил его здесь для удобства.)
Первое, что приходит в голову — похоже, что наш персонаж падает. Давайте ему поможем.
Единственное, что я здесь сделал — переместил по горизонтали несколько пикселей. Из этого можно понять, что создание рисунков — это очень итеративный процесс. У вас не получится сделать всё правильно с первого раза, придётся вносить кучу переработок.
Давайте ещё раз взглянем на эту версию и подумаем, что теперь с ней не так?
Мне кажется, что бедный персонаж танцует, но он не должен танцевать, так что давайте это исправим.
Отлично, поза стала получше, а ещё я добавил ему штаны.
Примечание
Для создания поз можно использовать тысячи референсов из Интернета. Вполне может хватить даже каких-то случайных фотографий.
Не думайте, что художники рисуют только из своего воображения, они смотрят на референсы!
Это похоже на то, как кодеры ежедневно заходят в Google или на Stack Overflow — никого это не волнует.
Этап 7 — подчищаем блоки
Видите эти некрасивые чёрные скопления пикселей?
Давайте избавимся от них всех и создадим правило, что пиксель может касаться максимум двух других пикселей.
Персонаж стал чище. По какой-то причине это изменение дало мне понять, что у него должен быть длинный нос, поэтому добавим его.
Иногда сам процесс редактирования даёт нам вдохновение.
Примечание
При удалении скоплений пикселей существуют некоторые исключения: иногда нельзя удалить определённый пиксель, даже если он образует скопление, потому что в противном случае в контуре возникнет дырка.
Я добавил нос и немного изменил форму головы, чтобы она лучше соответствовала носу.
Также я добавил контуры вокруг ног, чтобы они соответствовали остальным частям. Весь арт в игре должен быть целостным!
Этап 8 — подчищаем оттенки
Хитрость, которую мы применили при затенении, сработал, но в некоторых частях персонаж всё равно выглядит немного уродливо.
Если ваш взгляд художника уже активировался, то у вас появятся предпочтения по замене тёмных и светлых пикселей более нейтральным оттенком.
Здесь я сделал пару действий — заменил все яркие и тёмные пиксели, которые казались неуместными, а затем изменил внешние контуры.
Пиксель-арт имеет такое низкое разрешение, что контуры отнимают пространство, необходимое для деталей. В некоторых важных местах они нужны, но не в этом случае.
Также я добавил персонажу руки и ноги, больше соответствующие стилю других его частей.
Небольшое изменение: я изменил его штаны и переместил на пару пикселей. Но что-то всё равно кажется странным, я не совсем понимаю, что делать дальше.
Давайте попробуем убрать контуры, заменив их на цвета ближайших пикселей.
Если посмотреть на персонажа теперь, то ноги выглядят странно, как у кентавра. И ещё у него странное лицо — нос смотрит в одном направлении, а глаза — в другом.
Художники используют хитрость, позволяющую мозгу искать ошибки — они смотрят на рисунок под другим углом.
Свежий взгляд позволяет заметить то, что не видел раньше, и когда я убирал контуры, можно было просто посмотреть на перевёрнутое изображение!
Итак, я переделал многие части его головы, рук и ног. Он уже выглядит полностью иначе, немного правильнее.
Но постойте, почему у него нет ушей? И почему кажется, что его шляпа висит в воздухе, а не соединена с головой?
Мы это исправили, и теперь персонаж начал выглядеть намного профессиональнее. Посмотрите на затенение на шляпе. Понимаете ли вы, как оно работает?
В нём просто применено то же правило — свет с одной стороны, тень с другой. При правильной реализации персонаж выглядит почти трёхмерным.
Чтобы затенение выглядело правильным, если у вас ещё не открылся «взгляд художника», то просто пробуйте разные сочетания тёмных, нейтральных и светлых пикселей.
Всегда придерживайтесь трёх оттенков. Здесь сложно ошибиться, потому что при работе со спрайтами низкого разрешения изменений бывает очень мало.
Однако внешний вид затенения иногда может сильно зависеть от единственного пикселя. Это вы поймёте со временем и практикой.
Примечание
Как только вы начнёте понимать, как работает затенение, то сможете лучше создавать объекты, имеющие объём, что и является основной задачей затенения.
Однако стоит помнить, что изучаемой нами системы с тремя оттенками более чем достаточно для большинства пиксель-арта низкого разрешения. Добавление большего количества оттенков делает пиксель-арт более грязным и шумным.
Этап 9 — доводка
Да, персонажа уже можно использовать, но давайте продолжим улучшать его.
Ещё один простой трюк, позволяющий добавить объёма — знание о том, что в дальних частях объектов нужно использовать более тёмные оттенки.
Поэтому я сделал одну из рук и одну из ног более тёмного оттенка, всё просто.
Давайте ещё что-нибудь улучшим!
Здесь я немного изменил положение рук. Совершенно нормально перерисовывать части персонажа, пока вы не будете полностью довольны. Чем больше практикуетесь, тем быстрее будете получать качественный результат и тем меньше понадобится переделок.
Ещё я добавил шарф и волосы. Учтите, что если добавлять разные элементы, расположенные близко друг к другу и имеющие одинаковые или похожие цвета, то это будет сбивать с толку.
В нашем случае шарф позволяет добавить контраста для отделения волос от рубашки.
Также я немного изменил цвет глаз, это уже касается дизайна персонажа — мне показалось, что чёрные глаза не соответствуют остальным частям.
А затем нужны два тёмных пикселя посередине рубашки?
В основном ради эксперимента: я попробовал, и мне понравился результат. Так как пиксель-арт с низким разрешением требует немного воображения, эти два пикселя намекают складки на одежде, или что персонаж одет в водолазку, или что он женского пола.
Наконец, я снова вернул контур, рисуя по пикселю за раз и избегая создания скоплений пикселей.
Рисовать контуры или нет — в основном вопрос предпочтений. Но они помогают создать контраст между персонажами и фоном.
Контур не обязан всегда быть чёрным. Вот альтернативный способ создания контура — мы смотрим на соседние с контуром пиксели и выбираем немного более тёмный оттенок.
Разумеется, я всегда использую только цвета из исходной палитры, не забывайте об этом!
Эта последняя версия может выглядеть лучше, но чем больше цветов, тем больше времени будет уходить на анимацию. Поэтому здесь я снова вернусь к чёрному контуру.
Примечание
Если сравнить версию с контуром и версию без контура, то контур может выглядеть «тяжёлым».
Выбор того или иного варианта зависит от эффекта, который нужен для вашего стиля графики.
Этап 10 — анимация
По сути анимирование заключается в следующем: мы берём наш спрайт и создаём слегка отличающиеся кадры в других позах.
Низкое разрешение пиксель-арта помогает и в обучении анимации. Давайте начнём с анимации бездействия, самой простой из всех видов анимаций.
По сути, я просто выделил половину спрайта и переместил её вниз. Если вы ленивый разработчик, то вам и этого будет достаточно, но не для меня!
На этот раз я переместил ещё несколько пикселей, переместив вверх волосы, шляпу и нос. Так сделано потому, что когда перемещает голову вниз, всё остальное тоже сдвигается вниз, но не мгновенно, что добавляет задержку для этих частей.
Обе руки я немного сместил влево, чтобы симулировать небольшой вторичное движение. Это не какой-то специализированный термин, он просто означает, что это независимое действие, никак не связанное с колебаниями головы.
Этап 10 — субпиксельная анимация
Если вы добрались досюда, то уже входите на территорию более сложных задач.
Пока низкое разрешение помогало скрывать то, что мы изучаем графику, но иногда оно работает против нас.
Последний кадр стал хорошим тому примером: движения шляпы и носа слишком уж сильные. Но мы ведь сдвинули их всего на один пиксель вверх!
Вот если бы мы могли сдвинуть их меньше, чем на пиксель, чтобы сделать движение более плавным… Но увы, пиксель — это самая маленькая величина.
Однако есть одна хитрость — вместо того, чтобы двигать пиксели, мы можем двигать цвета!
Поэтому я вернул нос и шляпу на их исходное место, и вместо этого меняю только цвета, заливая их соответствующими тёмными и светлыми оттенками так, как мне показалось правильным.
И этот трюк тоже зависит от вашего «взгляда художника». Активно тренируйте его, и постепенно начнёте работать всё проще и быстрее!
Заключение
Надеюсь, вам понравилось наблюдать, как я превратил совершенно бесформенную фигуру из палочек и кружочков в персонажа, которого можно использовать в игре. Я попытался показать все этапы и объяснить, почему и как я их выполнял, чтобы это не превратилось в ещё один туториал «нарисуйте оставшуюся часть совы».
Я планирую выпустить похожие статьи по другим темам, например, тайлсетам, низкополигональным моделям или даже музыке, всё зависит только от свободного времени и мотивации.
Также не забудьте прочитать мою статью про pixel perfect graphics, которая тоже очень важна для создания целостного графического стиля.